Фактрум уверяет: рассказ действительно может пошатнуть все ваше мировоззрение и без сомнения заставит задуматься о том, кто вы и как относитесь к своим ближним.

Уделите 5 минут вашего времени. Вы точно не пожалеете об этом.

По пути домой ты внезапно умер.

Это был несчастный случай, ничем не примечательный, но тем не менее смертельный. У тебя осталась жена и двое детей, но смерть твоя была безболезненной.

Скорая безуспешно пыталась спасти тебя, но твое тело было так изуродовано, что все сложилось даже к лучшему, поверь мне.

А потом ты встретил меня.

Что… что случилось? - спросил ты. - Где я?

Ты умер, - ответил я (к чему приукрашивать, это был факт).

Там была машина. Она летела на меня с ужасной скоростью…

Да, - сказал я.

Я… Я умер?

Да, - сказал я. - Но не переживай, все умирают.

Ты огляделся. Вокруг ничего не было. Только ты и я.

Что это за место? - спросил ты. - Это жизнь после смерти?

Что-то типа того, - ответил я.

Да, - ответил я. - Я Бог.

Моя жена и дети…

Что? - спросил я.

Они будут в порядке?

Это именно то, что я надеялся услышать. Ты только что умер, но переживаешь о своей семье. Это замечательно.

Ты восторженно посмотрел на меня. Для тебя я не выглядел, как Бог. Я выглядел, как обычный мужчина, а может быть, женщина. Просто влиятельный человек, скорее, учитель младших классов, а не Всемогущее божество.

Не переживай, - ответил я. - Они будут в порядке. Твои дети запомнят тебя замечательным отцом, они еще не успели разочароваться в тебе. Твоя жена будет безутешно плакать, но глубоко в душе она почувствует облегчение. Честно говоря, твой брак трещал по швам. Если тебя это утешит, ей очень стыдно за это чувство облегчения.

Ни то, ни другое, - ответил я. - Ты реинкарнируешься.

Так, значит, индусы были правы?

Все религии правы по-своему, - ответил я. - Пойдем со мной.

Ты следовал за мной сквозь пустоту.

Куда мы направляемся? - спросил ты.

Никуда конкретно. Просто приятней говорить во время прогулки.

Тогда в чем смысл? - спросил ты. - Когда я перерожусь, я ведь буду как белый лист? Младенец. И весь мой опыт и все, что я сделал в этой жизни, не будут ничего значить?

Вовсе нет, - ответил я. - В тебе уже есть все знания и опыт прошлых жизней, просто ты не помнишь о них сейчас.

Я остановился и положил руки тебе на плечи:

Твоя душа во много раз изумительней, прекрасней и огромней, чем ты можешь себе представить. Человеческий разум может удерживать лишь очень малую долю информации о том, кто ты. Это как засунуть палец в стакан с водой, чтобы проверить, холодная она или горячая. Ты впускаешь в этот мир лишь небольшую часть себя, и получаешь весь её опыт.

Ты был в человеческом теле последние 48 лет и еще не чувствуешь всю остальную часть своего огромного сознания. Если мы задержимся здесь чуть подольше, ты начнешь вспоминать все. Но нет смысла делать это между жизнями.

Как много жизней я прожил до этого?

О, много. Огромное множество разных жизней. На этот раз ты будешь китайской крестьянкой в 540 году.

Подождите, как это? - удивился ты. - Вы возвращаете меня назад во времени?

Ну, думаю, технически да. Время, как ты знаешь, существует только в вашей вселенной. Там, откуда я родом, все по другому.

Стой, значит, ты тоже где-то родился?

Конечно, - объяснил я. - И там есть еще много таких, как я. Вероятно, ты захочешь узнать, как там, но, честно говоря, ты не сможешь понять.

О, - вздохнул ты немного разочарованно. - Но подожди, если я перерождался в разных местах и временах, я ведь мог встретиться сам с собой однажды.

Конечно. И это происходит все время. Но дело в том, что каждый раз ты настолько поглощен своей собственной жизнью, что даже не замечаешь этого.

Тогда в чем же смысл?

Серьезно? - спросил я. - Ты и вправду спрашиваешь у меня, в чем смысл жизни? Тебе не кажется, что это довольно банальный вопрос?

Нет, это хороший вопрос, - настаивал ты.

Я посмотрел в твои глаза:

Смысл жизни и причина, по которой я создал эту вселенную, - чтобы ты становился мудрее, развивался.

Ты имеешь ввиду человечество? Ты хочешь, чтобы мы развивались?

Нет, только ты. Я создал веленную только для тебя одного. С каждой новой жизнью ты взрослеешь и твоя душа становится больше и мудрее.

Это все для меня? Но как же остальные?

Нет никаких остальных, - ответил я. - В этой вселенной есть только я и ты.

Ты уставился на меня:

Но все эти люди на Земле…

Это все ты. Разные твои перерождения.

Стой, значит, я - все?

Ну, теперь ты начинаешь понимать, - сказал я и похлопал тебя по спине.

Я - каждый человек, который когда-либо жил на свете?

Да, и каждый, кто когда-либо будет жить.

И я - Авраам Линкольн?

И я - Гитлер?

И миллионы тех, кого он убил.

Я - Иисус?

И все, кто следовали за ним.

Ты замолчал.

Каждый раз, когда ты причинял боль кому-то, ты причинял боль самому себе. И каждый раз, когда ты делал добро, ты делает его для себя. Каждый миг счастья или боли, который когда-либо испытали люди - испытал ты.

Ты долго думал.

Почему? - спросил ты. - Зачем все это?

Потому, что однажды, - сказал я, - ты станешь, как я. Потому что ты такой же, как я, ты - мое дитя.

Вау, ты хочешь сказать, что я Бог?

Нет, пока еще нет. Ты еще зародыш, ты все еще растешь. И только когда ты проживешь каждую человеческую жизнь во все времена, ты станешь достаточно большим, чтобы родиться.

Значит, вся Вселенная, - сказал ты, - это всего лишь…

Яйцо - ответил я. - А теперь тебе пора идти дальше.

И я отправил тебя в путь.

5 живописных мест нашей планеты с жуткой историей

10 «бабушкиных» советов, которые на самом деле не работают

Любопытные факты про Францию, Гитлера и китайских мужчин

Как предотвратить изжогу, почему после обеда хочется десерт и кто виноват в гастрите: факты о желудке, которые полезно знать каждому


Упражнение 33. В отрывке из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя выделите глаголы речи, выберите из числа их такие, которые синонимичны словам беседовать, говорить, сказать. Выпишите эти синонимические ряды и добавьте к ним новые слова (см. примечания).

О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, он показывал, что ему небезызвестны судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели - и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина - и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках - и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.


Примечания. «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой дает такие синонимы:

I. Беседовать , вести беседу, разговаривать, вести разговор, говорить, обмениваться (или перекидываться) словами; толковать (разг.), болтать (разг.), трепаться, калякать (прост.), переговариваться.

II. Говорить 1. выражаться, изъясняться (уст.), слишком много: разглагольствовать (разг.), разоряться (прост.), много и красноречиво: ораторствовать (разг. ирон.), витийствовать (уст. книжн., теперь ирон.), заливаться (или разливаться) соловьем (шутл.); 2. произносить, изрекать, вещать (уст., теперь шутл. и ирон.), вскользь: замечать, ронять, бросать, перебивая чужую речь: вставлять, ввертывать (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпускать (разг.), откалывать, загибать, выдавать (прост.); вздор: городить, молоть, нести, плести (прост.).

III. Сказать 1. выразиться; изъясниться (уст.); 2. произнести, проговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить (уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.); взговорить, возговорить (народно-поэт.), вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг.), перебивая чужую речь: вставить, ввернуть (разг.), обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бухнуть (разг.), отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост.).


Упражнение 34. Прочитайте юмореску и попробуйте заменить повторяющиеся в ней слова. Подберите к ним языковые и контекстуальные синонимы (используйте справочный материал, приведенный в примечаниях к упражнению 33).

Скажите сами

Встретился мне один молодой писатель.

Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.

Конечно, - сказал я.

Ну как, нравится? - сказал он, кончив чтение.

Я скажу тебе правду, - сказал я.

Скажи, - сказал он.

Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», - сказал я.

Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.

Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.

Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.

Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - сказал он.

Я сказал то, что думал, - сказал я.

Правду сказали мне, что ты кретин, - сказал он.

Повтори, что ты сказал? - сказал я.

Что сказал, то и сказал, - сказал он.

Еще слово скажешь? - сказал я.

Скажу еще больше, - сказал он.

Ну что такому скажешь! - сказал я сам себе. Теперь скажите сами: разве я ему неправду сказал?


Упражнение 35. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый . 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым . 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро . 5. Ирина радовалась . 6. Девушка плакала , умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать . 9. Не пытайтесь меня обмануть . 10. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.


Упражнение 36. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.


Упражнение 37. Дайте стилистическую оценку употреблению выделенных слов, сравнивая их с возможными синонимами.

1. Евгений ждет: вот едет Ленский на тройке чахлых лошадей : давай обедать поскорей (П.). 2. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; его лошадка , снег почуя, плетется рысью как-нибудь (П.). 3. Куда ты скачешь, гордый конь , и где опустишь ты копыта? (П.) 4. На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый. Сбежалась челядь у ворот прощаться с барами… (П.) 5. Потише, сударь, ради бога потише! Проклятая клячонка моя не успевает за твоим долгоногим бесом (П.). 6. Посмотрим, какова у тебя сила. Видишь, там сивая кобыла ? Кобылу подыми-тка ты да неси ее полверсты (П.). 7. «Готовиться к бою », - сказал Дубровский (П). 8. Бойцы сомкнулись, полетели навстречу рати удалой, сошлись - и заварился бой (П.). 9. Орлов! Я стану под знамены твоих воинственных дружин: в шатрах, средь сечи, средь пожаров с мечом и лирой боевой рубиться буду пред тобой и славу петь твоих ударов! (П.) 10. Внезапный крик сражений грянул; смутилось сердце киевлян (П.). 11. «Ну, что? - сказала комендантша. - Каково идет баталия ? Где же неприятель?» (П.). 12. Но утро денница выводит, - сраженный во брани на холме лежит, и латы недвижны, и шлем не стучит (П.). 13. Запомни же ныне ты слово мое: воителю слава - отрада… (П.) 14. Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья! Ты в каждом ратнике узришь богатыря, их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья (П.). 15. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоановны (П.). 16. Чей страстный поцелуй живей твоих язвительных лобзаний ? (П.) 17. Выхожу один я на дорогу : сквозь туман кремнистый путь блестит (Л.). 18. «Пойдемте, матушка , в самом деле», - промолвил Базаров и повел в дом ослабевшую старушку (Т.). 19. Родительница его… принадлежала к числу матушек-командирш (Т.). 20. Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге (Т.). 21. Генерал Кирсанов… приехал в Петербург с женой на житье (Т.). 22. Да разве у уездного лекаря не было адского камня?.. Как же это, боже мой! Врач - и не имеет такой необходимой вещи! (Т.)


Упражнение 38. Укажите, чем синонимы отличаются друг от друга; определите их стилистические функции.

1. Аптекарша была белокурая женщина и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную (Герц.). 2. Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск (Герц.). 3. Она иногда сидит в живописной позе, но вдруг… эта картинная поза нарушится вовсе неожиданным и опять обворожительным жестом (Гонч.). 4. У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба (Остр.). 5. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть не смел признаться в этом (Т.). 6. Нехорошо! Есть что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой (Л. Т.). 7. Среди журнальных работников он был бы очень нелишним… У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение (Ч.). 8. Ему [Коровину] хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего (Ч.). 9. «Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть?» - говорила она своим друзьям, как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека (Ч.). 10. Он не ел, а вкушал (Ч.). 11. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (Ч.) 12. Он был из тех людей, к которым привязываешься сердцем. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный летчик… Как он любил храбрых, стойких людей! (Тих.) 13. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал - именно хохотал, а не смеялся! (О. Б.) 14. Фашизм враждебен всякой национальной культуре… Он стремится разгромить, уничтожить культуру, стереть самую память о ней (А. Т.). 15. Наша сила, наша мощь - в нашей воле (Плат.). 16. Чтоб отчетливей и ясней ты был виден им, мудрый и смелый, В биографии славной твоей разве можно оставить пробелы? (Ахм.) 17. Различаю все четче и четче, как в уста превращаются губы… (Март.) 18. Я хочу, чтоб заплакал ты от восторга, от восхищенья (Зв.). 19. Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании (Бун.). 20. Левин был почти одних лет с Облонским и с ним на «ты» не по одному шампанскому. Левин был его товарищем и другом первой молодости. Они любили друг друга, как любят приятели, сошедшиеся в первой молодости (Л. Т.). 21. «Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее», - думал Левин, вышедши от Щербатских (Л. Т.). 22. У Ули были не глаза, а очи (Фад.).


1. Жены не думают, как бы мужу угодить, а как бы понравиться офицерам.

1. …а как бы приглянуться офицерам.

2. Наш витязь падает к ногам… лобзает руки.

2. …целует руки.

3. …Лихие гости валят от моря.

3. …идут от моря.

4. Душу мне наполнил страстью и сомненьем всколебал.

4. …ум сомненьем взволновал.

5. Ты (угасал) умирал, богач младой.

5. Ты угасал, богач младой.

6. В салазки жучку посадив, себя в коня оборотив.

6. …себя в коня преобразив.

7. Я все их помню, и во сне они смущают сердце мне.

7. …они тревожат сердце мне.

8. И (внемлет) слышит ответ…

8. И внемлет ответу…


Упражнение 40. Сравните редакции повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; объясните, чем были вызваны синонимические замены слов при авторедактировании. (За справками обращайтесь к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля).


1. Неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами тесно убитую землю.

1. …плотно убитую землю.

2. Рассказы, балагуры, которые можно было слышать среди собравшейся толпы…

2. Рассказы и болтовня…

3. «Скажи епископу от лица всех запорожцев, - сказал кошевой, - чтобы он ничего не боялся: это казаки еще только люльки раскуривают».

3. «Скажи епископу от меня и от всех запорожцев… Это казаки еще только зажигают и раскуривают свои трубки».

4. Жид … точил из бочки горилку.

4. Жид … цедил из бочки горилку.

5. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлоба, как недавно выпущенные семинаристы.

5. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья…

6. Пестрые овражки выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом.

6. Пестрые суслики выпалзали из нор своих…

7. «Вот это сдурел старый!» - говорила бледная, худощавая и добрая мать их…

7. «Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума!..»

8. У кого был ковш, у кого корчак, которым поил и коня…

8. У кого был ковш, у кого черпак…

9. Точили сабли, палаши и списы…

9. … пробовали сабли и палаши…

10. Тяжело ревнули широкими горлами чугунные пушки, дрогнула, далеко застугуневши, земля.

10. …дрогнула, далеко загудевши, земля.


Упражнение 41. Сравните черновые наброски и окончательный текст статьи А.И. Куприна; разграничьте случаи употребления новых слов и синонимической замены при стилистической правке.


1. Удивительная деликатность, чуткость и внимание, но никогда не выходящие из рамок простых, но как будто умышленно будничных отношений.

1. …из рамок обыкновенных, как будто умышленно будничных отношений.

2. Нет, вся сумма его [Чехова] (жизненного) громадного опыта, все его огорчения, скорби, радости и разочарования выразились… в мечте… о счастье.

2. Нет, вся сумма его большого и тяжелого житейского опыта…

3. Нет, это не была заочная жажда жизни, идущая от ненасытного человеческого сердца…

3. …жажда существования, идущая от ненасытимого человеческого сердца…

4. Редко сказывался в его разговорах художник и беллетрист.

4. …в его речах художник и беллетрист.

5. Этот удивительно нежный человек не причинил… даже самого маленького зла ничему живущему.

5. …не причинил сознательно даже самого маленького страдания ничему живущему.

6. Легли между бровями, у переносья, две вертикальные, задумчивые морщинки.

6. …две вертикальные, задумчивые складки.


Упражнение 42. Употребите синонимы в контексте; укажите особенности их лексической сочетаемости и стилистическую окраску.

1. Быстрый, проворный, скорый. 2. Внезапный, неожиданный, скоропостижный. 3. Завершить, кончить. 4. Надеяться, уповать, чаять. 5. Найти, обрести. 6. Возводить, строить. 7. Отвлекать, отрывать. 8. Печальный, плачевный, прискорбный, траурный. 9. Бессменный, постоянный, хронический. 10. Доблестный, мужественный, смелый, храбрый. 11. Спокойный, уравновешенный, флегматичный, эпический.


Упражнение 43. Вместо точек употребите один из синонимов, приведенных в скобках.

1. По приглашению друзей мне… (довестись, посчастливиться, прийтись, удаться)… (побывать в, посетить) Баньске-Бистрице. 2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, …(необходимо, нужно, требоваться) … (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и … (построить, провести, продолжить) новые тепломагистрали. 3. Коллективом цеха немало … (делаться, предприниматься, совершаться) для того, чтобы … (закрепить, удержать, упрочить) людей на производстве, однако слесарей-ремонтников все еще … (недоставать, не хватать). 4. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них … (жить, обитать, проживать) до трети населения. 5. Дочь Шапошникова Ольга и жена Матрена Васильевна … (работать, трудиться) на ферме, молодняк … (вскармливать, выкармливать, выращивать, выхаживать, пестовать, растить), а еще трое детей … (заниматься, обучаться, получать образование, учиться) в школе. 6. Было … (наглядно, предметно) … (показан, продемонстрирован), что комплексное … (использование, применение) технических средств на … (занятия, уроки) … (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) … (повышать, увеличивать) … (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) … (работа, труд) педагога.


Упражнение 44. Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.

1. В 1931 г. инженеры соорудили линейный ускоритель. 2. Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла. 3. Кровля была выполнена плохо. 4. С оттепелью придут для нас главные заботы . 5. Это возможно только на основе всемерной механизации работ. 6. Осадчук - мастер высокого класса, она будет работать высококачественно . 7. Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных дорог. 8. Комбайн исчез в логу, далеко, на другом конце поля, потом развернулся и пошел быстро в нашу сторону. 9. Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение . 10. С изумлением мы узнавали свою группу крови. 11. Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться. 12. До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который потребляет дорогое топливо в значительных размерах. 13. Это препятствие нелегко одолеть . 14. В комнате, где пребывает большая группа людей, не ведающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их. 15. В пресс-центре рабочая и в то же время хлопотливая обстановка.


Упражнение 45. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.

1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой. 2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву. 3. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе. 4. Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности. 5. Поток зрителей на этой выставке до сих пор не скудеет. 6. Нередко можно увидеть человека, неосмотрительно пренебрегающего законами уличного движения. 7. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества. 8. На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений. 9. В процессе тиснения резина сохраняет высокую твердость и при этом обеспечивает высокое удельное давление, что дает возможность получить высокое качество декоративного слоя на пластиках. 10. Каждый пейзаж этого художника - законченное ювелирное произведение живописи, кусок реальной жизни, которым не устаешь любоваться.


Упражнение 46. Сравните предложения; укажите, чем вызвана замена некоторых слов; дайте свои варианты правки. (За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка.)


1. Не стоит быть даже искушенным читателем, чтобы понять, насколько это произведение далеко от совершенства.

1. Не нужно даже быть слишком взыскательным читателем, чтобы понять, как далеко это произведение от подлинного искусства.

2. Поэма, напечатанная вместе с «Мойдодыром» и «Тараканищем», стала одним из самых любимых произведений юных читателей.

3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности.

3. Писатель берет своих героев из жизни.

4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно.

4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко.

5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий.

5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий.

6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения.

6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения.

7. Этого успеха удалось достичь благодаря повышению применения средств авиации и повышению технического оснащения предприятий.

7. Этого успеха удалось добиться благодаря широкому применению возможностей авиации и увеличению технической оснащенности предприятий.

8. Мимолетное нахождение денежных средств в банке приводит к усложнению документации.

8. Кратковременное пребывание денежных средств в банке усложняет документацию.

9. Не секрет, что молодые учителя ощущают большие затруднения в работе с родителями.

9. Не секрет, что молодые учителя испытывают серьезные трудности в работе с родителями.

10. Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи.

10. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи.

11. Купол цирка выполнен из оцинкованного металла. Наверху устроены дождевальные установки для очищения купола и его охлаждения - в подспорье кондиционерам, которые в жару внутрь здания будут нагнетать прохладу.

11. Купол цирка сделан из оцинкованного металла. Наверху поставлены дождевальные установки для охлаждения купола в сильную жару. Постоянную температуру в цирке будут поддерживать кондиционеры.


Упражнение 47. Укажите ошибки, возникшие в результате неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики), а также погрешности слога, явившиеся следствием неумения использовать синонимы (повторение слов, тавтология, плеоназм, ошибки в создании градации). Исправьте предложения.

1. Надо эту работу довести до конца, закончить, завершить. 2. Жизнь в гимназии у нас продолжает кипеть и бурлить. 3. Знания этого студента очень скромные, посредственные. 4. Прочному усвоению учебного материала мешает некачественное, плохое выполнение студентами домашних заданий. 5. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно. 6. Всех, кто трудился на сооружении станции, я зову энтузиастами, и не зря: они по две смены проводили на стройплощадке. 7. Медлительность и нерасторопность в подготовке к строительному сезону недопустимы. 8. Плавучие средства - лодки и моторы к ним - должны быть заранее отремонтированы, выверены, отлажены, словом, приведены в полную готовность. 9. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов - фигура огромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная. 10. Имя этого города в 30-е годы не сходило с газетных полос. 11. На теплом песке этого дикого тихоокеанского побережья мои босые ступни оставляли глубокие отпечатки, которые тут же стирали набегавшие волны. 12. Ошибки и промахи, допускаемые со стороны органов расследования и влекущие за собой безрезультатность расследования, объясняются следующим. 13. Вы спрашиваете, почему так рухнул интерес детей к чтению. Поинтересуйтесь у старших, которые совсем не соприкасаются с книгой. 14. Прежний наш любознательный и пытливый читатель куда-то исчез, пропал. Куда же он девался? Ответ элементарен: телевидение отбивает интерес к чтению.


Упражнение 48. Укажите стилистические функции синонимов.

1. Это степь, это десятый век, это не свобода, это - воля! (Л. Т.) 1. С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром (Ч.). 3. Письма не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании (Бун.). 4. Мне казалось, что свою старую любовь к обыкновенной земле я усилю, укреплю, доведу до предела, только испытав отчаяние этих бесплодных пространств (Пауст.). 5. Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь - до дна, но их подмена словесами измене может быть равна (Твард.). 6. Далеко, товарищ, уезжаешь, - до свиданья… Может быть, прощай! (Луг.) 7. И тут на губах Моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка (Наг.). 8. Уста и губы - суть их не одна. И очи - вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим… - глубокие тарелки (Марк.). 9. Сгорели в танках мои товарищи до пепла, до золы, дотла (Сл.). 10. Гор было много, они уходили от берега гряда за грядой и выглядывали друг из-за друга множеством пик разной высоты, делая местность декоративной, сказочной, нереальной (Ник.).


Упражнение 49. Вместо точек вставьте синонимы к выделенным словам. (Для справок используйте словари синонимов.)

Образец. Узнав об этом, я была не удивлена , я была ошеломлена !

1. «Ты действительно проделал большую работу», - «Не большую , а…». 2. Его голос звучал не просто громко , он звучал… 3. Журавлев не только способный ученик, он… 4. Это не просто хороший способ, а… 5. Если лет десять назад он был худощавый , то теперь он совсем… 6. Его стремление к обогащению теперь превратилось в… 7. Его раздражение переросло в… 8. Эти наговоры следует расценивать как… 9. Вид у него был не только печальный , а просто… 10. Иванов не просто честный работник, а он…


Упражнение 50. Определите стилистические функции синонимов; выпишите синонимы и дополните синонимические ряды. (Для справок используйте словари синонимов.)

1. Люди редко смотрят. Они или уставятся, или скользят, а вы смотрите просто и спокойно, будто ищете то, что не видят другие. 2. Жарко сверкало солнце, блестели радугами стаканы, блестели горы, город. 3. К полудню шквалы уже неслись сплошными стенами, мы мчались в воздушных коридорах между ними, и тучи легли темным дымом на сизую воду. 4. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свертывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов. 5. Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещёрском краю. 6. Только рядом с людьми приобретает смысл и значение все, что написано на дальнейших страницах. 7. Все это кажется бутафорией, театральным реквизитом. 8. Жизнь Гарта была бесконечно печальной и горестной жизнью бродяги и отщепенца. 9. Сны определяли все его привязанности, влюбленность, саму жизнь, несколько смутную, пеструю, когда грани отдельных событий переплетаются так прочно, вживаются друг в друга так крепко, что ядро события отыскивается с трудом.


Упражнение 51. Проанализируйте использование лексических средств автором заметки. Укажите стилистические ошибки в словоупотреблении, отредактируйте текст.

Трудности горняков

«Черепеть-уголь» - один из отстающих в комбинате «Тула-уголь-трест». Здесь смирились с крупнейшими дефектами в работе, шахты работают ниже их возможностей. Трест не выполняет своей программы, растет задолженность, нет средств на зарплату. В чем же кроются причины отставания комбината? Происходит все это благодаря низкой организации труда на шахтах и истощению запасов угля, невыплатам зарплаты.

Повышение производительности труда, забота о хозяйственном отношении

к оборудованию, о материальном благосостоянии шахтеров вышли из поля зрения руководства.

Придешь в забой, - рассказывает проходчик четвертого участка И.Н. Столяров, - а он еще не приготовлен. Очень тормозит работу несвоевременная доставка крепежного материала, частые аварии с механизмами, захламленность штреков.Много лучшего желает и организация труда вспомогательных рабочих. Ими никто не руководит. Большинство дренажистов используется не по назначению.

Благодаря отсутствию повседневного контроля горного надзора за выемкой угля завалы стали на шахте обычным явлением, что является угрозой для жизни горняков.

Бесхозяйственность, халатное отношение к оборудованию на шахте бросаются в глаза даже и невзыскательному наблюдателю.

Руководители треста благодушно взирают на все это, они смирились с этим и не могут ничего сделать для улучшения положения.

Шахтеры пробовали объявлять забастовки, голодали. Но ведь этим не исправишь положение. Вся надежда горняков на решительные меры правительства, которое должно предпринять какие-то меры для выхода из кризисной ситуации.



| | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые,выпишите цифру-ы,обозначающую-ие,запятую-ые,при вводном слове.

Последующие годы мы виделись,(1)конечно,(2)значительно реже,(3) чем в пору детства.
Новое задание
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.Выпишите цифры обозначающие запятую между частями сложного предложения,связанными подчинительной связью."я любил эти чтения вслух,(1)но глубокая прелесть книг,(2) когда прочитанное так сплетается с самой жизнью,(3) что уж не знаешь,(4) где жизнь и где вымысел,(5)открылась мне впервые,(6)когда я сам прочитал"Трех мушкетеров"."

НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУНАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ ПО ПЛАНУ:

1)Выделение проблемы.
2) Комментирование проблемы.
3) Авторская позиция.
4) Согласие\не согласие с позицией автора.
Ребят спасайте, СРОЧНО!!

Зимой 1921 года я жил в Одессе... Я работал тогда секретарем в газете "Моряк". В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Багрицкий, Бабель, Олеша и Ильф. Из старых опытных писателей часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь - милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек. Однажды Соболь принес в "Моряк" свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый. Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. Предложить Соболю исправить его никто не решался. В этом отношении Соболь был неумолим - и не столько из-за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял к ним интерес. Мы сидели и думали: что делать? Сидел с нами и наш корректор Благов, бывший директор самой распространенной в России газеты "Русское слово", правая рука знаменитого издателя Сытина... - Вот что, - сказал Благов. - Это талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала... Дайте мне рукопись... Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. - А что же вы сделаете? - А вот увидите. Благов кончил работу над рукописью только к утру... Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени... При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. - Это чудо! - воскликнул я. - Как вы это сделали? - Да я просто расставил правильно знаки препинания. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. ...После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя.

Какое слово пропущено в тексте?

Исчезли ___________ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, – праславянский язык. А _____________ в этом языке (да и в древнеболгарском) было не меньше, чем в русском. Судите сами: например, «стол» по-болгарски будет маса; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» – под маса, и так далее. Слово употребляется только в одной форме – совсем как в современном английском или французском языках.

Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. Слово «парус» много говорит моему

воображению. Люблю это слово, потому что люблю парус, люблю паруса. Я вспоминаю свои паруса на Днепре и на Волге, на Немане и в Пирите, под Таллином. Но в строке «Белеет парус одинокий» это сло­во наполняется многими новыми качествами, расширяющими мои личные, узкобиографические впечатления до пределов образной всеобщности и безбрежности толкования. Эта всеобщность включает и мои личные впечатления. Более того, Лермонтов приводит их в порядок, в строй, дает им особое наполнение, делает сопричастными переживаниям других людей, объединяет меня с ними. Так органная музыка может питать одновременно сотни и тысячи людей... Восприятие поэзии в этом смысле сродни восприятию музыки. Поэзия в основе своей многозначна...

«Парус» в словаре - это простое, обычное слово, «парус» Лермонтова - это слово поэтическое, слово, включенное в образный строй строки «Белеет парус одинокий». Современная поэзия исходит из предположения, что нет плохих или хороших, поэтических или непоэтических слов. Есть слово в поэтическом тексте. Здесь оно начинает жить. Здесь оно живой организм. А раз оно живое, то, значит, во всем может делить и действительно делит судьбы всех живых существ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МБОУ – Киваевская СОШ Проект В мире синонимов Авторы проекта - ученик 4-го класса Искандаров Юсуп, учитель Ахремцева Людмила Дмитриевна

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проекта. Показать, что выбор нужного синонима и правильное его употребление-необходимое условие яркой, выразительной и точной речи. Отличить синонимы друг от друга Исследовать роль синонимов в языке художественных произведений; Научиться самостоятельно работать с различной литературой и словарями.

3 слайд

Описание слайда:

Проблемы проекта Выбор нужного синонима и правильное его употребление необходимое условие яркой,выразительной и точной речи. Научиться восхищаться умением русских писателей и поэтов обращаться словами синонимами, из которых автору нужно было выбрать одно, самое меткое.

4 слайд

Описание слайда:

Гипотеза Предполагаю, что если речь обога-щается синонимами, то она становится яркой, выразительной, точной, эмо-циональной.

5 слайд

Описание слайда:

Актуальность исследования Синонимы делают речь более литературной и изящной. Если мы все время будем повторять одно то же слово, например, слово писатель, то это будет читателя раздражать,как звук царапанья по стеклу. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания, например, Погода сопутствовала хорошему отдыху(вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство(имеется в виду потомство); На вступительном экзамене в Академию печати юноша написал в сочинении: «Я знаю, что еще живы предки А.С.Пушкина»(конечно, он имел в виду потомков поэта).

6 слайд

Описание слайда:

Нелепые высказывания в подобных случаях придает фразе комическое звучание. Можно писать и говорить черствый хлеб, батон; черствый человек, но нельзя сказать «черствая конфета»(шоколадка), «черствый товарищ». Нельзя все время повторять: он сказал, она сказала. Язык предоставляет нам и другие возможности: прошептал,промолвил, крикнул, закричал, возразил.

7 слайд

Описание слайда:

Благодаря синонимам у нас есть возможность избегать в речи одинаковых слов и оборотов и в то же время сохранить нужный смысл.

8 слайд

Описание слайда:

Что такое синонимы? Синонимы - это слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.

9 слайд

Описание слайда:

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений,другие виды синонимов позволяют нам видеть говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно, доброжелательно или иронично(бабуля-старушенция), официально или не официально(отбыть -уехать).Слово мальчик можно употребить в любом случае, не выражая своего отношения, а слово пацан- только в непринужденном, фамильярном разговоре.

10 слайд

Описание слайда:

Чем отличаются синонимы языка друг от друга. Синонимы языка отличаются друг от друга употребительностью. Глаза, очи, зеницы, гляделки-существительные обозначающие орган зрения, но только слова глаза сейчас общеупотребительно;очи- слово поэтическое, зеницы -старое, а гляделки- просторечное. Между этими словами есть и смысловые различия: очами можно назвать лишь большие красивые глаза, гляделками, напротив, глаза маленькие или невыразительные, а слово глаза подходит во всех случаях.

11 слайд

Описание слайда:

Иногда по использованному синониму можно определить профессию человека:охотник назовет волчий хвост поленом, а пекарь скажет, что хлеб нужно выпечь, а не испечь.

12 слайд

Описание слайда:

Синонимы в речи одноклассников. Пользуемся ли мы синонимами? Для нашего проекта мы провели стилистический эксперимент. Учащимся предлагался следующий текст, в котором слово «сказал» нужно было заменить синонимами, не повторяясь. Всего в тексте оно встречается 32 раза. Скажите сами. Встретился мне один молодой писатель. - Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он. - Конечно, - сказал я. - Ну как, нравится? – сказал он, окончив чтение. - Я скажу тебе правду, - сказал я. - Скажи, - сказал он. - Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» и «сказал я», - сказал я ему. - Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он. - Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я. - Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он. - Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я. - Ну что сказать о человеке с таким вкусом? – сказал он. - Я сказал то, что думал, - сказал я. - Правду мне сказали, что ты кретин, - сказал он. - Повтори, что ты сказал? – сказал я. - Что сказал, то и сказал, - сказал он. - Еще слово скажешь? – сказал я. - Скажу еще больше, - сказал он. - Ну что такому скажешь! – сказал я сам себе, - с ним бесполезно говорить: он все равно скажет, что все сказанное им бесспорно. Теперь скажите сами: разве я ему не правду сказал? В эксперименте участвовало 10 человек. У нас получились результаты:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

К сожалению, с этой работой на сто процентов никто не справился. Ученики используют в своей речи «глаголы говорения» как книжного, так и разговорного стилей: сказать, говорить, спрашивать, выражаться, высказываться, разглагольствовать, бормотать, интересоваться, изъясняться, рассуждать, толковать, плести, лепить, повторять, добавлять, философствовать, произносить, лепетать, молвить, восклицать, вопрошать, взмолиться, вспоминать, критиковать, сообщать, восхищаться, ораторствовать, кричать, орать, вопить, браниться, базарить, мямлить, шептать, болтать, бачить, брякать, гнусавить, мычать, городить, лаяться; синонимичные им фразеологизмы: молоть чепуху, чесать языком, чесать по-писанному, зацепиться языком, распустить язык.

15 слайд

Описание слайда:

Роль синонимов в языке художественных произведений. Не все значения слов в равной степени известны всем говорящим. Поэтому в речи разных лиц, различно овладевших допускаемыми литературной нормой правилами синонимических сближений, может встречаться неодинаковая речевая синонимия. Например, слово прозябать. У него два значения: 1) расти, произрастать и 2) вести пустое, бесцельное существование. В первом значении глагол прозябать сейчас используется очень редко. Глагол обычно употребляется в разговорном языке со значением сильно озябнуть. В этом значении он вступает в синонимические связи не только со своим приставочным вариантом озябнуть, но и со словом замёрзнуть, хотя это последнее слово, в свою очередь, означает не только сильно озябнуть, но и погибнуть от холода.

16 слайд


Цели и задачи исследования. Показать, что выбор нужного синонима и правильное его употребление- необходимое условие яркой, выразительной и точной речи. Выяснить, что такое синонимы и почему они возникают; Отличить синонимы друг от друга Исследовать роль синонимов в языке художественных произведений; Провести лингвистический эксперимент с учащимися 5 класса на использование слов синонимического ряда глагола «сказать»; Научиться самостоятельно работать с различной литературой и словарями.


Проблемы исследования Выбор нужного синонима и правильное его употребление необходимое условие яркой,выразительной и точной речи. Научиться восхищаться умением русских писателей и поэтов обращаться словами синонимами, из которых автору нужно было выбрать одно, самое меткое.


Краткая аннотация проекта Данный проект приглашает учащихся 4-5 классов обратить внимание на собственную речь, язык наш хранит много тайн и секретов. Цель проекта - вызвать интерес к изучению языка у учащихся, заставить их задуматься над его глубиной и необычностью и самостоятельно решить ряд лингвистических задач, определить место русского языка в системе мировых языков, заглянуть в историю возникновения языка. Может быть использован при изучении темы «Лексика», «Синонимы», а также при изучении элективного курса «Культура речи», на факультативных занятиях по русскому языку. Главным в этом проекте является совершенствование у учащихся навыков работы с информацией, формирование высокой культуры речевого общения, развитие коммуникативных качеств. В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, вики-статьи. В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о синонимах как источниках богатства и выразительности русской речи.


Актуальность исследования сопутствовалаСинонимы делают речь более литературной и изящной. Если мы все время будем повторять одно то же слово,например,слово писатель,то это будет читателя раздражать,как звук царапанья по стеклу. Знание синонимических богатств родного языка -необходимое условие речевой культуры человека. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания, например, Погода сопутствовала хорошему отдыху(вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство(имеется в виду потомство);На вступительном экзамене в Академию печати юноша написал в сочинении:»Я знаю, что еще живы предки А.С.Пушкина»(конечно, он имел в виду потомков поэта).Нелепые высказывания в подобных случаях придает фразе комическое звучание. Можно писать и говорить черствый хлеб, батон; черствый человек, но нельзя сказать «черствая конфета»(шоколадка), «черствый товарищ».Нельзя все время повторять: он сказал, она сказала. Язык предоставляет нам и другие возможности: прошептал,промолвил, крикнул, закричал, возразил. Благодаря синонимам у нас есть возможность избегать в речи одинаковых слов и оборотов и в то же время сохранить нужный смысл.




Как можно назвать человека,который очень силен?Конечно, силач- «человек, обладающий большой физической силой».а того кто может победить даже силача? Геркулес- «человек, обладающий громадной физической силой».(Именем Геркулес римляне называли знаменитого древнегреческого героя Геракла, совершившего 12 подвигов).У слов силач и геркулес почти одинаковое значение, и в то же время они незначительно различаются. Такие слова,которые имеют почти одинаковое значение и лишь незначительно различаются, называются синонимами. Главное достоинство синонимов- способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Более торжественно, чем Родина, звучит слово Отчизна. Друг-это человек, близкий по духу убеждениям, на которого можно положиться, а приятель-тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.


По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений,другие виды синонимов позволяют нам видеть говорить возвышенно или грубо- пренебрежительно(очи- зенки),доброжелательно или иронично(бабуля-старушенция), официально или не официально(отбыть - уехать).Слово мальчик можно употребить в любом случае, не выражая своего отношения, а слово пацан- только в непринужденном, фамильярном разговоре.


Чем отличаются синонимы языка друг от друга. Синонимы языка отличаются друг от друга употребительностью. Глаза, очи, зеницы, гляделки- существительные обозначающие орган зрения, но только слова глаза сейчас общеупотребительно;очи- слово поэтическое, зеницы -старое, а гляделки- просторечное. Между этими словами есть и смысловые различия: очами можно назвать лишь большие красивые глаза, гляделками, напротив, глаза маленькие или невыразительные, а слово глаза подходит во всех случаях.




Синонимия в речи одноклассников. Пользуемся ли мы синонимией? Для нашего исследования мы провели стилистический эксперимент. Учащимся предлагался следующий текст, в котором слово «сказал» нужно было заменить синонимами, не повторяясь. Всего в тексте оно встречается 32 раза. Скажите сами. Встретился мне один молодой писатель. - Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он. - Конечно, - сказал я. - Ну как, нравится? – сказал он, окончив чтение. - Я скажу тебе правду, - сказал я. - Скажи, - сказал он. - Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» и «сказал я», - сказал я ему. - Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он. - Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я. - Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он. - Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я. - Ну что сказать о человеке с таким вкусом? – сказал он. - Я сказал то, что думал, - сказал я. - Правду мне сказали, что ты кретин, - сказал он. - Повтори, что ты сказал? – сказал я. - Что сказал, то и сказал, - сказал он. - Еще слово скажешь? – сказал я. - Скажу еще больше, - сказал он. - Ну что такому скажешь! – сказал я сам себе, - с ним бесполезно говорить: он все равно скажет, что все сказанное им бесспорно. Теперь скажите сами: разве я ему не правду сказал? В эксперименте участвовало 10 человек. У нас получились результаты:




К сожалению, с этой работой на сто процентов никто не справился. Ученики используют в своей речи «глаголы говорения» как книжного, так и разговорного стилей: сказать, говорить, спрашивать, выражаться, высказываться, разглагольствовать, бормотать, интересоваться, изъясняться, рассуждать, толковать, плести, лепить, повторять, добавлять, философствовать, произносить, лепетать, молвить, восклицать, вопрошать, взмолиться, вспоминать, критиковать, сообщать, восхищаться, ораторствовать, кричать, орать, вопить, браниться, базарить, мямлить, шептать, болтать, бачить, брякать, гнусавить, мычать, городить, лаяться; синонимичные им фразеологизмы: молоть чепуху, чесать языком, чесать по-писанному, зацепиться языком, распустить язык.


Роль синонимов в языке художественных произведений. Не все значения слов в равной степени известны всем говорящим. Поэтому в речи разных лиц, различно овладевших допускаемыми литературной нормой правилами синонимических сближений, может встречаться неодинаковая речевая синонимия. Например, слово прозябать. У него два значения: 1) расти, произрастать и 2) вести пустое, бесцельное существование. В первом значении глагол прозябать сейчас используется очень редко. Глагол обычно употребляется в разговорном языке со значением сильно озябнуть. В этом значении он вступает в синонимические связи не только со своим приставочным вариантом озябнуть, но и со словом замёрзнуть, хотя это последнее слово, в свою очередь, означает не только сильно озябнуть, но и погибнуть от холода.


Кузьма Прутков «Помещик и садовник». На двух значениях глагола прозябнуть и различии его синонимии построена басня Кузьмы Пруткова «Помещик и садовник»: Помещику однажды в воскресенье Поднёс презент его сосед. То было некое растенье, Какого, кажется, в Европе даже нет. Помещик посадил его в оранжерею; Но как он сам не занимался ею (Он делом занят был другим: Вязал набрюшники родным), То раз садовника к себе он призывает И говорит ему: «Ефим!» Блюди особенно ты растеньем сим – Пусть хорошенько прозябает!» Зима настала между тем. Помещик о своём растенье вспоминает И так Ефима вопрошает: «Что? Хорошо ль растенье прозябает?» «Изрядно, - тот в ответ, - прозябло уж совсем!» Пусть всяк садовника такого нанимает, Который понимает, Что значит слово «прозябает». Если помещик употребляет глагол прозябать в старокнижном значении пускать росток, произрастать, то садовник Ефим по норме разговорно-просторечного языка формы прозябать и прозябнуть объединяет как видовые формы одного и того же глагола, имеющего значение замерзать, озябнуть, погибнуть от холода.


Ф. Тютчев «Весна» Зима недаром злится: Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.. Весна, зима изображаются как живые существа: зима злится, весна стучится. Писать просто и красиво – два равнообязательных требования к поэтической речи. Без речи ясной и выразительной нет искусства слова, нет поэтической речи. В поэзии есть свои речевые традиции, художественные стили. Они порождают слой поэтической лексики – синонимы поэтической речи. Например, слова очи – зеницы, синь – лазурь являются поэтическими синонимами. Выйдешь в поле – весна над равниною Из цветов вышивает узор, Вереницу следит журавлиную Голубыми глазами озёр..


М.Ю. Лермонтов Тучи» В апреле 1840 года М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи»: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. В стихотворении А.С.Пушкина: Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури…. Язык художественной литературы содержит много речевых синонимов, создаваемых переносным употреблением слов, привлечением слов старинных и разговорных. Хотя зима не злится, а весна не стучится, хотя человек не заяц и не волк, однако такой способ выражения своих мыслей и чувств обладает своими достоинствами: слова получают дополнительную выразительность.


К.Паустовский «Заячьи лапы». Встретился-попался,убежал- удрал,выбежал,побежал, выбежал,побежал; заволновался- затревожился,забеспокоился,па хнет-сильно тянуло гарью,догнать-нагнать, тащить- волочить,чувствовать- чуять,почуять,подождать- быстро- живо,проворно,скоро,брать- подобрать. Писатель употребил эти синонимы, чтобы более точно описать пожар.



В этом стихотворении много непривычных слов – старинных, которые сейчас почти не употребляют, и понять стихи трудно, если не поняты все слова. Зато, разобравшись с каждым таким непонятным словом, для нас открывается весь смысл этих стихов и вся их красота. Кудесник - волшебник; это слово родственно словам "чудо", "чудесный". Чтобы понять, что это был за кудесник, нужно посмотреть объяснения к словам "волхвы" и "Перун". Перун – божество древних славян; они верили в то, что Перун – могучий повелитель грозы и грома. Перуна почитали у старого дуба или на специальных местах – капищах, где горел священный огонь. Такое капище археологи раскопали недалеко от Новгорода. Завет – от слова "завещать", что значит "обещать". Кудесник знал то, что "завещали". "обещали" на будущее боги, в которых он верил. Он был "вестником" этих заветов, то есть "вещал" о будущем, предсказы- вал будущее. Для придания торжественности стихотворению поэт употребляет книжное слово «кудесник».


Пошел он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светелкой, С кирпичною, беленою трубою.(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрыпела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь.(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).


Заключение. Читая произведения писателей и поэтов, мы учимся правильному общению с людьми, повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше, чище и богаче, а это очень важно в современном обществе. Речь, обогащенная синонимами, приносит успех оратору, увлекает искренностью, заставляет быть единым целым в беседе, работе, общении с людьми. Если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной, точной, эмоцональной.