К сожалению, бывает так, что школьник долго и увлеченно работает над какой-то темой, а созданный в результате текст возвращается ему с резолюцией «по характеру работа не соответствует концепции Конкурса, т. к. не является исследовательской». Как понять, что то, чем вы занимаетесь — именно исследование, а не какая-то другая деятельность?

Вначале коротко: исследование — деятельность, целью которой является получение принципиально новых знаний на основе логических выводов, опирающихся на конкретные факты.

  • Если вместо получения новых знаний ваша цель — достижение заранее известного результата в соответствии с заранее известной методикой, то есть большой шанс, что вместо исследования у вас получится проект .
  • Если вы выводите собственные заключения не из фактических данных, а из существующих мнений других авторов, то, вероятно, вы напишете реферат .
  • Если вы не опираетесь на строгую систему доказательств, а высказываете собственные идеи и предположения, то у вас получится что-то вроде эссе .

Как же так, скажет кто-то из читателей. Разве автор реферата не «исследует» чужие мнения? Разве проектная деятельность не содержит элементы «исследования» изменяемого объекта?

Элементы исследования присутствуют во многих наших действиях. Например, покупая луковицу в магазине, хорошая хозяйка анализирует образцы по многим параметрам: цвет, вес, твердость, наличие возможных повреждений. Но мы же не будем утверждать, что она провела исследовательскую работу.

А теперь подробней о том, как отличить одно от другого.

Проект

Чаще всего исследование путают с проектом. Причиной тому во многом послужил термин «проектно-исследовательская деятельность», который многих заставил предположить, что проект и исследование — это едва ли не одно и то же; во всяком случае, это две стороны одного и того же процесса.

Проект и исследование часто часто соседствуют, но это разные виды деятельности На самом деле, исследование и проектирование — это разные виды деятельности, которые часто дополняют друг друга. Предположим, выпускник факультета информатики экономического вуза в дипломной работе разрабатывает мобильное приложение для продуктового магазина. Сама разработка приложения — чисто проектная деятельность. Но для квалификационной работы специалиста с высшим образованием программистских навыков недостаточно. Поэтому вначале студент проводит исследование, определяя потребности магазина, выделяя информационные потоки, отмечая слабые места, требующие автоматизации, анализируя достоинства и недостатки уже существующих программ. Это исследование становится основой разработки, и в сочетании позволяет проверить как исследовательские навыки, так и проектные умения будущего специалиста.

На практике подобная работа часто выполняется разными людьми: исследование проводят аналитики компании, а заказ на проектирование передают в виде технического задания компании-разработчику программного обеспечения. Таким образом, исследование и проектирование могут выполняться и вместе, и раздельно.

Важные отличия проектной деятельности от исследовательской:

В проекте финальный результат заранее хорошо известен, он не может быть иным. Цель исследования — найти новые, неизвестные знания. Например, школьник решил, что для решения проблемы организации досуга молодежи в его городе нужно создать молодежный музыкальный клуб и разрабатывает его бизнес-проект — это типичная проектная деятельность. Исследователь бы вначале задался вопросом: а какой именно инфраструктуры наиболее остро не хватает молодежи в городе? Возможно, это не клуб, а стадион, туристическое объединение или бассейн.

Проект, как правило, заключается в решении конкретной задачи по заранее известной, хорошо формализованной методике. Исследование предполагает научное творчество, научный поиск. Даже если вы использовали хорошо известные методы, обработка и осмысление результатов у вас будет все же самостоятельными.

Подумайте, какое главное заключение вы можете сделать по результатам выполненной работы. Если это будут слова «работа выполнена в соответствии с планом, результат достигнут» — это проект. Если в заключении вы сможете сказать «в результате работы мы получили следующие новые знания об объекте…» — это исследование.

Если юношеская работа носит смешанный, проектно-исследовательский характер, то подумайте о ее представлении. На конкурс бизнес-проектов лучше подать текст с максимально выделенной проектной частью, а на исследовательский конкурс или конференцию молодых ученых — работу, в которой проектная часть сжата до минимума или даже вынесена в приложение.

Реферат

Реферат — это систематизированный обзор мнений других авторов. Именно методикой работы, а не конечной целью он отличается от исследовательской работы. Возьмем, например, такую цель: выявить специфические демографические проблемы одного из российских регионов. Мы можем достичь цели исследовательским путем: рассмотреть в динамике показатели демографических процессов в регионе и в стране в целом, сравнить их и на основе анализа сделать собственные выводы. А можно пойти реферативным путем: прочитать, что говорят о демографии региона ученые, политики, представители власти и систематизировать те проблемы, которые они называют.

Иногда руководители работ заходят слишком далеко в стремлении дистанцироваться от реферата и считают, что исследовательская работа должна непременно иметь не только литературные источники, но и какие-то данные, собранные лично автором. Для этого школьника заставляют предпринимать какие-то дополнительные шаги, например, проводить совершенно не нужный в большинстве исследований опрос. Это заблуждение. Подавляющее большинство работ в области юриспруденции, литературоведения, языкознания, истории и значительная часть работ по экономике, демографии, социологии и целому ряду других гуманитарных дисциплин основана только на литературных источниках.

Отличие реферата от исследования состоит не в характере источников, а в методике получения результатов и выводов. Задайтесь вопросом: как получены основные выводы работы? Если они логически выведены из материалов работы, это исследование. Если они представляют собой более или менее систематизированное изложение чужих мнений, это реферат.

Реферат — важная форма научной работы, с которой начинали многие ученые. Реферирование учит нас работать с литературой, сопоставлять разные точки зрения и, что немаловажно, позволяет разобраться в степени изученности той или иной проблемы. Хороший реферат предваряет многие серьезные исследования. Но лучше не смешивать эти две формы работы в одном тексте.

Эссе

Большой толковый словарь объясняет слово «эссе» как «очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме «. Это достаточно емкое определение точно очерчивает основные отличия эссе от исследования. Впрочем, встречаются попытки придать эссе вид исследовательской работы за счет формальных признаков: формулировки цели, задач, объекта исследования и т. п. Но такие приемы никак не меняют сущность работы.

Отличие исследования от эссе состоит не в формальной структуре, а в характере аргументации. Исследовательские выводы должны основываться на конкретных фактах и произведенных на их основе логических заключениях. Автор эссе может себе позволить свободную аргументацию или даже не аргументированные личные предположения и прогнозы.

Эссе — неподходящая форма для научной работы, оно вряд ли может быть представлено на научных конкурсах и конференциях.

Часто исследование не удается из-за чересчур широко поставленной темы: читайте

Фундаментальное исследование - это теоретическая либо экспериментальная деятельность, осуществляемая в целях получения новых сведений об основных закономерностях строения, жизнедеятельности человека, общества или окружающей среды. Субъекты, осуществляющие такую работу, стремятся выяснить новые факты о наблюдаемых явлениях, не предполагая при этом практического применения этой информации. Конечный может быть выражен в виде гипотезы, теории, принципа, закона и пр.

Особенности

В настоящее время единого определения, характеризующего все аспекты нет. Между тем на практике сложился подход к пониманию этой категории. В целом можно говорить, что фундаментальное исследование - это работа, цель которой состоит в разработке или проверке теории, обладающей общим характером и применимой к конкретному классу событий, объектов или процессов. Данная гипотеза, по сути, выступает в качестве ответа на вопрос, заданный природе: как, с помощью чего, почему существует то или иное явление? С этой точки зрения наблюдение, содержащее только описание, даже если при его составлении использовалась компьютерная программа, не будет выступать как обусловливается отсутствием ключевых признаков, свойственных рассматриваемой деятельности. Аналогичный вывод можно сделать и относительно работы, успешно расширяющей сферу использования известной методики.

Признаки

Существует несколько отличительных черт, которыми обладает фундаментальное исследование. Это в первую очередь наличие гипотезы, положенной в основу деятельности. Ключевая функция работы - познавательная, а непосредственной целью выступает выяснение природных законов, обладающих общим характером и закономерным постоянством. Признаками фундаментального исследования также выступают:

  1. Пространственно-временная общность.
  2. Концептуальная универсальность.

Правовая основа развития фундаментальных исследований

Вопрос о важности и необходимости введения специального механизма регулирования отношений, касающихся научных открытий, впервые был поставлен еще в 1879 г. в Лондоне. В то время проходил конгресс Международной художественной и литературной ассоциации. Впоследствии этот вопрос поднимался в 1888 г. в Венеции, в 1896 г. в Берне и в 1898 г. в Турине. С 1922 г. на протяжении 17 лет обсуждение велось на уровне Лиги Наций в рамках Комитета по интеллектуальному сотрудничеству. В 1953-54 гг. на базе ЮНЕСКО был сформирован специальный экспертный комитет. В 1947 г. по предложению С. И. Вавилова в СССР впервые была создана государственная система по экспертизе и регистрации открытий. Она предусматривала оценку результативности выполненных исследований. В 1967 г. в Стокгольме, на дипломатической конференции, научное открытие признали в качестве формы интеллектуальной работы человека. В 1978 г. государства-участники утвердили Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований .

Важный момент

Необходимо сказать, что, несмотря на проведенный в течение достаточно продолжительного времени поиск оптимальных юридических и организационных механизмов, способных регламентировать отношения, касающиеся научной деятельности, обеспечивающие выделение самых значимых открытий по итогам объективного анализа их эффективности, в настоящее время вопрос регулирования не решен окончательно. Среди ученых отсутствует единое мнение по многим экономическим, науковедческим, правовым и прочим аспектам. Интерес к вопросу обусловливается тем, что, решая , наука является не только потребителем экономических активов, но и производителем концепций, оказывающих влияние на состояние социального, экономического, технического и прочих уровней общества. В рамках рыночных отношений результаты труда деятелей выступают в качестве особой категории товаров. Его потребительские свойства состоят, в частности, в том, что сведения о новых характеристиках, явлениях, закономерностях материального мира могут использоваться на практике.

Научные открытия

Специфика их потребительской стоимости заключается в том, что они являются оригинальной, обобщенной и достоверной Знание не обладает материальным характером, несмотря на то, что применяется в процессе создания новых технологий и оборудования. Проще говоря, научного открытия, представляющего результат творческой работы ученого, является возможностью удовлетворить новые нужды общества, обеспечить высокий уровень эффективности производства за счет снижения издержек.

Дифференциация понятий

В настоящее время очень часто граница между прикладным и фундаментальным исследованием размыта. В ряде случаев достаточно сложно понять, где начинается одно и заканчивается другое. Прикладным именуют такое исследование, результат которого адресован заказчикам и производителям. Оно ориентировано на удовлетворение желаний или потребностей этих субъектов. Фундаментальное исследование - это деятельность, итоги которой адресуются другим ученым.

Стоит отметить, что современная техника не настолько далека от теории, как это может показаться. Она не выступает как исключительно применение конкретного а включает в себя и творческий компонент. В этой связи в методологическом смысле техническое исследование имеет незначительное отличие от научного. В современной инженерии необходимы не только краткосрочные наблюдения и анализ, ориентированные на решение тех или иных специальных задач. В этой отрасли немалое значение имеют и долговременные программы фундаментальных исследований, выполняемых в институтах и лабораториях, созданных непосредственно для развития технических научных дисциплин.

Исследование

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо .

Исследования составляют путь научного познания природы через опыт и составляют основу научной методологии .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Исследование" в других словарях:

    См. книга... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исследование изучение, поиски, анализ, освидетельствование, обследование, осмотр, изыскание, разыскание, зондирование,… … Словарь синонимов

    исследование - Исследование, у этого слова есть два разных значения, в которых оно ведет себя по разному. Если речь идет о научном изучении какого либо предмета, то мы говорим: исследование грунтов или исследование атмосферы. Если же мы используем… … Словарь ошибок русского языка

Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая форма познания окружающего мира, в результате которой возникает научное знание. Признаки научного знания: объективность доказательность логичность проверяемость


Что значит «объективность»? Объективность – независимость фактов и выводов от сознания автора исследования, а также от сознания других людей. Научное знание невозможно игнорировать, с ним невозможно не считаться, его невозможно отвергать. Научное значение может быть опровергнуто только в результате научного исследования и появления нового объективного знания.


Что значит «доказательность»? Любое научное утверждение должно быть доказано. Доказательствами могут служить: результаты наблюдений; результаты экспериментов; результаты расчетов и вычислений Научное утверждение обязательно должно быть проверено и подтверждено на практике. До получения доказательств любое знание – всего лишь предположение.


Что значит «логичность»? Любое научное утверждение должно быть согласовано с ранее сформулированными научными утверждениями. Новая закономерность, новое утверждение либо включает ранее сформулированные закономерности как частные случаи, либо объясняет причины ошибок, содержащихся в ранее сформулированных закономерностях.


Что значит «проверяемость»? Любое объективное, доказанное и логичное научное утверждение может быть проверено на практике. Для данного научного утверждения обязательно должен существовать способ проверки на практике. Результатом проверки может стать как подтверждение данного утверждения, так и его опровержение. Если такого способа проверки не существует, то утверждение научным не является.


Принцип честности В любом научном утверждении есть слабые места. Наличие слабых мест – результат того, что в любом исследовании нельзя «объять необъятное». Научное утверждение должно указывать на наличие слабых мест или проблем, которые еще ждут своего исследования.


«Бритва Оккама» При объяснении какого-либо факта или явления следует сначала выбирать наиболее вероятные с точки зрения практического опыта причины. Не следует искать сложных и маловероятных объяснений и причин, если есть более простые и более вероятные объяснения и причины. Сложные и маловероятные объяснения и причины следует «отрезать» как бритвой. Автор данного принципа философ Уильям Оккам ().


С чего начинается исследование? Любое исследование начинается с определения: объекта исследования – процесса или явления окружающего мира, неизвестного или с неизвестными свойствами, и потому интересное для исследователя; предмета исследования – неизвестного свойства объекта исследования и потому интересное для исследователя. Исследование не может не иметь объекта. Исследование не может быть беспредметным.


Проблемные вопросы Интерес к объекту и предмету исследования неизбежно порождает вопросы: «Что это?» Вопрос возникает при обнаружении чего-то совершенно нового или неизвестного; «Почему так?» Вопрос возникает при отсутствии явных причин процесса или явления; «Так ли это?» Вопрос возникает при наличии сомнений в объяснении процесса или явления «Может ли быть иначе?» Вопрос возникает при наличии предположений о другом варианте развития процесса или существования явления.


Что такое «проблема»? Наличие вопросов указывает на наличие проблемы. Проблема – это: задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью; противоречие между необходимостью узнать что- либо и отсутствием знания в данный момент. Если проблема не определена, то проводить исследование бессмысленно. Если проблема определена, то можно выдвигать гипотезу.


Что такое «гипотеза»? Гипотеза – это предположение, которое требует доказательства. Гипотеза должна: опираться на факты; проверяться опытным путем; совмещаться с другими научными знаниями в данной области; объяснять факты, ставшие предметом исследования быть простой и очевидной, не ссылаться на непонятное и недостоверное


Какова цель исследования? Целью исследования является доказательство гипотезы. Гипотезу необходимо доказывать для того, чтобы разрешить проблему и ответить на вопросы, послужившие причиной проведения исследования. Результатом доказательства гипотезы является объяснение причин, свойств или условий существования предмета исследования. Объяснение имеет признаки теории исследуемого предмета.


Что такое теория? Теория – это научное знание о предмете исследования. Признаки теории: результат размышлений над предметом; система достоверных знаний о предмете; описывает и объясняет предмет; опирается на доказательства Чтобы дать теоретическое объяснение предмета необходимо применить специальные методы исследования.


Что такое методы исследования? Метод исследования – это способ изучения предмета для доказательства гипотезы. Основными методами исследования являются: наблюдение – целенаправленное изучение предмета в его естественной обстановке счет и измерение – определение количественных характеристик предмета или сравнение их с эталоном описание – фиксация признаков предмета, полученных в результате наблюдений или измерений сравнение – сопоставление предмета с другими предметами эксперимент – изучение свойств предмета в искусственно созданной обстановке моделирование – изучение предмета с помощью его искусственных заменителей - моделей