Особый стилистический интерес представляет использование писателями отвлеченных существительных для усиления действенности речи.
Психология творчества различает два типа мышления: наглядное и теоретическое. Первый характеризуется возникновением в сознании человека представлений, отражающих действительность в единичных понятиях, получающих выражение в конкретных наименованиях предметов реальной действительности; второй состоит в создании абстрактных понятий, закрепленных в существительных отвлеченного значения, не получающих отражения в конкретных образах. Отвлеченное мышление свойственно прежде всего ученым, оно проявляется в абстрактизации различных языковых средств в научном изложении, в частности в предпочтении отвлеченных существительных конкретным, а также в том, что конкретные слова в научных текстах обычно употребляются в отвлеченном значении . Однако в научном стиле вокруг существительных не возникает экспрессивного ореола, так как они выполняют лишь информативную функцию.
Принципиальное отличие стилистического использования отвлеченных существительных в художественной речи состоит в активизации их выразительных возможностей. Под пером художников слова отвлеченные существительные могут стать сильным источником речевой экспрессии, хотя их эстетическая функция порой недооценивается, что искажает представление о стилистических ресурсах морфологических средств.
Русские писатели всегда придавали важное значение освоению отвлеченной лексики в художественной речи. Отвлеченные существительные вовлекались в систему экспрессивных средств поэтами - для отражения духовного мира лирического героя, обозначения возвышенных нравственных и эстетических категорий. Например, у А. С. Пушкина: Но я не создан для блаженства ...; И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы , и любовь.
Поэты второй половины XIX в. расширили репертуар отвлеченных существительных, придающих стилю взволнованно-патетическое звучание. Так, у Н. А. Некрасова часто употребляются слова: свобода , вера , святыня , скорбь , нищета, отчаянье , борьба, насилие. Чтобы усилить экспрессию отвлеченных существительных, получающих в контексте политическую окраску, поэт использовал особый графический прием - писал их с прописной буквы: Чрез бездны темные Насилия и Зла , Труда и Голода она меня вела ... [о музе].
У классиков русской прозы отвлеченные существительные были средством изображения богатой духовной жизни героев. Много слов этого лексико-грамматического разряда ввел в художественную речь М. Ю. Лермонтов, который искусно уточнял их значение выразительными эпитетами: Холодная злость овладела мною; безмерное отчаянье, неистовая храбрость, глубокое презрение, сладкие заблуждения, необъяснимое наслаждение.
В наследии каждого большого русского писателя можно указать характерные для его стиля, имеющие глубокое философское и эстетическое значение отвлеченные существительные, нередко введенные в употребление этим же художником: у Гончарова - обломовщина, у Тургенева - нигилизм, у Чернышевского - эмансипация, патриотизм.
В наше время отвлеченные существительные воспринимаются в большинстве своем как стилистически нейтральные, однако нередко они все же сохраняют экспрессивные оттенки, с которыми связано представление о литературности, возвышенном способе выражения, и поэтому сфера их стилистического использования - размышления, философские искания героев. Составляя значительную часть «интеллигентского словаря», отвлеченные существительные привлекаются для речевой характеристики героев-интеллектуалов:
Он [Сергей] искал нити, соединявшие прошлое с еще более далеким прошлым и с будущим... Человек, говорил он, никогда не примирится со смертью, потому что в нем заложено ощущение бесконечности нити, часть которой он сам. Не бог награждает человека бессмертием, и не религия внушает ему идею, а вот это закодированное, передающееся с генами ощущение причастности к бесконечному ряду...
(Ю. Трифонов.)
Важно подчеркнуть и такую особенность функционирования отвлеченных существительных в художественном тексте: в речи они часто получают конкретное значение: «Первые радости» (Фед.); «Долгое прощание » (Триф.); Смерть как будто заигрывала с казаком ; ...Расплескал злобу в драке с Петром (Шол.); ...Жизнь бушевала в нем. Она шумела в крови, как майская гроза в кустах весеннего сада ; Здоровье вытекало по каплям, как сок из подрубленной березы (Лавр.). При этом абстрактная семантика отвлеченных существительных преобразуется в результате метафорического переосмысления, расширения границ лексической сочетаемости, обновления их значения. В этом проявляется важнейшая черта художественной речи - предметно-образная конкретизация описываемого.
В экспрессивной функции отвлеченные существительные выступают и в публицистическом стиле современного русского языка, пополняя состав общественно-политической лексики, обладающей оценочными значениями: активность, атмосфера, борьба, дружба, кампания, клевета, мир, общественность, оплот, политика, потенциал, сотрудничество, старт, тактика, эскалация и др. Такие отвлеченные существительные играют ведущую роль в составе строевой лексики газеты: отличаясь особой широтой семантики, они характеризуют разнообразные обстоятельства, события, явления, сопровождая их резкой оценкой .
- См.: Кожина М. Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь, 1966. - С. 162. По данным этого исследования,отвлеченные существительные в научном стиле составляют 65,6 % против 34,4 % конкретных, а в художественной речи картина прямо противоположная: отвлеченных существительных 35,9 %, конкретных 64,1 %.
- См.: Солганик Г. Я. Лексика газеты: Функциональный аспект. - М., 1981. - С. 64 и сл.
Понятие об имени существительном. Признаки имён существительных. Разряды имён существительных
1. Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Главные признаки имени существительного.
Общее грамматическое значение - это значение предмета, другими словами всего того, о чём есть возможность сказать: это кто? либо это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а конкретно:
1) наименования определенных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книжка, порт-фель, кровать, лампа);
2) наименования живых созданий (чело-век, инженер, девочка, парень, олень, комар);
3) наименования разных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);
4) наименования разных явлений природы и публичной жизни (буря, мороз, дождь, праздничек, война);
5) наименования отвлечённых параметров и признаков (свежесть, белизна, синева);
6) наименования отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).
Морфологические признаки имени существительного - это род, число, падеж, склонение. Имена существительные
1) принадлежат к одному из четырёх родов - мужскому, женскому, среднему, общему, однако не меняются по родам: океан, река, море ; см. Как найти род имени существительного?;
2) меняются по числам: океан - океаны, река - реки, море - моря ;
3) меняются по падежам: океан - океана, океану, океаном и т.д.; см. Какие есть падежи в российском языке?
Изменение по падежам и числам именуется склонением . См. Как найти склонение имён существительных?
Исходная форма существительного - именительный падеж единственного числа.
Синтаксические признаки: в предложении имена существительные в большинстве случаев выступают как подлежащие либо дополнения, однако могут быть какими угодно другими членами предложения:
Книжка
делает человека владельцем вселенной (П. Павленко) - подлежащее
;
Вся жизнь населения земли оседала в книжке (А. Герцен) - дополнение
;
Книжка - хранилище
познаний (Б. Полевой) - именная часть составного сказуемого
;
Сырость от земли
начинала холодить бок (А. Гайдар) - несогласованное определение
;
Над
седоватый равниной
моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) - событие места
;
Не забудет народ-фаворит
беззаветных героев собственных (В. Лебедев-Кумач) - приложение
.
Существительное в предложении может выступать в роли воззвания (не является членом предложения): Люся , я тебя жду!
3. По нраву лексического значения существительные делятся на два разряда:
Примечание . Собственные имена существительные имеют ряд особенностей.
1) Имена собственные могут состоять из 1-го слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) либо из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).
2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы ).
3) Наименования (заглавия) книжек, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, не считая того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин», картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).
4) Имена собственные не употребляются во множественном числе и не смешиваются с именами числительными (не считая случаев обозначения различных предметов и лиц, называющихся идиентично: У нас в классе две Ирины и три Оли ). Город Набережные Челны.
5) Собственные существительные могут перебегать в нарицательные, а нарицательные - в собственные, к примеру: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифоло-гии) - нарцисс (цветок); Бостон (город в США) - бостон (шерстяная ткань), бостон (неспешный вальс), бостон (карточная игра); труд - газета «Труд».
4. По значению имена существительные делятся на четыре главных разряда:
5. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:
Примечание . Время от времени бывает тяжело разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.
1) Одушевлёнными приемущественно являются существительные мужского и дамского родов. Одушевлённых существительных среднего рода сильно мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).
2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:
Ср.: мама - вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец - вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);
Ср.: страна - вижу страны (мн.ч. В.п.), тут есть страны (мн.ч. И.п.); камень - вижу камешки (мн.ч. В.п.), тут есть камешки (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), тут есть камень (ед.ч. И.п.).
3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. К примеру, существительное полк обозначает совокупа людей, однако это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк - тут есть полк ). То же самое есть возможность следить на примере существительного микроорганизм. Исходя из убеждений биологии, это часть живой природы, однако существительное микроорганизм неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроорганизм - тут есть микроорганизм ). Существительные покойник и труп являются синонимами, однако существительное покойник является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу покойника - нет покойника ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп - тут есть труп ).
Дополнительно:
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительные источники:
Среди нарицательных существительных по своим лексическим значениям и грамматическим свойствам выделяются конкретные и отвлеченные слова.
Конкретные существительные обозначают предметы, которые существуют в виде отдельных экземпляров или особей. Они могут подвергаться счету: дом (один, два, три... дома), корова (одна, две, три... коровы), повар (один, два, три... повара), удар (один, два, три... удара). Сочетаемость с количественными числительными и изменяемость по числам (дом - дома, корова - коровы, повар - повара, удар - удары ) являются основными признаками конкретных существительных.
В составе конкретных существительных особую группу образуют единичные существительные (сингулятивы). Они обозначают один экземпляр чего-либо, выделенный из однородных предметов. Ср.: крестьянин - крестьянство, студент - студенчество, тряпка - тряпье, лист - листва . Здесь единичность выражена в противопоставлении сингулятивов собирательным существительным. Единичность выражается также при помощи специальных суффиксов -ин(а), -инк(а): солома - соломина, жемчуг -жемчужина; роса - росинка, пух - пушинка, снег-снежинка и др.
Отвлеченные (абстрактные) существительные обозначают абстрактные понятия - свойства, качества, а также действия и состояния: храбрость, новизна, желтизна, почет, борь6а, чтение, радость и т. п. Семантика отвлеченных существительных не допускает представления о счете. Они употребляются только в единственном числе. Формы множественного числа образуются только в тех случаях, когда они обозначают конкретные проявления отвлеченных качеств и действий. Ср.: чувство радости и маленькие радости, радости жизни (события, вызывающие радость); красота девушки и красоты природы (красивые места); чтение книги и педагогические чтения, Виноградовские чтения. В конкретных значениях абстрактные существительные сочетаются с количественными числительными, например: Теперь у нас были три заботы: первая -- найти воду, вторая - найти топливо и третья - найти защиту от ветра (Арсеньев). Знаю я сладких четыре отрады (Брюсов).
В основных своих значениях отвлеченные существительные, как правило, не сочетаются с количественными определителями. Однако некоторые из них могут определяться при помощи неопределенно-количественных слов (мало радости, капельку терпения, много внимания, много бед натворил, немало глупостей сказал и др.).
Отвлеченные существительные образуются при помощи суффиксов -ость(-есть), -к(а), -от(а), изн(а), -ев(а), -ии(а), -ни], /ни;-, -отн(я), -ств(о), -изм, -аци(я) и др., например: выносливость, заточка, темнота, новизна, синева, низина, разоружение, развитие, толкотня, упорство, формализм, ориентация.