Местночтимая

_________________________________________________________

Образ весьма редкой иконографии. Фигуры Богородицы и Богомладенца покрыты колоколоподобным одеянием с крестами в качестве орнамента, что символизирует скорбь и прославление. Фигуры расположены на фоне портала райского входа, с восседающими на облаках ангелами со светильниками в руках, символизирующими свет истины. У подножия райского входа в виде миниатюрных домиков изображён Небесный Иерусалим.

Символика иконы Богоматери «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА» отражает идею искупительной жертвы Иисуса Христа, открывающей верующим дорогу в Небесный Иерусалим. Так же как и перед иконой «КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ» .

Перед иконой «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА» молятся Богородице о вразумлении детей, подвизающихся в учении.

__________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Прибавление ума»

Молитва первая перед иконой Прибавление ума

О Пресвятая Дево! Ты - Невеста Бога От­ца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спа­сение людей, обличительница грешников и наказательница бого-отступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнив­ших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие дру­гие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило ду­ши наша, и теперь теснят сердце всякаго ро­да печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все на­ши согрешения и послать к нам Духа Утеши­теля, как послал Он Его на апостолов, да уте­шенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Прибавление ума

Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, увра­чуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надеж­ды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость при­бегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.

Молитва третья перед иконой Прибавление ума

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Сера­фимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

_____________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Прибавление ума»

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери, Небеси и земли Царице, врачевство духовное всему миру подающей, благодарственная пения приносим о да­ровании Божественнаго сокровища, чудотворныя иконы Ея, «Прибавление ума» нареченныя, еюже ограждаеми, радуемся светло и с любовию взываем: Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Икос 1

Ангел предстатель послан бысть во град Назарет к чистей Отроковице Ма­рии рещи: радуйся, егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея. Архангела благовестие слышавши, Пречистая Дева во смирении сердца отвеща: се, Раба Гос­подня, буди Мне по глаголу твоему. Мы же грешнии, благоговейне чтуще Матерь Христа Бога нашего, яко Ангелом научихомся, тако со умилением вопием Благо­датней: Радуйся, Благословенная в женах; радуйся, у Господа обретшая благо­дать. Радуйся, силою Всевышняго осенен­ная; радуйся, Духом Святым освященная. Радуйся, верная Рабо Господня; радуйся, Богоизбранная Отроковице. Радуйся, Спасителя мира рождшая; радуйся, Мати Света, всех просвеща­ющая. Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы. Радуйся, Небеси и земли Царице; радуйся, яко Тя ублажают вси роди. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 2

Видящи, Всенепорочная, желание лю­дей новопросвещенных, благослови еван­гельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистаго лика Твоего изображение, и на него зрящи, глаголала еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила да будет. Темже благоговейне покланяющеся пред святыми иконами Твоими, имиже весь мир христианский украсила еси, благодарственно вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный открывающе, Пречи­стая Дево, благоизволила еси познати всем верным, яко есть воля Божия, бла­гая, угодная и совершенная, и всяк ум превосходящая. Призри на нас, Всепетая Богородице, озари светом истины, утеши нас, яко Мати, настави нас на путь правды, да возопиим моляще Тебе тако: Радуйся, Божию Силу и Божию Пре­мудрость, Христа породившая; радуйся, Бога с Человеком соединив­шая. Радуйся, светом разума души наша просвещающая; радуйся, неизреченныя славы Божия вместилище. Радуйся, почитания святых икон освя­щение; радуйся, духовных сокровищ Пода­тельнице. Радуйся, честным Твоим иконам бла­годать даровавшая; радуйся, яко на иконы Твоя взирающе, Самой Тебе покланяемся. Радуйся, во всем мире исцеления от святых икон Твоих подающая; радуйся, к Небесем умы и сердца наша возводящая. Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озарившая; радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 3

Силою благодатною осеняеми, благочестивии людие во град Назарет приидоша и обретоша тамо дом Богородичен, идеже Пречистая Дева родися и благовестие Архангела прият, и пренесоша дом той в землю Италийскую, во град Лорето. Верху же дома онаго доныне есть икона Богородична, от древа сотворена, юже ангельския Небесныя Силы невидимо окружают и благолепно чествуют, радостно вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи к роду христианскому матер­нее милосердие, вси концы земли ко спа­сению призывавши, Пречистая, темже убо народи разноязычнии от многих стран приходят в дом Твой и пред иконою Твоею исповедуют грехи своя. Того ради от востока до запада прославлена бысть икона Твоя, и избавленнии от болезней, скорбей и напастей людие приносят Ти благодарения, взывающе: Радуйся, Доме, Егоже созда Себе Пре­мудрость Божия; радуйся, граде Божий иже от малаго града Назарета произыде. Радуйся, дом Божий явлением Своим освятившая; радуйся, Святая Святых большая. Радуйся, с Предвечным Богомладенцем в Назарет пришедшая; радуйся, таинству спасения рода человеческаго послужившая. Радуйся, лествице, Еюже восходим от земли на Небо; радуйся, всему миру предивный по­крове. Радуйся, яко с верою покланяемся пречистаго лика Твоего изображению; радуйся, яко от него приемлем благодатныя дары во спасение душ наших. Радуйся, дивная знамения иконами Твоими совершающая; радуйся, державная Заступнице рода христианскаго. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 4

Бурею скорби велия одержимь бе изограф некий, в помрачении разума от земных врачей никоеяже пользы получивый. Тогда Пречистая Мати Господа явися болящему и заповеда икону написати, иже дом Ея во граде Лорето освящает. Сия исполнив, изограф исцелися и от того дне икону новописанную «Прибавление ума» нарече, поя пред нею хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше людие земли Русския, яко благоизволи Пресвятая Богородица дати им в радость и утешение икону Свою, «Прибавление ума» нареченную, многи­ми списками ея украсиша храмы и домы своя, от нихже дивная знамения и чудеса обильно содеваются всем притекающим с верою и поющим Преблагословенней таковая: Радуйся, образ Твой честный во уте­шение и освящение нам даровавшая; радуйся, болезни душевныя и телесныя иконою Твоею скоро врачующая. Радуйся, землю Русскую покровом милости Твоея осенившая; радуйся, любящия и чтущия Твой об­раз от всяких бед избавляющая. Радуйся, со иконами Твоими благо­датными невидимо в домы наша вхо­дящая; радуйся, благословение и радование тем приносящая. Радуйся, оставленных врачами на Свои всемощныя руце приемлющая; радуйся, иждившим от недуга ум исце­ление подающая. Радуйся, безнадежных Надеждо; радуйся, умов наших Просвещение. Радуйся, познания истины чистое зер­цало; радуйся, яко от востока и до запада имя Твое ублажается. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 5

Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Богомати: страну бо нашу Россий­скую и грады ея освящает, сущих во тьме невежества светом боговедения озаряет, разум наш, грехми помраченный, просве­щает, заблуждающихся же на путь дела­ния заповедей Сына Твоего и Бога настав­ляет, Емуже благодарственне вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Божественное сокровище - дивную икону Богоматере, к нейже усерд­но притекающе, в недузех исцеление, в скорбех утешение, в бедах избавление приемлем и радостно поем Заступнице нашей: Радуйся, явлением иконы Твоея вер­ных осиявшая; радуйся, яко Тобою во тьме возсия Солнце Правды, Христос Бог наш. Радуйся, Мати Света умнаго, благодатию всю вселенную озарившаго; радуйся, зарями благодати нас про­свещающая. Радуйся, светом Твоим мрак неведе­ния нашего разгоняющая; радуйся, Дево, яко Тобою свет боговедения всем возсия. Радуйся, свеще неугасимая, свет веры воспламеняющая; радуйся, добродетели путь освещаю­щая. Радуйся, святыни источниче; радуйся, от бед и напастей крепкая наша Хранительнице. Радуйся, любве Божественныя светильниче неугасимый; радуйся, сиянием чудес Твоих весну спасения нам возвещающая. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 6

Проповедует мир весь милости Твоя, Мати Господа нашего, во мнозех бо градех и весех земли Русския икона Твоя «Прибавление ума» лучами чудес сияет, просвещающи души наша светом Божия благодати и подвизающи пети прославльшему Тя Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в честней иконе Твоей, Богородице, свет спасения всем, блужда­ющим во тьме грехов и страстей, и всем молящимся пред нею с верою и благого­вением скорая помощь подается. Умов наших омрачение светом Твоим отжени, Всепетая, и даруй Истинный Свет узрети всем, с любовию вопиющим Ти сице: Радуйся, звездо незаходимая, Солнце Правды в мир вводящая; радуйся, Мати Света Истиннаго, души верных просвещающаго. Радуйся, благодатнаго учения Настав­нице; радуйся, яко светлым покровом ум наш омраченный осеняеши. Радуйся, заре невечерняя, мглу наших грехов разгоняющая; радуйся, тьмы и вечных мук нас избав­ляющая. Радуйся, от сетей вражиих свобождающая; радуйся, безумие мира побеждающая. Радуйся, душевредных учений низло­жение; радуйся, душеполезных знаний даро­вание. Радуйся, иконою Твоею нас утешаю­щая; радуйся, светом радости души ободря­ющая. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 7

Хотяй всем человеком спастися и в разум истины прийти, премилосердый Гос­подь и Создатель наш образ Пречистыя Матере Своея «Прибавление ума» даровал есть нам, да вси с верою молящиися пред ним, крепость слова, и разум, и мудрость ума приимше, в тишине помыслов Царю и Богу нашему поют: Аллилуиа.

Икос 7

Новая и преславная чудеса являвши, Мати Божия, верным людем святою ико­ною Твоею: силою благодати Христовы помраченныя умом просвещаеши, от без­умия отвращаеши, разслабленныя укрепляеши и всем притекающим к целебному Твоему образу скорую помощь подаеши, подвизающи пети Тебе таковая: Радуйся, из глубины неведения извлачающая; радуйся, многи в разуме просвещаю­щая. Радуйся, слово премудрости просящим дарующая; радуйся, несмысленных разумны содевающая. Радуйся, греховныя помыслы отгоня­ющая; радуйся, сердца ожесточенная умяг­чающая. Радуйся, ум к Богу возвышающая; радуйся, немудрыя умудряющая. Радуйся, ко благочестию наша Настав­нице; радуйся, одевающая нас вечною радостию. Радуйся, к Сыну Твоему и Богу мо­литвы верных приносящая; радуйся, и Сама непрестанно у Пре­стола Вседержителя о всех молящаяся. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 8

Странно есть видети икону Твою, Пречистая Богородице Дево, на досце написанную, духов тьмы прогоняющую силою Твоею Божественною и разум по­дающую немощию ума одержимым и всем неудобь учащимся; и нас, во гресех поги­бающих, молим со слезами, избави от враг видимых и невидимых, от тьмы неразумия, да всегда поем Спасителю и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 8

Вся земля Русская преисполнена, яко звездами богосветлыми, чудотворными иконами Твоими, Богородице Дево, в нейже и сия икона Твоя, «Прибавление ума», благодатию сияет и согревает оледене­лая сердца наша знаменьми милости Твоея к нам грешным. Сего ради пред ликом Твоим святым преклоньше колена, вос­певаем Тя, Всепречистая Мати наша, тако: Радуйся, скорби наша в радость пре­творяющая; радуйся, от разжженных стрел лукаваго нас защищающая. Радуйся, младенцев воспитание и бла­годатное хранение; радуйся, юности Охранительнице и Наставнице премудрая. Радуйся, детем неудобь учащимся разум подающая; радуйся, вражия сети разрушающая. Радуйся, верных разум просве­щающая; радуйся, неверныя посрамляющая. Радуйся, помрачением ума одержимых исцеляющая; радуйся, яко благодатию от иконы Твоея демони прогоняются. Радуйся, Мати милосердия и щедрот; радуйся, надеждо вечнаго нашего спа­сения. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское благого­вейно Тебе служит, Небеси и земли Ца­рице, человеческий же род хвалы Тебе приносит и Твою святую икону почитает, сию бо во отраду и утешение даровала еси нам. Научи нас, о Всеблагая, достой­но славити Тя и воспевати рождшемуся от Тебе Спасителю мира: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии человечестии недоумевают познати тайну служения Твоего роду хрис­тианскому, Богородице, ниже могут изъяснити силу чудотворную, от икон Твоих происходящую на всяку пользу душевную и телесную человеком. Мы же, православнии, со слезами радости пред иконою Твоею святою предстояще, прославляем Тя, Благодатная, и глаголем: Радуйся, Ангелов радование; радуйся, от Архангел покланяемая. Радуйся, Юже на воздусе сретают Херувими; радуйся, Ейже похвальная приносят Серафими. Радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя украшение; радуйся, всех Небесных Сил вышшая. Радуйся, от воинств Небесных почи­таемая; радуйся, всех земнородных славо. Радуйся, образом Твоим умы наша к Горнему возводящая; радуйся, Путеводительнице наша к Небесному Отечеству. Радуйся, сиянием души Твоея всю землю просвещающая; радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 10

Спасти хотя мир от безумия и прелести вражия, Человеколюбец Господь чуд­ную икону Твою, Богомати, дарова, пред неюже помраченнии умом исцеляются, беснующиися от демонов свобождаются, скорбящии утешение и радость обретают. Темже прославляюще Бога, подающаго нам таковыя милости, вопием Ему благодарне: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая и Покров буди нам, Всенепорочная, сопротив ополчений ви­димых и невидимых враг, ограждающи нас от всяких бед и болезней. Сего ради припадающе к иконе Твоей «Прибавле­ние ума», с верою в помощь благодатную и врачевство всем недугом душевным и телесным, радостно вопием Ти сице: Радуйся, от путей погибельных нас удаляющая; радуйся, на всяку истину верных на­ставляющая. Радуйся, духа болезни и уныния отгнание; радуйся, духа разума и крепости стя­жание. Радуйся, врагов силою Божиею по­срамляющая; радуйся, советы нечестивых разоряю­щая. Радуйся, беснующимся здравие пода­ющая; радуйся, вся лютыя недуги врачую­щая. Радуйся, от смерти духовныя нас из­бавляющая; радуйся, слезами Твоими грехи наша омывающая. Радуйся, радостию духовною нас див­но насыщающая; радуйся, и в будущем веце вечныя радости нас сподобляющая. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 11

Пение благодарственное приносим пред пречистым образом Твоим, Пренепорочная, за неизреченное Твое милосер­дие и молимся, о Богоблагодатная: огра­ди ум наш и сердце от тлетворных уче­ний, неверия и суеверия, сохрани страну нашу Российскую от всяких нестроений, врагами веры во Отечестве нашем воздвизаемых, и сподоби нас чистым сердцем славити Создателя нашего, поюще песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светоприемную свещу зрим ико­ну Твою, Богомати, сиянием чудес землю нашу просвещающую, на путь спасения нас наставляющую и сердца наша любовию воспламеняющую к Тебе, Пречистей Матери Господа. Мы же, ведуще силу благодати Твоея, песньми радостными прославляем Тя сице: Радуйся, премудрости Соломоновы превышшая; радуйся, сокровенныя тайны Божия верным открывающая. Радуйся, любомудрыя немудрыя яв­ляющая; радуйся, молние, души просвещающая. Радуйся, суетную мудрость века сего посрамляющая; радуйся, ослепленных ею на путь пра­вый наставляющая. Радуйся, искренне молящимся ум об­новляющая; радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая. Радуйся, Премудрости и благости Божия откровение; радуйся, Горняго мира Красото. Радуйся, явившая нам дивную икону Твою, яко дар небесный; радуйся, источниче радости непрестанныя. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси у Сына Твоего и Бога, о Всеблагая, подай нам руку помощи, да не погибнем без покаяния; покрый нас любовию Твоею, очисти умы наша от греховных помыс­лов, просвети сердечныя очи наша к зре­нию спасения и сподоби нас в жизни сей и в Царстве Небеснем воспевати Творцу и Создателю нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса, от иконы Твоея явлен­ная, Владычице, хвалим, славим и велича­ем Тя, честнейшую воистинну Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Призри с Небесе, Богородице, на предстоящия пред святою иконою Твоею и благодать Твою низпосли нам, избави от всяких бед и искушений вражиих всех воспевающих Тя, яко Заступницу и Хра­нительницу нашу: Радуйся, молитвами Твоими весь мир спасающая; радуйся, нынешняго скорбнаго века утешение. Радуйся, Мати Света, светом чистоты Твоея всех просвещающая; радуйся, воли Господни тайны нам открывающая. Радуйся, страну Российскую в жре­бий и достояние Себе избравшая; радуйся, явлением чудотворных икон Твоих землю Русскую благословившая. Радуйся, чудесы от образа Твоего к Свету Истины нас возводящая; радуйся, незримо нас 6лагодатию осе­няющая в образе Твоем. Радуйся, радость благодатную в сердца боголюбивая изливающая; радуйся, двери милосердия Божия ходатайством Твоим отверзающая. Радуйся, дары Духа Святаго стяжати нам помогающая; радуйся, едина Чистая и Благословен­ная в женах. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 13

О Всепетая Мати Присносущнаго Света и Отчия Премудрости, Ты еси свет омраченных, прибавление ума и радость сердец наших; услыши и приими моле­ние нас грешных, умудри нас неразумных и настави на пение и молитву пред иконою Твоею, «Прибавление ума» наре­ченную. Не престай молити о нас, недо­стойных рабех Твоих, славящих Тя и поющих Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

Яков Порфирьевич Старостин

Служитель Господа

Написано статей

Образ «Прибавление ума» для христиан особо ценный, потому что редкий. На нем Богоматерь представлена в непривычном для московской иконографии положении – стоящей. На руках у нее Христос. Они обернуты в коконообразное полотно, украшенное орнаментами с крестами и плетением. Икона изображает Матерь Божию стоящей перед входом в Царство Небесное, вокруг нее парят ангелы. Они держат в руках горящие свечи. Символическое значение пламени – свет истины.

Молитва и икона о прибавлении ума значат одно и то же: Иисус приносит себя в жертву, чтобы верующие обрели дорогу в Иерусалим Небесный. Пресвятой Богородице с младенцем молятся, чтобы встать на путь истинный, обрести счастье в познании и добиться успехов в учебе и науке.

Непростая история

В Средние века монах-иконописец, как и любой другой церковный служитель, вникал в тайны христианской веры. Он читал книги, созданные до раскола и после. Монах задавался вопросом, как прожить безгрешную жизнь и найти силы для неустанной молитвы. Он так сильно хотел доискаться истины, что в итоге сошел с ума.

В моменты просветления заблудшего разума монах просил Богородицу, чтобы та прибавила ему ума. После одной из таких молитв Матерь действительно явилась ему и повелела написать икону. Перед ней с тех пор люди должны говорить заклинания и молитвы для прибавления ума. Но видение не было постоянным – оно исчезало во тьме безумия. В такие моменты монах начинал усердно молиться, и постепенно сознание вернулось к нему полностью. Икона была дописана уже в здравом рассудке, а образ стал чудотворным. Ему молятся душевнобольные и люди с психическими расстройствами, а также их родственники и все сочувствующие. Со временем молитва этой иконе о прибавлении ума стала более распространенной, ею пользуются ученики и студенты.

Оригинал иконы хранился в Рыбинске, в Спасо-Преображенском соборе, но был утрачен. У нас остались только списки, например, в храме святой Татианы при МГУ. Образ Богородицы, помогающий студентам, почитают 28 августа. В это время молитвы поступающих особенно эффективны.

Сильный молитвенный текст для учащихся

Безупречное знание материала – не единственная гарантия того, что вы сдадите экзамен на отлично. Если вы верующий человек, подключайте все ресурсы для помощи в учебе. Прочтите молитву перед иконой прибавление ума. Для этого не нужно идти в церковь, можно купить маленький образок и всегда носить его с собой, а перед учебой произносить сильную молитву.

Читайте также: Молитва от врагов и недоброжелателей

Священный текст помогает сосредоточиться, собраться и обрести уверенность в себе. В трудных ситуациях, если преподаватель упрямо не хочет ставить хорошую оценку, этот текст не раз выручит вас. Принимайте верное решение с Божественной поддержкой. Это не заговор, а молитва Богородице:

«Богородице Пречистая, Доме, его же созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

В чем еще помогает молитва

Даже если школьные и университетские годы давно позади, молитва и икона « О прибавлении ума» помогут вам обрести гармонию с собой. Чувствуете, что расстроены собственным выбором или боитесь принять решение – молитесь. Перед образом следует молиться, если вы вступили на новый путь, познаете новые науки или ремесла. Современная жизнь заставляет нас самообразовываться на протяжении многих лет, и это хорошо. В деле освоения житейских премудростей вам тоже поможет эта молитва. Ваши дети обязательно будут учиться, и молитвенная родительская поддержка им хорошо поможет.

У христиан существует большое количество изображений Богородицы. Сегодня особенно часто произносится молитва перед иконой «Прибавление ума». Но чтобы просьба была услышана, необходимо знать, о чем следует молить перед этой иконой.

Описание и сила иконы

«Прибавление ума» считается редким иконописным изображением. На ней показана Богородица, стоящая с младенцем на руках. Она изображена у входа в небесный портал. Фигуры укутаны в покрывало. Деву Марию и ребенка окружают ангелы, которые держат зажженные свечи. В нижней части изображения показаны небольшие домики, которые олицетворяют собой Небесный Иерусалим.

Представленное на иконе изображение Пресвятой Девы Марии имеет символическое значение, и выражает жертву искупления Христа. Эта жертва открывает перед всеми верующими путь к Небесному Иерусалиму.

Этот божественный лик имеет интересную историю написания, которая начинается в XVI-XVII веке. Инок-иконописец, написавший ее, хотел понять православное верование. Поэтому он приступил к изучению церковного писания. Причем изучал он писание как до раскола, так и после него.

Монах хотел избежать греходеяний и надеялся таким образом разобраться в том, как именно нужно возносить молитву, чтобы святые услышали прошение. Поэтому он усердно трудился над церковным писанием, что привело к помутнению его рассудка.

Когда на инока находило просветление, он с помощью молитвенного прошения просил Пречистую Деву избавить его от напасти. Богоматерь услышала просьбу и как-то явилась перед иноком во время произнесения им молебны. Она попросила его написать образ, основанный на ее явлении. Матерь Божья сказала, что перед этим написанным изображением он должен произнести молитву.

После чудесного явления монах сразу же взялся за работу. Но во время работы видение Богоматери то исчезало, то вновь появлялось. Когда она полностью исчезла, инока снова поглотило безумие. Он опять начал молиться Пресвятой Богородице. Во время этой молебны Царица Небесная снова явилась монаху и он смог завершить икону. После этого инок обрел свой рассудок, а образ стал считаться чудотворным. С тех самых пор молитва, произнесенная перед этим изображением, дарует душевное спокойствие и исцеляет недуги.

Молитвенное прошение перед иконой «Прибавление ума» может помочь в следующих ситуациях:

  • у человека плохая память и он часто мучается от своей забывчивости;
  • при наличии слабых умственных способностей;
  • наличие отставания в умственном развитии;
  • если ребенок непоседлив и не может усидеть на одном месте во время урока;
  • в период сдачи экзаменов для завершения школы, поступления в университет, во время сессии и любой проверки знаний;
  • помощь при выполнении работ в образовательной и научной сфере;
  • необходимость умственного просветления учащихся.

Кроме помощи в учебе, данная икона способна исцелять душевнобольных людей. Молитва помогает определить верный жизненный путь, найти правильное решение трудной задачи, разобраться с проблемами. Прошение позволит преодолеть все препятствия.

Молитва перед этой иконой также обладает лечебным эффектом. Она помогает в лечении лихорадочных состояний, а также защищает от нападения ядовитых и диких животных.

Для получения помощи от Богоматери необходимо искренне верить, произнося молитву перед образом. Только вера и терпение помогут получить помощь от Девы Марии для успешного решения описанных выше жизненных проблем.

Видео «Сила иконы «Прибавление ума» Божией Матери»

Из видео вы узнаете историю написания иконы Божией Матери «Прибавление ума», а также о силе молитвы перед ее образом.

Текст молитвы для чтения

О Пресвятая Дево! Ты – Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго.

Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Прежде чем начать рассказ о первой написанной в России в традиции московской школы иконе Божией Матери «Прибавление ума», стоит рассказать о ее древнем изображении, которое в свое время послужило ее прообразом и вдохновило иконописцев на написание этого, ставшего столь почитаемым в Православии списка, вскоре после создания проявившего чудотворные свойства. Это известная на весь мир Лоретская икона Божией Матери и скульптурное изваяние Богоматери с Младенцем, находящиеся в итальянском городе Лорето, в Святом Доме, который, как ныне абсолютно достоверно доказали ученые, построен из камней Святого Дома, или Святой Хижины в Назарете, где родилась, росла и приняла Благовещение от Архангела Гавриила Пречистая Дева, а затем - обитало Святое Семейство. Святой Дом состоял из двух частей: скальной - выдолбленной в камне пещеры и каменной пристройки к ней. Гротовая часть теперь вошла в состав базилики Благовещения в Назарете как одна из ее главных святынь.

Святой Дом почитали все апостолы и ранние христиане, в него всегда входили с чувством особого духовного трепета, и, находясь в этих стенах, все испытывали особое, неизъяснимое благоговение, которое возникает и сейчас при посещении Святого Дома в Лорето. В раннехристианский период он стал одним из первых храмов христиан в Палестине. По Преданию, там же апостол и евангелист Лука написал на доске столешницы по благословению Пресвятой Богородицы Ее первую икону и вырезал из дерева скульптурное изображение в рост Ее и Богомладенца.

С первой четверти VII века практически весь Восток попал под исламское влияние. Был взят Константинополь, завоеваны все земли, где уже распространилось христианство – Персия, Сирия, Египет, Палестина, Северная Африка, юг Испании; мусульманские воители стремились подчинить и земли за Пиренеями. После четырех месяцев осады пал Иерусалим, и на месте разрушенного храма Соломона халиф Омар поставил мечеть. Пребывание христиан в Палестине, как жителей, так и паломников, становилось опасным для жизни. Паломники, которые возвращались, рассказывали о печальной участи и христиан, и святынь Святой Земли.

До начала XI века копилось возмущение христиан. В 989 крещена была Русь, но ростки христианства еще только набирали здесь силу, когда на Западе папская церковь вполне уже оформилась, обрела силу и воинственность, и с 1096 года началась пора крестовых походов против мусульманского Востока. До конца XIII века продолжалось это кровопролитное противостояние, и за этот период крестоносцы сумели вывезти на Запад множество христианских святынь, уцелевших за время мусульманского правления. С 1244 года, когда Османская империя распространила свою власть не только на Востоке, но и в землях юго-восточной части Европы вплоть до Италии и даже угрожала Риму, Иерусалим был утрачен для христианства. Но, благодаря крестовым походам, множество святынь веры было перевезено в Центральную и Западную Европу, дабы они избежали поругания и окончательного уничтожения. В мае 1291 года войска крестоносцев были вынуждены оставить Аккру, Тир, Сидон, Бейрут. Предание гласит, что разобранная каменная пристройка Святого Дома с иконой и скульптурным изваянием Богоматери с Младенцем, обернутыми фелонью, была одной из последних святынь, что они успели вывезти. Святой Дом перевезли в Далмацию, которая была областью Иллирии, исторической территории Хорватии, в VI веке присоединенной к Римской империи императором Августом. Было ли предпринято восстановление Святого Дома в Далмации - точных исторических сведений нет, но достоверно известно, что в 1294 году камни из стен Святого Дома, а также образ Пречистой были доставлены в итальянский портовый город Анкопу, а затем, приблизительно в период с 1465 по 1472 годы – в Лорето, где и состоялась полная реконструкция рукотворной части Святой Хижины.

Со временем история появления в Анконе Святого Дома превратилась в легенду, и жители города говорят уже, что Святой Дом явился сюда по морю, потому Лоретская Икона считается в католицизме покровительницей путешествующих по морю. О том, что Святой Дом пришел по волнам, есть свидетельство жителя Анконы Ринальдуччо: он утверждал, что его прапрадед лично видел и рассказывал, что Святой Дом прибыл «на волнах моря, как корабль». Но последняя найденная запись о прибытии Святого Дома говорит, что это могло было еще ранее – в 1440 году. Возможно, эмоциональное изложение события устами предка сеньора Ринальдуччо превратило путешествие Святого Дома по волнам на корабле в путешествие, как на корабле, поскольку случилось это по воле ангелов, покровительствовавших Эпиру – греческим землям, которые по северной границе примыкали к Иллирии, месту, куда поначалу из Палестины были доставлены камни, слагавшие стены Святого Дома. В Париже, в Национальном музее Средневековья и Термах Клюни хранится миниатюра XV века, изображающая Святой Дом, плывущий по морю на подобии плота, а над ним – Ангела Божия, охраняющего его во время пути. Суть миниатюры примиряет духовную и материальную суть события: да, Святой Дом прибыл по морю на корабле, но по Божией воле при посредстве и покровительстве сил бесплотных. В том же музее есть и еще одно произведение на ту же тему: изваянная из дерева скульптурная композиция, датируемая XV веком, «Легенда о Святом Доме в Лорето», в центре которой – скульптура с ангелами, которые несут Святой Дом на руках.

Место для воссоздания Святого Дома в Лорето также было выбрано не случайно: еще за век до перенесения его здесь была церковь «Святой Марии в лавровой роще». Здание святыни было восстановлено по точным чертежам, которые составили крестоносцы, прежде чем разобрать его в Назарете. Но у дома не было фундамента, стоял он у проезжей дороги, и жители опасались, что от резонанса в почве при проезде рядом здание может обрушиться, отчего и решили возвести вплотную вокруг Дома стены, которые, впрочем, быстро отошли от собственно его стен. В XV – XVI веках Святая Хижина в Лорето была окружена базиликой, сохранившейся поныне, и это место стало объектом всемирного полонения христиан, а все исследования ученых в 60-годах XX века совершенно точно доказали, что Святой Дом в Лорето в самом деле является той самой пристройкой пещеры в Назарете времени земной жизни Спасителя по всем исследуемым параметрам, как-то: техника обтесывания камней и кладки, сопоставление размеров сопредельных стен и плоскости их примыкания и так далее. Здесь, в алтаре под аркой за престолом, и находится ныне статуя Богоматери с Младенцем в окружении ангелов, ставшая прообразом иконы Божией Матери «Прибавление ума». Нынешнее изображение – вторично. Ученые полагают, что первое было вырезано не апостолом Лукой, а исполнено умбрско-макерджанским мастером гораздо позднее, в XIII – XIV веках. В 1921 году Святой Дом постиг пожар и древняя статуя сгорела, но скульптор Леопольдо Челани вырезал новую из древесины ливанского кедра по модели, воссозданной Энрико Кваттрини. Желая придать изваянию состарившийся вид, он зачернил его, но лик получился слишком темным. Сама же статуя Богоматери обернута в красный далматик, украшенный вышитыми золотыми крестами, драгоценными камнями и жемчужными нитями, глава Ее увенчана короной и окружена горящими лампадами – русский список повторяет все основные детали Лоретской святыни.

Кстати, православная версия иконы «Прибавление ума» теперь есть и в Лорето. Это отпечатки нашего русского списка, и паломники увозят с собой маленькие картонные иконки, под которыми по-итальянски написано: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». И на церковно-славянском: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости», тем самым напоминая и нам, что есть еще одно название этого образа, называемое «Ключ разумения», которое имеет то же историческое происхождение, но иной иконографический образ.

История возникновения образа Божией Матери «Прибавление ума» в России

С XVII века в рукописных сборниках исследователи-историки часто находили текст с названием: «Повесть о храме Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны». Этот текст является списком с рукописи первой половины XVI века, в которой изложен рассказ русских послов Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова об их посещении Рима и Лорето. Царь Василий Иоаннович направил их к папе Клименту VII для укрепления связей, которые к тому времени уже были достаточно тесными благодаря браку его родителей – Иоанна III и его второй супруги Софии Палеолог. Отец Софии, Фома Палеолог, византиец, был деспотом Мореи, так назывался тогда современный полуостров Пелопоннес, мать, Екатерина Дзаккариа происходила из древнего генуэзского рода.

Рукопись хранилась в библиотеке Московской Духовной Академии, судя по приписке в конце, была современна событиям, изложенным в ней. Приписка была датирована 1528 годом от Рождества Христова по современному летоисчислению и гласила: «В лето 7036. Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша».

Западная церковь была весьма заинтересована в присоединении Русской Церкви к католической в составе Флорентинской унии, о чем сохранился документ – письмо папы Льва X к Василию Иоанновичу от 1519 года. Позже и Климент VII начал переписку с Василием III, предлагая ему дружеские и союзнические отношения. Климент принял русских посланцев и предложил им посетить Святой Дом в Лорето. Это предложение было продиктовано не только и не столько духовными мотивами, сколько политическими – наличие общехристианских святынь, которых немало было вывезено с христианских земель Палестины, должно было поспособствовать усилиям присоединения Православной Церковь к католической унии. Посланцы вернулись, привезли с собой «Повесть…» с подробным описанием и святого Дома, и статуи Лоретской Богоматери, но следствия, которого мог ожидать папа Климент, не произошло. Напротив, по воле Божией чудесным образом свидетельство о Лоретской иконе преобразовалось на Руси в свой изумительный, совершенно русский, хотя несколько нетрадиционный, образ, написанный в московской школе иконописи.

В начале XX века русский этнограф и археограф А.А.Титов привел в одном из своих трудов рассказ настоятеля Романовского Крестовоздвиженского собора, протоиерея Владимира Мирославского об истории рождения образа «Прибавление ума».

Где-то сразу после событий, связанных с нововведениями в церковно-обрядовую и прочую жизнь Православия на Руси патриарха Никона, жил в Москве весьма благочестивый прихожанин, иконописец, который читал много церковных книг, изданных при патриархе Иосифе, а затем те же, но исправленные патриархом Никоном. Он прочел их все и стал думать, следование каким из них более угодно Богу, чтобы спасти ему душу свою. Он так долго и усердно думал, что в конце концов сошел с ума. В минуты, когда к нему на время возвращался разум, он молил Божию Матерь о полном вразумлении его и прекращении мук сумасшествия. Он молился столь горячо, что ему в видении явилась Божия Матерь с Младенцем Иисусом Христом, оба Они были обернуты фелонью с крестами, вышитыми по ней, над Ними парили Серафимы и ангелы со светильниками в руках, а у ног Их раскинулся Иерусалим, его образ в Вышних. Богородица велела ему написать Ее Пречистый образ таким, каким Она ему явилась в видении. Иконописец начал работу, но мог работать только в минуты просветления разума, видение было столь кратким, что он быстро забывал его, тогда он снова молился, чтобы Господь помог ему восстановить Ее образ. Так страдательно, но с любовью он написал этот образ, и, едва его закончил, как разум вернулся к нему. Образ же с тех пор и зовется «Прибавление ума», или «Подательница ума».

К иконе этой начали стекаться душевнобольные, находящиеся в нервном расстройстве, и многие получали исцеление – так говорят старожилы. Но более всего исцеление и помощь получали дети, имевшие сложности в обучении, да и икона получилась у иконописца радостная, яркая, дающая надежду на спасение из тьмы безумия и духовного, и мысленного.

Значение иконы

На иконе «Прибавление ума» Головы Матери и Сына увенчаны коронами, Богомладенец правой рукой благословляет предстоящих перед иконой. В левой у Него лежит держава – символ Царства. Над Ними на фоне звездного неба – три Серафима, вокруг ангелы со свечами-светильниками, у ног – Херувимы, и внизу Горний образ Иерусалима.

Конечно, и корона на голове, и алая фелонь, расшитая крестами, подобно лоретскому далматику, – все эти атрибуты свойственны западной иконописи, но, пропущенный через сердце русского иконописца, мастера московской школы, получился совершенно родной, русский образ Богоматери, держащей на руках своих Свет Истины, Солнце Правды.

Да, к этому образу обращаются за помощью, когда есть проблемы с ясностью мысли, в скудоумии и потере разума и памяти, но если быть последовательными и рассуждать, как те, кто хочет спасти прежде всего душу для Бога, то не обратиться ли к ней нам с молитвой о близких, о тех, кто, по обычным понятиям, не безумен. Вроде и рассудок у них в порядке, и интеллект на высоте, и все получается в материальной жизни, но душа далека от Бога и более того, сами они не желают принимать в расчет, что именно душа, не ум - самая великая драгоценность. Каким бы ни был ясным ум, твердой - память, душа без Бога, без Света Истины – бредет впотьмах и рискует забрести туда, откуда нет возврата.

Почему иконописец увидел именно этот образ, как узнал о нем? Более приземленно настроенные исследователи полагают, что среди рукописей и книг, которые читал иконописец, была и «Повесть…» о Святом Доме в Лорето. Он прочел ее, и подробное описание статуи Лоретской Богоматери отпечаталось в его подсознании, воплотившись потом в видении, потому он и увидел Богоматерь такой, какой потом изобразил. Но никогда нельзя отрицать Божественной сути происходящего, когда речь идет о святыне. Пусть так рассуждают сомневающиеся. Мы позволим себе иное объяснение – Пречистая желала, чтобы именно этот образ был в Православной иконописи, как равновесный католическому Лоретскому, образ, целиком и полностью принадлежащий России, воплощенный из сердца православного иконописца. И мы видим, что даже все западные заимствования – корона, звездное небо, необычность изображения доличного все равно несут на себе отпечаток Православной нашей Руси: они народны, и в них есть торжественность и величие и драматизм русской иконы. И обращаясь к этому прекрасному образу, каждый найдет, что просить у Богоматери перед ним – ясного состояния духа, светлого благочестия души, чтобы не увязла она в безумствах мира сего, а следовала за освещающей ее путь в сумерках земного бытия Истиной.

Богоматерь премудрая

Перед чудотворным образом «Подательница ума» молятся об успехах в учебе школяров и просвещении разума взрослых.

Разума много не бывает

С незапамятных времен православные свято чтут образ Божией Матери «Прибавление ума» (или иначе «Подательница ума»), хотя в наши дни икону с таким необычным названием редко встретишь в храмах. Ее происхождение связано с глубокой верой русских людей в Пресвятую Богородицу – ходатаицу перед Сыном Своим о даровании духовных благ, главным среди которых является озарение ума и сердца Божественной Истиной.

«Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло», – наставлял преподобный Антоний Великий. Рассказывают, что в старину к иконе «Подательница ума» приходили душевнобольные, и многие из них по своей вере получали от Пресвятой Богородицы исцеление.

Издавна родители, замечавшие у детей слабый ум или трудности в овладении грамотой, неизменно обращались за помощью к Богородице. И сегодня любящие матери молятся перед этим образом о просвещении своих детей.

«Подательница ума» считается и «профессиональной» покровительницей студентов – неудивительно, что празднование ее совершается 28 августа, накануне учебного года. Впрочем, многим взрослым тоже не мешает помолиться о прибавлении ума: как говорится, мудрости много не бывает.

Необычная икона

Среди других православных образов Божией Матери икона «Прибавление ума» выглядит весьма непривычно: Богоматерь и Христос вместе облачены в один длинный колоколообразный плащ-далматик красного цвета, расшитый золотыми крестами, украшенный драгоценными камнями. Общее одеяние символизирует неразделимость служения Богоматери и Ее Сына. В верхних углах иконы изображены лампады с языками пламени, под аркой портика сверкает звездное небо, внизу виднеется город, символизирующий Небесный Иерусалим. Над головами Богородицы и Младенца Христа, увенчанных царскими венцами, парят три Серафима, у подножия – Херувим с распростертыми крыльями, с обеих сторон – Ангелы с зажженными свечами.

Необычна не только иконография, но и история образа. Считается, что его создал в XVII веке иконописец, который во время церковного раскола долго не мог понять смысла реформы Патриарха Никона. Он так мучился в стремлении определить, какие богослужебные книги верны – старые или новые, что боялся потерять рассудок, поэтому стал просить Богородицу о вразумлении. Молитвы помогли ему получить ответ, а он исполнил обещание, данное Пресвятой Деве, и написал ее в том образе, в котором Она ему явилась.

Назарет – Лорето – Москва

В начале ХХ столетия русский ученый-этнограф, археограф, писатель Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из итальянского города Лорето. Он писал: «В Лорето находится Святой Домик, или Святая Хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем, сходно с нашей иконой ”Прибавление ума”, которая западного происхождения, только переделана на ”московский манер”»

Когда-то Лоретская статуя Богоматери хранилась в маленьком домике в Назарете, где родилась и жила Пресвятая Богородица. В XIII веке, когда турки стали завоевывать восточные земли, множество христианских святынь было перенесено с Востока в Западную и Центральную Европу. Епископу города Лорето явилась в видении Царица Небесная, сказавшая ему: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега». Так и случилось: и Святой Дом, и кедровая статуя переехали в Лорето. Место было выбрано не случайно: историки свидетельствуют о том, что в этом итальянском городе еще за столетие до перенесения Дома Богоматери находилась церковь «Святой Марии в лавровой роще».

Святой Дом в Лорето имеет три стены, в его восточной части расположен алтарь, где за престолом под аркой установлено изваяние Богоматери с Младенцем. На их головах – драгоценные короны; правой рукой Христос благословляет, а в левой руке сжимает державу – символ царской власти. На Руси первые образы Лоретской Богоматери появились в XVI веке, вскоре после посещения Святой Хижины русскими паломниками. Сохранились документальные подтверждения переписки папы Римского Климента VII с Великим князем Василием III, который направил в Италию для переговоров Еремея Трусова «со товарищи». Гостеприимный папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето и осмотреть древние христианские святыни. Описание этого путешествия под заголовком «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны» вскоре распространилось в многочисленных списках по всей Руси, а затем было воплощено и в красках.

Гости города Лорето, посетившие Дом Святого Семейства, получают в дар картонную иконку «Прибавление ума», на которой под итальянским образом добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».

Рассказывают, что в старину к иконе «Подательница ума» приходили душевнобольные, и многие из них по своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление.

В Москве этому чудотворному образу Богородицы можно помолиться в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, рядом со станцией метро «ВДНХ». По преданию, нарядную церковь в стиле «узорочье» построили в 1676–1682 годах как часть комплекса «путевых дворцов» царя Алексея Михайловича на пути в Троице-Сергиеву Лавру. Молельные комнаты царя и царицы сохранились в храме до наших дней. Образ «Прибавление ума», подаренный храму в XVIII веке неким архимандритом, размещен у южной стены храма.

К радости православных, в России есть храм, где находится самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума». В Ярославской области, в 370 километрах от Москвы, на берегах Волги расположен старинный город Тутаев (Романов-Борисоглебск) – безусловная жемчужина русской провинции. Первое упоминание о церкви Покрова Божьей Матери, в просторечье Покровки, относится к XVII столетию. Именно здесь, в приземистом одноэтажном храмовом здании трапезного типа сохранилось несколько чудодейственных икон, в том числе и образ Богородицы «Прибавление ума».

«Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло», – наставлял преподобный Антоний Великий. «Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сир. 1,1), – гласит Священное Писание. Царь Соломон просил Господа даровать ему «сердце разумное, чтобы… различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3,9). Бесспорно, кроме человеческого интеллекта Соломон обладал еще и Божественной мудростью: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря» (3 Цар. 4, 29). «Будь осторожен: береги свой ум», – этими словами выразил праведный Иоанн Кронштадтский сущность святоотеческого учения об «умном делании» и хранении ума.

Икона Божией Матери «Подательница ума» издавна считается
«профессиональной» покровительницей студентов

…Многие паломники, приезжающие поклониться святыням в Лорето, Москву или Романов-Борисоглебск, не раз возвращаются туда, для того чтобы поблагодарить Божию Матерь за повышение интеллектуальных способностей и просвещение ума.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Подательница ума»

Богородице Пречистая, Доме, Егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред Пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им союз любве нерушимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов честнейши и Серафимов славнейши сущая. Мы же, дивная дела и многоразумную Премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.