Я прочитал, что шейх молит Аллаха направить рафидитов на путь истины. Правильно ли это? Ведь нельзя молиться за многобожников.

Ответ: Хвала Аллаху

Во-первых: Благодарим брата за проявленный интерес и стремление прояснить то, что кажется ему непонятным в наших ответах.

Во-вторых: Мольба о прощении многобожников запрещена, о чем свидетельствуют Коран и Сунна.

Аллах говорит:

مَا كَانَ لِلنَّبِيِّ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَنْ يَسْتَغْفِرُوا لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُوا أُوْلِي قُرْبَى مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُمْ أَصْحَابُ الْجَحِيمِ (113) وَمَا كَانَ اسْتِغْفَارُ إِبْرَاهِيمَ لأَبِيهِ إِلا عَنْ مَوْعِدَةٍ وَعَدَهَا إِيَّاهُ فَلَمَّا تَبَيَّنَ لَهُ أَنَّهُ عَدُوٌّ لِلَّهِ تَبَرَّأَ مِنْهُ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ لأَوَّاهٌ حَلِيمٌ

«Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада.

А молитва Ибрахима (Авраама) о прощении для его отца была всего лишь исполнением обещания, которое он ему дал. Когда же ему стало ясно, что его отец является врагом Аллаха, он отрекся от него. Воистину, Ибрахим (Авраам) был смиренным, выдержанным» (Покаяние 9:113-114)

Шейх ас-Саади (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, которые отказались уверовать в Аллаха и поклонялись вымышленным божествам, даже если они являются их близкими родственниками.

Возлюбленный милостивого Аллаха Ибрахим просил о прощении для своего отца, чтобы выполнить данное ему обещание. Он сказал:

(Марьям 19:47). Он произнес эти слова, когда ему еще не было известно об участи своего отца. Когда же ему стало ясно, что его отец является врагом Аллаха, умрет неверующим и не извлечет никакой пользы из проповедей и наставлений, святой пророк отрекся от своего отца, дабы не противиться Его воле. Воистину, пророк Ибрахим при любых начинаниях обращался к Аллаху, часто поминал Его, молил Его о прощении и приносил покаяния. Он был выдержанным человеком и снисходительно относился к творениям. Он прощал им ошибки, не пугался их невежества и не отвечал злом на обиды и оскорбления. И даже когда отец обещал побить его камнями, он сказал:

سَأَسْتَغْفِرُ لَكَ رَبِّي إِنَّهُ كَانَ بِي حَفِيًّا

«Мир тебе! Я буду просить моего Господа простить тебя. Воистину, Он снисходителен ко мне» (Марьям 19:47).

В хадисе Аль-Бухари (3884) рассказывается, что когда дядя Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Талиб был при смерти, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывал его к Исламу и говорил: «Я буду молить о твоем прощение, пока мне не запретят». Затем были ниспосланы аяты:

مَا كَانَ لِلنَّبِيِّ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَنْ يَسْتَغْفِرُوا لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُوا أُولِي قُرْبَى مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُمْ أَصْحَابُ الْجَحِيمِ

«Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада» (Покаяние 9:113)

إِنَّكَ لا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ

«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил» (Рассказ 28:56)

Аль-Хафиз (да смилуется над ним Аллах) сказал:

««Пока мне не запретят», т.е. пока мне не запретят просить о прощении».

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я попросил своего Господа разрешить мне испрашивать прощение для своей матери, и Он запретил мне это. И я попросил у своего Господа разрешение посещать ее могилу, и Он разрешил мне это». Муслим, 976.

Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Это доказывает, что запрещено молить о прощении для неверующих».

Из этих хадисов видно, что запрещено молиться об их прощении, а также о том, чтобы они попали в Рай или избежали мучений.

Причины этого запрета в следующем:

— Молитвы о прощении для них являются неправильными и бесполезными, и поэтому Пророк и правоверные не должны поступать таким образом. Если человек умер многобожником или если людям стало известно о том, что человек умрет многобожником, то он непременно будет подвергнут заслуженному наказанию и будет вечно страдать в преисподней. Такому человеку не принесут пользы ни заступничество ходатайствующих, ни молитвы просящих для него прощения.

— Пророк и правоверные должны радоваться и гневаться вместе со своим Господом. Они должны любить тех, кого любит Аллах, и враждовать с теми, с кем враждует Аллах. И это несовместимо с молитвами о прощении для грешников после того, как им стало ясно, что они непременно окажутся среди обитателей адского пламени.

См. «Тафсир ас-Саади».

Но можно молиться о том, чтобы Аллах направил неверующих на путь истины, и это не относится к запрету мольбы об их прощении.

Известны случаи, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил Всевышнего направить неверующих на прямой путь.

Аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) пишет в главе «Обращение к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он вывел многобожников на путь истинный, чтобы сдружиться с ними»: «Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:

«В своё время к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) приехал Туфайль бин Амр ад-Дауси со своими товарищами, которые сказали: «О посланник Аллаха, поистине, люди из племени даус не послушались и отказались (от Ислама), так призови же на них проклятие Аллаха!». Услышав это, люди сказали: «Теперь племя даус погибнет!» - однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, укажи дауситам путь истинный и приведи их». Аль-Бухари, 2937; Муслим, 2524.

Аль-Хафиз сказал в «Фатх аль-Бари»: «Аль-Бухари привел хадис от Абу Хурайры, согласно которому к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел Амр ад-Дауси и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вознес мольбу: «О Аллах, укажи дауситам путь истинный и приведи их». Названия главы свидетельствует, что составитель (аль-Бухари) знал, что Пророк (мир ему и благословение) действовал в зависимости от обстоятельств: иногда он молился о наказании для неверующих, а иногда просил для них наставления. Он (мир ему и благословение Аллаха) возносил мольбу против неверующих, если они были сильны и могли навредить мусульманам; и он (мир ему и благословение Аллаха) молил о наставлении неверующих, если они не причиняли мусульманам вреда и была надежда, что они примут Ислам, как в истории с племенем даус.

Передается, что Абу Муса аль-Ашари сказал: «Иудеи чихали перед Пророком (мир ему и благословение Аллаха) желая, чтобы он им сказал: «Да смилуется над вами Аллах», однако он говорил им: «Да поведет вас Аллах прямым путем и исправит ваше дело»». Ат-Тирмизи, 2739; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Тирмизи».

Аль-Хафиз сказал: «Хадис от Абу Мусы показывает, что повеление возносить мольбу за чихающего относится даже к неверующим. Для этого существует особая мольба и необходимо просить Аллаха наставить и исправить их. Эта мольба отличается от того, что следует говорить, если чихает мусульманин, потому что испрашивать милости нужно только для мусульман, а не для неверующих.

и предостережение их от заблуждения

Одной из обязанностей мусульман, которую должны они соблюдать между собой является наставление своего брата по вере на путь истины, когда он ошибается. Также следует напоминать и наставлять мусульман на совершение добрых поступков.

Наставление мусульман к правильному пути и предостережение их от заблуждения занимает очень значимое место в оздоровлении общества и укреплении единства.Давайте посмотрим, что говорится об этом в Священном Коране, в достоверных хадисах, преданиях поколений, живших, при Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и в последующие два поколения (салафунов) и поколений, живших после них (халафунов) и в книгах любимцев Аллаха, больших авлия.
Всевышний в следующем аяте Священного Корана говорит об обязанности мусульманам повелевать добром и остерегать от запретного (смысл): «Пусть будет из вас одна группа, которая призывает к добру и предостерегает от греховного, и она является овладевшей благами ахирата (потустороннего мира)» (сура «аль-Имран», аят 104).
В этом аяте Создатель прямо повелевает группе мусульман призывать своих братьев к добру и предостерегать их от запретного. Еще в этом аяте Творец указывает на получение благ ахирата (последний мир) этой группой людей.
В следующем аяте Аллах проклинает народ неуверовавший и не признавший пророков, которые были ниспосланы к ним Дауда (Давид) и Ису (Иисус). А причиной этому послужило то, что эти народы не призывали своих братьев к добру и не предостерегали их от совершения запретного (смысл): «Они (Бану Исраиль) не запрещали друг другу совершение запретного, о, какая мерзость в их поведении» (сура «аль-Маида», аяты 78,79).
Милостивый Аллах в еще одном аяте, восхваляя умму, упоминает призыв к добру и предостережение запретов (смысл): «Вы являетесь самой лучшей умой из всех людей, которых Я создал, которые призывают к добру и предостерегают от запретного» (сура «аль-Имран», аят 110).
Также в Священном Коране Всемогущий Аллах говорит (смысл): «Вы помогайте друг другу в совершении благих деяний и в предостережении от запретного, но не помогайте в совершении греховного и переходе границ, установленных Аллахом» (сура «аль-Маида», аят 2).
Господин всех творений Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по этому поводу говорит: «Все благие деяния по сравнению с джихадом на пути Аллаха малы, подобны капле по сравнению с океаном. А все благие деяния вместе с джихадом на пути Аллаха по сравнению с призывом к добру и предостережению от запретного подобны капле по сравнению с океаном» .
Задумайтесь только о разнице между остальными благими деяниями и призывом к совершению добра и предупреждению запретного. Как же она велика!
Как же ему не быть таким высокочтимым, когда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уподобляет человека (который занимается призывом своих братьев к добру и предостережением от порицаемого, особенно в наше смутное время) тому, кто держит в руках горячий уголь. Так и призыв к добру вовсе не легкое дело.
Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), обращаясь к сподвижникам (сахабам), сказал: «Вы не сидите на дорогах, остерегайтесь этого!» . Сахабы ответили, что им необходимо там сидеть, что это место их сбора и обсуждения дел. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: «Если вы не можете, то дайте тогда дороге ее дань» . Тогда сахабы спросили, что это значит? И ответил им Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Данью дороги является сохранение взора от запретного, недопущение вреда и призыв к добру, и предостережение о запретном» .
В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Вся речь детей Адама оборачивается им же во вред, кроме речей, произнесенных для призыва к добру, поминания Всевышнего и предупреждения запретного» . Это еще раз подчеркивает значимость и необходимость исламского призыва.

Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О, посланник Аллаха, существует ли другой джихад, помимо джихада с неверными?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил ему: «У Всевышнего есть живые муджахиды, которые ходят по земле, получают удел от Аллаха, более почтенные, чем муджахиды, павшие на войне с неверными. Ими Всевышний гордится перед ангелами. Украшают для них Рай так, как украшалась Уммусалама для Пророка (мир ему и благословение Аллаха)».
И тогда, Абу-бакр (да будет доволен им Аллах) спросил: «Кто они, о, Посланник Аллаха?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это те, которые повелевают добром и предостерегают людей от запретного, испытывают взаимную любовь и уважение, основанные на искренних чувствах ради Всевышнего, а также ненавидящие искренне ради Аллаха, совершающих недозволенные поступки». Сверх этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в чьих руках мой нафс, один из этих рабов Аллаха находится в комнате (в Раю), которая стоит над домами шахидов. В эту комнату открываются 300 000 дверей, озаренных сиянием, украшенные яхонтом и изумрудом. Каждого из них женят на 300 000 целомудренных гуриях. Когда он посмотрит на любую из них, она напомнит ему тот день и то место, когда он велел совершать благое и предостерегал от запретного» .
Подумайте, какое величие предписано нам Аллахом за направление людей на путь истины и удержание их от запретного!

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы не оставляйте призыв к добру, и не бросайте предупреждение запретного! Если оставите, то Всевышний даст власть над вами худшим и плохим. Когда хорошие начнут молить, их мольба не будет принята»

Если было бы это дело простым, легким, они бы не получали такое огромное вознаграждение. Значит, это занятие очень нелегкое, особенно в наше смутное время, когда мы можем подвергнуть риску не только наше имущество и здоровье, но и нашу жизнь.
В последнее время мы являемся свидетелями того, что многие мусульмане, алимы стали жертвами на пути призыва к добру и предостережения от злого. Такие шахиды, как муфтий Дагестана Саийдмухаммад-хаджи Абубакаров , зам. муфтия Дагестана Курамухаммад-хаджи Рамазанов , имам с. Губден Нурмухаммад-хаджи Гаджимагомедов , главный редактор «Махачкала-TV» Абдулла-хаджи Алишаев , зам. муфтия Ахмад-хаджи Тагаев и другие поборники Ислама, находившиеся с ними. Основной причиной, по которой на них поднялась рука врагов Ислама, явился их труд, направленный на совершение добра и предупреждение зла.
Передают от Хасана Аль-Басри (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самый достойный из моих шахидов тот, который ходил к царю-тирану, несправедливому, жестокому чиновнику (не боясь за свой нафс), повелевал ему делать добро и остерегал от запретного, и жестокий правитель убил его за это. Место этого шахида находится в Раю между Хамзатом - дядей Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), павшем в газавате Ухуд и Джахфаром - двоюродным братом Пророка (мир ему и благословение Аллаха)» .
В хадисе, переданном Убайда бин Джаррахом, говорится: «Я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): О, посланник Аллаха, какой из шахидов самый достойный?». Пророк ответил: «Самый достойный из шахидов тот, который ходил к жестокому правителю, повелевал ему делать добро и предостерегал от запретного, и правитель убил его за это. А если его не убили, то после этого ему не записывают его мелкие плохие проступки, сколько бы после этого он ни жил)» .
Мудрость заключается в том, что это занятие является очень трудным делом. Один из великих сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Хузайфат (да будет доволен им Аллах) сказал: «Наступят и такие времена, когда мертвый осел будет более любим людям, чем правоверный, повелевающий совершать добро и предостерегающий от запретов» . На самом деле это так и есть, особенно в такие времена, как наши, когда преумножилось зло.
Один из больших авлия Каабуль Ахбар спросил Абу Муслима Аль-Хулани: «Какой у тебя авторитет в народе?». Он ответил, высокий. Тогда Каабуль Ахбар сказал: «В Таврате (Торе) не так написано». «А как же тогда написано?», – спросил его Абу Муслим. Кабуль Ахбар ответил, что «Когда человек повелевает делать доброе и предостерегает от греховного, он теряет авторитет в своем народе». – «В Таврате правильно сказано, а Абу Муслим неправ», – ответил он сам себе. Оказывается, на самом деле у Абу Муслима не было авторитета, хотя он ему вначале ответил, что есть.
Для наставления на правильный путь и предостережения от заблуждений существуют определенные условия и разные уровни. Если мы начнем работать без их соблюдения, то работа не продвинется вперед. Человек не получает вышеупомянутые вознаграждения и высокие положения в ахирате, и не будет никакого восприятия его наставлений людьми, ибо он сам не следует указанию.
Любой мусульманин, прежде чем предостерегать кого-либо, должен учитывать следующие три условия:Действие от которого предостерегают, должно быть греховным, будь то большой грех или малый. А от того, что не считается грехом в Исламе, мы не вправе предостерегать людей.

Грех должен быть открыто совершаемым. Следить за человеком и выявлять его грех, который он скрывает, Ислам категорически запрещает. Так как в Коране сказано (смысл): «Не следите друг, за другом, выявляя недостатки, грехи» (сура «аль-Худжра», аят 12).

Грех, о совершении которого предостерегают, должен быть известным, но не таким, который считают по определенному иджтихаду (мазхабу) греховным. Например, последователь мазхаба (правовой школы) имама Аш-Шафии не имеет права запретить последователям правовой школы имама Абу-Ханифы то, что не является запретным в мазхабе имама Абу-Ханифы. Что касается предостережения от греховного, считающегося таковым во всех четырех мазхабах, то в этом нет никакого запрета.

Формы предостережения от греховного:

  1. Аккуратное, спокойное, вежливое объяснение совершающему недозволенное, что этот поступок греховен в Исламе. Такой подход применяется к человеку, который не знает, что его поступок - грех.
  2. Предостерегать человека, совершающего грех, мягко, проповедью призывающей бояться кары Всевышнего. Так нужно поступать по отношению к человеку, который знает, что грешит, но все-таки делает это.
  3. Проявлять строгость, когда человек не принимает проповедь и игнорирует наставления. При этом необходимо соблюдать еще два правила этикета: первое – проявлять строгость только при крайней необходимости. Второе – при предостережении, чтоб говорил только правду и не переходил к слишком грубой форме.
  4. Противостояние силой человеку, совершающему грех. На применение таких мер предостережения не имеют права простые, обычные люди из-за вероятности появления смуты и беспорядка. Эта форма предписана только представителям власти.

У человека может сложиться и такое мнение: "Зачем вообще заниматься наставлением людей на благое и предостерегать от запретов? Ибо люди не хотят внять призыву, и нет пользы от этого, и не лучше ли нам будет, если мы промолчим?"
В качестве ответа на подобное суждение можно привести хадис, переданный от Айши (да будет доволен ею Аллах). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах погубил поселение, в котором находилось 18 000 праведников, деяния которых были подобны деяниям пророков». «Как же так, по какой причине?», – спросили сподвижники. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) им ответил: «У них не появлялся гнев ради Всевышнего (когда при них совершали грехи). Они не наставляли на совершение благого и не предостерегали от запретов».
Хадис с таким же смыслом передают от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Однажды спросили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Разве может быть погублено целое поселение, в котором находятся праведники?». «Да, может. Аллах наказывает всех, кто молчит и не обращает внимания на грехи, совершаемые другими по отношению к Создателю» .
В другом хадисе, передаваемом от ибн Масуда, говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы не оставляйте призыв к добру, и не бросайте предупреждение запретного! Если оставите, то Всевышний даст власть над вами худшим и плохим. Когда хорошие начнут молить, их мольба не будет принята» .
Если мы промолчим, видя совершение запретного, то нас всех постигнет беда.Здесь же возникает вопрос, а почему из-за одного грешника наказывают всех? Ответом на этот вопрос будет приводимый далее эпизод из жизни пророка Мусы (мир ему).
Однажды пророк Муса (мир ему) спросил Создателя: «В чем заключается мудрость того, что уничтожается весь народ из-за одного согрешившего?». Тогда Творец передал ему в откровении, чтоб он наступил на муравейник. И Муса (мир ему) наступил. Его нога покрылась муравьями, и один муравей укусил его. Тогда от боли пророк Муса (мир ему) хлопнул рукой по ноге, тем самым убив множество муравьев. Тогда Всевышний передал ему: «Вот так и Я тоже наказываю».

Однажды, дома, в селе, я лежал на спине. Передо мной было окно, и я смотрел и любовался видом из него. Как-то меня потянуло ко сну. Это было очень странное состояние, его не возможно объяснить. Я и не сплю, и не бодрствую - какое-то странное чувство. Вдруг я оказываюсь я в какой-то большой толпе людей. Эта толпа растянулась вдоль какой-то длинной дороги: все идут куда-то в одном направлении, не видно края колонны ни спереди, ни сзади. И эта толпа ведет меня собой, как по течению реки. Я пробую остановиться, хотя бы подумать, куда идем, но слышу жалобы, недовольные крики о том, что мешаю им, и опять бываю вынужден подчиниться «течению», и опять меня ведет толпа. Люди эти, мне не приятны: пузатые, чисто выбритые, некоторые ведут рядом с собой детей или несут их на руках. Дети иногда плачут, чувствуется, что они не хотят идти, но взрослые, то поругают, то ударят, затыкают их и ведут за собой. Меня что-то беспокоит, не понятно что, но все же иду с ними. Но вдруг, сзади, то есть со стороны, откуда идет толпа, слышу голос «Не иди с ними, остановись!». Я удивленно оглядываюсь назад, но толпа проявляет недовольство тем, что я им препятствую, они грубят мне, и я опят шагаю дальше. Но голос опять предупреждает меня, и я чувствую, что это голос свыше. Будучи не уверенным, я несколько раз останавливался и опять начинал идти. Но я принял решение: как бы эти люди не были недовольны, лучше я послушаюсь голос, и остановлюсь. И я твердо решился на это. Люди все идут и идут, жалуясь на меня, что я стою на их пути и мешаю. Мне все это не приятно, но меня что-то держит, и не дает ослушаться голоса. Со временем людей становится все меньше и меньше. В итоге, я стою на месте, а толпа от меня отдаляется. Я смотрю им вслед, смотрю с некоторым волнением, так как я остаюсь один, а они уходят. Через некоторое время они скрываются, а я стою один. Кругом ни души и меня мучают сомнения «Не обманул ли меня голос? Стоило ли отставать от тех людей? Ведь их было так много, и все они ушли куда-то, а я остался один». Мне стало очень страшно. Но, вдруг, вокруг меня рассеивается туман, и начали показываться люди, один за другим, их становится все больше и больше. Оказывается, они были рядом. Мне эти люди почему-то намного приятнее, чем те, которые ушли. Некоторые из них носят броду, они приветливы, доброжелательны, чего не было в тех. И они мне говорят: «Мы тебя видели в той толпе. Когда тебе сказали остановиться, ты колебался, но все-таки остановился благодаря твоей воле. Ты думаешь, что один вышел из той толпы? Нет, с тобой еще много людей вышли от туда. Мы также видели, как ты переживал, когда ты отстал от тех. Ты думал, что один, но мы были рядом, просто ты нас не видел».

Хусейн заканчивает свою историю: «Хвала Аллаху, нет никаких сомнений, это сам Всемогущий Аллах смилостивился надо мной. Он раскрыл мне глаза. Он вытащил меня из среды заблудших».

Я слушал его, словно проглотив язык, и видел себя в такой ситуации. Ведь Аллах и меня также вытаскивал из джахилии (невежества). Когда я становился на путь истины, люди так же были недовольны мною, считая меня ненормальным.

В рассказе Хусейна, Аллах показал нам еще одну истину. Если мы очистимся от запретного, то и наши сердца очистятся от неверия и невежества, и Аллах раскроет их для веры. Другими словами, в грязном месте вере не бывать.

Я и Хусейн иногда встречаемся в мечети по пятницам. Жаль, что не бывает времени посидеть с ним после джума, и получать баракат от Аллаха от таких бесед.

С надеждой на прощение и милость Аллаха

Каждый человек находится в скрытом или явном поиске – поиске счастья, правды, благополучия. В качестве критериев «правильного» можно выбрать все что угодно, начиная от самочувствия, мнения близких и заканчивая определенными теориями и учениями. Однако все пути ведут к безнадежности, убыткам и боли в обоих мирах, кроме того пути, который приводит к Всевышнему Аллаху, к Его довольству и милости. Как сказано в Коране: (сура «аль Аср», «Предвечернее время»).

Убежденные верующие

Прежде наставления на истинный путь, человеку нужна вера. Если человек верит, что единый Бог является творцом всего сущего: небес, земли и всего, что между ними, и что его единственная цель в этой жизни – искать Его довольства и служить Ему на протяжении всей своей жизни, Всевышний наставляет его на истинный путь. Вера во Всевышнего и все, что связано с этим (вера в Его книги, будущую жизнь, предопределение и т.д.) должны быть частью глубоких убеждений человека. И хотя некоторые люди все же относят себя к верующим, их вера может колебаться в зависимости от обстоятельств и окружения. Им свойственно в определенные моменты демонстрировать слабость своей веры в Бога и иногда даже выказывать враждебное отношение к Нему и Его религии. Но наставляет Всевышний людей более убежденных…

Как сказано в Его книге:

«Пусть знают те, кому даровано знание, что это - истина от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их сердца могли смиренно покориться ему. Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь» (сура «аль Хадж», «Паломничество», аят 54)

Обращение к Всевышнему в полной подчиненности Ему

Это второй путь наставления на истинный путь. Тот, кто верует в Аллаха, в последнюю жизнь, боится за свое будущее, и тогда этот мир теряет для него привлекательность. Когда он следует своей цели достичь довольства Аллаха и знает, что эта жизнь является для него испытанием, он всецело подчиняется Его законам. И Всевышний в Коране говорит, что наставляет таких людей на истинный путь:

«Как вы можете не веровать, в то время как вам читают знамения Аллаха, а Его посланник находится среди вас? Кто крепко держится за Аллаха, тот действительно наставлен на прямой путь» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 101)

«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее». Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь. Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему» (сура «аш-Шура», «Совет», аят 13)

Подчинение Его приказам

В суре «ан-Ниса» («Женщины») говорится:

«Если бы Мы предписали им: «Убейте самих себя или покиньте свои дома», - то лишь немногие из них совершили бы это. А если бы они совершили то, чем их увещевают, то так было бы лучше для них и сильнее укрепило бы их. Вот тогда Мы даровали бы им от Нас великую награду и повели бы их прямым путем» (аяты 66-68)

Всевышний Аллах, имея право сделать религию обременительной, тяжелой и трудноисполнимой для многих людей, напротив, облегчил ее для Своих рабов. Однако благодарными за эту милость остаются лишь верующие, которые стремятся исполнить Его пожелания, очищают себя, отдаляются от запретного. Кроме того, они являются помощниками и попечителями друг друга, побуждая к одобряемому и удерживая от порицаемого. И прислушиваясь к полезным наставлениям и следуя напоминаниям:

«Для тех, которые избежали поклонения тагуту и обратились к Аллаху, есть благая весть. Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это - те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом» (сура «аз-Зумар», «Толпы», аяты 16-17)

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَن يَشَاءُ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ Транслит "Inn aka Lā Tahdī Man "Aĥbab ta Wa Lakinn a A l-Laha Yahdī Man Yash ā "u ۚ Wa Huwa "A`lamu Bil-Muhtadī na Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем. Поистине, ты (о, Пророк) не приведешь (к Вере) тех, кого ты любишь (и кому желаешь Веры) : а Аллах (Сам) приводит (к Вере) , кого пожелает. И Он лучше знает тех, кто пойдут (истинным) путем [придут к Вере], (так как Его знание объемлет и прошлое и будущее) Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем. [[Всевышний поведал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, что тот не способен наставить на прямой путь даже самого любимого человека, и тем более перед этим бессильны все остальные люди. Ни одно творение не способно заставить человека уверовать, потому что это является прерогативой Всевышнего Аллаха. Одних людей Он наставляет на прямой путь, потому что знает, что они достойны этой великой чести. Если же человек не достоин этого, то Он оставляет его блуждать во мраке заблуждения. Здесь уместно вспомнить о следующем аяте: «Воистину, ты указываешь на прямой путь» (42:52) . В этом откровении имеется в виду, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указывал человечеству путь к спасению и разъяснял, как нужно следовать прямым путем. Он вдохновлял людей на совершение благих дел и всеми силами помогал им встать на прямой путь. Однако он был бессилен вселить в их сердца веру и превратить их в мусульман. Если бы он был способен на такое, то, в первую очередь, вселил бы веру в душу своего дяди Абу Талиба, который сделал ему много хорошего и оказывал ему всестороннюю поддержку. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, непрестанно призывал его обратиться в ислам, и его искренние наставления были намного дороже того доброго отношения, которое Абу Талиб проявил по отношению к нему. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал все возможное, но только Всевышний способен наставить человека на прямой путь.]] Ибн Касир

Аллах говорит Своему посланнику: «О, Мухаммад (لاَ تَهْدِى مَنْ أَحْبَبْتَ ) Ты не ведёшь прямым путём тех, кто тебе люб - «Это не в твоей власти. Твой долг - донести Послание. А Аллах ведёт прямым путём, кого пожелает». Подобно этому Аллах сказал: (لَّيْسَ عَلَيْكَ هُدَاهُمْ وَلَـكِنَّ اللَّهَ يَهْدِى مَن يَشَآءُ ) Вести их прямым путём - не твоя обязанность, ибо Аллах ведёт прямым путём, кого пожелает. (2:272) также: (وَمَآ أَكْثَرُ النَّاسِ وَلَوْ حَرَصْتَ بِمُؤْمِنِينَ ) Большая часть людей не уверует, даже если ты страстно будешь желать этого. (12:103) Но этот аят имеет более специфический характер, чем все эти приведённые, т.к. в аяте сказано: (إِنَّكَ لاَ تَهْدِى مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَـكِنَّ اللَّهَ يَهْدِى مَن يَشَآءُ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ ) Ты не ведёшь прямым путём тех, кого хочешь: Аллах ведёт, кого желает. Он лучше знает тех, кто идёт прямо – т.е. Аллах лучше знает тех, кто заслуживает верное руководство.

В двух «Сахихах» [Бухари 1360, Муслим 24] сообщается, что ниспослание этих аятов связано с Абу Талибом, дядей Посланника Аллаха по линии отца, который защищал его и помогал ему. Он всегда был на стороне своего племянника и очень любил его. Будучи на смертном одре, Посланник Аллаха (да бла¬гословит его Аллах и приветствует) призвал его к вере и к исламу. Но он так и умер неверующим. И в этом заключается Божественная мудрость. Аз-Зухри передал от аль-Мусейба ибн Хазана аль-Махзуми (да будет доволен им Аллах) , что когда Абу Талиб находился при смерти, к нему пришел Послан¬ник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и нашел у него Абу Джахля ибн Хишама и "Абдуллу ибн Абу Умейя ибн аль-Мугира. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «يَا عَمِّ قُلْ : لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، كَلِمَةً أُحَاجُّ لَكَ بِهَا عِنْدَ الله » «Дядя, скажи: "Нет божества, кроме Аллаха!" ("Ля иллаха иллаллах!") - и я приведу эти слова как аргумент перед Аллахом». Абу Джахль и Абдулла ибн Абу Умейя сказали ему: «Неужели ты отказываешься от веры "Абд аль-Мутталиба?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) продолжал обращаться к умирающему, а те двое опять задавали свой вопрос. В конце концов Абу Талиб сказал, что остается в вере своего отца "Абд аль-Мутталиба, отказавшись провозгласить, что нет божества, кроме Аллаха. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «وَاللهِ لَأَسْتَغْفِرَنَّ لَكَ مَا لَمْ أُنْهَ عَنْك » «Я обязательно буду испрашивать прощения для тебя, если не будет это мне запрещено». Тогда Аллах ниспослал: (مَا كَانَ لِلنَّبِىِّ وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ أَن يَسْتَغْفِرُواْ لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُواْ أُوْلِى قُرْبَى ) «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками» (