Пётр Гринёв. Редкий любительский рисунок с частного сайта

Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), сон как бы продолжает описание бури. Сон Гринёва наделён функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Важно помнить при этом, что увиденный сон - вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринёв: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринёв помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить всё время так же, как Гринёв, «соображать» с ним всё случившееся с мемуаристом во время пугачёвского восстания.

Гринёв и Маша Миронова

Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны никогда не забываются человеком до тех пор пока не сбудутся. Пушкин знал эти верования. Оттого Гринёв и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.

Гринёв перед Емельяном Пугачёвым

Какой же сон видел Гринёв? Ему снилось, что он вернулся домой:

«Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. ʺТише,- говорит она мне, - отец болен при смерти и желает с тобою проститьсяʺ. - Поражённый страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: ʺАндрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови егоʺ. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с чёрной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: ʺЧто это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?ʺ - ʺВсё равно, Петрушка,- отвечала мне матушка, - это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословитʺ…»

Поединок Гринёва со Швабриным

Обратим внимание на подчёркнутую реальность событий сна и действующих лиц - всё буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»… Символическое в ней будет проявляться по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа - тогда родится догадка, что мужик с чёрной бородой похож на Пугачёва, что Пугачёв так же ласков был с Гринёвым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачёве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, всё отчётливее выступала его символическая природа.

Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринёв не хочет исполнить просьбу матери - подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мёртвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: ʺНе бойся, подойди! под моё благословение…»»

Мужик с топором, мёртвые тела в комнате и кровавые лужи - все это уже открыто символично.

Топор в руках злодея… Приснился Гринёву уж не тот ли топор, который потом взял в руки Раскольников?

Вспомните об этом в нужный момент

Альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, где учатся 5 лет очно или 6 лет заочно, - Школа писательского мастерства Лихачева. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев, а по желанию учащегося - и того меньше. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки и получите чувствительные скидки на редактирование своих рукописей.

Инструкторы частной Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает круглосуточно, без выходных.

Я не первый, кто указывает сейчас на связь «Капитанской дочки» с фольклором. Но, указывая на нее, исследователи ищут подтверждение этому: кто - в иных образах или мотивах романа, кто - в эпиграфах к главам, кто - в пословицах и поговорках, разбросанных по речам его персонажей.

Первое, что поразило Петрушу во встречном, - это воистину его волчье чутье. «Дымком пахнуло», - объяснил дорожный, почему надо ехать в указанном им направлении, хотя кроме него никакого дымка никто больше не почувствовал. Не услышал его даже ямщик, который по должности обязан быть предельно чуток ко всему, что происходит вокруг (да он и был таким: ведь это он предупредил Петрушу о надвигающемся буране).

Дело не только в том, что пророческий сон Гринева («чудный» называл такие сны сам Пушкин) представляет собой как бы сжатый конспект «странных обстоятельств» жизни героя, которые и занимают целиком его «семейственные записки», являются основным художественным предметом исследования романа «Капитанская дочка». И не в том, что отдельные детали этого сна совпадают с реальностью: Петруша на самом деле отказался целовать Пугачеву ручку, Пугачев на самом деле на него за это не обиделся. Да и посаженым отцом Гринева Пугачев чуть было не стал на самом деле. Точнее, как раз все эти совпадающие с реальностью фрагменты «чудного» Петрушиного сна говорят о возможностях оборотня, которого увидел Гринев в чернобородом мужике. Его окликают отцовским именем, он лежит в отцовской постели, но оказывается не отцом. Все «с печальными лицами» ожидают его близкой кончины, а он весело посматривает на Пет-рушу. Нарубил топором множество народу, залил спальню кровавыми лужами, но к Гриневу ласков - проявляет готовность благословить его…

  • «Бесы»: «Кони стати… “Что там в поле?” - / “Кто их знает? пень иль волк?”»
  • «…Или волк или человек», - говорил, как мы помним, о нем ямщик, не подозревая, конечно, о том, что обозначает самую суть фольклорного образа романного героя. «Вера в превращения или оборотничество, - писал крупнейший наш толкователь фольклора А.Н. Афанасьев, - принадлежит глубочайшей древности; источник ее таится в метафорическом языке первобытных племен». Так веровал народ на Руси в вовкулаков, которые днем (при свете) были обычными людьми, но ночью (во мраке) оборачивались волками. «Они, - рассказывает о вовкулаках А.Н. Афанасьев, - состоят в близких сношениях с нечистыми духами, и самое превращение их в волков совершается при помощи дьявольской».
  • Значение символических снов Гринева в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина и Раскольникова - в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского

    Как океан, объемист шар земной,

    Земная жизнь кругом объята снами...

    И бездна нам обнажена

    С своими страхами и мглами...

    Ф. И. Тютчев

    Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время - время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон литературного героя - это часть истории его души.

    Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке, где "полужуравль и полукот". И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями "простонародной старины". Вместе с Катериной Островского мы улетаем из "темного царства" Кабанихи и Дикого в светлый мир грез. Вместе с Обломовым мы попадаем в застойный рай спящей Обломовки. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского.

    Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? Попробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева - предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны Раскольникова - раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в "нежные видения полусонья", Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны. Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное... Вместо отца - бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта - этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон - знак, то сон Гринева - знак судьбы.

    Таким знаком предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова убийство", он все время спрашивал себя: "...да разве то будет?" Он сомневался, готов ли совершить худшее из насилий живым существом. И во сне маленький Родион, плачущий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: "Не убий!" Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что убийство противно человеческой натуре.

    И тут мне вспомнилось "хорошее отношение к лошадям" В. Маяковского. Та же толпа, смеющаяся над упавшей лошадью, те же слезы живого существа... И своеобразное видение поэтом гуманизма: ...все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. Но Раскольников находит для старухи-процентщицы другое слово - "вошь", из вшей самая наибесполезнейшая. И снится ему сон, будто бьет и бьет он топором по голове старушонку, а она хохочет да хохочет. Родион и до сна готов ее другой раз убить бы, если б очнулась. Почему он так много думает о ней? Настоящий герой его теории ("пророк", Наполеон) не думает ни о каких старушонках. Он поставил бы поперек улицы батарею и "дул бы в правого и виноватого", не испытывая угрызений совести. А раз Родиону снится старуха-процентщица, значит, у него угрызения совести; значит, "слабак", "тварь дрожащая". Вот этого и не может простить Родион старушонке. Если эти сны отражали борьбу, происходящую в душе героя, то в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского, полемизирующего с теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Эти идеи снились Родиону в виде трихин, микроскопических существ, наделенных умом и волей. Гнездились они в мозгах людей. Самым страшным для Достоевского было то, что зараженные этими трихинами считали себя самыми умными и непоколебимыми в своей правоте.

    Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И потому зараженные трихинами люди не знали, что есть добро, что есть зло, и убивали друг друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины. Этот сон Раскольникова открывает перед нами заветную мечту Ф. М. Достоевского о том, что спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества. Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезненных снов?

    Сон Гринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Достоевский снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон повествования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что "Капитанская дочка" - это рассказ автора об исторической трагедии, которая была, а "Преступление и наказание" - предостережение об исторической трагедии, которая может быть.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

    Вещий сон Петра Гринёва и его значение в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Подобное толкование какое? о чем это? Поясни! противоречит самому принципу повествования Пушкина -- с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. помнить при этом, что увиденный сон -- вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания. Отредактируй кусок, чтобы прояснить мысль.

    Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, «никогда не забываются человеком до тех пор, пока не сбудутся» `. Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.

    Сон Гринева

    Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,-- говорит она мне,-- отец болен при смерти и желает с тобою проститься». -- Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» -- «Всё равно, Петрушка,-- отвечала мне матушка,-- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»…»

    Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц -- все буднично, ничего символического в описанной картине нет.

    Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»… Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа -- тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.

    Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери -- подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойди! под мое благословение…”»

    Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи -- все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже -- уже не во сне, а наяву.

    Также Гринев - молодой человек, который ищет в жизни свою дорогу.

    Сон Гринева -- предсказание, каким будет этот тернистый путь.

    Герой выведен обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в "нежные видения полусонья".

    Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное... Вместо отца -- бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта -- этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон -- знак, то сон Гринева -- знак судьбы.

    Таким образом, сон Гринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Совершенно особую роль в романе играет этот сон, который герой видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым.

    Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности «Капитанской дочки». Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.

    "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Капитанская дочка" - творения пушкинского гения, известные каждому школьнику. Что позволяет нам поставить их в один ряд и избрать в качестве объекта исследования? В каждом из этих произведений герои видят сны, функция которых в структуре текста представляет для нас интерес.

    Попытаемся определить место сновидения в развитии сюжета каждого из перечисленных произведений. Внимательно читая текст, нетрудно заметить, что герои видят сны перед какими-то решающими событиями. И связано это с тем, что в судьбе каждого героя сны играют роль пророчества, предсказания: такова важнейшая функция сна в сюжете пушкинских произведений.

    Итак, что же предвещают сны героям? "Все тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон!..." - это первые слова, которые произносит в трагедии "Борис Годунов" Григорий Самозванец. И этот сон предвещает герою то, что с ним случится в скором будущем:

    …Мне снилося, что лестница крутая

    Меня вела на башню; с высоты

    Мне виделась Москва, что муравейник;

    Внизу народ на площади кипел

    И на меня указывал со смехом,

    И стыдно мне и страшно становилось -

    И, падая стремглав, я пробуждался…

    Характерно, что пробуждение пушкинских героев происходит в кульминационный момент сновидений. Свои сны герои, как правило, не досматривают. Примечательна эмоциональная наполненность сновидения: "…И стыдно мне и страшно становилось…"

    Падение в конце сна - тоже эмоция, хотя и видоизмененная и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательная эмоциональность сна Григория перекликается с финалом трагедии. Когда "кипящий" на площади народ в "ужасе молчит" и отказывается приветствовать Григория - "Димитрия", - это своеобразное предвестие "падения". Иерархичность пространства сновидения (верх - низ), несомненно, связана с боязнью падения на глазах у смеющейся толпы. При этом сам герой в своем сне пассивен: он оказывается на башне как бы не по своей воле - его ведет наверх лестница, - и точно так же подневольно стремительное падение самозванца.

    Примечательно, что роль Дмитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена и рассказа о "проклятом сне", сном и заканчивается: "Ложится, кладет седло под голову и засыпает".

    Сон-предсказание Петруши Гринева в повести "Капитанская дочка"

    Интересно сопоставить сны Григория и Петра Андреевича Гринева (повесть "Капитанская дочка").

    "Мне казалось, буран еще свирепствовал, и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы <…>. С беспокойством выпрыгнул я из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце…" "Тише, - говорит она мне, - отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься. Пораженный страхом, я иду за нею в спальню <…> Что ж? Вместо отца моего вижу? В постели лежит мужик с черной бородой, весело на меня поглядывая. Я в недоумении обратился к матушке. "Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика? <…> Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог… Ужас и недоумение овладели мной. И в эту минуту я проснулся…" Бросается в глаза явная абсурдность сновидений: отец оказывается настоящим, и, несмотря на тяжелую болезнь, он весело "поглядывает", да еще и вскакивает с постели и машет топором.

    Сновидение наполнено нарастающими эмоциональными переживаниями героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение.

    Финал сна Гринева схож с финалом сна Григория: пробуждение в момент наивысшего психологического напряжения. Интересно, что переживания героя отражаются в природных явлениях ("буран еще свирепствовал"). "Буран" в контексте повести - весьма многозначительный образ, связанный не только с чувствами героя, но и с историческими событиями того времени.

    Здесь так же, как и во сне Григория, поведение "сновидца" пассивно: случайный приезд домой (на самом деле Гринев едет из дома), подчинение обстоятельствам, невозможность убежать от мужика с черной бородой, образ которого, кстати, возникает не случайно: сну предшествовала встреча с вожатым, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым - царем - самозванцем (во сне он фигурирует как отец-самозванец). Мать Гринева называет мужика "посаженным отцом" и это опять-таки не случайно - достаточно вспомнить, какую роль сыграет Пугачев в судьбе Маши и Гринева. Гринев признает, что это "сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним разные обстоятельства моей жизни".