Готовы ли россияне усыновить «особенного ребенка» и почему растет интерес к малышам с синдромом Дауна, рассуждает эксперт по усыновлению Галина Семья.

О том, как изменилась ситуация с усыновлением детей-инвалидов за последние годы в рамках проекта «Все включены!» «Росбалту» рассказала доктор психологических наук, эксперт в вопросах усыновления, сопредседатель экспертного совета комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Координационного совета при президенте Российской Федерации по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», руководитель рабочей группы «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» Галина Семья.

— Галина Владимировна, за последние годы законодательство в сфере усыновления претерпело кардинальные изменения. Как это сказалось на практике?

— Статистику интересно смотреть с 2007 года. Это такая точка отсчета. Тогда впервые семейное устройство детей-сирот попало в фокус внимания первых лиц страны. Это было знаменитое послание президента губернаторам и правительству РФ (кажется, 2005 год): сократить число детей-сирот в организациях, найти механизм за счет семейного устройства. Это все подкрепилось — такого раньше не было — как изменением законодательства, так и финансовой поддержкой с федерального уровня. До этого момента ни о каких деньгах, которые шли бы в регионы, разговора не было — семейное устройство сирот всегда было расходной статьей регионов.

Когда с федерального уровня пошли деньги, губернаторов заставили подписать соглашение, поднять выплаты на содержание ребенка до 4 тысяч в месяц, размер вознаграждения родителям — до 2,5 тысяч. Пошли субвенции и субсидии из федерального бюджета в регионы. Речь шла о достаточно больших суммах, поскольку была введена единовременная выплата всем, кто брал детей на любую форму семейного устройства (10 тыс. рублей — с индексацией).

— Иными словами, государственная политика нацелилась на развитие института приемной семьи.

— Да. Получая эти деньги, регионы сами стали развивать систему стимулирования кандидатов и поддержки замещающих семей. Кто-то существенно увеличил размер единовременной выплаты. Например, Калининград поднял эту сумму до 600 тыс. рублей — при усыновлении.

Да, основной акцент делали именно на усыновлении. Этот институт в России всегда развивался не слишком активно. Дело в том, что есть другая форма — опека и попечительство, при которой ребенок не теряет своих прав на жилье, поступление в вуз. Как только вы усыновили — все, государство становится в позицию контролирующего.

Чтобы институт усыновления развивался, регионы за счет бюджета стали увеличивать единовременные выплаты. Некоторые стали платить усыновителям пособия. Например, Белгородский регион установил ежемесячную выплату в размере 50% той суммы, которая тратится на содержание ребенка в детском доме. Давали служебные квартиры, если жилищные условия не позволяли взять ребенка.

Все это заработало еще и потому, что в отчетность губернаторов ввели показатель, связанный с семейным устройством детей-сирот.

В результате, с 2007 по 2012 год произошел резкий скачок устройства детей в семьи.

Тогда же регионы стали вводить свои собственные небольшие добавки — 100-200 рублей в месяц для тех, кто взял из приюта ребенка-инвалида.

— Небольшие деньги, хочу заметить. А что произошло потом?

— В 2012 году выходит «закон Димы Яковлева» и одновременно указ президента об упрощении процедуры усыновления. В этом же году, 1 июня, утверждается Национальная стратегия действий в интересах детей.

В результате существенно увеличивается единовременная выплата: с 10 тысяч (13 тысяч к 2012 году с учетом инфляции) до 100 тысяч, если вы берете ребенка-инвалида.

Упрощается процедура семейного устройства. Это означает отказ от жестких требований к жилью, доходам, удлинение срока действия различных справок. В 2013 году создается рабочая группа в Госдуме, которую возглавляет Неверов. Туда входят депутаты от разных фракций, большое количество экспертов и НКО.

Заседали долго, криков было много, общественники тут же вытаскивали на поверхность все случаи, когда закон не работал или работал не так. Хочу сказать, что такой продуктивной работы я не видела никогда. За два года было принято около 40 поправок. Причем, если поправка не срабатывала, ее корректировали.

Например, Минздрав составил список тех, кто не может взять детей на воспитание. Туда попали семьи, в которых есть ВИЧ-инфицированные. Получилось, что, взяв ребенка с ВИЧ, взять второго — с таким же диагнозом — вы уже не могли. Где-то в июне пошли первые сигналы, и уже к сентябрю — октябрю необходимые поправки были внесены.

Как раз тогда, когда единовременные выплаты подняли до 100 тысяч, регионы вступили со своим бюджетом, чтобы усилить эту позицию. Есть регионы, например, Краснодарский край, которые в течение трех лет платят по 250 тысяч за усыновление ребенка-инвалида. Конечно, самая большая выплата на Сахалине: за усыновление ребенка-инвалида, проживающего в регионе, платят миллион рублей.

В Московской области в приемной семье, которая берет ребенка-инвалида, каждый из родителей получает вознаграждение в размере 25 тысяч рублей в месяц (регулярно). Чуть больше 20 тысяч — это пособие на содержание ребенка. Причем, если в других регионах за второго ребенка-инвалида добавляют сравнительно небольшую сумму, то в Подмосковье вы получаете ровно такую же — на каждого взятого из приюта ребенка с инвалидностью. Когда в области эту меру ввели, у них в 2,5 раза за год выросло устройство детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Москва запустила пилотный проект по выделению приемным семьям квартир. Так, если вы берете пять детей, и из них трое — инвалиды, вам предоставляется служебная квартира. Если в течение 10 лет вы сотрудничаете, воспитываете детей, получаете услуги по сопровождению, то по истечении этого срока город предоставляет вам свое собственное жилье — по нормам. Любой гражданин мог стать участником проекта. Сейчас его планируют расширять. Насколько мне известно, речь идет уже о 100 квартирах.

Московская область ввела у себя нечто подобное. Проект называется «Семейный городок», в котором квартиры предоставляются приемным семьям, воспитывающим в том числе детей с инвалидностью.

— Каких результатов добились в итоге?

— Детей стали активно стали разбирать в семьи. На малышей стоят очереди. Белокурых и голубоглазых — классика жанра — уже не найти. Сейчас в региональном банке данных остались: 70% — дети подросткового возраста, 25% — дети-инвалиды.

За это время произошло еще две революции. В частности, из Семейного кодекса исчез пункт «определение в организацию для детей-сирот» как форма устройства. Раньше детский дом был альтернативой опеке или усыновлению. Сейчас, согласно закону, приют — лишь временная мера. Определив его в детский дом, рано ставить точку. Понятно, что сразу всех мы не устроим, но этот пункт принципиально изменил все. В первую очередь, направление деятельности организаций для детей-сирот. Они никогда активно не занимались семейным устройством, теперь же обязаны это делать. То, сколько времени находится ребенок в приюте — один из новых показателей работы детских домов. Это в том числе относится к детским домам — интернатам (ДДИ), где живут очень сложные дети.

Вторую революцию произвело постановление правительства РФ № 481, которое связано с требованием о создании условий, приближенных к семейным, в организациях для детей-сирот, с выводом детей на обучение вне учреждения. В Москве в прошлом году все дети, включая воспитанников ДДИ, ушли учиться в систему образования. В регионах для многих ДДИ это стало открытием. Москва сделала следующим образом: если ребенок не может ходить в школу, ему организуют «надомное» обучение. То есть, для разных категорий детей можно найти разные формы включения их в образовательный процесс. Они все должны получать образование, по возможности — вне интернатов.

— А как меняется сегодня формат сиротских учреждений?

— Детские дома переименовывают в центры содействия семейному устройству, школы-интернаты закрываются. У нас много регионов, где нет уже ни одной. Интернаты для сложных детей объединяют с обычными детскими домами, пытаясь таким образом сделать так, чтобы дети-инвалиды не были изолированными. Эти дети показывают потрясающие успехи в социализации и развитии, когда идут в обычную среду. Если посмотреть на начало 2015 года, у нас было 270 коррекционных детских домов и школ интернатов, в которых воспитывалось 21,5 тыс. детей-сирот с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. В обычных детских домах на тот момент воспитывалось 8,6 тыс. детей-инвалидов.

— Не кажется ли вам, что все это — временный эффект?

— Конечно, когда идет изменение политики, вливание денег, мы видим всплеск. Но рано или поздно он затихает. Чтобы не потерять темпы, нужно придумывать что-то новое. Сейчас это создание института профессиональной семьи. Это то, что в законодательстве будет называться «социальное воспитание». Это поправки в Семейный, и главное — в Трудовой кодекс. Правда, пока чиновникам из Минтруда пока не очень понятно, что является предметом труда. Это и тормозит процесс.

Речь идет о том, что регион, если ему это нужно, может по трудовому договору нанимать социальных воспитателей — семью. У нас приемные и патронатные родители заключают гражданско-правовой договор. Здесь речь идет именно о трудовом, что влечет за собой все трудовые обязательства — отпуск, больничный, стаж, пенсия. Регион будет сам определять, для какой категории детей ему нужны социальные воспитатели. Это, конечно, дети-инвалиды, подростки, дети-сиблинги. То есть, как только вы выявили ребенка, его сразу же можно будет передать на воспитание в такую подготовленную семью, минуя детский дом.

Схема такая: в начале устанавливается опека или попечительство над ребенком, то есть, семья 24 часа в сутки является опекунами этого ребенка. В дополнение к этому она заключает трудовой договор о том, что родители будут реализовывать специальную программу реабилитации ребенка. За это они будут получать зарплату. У них будет отпуск, который будет компенсироваться деньгами, они смогут оформить больничный и так далее. Они работают 8 часов в сутки, все остальное время они — опекуны, поэтому никаких разговоров о переработках в воскресные дни (то, на что наткнулась Белоруссия, реализуя у себя похожую схему), не будет.

При этом если вы больше не хотите «работать», вы можете отказаться от трудового договора, и по-прежнему оставаться просто опекунами.

— Я знаю, что существует школа приемных родителей, через которую проходят все кандидаты. К тому, чтобы взять в семью ребенка с инвалидностью там готовят как-то по-особому?

— Для семей, которые готовы взять ребенка с инвалидностью, важна специальная подготовка. Поэтому сейчас Минобр разрабатывает рекомендации по дополнительному модулю в рамках школы приемных родителей. Я сейчас не готова сказать, каким будет объем этого модуля, вместо чего-то он будет идти или дополнительно. Все это мы узнаем уже в конце года.

С 2012 до 2014 года численность детей в банке данных сократилось на 31%, при этом, число детей с инвалидностью увеличилось на 60%. У нас очень мощно инвалидизируется банк данных, поскольку таких детей устроить в семьи сложнее всего.

Кстати, очень хорошо «разбирают», если можно употребить такое слово, детей с синдромом Дауна. Во многом это происходит благодаря хорошей работе Даунсайд Ап, который оказывает помощь таким семьям. Кроме того, очень важно, что те медийные лица, у которых свои дети с синдромом Дауна, не отказываются от них, не стесняются их. Очевидно, это тоже имеет свой эффект.

— И все же, несмотря на серьезную подготовку, нередко родители не справляются, и дети вновь оказываются в приютах…

— Да, по результатам 2015 года возврат слегка вырос. Это очень настораживающий фактор. Причем, каждый четвертый родитель, который вернул ребенка, прошел школу приемных родителей. Почему это произошло, нужно разбираться. Возможно, дело в том, что не в полную силу пока работает служба сопровождения. Она пока тоже добровольная.

— Как вы считаете, то, что в банке данных растет доля инвалидов, как-то связано с «законом Димы Яковлева»?

— Про этот закон уже можно забыть. Он, конечно, имеет свою моральную сторону. Но в то же время именно он стал катализатором тех процессов, которые начали происходить здесь, в России.

Усыновители начали брать инвалидов. Конечно, многие не справляются. Но это еще не означает, что они их возвращают, хотя приходится сложно. Плохо другое. На мой взгляд, благодаря сильной поддержке со стороны государства у некоторых семей начала формироваться иждивенческая позиция. Выплаты большие, детей взяли, в руках оказались хорошие деньги, возросли аппетиты — оформить ипотеку, взять в кредит машину получше. А нужно ведь и детей содержать. И вот многие приходят и говорят: «А дайте нам еще детей-инвалидов, нам нужно гасить кредит».

А некоторые говорят: «Не хотите делать того, о чем я прошу — я отдам ребенка». В таких случаях я всегда говорю — отдавайте!

Вот это иждивенчество и наглость стали проявляться, особенно в спецпроектах, где сулят немалые деньги.

Выход — социальное сопровождение, усиление контроля и дотошный отбор кандидатов. Мы уже несколько лет бьемся за то, чтобы ввести обязательное психологическое обследование.

А то ведь как удобно взять детей, например, с расстройством аутического спектра, которые ничего не скажут, и предъявлять их в случае проверки.

— С нового года материнский капитал разрешили тратить на реабилитацию детей-инвалидов. Поможет ли это сократить число отказов?

— Думаю, да, процент отказов сократится. У нас есть определенный процент родителей, которые вынуждены сдавать детей государству только потому, что нет денег. Ведь дети-инвалиды — это намного сложнее, чем обычные, здоровые.

Чем мы в этом отношении отличаемся от Штатов? Мы быстрее устраиваем детей в семьи — у них это очень сложный и длительный процесс. Но там вообще крайне мало детей-инвалидов в системе, потому что поддержка семей с детьми-инвалидами очень сильная. А у нас, увы, нет. То есть, с этим нам тоже придется поработать.

Фото - фотобанк Лори

Если же сотрудники органов опеки выявят несоответствие установленным требованиям, то они оформят письменный отказ, который, в случае несогласия, возможно обжаловать в судебном порядке. Поиск ребенка Если опека выдала положительное заключение, то граждане могут приступить к поиску ребенка, воспользовавшись единой электронной базой, расположенной по адресу: http://www.usynovite.ru/db/?p=3&last-search. После того, как ребенок выбран, гражданам необходимо вновь обратиться в опеку и получить разрешение на его посещение. Срок действия разрешения на посещение ребенка составляет 10 дней – если отведенное время будет пропущено, то процедуру придется повторять заново. В рамках разрешения усыновитель имеет право познакомиться и пообщаться с ребенком, а также ознакомиться с его медицинской документацией.

Как усыновить ребенка из детского дома? непросто, но вполне реально

Подготовка будущих усыновителей В 2012 году в перечень обязательных требований к приемным родителям было включено прохождение подготовки. Но и из этого правила есть исключения. Так, в соответствии с законом, вправе не проходить подготовку:

  1. Граждане, являющиеся близкими родственниками ребенка, усыновление которого требуется осуществить.

    К близким родственникам относятся: сестры, братья, бабушки и дедушки.

  2. Лица, которые уже ранее усыновляли/удочеряли ребенка. То есть если граждане уже становились приемными родителями, то подготовку проходить им не нужно.

Все остальные граждане должны пройти подготовку, которая в одних населенных пунктах производится на бесплатной основе, а в других – на платной.

Как правило, перечень мест, где можно пройти обучение, можно уточнить в органах опеки.

Как усыновить ребенка из детского дома?

Видео: Порядок усыновления ребенка Органы опеки и усыновления (ООП) С полным пакетом документов граждане, решившие усыновить ребенка, идут в ООП. После оформления бумаг потенциальных родителей ожидает визит сотрудников ООП домой.

Составляется акт обследования жилищных условий. Жилплощадь должна быть ухоженной, чистой, убранной. В течение 15 дней сотрудники готовят заключение. Если впечатление о гражданах, которые желают усыновить ребенка, положительное, их признают кандидатами в усыновители.

Если последует отказ, он должен быть оформлен в виде официального письма с указанием причины. Поиск ребенка Поиск ребенка можно вести через Федеральный банк данных о детях-сиротах (http://www.usynovite.ru/db/?p=3&last-search) или базу видео анкет детей-сирот, также через ООП по месту жительства или Регионального оператора ГБД о детям-сиротах.

Инвалидность и усыновление детей

  • 1 Кто может быть усыновлен или удочерен
  • 2 Кто может стать усыновителем
    • 2.1 Требования
    • 2.2 Мать одиночка
    • 2.3 Иностранные граждане
  • 3 Как взять ребенка из детского дома
    • 3.1 Куда обращаться
    • 3.2 База данных
    • 3.3 Порядок оформления
    • 3.4 Необходимые документы
    • 3.5 Основания для отмены
  • 4 Особенности усыновления ребенка из детского дома
    • 4.1 Согласие на усыновление
    • 4.2 Определение фамилии, имени и отчества ребенка
    • 4.3 Тайна усыновления
  • 5 Выплаты и льготы
    • 5.1 Материнский капитал
  • 6 Законодательное регулирование

Конечно же, почти все семейные пары мечтают обзавестись своими детьми, но далеко не для всех эта мечта становится реальностью ввиду множества причин.

Усыновление ребенка инвалида

    Автобиография

    Усыновителю необходимо будет предоставить и автобиографию, указав в ней Ф.И.О., адрес и место рождения, образование, место работы и должность, уровень заработной платы, а также иные важные, по его мнению, сведения.
  1. Справка от работодателя

Также усыновителю потребуется приложить справку с места работы, содержащую сведения о должности, которую он занимает, и уровне его заработной платы. Если лицо осуществляет частную предпринимательскую деятельность, вместо справки подойдут декларации о доходах за несколько предыдущих периодов.

  1. Документы на объект жилой недвижимости

Обследование жилой площади, где ребенок будет проживать совместно с усыновителями, является неотъемлемой частью рассматриваемого процесса.

Именно поэтому заявителю нужно будет предъявить документы, связанные с данной жилой недвижимостью.

Как проходит усыновление ребенка-инвалида

Внимание

Также будут проверяться не только условия проживания, но и личностные качества по характеристикам с мест работы и проживания. к содержанию Порядок усыновления ребенка из детского дома Первое, что следует сделать, это пойти к инспектору органов опеки и усыновления по месту проживания. Здесь и будут получены ответы на вопросы о сроках, документах, которые нужно подготовить.


Следует иметь в виду, что бумаги готовятся сразу в двух экземплярах – для отдела опеки и попечительства (далее ООП) и для суда. Разумеется, нужно будет написать заявление в управление ООП с просьбой о выдаче заключения, что претендент не имеет препятствий и годится на роль усыновителя.


Список нужных бумаг уточняется в каждом конкретном случае работником ООП. Срок действия всех документов, собранных для усыновления, составляет 1 год, кроме медицинского освидетельствования, которое действительно всего 3 месяца.

Как усыновить ребенка из детского дома и кто может быть усыновителем

Когда все бумаги с заявлением приняты для рассмотрения и подготовки ответа, жаждущие вкусить родительского счастья получат результат в течение 15 - 30 дней. Это время нужно для проверки сведений, предоставленных в ООП, о состоянии жилья, о личностях потенциальных папы и мамы или одного из них.

В ответе отдела опеки может содержаться отказ или будет выдано заключение с положительным результатом. Если вы желаете усыновить/удочерить ребенка, то в органы опеки нужно подать это заявление: Скачать образец.
к содержанию Поиск ребенка по базе данных: где брать информацию о детях, нуждающихся в семье Данные о детях, нуждающихся в семье, есть в региональной базе данных или в ООП по месту расположения конкретно выбранного детдома.

Порядок усыновления из детского дома: требования к усыновителям, документы

Важно

Личность заявителя установлена, дееспособность проверена, подпись заверяю. «17» марта 2018г. Руководитель органа опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка Любенцева Вероника Григорьевна (подпись).


Также при принятии ребенка в семью (если ему нет 10-лет), от кровных родителей требуется нотариально заверенное согласие на усыновление, но могут возникнуть некоторые затруднения, если:
  • родители пропали без вести либо скончались;
  • не дееспособны;
  • лишены родительских прав.

Определение фамилии, имени и отчества ребенка Смена фамилии имени и отчества малыша может произойти при желании приемных родителей при смене свидетельства о рождении в Загсе. Данная процедура подразумевает под собой тайну усыновления. Но если такового желания нет, приемный сын или дочь могут оставаться на своей фамилии.
Ребенка не передадут в семью, если:

  • это будет противоречить желанию ребенка, создаст угрозу его жизни, здоровью, нарушит его права и интересы;
  • окажется, что вместе с гражданином, который взял ребенка “в гости”, проживает родитель малыша, лишенный родительских прав.

Общий срок пребывания не может быть более трех месяцев. В некоторых случаях продлевается до полугода. Если биологические родители ребенка не смогли по каким-то причинам должным образом выполнять свои обязательства, это могут сделать усыновители, опекуны или приемные родители.

Но и кандидаты в усыновители, и опекуны должны понимать, что новый член семьи - это ответственность, это навсегда. У них будут все те же обязанности, что и у биологической семьи.

Кто может быть усыновлен или удочерен По законодательству РФ усыновленным или удочеренным, может быть сирота от 0 до 18 лет. Усыновленным может быть ребенок:

  • От предыдущего брака супруга, либо супруги. В случае если есть желание взять на себя все права и обязанности полноценного родителя. Но следует позаботиться о наличии согласия от биологического отца.
  • Из дома малютки.

    Малыш возрастом 0-3 лет.

  • Из детского дома, возрастом 3-18 лет.
  • Новорожденный. Процедура усыновления ребенка из роддома фактически не отличается от усыновления ребенка из детдома или дома малютки.

Кто может стать усыновителем Взять сироту в семью желают многие, но далеко не всем гражданам дано право на усыновление, поскольку имеется ряд требований и нюансов, которые должны учитывать кандидаты.

Зачем усыновлять ребенка? Что чувствуют дети, от которых отказались и приемные родители? Кто усыновляет детей-инвалидов? Интервью со специалистом службы подготовки и сопровождения приемных семей.

Татьяна Дорофеева, специалист службы подготовки и сопровождения приемных семей. Фото с сайта aquaviva.ru

В Санкт-Петербурге всего 4 школы приемных родителей, однако специалисты говорят, что и это уже хорошо, так как специалистов в этой области сравнительно немного. О том, как специалисты работают с мотивациями кандидатов в приемные родители и о других нюансах рассказывает ведущий специалист службы подготовки и сопровождения приемных семей Северо-Западного благотворительного фонда помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Дети ждут» Татьяна Дорофеева.

– Чем меньше времени тратится на обучение приемных родителей, тем разнообразнее могут быть результаты. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга определяет максимальный срок обучения, а также срок с момента подачи человеком заявления в органы опеки и попечительства, в течение которого он должен обратиться и в школу приемных родителей.

Но с момента обращения в школу приемных родителей может пройти и год, прежде чем человек возьмет ребенка. Это похоже на беременность. Срок подготовки кандидата – от полугода до 9 месяцев. Как бы ни хотел человек взять приемного ребенка, у него должно образоваться пространство, куда этот ребенок может поместиться – и в эмоциональном, и в социальном плане.

Например, люди должны подумать, как они будут работать – ведь ребенок очень сильно изменит их образ жизни. Эмоциональное состояние приемных родителей тоже не должно мешать адаптации ребенка. Так что школа приемных родителей – это для них процесс изучения самих себя.

У нас проводится психологическое консультирование. Если кандидат нуждается в психотерапевтической работе, то проводится и она. Это касается людей, переживающих утраты – либо смерть родственников, либо смену места жительства, и людей, имеющих другие серьезные психологические нарушения, например, ненормативно протекающие возрастные кризисы. Но для психотерапии должен быть запрос – человек должен быть к ней готов. Если в процессе психологического консультирования семьи в ней выявляется человек с некоторыми трудностями, готовый работать, то психотерапия возможна.

– Смена места жительства – это тоже утрата?

Люди иногда с трудом адаптируются на новом месте, и усыновление ребенка может стать способом избавиться от одиночества. Даже если переезжает семья, то ей нужен новый круг знакомств, новые занятия.

– А такая мотивация, как попытка пережить таким образом какую-то утрату – это плохо?

Попытка замены – это не конструктивная мотивация. Замена разрушительна и для ребенка, и для приемного родителя. У приемного родителя в таком случае нет сил на то, чтобы услышать реальные потребности конкретного ребенка – он слышит в основном свои нужды. И тогда он не эффективный родитель – рассеянный, невнимательный, напряженный. Он хочет быть очень хорошим родителем, но у него на это нет ресурсов.

Есть еще такой миф у кандидатов в приемные родители: якобы хорошо, когда ребенок – сирота, у которого родители погибли, например, в автокатастрофе, что в таком случае он будет лучше адаптироваться в приемной семье. Но это самые тяжелые детки, потому что они очень любили своих кровных родителей, и когда они попадают в приемную семью, им долго никто не нужен. Таких детей мало в сиротских учреждениях, чаще их берут к себе другие члены их кровной семьи.

Созидательная, конструктивная мотивация – это когда кто-то хочет не взять, а отдать, когда кто-то хочет помочь ребенку. Например, некоторые мамочки сидят дома и готовы воспитывать много детей – им это нравится, у них это получается. Или когда муж и жена между собой хорошо ладят, но своих биологических детей иметь не могут, а хотят испытать родительские чувства, хотят растить ребенка.

Мы говорим родителям: «Ребенок – это отдельное существо, которое вам не принадлежит полностью, он вам дается на время». Родители сами проходят предварительные тесты на предполагаемый тип воспитания, а результаты этого тестирования мы потом с ними обсуждаем индивидуально – так они понимают свои тонкие места.

– Есть случаи, когда бездетные пары приходят в школу приемных родителей и после психологической или психотерапевтической работы у них появляются свои биологические дети. Такие пары все-таки берут и приемных детей? Или отказываются от этого намерения?

Да, у нас после каждого тренинга случаются беременности. Потому что снимаются тревоги, люди начинают больше обдумывать свою жизнь. И мы поддерживаем любые положительные изменения. Иногда в таких случаях люди отказываются от намерения взять приемного ребенка, но это тоже хороший результат – ведь у них появился свой ребенок.

Однако тема детей-сирот многих из них не перестает волновать, такие пары – очень хорошие волонтеры, они помогают детям адресно, конкретно, не ожидая от детей благодарности. Некоторые из них потом берут и приемных детей – через несколько лет, когда уже подрастут и их кровные.

– Вы формулируете основные задачи вашей школы?

Задача наших кандидатов: научиться строить долгосрочные принимающие честные отношения в семье, в том числе и с ребенком. У нас есть принципы, на которых мы строим обучение – то, как мы понимаем гармоничное воспитание ребенка. Эти принципы основаны на гуманистическом подходе к развитию личности.

Во-первых, это принцип надежды – то, что в человеке уже заложено все, что в нем есть замечательного. Никто не может никого кардинально переделать, мы только можем поспособствовать проявлению тех или иных черт и сочетать их со своими чертами. В каждом человеке есть нечто драгоценное. И родителей, и детей мы настраиваем на то, чтобы изучить себя и найти свои сильные и слабые стороны, научиться объяснять другим про свои слабые стороны, а сильные стороны выращивать и сочетать их с миром.

Никакой доктор не покажет пальцем – вот это хорошо, а это плохо, это придется изучать самим. Со специалистами можно проконсультироваться, но работать придется самим.

Во-вторых, это принцип баланса в мире . Мы исходим не из абсолютных понятий о добре и зле, а из конкретных семейных правил, и говорим о том, что равное количество внимания надо уделять четырем аспектам личности: психологическому, биологическому, духовному и социальному.

То есть родители должны заботиться об эмоциях ребенка, о его внутреннем мире, о его общении с другими людьми, о его играх или другой деятельности, о его здоровье. И так же они должны обращать внимание на эти аспекты своей жизни. То есть это личностно ориентированный подход.

И в-третьих, принцип семьи, как системы . Семья – это динамическое образование, которое живет своей жизнью, но на которое влияют внешние факторы. У некоторых родителей есть представление о том, что когда-то наступит некая стабильность, какой-то покой наступит. Мы развенчиваем этот миф – я сразу говорю приходящим к нам кандидатам: «Вы сегодня выходите из зоны комфорта». Потому, что на самом деле всегда есть динамика, всегда что-то происходит. Вообще с любым человеком всегда что-то происходит.

А здоровая предсказуемость появляется, когда есть конкретика: с одной стороны, что-то происходит, с другой стороны, у нас есть выработанный тип поведения. И что бы в семье ни случилось, все подлежит рассмотрению, из всего можно сделать какие-то полезные выводы.

– Вы считаете, что семейные отношения нельзя рассматривать сквозь призму чьей-то вины?

Да, мы не ищем виноватых, мы рассматриваем ситуацию, смотрим, что каждый может сделать для того, чтобы ее исправить или как-то разрешить. Конечно, мы пытаемся понять причины происходящего, но главная причина проблемы: кто-то кого-то не понял, есть неправильное послание.

Есть такой расхожий термин – «зеленая лампочка»: кто-то что-то сделал, а у нас в сознании «загорелась зеленая лампочка», то есть мы придумали объяснение поступку другого человека, которое вообще никак не связано с его мотивами. Поэтому мы стараемся добиться того, чтобы послания людей были понятными, чтобы люди научились не думать за других.

Ко мне или к другим специалистам нашей школы может обратиться любой член семьи с просьбой поговорить – не дать совет, а именно поговорить. Почему я за долгосрочные и искренние отношения? Если что-то происходит, я настраиваю и родителей, и детей говорить об этом – что мы чувствуем, что мы будем с этими чувствами делать, как мы будем их проявлять.

– Разве это не очевидно, что нужно говорить об этом?

Это не очевидно. Бывают долгосрочные, но неискренние семейные отношения. У нас большинство людей не умеют осознавать свои чувства. Есть такой термин в психологии – алекситимия. Это когда человек чувствует, но выразить свои чувства словами не может, и, соответственно, ему трудно понять, что чувствует другой человек. То есть это такая зацикленность на себе. Потому сейчас так много тренингов развития эмоционального интеллекта.

– Но ведь и человек, который говорит о своих чувствах, может быть зацикленным на себе.

Конечно. И если мы узнаем это о ком-то из наших кандидатов, мы обращаем его внимание на это, выясняем, почему он говорит только о себе и не может слушать других. Но основная проблема детей – то, что они не осознают и не могут выразить свои чувства. И взрослый должен, во-первых, подавать пример ребенку, во-вторых, давать ему понять, что он примет его с любыми эмоциями и будет ему помогать с ними что-то делать.

Например, ребенок может сказать: «Я злой». Взрослый говорит ему: «Давай подумаем, откуда эта злость взялась, что с ней делать, как ее выразить так, чтобы никому не было больно».

Мы не делаем принципиальной разницы между семьей обычной, где есть родители и их кровные дети, и семьей, где есть приемные дети. Но наши кандидаты получают дополнительные знания об особенностях приемных детей, о том, чем приемный ребенок будет отличаться от их кровного. И кандидаты получают возможность измерить свои ресурсы, подумать, смогут ли они адаптировать этого ребенка.

Приемный ребенок гораздо хуже осознает свои эмоции и потребности. Из-за этого у него нарушено поведение, из-за этого он может подвергать свою жизнь опасности, из-за этого ему страшно, из-за этого он меняет всю жизнь семьи. У меня самой есть приемный ребенок, я стараюсь ему помогать. Мои кровные дети спрашивают: «А когда-то будет получше?» Я отвечаю: «Не знаю. Он может так, как может».

– К вам приходят и люди, которые не просто захотели взять какого-то ребенка из детского дома, а у которых уже есть история отношений с конкретным ребенком.

Бывает. Мы изучаем историю этих отношений. Если позволяют условия, я знакомлюсь с ребеночком, с персоналом учреждения, где он находится. Мы смотрим на ситуацию и решаем, как поступить наилучшим образом в интересах ребенка.

Если обратившийся к нам взрослый почему-то все-таки не может стать приемным родителем этого ребенка, то он может стать его помощником – тьютором, волонтером… И параллельно для этого ребенка все-таки будет подыскиваться семья. Все очень индивидуально, нельзя сказать, что есть какие-то универсальные схемы. Очень многое зависит от личностного роста кандидата, который происходит во время занятий в школе приемных родителей: люди либо готовы многое менять в своей жизни, либо понимают, что не готовы, и отказываются от своего намерения. И мы считаем, что это тоже хороший результат. То есть важно, чтобы отношения были минимально травматичными для ребенка и максимально понятными для взрослого.

– Что вы делаете, если к вам обращаются приемные родители, которые хотят отказаться от ребенка?

Мы приглашаем всю семью, смотрим на ребенка, выясняем у родителей, что происходит – так, чтобы ребенок слышал. Чаще всего всплывают и какие-то позитивные истории, к этому позитиву мы обращаемся и начинаем его выращивать. Чаще всего это желание – такой крик души, и после нашей работы реального отказа может не случиться.

Даже если отказ происходит, то перед этим – месяца три мы с людьми работаем. Если это обращение было просто следствием усталости, то такая работа приносит огромную пользу ребенку, потому что его не ругают, и огромную пользу родителям, потому что их тоже не ругают, каждый член семьи получает поддержку.

Отказы все-таки бывают. Вот в прошлом году был случай, когда пара отказалась от ребенка – за три месяца мы не смогли найти ничего, чтобы их объединило. Ребенок снова оказался в сиротском учреждении, но не настолько травмированный, так как получил поддержку во время работы с нами, а взрослые осознали свои истинные мотивы и продолжают с ним общаться.

Да, для всех участников ситуации это был болезненный опыт, но он не стал для них таким разрушительным, каким мог бы быть. Я работаю и в сиротских учреждениях и могу сказать, что дети после вторичного отказа часто очень снисходительно относятся к их несостоявшимся приемным родителям, говорят: «Ну, не получилось». Им, конечно, потом очень трудно снова идти в какую-то семью, но некоторые превозмогают эту историю и идут, некоторые какое-то время не идут – и это понятно.

– Поддерживаете ли вы связь с теми, кто прошел вашу школу и уже взял приемного ребенка?

Да, у нас предполагается полное сопровождение с момента первичного обращения к нам кандидатов до совершеннолетия ребенка. Мы обсуждаем с людьми все вопросы – и на этапе поиска ребенка, и когда люди забирают его из учреждения, и в период его адаптации. Есть сложные периоды в жизни, есть нормативные кризисы. Но у нас многие родители – люди понимающие, и они, обращаясь к нам, говорят: «Мы понимаем, что происходит, но хотим проверить, все ли так».

Наша школа работает сравнительно недавно – с марта 2015 года, и у нас уже 24 семьи, которые взяли детей. И дети очень разные – от младенцев до 16-летних подростков. И приемные родители уже не задают нам первичных вопросов, они хорошо ориентируются в ситуации.

– С подростками ведь сложнее – в том числе и потому, что у них могут сохраняться связи с биологическими родителями…

Мы работаем с этим. Я могу поехать в любое учреждение и после согласования со специалистами этого учреждения и с родителями подростка, подписав с ними соглашение, познакомиться с молодым человеком, с ситуацией и выяснить у кандидата в приемные родители, готов ли он поддерживать ребенка в его общении с кровными родственниками.

Чаще всего люди оказываются к этому готовы – они понимают, что это история человека и уважительно к ней относятся. Для ребенка очень важно, когда его приемные родители принимают его кровных родителей. И у нас не было случаев перебежки из одного лагеря в другой.

Если ребенок сам не хочет идти в приемную семью, объясняя, что любит своих кровных маму и папу, наши кандидаты это понимают и не стараются его переубедить.

– Если к вам приходит кандидат и говорит, что хочет усыновить ребенка с инвалидностью, что тогда?

С ним проводится индивидуальная работа. У нас уже есть несколько семей, которые взяли детей-инвалидов. Мы с ними регулярно взаимодействуем, составляем для каждого ребенка индивидуальные реабилитационные программы. И кандидату, который заявляет о желании взять именно ребенка с инвалидностью, мы предлагаем встретиться с родителями, которые уже имеют такой опыт.

Эти встречи проходят в тех формах, которые людям удобны и не нарушают их границ. Но иногда ездим и к кому-то домой, как к кандидатам, так и к уже состоявшимся приемным семьям. Говорим о возможных последствиях, смотрим на имеющиеся ресурсы. Ведь одно дело, когда дети-инвалиды маленькие и их воспитывают еще не старые люди, другое дело, когда эти дети вырастают, и родителей рядом с ними уже не оказывается. Значит, в семье должен быть кто-то, готовый их сопровождать и дальше. Поэтому, например, с одинокими женщинами, которые хотят взять детей-инвалидов, проводится особенно долгая работа по изучению их ресурсов.

– И многие пожелавшие взять ребенка-инвалида, отказываются от этого намерения после ваших тренингов?

Как правило, только очень разумные, трезвомыслящие люди берут детей-инвалидов. Некоторые из них – уже с соответствующим опытом. Например, у нас есть женщина, у которой свой ребенок сложный, и она взяла еще и приемного с таким же диагнозом. И у них большая семья, приемный ребенок чувствует себя хорошо. Также это люди, работавшие или работающие в соответствующих учреждениях и хорошо представляющие себе проблематику.

– Среди тех, у кого нет такого опыта, но кто все-таки хочет взять ребенка-инвалида, много ли у кого мифологизированные представления о тех или иных диагнозах?

Нет. Все-таки чаще всего на такую сложную задачу замахиваются люди знающие. Кроме родителей, уже имеющих опыт воспитания своих детей-инвалидов, это либо работники социальной сферы, либо психологи.

Да, встречаются люди, которые говорят: «Я хочу спасти…» Но на первом или втором занятии, посвященном мотивации, они понимают, что спасти они могут только себя, оценив свои реальные возможности.

Мы взращиваем в человеке принятие, смирение и умение не торопиться. При воспитании ребенка-инвалида важно понимать и принимать ситуацию, понимать темпы его развития и соблюдать свои границы – чтобы ребенок понимал, что если он сделает так, будет то и то.

Это важно с любым ребенком, но с инвалидом это должно быть выражено особенно четко, потому что, если эти границы не установлены, инвалид может дать откат назад в развитии.

Например, должно быть правило: «Нельзя бить маму». Никогда нельзя разрешать ребенку бить маму, даже если он инвалид. Какая-то определенная линия поведения у родителей должна быть – чем четче поведение родителя, чем он понятнее себя ведет, чем он надежнее, тем легче ребенку-инвалиду.

В надежной среде любому ребенку легче развиваться. На наших занятиях мы даже репетируем какие-то моменты – я изображаю разных детишек, кандидаты в приемные родители играют в свою реакцию на их поведение. В процессе игры становится понятным, насколько все это сложно даже в смоделированной ситуации.

Ребенок-инвалид тяжело переносит перемены. Поэтому мы предупреждаем, чтобы, забрав ребенка из детского дома, родители какое-то время побыли с ним дома, не ехали сразу на юг или куда-то еще. Стараемся оговорить все, что, может ухудшить адаптацию ребенка. Я всегда говорю родителям: «Можно задавать любой вопрос, даже если он кажется очень глупым». Иногда очень глупый вопрос влечет за собой очень подробный и важный ответ.

Если я возьму в свою семью приемного ребенка-инвалида, имею ли я право на получение компенсационной выплаты в связи с осуществлением за ним ухода?

Действующие нормативные правовые акты предоставляют право на ежемесячную компенсационную выплату неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в том числе детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет.

Для установления компенсационной выплаты ухаживающее лицо не должно работать или заниматься предпринимательской деятельностью, что подтверждается трудовой книжкой, справкой налогового органа об аннулировании ранее выданного свидетельства о государственной регистрации или решением суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом.

Приемные родители, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом, не имеют права на компенсационную выплату, так как приемная семья воспитывает ребенка на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который является договором возмездного оказания услуг, и их труд оплачивается.

В случае, если взятый на воспитание ребенок не достиг трехлетнего возраста, является больным, или ребенком с ограниченными возможностями здоровья, или ребенком-инвалидом, производится дополнительная оплата труда приемных родителей на основании вышесказанного.

В этой связи вы не будете иметь права на компенсационную выплату, устанавливаемую только неработающим трудоспособным лицам.

Основные льготы для приемных родителей и детей

  • Зарплата в размере 3-х минимальных размеров оплаты труда на каждого ребенка;
  • Время воспитания приемного ребенка учитывается при определении трудового стажа;
  • Приемный ребенок может рассчитывать на те же льготы, что и опекаемый;
  • Очень существенная льгота - приемному ребенку в возрасте 18 лет предоставляется отдельное жилье;
  • Сохранение прав ребенка на все полагающиеся по закону льготы и выплаты: пенсии (потеря кормильца, инвалидность), алименты, пособия для детей без попечения родителей и сирот;
  • Право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а при его отсутствии - на обязательное предоставление;
  • Приобретение продуктов питания по льготным расценкам на специализированных базах.

Предполагается, что очень скоро размер пособия на приемного ребенка, которое семьи смогут получать единовременно, составит 100000 рублей. Фактически, уже сейчас установлено право приемных семей, в которых воспитывается трое и больше детей, среди которых могут быть как свои, так и приемные, на льготы, аналогичные тем, что положены многодетным.

Название пособия Размер Условия
Ежемесячные
Ежемесячное пособие на содержание приемных детей. 40% от средней заработной платы усыновителя за последний год. Необходимо наличие следующих документов:
  • заявление о назначении пособия;
  • копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении или выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье;
  • копии одного из следующих документов:
    • справка о заключении родителей под стражу или о пребывании в местах лишения свободы;
    • решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в том числе в связи с болезнью родителей) или об исключении сведений о родителе или родителях из актовой записи о рождении ребенка;
    • справка органов внутренних дел о неустановлении местонахождения разыскиваемых родителей;
    • акт об оставлении ребенка матерью в медицинском учреждении после родов.

Выплаты на содержание подопечных детей и воспитанников приемных семей производятся ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов РФ.

Компенсация до достижения ребенком трех лет. 50 руб. + районный коэффициент.
Единовременные
Пособие на приемного ребенка при передаче его в приемную семью. 16350,33 руб. Предоставляется каждой семье по факту появления в ней приемного ребенка.
Пособие детям-сиротам. 24000 рублей. Ребенку при достижении 18 лет, если он находился под опекой или на патронатном воспитании.

Пособие выплачивается после окончания срока попечительства.

Детям-сиротам. 79416 руб. Выделяется при устройстве на работу после школы.
Детям-сиротам. 20639 руб. При продолжении учебы в другом учебном заведении.

С 1 января 2014 года были проиндексированы ежемесячные вознаграждения семьям, где воспитываются приемные дети. Семьи будут получать пособия на приемных детей до 12 лет в размере 7200 рублей, старше 12 лет - 8000 рублей. А если прибавить к этому многочисленные региональные льготы и субсидии, получается очень неплохая поддержка.

Как уже было указано в таблице, размер ежемесячного пособия должен составлять 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, при этом минимальное пособие по уходу за первым ребенком должно быть не менее 2908,62 руб., а за вторым и последующими детьми - 5817,24 руб. В каждом крае и области размер пособий различен.

В немалой степени на это влияет уровень экономического развития и финансовое благополучие региона. Очень интересен в плане предоставления пособий опыт Москвы. На ребенка до 12 лет ежемесячная субсидия составляет 15 тысяч рублей, на ребенка от 12 до 18 лет - 20 тысяч рублей. Если в семье появляется трое и более детей, то до 12 лет на каждого будет выделяться пособие 18000 в месяц, от 12 до 18 лет - по 23000 рублей. Если под опекой оказывается ребенок-инвалид, выплата увеличивается - до 25000 руб. в месяц.

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новости

21-22 ноября 2019 года Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» (Центр ГРАНИ) при участии Национального фонда защиты детей от жестокого обращения проводит методический семинар для методистов школ приёмных родителей по вопросам финансовой грамотности приёмных родителей.