Многих из нас иногда интересует простой физиологический вопрос, касающийся того, как мы слышим. Давайте рассмотрим, из чего же состоит наш орган слуха и как происходит его работа.

Прежде всего, отметим, что слуховой анализатор имеет четыре части:

  1. Наружное ухо. К нему относят слуховой привод, ушную раковину, а также барабанную перепонку. Последняя служит для изоляции внутреннего конца слухового провода от окружающей среды. Что касается слухового прохода, то он имеет совершенно изогнутую форму длиной около 2,5 сантиметров. На поверхности слухового прохода имеются железы, а также она покрыта волосками. Именно эти железы и выделяют ушную серу, которую мы вычищаем по утрам. Также слуховой проход необходим для поддержания необходимой влажности и температуры внутри уха.
  2. Среднее ухо. Та составляющая слухового анализатора, которая находится за барабанной перепонкой и заполнена воздухом, называется средним ухом. Оно соединяется при помощи евстахиевой трубы с носоглоткой. Евстахиева труба представляет собой достаточно узкий хрящевой канал, который в обычном состоянии закрыт. Когда мы совершаем глотательные движения, он открывается и через него в полость поступает воздух. Внутри среднего уха расположены три маленькие слуховые косточки: наковальня, молоточек и стремя. Молоточек при помощи одного конца соединяется со стременем, а оно уже с литкой во внутреннем ухе. Под действием звуков барабанная перепонка находится в постоянном движении, а слуховые косточки уже дальше передают её колебания внутрь. Она является одним из важнейших элементов, которое необходимо изучить при рассмотрении того, какое строение уха человека
  3. Внутреннее ухо. В этой части слухового ансамбля имеется сразу несколько структур, однако слух контролирует только одна из них – улитка. Такое название она получила из-за своей спиральной формы. Она имеет три канала, которые заполнены лимфатическими жидкостями. В среднем канале жидкость значительно отличается по составу от остальных. Тот орган, который отвечает за слух, называется Кортиев орган и расположен в среднем канале. Он состоит из несколько тысяч волосков, улавливающих колебания, которые создаёт жидкость, движущаяся по каналу. Здесь же генерируются электрические импульсы, передающиеся затем в кору головного мозга. Определенная волосковая клетка реагирует на особый вид звука. Если же происходит так, что волосковая клетка гибнет, то человек перестаёт воспринимать тот или иной звук. Также для того, чтобы понять, как человек слышит, следует рассмотреть еще и слуховые проводящие пути.

Слуховые пути

Ими являются совокупность волокон, которые проводят нервные импульсы от самой улитки и до слуховых центров вашей головы. Именно благодаря путям наш мозг воспринимает тот или иной звук. Находятся слуховые центры в височных долях мозга. Звук, который проходит через внешнее ухо к головному мозгу продолжается около десяти миллисекунд.

Как мы воспринимаем звук

Человеческое ухо перерабатывает получаемые из окружающей среды звуки в специальные механические колебания, которые потом преобразовывают движения жидкости в улитке в электрические импульсы. Они по путям центральной слуховой системы переходят в височные части мозга, чтобы затем быть распознанными и обработанными. Теперь уже промежуточные узлы и сам головной мозг извлекает некую информацию относительно громкости и высоты звучания, а также друге характеристики, такие как время улавливания звука, направление звука и другие. Таким образом, мозг может воспринимать полученную информацию от каждого уха по очереди или совместно, получая единое ощущение.

Известно, что внутри нашего уха хранятся некие «шаблоны» уже изученных звуков, которые наш мозг распознал. Именно они помогают мозгу правильно сортировать и определять первоисточник информации. Если звук снижается, то мозг соответственно начинает получать неправильную информацию, что может привести к неправильному толкованию звуков. Но не только звуки могут искажаться, со временем головной мозг тоже подвергается неправильной трактовке тех или иных звуков. Результатом может оказаться неправильная реакция человека или неверная трактовка информации. Чтобы правильно слышать и достоверно трактовать услышанное, нам понадобится синхронная работа, как мозга, так и слухового анализатора. Именно поэтому можно отметить, что человек слышит не только ушами, но и головным мозгом.

Таким образом, строение уха человека достаточно сложное. Только согласованная работа всех частей органа слуха и головного мозга позволит нам правильно понимать и трактовать услышанное.

Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

Как мы слышим различные звуки?

Все звуки производятся вибрирующими предметами, то есть предметами, которые совершают быстрые поступательные движения. Эта вибрация заставляет двигаться молекулы воздуха, которые вызывают движение у расположенных рядом с ними молекул, и вскоре начинается поступательное движение молекул в воздухе, которое производит то, что мы называем звуковыми волнами.

Но вибрации бывают разными, и звуки они производят разные. Звуки отличаются один от другого потрем основным характеристикам: громкости, высоте и тональности. Громкость звука зависит от расстояния между вибрирующим предметом и ухом человека, а также от размаха колебаний вибрирующего предмета. Чем больше размах этого движения, тем громче будет звук. Высота звука зависит от скорости вибрации (частоты) звучащего объекта.

Тональность зависит от количества и силы обертонов, присутствующих в звуке. Это происходит, когда высокие и низкие звуки перемешиваются. Мы ничего не услышим, пока звуковая волна не пройдет через ушное отверстие и не достигнет барабанной перепонки. Барабанная перепонка действует как поверхность барабана и заставляет двигаться три маленькие косточки в среднем ухе в ритме звука. Вследствие этого начинает перемещаться жидкость во внутреннем ухе.

Звуковые волны двигают жидкость, и начинают двигаться и маленькие клетки-волоски в этой жидкости. Эти волосковые клетки преобразуют движение в нервные импульсы, которые перемещаются в мозг, а мозг уже определяет их в качестве звука. Но разные звуки производят и разное движение в нашем ухе, которое ведет к разным нервным импульсам, поступающим в мозг, что и приводит к тому, чтомы слышим разные звуки!

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Почему мы слышим эхо? В настоящее время, когда нас все интересует в природе, мы хотим получить правильный, научный ответ. В древности люди создавали легенды, чтобы объяснять всевозможные события. Древние греки придумали очень красивую легенду для объяснения эхо. Вот

Из книги Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию автора Антонец Владимир Александрович

Как мы слышим? Известно, что человек обладает пятью органами чувств. Считается, что более 80 % информации поступает через зрение. Наверное, это правда. Каждый пользующийся компьютером знает, что картинки информационно очень емкие. Но информация, которую человек лучше

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Как мы слышим? Звук – это воспринимаемые ухом упругие волны в газах (воздухе), жидкостях и твердых телах. Человек способен слышать звуки с частотами от 16 герц до 20 килогерц, дельфин – от 100 герц до 200 килогерц. Пройдя через ушную раковину и наружное ухо, звук поступает на

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Влияет ли форма ушей на то, как мы слышим? Удивительно, но влияет. Форма ушей столь же уникальна, как отпечатки пальцев. Ученые выдвинули предположение, что поскольку ушные раковины у людей различные, то мозг каждого человека должен запоминать форму ушей, чтобы точно

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

ЗВУКИ МУ «Звуки My» - культовая группа российского рок-сообщества 2-й половины 80-х годов.История «Звуков My» уходит в 60-е годы, когда Петр Мамонов, живший в центре Москвы, в районе Цветного бульвара, играл на гитаре в дворовой группе «Экспресс». В середине 80-х Петр Николаевич

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гласные звуки Гласные звуки – образуются из музыкального тона, результата деятельности голосовых связок (так называемого голосового тона), модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет в данном случае роль надставной трубы у духовых инструментов,

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

«Интересные звуки» Игра направлена на развитие внимания.Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождь, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д.Реагируя на звуки, малыш научится слушать, что очень важно

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Согласные звуки Согласные звуки (лат. consonantes). – Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе всеобщее употребление у разных новоевропейских народов (рус. согласный, нем. Mitlaut, фр. consonne,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Из книги Аэростат. Воздухоплаватели и Артефакты автора Гребенщиков Борис Борисович

«Звуки Му» «Звуки Му» как Зеркало Русской Революции, или Советская Народная Галлюцинация {488} В энциклопедии сухо сказано: «„Звуки Му“ – музыкальная группа, основанная в Москве в начале 1980-х годов Петром Мамоновым и Александром Липницким. Лидер и автор текстов –

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мы слышим звуки одобренья / Не в сладком ропоте хвалы, / А в диких криках озлобленья Из стихотворения «Блажен незлобивый поэт» (1852) Н. А. Некрасова (1821-1877): В оригинале: Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте толпы, А в диких криках озлобленья. Смысл

автора Моховой Андрей

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

Из книги 365 советов беременным и кормящим автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Первые звуки 2,5–3 месяца. Гуление: а-аа, г-у, ш-и, бу-у, эй и др.4 месяца. Свирель: аль-ле-е-лы, аты-аы и т. п.7-8,5 месяцев. Лепет, произносит слоги: баба, да-да-да и т. п.8,5–9,5 месяцев. Модулированный лепет: повторяет слоги с разнообразными интонациями.9,5–1 год 6 месяцев. Слова: мама,

Слух является одним из важных органов чувств для всех обитателей планеты, с его помощью многие животные определяют местонахождение своего врага. Все стихийные бедствия также...

Слух является одним из важных органов чувств для всех обитателей планеты, с его помощью многие животные определяют местонахождение своего врага. Все стихийные бедствия также сопровождаются определенными звуками, которые не всегда доступы человеческому уху, но на которые безошибочно реагируют животные. Человек находится в постоянном окружении звуков, многие из них проходят мимо сознания. Слух настроен таким образом, что четко воспринимаются мозгом только жизненно важные сигналы, не очень важные игнорируются. Звуки могут по-разному воздействовать на восприятие, одни нравятся, другие раздражают, многие из них способствуют созданию в воображении тех или иных визуальных образов.

Особенности восприятия звуков

Человеческий организм отличается сложным устройством, ухо не является исключением. Строение органов слуха позволяет преобразовывать и передавать звуки для распознавания в мозг, все эти процессы происходят преимущественно в височных долях. В мозгу определяется громкость, высота, направление происхождения и другие характеристики звука. Оценка ситуации производится на основе информации, полученной из обоих ушей одновременно. Внутри уха хранятся определенные шаблоны уже распознанных звуков, за счет них обеспечивается правильная сортировка информации и определение ее первоисточника.

Известно, что скорость распознавания знакомых звуков (голосов близких людей, сигналов опасности) намного выше, по сравнению с незнакомыми звуками. При ухудшении слуха мозг начинает получать недостоверные данные, что приводит к ошибкам в распознавании информации. За слух отвечают не только соответствующие органы, но и мозг, правильное распознавание звуков достигается только за счет слаженной работы этих органов.

Строение органов слуха

Слуховой анализатор состоит из четырех частей:

  1. Наружное ухо, в данную категорию относятся следующие органы: барабанная перепонка, ушная раковина, слуховой проход. Барабанная перепонка выполняет функцию изоляции слухового прохода от окружающей среды. Длина слухового прохода составляет 2,5 см, он имеет изогнутую форму, его поверхность покрыта железами, выделяющими ушную серу и небольшими волосками. Слуховой проход выполняет функцию поддержания необходимого уровня температуры и влажности внутри уха.
  2. Среднее ухо – в это понятие входит компонент слухового анализатора, орган расположен за барабанной перепонкой и наполнена воздухом, с носоглоткой соединяется евстахиевой трубой. Евстахиева труба — это закрытый в обычном состоянии узкий хрящевой канал, который открывается при совершении глотательных движений, после чего пространство заполняется воздухом. Внутри среднего уха находятся три небольшие слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремя. Молоточек соединяется со стременем, которое соединяется уже с улиткой во внутреннем ухе. Барабанная перепонка находится в постоянном движении под воздействием звуков, ее колебания передаются на слуховые косточки.
  3. Внутреннее ухо представляет собой несколько структур, за слух отвечает только улитка. Улитка получила свое название из-за спиральной формы, орган оснащен тремя каналами, заполненными лимфатическими жидкостями. Состав жидкости в среднем канале существенно отличается от остальных. Непосредственно за слух отвечает расположенный в среднем ухе Кортиев орган, он состоит из тысяч мельчайших волосков, улавливающих колебания, создаваемые движущейся по каналу жидкостью. В этом же месте генерируются электрические импульсы, передаваемые в кору мозга. Каждая волосовая клетка реагирует на определенный звук, при ее гибели человек перестает воспринимать звук, за который она отвечала.

Слуховые проводящие пути

Слуховые пути представляют собой совокупность волокон, проводящих нервные импульсы от улитки дослуховых центров, за счет них происходит восприятие звука мозгом. Расположены эти слуховые центры в височных долях головного мозга, время, за которое звук поступает через внешнее ухо к мозгу, составляет 10 миллисекунд.

Как мы слышим

Звуковые волны перед тем как быть распознанными мозгом, проделывают долгий путь. Колебания воздуха заставляют вибрировать барабанную перепонку, после чего звук передается на протянутые через все среднее ухо слуховые косточки, соединяющие улитку и барабанную перепонку. На следующем этапе колебания передаются на заполняющую улитку жидкость, в результате чего раздражаются клетки внутреннего уха. Мозг улавливает эти раздражения и распознает речь, шумы, музыку и т.д. За направление, откуда идет звук, отвечают полукружные каналы, расположенные в лабиринте в трех перпендикулярных друг другу областях. Эти каналы называют еще вестибулярным аппаратом или органом равновесия.

При изменении положения тела полукружные каналы также перемещаются, заполняющая их инерционная жидкость вследствие инерционности не успевает за движениями и смещается относительно стенок канала. Специальные рецепторы следят за всеми перемещениями жидкости, информация о всех наблюдениях поступает в мозг.

Рецепторные клетки вестибулярного аппарата погружены в заполняющую внутреннее ухожидкость, информация о всех движениях поступает в мозжечок, в котором осуществляется сбор и сопоставление всех данных. После этого во все системы организма направляются команды, позволяющие поддерживать равновесие. Информация о результатах поступает в головной мозг.

Индивидуальные факторы

Человек обладает удивительной способностью воспринимать не только звуки, но и интонацию. Выводы о том или ином звуки формируются на основании собственных ощущений, на восприятие оказывают влияние следующие факторы:

  • чувствительность;
  • восприимчивость;
  • особенности центральной нервной системы.

Маленькие дети распознают незнакомого человека именно по интонации, это происходит за счет того, что у малышей доминирует эмоционально-образное мышление, любая речь воспринимается в первую очередь эмоционально. Интонация позволяет определить настроение человека, насколько он грустный или веселый. Механизм распознавания интонации базируется на подсознании, человек даже не задумывается об этом.

Многие женщины больше значения придают именно интонации речи, а не ее содержанию. В первую очередь внимание уделяется не тому, что сказал собеседник, а как он сказал, так как смысл по-разному произнесенного предложения отличается. Стоит отметить, что способностью правильно распознавать информацию обладают не все люди, иногда собеседнику могут приписываться собственные эмоции. Мужчины менее чувствительны и эмоциональны, для них большую важность имеет содержание фразы, а не интонация.

Наверняка, все видели волны на поверхности пруда или озера, то есть на воде, и как они ударяются о берег.

Звук - это такая же волна , только мы ее не видим, потому что она "волнуется" в воздухе. И попадает прямо к нам в ушки. Внутри уха есть такая мембранка, которая называется барабанная перепонка. Звуковая волна ударяется в барабанную перепонку (внутри уха она соединена с тремя маленькими косточками молоточком, стремечком и наковаленкой). Барабанная перепонка прогибается и опять возвращается в свое положение, а наш умный мозг улавливает эти изменения и узнает звук.

Но ухо человека слышит не все звуки.

Если звуковая волна ударяется в барабанную перепонку слишком часто, перепонка не успевает так же быстро прогибаться и выпрямляться, и мы звук не слышим. Такой звук называют ультразвуком (или высокочастотным). Так "разговаривают" дельфины и летучие мыши, собаки и кошки, и даже муравьи. Ультразвуки издают бабочки, саранча, кузнечики.

Свойства ультразвука используются людьми для отпугивания грызунов. Мыши, крысы, кроты и землеройки хорошо слышат его, расценивают как сигнал опасности и убегают.

Если звуковая волна очень редко ударяется в перепонку, мы ее тоже не слышим. Такие звуки называют инфразвуками (или низкочастотными) . Так "разговаривают" слоны. Тигры издают инфразвуки, для устрашения.

Инфразвук возникает при землетрясениях, извержениях вулканов, при штормах, во время ураганов и бурь. Инфразвук может распространяться на большие расстояния (имеет малое поглощение в воде, в земле и в воздухе).

Это свойство инфразвука используется людьми для предсказания цунами и ураганов. Многие животные слышат инфразвук, и задолго до землетрясения или урагана убегают или прячутся. Медузы хорошо слышат надвигающийся шторм и заранее (за 20 часов) уплывают на глубину.

Инфразвук плохо действует на человека.
Если человек находится в зоне сильного инфразвука, он может испытать беспричинный страх, головокружение, сильную усталость, упасть в обморок и на время потерять зение. Инфразвук может вызвать сильню боль в ушах и даже убить (разрыв сосудов и сердца).

Дополнительная информация

Люди и животные слышат ушами. А чем еще могут слышать живые существа?

Рыбы слышат телом. С каждого бока у рыбы есть боковая линия. И еще у рыб есть органы слуха внутри головы.

Медузы имеют маленькие органы слуха на краю своего колокола рядом с малюсенькими глазками.

Птицы хорошо слышат, у них есть уши. Если отодвинуть перышки по бокам головы мы увидим на каждой стороне небольшое отверстие - это и есть уши.

Лягушки слышат ушами. У них ушные отверстия располагаются на голове, по бокам.

Кузнечики и саранча слышат ногами. На передних лапках, покрытых волосками есть мембрана - это и есть "уши". А вторая пара ушей расположена под коленками.

У пчел "уши" тоже находятся на лапках (на лапки натянуты перепонки)

Комары слышат антеннами на голове.

Осы и шмели тоже имеют на голове волоски между глаз, которыми слышат.

У цикад уши-мембраны расположены в брюшке.

Жаль, что наши уши не могут слышать эти неслышимые звуки. Но люди научились преобразовывать неслышимые звуки в слышимые. И теперь мы можем проникнуть в тайны природы. Мы можем послушать как поют киты

И как разговаривают дельфины .

Ответ ниже

Улитка представляет собой сложную гидромеханическую систему. Это тонкостенная костная трубка конической формы, закрученная в спираль. Полость трубки заполнена жидкостью и по всей длине разделена особой многослойной перегородкой. Одним из слоев этой перегородки является так называемая базилярная мембрана, на которой и расположен собственно рецепторный аппарат - кортиев орган. В рецепторных волосковых клетках (поверхность их покрыта мельчайшими протоплазматическими выростами в виде волосков) и происходит удивительный, до конца еще не изученный процесс преобразования физической энергии звуковых колебаний в возбуждение этих клеток. Дальше информация о звуке в виде нервных импульсов по волокнам слухового нерва, чувствительные окончания которого подходят к волосковым клеткам, передается в слуховые центры головного мозга.

Существует и другой путь, по которому звук, минуя наружное и среднее ухо, достигает улитки - непосредственно через кости черепа. Но интенсивность воспринимаемого звука в этом случае значительно меньше, чем при воздушном звукопроведении (отчасти это объясняется тем, что при прохождении через кости черепа энергия звуковых колебаний затухает). Поэтому значение костной звукопроводимости у здорового человека относительно невелико.

Однако способность воспринимать звуки двойным путем используется в диагностике нарушений слуха: если в ходе обследования выясняется, что восприятие звуков путем воздушного звукопроведения нарушено, а путем костного полностью сохранено, врач может сделать вывод, что пострадал только звукопроводящий аппарат среднего уха, звуковосприни-мающий же аппарат улитки не поврежден. В таком случае костное звукопроведение и оказывается своего рода «палочкой-выручалочкой»: больной может пользоваться слуховым аппаратом, от которого звуковые колебания прямо через кости черепа передаются кортиеву органу.

Улитка не только воспринимает звук и трансформирует его в энергию возбуждения рецепторных клеток, но, что не менее важно, осуществляет начальные этапы анализа звуковых колебаний, в частности частотный анализ.

По ходу канала улитки, в направлении от овального окна к ее" вершине постепенно увеличивается ширина перегородки и уменьшается ее жесткость. Поэтому различные участки перегородки резонируют на звуки разных частот: при действии звуков высокой частоты максимальная амплитуда колебаний наблюдается у основания улитки, вблизи овального окна, а низкочастотным звукам соответствует зона максимального резонанса у вершины. Звуки определенной частоты имеют свое преимущественное представительство в определенной части улитковой перегородки и, следовательно, воздействуют только на те нервные волокна, которые связаны с волосковыми клетками возбужденной области кортиева органа. Поэтому каждое нервное волокно реагирует на ограниченный диапазон частот; такой способ анализа получил название пространственного, или по принципу места.

Помимо пространственного, имеется еще и временной, когда частота звука воспроизводится и в реакции рецепторных клеток и до известного предела в реакции волокон слухового нерва. Оказалось, что волосковые клетки обладают свойствами микрофона: они преобразуют энергию звуковых колебаний в электрические колебания той же частоты (так называемый микрофонный эффект улитки). Предполагается, что существуют два способа передачи возбуждения от во-лосковой клетки на нервное волокно. Первый, электрический, когда электрический ток, возникший в результате микрофонного эффекта, непосредственно вызывает возбуждение нервного волокна. И второй, химический, когда возбуждение волосковой клетки передается на волокно с помощью вещества-передатчика, то есть медиатора. Временной и пространственный способы анализа в совокупности обеспечивают хорошее различение звуков по частоте.

Голос матери, щебетанье птиц, шелест листвы, лязг машин, раскаты грома, музыка... Человек погружается в океан звуков буквально с первых минут жизни. Звуки заставляют нас волноваться, радоваться, тревожиться, наполняют спокойствием или страхом. А ведь все это не более чем колебания воздуха, звуковые волны, которые, попадая через наружный слуховой проход на барабанную перепонку, вызывают ее колебания. Через систему расположенных в среднем ухе слуховых косточек (молоточек, наковальню и стремечко) звуковые колебания передаются далее во внутреннее ухо, по форме напоминающее раковину виноградной улитки.

Улитка представляет собой сложную гидромеханическую систему. Это тонкостенная костная трубка конической формы, закрученная в спираль. Полость трубки заполнена жидкостью и по всей длине разделена особой многослойной перегородкой. Одним из слоев этой перегородки является так называемая базилярная мембрана, на которой и расположен собственно рецепторный аппарат - кортиев орган. В рецепторных волосковых клетках (поверхность их покрыта мельчайшими протоплазматическими выростами в виде волосков) и происходит удивительный, до конца еще не изученный процесс преобразования физической энергии звуковых колебаний в возбуждение этих клеток. Дальше информация о звуке в виде нервных импульсов по волокнам слухового нерва, чувствительные окончания которого подходят к волосковым клеткам, передается в слуховые центры головного мозга.

Существует и другой путь, по которому звук, минуя наружное и среднее ухо, достигает улитки - непосредственно через кости черепа. Но интенсивность воспринимаемого звука в этом случае значительно меньше, чем при воздушном звукопроведении (отчасти это объясняется тем, что при прохождении через кости черепа энергия звуковых колебаний затухает). Поэтому значение костной звукопроводимости у здорового человека относительно невелико.

Однако способность воспринимать звуки двойным путем используется в диагностике нарушений слуха: если в ходе обследования выясняется, что восприятие звуков путем воздушного звукопроведения нарушено, а путем костного полностью сохранено, врач может сделать вывод, что пострадал только звукопроводящий аппарат среднего уха, звуковосприни-мающий же аппарат улитки не поврежден. В таком случае костное звукопроведение и оказывается своего рода «палочкой-выручалочкой»: больной может пользоваться слуховым аппаратом, от которого звуковые колебания прямо через кости черепа передаются кортиеву органу.

Улитка не только воспринимает звук и трансформирует его в энергию возбуждения рецепторных клеток, но, что не менее важно, осуществляет начальные этапы анализа звуковых колебаний, в частности частотный анализ.

Такой анализ можно провести с помощью технических приборов - частотных анализаторов. Улитка делает это гораздо быстрее и, естественно, на другой «технической базе».

По ходу канала улитки, в направлении от овального окна к ее" вершине постепенно увеличивается ширина перегородки и уменьшается ее жесткость. Поэтому различные участки перегородки резонируют на звуки разных частот: при действии звуков высокой частоты максимальная амплитуда колебаний наблюдается у основания улитки, вблизи овального окна, а низкочастотным звукам соответствует зона максимального резонанса у вершины. Звуки определенной частоты имеют свое преимущественное представительство в определенной части улитковой перегородки и, следовательно, воздействуют только на те нервные волокна, которые связаны с волосковыми клетками возбужденной области кортиева органа. Поэтому каждое нервное волокно реагирует на ограниченный диапазон частот; такой способ анализа получил название пространственного, или по принципу места.

Помимо пространственного, имеется еще и временной, когда частота звука воспроизводится и в реакции рецепторных клеток и до известного предела в реакции волокон слухового нерва. Оказалось, что волосковые клетки обладают свойствами микрофона: они преобразуют энергию звуковых колебаний в электрические колебания той же частоты (так называемый микрофонный эффект улитки). Предполагается, что существуют два способа передачи возбуждения от во-лосковой клетки на нервное волокно. Первый, электрический, когда электрический ток, возникший в результате микрофонного эффекта, непосредственно вызывает возбуждение нервного волокна. И второй, химический, когда возбуждение волосковой клетки передается на волокно с помощью вещества-передатчика, то есть медиатора. Временной и пространственный способы анализа в совокупности обеспечивают хорошее различение звуков по частоте.

Итак, информация о звуке передана волокну слухового нерва, но высшего слухового центра, расположенного в височной доле коры большйх полушарий, она достигает не сразу. Центральная, находящаяся в мозгу, часть слуховой системы состоит из нескольких центров, каждый из которых насчитывает сотни тысяч и миллионы нейронов. В этих центрах существует своеобразная иерархия, и при переходе от нижних к верхним реакция нейронов На звук изменяется.

На нижних уровнях центральной части слуховой системы, в слуховых центрах продолговатого мозга, импульсная реакция нейронов на звук хорошо отражает его физические свойства: длительность реакции точно соответствует длительности сигнала; чем больше интенсивность звука, тем больше (до определенного предела) число и частота импульсов и тем больше число нейронов, вовлекаемых в реакцию, и т. д.

При переходе от нижних слуховых центров к верхним постепенно, но неуклонно снижается импульсная активность нейронов. Создается впечатление, что нейроны, составляющие верхушку в иерархии, трудятся гораздо меньше, чем нейроны нижних центров.

И действительно, если у подопытного животного удалить высший слуховой анализатор, почти не нарушается ни абсолютная слуховая чувствительность, то есть способность обнаружения предельно слабых звуков, ни способность к различению звуков по частоте, интенсивности и длительности.

В чем же в таком случае состоит роль верхних центров слуховой системы?

Оказывается, нейроны высших слуховых центров в отличие от нижних работают по принципу избирательности, то есть реагируют лишь на звуки с определенными свойствами. При этом характерно, что они могут откликаться только на сложные звуки, например, на звуки, изменяющиеся во времени по частоте, на движущиеся звуки или только на отдельные слова и звуки речи. Эти факты дают основание говорить о специализированной избирательной реакции нейронов высших слуховых центров на сложные звуковые сигналы.

И это очень важно. Ведь избирательная реакция этих нейронов проявляется по отношению к таким звукам, которые биологически ценны. Для человека это прежде всего звуки речи. Биологически важный звук как бы экстрагируется из лавины окружающих звуков и обнаруживается специализированными нейронами даже при очень слабой его интенсивности и на линии звуковых помех. Именно благодаря этому мы можем различить, к примеру, в грохоте сталепрокатного цеха слова, сказанные собеседником.

Специализированные нейроны обнаруживают свой звук даже в том случае, если изменяются его физические свойства. Какое-либо слово, произнесенное мужским, или женским, или детским голосом, громко или тихо, быстро или медленно, всегда воспринимается как одно и то же слово.

Ученых интересовал вопрос, каким образом достигается высокая избирательность нейронов высших центров. Известно, что нейроны способны реагировать на раздражение не только возбуждением, то есть потоком нервных импульсов, но и торможением - подавлением способности генерировать импульсы. Благодаря процессу торможения ограничивается круг сигналов, на которые нейрон дает реакцию возбуждения. Характерно, что тормозные процессы особенно хорошо выражены именно в верхних центрах слуховой системы. Как известно, процессы торможения и возбуждения требуют затраты энергии. Поэтому никак нельзя считать, что нейроны верхних центров бездельничают; они интенсивно работают, только работа у них иная, чем у нейронов нижних слуховых центров.

А что же происходит с потоками нервных импульсов, идущими от нижних слуховых центров? Как используется эта информация, если высшие центры ее отвергают?

Во-первых, отвергают не всю информацию, а лишь какую-то ее часть. Во-вторых, импульсы от нижних центров идут не только к верхним, они поступают и к двигательным центрам мозга и к так называемым неспецифическим системам, которые имеют непосредственное отношение к организации различных элементов поведения (позы, движения, внимания) и эмоциональных состояний (контактности, агрессии). Эти системы мозга осуществляют свою деятельность на основе интеграции той информации о внешнем мире, которая поступает к ним по разным сенсорным каналам.

Такова в общих чертах сложная и далеко не полностью изученная картина работы слуховой системы. Сегодня многое известно о процессах, происходящих при восприятии звуков, и, как видите, специалисты в значительной степени могут ответить на вопрос, вынесенный в заглавие, «Как мы слышим?». Но пока еще нельзя объяснить, почему одни звуки нам приятны, а другие неприятны, почему одна и та же музыка одному человеку нравится, а другому нет, почему одни физические свойства звуков речи воспринимаются нами как приветливые интонации, а другие как грубые. Эти и другие проблемы решают исследователи одной из интереснейших областей физиологии