• 6. Философские аспекты теории ср
  • 7. Многосубъектность ср
  • 8. Специалист по ср как субъект профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика специалиста по ср
  • 9. Проблема профессиональных рисков в ср
  • 10. Профессионально – этические основы ср
  • 11. Прогнозирование, проектирование и моделирование в ср
  • 12. Нормативно-правовые основы ср
  • 13. Понятие эффективности в ср. Критерии эффективности
  • 14. Модели теоретического обоснования ср: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексные
  • 15. Психосоциальная работа как теоретическая модель и практика
  • 16. Задачи и принципы организации управления в системе ср. Структура, функции и методы управления
  • 17. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно-правовые формы
  • 18. Социальная политика рф: ее цели и основные направления. Взаимосвязь социальной политики и ср
  • 19. Развитие системы социальных служб в субъектах рф
  • 20. Роль общественных организаций в развитии профессиональной ср
  • 21. Технологии ср. Понятие, цель, функции и структура технологического процесса
  • 22. Методы индивидуальной, групповой и общинной ср
  • 23. Понятие социальной реабилитации. Организация деятельности реабилитационных центров
  • 24. Методы исследований в ср
  • 25. Биографический метод в практике профессиональной социальной работы
  • 26.Девиантное и делинквентное поведение, как проблема социальной работы. Особенности социальной работы с девиантами и делинквентами
  • 27. Наркомания и токсикомания как формы проявления девиантного поведения
  • 28. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения
  • 29. Проституция как форма проявления девиантного поведения
  • 30. Инвалидность: Социальная защита и реализация прав инвалидов
  • 31. Пенсионное обеспечение населения в рф
  • 32. Социальное обслуживание населения в рф
  • 3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
  • 33. Теория и практика соц. Страхования в России
  • 34. Молодежь как объект социальной работы. Технологии социальной работы с молодежью
  • 35. Семья как объект социальной работы. Технологии социальной работы с семьей
  • 36. Семейная политика в Российской Федерации: сущность и основные направления
  • 37. Социально-правовая защита детства. Социальная работа с детьми и подростками
  • 38. Гендерный подход в практике социальной работы
  • 39. Социальное положение женщин в России. Социальная поддержка женщин в условиях реформ
  • 40. Технологии ср по охране материнства и детства
  • 41. Особенности социальной работы с мигрантами и беженцами
  • 42. Проблемы занятости населения в современной России. Практика социальной работы с безработными
  • 43. Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях
  • 44. Бедность и нищета как социальные явления. Социальная защита малообеспеченных слоев населения
  • 45. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями
  • 46. Основы социальной медицины
  • 47. Содержание и методика социально-медицинской работы
  • 48. Сиротство как одна из актуальных проблем современности: причины, последствия, динамика
  • 49. Одиночество как социальная проблема
  • 50. Организационно-административная работа в системе социальных служб, учреждений и организаций
  • 49. Одиночество как социальная проблема

    Одиночество – это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжелое переживание связанное с утратой существующих жизненных ценностей или близких людей; постоянное ощущение покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования.

    Одиночество в старости – неоднозначное понятие, имеющее социальный смысл, это прежде всего отсутствие родственников, а также отдельное проживание от молодых членов семьи, либо полное отсутствие человеческого общения. Это социальное состояние, которое отражает психофизический статус пожилого человека, затрудняющее ему завязывание новых и поддержание старых контактов и связей. Оно может быть обусловлено различными причинами как психического, так и социально-экономического характера.

    Изоляция и самоизоляция являются неприменными атрибутами старости (на шестом десятке влечение к одиночеству является нормальным и даже инстинктивным). Одиночество не связано с количеством общественных контактов, а в значительной степени является субъективным психическим состоянием.

    Классификация моделей одиночества:

      Психодинамическая модель (Зимбург), 1938.

    Согласно данной модели одиночество является отражением характерных черт личности. Согласно данному подходу одиночество является результатом ранних детских влияний на личностное развитие.

      Феноменологическая модель (Карл Роджерс), 1961.

    Данная теория сконцентрирована на терапии направленной на личность больного. Согласно Роджерсу поступки индивида, это результат сформировавшихся в обществе образцов, ограничивающих свободу человека социально-оправданными методами. В этой связи создается противоречие между истинным «я» человека и его проявлениями в отношениях с другими людьми. Роджерс считает, что одиночество результат слабой адаптации личности к социально-экономическим условиям. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в несоответствии представления индивида о собственном «я».

      Экзистенциональный подход (Мустафос), 1961.

    В основе данного подхода лежит идея об изначальном одиночестве всех людей. Одиночество – система защитных механизмов, которая отделяет человека от решения жизненных вопросов, и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество, проистекает из конкретной реальности одинокого существования и столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями переживаемыми в одиночку.

    4. Социологический подход (Баумен) 1955, (Крисмен) 1961, (Слейтор) 1976.

    Баумен выдвинул гипотезу о трех силах ведущих к усилению одиночества:

      ослабление связей в первичной группе;

      увеличение семейной мобильности;

      увеличение социальной мобильности.

    Крисмен и Слейтор связывают свой анализ с изучением характера и анализом способностей общества удовлетворить потребности его членов. Одиночество – это нормативный общестатистический показатель характеризующий общество. В определении причин одиночества особый акцент делается на значении событий происходящих в жизни человека в зрелом возрасте и на социализацию, которая под воздействием некоторых факторов негативно воздействует на личность (СМИ).

    5. Интеракционистский подход (Бейс), 1973.

    Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

    2 типа одиночества:

      эмоциональное (отсутствие тесной интимной привязанности);

      социальное (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).

    Бейс рассматривает одиночество как нормальную реакцию.

    6. Когнетивный подход (Пепло), 70е годы.

    Он акцентирует роль познания как фактора, определяющего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Одиночество наступает тогда, когда индивид осознает несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

    7. Интимный подход (Дерлега, Мареулис), 1982.

    Употребляется понятие интимность для истолкования одиночества. Одиночество наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения. В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремиться к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Данные исследователи считают, что как внутрииндивидуальные факторы, так и факторы среды способны привести к одиночеству.

    8. Системный подход (Ландерс), 1982.

    Он расценивает одиночество как потенциально потайное состояние, которое приостанавливает собой механизм обратной связи, помогающей индивиду и обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов. Ландерс считает одиночество полезным механизмом, который в результате способствует благополучию индивида и общества.

    Выделяет два мотива поведения:

      индивидуальный;

      ситуативный.

    На основе этих мотивов формируются разные степени и типы одиночества. Различия между этими типами проводятся по основаниям касающимся оценки индивида, его социального положения, типа испытанного им дефицита социальных отношений и временной перспективы связанной с одиночеством. Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций таких, как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций – страх, неуверенность. Тип ущербности определяет природа недостаточных социальных отношений. Главным является сбор информации о значимых для индивида отношений.

    В древние времена, когда существование людей было сугубо общинным, коллективным, родовым, можно говорить о трех формах одиночества:

    1. Обряды, ритуалы, испытания.

    2. Наказание одиночеством, выражающееся в изгнании из рода и обрекающего наказанного почти на верную смерть.

    3. Добровольное уединение отдельных индивидов, оформившееся в отдельный институт отшельничества, который просуществовал не менее 2,5 тыс. лет.

    В философских исследованиях к проблемам одиночества существует несколько подходов:

    1. Оценочная патология (Паркерт, Цимерман).

    Типология Кельбеля, 4 типа одиночества:

      позитивный внутренний тип – гордое одиночество, переживаемое как необходимое средство раскрытия новых форм общения с другими людьми;

      негативный внутренний тип – одиночество, переживаемое как отчуждение от своего «я» и от других людей;

      позитивный внешний тип – преобладает в ситуациях физического уединения, когда ведутся поиски позитивного опыта;

      негативный внешний тип – появляется в том случае, когда внешние обстоятельства ведут к весьма негативным ощущениям.

    2. Социологический подход.

    Типология временной перспективы (Янг, Бег) 1978, три типа одиночества:

      хроническое – характерно для тех людей, которые небыли удовлетворены своими социальными связями и отношениями в течении 2х и более летподряд;

      ситуативное – наступает в результате значимых стрессовых событий в жизни. Ситуационно одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество;

      преходящее.

    Дирсон, Периман, 1979:

      безнадежно одинокие люди, данные люди не имеют супругов, интимных отношений. Отличительная черта: чувство неудовлетворенности связями со сверстниками;

      периодически или временно одинокие, люди связанные социальными отношениями с родственниками, но не привазаны. Отличительная черта: нет близких отношений;

      пассивно или устойчиво одинокие люди, люди смирившиеся со своим положением и считают его неизбежностью.

    Социальная работа с одинокими пожилыми людьми должна способствовать их интеграции в коммуникативную сферу.

    Общество должно в корне изменить отношение к инвалидам, забота о них станет одним из приоритетов государства, заявил на днях Дмитрий Медведев. Президент особо подчеркнул, что помощь инвалидам нельзя сводить только к денежным выплатам и льготам. Главная задача - создать для этих людей комфортную среду и возможность вести полноценную жизнь. Сегодня на наши 5 вопросов отвечает председатель Амурской областной организации Всероссийского общества инвалидов Владимир Каршакевич.

    1. Дмитрий Медведев поставил задачу сделать условия жизни инвалидов достойными. Что вы об этом думаете?

    Президент абсолютно прав, мы уже десять лет об этом говорим. Самое главное, что Дмитрий Медведев определил приоритеты - трудоустройство инвалидов и развитие инфраструктуры. Они взаимосвязаны: если нет инфраструктуры, человек с ограниченными возможностями элементарно не доберется до места работы. Это наша вечная трагедия, когда мы беремся за множество дел сразу и ни одно из них не доводим до конца. Поставлены две стратегические задачи, и нужно их решать.

    2. Сколько инвалидов в Амурской области и как складываются ваши взаимоотношения с властью?

    В Приамурье проживает около 85 тысяч инвалидов - это примерно десятая часть всего населения области. В Амурской общественной организации Всероссийского общества инвалидов состоит более 8600 человек. Есть и другие организации - представители всероссийских обществ глухих, слепых и ставших инвалидами в результате боевых действий. Все мы боремся за права инвалидов.

    Отношения с властью у нас нормально складываются. При губернаторе только что создан общественный совет по делам инвалидов, наши представители входят в различные комиссии и комитеты, где они защищают интересы инвалидов, подсказывают какие-то направления, чтобы было учтено то, что здоровые люди обычно упускают. Как бы здоровый человек ни относился к инвалиду, он все равно не учтет всех нюансов. Это как молодая девушка - вроде и знает все о детях, но пока сама матерью не станет, ничего знать не будет.

    3. Проблема трудоустройства инвалидов для Приамурья актуальна?

    Она стоит очень остро. Работодатели будут брать инвалидов, если им не мешать. Стоит только взять на работу человека из этой категории населения, и контролирующие органы сразу начинают пристрастно искать подвох - сколько окон в помещении, какой метраж, какие условия труда, и если найдут несоответствие, оштрафуют. И работодатель говорит инвалиду: знаешь, я хотел тебе помочь, но получил только головную боль, поэтому извини, но я тебя уволю. Такое сплошь и рядом. Работодатели не хотят связываться.

    В результате у инвалидов воспитывается дух иждивенчества. А государство обязано научить их держать в руках удочку и ловить рыбу. Ведь оно таким образом снимет с себя целый ворох проблем - люди станут сами зарабатывать на жизнь, а не обивать пороги социальных учреждений.

    Ведь в выборе работы инвалиды непривередливы, в отличие от здоровых людей. Есть случаи, когда они работают за зарплату в 1000 рублей в месяц, и счастливы, что они хоть кем-то востребованы. Покажите мне здорового человека, который на это согласится.

    Я бы через вашу газету обратился к работодателям: если у вас есть вакансии, присмотритесь к инвалидам, которые стоят в очереди на трудоустройство в службе занятости!

    До 2001 года, пока государство не отменило льготы, у нас были специализированные предприятия, где использовался труд инвалидов. Есть они и сейчас, но там люди с ограниченными возможностями заняты незначительно. Кстати, единственным примером может быть наше протезно-ортопедическое предприятие, где работают инвалиды и руководит им тоже инвалид. Оно лучшее на Дальнем Востоке, и это лишний раз доказывает, что инвалиды прекрасно умеют работать.

    4. Вы общаетесь с коллегами других регионов или с другого берега Амура, интересно, как у них обстоят дела?

    Недавно к нам приезжала китайская делегация, и мы вели переговоры, как у них решаются проблемы инвалидов. У них эта организация вмонтирована в государственную структуру, руководители общественных организаций получают зарплату от государства. Партия курирует эту работу, есть волонтеры, которые работают с этой категорией людей, а если нужно оказать материальную помощь - они объявляют сбор денег. Все, начиная от партийного руководителя района, по 3 юаня сбросились и отправили инвалида на учебу в Пекин. Но у них нет таких пенсий, нет системы соцстраха, как у нас, поэтому им был интересен и наш опыт.

    5. Главная проблема амурских инвалидов?

    Одиночество и осознание собственной ненужности. Инвалиды - это толковые, умные люди, которые способны приносить пользу государству и обществу и при этом зарабатывать себе на жизнь. Но без поддержки государства и целевых программ инвалидам не справиться. К сожалению, эта поддержка оказывается из имеющихся средств, и она незначительна. В связи с кризисом для нас стало проблемой проведение фестивалей и соревнований для инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями очень важно участвовать в массовых мероприятиях, особенно для молодых. Они должны общаться, знакомиться, создавать семьи. И если для здоровых людей это просто, то для инвалидов фестиваль или спартакиада - это редкий шанс выйти из стен своей квартиры.

    Инвалиды являются одной из наиболее социально уязвимых групп населения в Российской Федерации. Общее количество инвалидов в Российской Федерации превышает 13 миллионов человек, 700 тысяч из них – дети.

    Российским инвалидам неимоверно трудно получить образование, найти работу, не всегда доступна бесплатная медицинская помощь, у них возникают большие проблемы с передвижением в пределах населённого пункта.

    Люди с инвалидностью – не однородная группа, каждый человек – это индивидуальность, отличающаяся от всех остальных. Большую роль играют особенности общения и степень свободы передвижения. Дифференцирована эта группа по полу и возрасту, социальному положению и типу инвалидности, образованию, географии проживания. Больше возможностей имеют инвалиды, проживающие в городах, районных центрах, а инвалиды из сел и маленьких деревень порой и вовсе не пользуются предназначенными для них услугами, кроме пенсии. Вместе с тем в крупных населенных пунктах, мегаполисах люди с инвалидностью чаще испытывают притеснения и обиды от окружающих.

    Проблемы, связанные с инвалидностью, в нашем государстве условно можно разделить на пять составляющих:

    1. Обеспечение создания доступной среды для свободного передвижения инвалидов и беспрепятственной коммуникации.
    2. Получение достойного образования в рамках интегрированных форм обучения.
    3. Возможность трудовой деятельности без дискриминации в процессе трудоустройства и дальнейшей работы.
    4. Расформирование стационарных учреждений для содержания инвалидов, и перевод финансирования на создание вспомогательных служб, позволяющих людям с инвалидностью жить без отрыва от «социума».
    5. Обеспечение возможности беспрепятственного получения реабилитационных услуг и технических средств реабилитации.

    Социальные ограничения для инвалидов формируются не только физическими барьерами, но также деструктивными по природе субъективными социальными ограничениями и самоограничениями. Так, стигматизация инвалидов в общественном сознании предписывает им роль несчастных, достойных жалости, нуждающихся в постоянном покровительстве. В то же время некоторые инвалиды усваивают менталитет и поведенческие стандарты ущербной личности, неспособной самостоятельно разрешить хотя бы часть собственных проблем, и возлагают ответственность за свою судьбу на других – на родственников, на сотрудников медицинских и социальных учреждений, на государство в целом.

    К числу деструктивных элементов социальной среды, ограничивающих интеграционный потенциал или блокирующих саму возможность интеграции, препятствующих социально типичному, нормативному существованию инвалидов, относятся так называемые «барьеры инвалидности».

    Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, - это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве.

    Второй барьер - это трудовая сегрегация, или изоляция, инвалида: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам представляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату.

    Третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида).

    Важным и труднопреодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду.

    Вероятно, для всех типов инвалидов важное препятствие представляет информационный барьер, который имеет двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получении информации, как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки). Дефицит информации или ее недостаточная насыщенность могут при вести к необратимому угасанию интеллектуальных способностей таких лиц.

    Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида - любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д. - и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д. Подобный комплекс является ретардирующим, т. е. затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды.

    Комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защит ной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации.

    Невостребованность молодых инвалидов на рынке труда и их социальная изоляция препятствуют формированию у них активной жизненной позиции. У многих молодых инвалидов не складывается устойчивая положительная самооценка, у части не формируется чувство доверия к миру.

    В связи с этим нередко инвалиды детства воспринимают людей как недоброжелательное окружение. Многие подростки и молодые люди, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, не живут полной жизнью, у них не формируется достаточная мотивация и навыки общения, результатом чего являются их замкнутость, отгороженность от людей.

    Это огромные социально-психологические трудности, выступающие барьерами, которые весьма сложно преодолеть.

    У пожилых инвалидов во многих случаях сам факт старения и целый ряд сопутствующих ему сложных жизненных ситуаций, к которым относится и инвалидность, создают условия для нарушения адаптации. Утрата близких людей и проблема одиночества, выход на пенсию, конец профессиональной деятельности, изменение стереотипа жизни и возникшие финансовые трудности, развитие недугов и болезней, ограничивающих физические возможности и вызывающих ощущение немощи, неспособность самостоятельно справляться с бытовыми проблемами, страх перед будущим, осознание неизбежности приближающейся смерти – вот далеко не полный перечень психологических проблем, с которыми сталкивается пожилой человек, и которые усугубляются переживанием инвалидности. Возрастные биологические изменения в организме и социально-психологические факторы способствуют развитию психических заболеваний в пожилом и старческом возрасте.

    В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и других. У молодых людей инвалидность нередко перечёркивает множество возможностей, что является огромной психологической травмой, особенно если инвалидность приобретена в сознательном возрасте вследствие катастроф и иных травмирующих событий. Если молодой человек является инвалидом с детства, он более терпим к ситуации ограниченности возможностей, но, тем не менее, как минимум к 18 годам его потребности будут распространяться на профессионально-трудовую сферу, личностно-семейную, а также образовательную. Ограничения в таких приоритетных сферах могут с большой вероятностью привести к возникновению и обострению психологических проблем, возникновению агрессивности, апатичности, депрессивных состояний, суицидального риска и других негативных проявлений субъективного переживания психологических сложностей, вызванных инвалидностью. Эти сложности в свою очередь вызовут проблемы во взаимоотношениях с окружающими людьми, что и обуславливает возникновение комплекса социально-психологических проблем.

    В современной науке социально-психологические вопросы пожилого возраста представляют собой одну из сторон изучения разных личностных изменений у пожилых людей, которые могут приводить к разной степени нарушения их взаимодействия с социальной средой.

    Для молодых людей с инвалидностью проблема одиночества связана прежде всего с недостатком общения по причине неуверенности в себе, замкнутости, смущения за какие-либо внешние недостатки и т.д. Молодые инвалиды в первую очередь нуждаются в общении со сверстниками, которые заняты построением семьи, карьеры, учёбой или развлекательной деятельностью, в условиях которой молодые инвалиды нередко ограничены, и именно поэтому по причине несовпадения возможностей, приоритетов и мест посещения, общение между молодыми людьми часто бывает ограничено. Молодому инвалиду сложнее найти партнёра для создания отношений и семьи, и друзей. Их нередко окружают лишь родственники и они «заперты в четырёх стенах», вследствие чего замкнутость и некоммуникабельность культивируется и усугубляется, а молодой человек становится озлобленнее на весь мир, упуская все возможности для компенсации ограниченных возможностей и развития различных навыков.

    Таким образом, к проблемам, негативно влияющих на эффективную интеграцию инвалидов в общество, относятся следующие: трудности в получении медицинской помощи, в сфере трудоустройства, образования; негативные социальные установки и стереотипы в отношении к инвалидам; затруднения в культурной жизни и занятиях спортом, а также проблемы их самоидентификации и т.д. Разработка системы гарантий и мер социальной поддержки позволяет смягчить наиболее острые моменты социально-экономического неравенства инвалидов, расширить возможности их социального функционирования.

    Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими особые потребности:

    Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающемуКогда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

    Почему мы боимся инвалидов? Как они сами к этому относятся и как правильно относиться к ним?

    Наверное, любой здоровый человек боится потерять своё здоровье и оказаться на месте инвалида. Но больше, чем инвалида, мы боимся самих себя: люди с трудом представляют, как общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь неправильно. Мы совершенно спокойно общаемся с самыми тяжело больными людьми, если не знаем, что это инвалиды. Но если вдруг нам становится известно, что у человека искусственный протез, то мы сразу пугаемся. Нам кажется, что такой человек должен очень сильно отличаться от нас, с ним надо как-то иначе обращаться. Только при этом мы не знаем как. Вот и начинаем бояться.

    Больше всего инвалидов боятся взрослые, и именно взрослые передают свой страх детям. Ребенку достаточно объяснить, что человек сильно хромает из-за того, что у него повреждены ноги. Надо доступно объяснить, что именно «болит» у инвалида с детским параличом, обширным ожогом лица или другими необычными внешними проявлениями. Как только ребенок понимает в чем дело, он перестает бояться.

    Главное -- это воспитание честности, справедливости и умения сопереживать. Разве в жизни каждого из нас не наступит момент, когда мы сами окажемся в зависимости от того, насколько честными, порядочными и справедливыми выросли наши дети? Я думаю, что это ясный ответ на вопрос, ограждать или не ограждать своих детей от общения с людьми, имеющими инвалидность.

    Во многих культурах считается, что Бог наделил инвалидов недугом -: кого за грехи, а кого для испытания в жизни, или в назидание другим, в понимание того, как зыбко существование на Земле, непостоянно и мимолетно. Все религиозные учения призывают быть милосердными, сострадательными, справедливыми (исполняющими долг) к таким людям, за это Вам дается прощение, любовь, счастье. Ну а основная роль, которая отводится больным, калекам, убогим и нищим - просить о помощи и сострадании.

    Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней. Явление инвалидности присуще в равной степени каждому обществу.

    Больные, калеки, убогие, нищие — все эти категории людей вызывают у нормального челоека сочувствие. Во многих культурах считается, что Бог наделил инвалидов недугом -: кого за грехи, а кого для испытания в жизни, или в назидание другим, в понимание того, как зыбко существование на Земле, непостоянно и мимолетно. Все религиозные учения призывают быть милосердными, сострадательными, справедливыми (исполняющими долг) к таким людям, за это Вам дается прощение, любовь, счастье. Ну а основная роль, которая отводится больным, калекам, убогим и нищим - просить о помощи и сострадании.

    Знаменитый мудрец С. Вивекананда сказал:

    «Нам дано большое благо, потому что нам дозволено творить милостыню, ибо иначе мы не могли бы расти и развиваться. Бедняк дозволяет, чтобы часть оказываемой поддержки приходилась на нашу долю. Итак, пусть даритель опустится на колени и возблагодарит, а получающий поднимется с колен и дозволит! »

    Многие люди встречаясь инвалидом теряются, чувствуют себя неловко и даже очень часто обижают его неосторожными высказываниеми или косым взглядом. Однако очень часто люди с ограниченными возможностями, находясь в общественных местах, часто нуждаются в помощи, которую, опять же по незнанию, обычные люди не могут им предоставить. В этом случае сами инвалиды могут помочь, давая советы, как правильно себя с вести в различных ситуациях. Для такой взаимопощи с сделан сайт "Доброе сердце". На нашем сайте обычные люди и люди с ограниченными возможностями общаясь оказывают неоценимую помощь друг другу.

    Основные правила общения с инвалидами необходимо знать каждому воспитанному человеку. Люди инвалиды - это важная часть общества, и мы должны сделать их непростую жизнь легче - это долг и задача каждого из нас.

    Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими особые потребности:

    1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему
    2. Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
    3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
    4. Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
    5. Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.
    6. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
    7. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

    Почему мы боимся инвалидов? Как они сами к этому относятся и как правильно относиться к ним?

    Наверное, любой здоровый человек боится потерять своё здоровье и оказаться на месте инвалида. Но больше, чем инвалида, мы боимся самих себя: люди с трудом представляют, как общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь неправильно. Мы совершенно спокойно общаемся с самыми тяжело больными людьми, если не знаем, что это инвалиды. Но если вдруг нам становится известно, что у человека искусственный протез, то мы сразу пугаемся. Нам кажется, что такой человек должен очень сильно отличаться от нас, с ним надо как-то иначе обращаться. Только при этом мы не знаем как. Вот и начинаем бояться.

    Больше всего инвалидов боятся взрослые, и именно взрослые передают свой страх детям. Ребенку достаточно объяснить, что человек сильно хромает из-за того, что у него повреждены ноги. Надо доступно объяснить, что именно «болит» у инвалида с детским параличом, обширным ожогом лица или другими необычными внешними проявлениями. Как только ребенок понимает в чем дело, он перестает бояться.

    Главное -- это воспитание честности, справедливости и умения сопереживать. Разве в жизни каждого из нас не наступит момент, когда мы сами окажемся в зависимости от того, насколько честными, порядочными и справедливыми выросли наши дети? Я думаю, что это ясный ответ на вопрос, ограждать или не ограждать своих детей от общения с людьми, имеющими инвалидность.

    Причины для одиночества:

    Но в общении с инвалидами не все так гладко. Например, часто инвалиды излишне требовательны к окружающим, даже придирчивы. Особенно это заметно среди инвалидов, страдающих различными формами ДЦП. Среди инвалидов, точно так же как и среди всех остальных людей, есть умные и глупые, добрые и злые, сдержанные и деликатные, бывают -- распущенные и наглые. Здесь надо вести себя просто: не выполнять лишних требований человека только из-за того, что он инвалид. Посмотрите, справедливы ли его требования? А уже после этого решайте, удовлетворять или не удовлетворять их. Бывает вполне уместным сказать, почему вы считаете требования или претензии человека к вам неправомерными. Есть качества, с которыми очень тяжело работать, которые очень раздражают, но обусловлены они не инвалидностью как таковой, а условиями жизни инвалидов. С чем связана эта иждивенческая позиция, о которой вы говорите? Очень часто с тем, что общество поставило инвалида в такую позицию, что он все вынужден выбивать. И он на всякий случай выбивает все и из всех.

    Одна из главных проблем -- это одиночество, невозможность полноценного общения. Например, у тебя есть близкий друг, но он живет на другом конце города. Для того чтобы встретиться, кому-то из вас необходимо выйти на улицу и добраться до дома своего друга. А если вы оба плохо ходите или передвигаетесь в коляске, городской транспорт для вас обоих недоступен, вы не сможете попасть в автобус, троллейбус, трамвай или метро. Кроме того, для человека в инвалидной коляске непреодолимым препятствием является любой перекресток и переход через улицу. Простой бордюр становится препятствием для человека в коляске. Если есть телефон, люди общаются по телефону. А если нет? Кроме того, сейчас начинают подниматься цены на услуги телефонных станций. А у инвалида только грошовая пенсия. В каждом случае трудности свои, но почти всегда они не лучшим образом сказываются на характере человека. Очень трудно быть одиноким.

    Сейчас эту проблему частично удаётся решить за счёт развития высоких технологий. Дешёвый и доступный интернет открывает неограниченные возможности для общения и развлечения инвалидов. Одним из таких инструментов является наш сайт "Особое сердце" - здесь мы стремимся создать удобную среду для общения инвалидов, а также стараемся сделать удобные условия для реализации инвалидом своих творческих возможностей.

    Но есть, конечно, и специфические, характерные для того или иного заболевания психологические и тем более психические особенности. Например, больным диабетом свойственна повышенная раздражительность, сердечникам -- тревожность и страхи, люди с синдромом Дауна, как правило, добры и доверчивы. Другой вопрос -- как жизнь влияет на характер инвалидов; надо понимать, что большинство трудностей в их жизни обуславливается не столько особенностями здоровья, сколько социальными факторами: отношением государства, равнодушием чиновников, отчужденностью людей, бедностью, недоступностью транспорта и невозможностью «выйти в свет».

    Особенно остро социальная проблема стоит в нашем обществе. В течении многих лет в нашем обществе каждый человек считался трудовой единицей. Полезность и важность человека для общества определялась только тем количеством труда, которое человек мог дать. При такой меркантильной оценке человека, большинство инвалидов с рождения сразу же оказывались за бортом этого общества. Чтобы ещё больше унизить и изолировать человека с особыми потребностями государство навешивало на инвалидов и их родственников клеймо. Отсюда появились байки о том, что инвалиды рождаются только в семьях пьяниц и дебоширов. Цель такого подхода была ужасной - общество должно было выкинуть из своих рядов не только инвалидов, но также тех, кто пытался ухаживать либо помогать инвалидам. Получалось. что если ты заботишься об инвалиде - значит ты или сам пьяница или помогаешь антиобщественным элементам.

    Эти языческие предрасудки живы в народе до сих пор. В частности даже сегодня на многих сайтах можно встретить страшные рассказы о том как огромные и страшные люди с синдромом Дауна бегают по крышам от преследующих их санитаров, прыгают на женщин и сразу насилуют их. Потом из этого делается вывод что находящийся в обществе человек с синдромам Дауна представляет из себя угрозу. А социализация людей с синдромом Дауна чуть ли не приведёт к разрушению общества. Я думаю, что любому читателю понятно, что эти фантазии исходят из понимания потребительско-эксплуататорской модели общества, которая считает бесполезным и опасным любого человека не способного трудиться.

    Один священник объяснил мне, что каждый человек -- образ и подобие Божие. Почему этот образ внешне искажен, для нас не должно быть важно, потому что на это есть Божий промысел, который нашему разуму недоступен. Не поверите, но после этого у меня как-то все встало на свои места. Я запомнила его слова и со временем, с опытом убеждалась, что это действительно так. И много раз в людях, внешне изуродованных болезнью, я встречала интересных собеседников, верных друзей, неоценимых помощников.