БИРУНИ (БЕРУНИ, АЛЬ-БИРУНИ) АБУ РЕЙХАН МУХАММЕД ИБН АХМЕД АЛЬ-БИРУНИ

(973 г. – 1048 г.)

«Настоящее мужество заключается в презрении к смерти (выражается оно в речи или действии), в борьбе против лжи. Только тот, кто сторонится лжи и придерживается правды, достоин доверия и похвалы даже по мнению лжецов…»


Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни родился 4 сентября 973 года в предместье города Кят, который в то время был столицей Хорезма (сейчас Кят переименован в честь великого ученого и носит название Бируни, находится в Узбекистане). Сведений о детстве ученого практически не сохранилось. Известно, что с ранних лет Бируни учился у знаменитого математика и астронома Абу Наср Мансура ибн Али ибн Ирака, который к тому же был и двоюродным братом шаха Хорезма Абу Абдаллаха. В одном из своих стихотворений Бируни написал: «Не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему своего деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца!» При этом из других работ ученого становится понятно, что ему была известна дата собственного рождения. Такое противоречие, естественно, кажется странным. Пытаясь сделать какие-то выводы о происхождении Бируни, исследователи прибегают к стандартному в таких случаях методу – изучению имен ученого. Но в данном случае этот способ дает немного. Например, споры разгорелись о прозвище, которое часто давалось по месту рождения человека. «Бируни» в переводе означает «снаружи, вне». Историк XII века Самани перевел эту часть имени как «человек из пригорода». Вслед за ним многие исследователи стали предполагать, что Бируни родился вне стен города. Из того факта, что за пределами крепостной стены обычно селились ремесленники, в свою очередь делается вывод, что Бируни родился в семье, принадлежавшей к этой социальной группе. По понятным причинам подобная точка зрения была особенно распространена в СССР. Но тогда неясно, как Бируни в раннем детстве смог попасть в семью, принадлежавшую к правящей в Хорезме династии. Поэтому существует и другая интерпретация появления этого прозвища. Словом «бируни» часто называли некоренных жителей той или иной области. Возможно, что это прозвище ученый получил, вернувшись в Хорезм после длительных странствий. Имя Мухаммед и имя отца Ахмед тоже дают нам мало информации, поскольку иногда такие имена давались детям, отец которых неизвестен.

С уверенностью можно сказать, что уже в возрасте семнадцати лет Бируни занимался серьезной научной деятельностью – в 990 году он вычислил широту, на которой находится город Кят. К 995 году, когда молодому ученому исполнилось 22 года, он уже являлся автором большого числа научных работ. Из них до наших дней дошла «Картография», в которой молодой ученый рассматривал способы проецирования изображения поверхности земного шара на плоскость.

В 995 году спокойное течение жизни молодого ученого было нарушено. Дело в том, что в конце X – начале XI столетия обстановка в арабском мире была неспокойной. В Хорезме и прилегающих к нему территориях то и дело вспыхивали междоусобицы. Во время очередной из них правитель Абу Абдаллах был свергнут эмиром Гурганджа – второго по величине города Хорезма. Как пережил эти события Абу Наср – неизвестно. Его же ученик, Бируни, был вынужден бежать. Куда именно – то же неясно. Известно только, что через некоторое время после бегства он поселился в Рее (нынешний Тегеран). Бируни писал, что в Рее у него не было покровителя (что было очень важно для ученого в то время) и он был вынужден жить в бедности.

Тем не менее, он продолжал заниматься научной деятельностью, в частности, регулярно проводил и фиксировал астрономические наблюдения. Это и дало современным исследователям возможность определить некоторые даты жизни Бируни. Например, ученый описывает затмение Луны, которое 24 мая он наблюдал в Кяте. Следовательно, в то время Бируни побывал в Хорезме. Но затем он опять, по собственному желанию или же вынужденно, покинул родину. Вполне возможно, что ученый приезжал в Кят только для того, чтобы наблюдать затмение. Дело в том, что одновременно по договоренности с Бируни затмение в Багдаде наблюдал другой астроном. По срокам затмения ученые определили разницу в долготе этих городов. Значит, Бируни снова странствовал и некоторое время жил в Гургане, на юго-восточном побережье Каспийского моря. Когда именно он поселился там, точно не известно, но примерно в 1000 году он написал книгу «Хронология», которую посвятил правителю Гурганы. В этой работе автор ссылается на семь более ранних своих трудов. 14 августа 1003 года Бируни, все еще находясь в Гургане, наблюдал затмение Луны, но 4 июня 1004 года он уже был на родине, так как описывал увиденное там аналогичное явление.

На этот раз в Хорезме ученый был принят достойно. В Гургандже – новой столице Хорезма, правили сперва Али ибн Мамун, а затем его брат Абу Аббас Мамун. Оба властителя были покровителями наук и содержали при своем дворе большой штат из лучших ученых, среди которых Бируни занял почетное положение. Кроме того, здесь молодой ученый смог работать со своим бывшим учителем Абу Насром Мансуром, к которому питал самые теплые чувства.

Счастливое и плодотворное сотрудничество с бывшим учителем на родине продолжалось до 1017 года. В этом году Махмуд Газневи, правитель достигшего в это время высшей точки своего расцвета государства Газневидов , захватил Хорезм. Скорее всего, Бируни и Абу Наср были увезены Махмудом. Достоверной информации о том, как развивались взаимоотношения ученых и нового властителя, нет. Но в одном из текстов, написанных Бируни, есть упоминание неких серьезных трудностей, с которыми он столкнулся в начале своей работы под покровительством Махмуда. О том, где именно ученый продолжал работу непосредственно после отъезда из Хорезма, могут опять-таки свидетельствовать сделанные им астрономические наблюдения. Например, зафиксированные результаты наблюдений, сделанных 14 октября 1018 года в Кабуле. Тот факт, что Бируни использовал приборы, сделанные самостоятельно из подручных средств, скорее всего, свидетельствует о том, что Махмуд Газневи был не слишком щедрым покровителем. К осени 1019 года Бируни оказался в Газне (современный город Газни в Афганистане), о чем также свидетельствуют записи его наблюдений за небесными явлениями. Здесь, скорее всего, в качестве пленника, Бируни жил и работал до конца жизни, если не считать того, что он сопровождал Махмуда в некоторых из его военных походов. Около 1022 года властитель включил в сферу своего влияния северные части Индии, а к 1026 году его армия достигла побережья Индийского океана. Бируни, как предполагается, посещал северные районы Индии и даже несколько лет жил там. Он вычислил широты одиннадцати крупных городов в районе Пенджаба и Кашмира. Но главным результатом путешествия по Индии стала крупная работа «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых».

В 1030 году Махмуд умер, и власть перешла к его сыну Масуду. Похоже, что новый правитель относился к Бируни гораздо лучше своего отца. Многое свидетельствует о том, что ученый получил возможность свободно путешествовать. Что характерно, один из самых известных своих астрономических трудов – «Канон Масуда об астрономии и звездах», Бируни назвал в честь своего нового покровителя. Умер ученый в 1048 году в возрасте 75 лет. До самой смерти он не прекращал заниматься научной деятельностью и писал научные труды.

Это практически и все факты из жизни одного из величайших ученых Средневековья. Мы уже отмечали, что обычно о работах древних ученых известно гораздо больше, чем о них самих. Не является исключением и Бируни. Из-за постоянных странствий и полусвободной жизни у него не было ни семьи, ни детей. Главную ценность его жизни составляли книги. «Все мои книги – дети мои, а большинство людей очарованы своими детьми и стихами», – писал он.

Всего Бируни принадлежит около 150 научных трудов. Как и большинство его предшественников и современников, он был ученым-универсалом. В круг его научных интересов входили практически все современные ему науки. Недаром Бируни достаточно часто называют «великим энциклопедистом». Он является автором трудов по истории, математике, астрономии, физике, географии, геологии, медицине, этнографии. Важную роль в развитии науки сыграли и данные, полученные собственно Бируни, и то, что он смог систематизировать и изложить знания, накопленные до него учеными арабского мира, Греции, Рима, Индии. Помимо арабского, ученый владел персидским, санскритом, греческим, возможно, сирийским и древнееврейским языками. Это дало ему уникальную возможность для сравнения и компиляции знаний разных народов. Вот что по этому поводу писал сам Бируни: «Я привожу теории индийцев, как они есть, и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость». Делая переводы текстов, он работал очень аккуратно, что выгодно отличало его от многих переводчиков-современников. Если большинство переводов того времени способствовало накоплению ошибок и неточностей в текстах, то Бируни, наоборот, зачастую исправлял сделанные ранее ошибки.

Из работ Бируни до наших дней дошло двадцать семь книг. Кратко расскажем о наиболее значимых из них.

Один из первых крупных трудов Бируни написал приблизительно в 1000 году. Это уже упоминавшаяся нами «Хронология» («Памятники, оставшиеся от минувших поколений»). В этой книге ученый ссылается на свою более раннюю работу – «Астролябия» («Книга исчерпания возможных способов конструирования астролябий»). Около 1021 года Бируни составил фундаментальный труд «Тени» («Книга об обособлении всего сказанного по вопросу о тенях»). В 1025 году он написал трактат «Геодезия» («Книга определения границ для уточнения расстояний между поселениями»), а к 1030 году относится книга «Наука о звездах» («Клига вразумления в зачатках науки о звездах»).

Особого внимания заслуживает упомянутый ранее труд «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Без преувеличения можно сказать, что эта книга, написанная по материалам, собранным во время индийских военных походов Махмуда Газневи, стала важнейшим источником, повествующим об истории Индии, развитии ее культуры и науки. В «Разъяснениях…» Бируни проводит сопоставление религии, культуры и научных достижений индусов: «Я добавлю еще, что греки в эпоху язычества, до появления христианства, придерживались верований, подобных которым придерживаются индийцы: мировоззрение греческой знати было близко к мировоззрению индийской знати, а идолопоклонство простонародья в Греции схоже с идолопоклонством простонародья в Индии».

Большое значение среди работ Бируни имеет и трактат «Канон Масуда об астрономии и звездах». Во-первых, этот труд является своеобразной энциклопедией астрономических знаний. Во-вторых, особый упор автор делает на математические доказательства тех или иных теорий и на экспериментальные данные. Бируни рассматривал результаты наблюдений и вычислений не так предвзято, как многие его предшественники-астрономы, которые нередко пренебрегали данными, не укладывавшимися в ту или иную теорию. Помимо астрономических теорий и сведений, «Канон Масуда» содержит большое количество математических выкладок, сыгравших немаловажную роль в развитии математики.

Уже после 1041 года Бируни написал труды «Минералогия» и «Фармакогнозия». Последняя работа включала в себя описание более 1000 лекарственных средств, сведения о которых Бируни почерпнул из сочинений 250 авторов.

Конечно, знаменитый арабский ученый не только изучал и систематизировал результаты исследований других ученых, но и проводил собственные исследования и выдвигал научные теории. Бируни-исследователь очень аккуратно относился к полученным результатам и призывал к этому своих коллег. Вот его слова, которые вполне могут быть девизом современных ученых: «Надлежит наблюдателю быть внимательным, тщательнее пересматривать результаты своих работ, перепроверять себя».

Среди наиболее значимых теорий, выдвинутых Бируни, следует отметить мысль о том, что Солнце – это горячее огненное тело, а планеты и Луна светятся отраженным светом. Он утверждал, что скорость лучей света нельзя почувствовать, так как нет ничего, что двигалось бы быстрее лучей света; считал, что солнечная корона похожа по своей природе на дым. Бируни придерживался Птолемеевой системы мира, но при этом полагал, что математически приемлема и теория гелиоцентризма. Он также объяснил природу утренней и вечерней зари, предположив, что она является результатом свечения частичек пыли.

Велики заслуги Бируни и в разработке новых научных методов в конструировании измерительных инструментов. В «Каноне Масуда» Бируни описывает собственный способ вычисления радиуса Земли. Для этой цели ученый поднимался на гору известной высоты и определял угол, образованный лучом зрения, направленного к горизонту, и его плоскостью. Имея высоту горы и этот угол, Бируни достаточно точно рассчитал размеры земного шара. Ученый является автором многих методов геодезических измерений. Он усовершенствовал квадрант, секстант и астролябию. Например, построенный им неподвижный квадрант радиусом в 7,5 метров позволял проводить измерения с точностью до двух угловых минут и оставался самым совершенным в мире на протяжении четырех веков. Многие из проведенных им измерений, например угол наклона эклиптики к экватору, также оставались самыми точными данными на протяжении сотен лет. Работая над книгой «Минералогия», Бируни с исключительной точностью определил удельный вес многих минералов и даже ввел метод определения минералов по их плотности.

В своих книгах Бируни уделял внимание и астрологии. Но, как показывают многие цитаты из его работ, к этой «науке» он относился весьма скептически. По всей видимости, он занимался астрологией вынужденно, как того требовали интересы его покровителей. «Однажды я увидел одного человека, который считал себя знаменитым и ученейшим в искусстве предсказания по звездам, – писал Бируни. – Поскольку он желал получить результаты того, что предопределяют звезды, он искренне верил, по своему невежеству, в сочетание светил и искал в их связи результаты воздействия на человека и общество».

Очевидно, что в работах Бируни большую ценность представляют не только изложенные им теории и данные, но и демонстрация последователям самого подхода к науке, заключавшегося в аккуратности, точности и многократной проверке теоретических выкладок данными, полученными экспериментальным путем. Также Бируни рассуждал о науке вообще и ее месте в мире.

Закончим же мы наш рассказ о великом энциклопедисте еще одной цитатой из его работ: «Областей знания много, и их становится еще больше, когда к ним непрерывной чередой обращаются умы людей эпохи восходящего развития: признаком последнего является стремление людей к наукам, их уважение к ним и их представителям. Это, прежде всего, долг тех, кто управляет людьми, так как именно они должны освобождать сердца от забот обо всем необходимом для земной жизни и возбуждать дух к соисканию возможно больших похвал и одобрения: ведь сердца созданы, чтобы любить это и ненавидеть противоположное. Однако для нашего времени характерна, скорее, обратная ситуация». Остается только сожалеть, что эти слова, сказанные тысячу лет назад, актуальны и сейчас. Хочется верить, что со временем у ученых будет оставаться все меньше оснований отзываться таким же образом о власть имущих.

Абу Райхан Бируни (4 сентября 973, город Кят, Хорезм, — 9 декабря 1048) — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц.

Бируни называют ученым-энциклопедистом, тем самым подчеркивая обширность его познаний и открытий, которые сделал этот человек в самых разных областях науки: в математике и астрономии, химии и физике, геологии и минералогии, географии и картографии, истории и этнографии, философии и языкознании. Научное наследие аль- Бируни составляет примерно 150 трудов. Его исследования охватывают и практические измерения координат городов, и разработку методов решения отвлеченных геометрических задач.

Помимо своего родного хорезмийского языка, аль-Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой.

Геодезия и картография и многое другое…

Будучи одновременно теоретиком и практиком, Бируни настаивал на проверке уже имеющихся знаний опытом, испытанием, экспериментом. В своем труде «Геодезия» он писал, что «надлежит наблюдателю быть внимательным, тщательнее пересматривать результаты своих работ, перепроверять себя». Чем объясняется такая универсальность Бируни в знаниях и в методах исследования? Скорее всего, все началось с детства, с родины. Бируни вырос в среде ремесленников, к которой, вероятно, принадлежали и его родители. Поэтому для будущего ученого было естественным обращение к решению практических задач, связанных с потребностями жизни.

Ученый рос в Кяте, в то время переживавшем пору расцвета. Через Кят проходили торговые пути на север и на юг, и по этой причине в нем почти всегда бывали люди из разных стран, которые приносили с собой новые знания о мире.

Любознательный от природы, Бируни впитывал новые сведения. В старости в своей «Фармакогнозии в медицине» он писал: «По своей натуре я смолоду был наделен чрезмерной жадностью к приобретению знания соответственно (своему) возрасту и обстоятельствам. В качестве свидетельства этому достаточно (следующего): в нашей земле поселился (тогда) один грек, и я приносил (ему) зерна, семена, плоды и растения и прочее, расспрашивал, как они называются на его языке, и записывал их». Сама жизнь стала университетом для Бируни.

Познавая мир с ранней юности, он уже молодым человеком был тесно связан с научными кругами древнего Хорезма. Так, его учителем был знаменитый астроном и математик Абу Наср Мансур. Вместе со своим учителем в возрасте 17 лет он участвовал в вычислениях географической широты города Кята. Вскоре за первой научной работой последовали следующие. К 22-м годам он уже был автором нескольких трудов, одна из которых, «Картография», была посвящена составлению карт и методам развертки объема на плоскости.

В 27 лет Бируни издал сочинение «Хронология древних народов», где он собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, ученый предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих.

Относительно спокойная жизнь, которую вел до сих пор Бируни, была нарушена политическими событиями. Период конца 10 — начала 11 веков для Хорезма был временем войн и переворотов. Более сильное государство династии Газнавидов со столицей в Газни (современный Афганистан) стремилось захватить земли Хорезма. Происходящие изменения существенно повлияли на жизнь Бируни.

В 1017 г. властитель Хорасана и Афганистана Махмуд завоевал Хорезм, и Бируни вместе с другими пленными был отправлен в Газни, где прожил 13 лет. Несмотря на тяжелые условия, Бируни продолжал научную работу. Ученый стал настоящим украшением двора Махмуда Газни, оставаясь при этом узником. В период плена он написал ряд трудов по географии, астрономии и геологии и по другим наукам. Так, Бируни установил, что свет распространяется быстрее звука.

Геология

В области гидрогеологии он первый предложил правильное объяснение образования природных ключей и артезианских колодцев. Вероятно, в эти годы он проводил измерения плотностей металлов и драгоценных камней. Им был изобретен для этих измерений особый конический прибор — сосуд, наполненный водой. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. С точки зрения современной науки результаты Бируни оказываются весьма точными. Между прочим, этот метод измерения, известный как «объемный» по сей день успешно применяется в полевых (экспедиционных) исследованиях в почвоведении, инженерной геологии, грунтоведении и других разделах геолого-почвенных наук. В 1038 году аль-Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др. Им же составлена «Фармакогнозия» — книга о медицинских лекарствах.

К сожалению, они стали известны в Европе очень поздно. В середине 19 века была найдена рукопись аль- Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из труда Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Исследование плотности веществ было сопряжено с изучением свойств воды.

Бируни указывал, что на ее свойства влияют времена года и состояние воздуха и что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.

Этнография

В период вынужденного пребывания в Газни Бируни пришлось участвовать в походе Махмуда в Индию. Дух ученого и открытость новому знанию не раз помогали Бируни осваиваться в новых условиях. В Индии ученый изучает местную культуру, обычаи, язык, религию и науку.

В завершенном в 1030 г. труде «Индия» ал-Бируни дал детальное описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы. Ал-Бируни пользовался в своей работе сравнительным методом: «Я привожу теории индийцев, как они есть, и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость», — писал он. При этом он ссылался на Гомера, Платона, Аристотеля, Галена и других греческих авторов, сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям санкхьи и йоги. При сравнении обычаев разных народов упоминал особенности быта славян, тибетцев, хазар, тюрков и др.

Бируни, будучи в Индии, изучил и санскрит — древнеиндийский язык, что позволило ему читать индийские книги в оригинале и получать знания из первых рук.

Астрономия

К моменту окончания «Индии» положение Бируни изменилось. На престол взошел сын Махмуда Масуд. Он благосклонно относился к Бируни и покровительствовал ему. Ученый посвятил Масуду большое сочинение по астрономии и сферической тригонометрии, известное под названием «Канон Масуда», в котором дается описание картины мира. Здесь Бируни предстает как великий астроном, опередивший свое время. План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с предварением равноденствий, аль-Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел — планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Аль-Бируни создал первую модель Земли (глобус), смог с помощью математических расчетов доказать, что Земля круглая и на другой части земли есть материк (Америка) и там живут люди (позднее его труды по астрономии использовал Галилео Галилей, как основу и смог полностью доказать форму Земли-шар).

Аль-Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2 градусов. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея, утверждая, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца, сделал ряд замечаний о движении Земли вокруг своей оси. Объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца. Бируни Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант).

Результаты и достижения Бируни в области астрономии оставались непревзойденными в течение нескольких веков.

Математика

Большое внимание аль-Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.

Какие бы политические и социальные изменения ни происходили вокруг, в каком бы положении ни оказывался Бируни, он оставался исследователем, ученым до конца своих дней. Всегда он сохранял свежий взгляд на природу и был открыт новому знанию. В какой бы стране он ни жил и ни трудился, всюду он устанавливал живую связь с людьми, наблюдал их нравы и обычаи, не проявляя неприязни или нетерпимости к людям другой религии.

Несмотря на то, что до наших дней дошло не больше одной пятой работ Бируни, и по ним мы можем составить представление об этом великом ученом. Мы видим человека — создателя оригинальных теорий, вдумчивого наблюдателя, блестящего экспериментатора и лингвиста.

Умирал Бируни в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…» — ответил Бируни.

Бируни изучал мир, природу, вечное, не предаваясь суетному и временному, и время работало на него.

Post Views: 1 032

Posted in

, писатель

Абу́ Рейха́н Мухамме́д ибн Ахме́д аль-Бируни́ (4 сентября , город Кят, Хорезм , - 9 декабря , Газни , совр. Афганистан) - великий учёный из Хорезма , автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц.

Биография

Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак . После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей , где работал у ал-Ходжанди . Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997-1009) и Мамуна II. С 1017 года , после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну , где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» - изумленно воскликнул тот. «Эх ты! - сказал Бируни еле слышно. - Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Научные работы

В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

Иллюстрация из книги аль-Бируни на персидском языке. Показаны различные фазы Луны.

Главное сочинение Бируни по астрономии - «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с предварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел - планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии .

Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.

Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду .

Сочинения ал-Бируни

  • Бируни Абу Рейхан. Памятники минувших поколений Пер. и прим. М. А. Салье // Избранные произведения, Том I. Ташкент: Фан, 1957.
  • Бируни Абу Рейхан. Индия. Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского. // Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт: М.: Ладомир, 1995.
  • Бируни Абу Рейхан. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Пер. А. М. Беленицкого. Л.: Изд. АН СССР, 1963.
  • Бируни Абу Рейхан. Геодезия (Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами) Иссл., пер. и прим. П. Г. Булгакова // Избранные произведения, Том III. Ташкент: Фан, 1966.
  • Бируни Абу Рейхан. Фармакогнозия в медицине / Иссл., пер. и прим. У. И. Каримова. // Избранные произведения, Том IV. Ташкент: Фан, 1974.
  • Беруни Абу Райхан. Канон Мас’уда. / Пер. и прим. П. Г. Булгакова, Б. А. Розенфельда и А. Ахмедова. // Избранные произведения, Tом V, ч. 1-2. Ташкент: Фан, 1973. Книга 1, глава 1.
  • Беруни Абу Райхан. Книга вразумления начаткам науки о звездах / Пер. и прим. Б. А. Розенфельда и А. Ахмедова. // Избранные произведения, Том VI. Ташкент, Фан, 1975.
  • Беруни Абу Райхан. Математические и астрономические трактаты. / Пред., пер. и комм. П. Г. Булгакова и Б. А. Розенфельда. // Избранные произведения, Том VII. Ташкент: Фан, 1987.
  • Звездный каталог ал-Бируни с приложением каталогов Хайама и ат-Туси. Историко-астрономические исследования, вып. 8, 1962, с. 83-192.
  • ал-Бируни Абу Райхан. Трактат об определении хорд в круге при помощи ломаной линии, вписанной в него. В кн.: , вып. 3, 1963, с. 93-147.
  • ал-Бируни Абу Райхан. Книга об индийских рашиках. Пер. и прим. Б. А. Розенфельда. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока , вып. 3, 1963, с. 148-170.
  • Беруни и Ибн Сина. Переписка. Пер. Ю. Н. Завадовского. Ташкент: Фан, 1973. Десять вопросов Беруни относительно «Книги о небе» и ответы Ибн Сины.
  • ал-Бируни. Об отношениях между металлами и драгоценными камнями по объёму. Пер. Б. А. Розенфельда и М. М. Рожанской. В кн.: Из истории физико-математических наук на средневековом Востоке. М.: Наука, 1983, с. 141-160.

Фильмы

Примечания

Литература

  • Бируни. Сборник статей. Под ред. С. П. Толстова. М.-Л., 1950.
  • Булгаков П. Г. Жизнь и труды Беруни. Ташкент: Фан, 1972.
  • Булгаков П. Г. «Геодезия» Бируни как историко-астрономический памятник. , 11, 1972, с. 181-190.
  • Булгаков П. Г. Ранний трактат Бируни о секстанте Фахри. Историко-астрономические исследования , 11, 1972, с. 211-220.
  • Джалалов Г. Д. Индийская астрономия в книге Бируни «Индия» . Историко-астрономические исследования , 8, 1962, c. 195-220.
  • Джалалова З. Г. Учение ал-Бируни о движении Солнца. Историко-астрономические исследования , 12, 1975, с. 227-236.
  • Матвиевская Г. П., Сираждинов С. Х. Абу Райхан Беруни и его математические труды. М.: Знание, 1978.
  • Матвиевская Г. П. Очерки истории тригонометрии. Ташкент: Фан, 1990.
  • Рожанская М. М. О реконструкции полного текста трактата ал-Бируни об удельных весах. Историко-математические исследования , 7(42), 2002, с. 223-243.
  • Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Астрономический труд ал-Бируни «Канон Мас’уда». Историко-астрономические исследования , X, 1969, с. 63-95.
  • Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская З. К. Абу-р-Райхан Ал-Бируни, 973-1048. М.: Наука. 1973.
  • Розенфельд Б. А. Астрономический труд ал-Бируни «Книга вразумления начаткам науки звезд». Историко-астрономические исследования , XII, 1975, с. 205-226.
  • Садыков Х. У. Бируни и его работы по астрономии и математической географии. М.: ГТТИ, 1953.
  • Тимофеев И. В. Бируни. М. Молодая гвардия, 1986.
  • Шарипов А. Великий мыслитель Абу Райхан Бируни . Ташкент, Фан, 1972.
  • Щетников А. И. К реконструкции итерационного метода решения кубических уравнений в средневековой математике. Труды третьих Колмогоровских чтений. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005, с. 332-340.
  • Shlomo Pines, Tuvia Gelblum. Al-Biruni’s Arabic Version of Patañjali’s Yogasutra // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, 1977, Vol.29, № 2, pp. 302-325.
  • Scheppler B. Al-Biruni: Master astronomer and muslim scholar of the eleventh century. Rosen, 2006.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 4 сентября
  • Родившиеся в 973 году
  • Родившиеся в Кяте
  • Умершие 9 декабря
  • Умершие в 1048 году
  • Умершие в Газни
  • Математики по алфавиту
  • Математики средневекового Востока
  • Математики XI века
  • Астрономы по алфавиту
  • Астрономы средневекового Востока
  • Астрономы XI века
  • Астрологи XI века
  • Историки по алфавиту
  • Историки X века
  • Хронисты
  • Историки XI века
  • Арабские историки
  • Географы XI века
  • Географы средневекового Востока
  • Хронология
  • Энциклопедисты
  • Полиглоты
  • История Узбекистана
  • Учёные Хорезма
  • Алхимики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аль-Бируни" в других словарях:

    Аль Бируни Снимок Лунного орбитального зонда … Википедия

    - (4.10.973 ‒ 13.12.1048, по другим данным ‒ после 1050), среднеазиатский учёный энциклопедист. Писал на арабском языке. Родился в Хорезме. В 1018 (или 1017) был увезён Махмудом Газневи в Газни, где оставался до конца жизни. Сочинения Б. относятся… … Большая советская энциклопедия

    БИРУНИ, БеPуни, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни - , ср. азиат, учёный энциклопедист. и мыслитель. Один из основоположников опытного естествознания, выступал за разграничение сфер науки и религии. Сторонник… … Российская педагогическая энциклопедия

    Бируни, Беруни, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни - (973 1048) среднеазиатский учёный энциклопедист и мыслитель. Автор многих, гл.о. естественно научных, сочинений (сохранилось ок. 30), написанных на арабском языке. Книга вразумления зачаткам науки о звёздах (ок. 1029) изложение основ… … Педагогический терминологический словарь

Добро пожаловать! Khush kelibsiz! Қош келдіңіз! Кош келдыныздер! Хуш омадед ! Hoş geldiňiz! !ترحيب


Гениальные люди не умирают. Потому что их интеллектуальная, эмоциональная и духовная Bселенная настолько богата, объемна, многогранна, что после их физической смерти мы ощущаем не только их влияние, но и незримое присутствие. Мы соотносим с ними свои поступки, советуемся, учимся. И поэтому из далеких веков великий учитель Беруни обращается к нам-сегодняшним.

Абу Райхан Беруни (Бируни; Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмад аль-Бируни) (973–1048). 75 лет


Выдающийся узбекский ученый-энциклопедист.

Родился 4 сентября 973 года в древней столице Хорезма – городе Кят. О ранних годах жизни Беруни известно очень мало, кроме того, что был он круглым сиротой. О своем происхождении он писал: "...не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему своего деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца!".
В детстве за большой нос он получил прозвище «Бурунлы» («носатый»). Но, кроме выразительной внешности, с детских лет Беруни отличался проницательным умом, прекрасной памятью и неодолимым стремлением к знаниям.
Гипотезу о происхождении Беруни из городских низов (уже почти утвердившуюся в научной литературе) справедливо поставил под сомнение крупнейший исследователь жизни и творчества Беруни П.Г. Булгаков. Такая гипотеза, по мнению П.Г. Булгакова, не объясняет, как Беруни еще ребенком очутился в дворцовых покоях династии Иракидов, где к нему, по его собственному признанию, относились как к родному сыну и где он получил блестящее образование; почему он «быстро приблизился к фигуре самого хорезмшаха».

Детство и юность Беруни прошли в доме двоюродного брата хорезмшаха Абу Абдаллаха из местной династии Иракидов – одного из выдающихся ученых-математиков Хорезма того времени – Абу Наср Мансура ибн Али ибн Ирака (ему принадлежит одно из первых доказательств теоремы синусов для плоских и сферических треугольников).
Абу Наср был искренне привязан к своему воспитаннику, и эту привязанность сохранил на всю жизнь, продолжая трогательно опекать его и давать наставления, даже когда научная слава ученика намного превзошла его собственную. С годами наставничество уступило место сотрудничеству, и духовная близость этих двух людей, поставивших выше всех земных благ бескорыстное служение истине, определит удивительную схожесть их человеческих путей – судьба, разлучавшая их часто и надолго, в конце концов сведет обоих в изгнании, где оба закончат свою жизнь, так и не увидев родной земли.

Любознательный Беруни с детства старался расширять сведения о мире, полученные им от воспитателя. В своем труде «Фармакогнозия в медицине» он писал, что по своей натуре смолоду был наделен чрезмерной жадностью к приобретению знаний. В качестве свидетельства этому Беруни приводит такой пример: когда ему было около семи лет, в их округе поселился один грек, которому он приносил разные зерна, семена, плоды, растения и прочее, расспрашивал, как они называются на его языке, и записывал названия. Потом грек познакомил Беруни с другим знающим человеком по имени Масихи, который рекомендовал ему необходимые для прочтения книги и объяснял непонятные вещи. Своё первое сочинение "Хронология древних народов", в котором он собрал и описал все известные в его время системы календарей, применявшиеся у различных народов, Беруни написал, когда ему исполнилось немногим более двадцати лет.

Удивительна также схожесть земного пути Беруни с судьбой другого величайшего его современника – Абу Али Ибн Сины , с которым они, кстати, активно обменивались письмами, обсуждая натурфилософские взгляды Аристотеля.
Как и Ибн Сину, судьба то возносила Беруни, то била его оземь: годы спокойной жизни, наполненной научными изысканиями и дворцовыми почестями, сменялись годами бедности и изгнания.
Беруни несколько раз пришлось пережить потерю всех своих рукописей, и все начинать с нуля на новом месте. Но сила духа и стремление к научному поиску не позволяли Беруни опускать руки даже в безнадежных ситуациях.

С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, Беруни жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. По принуждению султана Беруни участвовал в походах Махмуда в Индию, где и прожил вторую половину жизни. Об обстоятельствах его переезда в Газну ходит множество легенд. Добровольно ли он отправился в столицу султана Махмуда в поисках хорошего заработка или насильственно был уведен туда под стражей и в кандалах, как опасный преступник? Большинство исследователей склоняется ко второй версии: когда в 1017 году столица Хорезмийского княжества была разрушена, великий ученый попал в плен и «в качестве пленника-заложника он вместе с другими видными хорезмийцами был отведен в Газну» и был даже там посажен в тюрьму. После освобождения в Газне ученый вел замкнутый образ жизни, и только работа оставалась его единственной радостью.
Только в течение двух дней в году – в день Нового года и в праздник Михрджана – он отдавался заботам по приобретению запасов пищи и одежды, а в остальные дни года полностью посвящал себя науке.

Существует легенда, что однажды сам султан Махмуд вздумал испытать логику и знания Беруни. Для этого он устроил аудиенцию в большом зале своего дворца, в котором было четверо дверей. И повелел ему угадать, через которую из них он войдет в зал. Беруни тотчас попросил бумаги и чернил, и, написав записочку, в которой содержался ответ, спрятал ее под подушку, на которой обычно сидел султан. Тот приказал разломать часть стены в зале и вошел в этот пролом. Вынув же из-под подушки записку Беруни, нашел в ней ответ, что султан должен войти в залу через пролом в стене.
Разъяренный Махмуд приказал немедленно выбросить ученого в окно, но Беруни загодя велел подготовить под окном скат, по которому и скатился без всякого вреда для себя.

В старости Беруни потерял зрение, но до последней минуты своей жизни считал главным «механизмом» продолжения жизни бодрый дух. Умирая 9 декабря 1048 года в Газне, Беруни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вел беседы на научные темы. Прощаясь с друзьями, последнего он спросил: «Ах да, все хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счета неправедных прибылей?». Пораженный друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».

Беруни был энциклопедически грамотным человеком, с разносторонними интересами. Арабский язык, грамматику и стилистику Беруни выучил сам. Кроме того, он знал девять языков Востока (помимо хорезмийского и арабского), в том числе санскрит и хинди, а также греческий и латынь.

Всего он написал 45 трудов по разным дисциплинам: медицине, фармакологии, фармакогнозии, истории, географии, математике, астрономии, геодезии, филологии, минералогии. Он рассчитал радиус Земли, установил угол наклона эклиптики к экватору, описал лунные затмения с изменением окраски Луны при них, а также солнечные, проанализировав характер солнечной короны, высказал идею об огненной природе звезд и солнца, в отличие от планет.

В награду за составление звездных таблиц султан послал Беруни в дар слона, нагруженного серебром. Но ученый вернул дар казне, сказав: «Мне не нужно серебро, у меня есть высшее богатство – знания» .

Капитальный труд Беруни «Фармакогнозия в медицине» («Китаб ас–Сайдана фит–т–тибб») имеет большое значение и в настоящее время. В этой книге он подробно описал около 880 растений , их отдельные части и выделения; привел их точные описания, упорядочил терминологию. Описание растений сопровождается рисунками с их изображениями. «Сайдана» («Фармакогнозия») содержит также богатый материал о распространении лекарственных растений и их ареалах.

Беруни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских, и других названий растений . Эти синонимы до сих пор используются в современной фармакогнозии при расшифровке древних трактатов.


Для европейской науки «Сайдана» («Фармакогнозия») была неизвестной до 1902 г.

Афоризм Беруни: «Ученый поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги».

Еще один афоризм: «Ни один народ не избавлен от невежественных людей и руководителей, еще более невежественных ».


АСТРОЛОГИ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит

Величайший научный гений раннего Средневековья Бируни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом. Нередко историки науки всю первую половину XI века называют «эпохой Бируни». Его можно отнести к числу одного из первых в мире энциклопедистов, научный подвиг которого смогли повторить лишь очень немногие и гораздо позже. Но Бируни изучал и науку о звёздах и считался большим мастером хорарной астрологии. одним из наиболее его известных произведений является уникальный трактат «Книга наставлений по основам искусства астрологии».

История знает немало гениев, наделенных выдающимися способностями во всех областях человеческой деятельности. Такие люди составляют золотой фонд человечества.

При переходе от первого ко второму тысячелетию Восток преподнес миру целую плеяду мыслителей, чьи труды до сих пор входят в сокровищницу мировой культуры. Среди имен Ибн Сины, Ибн Рушда и Омара Хайама по праву выделяется аль-Бируни. Его фигура уникальна. Нередко историки науки всю первую половину XI века называют «эпохой Бируни» С полным на то основанием его можно от нести к числу одного из первых в мире эн циклопедистов, научный подвиг которого смогли повторить лишь очень немногие, и го раздо позже. Его творческое наследие насчи тывает более 150 сочинений по астрономии математике, географии, минералогии, химии этнографии, философии, истории, биологии медицине и астрологии.



Бируни (Абу-Райхан Мухаммад ибн Ахмад иль Бируни) родился 4 сентября 973 года в городе Кит, одном из городов древнего государства Хорезм (ныне город Бируни республики Узбекистан). Мы практически ничего не знаем о его детских и юношеских годах. Известно лишь, что он получил блестящее математическое и философское образование. Бируни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом.

Основная часть его жизни протекала при дворах правителей различных государств. Первоначально он жил при дворах правителей Кята и Кургана, а затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, где он создал и возглавлял одно из первых научных учреждений в мире - Академию Мамуна, ставшую крупнейшим центром пауки в Центральной Азии. О высоком уровне этой Академии свидетельствует то, чго в ней трудились такие учёные с мировым именем, как Абу-али-ибн Сина, более известный под прозвищем Авиценна и основатель алгебры Мухаммад ибн Муса аль Хорезми.

В 1017 году Хорезм был завоёван султаном Махмудом Газневидом, и по его приглашению Бируни жил в Газни при его дворе. В качестве учёного он принял участие в нескольких походов Махмуда в Индию, и несколько лет прожил в этой стране. В 1030 году им была завершена фундаментальная работа, явившаяся следствнем его путешествий по Индии «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых», известная больше под названием «Индия». В ней он дал подробное научное описание быта, культуры, истории и философии индусов.

Бируни ярчайший представитель знака Девы наряду с Солнцем и асцендентом находятся также Меркурий и Восходящий Лунный узел.


Во всем зодиаке Дева является единственным знаком, где её управитель - Меркурий находится одновременно и в обители, и в своей экзальтации. То есть человек, у которого в гороскопе Меркурий попадает в этот знак, как правило, отличается высоким интеллектом, упорядоченностью в приобретении информации, великолепной логикой, а также умением подмечать мелочи и их классифици ровать.

Но здесь Меркурий выделен особо, т.к. попадает в один градус с Восходящим Лунным узлом, т.е. все его качества усиливаются многократно и связаны непосредственно с эволюционным ростом человека.

Более того, характеристика этого 25 гра дуса Девы непосредственно указывает на большую умственную активность, и самое главное - удачу и везение, т.к. это королев ский градус.

В гороскопе Бируни знак Девы является ещё и Восходящим, что концентрирует внимание личности на точных науках. По сути дела, на чала современной математики неразрывно связаны с его именем. Именно он принес из Индии числа, которыми пользуется теперь вся цивилизация, получившие позднее название «арабских». Обладая глубокими познаниями в этой области, он предопределил ее будущее развитие, в частности, расширил понятия числа, создал теорию кубических уравнений, внес немалый вклад в сферическую тригонометрию и создание тригонометрических таблиц. Напомним также, что основатель алгебры Мухаммад ибн Муса аль Хорезми был его непосредственным его Учеником!

Высшая Дева - это энциклопедист, каковым несомненно и являлся Бируни. Однако он не только энциклопедист-теоретик, но и одновременно практик и эмпирик. В своих трудах он подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом и наблюдением, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. Им были разработаны астрономические методы геодезических измерений, усовершенствованы основные астрономические инструменты. Аль-Бируни собственноручно проводил наблюдения на построенном ан Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2". Этот квадрант для точных наблюдений солнца и планет в течение 400 лет был самым большим и точным в мире. Он установил также угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Многие проведённые им астрономические измерения оставались в течение нескольких веков непревзойдёнными по точности. Им был разработан точный метод определения радиуса Земли, исходивший из её шарообразной, а не плоской формы.
Интерес Бируни к астрономии вовсе не случаен. Управитель первого дома Прозерпина находится на куспиде XI дома в соединении с Сатурном, одним из сигнификаторов этого дома. Бируни внёс выдающийся вклад в развитие астрономии, и по праву считается одним из крупнейших астрономов мира. Более трети его обширного научного наследия (62 произведения!) связаны с этой наукой. В 1036-1037 годах он завершил работу над своим главным трудом по астрономии, широко известным среди астрономов мира - Каноном Масуда. В нём он подверг определённой критике господствующую в науке того времени геоцентрическую систему Птолемея, и впервые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии высказал идею о том, что земля движется вокруг солнца. В книге содержатся тригонометрические методы измерения географических долгот, а также изложены методики тригонометрических методов измерения расстояний, на 600 лет предвосхитившие открытия европейских учёных.
Бируни являлся также и выдающимся астрологом. 23 из его астрономических произведения связаны непосредственно с этой наукой. О его способности предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни. По одной из таких легенд султан Махмуд Газневи однажды решил испытать его астрологическое искусство. Он пригласил его во дворец и попросил предсказать - в какую из четырёх дверей приёмного покоя, расположенного на втором этаже, он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. После этого, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и он через неё выйдет». Уличённый в подстроенной ловушке, султан приказал выбросить Бируни из окна. Так и сделали, но на уровне первого этажа был натянут тент, спасший ему жизнь. Когда Бируни вновь привели к султану, тот воскликнул: «Но этого путешествия ты ведь не предвидел?» «Предвидел» - ответил Бируни и в доказательство попросил принести собственный гороскоп. В предсказании на этот день стояло: « Меня выбросят с высокого места, однако, я невредимым достигну земли и встану здоровым». Разгневанный султан приказал заточить Бируни в крепость, в которой он отсидел полгода и за время сидения написал сочинение «Наука о звёздах».

Именно благодаря его славе как астролога, и не только теоретика, но и как мастера хорарной астрологии, в 1017 году афганский султан Махмуд Газневи под угрозой вторжения потребовал от шаха Хорезма выдачи Бируни. Великий учёный был вынужден переехать в Газни, где 17 лет провел под фактическим домашним арестом.

На возможность ареста указывает и его натальная карта. На куспиде XII дома находится Крест Судьбы в соединении с Марсом и Венерой! Марс, малое зло, имеет к тому же негативный афетический статус.

Следует учесть, что гороскоп Бируни нами трактуется в системе Порфирия, именно в этой системе в то время трактовались на-тальные карты рождения. Это имеет свои основания, так как система домов, где сектора между главными угловыми точками поделены поровну, указывает на включенность человека в определенную жесткую систему взаимоотношений. Общество эпохи Средних Веков таковым и было, что резко отличает его от Новоевропейского времени, где человек (в определенной степени, конечно) является своим законодателем. В гороскопе, построенном по этой системе, куспид XII дома попадает в разрушительный 10 градус Льва, что опять же указывает на негативные проблемы, связанные с этим домом.

В XII доме тайны и изоляции находятся в соединении альмутен VIII (Марс) и IX домов
нение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Многие проведённые им астрономические измерения оставались в течение нескольких веков непревзойдёнными по точности. Им был разработан точный метод определения радиуса Земли, исходивший из её шарообразной, а не плоской формы.

Интерес Бируни к астрономии вовсе не случаен. Управитель первого дома Прозерпина находится на куспиде XI дома в соединении с Сатурном, одним из сигнификаторов этого дома. Бируни внёс выдающийся вклад в развитие астрономии, и по праву считается одним из крупнейших астрономов мира. Более трети его обширного научного наследия (62 произведения!) связаны с этой наукой. В 1036-1037 годах он завершил работу над своим главным трудом по астрономии, широко известным среди астрономов мира - Каноном Масуда. В нём он подверг определённой критике господствующую в науке того времени геоцентрическую систему Птолемея, и впервые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии высказал идею о том, что земля движется вокруг солнца. В книге содержатся тригонометрические методы измерения географических долгот, а также изложены методики тригонометрических методов измерения расстояний, на 600 лет предвосхитившие открытия европейских учёных.

Бируни являлся также и выдающимся астрологом. 23 из его астрономических произведения связаны непосредственно с этой наукой. О его способности предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни. По одной из таких легенд султан Махмуд Газ-неви однажды решил испытать его астрологическое искусство. Он пригласил его во дворец и попросил предсказать - в какую из четырёх дверей приёмного покоя, расположенного на втором этаже, он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. После этого, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и ого
(Венера). Это явное указание на то, что человек будет получать тайную, эзотерическую информацию в дальних странствиях, что в полной мере и проигралось у Бируни. Именно он, практически первым, получил доступ к сакральным знаниям древних индусов.

Солнце - управитель 12 дома - находится в 1 доме личности, значит, весь этот информационный пласт сокровенных знаний он обязательно должен проявить, открыть для человечества, и это совпадает с его эволюционной задачей, т.к. там же Восходящий Лунный узел.
В то время приобщиться к индийским научным познаниям было практически невозможно, - знание ведической математики, астрологии, самого санскрита, «божественного языка», по учению Вед, «млечхам», не индусам, «скотам в образе человека», ранее не передавалось. Даже семь столетий спустя на территории Индии британские ученые сталкивались с огромными трудностями в аналогичных исследованиях.

Вернемся еще раз к астрологическим работам аль-Бируни. Одним из наиболее его известных произведений является уникальный трактат «Книга наставлений по основам искусства астрологии». Интересно, что это произведение было практически единственным астрологическим трактатом, изданным на протяжении всей советской истории, причём в академическом издании (См Бируни, Абу Райхан. Избранные произведения. Т. VI. Ташкент: Фан, 1975).
Во вступлении к этой книге Бируни кратко обрисовал свой путь к астрологии: «...я начал с геометрии, затем перешел к арифметике и числам, затем к устройству Вселенной, а затем к приговорам звезд, ибо лишь тот достоин звания звездочёта, кто полностью изучил эти четыре науки».

В этом трактате Бируни краткое, но энциклопедически полное изложение самих основ астрологии, с необходимыми разделами в сопутствующих дисциплинах, необходимыми в работе астролога. Эта работа не потеряла своей актуальности до сих пор, и может быть рекомендована каждому, кто хочет освоить основы классической астрологии.

В заключении отметим, что судьба этого выдающегося ученого носила во многом мистериальный характер. Он жил в конце Х-го, начале XI-го веков. По авестийскому учению, как раз в это время произошел переход человечества к микроциклу Девы в рамках 12 000-летнего цикла, учитываемого авестийской системой.

Это сакральный цикл Земли, связанный с владычеством определенного знака Зодиака над земным полюсом (не надо путать его с циклом прецессии). В свою очередь, он делится также на 12, и каждое тысячелетие проходит под определенным знаком Зодиака. Последние 1000 лет - это совпадение большой и малой эпох Девы. Она была связана с эпохой раздробления, т.к. ее управитель Прозерпина, планета анализа, мелочей, раздробления и трансмутации, в это время зародилась и получила глобальное развитие технократическая и сциентистская цивилизация.

Бируни жил в самом начале этой эпохи, связанной символически с 1-ым градусом Девы, где у него находился Плутон. Показательно, что, являясь выдающимся астрологом, он в то же время выступает и как критик астрологической науки, и эта осторожная критика, впоследствии современными учёными была доведена до абсурда, до полного отрицания астрологии.

Но недавно мы вступили в Новую эпоху, и в это новое время искусство астрологии должно получить свое второе рождение.

www.zoroastrian.ru/node/1196

Мудрецу аль-Бируни принадлежат слова:

«...наслаждения телесные тому, кто испытывает их, оставляют после себя страдания и приводят к болезням. И это в противоположность наслаждению, которое испытывает душа, когда она что-нибудь познает, ибо такое наслаждение, начавшись, все время возрастает, не останавливаясь у какого-либо предела».

Достижения аль-Бируни огромны, отметим важнейшие:

Изготовил один из первых научных глобусов, на котором были отмечены населенные пункты, так что можно было определять их координаты;
- сконструировал несколько приборов для определения географической широты, которые описал в «Геодезии»: широта Бухары, по его данным, 39° 20", по современным - 39° 48"; широта Чарджоу соответственно 39° 12" и 39° 08";
- тригонометрическим способом определил радиус Земли, получив примерно 6403 км (по современным данным - 6371 км);
- определил угол наклона эклиптики к экватору, установив его вековые изменения. Расхождения между его данными (1020 г.) и современными составляют 45"";
- оценил расстояние до Луны как 664 земных радиуса;
- составил каталог 1029 звезд, положения которых вычислил заново из более ранних арабских зиджей;
- считал Солнце и звезды огненными шарами, Луну и планеты - темными телами, отражающими свет; утверждал, что звезды в сотни раз больше Земли и подобны Солнцу;
- заметил существование двойных звезд;
- создал шаровую астролябию, что позволило следить за восходом и заходом звезд, за их движением на разных широтах и решать большое число задач.

Аль-Бируни научился определять неприступные расстояния, и его способом пользуются до сих пор. Рассмотрим этот способ.

Чтобы определ ить ширину оврага ВС, аль-Бируни предлагает построить два прямоугольных треугольника АВС и ACD с общей стороной АС. Наблюдатель в точке А при помощи астролябии измеряет угол ВАС и строит такой же - САМ. Точку на отрезке АМ закрепляет вехой. После этого, продолжив направление прямой ВС в с торону вехи М, отыскивает точку D, которая лежит на пересечении ВС и АМ. Теперь измеряет DC, это расстояние равно искомому расстоянию ВС.

Измерить радиус Земли аль-Бируни удалось во время поездки в Индию. Угол «понижен ия горизонта» a он определил с помощью астролябии, а высоту горы, с которой производил измерения, - с помощью сконструированного им высотомера. Пусть h = AD - высота горы, AB и AM - касательные к поверхности Земли, OD - радиус Земли, CMB - видимый горизонт.

Из рисунка видно, что R = (R+h) cosa,

Заслугой аль-Бируни является определение удельных весов (плотностей) драгоценных камней и металлов. Для измерения объема им был сконструирован отливной сосуд. Изм ерения отличались высокой точностью (сравните данные аль-Бируни и современные в г/см3):

Золото: 19,05 и 19,32;
- серебро: 10,43 и 10,50;
- медь: 8,70 и 8,94;
- железо: 7,87 и 7,85;
- олово: 7,32 и 7,31.

Бируни выяснил, что удельные веса холодной и горячей, пресной и соленой воды различны, и измерил их. В Европе аналогичные измерения были проведены в эпоху Возрождения, после того как Галилей соорудил гидростатические весы.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».

Памятник аль-Бируни в Тегеране от Ольги ампель

Памятник аль-Бируни, украшающий юго-западный вход парка Лале в Тегеране (Иран)

По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц. Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Похоронен в городе Гянджи на юге Афганистана