Обычно те, кто только начинает заниматься фотографией, совсем недавно взял в руки фотоаппарат, идут на поводу у своего собственного подсознания. Работают, как принято говорить, на вдохновении. И в итоге порой получают достаточно нелепые снимки, на которых у человека краем кадра обрезаны руки, ступни, края лица… А иногда «фрагменты человеческих тел» - «отдельно взятые» руки, ноги и пр. видны на заднем плане фотографии.

Когда зритель рассматривает портрет человека, он первым делом обращает внимание на глаза изображенного на фотографии. После чего его внимание переключается на эмоциональную составляющую снимка, затем - на выражение лица портретируемого. После всего этого взгляд зрителя переходит на треугольник, образованный руками и лицом модели. И только после всего этого внимание рассматривающего фотографию начинает привлекать поза изображенного персонажа. Если в кадре присутствуют какие-либо животные, на них человек обращает внимание лишь после того, как внимательно вглядится в глаза главного героя снимка. Вот почему нужно уметь правильно кадрировать изображение, и делать это в зависимости от того, какое впечатление вы хотите произвести на зрителя своим портретом.

Лицо. От середины лба до середины шеи

Работая над композицией портрета крупным планом, фотограф в первую очередь старается передать внутренний мир человека. А для того, чтобы зритель понял этого человека, проникся к нему доверием и симпатией, автору фотографии нужно почувствовать свою модель, а для этого ему нужно пообщаться с ней, понять, что это за человек, чем он живет, что его волнует в жизни. Короче, фотографу сначала нужно «раскрыть» портретируемого, и лишь потом нажимать на спусковую кнопку фотоаппарата, делая снимок.

Кадрирование портрета крупным планом - это, пожалуй, самое ответственное из всех видов кадрирования в портретной съемке. Дело в том, что на лице портретируемого при крупном плане всегда будут видны дефекты кожи - различные прыщики, морщинки и т.д. А так же асимметрия лица, да и вообще физическое состояние модели. Возможно, человек очень устал. Или немного нездоров, плохо себя чувствует. На портрете, снятом крупным планом, все это будет очень хорошо читаться и понравится далеко не каждому. Фотографу тут очень важно постараться не упустить любую мелочь, которая может кардинальным образом испортить портрет. Например, фокус настроенный не на ту точку будет очень заметен зрителю. Вот почему фокусировать объектив нужно всегда исключительно по глазам. Оба глаза и нос в портрете обязательно должны быть в зоне четкой резкости.

Голова и плечи. На снимке - голова и участок чуть ниже ключиц

Если в портрете такого плана вы обрежете у человека макушку - это будет смотреться очень нелепо. Таким портретом его автор выражает свое отношение к портретируемому. Вот поэтому тут тоже очень важно правильное кадрирование. И фотографировать в этом случае нужно с уровня глаз модели.

Голова и грудь. На портрете - голова человека и его тело по линию, которая проходит чуть ниже груди.

Портрет с таким планом уже не смотрится так интимно, как первые два варианта. Но про глаза тут тоже ни коим образом нельзя забывать. Они, естественно, непременно должны находиться в зоне идеальной резкости. Если вы вводите в такой портрет кисти рук человека, то внимание зрителя к ним становится особенно пристальным, можно даже сказать, что оно удваивается. Вот поэтому обрезать кисти рук ни в коем случае нельзя. И не забывайте про треугольник «глаза - кисти рук», про который мы сегодня уже говорили.

Поясной портрет. То есть человек в кадре изображен по пояс

Это, пожалуй, самый популярный и распространенный план изображения человека на фотографии. Человека, сфотографированного по пояс, мы можем увидеть на самых разных фотографиях. Именно в таком виде чаще всего фотографируют своих друзей и домашних для семейного альбома. Тут тоже нельзя забывать про обрезку рук. Ни в коем случае не обрезайте руки по локоть.

Стоит сказать и о линии таза. Если человек обрезан границами кадра по этой линии, то такой его вид не всегда приятен.

Портрет чуть выше колен

Если в кадр ввести ноги человека, то это придаст фотографии некоторую динамику. Главное тут - никогда не обрезайте ноги конкретно по линии колен. Выше - можно. Ниже - тоже. Но конкретно по коленочкам ну никак нельзя. Это просто некрасиво получается. Чересчур вытянутые в сторону фотокамеры или наоборот, в обратную сторону, руки портретируемого, будут выглядеть искаженно по отношению ко всему телу модели. В таком портрете позу и жесты портретируемого нужно продумывать особенно тщательно. Портрет подобного плана рекомендуем снимать с уровня подбородка модели.

Портрет чуть ниже колен

В таком портрете динамика прослеживается в ещё большей степени, нежели в том портрете, который мы описали выше. В этом случае фотограф может эффектно показать красивые изгибы фигуры, рук, ног модели. В таком варианте портрета внимание зрителя с глаз человека уже переключается на его фигуру в целом. Тут тоже нужно поработать с позой. Попросите портретируемого принять удобное ему положение тела. Пусть он развернется в вашу сторону, например, боком и повернет голову в сторону объектива. Возможно, модель будет хорошо смотреться с поднятыми руками. Или руками, согнутыми в локтях.

В таком виде портрета фотографы очень часто допускают одну ошибку. Заключается она в том, что человека снимают широкоугольным объективом. Чаще всего так поступают из-за нехватки места в помещении, когда фотографируемый не умещается в кадр в полный рост. Проще говоря, при помощи излишнего зуммирования фотограф как бы искусственно удаляет его от себя. При съемке широкоугольником очень сильно искажаются пропорции человека, а завалы по углам кадра становятся чересчур заметными. Портрет нужно снимать длиннофокусным объективом или хотя бы штатником с фокусным расстоянием примерно 50 миллиметров.

Портрет в полный рост

В таком формате фотографии характер портретируемого можно показать уже достаточно полно. Зритель уже реально может почувствовать, чем живет человек, изображенный на этом портрете. Может даже догадаться о его профессии, привычках, манерах поведения… Но нужно учитывать и то, что далеко не каждый человек может раскрыться в своих позах, жестах, мимике. Если вы фотографируете женщину, особенно молодую, стройную и красивую, то было бы очень хорошо, если бы она была в обуви на высоком каблуке. В таком случае ее ноги визуально зрителю кажутся несколько длиннее.

Если в вашем снимке присутствует движение, то есть объект съемки движется в каком-то направлении, для этого движения нужно оставить в кадре какое-то место. Например, если девушка сфотографирована идущей по улице с правой стороны кадра в левую, то она должна находится несколько ближе к правой границе кадра. Таким нехитрым приемом мы достигаем как бы иллюзии пространства - зритель понимает, что девушка именно идет, и идет конкретно в ту сторону, где есть место куда, собственно, идти.

Точно такой же психологический принцип и работает в отношении взгляда портретируемого. Если человек на портрете смотрит в «глухую стену» границы кадра - зритель в этом кадре чувствует себя неуютно. Вот поэтому и для взгляда, и для движения нужно оставлять в кадре немного «воздуха».

Не нужно забывать, что изредка снимают портреты и более крупного плана, чем те, о которых мы сегодня говорили в самом начале нашего рассказа. На фотографии можно показать только лишь глаза человека, даже только губы или нос… Конечно, такие снимки уже трудно будет назвать портретами, но, тем не менее, работы такого плана бывают очень выразительными и эмоциональными. Тут все зависит от идеи, от замысла автора фотографии. Может быть, оставляя в кадре только лишь губы девушки, он хочет показать зрителю ее чувственность…

Не нужно границу кадра проводить по суставам или пальцам портретируемого. Если уж вы вводите в кадр кисть руки человека - то эта кисть должна быть видна в кадре полностью. Правда, некоторые известные и титулованные фотографы такие приемы изредка используют, и при этом им удается добиться хороших результатов… Но это уже можно назвать высшим пилотажем. Начинающим это делать не рекомендуем. Такие эксперименты - уровень избранных. Любой риск должен быть оправдан.

Ну, и, естественно нельзя не напомнить о том, что всё, о чем мы тут сегодня написали - есть истина в последней инстанции, что это непреложный закон, такой, например, как один из законов Ньютона. Это всего лишь рекомендации, не более того. Вы к ним вообще можете даже не прислушиваться…

Все мы знаем об инструменте «кадрирование» в программе Adobe Photoshop и других графических редакторах. Этот инструмент позволяет обрезать все слои документа согласно выбранной области. Но не все знают, что в умелых руках этот инструмент может преобразить фотографию так, что перед нами предстанет произведение искусства, а не просто любительское фото. И наоборот, неправильное использование кадрирования может испортить хорошую работу. В сегодняшней статье я бы хотела поговорить о правилах кадрирования фотографий с людьми.

Для начала, предлагаю всем своим читателям вспомнить о незыблемых правилах композиции, о которых я писала в своей статье «». Понимание этих основ поможет лучше понять и правила кадрирования.

Так же небольшая памятка для новичков Photoshop. Кадрировать документ можно несколькими способами. Первый – с помощью специализированного инструмента Crop (Кадрирование) – он позволяет выделить необходимые прямоугольные или квадратные границы кадрирования. После нажатия клавиши Enter и подтверждения действия – кадрирование обрезает все слои документа под выбранный размер. Так же можно воспользоваться инструментом «Прямоугольное выделение » для того чтобы обозначит границы кадрирования и выбрать пункт меню «Изображение — Кадрировать »

Теперь перейдем к самой сути вопроса. В данной статье я хочу рассказать о тех правилах кадрирования, к которым чаще всего прибегаю в своей работе. Естественно, это будет не весь список возможных вариантов, так как в любом случае можно придумать что-то новое. Уместным здесь будет повторить слова известного фотохудожника Стивва Маккари из вышеупомянутой статьи о композиции «Правила – это важно, но никто не мешает вам нарушать эти правила в поисках собственного стиля». Главное, чтобы этот поиск не привел к невежеству! Это уже мои слова, поэтому…

Правило 1. Старайтесь «НЕ резать» фотографии по суставам. Это создает иллюзию ненужных границ, переломов в теле. Как правило, для кадрирования выбирают следующие части: лицо крупным планом (об этом подробнее чуть позже), голова и плечи, по грудь, ниже линии талии, выше колен, и в полный рост, избегая при этом кадрирования по суставам. Лучше всего это продемонстрирует следующее изображение.

Правило 2. Соблюдайте равные отступы. А вот тут уже посложнее, так как достаточно сложно определиться, какие границы считать точкой отсчета для этих самых отступов. Как правило, это границы черт лица, например, линия подбородка, линия губ или линия бровей, или контрастные по цвету элементы, например, линия шапки или линия мочки уха, на которую падает локон темных волос. Опять же посмотрим, как это происходит на практике.

Как вы видите на изображении выше, границами для отступов нам послужили следующие линии. По горизонтали — линия подбородка, линия лба с контрастным переходом на волосы. По вертикали – линия левой брови и линия контрастной, затемненной пряди волос (где явно виден световой переход).

Правило 3. Избегайте эффекта бесконечной шеи. Если вы берете крупный план головы и шеи, то лучше к нему добавить и элемент одежды или плечи, в общем сделать так, чтобы шея казалась законченной.

Правило 4. Пользуйтесь правилом двух третей при кадрировании портретов с фоном, не забывая об отступах.

Кстати говоря, в инструмент Crop уже заложено правило двух третей. Обратите внимание на сетку, которая появляется при использовании этого инструмента. Диапазон уже разбит на 9 равных частей.

Эти простые 4 правила я использую при кадрировании фотографий. Они позволяют сделать работу гармоничной и презентабельной, а это очень важно при наполнении, например, сайта контентом. Ведь общее впечатление о площадке и тем более о его покупательской способности складывается не только благодаря красоте и дизайнерским штучкам, но и таким простым вещам как фотографии, наполняющие сайт. И тут все должно быть правильно.

Самая частая ошибка у тех, кто только начинает заниматься фотографией, — неправильное кадрирование. В итоге люди получаются на снимках с обрезанными кистями рук, на заднем плане фотографии видны фрагменты чьих-то человеческих тел.

Тогда как нужно уметь правильно кадрировать изображение, и делать это в зависимости от того, какое впечатление вы хотите произвести на зрителя своим портретом. Портрет нужно снимать длиннофокусным объективом или полтинником.

Снимая портрет, фотограф старается передать внутренний мир человека. А для того, чтобы зритель проникся симпатией к нему, автору фотографии нужно почувствовать свою модель, а для этого ему нужно пообщаться с ней, понять, что это за человек, чем он живет, что его волнует в жизни. Фотографу сначала нужно «раскрыть» портретируемого, и лишь потом нажимать на кнопку спуска.

На лице портретируемого, снятого крупным планом, всегда будут видны дефекты кожи — различные прыщики, морщинки и т.д. Если человек устал или плохо себя чувствует. На портрете, снятом крупным планом все это будет очень заметно и мало кому понравится. Фокусироваться нужно всегда по глазам. При этом глаза должны находиться в зоне идеальной резкости.

Правило направления

Если человек на портрете смотрит в «глухую стену» границы кадра – зритель в этом кадре чувствует себя неуютно. Вот поэтому и для взгляда портретируемого нужно оставлять в кадре немного «воздуха».

Правило третей

Если при съемке портрета вы решили обрезать макушку головы, фотографируйте в вертикальном положении кадра так, чтобы глаза модели располагались на воображаемой линии, делящей кадр на три части. Так вы сделаете их более выразительными.

Если же вы вводите в портрет кисти рук человека, обрезать их ни в коем случае нельзя.

Поясной портрет — самый популярный и распространенный. Так фотографируют друзей и родных для семейного альбома. Только не обрезайте руки по локоть.

Если в кадр решили включить в портретное фото ноги человека, никогда не обрезайте их по линии колен. Выше — можно. Ниже — тоже. В случае портрет чуть ниже колен внимание зрителя с глаз человека уже переключается на его фигуру в целом: красивые изгибы фигуры, рук, ног модели. В таком варианте портрета Тут тоже нужно поработать с позой. Попросите портретируемого принять удобное ему положение тела. Пусть он развернется в вашу сторону, например, боком и повернет голову в сторону объектива. Возможно, модель будет хорошо смотреться с руками, согнутыми в локтях.

В таком виде портрета фотографы очень часто допускают одну ошибку. Заключается она в том, что человека снимают широкоугольным объективом, так как он не умещается в кадр в полный рост. Чаще всего так поступают из-за нехватки места в помещения. При съемке широкоугольником очень сильно искажаются пропорции человека, а завалы по углам кадра становятся чересчур заметными.

Портрет в полный рост обычно снимают, когда хотят рассказать о профессии, привычках, манерах поведения портретируемого. Если вы фотографируете женщину, особенно молодую, стройную и красивую, то было бы очень хорошо, если бы она была в обуви на высоком каблуке. В таком случае ее ноги визуально зрителю кажутся несколько длиннее.

В этом уроке по обработке фотографии вы узнаете, как правильно кадрировать изображения и несколько способов использования инструмента

Для фоторедакторов этот инструмент чрезвычайно важен и нужен, благодаря кадрированию фотография приобретает совершенно иной вид. Мы можем обрезать края изображения и создать тем самым новую композицию или убрать из кадра ненужные объекты, расположенные на границах фотографии.

Когда следует кадрировать изображение?

Очень часто из-за нехватки времени мы вынуждены пренебрегать построением правильной композиции в кадре непосредственно во время съемки.Но благодаря программе Photoshop у нас есть возможность менять композицию уже после съемки при помощи инструмента

Также у этого инструмента есть дополнительные функции, созданные для обучения основам построения композиции, например, ПРАВИЛУ ТРЕТЕЙ.

С помощью КАДРИРОВАНИЯ мы можем не только избавляться от лишних объектов в кадре, но и исправлять весьма распространенные ошибки. Например, мы можем скорректировать заваленный на фотографии горизонт, который является грубой ошибкой и раздражает зрителей не меньше криво висящей на стене картины.

Иногда возникают трудности при подготовке снимков к печати, когда соотношение сторон кадрированного изображение не соответствует соотношению сторон изображения, которое не обрезалось. Особенно эта проблема существенна, если вы хотите объединить фотографии в одну серию.

Улучшаем композицию

Просматривая отснятый материал, мы выбираем самые удачные фотографии, и как часто бывает, таких фотографий очень мало. Шансы получить хороший кадр увеличиваются, если пользоваться ПРАВИЛОМ ТРЕТЕЙ.

Согласно этому композиционному приему, кадр делится на девять равных частей при помощи сетки. Помещая объекты съемки в создаваемые сеткой отсеки, на пересечении линий или же вдоль линий, мы в разы улучшаем композицию фотографии.

Подойдите к процессу кадрирования творчески, используйте квадратную рамку вместо стандартной, зачастую такой вариант смотрится более эффектно.

Используем режим наложения сетки кадрирования

1. Нарисуйте квадрат

Откройте исходное изображение (CTRL+O). Выберете на панели инструментов – РАМКА/КАДРИРОВАНИЕ. Удерживая клавишу Shift (эта комбинация делает область кадрирования квадратной) выделите область, которую хотите оставить. Область, которая после кадрирования будет удалена, окрасится в прозрачный серый, а нетронутый фрагмент изображения сохранит стопроцентную видимость.

2. Сохраняйте баланс

На панели параметров установите режим просмотра ЭКРАН и ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ.

Перетащите квадрат кадрирования так, чтобы пересечения линий расположились поверх глаз модели. Далее установите курсор мышки за квадратом кадрирования и поверните его, чтобы изменить угол наклона головы модели и достичь симметрии.

3. Творческий подход к кадрированию

Теперь перетащите квадрат кадрирования вправо, чтобы оставить за его границей левую часть лица модели. Результат по-прежнему отвечает ПРАВИЛУ ТРЕТЕЙ: глаз, нос и рот находятся в левой трети, волосы в средней, а в правой трети пустое пространство.

4. Изменение настроек экрана кадрирования

Область за пределами окна кадрирования по умолчанию отображается серым полупрозрачным экраном, что помогает сконцентрироваться непосредственно на фрагменте, который останется после кадрирования.

Если вы хотите полностью скрыть область, которая будет отсечена, вы можете изменить ее прозрачность. Для этого на панели параметров установите НЕПРОЗРАЧНОСТЬ на 100% .

Так же вы можете выбрать любой цвет для отображения отсекаемой области.

Исправляем ошибки путем кадрирования


Помимо улучшения композиции, кадрирование также позволяет исправлять некоторые ошибки, допущенные при съемке. Чтобы охватить весь пейзаж, пришлось максимально уменьшить масштаб, в итоге в кадр попали края бленды. Также на фото немного завален горизонт, но к счастью, есть возможность исправить такие помарки при помощи кадрирования.

Выбираем инструмент – РАМКА/КАДРИРОВАНИЕ, на панели параметров нажимаем кнопку ИЗОБРАЖЕНИЕ – это позволит сохранить исходное соотношение сторон фотографии. Наводим курсор мышки на левый верхний угол фотографии и перетаскиваем его так, чтобы оставить за областью кадрирования вошедшую в кадр бленду.

Чтобы исправить заваленную линию горизонта, установите курсор за рамкой кадрирования и поверните ее так, чтобы линия горизонта шла параллельно горизонтальным линиям сетки.

Изменение размера

Иногда, отправляя на печать серию фотографий, мы получаем частично нормально напечатанные фотографии, которые занимают весь лист фотобумаги, а частично обрезанные. Сейчас мы ознакомим вас с пошаговым руководством правильного и точного кадрирования.

Как изменять размер фотографии?

1. Выбираем масштаб

Откройте исходное изображение. Выберете инструмент – РАМКА/КАДРИРОВАНИЕ, в левой части панели параметров нажмите на стрелочку, расположенную рядом с иконкой инструмента и из представленных пресетов кадрирования выберете 5 inch x 7 inch 300 ppi (5 дюймов x 7 дюймов, 300 пикселей на дюйм).

2. Изменяем ориентацию фотографии

По умолчанию пресет создаст ориентацию для портретной фотографии, но нам необходим альбомный формат. Для переключения ориентации в панели параметров есть специальная кнопка в виде двойной стрелки.

Доброго вам времени суток, уважаемые посетители моего блога. Случалось ли у вас такое, что вы фотографируйтесь, и тут БАЦ...и в кадр попал какой-нибудь чужеродный элемент, типа мужчины, женщины или ребенка, пробегавшего мимо, да еще и в кадр посмотрел как будто так и надо было. У меня лично такие случаи бывали и не раз. Я еще думал: «Вот негодяй! Откуда ты тут взялся?»

Еще бывает такое, что фотография получилась кривовата и тогда приходится хитро выеживаться, чтобы сделать фото прямее. Но я вам покажу как облегчить этот процесс. Вы узнаете как кадрировать в фотошопе любое изображение. В этом нам поможет инструмент «Рамка» .

С помощью рамки мы сможем:

  • Выпрямить кривое (под наклоном) изображение
  • Обрезать нежелательные объекты
  • Вырезать с изображения только нужный фрагмент (идеально для аватарок)
  • И многое другое.

Итак, вы готовы. Ну тогда давайте посмотрим как пользоваться этим инструментом.

Ну начнем мы пожалуй с обрезки. На фото вы видите, как какой-то типчик влез в кадр сбоку, хотя его явно здесь не планировалось ставить. Вот тут-то нам и поможет кадрирование, т.е. рамка (Pan Crop).


Кстати на это фотке можно обрезать не только с левого боку, но и с левого верхнего угла. Для этого наведите на левый верхний угол фотографии пока не появится двойная диагональная стрелочка. И опять же, зажав левую кнопку мыши, тащите вниз и влево до тех пор, пока не закроется темным ненужное пространство. Этим вы обрежете не только этого чудака, но и верхний кусок (если это необходимо).

В общем суть в том, что с какой стороны вам нужно обрезать объект, с той стороны и тяните. Инструмент просто замечательный для таких вещей.

Выравнивание фотографии

Как я и говорил выше, мы можем не только обрезать лишние объекты, но и выравнивать кривые фотографии. Посмотрим на примере. Допустим у нас есть фотография, которая наклонена.


Единственный минус при этом способе, так это то, что обрезается небольшая часть фотографии. Т.е. для достижения ровности фотографии немного нужно обрезать по краям. Как-то так. Но как правило этим можно пожертвовать. Например в нашем случае уж точно. Ну что, с этим способом всё получилось? Ну и прекрасно.

Вырезание фрагмента

Еще одна неплохая область применения этого инструмента, так это вырезание фрагмента изображения. Я, например, такую фишку постоянно использую для создания аватарок для контакта, почты, форумов и т.д. Очень полезная вещь.

Допустим у вас есть фотография, где много нежелательных объектов и для аватарки вы хотите вырезать только себя.


Вот так. Вроде всё понятно объяснил, но если остались какие-то вопросы или непонятки, то не стесняйтесь и задавайте.

Еще, если вы заметили, то при кадрировании фотография (изображение) делится на 9 частей, т.е. ее разделяют 3 вертикальные и 3 горизонтальные линии. Этот эффект называется «Правило третей» . Это правило подразумевает условное деление изображение тремя горизонтальными и тремя вертикальными линиями. И считается, что лучше всего внимание акцентируется не в центре, а на пересечении этих линий.

Многие фотографы и художники используют эти правила. Так что если вы хотите следовать этому правилу третей, то вы можете сдвинуть изображение так, чтобы ключевой объект оказался на пересечении линий.

Кадрирование с соотношением сторон

Ну и давайте расскажу вам про маленькую фишечку. По умолчанию кадрирование идет в свободном плавании. Т.е. все зависит от того, как вы будете дергать мышкой вверх-вниз и вправо-влево. Получается произвольное соотношение сторон.

Но вы можете задать это соотношение сами. Для этого в режиме рамки перейдите в свойства инструмента. Там вы увидите 2 ячейки со стрелочками между ними. Тут вы и можете задать соотношение. Например если вы напишете в левой ячейке 2, а в правой 1, то процесс у вас будет происходить равномерно и кадрирование по горизонтали всегда будет в два раза больше, чем по вертикали.

Также вы можете задать соотношение из списка шаблонов. Для этого просто там же в свойствах инструмента Рамка откройте выпадающий список. Если вы выберете 1:1, то выделение у вас будет ровное и квадратное, если 16:9, то как вы поняли, кадрироваться будет всё в этом соотношении. Надеюсь, что суть вы уловили? Думаю, что да.

Более подробно про инструмент рамка, а также все другие инструменты вы можете изучить в этом превосходном видеокурсе . С помощью него любой новичок может освоить фотошоп за 1-2 недели, если уделять по часу в день. Уроки просто великолепные, смотрятся взахлёб. В общем очень вам рекомендую.

Ну а на этом я наш сегодняшний урок заканчиваю и очень надеюсь, что он вам понравился. Не забудьте подписаться на обновление статей моего блога, тогда вы будете в курсе всего интересного самыми первыми. Увидимся с вами в следующих уроках. Пока-пока!

С уважением, Дмитрий Костин.