Творчество в самом общем виде - появление нового в любой области человеческой практики. В результате творческого акта создаются новые реалии, образующие в совокупности культуру. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные приборы) - их создание связано с биологической природой человека; могут представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусства…), или другими словами - информационные продукты. Толчком к созданию новых реалий, имеющих информационную природу, являются информационные потребности человека. Информационные потребности возникают в связи с познавательным процессом и потребностью в общении, определяется социальной ролью человека, его обязанностями, образом жизни. Информационный продукт призван удовлетворять информационные потребности человека.

Специфика информационного продукта состоит в том, что он есть неразрывное единство познания и творчества. Следовательно, создание информационного продукта включает обе эти стороны. Каждый человек познает объективную действительность, создавая ее образ в своем внутреннем мире непосредственно через собственный контакт с нею - или опосредовано через информационные продукты, созданные другими людьми.

Ни один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива, общества служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно дополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми является социальной. Более высокая ступень взаимодействия человека с действительностью - это создание социальной информации, информационных продуктов.

Социальна информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением. Создание информационных продуктов есть творчество. В потоке информации, циркулирующей в обществе, выделяется журналистская информация. Журналистская информация по своей значимости и распространенности, может быть, самая социальная.

Специфика журналистской информации состоит в единстве духовного (информационного) и соцально-управленческого начал.

В духовном отношении журналистская информация характеризуется: - идейной насыщенностью (т.к. аудитория не просто должна познакомиться с журналистским материалом, но усвоить идеи, взгляды); - актуальностью (которая состоит в злободневности, остроте тем); - популярностью (доходчивостью): в каком бы жанре не работал журналист его сообщение должно быть ясным и понятным: язык не должен содержать специальных терминов, если они не объяснены журналистом и адресованы массовой аудитории, следует избегать и сложных стилистических конструкций, оборотов, туманных намеков, ассоциаций.

В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует (по Г.В. Лазутиной):

  • в первую очередь - это новизна: журналисты сообщают обо всем новом - о том, что изменилось или должно измениться; СМИ помогают людям скорректировать свое поведение, свои поступки, намерения с учетом новых условий жизни или повлиять на действия властей, других организаций, чтобы предотвратить негативные изменения в реальной жизни; не всякие факты интересуют журналиста, а в первую очередь новость, каждый профессионал стремиться найти информацию, которая одновременно была бы полезна, необходима и интересна;
  • следующая важная черта - оперативность: журналист должен передавать информацию быстро, ведь новость может устареть;
  • Корконосенко добавляет к этому: документализм в отражении действительности (факты, точность), достоверность (в отличие от художника, для которого главное - создание образа);краткость материала,
  • аналитичность (резерв повышения эффективности влияния прессы на аудиторию),
  • "отпечаток" личности автора: особенно характерно это для российской журналистики, в которой получила развитие авторская, комментирующая публицистическая трактовка события.

Т.о., журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов, свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий. Кроме того, по Лазутиной, журналистская информация должна содержать новость, быть оперативной, актуальной, соответствовать потребностям аудитории, быть интересной, полезной и понятной читателям.

Журналистика пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе - создавать новое.

Начало творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи человека и его окружения, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный продукт.

Творческая деятельность существует в двух формах - любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая - добровольное дело желающих, вторая - институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами. Журналисты - одна из профессиональных групп. Журналистское творчество не совместимо с дилетантизмом, некомпетентностью. Труд журналиста профессионален, т.е. подчинен определенным законам, заданным алгоритмам, зависит от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций.

В журналистском творчестве стремление к созданию нового, оригинального неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий. Творчество журналиста ограничено жесткими законами и заключено в четко очерченные хронологические рамки.

Специфика журналистского творчества состоит в том, что в отличие от художников журналисты участвуют не в художественном, а в соцально-культурном творчестве. Их сверхзадача - изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, культурное оснащение социальных процессов. Или другими словами, создание информационных продуктов оперативного пользования, предназначенные для оперативного изменения действительности.

Т.о., специфика журналистского творчества обусловлена особенностями продукта журналистской деятельности - журналистской информацией.

В силу специфики журналистской информации главным критерием профессионализма в журналистском творчестве может быть названа способность донести социальное значение материала. Отсюда - особенности творческого содержания профессии журналиста - активное взаимодействие журналиста с социальной действительностью, особое требование - объективность. (Факторы, уменьшающие объективность: 1) общие закономерности познания (ни один фрагмент реальности человеческая психика не может отразить в полном объеме); 2) творческая природа сознания (способность "заместить" любую "отсеченную" существенную связь несущественной); 3) характер обстоятельств, в которых осуществляется работа журналиста).

Феномен творчества журналиста

Журналистика - творческая профессия, недаром при поступлении на факультеты журналистики абитуриенты сдают творческий конкурс. Способность к творчеству - общее свойство и отличительная особенность человека как биологического вида, хотя уровень творческих способностей у людей разный. Многие ученые считают, что менее одного процента людей сознают и раскрывают свой творческий потенциал. Феномен творчества заключается в способности человека создавать нечто объективно новое, то, что до него в мире не существовало. Творчеством пронизана жизнь человека, особенно в детстве. В дальнейшем, в учебе или труде, у одних эта способность усиливается, в других - затухает, потому что требует сконцентрированности, некоторой «зацикленности» на чем-либо одном. Зачастую к этому способны не все люди, потому что их интерес рассредоточен. «Эмоциональная и умственная концентрация» на чем-либо рано или поздно приводит человека к озарениям. Так что можно сказать, что творчество и труд очень тесно связаны. Работа - одна из стадий труда, с преобладанием механического, привычного и часто ручного вида деятельности. В процессе творчества задействованы все уровни психики: подсознание, сознание и надсознание, которым обозначают творческую интуицию и ее высшую степень - вдохновение.

Творчество отличается от ремесла тем, что мотивы творческой деятельности находятся внутри личности, они не вызваны внешними факторами, тогда как ремесло обычно поощряется извне: потребность пищи, заработка и т.д. Конечно, известны случаи значительных творческих открытий, совершенных по принуждению. Например, бериевские шарашки, описанные Солженицыным в романе «В круге первом», но и там принуждение было лишь «пусковым механизмом» для творческого процесса одаренных людей. Настоящая причина творческого самозабвения в том, что поиск истины становится для личности более важным, чем ее бытовые или жизненные потребности. Конечно, творчество невозможно без репродуктивной деятельности (накопления знаний, приобретения навыков и т.д.). Именно аккумуляция предшествующего опыта служит трамплином для творческого преобразования известного и открытия нового.

И здесь нужно повториться, что труд - это основа, база для творчества. Если труд - это деятельность, направленная на создание общественно-полезного продукта для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека, то творчество - это создание принципиально нового продукта. Если творчество базируется на репродуктивной базе, то можно предположить, что чем более солидна эта база, тем больше предпосылок для творчества. Вот почему для так называемых творческих профессий предусматривается целая система обучения, благодаря которой специалист не только изучает чужой опыт, выделяет закономерности технологии профессии, проникается духом, традициями, составляет критическое мнение о еще не сделанном - все это поможет ему сконцентрировать свой собственный потенциал и сделать творческий процесс более продуктивным (музыканты, вокалисты, спортсмены).

Творчество может быть профессиональным и любительским. К сожалению, среди дилетантов в журналистике существует большой отсев; иногда, человек может стихийно, но глубоко освоить вид деятельности, слепить из себя мастера. Но это удел единиц. Бывает и так, что человек, имеющий возможность получить профессиональные знания, оказывается впоследствии непригодным. Значит, был случайным или необдуманным выбор сферы творчества, или в процессе обучения произошло расслоение своих представлений о профессии и о своей личности. Готовность к успешной профессиональной деятельности определяется следующими факторами:

  1. Насколько точно человек себе представляет сущность профессии и ее общественную роль.
  2. Насколько он обладает природными способностями и как развивает свои качества, чтобы оптимально подходить данному виду творчества.
  3. Насколько он овладел навыками и научился основным приемам работы, необходимым для этого вида творчества (композитор невозможен без знания нот)
  4. Творчество всегда вырастает из многообразия ассоциаций, для чего личности нужен запас знаний не только в сфере избранной специальности.
  5. Наконец, значимостью мотивов выбора своей профессии: «Себя в искусстве или искусство в себе?»

В познании профессии и овладении мастерством можно выделить 3 ступени:

А) обученность, т.е. использование готовых приемом и навыков как суммы предыдущего коллективного опыта)

Б) умелость, т.е. умение применить чужой опыт для решения новых задач в новых условиях

В) мастерство - высшее проявление профессионализма. Свободное владение всем предыдущим + способность обогащать методы деятельности своими собственными дополнениями и даже открытиями.

При этом, бывает, возникает разрыв между мастером и ремесленниками. Недаром Б. Шоу так определил критерий мастерства: «Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет», и только один способ написать это». Писатель, журналист и публицист имел в виду, что слово, предназначенное для публичной информации, проходит в сознании творца несколько фильтров, отсеивающих случайные, тусклые невыразительные варианты. В краткое время журналисту надо представить картину мира, поэтому ответственность за каждое слово велика. Если в устном и частном разговоре можно поправить свою мысль, то в любом публичном периодическом сообщении каждое слово воспринимается один раз, как говорится «здесь и сейчас», профессия не оставляет времени на поправки, потому что всегда есть тот читатель или слушатель, который больше не встретится с журналистом - не захочет. Значит, творческий прокол журналиста будет безвозвратным, и его ошибка повлияет на отношение к деятельности остальных коллег. В этом смысле профессия журналиста диалектически сочетает в себе единичное и коллективное. (Рубинов, С. 24).

Специфика журналистского творчества

Журналистика как творческая профессия прошла несколько стадий в своем развитии. Она, как и любая другая профессия, родилась в процессе разделения труда, вызванного усложнением человеческого общества, увеличением связей и функций между его структурными элементами. Это привело к росту сообщений, необходимых человеку, чтобы разобраться в окружающем мире. Рядовому человеку стало трудно ориентироваться в обширных информационных потоках, ему понадобилась помощь людей, которые сделали поиск и отбор информации своим главным занятием. Так родилась профессия журналиста, о которой сказано немало трогательных и шутливых слов. Например: «Первая обязанность прессы - добывать самые свежие и точные сведения о происходящих событиях и немедленно публиковать их, чтобы они стали достоянием нации». Информированность всегда рассматривалась как привилегия. Это отражено даже в древних мифах, например, скандинавские мифы изображали верховного бога Одина с двумя воронами на плечах. Одного звали Думающий, другого - Помнящий. На рассвете вороны разлетались по свету, а к завтраку возвращались, сообщая Одину обо всем, что происходит на свете. Даже высшее божество нуждалось в постоянной информации.

История журналистики в контексте развития общества

Профессия сложилась не сразу… Зарождение и развитие журналистики тесно связано с тем этапом развития общества, на котором мифологическое познание перестает быть инструментом объяснения мира. Ренессанс расширил географические, экономические, политические представления человечества об устройстве мира. В Европе сложились устойчивые государственные системы со специфическими политико-экономическими условиями. Развитие науки вызвало ускорение темпов технологического процесса, что привело к изобретению печатного станка, позволившего реализовать потребность динамически меняющегося мира в оперативной информации.

Первым типом периодики стали газеты, почти одновременно возникшие в крупных европейских торговых центрах - Венеции, Гамбурге, Роттердаме, Антверпене, Кельне, Лондоне. Затем своей вклад в распространение газеты как вида периодической информации сыграли университетские города Париж, Вена. Религиозные войны в Западной Европе и утверждение протестантизма в Северной Европе способствовали повышению уровня грамотности населения и, следовательно, росту потенциальной аудитории периодической печати. Вот почему следующим типом периодической печати становится журнал, почти одновременно зарождающийся в крупных образовательных центрах Европы. Журнал отдавал предпочтение просветительской и аналитической информации, был свободен от ежедневной рутины, позволял аккумулировать наиболее важную информацию за прошедшее время (как правило, месяц), которая не теряла своего значения при задержках доставки читателю из-за плохо развитой дорожной сети или осложнений военно-политической обстановки.

В это же самое время, в свете обострения социально-политической борьбы, пресса становится важным инструментом, позволяющим оказывать влияние на общественное мнение, что отчетливо проявилось в годы первой английской буржуазной и великой французской революций.

В России журналистика зародилась позднее, в период царствования Петра I, но прошла те же стадии развития, что и в Европе. Особенностью русского варианта было изначальное использование журналистики как способа управления общественным мнением. Со временем в прессе усилилось разделение на прессу фактов и прессу мнений. Отличительной чертой новой волны в журналистике, начавшейся в США и перекинувшейся к 1840-50 гг. в Европу, стала ставка на факт, то есть на информацию. На смену публицисту, выражающему мнение партии или группы, приходил внешне беспристрастный репортер, профессиональный уровень которого зависел от умения находить сенсации, чувствовать горячие новости и быстрее других присылать их в редакцию. (Диккенс по 2 часа дежурил в парламенте и писал репортаж в экипаже, который мчал его в редакцию). Окончательно пресса факта победила только к началу 20 в., когда в мире сложился массовый читатель. Тяга репортеров к факту имела и до сих пор имеет две разновидности: от журналистского подвига до журналистской беспринципности, умения влезать в замочную скважину. Но одновременно происходило и отделение универсальной (скорее информационной) журналистики от аналитической, последняя становилась все более специализированной, углубляясь в проблематику спорта, политики, медицины, театра и т.д. и требуя чисто профессиональных знаний в той или другой сфере. Вот почему в журналистику стали приходить специалисты, сначала как эксперты и консультанты, а затем как обозреватели и комментаторы. Отличие этих двух видов заключаются в степени внимания к причинно-следственным связям. Развитие в конце 19 - начале 20 в. аналитической журналистики привело к возникновению еще одного подтипа специальности - журналиста-исследователя, который, анализируя жизненные явления, использовал данные смежных наук. Особенно много дала в этом направлении социология. Специфика жизни в конце 20 в. привела к становлению еще одного подвида специальности: журналиста-расследователя, а жанр журналистского расследования становится не только самым сложным, но и самым востребованным, потому что помогает преодолевать растущее недоверие к СМИ. Недоверие - черта не только современных СМ, оно периодически возникало как реакция на чрезмерную ангажированность прессы, о которой писали многие журналисты и писатели (примером является фельетон Марка Твена «Журналистика в Теннеси»)

Были и другие примеры - журналисты меняли профессии и наблюдали жизнь в ее естественном течении: Джек Лондон, В.Гиляровский, М. Горький. Журналисты стремились первыми попасть на фронт, на баррикады, в эпицентр эпидемии или стихийного действия.

В 19 в., несмотря на дальнейшее разделение литературы и журналистики как по предмету, так и по способам отражения, пресса продолжала сотрудничество с литературой. В журналистику приходили писатели, чтобы стать издателями, редакторами, публицистами (Пушкин, Достоевский, Герцен в России), другие уходили из журналистики в литературу, чтобы освободиться от зависимости издателя, владельца и отдаться чистому творчеству. М. Твен, Дж. Лондон, Дж. К. Джером, Чехов, Горький, Булгаков, Вересаев, Серафимович и т.д. Этот симбиоз придавал журналистике новые оттенки и, прежде всего, повышалось мастерство написания. Текст приобретал образно-художественный характер, усиливалась образная нагрузка слов, что приводило к большему эффекту, усиливало функцию управления общественным мнением.

Развитие журналистики в мире на протяжение XIX-XX вв. было синхронным и многоаспектным: научно-технический прогресс и расширение аудитории вызывало развитие типологической системы СМИ. Развитие общества, социально-политических институтов, а также технический прогресс обусловили появление новых видов массовой информации в темпах, каких ранее не знала история человечества. Каждодневным чудом называл чешский писатель и журналист Карел Чапек газету, он знал законы ее производства, поэтому шутил: «Если даже всю редакцию свалит грипп, газета все равно выйдет». Журналисты называет газету «историей мира за одни сутки».

Газета сформировала основные черты профессии журналиста: строгая периодичность выхода предписывала высокую самоорганизацию личности, ответственность перед редакцией, умение думать об интересах читателя, постоянное жадное внимание к окружающей жизни, умение подчинить себя неуклонному ритму выпуска газеты, привычку к бессонным ночам ради выполнения срочных заданий, готовность к риску ради новости. Именно эта черта профессии была выражена военкором К. Симоновым в песенке фронтового корреспондента: «Трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете». Развитие новых способов передачи информации только укрупнили родовые черты профессии журналиста.

В 1895 г. происходит открытие природы радиоволн, а уже через 20 лет радио становится одним из самых доступных каналов информации.

В первой четверти 20 века в разных странах шли эксперименты в области телевидения, а на рубеже 40-50 гг. телевидение становится массовым СМИ, его называют «Любимцем XX века».

На рубеже 60-80 гг. в военных и научных целях идут эксперименты по созданию компьютерной сети. А менее чем через 20 лет создается «всемирная паутина» или Интернет, стирающая границы, национальные и расовые различия, разрушающая информационные барьеры. Таким образом, становится очевидной связь между темпами политико-экономического развития общества, процессами либерализации и демократизации. С появлением каждого нового вида СМИ рождались опасения, что новации отменят прежние формы распространения информации, но этого не случилось до сих пор. Исследователь журналистики Э. Багиров точно определил вопрос о сочетании разных видов периодических сообщений: «Радио, обгоняя в течение дня все другие средства оперативными, лаконичными выпусками новостей, сообщает, ЧТО происходит в мире в данный момент. Вечером власть переходит к телевидению, и оно в наглядных картинах демонстрирует, КАК это происходит. На следующее утро газеты дают обстоятельный анализ, ПОЧЕМУ это произошло». Появление Интернета пока не изменило расклад сил.

Журналистское образование и требования времени

Важную роль в развитии журналистики как профессии сыграло развитие журналистского образования, которое началось с 20 века. До сих пор идет спор: журналистика: это профессия, которой можно научиться или искусство, для которой нужен только талант. Продолжается спор, но сторонников генетической предрасположенности к журналистике, становится меньше, слишком сложной, требующей специальных знаний становится профессия. Профессионализм в любой сфере ассоциируется с компетентностью, высоким уровнем подготовки, обширным объемом знаний, наличием общих профессиональных целей и общего уровня профессионального мастерства, наличием общих стандартов, без соблюдения которых не разрешается профессиональная деятельность, а также присутствием мотивации, вызванной бескорыстием, а не эгоистическими соображениями. Все ученые подчеркивают именно альтруистический характер деятельности, лежащий в основе большинства профессий, особенно творческих. Только на условиях служения общественной пользе общество отдало той или иной профессии часть своих функций, делегировало ей часть привилегий в образовании, в социальном статусе. Нарушение доверия общества ведет к деградации профессии. Именно с целью защиты самой профессии от недобросовестных ее представителей, могущих нанести ущерб ее общественной репутации, создаются профессиональные союзы, вырабатываются кодексы профессионального поведения. Журналистика в России тоже сформировала свои организации, например, Союз журналистов России, гильдию телерадиовещателей, гильдию судебных репортеров и проч. В Союзе Журналистов России есть специальный орган - «Большое жюри», который следит за соблюдением профессиональной этики, выносит общественное порицание, которое хотя и не имеет силы закона, но воздействует на мораль как нарушителей, так и остальных представителей профессии, предупреждая о возможной ответственности. Хотя все обычно ограничивается только моральным осуждением, в большинстве случаев успешная карьера нарушителей приостанавливается, и они уходят из профессии. Журналистике в целом присуще сознание своего общественного служения вплоть до самопожертвования, о чем журналисты чаще всего говорят с иронией: «Если вы увидите сотни тысяч нормальных людей, которые пытаются выбраться откуда-то, а кучка психов лезет им навстречу, знаете: это готовится репортаж». У журналистов есть премии, которыми удостаиваются те, что талантливо и честно служил профессии и обществу. В России это премии «Золотое перо», «Тэфи», «Золотой гонг», «Премия им. Артема Боровика» и другие. Назначение премии - распространений высоких стандартов в профессиональной среде, демонстрация общественного признания лучших специалистов.

Журналистика меняется. Она - зеркало общества и меняется вместе с ним. Например, сначала, на стадии пражурналистики, распространение информации осуществлялось через гонцов, глашатаев и т.п., затем в пору книгопечатания, журналистика становится письменной, наконец, в последние 50-60 лет она, благодаря электронным СМИ, опять тяготеет в устному слову, к личному общению с помощью технических устройств с каждым членом аудитории. Журналистика становится интерактивной. Аудитория получает возможность высказать свое мнение. Человек может выделиться из общей массы, и его голос будет услышан по стране.

Журналистика полна парадоксов. Она дает слово отдельному человеку, и она же становится глобальной, преодолевающей государственные, пространственные границы; даже Время может журналист остановить. Вы можете услышать и увидеть сообщение корреспондента в тот момент, когда он его произносит. Благодаря средствам связи «прямые линии» стали реальностью современного радио и телевещания. И где бы вы ни были, вы можете услышать и увидеть шум дождя в Москве, наводнение в Таиланде, взрывы в Ираке, запуск космического корабля на Байконуре, либо шум боя на далекой войне. (Пример - репортажи М. Кольцова).

Журналистика сегодня многолика и разнообразна, она существует в виде печатной продукции (газеты, разнообразные журналы, бюллетени - это ее старейшие формы), она представлена радио и телепрограммами, которые передаются по эфиру, по кабельным сетям, еще сохранялось проводное радиовещание. Наконец, журналистика освоила Интернет так, будто бы его создание предназначалось для нее. Журналистика в Интернете в считанные годы прошла все стадии своего четырехвекового развития: от текстовой формы до мультимедийности. Сами темпы развития средств передачи информации в 20 - нач. 21 вв. говорят о том, что человеческая мысль ищет способы удовлетворения общественных потребностей в информации, иначе бы эти изобретения не имели смысла.

Журналистика сегодня информирует, развивает, просвещает, развлекает, объединяет, увы, иногда развращает. Она дает людям все, что они хотят от нее получить. Ее технические возможности обогнали нравственное совершенствование человека, теперь его задача - достойно использовать тот массив информации, который может ему предоставить журналистика как система массовой информации и коммуникации. И журналисты, и аудитория взаимосвязаны, если аудитории не будет формировать, поддерживать и отстаивать свои требования к журналистике, последняя может превратиться в средство манипулирования массовой аудиторией со стороны любых недобросовестных структур.

Журналистика - это одна из гуманитарных профессий, потому что она использует в качестве инструмента слово, которое само по себе является духовным продуктом человеческой деятельности, а кроме того, журналистика обращается к духовной сфере: мыслям и чувствам человека. Слово не является инструментом только одной журналистики, это инструмент литературы, политики, педагогики, религии, юриспруденции. Журналистику чаще всего сравнивают с литературой. У них очень много общего: отражение окружающего мира через слово, но очень много принципиально различного, прежде всего - природа и цель отражения. Работая со словом, писатель и журналист ищет то, единственно верное, которое передаст его видение какого-либо жизненного явления. У них будет или должна быть одинаковая требовательность к слову: «Вам придется написать, а затем выбросить или сжечь массу материала, прежде чем вы начнете чувствовать себя в этой среде свободно. Можно начинать прямо сейчас, и я верю, что количество перейдет в качество»,- писал Р. Бредбери. Однако цель журналиста - вне его собственных мыслей и чувств, он должен быть сердцем, глазами, ушами своей публики. Вот почему к нему абсолютно точно относятся слова Б. Паскаля: «Все, что написано ради удовольствия самого автора - не стоит ровно ничего», так как журналист должен стремиться к максимальной объективности. Задача писателя - иная, он певец человеческой индивидуальности и неповторимости, он показывает универсальное в частном. Чернышевский сравнивал писателя с историком: «Ученый пишет о том, что было, писатель о том, как бывает обычно». Журналист не может себе позволить ни обобщений, ни домыслов, его инструмент - факты и только факты.

«Если собрать целую комнату журналистов и спросить у них, есть ли новое событие, руку поднимут все. Если затем спросить, у кого есть свежая неопубликованная информация об этом событии, руку опустят почти все», констатировал известный корреспондент, автор книги «Универсальный журналист» Д. Рэндалл. Так уж повелось, что чуть не у каждого есть свое мнение (интересное или нет - другой разговор), но лишь немногие обладают свежей информацией. Журналист пишет для аудитории, всей в своей массовости, и для каждого отдельного человека. Насколько возможно, чтобы его слово устроило всех? Это труднейшая проблема, над которой постоянно думает каждый, кто берет в руки перо. Пример этих исканий отражен в рассказе известной фельетонистки Над. Тэффи.(…). Ответ лежит в душе журналиста, только тогда он станет интересен всем, когда он найдет то общее , что их роднит.

Журналист должен быть точен и оперативен, интересны только свежие новости. Отсутствие новостей, настоящих свежих и интересных многим людям, погубило не одну газету, какие бы интересные кроссворды или анекдоты там ни печатались. Именно ради новостей покупают газету, включают радио или ТВ, все остальное можно найти где угодно, вплоть до разговоров в утреннем переполненном автобусе. У журналиста должен быль нюх на новости, его задача - срывать налет привычного с явлений действительности, видеть невероятное в очевидном, иметь свежий взгляд, угадывать связь событий, представить на публичное внимание проблему, которая беспокоит, хотя и неосознанно общество (Премия НТВ - Последние сто граммов, Э. Бойко). Погоня за новостями - трудная, изматывающая работа, беседы с людьми, постоянное внимание к их словам, интонациям, выражению лиц, жестам - огромное напряжение, но только так можно найти те факты, которые, как разряды молнии, озаряют поток жизненных событий и указывают его направление. Многие журналисты сетуют на свою работу и мечтают о творческой свободе писателя, немало хороших журналистов перешли в писательских цех, чтобы освободить свою творческую энергию, свою фантазию от диктата факта. Гораздо меньше найдется писателей, способных принять жесткие требования журналистики, отказаться от творческого Я ради величества Факта.

Мы уже отмечали сходство журналиста с ученым, особенно занимающегося исследованиями в гуманитарной сфере. Оба должны сохранять верность фактам, но не задача журналиста установление закономерностей. Он может отметить некие закономерности в жизни общества, но не более, потому что его главная задача - поведать о своих наблюдениях аудитории, чтобы в ее недрах сложилось общественное мнение, которое уже и будет выдвигать деятелей для решения высвеченных проблем.

В процессе развития СМИ за ними закрепились следующие устойчивые функции, значение каждой из которых могло меняться в зависимости от конкретного времени и конкретной страны. Основной функцией СМИ считается информационная, которая отражает стремление человечества к наблюдению за происходящими в социуме изменениями. Другой функцией является коммуникативная, так как она обеспечивает передачу человеческого опыта в пространстве и времени. Еще одна функция - культурно-просветительская, которая позволяет транслировать культурные, научные, морально-нравственные достижения элиты общества на широкие массы. Четвертой функцией принято считать идеологическую или ценностно-ориентирующую функцию. Пятая функция - релаксационная. Шестая - информационно-справочная функция. Седьмая функция - рекламная. В разные времена соотношение этих функций бывает разным, на передний план поочередно выдвигаются и создают разные комбинации все вышеперечисленные функции.

Журналистика как способ самообразования общества и личности

Современное усложнение мира требует от человека глубокого освоения специализированных знаний. Вторая половина двадцатого века показала, что для освоения журналистики недостаточно ни общего, ни даже высшего гуманитарного образования. Именно поэтому с 1947 года в Советском Союзе начинают работать первые факультеты журналистики, количество которых неимоверно выросло в годы перестройки. Наряду с общегуманитарными знаниями в области философии, истории, социологии, права журналисты изучают историю и теорию профессии, экономические и юридические основания функционирования СМИ, занимаются в творческих лабораториях, где осваивают как опыт пошлого, так и учатся применять теоретические познания в собственной творческой практике. Современному журналисту нужно владеть информационными технологиями, иметь навыки фото- и видеосъемки, звукозаписи и, конечно, ему нужно быть юридически грамотным и коммуникативно продвинутым специалистом. Несмотря на сложные комплексные требования специальности, журналистика пока еще остается открытой профессией, где большое значение продолжают играть личные способности человека, его увлеченность и преданность делу. Вот почему в последнее время открывается много специальных отделений для людей, которые хотели бы придти в журналистику, уже имея за плечами обучение в другом ВУЗе и жизненный опыт. Это обеспечивает приток в профессию не только талантливых людей, которые приносят с собой свежий взгляд на жизненные проблемные ситуации. Кроме того, современному журналисту все чаще нужны специальные знания в какой-то отдельной отрасли. Для обозревателя в сфере экономики, банковского дела, сельского хозяйства, спорта и др. может не хватить тех знаний, которые приобретены на журфаке и в ходе собственной творческой деятельности. Вот почему журналистика открывает двери для тех специалистов, которые готовы овладеть первичными навыками профессии, доходчиво и доступно освещать общественно значимые и важные проблемы в сфере своей первой специальности. Наиболее благоприятные условия для расширения своей будущей профессиональной деятельности и жизненных возможностей представляет ВУЗ. За годы учебы можно попробовать себя в разных ипостасях, благо молодой человек обладает неиссякаемой энергией и жадным любопытством ко всему новому. Современный мир требует от специалиста комплексных знаний и готовности к мобильной перестройке в сфере деятельности и очень часто смены места жительства. Специалист, имеющий дополнительную компетенцию, и особенно в области журналистики, может быть более успешным и в сфере своей основной профессиональной деятельности. Занятия журналистикой прививают человеку навыки самоорганизации и организации людей, навыки элементарного менеджмента, управления общественным мнением, что помимо проверки и расширения своих личностных возможностей сделает более эффективной саму работу. Занятия журналистикой содействуют развитию личности, повышают коммуникативные умения, учат отбирать главное из второстепенного, быть внимательным к слову, развивают культуру интерпретации. Все это позволяет человеку преодолеть одну из злободневных проблем - эффект разорванной коммуникации.

Насыщенность информационных потоков помимо блага принесла негативный эффект: стало трудно составить цельную картину мира из информационной мозаики. Знание законов коммуникации, которое обеспечивает занятие журналистикой, позволяет человеку справиться с этой проблемой и вернуть психологически необходимые чувства знания законов развития общества и своего места в нем. Немаловажной является и еще одна дополнительная польза от занятия журналистикой - каждому специалисту в гуманитарной сфере необходимы навыки ньюсмейкера для того, чтобы привлечь внимание прессы к своей работе, ее проблемам, ее значению для городского сообщества. Волей-неволей гуманитариям приходится иметь навыки пиармена, то есть знать, что будет интересно прессе, как преподнести важные новости и поднять их общественное значение. Но и, наконец, последним, но немаловажным фактором является материальная сторона занятия журналистикой. Для того, кто сумеет овладеть хотя бы первичными навыками создания текстов, обеспечен дополнительный заработок в виде гонорара. Потому что по роду своей работы они имеют доступ к информации, закрытый для журналистов, которая всегда будет востребована СМИ. Занятия журналистикой позволяют каждому человеку расширить круг знакомств, увеличить число полезных и интересных контактов, надолго сохранить в себе чувство душевной молодости и темпа жизни. Современные журналисты имеют широкий простор для трудоустройства. Информационная цивилизация стимулирует создание новых СМИ, которые нуждаются в новых кадрах. При работоспособности и психологической мобильности человек имеет перспективу получить интересную работу от родного города до самой столицы, что подтверждает опыт недавних выпускников кафедры журналистики ТГУ.

О специфике журналистского творчества весьма точно высказалась в 1925 году поэтесса Вера Инбер: "Журналист есть нечто среднее между писателем и авантюристом в самом лучшем смысле этого слова… В то время как писатель сидит у себя за столом и пишет, а авантюрист рыщет по свету, журналист рыщет и пишет…". Но между сбором информации и написанием текста перед журналистом стоит особая, самая трудоемкая задача - это обработка информации, постижение внутреннего смысла событий и фактов.

Виды журналистской деятельности .

Изначально журналистская деятельность была синкретичной (единой). Журналисты занимались не только сбором необходимой информации, написанием текстов, но и непосредственным набором текстов, а также издательской деятельностью. Со временем произошла профессиональная специализация, в результате чего журналистская деятельность стала разделяться на редакторскую и собственно журналистскую, которая в свою очередь разделилась по темам: спорт, культура, политика, экономика и т.д.

На сегодняшний день можно говорить о четырех видах журналистской деятельности:

1. Организаторская деятельность обеспечивает повседневную работу СМИ. Задачи организаторской деятельности включают в себя поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информационной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики, решение кадровых вопросов, управление деятельностью редакции, формирование массовых связей, организация работы корреспондентского корпуса, отслеживание поведения аудитории и снабжение сведениями о ее интересах и реакции на выступления СМИ, запросах и пожеланиях работников подразделений редакции, поддержание связей с рекламодателями и спонсорами.

Организаторскую работу ведут многие подразделения, в том числе и специализированные: отдел писем, массовой работы, социологических исследований, корреспондентской сети, рекламы, службы распространения, общественные приемные и т.д.

2. Редакторская деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов. Журналист постоянно сталкивается с так называемым "литературным редактированием" - различными видами правки текстов, работой над формой произведения. Содержательную сторону работы над произведением - его замыслом, тематикой и проблематикой, общей концепцией - вместе с автором осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства.

В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции содержательное редактирование может носить различный характер - от работы по полному согласованию с позицией редакции до рекомендательных советов (когда редакция объявляет, что позиция автора может не совпадать с позицией газеты или программы).

Поэтому можно выделить следующие виды редакторской правки:

правка-вычитка - исправление ошибок, опечаток, мелких неточностей.

правка-сокращение - уменьшение слишком большого объема текста или для освобождения места для новой информации.

правка-обработка - стилистическое редактирование, часто используется при работе с письмами читателей.

правка-переработка - кардинальная переработка текста в содержательном плане. Такая правка была распространена в советской прессе.

Определение самой информационной политики, формирование облика издания или программы, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организаторское руководство СМИ, компоновка и выпуск номеров - это тоже редакторская деятельность, но деятельность уже "высшего уровня". Ее ведет руководящий штаб каждого СМИ - главный редактор или генеральный директор и редакционная коллегия.

3. Оформительская деятельность журналиста представляет собой дизайн. Можно сказать, что еще двадцать лет назад в России этого вида деятельности в арсенале журналистов не было. Это было связано с отсутствием конкуренции между печатными изданиями и их единообразием.

Сегодня практически в любой газете (журнале) есть должность артдиректора или дизайнера, который занимается графическим оформлением издания. С учетом особенностей человеческого восприятия разрабатываются макеты оформления полос, выбираются шрифты и место на полосе для размещения фотографий.

Таким образом, современный дизайн газеты призван не только выгодно отличать одно издание от другого, но и соответствовать общей концепции издания.

4. Литературная или авторская деятельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка материалов в номер или программу, и составление сборника произведений, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законодательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность журналиста требует значительной доли универсализма, то есть умения в какой-то мере делать все, но при этом должна быть специализация в той или иной области - тематической, проблемной, жанровой и т.д.

Говоря о литературной деятельности журналиста, необходимо понимать, что она существенно отличается от литературной деятельности писателя при работе над художественными произведениями. Художественная деятельность предполагает большую степень дистанцированности от насущных нужд современности и как следствие предполагает вымысел. В свою очередь деятельность журналиста более оперативна и реалистична, так как у него нет времени дистанцироваться.

У журналиста и писателя разная степень оригинальности стиля. Для писателя важно обновление стиля, поиск новых художественных форм и способов выражения своих мыслей. Для журналиста более важным критерием творчества является узнаваемость, а, следовательно, ему необходимо придерживаться выбранного стиля и жанра.

Еще одно отличие писательской деятельности от журналистики заключается в разном понимании актуальности текста. В литературе на первом месте стоит проблемная актуальность, то есть, то насколько поднятая в произведении проблема важна для описываемого периода истории или для современности. В журналистском тексте акцент делается на событийной актуальности или значимости самого события для тех или иных социальных и иных групп.

В целом журналистская деятельность по сравнению с писательской более технологична. Труд журналиста менее индивидуален. Он работает на конвейере, у него вырабатывается определенный алгоритм работы над текстом. Поэтому журналистское творчество значительно отличается от деятельности писателя.

Структура творческого акта журналиста

Творческий акт - это работа над отдельным журналистским текстом (произведением).

Творческий акт состоит из двух стадий: познавательной и стадии работы над текстом. Познавательная стадия предполагает сбор материала и его осмысление. Здесь журналист выступает как разработчик темы. Стадия работы над текстом предполагает непосредственное написание материала и его редактирование. В этом случае журналист выступает в качестве автора произведения.

Познавательную стадию творческого акта можно условно разделить на четыре этапа. На практике этапы могут объединяться.

1. Выработка заявки на тему. Именно с заявки начинается работа над любым журналистским материалом. Журналисты, не имеющие большого опыта, могут оформлять такую заявку в письменном виде. Любая заявка должна обязательно включать в себя описание предмета, то есть того, о чем предстоит писать. В качестве предмета может выступать человек, событие или ситуация.

Далее раскрывается проблемный контекст или смысловое пространство, в котором будет рассматриваться весь предмет. Следует помнить, что проблемный контекст шире, чем проблема. Заявка также должна содержать информационный повод. Информационный повод - обоснование появления данного материала в данное время и в данном месте. В информационном поводе учитывается актуальность события (сам факт события, его значимость); время, когда происходит событие (темы входящие в информационную повестку дня); ритмичность события (регулярное оно или нет).

После описания предмета, проблемного контекста и информационного повода излагается приблизительный план дальнейших действий, который включает источники информации (люди, другие СМИ).

  • 2. Сбор сведений - следующий этап познавательной стадии. На этом этапе журналист собирает информацию о предмете материала (факты), изучает, как данная тема раскрывается в других СМИ, что было ранее написано по данной проблеме.
  • 3. После сбора информации происходит непосредственный контакт с объектом, то есть объект превращается в предмет изучения и источник информации. В результате целенаправленного изучения предмета у журналиста формируется тема будущей концепции материала. Он определяет так называемые "горячие точки" будущего материала, то есть из всей полученной информации выбирается то, что соответствует концепции статьи, основной гипотезе. Далее идет дополнение и наполнение этих точек недостающими сведениями.
  • 4. Построение журналистской концепции предварительное формирование замысла. У журналиста происходит формирование образа будущего произведения.

Замысел - мыслимый образ будущего произведения. В свернутом виде он включает в себя тему, концепцию, идею (версия разрешения проблемы) и ход (идея построения текста, композиция).

На стадии работы над текстом происходит окончательное формирование замысла и его конкретизация - составление плана, в котором определяется какой материал (информация) пойдет в какую часть текста (в какой абзац). Такой развернутый план также может содержать конкретные тезисы или куски будущего текста.

Чем полезен план? Что может дать конкретизация замысла в виде плана или тезисов?

  • 1. План позволяет придать зримые очертания будущему тексту, то есть определить начало и конец текста, что очень важно для начинающих журналистов.
  • 2. Работа над планом позволяет начать процесс непосредственного написания текста материала.
  • 3. Составление плана поможет в дальнейшем дифференцировать написание текста. То есть, имея развернутый план, журналист может начинать писать с любого куска текста (абзаца).
  • 4. Работа над планом приучат к форматному мышлению - мышлению абзацами. Это особый тип мышления, свойственный журналистам.

После составления плана журналист приступает к воплощению замысла. На этом этапе работы конкретный замысел превращается в слова, текст. При этом у журналиста могут возникать определенные трудности, связанные с недостаточно развитыми способностями литературного выражения мыслей. Это может быть недостаточный словарный запас, неумение быстро свертывать или развертывать материал, недостаточное воображение или психологический барьер (нервозность).

Завершается работа над текстом авторским редактированием. Редактированием текста лучше заниматься не сразу после завершения материала, а через какой-то период. Например, через день - два. Этот перерыв позволяет отстраниться от текста и при новом прочтении посмотреть на него со стороны - не как автор, а как читатель. Кроме того, редактировать текст лучше всего в печатном виде, а не на мониторе компьютера или в рукописном виде, поскольку именно при чтении печатного текса видны ошибки и неточности стиля.

1.1 Способы журналистского познания действительности

1.2 Индивидуальные характеристики творческой личности

1.3 Профессиональные качества в зависимости от специализации

1.4 Продукт журналистского творчества

Глава 2 Карьера журналиста

2.1 Мотивы выбора профессии

2.2 Проблемы работы в СМИ

2.3 Профессионализм работников СМИ на примере известных журналистов

Список использованных источников

Введение

Журналистика как профессия подчиняется законам творчества. На поверхности журналистской деятельности с наибольшей очевидностью выступают обычно сам поиск информации, романтика такого поиска.Ещё в 1925 г. Поэтесса Вера Инбер писала «Журналист есть нечто среднее между писателем и авантюристом в самом лучшем смысле этого слова…В то время как писатель сидит у себя за столом и пишет, а авантюрист рыщет по свету, журналист рыщет и пишет…» . Журналистика при всей ее самобытности и индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам - они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний, так как в отличие от других профессий, журналистика - особо сложный вид общественной деятельности.

В этом журналист похож на психолога, хотя цели и задачи разные. Журналистика - не только и не столько научная дисциплина, а также и:

1. Социальный институт общества;

2. Система видов деятельности по сбору, обработке информации;

3. Совокупность профессий для обеспечения всех сторон журналистики;

4. Система произведений, для постановки которых нудны специалисты разных профессий;

5. Комплекс каналов передачи массовой информации.

Высокий уровень психологической культуры дает журналисту возможность нормально осуществлять свою деятельность, не метаться, сталкиваясь с препятствиями, возможность реализовать все свои способности с максимальной пользой для себя как журналиста.

Бесспорно, общество со всеми его противоречиями накладывает оттиск и на личности журналиста, на его психологическую культуру, однако каждый из них имеет право выбирать, каким быть - таким как Доренко, или таким как Влад Листьев, “журналюгой-телекиллером или благородным представителем “четвертой власти”, защитником гражданских свобод, дорожащих своей честью и человеческим достоинством. В современном мире, так гордящемся высшим уровнем демократии, число журналистов первого типа не уменьшается. Изъяны в их психологической культуре являются дестабилизирующим фактором в общественной жизни, исправлять их уже поздно. Важно в процессе обучения профессии журналиста ценить составляющие его психологической культуры.

Объектом курсового исследования является пхихология журналистского творчества. Предметом исследования является специфика журналистской профессии и профессиональная деятельность работников в сфере СМИ.

Данная работа написана на использовании литературы по психологии и теории журналистики.

Глава 1 Психология журналистского труда и творчества

1.1 Способы журналистского познания действительности

Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.

Журналистику всегда связывали с литературной деятельностью. Сходство видели не в способах отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов», то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и “злоба дня”, и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением». При разности подходов в освоении социального мира и в писательском, и в журналистском творчестве можно обнаружить общие закономерности, связанные с созданием текста. Еще M.M. Бахтин отмечал, что существуют два момента, определяющие текст как высказывание: «его замысел (интенция) и осуществление этого замысла. Динамические взаимоотношения этих моментов, их борьба, определяющая характер текста». При воплощении замысла будущего произведения личность включается в художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей процесса моделирования действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении могут быть одновременно представлены модели двух объектов – явления действительности и личности автора. Включаясь в художественное творчество, творцы интегрируют, по мнению Л.Н. Столовича, различные виды человеческой деятельности, возникающие в «силовом поле» многообразных субъектно-объектных и личностно-общественных отношений.

Познавательную деятельность, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между личностью и обществом в каждую конкретную историческую эпоху;

Преобразовательную деятельность, состоящую в том, что художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе природный материал (краски, формы, звуки и т.д.) и материал жизни человека и общества, трансформируя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, видоизменяя пространственно-временные связи для выражения авторской концепции;

Воспитательную деятельность – стремление воздействовать на духовный мир реципиентов;

Оценочную деятельность, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироощущение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов;

Коммуникативную деятельность, предполагающую прямое или косвенное общение художника с реципиентом своего произведения.

При субъектно-объектных отношениях личность, с одной стороны, может познавать объект (в данном случае осуществляется его познавательная деятельность), а с другой – отражать объект в своем сознании, оценивая или преобразуя его в различных образах. На основе этих видов субъектно-объектных отношений и возникают основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, оценочная.

Журналист, включаясь в процесс познания социальной действительности, не просто изучает те или иные свойства или признаки объекта, а определенным образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущностные характеристики. Познание, будучи отражением, всегда ориентировано на конструирование социальной реальности. Специфика познавательной деятельности журналиста заключается в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является «чувственно-практический контакт с действительностью, исконная близость к эмпирическим формам человеческого опыта, к проявлениям практического, обыденного сознания людей. Благодаря этой животворящей основе открывается возможность целостного постижения человеческого бытия».

Таким образом, любые формы журналистского познания вырастают из практической деятельности людей и на всем пути развития обслуживают материальную практику. В журналистских произведениях аккумулируются результаты духовной и практической деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт, проективных устремлений в будущее. Именно поэтому в ходе познания различных объектов социальной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. В поле зрения журналистского познания всегда находятся динамические процессы, происходящие в обществе. Именно отсюда и проистекает их нацеленность на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование социальных последствий и т.д.

Специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Абстрагирование – это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности – абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.

Конкретизация – это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.

Моделирование – это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог – упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.

Дедукция – переход в процессе познания от общего к частному и единичному.

Индукция – переход в процессе познания от частного к общему.

Данные методы представляют «систему приемов познания явлений действительности, применяя которые журналист подходит к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями. На основе метода изучения журналист оценивает явление в свете своего идеала, вырабатывает предложения и рекомендации, пути и средства достижения желаемой цели. Иначе говоря, метод изучения вооружает журналиста способами выработки знания, которое содержит всю необходимую информацию».

В ходе познания различных объектов и явлений действительности журналист включается в творческий поиск. Данный поиск может выйти за рамки уже известных фактов, упорядоченных знаний, представлений, мнений. Поэтому не все творческие задачи могут быть решены с помощью логического анализа. Зачастую, обдумывая ту или иную проблему, журналист может прийти к ее решению на интуитивном уровне. Не случайно в психологии творческого мышления интуитивизм является одним из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач. Представители данного направления считали, что открытие нового наступает само по себе – самопроизвольно. При этом под понятием «интуиция» подразумевалось «внезапное осенение, озарение, свойственное лишь немногим избранным».

В журналистском творчестве интуитивное нахождение новых идей может возникнуть на основе чувственных впечатлений и последующей их разработки с помощью методов абстрагирования и идеализации. Но интуитивные решения могут прийти и в процессе обдумывания. Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является, по мнению психологов, творческое воображение, с помощью которого как раз и создаются новые понятия и формируются новые гипотезы.

1.2 Индивидуальные характеристики творческой личности

В 1997 году лаборатория функционирования СМИ факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета провела опрос среди 30 руководящих сотрудников петербургских изданий. В ходе исследования им был задан вопрос: «Какой квалификацией (какими знаниями, умениями, навыками) должен обладать журналист, работающий в Вашем издании?». Среди ответов были выделены следующие:

специализация в соответствующей отрасли, теме, проблеме, вопросе;

умение работать с людьми, информацией, словом;

умение формулировать мысли;

знание социальных проблем города, умение всесторонне рассматривать их;

умение находить и разрабатывать новые темы, интересные читательской аудитории;

знание языка и принципов построения материала; умение извлекать информацию, излагать ее, строить обобщения;

умение выявлять и анализировать сложные социально-экономические тенденции и процессы;

коммуникативность, умение разбираться в психологии общения.(Архив лаборатории функционирования СМИ факультета журналистики СПбГУ за 1997 год.)

Даже исходя из этой выборки ответов, можно сделать вывод о том, что современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти качества в совокупности создают понятие «профессиональное мастерство».

Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления и др. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д. Поэтому способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, – это нечто большее, чем, скажем, просто наблюдательность. Как отмечает А.Н. Лук, «свежесть взгляда и “зоркость” связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качествами мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга». (Лук А.Н. Творчество // Популярная психология. М., 1990. С. 175–190.)

Для журналистского творчества необходимо и такое качество, как «цельность восприятия». Обычно этим термином обозначают способность человека воспринимать то или иное явление в его целостности. Для того чтобы воссоздать полную картину какого-либо события, журналисту иногда требуется от развернутого анализа перейти к синтезу различных частей. Цельность восприятия необходима и при композиционном построении произведения, когда журналист стремится к гармоничному сочетанию различных частей текста.

В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления. По мнению психологов, «мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует... Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Таким образом, мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно- исследовательского) характера». В психологии выделяют различные типы мышления:

наглядно-действенное (осуществляющееся путем манипулирования объектом);

наглядно-образное (основанное на преобразовании образа предмета);

словесно-логическое (подразумевает опосредованное использование понятий, логических конструкций, языковых средств).

Кроме этой существует множество других классификаций, которые включают репродуктивное и продуктивное, интуитивное и логическое мышление и др. В поле нашего рассмотрения – продуктивное (творческое) мышление.

Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий и др.

Легкость генерирования идей предполагает способность человека к выдвижению самых разнообразных предложений в разрешении той или иной творческой задачи. Чем больше идей человек предлагает, тем больше у него шансов выйти на оригинальные и нестандартные решения.

Способность к переносу предполагает «умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области». Данное качество особенно необходимо при поиске различных аналогий и сравнений.

Способность к «сцеплению» понятий означает умение «быстро увязывать новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта». Способность объединять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя при этом новые взаимосвязи между ними, не только помогает углубленному пониманию того или иного описываемого журналистом явления, но и открывает новые грани этого явления.

Следующее качество мышления – свертывание. Оно обозначает способность человека к замене «нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении символов». В журналистской практике можно встретить массу примеров, когда при описании события или явления авторы, стремясь к наиболее сжатому и лаконичному изложению материала, прибегают к таким понятиям, в которых синтезировано множество более простых понятий, наблюдений. Например, название политической партии «Яблоко» возникло на основе свертывания фамилий трех лидеров данного политического движения: Явлинского, Болдырева и Лукина.

Сближение понятий предполагает легкость ассоциирования различных понятий. Наличие в тексте богатых ассоциативных связей – один из признаков авторской одаренности.

Знание механизмов тех или иных мыслительных процессов позволит журналисту более осознанно подходить к организации своей интеллектуальной работы, умело управлять движением мысли, наконец, быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих задач.

Таким образом, знание основных закономерностей творчества необходимо журналисту для того, чтобы более осмысленно подходить к организации своего труда. Как отмечает Е.П. Прохоров, «используя сведения, накопленные в психологии творчества, гносеологии, методологии познания, и действуя на их “стыке”, публицистическая эвристика разрабатывает вопрос о способах получения нового знания, решения нестандартных задач». Термин «эвристика» данный автор использует для обозначения той сферы искусства публициста, «которая представляет собой систему способов постижения явлений современности, механизмов изучения жизни, правил отбора, систематизации, обобщения», т.е. всего того, что связано с различными этапами журналистского творчества. Но путь журналиста в работе над материалом может быть задан системой координат, которые и предопределяют весь творческий процесс по воплощению конкретного замысла. К ним, как правило, относят знания, профессиональные умения и навыки; жизненный опыт и мировоззренческую позицию; развитые интеллектуальные и литературные способности и др. Для того чтобы журналист мог эффективно осуществлять свою деятельность, он должен обладать едиными для данного вида творчества свойствами и качествами. От развитости этих способностей зависит и степень раскрытия его творческого потенциала.

1.3 Профессиональные качества в зависимости от специализации

Журналистика как профессия диктует определенную совокупность свойств и характеристик, которыми должен обладать каждый представитель этой деятельности. Формирует модель журналиста, как некую целостность основных профессиональных, гражданских, нравственных, психологических, творческих, социально-демографических характеристик, все то, что делает его профессионалом, творческой личностью, способной эффективно выполнять свои функции в обществе.

Для репортера особое значение приобретают такие качества, как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, быстрота реакции, умение быстро переключиться с одного на другое, находчивость, особый «репортёрский нюх» на интересную информацию, сенсацию, широкая информированность и любознательность, а также выносливость и настоящее мужество.

Для аналитика важны глубокая компетентность в своей сфере, глубина постижения действительности, умение рассматривать отдельные явления в их связи с другими, их сложности и целостности, объективность, способность предоставить и объективно подмечать разные позиции, диалектизм, нестандартность, независимость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, способность делать прогнозы.

Публицист немыслим без яркой индивидуальности, высокой доли личностного начала в творчестве, умения привлечь внимание аудитории, убедить её. Ему нужны эрудиция, ярко выраженные литературные способности, образная метафорическая речь, творческая индивидуальность, нестандартность, аналитические способности, независимость суждений.

Ведущий телевизионного ток-шоу, модератор, организующий общение в студии, - это человек артистичный, обаятельный, обладающий быстрой реакцией, находчивостью, импровизационностью. Он должен иметь своё «лицо», ярко выраженную индивидуальность, уметь общаться с людьми, пришедшими на передачу в студию, быть искренним, но и уверенным в себе, раскованным, но тактичным. И конечно, хорошо владеть устной речью, иметь приятный тембр голоса и телегеничную внешность, уметь работать в прямом эфире. Одной из важнейших черт является эмоциональность, способность к юмору, иронии, «игре» со зрителями и участниками передачи.

Интервьюер немыслим без коммуникабельности, внимания и интереса к личности собеседника, умения «разговорить» его, способности ставить небанальные вопросы, умело направлять беседу, самому быть интересным собеседником. (Свитич Л. Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2007)

1.4 Продукт журналистского творчества

Обладая глубокими знаниями об обществе и мире явлений, умея раскрывать источники противоречий и суть конфликтов (социальных, трудовых, нравственных), журналист ведёт анализ социальной действительности. При этом некоторые исследователи выделяют следующие виды анализа.

Политический – анализируя состояния политических сил в обществе, установки политических лидеров, действия партий, властей, силовых структур, пути решения соц. проблем в обществе, журналист выясняет причины явлений, процессов, ситуаций, вырабатывает прогноз их развития, определяет систему требований к различным политическим институтам и соц. силам с целью изменить доминирующую политическую линию, предлагает практические решения по улучшению ситуации в соответствии со своей соц. позицией, защитой интересов тех групп, на платформе которых он стоит.

Экономический – представлен такими его видами как общеэкономический (анализ экономики региона, отрасли, страны, отдельных видов бизнеса, призванный формировать рыночное сознание, пропагандировать цивилизованное предпринимательство, способствовать социальной ориентированности бизнеса, сбалансированности экономических интересов разных общественных групп, социальных слоёв); финансовый (анализ работы банков, выявление их рейтинга, определение надёжности); производственно-технический (анализ роли техники и технологии, организации труда выполнения производственных задач отрасли или коллектива предприятия); коммерческий (анализ рентабельности, состояние оборотных средств предприятия, взаимоотношение с банками и т.п.).

Экологический – в центре анализа проблема выживания человечества в постиндустриальном обществе, реализуемая через решения множества относительно частных вопросов.

Юридический – изучение состояния законности в обществе, соблюдение правовых норм.

Военный – выявление, оценка военных, стратегических или тактических преимуществ или недостатков, которые несут вооружённым силам страны, стране в целом те или иные явления.

Спортивный – исследование проблем подготовки спортсменов, реализация потенциала, созданного в ходе тренировок, составление прогноза дальнейших спортивных достижений.

Искусствоведческий – анализ произведений различных видов искусства: живописи, литературы, театра, кино и др.

Исторический – изучение генезиса явлений, процессов, анализ исторических событий.

Нравственный – изучение состояния нравственности в обществе, оценки явлений и поступков людей.

Социологический – публикации, содержащие социологический анализ – особенно анализ общественного мнения в период выборных кампаний – способны сильно влиять на позицию аудитории.

Статистический: данные статистики – средние и относительные величины, итоговые сводки, индексы, статистические таблицы, графики, балансы – отличное подспорье при подготовке журналистских материалов.

Психологический – рассматривается поведение отдельной личности, социальные группы, общество в целом.

Художественный: «фоновый» - случайные художественные фрагменты в тексте, а также образные слова, тропы; «полный» - полнота создаваемого образа, яркость конкретных деталей сюжета и композиции демонстрирует стремление автора к художественной типизации; портретный» - создание портрета героя с акцентом на его оригинальность и необычность . Информацию журналист черпает из трёх источников: индивидуального (человек), коллективного (коллектив) и документального (официальные и личные документы, материалы СМИ). Помогают не только интервью, опросы, позволяющие получить объективные данные, провести наблюдение, определить факты, которые оцениваются людьми по-разному в одних и тех же обстоятельствах, но и библиотечные источники, словари по праву, своды законов, статистические и информационные бюллетени, справочники, издаваемые администрацией, материалы, поступающие по каналам паблик рилейшнз, внутриредакционные вспомогательные материалы .

Глава 2 Карьера журналиста

2.1 Мотивы выбора профессии

Основные особенности журнализма как профессии:

- информационность, вербальность, связь со словесным твор­чеством;

- всепроникаемость; многоуровневость; многофункциональность, универсализм;

- социальный характер, зависимость от типа цивилизации, общества, страны, государственного устройства;

- медийность, т.е. способность быть средством связи, общения, коммуникации;

- «массовизм», следование законам массового общества, массовой культуры, подчиненных законам усредненности;

- оперативность, т.е. одновременное с отражением информации ее восприятие и способность сделать участниками события аудиторию;

- опосредованность общения с аудиторией, отсроченный эффект;

- мозаичность профессии, ее неупорядоченный, неструктурированный, спонтанный, случайный, ситуативный характер деятельности, диктуемый условиями момента;

- высокая социальная и психологическая стрессовость профессии;

- мобильность, подвижность профессии; адаптивность; познавательность, высокая степень новизны в процессе деятельности; высокая степень социальной ответственности;

- доступность проникновения в профессию людей с любым типом образования, ее не узкоспецифичный (как, например, у медика или химика) характер;

- публичность, общественный характер профессии.

Журналистская профессия всегда привлекала своим разнообразием и новизной, творческим характером. Причем эти мотивы преобладают и у тех, кто, только готовится стать журналистом и находится на пути к этому, и для уже состоявшихся журналистов. Однако есть и существенные различия в мотивациях начинающих; журналистов и прошедших суровую школу редакционной жизни. Меняется соотношение мотивов и во времени.

Проводимый каждый год в рамках курса «Введение в специальность» опрос первокурсников факультетов журналистики показывает, что основные мотивы выбора профессии мало изменились за последние годы. Как и прежде, основными остаются те, что связаны с интересностью, новизной, общением с людьми и поездками, с возможностью писать, заниматься творческой работой. Однако стало больше появляться прагматических мотиваций, связанных с общей ситуацией в стране, переходом на платформу рыночной экономики.

В 60-80-е годы практически у всех групп опрошенных (и тех, кто едва соприкоснулся с профессией, и тех, кто уже поработал в редакции) среди мотивов выбора, привлекательности профессии на первых местах стоял ее литературно-творческий характер, романтичность, необычность, возможность иметь доступ в любые сферы и к любым источникам информации, разнообразие и увлекательность профессии, возможность общаться с интересными людьми, быть в курсе событий, настроений и мнений людей.

Характерно, что те же приоритеты наблюдаются и у американских журналистов. Но они чаще, чем российские, говорят о том, что их привлекает сам процесс информирования общественности, тогда как наши соотечественники в большей степени ориентированы на литературную работу, на раскрытие своего творческого потенциала. В этом сопоставлении проявляется традиционно сложившееся у нас представление о журналистской профессии как литературно- творческой в отличие от американского журнализма, суть которого - «рипотинг», т.е. информационная деятельность, служба. Впрочем, анализ динамики мотивации за тридцать лет в нашей стране свидетельствует о том, что в последнее время мотивация молодых журналистов стала ближе к ориентациям американцев. Правда, старшее поколение по-прежнему весьма высоко ценит литературную сторону профессии, процесс работы словом.


и т.д.................

Творчество в самом общем виде появление нового в любой области человеческой практики. В результате творческого акта создаются новые реалии, образующие в совокупности культуру. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные приборы) их создание связано с биологической природой человека; могут представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусства), или другими словами информационные продукты. Толчком к созданию новых реалий, имеющих информационную природу, являются информационные потребности человека. Информационные потребности возникают в связи с познавательным процессом и потребностью в общении, определяется социальной ролью человека, его обязанностями, образом жизни. Информационный продукт призван удовлетворять информационные потребности человека.

Специфика информационного продукта состоит в том, что он есть неразрывное единство познания и творчества. Следовательно, создание информационного продукта включает обе эти стороны. Каждый человек познает объективную действительность, создавая ее образ в своем внутреннем мире непосредственно через собственный контакт с нею или опосредовано через информационные продукты, созданные другими людьми.

Ни один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива, общества служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно дополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми является социальной. Более высокая ступень взаимодействия человека с действительностью это создание социальной информации, информационных продуктов.

Социальна информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением. Создание информационных продуктов есть творчество. В потоке информации, циркулирующей в обществе, выделяется журналистская информация. Журналистская информация по своей значимости и распространенности, может быть, самая социальная.

Специфика журналистской информации состоит в единстве духовного (информационного) и соцально-управленческого начал.

В духовном отношении журналистская информация характеризуется: - идейной насыщенностью (т.к. аудитория не просто должна познакомиться с журналистским материалом, но усвоить идеи, взгляды); - актуальностью (которая состоит в злободневности, остроте тем); - популярностью (доходчивостью): в каком бы жанре не работал журналист его сообщение должно быть ясным и понятным: язык не должен содержать специальных терминов, если они не объяснены журналистом и адресованы массовой аудитории, следует избегать и сложных стилистических конструкций, оборотов, туманных намеков, ассоциаций.

В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует (по Г.В. Лазутиной):

В первую очередь это новизна: журналисты сообщают обо всем новом о том, что изменилось или должно измениться; СМИ помогают людям скорректировать свое поведение, свои поступки, намерения с учетом новых условий жизни или повлиять на действия властей, других организаций, чтобы предотвратить негативные изменения в реальной жизни; не всякие факты интересуют журналиста, а в первую очередь новость, каждый профессионал стремиться найти информацию, которая одновременно была бы полезна, необходима и интересна;

Следующая важная черта оперативность: журналист должен передавать информацию быстро, ведь новость может устареть;

Корконосенко добавляет к этому: документализм в отражении действительности (факты, точность), достоверность (в отличие от художника, для которого главное создание образа);краткость материала,

Аналитичность (резерв повышения эффективности влияния прессы на аудиторию),

Т.о., журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов, свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий. Кроме того, по Лазутиной, журналистская информация должна содержать новость, быть оперативной, актуальной, соответствовать потребностям аудитории, быть интересной, полезной и понятной читателям.

Журналистика пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе создавать новое.

Начало творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи человека и его окружения, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный продукт.

Творческая деятельность существует в двух формах любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая добровольное дело желающих, вторая институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами. Журналисты одна из профессиональных групп. Журналистское творчество не совместимо с дилетантизмом, некомпетентностью. Труд журналиста профессионален, т.е. подчинен определенным законам, заданным алгоритмам, зависит от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций.

В журналистском творчестве стремление к созданию нового, оригинального неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий. Творчество журналиста ограничено жесткими законами и заключено в четко очерченные хронологические рамки.

Специфика журналистского творчества состоит в том, что в отличие от художников журналисты участвуют не в художественном, а в соцально-культурном творчестве. Их сверхзадача изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, культурное оснащение социальных процессов. Или другими словами, создание информационных продуктов оперативного пользования, предназначенные для оперативного изменения действительности.

Т.о., специфика журналистского творчества обусловлена особенностями продукта журналистской деятельности журналистской информацией.