Русская Православная Церковь предписывает четыре «длинных», то есть многодневных поста в году: , Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост – фактически по одному на каждое время года. Наша статья посвящена летнему посту – Петрову или Апостольскому. Хотите узнать, когда Петров пост в 2018 году, почему он так назван, какие предписания существуют для этого поста? Обо всем этом – ниже…

Ежегодно выпадающий на начало лета Петров пост имеет свои традиции и особенности. Главная из них - протяженность, которая варьируется от недели до месяца.

В 2018 году Петров, или, по-другому, Апостольский пост продлится четыре недели. Этот пост напрямую зависит от даты – как и многие двунадесятые праздники и постные дни. Потому-то мы и задаемся каждый год одним и тем же вопросом – какого числа Петров пост в 2018 году. Однако от всех прочих постов он отличается «плавающей» датой начала и фиксированной датой окончания. Начинается он с первого дня недели всех Святых, то есть дата начала поста каждый раз разная. Но заканчивается каждый год в один и тот же день – 11 июля.

Так как Пасха в 2018 году приходится на 8 апреля, а неделя всех Святых начинается после девятого воскресенья после Светлого дня, то Петров пост начнется 4 июня. Ну а окончание его, как уже говорилось, всегда приходится на один и тот же день. В 2018 году Петров пост начнется 4 июня и закончится 11 июля. Стоит заметить, что 12 июля уже можно разговляться. Несложно посчитать и продолжительность поста – в 2018 году он будет длиться 38 дней. Стоит заметить, что каждый год длительность Петровского поста разная – его протяженность зависит от того, насколько ранней будет Пасха. Кстати, самый длинный Петров пост составляет 42 дня (полные шесть недель), а самый короткий – восемь дней (неделя плюс один день)…

Спустя неделю после Троицы, в понедельник, наступит период отказа от излишеств в еде и мирских удовольствий. Период с 04 июня по 11 июля - время для покаяния, очищения души и тела. Рекомендуется уделять время чтению молитв, чаще посещать церковь и помогать ближним.

История возникновения Петрова поста

К сожалению, до нашего времени не дошло достоверных сведений о причинах установления поста. Однако существует несколько наиболее распространенных версий.

1 версия. Церковнослужители призывают полагаться именно на это объяснение, так как ему присуще библейское начало. Люди должны следовать примеру воздержания апостолов Павла и Петра. Они несли слово Божие и основательно готовились к этому, очищаясь физически и духовно через пост. Перед проповедью ученики Христа длительное время воздерживались от пищи и мирских дел. Этим же святым посвящен и день после окончания поста – 12 июля, День Петра и Павла. В этот день славится твердость Петра и разумность Павла.

Согласно 2 версии , пост берет свое начало с голодного времени, когда запасов катастрофически не хватало. Властями было решено установить всеобщее воздержание от излишеств в пище и поделить еду, невзирая на социальный статус. Поэтому обеспеченные семьи помогали государству прокормить всех людей. В первую очередь - пожилых, немощных, детей и женщин.

3 версия гласит, что Петрову посту изначально была отведена компенсирующая функция: людям, которые по каким-то причинам не смогли очиститься во время Великого поста, предоставлялся второй шанс. Со временем Петров пост начали соблюдать даже те, кто придерживался аскезы и перед Пасхой.

Изначально, в период с III по XI вв. Петровский и Успенский посты составляли единое целое. Примерно в XI веке единый долгий пост разделился на две части, слегка сместившись в датах. Первая получила название Апостольского поста или поста в честь Петра и Павла, вторая стала Успенским постом. Роль апостолов в христианстве росла из века в век, и к XV в. пост стал одним из четырех важнейших периодов в православном календаре.

Петровский пост и праздники

На Петровский пост всегда приходится праздник Рождество Иоанна Предтечи , который отмечается 7 июля . В этот день можно есть рыбу и морепродукты, вне зависимости от того, на какой день недели выпадает праздник.

День апостолов Петра и Павла, который наступает после окончания поста 12 июля, также является постным, если приходится на среду или пятницу. В этом случае верующим разрешены рыба и морепродукты, горячая пища с растительным маслом и вино, а вот мясное и молочное все еще под запретом. В 2018 году Петров день приходится на четверг, поэтому все эти ограничения не действуют.

Предписания поста

Пост – это не просто ограничение в еде. Воспринимать постные дни как некую диету, позволяющую поправить здоровье и привести в порядок фигуру – значит, нарушать саму идею поста в христианстве.

Пост – это не только отказ от скоромной (мясной) пищи. В первую очередь это время молитв, милостыни, сотворения добрых дел, время обращения мыслями к Богу. И только выполнение всех предписаний будет означать соблюдение поста, только это даст полное очищение души и тела.

Петров пост 2018 не столь строгий и суровый как Великий. Даже церковные предписания говорят о возможных послаблениях в дни Петровского поста – и такое отклонение не будет считаться нарушением.

В первую очередь послабления касаются меню поста. Так, разрешено употребления в пищу рыбы по субботам и воскресеньям; в эти же дни можно пить вино – но как дополнение к трапезе, а не с целью алкогольного опьянения. По понедельникам, средам и пятницам после вечерни запрещено употребление рыбы, масла, рекомендовано сухоядение. Вторник и четверг – время, когда в пищу разрешены горячие блюда с растительным маслом, под запретом лишь мясные и рыбные блюда. Особо оговариваются дни памяти святых или храмовые праздники – в эти дни предписания Петровского поста 2018 разрешают и рыбные блюда, и масло, и вино.

Календарь питания по дням недели

В отличие от Великого поста, который считается самым строгим, Петров пост более легкий, но все же есть значительные ограничения в еде. В народе такое голодание прозвали «скудный пост», поскольку все запасы, заготовленные на зиму, как правило, закончились, а новый урожай созреет нескоро. Отказаться следует от продуктов животного происхождения, однако церковь допускает употребление рыбы в некоторые дни.

По понедельникам православным людям разрешается употреблять в пищу сушеные фрукты, вареные растительные продукты (злаковые культуры, овощи, грибы), неограниченное количество воды. Один раз в день можно вкусить хлеб и мучные изделия грубого помола.

По вторникам можно приготовить рыбные блюда, выпить бокал вина. Разрешено масло, различные крупы, бобовые. Также можно добавить в рацион питания мед и орехи.

По средам фрукты, ягоды и овощи можно употреблять в пищу только в сыром виде. Допустимо приправить салат с маслом и съесть один кусок хлеба.

По четвергам разрешается растительная пища, крупы, мучные изделия, грибы, овощи, приготовленные на пару или отварные, масло, рыбные блюда и небольшое количество вина. Можно побаловать себя кулебяками и другой постной выпечкой.

По пятницам необходимо вкушать только овощи, желательно сырые. Фрукты допускаются только в сухом виде, один раз в день. Можно побаловать себя орехами.

По выходным принято готовить традиционное блюдо, которое посвящается памяти апостолов Павла и Петра - рыбные пирожки. Также разрешаются овощи, постные блины, каши с маслом и вино.

Что недопустимо делать в Петров пост

Во время поста важен не только отказ от определенной пищи, но и духовное очищение. Необходимо:

  • забыть о гневе, лжи, зависти;
  • не участвовать в развлекательных мероприятиях;
  • отказаться от негативных мыслей, слов, поступков;
  • жить согласно Божьим заповедям.

Народные приметы утверждают, что во время поста нежелательно стричься, давать деньги в долг, венчаться, заниматься рукоделием и работать по выходным.

Петров пост - особое время, которое поможет людям очиститься как физически, так и духовно. Глубоко верующие люди уважают данное воздержание и стараются придерживаться всех установленных канонов.

Один из двух больших летних постов – Петров пост – установлен в честь святых апостолов Петра и Павла. Время поста разнится год от года – меняется как дата его начала, так и продолжительность. Столь нечеткие границы обусловлены зависимостью постных дней от Пасхи: чем раньше наступает Святое воскресенье, тем дольше длится пост.

Петровский или Петров пост имеет и второе название – Апостольский. Имя свое он получил в честь двух апостолов – Петра и Павла, и включен в церковный календарь как дань памяти их великим деяниям.

Петровский пост в 2017 году: какого числа начинается и когда заканчивается

Дата начала петровского поста напрямую зависит от Пасхи. Петров пост в 2017 году, равно как и в прочие года, наступает сразу после Троицы, в Духов понедельник. Потому и ответ на вопрос, какого числа начинается петров пост, каждый год будет разным. Зато окончание Петрова поста всегда в один день – 11 июля, перед днем апостолов Петра и Павла.

Так как Пасха в 2017 году 16 апреля, то Петров пост начнется спустя 51 день после святого праздника, то есть 12 июня. В 2017 году Петровский пост продлится ровно месяц.

История

Первые упоминания о Петровском посте относятся к III веку. Однако во времена первых христиан этот пост носил не регулярный, а скорее вариативный характер. Дело в том, что на протяжении нескольких столетий – предположительно со II-III до IV-V веков Петровский пост заменял Великий, то есть исполнялся теми, кто по каким-либо причинам не мог поститься накануне Пасхи. Продолжительность и даты начала и окончания поста были слегка иными, а свой окончательный вид для православных христиан он приобрел уже в IX-XI веках.

Роль Первоапостолов Петра и Павла в православии очень важна, а потому и Петров пост считается одним из обязательных к исполнению для истинно верующего. Православные христиане начинают готовиться к посту с молитвы и чтения деяний святых.

Меню на Петров пост в 2017 году

В отличие от других постов – Рождественского или Великого – Петров пост достаточно мягок и не требует непосильных жертв при его соблюдении. Главная его особенность – в период поста разрешено употреблять рыбу (исключая, разумеется, среду и пятницу).

Основная схема приема пищи в Петровский пост достаточно проста.

В понедельник (а пост начинается с Духова понедельника) разрешено употреблять горячую пищу без масла – постные каши (гречневую, рисовую, перловую, ячневую, овсяную), сваренные на воде даже без капли растительного (подсолнечного, оливкового) масла.

Попробуйте усилить вкус привычной каши, добавив в нее сухофрукты – изюм, курага или орехи будут отлично сочетаться с овсянкой, а некоторым любителям понравится и ячневая каша с фруктами. Можно смешать кашу с грибами, предварительно отваренными и порезанными на мелкие кусочки. Еще один вариант добавок в каши – запеченные или обжаренные на гриле овощи. Здесь особенно удачными вариантами окажутся мясистые болгарские перцы (только снимите с них предварительно шкурку), толстостенные помидоры и молодые кабачки.

Читайте также на нашем сайте о , а также о том, какие еще будут посты в 2017 году.

Вторник, четверг и суббота – основные дни поста. В это время разрешена любая постная пища плюс рыба. Пост нестрогий, потому разрешается употребление в пищу растительного масла. Такой широкий выбор разрешенных продуктов открывает поистине безграничные возможности для меню! Перечь блюд просто огромен – от банальной жареной рыбы до тарталеток с рыбным или овощным паштетом, от привычных супов и до расстегаев или запеченных в открытой печи пирогов. Под запретом лишь продукты животного происхождения – мясо, молоко и молочные продукты, яйца и все блюда из них.

Среда и пятница – скромные дни. В эти дни необходимо соблюдать строгий пост – сухоядение. Запрещена не только пища животного происхождения, но и рыба, и даже растительное масло. Особо ревностные христиане воспринимают эти дни поста как время питаться лишь водой и хлебом.

Воскресенье – самый благостный день поста. К разрешенному меню вторника, четверга и субботы добавляется еще один продукт – вино. Правда, пить его можно лишь в небольших количествах, не злоупотребляя и не допуская опьянения. Кроме того, разрешение употреблять вино не означает автоматические допуск всех алкогольных напитков, в первую очередь крепких – водки, виски, коньяка и т.д. Красное вино, особенно кагор, имеет особое смысловое значение для верующих, а потому и разрешение на его умеренное употребление выглядит абсолютно уместно.

Обязательно соблюдайте Петров пост в 2017 году — от этого также ваш организм получит пользу и здоровье.

Петров пост – самый непредсказуемый пост у православных христиан. Он может длиться 8 дней, а может и 42 дня. Почему Петров пост такой непостоянный, когда он начнется в 2018 году, как его правильно соблюдать – об этом узнаете в нашей рубрике "Вопрос-ответ".

Почему Петров пост называют апостольским?

Петров пост именуют апостольским, так как установлен он был в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для проповеди Евангелия. Именовать пост "петропавловским" было сложно для произношения, в связи с этим пост стали называть по имени апостола, которое произносится первым.

Когда появился этот пост?

Об этом посте христиане знали с первых веков существования церкви.

Первые упоминания о нем встречаются еще в Апостольских постановлениях. В III веке этот пост никак не связывался с апостолами и считался "компенсационным". Другими словами, те, кто по состоянию здоровья не мог держать Великий пост, должны были пройти это испытание сейчас. Тогда пост длился от Недели всех святых до Успения.

Примерно в 1000 году пост разбили на две части. Первый его период стал заканчиваться в День Петра и Павла, 12 июля по новому стилю. Вторая часть компенсационного поста стала Успенским постом, который следовало начинать держать с 14 августа.

Когда начнется Петров пост в 2018 году?

Петров пост напрямую относится к дате празднования Пасхи. Начинается он всегда в понедельник, через неделю после Дня Святой Троицы. А завершается из года в год 12 июля, в День Петра и Павла. В связи с этим апостольский пост может длиться 6 недель, а может всего 8 дней.

В 2018 году Петров пост начнется 4 июня и завершится 11 июля. Получается, что в этом году он продлится 38 дней.

Что можно, а что нельзя есть в Петров пост?

Петров пост не так строг, как Великий. Во время Петрова поста запрещается употреблять в пищу мясные и молочные продукты, а в среду и пятницу нужно отказаться от рыбы.

В субботу, воскресенье разрешается употребление вина в умеренном количестве. Хотя церковь все же рекомендует отказаться от него.

В церковный праздник Рождества Иоанна Предтечи, который отмечается 7 июля, можно есть рыбу вне зависимости от того, на какой день недели он выпадает. День апостолов Петра и Павла, который отмечается 12 июля, не входит в пост. Но если этот день выпадает на среду или пятницу, он также является постным, но нестрогим - разрешена пища с растительным маслом и рыба.

Меню Петровского поста:

Понедельник – разрешается горячая пища без масла. Тушеные овощи, грибы, каши, супы. Можно приготовить холодные постные щи, окрошку, рассольник или сварить кашу с добавлением сухофруктов.
Вторник – допускаются блюда из рыбы и морепродуктов, крупы, грибы, приготовленные с маслом.
Среда
Четверг – допускается употреблять в пищу рыбу, морепродукты, супы, грибы. Можно сварить кашу с добавлением растительного масла. Не возбраняется сочетать крупы со свежими овощами, зеленью.
Пятница – сухоядение. Постящиеся могут употреблять в пищу хлеб, крупы, свежие овощи, сухофрукты, мед и орехи. Вода в неограниченном количестве.
Суббота - церковь разрешает есть рыбу, грибы, блюда с растительным маслом.
Воскресенье - разрешается есть постную пищу с маслом и рыбу.

Петровский (Петров) пост — один из четырех постов, установленных православной церковью, начинается неизменно через неделю после дня Святой Троицы в понедельник - в 2018 году выпадает на 4 июня.

Петров пост, который также называют Апостольским, завершается всегда 12 июля — в день памяти Святых апостолов Петра и Павла, поэтому продолжительность поста зависит от даты празднования Пасхи и в разные годы длится от 8 до 42 дней.

Петров пост считается нестрогим — мирянам в этот период следует воздерживаться от молочной и мясной пищи, но можно вкушать рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

Когда и зачем установили пост

Петровский пост, который раньше называли постом Пятидесятницы, установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви.

Но особенно он утвердился после того, как были построены в Риме и Константинополе храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение церквей свершилось 29 июня (по новому стилю — 12 июля) и с тех пор этот день стал особенно торжественным как на Востоке, так на Западе.

© photo: Sputnik / Владимир Федоренко

Именно в честь этого праздника пост называется Петропавловским (сокращенно Петровским) или апостольским - в православной церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Петров пост совершается в память апостольского служения. Церковь призывает к этому посту по примеру Святых апостолов, которые по принятии даров Святого Духа, постом и молитвою готовили себя к всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли и преемников своих на то же служение.

Петровский пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Евангелие гласит, что главным врагом является не тот, который убивает тело, а тот, который коренится внутри души.

Часто вновь крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности. Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.

По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится как должно и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы почти всегда постились".

Два разных пути к Иисусу

Святые апостолы Петр и Павел были очень разными, как и пути, которые привели их к Иисусу. Симон, прозванный Петром, старший брат апостола Андрея Первозванного, простой, необразованный, бедный рыбак, был одним из любимых учеников Христа.

Верный ученик Христа, Петр с самого начала всюду следовал за своим Учителем. Он был свидетелем почти всех событий земной жизни Спасителя, а том числе Его Преображения на горе Фавор и молитвы в Гефсиманском саду. Петр проповедовал учение Христово в основном среди таких же простых иудеев, как он сам.

© photo: Sputnik / Рыбчинский

Савл, в последствии названный Павлом, сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, "книжник и фарисей". Он принадлежал к числу тех ревнителей Закона, которые стремились в точности исполнить все его требования.

Будущий апостол, который не знал Иисуса Христа в Его земной жизни, преследовал христиан как богохульников и отступников от иудейского закона. В своем рвении он даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными.

Но однажды ему явился Сам Христос. После этого видения страшный враг христиан раскаялся и стал трудиться на их благо. Он проповедовал Христа не только среди евреев, но и среди язычников — людей, которые не знали Единого Бога. Благодаря его усилиям христианство перестало быть чисто еврейским религиозным движением.

Пути Господни неисповедимы

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их теми, кем они стали. Савлу Воскресший Иисус Христос явился по дороге в Дамаск и спросил его: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?". С этого момента в его жизни изменилось все - он "прозрел", принял христианство и посвятил свою жизнь проповеди Того, Кого он прежде гнал.

Для Петра таким переломным моментом стало отречение — накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, на что Христос ответил: "…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня". Пророчество сбылось — до первого крика петуха Петр трижды отрекся от Иисуса Христа.

Только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: "…Паси овец Моих". Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: "Любишь ли ты Меня?" Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но трижды отрекшийся — трижды исповедал свою любовь.

Петр и Павел — вдохновенный простец и неистовый оратор, олицетворяют собой духовную твердость и разум - два столь необходимых миссионерских качества.

По преданию, оба великих апостола были казнены за веру в один день. Петр был распят на кресте вниз головой, а Павел как римский гражданин был приговорен к более почетной казни — ему отрубили голову.

Когда завершается пост

Несмотря на то, что Петровский пост не имеет конкретной даты начала - завершается он всегда 12 июля. В этот день православная церковь поминает первоверховных апостолов Петра и Павла.

Это древний праздник, который называют по-разному — "Петров день" или "Петровки" и так далее, а полное название звучит так - День святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

История данного праздника уходит своими корнями в глубокую древность, когда еще в 258 году в этот день в Рим были перенесены мощи этих апостолов. Однако содержание данного события утратилось в веках, и теперь этот праздник воспринимается как поминание мученичества обоих апостолов.

Церковь призывает в этот день задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии - одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять - высший духовный подвиг.

В этот день служится божественная литургия в память о первоверховных апостолах. Если праздник приходится на среду или пятницу, он включается в Петров пост и является постным, а если на остальные будние дни недели, тоже входит в Петров пост, но в меню допускается некоторое послабление: к примеру, допускается растительное масло, яйца, молочные продукты.

Ну а если праздник выпадает на выходные, то поста в этот день нет, соответственно можно вкушать все, что душа пожелает.

Материал подготовлен на основе открытых источников

c 14 / 27 июня по 28 июня / 11 июля в 2016 году

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы .

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, - один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!