«Молодой учитель в современной школе»

Тренинг личностного роста: найди свой внутренний ресурс.

Цель тренингового занятия:

создание условий для повышения интереса и мотивации молодых учителей к собственному развитию, к позитивным изменениям в себе и своей жизни.

Задачи:

    Создать эмоциональную атмосферу доверия, комфортности, открытости.

    Развивать способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.

    Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.

    Развивать способности эффективно взаимодействовать с окружающими, актуализировать внутренние ресурсы личностного развития.

1 этап – подготовительный.

Вводное слово психолога.

Мы все прекрасно знаем, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности и личностных особенностей учителя. Только способный к собственному развитию человек, может соответствовать современным быстро меняющимся условиям. Именно в сегодняшнее время востребована личность самодеятельная, творческая, активная и жизнестойкая. Профессиональный и личностный рост неотделимы и сегодня на нашем тренинге мы поговорим о личностном росте.

Личностный рост… Понятие интригующее, малопонятное, но интуитивно воспринимаемое большинством людей однозначно позитивно. "Он вырос как личность" - нередко говорят о людях, которые стали более зрелыми, мудрыми, успешными.

Целью тренинга является актуализация собственных ресурсов для развития своей личности. А вести его будем мы… (представление ведущих)

Обратите внимание на правила тренингового занятия – они на экране (слайд 2)

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).
4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
6. Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).

Начнем со знакомства.

    Знакомство – «Алфавитная шеренга»

Ведущий: Оформите бейджики, напишите свое тренинговое имя, затем в максимально короткий срок вам необходимо выстроиться в одну шеренгу так, чтобы имена были в алфавитном порядке. Сесть в круг.

2 этап – основной.

    Упражнение «Три цвета личности»

Ведущий: Каждый из вас получает макет человека – он будет «копилкой» наших особенностей. (качества, стиль жизни, хобби, увлечения, отношения к чему-то и т.п.) Одна сторона человека с тремя точками разного цвета. Рядом с зеленой точкой необходимо написать то, что вас объединяет со всеми – «как все», рядом с синей – только с некоторыми (как вам кажется) - «как некоторые», рядом с красной – то, что отличает вас от всех остальных - «как никто больше» (слайд 3 зелёный – «как все» и т.д.)

Каждый участник делает запись о себе, про собственные свойства и черты.

После заполнения листочков всеми участниками ведущий просит озвучить написанное, презентовать себя.

Ведущий. То о чем вы сейчас говорили, является вашими ресурсами. Они бывают внешними и внутренними.

(слайд 4) Внутренние ресурсы – личностные качества или свойства организма, помогающие достичь поставленной цели, они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Внешние ресурсы - это условия, способствующие достижению поставленных целей.

Ведущий: предлагаю вам работу в микрогруппах (1 группа – определяет, что можно отнести к внутренним ресурсам, 2 группа – к внешним), каждая подгруппа представляет свои наработки, другие участники добавляют)

(5 слайд – таблица) Незнакомые определения ведущий трактует по ходу

Внутренние ресурсы (личностные)

Внешние ресурсы

Самопознание

Уверенность в себе

Позитивное и рациональное мышление

Знания

Эмоциональный интеллект

Интернальный локус контроля

Способности

Навыки психической саморегуляции

Активная мотивация

Эмоционально-волевые качества

Психологические защиты

Творческое мышление

Копинг – стратегии

Ассертивное поведение

Интуиция

Материальные ресурсы:

Условия для проживания и отдыха

Достаточный уровень материального дохода

Безопасность жизни

Оптимальные условия труда

Стабильность оплаты труда

Социальная поддержка:

Эмоциональная поддержка

Информационная

Государственная

Семья, друзья

Ведущий: Каждый человек в различные периоды своей жизни имеет доступ к самым разнообразным ресурсам. Однако мы не всегда осознаем наличие ресурсов, а иногда не можем получить к ним доступ в силу каких-либо психологических барьеров (влияние негативного прошлого опыта, неадекватных родительских установок, иррационального мышления и т.д.). Чем больше ресурсов (внутренних и внешних) имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется с ситуациями на своем жизненном пути.

Сегодня на занятии мы поработаем с некоторыми своими внутренними ресурсами и пополним копилку своих ресурсов.

Изучение своих личностных особенностей – мощный ресурс личностного развития, так как мы учимся строить свою деятельность и свое общение, максимально используя свои личные достоинства и возможности и нивелируя недостатки.

    «Тест геометрических фигур» (Сьюзен Деллингер).

Ведущий: Взгляните на следующие фигуры. (6 слайд)

Вам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник или зигзаг. Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это - я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Ведущий: теперь я предлагаю вам разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

Это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения (краткие психологические характеристики соответствующих форм личности).

Ведущий: Каждой группе необходимо познакомится с интерпретацией результатов теста (в том объеме, который касается их фигуры) и кратко рассказать остальным участникам о тех особенностях характера и поведения, которые присущи людям «их фигуры».

Если кто-то ошибся с выбором, обоснуйте, почему вы так считаете, и можете перейти в более подходящую для вас «фигуру».

Ведущий: Теперь группам мы предлагаем заполнить таблицы и записать плюсы и минусы характера и поведения людей выбранной вами фигуры фигуры.

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Если вы выбрали для себя квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям. Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Главные жизненные ценности: порядок, работа, традиции, репутация.

(Слайд 7)

Плюсы

Минусы

Организованность

«Черно-белое» мышление, односторонность

Дисциплинированность

Негибкость, педантизм

Пунктуальность

Чрезмерная строгость

Аккуратность

Дотошность, мелочность

Законопослушность

Чрезмерная серьезность

Трудолюбие

Выжидание

Упорство, настойчивость

Упрямство

Твердость в решениях

Консерватизм

Верность слову, честность

Сопротивление новому

Рациональность

Боязнь риска

Спокойствие

Бедная фантазия

Практичность

Скупость

ТРЕУГОЛЬНИК

Эта форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, задругих делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели.

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру. Главное отрицательное качество Треугольников: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя... Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Главные жизненные ценности: власть, лидерство, карьера, статус, победа, доход.

(слайд 8)

Плюсы

Минусы

Успешное лидерство

Эгоцентризм

Способность принимать ответственность на себя

Стремление контролировать все происходящее

Способность к концентрации сил

Полная поглощенность делами

Установка на победу

Философия «цель оправдывает средства»

Уверенность в себе

Решительность

Импульсивность

Смелость, склонность к риску

Безжалостность

Прямота, откровенность

Резкость, жестокость

Сила чувств, страстность

Вспышки гнева, ярости

Остроумие

Язвительность

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей.

Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода. Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет!

Характеризуется переоценкой и сменой главных жизненных ценностей в результате значимых событий в жизни.

(слайд 9)

Плюсы

Минусы

Ориентация на поиск

Непоследовательность

Позитивное отношение к новому

Неопределенность

Любознательность

Внутренний разлад

Чувствительность

Внушаемость

Доверчивость и эмпатия

Эмоциональная неустойчивость

Неамбициозность

Наивность

Смелость

Низкая самооценка

Высокая обучаемость

Легковерность

КРУГ

Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди. Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги - лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать.

Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг - нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям.

«Правополушарное» мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получает приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты в их мышлении - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор - ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата.

Главные жизненные ценности: служение людям, счастье и благополучие семьи, детей, общение.

(слайд 10)

Плюсы

Минусы

Высокая потребность в общении

Зависимость от общественного мнения

Коммуникабельность, доступность

Непунктуальность

Доброжелательность

Мягкотелость

Заботливость

Нетребовательность

Преданность

Навязчивость

Щедрая эмоциональная чувствительность

Болтливость

Спокойствие и расслабленность

Сентиментальность

Бесконфликтность, склонность прощать

Уступчивость

ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.

Вам, как и вашему ближайшему родственнику Кругу, только еще в большей степени, свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция - это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы.

Зигзаги - идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность.

Зигзаг - самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Главные жизненные ценности: свобода, творчество, изменения.

(слайд 11)

Плюсы

Минусы

Стремление к новизне, творчеству

Неорганизованность, непоследовательность

Жажда познания

Непостоянство

Бунтарский дух

Индивидуализм, ненадежность

Мечтательность

Пренебрежение к законам, традициям

Ориентация на будущее

Нереалистичность

Восторженность

Безалаберность

Экспрессивность

Импульсивность

Остроумие

Язвительность, колкость

    (12 слайд) «Пантомима - фигура в деятельности»

Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам самовыразиться. Используя свои творческие способности, используя характеристики фигур, положительные и отрицательные качества – представьте пантомиму. Ведущее качество своей фигуры изобразите в виде пантомимы. (2 минуты). Остальные участники должны определить это качество.

Обсуждение.

Какое впечатление произвело это упражнение?

Трудно ли было изобразить? Что вызвало затруднения?

Ведущий: Каждый из вас, выбирая ту или иную фигуру, обладает незаменимым, очень важным ресурсом.

На самом деле, нет плохих или хороших качеств. Есть ситуации, в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых то же качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы можем сами управлять их проявлением, вместо того, чтобы подчиняться им. И тогда мы можем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня». Это как раз есть умение рационально мыслить.

С помощью РАЦИОНАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ мы формируем ПОЗИТИВНОЕ отношение к жизни, позволяя себе быть хозяевами своей жизни.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ , напротив, ставят нас в зависимость от других людей и обстоятельств, препятствуют достижению поставленных целей, ведут к возникновению эмоциональных проблем. Образно эти мысли можно назвать (слайд 13) « УМСТВЕННЫМ МУСОРОМ», который можно разделить на четыре категории:

    «КТО ВИНОВАТ?»

Суть подобного алгоритма мышления – внутренне снять с себя ответственность за происходящее. В его основе – неосознаваемый самозапрет на совершение ошибок, на возможную собственную неправоту. Важно сохранить имидж собственной безупречности и «правильности».

    «КАТАСТРОФА!»

Прогнозирование самых неблагоприятных вариантов развития ситуации. Делание из мухи слона. Сложно сохранить бодрость и хорошее настроение, когда прогнозы развития ситуации одна ужасней другой. Самое печальное, что эти прогнозы часто становятся реальностью.

    «Я/ ТЫ/ ОН ДОЛЖЕН!»

Глубокая убежденность в истинности и объективности собственных представлений о мире. Навязывание выбранного стереотипа действий окружающим и себе самому как единственно возможного. Человек перестает осознавать разницу между своими представлениями о реальности и реальной живой ситуацией.

    «И ТАК ВСЕГДА!»

Склонность делать выводы глобального масштаба исходя из результатов частных ситуаций (всегда так, все люди таковы, я никогда не смогу … и т.д.). Тем самым мы формируем подсознательную установку на стереотипное воспроизведение данной ситуации и фиксируем фоновое негативное отношение к ней.

Ведущий. «Умственный мусор» мешает нам позитивно мыслить, а значит личностно расти. Необходимо учиться мыслить рационально, а в этом нам поможет следующий алгоритм.

(слайд 14) При возникновении проблемы , у человека всегда есть выбор: оставить всё как есть или произвести изменения.

АЛГОРИТМ:

ПРОБЛЕМА

Оставит все как есть Произвести изменения

    Изменить обстоятельства, в которых возникла проблема

    Изменить себя (реакции, поведение, привычки, взгляды, установки)

    Изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:

    Как условие для чего-то другого – хорошего

    Как урок, который необходимо пройти и чему-то научиться, что понадобится в будущем

    Как предоплата за то хорошее, что произойдет в будущем

    Как катализатор внутриличностных ресурсов, развития личности и возможностей

    Как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив

Ведущий: Так что выбор есть всегда. Но не всегда человек может увидеть в проблеме что-то важное и полезное для себя. На самом деле есть несколько приемов, которые помогают не только увидеть что-то полезное даже в трудных ситуациях, но и найти выход. Они называются «ФОРМУЛЫ ПОЗИТВНОГО МЫШЛЕНИЯ»: (слайд 15)

«Театр в табакерке». Возможность увидеть проблему «сверху» помогает снизить преувеличенное негативное значение происходящего, ощущение бессилия. Проблема видится в целом, становится яснее.

«Вторая сторона медали». Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Это закон жизни и, как бы мы к нему ни относились, он действует.

«Маленькие кирпичики большой стены». Если мы захотим перепрыгнуть большую стену, то, скорее всего, мы разобьемся, а стена так и останется на месте. Если каждый день отделять от стены по маленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от стены не останется и следа. Какие три первых кирпича вы можете вынуть из этой стены?

«Проблема как друг» , «Совет другу» .

    Упражнение «Вторая сторона медали».

Ведущий: Давайте попробуем поработать с одной из этих формул «Вторая сторона медали». Необходимо разбиться на пары. Сначала один озвучивает свою проблему или трудную ситуацию другому, а другой должен найти позитив. Затем необходимо поменяться ролями. (2-3 минуты)

Обсуждение: Помогла ли вам формула? Получилось взглянуть на проблему с другой стороны? Если сразу не получилось, можно попробовать ещё раз или обратится к другой формуле. Главное – выход всегда есть.

САМООЦЕНКА

Ведущий: Позитивное мышление ведет к формированию адекватной самооценки. Человек с неадекватной, чрезмерно завышенной или заниженной самооценкой, не способен адекватно воспринимать окружающий мир, правильно оценивать обстоятельства. Такой человек не способен принимать верные решения. (слайды 16, 17, 18)

Самооценка - это отношение человека к себе и к своим поступкам, основанное на собственном опыте и на мнении окружающих об этом человеке.

Уровень самооценки

Адекватная

Завышенная

Заниженная

Уверенность

Уверен в себе, спокоен, открыто проявляет себя

Высокомерен, самоуверен, считает, что окружающие не способны до конца его понять

Неуверен в себе, нерешителен, недоверчив

Отношение к недостаткам и достоинствам

Видит как в себе, так и в других как положительные, так и отрицательные стороны

Видит преимущественно достоинства в своём поведении и недостатки в поведении окружающих

Видит в основном свои недостатки, страдает от этого

Отношение к критике

Умеет воспринимать критику, стремиться стать лучше

Не воспринимает критику, считает, что критикующие его не способны понять

Болезненно реагирует на критику

Направлен-ность

Направлен на познание, действия и общение, активен, целеустремлён

Направлен на решение своих проблем, на достижение положения, соответствующего его уровню

Направлен на маскировку своих недостатков, на то, чтобы окружающие не заметили, что он хуже их

Взаимодейст-вие

Может объективно оценивать ситуации, учитывать мнения окружающих

Не способен принять другую точку зрения и понять окружающих

Зависим от мнения других, старается «быть как все», ориентируется на позицию большинства

Поведение

Умеет сопереживать, имеет много друзей, располагает к общению

Общается пока не потеряет интерес к партнёру (или партнёр не потеряет интерес к нему)

Имеет проблемы в общении. Два варианта поведения:

1)подавленность, одиночество и замкнутость, старается не выделяться и не проявлять себя («я плохой, а другие хорошие»);

2)агрессия. привлекает к себе внимание, вызывающе себя ведёт, старается подавить и унизить других («я плохой, а другие ещё хуже, чем я)

    Тест «Самооценка»

    Часто ли вы размышляете, что думают о вас окружающие?

    Да

    Иногда

    Никогда

    Какие чувства вы испытываете, когда сравниваете себя с более успешным человеком?

    Раздражение

    Небольшое недовольство

    Спокойствие и радость за него

    Как вы думаете, удалось ли вам добиться того, чего вы хотели достичь на сегодняшний день?

    Да

    Не совсем

    Практически нет

    Часто ли вы называете себя неудачником?

    Да

    Иногда

    Никогда

    Кого вы обычно вините в своих неудачах?

    Окружающих

    Все зависит от обстоятельств

    Себя

    Легко ли вы можете изменить мнение о себе под влиянием окружающих?

    Да

    Иногда

    Нет

Обработка результатов:

    2 балла

    1 балл

    0 баллов

(слайд 19)

8-12 баллов. Низкая самооценка. Вы зависите от мнения окружающих. Вы слишком много их слушаете. Любое вскользь брошенное слово может надолго выбить вас из равновесия. В вас слишком много мнительности и тревожности. Заниженная самооценка мешает успешному развитию личности. Не верящий в себя человек во всем сомневается, смотрит в будущее без оптимизма, несет в себе массу комплексов.

8-4 балла. Средняя самооценка. Вы адекватны. Адекватная самооценка побуждает человека к активности, направлена на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков.

4-0 баллов. Высокая самооценка (переходящая в завышенную). Вас не заденешь ничем, кроме недооценки. Отсекая негативную информацию, вы лишаете себя и позитивной. Это другая сторона первого типа, вы не можете пересмотреть себя. Если человек первого типа чересчур гибкий, то вы прямая противоположность, до вас не достучаться. В результате ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых очень трудно будет избавиться.

Ведущий: Чтобы снизить высокую самооценку, необходимо критически относиться к себе, а для того. Чтобы её повысить я предлагаю вашему вниманию несколько очень действенных советов.

(слайд20) Как повысить самооценку и уверенность в себе? Здесь 12 советов, которые помогут в этом:

Ведущий:

Ведущий: Одним из важных личностных ресурсов является творческое мышление. Для проявления этого ресурса я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

    Упражнение «Чем я могу быть интересен (интересна)?»

Ведущий: Предлагаю вам разбиться на 3 группы и взять описание одной из ситуаций. Участники тренинга по очереди берут карточки и читают текст. Нужно определить, есть ли в «запасниках опыта и личности» неожиданные ходы и решения, которые могли бы сработать в этой ситуации. Первое право ответа принадлежит тому, кто зачитывал карточку, затем говорят все желающие. Используйте свой творческий ресурс для решения ситуаций:

Примеры ситуаций, которые могут быть записаны на карточках:

    «Неожиданно посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения. Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот случай?»

    «Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно ближе к вечеру в гостинице и на окружающих улицах на несколько часов погас свет. Есть ли у вас «заготовки» на этот случай? Чем бы вы могли быть интересны детям?»

    «Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от педагогов. Неожиданно все ангажированные педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете быть интересны в такой ситуации?»

Ведущий: Обратите внимание, в начале тренинга мы говорили о том, что посвятим его актуализации наших внутренних ресурсов. Возьмите макеты своих человечков, напишите те качества, наличие которых вы осознали и подчеркнули их важность для личностного роста.

3 этап – заключительный.

Обратная связь

(Слайд 21) Продолжите предложение « Важным ресурсом для меня является…»

Анкета

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся прошедшего занятия

Обведите кружком ту оценку на десятибалльной шкале, которая соответствует вашему мнению.

    Насколько вы довольны в целом?

    Насколько полезным для себя вы считаете это занятие?

Совсем нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Очень доволен

    Будете ли вы применять полученный опыт (знания) в жизненных ситуациях?

Совсем нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обязательно буду

    Будете ли вы рекомендовать своим друзьям и знакомым поучаствовать в данном тренинговом занятии, если он будет проводиться еще раз?

Ни в коем случае 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обязательно буду

    Ваши предложения и пожелания.

ПОЖЕЛАНИЯ УЧАСТНИКАМ: ( слайд 22)

Личностный рост, как ни называть это - самоактуализация или движение вперед, - это главная движущая сила жизни. Главное – не стойте на месте, учитесь, растите, позвольте своей личности развиваться. Ведь в данном случае отсутствие движения вперед равнозначно движению назад.

МУЖЕСТВА – изменить то, что можно изменить в себе.

ТЕРПЕНИЯ – принять то, что изменить в себе невозможно.

РАЗУМА – чтобы отличить одно от другого.

12 советов, которые помогут повысить самооценку и уверенность в себе:

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых вы не можете превзойти.

2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых других аспектах вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

4. Используйте (утверждения) для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя» или «я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего». Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда вы повторяете аффирмацию, почувствуйте положительные эмоции в отношении аффирмации. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

5. Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация, допускаемая вами в свой разум, пускает там корни и влияет на ваше поведение. Доминирующая информация влияет на ваши поступки доминирующим образом. Если вы смотрите или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные повысить самооценку, вы будете приобретать качества от них.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

7. Сделайте список ваших прошлых достижений. Это не должно обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то испытали.

8. Сформируйте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите.

9. Начните больше давать другим. Я говорю не о деньгах. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми вы можете помочь другим или позитивного поощрения других. Когда вы делаете что-то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а ваши самооценка и настроение повышаются.

10. Старайтесь заниматься тем, что вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства если ваши дни проходят на работе, которую вы презираете. Самооценка процветает, когда вы заняты работой или какой-либо другой активной деятельностью, которая приносит вам удовольствие и дает возможность почувствовать себя более ценными. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят вам радость.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как вы хотите ее проводить. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом. По мере того, как ваша самооценка будет расти, ваши истинные способности будут раскрываться. Вы начнете принимать на себя больший риск и не бояться отказа; вы не будете ориентироваться на одобрение других людей; ваши взаимоотношения будут намного полезней как для вас, так и для других; вы будете делать то, что приносит вам радость и удовлетворение. Что наиболее важно, высокая самооценка принесет вам душевное спокойствие, и вы действительно по настоящему оцените самого себя.

Догонялки

«В детском саду мы играли в догонялки, и решила посмотреть, далеко ли я убежала. Когда повернула голову обратно, меня ждал угол бетонной стены. Я разбила лоб, но мне не было больно, я боялась испачкать кровью свою белую кофту».

Вопросы:
1. Какие условия должны быть созданы в детском саду для проведения подвижных игр детей?

Детские шалости и озорство

Клей

Клей жутко вонял, но четырехлетний Эдик все равно весь им измазался. Весело будет, он же будет весь липкий! Вот все посмеются! Но взрослые смеяться не стали, а принялись отмывать мальчика. Ничего, в следующий раз Эдик поиграет с аптечкой с лекарствами, он ее на нижней полке шкафа видел!

Детские конфликты

Драка

В драке участвовала почти вся группа. Одни дрались, другие кричали. Воспитатель в это время была в раздевалке с двумя детьми, которые долго переодевались после прогулки. Когда прибежала воспитатель, все испугались и разбежались, на полу остался только один плачущий мальчик. С сотрясением мозга его отвезли в больницу.

Вопросы:
1. Где в группе должен постоянно находиться воспитатель?

Дети и педагоги

Сказки

Воспитательница всегда читала детям сказки. Олеся очень хотела, чтобы прочитали ее любимую книгу с красивыми картинками. Мама принесла книгу в детский сад, ее читали вслух, и Олесе все сказали спасибо.

Вопросы:
1. Необходимо ли детям чтение вслух, или же это можно заменить просмотром мультфильмов, фильмов?

Сначала ты представишь себе вазу из обожженной глины, прекрасную вазу, какие бывают в Китае, и в Африке, и во Франции. Такие вазы есть и в России. Такие вазы бывают в деревне и в городе. Но эта очень-очень красивая ваза. Она очень искусно разукрашена. И ты ее воображаешь, ты ее мысленно изобретаешь. И когда ты представишь ее как следует, ее форму, со всеми деталями, оттенками цвета, ты знаешь, как можешь дать мне об этом знать... Очень хорошо...

Теперь ты идешь к человеку, который делает такие вазы. Ты выбираешь хорошего специалиста, мастера, который хорошо владеет своим ремеслом. И ты опишешь ему вазу, которую он должен будет для тебя сделать. И когда ты поймешь, что он понял то, что ты от него хочешь, ты дашь мне об этом знать... Ты располагаешь временем, чтобы все хорошо объяснить мастеру, чтобы дать ему все необходимые детали для осуществления твоего проекта... Очень-очень хорошо...

И теперь ты сядешь в кресло напротив мастера и будешь наблюдать за его работой... Очень-очень хорошо... И когда ты сядешь, чтобы смотреть на него, ты дашь мне об этом знать... Чтобы присматривать за ним и, наблюдая, учиться. Но мастер не сразу садится за свой гончарный круг. Сначала он идет на задний двор, чтобы найти среди всего разнообразия глины, гипса и других материалов, которые у него есть, тот, который больше всего подходит для изготовления твоей вазы. Бывает красная глина, есть зеленая глина, и другие сорта тоже есть. Есть твердая глина, есть мягкая, есть эластичная, он выберет ту, которая больше всего подходит для реализации твоего замысла. И ты видишь, как он возвращается и кладет на свой круг кусок этой глины, которую использует, чтобы реализовать твой план. Гончар кладет руки на эту массу, у которой нет определенной формы, и начинает вращать круг... И когда круг начнет вращаться, ты дашь мне об этом знать... Очень-очень хорошо...

Внимательно смотри на круг. И смотри на умную работу рук гончара. Руки сначала работают параллельно, они сближаются и немножко поднимаются вдоль формы, которая мало-помалу появляется... И руки поднимаются вверх... И вскоре форма получена, и гончар убирает руки, чтобы посмотреть со стороны на предмет, который он создал. И когда он уберет свои руки, ты дашь мне об этом знать... У тебя есть время, и ты даешь время гончару, чтобы создать хорошую форму.

Когда гончар примется за вторую часть работы, которую он начинает сейчас, он поместит одну руку... я не знаю, правую или левую... в центр этой формы, а другую руку оставит снаружи... И пока круг вращается, обе его руки будут работать. Рука, которая внутри, будет осуществлять давление наружу, в то время как рука, которая находится снаружи, будет осуществлять давление внутрь. Это работа в двух противоположных направлениях, но фактически взаимодополняющая. Потому что в то время как внутренняя рука давит наружу, наружная рука чуть-чуть отодвигается, чтобы позволить внутренней руке продвинуться наружу. И рука слегка придерживает глину, чтобы не только не испортить форму вазы, а напротив, получить еще более прекрасную.

И ты можешь видеть, как гончар меняет руки местами: рука, которая была снаружи, помещается внутрь, а рука, что была внутри, помещается снаружи. И постепенно благодаря этой чередующейся и внешне противоположной работе рук ваза принимает свою окончательную форму...

И когда гончар придаст вазе окончательную форму, он с большой осторожностью уберет обе руки и остановит круг. И когда круг остановится, ты дашь мне об этом знать... Очень-очень хорошо...

Гончар возьмет вазу и поставит ее в печь, чтобы сделать первый обжиг. И пока ваза обжигается, в том кресле, где ты сидишь, там, у гончара, ты можешь располагать своим временем и предоставить возможность своему разуму поблуждать, помечтать о других вазах или о чем-нибудь другом, о том, что тебя интересует. И в течение нескольких мгновений, пока ваза обжигается в печи, ты можешь мечтать.

И ты слышишь, как гончар открывает печь. Он берет вазу, ставит ее на рабочий стол, ждет, пока она остынет, и начинает третью часть своей работы. Он расписывает вазу. И ты сам подойдешь к нему и точно укажешь, что он должен будет сделать. Он техник, исполнитель, а ты знаешь, что надо делать. Ты знаешь, в каком месте какой цвет нанести. Ты знаешь, как ты хочешь ее украсить. И ты указываешь ему все это с большой точностью. А гончар – хороший мастер, он понимает все то, что ты ему говоришь, и выполняет то, что ты просишь его сделать. И когда ваза будет полностью разукрашена, ты дашь мне об этом знать. Давай хорошие указания, потому что гончару в этой части работы очень важно знать твои желания, знать, в каком направлении ему двигаться, как реализовать твой проект. Очень-очень хорошо. Сейчас гончар будет обжигать твою вазу второй раз, чтобы закрепить то, что сделано. И когда работа будет зафиксирована, он предложит тебе эту вазу... Он дает ее тебе, и ты уходишь с ней. И ты идешь с ней туда, куда хочешь.

А эта ваза немножко волшебная – «ваза с ресурсами». В ней уже находится то, что мы называем ресурсами, которые состоят из твоего прошлого опыта, всякого опыта, потому что всякий опыт положителен, если рассматривать его с нужной точки зрения. А эта ваза очень большая, и она может вместить любой опыт, который придет, начиная с сегодняшнего или завтрашнего дня, и ты поместишь его в эту вазу. Ты поставишь вазу туда, куда захочешь, на место, которое ты знаешь и любишь. И когда ты ее поставишь, ты дашь мне об этом знать... Очень-очень хорошо...

Теперь ты устроишься напротив вазы, там, где она находится, на сиденье, удобном или неудобном... Это сейчас неважно. И ты будешь развлекаться, делая упражнение по левитации, как ты умеешь делать. Ты позволишь правой или левой руке приподниматься в своем ритме, ты предоставишь ей возможность действовать... Хорошо... Ты знаешь, что главное – об этом думать. Понятие легкости... Само понятие легкости позволяет руке стать чуть легче, и тебе нет необходимости думать о чем-то другом... И ты предоставляешь ей возможность стать чуть легче, и когда она станет чуть легче, ты позволишь ей подниматься. Ты можешь представлять себе то, что я говорю... Представить, что вокруг запястья завязана очень легкая нить, а к ней привязаны два-три шарика, и эти шарики приподнимают твою руку.

И пока твоя рука поднимается, ты будешь представлять, что твоя ваза наполняется всеми ресурсами твоего прошлого, какими бы они ни были. Тебе нет необходимости об этом думать... Твое бессознательное их знает. Это ресурсы, которые твое бессознательное получало, начиная с раннего детства, это ресурсы всех обучений твоей жизни... того, чему научили тебя родители, друзья, учителя – всего, чему тебя научила твоя жизнь.

И пока рука поднимается, все эти ресурсы начинают сами по себе размещаться в вазе ресурсов. И когда ваза будет заполнена, ты позволишь своей руке опуститься... зная, что, когда ты этого захочешь, тебе достаточно будет подумать об этой вазе... Почти так же, как детям, которые хорошо об этом знают по сказке про Алладина, у которого есть волшебная лампа, и когда ему нужна помощь в жизни, стоит потереть эту лампу, и появится джинн, который помогает ему разрешить эту проблему. И ваза ресурсов будет чем-то вроде такой лампы. И когда у тебя в жизни появится необходимость прогрессировать в том направлении, в каком ты хочешь, тебе надо будет только подумать об этой вазе. Сначала ты подумаешь о ней специально, а затем тебе уже не нужно будет думать, твое бессознательное само по себе использует все необходимые знания... Очень-очень хорошо...

И ты можешь еще дать возможность своей руке подняться. И твоя рука может подняться к лицу или... туда, куда она захочет. Это неважно. Ты предоставляешь ей возможность действовать, потому что знаешь, что пока твоя рука поднимается, на другом уровне осуществляется работа... может быть, на уровне вазы ресурсов... а может быть, на каком-то другом... Но это не- важно... И нам нет необходимости этим заниматься. Важно то, чтобы ты дал возможность своей руке подниматься туда, куда ей следует подняться, пока не закончится транс.

И когда она поднимется до того места, до которого должна подняться, она начнет опускаться. И пока рука поднимается, та энергия, которая у тебя есть, и те ресурсы, которые сберегались, мобилизуются. И когда вскоре она начнет опускаться, все эти ресурсы направятся в те части твоего тела или твоего духа – а для меня тело и дух – это одно и то же, – которые в этом нуждаются. Все мельчайшие части, из которых состоит ваза, каким бы ни было наше представление об этом, разместятся по своим местам... Одни по своим прежним местам, а некоторые – по другим, потому что каждая вещь должна быть на своем месте. А когда каждая вещь на своем месте, единое целое, которое эти вещи составляют, функционирует лучше всего. И лишь тогда, когда твоя рука окажется на колене, ты сможешь сделать, когда захочешь, глубокий вдох.

Ты располагаешь временем, чтобы закончить эту работу, которую ты очень хорошо выполнил и которую ты сможешь делать и дома, так, как я тебе скажу через несколько секунд... Очень хорошо... Ты располагаешь временем... И когда ты захочешь, ты позволишь себе сделать вдох и откроешь глаза. Спасибо.

Просмотров: 9166
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения коммуникативные и деловые

Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни. Луиза Хей.

Все гениально просто, но хотелось бы конкретнее, что это за сила, которая есть в каждом из нас и как найти к ней подход? Как ее можно приложить к конкретной цели, мечте? Какая сила может помочь достичь успеха или бывшего, жить счастливо?

Один из законов Дао гласит, что все меняется кроме закона изменений. Спокойно воспринимать изменения, которые неизбежны, поможет опора на себя , внутренняя сила. Чем полнее вы осознаете свои сильные стороны, тем легче вам будет противостоять трудностям и достигать целей.

В психологии то, что может помочь человеку в различных ситуациях, принято называть личностными и социальными ресурсами, личностным потенциалом. Что сюда входит?

Притча - метафора "Живительный источник". Как нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, так и нельзя повторить свой жизненный путь.
Путь начинается с самого рождения Человека, с первого вздоха, с первого крика, который возвещает всех о начале жизненного пути.
Что таит эта дорога для путника, идущего по ней? Как долог этот путь, по каким просторам он проходит, какие препятствия будут встречаться на пути? На все эти вопросы ответ приходит в течении жизни.
Человек начинает свой путь неуверенно, маленькими шажочками, но по мере взросления и приобретения жизненного опыта эти шаги становятся все более твердыми и уверенными.
Дорога, по которой идет путник, непростая. Она, то сужается и становится непроходимой, то неожиданно расширяется и пересекается с другими дорогами, пролегающими вдоль маленьких речушек и морского побережья. Эта дорога никогда не бывает прямой и гладкой. Она может проходить сквозь чащу неизвестности или пролегать через горные хребты.
Эта извилистая дорога может привести в пустыню или завести в болото, однако всегда найдется та самая волшебная тропинка, которая убережет человека и обязательно выведет к новому источнику жизни. Источник, который исцеляет, может зарождаться высоко в горах или глубоко под землей. Он может быть в виде капли росы или глотка свежего воздуха. И где бы не находился человек, он всегда найдет свой неповторимый живительный источник, который восполнит утраченные силы и даст энергию для дальнейшего пути. А сам путь будет непременно освещен источником тепла и света.

1. Здоровье физическое и психическое;

3. Волевые качества – например, терпение, самоконтроль;
4. Накопленные знания и освоенные умения;
5. Самоуважение, самодостаточность, жизненные ценности;
6. Интерес человека к жизни, желания, цели ;
7. Позитивный жизненный опыт, активная жизненная установка – понимание того, что целенаправленные действия рано или поздно приведут к результатам;
8. Готовность к личностному росту, к самосовершенствованию;
9. Принятие вызова жизни, – способность использовать трудности жизни, проблемные ситуации для саморазвития;

11. Время и то, как вы его тратите;
12. Материальные возможности (доход, сбережения и т.д.);
13. Материально-технические средства (дом, транспорт и т.д.);
14. Социальная поддержка - люди, способные помочь в достижении цели;
15. Информация и источники информации.


Притча о жизнестойкости. Однажды расстроенный ученик сказал Мастеру:
- Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать?
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.
- Что изменилось? - спросил он ученика.
- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде, - ответил ученик.
- Нет, - сказал Учитель - Это лишь поверхностный взгляд на вещи.
- Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка.
Так и люди - сильные внешне могут расклеиться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и крепнут.
- А кофе? - спросил ученик.
О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде и изменило ее - превратило кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Эрих Фромм считал, что каждый человек обладает тремя самыми важными ресурсами, способными помочь ему решить любую проблему. Это:

  • надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;
  • вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;
  • душевная сила (мужество) – способность защитить надежду и веру, способность сказать “нет” тогда, когда весь мир хочет услышать “да”.

Итак, ресурс – это что-то внутреннее, что может нам помочь в достижении цели. Формула, использующая ресурсы для достижения успеха будет выглядеть так:

А.С. + Р. = Ж.С.

А.С. – Актуальное Состояние – это то, что есть сейчас.

Ж.С. – Желаемое Состояние – это то, что стремимся достичь.

Р. – Ресурсы – что нам для этого может понадобиться.

А теперь небольшой проективный тест Морские сокровища, который прояснит ваши цели и подскажет, какие ресурсы вам необходимы в первую очередь.

Инструкция. На этом рисунке вы видите небольшой кусочек морского пейзажа, точнее, морского дна. Вам надо, во-первых, до­полнить эту картину деталями, завершить ее, а во-вторых, особое внимание обратить на сундук. Как вы уже замети­ли, он раскрыт, но пуст. Заполните его тем содержимым, которое сочтете наиболее подходящим и верно отражаю­щим ваши мысли.


Ключ к тесту вы найдете в статье “Проективные методики. Тесты в картинках: Ваши цели и ресурсы ”

Каждый человек обладает жизненными ресурсами, которыми может распоряжаться и обеспечивать определенные процессы. Благодаря личностным ресурсам обеспечиваются потребности в выживании, безопасности, комфорте, социализации и самореализации. Другими словами можно сказать, что внешние и внутренние ресурсы человека - это его жизненная опора.

Характеристика личностных ресурсов

Ресурсы разделяют на личные (внутренние) и социальные (внешние).

Внутренние ресурсы - это психически-личностный потенциал человека, а также навыки и характер, которые поддерживают людей изнутри.

Внешние ресурсы - это те ценности, которые выражаются в социальном статусе, связях, материальном обеспечении и всем остальном, что помогает человеку во внешнем мире и социуме.

Данная статья расскажет о том, насколько в важны ресурсы внутренние и, каким образом их следует развивать, а также использовать для достижения успеха.

К внутренним ресурсам человека можно отнести:

Здоровье (физическое и психологическое);

Характер;

Интеллектуальные способности;

Навыки, умения, опыт;

И эмоции;

Самооценку и идентификацию;

Самообладание;

Духовность.

Для достижения успеха и гармонии с миром именно эти внутренние ресурсы человека должны быть развиты до максимального уровня. Многие специалисты в области социальной психологии отмечают, что люди, которые занимаются самосовершенствованием, в большинстве случаев добиваются поставленных целей. У них есть возможность контролировать в первую очередь себя, а уже затем брать под контроль ситуации, окружающие их. Именно такой алгоритм поведения является правильным для влияния на различные социальные процессы.

Здоровье (физическое и психологическое)

Здоровое тело человека, которое в необходимом количестве получает отдых и еду, а также в необходимом количестве расходует свою внутреннюю сексуальность и энергию - это внутренние ресурсы человека, от которых зависит большая часть успеха в жизни.

Психологическая составляющая (процессы психики и ее функции) также расцениваются как основополагающие ресурсы. Внутренние составляющие психики личности - это эрудированность и начитанность, образное и абстрактное мышление, интеллект, умение пользоваться информацией, способность к анализу и синтезу, внимание, быстрая переключаемость с одних объектов на другие, воля и воображение.

Эмоции и позитивное мышление

Различные эмоциональное состояния - это неисчерпаемые ресурсы. Внутренние настроения могут задавать ритм, как физическому телу, так и психике в целом. При этом ресурсами выступают как ощущение благоприятных эмоций, таких как радость, счастье, веселье, умиротворенность, так и ощущение горя, печали, гнева, ярости. Но каждая из эмоций должна нести в себе созидательную функцию. К примеру, ярость и гнев в отстаивании своих прав может обозначить и не позволит оппоненту их нарушать. А вот ярость, направленная на уничтожение (моральное или психологическое) другой личности, уже несет в себе разрушающую функцию.

Ракурс на созидание позволит выработать способность к позитивному мышлению, что очень часто становится помощником в разрешении многих проблем и жизненных неурядиц.

Характер

Под характером понимаются не только те черты, которые являются высокоморальными и привлекательными для общества в целом, но и те, которые помогают личности продвигаться к достижению каких-либо результатов. К примеру, в обществе не очень приветствуется гневливость и раздражительность, но благодаря им человек всегда сможет постоять за себя в тяжелой ситуации. Именно поэтому такие черты - это тоже ресурсы. Внутренние ресурсы личности, заключающиеся в характере, конечно, должны быть близки к идеалам общества. Стоит помнить о том, что все особенности характера должны проявляться в нужное время и в нужном месте, в таком случае они пойдут только на пользу самому человеку и окружающим.

Навыки, умения, опыт

Умение - это, то, что человек научился делать, а навык - это автоматизирование умения. Благодаря этому личность может окружающим его людям. Таким образом проявляется внутренний ресурс, который заключается в умении.

Опыт, переработанный и пережитый, является важным ресурсом человека. Все то, что смог осознать и прочувствовать человек это уже опыт и в будущем личность может осознанно им воспользоваться в схожих ситуациях для преодоления каких-либо трудностей.

Самооценка и идентификация

Идентичность - это то, с чем мы себя отождествляем и идентифицируем. Последняя характеристика может быть профессиональная, социально-ролевая, гендерная. Это также является внутренним ресурсом, позволяющим выполнять те функции и обязанности, которые мы осознанно принимаем. Самооценка играет важную роль в жизни человека и правильное использование этого ресурса. Можно сказать, что именно реальная оценка своего положения в обществе и отношение к себе позволяют взвешивать собственные поступки и неудачи, делать выводы и продолжать добиваться поставленных жизненных целей.

Самообладание

Умение правильно реагировать на происходящие ситуации - это крайне важная составляющая любой личности. Использование ресурса самообладания позволяет человеку анализировать и правильно выбирать модель поведения, которая не навредит ни окружающим, ни самому себе.

Духовность

Под духовностью в области внутренних ресурсов понимается не только вера во высшие силы, но и ценности, которые связаны со справедливостью, любовью, верой в магию и энергетику. Именно эти нематериальные ценности приподнимают человека над земным хаосом, и позволяют ему становиться более разумным.