Сценарий спектакля «Победившие смерть».

Премьера состоялась в честь открытия мемориальной доски, посвященной расположению в здании школы эвакогоспиталя №3091.

Время проведения: февраль 2016 г.

Действующие лица:
Ведущие: 1,2.

Медсестры: 5 чел., врач Полякова Анфиса Ивановна, раненые: Ёрник, Интеллигент, Хохол, тяжелораненый, Азербайджанец, философ, портной, Командир, Шеф комбината (женщина), дети, дающие концерт раненым: 2 девочки, 2 мальчика, хор 5а класса, Фотограф, семья: Мама и дети (мальчик и две девочки).

Сцена 1.

Видео сюжет «А завтра была война» .

Ведущий1: Нет в России города, деревни, который не гордился бы своими героями, защитившими страну от фашизма в годы Великой Отечественной войны, но на долю не каждого населенного пункта выпала одна из трудных в мире задач - спасение жизни раненых. Карабановцы вместе со всем советским народом, работали, не зная отдыха на Комбинате им. 3 Интернационала, в эвакогоспиталях, возвращая в строй раненых бойцов и командиров, не думая, что они совершают подвиг.

Ведущий 2: Госпиталь Карабанова развернулся в трех зданиях: городской больницы, дома №14 по ул. Мира и школы №9. Здесь, в этом здании, в годы Великой Отечественной войны классные комнаты превратились в палаты для раненых, операционные и перевязочные блоки.

События, о которых мы вам расскажем, происходили в этом здании в 1941-1943 гг. Представьте. Вместо железного забора вокруг школы - деревянный частокол. Во дворе суета. На телегах, запряженных лошадьми, подвозят провиант, белье из прачечной, медикаменты и другие необходимые вещи. Госпиталь тщательно готовился к приему раненых с фронта. Чистили, мыли, убирали помещения, расставляли койки, заправляли постельным бельем, оборудовали перевязочные, операционные. Ждали прибытия более 300 человек. Выполнялся приказ Сталина, об организации тыловых госпиталей...
(открывают сцену)

Сцена 2. Ночь. Палата. За ширмой тень раненого и склонённой над ним медсестры и врача. Музыка фоном.

Ведущий 1 : Привезли солдата в медсанбат Врач сказал: «Не доживёт до ночи…»

Тяжелораненый: Мне бы песню…

Ведущий 1 : Прошептал солдат.

Тяжелораненый: Я до песен с давних пор охочий.

Ведущий 1 : Боль невыносима и остра,

Сто осколков раскрошили тело

И сестра, усталая сестра,

До рассвета над солдатом пела.

Исполняется песня «Зорька алая». Сценка «Бред» на стихотворение О. Берггольц «В госпитале»

Ведущий 2: Солдат метался: бред его терзал.

Горела грудь. До самого рассвета

Он к женщинам семьи своей взывал,

Он звал тоскуя:

Тяжелораненый: «Мама, где ты, где ты?» -

Ведущий 2 : Искал её, обшаривая тьму.

И юная дружинница склонилась

И крикнула сквозь бред и смерть ему.

Медсестра 1 : «Я здесь, сынок! Я рядом, милый!»

Ведущий 2: И он, в склонённой, мать свою узнал,

Он зашептал, одолевая муку:

Тяжелораненый : «Ты здесь? Я рад, а где ж моя жена?

Пускай придёт, на грудь положит руку».

Ведущий 2: И снова наклоняется она,

Исполненная правдой и любовью, -

Медсестра 1: Я здесь (кричит) я здесь – твоя жена!

У твоего родного изголовья.

Я здесь, жена твоя, сестра и мать.

Мы все с тобой, защитником отчизны.

Мы все пришли, чтобы тебя поднять,

Вернуть тебя Отечеству и жизни.

Ведущий 2: Ты веришь, воин.

Отступая, бред

Сменяется отрадою покоя.

Медсестра 1: Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,

Покуда сердце женское с тобою.

Допевает песню. Уходит. Ночь . Палата. Медсестра Аня. Навстречу Ане поднимается раненый ёрник, она даёт ему пузырёк с лекарством, тот выпивает.

Раненый ёрник : Чё это? Тьфу!

Медсестра смотрит на тяжело раненого) Плохо ему…

Раненый интеллигент : А Вы положите свою ладошку ему на лоб. Я-то, помню прикосновение этой ладони! Лучше всякой процедуры. Может, даже лучше всякого лекарства Ваша маленькая прохладная ладонь, Анечка.

Аня : Ах, как я устала, если бы вы знали! Такие дежурства иногда выпадают… такие!..

Раненый ёрник : К Афоне нельзя?

Аня: Нельзя! Вам сказано!

Р.ёрник : А он живой?

Аня: Живой-живой! Господи! Что я вас обманывать стану?!

Аня (вздохнула): Ну, я пойду, (посидела немного) не хулиганите тут без меня? Вы у меня молодцы! (поочерёдно потрепала по волосам раненых) Хуже будет (кивнула на тяжелого ), зовите. Свет совсем не тушите: во тьме раненые хуже себя чувствуют. Хотя что это я? Вы ведь всё знаете (ещё раз дотронулась до раненых и пошла из палаты).

Сцена 3. Медсёстры.

Сестра задёргивает кулисы, спускается вниз, там другие медсёстры зашивают одежду раненых, расставляют бутылочки с лекарствами, пишут письма… Во время действа ведущий читает слова.

Ведущий: «Труд медсестёр был очень тяжёлым. День и ночь они не отходили от солдат и отдавали все свои силы для того, чтобы бойцы жили и защищали Родину. Госпиталь был переполнен, под наблюдением каждой медсестры находилось 70 и более раненых, при такой нагрузке уже через несколько месяцев вольнонаёмные девушки становились опытными медсёстрами. Кроме прямых обязанностей они приводили в порядок одежду и обмундирование больных, писали от их имени письма родным и близким, читали раненым книги и сводки ИНФОРМБЮРО.

Медсестра 2: . Сегодня опять тяжелораненых привезли. Без слёз не могу смотреть на них. До сих пор помню, как ночью несла носилки с молоденькой девушкой, у которой было осколочное ранение в грудь.

Медсестра 3: Как я устала! Сколько бессонных ночей! А дома мама, братишка маленький.

М.2.: Ничего, ведь если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа.

М.4: Да , если живёшь для других, то они сберегут то, чему служишь ты, чему отдаёшь силы.

М.3: Я всего лишь медсестра. В большой войне от меня мало что зависит.

М.2: Пусть дело твоё маленькое, но оно станет большим, если ему верна.

М 5: Мне пока мало что удаётся. Хочу на фронт. Как я ненавижу фашистов за то, что они бомбят и жгут города и сёла, отобрали нашу счастливую жизнь.

М. 4: самое главное в жизни – доброта. Пусть теплота твоей души вернёт к жизни защитников нашей Родины. Ты нужна здесь.

М.5: Мы ещё так молоды, так хочется быть счастливой!

М.4: Счастье находит того, кто стремиться сделать счастливым другого. На время нужно забыть о себе, о своей усталости. С Победой, нашей общей Победой придёт и счастье!

«Вальс медсестры» поют и инсценируют.

М.5 : До завтра, девочки, я на вечерний поезд. Нужно везти почту в Загорск, в Лавру, по паролю часовой впустит меня внутрь, я отдам привезённые документы, заберу газеты, новую почту, кровь для раненых бойцов, и в 5 утра снова нырянье под вагонами на свой поезд часто без стёкол. Сдам все описи в госпиталь, днём сон, а вечером, снова в поездку».

Ведущий: Кроме прямых обязанностей они приводили в порядок одежду и обмундирование больных, писали от их имени письма родным и близким, читали раненым книги и сводки ИНФОРМБЮРО.

Сцена 4. Раненые.

Утро. Палата, раненые спят. Раненые шепотом разговаривают

Р. интел: Старшина спит, но чуток, как птица, - разведчик!

Р. философ: Гусаков и Антипин из одного взвода разведки, и ранило их в одном поиске. Кажется, вернулись всего двое – Гусаков с перебитыми ногами нёс с нейтралки Антипина на себе. Если б на фронте можно было воевать без ошибок, мы бы уж давно в Берлине были.

Р.интеллигент к тяжелораненому: Эй, браток,… слышь? Очнулся что ли? Нет… никак еще спит. Вот ведь, ногу ему отрезали, а он и не знает. Как привезли, так все в горячке был.

Тяжелораненый: (стонет) У-у. Кто здесь? Где я?

Интеллигент : в Карабановском госпитале.

Тяжелораненый: (стонет) Кто здесь?

Р.интел. : Здесь я, лейтенант Борис Пугачев из под Москвы. Ранен в бою. На передовой обморозил руки и ноги. Ничего не чувствую. До войны в университете учился. А ты кто? И откуда?

Р.тяжел.: Я Старший лейтенант морской пехоты Евгений Новиков. Родом из Боровичей Новгородской области. Когда в атаку шли автоматной очередью ногу «прошило»,. Потерял сознание от боли. Началась газовая гангрена, с передовой сразу в тыловой госпиталь отправили –Дальше, все как во сне, ничего не помню . (Смотрит на одеяло, стонет) У-у, как без ноги? Я же спортсмен, на первенстве Союза 3-е место взял. Финскую прошел, два раза был ранен в руку, и в голову. Убегал из госпиталя, опять на фронт фашистов - гадов бить! А теперь что? … Почему меня не спросили?!

Р.философ.: Старлей, браток, слышь не один ты такой. Нынче всем тяжело. Война! Я сам хотел свести счёты с жизнью, да маму жалко – одна осталась. Живы, будем - не помрем, будем учиться жить заново. Главное, что живой! У тебя только одной ноги нет, наденешь протез, и еще бегать будешь.

Р.ёрник: (Хуркнул затяжно, прощально и сладко, завыл, открыв широченный зубатый рот. Зевая, он подтянулся, схватившись за спинку кровати, и глянул за окно. ) Прилетала стая воробушков на землю зерна клевать, ох и настала погодушка, растуды же, туды её мать! Ну, что, Афоня?

Р.хохол : (схватившись за полоску бинта, приклеенному к животу) : Штоб тому Хрюреру! Штоб ему на тым свити було як мэни сейчас…

Р.ёрник : Как дела?

Р.хохол: Живу!

Р.ёрник: И что за сторона такая! Мокрень и мокрень! Текот и текот, текот и текот! Это ж весь тут отсыреешь. У нас уж мороз, так мороз, жара так жара. И люди не подвидные, хоть в грубости, хоть в ласке нараспашку. Меня бы домой, к любимой, эх.

Песня «Разлучила нас не время» (поют раненые).

Р.ёрник: Кому что снилось, докладай!

Р.хохол: Да шо может нам сниться! Война! Всё она, треклятая…

Р.интел.: У меня опять мина в трубе зависла, мучился, мучился

Ран.ёрник : Выудили?

Р.интел: Да уж и не помню.

Р.философ: Я не понимаю, какая надобность в том, чтобы люди батальонами, полками и эшелонами мчались, или пешим маршем, а потом эти же люди валялись по всему полю. Порезанные пулемётами, раскиданные взрывами и даже не убрать нельзя, не похоронить.

Р.ёрник: Вот бы Гитлера сюда.

Р.интел.: Что ж по- твоему? Захотел какой-то Гитлер Война – началась, захотел – кончилась.

Р.тяжел: Но не я, же захотел или что, мне моя нога лишняя оказалась?

Р.философ : Тише, тише, ребята, скоро обход. Анфиса Ивановна придет, наш главный врач.

Р.интел.: Она как полководец Суворов, только без шпаги.

Р.фил.: Лицо у неё! Как она ни тужится делать его строгим, всё как у девочки. С первого дня, как её увидел, так полюбил!

Р.ёрник: Ох, уж эта Анфиса Ивановна! Ну до чего ж я её люблю! Да что там люблю, обожаю просто! Вот если бы она это знала и посмотрела бы на меня!.. хоть разок!.. Нет, не смотрит.

Сцена 5. Обход.

Анфиса Ивановна Полякова – главный врач (приветливое лицо, старомодное пенсне, седые вихры из-под шапки) входит в палату в окружении старшей сестры.

А.И .(Р.5. задрала рубашку, постучала, послушала и заключила): Вас жена так заморила или на фронте отощали? (главной сестре) – Усиленное питание.

(слушает, щупает, ударила по спине ладонью азербайджанца Колю, он всё время сидел на табурете, книгу читал) : В палату выздоравливающих!

Азербайджанец Коля, Р.6 (натянул рубаху, вскочил, заорал ): Вот! Кто прав? Я прав! Вот! Мне Полше гаварили: «Помрёшь!» Украине гаварили: «Пааамрёшь!!» и Левоне, и Винице, и Киеве – «Памрёшь! Памрёшь! Памрёшь!» Как памрёшь? Пачему памрёшь? Не согласный! Жить хачу! Танцевать хачу! Девушек любить хачу! (раскинув руки двинулся вперёд к Агнии Васильевне) Дайте я вас па-сссы-цы-лую! (она его отталкивает)

А.И.: Потом, потом! Придёшь в процедурную и, сколько твоей душе будет угодно, целуй! А сейчас обход. Не мешай. (двигается к койке тяж. Ранен.., выражение лица меняется на более печальное, всё время уводит глаза, пробыла не долго.) Вас переведут в другую палату, отдельную. (Ран. выносят.)

Р.фил.: Ходить когда разрешите?

А.И.: Сие зависит от тебя. Будешь смирно лежать – скоро прыгать станешь. Полежишь. (выходит)

А.И.: Принимайте раненых. Приготовьте к операции.

Р.интеллигент : За сегодня уже 3-й вагон. А сколько на телегах привозили!

(Приходит А.И. с санитаркой).

А.И.: Здесь одного можно положить, остальных в коридор. Потерпите, ребятки, потерпите родные. Повязки смените! Пить не давать! (уходит).

Медсестра помогает дойти раненому портному.

Звучит песня На безымянной высоте (фоном)

Медсестра 2 : На меня, на меня обопрись сильней, наваливайся,

Ничего не смотри, что я худенькая, знаешь какая я сильная.

Сейчас мы тебя устроим. Подлечим, и опять вернёшься в полк.

Медсестра устраивает раненого на кровать. «Э-Э, ну-ка давай! Вот так».

Раненый портной: Да вот главное я до войны был портной, как же я без рук-то?

Медсестра: Ничего, касатик.

Раненый портной: Без рук и хлеба себе не заработаешь.

Медсестра2: Ничего, ничего, милок, Всё у тебя будет хорошо!

Входит Командир .

Командир: Здорово, орлы! Кто из Вас Борис Пугачёв?

Раненый 1: Я, товарищ командир.

Командир: Молодец. Вручает медаль. Носи, заслужил.

Раненый 1 : Служу Советскому Союзу!

Высоту взяли?

Командир: Взяли! Взяли, орлы!

Выздоравливайте скорее.

Медицина у нас отличная

Каждого вернёт в строй. Уходит.

Заходит Р. азерб. .: Братки, шефы с комбината приехали, и ребятишки из школы. (Заходят шефы и ребята).

Шеф- женщина : Здравствуйте! Вот, товарищи бойцы, от рабочих тыла, принимайте гостинцы. (Раздает). Работаем по 12-16 часов в сутки. Выполняем задание на 300 – 500%. Делаем ткани и шьем одежду, для фронта.

Сцена 6. Письма.

Девочка с письмом: (Перебирает письма). Ну и почта! Груда писем!

Раздаёт письма в виде треугольников.

Девочка: От сестёр, от братьев, от невест Сколько их? Из самых разных мест.

(раздаёт письма , первый раненый читает письмо)

Танец «Письмо любимой»

Раненый лежит, читает письмо, а за кадром озвучивает детский голос отрывок из стихотворения Е. Благининой «Папе на фронт»

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился

- До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю-прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет...

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев, как один... ...

Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так... от радости... Твой сын.

Девочка со сводкой: А вот сводка информбюро : (читает) наши войска после долгих кровопролитных боев, преодолевая большое сопротивление врага, перешли в наступление. Враг будет разбит, победа будет за нами.

Р. философ .: (Обращается к девочке). Дочка, почитай письмо из дому, от жены. 7 детишек у меня. Уходил на фронт, младшему было 2 месяца, а старшенькой 15 лет. (Мама с детьми читают

Девочка (читает): «Здравствуйте, Федор Егорович! Кланяемся Вам Ваша жена Анна и дети: Антонина, Мария, Лизавета, Александра, Нина, Валентина и маленький Витя.

МАМА Жизнь в деревне тяжелая. Мы пока живы, того и Вам желаем. Работаем в огороде, в колхозе. От голода спасает корова – Маруська. Из травы похлебку сварю и молоком забелю, будет горстка муки брошу, а нет, так нет. На трудодень дают 40 грамм крупы, разотру ее, смешаю с лебедой вот и лепешечку спеку.

Дочка старшая: У тети Дарьи нет коровы, так ее дети с голоду опухли на одной – то воде, дают им 72 рубля за погибшего батьку, а их хватает только на 2 стакана соли. Спичек нет. Чтобы воды нагреть, принесу снега в избу, а он и не тает, от соседей принесут ребятишки уголек вот и затопим печку. (уходит)

Мальчик : Тоню, ей 16-й пошел, взяли на окопы в Верхний Услон, а сейчас в Казань, на военный завод отправили. Шуранька с Лизой ходят за 30 километров за посевной картошкой для колхоза. На санках везут семена. Шураньке исполнилось 10 лет, им накладывают в мешок по 20 килограмм, а кто старше - больше.

Девочка: Который раз картошку случается мерзлую в поле откопать, да мало ее, все гнилая попадается. Ближе к лету легче будет, может, что и вырастет. Каждый день думаем о Вас. Нам здесь трудно, но мы стараемся изо всех сил, работаем, растим урожай, чтобы помочь фронту.

Мама: Не беспокойтесь за нас, выдержим. Бейте проклятых гадов, чтобы земля у них горела под ногами. На этом писать кончаю. Маленький сынок, Ваш, научился ползать. Валя и Нина глядят за ним. Пока не хворают, чего и Вам желаем. Будьте здоровы. Привет от всех деревенских. Ваша жена Анна».

Девочка: Я учусь в 6 классе. В столовой дают по 50 грамм хлеба и супа тарелку – это на день. Тетрадей нет. Пишем на газетах.

Р.портной.: Вот так ребятки, ко всем в дом пришла война. Будь она проклята.

Р.интел.: А у меня даже и не знаю, где искать родных. Весь город эвакуировали, куда кто уехал – неизвестно.

Девочка: А еще мы на кружке художественной самодеятельности приготовили для вас концерт. (Музыка, раненые рассаживаются)

Сцена 7. Концерт.

Ведущий : Сорок трудный год. Госпиталь. Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

Нянечка: «Господи!..До чего же артисты маленькие…»

Ведущий: И шагают палатами длинными

И почти растворяются в них

С балалайками, с мандолинами

И с большими пачками книг…

Нянечка : «Что в программе?

Дети: В программе – чтение,

Пара песен

Военных, правильных…

Ведущий: И в палату тяжелораненых

Входят с трепетом и почтением…

И вошли, И стоят в молчании…вдруг

Срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно:

(Дети оживают) Мальчик : «Объявляю начало концерта!»

В палате выключили радио,

И кто-то гладил мне вихор…

В карабановском госпитале раненым

Даёт концерт наш детский хор.

Уже начать нам знаки делают,

Двумя рядами у стены

Стоим мы мальчики и девочки

Перед героями войны.

О, взгляды долгие, подробные!

О, сострадание сестер!

Но вот: « Вставай, страна огромная!»

Запел, запел наш детский хор.

песня «Вставай, страна огромная»

Мальчик : стихотворение В. Берестова Мужчина.

Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.

Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно -
На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.
Я помогаю маме.

Частушки:

1. Фрицы летом наступали

Они пели и плясали

Война чудо, война гут,

Фрицы дома, сало тут.

2. Фрицы нынче отступают

Фрицы плача распевают

Нас побили, жутко тут

Фрицу горе, мне капут.

3. Фашисты любят наперёд

Свои предсказывать победы

Но всё идёт наоборот

Взамен побед у фрицев беды.

4. Кто рано хвастаться спешит

Частенько в лужу попадает

Не зря пословица гласит

Цыплят по осени считают.

5. Дурные фюрер видит сны

Его солдат в России косит

И наступление весны

На лето срочно переносит.

6. На Дону у Сталинграда

Наступающим бойцам

Пожелаем гробить гада

Не по дням, а по часам.

7. Гоним фрица дни и ночи

Настигаем их огнём

Это только лишь цветочки

Будут ягодки потом.

мальчик: Мы поём…

Раздаётся,

А в нём – укор:

Раненый : «Погодите,

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер майор…»

Ведущий: Балалайка всплеснула горестно,

Торопливо,

Будто в бреду…

Вот и всё

О концерте в госпитале

В том году.

(дети выходят, опустив головы)

Медсестра (Ю. Друнина):

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Его тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели о рязанских густых садах.

Песня «Судьба матери» (поют медсёстры).

Сцена 8. Фотография.

В палату Р.ёрник .: Прибыл фотограф Изик Изикович Шумсмагер и я захватил очередь на всю палату. (Кто-то смотрит в зеркало, прилизывается, фотографируется в паре с другом, поддерживая друг друга, чтобы не упасть). Сестра поддерживает раненого за спиной плечом, Изик делает отмашку рукой.

Изик: Левее! Левее! Т-э-э-кс! Минуточку! Одну минуточку!!! Подбородок выше! И не так грозно, сделайте выражение радостно! не так грозно! Ви же, надеюсь, не дорогому фюреру будете карточку высылать, ви маме высылать её будете! А маму пугать не нужно. Мамы и без того напуганы. Внимание! Оппля! Прошу следующего героя!

Общее фото.

Сцена 9. Память.

Ведущий: Тысячи солдат были поставлены на ноги и отправились в действующую армию благодаря заботливым рукам работников госпиталей. Но не всех раненых удавалось спасти. Многие умирали от тяжёлых ран. Все они похоронены в братской могиле на городском кладбище.

Танец под песню «И пусть пройдут дожди, пройдут снега, мы в этот вечер зажигаем свечи…»

На последних аккордах Раненые выходят с зажженными свечами, выстраиваются в пары с медсёстрами спиной к спине. По очереди поворачиваются и каждый говорит по предложению слова.

Завещание потомку .

    Отдавай все силы служению людям это и есть мудрость.

    Живи так, чтобы страх смерти никогда не смущал твоё сердце. Никому не мешай верить в то, во что они верят, уважай других и их взгляды и требуй такого же уважения к себе.

    Люби жизнь, делай её лучше, украшай всё вокруг себя. Стремись жить долго на благо своего народа, а когда придет твой час – умри достойно. Пой свою смерть и, погибнув героем, вернись домой. (тот, кто умер)

    Счастье в самопожертвовании, в помощи другим. Делай добро, помогай другим и у тебя не останется времени на грустные мысли, а жизнь твоя обретёт смысл.

    Прощай, ибо прощая, человек чувствует облегчение. Ненависть, злоба, жажда мести не приносят ничего, кроме тяжести.

    У беды есть свой срок существования, а потому, когда тебя постигнет беда, радуйся каждому прожитому дню, ибо он сокращает жизнь этой беды и неуклонно ведёт к её концу.

    «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек. Берегите свою Родину! Прославляйте и защищайте её!!!

Заключительная Песня «Родина мать» исполняет хор 5 а класса и все герои.

Использованные материалы:

    Сценка «Бред» на стихотворение О. Берггольц «В госпитале».

    Песня «Вальс фронтовой медсестры» Сл. А. Харитонова, муз. Д. Тухманова

    Песня «Разлучила нас не время» муз. Олег Елисеенкова сл. Александра Летчилова.

    стихотворения Е. Благининой «Папе на фронт»

    песня «Вставай, страна огромная» композитор: А. Александров Слова: В. Лебедев-Кумач

    Стихотворение В. Берестова Мужчина.

    Медсестра (Ю. Друнина)

    Песня «Судьба матери» муз. И сл. Алена Стихарёва.

    Виктор Астафьев «Звездопад».

Спектакль для одного важного человека

Дети войны

Набок Елена Ивановна

Распался Советский Союз, пионерия и комсомол канули в лету. Целое поколение детей выросло на американских фильмах и мультиках. А где же примеры для подражания, где пионеры-герои? Ведь они были, эти храбрые девочки и мальчики, в 12-13 лет погибшие за Родину. И что есть Родина для современного человека? А ведь рядом с нами в этой школе человек, ребёнком прошедший блокаду, -Галина Евгеньевна Руадзе.

Сценарий посвящён ей, пионерам-героям, детям-узникам концлагерей, детям, стоявшим наряду со взрослыми у станка.

Цель спектакля -всколыхнуть память о событиях военных лет, вернуть детям героев и, по возможности, гордость за страну.

***

22 июня 1941 Гале исполнилось 8 лет. С утра она встала счастливая - на стуле ожидал подарок: новенький портфель с книжками, тетрадями и пеналом. Осенью Галя должна была идти в школу! Они с мамой пошли в парк, погода была чудесная, настроение праздничное. И в парке в полдень заговорил репродуктор: война! Дети не понимали, какое это страшное слово. К осени в школе, куда должна была идти Галя, организовали госпиталь, и мама отдала её в садик, куда она так мечтала попасть и не ходила. А потом блокада...

Всё это называется блокада.

И детский плач в разломанном гнезде.

Детей не надо в городе, не надо,

Ведь родина согреет их везде!

Детей не надо в городе военном,

Боец не должен сберегать паёк,

Нести домой. Не смеет неизменно

И в свисте пуль, и в завыванье бомбы

Нельзя не слышать детских ножек бег

Бомбоубежищ катакомбы

Не детям бы запоминать навек.

Они вернуться в дом, им страх не нужен

Мы защитим их, сбережём их дом.

Мать будет матерью, и муж вернётся мужем,

И дети будут здесь,но не сейчас.

Потом.

Елена Вечтомова

В осаждённом Ленинграде оказалось около 400 тысяч детей. Тамаре Бурцевой было 13, когда началась война. Вспоминая блокаду, она плачет до сих пор. «Люди падали от голода прямо на улице -замерзали, умирали.... Самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки, мужчины. По «Дороге Жизни» тётя Сима вывезла меня и Аиду из города... в Тихвин... В поезде кормили. Многие блокадники умерли от переедания, так как напрочь были лишены чувства насыщения. Я сама два года не знала сытости. Два года всё время хотела есть».

А сколько подростков во время войны вставали на рабочие места вместо умерших на фронтах отцов. «Мне было 15 лет. В бригаде нас 9 человек; самому старшему нет и 18, самому младшему -12-13 лет. Работаем по 11-12 часов без выходных. Всё время хочется есть и спать...».

Я вам хочу рассказать про Смирнова,

Который вставал в половине шестого,

Который, с трудом подавляя зевоту,

Садился в трамвай и спешил на работу,

Где восемь и десять часов, если надо,

Работал как мастер шестого разряда.

В большой не по росту, казённой тужурке,

В огромной ушанке из кроличьей шкурки,

В таких сапожищах, что я испугался,

Стоял человек и мне улыбался.

Как звать?-я спросил.

По работе кто знает, -

Ответил малыш, - Кузьмичом называет.

А сколько вам лет?-я спросил у Смирнова.

Четырнадцать минуло двадцать восьмого.

И вот, наконец, мы дошли до плаката.

Берите пример со Смирнова, ребята!

В тылу не расходится дело со словом.

На фронте танкисты гордятся Смирновым!

А сам мужичок с ноготок знаменитый

По шумному цеху шагал деловито.

И кто мог подумать, что в эту минуту

Его вспоминают в сражении лютом.

(С. Михалков)

Под громкие крики ворон и грачей

Мы утром в деревню входили.

Маячили остовы чёрных печей.

Руины ужасно чадили.

И в редком разбросе лежали тела

В тени колоколенки древней,

Как будто бы смерть неохотно брала

Ясак с белгородской деревни.

И в этом ещё не дотлевшем Аду,

Где горе уже накричалось,

Под старой берёзой у всех на виду

Ременная люлька качалась.

Играла малиновой медью колеи,

С июньскою синью небесной

И тихо сидел годовалый малец

В той зыбке, плывущей над бездной.

Нет, он не кричал, ни о чём не молил,

Ко рту подтянув кулачонки,

И ветер, пропахший бедой, шевелил

Седые его волосёнки.

В. Кочетков

Продвигаясь на восток, немцы объявляли так называемую мобилизацию населения на работу в Германию. Целыми эшелонами подростков вывозили за рубеж. Только в июле 1944 г. более 40 тысяч детей были угнаны в Германию. Кто покрепче- работать, кто слабый - в концлагерь, на опыты.

Занесённый в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской,

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый

Обувъ детская, ношена.

Правый ботинок с заплатой...»

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер «3209-й»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги?!

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежды убитых считали?

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий...

Среди сотен улик-

Этот детский ботинок с заплатой,

Снятый Гитлером с жертвы

«Три тысячи двести девятой».

(С. Михалков)

За время Второй мировой войны через немецкие концлагеря прошло 18 миллионов человек из разных стран. Из них 11 миллионов погибли...

За время Второй мировой войны в лагерях, на фронте, в оккупации погибло 13 миллионов детей.

Далеко-далеко на севере есть посёлок Гранитный. С трёх

сторон скалы, с четвёртой -холодное Баренцево море. На одной из

береговых сопок стоит памятник. На нём портрет мальчика в матросской форме и надпись: «Юнга Саша Ковалёв погиб в море при выполнении боевой задачи 9 мая 1944 г.».

Саша родился в Москве, но потом вместе с родителями поехал в Ленинград. Город покорил его своей красотой. А когда ему исполнилось 13 лет, началась война. Папа ушёл на фронт. Город бомбили. Однажды Саша пришёл домой и увидел маму в слезах. «Что случилось, мама?». Не поднимая головы, она подала ему письмо. Перед глазами запрыгали строчки: «Пал смертью храбрых...». Саша расплакался. В этот день он долго простоял в очереди за хлебом. Вот он, долгожданный маленький кусочек. Саша дошёл до своей улицы. Но что это? Ноги подкосились. На месте его дома груда развалин. Так, в один день он потерял отца, мать и дом. И Саша с другом решает пробираться на фронт. Мальчики попадают под бомбёжку, и друг Серёжа погибает. Измученный и голодный Саша через 3 дня вышел к железнодорожной ветке, где его взяли в поезд моряки.

Саша попал юнгой на торпедный катер. Он работал в машинном отделении, сигнальщиком. За участие в боях против враждебных кораблей он был награждён орденом Красной Звезды, медалью Ушакова. А вот орденом Отечественной Войны 1-й степени Сашу наградили посмертно. В этот последний бой команда затопила вражеский корабль.

Это им за мой Ленинград! -закричал Саша. В этот момент катер содрогнулся от страшного взрыва. Юнга потерял сознание, а когда пришёл в себя, увидел, что в катере пробоина. Горячие струи пара хлестали безостановочно. С минуты на минуту мотор мог взорваться. Тогда кораблю смерть. И тогда, бросившись вперёд, Саша грудью навалился на коллектор, зажав своим телом пробоину. Горячая вода и масло растеклись по всему телу. Нестерпимая боль жгла самое сердце. Саша погиб, спасая корабль и жизнь экипажа...

Нина Куковерова родилась в Ленинграде. На лето мама всегда увозила Нину и её младших брата и сестру в деревню подышать свежим воздухом. Там, в деревне Начепереть, и застала война 13-летнюю Нину. Сначала поп просьбе партизан она вывешивала на забор бельё, когда в деревне были немцы, а потом и вовсе ушла к партизанам. Нина стала разведчицей. Во время войны по дорогам ходило много голодных и бездомных детей, и никто не обращал внимания на девочку. Командир отряда был похож на отца, который погиб недавно на фронте. И когда он называл её дочкой, Нина проглатывала комок.

Задания у юной партизанки были такие: ходить по деревне и запоминать, где разместились немцы, сколько у них оружия, где оно расставлено. «Вон у штаба миномёт», Нина задержалась, постучала в избу, попросилась погреться. «Это же наблюдательный пункт» -обрадовалась она. Посмотрела ещё из окошка, увидела большой сарай. К нему подъехал грузовик, солдаты что-то сгружают. «Да это снаряды!». Нина всё подробно рассказала командиру, и ночью партизаны разбомбили склад с оружием. Не раз ещё Нина ходила в разведку, но однажды она не вернулась. Её выдал предатель. После войны посмертно юная ленинградка награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

Саша Колесников сбежал на фронт, когда ему было 12 лет. Его много раз ловили патрули, пытались вернуть домой. Он убегал. Ну не мог он спокойно сидеть дома, когда взрослые воюют. И вот, пристав в поезде к Егорову, возвращавшемуся из госпиталя в свой полк, Санька попал к танкистам. «Сегодня накормить, а завтра домой», -строго сказал лейтенант. На рассвете Санька осторожно выбрался из блиндажа. Он торопливо бежал по лесу, когда началась бомбёжка. Грохнуло где-то рядом. Мальчика подхватило волной и бросило на дно глубокой воронки. Он очнулся от гула падающего немецкого самолёта. Прямо на него спускался немецкий лётчик.Парашют накрыл обоих. Увидев Сашу, немец полез за пистолетом, но Сашка бросил ему в глаза песком. Тут подоспел сержант Егоров, он набросился на немца. Выбрав удачный момент, Саня ударил лётчика камнем по голове. Так они взяли языка, и Сашку оставили в полку. За этот первый подвиг он был награждён медалью «За отвагу». Потом Саша выполнял разные боевые задания. То под видом попрошайки пробрался в город и передал батарейки радистке, то в лесу обнаружил ветку железной дороги, которую с воздуха не могли найти наши лётчики. Санька привязал тряпки на деревьях, что было знаком для самолётов. Однажды разведчикам надо было взорвать мост. Но он сильно охранялся фашистами. Тогда Сашка схватил сумку с взрывчаткой и запрыгнул в ящик под вагоном. Поезд с боеприпасами, мост взлетели на воздух. Минутой раньше Саша спрыгнул в воду, но его заметил немецкий патруль. Разведчики видели, как фрицы подобрали на катер Саньку и повели его в избу, они во что бы то ни стало решили отбить мальчишку. Завязалась битва. А когда наши ворвались в избу, им представилась страшная картина. Саша висел распятый на стене избы, и фашист бил молотком по его пальцам. Егоров закричал от ужаса и ненависти. В плащ-палатке Сашу несли к своим, не скрывая слёз, взрослые мужчины. Завязалась перестрелка. Почти все разведчики погибли, погиб и друг Саша.

Егоров. Но Сан Саныча своего спасли. После госпиталя Саша вернулся в часть, снова был ранен, снова попал в госпиталь. К концу войны он носил на груди пять медалей и два ордена.

Война - дело не детское!

Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк... Представь себе: идёт бой,кругом рвутся вражеские снаряды, кругомворонки.И здесь же растёт цветок... И вдруг очередной взрыв... Василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки. Цветок рос, тянулся к солнцу,но его сорвало взрывной волной. И если бы я его не подобрал, его бы затоптали...

Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком...

Прошли годы. 22 июня каждого года девочка Галя встречает свой день рождения. Но с 1941 он с привкусом горечи, а милее торта кусочек душистого питерского хлеба. Галина Евгеньевна Руадзе -ребёнок блокадного Ленинграда -бывший учитель рисования и черчения в нашей школе.

Слово Галины Евгеньевны.

На экране вечный огонь, в зале минута молчания.

Использованный материал:

Е. Вечтомова. Стихи

С. Михалков. Стихотворение «Данила Кузьмич»

В. Кочетков. Стихи

С. Михалков. Стихотворение «Детский ботинок»

«Пионеры - герои», сборник рассказов

Часть I.

Как не любить?

(Инсценировка рассказа военного времени).

(на дворе дома на лавочке сидит усталая женщина, Лидия, скорбно смотрит куда-то в себя)

Лидия:

Сыночки мои, соколики мои! Не видеть мне больше ваших милых лиц, не услышать ваших ласковых голосов! Строили мы с Федей дом этот для большой семьи, для мирной и ладной жизни. Федюша каждое бревнышко своими руками отесывал, каждую досочку обстругивал. Красавец дом получился, пятистенок, на два крылечка. Кому теперь все это нужно? Вам сюда не вернуться больше, да и про отца давно уж ни слуху, ни духу.

(посередине монолога незаметно подходит соседка, Семеновна )

Семеновна:

Семеновна:

Лидушка, что ж ты совсем надежду потеряла, что ж ты Федора-то своего заживо хоронишь? Ты бы больше на Бога надеялась, в храм бы тебе пойти, помолиться!

Никуда я не хочу, ничто мне не мило!

Скоро Пасха Божия. Сходила бы с народом в храм, ведь какой день-то: праздников праздник, торжество из торжеств! Помнишь, как мы с твоей мамкой тебя в церковь водили?

Лидия:

Нет, Семеновна, не могу. Была я счастливая: муж, два сына, дом - а Бога не знала. Я своих детушек родила, я их вырастила, я их и похороню вот тут (ударяет себя ладонью в грудь).


(Учреждение, где работают Лида, Клавдия, Елена. Все сидят за столами, пишут или печатают)

Елена:

(смотрит на часы)

Девочки, обед уже. Я побежала Сережку кормить.

Клавдия:

(достает из-под стула коробочку)

А мне надо еще на почту успеть - Степану, вот, посылочку собрала. Хорошо Валюша у меня большая уже, она младших покормит. Ты бы, Лида тоже не сидела. Погуляй. Погода-то какая!

Лидия:

И то верно, пойду поброжу.


(учреждение, Лидина работа)

Приходит Клавдия, садится печатать. Прибегает Елена

Елена:

Клавдия:

Елена:

Ох, задержалась! Проверки-то не было?

Нет, не волнуйся. Что там у тебя стряслось?

Да Сережка лупу где-то нашел, стал огонь добывать, чуть дом не поджег. Хорошо, соседка увидела. А Лида где?

Клавдия:

Елена:

Не знаю. Что-то задерживается она.

Никогда такого не было! Это не спроста.

Елена:

Не случилось бы чего - вон на станции с самолета бомбу сбросили.


Входит Лидия, в руках спеленутый младенец и листочек.

Лидия:

Девчата, оформляйте мне ребенка! Мать на глазах у меня бомбой убило, а об отце в документах - прочерк.

Елена:

Лида, как же ты работать будешь? Она кроха совсем, а в ясли не устроишь.

Лидия:

Клава, подержи девочку. (Садится, что-то пишет)

Не пропаду. Надомницей пойду, гимнастерки солдатам шить. Вот и заявление об увольнении готово.


Сцена 4

(Играют девочки лет трех с половиной: Катя, Маша, Настя.

Лидия шьет. Семеновна идет, ведет мальчика)

Семеновна:

Лидия:

Что, от Федора весточка?

Семеновна:

Пока ничего. Зато вот, я мальчонку тебе привела. Его мать в поезде умерла. Возьми уж и этого, а то у тебя - одни девки.

(Подходят девочки, осматривают новенького.)

Маша:

Мальчик, а тебя как зовут?

Настя:

Ты теперь тоже наш будешь? Кузнецов?

Катя:

Мама, а это его нам папа по почте прислал?

Лидия:

(обнимает мальчика и девчонок. Смеется )

По почте!

Маша:

Мама, а мы с Настей откуда взялись?

Лидия:

А вас мне на продуктовые карточки выдали. Идите-ка, покажите брату наш дом. (Девочки уходят )

(обращается к Семеновне )

А ведь правда, на карточки. Когда Катенька у меня появилась, уж как я любила ее, как баловала.

Ну, думаю, испорчу ребенка, надо что-то делать. Зашла я как-то на свою бывшую работу в райком. Сахар подруги мне на карточки отоварили. Гляжу, а они двух девчушек в детдом оформляют. Я к ним: «Отдайте мне сестренок, а то я Катю свою совсем избалую».

Семеновна:

Мальчонку-то Петей звать. Как твоего младшего. (Молчит ) Да вот и бумаги его (отдает сверток ).

Лидия:

Петечка! Что ж я сижу? Пойду воду греть - вымыть его надо, накормить.

(расходятся )


Сцена 5

Лидия:

Вот уж снова весна. Уж третий год от Федора нет вестей. Тяжело мне одной с детьми, и постирать, и еду приготовить, и за ними пригляд нужен - малютки ведь еще. А ночами гимнастерки шью. Эх, Федор, Федор, где ты, жив ли ты? Подай весточку. Трудно мне одной без тебя. (плачет)

риходит Семеновна )

Семеновна:

Лидия:

Семеновна:

Ну, ну, болезная моя, не плачь!

Что-то тяжко мне, Семеновна, нет больше ни сил, ни терпения!

Это на тебя, Лидушка, от того уныние находит, что ты только на себя надеешься, а в Бога не веришь. А ты вспомни? Было тебе плохо на сердце, когда сыночков твоих убили, так Господь вон тебе сколько детей подарил. Ну, а помощь-то Он на сирот всегда пошлет.

Лидия:

Ох, Семеновна, у тебя на все один ответ - Бог. А только мне с моими детьми столько вопросов - что и поспать некогда.

Федя:

(подходит мальчик- подросток )

Тетенька, это ты детей в сыновья берешь?

(Лидия молча глядит на него )

Возьми меня, я тебе во всем помогать буду. Я стирать умею. И готовить. . . И буду тебя любить.

Лидия:

Мальчик, милый, а как звать тебя?

Федя:

Лидия:

(Удивленно)

Федя? Феденька, у меня же еще четверо: трое девочек да парнишка. Их-то любить будешь?

Федя:

(Серьезно )

Ну так, если сестры и брат, как не любить?

(Лидия уводит за руку Федю. Улыбаясь и крестясь, Семеновна тоже уходит)


Сцена 6

(Учреждение, Клавдия и Елена работают, вбегает Лидия)

Лидия:

Девчата, Бог-то есть! Мне от Федора весточка пришла. Прямо на Благовещенье. Вот (показывает треугольник ) Поеду теперь к нему!

Клавдия:

Лида, прочитай!

Лидия читает:

- «Здравствуй, Лида. Пишет не знакомая тебе Дуся. Твой муж был доставлен в наш госпиталь в плохом состоянии. Ему сделали несколько операций. Когда он узнал, что будет теперь инвалидом, сказал, что родных у него нет. Но когда я его переодевала, то нашла у него в гимнастерке зашитую молитву и адрес города, где он жил с женой Лидой. Так вот, если ты еще помнишь и ждешь своего мужа, то приезжай, если не ждешь или замуж вышла, не езди и не пиши.»

Девчата. Я зашла денег на дорогу попросить.

Елена:

А с кем ты детей-то оставишь?

Лидия:

С Федей. У меня с его приходом другая жизнь началась - всю заботу о малышах на себя взял. Еще и учится по вечерам.


Сцена 7

(Семеновна с детьми сидят, разговляются крашенными яичками)

Семеновна:

Христос Воскресе!

Дети хором:

Воистину Воскресе!

(Входят Лидия с мужем Федором )

Семеновна:

Дети, гляньте, папка вернулся!

Дети:

Папка, папка приехал!

Федор:

Здравствуйте, галчата! Как вы тут без меня?

Семеновна:

Ну вот. Война к концу - солдат к своему двору.

Вот и Слава Богу! Христос Воскресе, воин Феодор!

Федор:

Воистину Воскресе, Семеновна!

Часть II.

Русское воинство.

1 ведущий. Греческий император Константин однажды перед битвой увидел на небе крест и услышал голос: «Сим победиши!». После долгих сомнений он велел соорудить деревянный крест, нести его в бою перед войском и о, чудо! Доселе непобедимый враг был побежден.

2 ведущий: С крестом и молитвой шли русские воины в бой за веру, царя и отечество - и падали, поверженные в прах, самые грозные враги. Всего несколько дней назад отмечали мы день победы в Великой Отечественной войне.

1 ведущий. Один наш знакомый фронтовик однажды сказал: «На войне неверующих не было».

2 ведущий. Перед лицом смерти многие люди, никогда не верившие в Бога, приходили к пониманию, что у них есть только одна надежда, одно утешение - это Господь. Послушайте отрывок из стихотворения, которое было найдено в шинели погибшего русского солдата:

Солдат:

Послушай Бог… Еще ни разу в жизни

С тобой не говорил Я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя,

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя, и я, дурак, поверил

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

Каким жестоким может быть обман…

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь

Со мной случилось то, что нынче я прозрел,

Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Хор: Песня «В полях за Вислой сонной…»

1 ведущий. 1418 дней и ночей продолжалась эта битва за право народов жить на своей земле, говорить на своем языке, петь свои песни, любить свою Родину, хранить веру своих предков. И, принеся неисчислимые жертвы, более 27 миллионов погибших, десятки миллионов раненых, лишенных крова, оставшихся сиротами, мы победили.

2 ведущий . И пришла она, победившая весна 1945 года, «радость со слезами на глазах».

1 ведущий . Война закончилась, 6 мая, в день Святого Георгия Победоносца. Маршал, командовавший русской армией, тоже носил имя Георгий, Георгий Константинович Жуков.

Но это еще не все. В тот год Пасха была поздняя, и дни Святого Христова Воскресения, дни победы жизни над смертью, тьмы над светом, правды над клеветой, добра над злом - эти святые дни Христовой победы совпали с победой Русского народа над фашизмом.

2 ведущий . Испокон века славились русские воины мужеством, взаимовыручкой, способностью постоять друг за друга. Все эти качества воспитывались в них отцами и матерями с раннего детства.

И сейчас мы хотим показать вам маленькую зарисовку о детстве русских моряков-поморов.

Часть III. Детство в Архангельске.

Зуйки.

(По рассказу Б. Шергина).

Мать-поморка : Живем мы в городе Архангельске, на берегу белого моря. Есть в наших краях птичка - Зуек, что-то вроде чайки. Где рыбная ловля - там, обязательно, и зуек. А еще зуйками в поморье называют мальчиков 9-10 лет, таких, как мой сыночек, идущих на Мурман, в услужение - обед готовить, посуду мыть, рыболовные снасти сушить. Очистилось море ото льда, уходишь ты, сынок, на все лето поучаться тяжелому делу морскому.

Сын Коля: Жди меня, мама, к осени. Не с пустыми руками прибуду - плату мне хорошую хозяин положил: 50 рублей деньгами, десять пудов рыбы соленой и 5 пудов сушеных тресковых голов.

Мать: Перед походом отвальный стол, проводильный обед собрать надо. Беги, зуек, собирай народ. (Зуек убегает)

Мать: После обеда на кладбище сходили, с родными простились, по пристани шли - каждому нищему подавали. Мамки все плачут - и я плачу:

Сизенький мой соколочек,

Миленький голубочек,

Скатна моя жемчужина,

Желанно мое дитятко!

Беззаботные годочки прокатились,

Беспечальные денечки миновались!

(Вбегают зуйки. Мать уходит.)

Зуек Вася: Брызнет в лицо крепким морским рассолом - вся грусть забудется! Котора слеза и катилась - та и назад воротилась.

Зуек Коля: В море простор, ширь, свет - любо в море!

Зуек Миша: Как запоет матрос песню, в гармонь заиграет - смотришь, за кораблем тюлень молодой плывет: головочка у него темненькая, взгляд умильный, ручками перебирает: песню слушает.

Зуек Коля: Владимирко! Что глаз-то у тебя худо заоткрывался?

Зуек Гена: Да попал разъяренному боцману под руку! Теперь как на берег сойду - ни погулять, ни девкам показаться - никотора на меня не обзарится.

Зуек Коля: А за что попало-то?

Зуек Гена: А-а. (Отмахивается)

Зуек Вася: Полундра! Боцман идет!

Зуйки спешно принимаются что-то делать.

Боцман: Ах ты такой-сякой! Хлебы пек - так они как утюги вышли! Хоть ножи о них точи! Испужался, что хозяин забранит? И потому потихоньку уплавил ковриги в море! А хозяин и наехал на хлебы-то! Плывут ковриги рядышком, а чайки летят, поклевывают.

Зуек Миша: Правду не сокроешь. Сам грех и открылся!

Зуек Коля смеется.

Боцман: Смеешься?! А сам? Тебе дали муки белой, а лапищи-то в саже все - так хлеб как ржаной вышел!

Боцман уходит.

Зуйки: (напевают, приплясывая) Эх, яблочко, куды котишься, ко мне в рот попадешь - не воротишься!

Зуек Гена: А я на мурманских утесах гагачьего пуха набрал - маменьке свезу. Навяжет она теплых платков, рубашек, рукавиц.

Зуек Вася: А я яиц гагачьих набрал. Только опасно дюже - скалы над океаном как стены стоят неприступные, гнезда на узеньких карнизах над глубокой пропастью - аж дух захватывает.

Зуек Миша: Это что! Я на верхушку мачты на полном ходу забрался. Да еще вскружился.

Входит боцман и кричит: А ну-ка кыш! Палубу драить! Котлы чистить, снасти разбирать.

Зуйки разбегаются, боцман уходит,на сцену выходит мать.

Мать:

Гусем бы я была, гагарой,

Все бы моря облетела.

Морские пути оглядела,

Детище свое отыскала!

Нету слез против материных, жалко мне свое дитятко - много ему потерпеть приходится, некому его утешить - приголубить. Зато вырастет - настоящим моряком станет.

Мать уходит.

1 Ведущий: Среди русских святых есть немало воинов: святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, Святой Преподобный Илия, прозванный в народе Муромским.

2 Ведущий: А недавно к лику святых причтен известный русский флотоводец, Федор Ушаков - адмирал, не потерпевший ни одного поражения в бою, строгий к себе и заботливый к матросам. Именем Божьим побеждал он не только в битвах земных, но и на полях духовных сражений, стяжав еще при жизни именование праведного и святого.

1 Ведущий: Вот перед нами его икона. Через несколько минут мы увидим фильм, снятый в советское время, но отразивший главные качества этого человека: преданность Отечеству, крепкую веру в Бога и любовь к ближнему.

2 Ведущий: А наше выступление мы завершим молитвой к Святому праведному Феодору.


© Все права защищены

Сценарий мини-спектакля на военно-патриотическую тему

«СЫН ПОЛКА».

Капитан Енакиев, командир батареи, смотрит в бинокль, потом на планшет с картой, ходит взад-вперёд. Сосредоточен.

Егоров (стукнул каблуками, козырнул, подал пакет): Приказ о наступлении…

Енакиев: Когда?

Егоров: В шесть часов сорок минут. Сигнал – две красные ракеты.

Енакиев (вскрывает пакет, читает, показывает на карте): понятно. Любой ценой нужно взять высоту 12. Командный пункт здесь. Постоянно держите связь между мной и всеми подразделениями батареи. Обо всех изменениях обстановки докладывать немедленно. Задача ясна?

Егоров : Так точно!

Енакиев: Вопросы есть?

Егоров : Никак нет!

Енакиев: Действуйте!

Егоров: Слушаюсь! (доходит до двери и возвращается) Товарищ капитан, есть вопрос.

Енакиев: Ну, говори.

Егоров: Как прикажите поступить с мальчиком?

Енакиев: С каким мальчиком? (нахмурился, потом вспомнил) Ах, да! С мальчиком, которого твои разведчики нашли… А что, он ещё здесь? Я же велел отправить его в тыл. Вы что не выполнили мой приказ?

Егоров: Выполнили, товарищ капитан! Ефрейтор Биденко вёз его на машине за линию фронта, а мальчишка шустрый такой, смышлёный, взял и – сбежал!

Енакиев: От Биденко сбежал! Да, действительно, шустрый малый… Так ищите немедленно! Ведь это маленький человек, живая душа. А ну как с ним что-нибудь случится? Война – не детское дело!

Егоров: Не надо его искать, товарищ капитан. Здесь он. Сам к нам дорогу нашёл.

Енакиев: Вот это мальчик! Смышлёный… а как звать-то его?

Егоров: Да, замечательный мальчик! Ваней его зовут. И фамилия у него подходящая – Солнцев! Ваня Солнцев!

Енакиев: Что ж посмотрим, ну, зови сюда Ваню Солнцева.

Егоров: Биденко, давай сюда Ивана!

Ваня Солнцев (входит): Разрешите доложить, товарищ генерал! Рядовой Иван Солнцев по вашему приказанию прибыл!

Енакиев: Ну я пока ещё не генерал. А ты, стало быть, уже рядовой?

Ваня Солнцев: Так точно.

Енакиев: И кто ж тебя в рядовые произвёл?

Ваня Солнцев: Мне лейтенант Егоров обещал, сказал, что если я капитану Енакиеву понравлюсь, он меня к себе в батарею служить возьмёт. Ух и строгий этот капитан Енакиев, его сам лейтенант Егоров боится.

Егоров пятится назад. Делает вид, что рассматривает карту.

Енакиев: Так-так, стало быть, лейтенант Егоров обещал…

Егоров: Товарищ капитан, вы же сами видите, мальчик-то какой смышлёный. Самого лучшего разведчика Биденко перехитрил, дорогу сам к нам нашёл, да ещё ценные сведения принёс, как будто бывалый разведчик!

Ваня Солнцев: Так вы и есть капитан Енакиев!? Товарищ капитан! Разрешите доложить обстановку!

Енакиев: Не торопись, малец, обстановку мне уже мои разведчики доложили. Да что ж ты так кричишь?

Ваня Солнцев: Командный голос вырабатываю! Хочу стать, как и вы капитаном.

Енакиев: Ну что ж, если очень хочешь - (надевает Ване на голову фуражку) станешь! (Ваня отдаёт честь)

Ваня Солнцев: Служу Советскому Союзу!

Егоров: А расскажи-ка, Ваня, как ты в тыл к немцам попал.

Ваня Солнцев: Дело известное, товарищ капитан! Отец на фронте погиб в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову – убили её. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду, остался один. А потом немцы деревню спалили. Пошёл с сумкой куски собирать. Фрицы меня поймали, отправили в какой-то ихний страшный изолятор. Убежал. Уже два года, почитай, брожу.

(Обращается к Енакиеву) Товарищ капитан! Я воевать хочу. Поймите, мне же за мамку, за отца, за сестрёнку, за всех моих сельчан, кого фашисты убили, отомстить надо!

Енакиев: Понимаешь, Иван, война – не детское дело! Это мы, взрослые мужчины, воевать должны, а вы, дети, должны жить и радоваться.

Егоров: И Ваня жил. И радовался.

Радовался тому, что стал сыном артиллерийского полка.

Радовался тому, что его, десятилетнего пацана, зачислили рядовым в батарею капитана Енакиева.

Енакиев: Ваня жил и вместе с артиллеристами взвода лейтенанта Егорова мстил фашистам.

Ваня Солнцев: Мстил за отца, за мать, за нашу матушку Россию, за капитана Енакиева, который всего месяц не дожил до победы…

Звучит песня «От героев былых времён» 1 и 3 куплеты .

Во время исполнения первого куплета песни сцена без слов: Енакиев хватается за сердце и застывает, Егоров делает шаг навстречу и с надрывом запрокидывает голову, Ваня снимает фуражку и стоит по стойке «Смирно!»

Во время исполнения третьего куплета Енакиев уходит за кулис. Ваня Солнцев и Егоров надевают фуражки и встают справа на сцене, а слева из-за кулис выходят правнуки и строятся вряд: в центре - правнук Вани, слева от него правнук Егорова и правнук Биденко.

Правнук Вани: 70 лет прошло, как закончилась война. А в нашей семье о ней помнят. И как самую дорогую реликвию хранят фуражку, которую подарил капитан Енакиев моему прадеду, сыну полка, а ныне майору в отставке Ивану Солнцеву. (Ваня Солнцев передаёт фуражку правнуку)

Кстати, я тоже Ваня Солнцев, и я тоже хочу стать военным, но не для того, чтобы мстить, а для того, чтобы охранять мир на земле.

Правнук Егорова : Я, правнук полковника Егорова, учусь в Суворовском училище. (Егоров передаёт фуражку правнуку). И, если понадобится, я, как и мой прадед, сумею защитить свою Родину.

Правнук Биденко: А в нашей семье Биденко уже целая династия военных. (надевает фуражку, которая была у него в руках). Вот и я тоже скоро пойду служить в армию, потому что я хочу стать настоящим мужчиной.

Выходит девочка и встаёт в центре сцены между правнуками и военными.

Правнучка Енакиева: Я тоже мечтаю стать военной

Правнук Вани: Тебе-то это зачем? Ты же девочка!

Правнучка Вани: Ну как вы не понимаете, я так хочу, чтобы мои дети, так же, как и я, никогда не узнали, что такое война!

Енакиев выходит, встаёт справа от Егорова, командует : Равняйсь, смирно! (Егоров и Ваня Солнцев равняются налево на Енакиева). На лево! Шагом марш!

Егоров и Ваня Солнцев уходят за кулисы за Енакиевым, правнуки в это время отдают честь.

Правнук Биденко, который стоит справа первым от кулис, командует : Равняйсь, смирно! На право! Шагом марш!

Правнуки уходят со сцены направо.