СЦЕНАРИЙ "12 МЕСЯЦЕВ"
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Злая мачеха
Родная дочь мачехи
Падчерица
Принцесса
Профессор
Снежинки -6
12 месяцев :
Сентябрь
1. Во дворце
2. В доме мачехи
3. В зимнем лесу
4. В доме мачехи
5. Во дворце
6. В зимнем лесу
НАЧАЛО: Музыкальное вступление – исполнение песни МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА
Людям свойственно мечтать,
Жить, даря любовь и ласку!
Замечательную сказку
Мы решили показать.
Сцена I во дворце.
(Принцесса, профессор, министр)
дворцовые покои, зал для уроков, стол, кресло, чернильница
Уже прошло 5 лет, как король оставил этот мир, оставив профессору заботу о принцессе. А юная принцесса мнит себя королевой, капризна и беспечна. Что ж сделаешь, с рождения росла без матери и привыкла всем указывать.
На сцену выходит профессор.
Принцесса (за сценой):
Профессор, где вы?
Профессор:
Я здесь дитя! Пора начинать наш урок. Приступим, Ваше Величество. Повторим правила написания.
Принцесса:
О, право это все так скучно. Каждый раз одно и то же: учись, учись...
Профессор:
Ваше Величество, вы бываете, упрямы, но если вы хотите стать королевой, то вам нужно учиться!
Принцесса:
Надоело, учиться, учиться, учиться... Только это и знаете. Вот издам сейчас указ и велю всех казнить. (Топает ногой)
Профессор:
Помилуйте, Ваше Величество, за что такая немилость?!
Принцесса (капризно):
За то, что я снова разозлилась. Вы меня все время поучаете, надоело. Ладно, сделаю одно задание, и велите обед нести. Ну, что там у вас?
Профессор (диктует):
- "Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит!"
Принцесса (капризно):
Этот стих такой длинный, и сейчас не весна, а Рождество. Не буду так писать…
Профессор:
Но ведь поэт написал так
Принцесса:
А я вот хочу написать "Травка блестит" или только "Травка зеленеет". И попробуйте мне только возразить. Я - королева, а не ребенок!
Принцесса начинает старательно выводить строчку, и в то же время смотрит в окно.
Принцесса:
Какая метель за окном, завывает и метет. Хочу весны. Точно, пусть придет весна!
Профессор:
Но, Ваше Величество, этого не может быть. Весна наступит, лишь, когда кончится зима.
Принцесса:
Вот опять вы мне перечите.
Принцесса зовет министра.
Принцесса (Министру):
Прикажите зиме, пусть она уходит, а весна пусть наступить. Хочу, чтобы сугробы растаяли, а травка зеленела и росла. И птички пусть поют.
Профессор:
Но, Ваше Величество, а как же праздники? Новый год, Рождество?
Принцесса:
Праздники отменить. Пока не доставят цветы мне в покои, никакого Нового года не будет!
Профессор:
Но, первые цветы появятся только в апреле...
Принцесса (удивленно):
В апреле? А что за цветы?
Профессор:
Подснежники.
Принцесса:
Да как они смеют, только в апреле...
Профессор:
В середине зимы подснежников не бывает - это закон природы. А в конце декабря весны не будет.
Принцесса:
А сегодня что?
Профессор:
Конец декабря. А после, начало января. Потом февраль, март, и только потом апрель.
Принцесса:
Нет, января не будет до тех пор, пока мне не принесут подснежники. А кто принесет эти цветы, велю обменять их на золотые монеты.
Принцесса (обращается к Министру):
Министр! Немедленно готовьте Указ: Цветы во дворец!
Сцена II. В доме мачехи.
(Мачеха, Дочка, Падчерица)
деревенская избушка.
Мачеха (дочке):
Надоело дома сидеть.
Дочь: Так устала от сиденья-
Просто нету сил лежать!
Мачеха: Надоело сидеть дома. Я люблю ходить к знакомым.
Поболтать, Сплетни новые послушать.
Дочь:
Как всегда, развесив уши…
Ну, а я люблю покушать
И поспать.. (засыпает)
Глашатый -
Королевский Указ: Ждет того награда, кто подснежник принесет во дворец под Новый год!
Мачеха (дочке):
Слышала? Где наша корзина?!
Начинают искать.
Мачеха (о Падчерице):
Где эта лентяйка ходит. Мы её пошлем!
Появляется Падчерица с вязанкой дров.
Мачеха:
Где ты ходишь?! Мы уже целый час тебя ждем.
Дочка:
Вечно где-то ходишь, бродишь...
Падчерица:
Ходила за хворостом.
Дочка и мачеха (хором):
А теперь пойдешь в лес за подснежниками!
Падчерица:
Что вы, какие в лесу подснежники зимой?
Мачеха:
Опять споришь? Сказано, бери корзину, ступай в лес и без подснежников не смей возвращаться!
Выталкивает падчерицу за дверь.
Мачеха: Моя ласточка,а ты
Приготовься, к Королеве
По утру с тобой пойдем:
Ей цветочки отнесем
И получим денег море,
Знать ни в чем не станем горя!
(уводит Дочку за кулису)
Дочь: Мы получим денег - море! И не будем знать мы горя! (Уходят)
Сцена III. Заснеженный лес.
(Падчерица, братья-месяцы)
На сцене появляются девочки - снежинки
(под музыку вьюги)
1 снежинка:
Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.
2 снежинка
Покружимся над садом
В холодный день зимы
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы.
3 снежинка
Танцуем над полями,
Ведем, свой хоровод,
Куда, не знаем сами,
Нас ветер понесет.
4 снежинка:
На сосне и на берёзе
Бахрома -
Белой пряжей
Их запутала зима.
5 снежинка:
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
6 снежинка:
Снег, снег ложится,
Темная ночь кружится!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
ТАНЕЦ СНЕЖИНОК
Падчерица:
Страшно очень в лесу ночью
От злой стужи умирать,
Эх, подснежники-цветочки,
Вас весной мне не видать.
Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев.
Мороз справляет торжество,
Метель седая злится.
Кому еще под Рождество
Вдруг дома не сидится?
Открывается картина: у волшебного костра сидят братья-месяцы.
Месяц Февраль:
Кто это там бродит среди деревьев? Выходи на свет.
Падчерица:
Здравствуйте. Можно мне немного погреться у вашего костра?
Январь:
Проходи к огню, грейся. Ближе, садись.
Ноябрь:
Я её здесь часто вижу.
Падчерица:
Обычно за валежником
Я в лес хожу зимой,
Набрать в лесу подснежников
Вдруг велено самой…
Самою королевой!
И мачехой моей
Не смела я ослушаться,
Хотя смешить людей
По правде не охота.
И Девочка заплакала.
Месяц Март:
Не плачь, мы сможем, помочь беде твоей!
Перестань, наш старший братец,
Свет Январь, метель кружить!
Апрель:
Можешь посох одолжить?
Полчаса,поверь, мне хватит.
О земь посохом ударь!
Январь:
Я не против- как Февраль?
Февраль:
Я не против, чего мне?
Дам дорогу я весне!
Братья передают друг другу посох и стучат им об землю. Последним берет посох Апрель.
Апрель:
Иди, скорее собирай свои подснежники. Мы на полчаса для тебя весну сделали.
МУЗЫКА Девочка убегает собирать подснежники и возвращается с корзинкой цветов.
Падчерица (радостно):
Спасибо, дорогие братцы! Спасли меня от гнева Вы Мачехи моей!
Июнь:
За добро всегда добром платят. Ну, теперь иди домой смело. И вот что еще...
Протягивает Девочке кольцо.
Июль: (обращается к месяцу в небе)
Месяц, брат ты наш небесный!
Нашу гостью проводи
И до дому доведи.
Октябрь:
Ты кольцо наше храни!
Сентябрь:
Никому не говори,
Ты, красавица о нас!
Падчерица:
Не скажу!
Август (провожают её, машут вслед)
Ну, в добрый час!
Сцена IV. В доме Мачехи
Дочь:
Кто-то в дверь стучится. Может зверь? Или метель бьется?
Входит в дверь Падчерица и ставит корзину перед Мачехой и ее Дочкой.
Падчерица (устало): Ну, а я пошла за печку, Греться в теплое местечко! (уходит в центральную кулису)
Дочь: Бежим скорее во дворец!
Мачеха: Ах, я смертельно рада!
Дочь: Я попрошу большой ларец
С огромною наградой! (Убегают вправо)
Спешно одеваются и уходят.
Сцена V. Во дворце.
(Профессор, Министр, Принцесса)
тронный зал, наряженная елка, на троне сидит принцесса.
Министр:
С Новым годом вас, Ваше Величество!
Принцесса:
Вы что, совсем не понимаете? Я же сказала, что без цветов Новый год не наступит!
Профессор (нервно):
Ваше Величество - это же шутка?
Принцесса:
Мне не до шуток. Так где цветы? Принесите мне их срочно!
Профессор:
Но, Ваше Величество, в канун Рождества в лесу - только метели!
Принцесса (раздраженно):
Вы снова мне посмели перечить?!
Вдруг за сценой слышится шум. Министр уходит узнать что там такое.
Появляются Министр, Мачеха и Дочка.
Профессор (увидев цветы):
Я, наверное, схожу с ума. Там- цветы!!! Весна - зимой? О, Боже!!!
Принцесса (радостно):
Профессор, ну, что я вам говорила? Давайте цветы сюда! Где вы их взяли?
Мачеха (запинаясь):
Мы с утра с Дочкой и всю ночь среди сугробов в лесу плутали, плутали и вдруг нашли цветы.
Принцесса (удивленно):
Мачеха (толкая дочку локтем):
Продолжай ты!
Дочка:
Ну вот идем по чаще и видим птичка сидит и зовет весну...
Принцесса:
Кого зовет?
Дочка (толкая в бок Мачеху):
Продолжай!
Мачеха:
Ну, весну зовет, ну,... солнце там,... цветенье! И расцвели цветы от ее пенья...
Министр (недоверчиво):
Не может быть!
Мачеха:
Ну мы быстрей наВрали целую корзину!
Дочка (толкает Мачеху в бок):
Не наВрали, а НаРвали!
Мачеха:
А я что говорю, нарвали и сразу во дворец.
Дочка:
Чтобы за них получить золото. Вот.
Принцесса (важно и величественно):
Министр, наградите их. Насыпьте корзину золота.
Принцесса (обращается к мачехе и дочке):
Немедленно отведите нас туда, где вы нашли цветы! Иначе прикажу вас казнить!
Мачеха и Дочь падают на колени в испуге.
Мачеха:
Ваше Величество, помилуйте. Спасите, пощадите! Это не мы цветы нашли, а наша лентяйка.
Дочка:
Да, да это все моя сестра. Вы у нее спросите.
Принцесса:
Сестру сюда доставьте! Нет лучше мы за ней заедем по дороге. Карету мне. Немедленно!
Сцена VI. В зимнем лесу.
(Принцесса, Профессор, Министр, Мачеха с Дочкой, Падчерица, 12 братьев-месяцев)
На сцене Принцесса, Мачеха и Дочка. Мачеха молча показывает на Падчерицу.
Падчерица в это время рассматривает колечко и любуется им.
Принцесса подкрадывается к Падчерице.
Принцесса:
Ну-ка покажи мне свое колечко и покажи, где растут подснежники зимой!
Падчерица (испуганно):
Принцесса (нетерпеливо):
Я - Королева! А ну живо рассказывай.
Падчерица:
Но там нет больше цветов.
Принцесса (нетерпеливо):
А где взяла их?
Падчерица:
Я не могу сказать. Это секрет!
Принцесса (в гневе):
Что?! От меня секреты!!! Казнить!!! Ах, да... давай сюда кольцо!
Вырывает колечко, оно падает и катится.
Падчерица:
Ах, милый братцы, придите мне на помощь.
Братья-месяцы выходят на сцену
Январь:
Звала ты нас? Мы пришли.
Мачеха:
А это кто?
Принцесса (Январю):
Кто ты такой!
Мачеха (громко, догадалась):
Наверное, он - Снеговик!
Дочка (ехидно на Мачеху):
А вы тогда - Снежная баба!
Мачеха:
Да как посмела родную мать бабой снежною обозвать?
Дочка:
А вы точно как снежная баба. Такая же холодная и злая, как собака.
Мачеха и Дочка начинают ругаться и друг друга обзывать.
Вот сцепились, словно собаки. По делам и награда!
Март:
Глянь, превратились в двух собак.
Принцесса (испугано):
Я, хоть и Королева, но я боюсь. Я не хотела вас обидеть.
Принцесса (показывает на министра):
Это все он. Он писал указы.
Министр:
Ну, вот опять нашла крайнего.
Январь (Принцессе):
Ты лучше попроси прощенья у всех тех, кого обидела.
Принцесса (обращается к министру, профессору):
Простите меня за то, что я была горда, упряма, капризна, не учтива. Обещаю, я исправлюсь.
Принцесса (обращается к Падчерице): - И ты меня прости за все. Мы с тобою обе сиротки.
Падчерица(прислушивается) : ой, слушайте, часы бьют, оставим все обиды в прошлом году!
Лесом частым,
Полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет.
Так давайте скажем дружно:
ВМЕСТЕ «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ О СНЕЖИНКЕ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Злая мачеха
Родная дочь мачехи
Падчерица
Принцесса
Профессор
Министр
12 месяцев
СЦЕНЫ:
1. Во дворце
2. В доме мачехи
3. В зимнем лесу
4. В доме мачехи
5. Во дворце
6. В зимнем лесу
НАЧАЛО: Музыкальное вступление.
Сцена I во дворце.
(Принцесса, профессор, министр)
Антураж: дворцовые покои, зал для уроков, стол, кресло, чернильница
На сцену выходит профессор.
Принцесса (за сценой):
- Профессор, где вы?
Профессор:
- Я здесь дитя! Пора начинать наш урок. Приступим, Ваше Величество. Повторим правила написания.
Принцесса:
- О, право это все так скучно. Каждый раз одно и то же: учись, учись...
Профессор:
- Ваше Величество, вы бываете, упрямы, но если вы хотите стать королевой, то вам нужно учиться!
Принцесса:
- Надоело, учиться, учиться, учиться... Только это и знаете. Вот издам сейчас указ и велю всех казнить. (Топает ногой)
- Вы забывает, что слово "помиловать", писать длиннее, чем слово "казнить"
Профессор:
- Помилуйте, Ваше Величество, за что такая немилость?!
Принцесса (капризно):
- За то, что я снова разозлилась. Вы меня все время поучаете, надоело. Ладно, сделаю одно задание, и велите обед нести. Ну, что там у вас?
Профессор (диктует):
- "Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит!"
Принцесса (капризно):
- Этот стих такой длинный, и сейчас не весна, а Рождество. Не буду так писать..
Профессор:
- Но ведь поэт написал так
Принцесса:
- А я вот хочу написать "Травка блестит" или только "Травка зеленеет". И попробуйте мне только возразить. Я - королева, а не ребенок!
Принцесса начинает старательно выводить строчку, и в то же время смотрит в окно.
Принцесса:
- Какая метель за окном, завывает и метет. Хочу весны. Точно, пусть придет весна!
Профессор:
- Но, Ваше Величество, этого не может быть. Весна наступит, лишь, когда кончится зима.
Принцесса:
- Вот опять вы мне перечите.
Принцесса зовет министра.
Принцесса (Министру):
- Прикажите зиме, пусть она уходит, а весна пусть наступить. Хочу, чтобы сугробы растаяли, а травка зеленела и росла. И птички пусть поют.
Профессор:
- Но, Ваше Величество, а как же праздники? Новый год, Рождество?
Принцесса:
- Праздники отменить. Пока не доставят цветы мне в покои, никакого Нового года не будет!
Профессор:
- Но, первые цветы появятся только в апреле...
Принцесса (удивленно):
- В апреле? А что за цветы?
Профессор:
- Подснежники.
Принцесса:
- Да как они смеют, только в апреле...
Профессор:
- В середине зимы подснежников не бывает - это закон природы. А в конце декабря весны не будет.
Принцесса:
- А сегодня что?
Профессор:
- Конец декабря. А после, начало января. Потом февраль, март, и только потом апрель.
Принцесса:
- Нет, января не будет до тех пор, пока мне не принесут подснежники. А кто принесет эти цветы, велю обменять их на золотые монеты.
Принцесса (обращается к Министру):
- Министр! Немедленно готовьте Указ: Цветы во дворец!
Сцена II. В доме мачехи.
(Мачеха, Дочка, Падчерица)
Антураж: деревенская избушка.
Мачеха (дочке):
Сегодня - Рождество! В церкви целый день песни поют. Надоело дома сидеть. Может к кому в гости сходить...
Глашатый:
- Королевский Указ: Ждет того награда, кто подснежник принесет во дворец под Новый год!
Мачеха (дочке):
- Слышала? Где наша корзина?!
Начинают искать.
Мачеха (о Падчерице):
- Где эта лентяйка ходит. Мы её пошлем!
Появляется Падчерица с вязанкой дров.
Мачеха:
- Где ты ходишь?! Мы уже целый час тебя ждем.
Дочка:
-Вечно где-то ходишь, бродишь...
Падчерица:
- Ходила за хворостом.
Дочка и мачеха (хором):
- А теперь пойдешь в лес за подснежниками!
Падчерица:
-Что вы, какие в лесу подснежники зимой?
Мачеха:
- Опять споришь? Сказано, бери корзину, ступай в лес и без подснежников не смей возвращаться!
Выталкивает падчерицу за дверь.
Мачеха (дочери):
- Если эта лентяйка наберет подснежников, то мы отнесем их королеве, получим много денег. Ох, и заживем тогда!
Сцена III. Заснеженный лес.
(Падчерица, братья-месяцы)
Падчерица:
- Целый день брожу по снегу, и метелица метет. Страшно-то, как и холодно. Сил нету уже, и домой идти боюсь. Видно, придется мне здесь смерть свою встречать...
Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев.
Открывается картина: у волшебного костра сидят братья-месяцы.
Месяц Февраль:
- Кто это там бродит среди деревьев? Выходи на свет.
Падчерица:
- Здравствуйте. Можно мне немного погреться у вашего костра?
Январь:
- Проходи к огню, дитя. Ближе, садись.
Декабрь:
- Я её здесь часто вижу.
Апрель:
- Что же ты делаешь в лесу в такое время?
Девочка:
- Мачеха послала меня в лес за подснежниками. И сказала без них не возвращаться. А какие подснежники зимой?
И Девочка заплакала.
Месяц Январь (говорит остальным):
- Ну что братцы, поможем?
Братья (хором):
- Поможем.
Братья передают друг другу посох и стучат им об землю. Последним берет посох Апрель.
Апрель:
- Иди, скорее собирай свои подснежники. Мы на пол час для тебя весну сделали.
Девочка убегает собирать подснежники и возвращается с корзинкой цветов.
Девочка (радостно):
- Большое спасибо, дорогие братцы-месяцы! Вы меня спасли от лютой смерти.
Апрель:
- За добро всегда добром платят. Ну, теперь иди домой смело. И вот что еще...
Протягивает Девочке кольцо.
Апрель:
- Вот тебе кольцо волшебное. Если мы тебе будем нужны, просто брось его, и мы придем. Только никому не говори о том что видела и слышала у этого костра.
Сцена IV. В доме Мачехи
Дочь:
- Кто-то в дверь стучится. Может зверь? Или метель бьется?
Входит в дверь Падчерица и ставит корзину перед Мачехой и ее Дочкой.
Падчерица (устало):
- Вот вам подснежники. Ну я пошла отдохну и погреюсь возле печки.
Дочка:
- Мамка, смотри, принесла таки! Чего мы ждем? Бежим во дворец за наградой!!!
Спешно одеваются и уходят.
Сцена V. Во дворце.
(Профессор, Министр, Принцесса)
Антураж: тронный зал, наряженная елка, на троне сидит принцесса.
Профессор:
- С Новым годом вас, Ваше Величество!
Министр:
- И с Рождеством!
Принцесса:
- Вы что, совсем не понимаете? Я же сказала, что без цветов Новый год и Рождество не наступит!
Профессор (нервно):
- Ваше Величество - это же шутка?
Принцесса:
- Мне не до шуток. Так где цветы? Принесите мне их срочно!
Профессор:
- Но, Ваше Величество, в канун Рождества в лесу - только метели!
Принцесса (раздраженно):
- Вы снова мне посмели перечить?!
Вдруг за сценой слышится шум. Министр уходит узнать что там такое.
Появляются Министр, Мачеха и Дочка.
Профессор (увидев цветы):
- Я, наверное, схожу с ума. Там- цветы!!! Весна - зимой? О, Боже!!!
Принцесса (радостно):
- профессор, ну, что я вам говорила? Давайте цветы сюда! Где вы их взяли?
Мачеха (запинаясь):
- Мы с утра с Дочкой и всю ночь среди сугробов в лесу плутали, плутали и вдруг нашли цветы.
Принцесса (удивленно):
- А что дальше?
Мачеха (толкая дочку локтем):
- Продолжай ты!
Дочка:
- Ну вот идем по чаще и видим птичка сидит и зовет весну...
Принцесса:
-Кого зовет?
Дочка (толкая в бок Мачеху):
- Продолжай!
Мачеха:
- Ну, весну зовет, ну,... солнце там,... цветенье! И расцвели цветы от ее пенья...
Министр (недоверчиво):
- Не может быть!
Мачеха:
- Ну мы быстрей наВрали целую корзину!
Дочка (толкает Мачеху в бок):
- Не наВрали, а НаРвали!
Мачеха:
- А я что говорю, нарвали сразу во дворец.
Дочка:
- Чтобы за них получить золото. Вот.
Принцесса (важно и величественно):
- Министр, наградите их. Насыпьте корзину золота.
Принцесса (обращается к мачехе и дочке):
- Немедленно отведите нас туда, где вы нашли цветы! Иначе прикажу вас казнить!
Мачеха и Дочь падают на колени в испуге.
Мачеха:
- Ваше Величество, помилуйте. Спасите, пощадите! Это не мы цветы нашли, а наша лентяйка.
Дочка:
- Да, да это все моя сестра. Вы у нее спросите.
Принцесса:
Сестру сюда доставьте! Нет лучше мы за ней заедем по дороге. Карету мне. Немедленно!
Сцена VI. В зимнем лесу.
(Принцесса, Профессор, Министр, Мачеха с Дочкой, Падчерица, 12 братьев-месяцев)
На сцене Принцесса, Мачеха и Дочка. Мачеха молча показывает на Падчерицу.
Падчерица в это время рассматривает колечко и любуется им.
Принцесса подкрадывается к Падчерице.
Принцесса:
- Ну-ка покажи мне свое колечко и покажи где растут подснежники зимой!
Падчерица (испуганно):
- Ты кто?
Принцесса (нетерпеливо):
- Я - Королева! А ну живо рассказывай.
Падчерица:
- Но там нет больше цветов.
Принцесса (нетерпеливо):
- А где взяла их?
Падчерица:
- Я не могу сказать. Это секрет!
Принцесса (в гневе):
- Что?! От меня секреты!!! Казнить!!! Ах, да... давай сюда кольцо!
Вырывает колечко, оно падает и катится.
Падчерица:
- Ах, милый братцы, придите мне на помощь.
Братья-месяцы выходят на сцену
Январь:
- Звала ты нас? Мы пришли.
Мачеха:
- А это кто?
Принцесса (Январю):
- Кто ты такой!
Мачеха (громко, догадалась):
- Наверное, он - Снеговик!
Дочка (ехидно на Мачеху):
- А вы тогда - Снежная баба!
Мачеха:
- Да как посмела родную мать бабой снежною обозвать?
Дочка:
- А вы точно как снежная баба. Такая же холодная и злая, как собака.
Мачеха и Дочка начинают ругаться и друг друга обзывать.
Май:
- Вот сцепились, словно собаки. По делам и награда!
Март:
- Глянь, превратились в двух собак.
Принцесса (испугано):
- Я, хоть и Королева, но я боюсь. Я не хотела вас обидеть.
Принцесса (показывает на министра):
- Это все он. Он писал указы.
Министр:
- Ну, вот опять нашла крайнего.
Январь (Принцессе):
- Ты лучше попроси прощенья и у людей и у Бога.
Принцесса (кается):
- Простите меня за то, что я была горда, упряма, капризна, не учтива. Обещаю, я исправлюсь.
Принцесса (обращается к Падчерице):
- И ты, меня прости за все. Мы с тобою обе сиротки.
Падчерица:
- В святое Рождество - всех нас господь простит!
Все встают полукругом и хором говорят:
- С Рождеством Христовым!
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ.
(По мотивам сказки-пьесы С.Маршака.)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
НАСТЕНЬКА
СОЛДАТ
КОРОЛЕВА
МАЧЕХА
ДОЧКА МАЧЕХИ
ПРОФЕССОР
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ
ФРЕЙЛИНА
ПОСОЛ
НАЧАЛЬНИК КОРОЛЕВСКОЙ СТРАЖИ
ГОСТИ
ПРИДВОРНЫЕ
1 СЦЕНА. (Сказочник, Солдат, Настенька)
СКАЗОЧНИК
:
Эта удивительная история произошла в одном Королевстве. А началась она в канун Нового года, т.е. в последний день уходящего. Послушайте и вы эту историю…
Жила-была девушка. И звали ее Настенька. Когда она была еще маленькая, у нее умерла мать, и отец женился на другой женщине. Так у Настеньки появилась мачеха. А потом умер и отец. И осталась Настенька жить с мачехой и ее дочкой. Настеньке приходилось не легко. Она стирала, готовила еду, прибирала дом, топила печь.
Как-то раз, в канун Нового года, мачеха послала Настеньку в лес за хворостом. Там, на лесной поляне, ей повстречался Королевский солдат…
(Музыка. На сцене Настенька и Королевский солдат.)
СОЛДАТ: Здравствуй, милая девушка!
Что привело тебя лес в такой мороз?
НАСТЕНЬКА: Не по своей воле пришла я сюда!
Мачеха меня послала за хворостом! А Вы кто?
СОЛДАТ: Я солдат ее Королевского величества! Пришел за елкой!
Ведь завтра Новый год. Гостей полный Дворец будет!
А ведь елку надо еще и нарядить успеть!
НАСТЕНЬКА: А что, господин Солдат, у Королевы есть дети?
СОЛДАТ: Что ты, девушка! Ей 14 только исполнилось!
Родители у нее умерли и пришлось ей стать Королевой.
НАСТЕНЬКА: Значит она тоже сирота! Жалко ее!
СОЛДАТ: Жалко! И поучить ее уму-разуму некому! А тебя-то как зовут?
НАСТЕНЬКА: Настенькой.
СОЛДАТ: Ну, давай, Настенька, я тебе помогу хворост собрать!
НАСТЕНЬКА: Спасибо Вам, господин солдат!
А я Вам помогу елочку выбрать!
Я знаю здесь хорошую, пушистую!
СОЛДАТ: Да какой же я господин? Просто солдат ее Величества.
А вот если елочку хорошую покажешь, очень я тебе благодарен буду!
(Настенька и Солдат идут собирают хворост. Музыка.
2 СЦЕНА (Сказочник, Профессор, Королева)
СКАЗОЧНИК: А сейчас мы с вами перенесемся в Королевский дворец. У Королевы идет урок правописания. Она пишет под диктовку своего учителя-профессора.
(Музыка. На сцене Королева, она сидит за столом и пишет. Учитель-профессор диктует ей.)
КОРОЛЕВА: Терпеть не могу писать! Все пальцы в чернилах! Ну ладно, диктуйте!
ПРОФЕССОР: Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
КОРОЛЕВА: « В сени к нам летит »… Ну ладно, хватит!
А теперь расскажите мне что-нибудь интересное!
ПРОФЕССОР: Что-нибудь интересное? О чем же?
КОРОЛЕВА: Ну, не знаю, что-нибудь новогоднее… Ведь завтра Новый год.
ПРОФЕССОР: Хорошо! Год, Ваше Величество, состоит из 12 месяцев.
КОРОЛЕВА: В самом деле?
ПРОФЕССОР: Да! И никогда не бывает, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь раньше августа.
КОРОЛЕВА: А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?
ПРОФЕССОР: Это невозможно, Ваше Величество!
КОРОЛЕВА: А если я издам закон и поставлю большую печать?
ПРОФЕССОР: Это не поможет!
КОРОЛЕВА: А я хочу, чтобы был уже апрель! Я очень люблю подснежники! Я их никогда не видела!
ПРОФЕССОР: До апреля осталось совсем немного! Всего 90 дней!
КОРОЛЕВА: 90 дней? Но я не хочу ждать!
ПРОФЕССОР: Ваше Величество! Но законы природы…
КОРОЛЕВА: Я издам новый закон природы!... (задумывается, потом говорит решительно)
Садитесь и пишите: « Травка зеленеет, солнышко блестит, а в нашем Королевском лесу распустились весенние цветы. Посему повелеваю доставить к Новому году во Дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит мою волю, я награжу по-королевски. Я дам столько золота, сколько поместится в его корзинке.» Написали?
ПРОФЕССОР: Да! Но Ваше Величество, это невозможно!
КОРОЛЕВА: Давайте перо, я подпишу! Ставьте печать! И позаботьтесь о том, чтобы все в городе знали мой указ!
3 СЦЕНА (Сказочник, Настенька, Мачеха, Дочка)
СКАЗОЧНИК: А сейчас мы с вами заглянем в дом, где живет Настенька. Как мы уже узнали, она живет с мачехой и сестрой, родной дочкой мачехи. Давайте познакомимся и с ними тоже. Посмотрим, чем они занимаются.
(Музыка. На сцене Мачеха и ее Дочка.)
ДОЧКА: А что, в эту корзинку много золота войдет? (показывает маленькую корзинку) На шубку хватит?
МАЧЕХА: Да что там шубка, на полное приданное хватит!
ДОЧКА: А в эту? (берет корзинку побольше)
МАЧЕХА: А про эту и говорить нечего!
В золото оденешься, в золото обуешься, на золоте есть-пить будешь!
ДОЧКА: Тогда я эту корзинку возьму! Одна беда – подснежников не найти!
Видно посмеяться захотела над нами Королева!
МАЧЕХА: Молодая, вот и придумывает всякую всячину!
ДОЧКА: А вдруг кто-нибудь пойдет в лес и наберет подснежников!
И получит он тогда целую корзину золота!
Надену-ка я свою шубейку и попробую поискать!
МАЧЕХА: Что ты, доченька! Я тебя и за порог не пущу!
Погляди, какая метель разыгралась! Замерзнешь в лесу!
ДОЧКА: Тогда Вы идите, а я цветы во Дворец отнесу!
МАЧЕХА: Что же тебе родной матери не жалко?
ДОЧКА: Жалко!
И Вас, матушка, жалко, и золота жалко, а больше всего себя жалко!
Так и просидишь из-за Вас на кухне у печки! (Закрывает лицо руками, плачет.)
МАЧЕХА: Ну, не плачь, доченька!
Съешь горячего пирожка!
ДОЧКА: Не хочу пирожка, хочу подснежников!
Если не хотите сами идти и меня не пускаете, пусть сестра сходит!
Вон она из лесу возвращается!
МАЧЕХА: А ведь ты права! Отчего бы ей не сходить?
ДОЧКА: Вот и пусть сходит!
(Входит Настенька.)
МАЧЕХА: Подожди раздеваться! Надо тебе еще кое-куда сбегать!
НАСТЕНЬКА: Куда же это? Далеко?
МАЧЕХА: Не так уж близко, но и не далеко!
ДОЧКА: В лес!
НАСТЕНЬКА: В лес? Я хворосту много принесла.
ДОЧКА: Да не за хворостом, а за подснежниками!
НАСТЕНЬКА: Ты шутишь, сестрица?
ДОЧКА: Какие шутки? Ты что, про указ не слышала?
НАСТЕНЬКА: Нет.
ДОЧКА: По всему городу это говорят!
Тому, кто наберет подснежники, Королева целую корзину золота даст!
НАСТЕНЬКА: Да какие ж теперь подснежники – зима ведь…
МАЧЕХА: Весной за подснежники не золотом платят, а медью!
Может быть они под снегом растут! Вот сходишь и посмотришь!
НАСТЕНЬКА: Да куда ж сейчас идти? Темнеет уже… Может быть завтра утром сходить?
ДОЧКА: Тоже придумала! Утром! Ведь цветы к празднику нужны!
НАСТЕНЬКА: Неужели вам меня совсем не жалко?
ДОЧКА: Ну вот! Снимай платок, я сама пойду в лес!
МАЧЕХА: Куда пойдешь? Кто тебе позволит?
А ты корзинку в руки и иди!
И без подснежников не возвращайся!
(Дочка дает большую корзинку Настеньке.)
ДОЧКА: Вот тебе корзинка!
МАЧЕХА: Дай ей маленькую! Эта новая совсем! Потеряет еще в лесу!
(Настенька берет маленькую корзинку и идет. Музыка.)
4 СЦЕНА (Сказочник,Настенька, 12 месяцев)
СКАЗОЧНИК: Итак, Настеньке пришлось опять отправиться в лес!.. А что делать? Ведь мачеха велела, нельзя ослушаться!… Но как найти подснежники зимой? Не бывает ведь такого…
Долго бродила Настенька, замерзла! Все тропинки в лесу снегом замело! Как обратно выбираться будет?... Вдруг смотрит, костер, а около костра Двенадцать человек греются. Все разного возраста, от детей-подростков до стариков с бородами. Пошла к костру Настенька, может быть пустят ее обогреться?...
(Музыка. Двенадцать месяцев вокруг костра. Зимние месяцы с бородами. Можно, чтобы было яснее, на каждый месяц на грудь повесить крупно написанное название месяца.)
ЯНВАРЬ: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!
ВСЕ: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!
(Появляется Настенька. Подходит к костру.)
НАСТЕНЬКА: Добрый вечер!
ЯНВАРЬ: И тебе вечер добрый!
НАСТЕНЬКА: Позвольте мне у костра вашего погреться.
ФЕВРАЛЬ: Не бывало такого, чтобы кто-нибудь кроме нас, у этого костра был!
АПРЕЛЬ: Это правда! Да уж если кто пришел на огонек, пусть погреется!
НАСТЕНЬКА: Спасибо вам! (греет руки от костра)
ЯНВАРЬ: Как зовут тебя, девушка?
НАСТЕНЬКА: Настенька.
ЯНВАРЬ: А что это у тебя в руках, Настенька? Корзинка никак?
За шишками ты что ли пришла под самый Новый год?
НАСТЕНЬКА: Не по своей воле пришла я и не за шишками!
АВГУСТ: (улыбаясь) Так уж не за грибами ли?
НАСТЕНЬКА: Не за грибами, а за цветами! Прислала меня мачеха за подснежниками!
МАРТ: (толкает в бок Апреля) Слышишь, братец, твоя гостья пришла! Принимай!
НАСТЕНЬКА: Я бы и сама посмеялась, да не до смеха мне!
Не велела мне мачеха без подснежников возвращаться!
ФЕВРАЛЬ: На что же ей среди зимы подснежники понадобились?
НАСТЕНЬКА: Не цветы ей нужны, а золото! Обещала наша Королева целую корзинку золота тому, кто принесет во Дворец корзину подснежников! Вот меня и послали в лес!
ЯНВАРЬ: Плохо твое дело, девушка! Не время для подснежников!
Надо до апреля месяца ждать!
НАСТЕНЬКА: Я и сама знаю это, дедушка! Да деваться мне некуда!
Ну, спасибо за тепло и привет! Если помешала, не гневайтесь…
(Настенька берет свою корзинку и хочет идти.)
АПРЕЛЬ: Подожди, Настенька, не спеши! (обращается к Январю)
Братец Январь, уступи мне на час свое место!
ЯНВАРЬ: Я бы уступил, да не бывать Апрелю прежде Марта!
МАРТ: Ну, за мной дело не станет! Что скажет братец Февраль?
ФЕВРАЛЬ: Ладно уж, и я уступлю! Спорить не стану!
ЯНВАРЬ: Если так, будь по-вашему! (ударяет о землю посохом)
Не трещите морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
Ну, теперь твой черед, братец Февраль! (передает посох Февралю)
ФЕВРАЛЬ: (ударяет посохом о землю)
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
Теперь твой черед, братец Март!
МАРТ: (берет посох и ударяет о землю)
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле!
На озерах треснул лед,
Будто раскололи!
Ну, теперь ты бери посох, братец Апрель!
АПРЕЛЬ: (берет посох и ударяет о землю)
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник!
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник!!
(Братья-месяцы расступаются и мы видим цветы.)
АПРЕЛЬ: (обращается к Настеньке) Что же ты стоишь, Настенька?
Нам же с тобой всего один часок Братья подарили!
НАСТЕНЬКА: Как же это случилось?
Неужто ради меня весна среди зимы наступила?
Глазам своим поверить не смею!
АПРЕЛЬ: Верь, не верь, а беги скорее подснежники собирать!
Не то вернется зима, а у тебя корзинка пустая!
(Настенька идет, собирает в корзинку подснежники.)
ЯНВАРЬ: Мы, зимние месяцы, ее хорошо знаем!
То у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров!
И всегда она веселая, приветливая!
ИЮНЬ: И мы, летние месяцы, ее не хуже знаем!
Еще солнышко не встанет, а она уже возле грядки!
В лес придет – ветки не сломает! Красную ягоду возьмет, зеленую на кусте оставит!
НОЯБРЬ: Я ее не раз дождем поливал!
Жалко, да ничего не поделаешь, на то я и осенний месяц!
ФЕВРАЛЬ: Ох, и от меня она мало хорошего видела!
СЕНТЯБРЬ: Да, хорошая девушка!
АПРЕЛЬ: Ну, если она по нраву вам всем, подарю я ей колечко!
ДЕКАБРЬ: Что ж, дари!
(Настенька подходит к костру.)
ЯНВАРЬ: Уже полную корзинку набрала?
НАСТЕНЬКА: Так ведь их там видимо-невидимо!
Никогда я столько подснежников не видела!
Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу! (кланяется Январю)
ЯНВАРЬ: Не мне кланяйся, а брату моему – Апрелю-месяцу!
Он за тебя просил, он и цветы для тебя из-под снега вывел!
НАСТЕНЬКА: Спасибо тебе, Апрель-месяц!
Всегда тебе радовалась, а теперь в лицо тебя увидела, век уж не забуду!
АПРЕЛЬ: А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память!
Если случится беда, брось его на землю и скажи:
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний,
Да по зимнему ковру
К Новогоднему костру!
Мы и придем к тебе на выручку, все Двенадцать. Ну что, запомнила?
НАСТЕНЬКА: Запомнила! (повторяет)
АПРЕЛЬ: Ну, прощай! Да колечко мое береги, не потеряй!
НАСТЕНЬКА: Не потеряю! Я с этим колечком ни за что не расстанусь!
ЯНВАРЬ: А теперь послушай, что я скажу! И про то, кто тебе подснежники дал, не говори! Дружбой с нами не хвались! А сейчас пора тебе домой идти, пока я метель свою на волю не выпустил!
НАСТЕНЬКА: Прощайте, Братья-месяцы! (кланяется всем)
ВСЕ МЕСЯЦЫ: Прощай, сестрица!
(Настенька уходит. Музыка)
5 СЦЕНА (Сказочник, Мачеха, Дочка, Настенька)
СКАЗОЧНИК: Итак, вернулась домой Настенька с полной корзинкой подснежников. Как ее встретили мачеха с сестрой? Наверное, поблагодарили? Давайте зайдем к ним, посмотрим, послушаем, что они говорят…
ДОЧКА: Хотела ведь я дать ей большую корзинку! А Вы пожалели!
А много ли золота в эту корзину войдет?
МАЧЕХА: А кто же знал, что она с подснежниками вернется?
И где она их только разыскала, ума не приложу!
ДОЧКА: А Вы у нее спрашивали?
МАЧЕХА: И спросить толком не успела! Пришла она сама не своя, будто не из лесу, а с гулянья!Веселая, глаза блестят, щеки горят! Корзинку на стол поставила и сразу к себе!
(Дочка уходит за занавеску. Мачеха возится с цветами.)
МАЧЕХА: Уж день на дворе, а она все спит! Я сама и печку растопила и пол подмела!
(Дочка выходит на цыпочках из-за занавески.)
ДОЧКА: (показывает колечко) Матушка, посмотрите!
МАЧЕХА: Что это?.. Колечко! Да какое! Откуда оно у тебя?
ДОЧКА: Зашла я к Настеньке, стала ее будить, а она и не слышит!
Взяла ее за руку, глядь, а на пальце колечко светится!
Я его потихонечку сняла, а будить не стала!
МАЧЕХА: Ах, вон оно что! Так я и думала!
ДОЧКА: Что Вы думали?
МАЧЕХА: Не одна она, значит, в лесу подснежники собирала! Кто-то ей помогал!
Покажи-ка мне колечко, доченька! В жизни такого не видела!
(В это время выходит из-за занавески Настенька.)
МАЧЕХА: В карман, в карман положи!
(Дочка прячет кольцо в карман. Настенька ходит ищет кольцо.)
МАЧЕХА: Заметила пропажу!
(Настенька подходит к подснежникам, ищет кольцо там.)
МАЧЕХА: Зачем ты цветы мнешь?
ДОЧКА: Что ты ищешь?
НАСТЕНЬКА: А вы тут ничего не находили?
МАЧЕХА: А ты скажи, что потеряла, может мы и поможем тебе найти!
НАСТЕНЬКА: Колечко у меня пропало!
МАЧЕХА: Колечко? Да у тебя его никогда и не было!
НАСТЕНЬКА: Я его в лесу нашла!
ДОЧКА: Вот счастливая какая! И подснежники нашла и колечко!
МАЧЕХА: Дочка, нам пора Дворец! Закутайся потеплее и пойдем!
(Мачеха с дочкой одеваются, прихорашиваются. Настенька продолжает искать колечко.)
НАСТЕНЬКА: Вы мое колечко взяли? Скажите!
МАЧЕХА: Зачем оно нам?
ДОЧКА: Мы его и в глаза не видели!
НАСТЕНЬКА: Сестрица, милая, у тебя мое колечко! Отдай мне его! Ты во Дворец идешь, тебе целую корзину золота дадут. А у меня только и было, что это колечко!
МАЧЕХА: Да что ты к ней привязалась?
ДОЧКА: А скажи, кто тебе его подарил?
НАСТЕНЬКА: Никто не дарил. Нашла!
МАЧЕХА: Ну, что легко найдено, то и потерять не жалко!
Бери корзину, доченька! Идем во Дворец!
(Мачеха с Дочерью уходят.)
НАСТЕНЬКА: Погодите! Матушка!... Сестрица!.. Что же мне теперь делать? Вот будто приснилось все! Ни цветов, ни колечка… Только хворост и остался.
(говорит грустно) Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Прощай, мое Новогоднее счастье!
Прощайте, братья-месяцы!
Прощай, Апрель!
6 СЦЕНА (Сказочник, Солдат, Королева, Профессор, Посол, Фрейлина, Начальник Королевской стражи, могут быть еще гости и придворные)
СКАЗОЧНИК: А теперь мы перенесемся с вами во Дворец. Посмотрим, что там происходит…
ВСЕ: С Новым Годом, Ваше Величество! С новым счастьем!
КОРОЛЕВА: Счастье у меня всегда новое, а Новый Год еще не наступил!
КАНЦЛЕР: А между тем, Ваше Величество, сегодня первое января!
КОРОЛЕВА: Вы ошибаетесь! (обращается к Профессору)
Профессор, сколько дней в декабре?
ПРОФЕССОР: Ровно 31 день, Ваше Величество!
А раз Новый Год не наступил, значит, сегодня 32 декабря!
КОРОЛЕВА: А все-таки декабрь в моем Королевстве не кончится до тех пор, пока мне не принесут полную корзину подснежников!
ПРОФЕССОР: Как Вам угодно, Ваше Величество, но Вам их не принесут!
КОРОЛЕВА: Посмотрим!
СОЛДАТ: Ваше Величество, по Королевскому указу во дворец прибыли подснежники!
ПОСОЛ: Сами прибыли?
СОЛДАТ: Никак нет! Их доставили две особы!
КОРОЛЕВА: Зовите их сюда!
(Входят Мачеха с Дочкой с корзинкой в руках.)
КОРОЛЕВА: Так это и есть подснежники?
МАЧЕХА:Да еще какие, Ваше Величество! Свеженькие, лесные, только что из-под сугробов!
КОРОЛЕВА: Да, очень красивые! (обращается ко всем)
Ну что ж, раз подснежники во Дворце, значит Новый Год наступил и в моем Королевстве! Декабрь закончился! Можете меня поздравлять!
ВСЕ: С Новый Годом, Ваше Величество, с новым счастьем!
КОРОЛЕВА: С Новым Годом! Зажигайте елку! Я хочу танцевать!
МАЧЕХА: Ваше Величество, позвольте и нам поздравить Вас с Новым Годом!
КОРОЛЕВА: А, вы еще здесь?
МАЧЕХА: Здесь пока! Так и стоим со своей пустой корзинкой!
КОРОЛЕВА: Ах, да! Прикажите им насыпать корзину золота!
(кто-то из гостей берет корзинку и уходит.)
КОРОЛЕВА: (обращается к Профессору) Итак, апрель месяц еще не наступил, а подснежники уже расцвели! Что Вы теперь скажете, дорогой Профессор?
ПРОФЕССОР: Я и сейчас считаю, что это неправильно! Так не бывает!
ПОСОЛ: Это и в самом деле, Ваше Величество, весьма редкий и замечательный случай!
И было бы весьма интересно узнать, как и где нашли такие прелестные цветы?
КОРОЛЕВА: (Мачехе и Дочке) Рассказывайте, где вы нашли цветы!
МАЧЕХА: (обращается к Дочке) Говори ты!
ДОЧКА: Сами говорите!
КОРОЛЕВА: Ну, что же вы? Рассказывайте!
МАЧЕХА: Рассказать, Ваше Величество, не трудно!
Как услышали мы с дочкой Королевский указ, так и пошли в лес!
Идем мы, идем, краю леса не видать! Как дошли, сами не помним! Прямо на коленках ползли!
ФРЕЙЛИНА: На коленках? Ах, как страшно!
МАЧЕХА: Извольте, Ваше Величество!
Ползли мы, ползли, да и добрались до этого самого места!
И такое это чудесное место, что и рассказать нельзя! Сугробы стоят высокие! А посередине озеро! Вода в нем не замерзает, по воде белые уточки плавают, а по берегам цветов видимо-невидимо!
КОРОЛЕВА: И все подснежники?
МАЧЕХА: Всякие цветы, Ваше Величество! Я таких раньше и не видела!
ФРЕЙЛИНА: О, как это прелестно! Цветы, уточки!
НАЧАЛЬНИК КОРОЛЕВСКОЙ СТРАЖИ: А грибы там тоже растут?
ДОЧКА: И грибы!
ПОСОЛ: А ягоды?
ДОЧКА: Земляника, голубика, ежевика, калина, рябина!
ПРОФЕССОР: Как? Подснежники, грибы, ягоды – все в одно время? Не может быть!
МАЧЕХА: То-то и оно, Ваша милость! И цветочки, и грибочки, и ягодки – все как на подбор!
ПОСОЛ: И орехи?
ДОЧКА: Все чего не пожелаете!
КОРОЛЕВА: (хлопает в ладоши) Вот замечательно!
Сейчас же ступайте в лес и принесите мне оттуда земляники и орехов!
МАЧЕХА: Ваше Величество, помилуйте!
КОРОЛЕВА: Что такое? Вы не хотите идти?
МАЧЕХА: (жалобно) Да ведь дорога туда дальняя, Ваше Величество, и уж больно замерзли мы в пути.
КОРОЛЕВА: Ничего, я вам велю дать теплые шубы!
ДОЧКА: (тихо говорит мачехе) Что же делать?
МАЧЕХА: Настеньку пошлем!
ДОЧКА: А она найдет?
МАЧЕХА: Думаю, что найдет!
КОРОЛЕВА: О чем вы там шепчетесь?
МАЧЕХА: Такую задачу Вы нам задали, что и не знаешь воротишься или пропадешь!
Ну, да ничего не поделаешь, надо услужить Вашему Величеству!
Так прикажите нам по шубке выдать! Мы и пойдем себе!
КОРОЛЕВА: Шубки вам сейчас дадут!
Да поживее возвращайтесь!
МАЧЕХА: Прощайте, Ваше Величество!
Ждите нас к обеду с орешками и земляникой!
(Мачеха с Дочкой кланяются Королеве и идут к дверям.)
КОРОЛЕВА: Стойте! (хлопает в ладоши)
Подайте-ка и мне шубку!
Всем подавайте шубы!
Мы пойдем в лес! К этому самому озеру! И будем собирать там на снегу землянику!
(хлопает в ладоши) Идемте все! Идемте!
ФРЕЙЛИНА: Какая прекрасная затея!
ДОЧКА: Ай, мы пропали!
МАЧЕХА: Молчи! Ваше Величество!
КОРОЛЕВА: Что тебе?
МАЧЕХА: Нельзя Вашему Величеству идти!
КОРОЛЕВА: Это еще почему?
МАЧЕХА: А сугробы-то в лесу, ни пройти, ни проехать!
КОРОЛЕВА: Ну уж если вы метелкой да лопаткой тропинку себе расчистили, так для меня и широкую дорогу расчистят! Идемте!
МАЧЕХА: Ваше Величество! А ведь озера-то этого нет!
КОРОЛЕВА: Как это нет?
МАЧЕХА: Нет! При нас еще его льдом затянуло!
ФРЕЙЛИНА: А уточки?
МАЧЕХА: Улетели!
ПОСОЛ: А орехи, грибы?
МАЧЕХА: Все как есть снегом замело!
КОРОЛЕВА: Я вижу, вы смеетесь надо мною!
МАЧЕХА: Да разве мы смеем, Ваше Величество!
КОРОЛЕВА: Ну так вот! Немедленно говорите, где вы цветы взяли, а не то…
МАЧЕХА: Все скажем, Ваше Величество! (пауза) Мы и сами ничего не знаем!
КОРОЛЕВА: Как это не знаете?
Нарвали полную корзину подснежников и не знаете где?
МАЧЕХА: Не мы рвали!
КОРОЛЕВА: Ах, вот как! А кто же?
МАЧЕХА: Падчерица моя, Ваше Величество!
Это она в лес ходила и цветы принесла!
КОРОЛЕВА: Ясно: она – в лес, вы – во Дворец!...
Ну что ж, приведите ее ко мне, пусть она дорогу к подснежникам покажет!
МАЧЕХА: Привести-то можно, только вот захочет ли она дорогу показать?
Очень она упрямая у нас!
КОРОЛЕВА: Я тоже упрямая! Посмотрим, кто кого переупрямит! (задумалась)
В общем так, мы сейчас собираемся и идем в лес, а вы берите свою падчерицу и приводите ее на лесную поляну, да поскорее.
А чтобы вы не убежали никуда, я к вам приставлю 2-х солдат с ружьями!
МАЧЕХА: (испуганно) Ох, батюшки!
КОРОЛЕВА: (обращается к Солдату) Принесите всем по корзинке!
И самую большую для Профессора!
Пусть он увидит, как в моем Королевстве в январе цветут подснежники!
7 СЦЕНА (Сказочник, Настенька, Солдат, Королева, Профессор, Посол, Фрейлина, Начальник Королевской стражи, могут быть еще гости и придворные)
СКАЗОЧНИК: Итак, Королева со своими гостями отправилась в лес. Пойдем и мы вслед за ними…
(Музыка. Лесная поляна. На сцене все, кто был во Дворце, кроме Мачехи и Дочери.)
КОРОЛЕВА: Ну, где эти женцины? Долго мы их будем здесь ждать?
НАЧАЛЬНИК КОРОЛЕВСКОЙ СТРАЖИ: Идут, Ваше величество!
(Появляются Настенька, Мачеха и Дочка.)
НАСТЕНЬКА: Здравствуйте, Ваше Величество!
КОРОЛЕВА: Здравствуй, девушка! Это ты нарвала подснежники?
НАСТЕНЬКА: Я, Ваше Величество!
КОРОЛЕВА: Я тебе насыплю корзину золота, если ты…
НАСТЕНЬКА: Мне ничего не нужно, Ваше Величество! Мне только нужно мое колечко!
КОРОЛЕВА: Колечко? Какое колечко?
НАСТЕНЬКА: У меня было колечко, а они его забрали! (показывает на Мачеху с Дочкой)
МАЧЕХА: Врет она! Не брали мы ничего!
КОРОЛЕВА: Ну-ка, быстро отдавайте, а не то…
ДОЧКА: (вынимает кольцо из кармана и отдает его Королеве) Вот оно!
МАЧЕХА: Доченька, зачем же ты чужое взяла?
ДОЧКА: Вы же сами сказали: в карман положи!
КОРОЛЕВА: (Мачехе и Дочке) Ну, с вами мне все понятно! А ты… (поворачивается к Настеньке) Я отдам тебе твое колечко, если ты покажешь нам то место, где собирала подснежники.
НАСТЕНЬКА: Тогда не надо мне колечка!
КОРОЛЕВА: Что такое? Ты не хочешь показать то место?
НАСТЕНЬКА: Я не могу!
КОРОЛЕВА: Что? Забыла?
НАСТЕНЬКА: Нет! Просто не могу!
КОРОЛЕВА: Они говорили, что ты упрямая! Но я еще упрямей!
Если не скажешь сейчас же, я выброшу колечко!
НАСТЕНЬКА: Что же делать? Бросайте!
КОРОЛЕВА: В самом деле упрямая! Ну, сама виновата!
(Королева бросает кольцо.)
НАСТЕНЬКА: (смотрит на колечко и говорит)
Ты катись, катись, колечко
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний,
Да по зимнему ковру
К Новогоднему костру!
КОРОЛЕВА: Что это она такое говорит?
ФРЕЙЛИНА: Ой, весна наступила!
(Люди расступаются, все видят подснежники.Настенька незаметно уходит.)
ПРОФЕССОР: Не может быть! Глазам своим не верю!
(Музыка. Все бросаются собирать подснежники.)
ФРЕЙЛИНА: Исчезли подснежники!
КОРОЛЕВА: Зато появились ягоды!
(Люди расступаются, открывают место, где разложены или нарисованы ягоды (лучше разные).)
ПРОФЕССОР: Чудеса какие-то! Уж не сплю ли я? А жарко как!
(Музыка. Все снимают верхнюю одежду, т.к. все были одеты по-зимнему. Собирают ягоды.)
КОРОЛЕВА: Ягоды пропали!
ФРЕЙЛИНА: И появились грибы!
(Музыка. Люди расступаются. Мы видим грибы (цветы, ягоды, грибы – все это должны быть отдельные островки на сцене). Все начинают собирать грибы.)
КОРОЛЕВА: Грибы пропали!
ПРОФЕССОР: И стало прохладнее!
(Музыка. Все начинают одеваться.)
КОРОЛЕВА: Кажется опять наступает зима! Холодно! Ветер дует!
ФРЕЙЛИНА: И опять все замело! И тропинки не видно!... Как же мы обратно выберемся?
СОЛДАТ: И в какую сторону идти не понятно… Кажется, мы заблудились!
КОРОЛЕВА: Заблудились? Как это заблудились?
И где эта девушка, которая собирала подснежники?
Может быть она дорогу назад знает?
Приведите ее ко мне!
(Все оглядываются.)
НАЧАЛЬНИК КОРОЛЕВСКОЙ СТРАЖИ: Ее нет, Ваше Величество!
КОРОЛЕВА: Ушла? А куда же Вы смотрели?
Найдите ее! Я не собираюсь здесь замерзать!
(Королева обращается к Мачехе и Дочке.)
КОРОЛЕВА: Как зовут ее?
ДОЧКА: Настенька!
КОРОЛЕВА: Покричите ей! Может быть, она вернется!
Зря я ее кольцо выбросила! Замерзай здесь теперь! (трет руки одну о другую,
жмется от холода)
ВСЕ: Настенька!! Ау-у!! (несколько раз)
8 СЦЕНА (Сказочник, Настенька, 12 Месяцев, Королева, Профессор, Мачеха. Дочка)
СКАЗОЧНИК: А теперь мы пойдем вслед за Настенькой. Где же она в самом деле? Куда подевалась?
(Музыка. На сцене Двенадцать Месяцев у Новогоднего костра и с ними Настенька.)
ЯНВАРЬ: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
НАСТЕНЬКА: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Спасибо вам, Братья-месяцы! Отогрелась я!
Только мне в глаза смотреть вам совестно!
Потеряла я ваш подарок!
АПРЕЛЬ: А ну-ка, посмотри, что у меня в руке! (разжимает ладонь)
НАСТЕНЬКА: Колечко!
АПРЕЛЬ: Да, бери его и носи! И всегда тебе от него тепло и светло будет!
ЯНВАРЬ: Знаем мы, что не пожалела ты кольца! Не сказала, откуда у тебя подснежники!
За это тебе от нас Новогодний подарок!
(Братья-месяцы расступаются. Мы видим сундук (можно ящик замаскировать под сундук).)
ЯНВАРЬ: Открывай, посмотри!
(Настенька открывает сундук.)
НАСТЕНЬКА: Ой, какие красивые вещи! Никогда у меня не было таких!
(Достает шубку (или пальто), одевает.)
ЯНВАРЬ: Носи на здоровье!
АПРЕЛЬ: И нас вспоминай!
НАСТЕНЬКА: Мне вас никогда не забыть! Спасибо вам за все!
ЯНВАРЬ: Добрая ты девушка, хорошая! Потому и награда тебе от нас!
НАСТЕНЬКА: Братья-месяцы! А как же Королева и все ее придворные? Мачеха моя и сестра? Вернулись они домой?
ФЕВРАЛЬ: Нет пока! В лесу мерзнут!
НАСТЕНЬКА: Как же это? Жалко их!
ЯНВАРЬ: А они тебя жалели, когда за подснежниками посылали, колечко твое брали, потом бросали?
НАСТЕНЬКА: Все равно жалко!
АПРЕЛЬ: Добрая ты девушка!
Вот поэтому мы и пришли тебе на помощь и еще придем!
НАСТЕНЬКА: Спасибо вам! А как же все-таки с Королевой и всеми остальными?
ЯНВАРЬ: Ну что ж, раз ты просишь за них…
В Новый Год могут совершаться разные чудеса!
Поэтому пусть и они обогреются у Новогоднего костра!
Так и быть, проложу я им тропинку!
(Музыка. Через некоторое время появляются все во главе с Королевой. Подходят к костру, греются.)
КОРОЛЕВА: Как хорошо! А то мы совсем замерзли!
Тропинки все замело! Как до Дворца добраться не знаем!
ЯНВАРЬ: За костер благодарите Настеньку!
И ее просите, чтобы она помогла вам до Дворца добраться!
КОРОЛЕВА: Ах, вот ты где! Как же ты посмела сбежать?
ПРОФЕССОР: Ваше Величество, ведь Вы благодарить ее должны, а не ругать!
КОРОЛЕВА: За что же благодарить?
ПРОФЕССОР: А ведь хозяева сказали за что! За костер!
ЯНВАРЬ: Да, это она просила за вас! Чтобы я тропинку проложил и вас к костру привел!
КОРОЛЕВА: А вы-то кто?
ЯНВАРЬ: Мы – Двенадцать Братьев-месяцев!
Это мы вам сделали весну, лето, осень и опять зиму в течении одного часа!
ПРОФЕССОР: Но этого не может быть!
ЯНВАРЬ: В Новогоднюю ночь и первый день Нового Года все может быть, любые чудеса!
КОРОЛЕВА: Вот здорово! (поворачивается к Настеньке)
Значит эта девушка просила за нас и помогла нам? (обращается к Настеньке)
Ты прости меня за колечко!
Я тебе подарю самое красивое, какое у меня есть!
НАСТЕНЬКА: Спасибо, Ваше Величество!Только мне не нужно…
ЯНВАРЬ: Не отказывайся, Настенька, раз предлагают от чистого сердца!
НАСТЕНЬКА: Спасибо, Ваше Величество!
ЯНВАРЬ: (обращается к Мачехе и Дочке) А вы что же молчите?
Ведь и за вас Настенька просила, а стоило бы вас наказать!
ДОЧКА: Прости нас, сестрица!
МАЧЕХА: Прости, Настенька!
ЯНВАРЬ: Так-то вот лучше!
Смотрите, не обижайте ее больше!
Она теперь под нашей защитой! Если что…
МАЧЕХА И ДОЧКА: Не будем больше! Прости нас!
НАСТЕНЬКА: Хорошо, матушка и сестрица! Я на вас зла не держу!
ЯНВАРЬ: Ну что ж, отогрелись у Новогоднего костра? Пора и честь знать!
Я проложу вам тропинку! Идите по ней и дойдете как раз до Дворца!
Продолжите празднование Нового Года!
ВСЕ: Спасибо вам, Братья-месяцы!
ВСЕ МЕСЯЦЫ: Прощайте!
С Новым Годом!
С новым счастьем!
КОНЕЦ СПЕКТАКЛЯ.
Сегодня у меня для Вас переделанная сказка для школы.
Конечно, не вся целиком – она большая,
а только один показательный фрагмент из замечательной «Двенадцать месяцев».
На календаре первый день зимы, а у нас всю ночь лил дождь)) Под шорох дождя хорошо думается, вот я и придумала школьную сценку-сказку о королеве-школьнице и ее учителе. Говорят, Маршак тоже эту свою пьесу переделал из народной словацкой сказки. Так что и Вы сможете
Переделать сказку
Уже мою под себя. Например, ЕГЭ можно заменить на:
- диктант, контрольную или лабораторную (тогда будет не СДАВАТЬ, а ПИСАТЬ)
- субботник, смотр художественной самодеятельности (глагол – ИДТИ или ДЕЛАТЬ)
Шестью шесть старшеклассникам полезно заменить квадратным корнем или скоростью света – веселее будет.
Одним словом, меняйте на то, что насущно и актуально для класса, который будет мою школьную сценку ставить! И поделитесь в комментариях своим мнением и впечатлением! А нас ждет
Переделанная сказка для школы
во дворце (как бы).
В нем подобие королевского учебного класса.
Парта со всякими мыслимыми и немыслимыми современными и старинными прибамбасами – всё, что придумаете.
На парте тетрадь, дневник и открытый ноутбук.
За партой на бархатной подушечке сидит юная Королева – что-то пишет в тетради дорогой ручкой «Паркер»
Рядом Профессор-Учитель с седой бородой, в мантии и своеобразной профессорской шапочке.
Как это может выглядеть и звучать, посмотрите в старом добром фильме «Двенадцать месяцев» — он сразу под статьей.
Сказка-сценка (текст)
Королева: Я просто ненавижу вечно писать! 21й век на дворе, а все равно все пальцы всегда в чернилах! (Поднимает ручку, разглядывает ее и свои пальцы)
Профессор: Вы абсолютно правы, Ваше Величество. Это довольно-таки неприятное занятие. Не зря ведь в давнюю старину народы предпочитали обходиться без письменных принадлежностей, поэтому их творения наука и отнесла к категории устного народного творчества.
Королева: Ну, да, им писать лень было, а мы теперь учи на память все эти былины да сказания!
Профессор: Как бывший школьник, я бы с Вами согласился. Но как педагог и патриот – извините, никак не могу. И осмелюсь попросить начертать собственной ручкой Вашего Величества ещё всего лишь три строчки.
Королева: Так и быть, диктуйте.
Профессор: Ученик должен регулярно посещать школу, старательно выполнять домашние задания, быть вежливым с педагогами и родителями.
Королева: Я напишу только «Ученик должен регулярно». (Пишет.) Ученик должен ре-гу…
Входит Канцлер и говорит (с низким поклоном) : Добрый день, Ваше Величество. Нижайше прошу Вас подписать три указа и один рерайт.
Королева: Опять писать! Хорошо. Только тогда я не буду дописывать слово «регулярно». Где там Ваши бумажки, давайте их сюда! О, нет, рерайты я не подписываю – не царское это дело с рерайтами возиться, а указы, так и быть, подпишу. Чьи они?
Канцлер: Все три из Министерства образования – об очередной школьной реформе, виртуальных библиотеках и школьной одежде. (Королева по очереди подписывает все бумаги.)
Канцлер: Ваше Величество, благодарю Вас! И еще осмелюсь попросить Вас вот здесь начертать одну…
Королева: Снова начертать!
Канцлер: Только одну Вашу высочайшую резолюцию вот на этом ходатайстве по поводу ЕГЭ.
Королева (с нетерпением) : И что же мне тут нужно написать?
Канцлер: Что-то одно, Ваше Величество: или «сдавать», или «отменить».
Королева (про себя) : От-ме-нить… Сда-вать… Лучше напишу «сдавать» - это короче.
Канцлер забирает бумаги, раскланивается и уходит.
Профессор (качая головой) : Вот уж точно — короче!
Королева: Вы это о чём?
Профессор: Ваше Величество, Вы хоть понимаете, что Вы сейчас написали?!
Королева: Вы снова заметили какую-то ошибку? Надо было написать «сдувать», что ли?
Профессор: Да, нет, в этот раз Вы грамотно написали это слово. И, тем не менее, сделали ошибку — очень большую.
Королева: Какую же?
Профессор: Вы сейчас решили судьбу всех учеников, даже не задумавшись!
Королева: Ну, вот, ещё чего! Я же не могу одновременно думать и писать!
Профессор: Так и не надо! Следует сначала подумать, и только потом уже писать, Ваше Величество!
Королева: Вот если бы я Вас слушалась, то только бы и делала, что постоянно думала и думала, затем опять думала и думала! А под конец бы, скорее всего, сошла с ума или что-то совсем невероятное придумала … Но я Вас не слушаюсь — к счастью! Так, что там дальше у Вас? Скорее спрашивайте, а то я до конца года из класса не выйду!
Профессор: Позвольте спросить, Ваше Величество – по-Вашему, сколько будет шестью шесть?
Королева: Не помню я что-то… Это меня, знаете ли, никогда не интересовало как-то… А Вас?
Профессор: Безусловно, всегда интересовало, Ваше Величество!
Королева: Надо же, как удивительно!.. Ну, ладно, прощайте, наш урок закончен. Потому что у меня перед Новым годом немыслимо много дел – мне одних новогодних поздравлений сколько еще принимать от сказочных героев!
Профессор: Как будет угодно Вашему Величеству!.. (Покорно и грустно начинает собирать свои книги.)
Королева (поставив локти на стол, рассеянно наблюдает за учителем) : Хорошо, однако, быть королевой, а не обычной школьницей. Все со мной соглашаются, даже мой учитель. А вот скажите, как бы Вы поступили с другой ученицей, которая отказалась бы ответить Вам, сколько будет шестью шесть?
Профессор: Ваше Величество, не решаюсь сказать!
Королева: Ничего, говорите, я разрешаю.
Профессор (робко) : Я написал бы ей об этом в дневник…
Королева: Ах-ах-аха! В бумажный или в электронный?
Профессор: Без разницы, Ваше Величество. Но лучше в оба – для надежности!
Королева: Я бы предпочла бумажный - он как-то привычнее. (Листает дневник.) Опять же, потерять его нечаянно можно. Или дома забыть. Или какао на него пролить – тоже нечаянно… Но если бы она все равно не захотела бы ответить, сколько будет шестью шесть?
Профессор: Прошу прощения у Вашего Величества… Я бы… Вызвал родителей в школу и посоветовал отключить ей интернет, пока барышня не выучит таблицу умножения!
Королева: Родителей? А если они ждут приезда иностранных гостей, к примеру, посла соседней державы? Или наследного принца?
Профессор: Ваше Величество, да ведь мы же говорим с Вами не о королеве, а об обычной школьнице с обычными родителями! А они в этом случае могут ждать в гости с высочайшей вероятностью только классного руководителя в качестве посла, причем, воинственно настроенного, или самого директора школы вместо принца.
Королева (медленно щелкая одним пальцем по клавишам ноутбука и задумчиво глядя поверх него.): Бедная обычная школьница! А Вы, оказывается, весьма жестокий старик. А знаете ли Вы, что я могу Вас уволить? И даже сегодня, если мне захочется!
Профессор (роняя книги): Нет, Ваше Величество, не можете!
Королева: Запросто могу. Почему нет?
Профессор: Потому что мне некуда будет идти – в стране и так с трудоустройством проблемы, куда бедному учителю податься?
Королева: Пойдете работать в частную школу. Или сами ее откроете.
Профессор: Спасибо, что напомнили – у меня действительно скоро урок в частной школе, мне пора! А Вашему Величеству я бы посоветовал хорошенько подумать на досуге после праздников! Ведь если все учителя уйдут работать в частные школы, то не только обычные школьники, но даже королевы рискуют остаться неграмотными и необразованными. Так что, Ваше Величество, лучше дописывайте предложение. Напомнить Вам, что там школьник регулярно должен?
Если моя «Двенадцать месяцев» покажется Вам слегка назидательной, переделайте по-своему. Я это не планировала, просто развязка так сама легла))
С пожеланием переделывать сказки только в лучшую сторону,
Ваша Эвелина Шестерненко.