Вчера (15.04.2015 г.) я написал пост под названием "Почему русские царевны замуж не выходили?" (его можно найти в моем блоге по тэгу "монархизм" ). На этот пост я получил вопрос от моего американского ЖЖ-френда, постоянного читателя моего блога Вадима akatov99 , который мне показался весьма интересным.

Вот этот вопрос: "Сергей, познавательно. Но как был решен религиозный вопрос после Петра? Русские царевны переходили в протестатизм или их женихи переходили в православие?"

Ответ на этот вопрос дошел до размеров отдельного поста, который я и предлагаю вниманию всех любителей истории.

После смерти Петра I в Российской империи надолго наступила эпоха женского правления.
Короткие царствования Петра II и Петра III в данном случае в расчет можно не принимать: первый внук Петра Великого - Петр II Алексеевич (1727 - 1730), не доживший и до 15 лет, наследниц не оставил, а единственная дочь ещё одного внука первого российского императора Петра III Федоровича (1761 - 1762) - Анна, умерла во младенчестве, так что замуж выйти никак не могла успеть.

Поэтому переходим сразу к правнуку Петра I - императору Павлу I Петровичу (1796 - 1801) , оставившему большое потомство из 10 детей.

Портрет императора Павла I в одеянии гроссмейстера
Ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского ордена)
работы художника Сальваторе Тончи

Среди десяти детей императора Павла шесть были женского пола, и пять из них вышли замуж (исключением является цесаревна Ольга Павловна, умершая в младенческом возрасте).

При этом все российские цесаревны - дочери Павла I были выданы замуж в западноевропейские государства, то есть за представителей иных христианских конфессий (прежде всего лютеран).

Пришлось ли им при этом менять веру?

Цесаревна Александра Павловна (1783 - 1801)
(портрет работы В. Л. Боровиковского)

В 1799 году была выдана замуж за брата австрийского императора Франца эрцгерцога Стефана,
стала палатиной Венгрии, но в католицизм не перешла, сохранив православную веру.

Цесаревна Елена Павловна (1794 - 1804)
(В. Л. Боровиковский)

В 1799 году выдана замуж за герцога Фиридриха-Людвига Мекленбург-Шверинского.
Сохранила православную веру.

Цесаревна Мария Павловна (1784 - 1859)
(В. Л. Боровиковский)

Была выдана замуж за за герцога Карла-Фридриха Саксен-Веймар-Эйзерхайского в 1804 году.
Несмотря на свою долгую жизнь в Германии, сохранила православную веру.

Цесаревна Екатерина Павловна (1788 - 1819)
(портрет работы Франца Стирнбранда, 1819 г.)

К младшей сестре Александра I через Талейрана в 1808 г. сватался Наполеон Бонапарт,
могла она стать и супругой овдовевшего австрийского императора Франца.
Но была выдана в 1809 г. замуж за герцога Георга Ольденбургского, а после его смерти (в 1812 г.) -
в 1816 г. - за Вюртенбергского короля Вильгельма.
Сохранила православную веру.

Цесаревна Анна Павловна (1795 - 1865)
(портрет работы Жана-Батиста Ван дер Хальста, 1837 г.)

Анна была еще одной сестрой императора Александра I, к которой сватался Наполеон
(на этот раз через посла Коненкура в 1809 г.).
Бонапарт снова получил отказ от русского императора, но главной противницей брака своих
дочерей Екатерины и Анны была их мать - вдовствующая императрица Мария Федоровна
(до брака с Павлом I и принятия православия носившая имя
София-Мария-Доротея-Августа-Луиза Вюртебергская).
В итоге цесаревна Анна была в 1816 г. выдана замуж за принца Оранского,
став впоследствии королевой Нидердандов и великой герцогиней Люксембургской.
Как и все дочери Павла I она до конца жизни оставалась верной православию.

Прежде чем перейти к выводам, будет несправедливо по отношению к матери дочерей Павла I - императрице Марии Федоровне, не привести её портрет, особенно если в начале поста помещен портрет их отца.

Императрица Мария Федоровна (1759 - 1828)
(портрет работы Жана-Луи Вуаля, 1796 - 1797 гг.?)


Как видим, в отличие от реалий XVII века, когда вопросы вероисповедания при определении будущей судьбы русских царевен были основополагающими, к концу XVIII - началу XIX в. они отошли на второй план перед политическими (лучше сказать, геополитическими) интересами.
Правда и в это новое время "просвещенного абсолютизма" мнением цесаревен по поводу их замужества никто особенно не интересовался.
Но все-таки, заставлять их женихов в обязательном порядке переходить в православие русские монархи перестали (предлагали, да, но в случае отказа, разрыва брачного договора не следовало: ну, не хочешь, не надо...).

При этом, выходя замуж за католиков и протестантов, русские цесаревны неизменно сохраняли свою православную веру. И европейцы с этим вынужденно мирились.
Только не надо сейчас рассказывать о том, что религиозная терпимость была свойственна европейцам уже двести лет назад. Дело не в пресловутой толерантности, а исключительно в политических интересах. Слишком уж сильна стала Российская империя в это время, и спорить с ней мелкие европейские государства вроде Мекленбурга или даже Нидерландского королевства просто не решались.

А вот различные немецкие принцессы, выходившие замуж за русских цесаревичей, в обязательном порядке принимали православие. Германские государства неспроста были злыми языками прозваны "племенной конюшней дома Романовых". И все эти молодые "кобылки", переезжая в Россию превращались из Доротей-Луиз и Фридерик-Август в Екатерин Алексеевных и Марий Федоровных.

Однако, необходимо отметить, что необходимость сохранения православия русскими цесаревнами не означала того, что они должны в новых для себя странах отстаивать исключительно русские национальные традиции.
Наиболее хорошо это видно, если посмотреть на имена детей , родившихся в браках русских цесаревен с европейскими герогами и прочими курфюрстами.

Раз уж этот пост посвящен дочерям Павла I, то на именах их детей пока и остановимся.

Дети Елены Павловны: Пауль-Фридрих и Мария-Луиза.
Дети Марии Павловны: Мария-Луиза, Августа, Павел-Александр и Карл-Александр.
Дети Екатерины Павловны: Фридрих-Павел-Александр, Петр, Мария, София.
Дети Анны Павловны: Виллем, Александр, Генрих, Эрнст-Казимир, София.

Как видим, имена не только русские, но и привычные для западноевропейского уха (Фридрих, Пауль, Луиза, Карл, Августа, Виллем). Но при этом, соверненно очевидно, что Пауль - это Павел (т. е. в честь отца, а часто встречающееся имя Александр - в честь брата.

Впрочем, эта традиция была заложена давно. Так, к примеру, родившийся в 1728 году в Голштинии сын Анны Петровны и герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского, будущий российский император Петр III Федорович, был назван при рождении Карлом-Петером-Ульрихом (судя по всему, Карлом в честь шведского короля Карла XII, внучатым племянником которого он являлся, а Петером - в честь своего деда Петра I. Почему Ульрих? Не знаю, наверно, прихоть отца...).

В общем, тема довольно интересна и достойна дальнейшего изучения.
А пока всё.

Если будут вопросы, то постараюсь ответить на них в комментариях.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Император Павел I вошел в историю России как странный император, император чудак. На самом деле это не так, но оставим политику и просто обратимся к жизни семейной Романовых того времени. Царская семья в XVIII веке была немногочисленной, а к XIX веку настолько разрослась, что насчитывала более сотни человек и все это потомки императора Павла и его жены, Марии Федоровны. Мария Федоровна родила мужу 10 детей. Двое сыновей Павла I стали императорами и оба при не совсем обычных обстоятельствах. Дочери же тоже получили короны тех или иных государств. У каждого была своя судьба, но всему этому предшествовало воспитание, которое было лучшим в Европе.

ГЕРАРД ФРАНЦ ФОН КЮГЕЛЬХЕН.(Gerard von Kugelgen) Император Павел I с семьей

Императорская семья изображена на фоне Павловского парка. Справа на заднем плане виден фасад Павловского дворца, обращенный к реке Славянке. На картине слева направо изображены: великий князь Александр Павлович в мундире Лейб-Гвардии Семеновского полка, опирающийся на пьедестал с бюстом Петра I, рядом с ним стоит великий князь Константин Павлович в мундире Лейб-Гвардии Конного полка; дальше прислонился к коленям матери-императрицы Марии Федоровны маленький великий князь Николай Павлович. За фигурой сидящей императрицы стоит великая княжна Екатерина Павловна, а в центре композиции, за арфой изображена великая княжна Мария Павловна. За ней в тени деревьев находится колонна с бюстом умершей в младенчестве великой княжны Ольги Павловны. Далее, опершись на колени императора Павла I (в мундире Преображенского полка), стоит младшая дочь - великая княжна Анна Павловна. У подножия кресла на земле сидит ребенок - великий князь Михаил Павлович. У правого края картины стоят великие княжны Александра и Елена Павловны. Колористический фон и личности портретируемых полны изысканности и обаяния. На полотне царит атмосфера теплой родственности и уюта, гармония семейных отношений. Кюгельген работал над портретом в 1799-1800г.г.

Мария Федоровна никогда не забывала, что растит не просто девочек, но будущих королев. В воспитательницы им она выбрала прибалтийскую немку Шарлотту фон Ливен, очень дисциплинированную. Да и сама подавала пример немецкой дисциплины своим дочерям. Девочек будили в шесть утра, после чего они под руководством матери навещали оранжерею (наглядный урок ботаники), птичник (урок зоологии и, в какой-то степени, скотоводства). Прогулки по парку Павловского дворца, уроки языков, танцев, музыки. А также, по возможности, и серьезных наук. Мальчики обучались военному делу, стратегии и тактике, изучали матемактику и другие точные науки. Подъем ранним утром, пешие и верховые прогулки, обеды, ужины, начинавшиеся в одно и то же время, спектакли и вечерние собрания - все это подчинялось строгому этикету и шло по раз и навсегда установленному императором порядку.

Дети Павла I получили блестящее воспитание, традиционное для XVIII в. Важнейшую роль в становлении каждого из царственных отроков сыграло стремление приблизить к ним в качестве воспитателей умных и неординарных людей: Н.И.Салтыкова, М.И.Муравьева, Ф.Лагарпа, М.И.Ламздорфа». С их портретами тоже знакомят посетителей, так же как и с ученическими работами их воспитанников. В витринах ученические тетради детей по русскому языку и математике, журналы с записью педагогов, записки учеников к учителю с извинениями за нерадивость и желанием исправиться. Наказание за плохо сделанное задание по прописи - на странице прописи многократно повторяется одно и то же словосочетание. В зале большой глобус тех времен для изучения географии.

Особенностью семейного мира этой царственной четы были художественные увлечения. Мария Федоровна сама недурно рисовала и увлекалась резьбой по камню, в этом убеждают ее работы, представленные на выставке. В качестве преподавателей к детям были приглашены известные художники - А.Греков, И.Акимов, В.Шебуев, О.Кипренский и гравер Н.Уткин. Сам великий князь Павел Петрович в детстве тоже занимался рисованием. За выполненную им работу «Женская голова в тюрбане с эспри» получил Диплом на звание Почетного любителя художеств, выданный ему Академией художеств 8 июля 1765 г.

Каждый из его детей тоже стремился овладевать мастерством рисования. Папка «Опыты упражнений их высочеств в художествах приняты на хранение в Академию художеств» знакомит посетителей спустя более двух столетий с представленными царственными отпрысками работами на суд академиков. Выданные им Дипломы убеждают в добросовестности учеников и объективности экзаменаторов.

Особая любовь к рисованию и талант карикатуриста наряду с пристрастием к военному искусству ознаменовались у великого князя Николая Павловича целой галереей рисунков мундиров для различных родов войск, которая, возможно, представляет особый интерес для исследователей военного обмундирования. Информационное сопровождение выставки сообщает, что «Пять дочерей Павла I - «гатчинские принцессы» - также были отменно воспитаны и стали желанными невестами для знатных европейских женихов. Они стали достойными наследницами Екатерины Великой и сыграли важную роль в дипломатии и политике тех стран, куда их привели династические браки. http://www.ug.ru/archive/7904

Павел Первый.

20 сентября (1 октября) 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург
- 12 (24) марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург

Дети Павла I и Марии Федоровны:

Император Александр I (1777 – 1825)
Цесаревич Константин, наместник Царства Польского (1799 – 1831)
Александра, палатина Венгерская (1783 – 1801)
Елена, наследная принцесса Мекленбург-Шверинская (1784 – 1803)
Мария, Великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенах (1786 – 1859)
Екатерина, герцогиня Ольденбургская и королева Вюртембергская (1788 – 1819)
Великая княжна Ольга (1792 – 1795)
Анна, королева Нидерландов (1795 – 1865)
Император Николай I (1796 – 1855)
Великий князь Михаил (1797 – 1849)

Екатерина Павловна

Михаил Павлович

Мария Павловна

Анна Павловна

Елена Павловна

Александра Павловна

Николай Павлович

Константин Павлович

Мария Федоровна

Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие - София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg) (14 октября 1759, Штеттин - 24 октября 1828, Павловск) - российская императрица (с 1796, с 1801 - вдовствующая)

Алмазные шифры-монограммы императрицы Марии Федоровны, жены императора Павла I (21); императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I в сочетании с вензелем вдовствующей императрицы Марии Федоровны (22); императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III (24)

Публикации раздела Музеи

Портреты внебрачных детей русских императоров

П отомки правящей династии, рожденные от фаворитов, - какие секреты таят их изображения? Разглядываем «плоды любви» рода Романовых вместе с Софьей Багдасаровой .

В Русском царстве в отличие от средневековой Европы с нравственностью, по крайней мере в летописях, было строго: нет никаких упоминаний о внебрачных связях и детях монархов (исключение - Иван Грозный). Ситуация поменялась после того, как Петр Великий превратил Русь в Российскую империю . Двор стал ориентироваться на Францию, в том числе и в галантных похождениях. Однако на появление бастардов это сначала никак не повлияло. В первой половине XVIII века у династии Романовых был дефицит и на законных наследников, не то что на внебрачных детей. С воцарением Екатерины Великой в 1762 году в стране наступила стабильность - она повлияла и на рост рождаемости внебрачного потомства. И, разумеется, на появление посвященных им произведений искусства.

Сын Екатерины II

Федор Рокотов. Портрет Алексея Бобринского. Около 1763. ГРМ

Алексей Григорьевич Бобринский был сыном тогда еще просто императрицы Екатерины Алексеевны (без порядкового номера) и ее фаворита Григория Орлова. На свет он появился в стрессовых условиях: Екатерина была им беременна, когда в декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна и ее законный муж Петр III взошел на престол. Отношения между супругами к тому моменту были уже весьма натянутыми, они мало общались, и император даже не знал об интересном положении Екатерины. Когда в апреле настало время родов, преданный камердинер Шкурин поджег свой дом, чтобы отвлечь Петра, который обожал смотреть на огонь. Едва оправившись (прошло чуть больше двух месяцев), Екатерина возглавила переворот, причем провела ночь не сходя с коня.

Алексей вырос совсем не похожим на своих пассионарных, умных родителей, образование получил плохое, кутил, наделал долгов и по приказу разгневанной матери все ее царствование прожил в Прибалтике, подальше от двора.

На портрете кисти Рокотова мальчик с серебряной погремушкой в руках изображен в возрасте около года. Когда картина попала в Русский музей , считалось, что это портрет его единоутробного брата, императора Павла . Неуловимое сходство с чертами матери, а также то, что картина поступила из ее личных покоев, казалось, подтверждало эту версию. Однако специалисты по творчеству Рокотова видели, что, судя по стилю, картина создана в середине 1760-х, когда Павлу было уже лет десять. Сравнение с другими портретами Бобринского доказало, что изображен именно он.

Дочь Екатерины II

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Григорьевны Тёмкиной. 1798. ГТГ

Елизавета Григорьевна Тёмкина была дочерью фаворита императрицы Григория Потёмкина - об этом свидетельствует и ее искусственная укороченная фамилия (такие давали русские аристократы внебрачным детям), и отчество, и слова ее сына. Кто именно был ее матерью, в отличие от Бобринского, - загадка. Екатерина II никогда не проявляла к ней внимания, тем не менее версия о ее материнстве широко распространена. Сын Тёмкиной, прямо указывая, что по отцу она Потёмкина, пишет уклончиво, что Елизавета Григорьевна «со стороны матери - тоже высокоозначенного происхождения».

Если императрица действительно ее мать, то ребенка она родила уже в 45 лет, во время празднования Кючук-Кайнарджийского мира, когда, по официальной версии, Екатерина страдала расстройством желудка из-за немытых фруктов. Воспитанием девочки занимался племянник Потёмкина граф Александр Самойлов. Когда она выросла, ей дали огромное приданое и выдали замуж за Ивана Калагеорги - школьного товарища одного из великих князей. Тёмкина родила десятерых детей и, судя по всему, была счастлива. Одна из ее дочерей вышла замуж за сына скульптора Мартоса - неужто действительно таким образом автор «Минина и Пожарского» породнился с Романовыми?

Портрет, написанный Боровиковским, на первый взгляд вполне в русле изображений красавиц, которыми так прославился этот художник. Но все-таки какой контраст с портретом Лопухиной или других томных барышень Боровиковского! Рыжеволосая Тёмкина явно унаследовала от отца и темперамент, и силу воли, и даже ампирное платье по античной моде не придает ей холодности. Сегодня эта картина - одно из украшений коллекции Третьяковской галереи , доказывающее, что Боровиковский мог отражать самые разные стороны человеческого характера. А ведь основатель музея Третьяков два раза отказывался от покупки портрета у ее потомков: в 1880-е годы искусство галантного века казалось старомодным, и он предпочитал вкладывать деньги в актуальных, остросоциальных передвижников.

Дочь Александра I

Неизвестный художник. Портрет Софьи Нарышкиной. 1820-е

Софья Дмитриевна Нарышкина была дочерью многолетней фаворитки императора Александра I Марии Антоновны Нарышкиной. Несмотря на то что красавица обманывала императора (и мужа) то с князем Григорием Гагариным, то с графом Адамом Ожаровским, то еще с кем-то, Александр I считал большинство ее детей своими. Помимо старшей дочери Марины, рожденной от супруга, Мария Антоновна за 14 лет связи с императором произвела на свет еще пятерых детей, из которых выжили двое - Софья и Эммануил. Особенно император любил Софью, которую в свете даже называли «Софья Александровна», а не «Дмитриевна».

Александр I хлопотал о ее судьбе и хотел выдать девушку замуж за одного из богатейших людей России - сына Параши Жемчуговой Дмитрия Николаевича Шереметева, но тому удалось уклониться от этой чести. Софья была помолвлена с сыном подруги своей матери - Андреем Петровичем Шуваловым, который ждал от этого большого карьерного взлета, тем более что император уже начал с ним по-родственному шутить. Но в 1824 году 16-летняя Софья скончалась от чахотки. В день похорон расстроенный жених-карьерист сказал другу: «Мой милый, какого значения я лишился!» Через два года он женился на миллионерше, вдове Платона Зубова. А поэт Петр Плетнёв посвятил ее кончине строки: «Она пришла не для земли; / Не по земному расцветала, / И как звезда она вдали, / Не приближаясь к нам, сияла».

На небольшой миниатюре, написанной в 1820-е годы, Софья изображена так, как положено было изображать юных, чистых девушек - без сложной прически или богатых драгоценностей, в простом платье. Владимир Соллогуб оставил описание ее облика: «Ее детское, как бы прозрачное личико, большие голубые детские глаза, светло-белокурые вьющиеся кудри придавали ей отблеск неземной».

Дочь Николая I

Франц Винтерхальтер. Портрет Софьи Трубецкой, графини де Морни. 1863. Шато-Компьень

Софья Сергеевна Трубецкая была дочерью Екатерины Петровны Мусиной-Пушкиной, обвенчанной с Сергеем Васильевичем Трубецким (будущим секундантом Лермонтова) на большом сроке беременности. Современники считали, что отцом ребенка был император Николай I , ведь именно он организовал свадьбу. После рождения младенца супруги разъехались - Екатерина Петровна с ребенком уехала в Париж, а ее муж был послан служить на Кавказ.

Софья выросла красавицей. Когда ей было 18 лет, на коронации ее предполагаемого брата Александра II девушку увидел французский посол, герцог де Морни и сделал ей предложение. Герцога не смущала сомнительность происхождения Трубецкой: сам он был внебрачным сыном голландской королевы Гортензии Богарне. И более того, даже бравировал тем, что в его роду на протяжении нескольких поколений были только бастарды: «Я правнук великого короля, внук епископа, сын королевы», имея в виду Людовика XV и Талейрана (носившего, помимо всего прочего, титул епископа). В Париже новобрачная вошла в число первых красавиц. После смерти герцога она вышла замуж за испанского герцога Альбукерке, произвела фурор в Мадриде и в 1870 году установила там первую рождественскую елку (экзотический русский обычай!).

Ее портрет написан Винтерхальтером - модным портретистом той эпохи, который писал и королеву Викторию, и императрицу Марию Александровну. Букетик полевых цветов в руках красавицы и рожь в ее волосах намекает на естественность, простоту. Белый наряд подчеркивает это впечатление, как и жемчуг (баснословной, впрочем, стоимости).

Дети Александра II

Константин Маковский. Портрет детей светлейшей княгини Юрьевской. XIX век

Георгий, Ольга и Екатерина Александровичи, светлейшие князья Юрьевские, были внебрачными детьми императора Александра II от его многолетней любовницы княжны Екатерины Долгоруковой. После того как его супруга Мария Александровна скончалась, император, не выдержав и двух месяцев траура, быстро обвенчался с возлюбленной и пожаловал ей и детям титул и новую фамилию, одновременно их узаконив. Его убийство народовольцами на следующий год остановило дальнейший поток почестей и подарков.

Георгий скончался в 1913 году, однако продолжил род Юрьевских, существующий и в наши дни. Дочь Ольга вышла замуж за внука Пушкина - неудачливого наследника люксембургского трона, и жила с ним в Ницце. Скончалась она в 1925 году. Младшая, Екатерина, умерла в 1959 году, пережив и революцию, и обе мировые войны. Она потеряла свое состояние и была вынуждена профессионально зарабатывать концертным пением.

Портрет Константина Маковского , на котором они изображены втроем в детском возрасте, - типичен для этого светского портретиста, у которого заказывали свои изображения множество аристократов. Картина настолько типична, что долгие годы она считалась изображением неизвестных детей, и только в XXI веке специалисты Центра Грабаря определили, кто эти трое.

Среди юных чужестранок именно Софию он рекомендовал императрице Екатерине — как кандидатку в супруги наследнику престола . Самодержица даже обратилась с просьбой к отцу Софии — прусскому принцу Фридриху-Евгению, отдать ей девочку на воспитание в Россию, но получила отказ.

Первоначальный план в отношении свадьбы Павла и Софии не осуществился. Так случилось, что первой женой молодого князя Павла стала другая немецкая принцесса, нареченная Натальей Алексеевной . В это время София совершенствовала свое образование. Она отличалась милой красотой: стройная, высокая и величественная. Несомненно, она была рождена для короны. Вокруг Софии всегда «увивались» женихи. Один из них — принц Людвиг, брат супруги князя Павла. Намечалась даже свадьба.

Но, видно, самой судьбой Софии было предначертано жить в , стать супругой Павла I и долгие месяцы и годы общаться с Екатериной II, матерью своего мужа. Дело в том, что во время родов молодая жена князя Павла умерла. Хитроумная Екатерина II расстроила свадьбу Людвига и Софии. Она торопилась устроить жизнь сына. Надо сказать, что Павел был очарован своей невестой. София отвечает ему взаимностью. Она переходит в православие, ее нарекают . Бракосочетание молодых Екатерина II обставляет пышностью, роскошью, блеском…
Фото: ru.wikipedia.org

Молодой князь, конечно, мечтал занять престол, но мать не собиралась ему уступать власть. Павлу Петровичу оставалось только ждать своего часа.
Фото: ru.wikipedia.org

Вскоре молодая Мария Федоровна в одном из писем напишет своей подруге:

«…Позволяю себе гордиться тем, что мой милый очень любит меня, и это делает меня очень счастливой».

Она всегда мечтала о большой семье. И у Павла и Марии один за другим рождаются дети. Шесть девочек и четыре мальчика. Первенца Александра взялась воспитывать Екатерина II. Мария Федоровна была возмущена, но сдержалась, не высказав своего недовольства. Когда через два года у нее родился второй сын Константин, которого самодержица тоже взяла к себе, Мария Федоровна и тут смолчала.

Екатерина Великая поначалу ценила невестку за ее кротость, добродушие, говоря о ней: «Воск». Сын Марии Федоровны император Николай скажет позднее о матери иначе: «Чугун».
Фото: ru.wikipedia.org

С появлением в молодой семье Александра Екатерина II подарила Павлу и Марии участок земли, недалеко от Царского Села. Так появляется Павловск, где Мария Федоровна могла побыть наедине со своими мыслями, а главное, меньше общаться с императрицей. Екатерина II то приближала к себе сына и невестку, то отдаляла их от себя. Она даже «отослала» супругов в путешествовать. Ходили слухи, что они больше не вернутся в Россию. Но Павел и Мария вернулись.

Екатерина II встретила их сдержанно и холодно. Невестка ее раздражала. А Мария Федоровна оставалась приветливой со всеми, преданной супружеским и материнским обязанностям. Шло время. Императрица старела.

Ни для кого не было секретом — ни для двора, ни для Марии Федоровны, что князь Павел Петрович ей изменяет. С годами она располнела, но по-прежнему внешне была невозмутима и спокойна. Она все еще любила своего мужа, единственного мужчину в своей жизни. Смерть Екатерины II не выбила ее из колеи. Мария Федоровна распоряжалась похоронами. Сразу нашлись недоброжелатели, которые распускали слухи о том, что Мария Федоровна излишне была деятельна и активна.

Во время коронации Павла I была коронована и Мария Федоровна. Так, спустя двадцать лет, после того как немецкая принцесса приехала в , она стала императрицей.
Фото: ru.wikipedia.org

Павел I словно знал, что ему отпущено немного времени. Он торопился. Император подписал ряд указов. Так, он создал систему престолонаследия, которая исключала политические перевороты, предпринял меры по финансовой стабилизации в стране, занялся проведением военной реформы. Павел I также узаконил ведомство, носившее имя императрицы Марии Федоровны. Теперь больницы, вдовьи дома, дома общественного призрения находились под ее пристальным вниманием.

Однако в марте 1801 года император Павел I был убит заговорщиками. Для Марии Федоровны наступили новые времена. Она стала матерью императора Александра I, своего первого сына. Они часто общались, Мария Федоровна не скупилась на советы; принимала гостей, обустраивала любимый Павловск. В годы наполеоновского нашествия на Россию императрица принимает самое деятельное участие в делах Александра I.

Сыновей Николая и Михаила Мария Федоровна воспитывала уже без мужа. Она мечтала о том, что ее сын Николай станет императором. И когда Николай I сел на престол, она его опекала так же, как когда-то Александра I.
Фото: ru.wikipedia.org

Мария Федоровна ушла из жизни в возрасте 69 лет, до конца своих дней оставаясь покровительницей бедных. Еще сто лет назад об императрице писали, что

«своей светлой, благотворной и человеколюбивой деятельностью она оставила память о себе».

В советский же период имя Марии Федоровны не упоминалось практически ни в истории страны, ни в истории благотворительности.

И тем не менее после смерти императрицы осталось большое благотворительное наследство. Известно, что Николай I даже учредил IV отделение своей канцелярии, куда вошли все учреждения его матери, опекунские советы, ссудные кассы — на доходы от них содержались благотворительные заведения.

Вот как на ее уход из жизни откликнулся поэт Василий Жуковский:

«Тобой был так украшен свет…»