Произведите замену придаточных определительных предложений причастными оборотами, где это возможно. Если замена невозможна, устно объясните почему.
1) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами. 2) Около дома был небольшой огород, на котором росли брюква, салат и лук. 3) По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. 4) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата. 5) Хребет, по которому мы теперь шли, состоял из ряда голых вершин. 6) Кругом - в лесу и на поле - стояла тишина, которую нарушает только однообразное жужжание комаров. 7) Енотовидная собака - животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами. 8) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах. 9) Сразу трудно было найти лодочника, который бы перевёз нас на другой берег. 10) Мы решили остановиться у первой же реки, которую встретим на пути. 11) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжёлта-бурой травой.
Произведите замену обстоятельственных придаточных предложений деепричастными оборотами, где это возможно. Если замена невозможна, объясните (устно) почему.
1) Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу. 2) Охотники вздрогнули и оглянулись, потому что услышали в кустах какой то шорох. 3) Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность. 4) По мере того как путешественники углублялись в горы, растительность становилась всё более дикой. 5) Когда они поднялись на горную вершину, то увидели вдали море. 6) Лес стоит молча, неподвижно, словно он всматривается куда-то своими верхушками.
Произведите замену причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями. Запишите полученные сложноподчинённые предложения.
1) Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом. 2) Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь. 3) Вступая в лес, тянущийся на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 4) Сильно устав, путешественники всё же упорно шли вперёд. 5) Отдохнув и утолив жажду, они двинулись дальше. 6) Приближаясь к морю, мы ещё издали услышали его глухой шум.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль текста. К какому типу речи он относится? Докажите, что структура текста соответствует этому типу речи. Подберите синонимы к выделенным словам. Определите тип сказуемого в первом предложении. Составьте схему последнего предложения. Написание какого слова в предпоследнем предложении зависит от правильного определения его части речи? Докажите.
Исти..ое творчество всегда народно.
У Высоцкого(поэта) слово пр..ходило с улицы и отчистившись его талантом на улицу выходило. У него нет злых песен хотя он к..сался разных отнюдь (не)самых светлых сторон жизни.
Подобно Есенину Высоцкий возводил низовую культуру в культ всего общества и подобно Зощенко в своих сатирических ц..клах он очень точно определял тип людей от лица которых пел. Он ввёл в большую поэзию человека со старого московского двора пел от им..ни разных людей строителей фронтовиков боксёров моряков альпинистов шофёров спортсменов.
Он часто говорил о той стороне жизн.. о которой «официальная» поэзия (не)говорила о человеческой дол., об обидах о том что в жизн.. (не)получает(?)ся о людях которых вроде бы списали со счетов но они живут и хотят жить. Причём он как(будто) входил во внутре..ее состояние персонажа о котором пел и может (по)этому кстати у слушателей возникало убеждение что Высоцкий каждый раз пел про себя.
Высоцкий как исти..ый поэт пропустил время через своё сер(?)це. Его творчество нравстве..о потому что чес(?)но. Его интерес - ситуация внутре..его состояния когда человек оказывает(?)ся перед выбором на грани излома надрыва и ему нужны мужество воля одержимость что(бы) выстоять победить.
Кажется нет темы в нашей жизни за двадцатиле-тие) 60-80-х гг., которой бы он не к..снулся. (По А. Деми-довой)

Упражнение № 1

1. По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспы­хивали едва уловимые зарницы. 2. Сразу трудно было найти ло­дочника, который бы перевез нас на другой берег. 3. Впереди рас­стилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжелта-бурой травой. 4. Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу. 5. Когда луна вышла из-за облаков, она осве­тила бледным светом окрестность. 6. Я глядел на кудрявый лес, ко­торый дышал весенней прохладой. 7. Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море. 8. Когда мы перешли че­рез невысокий горный хребет, отряд попал в долину, которая по­росла густым лесом. 9. На снегу пустынной лесной дороги вился из­вилистый, нечеткий след, который оставил зверь. 10. Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, нежный аромат весны.

Лебеди изогнули длинные шеи, близко плыли вокруг островка.

Задание к упражнению:

Замените придаточные предложения причастными или дееприча­стными оборотами (где это возможно). Выделите их в предложений. Как вы полагаете, какие предложения более выразительны, ярче передают мысль? Нели замена невозможна, объясните почему.

Тема: Осложненное простое предложение.

Упражнение № 1

Прошло более двух лет. Кто(бы) узнал нашего провинциала в этом молодом человек., с изящ?ными манерами, в щегольском ко­стюм..? Он очень изменился, возмужал. Мягкость линий юноше­ского лица прозрачность и нежность кожи пушок на подбородк..- все исчезло. (Н..)стало и робкой застен?чивости и грациозной (н..)ловкости движений. Черты лица созрели и образовали фи­зиономию а физи..номия обозначила характер. Лилии и розы и..чезли (как)будто под легким загаром. Пушок заменился (н..)большими бакенбардами. Легкая и шаткая поступь стала ров­ною и твердою походкою. В голосе (пр..)бавилось (не)сколько ба­совых нот. Из подмалева(н, нн)ой картины вышел оконче(н, нн)ый портрет. Юноша превратился в мужчину. В глазах блистали сам..увере(н, нн)ость и отвага - (н..)та отвага, что слышно за версту что глядит на все нагло и ухватками и взглядами говорит встреч?ному и попереч?ному Смотри берегись не задень не насту­пи на ногу а не то - понимаешь? с нами расправа коротка! Нет, выражение той отваги о которой говорю, (н..)отталкива..т, а вле­чет к себе. Она узнает?ся по стремлению к добру, к успеху, по же­ланию уничтожить заграждающие их препятствия... Преж?няя восторже(н, нн)ость на лице Александра ум..рялась легким о(т, тт)енком задумчивости, первым признаком закравшейся в душу (н..)доверчивости и может быть единственным следствием уроков дяди и беспощадного анализа, которому тот подвергал все, что проносилось в глазах и в сердце Александра. Александр усвоил наконец и такт, то есть уменье обращаться с людьми. Он не бросался всем на шею, особенно с тех пор, как человек, склон­ный к искренним излияниям несмотря на предостережения дяди обыграл его два раза, а человек с твердым характером и железной волей перебрал у него (н..)мало денег (в)займы. И другие люди и случаи много помогли этому. В одном месте он зам..чал как испо?тишка смеялись над его юношескою восторже(н, нн)остью и прозвали романтиком. В другом - едва обращали на него внима­ние, потому, что от него (ни)кому (не)было ni chaud, ni froid. Он (н..)давал обедов (н..)держал экипажа (н..)играл в большую игру. Прежде у Александра болело и ныло сердце от этих стычек розо­вых его мечтаний с действительностью. Ему (н..)приходило в голо­ву спросить себя Да что же я сделал отличного чем отличился от толпы? Где мои заслуги и за что должны замечать меня? А между тем сам..любие его страдало.

(И. Гончаров.)

Задание к упражнению:

Спишите текст, объясните пропущенные орфограммы и пункто- граммы (знаки препинания).

1) Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип, подчеркните грамматические основы.

2) Произведите полный синтаксический анализ выделенного пред­ложения.

3) Определите принцип постановки каждого знака препинания и его функцию.

Упражнение № 2

1. Ветер становился... 2. Впереди высились дома... 3. Не толь­ко люди, но и... прятались от надвигающейся грозы. 4. В...- всюду ослепительно сверкали молнии. 5. Муравьи тащили в свое жилище все: ...

Задание к упражнению:

Закончите предложения, добавляя однородные члены для уточне­ния своей мысли, для усиления выразительности. Включите слова, грам­матически не связанные с членами предложения.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Впереди расстилалась большая БОЛОТИСТАЯ равнина.

ГОРДЫНЯ и тщеславие - вот что сгубило великий талант молодого писателя.

Не только ГУМАНИТАРНЫЕ науки привлекали Павла: с не меньшим жаром он отдавался математике, астрономии, химии, минералогии.

Письма Елены так и не доходили до АДРЕСАНТА и возвращались обратно.

Мебель в комнате была достаточно примитивная, из ЦЕЛЬНОГО дерева, часто расписанная индийскими орнаментами.

Пояснение (см. также Правило ниже).

адресант

Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение).

Тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение).

Имеются в виду люди, которым предназначалась почта, поэтому они-адресаты.

Ответ: адресата|адресат.

Ответ: адресата|адресат

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Правило: Задание 5. Употребление паронимов

Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.

Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para - одинаковый, onyma - имя.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах , но ведь выучить паронимы для задания 5 - это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.

Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.

Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении. Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.

Абонемент - абонент

Артистический - артистичный

Бедный - бедственный

Безответный - безответственный

Болотистый - болотный

Благодарный - благодарственный

Благотворительный - благотворный

Бывший - былой

Вдох - вздох

Вековой - вечный

Великий - величественный

Восполнить - дополнить - заполнить - наполнить - переполнить - пополнить

Враждебный - вражеский

Выбирая - избирая

Выгода - выгодность

Выдача - отдача - передача - раздача

Выплата - оплата - плата - уплата

Выплатить - заплатить - оплатить - отплатить - уплатить

Вырастить - нарастить - отрастить

Выращивание - наращивание - отращивание

Высокий - высотный

Гарантийный - гарантированный

Гармонический - гармоничный

Глинистый - глиняный

Годичный - годовалый - годовой

Гордость - гордыня

Гуманизм - гуманность

Гуманистический - гуманитарный - гуманный

Двоичный - двойной - двойственный - двоякий - сдвоенный - удвоенный

Действенный - действительный - действующий

Деловитый - деловой - дельный - деляческий

Демократичный - демократический

Диктант - диктат

Дипломант - дипломат

Дипломатический - дипломатичный

Длинный - длительный

Добротный - добрый

Доверительный - доверчивый

Дождевой - дождливый

Драматический - драматичный

Дружеский - дружественный - дружный

Единичный - единственный

Желанный - желательный

Жестокий - жёсткий

Жизненный - житейский

Жилищный - жилой

Загородить - огородить - оградить - отгородить - перегородить

Занизить - понизить - снизить

Заплатить - оплатить

Заполнить - наполнить - переполнить

Заполнен - наполнен - переполнен

Зачинатель - зачинщик

Звериный - зверский

Звуковой - звучный

Зрительный - зрительский

Изобретательный - изобретательский

Информативный - информационный - информация -информированность

Иронический - ироничный

Искусный - искусственный

Исполнительный - исполнительский

Исходный - исходящий

Каменистый - каменный

Комфортабельный - комфортный

Конный - конский

Коренастый - коренной - корневой

Костный - костяной

Красочный - красящий - крашеный

Лакированный - лаковый

Ледовый - ледяной

Лесистый - лесной

Личностный - личный

Микроскопический - микроскопичный

Мороженый - морозильный - морозный

Надеть - одеть

Наличие - наличность

Напоминание - упоминание

Невежа - невежда

Нестерпимый - нетерпеливый - нетерпимый

Неудачный - неудачливый

Обвинённый - обвинительный

Обрывок - отрывок

Обхватить - охватить

Ограничить - отграничить - разграничить

Оклик - отклик

Органический - органичный

Отборный - отборочный

Отклонение - уклонение

Отклоняться - уклоняться

Отличать(-ся) - различать(-ся)

Отличие - различие

Памятливый - памятный

Перетерпеть - претерпеть

Покупательный - покупательский - покупной

Популистский - популярный

Почтенный - почтительный - почётный

Практический - практичный

Предоставить - представить

Представительный - представительский

Признанный - признательный

Продуктивный - продуктовый

Производительный - производственный - производительность

Просветительский - просвещённый

Публицистический - публицистичный

Пугливый - пуганый

Раздражение - раздражительность

Ритмический - ритмичный

Романтический - романтичный

Скрытный - скрытый

Словарный - словесный

Сопротивление - сопротивляемость

Соседний - соседский

Сравнимый - сравнительный

Сценический - сценичный

Технический - техничный

Удачливый - удачный

Униженный - унизительный

Фактический - фактичный

Хищнический - хищный

Царский - царственный - царствующий

Целый - цельный - целостный

Экономический - экономичный - экономный

Эстетический - эстетичный

Этический - этичный

Эффективный - эффектный

Эффективность - эффектность


А26

1.Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болото и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами.

2.Около дома был небольшой огород, на котором росли брюква, салат и лук.

3.По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.

4.Тигр, который обитает в Уссурийском крае. Крупнее своего индийского собрата.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Хретет, по которому мы теперь шли, состоял из ряда голых вершин.

2.Кругом в лесу и на поле стояла тишина, которую нарушает только однообразное жужжание комаров.

3.Енотовидная собака – животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами.

4.Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в городах.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Всем было хорошо известно, какой спортсмен сможет добиться хороших результатов.

2.Мы остановились у первой же реки, которую встретили на пути.

3.Впереди расстилалась большая болотистая равнина. Которая была покрыта изжелта-бурой травой.

4.Луна, которая появилась из-за облаков, осветила бледным светом окрестность.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Большое дерево, которое лежало на земле, загородило нам путь.

2.Вступая в лес, который тянется на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости.

3.Мы еще издали услышали глухой шум, который незаметно приближался к нам.

4.Дорога, по которой мы часто гуляли в детстве, вся заросла высокой травой.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Я не могла сразу найти такого человека, который бы смог проводить меня до ближайшего города.

2.В свете луны стоял сад, который был засыпан цветами мокрого снега.

3.Чайки, которые каждое утро летали над морем плавно махая крыльями, опускались на воду.

4.На собрание прибыли все делегаты, за исключением двух, которые отсутствовали по болезни.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Он относился именно к тем людям, которым хочется помочь.

2.Нас заинтересовал тот домик, который стоял на самой окраине.

3.В эту ночь, как нарочно, загорелись пустые сараи, которые принадлежали откупщикам.

4.В одной из комнат я нашел молодого парня, который разбирал за столом бумаги.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Очень богат русский язык словами, которые относятся к временам года и к природным явлениям…

2.Я время от времени поглядывала на светлый квадрат солнца, который падал на лестницу и казался мне ослепительным из глубины темноватого склада.

3.Около дома мы увидели сад, в котором, как мне казалось, росли все знакомые мне цветы.

4. «Гелиотроп» напоминал начищенный кирпичом до яркого блеска бокастый дымящийся самовар, который болтается на невысоких волнах мелкого моря.

^ В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Они придавали всему пейзажу облик старинного крепостного района, который засыпан вросшими в землю ядрами.

2.В скалах, которые заросли оранжевыми лишаями, гнездились дикие голуби.

3.Сосны, которые посадил дед, давно превратились в могучие деревья.

4.Дорога, по которой мы шли, напоминала старую лесную тропу.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Шум моря, который доносился снизу, говорил о покое.

2.Пастух, который подошел к нашему костру, оказался старым знакомым.

3.Мы плыли в тумане, который закрывал берег и море.

4.Небо, по которому плыли тяжелые темные тучи, мрачно нависало над нами.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Болото было покрыто тонкой коркой льда, на которую опускались последние осенние листья.

2.Часы, которые он проводил с молодежью, были для Павла зарядкой бодрости.

3.Бабочки, которых привлекал свет лампы, кружились около фонаря.

4.Путешественника, который впервые отправляется в центральные районы Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги.

В работе представлены аналогичные задания тем, что предлагаются в системе Статград по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены". Такую работу полезно проводить на консультации по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическая работа «Двусоставные и односоставные предложения.

Однородные члены предложения».

  1. Какое предложение является двусоставным?
  1. Перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.
  2. Цитата – дословная выдержка из какого-нибудь текста.
  3. Чужим умом умён не будешь.
  4. Петьке хорошо!
  1. Установите соответствие между предложением и типом, к которому относится это предложение: к каждому элементу первого списка подберите соответствующий элемент из второго списка.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

А) Авианосец заметно покачивало на волнах.

Б) О юности вспоминали с радостью.

В) Примите дивное посланье из края дальнего сего.

Г) Судьбы свершился приговор.

ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) определённо-личное

2) неопределённо-личное

3) безличное

4) назывное (номинативное)

5) двусоставное

Ответ: А …Б… В… Г…

  1. Найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

1.Древняя поговорка гласит: «Друзья познаются в беде». 2. Её глубочайший смысл по-настоящему раскрывается во время большого несчастья. 3.Утром 25 апреля 1966 г. в городе Ташкенте произошло землетрясение. 4.Толчки силой 8 баллов разрушили и повредили 35 000 жилых зданий, почти 80 000 семей осталось без крова. 5. Город стоял в руинах. 6.Уже через день стали пребывать эшелоны с самым необходимым. 7. Благодаря усилиям братских советских республик Ташкент построили заново.

  1. Найдите в тексте неполные предложения и запишите цифры, которыми они обозначены.

- (1)В доме номер 25 девчонка плачет, - (2)как бы нехотя сообщил Генка.

-(3) Чего же она плачет?

- (4)Не говорит.

-(5)А велика ли девчонка?

- (6)Четыре года.

-(7) Вот ещё беда! (8) Чей дом?

- (9)Дом лейтенанта Павлова.

  1. Установите соответствие между выделенным предложением и его синтаксической характеристикой: к каждому элементу первого списка подберите соответствующий элемент из второго списка.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

А) Алеша смотрел на них, а они на него .

Б) Как твои дела? Расскажу тебе все при встрече .

В) Безветрие, и все небо залито ровной синевой .

1) полное односоставное предложение

2) полное двусоставное предложение

3) неполное предложение

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А …Б… В…

6.Укажите предложение с однородными членами.

1)Люсенька подарила мне куклу, а Оля – компьютерную игру.

2) Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

3) Тренер распределил участников соревнований в команды, каждая из которых включала пять человек.

4) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.

  1. Установите соответствие между предложением с блоком однородных членов и синтаксической характеристикой этого блока: к каждому элементу первого списка подберите соответствующий элемент из второго списка.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

А) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.

В) В наших лесах водятся как зайцы, так и лисы.

Г) Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1) однородные члены связаны одиночным соединительным союзом

2) однородные члены связаны одиночным противительным союзом

3) однородные члены связаны повторяющимся разделительным союзом

4) однородные члены связаны двойным соединительным союзом

5) однородные члены связаны повторяющимся противительным союзом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А …Б… В… Г…

  1. Укажите предложение с однородными определениями.

1) Чудесный вечерний полумрак стоял под кронами старых дубов.

2) Приятно возвращаться на старое испытанное место.

3) Впереди расстилалась большая болотистая низина, покрытая травой.

4) Крепкие помещичьи хозяйства были тесно связаны с рынком.

9.Найдите предложение, осложнённое однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Напишите его номер.

(1).Количество универсальных символов с каждым годом растет, так как появляются и совершенствуются новые дисциплины, вводят свою специальную символику такие науки, как биология, психология, лингвистика. (2). Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму? (3). В какой-то мере – да. (4). Но и в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий – от фонетического письма. (5). Таким образом, наша письменность становится смешанной, «буквенно-идеографической».

  1. Укажите предложение, в котором на месте пропуска ставится тире.

1) Слово_не стрела, да острее стрелы.

2) Летом светает рано, а зимой _ поздно.

3) Твои речи_ будто острый нож.

4) Жизнь_ прекрасна и удивительна.

1) По поведению животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.

2) Я знал красавиц недоступных холодных чистых как зима.

3) Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую и веру гордую в людей.

4) Неправдой свет пройдёшь да назад не воротишься.

  1. Укажите предложение, в котором следует поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) На рыбалку друзья проснулись ни свет ни заря.

3)Ни время ни расстояние не ослабляют дружбу.

4)Музыка может не только выразить нежность и радость но и тревогу печаль.

13 . Укажите предложение, в котором следует поставить ДВЕ запятые (знаки препинания не расставлены).

1) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.

2) Он совершал поездки по Финскому заливу и Чёрному морю и отразил свои впечатления во многих полотнах.

3) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

4) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

14. В каком предложении допущена ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА?

1) Растение это неприхотливо и растёт везде: в степи, на песках и на засолённых почвах и цветёт с июня до августа.

2) Дома и улицы, пристань и лодки были влажными от промозглого ненастья.

3) Всё: лицо, походка, взгляд – изменилось в ней.

4) В вестибюле, в коридорах, в кабинетах – всюду толпились люди.

Ответы к заданиям.

Ответы

3215