Известен достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманина от немусульманина отличает совершение намаза, и тот, кто его оставляет, выходит из религии». Все последователи Сунны признают этот хадис, но между ними есть серьезное разногласие в применении этого хадиса к отдельным людям.

К сожалению, некоторые мусульмане, вооружившись этим хадисом, торопятся в самостоятельном рассуждении, кого считать верующим, а кого – неверующим. Простым мусульманам этого делать нельзя ни в коем случае, ибо выносить постановление о конкретном человеке, не читающем намазы, может только грамотный ученый. Именно ученый может решить, к какой из следующих категорий относить того или иного человека.

Люди, оставляющие молитву, бывают четырех видов:
1) Люди, не читающие намаз и при этом отрицающие его обязательность.

2) Те, кто оставил намаз по забывчивости.

3) Те, кто оставил намаз, признавая его обязательность, но отказывающиеся его выполнять из-за своей неприязни к вере, к Аллаху и его посланнику да благословит его Аллах и приветствует.

4) Оставляющие молитву из-за лени, халатности или занятости какими-либо мирскими проблемами, но вместе с тем, что они признают ее обязательность.
1. Что касается первого вида людей:
Такой человек выходит из Ислама в соответствии с контекстами Корана и Сунны и единогласного мнения ученых.
Сказал Ибн Джаззи Аль-Малики: «Если человек оставил молитву, отрицая ее обязательность, то он стал немусульманином согласно единогласному мнению ученых» Аль-Фикху каунин, 45.

Сказал Уазир ибн Хабира: «Ученые единогласны в том, что тот, на кого возлагается обязанность молиться, и он отрицает ее обязательность, то он стал немусульманином, заслуживающим наказания» Аль-Ифсах, 101/1
Но есть один нюанс. Это постановление касается тех, кто вырос среди мусульман. А что касается того человека, который вырос в отдаленном от мусульман месте или недавно вошедший в Ислам и не узнавший о постановлениях религии, то для них есть оправдание.
2. Что касается второго вида (оставивший молитву по забывчивости).
Сказал аль-Хаттаби: «Что касается такого человека, то он не становится кафиром по единогласному мнению ученых» Ма’алим сунан, 45/7
3. Что касается третьего вида людей, то про них ученые сказали: «Человек, признающий обязанность молитвы, но отказывающийся ее соблюдать из-за высокомерия или ненависти к Аллаху и его посланнику да благословит его Аллах и приветствует, говоря: «Да, я знаю, что Аллах сделал ее обязательной для мусульман», тот он также становится немусульманином по единогласному мнению исламских ученых».
Примером этого случая может являться в первую очередь Иблис: ему было приказано сделать земной поклон (саджда), но он отказался и проявил высокомерие.

Другой пример – Абу Талиб. Он признавал правдивость посланника, да благословит его Аллах и приветствует, но не последовал за ним, боясь упреков своего народа.
Как сказал Всевышний: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!» (Сура «Ан-Намль», аят 14).
4. И наконец, четвертый вид людей, т. е. те, кто оставляет молитву из-за лени, халатности или из-за занятости мирскими проблемами.
Таких людей сегодня больше всего. Каждый из них говорит: «Я знаю, что намазы нужно читать, я верю, что это обязательно, но у меня нет времени (или: я не успеваю, я не могу на работе выделить для намаза время и т.д.)

Вот что говорили ранние ученые о них.

Как сказал имам Суфьян ибн ‘Уйайна: «Тот, кто оставит один из столпов веры (из высокомерия), то он перестанет быть мусульманином, но тот, кто оставит молитву из-за лени или халатности, то о нем мы говорим, что это верующий человек с неполным иманом» (Аль-Аджурри, Шариа, с.104).
Об этом же сказал имам Абу ‘Усман Сабуни, да помилует его Аллах, в своей книге «Вероубеждения предшественников и последователей хадисов».

Подробнее можете вернуться к следующим источникам:
«И’тикъаду аимматиль аль-хадис», 65-66 стр., шейха Исма’или
«Ибанату ссугра» шейха Ибн Батта, 183 стр.
«Таъзыму кадри салят», шейха Марвази 2 т., 956 стр.
«Рисаляту уафияту ли мазхаби ахлю-суннати филь и’тикад уа усулю ддиянати» шейха Абу ‘Амра ад-Дани, стр. 177-248
Таким образом, большинство ученых-последователей Сунны придерживаются следующего мнения о человеке, не читающем намазы из-за каких-либо мирских причин (лень, халатность, занятость и т.д.): этот человек не совершил тот вид неверия, который выводит из Ислама. При этом такой человек совершил большой грех за то, что пропустил намазы. На этом мнении ряд ранних мусульманских ученых как Макхуль, аз-Зухри, Хаммад ибн Зайд, Уаки’, Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и. Также это мазхаб у ханафитов, маликитов, шафи’итов. Кроме того, некоторые ханбалиты также посчитали это мнение более правильным, как Ибн Кудама.

Доводы .

Очень много доказательств приводят ученые в подтверждение своих слов.

В частности, это слова Всевышнего: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы ему придавали в сотоварищи и прощает остальное, помимо этого, кому пожелает» (Сура «ан-Ниса», аят 48).
Место доказательства: оставляющий молитву предоставляется желанию Аллаха, так как он не придал Аллаху сотоварищей. Поэтому он не выходит из Ислама.
Также слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах сделал запретным Огонь тому, кто скажет «Ля иляха илля Ллах» (нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха) желая при этом лика Аллаха».
Место доказательства: в хадисе не сказано, что молитва является условием для спасения от Огня.
А самым сильным доводом этого мазхаба является хадис: «Приводится от ‘Убада ибн Самита, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять намазов сделал Аллах обязательными для своих рабов. Тот, кто их будет выполнять, не пренебрегая ни одним из них (то есть, не относясь легкомысленно к их правам), у того будет договор с Аллахом, что Он введет его в Рай. А тот, кто не выполнил их, то не будет ему от Аллаха договора, и если Он пожелает, накажет его, а если пожелает, введет его в Рай» (Хадис привел Малик в «Муатта»)
Этот хадис явно указывает на то, что тот, кто оставил молитву из-за лени или небрежности предоставляется желанию Аллаха. Это означает, что он является мусульманином, но никак не наоборот.
Этот хадис назвали достоверным многие ученые. Среди них: Ибн ‘Абдульбарр в «Тамхиде» (288-289/23), Навави в «Хуласа» (246/1), Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (203/12), Сахави, Суюти, Мухаммад Насыруддин и многие другие.

Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его род и его сподвижников и ниспошлёт им мир!

Абу Бакр Татарстани.

От редакции:

Хотелось бы отметить, что цель этой статьи заключается вовсе не в том, чтобы принизить важность намаза. Нет, ведь согласно хадисам, именно о намазе будет прежде всего спрошен человек в Судный день. Цель же этой статьи – опровергнуть укоренившиеся заблуждения о том, что мусульманами нужно считать только тех, кто читает намазы, а если кто-то не совершает намазов, то их нужно считать только немусульманами. Как мы увидели, в этом вопросе не все так однозначно, но есть множество подробностей. Поэтому такой серьезный вопрос нужно оставлять на решение большим ученым, а не заниматься «судейством» самостоятельно, решая, кого из окружающих людей можно называть мусульманином, а кого – нет.

К сожалению, именно вопрос отношения людей к намазу стал чаще всего использоваться для «такфира» — необоснованного обвинения мусульман в неверии и причислении их к немусульманам. Для того, чтобы не попадать в такфир, нужно усвоить две вещи:

Первая. Суждение о конкретных людях, не читающих намазы, должны выносить именно судьи (кадый) или замещающие их ученые, но никак не простые мусульмане.

Вторая. Прежде чем обвинить мусульманина в неверии, ученый (судья) рассматривает, обладает ли тот человек необходимыми знаниями в полном виде, не осталось ли у него неясностей, к какой категории людей он относится, не совершая намазы (из неприязни, из высокомерия, из халатности). Простые же мусульмане именно из-за отсутствия должных знаний не могут провести такую работу (разъяснение доводов, отвод возражений, разбор частных ситуаций) самостоятельно.

Поэтому всем нам не следует спешить, называя немусульманином лишь на том основании, что некий человек не совершает намазы. И еще раз взглянем на этот важный хадис: «Пять намазов сделал Аллах обязательными для своих рабов. Тот, кто их будет выполнять, не пренебрегая ни одним из них (то есть, не относясь легкомысленно к их правам), у того будет договор с Аллахом, что Он введет его в Рай. А тот, кто не выполнил их, то не будет ему от Аллаха договора, и если Он пожелает, накажет его, а если пожелает, введет его в Рай».

Ваххабиты считают мусульман, не совершающих Намаз (Молитву), - неверующими.

· Идеолог ваххабизма из Кавказа Багаутдин Мухаммад в одной из своих книг писал: «Человек может носить традиционно мусульманскую одежду, мусульманское имя, но при этом не делать Намаз, это означает, что его нельзя относить к мусульманам. Сознательное невыполнение Намаза необходимо рассматривать как отступление от веры», и далее автор приводит Х адис Пророка Мухаммада, мир Ему, переданный Имамом Муслимом:

بين العبد والشرك ترك الصلاة رواه مسلم

и дает ему такое толкование: «Человека от куфра (неверия) отделяет Намаз».

Большинство мусульман в наше время не совершают намаз и, если следовать словам ваххабитов, то все эти люди – кяфиры (неверующие). Да защитит нас Аллаh от подобных воззрений! Молодые люди, последовавшие лжеучению ваххабитов, называли своих родителей кяфирами, потому что они не совершали намаз.

Опровержение. Вышеуказанный х адис толкуется иначе. В нем не говорится о том, что тот, кто не выполняет намаз, становится неверующим. Значение данного х адис а следующее: «Тот из мусульман, кто не выполняет Намаз - близок к отступлению от Веры».

Мусульманин, который признает обязанность намаза, но не выполняет ее по каким-либо причинам, не отступает от Ислама. Это доказывают слова Пророка Мух аммада, мир Ему, переданные Имамом Ах мадом:

خمس صلوات كتبهن الله على العباد من أتى بهن بتمامهن كان له عهد عند الله أن يدخله الجنة ومن لم يأت بهن لم يكن له عهد أن يدخله الجنة إن شاء عذبه وإن شاء أدخله الجنة رواه أحمد

«Аллаh повелел Своим рабам совершать пять Намазов в день. Тот, кто совершает их, соблюдая все условия - тому обещан Рай. А кто не совершает их, тому нет Обещания от Аллаhа, что он войдет в Рай вместе с первыми: если Аллаh простит его, то он сразу войдет в Рай без мучений, а если нет, то сначала накажет в Аду, а потом введет в Рай».

Из этого хадиса становится ясным, что Аллаh простит часть из мусульман, не выполнявших намаз и введет их в Рай. Также слова Мух аммада Багаутдина противоречат также Аяту из К ур`ана:(Сура «Мух аммад», Аят 34)

﴿إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا وَصَدُّوا عَن سَبِيلِ اللهِ ثُمَّ مَاتُوا وَهُمْ كُفَّارٌ

فَلَن يَغْفِرَ اللهُ لَهُمْ﴾

«Аллаh не простит неверующих».

Достоверные хадисы не противоречат Аятам из Кор`ана. И если автор считает, что человек, не выполняющий намаз, – кяфир (неверующий), то мы спросим: разве Аллаh простит неверующих? Все это доказывает неверность взгляда ваххабитов.

Когда ваххабиты утверждают, что не выполняющий yамаз является кяфиром, они ссылаются на Имама Ахмада Ибн Ханбаля (основатель мазhаба-школы ханбали). Однако именно этим ученым был передан рассмотренный выше хадис о прощении Аллаhом части из мусульман, не совершавших намаза. У Имама Ахмада Ибн Ханбаля было раннее мнение, согласно которому невыполнение намаза он посчитал вероотступничеством, но, узнав о том, что единогласное заключение ученых опровергает это воззрение, он отказался от сказанных ранее слов.

Позиция Ислама по поводу не совершающего. Если мусульманин без уважительной религиозной причины не молится, то он является грешником. Кто же отрицает обязанность совершения Намаза, тот является неверующим.

Указанное нами ошибочное убеждение ваххабитов является безосновательным обвинением мусульман в неверии. Такое обвинение ясно изложено в брошюре Мухаммада Махмуда Ас-Саввафа под названием «МУСУЛЬМАНСКАЯ МОЛИТВА» , в которой всех мусульман, не совершающих Намаз, автор относит к неверным, коих, как написано на стр. 8, «можно безнаказанно убить».