Любовь! Трудно представить А. С. Пушкина без любви, без особого преклонения перед женщиной. На протяжении всей истории человечества любовь являлась самым сокровенным и незабываемым чувством. В многообразии лирических тем тема любви занимает столь значительное место в творчестве А. С. Пушкина, так что поэта смело можно было бы назвать певцом этого вечного чувства. Его любовная лирика – это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине.

Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…» написано в 1829 году. В нем выражено удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство, которое в данном стихотворении является смыслом жизни для лирического героя.

Это стихотворение посвящено Анне Алексеевне Олениной. Она привлекала поэта изяществом и грацией, а еще больше остроумием и находчивостью. Вяземский иронизировал по поводу нового увлечения своего друга: «Пушкин думает и хочет дать думать другим, что он в нее влюблен».

Чего искал Пушкин в своем чувстве к юной Олениной, чем могла привлечь его эта девушка, не затмевавшая соперниц ни красотой, ни блеском ума, ни особыми талантами? Скорее всего, сердечное влечение поэта было связано с желанием найти нравственную опору, встретить у избранницы самоотверженное ответное чувство. Он наделял ее в своем воображении теми чертами возвышенной женственности и самоотверженности, которые так ярко проявились в женах декабристов, поразивших всю Россию своей готовностью разделить с мужьями ссылку в Сибирь.

Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь самого поэта:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Однако чувство отвергнутой любви остается высоким. Поэт не перестает употреблять слова «Я вас любил». В первом четверостишии герой вспоминает об угасшей любви, скорее всего безответной. Надо отметить, что эта любовь еще осталась у него в сердце: «В душе моей угасла не совсем».

Поэт одушевляет чувство, он использует глагол в форме прошедшего времени («любил»), чтобы показать, что любовь прошла, ее больше не вернуть. Однако его любовь чиста и бескорыстна. В своей любви автор великодушен: «Но пусть она вас больше не тревожит».

Какие средства художественной выразительности использует автор в этом стихотворении? В создании эмоциональной напряженности большую роль играет трехкратное повторение словосочетания «Я вас любил…», а также синтаксический параллелизм (повторы однотипных конструкций): «безмолвно», «безнадежно», «то робостью, то ревностью», «так искренно, так нежно». Эти повторы создают многообразие лирического волнения и одновременно элегическую наполненность поэтического монолога.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

А во второй части мягкий «л» меняется на сильный, резкий звук «р», символизирующий разрыв:

…То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно…

Гармоничность и музыкальность стихотворению придают пятистопный ямб с пиррихиями и точные, простые рифмы, а также отсутствие переносов, совпадение синтаксической структуры словосочетаний и предложений со стихотворной строкой. В стихотворении Пушкин использует перекрестную как мужскую, так и женскую рифму: «может – тревожит», «совсем – ничем».

Стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…» - яркий психологический эскиз состояния поэта. Пушкинская лирика пронизана оптимизмом, верой в жизнь, в духовные возможности человека, в его способность любить и дарить любовь. Белинский, отмечая просветленный и одухотворенный характер творчества великого поэта, сказал, что его стихи – это «лелеющая душу гуманность».

Стихотворение «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» часто называют маленькой повестью о неразделённой любви, хотя в нём всего лишь восемь строк. Но только по-настоящему гениальный поэт мог создать такое вдохновенное произведение.

Одни литературоведы полагают, что стихотворение адресовано блестящей светской красавице Каролине Собаньской, другие сходятся во мнении, что оно посвящено Анне Олениной, в которую Пушкин был влюблён.

Не всегда важно анализировать стихотворение, опираясь на биографию автора, потому что в любовной лирике создается условный поэтический образ лирического героя. Не всегда его можно отождествлять с автором, но лирический герой является носителем его взглядов, отношения к людям, к жизни.

Жанр стихотворения — обращение. Это разговор лирического героя с любимой.

Тема стихотворения — любовь. Любовь неразделённая и безответная, поражающая нас своим благородством.

Для передачи глубины своего чувства Пушкин использует самые разнообразные средства выразительности языка. Трижды в начале строк повторяется фраза: «Я вас любил».

Такой композиционный приём называется анафорой.

Важно заметить, что все глаголы в стихотворении даны в форме прошедшего времени — поэт понимает невозможность вернуть прежние чувства. Глаголы про шедшего времени ещё более усиливают ощущение безвозвратно ушедшего счастья. И только один глагол использован в настоящем времени: «не хочу печалить вас ничем».

Любить по-настоящему — значит желать счастья любимому человеку. Пусть даже с другим. Это и есть основная мысль стихотворения.

В стихотворении особое значение имеет инверсия: «в душе моей», «быть может», «печалить вас ничем», «любимой быть другим » . Инверсия используется почти в каждой строке, и это придаёт стихотворению особую выразительность.

Поэт использует приём аллитерации, которая усиливает эмоциональную окраску поэтических строк. В первой части стихотворения повторяется согласный звук Л, передающий нежность и печаль:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем …

А во второй части мягкий звук л меняется на сильный и резкий звук р, символизирующий расставание, разрыв: « … то робостью, то ревностью томим». Попадают точно в цель эпитеты: любил безмолвно, безнадежно, искренно, нежно.

Использована красивая метафора: любовь угасла. В создании эмоциональной напряжённости большую роль играет также синтаксический параллелизм (повторы однотипных конструкций): «то робостью, то ревностью»; «так искренно, так нежно».

Стихотворение «Я вас любил…» является ярким примером любовной лирики А.С. Пушкина. Он написал его в 1829 году, по крайней мере, к этому году сам поэт относит это произведение. По некоторым данным это стихотворение посвящено некой Олениной А.А. Вообще поэт много раз влюблялся в своей жизни и всех своих возлюбленных называл музами.

Читая стихотворение, создается грустное и тоскливое настроение. Лирический герой обращается к той, которую он беззаветно любит и, судя по всему, его чувство безответно. Поэтому жанр творения можно определить как послание. Пушкин испытывает искреннее чувство, но не хочет ничем обременять предмет своей любви. Он говорит о любви в прошедшем времени, но любит ее до сих пор.

Лирический герой выступает как мужественный и самоотверженный человек. Несмотря на то, что он испытывает большую любовь к женщине, он не хочет ее ни к чему принуждать. Его чувство светлое и искренне, и он желает возлюбленной только счастья. В конце он желает ей быть такой же любимой, как он любит ее.

Размер этого стихотворения - ямб. Пушкин использовал перекрестную рифмовку, где чередуются мужская и женская рифмы. Стихотворение состоит из двух строф и каждая начинается со слов: «Я вас любил». Примечательно, что здесь присутствуют глаголы, как прошедшего, так и настоящего времени.

Лирический герой говорит о том, что он любил ту, к которой обращается. И здесь же он говорит, что его любовь не должна ее тревожить. Показательной является последняя фраза стихотворения. Поэт не злится на возлюбленную за то, что она не ответила не его чувства, он искренне желает ей настоящей любви.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может…»

Стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» произвело на меня хорошее впечатление. Сначала может показаться, что это очень грустное, трагическое произведение.Но я думаю, что несмотря на безответную любовь, настроение его нельзя охарактеризовать как грустное или печальное, скорее всего оно легкое и прозрачное. Этим меня и завлекло данное стихотворение.

Одно из самых знаменитых стихотворений А.С.Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…» было написано в 1829 году. Историки по сей день спорят о том, кому именно было адресовано это послание, и кто же является той таинственной незнакомкой, которая вдохновила его на создание этого произведения. По одной из версий, стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…» посвящено польской красавице Каролине Сабаньской, с которой поэт познакомился в 1821 году во время южной ссылки. В 1829 году Пушкин в последний раз видит Каролину в Санкт-Петербурге и поражается, насколько она постарела и изменилась. От былой любви не остается и следа, однако в память о былых чувствах он создает стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…». По другой версии, это произведение адресовано Анне Алексеевне Андро-Олениной, с которой поэт познакомился в Санкт-Петербурге. Пушкин лишь создавал видимость взаимоотношений, так как с ее стороны не мог рассчитывать на ответные чувства. Между молодыми людьми вскоре произошло объяснение, и графиня призналась, что видит в поэте лишь друга и занимательного собеседника. В итоге появилось на свет стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…», в которой он прощается со своей избранницей, заверяя ее в том, что пусть его любовь «вас больше не тревожит». Как считают литературоведы эти две версии того, кому было посвящено стихотворение, являются наиболее вероятными.

У данного стихотворения нет заглавия, произведение называется по первой строчке этого стиха.

Жанровая специфика данного произведения-элегия. Для этого произведения характерны мотивы печали. В элегиях этого времени преобладает любовная тематика. В стихотворении говорится о неразделенной любви, поэтому можно сказать, что вид лирики этого произведения - любовная.

Правдивость и искренность чувства, выраженного в стихотворении, приводит читателя к мысли о том, что истинную любовь невозможно уничтожить волей разума, но она только тогда станет благородным чувством, когда ею будет руководить желание сделать свою любимую счастливой, не мечтая об этом для себя.

В этом произведении проявляется удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство, которое в данном стихотворении является смыслом жизни для лирического героя, а значит и для самого автора. В центре стихотворения переживания человека, охваченного неразделённой любовью, которая ещё живёт в душе как чувство, но смиряется по воле разума.

Первое четверостишие построено на художественном олицетворении. Лирический герой одухотворяет свою любовь, представляя её, одновременно, и частью себя, и отдельной сущностью:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Я не хочу печалить вас ничем.

Так поэт доказывает мысль о том, что любовь даётся человеку свыше, он не в силах ею управлять. Это стихия, которая захватывает всё существо. В последних двух строках звучит укор лирической героине. Поэту жаль, что его любовь только «тревожила». Это и является идеей произведения.

Гуманистический пафос стихотворения делает произведение заметным явлением в русской литературе. Читатель ощущает драматизм безответной и гуманной любви, которой не свойственно чувство уязвлённого самолюбия. Напротив, лирический субъект исполнен заботой, желанием видеть предмет своей любви счастливым с другим.

Все стихотворение мысленно можно разделить на четыре части, в каждой из которых заключается свой смысл. Поэт говорит о своей любви в прошедшем времени.

Я вас любил: любовь еще, быть может

В душе моей угасла не совсем;

И это продиктовано мыслями не о себе, а о ней, нежной заботой о том, чтобы своей настойчивой любовью ничем не потревожить любимую, не причинить ей хотя бы тень какого-то огорчения.

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

В этих строчках говорится о том, что писатель испытывал к той девушке настоящие, искренние чувства.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Но не смотря на то, что поэт любит ее, в завершении своего стихотворения, он желает ей встретить свою любовь, того человека, который полюбит ее, возможно так же сильно, как и он.

Лирический герой в этом стихотворении -- человек благородный, самоотверженный, готовый оставить любимую женщину. Поэтому стихотворение пронизано чувством огромной любви в прошлом и сдержанным, бережным отношением к любимой женщине в настоящем. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

А во второй части мягкий «л» меняется на сильный, резкий звук «р», символизирующий разрыв:

…То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно…

стихотворение пушкин композиционный жанровый

Стихотворение исполнено в строгом ритме, обладает тонкой интонационной и звуковой структурой. Оно написано двусложным размером - пятистопным ямбом. Стройность ритма еще более возрастает от того, что в каждой строке после четвертого слога есть отчетливая пауза, так называемая цезура.

Рифма в стихотворении перекрёстная (1 - 3 строка, 2 - 4 строка), с чередованием женской и мужской рифм: «может - тревожит», «совсем - ничем». А как симметрична и упорядочена система рифм! Все нечетные рифмы как бы настроены на звук "ж»: "быть может, тревожит, безнадежно, нежно», а все четные - на звук "м»: "совсем, ничем, томим, другим».

Пушкин использует композиционный прием анафору: он трижды повторяет фразу: “Я вас любил”.Эта фраза передает глубину чувства, переживаний человека, расставшегося с любимой женщиной.В создании эмоциональной напряженности большую роль играет синтаксический параллелизм: «безмолвно», «безнадежно», «то робостью, то ревностью», «так искренно, так нежно». Эти повторы создают многообразие лирического волнения и одновременно элегическую наполненность поэтического монолога.

Образ высокого чувства создаётся поэтом предельно лаконичными художественными средствами. В тексте всего одна метафора -- “любовь угасла”, практически нет других тропов. Поэтому художественная образность стихотворения связана с динамикой любовного чувства в прошлом, настоящем и будущем: “любил” -- “не тревожит” -- “любимой быть”.

Стихотворение Пушкина является одним из замечательнейших произведений русской литературы. Оно положено на музыку, а это одна из высших похвал поэту, которые только могут быть.

Силою любви к женщине сотворена вся красота жизни.
М Горький
Любовь и дружба, как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена начиная с лириков античности. Из стихов о любви, пронизывающих века, можно составить своеобразную энциклопедию человеческого сердца. Значительной частью в нее войдет русская любовная лирика. И в ней мы находим многие произведения, рожденные «чудным мгновением» - встречей с реальной женщиной. Адресаты лирики русских поэтов стали для нас неотделимы от их творчества, они заслужили нашу благодарность за то, что были вдохновительницами великих строк любви.
Если мы обратимся к лирике, то увидим, что любовь занимает в его творчестве важное место. Подобно бальзаму, любовная лирика излечивала израненную душу поэта, становилась ангелом-утешителем, спасая от наваждения, воскрешая душу и успокаивая сердце.
Стихотворение «Я вас любил...» было написано в 1829 году. Оно посвящено блестящей красавице того времени Каролине Собань- ской. Ей же были посвящены и другие стихотворения. Впервые Пушкин и Собаньская встретились в Киеве в 1821 году. Она была старше Пушкина на шесть лет, потом они увиделись спустя два года. Поэт был страстно влюблен в нее, но Каролина играла его чувствами. Это была роковая светская львица, доводившая своей игрой Пушкина до отчаяния. Прошли годы. Поэт пытался заглушить горечь неразделенного чувства радостью взаимной любви. Чудным мгновением промелькнула перед ним очаровательная А. Керн. Были в его жизни и другие увлечения, но новая встреча с Каролиной в Петербурге в 1829 году показала, насколько глубокой и безответной была любовь Пушкина.
Стихотворение «Я вас любил...» - это маленькая повесть о неразделенной любви. Оно поражает нас благородством и подлинной человечностью чувств. Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Об искренних и глубоких чувствах написаны два послания в 1829 году. В письмах к Каролине поэт признается, что испытал всю ее власть над собой, более того - обязан ей тем, что познал все содрогания и муки любви, и по сей день испытывает перед ней боязнь, которую не может преодолеть, и умоляет о дружбе, которой он жаждет, точно нищий, вымаливающий ломоть хлеба.
Сознавая, что просьба его очень банальна, он тем не менее продолжает молить: «мне необходима ваша близость», «моя жизнь неотделима от вашей».
Лирический герой в этом стихотворении - человек благородный, самоотверженный, готовый оставить любимую женщину. Поэтому стихотворение пронизано чувством огромной любви в прошлом и сдержанным, бережным отношением к любимой женщине в настоящем. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.
Я вас любил безмолвно, безнадежно.
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Стихотворение «Я вас любил...» написано в форме послания. Оно невелико по своему объему. Жанр лирического стихотворения требует от поэта краткости, обуславливает компактность и в то же время емкость в способах передачи мысли, особые изобразительные средства, повышенную точность слова.
Для передачи глубины своего чувства Пушкин использует такие слова, как: безмолвно, безнадежно, искренно, нежно.
Стихотворение написано двусложным размером - ямбом, рифма перекрестная (1 - 3 строка, 2-4 строка). Из изобразительных средств в стихотворении используется метафора «любовь угасла».
Лирика, воспевшая любовь к женщине, тесно связана с общечеловеческой культурой. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности переживать.