Беззеркальная камера Pentax K-01 была представлена в феврале текущего года и сразу же вызвала бурные обсуждения на фотографических форумах. И если первой причиной столь живого интереса к камере стала её необычная внешность (созданная, кстати, знаменитым дизайнером Марком Ньюсоном), то второй можно назвать использование «взрослого» байонета К и полную совместимость со всей оптикой для зеркальных камер Pentax. Прибавьте к этому отличную 16-мегапиксельную матрицу формата APS-C (такую же, как во флагманской зеркалке Pentax K-5), и вот она - беззеркалка мечты! Или нет?

Технические характеристики Pentax K-01

  • Разрешение : 16 МП (4928x3264).
  • Размер матрицы : 23.4x15.6 мм (APS-C).
  • Технология, производитель матрицы : CMOS, Sony.
  • Система очистки от пыли : да, ультразвуковая.
  • Стабилизация изображения : в камере (при помощи сдвига матрицы).
  • Автофокус : контрастный автофокус по матрице; 35 точек фокусировки.
  • Диапазон выдержек : 1/4000-60 с.
  • Чувствительность : 200-12800 единиц ISO (100 и 25600 единиц доступны в режиме расширения чувствительности).
  • Встроенная вспышка : ведущее число 12.
  • Экспозамер : матричный, центровзвешенный, точечный.
  • Поддерживаемые объективы : Pentax K/KA/KAF/KAF2/KAF3.
  • Серийная съёмка : 6 к/с в JPEG, 1 к/с в RAW.
  • Накопитель : карты памяти SD/SDHC/SDXC.
  • Форматы файлов : JPEG, RAW (PEF или DNG), RAW + JPEG.
  • Запись видео: да, H.264 (контейнер MOV), разрешение 1920x1080 при кадровой частоте 24, 25 или 30 к/с, 1280х720 при 50 или 60 к/с.
  • Микрофон : встроенный стереомикрофон, вход для внешнего микрофона.
  • Экран : 3 дюйма, TFT, разрешение 921 тыс. субпикселей.
  • Видоискатель : отстствует.
  • Питание : литиево-ионный аккумулятор D-LI90, время работы 540 снимков по стандарту CIPA.
  • Размеры и вес : 122x79x58 мм, 561 граммов (с литиево-ионным аккумулятором).

Внешний вид, конструкция и управление

Если на фотографиях Pentax K-01 выглядит отталкивающе, то вживую он производит куда более приятное впечатление. Впервые взяв камеру в руки, я был впечатлён отличным качеством сборки и полностью металлическим корпусом. Часть органов управления (например, рычажок включения/выключения камеры и диск выбора режимов) также выполнены из металла. Всем тем, кому не нравится дизайн аппарата, я рекомендую подержать его в руках, чтобы составить полное впечатление. Вместе с тем у корпуса Pentax K-01 есть и недостатки. Первый - неудобный хват под правую руку (а точнее, его практически полное отсутствие). Вторым недостатком является резиновая дверца, прикрывающая порты на правом боку аппарата. Эту дверцу легко открыть, но сложно закрыть. К тому же каждый раз, доставая камеру из сумки, я обнаруживал, что дверца умудрилась открыться сама собой. Думаю, нет нужды говорить о том, что это довольно неудобно.


Слева направо: Panasonic GH2, Pentax K-01, Panasonic GF2


Слева - Panasonic GH2 с объективом 14-42 мм f/3.5-5.6;
справа - Pentax K-01 с объективом 17-70 мм f/4 SDM

Обращает на себя внимание и размер Pentax K-01. Использование «зеркалочного» байонета обусловило большую толщину камеры (58 мм), да и в целом по размерам и весу K-01 практически аналогична зеркальной камере Pentax K-r . В целом она больше и тяжелее любой другой беззеркальной камеры, присутствующей на рынке. Поскольку аппарат лишён видоискателя, для кадрирования всегда используется 3-дюймовый дисплей с разрешением VGA (640х480 пикселей или 920 тысяч субпикселей). В целом качество экрана неплохое, но у него есть серьёзные проблемы с видимостью на солнце.

Отмечу, что в Pentax K-01 используется такой же аккумулятор, как во флагманской «зеркалке» K-5. За счёт этого K-01 обладает лучшим временем автономной работы среди всех известных мне беззеркальных камер - мне удалось сделать на одном заряде более 1000 снимков.

Управление и меню

В целом количество органов управления в K-01 и их расположение идентичны младшим зеркальным камерам Pentax - таким, как K-x и K-r.

Меню камеры также будет хорошо знакомо всем, кто хотя бы раз держал в руках фотоаппарат Pentax.

Китовый объектив

Pentax K-01 стандартно комплектуется объективом-блинчиком SMC-DA 40mm f/2.8 XS, который оптически аналогичен хорошо зарекомендовавшему себя объективу DA 40mm f/2.8 Limited. Данное «стекло» имеет абсурдно небольшие размеры и в целом больше похоже на крышку байонета, чем на полноценный объектив. Впрочем, качество выдаваемой этим объективом картинки смело можно назвать очень хорошим.

Скорость работы

Скорость работы, на мой взгляд, является главным недостатком Pentax K-01. В первую очередь это относится к автофокусу, который можно назвать очень неспешным. При использовании комплектного объектива Pentax SMC-DA 40mm f/2.8 XS среднее время фокусировки составляет 0.7 секунды при хорошем освещении и 1.46 секунды в условиях плохого освещения (одна лампа накаливания мощностью 40 Вт). На видео ниже вы можете видеть скорость фокусировки Pentax K-01 и сравнение с Panasonic GH2:

Скорость серийной съёмки также оставляет желать лучшего. При съёмке в RAW она составляет всего 1 кадра в секунду (при съёмке в JPEG - 6 кадров в секунду).

Работа со сторонней оптикой

Камеры Pentax традиционно хорошо работают со сторонней и просто старой оптикой: всю оптику с байонетом К, начиная с 1975 года, можно использовать на камере без переходника. При этом в ручном режиме работает экспозамер при помощи так называемой «зелёной кнопки». Для работы с такими объективами в меню необходимо включить использование кольца диафрагм.


Фирменный переходник позволяет использовать всю оптику с резьбой М42

Поскольку рабочий отрезок байонета К совпадает с рабочим отрезком объективов с резьбой М42, их можно устанавливать на камеру при помощи простого переходника. При этом можно снимать в ручном режиме или в режиме приоритета диафрагмы. При использовании К-01 со сторонней оптикой работает стабилизатор изображения (для его корректной работы в меню необходимо указать фокусное расстояние установленного объектива). Разумеется, при использовании старых объективов фокусировка осуществляется вручную. В K-01 есть два режима помощи при ручной фокусировки: экранная лупа, которая увеличивает в несколько раз участок изображения, и так называемый «пикинг» - в этом режиме контрастные переходы подсвечиваются белым. В целом ручную фокусировку при помощи K-01 можно назвать быстрой, приятной и очень точной.

Видеорежим

K-01 - первая камера Pentax с полнофункциональным видеорежимом. Видео пишется в формате MOV со сжатием H.264, разрешение составляет 1080p с частотой обновления 24, 25 или 30 к/с или 720p с частотой 50 или 60 к/с. Доступны полностью ручные настройки, также в камере присутствует вход для внешнего микрофона и даже возможность регулировки уровня записи звука.

Качество изображения в видеорежиме очень хорошее. К минусам можно отнести тот факт, что стабилизация путём сдвига матрицы при съёмке видео с рук менее эффективна, чем оптическая стабилизация в камерах Sony и Panasonic. Кроме того, камера не предоставляет никаких возможностей для мониторинга аудио (индикатор уровеня записи не отображается на экране), так что при записи звука лучше использовать внешний рекордер.

Качество фотосъёмки

Pentax K-01 обеспечивает отличное качество изображения. Фотографии, снятые данным фотоаппаратом, отличаются низким уровнем шумов, приятной цветопередачей и широким динамическим диапазоном.

К сожалению, Pentax по-прежнему использует неотключаемое шумоподавление в RAW на ISO 3200 и выше, что заметно ограничивает качество изображения при съёмке в плохих условиях освещениях.

Тестовые снимки

Как обычно, мы подготовили отдельную галерею тестовых снимков , в которой можно найти и полноразмерные файлы.

В сухом остатке

Pentax K-01 - крайне противоречивая камера. Она обеспечивает отличное качество изображения, но медленный автофокус, отсутствие видоискателя и большие размеры и вес делают её менее интересной, чем другие беззеркальные фотоаппараты. Из положительных моментов также можно отметить металлический корпус и хороший видеорежим с полностью ручными настройками. На мой взгляд, K-01 будет интересна в первую очередь уже существующим пользователям системы Pentax, которые смогут использовать её как вторую - чуть более лёгкую и компактную - камеру. Для всех остальных Sony NEX-5N станет более привлекательным вариантом.

5 причин купить Pentax K-01:

  • отличное качество изображения до ISO 3200 включительно;
  • необычный и интересный дизайн, металлический корпус;
  • высококачественный объектив в комплекте поставки;
  • отличная реализация видеорежима;
  • удобство ручной фокусировки.

3 причины не покупать Pentax K-01:

  • медленный автофокус;
  • небольшая скорость серийной съёмки в режиме RAW;
  • отсутствие видоискателя.

    2 года назад 0

    Яркие и сочные цвета. Дизайн заставляет окружающих обращать внимание на камеру (у меня желтая), держать нормально, купил несколько старых б/у объективов за копейки и радуюсь(правда без АФ). Все настраивается. Батарейку держит долго.

    2 года назад 0

    Качество снимков и видео как у кропнутых зеркалок(в среднем) -внешний вид не "профи"(для меня это плюс) -камера красива(на вкус и цвет....)

    2 года назад 0

    Как всегда Pentax радует своим качеством и отличной ценой, Отличный зум, хорошие четкие снимки, приятные адекватные цвета, хорошее видео, удобный в использовании, очень понятный, симпатичный, недорогой, не смотря на то что только, только появился в продаже

    2 года назад 0

    Рабочие 6400 ISO. Не плохой стаб. Быстрый отклик экрана. Не плохое управление. Дизайн! Качество снимков. Не плохое видео. 7 кдр/сек (JPEG). Можно настроить почти всё. 2 программируемых кнопки (реально эффективно)Стоит отдельно упомянуть про DA 40mm XS объектив, шикарный просто! резкий классное boken и компактный, сказка!

    2 года назад 0

    Широкий функционал - фактически возможности продвинутой зеркалки. Возможности настройки всего и вся. Высокая чувствительность с малым шумом - ISO 3200 вполне рабочее. Хороший антитряс. Вернулся Hyper Program! Правда полу-гипер-програм, но уже не плохо! В программном режиме колесом могу изменять параметры вдоль программной линии.

    2 года назад 0

    Легкий и довольно компактный (по сравнению с зеркалками) - отличное качество снимков - очень долго работает на одном заряде - имеет огромный парк объективов, которые к тому же еще и дешевле чем объективы на другие беззеркалки - китовый объектив очень хорош и супер компактен - мощная встроенная вспышка

    2 года назад 0

    Оригинальный и привлекающий дизайн, высокое качество съемки, удобный прорезиненный корпус

    2 года назад 0

    отличные материалы корпуса эргономичность хорошее качество снимков

    2 года назад 0

    Матрица,стаб,качественный дисплей,аккум!,встроеная вспышка с ВЧ 12(100) Купил GGS Swivi Foldable LCD Viewfinder и теперь кум королю-реально стало жить хорошо.

    2 года назад 0

    дизайн, функциональность, качество съемки; четкий, с отличным разрешением дисплей; объектив 40mm f/2.8 XS - тонкий с отличным качеством.

    2 года назад 0

    Не могу найти кожаный чехол, Дорогая новая оптика. Крышка резиновая на блинчике просто затычка (теряется), пришлось заменить китайской пластмассовой. Автофокус медленный.

    2 года назад 0

    Нет видоискателя

    2 года назад 0

    Не обнаружила

    2 года назад 0

    Своеобразный хват, а мне норм =)
    Если брать с DA 40mm XS стоит сразу взять UV фильтр, а крышечку выкинуть самостоятельно, что бы потом не разочаровываться что она потерялась или в течении нескольких месяцев судорожно искать её в кармане, не потерялась ли, нет, правда очень советую так поступить.
    При выдержках в 10 мин(bulb) проступает множество "горячих пикселей" на выдержке в 30 сек всё ок!
    Проверяйте экран на наличие битых пикселей (если это для вас критично) у меня был один, но так как мне он достался даром я не жалуюсь и в общем то со временем перестал его замечать.
    Оказалось, что нет заявленного в яндексе кодека видео MJPG есть только "H.264 (MPEG-4 Part 10 или AVC)" (На сайте pentax, кстати всё написано верно.)
    Жаль что при съёмке в RAW снимает только 1 к/с и только в

    2 года назад 0

    Эргономика! В руках кирпич. Очень неудобный хват. Авторский дизайн может и круто, но камерой не любоваться надо, а снимать.
    Относительная компактность. Соблюдение рабочего отрезка объектива делают камеру размером с зеркалку.
    Отсутствие подсказки верной фокусировки при ручной фокусировке.
    Отсутствие видоискателя. В ясный солнечный день на экране не видно ничего.
    Резиновая крышечка разъёмов и слота карты памяти - это просто писк авторского дизайна...
    Устойчиво работает только с шустрыми картами памяти. Хотя это скорее особенность, нежели недостаток.

    2 года назад 0

    Нет видоискателя
    - насчет удобства и дизайна много споров, но я после пары месяцев использования привык и дискомфорта не испытываю
    - очень дурацкая заглушка на отсеке с разъемами и картой памяти

    2 года назад 0

    Довольно-таки большие размеры для беззеркалки, неудобная резиновая крышечка отсека карты памяти, маленькая и не очень удобная для захвата рукоятка

    2 года назад 0

    2 года назад 0

    Резиновая заглушка портов,отсутствие режима беспроводного управления вспышкой,режима "ловушка фокуса" (а ведь всё это было у вроде-бы младшей к-х), оч.большая зона фокуса по центральной точке:реально, сквозь ветки ничего не снимешь, маловато кнопок (но благодаря этому GGS Swivi Foldable LCD Viewfinder встал как родной,только слегка нижняя призма влево выпирает-не мешает.

    2 года назад 0

    отсутствие видоискателя - в солнечную погоду проблематично строить кадр, однако и телефоном снимают; компактность относительна; объектив 40mm f/2.8 XS - фильтр 27 мм трудно найти даже защитный, а уж поляризующий...; крышку легко потерять - могли бы на шнурке сделать.

В начале 2016 года компания Ricoh выпустила полнокадровую зеркалку K-1, и на момент нашего теста она уже доступна в России. Камера оснащена полнокадровым сенсором 35.9 x 24 мм с матрицей 36.4 мегапикселей. К1 — флагман модельного ряда марки Pentax и прямой конкурент таким популярным камерам, как Nikon D810 и Canon 5D Mark III. Сможет ли К-1 составить конкуренцию Canon и Nikon в сегменте камер для профессионалов и найдет ли эта зеркала своих поклонников в России? Так ли она хорошо снимает, чтобы сделать выбор в пользу системы Pentax?

Как только К-1 поступила к нам на тестирование, мы сразу же попробовали камеру в деле: снимали портреты, пейзажи, ночные сюжеты и видео. В комплекте с камерой компания Ricoh предоставила нам батарейную ручку и 2 объектива, специально спроектированные для К-1: 24-70 и 43 мм. Кроме того, К-1 поддерживает большой парк оптики Pentax с байонетами KA/KAF/KAF2.

Комплект К-1 с объективом 24-70 стоит без малого 250 000 рублей, и это действительно недешево. Оправдывает ли камера такие затраты? Ставки очень высоки! В рамках наших тестов на канале Фото-Огонь мы много тестировали зеркалки Nikon и Canon, постараемся быть объективными, но все же иногда будем сравнивать K-1 c конкурентами.

Ключевые особенности Pentax K-1

  • Полнокадровая матрица разрешением 36.2 Мп типа CMOS без сглаживающего фильтра
  • 5-осевая стабилизация изображений
  • Видоискатель типа пентапризмы с 100%-ным покрытием кадра
  • 33-точечный автофокус, 25 точек перекрёстного типа
  • Всепогодная защита корпуса
  • Синхронизация со вспышкой 1/200 сек.
  • 14-битный RAW (DNG или PEF)
  • Функция 4-пиксельного сдвига для съёмки с высоким разрешением
  • Встроенный модуль GPS с электромагнитным компасом
  • Скоростная съёмка 4.4 кадра в секунду (6.5 к/с в режиме кропа APS-C)
  • Встроенный модуль Wi-Fi
  • Видео в формате 1080/30p

Для кого эта камера?

К-1 позиционируется как камера для профессионалов, за корпус придётся выложить около 150 000 рублей. Прежде всего это рабочий инструмент. К-1 может быть интересен портретистам, свадебщикам, любителям пейзажной съемки и отчасти репортерам, хотя камера и не отличается сверхвысокой скоростью съемки. К-1 будет интересна тем фотографам, которые только выбирают первую полнокадровую зеркалку или даже систему в целом. Не так много найдется профессионалов, кто рискнут перейти с Canon или Nikon на другую систему, тем более в нынешних кризисных реалиях, ведь это смена оптики и аксессуаров, а это очень большие затраты.

Для тех же, кто начинает с чистого листа, или, допустим, продал свое оборудование, но решил вновь серьёзно заняться фотосъемкой, мы рекомендуем обратить пристальное внимание на K-1. Ведь эта камера практически лишена недостатков и по качеству съемки и характеристикам ничуть не уступает Nikon и Canon. Разница — в деталях. Пожалуй, единственная область, где камера уступает конкурентам — съемка видео. Для видеографов эта камера будет не так интересна, у К-1 нет поддержки 4к и видео-возможности камеры на среднем уровне. За такие деньги видеограф скорее обратит внимание на Sony A7sII, там есть поддержка 4к, следящий фокус и качественная съемка в темноте. Стихия Pentax К-1 — фотография, и фото камера снимает достойно!

Как она снимает?

Снимает К-1 фантастически. Мы протестировали камеру в самых разных условиях освещенности: снимали портреты на закатном солнце, в сумерках и на вечерних городских улицах. К-1 раскрывается в полной мере вместе со светосильной оптикой Пентакс. Можно смело использовать ISO вплоть до 6400 при съемке — благодаря системе шумоподавления зернистость на снимках будет практически незаметна. Эта камера позволит снимать без использования вспышки в тех ситуациях, когда бюджетные зеркалки уже не справятся.

В чем же секрет? Как говориться, дьявол в деталях! И ко всем деталям инженеры Pentax подошли со всей серьезностью. Снимая на К-1, понимаешь, что работу провели вдумчиво и основательно. К-1 дает большую свободу фотографу! Камера отлично снимает в Jpeg, при сноровке и умении настраивать фотоаппарат можно получать jpeg-изображения отличного качества. При недостаточных навыков съемки можно снимать в RAW, даже если случайно выставили неверно какой-то параметр, при пост-обработке можно легко это исправить.

Итак, давайте посмотрим, на что способен К-1 и рассмотрим камеру подробнее!

RAW
Режим Аv
Фикс 43 мм
Диафрагма f 2,0
Выдержка1/640
ISO 800
Скачать оригинал: https://cloud.mail.ru/public/5BGk/RJxXmYbtw

RAW
Режим Аv
Зум 24-70 мм
Фокусное расстояние 70 мм
Диафрагма f 2,8
Выдержка1/200
ISO 800
Скачать оригинал: https://cloud.mail.ru/public/HVrv/LKCM1ohoi

RAW
Режим Аv
Фикс 43 мм
Диафрагма f 1,9
Выдержка 1/100
ISO 1600
Скачать оригинал: https://cloud.mail.ru/public/DMqy/faH76rsAu

RAW
Режим Аv
Зум 24-70 мм
Фокусное расстояние 70 мм
Диафрагма f 2,8
Выдержка 1/80
ISO 6400
Скачать оригинал: https://cloud.mail.ru/public/8dLJ/DaAx8gzP2

Jpeg без обработки
Режим Аv
Зум 24-70 мм
Фокусное расстояние 58 мм
Диафрагма f 5,6
Выдержка1/500
ISO 100
Скачать оригинал: https://cloud.mail.ru/public/CeGS/KhSR1CRfQ

RAW
Режим Аv
Зум 24-70 мм
Фокусное расстояние 24 мм
Диафрагма f 4,0
Выдержка 1,6 сек
ISO 100
Скачать оригинал: https://cloud.mail.ru/public/6r5T/vdbMoiEem

А сейчас подробно о характеристиках и возможностях съемки на К-1

Корпус

К-1 выполнен в металлическом корпусе, камера защищена от влаги, от пыли, производитель гарантирует стабильную работу до -10. Поскольку мы тестировали К-1 летом, возможности проверить морозостойкость у нас не было. Не помещать же камеру в холодильник:) Влагоусточивость — это хорошо, но не стоит воспринимать это буквально. Снимать под небольшим дождем на К1 — можно, но нырять с камерой под воду все же не стоит, она на это не рассчитана.

Процессор и матрица

Мозг камеры — процессор обработки изображения PRIME IV и CMOS-датчик размером 35.9 × 24.0 мм, с разрешением 36,4 млн. пикселей. Если снимать в формате RAW, на выходе получаются снимки по 45-60 Мбайт! Так что запасайтесь картами памяти и внешним хардом, друзья:) Иначе вы часто будете видеть на экране К-1 сообщение «карта памяти заполнена»:)

PENTAX K-1 обеспечивает изображения сверхвысокого разрешения, с плавными переходами и превосходным качеством даже на высокой чувствительности. Кстати, у К-1 максимальная чувствительность 204 800 ISO! Двести четыре тысячи восемьсот единиц ISO! Разумеется, мы протестировали, как камера работает на высоких ISO, и вот результаты:

100 400 800
1600 3200 6400
12800 25600 51200
102400 204800

Видоискатель

Видоискатель К-1 отображает 100% площади кадра. Это важно для точного построения композиции кадра - что видим, то и получим. Картинку в видоискателе видно очень хорошо, основные параметры съемки и подтверждение фокусировки считываются без проблем. Кроме того, в нем можно включить сетку, она реально помогает строить кадр и держать горизонт ровным.

Экран

Камера оснащается ЖК-монитором поворотного-наклонного типа с диагональю 3,2 дюйма и разрешением 1037000 точек. Экран не сенсорный, есть режим Live View, поддерживающий съемку в режиме фото и видео. Такую конструкцию экрана мы видим впервые, хотя протестировали уже немало камер. Экран имеет несколько удобных регулировок: для съемок с низкой точки или на вытянутых руках. В целом, создается впечатление, что с экранном инженеры слегка перемудрили:) Но неудобств конструкция тоже не доставляет, разве что экран может царапаться, так как его нельзя повернуть рабочей областью к корпусу камеры.

Приведем пример использования поворотного экрана. К примеру, повернув экран, удобно снимать вот такие портреты. Теперь фотографу не обязательно ложиться на траву! Нужно лишь повернуть экран и снимать в режиме Live View!

Кроме поворотного, в камере есть второй небольшой экран, на который выводятся основные параметры — к примеру, это очень удобно во время ночной съемки. В К-1 сделали не только подсветку второго информационного экранчика, но придумали подсветить байонет и слот для карт памяти! Мелочь, а как удобно при съемке в темноте!

Управление и эргономика

Камера очень удобно лежит в руке, все управление продумано до мелочей. Даже если вы возьмете камеру системы Pentaх впервые, достаточно быстро разберетесь. Корпус камеры выполнен очень добротно, все переключатели и кнопки сделаны качественно. Возьмем камеру в руки. Обратите внимание как грамотно сделаны колеса выбора параметров: большим пальцем правой руки удобно крутить селектор функций, первый и второй селекторы выбора установок. Также под правую руку удобно реализован переключатель фото/видео, кнопка выбора значений ISO и коррекции экспозиции.

На передней части корпуса расположен джойстик, кнопка просмотра снимков, входа в меню и инфо. Все эти кнопки также удобно нажимать пальцами правой руки.

Под левую руку реализован диск выбора режимов съемки PASM, его, кстати, можно заблокировать вот этим рычажком. В заблокированном положении его все равно можно крутить, удерживая кнопку сверху диска. Также в левой части корпуса находятся кнопки включения режима Live View и выбора режима экспозамера. Сбоку рядом с объективом есть несколько кнопок, скрытых от глаза фотографа, во время съемки их нужно или нажимать на ощупь или переворачивать камеру. Это переключать с автофокуса на ручной, кнопка режимов автофокуса и функциональная настраиваемая кнопка. Выше находится кнопка блокировки всех колес управления, это может быть удобно в некоторых ситуациях съемки.

Меню

Первый раз заходя в меню К-1, ожидаешь увидеть что-то сильно запутанное и сложное с множеством вкладок и непонятных параметров!

Но к нашему приятному удивлению, меню в К-1 оказалось не менее удобное, чем кнопочное управление. Поскольку экран в К-1 не сенсорный, переключаться по меню можно только с помощью джойстика. Первые 5 вкладок меню относятся к настройкам съемки фото, далее две — к настройкам видео. Затем можно настроить режимы просмотра на экране, далее настройки камеры, а потом 26 пользовательских настроек для тонкой настройки камеры под себя. С этими настройками нужно быть предельно внимательными и отдавать отчет, что вы настраиваете. Если вдруг вы увлеклись этими настройками и сделали что-то неверно и забыли что же — вот здесь можно сбросить все пользовательские настройки нажав на «Сброс Мои Установки».

У К-1 есть возможность настроить 5 пользовательских режимов для всех возможных ситуаций съемки. Таким образом можно заранее настроить нужные вам режимы и забыть про меню.

Вес

Камера весит 1010 граммов вместе с элементами питания. Если установить на нее батарейную ручку и объектив 24-70, вес камеры становится уже существенным. Целый день с ней уже не погуляешь, не говоря уже о том, чтобы повесить ее на шею — тяжеловато! Такой комплект будет актуален при съемке в студии, а вот для съемок на пленэре предпочтительнее более легкий фикс 43 мм — с ним снимать удобно и камера не кажется тяжелой.

Автофокус

Pentax К-1 оснащена модулем автофокуса SAFOX 12 AF с 33 фокусировочными датчиками, 25 из которых крестообразные. Три датчика в центре особо чувствительные для светосильной оптики. Модуль автофокуса у К-1 — кропнутый и расположен в центре кадра. Это может доставлять некоторые неудобства при съемке, но привыкнуть можно.

Фокусируется камера быстро, автофокус работает точно. Выбор точки автофокуса реализован очень удобно, на передней панели корпуса нужно нажать на эту кнопку, затем установить точку фокуса в нужное место.

В камере реализован следящий фокус, который работает уверенно, держа объект в кадре.

Скоростная съемка

PENTAX К-1 может делать непрерывные серии из 17 снимков в формате RAW (или 70 снимков в формате JPEG при максимальном разрешении и качестве *** ), при максимальной скорости съемки приблизительно 4,4 кадра в секунду. К-1 не скоростная камера (к примеру, Canon 5D Mark III снимает 6 кадров в секунду).

Видео

K-1 — универсальная камера для тех фотографов, которым время от времени бывает нужно записать видео-ролик в хорошем качестве.

Видео можно записывать как в полуавтоматическом режиме, так и в полностью ручном, настраивая экспозицию, уровень громкости записи звука.

Видео можно записывать в разрешениях HD и FULL HD с максимальной частотой 60 кадров в секунду, используя кодек H.264. В камере есть разъемы для подключения внешнего микрофона и наушников. Максимальный размер видеоролика - 4 Гб, продолжительность 25 мин.

Чтобы включить режим съемки видео, нужно переключить селектор фото/видео в положение «видео». Затем переключить камеру в режим Live View и выбирать ручной режим съемки. В этом режиме все изменения выдержки, диафрагмы и ISO видны на экране. Фокусироваться можно как с помощью автофокуса, так и вручную.

Если вы решите фокусироваться вручную, вам в помощь режим увеличения картинки — нужно нажать на кнопку ОК на джойстике, и на экране появится увеличенный фрагмент изображения. С помощью второго селектора выбора можно увеличить изображение от 2x до 16x. Настроив фокус и выровняв горизонт, останется только нажать на кнопку записи видео!

У К-1 также есть возможность выбора точки автофокуса в режиме Live View. Чтобы это сделать, нажмите на кнопку «режим автофокуса» и выберите режим «Множество точек». Затем нужно нажать на кнопку выбора точки фокусировки над джойстиком, на экране появится сетка. Теперь, используя второе колесо выбора параметров, можно менять область фокусировки, увеличивать или уменьшать ее.

В режиме мануальной фокусировки есть фокус-пикинг, камера подсветит на экране области, попадающие в поле фокуса.

К сожалению, есть и недоработки:

  • Не работает следящий автофокус в режиме видео. Камера не будет следить за перемещением объекта съемки.
  • Профессиональные видеографы будут расстроены отсутствием возможности отдавать несжатый сигнал по HDMI.

Тайм-лапс

Pentax К-1 позволяет снимать тайм-лапс с разрешением 4K (3840х2160 пикселей) через заданный интервал и автоматически объединять кадры в видео поток. Таймлапс включается в меню режимов выбора скоростной съемки, здесь нужно выбрать интервальную съемку и далее — интервальное видео. Останется лишь настроить интервал, например 1 кадр в 5 сек. После съемки камера автоматически запишет видео-клип на карту памяти. Если хочется получить на выходе не видео, а набор из 1000 жипегов — пожалуйста! Такая возможность есть.

Стабилизация

В К-1 реализован 5 осевой стабилизатор изображения, помогающий погасить колебания матрицы при съемке с рук. Поскольку на объективах нет оптической стабилизации, эта система должна помогать при съемке без штатива в условиях недостаточного освещения. Проверим, как это работает! Посмотрите на наши портреты, снятые вечером после заката солнца.

Вечернее фото:
43 мм
f/2.0, 1/30, ISO 1600, AWB
Ночное фото:
43 мм
f/2.2, 1/60, ISO 3200, AWB

Неплохо! Но все же за выдержкой лучше следить и не стоит полностью полагаться на то, что стабилизация выручит.

Режим смещения 4 пикселей

В каждой подвинутой камере должна быть фишка, изюминка! В К-1 это режим смещения 4 пикселей. Работает этот режим так: при съемке камера сдвигает матрицу на один пиксель, чтобы потом синхронизировать все четыре кадра в один итоговый снимок. Вот плюсы съемки в этом режиме:

  • Увеличивается детализация, разрешение становится выше, гораздо более четко проявляются цветовые переходы, цвета становятся более натуральными.
  • Низкий уровень шумов. Достигается это благодаря съемке в 4 кадра, камера захватывает в четыре раза больше света, что снижает уровень шумов. Пониженный уровень шума позволяет снимать с более высокими значениями ISO, расширяя динамический диапазон снимка.
  • Более четкое изображение. Камера фиксирует механический затвор и зеркало, используя при съемке электронный затвор. Это позволят устранить эффект колебаний, которые могут быть вызваны механическим затвором.

Режим смещения 4 пикселей подойдет для съемки статичных пейзажей или предметной съемки со штатива. Если какой-то объект двигается в кадре, он выйдет смазанным.

пример 1

пример 2

HDR

HDR камера снимет сама и склеит в JPEG или даже в RAW! HDR склеивает кадры в RAW в автоматическом режиме. При этом RAW-файл получается объемом аж 160 Мбайт! Столько ценной информации там:) Посмотрите наш пример, мы снимали с рук в дождь в RAW.

съемка с рук в RAW - без обработки

RAW с коррекцией светов и теней

100% - видно нестыковку. В стиле HDR лучше снимать статичные объекты

Расширение динамического диапазона

В К-1 есть режим съемки в режиме расширения динамического диапазона. Можно включить режим проработки ярких и темных областей.

Wi-Fi

В камере реализованы технологии Wi-fi и GPS. Через Wi-Fi можно полноценно управлять камерой с мобильного устройства. Чтобы сконнектить камеру и смартфон нужно скачать приложение ImageSync из PlayMarket или AppStore, выбрать в нем модель камеры Pentax K-1 ввести пароль, который можно найти в меню Настройки Wi-Fi в камере. Мы протестировали приложение ImageSync на двух моделях смартфонов: LG G5 и iPhone 5s.

GPS

Благодаря встроенному GPS модулю и электронному компасу, камера регистрирует и записывает в метаданные снимка координаты местоположения, высоту над уровнем моря, азимут и точное спутниковое время.

Оптика

В комплекте К-1 поступила с двумя объективами: зум 24-70 мм с постоянной светосилой 2.8 (полное название его звучит так: HD PENTAX-D FA 24-70mm F2.8ED SDM WR) и светосильный фиск 43 мм 1.9 (полное название: smc PENTAX-FA 43mm F1.9 Limited).

24-70

Добротный качественный зум с влагозащитой. Он подойдет для портретных и свадебных съемок, репортажа и работы в студии. Конструкция у объектива очень удобная, нет никакого люфта, смена фокусного расстояния происходит плавно.

С 24-70 К-1 выглядит очень солидно — настоящий инструмент профессионала! Если еще одеть батарейную ручку… то будет вообще огонь! Одно но! Такой комплект будет тяжеловато носить в руках, так как объектив 24-70 реально тяжелый.

43 мм

Великолепный объектив! Легкий, удобный и компактный. Как он рисует и размывает задний план. Это фантастика. Незаменимый инструмент! С фиксом 43 мм камера легче чем с другими, удобно при съемках на пленэре или в путешествии.

Олдскульная оптика

К-1 совместим с классической оптикой Pentax, нам удалось раздобыть вот такой старый мануальный зум SMC PENTAX-A ZOOM 1:4 70-210!

При фокусировке К-1 выдает сигнал, когда по его мнению произошла фокусировка на объекте, но когда объектов много лучше делать 2-3 снимка, настраивая фокус по-разному.

Учитывая стоимость новой оптики, можно смело рассматривать покупку б/у объективов за разумные деньги, предложений много!

В К-1 есть выбор угла обзора. Можно выбрать или Full Frame или APS-C в зависимости от используемого объектива. В случае, если вы зачем-то оденете на К-1 кропнутый объектив, эта функция выручит вас.

Коррекция RAW прямо в камере

В К-1 есть возможность коррекции RAW прямо в камере. Отличная функция, которая реально может помочь фотографу во время съемки репортажа или выездной фотосессии. Снимая в RAW, можно кадрировать изображение, применить фильтры, включить режим подавления шумов и сохранить в JPEG, выбрав нужные параметры качества. Таким образом фотографу не нужно переписывать файлы на ноутбук и вообще можно не брать его с собой на съемки. Будет достаточно смартфона.

Сконнектив камеру и смартфон по Wi-Fi можно быстро опубликовать снимок или отправить его заказчику. Нам очень понравилась как это работает! Попробовав однажды в кафе за кашкой кофе конвертацию RAW прямо в камере мы пользовались этой функцией много раз и рекомендуем вам! Конечно, для тщательной обработки внутрикамерная конвертация не годится, но к примеру, для блоггеров это очень удобно! Ваши подписчики всегда будут в курсе ваших съемок, путешествий и событий.

7 плюсов Pentax К-1

  1. Отличная продуманная, эргономика, понятное меню и управление — камерой пользоваться приятно и удобно.
  2. Фирменная магия Pentax — портреты, снятые на К-1 иногда просто завораживают! И как они этого добиваются?
  3. Инновационный поворотный экран. Идея классная, пользоваться удобно!
  4. Режим смещения 4 пикселей — отлично подойдет для предметной съемки
  5. 5 осевой стабилизатор помогает при съемке в условиях недостаточного освещения
  6. Коррекция RAW прямо в камере, конвертация в Jpeg, фильтры тонов кожи — все это позволяет быстро получить качественную картинку не выпуская камеру из рук.
  7. WI-FI, GPS — Pentax не отстает от технического прогресса!

7 минусов Pentax К-1

  1. Иногда во время съемки плавает баланс белого в режиме AWB
  2. Кропнутая система автофокуса может вызвать неудобства
  3. Видео К-1 снимает на уровне камеры-середняка, к примеру, в режиме видео не работает следящий фокус
  4. Скорость съемки уступает камерам-конкурентам этого класса
  5. На данный момент ограниченный набор полностью совместимой оптики
  6. Нет встроенной вспышки
  7. Поворотный экран не защищен от царапин

Выводы

Pentax K-1 не разочарует вас, если вы решите рискнуть и купить эту камеру. К-1 не уступает конкурентам и обладает множеством интересных решений. За исключением небольших недоработок Pentax K-1 — это отличный рабочий инструмент. В умелых руках эта камера позволит снимать портреты и репортажные снимки высочайшего качества. Камера выглядит солидно, внушает доверие. Начиная съемку на К-1 чувствуешь уверенность в своих силах, знаешь, что камера не подведет. К покупке К-1 стоит подойти вдумчиво и осознанно. Внимание и уважение коллег-фотографов вам будет обеспечено!

Приложение1. Сравнение технических характеристик камер


Pentax K1


Nikon D810


Canon 5D Mark III

Форм-фактор Полный кадр Полный кадр Полный кадр
Диапазон выдержек 30 - 1/8000 с 30 - 1/8000 с 30 - 1/8000 с
Стабилизация Сдвиг матрицы Оптическая (в зависимости от объектива)
Экран Поворотный не сенсорный Не вращается не сенсорный Не вращается не сенсорный
Матрица 36,4 Мп 36,3 Мп 22,3 Мп
Сглаживающий фильтр НЕТ НЕТ ЕСТЬ
Процессор PRIME IV EXPEED 4 DIGIC 5+
Автофокус 33 датчика, 25 из которых крестообразные 51-точечная система АФ Multi-CAM 3500FX 61 точка / 41 f/4 точки крестового типа включая 5 двойного крестового типа на f/2,8
Следящий фокус (для фото / для видео) ЕСТЬ для фото и видео Фото - работает. Видео - НЕТ
Фокус пикинг ЕСТЬ НЕТ НЕТ
Диапазон ISO 100 - 204800 32 - 51200 50 - 102400
Встроенная вспышка НЕТ ЕСТЬ НЕТ
Скорость съемки 4,4 к/с 5 к/с 6 к/с
Функция HDR ЕСТЬ ЕСТЬ ЕСТЬ
Тайм-лапс 4K, автоматическаыя склейка в видео-клип Да, есть автоматическая склейка в видео-клип НЕТ
Съемка видео Full HD 60i/50i 30p/25p/24p Full HD (1080p) 50p, 30p, 25p, 24p Full HD 1920 x 1080 (29,97, 25, 23,976 кадров/с)
Wi-Fi ЕСТЬ НЕТ НЕТ
GPS ЕСТЬ НЕТ НЕТ
Карты памяти 2 слота: SD 2 слота: CompactFlash SD 2 слота: CompactFlash SD
Батарея D-LI90 1860 мАч EN-EL15 1900 мАч LP-E6 1500 мАч
Размер Вес 110 × 136.5 × 85.5 мм, 1010 г 146 × 123 × 81,5 мм,
980 г
152 × 116 × 76 мм,
950 г
Влагозащита Есть НЕТ Есть (как у EOS-1N)
Батарейная ручка Есть D-BG6 Есть MB-D12 Есть BG-E11
Цена, body* 159 990 руб. 199 490 руб. 199 690 руб.
Дата анонса 17.02.2016 26.06.2014 02.03.2012

* Указана средняя цена по данным Яндекс Маркет на июль 2016 г.

Спасибы

Мы благодарим компанию Рико за предоставленную технику!

Pentax К-1 можно официально купить в фирменном интернет-магазине

Подписывайтесь на наш канал ФотоОгонь!: https://www.youtube.com/user/ TestCameraRu/videos

Вступайте в нашу группу Вконтакте.

В модельном ряду Pentax до недавнего времени было многое: и миниатюрные беззеркалки Q, и обширный ряд зеркалок формата APS-C, и даже средний формат, а вот полного кадра не было, хотя фанаты марки ждали его давно и упорно. Первые слухи о готовящейся камере начали курсировать в Сети ещё 2 года назад: тогда же о полном кадре намекали и в локальном представительстве компании, при этом не раскрывая подробностей. И наконец в 2016 году Pentax представила модель K-1, которая будет конкурировать с такими камерами, как Canon EOS 5DS R, Nikon D810 и Sony Alpha A7R II , но стоить при этом будет традиционно ниже.

Кроме более привлекательной стоимости у K-1 есть и ещё ряд интересных особенностей. Имеется встроенный в камеру стабилизатор, причём не простой, а пятиосный, чего у конкурирующих зеркалок нет; возможна компоновка кадра путём сдвига и наклона матрицы, есть и автоматическая корректировка линии горизонта. Кроме того, предусмотрена весьма интересная функция повышения резкости Pixel Shift Resolution, о которой мы более подробно расскажем ниже. Не обошлось и без встроенных модулей GPS и Wi-Fi. На первый взгляд, предложение выглядит крайне интересно - посмотрим, как на практике.

Технические характеристики

Pentax K-1
Сенсор изображения КМОП-матрица размером 35,9 × 24,0 мм, 36,77 Мп
Эффективное количество точек, Мп 36,4
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW
Видео: MPEG-4 AVC/H.264 (MOV), Motion JPEG (AVI) для режима интервальной видеосъемки
Объектив PENTAX KAF2
Размер кадра в пикселях Фотокадр: 35 мм Full Frame: 7360 × 4912, 5760 × 3840, 4224 × 2816, 1920 × 1280;
APS-C: 4800 × 3200, 4224 × 2816, 3456 × 2304, 1920 × 1280;
Видео: 1920 × 1080, 1280 × 720
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте Автовыбор, ручная установка: ISO100—204 800 (с шагом 1EV, 1/2EV или 1/3EV)
Диапазон выдержек, секунд 1/8000—30;
синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/200
Экспозамер, режимы работы TTL-замер экспозиции с помощью датчика RGB с разрешением 86 000 пикселей;
многосегментный, центрально-взвешенный и точечный
Экспокоррекция От −5 до +5 EV с шагом 1/3, 1/2 EV
Встроенная вспышка Нет
Автоспуск, с 2, 12
Устройство хранения информации Две карты памяти тип SD (UHS-I)
ЖК-дисплей 8,0 см (3,2 дюйма), разрешение 1037 тыс. точек, свободный наклон во всех плоскостях
Видоискатель На основе пентапризмы с окуляром и диоптрийным корректором;
покрытие кадра - 100%;
увеличение - 0,7х
Интерфейсы USB 2.0 (тип micro-B), Mini-HDMI (тип D), разъём для питания от сетевого адаптера, разъём для подключения спускового тросика, разъём X-sync для синхронизации внешних вспышек, mini-jack (3,5 мм) для внешнего стереомикрофона, разъём для подключения наушников
Дополнительно GPS, компас, Wi-Fi, функция «астрогид»
Питание Литий-ионный аккумулятор D-Li90, 14 Вт*ч
Габариты, мм 136,5 × 110 × 85,5
Масса, г 1010 (c батареей и картой памяти, но без защитной крышки и крышки башмака для принадлежностей)
Актуальная цена 160 000 рублей (версия body без объектива)

Комплект поставки

Полноценные коробочные образцы включают литий-ионный аккумулятор D-LI90, зарядное устройство D-BC90, кабель питания, ремень O-ST162, наглазник FT (30128), крышку на видоискатель, заглушку на крепление «горячий башмак», заглушки на байонет, на синхроконтакт 2P и для контактов батарейного блока, а также диск с программным обеспечением, русскоязычную инструкцию по эксплуатации и фирменный гарантийный талон.

Внешний вид и удобство использования

При проектировании Pentax K-1 разработчики поглядывали одновременно и в сторону среднеформатника 645Z, и в сторону топовой кроп-зеркалки K-3. Габариты по меркам полнокадровых зеркалок у K-1 сравнительно невелики: нечто среднее между Nikon D810 и Sony Alpha 7R II. А вот весит полнокадровый Pentax немало - 1010 грамм c учётом аккумулятора. Все конкуренты весят меньше: Nikon D810 - 880 грамм, Canon 5DS R - 930 грамм, Sony Alpha 7R II - 625 грамм. В конструкции корпуса, разумеется, активно используется магний, который является обязательной составляющей корпуса любой современной камеры дороже 1 000-1 500 долларов США. Кроме шасси из металла и магниевых корпусных панелей корпус снабжён массой резиновых прокладок и заглушек, поэтому не боится брызг и дождя. Разумеется, последнее утверждение справедливо только при использовании всепогодных объективов серии WR.

Качество сборки высокое, без каких-то явных промахов, что, впрочем, давно норма для большинства зеркалок. К слову, фотоаппарат собран на Филиппинах, а вот комплектный объектив — в Японии.

Сразу стоит коротко пробежаться по основным уникальным особенностям корпуса: дисплей, который можно крутить в любом направлении; три диска управления + дополнительный диск выбора изменяемых параметров. А вот дополнительный сегментный дисплей чрезвычайно мал и отображает небольшое количество параметров.

Спереди находится байонет объектива, лицевой диск управления, лампа подсветки автофокуса, а также окошко приёмника сигналов ИК-пульта дистанционного управления. Большую часть тыльной поверхности тут занимает дисплей, над которым находятся клавиши перехода в режим LiveView и выбора режима экспозамера, а также видоискатель. В правой части находится второй диск управления, клавиши автофокуса и блокировки автоэкспозиции, привычная пользователям камер Pentaх «зелёная» клавиша, которая отвечает за сброс настроек к стандартным, кнопки перехода в режим просмотра, выбора точки фокусировки, смены режима отображения, входа в основное меню, а также 5 многофункциональных клавиш навигации, формирующих круг. Тут же находится и окошко тыльного приёмника сигналов пульта ДУ.

Левая боковая поверхность изобилует разнообразными клавишами и разъёмами. Ближе к лицевой панели находятся клавиши выбора режима автоматической фокусировки, перехода в режим съёмки RAW, блокировки, рычаг выбора режима фокусировки, а также синхропорт. Ближе к тыльной панели под резиновыми заглушками скрыты порты подключения наушников и микрофона, а также USB, HDMI и разъём подключения внешнего источника питания.

На правой боковой поверхности под пластиковой крышкой скрыта пара разъёмов установки карт памяти, а под резиновой заглушкой - порт подключения проводного пульта дистанционного управления. Стоит отметить, что с открытой крышкой отсека установки карт памяти камера не включится - видимо, это превентивная мера защиты от попадания брызг. Но при этом если открыта крышка аккумуляторного отсека или любая из резиновых заглушек - камера включается без проблем, поэтому особого смысла в такой полумере нет.

Сверху по центру находится «горячий башмак», левее которого установлен диск выбора режима съёмки, дополненный замком, правее мы видим клавишу активирования модуля GPS, крохотный сегментный дисплей, дополненный кнопкой активирования подсветки, клавиши введения коррекции экспозиции, выбора уровня чувствительности, диск выбора ключевых параметров и кнопку спуска затвора с рычажком включения. Также наверху есть рычажок переключения между режимами съёмки фото и видео с дополнительным диском настройки этих параметров. На сегментном дисплее изменяемые параметры не отображаются, поэтому приходится ориентироваться по основному дисплею, что сказывается и на удобстве управления камерой, и на энергопотреблении.

Снизу находится отсек установки аккумулятора, оборудованный крышкой с двухступенчатым замком, штативное гнездо и разъём подключения батарейного блока.

Людям, не имеющим отношение к продукции фирмы Pentax, трудно представить, какое долгожданное сокровище скрывалось внутри серой коробочки с большой маркировкой К-1, которую я получил в свои руки одним из первых в России. Предыстория выпуска содержимого этой коробочки по своей насыщенности слухами, фэйковыми вбросами, переносами даты выпуска, может соперничать с недавно выпущенным альбомом группы «Металлика». Так же как фанаты «Металлики», поклонники Pentax проявляли агрессивное нетерпение и заваливали публикации в сети требованиями о выпуске новинки. В течение восьми лет, прошедших со дня покупки моей первой камеры этого японского производителя, К20D, под каждым постом я читал гневное - когда выпустите полный кадр, где ФФ? Компания выпускала все новые камеры, объективы, даже сменила владельцев пару раз, а вожделенного «полного кадра» всё не было. И неважно, что модели с матрицами кроп-фактора завоёвывали массу призов и по многим параметрам опережали те самые полнокадровые модели конкурентов, неважно, что были выпущены две среднеформатные камеры (с матрицами большего размера) - народ требовал 35мм. Буквально все... По всему миру... Ну или почти все. И вот наконец - свершилось! Pentax выпустила К-1 - первую в своей истории цифровую полнокадровую камеру. Несложно понять, что столь долгожданный релиз, по определению, не мог и не должен был оказаться «просто камерой» (на что, собственно, и намекали представители компании, оправдывая затягивание анонса). Оправдает ли новинка многолетние ожидания и сможет ли удержать планку, задранную инженерами при выпуске очень удачных К-5 и К-3 на достаточно высокий уровень? Надо сказать, меня, как владельца этих самых К-5 и К-3, в первую очередь, как раз интересовало не наличие сенсора другого формата (что на примере модели другого производителя не обязательно давало преимущество), а именно конкретные возможности новичка по сравнению с ними. О чем мною и было неоднократно сказано в тех самых жарких прениях на форумах. С этими вопросами в голове я и приступил к испытаниям новинки.

Начать, конечно, нужно с внешнего вида и, так сказать, мануальных ощущений. Первое, что пришло на ум после того, как взял камеру в руки - она оказалась компактней, чем ожидал. И тяжелее, чем ожидаешь от такого компактного корпуса. В обводах корпуса безусловно проглядывают черты камер Pentax, но при этом «фуллфрэйм» выглядит «брутальней». Возможно за счет массивной пирамидальной надстройки в верхней части корпуса, в которой теперь вместо встроенной вспышки, расположился модуль GPS. Впрочем, это относится только к видам в фас и в профиль. А вот вид сверху и сзади таят в себе то самое «не как у всех»...

На верхней панели - революция номер раз. Справа появились два колеса - по поводу которых была масса споров и предположений при появлении тизеров. В итоге, это оказалось штукой, которую я называю «механическим меню». Это решение вызвало немало споров в связи с тем, что привело к значительному уменьшению верхнего дисплея. Но могу сказать, немного забегая вперёд, что решение мегаудачное! Размер экранчика я перестал замечать после получаса работы. А вот выбор параметров при помощи колесиков сразу же прочно закрепился как основной. Преимущественно стоит режим смены ISO, но и другие функции не остаются невостребованными.

Но конечно основную «бомбу» создатели К-1 заложили в задней части корпуса. Ничего более фееричного в мире электронных устройств я не могу припомнить! Насколько фантастическое, технически сложное по форме, но изящное и простое по сути решение. Это, конечно же поворотный экран от Пентакс. И при всей кажущейся сложности и хрупкости конструкции, она намного прочнее стандартных решений в этой области. Надо было видеть реакцию зрителей на всех презентациях, которые были мной проведены, когда я входил в зал, с небрежно покачивающейся в руке камерой, которую я держал за… правильно - экран!

После этого я, для пущего эффекта, предлагал владельцам камер с поворотным экраном, повторить этот трюк. Желающих не нашлось - удивительно, да? Но, конечно, эффектность этого решения не имела бы никакой ценности без функциональной эффективности. И тут тоже всё в порядке - кроме функции ручки для переноски камеры, поворотный экран К-1 замечательно справляется со своими непосредственными задачами. Какое бы положение для съёмки вы не выбрали, всегда найдется адекватное положение экрана. При этом он очень чёткий и хорошо читается даже при ярком освещении.

В остальном, органы управления претерпели лишь незначительные изменения. Да, правда одно из этих незначительных изменений до сих пор доставляет мне некоторые неудобства. Кнопка PLAY перекочевала с привычного (по К-3) на место рычажка переключения режимов фото-видео, который, в свою очередь, перекочевал под колесо выбора режимов «механического меню». А собственно, место той самой кнопки «плэй», заняла кнопка включения Live view. Мне трудно сказать, для чего это было сделано, но очередное включение режима лайв-вью при попытке просмотра отснятого кадра, вызывает у меня ненормативную лексику. Правда вполне возможно, что это вызывает такие сложности лично у меня - и из-за длительной привычки к старому положению кнопки, и из-за того,что продолжаю в паре использовать К-3. Фотографам, не имеющим подобного «багажа», данная проблема не грозит.

Пожалуй, по впечатлениям от внешнего вида и управления камерой, всё. Теперь о параметрах. Первое на что обратил внимание при прочтении официального пресс-релиза - матрица. Она оказалась именно той, которую мне и хотелось увидеть во флагманской камере и которую я предполагал в ней увидеть. Думаю, учитывая то, что во всех предыдущих камерах Pentax были установлены сенсоры Sony, логично было ожидать, что и полнокадровый для новой камеры будет от этого же производителя. А самым подходящим у Sony на мой взгляд являлся как раз-таки этот, 36-мегапиксельный. Этот же самый сенсор стоит и в никоновских D-800, D-810 и в собственно сониевских камерах. Но в К-1 он получил систему 5-осевой стабилизации. Кроме собственно стабилизации изображения (улучшенной по утверждению производителя), пентаксовские инженеры нашли подвижной матрице и еще несколько вариантов применения. Все они впрочем уже хорошо известны поклонникам марки по предыдущим моделям - это и Astrotracer, и система очистки матрицы, и система «виртуального антимуарового фильтра», и точная подстройка автофокуса и система пиксель-шифт. Единственное - в К-1 датчик GPS, при помощи которого работает астрогид, уже, как я сказал ранее, встроена. Так же камера получила встроенный модуль Wi-Fi. В списке новинок и новая система автофокуса - количество точек фокусировки возросло до 33-х и это радует. Что немного расстроило, хотя и было ожидаемо - это низкая скорость серийной съёмки. Всего лишь 4.5 кадра в секунду. И даже при переходе на кроп-фактор (для чего кстати даже есть специальный режим на колесе управления того самого «механического меню») скорость возрастает незначительно - всего на один кадр в секунду. По идее, этот фактор должен исключить камеру из списка инструментов для съёмки спортивных репортажей. И поэтому вот именно с них я и решил начать.

20 мм, 1/3200, F 6.3, ISO 400, - 0.7 EV



200 мм, 1/1000, F 3.5, ISO 100, - 0.7 EV 490 мм, 1/1600, F 6.3, ISO 400, - 0.7 EV

На данный момент в нашем с К-1 послужном списке репортажи с кросс-кантри, кольцевых мотогонок, регби и дзюдо. На первой же съёмке столкнулся с одной особенностью, которая может шокировать владельца, к примеру, К-5 - размер файла. RAW-файлы весят под 50 МБ, а иногда и больше. Нетрудно представить, что флэшка объёмом 32 гигабайта уже не покажется достаточно ёмкой. Впрочем, для меня это не стало неожиданностью - по опыту работы со среднеформатными 645 D и 645 Z я уже имел об этом представление. Пожалуй, низкую скорость серийной съёмки, при наличии чувства юмора, тут даже можно посчитать за благо. Чтобы закончить с темой количества снимаемых кадров в секунду, скажу, что для себя я сделал вывод о нецелесообразности использования режима скоростной съёмки для особо скоротечных, динамичных моментов. Пауза между кадрами слишком велика и есть риск, что в серии снимков будет отсутствовать именно тот момент, который вы хотели запечатлеть. Поэтому метод пулемётчика (поливать сериями, авось что-то да попадёт) в данном случае стоит заменить на точную работу одиночными кадрами.

200 мм, 1/50, F 13, ISO 100, - 0.7 EV

200 мм, 1/8000, F 3.5, ISO 400, - 0.7 EV 200 мм, 1/1250, F 4, ISO 400, - 0.7 EV

Еще при съёмке всех перечисленных спортивных сюжетов, хорошо показала себя система автофокуса. Очень быстро привыкаешь к большому количеству точек фокусировки и вариативности их выбора. Если с К-3 после этого еще можно работать, то тот же набор в К-5 выглядит уже очень печально.



200 мм, 1/3200, F 4, ISO 640, - 1 EV 200 мм, 1/3200, F 3.5, ISO 500, - 0.7 EV

И при съёмке мотогонок, и при съёмке регби, автофокус работал уверенно. Даже при съёмке движения байков «в лоб» или быстрой смены направления игроков в регби, непрерывная фокусировка К-1 справлялась со своими задачами. Промахи, конечно, были, но я не думаю, что есть какая-то камера, которая может снимать такие сюжеты со 100% результатом. Гораздо больше сложностей для камеры представляла работа на турнире по дзюдо. Но, как известно, именно в сложных условиях проявляется класс фотоаппарата. И тут Pentax K-1 показала несколько своих сильных сторон.



200 мм, 1/800, F 3.5, ISO 2000 77 мм, 1/1250, F 2.8, ISO 1600

Во-первых, это конечно же работа на высоких ISO. Опять же при появлении информации о 36 мегапиксельном датчике в сети было много высказываний в духе «куда столько понатыкали и зачем оно надо». Читать такое было очень странно, ведь по тестам камер других производителей, оснащенных этим же сенсором, было понятно, что с шумами у него всё в порядке. И как раз при съёмке в тускло освещённом зале вида спорта, который требует очень коротких выдержек, малошумность матрицы подтвердилась. Так же хорошо показала себя система матричного замера баланса белого. Она меня не раз порадовала уже в К-3, в К-1 она как минимум не хуже справилась с не только тусклым, но еще и дающим неприятный оттенок искусственным освещением. Конечно же, снимая схватки дзюдоистов, я не мог не использовать нижнюю точку съёмки. И здесь как нельзя кстати пришёлся тот самый поворотный экран. И если удобство его применения было само собой разумеющимся, то вот очень шустрая и точная работа следящего автофокуса в режиме live view оказалась приятным сюрпризом! Я уж начал сомневаться - а не использована ли тут матрица со встроенными датчиками фазового автофокуса? Но, насколько мне известно, такая матрица впервые была применена в К-70. Тем не менее, фокусировка в live view оказалась на порядок быстрее, чем в предыдущих моделях. Понравилась функция захвата лица - выбранный спортсмен четко сопровождался и сбой происходил только когда атлеты пересекались. При этом объективы я использовал отнюдь не самые быстрые - и FA 77 1.8 Lim и FA 50 1.4, как следует из их названия, пришли к нам ещё из плёночных времён. И даже FA*250-600, которым я так же сделал пару снимков на треке. Единственный использованный современный объектив - DA*200 2.8.

20 мм, 1/60, F 7.1, ISO 100, - 0.7 EV



15 мм, 20 сек., F 2.8, ISO 100, - 1.3 EV 20 мм, 1/25, F 8, ISO 100, - 0.3 EV

200 мм, 1/160, F 8, ISO 100, - 1 EV

Раз уж речь зашла об оптике, остановлюсь на это вопросе поподробнее. Тем более, что он непосредственно касается следующей темой моего обзора - пейзажной фотографии. Пожалуй, основной области применения К-1. Вопрос оптики для полного кадра так же вызвал много скептических замечаний на всевозможных форумах. Дескать, камера есть, а снимать не на что. Формально, вроде бы критики правы - в текущей линейке объективов не так уж и много (хотя по большому счету весь диапазон фокусных расстояний закрыт). Но с другой - уж нам ли не знать, что байонет К, благодаря уважению инженеров компании (уже который раз я поминаю их добрым словом) к «своим» фотографам, ни разу не менялся и сейчас является самым массовым в мире. Со всеми вытекающими - в виде огромного количества старой оптики. Одной «святой троицы» лимов - 31, 43 и 77 достаточно для того, чтобы К-1 купили множество людей по всему миру. А есть еще великолепные FA* звёзды.. и А* звёзды.. И несметное количество объективов этих же серий, но попроще.

200 мм, 2.5 сек., F 6.3, ISO 100, - 3 EV



50 мм, 1/20, F 5.6, ISO 200, - 2 EV 50 мм, 1/60, F 6.3, ISO 100, - 1.3 EV

200 мм, 1/100, F 5, ISO 100

Но есть и еще одна многочисленная армия объективов, о которой почему-то говорят неохотно - это сторонние производители. Я снобизмом не страдаю и посему, как только стало ясно, что я стану владельцем «капервого», я сразу подумал о том, что наиболее востребованный сверхширокоугольный диапазон буду закрывать как раз сторонними объективами. Частично ввиду прежнего, достаточно положительного опыта, частично ввиду отсутствия на тот момент «родного» Pentax 15-30 2.8 (который я надеюсь опробовать в самое ближайшее время). Кандидатов было два - в результате я стал владельцем обоих. Безусловно, ни Sigma 20 1.8, ни Samyang 14 2.8 не лишены недостатков, но с их помощью можно получить достаточно качественные изображения. Возможно, для многих будет новостью, но пентаксовский «рыбий глаз» Pentax DA 10-17 3.5-4.5, начиная с 15мм, прекрасно кроет полный кадр. Так что мой любимый «фишай» тоже в деле. Что же показали пробы в пейзажной съёмке?

13 мм, 20 сек., F 4, ISO 3200


50 мм, 15 сек., F 1.8, ISO 1000, - 0.3 EV 20 мм, 15 сек., F 2, ISO 2500

Картинка, получаемая с этой камеры, просто великолепная. Еще до появления результатов тестирования на упомянутом DxO, я предположил, что камера попадёт в лидеры по цветопередаче и динамическому диапазону. Трудно было представить, но ДД у К-1 превзошел показатели 5-й серии. Камера отрабатывает достаточно сложные по перепаду яркостей сюжеты,позволяя не прибегать к помощи градиентных фильтров. Ну и конечно детализация и резкость картинки на высоте. Отсутствие антиалиасного фильтра делает изображение резким. Очень часто про фотографии с большим количеством мелких деталей (трава, пшеничное поле), сделанные на К-1, мне приходилось слышать: «Как-будто 3Д!» Впервые такое сравнение мои знакомые применили к изображениям со среднеформатных 645 D и Z. И в принципе, ничего удивительного - кроме резкости и детализация матрицы К-1 почти равна таковой у 645Д и приблизилась к «зетке». Как ни крути - 36 мегапикселей делают своё дело. И все эти разговоры о «жирном пикселе» уже можно считать анахронизмом. Современные многопиксельные матрицы превосходят по всем показателям матрицы предыдущих поколений с гораздо меньшим количеством светоприёмных элементов. Пожалуй наиболее ярко это подтвердили ночные съёмки. Я «заболел» этим видом съёмок еще со времён К-5, но с приобретением К-1, это увлечение начинает занимать всё большее количество времени. Именно в этом жанре разница между К-1 и камерами с кропнутыми матрицами наиболее заметна. Малошумная матрица позволяет получать гораздо более чистые ночные фотографии. А в сочетании со светосильной оптикой, автофокусом, позволяющим проводить съёмку при низком освещении (- 3 Еv) и полученной в наследство встроенной программой для интервальной съёмки получаем непревзойденный инструмент для ночной фотографии. Но и это не всё - специально для любителей охоты за небесными телами, в камере предусмотрена функция Astrotracer, которую я упоминал в начале обзора. Суть ее произрастатет из подвижности матрицы в камерах Пентакс - используя данные модуля GPS а так же гироскопа и данные о фокусном расстоянии установленного объектива, камера определяет, на какую часть небосклона направлен объектив и какая скорость необходима для сопровождения матрицей небесного тела. Естественно, время сопровождения ограничено свободным ходом матрицы. Этот момент на презентациях вызывал у присутствующих шоковое состояние во второй раз. После экрана. Ну и как вишенка на торте - светодиоды для подсветки байонета и слота карт памяти. Если вы не снимали в таких условиях, то вам не понять, что такое менять объектив или карту памяти, держа фонарик в зубах на морозе или подсвечивать одной рукой телефоном (если вдруг фонарик забыл дома)…

А тут - светодиоды для подсветки слотов! Просто нажми кнопку... Это мог сделать только человек, сам не раз исполнявший подобные «танцы с бубном». Эта казалось бы мелочь явилась, пожалуй, заключительным штрихом в представлении о новой, полнокадровой, камере Pentax K-1. Обладающая бескомпромиссным качеством изображения, по которому она определена на 4-е место среди всех существующих камер в мире (причем проигрыш составляет мизерные значения) - но при этом имеющая массу неоспоримых преимуществ, которых лишены конкуренты. Наличие встроенного стабилизатора, функции Astrotracer, отсутствие антиалиасного фильтра с возможностью его имитации, причем с двумя степенями интенсивности, функции сдвига пикселей, уникального поворотного экрана, да и тех же светодиодов, полная совместимость со всеми объективами выпущенными компанией за многие десятилетия - и ценой, ниже чем у конкурентов, делают флагманскую камеру Pentax самым выгодным предложением на рынке. Можно твёрдо сказать, что камера оправдала все ожидания и возложенные на неё надежды, а может даже и превзошла. Мои во всяком случае - точно!

Текст и фото Арсен Алабердов