Программное содержание: Закрепить представление детей о свойствах воды; расширять представления о свойствах воды и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении). Формировать у детей доступные знания о круговороте воды в природе. Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования. Учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты. Активизировать словарь детей, связную речь.

Предварительная работа: чтение литературы: Л.Л.Сикорук «Филька для малышей», рассматривание энциклопедии для дошкольников, «Мир вокруг нас».

Оборудование: картинка с изображением воздушного шара, пластиковая бутылка, воздушный шарик, глобус, картинки с изображением реки, озера, моря, зеркало, термос, миски, стаканы, ложки, формочки, лейки, карточки — схемы, ленточки, воронки, ватные диски, сахар, молоко.

Ход НОД

Воспитатель: Дети вы любите путешествовать? На чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей). Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух).

(Открываю изображение воздушного шара).

Воспитатель: Скажите: зачем под шаром расположена горелка? (Предположение детей). Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

Опыт 1. Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать её в течение одной минуты в горячей воде.

Воспитатель: Что вы видите? (Шарик надувается). Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. (Ставлю бутылку с шариком в холодную воду).

Воспитатель: Что вы видите? (Шарик сдувается). Как вы думаете, почему так происходит? (Предположение детей). Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается. Вывод: При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.

Воспитатель: Отправляемся в полёт. Займите места. Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода). Да, это вода она покрывает 3/4 земли. Вода источник жизни на земле. Она слышит, чувствует, запоминает. Кому и для чего нужна вода? (Дети показывают картинки и рассказывают).

Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! (Дети выходят). Ребята, куда же мы попали? (Висят картинки с изображением реки, озера, моря). Как вы думаете? Это, какое – то водное царство. (Рассматриваем картинки) . Подходим к плакату «Круговорот воды в природе». (Рассматриваем его) . Вода в природе находится в постоянном движении снизу вверх, сверху – вниз: на земле она нагревается и, превращаясь в пар, поднимается вверх, высоко над землёй она охлаждается, снова становится водой и возвращается на землю в виде дождя, снега, града.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно назвать людей которые делают разные научные открытия? Как они это делают? (Путём опытов и экспериментов). Как называется место, где учёные проводят свои эксперименты? (Лаборатория) . Я хочу вам предложить помечтать. Представьте себе, что вы тоже учёные и хотите проверить свои догадки. Для этого вам предстоит провести несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию. Как вы думаете, как должны вести себя учёные при выполнении опытов?

Правила безопасного поведения:

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри, потом повтори.
  3. Убери и на место положи.
  4. С горячей водой будь осторожен.

Опыт 2. Перелить воду из стакана в стакан. Что делает вода? (Перетекает) . Опрокинуть формочку с песком. Что с ним происходит? Он ложится горкой. Как вы думаете, песок — это жидкость?

Вывод: Значит, вода – жидкая, песок – сыпучий. Покажите, на карточке – схеме, что вода – это жидкость.

Ребята, как вы думаете, что можно сказать о цвете воды. Давайте убедимся, что вода бесцветная. Два одинаковых стакана: в одном вода, в другом — молоко. Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком. Воспитатель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко – нет).

Вывод: Вода — прозрачная, а молоко нет.

Ребята, возьмите стакан с чистой водой и понюхайте её. Имеет ли вода запах?

Вывод: Вода – не имеет запаха.

Опыт 3. В стакан положить ложку сахара, размешать. Что произошло? (Растворился).

Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

Опыт 4. Разлейте воду по разным сосудам. Какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили).

Опыт 5. Что происходит с водой, если её сильно нагреть и довести до кипения. Давайте посмотрим. У меня на столе стоит термос. Вода в нём горячая. Я открываю термос. Что вы видите? (Пар). Вода превращается в газ, который называется паром. Он распространяется по всему помещению. Но почему мы не чувствуем его запаха? (Ответ) . Покажите, карточку – схему. А сейчас я накрою ёмкость зеркалом. Скажите, что мы видим? (Ответы). Правильно. Сейчас вода не кипит, пар остывает и опять превращается в воду. Это изменение называется конденсацией.

Вывод: Вода может изменять своё состояние при охлаждении и нагревании, но может и опять превратиться в воду.

Игра: Ребята, скажите, откуда начинается ручеёк? (Ответы детей) . Правильно, ручеёк начинается с родничка, который появляется из-под земли, много ручейков соединяется, что же получается? Сделаем свой родничок из ленточек. (Дети под музыку соединяют руки с ленточками, образуя родничок. Далее из ленточек моделируют ручеёк, речку, озеро, волны на воде).

Ребята, а что изменяется, когда меняются времена года? (окружающая температура).

Какое время года скоро наступит? (Зима). Если температура понижается, как вы думаете, что произойдёт с водой? (Вода станет твёрдой, её температура опустится ниже нуля.) Покажите карточки – схемы.

Вывод: Да, вода замерзает: превращается в твёрдое вещество – лёд. Снег и лёд – это тоже вода, только в твёрдом состоянии.

Возьмите кубик льда в руку. Что вы ощущаете?

Ребята, я часто вижу зимой, как многие дети берут снег в рот. Можно ли это делать? (Нет). Почему? (Ответы детей). Давайте с вами опытным путём выясним, чистый ли снег на улице?

Опыт 6. Возьмём талую воду, которая осталась после таяния снега, и будем наливать её в воронку с фильтром. Какая вода была в тарелочке? (Грязная). Какой стал фильтр?

Воспитатель: Запомните, дети: пробовать снег нельзя, потому что он грязный и потому, что горло заболеть может от холодного.

Ребята, мы сегодня много узнали о воде. Давайте вспомним, в каких трёх состояниях может находиться вода? Вода даёт нам жизнь. Но не вся вода годится для питья человеку и животным. В морях вода солёная, а в реках и озёрах – пресная. Мы пьём пресную воду. Но пресной воды меньше, поэтому её нужно беречь. Как можно беречь воду? (Ответы).

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем места. Пока мы будем лететь назад, давайте скажем слова благодарности воде. Помните: всё, что вы говорите, к вам вернётся. Вот мы и прилетели в детский сад. Приземляемся.

Воспитатель МКДОУ №16 «Солнышко»,

Ленинградская область, г. Лодейное Поле, Россия

Сказка о приключении маленькой капельки и проводим опыт о движении воды в природе

-

НАУЧНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ДЕТЕЙ "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПАКЕТЕ"


1. Нам потребуются один пакет на «молнии», вода, пищевой краситель синего цвета, лишние руки и немного фантазии.

2. Подкрасьте небольшое количество воды, капнув в нее 4-5 капель синего пищевого красителя.

3. Для большего правдоподобия на пакете можно нарисовать тучки и волны, а затем залить подкрашенную воду.

4. После нужно плотно запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну. Результата придется немного подождать, но оно того стоит. Теперь у вас есть собственная погода в доме. И ваши дети смогут наблюдать, как дождь льется прямо в маленькое море.

Разоблачение фокуса

Так как Земля имеет ограниченное количество воды, на ней существует такое явление, как круговорот воды в природе. Под теплым солнечным светом вода в пакете испаряется, превращаясь в пар. Охлаждаясь наверху, она снова принимает жидкую форму и падает в виде осадков. За этим явлением в пакете можно наблюдать несколько дней. В природе это явление бесконечно

(возраст дошкольников: 5-6 лет)

Цели и задачи:

Образовательная область: «познание »

Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.

Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.

Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

Объяснять детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе очистки.

Развивать навыки проведения опытов в лаборатории.

Образовательная область: «коммуникация »

Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, фильтр, оборудование.

Способствовать развитию мышления, любознательности

Оборудование и материалы:

Глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», «Времена года», шапочки к подвижной игре, иллюстрации по теме, детские рисунки на тему: «Море и его обитатели». Одноразовые стаканчики - 30 штук, марля, сложенная в несколько слоев, фильтр «Барьер», салфетки, картинки для дидактического упражнения, фартуки.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.

На занятии использовались - игровые, экспериментальные, музыкальные виды детской деятельности.

Ход занятия:

Первая часть: (информационно-познавательная)

Дети под веселую музыку заходят в группу, проходят на свои места.

Воспитатель: - ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте и скажите, о чем она.

Я туча, и туман

И ручей, и океан.

И летаю и бегу

И стеклянной быть могу (Вода)

Воспитатель: - Правильно, речь идет о воде, сегодня мы с вами поговорим о воде.

Узнаем много нового, а так же повторим то, что знаем.

Показываю детям сосуд с водой, в это время раздается стук в дверь, заходит переодетая девочка в костюм Феи Воды.

Воспитатель: поздоровайтесь ребята, к нам в гости пришла Фея Воды из своего волшебного царства.

Дети приветствуют Фею Воды.

Воспитатель: Ребята давайте пригласим нашу гостью в наше удивительное путешествие.

Вперед!

Фея садится вместе с детьми.

Воспитатель: Загадываю детям загадку:

На ноге стоит одной крутит, вертит головой

Нам показывает страны реки, горы, океаны.

Дети: это глобус.

Воспитатель: А, что такое глобус?

Дети: это модель Земли?

Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля?

Дети: круглая.

Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это?

Дети: это вода (моря, реки, океаны.)

Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом?

Дети: Это суша.

Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды)

Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Когда космонавты летят над нашей планетой, то Земля представляется им голубым шариком (показываю картинку Земли из космоса). А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?

Дети: Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).

Воспитатель: Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода, а теперь наша гостья хочет загадать вам загадки (Фея Воды берет волшебную палочку).

Фея Воды: Ребята, на кого я покажу палочкой тот и отвечает, хорошо!

Загадки:

Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая? (вода)

Мы говорим: она течет, мы говорим: она играет. Она бежит всегда вперед, но никогда не убегает (речка)

Книзу летит капельками, а кверху невидимкою (пар)

Ни рук, ни ног не имеет, а гору прорубить умеет (вода)

Сама пить не пьет, а нас вынуждает (вода)

В голубенькой рубашке бежит по дну овражка (ручеек)

Молодцы, ребята хорошо отвечали за это вам подарки (раздает маленькие шарики, наполненные водой)

Воспитатель: подхожу к столу, открываю салфетку, и показываю детям в каких состояниях бывает вода: жидкость, если воду нагреть получается – пар (открываю термос с кипятком, подношу зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показываю бутылку со льдом). Обсуждение с детьми.

Дидактическое упражнение: «Времена года»

На столах у детей картинки с состояниями воды (дождь, снег, лед, туман)

Фея Воды выходит к таблице с временами года и просит ребят показать в каком состоянии вода на Земле в разные времена года). Дети показывают картинки, отвечают.

Воспитатель: На Земле большие запасы воды, но не вся вода пригодна для употребления животными, растениями и человеком. Есть вода соленая и пресная. Ребята, а какая вода пресная, может вы, знаете?

Дети: пресная вода - это вода без соли.

Воспитатель: Правильно, пресная вода нужна нам для жизни. Она находится в реках, озерах. А в морях и океанах - соленая вода, нам для жизни она не пригодна, но в ней, так, же как и пресной воде живут разные организмы, приспособленные к жизни в соленой воде (Показываю иллюстрации с морскими обитателями).

Скажите, а как вода попадает к нам на Землю? (Дети дают ответы)

Воспитатель: А еще происходит волшебное превращение в природе, которое называется - круговорот воды в природе (подхожу к схеме «круговорот воды в природе», показываю наглядно).

Вторая часть: Физкультминутка.

Выходит Фея Воды и предлагает поиграть ребятам в игру «Тучка и капельки», детям надеваю шапочки капелек, солнышко, Фея Воды - тучка.

Ход игры: Маленькие капельки, отпросились у мамы- тучки на Землю, погулять: подул ветер капельки полетели (звучит шум дождя), напоили капельки все живое на Земле, заскучали, объединились в ручейки (бегут парами, звучит шум ручейка). Захотелось им посмотреть, кто живет в речке (бегут змейкой под шум речки), вместе с водами речки попадают в море, (приседают). А в это время мама-тучка заскучала, просит солнышко помочь вернуть ее деток. Солнышко, пригрело своими лучами море, капельки нагрелись, стали подниматься на небо к маме-тучке (встают, поднимают руки, звучит легкая, спокойная музыка). Все радуются, игра закончена.

Фея Воды: Вот так ребята в природе происходит круговорот воды, дети отвечают на вопросы Феи Воды, еще раз рассказывают, как вода возвращается на Землю.

Третья часть: Исследовательская.

Фея Воды: притомилась я с дороги, очень хочу пить, по дороге я набрала воды (достает баночку с водой, она мутная, грязная)

Воспитатель: - Подожди, Фея Воды не пей эту воду, мы с ребятами должны посмотреть эту воду.

Ребята, посмотрите какая вода у нашей феи?

Дети: Вода мутная, грязная.

Воспитатель: а можно ли пить такую воду? (нет) Фея скажи, пожалуйста, а где ты взяла эту воду?

Фея Воды: я набрала ее в речке, которая течет возле нового завода.

Воспитатель: ребята, а можно ли набирать такую воду возле завода? (нет)

Правильно ребята, эту воду пить нельзя, так как некоторые заводы загрязняют воду, сбрасывают в нее плохие вещества, которые и делают воду грязной и непригодной для питья и жизни живых организмов (рыб, растений).

Чтобы уберечь от загрязнения реки, ученые придумали разные фильтры, с помощью которых воду можно очистить. В больших городах нужно много воды - воду берут из рек, чтобы к нам попала чистая вода, ее нужно очистить.

Воду очищают в водоочистных сооружениях, где стоят специальные фильтры, за которыми следят лаборанты - это люди, которые следят за оборудованием, после очищения, вода попадает в водопровод.

Скажите, ребята, а как дома мы можем очистить воду?

Дети: Фильтром «Барьер»

Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас мы отправимся в волшебную лабораторию, где будем очищать воду для Феи Воды, как настоящие лаборанты.

Дети садятся за столы, которые стоят полукругом, на столах приготовлено:

По три одноразовых стаканчика, марля, сложенная в несколько слоев, салфетки, фартуки, фильтр «Барьер». Дети одевают фартуки. Повторяем правила поведения в лаборатории.

Воспитатель: - Приступаем к очистке воды: дети берут грязную воду у Феи Воды, наливают в 1 стаканчик воду, 2 стаканчик покрывают марлей и переливают воду, убирают марлю, смотрят, вода стала чистая.

Воспитатель: Ребята, скажите, а, как можно еще очистить воду?

Дети: С помощью фильтра «Барьер»

Воспитатель: правильно, в фильтре «Барьер» есть угольный фильтр, который поможет окончательно очистить воду. Дети выливают всю воду в кувшин, через некоторое время вода очистилась. Наливаем воду в три стаканчика и смотрим, какая стала вода, сравниваем ее с первоначальной.

Дети приносят стаканчик воды для Феи и показывают, какая она стала чистая, прозрачная.

Фея Воды благодарит ребят: - Спасибо, дорогие ребята вы, как настоящие лаборанты умеете очищать воду, показали хорошие знания. Скажите, пожалуйста, а как вы будите вести себя, когда приедете на речку отдыхать? Дети: Нужно сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер.

Фея Воды: молодцы, правильно нужно беречь и охранять природу. Если в реках, озерах будет грязная, мутная вода, то живые организмы - рыбки, растения, жить в такой речке не смогут.

Дети читают стихи:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать.

Без чего мы скажем прямо человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (все) ВОДЫ!

Итог занятия:

Вместе с гостьей подвести детей к рисункам, где ребята рисовали море и его обитателей, беседуем, подводим итоги: о чем шла речь, что понравилось, что запомнилось? Гостья уходит и желает детям добра и счастья!

Образовательная область: познание.

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательское.

Тип непосредственно-образовательной деятельности: интегрированная.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

Образовательные задачи:
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
- Закрепить знания детей о свойствах воды.
- Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы.
- Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Развивающие задачи: развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные задачи: воспитать аккуратность при проведении экспериментов, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься.
Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Словарная работа: объяснить детям понятия «испарилась», «толстая», «круговорот».

Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей Полину М., Костю С., Аню М. формировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы.

Предшествующая работа : разучивание физкультминутки, народных изречений о воде, чтение рассказов и сказок о воде, рассматривание иллюстраций и просмотр слайдов «Круговорот воды», отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: для каждого ребенка баночки баночки разной формы, листы бумаги, фломастеры, мерные стаканчики, вода, молоко, блюдце, чайник с горячей водой, схема «Круговорот воды», лупы по количеству детей, блюдце с талой водой, термос, салфетки, чашки, ложки.

Литература:
1. От рождения до школы : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. С. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва: Мозаика-синтез, 2010. - 235 с.
2. Рыжова Н. А. Наш дом - природа. - Москва, 2001. - 115 с.
3. Савенков А. Н. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников - Москва, 2007. - 211 с.

Методические приемы:
- рассказ воспитателя о воде;
- использование мультимедиа;
- вопросы к детям;
- сюрпризные моменты;
- рассказ ребенка по схеме «Круговорот воды в природе»;
- рассказ о значении воды;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- художественное слово (загадки);
-физкультминутка под музыкальное сопровождение «Путешествие капельки»;
- анализ.

Интеграция с образовательными областями:
«Труд» (раздел «Развитие трудовой деятельности»), «Социализация» (раздел «Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»), «Коммуникация» (раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»), «Чтение художественной литературы» (раздел «Формирование интереса и потребности» в чтении).

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить различные опыты. Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в ученых. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
На свете нет ее сильнее
В руках ее не удержать.
На свете нет ее буйнее,
И на коне не обогнать.
Дети: Вода.
Воспитатель: Вода - самое удивительное вещество на Земле. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке или в море. Но давайте приглядимся к ней получше - познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества. Ребята, нам встретилось новое слово - вещество. Какие вещества вы знаете? (ответы детей ). Да, вода, песок, глина, лед, снег. Это разные вещества. У каждого вещества свои свойства. Как вы думаете, какие свойства имеет вода?
Дети: Бесцветная, без запаха, прозрачная.
Воспитатель: Как вы считаете, кому нужна вода?
Дети: Человеку, животным, растениям. Вода необходима всем живым организмам на Земле.
Воспитатель: Нужна ли вода человеку?
Дети: Я считаю, что вода нужна человеку для питья, для поливки растений.
Воспитатель: Что человек делает с водой?
Дети: Поливает, пьет, варит, стирает, купается.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли вода навредить человеку?
Дети: Могут произойти наводнения.
Воспитатель: Без воды не сделать очень много простых, обычных дел, вода ничем незаменима.
Много ее - беда!
Мало ее - беда!
Нужна нам она всегда
Больше, чем даже вода.
Воспитатель: Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться терпением. Терпение и внимание необходимо и нам, потому что мы будем проводить опыты.
Ребята, как вы думаете, вода - это какое вещество, жидкое или сыпучее. А как это можно проверить? Я предлагаю сделать такой опыт. Возьмем самую узкую баночку и наполним ее водой. Затем перельем эту воду в самую широкую баночку (Потом пробует другой ребенок).
Теперь скажите, что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной формы?
Дети: Вода принимает разную форму сосуда. Вода - это жидкость.
Воспитатель: Скажите, песок - это жидкость?
Дети: Нет.
Воспитатель: Попробуйте на подносе сделать кучки на песке и воды. Значит, вещества эти разные. Вода - жидкость. Песок - сыпучий: лежит себе кучкой и не собирается рассыпаться ( убрать подносы , поставить другие) .
Итак, мы определили первое свойство воды - это жидкость. Как вы думаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы убедиться, что вода бесцветная, возьмем два одинаковых стакана. В одном находится вода, в другом молоко. Фломастерами нарисуем на листе бумаги какой-нибудь предмет. У каждого на столе рисунок с фигурой, дорисуйте его, чтобы получился какой-нибудь предмет. Поставим на картинку стакан с водой. Рассмотрим сверху свою картину. Что вы увидели?
Дети: Рисунок (солнышко….).
Воспитатель: А теперь поставим на то же место стакан с молоком. Что мы обнаружим?
Дети: Рисунка не видно.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Через воду рисунок виден, а через молоко не виден.
Воспитатель: Ребята! А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в игру «Путешествие капельки» (Дети одевают шапочки - «капельки». Воспитатель одевает бумажную корону с изображением тучки).
Воспитатель: Я мама-тучка, а вы ребятки, мои детки-капельки.
(Дети окружают маму-тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод).
Дети: Мама, отпусти нас погулять на Землю.
Воспитатель: Хорошо, мои капельки, я отпущу вас погулять на Землю. Обещайте мне, что будете вести себя хорошо, не баловаться. Прошу вас полить растения, умыть Землю и вернуться обратно домой.

Звучит музыка. Дети разбегаются в разные стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Ручейков должно быть несколько. Затем, по команде воспитателя, ручейки соединяются вместе. Река впадает в океан, дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает:
- Капельки, пора возвращаться домой. Появляется солнышко.
Дети кружаться по-одному, возвращаются к тучке. тучка просит рассказать о том, что они сделали на Земле. мама тучка выслушивает все ответы детей:
- Я полил леса, поля, луга.
- Я умыл землю.
- Я полил растения и цветы.
- Я полил деток, которые гуляли по улице.
- Я напоил животных.
- Я нечаянно попал в лужу….

Воспитатель: Молоды, садитесь, пожалуйста, на свои места. Я расскажу вам одну историю. Послушайте, что произошло однажды летом с Егоркой.
Решил Егорка порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окна, ребята во дворе начали играть в футбол.
Бросил Егор свое рисование и убежал во двор.
Поздно вернулся Егорка, хотел порисовать, глядь, а воды в блюдце нет. Что такое?
- Светка! - крикнул он сестре. - Ты мою воду вылила?
- Нет! - ответила Светлана.
Сел Егор, задумался: куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась? Как вы думаете, куда делась вода?
Дети: Испарилась, превратилась в пар.
Воспитатель: Еще одно свойство воды - она испаряется. Как вы думаете, куда испарилась вода? Вода, как невидимка, исчезает. А как можно проверить, что вода испаряется? Проведем еще опыт и убедимся, что вода испаряется. Возьмем два блюдца. Одно блюдце (с отметкой) я поднесу с отметкой к носику чайника, из которого идет пар. Каким становиться блюдце, давайте посмотрим. Потрогайте одно блюдце и другое.
Дети: Одно блюдце мокрое, другое - сухое.
Воспитатель: На одном блюдце пар. Что такое пар?
Дети: Пар - это капельки воды.
Воспитатель: Почему его можно назвать невидимкой?
Дети: Потому что вода испаряется и исчезает.
Воспитатель: Куда исчезла вода у Егорки из блюдца?
Дети: Испарилась.
Воспитатель: А сейчас рассмотрим схему «Круговорот воды». Узнаем, как путешествует вода над землей.

Воспитатель предлагает ребенку рассказать по схеме.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - наша вода!

Воспитатель: Куда же девается дождевая вода? / ответы детей /. Часть ее уходит в землю, а в некоторых местах остаются лужи. Подумайте, куда же деваются лужи?
Дети: Испаряются.
Воспитатель: Вот еще одно свойство воды - она испаряется.
Ребята, любую ли воду можно пить? А талую воду можно пить? Сравним талую воду и воду из-под крана. Предлагаю вам рассмотреть воду через лупу. Что вы увидели? Даже самый белый чистый снег грязнее воды из-под крана.
Чистый снег - грязная талая вода, не пригодна для питья человеку.
А что можно делать с талой водой? талой водой хорошо поливать растения. Давайте польем наши цветы.
Ребятки, вы убедились, что талая вода не пригодна для питья. В талой воде много микробов, которые могут нанести вред нашему здоровью. Значит, снег нельзя есть.
Для того, чтобы вы не болели, из кипяченной воды я сделала витаминный чай. какие витаминные чаи вам известны?
Дети: С мятой, шиповником, из лекарственных растений.
Воспитатель: Какие лекарственные растения вы знаете?
Дети: Шиповник, крапива, ромашка, мята, мелисса, мать-и-мачеха, липовый цвет, зверобой…
Воспитатель: Кто знает, как приготовить травяной чай?
Дети: Заваривают крутым кипятком и дают настояться.
Воспитатель: А из какой лекарственной травы мой чай, вы должны догадаться, когда попробуете его.
Дети пробуют витаминный чай и называют, из какой лекарственной травы он заварен.
Дети: Из мяты.
Чаепитие
Воспитатель: Проведя все наши опыты напомните мне, с какими свойствами воды мы познакомились?
Дети: Вода жидкая, бесцветная, испаряется.
Воспитатель предлагает детям найти условные обозначения свойств воды и выставить на наборное полотно.
Воспитатель: Нужно бережно относиться к природе, к воде и не засорять водоемы.
А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории?
Дети: Опыты.
Воспитатель: На этом научная работа подошла к концу.

Номинация: Детский сад, подготовительная группа, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект для старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности «Круговорот воды в природе»


Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 125 «Дубок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
Месторасположение: г. Чебоксары Чувашская Республика

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»

Цели занятия:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Водяная мельница.
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами.
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда -
Руби хоть топором!
Нагрей ее - и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее - ... (вода).

Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Не соленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька ученая

Капелька вторая - ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»

На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

С высоты большой срываясь,
Грозно водопад ревёт
И, о камни разбиваясь,
Белой пеною встаёт.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч - он вождь!
Поливает землю дождь.

4. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).


Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Наблюдение за водяной мельницей

Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.

Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

5. Капелька любопытная

А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

6. Капелька игривая

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

8. Капелька исследовательница

А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.

9. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров. Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра - сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.
Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Опыт «Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10. Капелька художница

Вы уже рисовали акварелью - водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски - обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.

Рисование водой

Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.