По зоологической классификации домашняя лошадь, её дикие предки, вымершие и ныне живущие сородичи, относятся к отряду непарнокопытных, к семейству лошадиных, к роду лошадей. Род лошадей объединяет 4 подрода: настоящих лошадей, полуослов, ослов и зебр, каждый из которых включает по нескольку видов.

Следует особо отметить, что представители разных родов не скрещиваются, а животные одного рода, но разных перечисленных выше подродов при скрещивании между собой дают бесплодное потомство. Следует отметить, что причины бесплодия гибридных животных, полученных в результате скрещивания представителей разных подродов, ещё недостаточно выяснены.

Изучение происхождения лошадей до недавнего времени основывалось, преимущественно, на находках древнего изобразительного искусства. Затем исследователи сосредоточили свое внимание на изучении костных останков животных, обнаруженных во время палеонтологических и археологических раскопок. В настоящее время, применяя метод радиокарбонного анализа, удалось более точно установить возраст этих находок, который оказался значительно большим, чем предполагалось ранее.

В соответствии с современными представлениями, эволюция рода лошадей происходила на протяжении около 70 млн. лет. Понять длительный процесс исторического развития органических форм стало возможно благодаря эволюционному учению Ч. Дарвина, изложенному им в работе «Происхождение видов» (1859 г), и принесшему автору мировую славу.

Ч. Дарвин доказал, что движущими силами эволюции животных и растений являются изменчивость, наследственность и естественный отбор. В результате наследственной изменчивости и естественному отбору на протяжении многих поколений возникли новые группы животных, отличавшиеся от своих предков.

Одомашнивание и использование лошадей

Одомашнивание лошадей началось в глубокой древности. Первобытному человеку потребовалось длительное время для постепенного познания особенностей жизни и поведения диких лошадей, а затем освоения приемов охоты на них для удовлетворения своих потребностей в пище, а в дальнейшем и приручения. Многие ученые считают, что приручение диких было процессом очень длительным, оно проходило на протяжении не менее 500 тыс. лет. Различие между приручением диких лошадей и последующим их одомашнением заключается в том, что приручение всегда начиналось с отдельных особей и часто на них прекращалось, а одомашнение характеризовалось массовостью и непрерывностью процесса, требующего смены нескольких поколений животных в популяции. При этом отличия домашних лошадей от диких возрастали.

В настоящее время установлено, что процессы приручения и одомашнения представителей семейства лошадиных происходили независимо в различных первичных очагах много раньше, чем предполагали ещё недавно.

Н.И. Вавилов называл 2 основных очага одомашнивания лошадей: Юго-Западноазиатский и средиземноморской.

Приручение и одомашнивание диких лошадей первоначально осуществлялись в нескольких степных регионах Восточной Европы и Азии, что привело к появлению разновидностей домашних лошадей на территории их распространения. Учитывая длительность и сложность процесса одомашнивания лошадей, надо отметить, что очагов их первичного одомашнивания было немного, а дальнейшее распространение проходило с использованием накопленного людьми опыта приручения животных и заимствованием уже одомашненных лошадей различными племенами и народами.

Одним из первых очагов доместикации лошадей обычно называют обширную территорию Средней Азии, прилегающую к рекам Амударье и Сырдарье. Очевидно здесь были приручены и одомашнены дикие лошади, имеющие стройное телосложение. Одомашнивание лошадей происходило также в лесных районах Азии и Европы. В Якутии и на Урале найдены останки диких и домашних лошадей, отличающихся от степных.

Выявлена определенная последовательность в использовании лошадей. Началось оно с охоты первобытного человека на диких лошадей с целью обеспечения себя мясом, молоком, а позднее и кумысом. Включение в пищу кобыльего молока стало возможным после длительной работы человека по приручению лошадей, и характерно для перехода наших предков от собирательства и охоты к пастушеству, а также для племен и народов, стремившихся к оседлости и земледелию, которые длительное время сочетались с кочевым и отгонным животноводством. Для перевозки несложного имущества люди сначала использовали крупный рогатый скот, а затем ослов и лошадей.

Одомашнивание лошадей позволило человеку использовать их в различных целях в зависимости от социальных и природных условий, а также от направления своего хозяйства.

Рано поняв большое значение лошади в хозяйстве, люди стали уделять все больше внимания коневодству, переросшему к конце IV тысячелетия до н.э. в своеобразный культ коны у различных племен, в т.ч. и населяющих нашу территорию. Кочевники использовали лошадей под верхом, сначала без седла и уздечки.

Из обширных евразийских степей кочевые народы проникли в страны Древнего Востока и Китай, куда принесли с собой примерно за 2 тыс. лет до н.э. опыт разведения лошадей и использования конницы в военном деле.

Использование лошадей в боевых колесницах было широко распространено в государствах Малой Азии, а затем в Древней Греции и Риме, что усиливало культ коня.

Уже за 1 тыс. лет до н.э. в некоторых государствах (Хорезм, Бактрия и др.) были выведены легкие, сухие, быстроаллюрные лошади. Первыми очагами образования древних специализированных пород верховых лошадей считают Персию и Мидию, давших впоследствии туркменских и персидских лошадей.

В Центрально и Северо-Западной Европе долгое время использование лошадей не было специализированным. Была распространена преимущественно небольшая лесная лошадь. Только при феодальном строе, в период Средневековья, начался процесс специализации типа лошадей в направлении их укрупнения (т.к. всадник с вооружением весил до 200 кг).

Значительные преобразования произошли не только в промышленности и земледелии, но и в животноводстве Западной Европы с развитием капитализма, начало которого относится к XVI веку.

Англия раньше других стала на путь капиталистического развития, и здесь происходила интенсивная дифференцировка и специализация типа и пород сельскохозяйственных животных, в том числе и лошадей. Для колониальных войн совершенствовался тип верховых лошадей, а для работ на транспорте и в сельском хозяйстве потребовались крупные упряжные лошади, основой которых послужила уже созданная ранее рыцарская лошадь. В этот период в Англии было выведено несколько пород (шайры, суффольки) – животные, которые отмечались большой живой массой. Появились бельгийские тяжеловозы, а несколько позже в России — крупные упряжные лошади.

Рысистые породы лошадей были созданы не только в Европе (голландская, орловский рысак), но и в Северной Америке (американский рысак).

Итак, процесс дифференциации и специализации пород лошадей, расширение ах ареала проходили в конкретных социально-экономических и естественноисторических условиях различных зон земли.

Когда появились первые лошади?

Лошади появились около 65 млн лет назад. Маленькие, размером не больше собаки, они были в холке 25-45 см. В процессе эволюции лошадь «выросла», и около 4 млн лет назад появились современные лошади рода Эквус. "Эквус" в переводе с латыни означает "лошадь".

Когда человек приручил лошадь?

Около 5-6 тыс лет назад люди впервые стали приручать диких лошадей.

Примерно 4-5 тыс лет назад человек впервые сел на лошадь верхом.

Вначале человек ездил на крупе лошади держась за гриву, и используя подобие «кордео» на основании шеи лошади сделанного из волос тех же лошадей или волокон растительного происхождения.

Позже, человек стал подкладывать на спину лошади шкуры животных, которые застегивались костяными (позже металлическими) застежками на груди лошади и оберегали человека от воздействия пота лошади во время езды. Появилось подобие уздечки. Человек стал использовать лошадь для охоты и для боя.

Позднее люди стали использовать лошадей для сельского хозяйства, запрягая их в соху, что бы пахать поля или запрягал лошадей в повозку для перевозки грузов.

Как появилось слово «конь», «кобыла», «жеребец»?

Эти слова исключительно славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.

Ближайшие родственники лошади - осел, кулан, мул, зебра.

Мул

Осел

Зебра

Весьма примечательно, что такие древнейшие государства, достигшие высокого уровня культуры, как Ассирия, Вавилон, Египет, лошади долгое время вообще не знали: ее там не было, примерно до начала второго тысячелетия до нашей эры. Лошадь в этих государствах появилась лишь за 2000-1500 лет до нашей эры в результате соприкосновений с кочевыми народами, которые затем и завоевали эти древние государства с помощью лошади.

Очень рано люди поняли, какое огромное значение.может иметь лошадь в военном деле, и начали культивировать ее для этих целей. Впервые лошадь в качестве боевого коня, запряженного в колесницу, появилась у кочевых народов, от которых этот способ применения лошади быстро и широко распространился в государствах Малой Азии, а затем и в Древней Греции и Риме. В дальнейшем военное значение лошади все более возрастает.

В период 1000-500 лет до нашей эры появляется конница с воинами, сидящими верхом на лошади, но еще без седла.

Славились своей конницей скифы - кочевые народы, жившие на обширных просторах южнорусских степей. Появление конницы еще более усиливало военное значение лошади, а это, в свою очередь, заставляло проявлять больше заботы о ней, о ее состоянии и качестве. В этот период в коневодстве зарождаются зачатки племенной работы.

Первые века I тысячелетия до нашей эры знаменуют ряд новых, существенно важных для дальнейшего развития коневодства достижений. Сюда относится широкое освоение железа и возникновение кочевого быта, вызвавшее дальние передвижения и широкое, а не эпизодическое использование коня под верх, для выпаса стад, разъездов, посылки донесений или поспешного бегства, что было характерно уже для среднерусских степей и Кавказа (III тысячелетие до н. э.) и Передней Азии (II тысячелетие до н. э.). Речь идет о появлении вооруженного всадника вместо гонца или табунщика, замене отряда колесниц конницей, сначала иррегулярной, затем регулярной. В литературе укрепилась точка зрения, что если индоиранцы познакомили Азию с конем, то иранцы — с всадничеством. Изучая письменные источники Ассирии (описания военных походов, состав войска и добычи), можно уточнить время появления первых вооруженных всадников.


Древнейшее изображение всадника на навершии бронзовой булавки

Многовековой труд коневодов, направленный на совершенствование лошадей в верховом направлении, при одновременном воздействии местных климатических и кормовых условий привел к тому, что уже в первом тысячелетии до нашей эры в ряде азиатских государств (Хорезм, Бактрия, Парфия и др.) были созданы прекрасные породы легких, сухих быстроаллюрных и очень красивых лошадей. Лошади этих государств высоко ценились и соседними народами; последние всячески стремились заполучить их. Так, персы одно время взимали в виде дани ежегодно до 30 000 коней. К потомкам этих древних лошадей можно отнести современную ахалтекинскую породу, разводимую в Туркмении.

Коневодству в Древней Греции посвящено довольно много работ, которые опираются на большое количество источников (письменных и изобразительных). Это позволяет осветить вопросы, важные для решения проблем развития и распространения древних пород и типов лошадей в Евразии. К сожалению, отсутствие остеологических материалов заметно обедняет наши представления о древнегреческом коневодстве.

Реконструировать погребальный обряд с трупосожжением, захоронениями юношей, коней и собак и сооружением кургана лучше всего по текстам гомеровской «Илиады»:

Трижды вкруг тела они долгогривых коней обогнали,
С воплем плачевным... лес наваливши.
Быстро сложили костер, в ширину и длину стоступенный,
Сверху костра положили мертвого, скорбные сердцем.
Множество тучных овец и великих волов криворогих,
Подле костра заколов, обрядили...
Там же расставил он с медом и светлым елеем кувшины,
Все; их и одру прислонив; четырех он коней гордовыйных
С страшною силой поверг на костер, глубоко стеная...
Двух (псов) заколол и на сруб обезглавленных бросил;
Бросил туда ж и двенадцать троянских юношей славных,
Медью убив их.
Сруб угасили, багряным вином поливая пространство
Все, где пламень ходил; и обрушился пепел глубокий;
Слезы лиющие, друга любезного белые кости
В чашу златую собрали.
Свежий насыпав курган, разошлися они,

Гомер (23.13-257)

Верховая езда и джигитовка во времена Гомера были известны, но в его поэмах во всех случаях речь идет о колесницах и колесничных лошадях (троянцы и «конями богаты», и «конеборцы», и «укротители коней», и «конники храбрые»).

Уже на критской вазе IX в. до н. э. имеется изображение вооруженного всадника, во второй половине VIII в. до н. э. такого рода рисунки (правда, всадники чаще показаны в мирных процессиях, чем в сражениях) становятся более многочисленными — на вазах, металлических предметах и т. д. Посадка у первых всадников была такой же неудобной и неумелой, как на Кавказе и в Ассирии. Греки даже в VIII в. до н. э. использовали колесницы не так, как воины Передней Азии. Как можно судить по аттическим вазам, греческие воины не умели стрелять не только с двигающейся, но даже и со стоящей колесницы. Для стрельбы им приходилось соскакивать на землю.

Искусство геометрического стиля доносит до нас коня подчеркнуто длинноногого (что отражало не столько особенности экстерьера, сколько своеобразие стиля живописи), с изящно изогнутой спиной и высоко поставленным хвостом. Коневодство и всадничество пришло к грекам, видимо, из Подунавья, где оно было развито раньше; существенна, конечно, и роль Малой Азии, а также Африки в пополнении конных ресурсов. Очевидно, квадриги (скачки на них во время Олимпийских игр начались в 680 г. до н. э.) в Грецию пришли из Ливии. Только на греческих изображениях VII в. до н. э. мы видим более удобную посадку всадников. В это же время (648 г. до н. э.) впервые вводятся на Олимпийских играх скачки верховых лошадей.

Бой с участием лошади в античные времена

Поэт Алкман (конец VII в. до н. э.) сравнивает в своих стихах греческих девушек со скаковыми конями — венетскими, колаксайскими и ибенинскими. Впрочем, о венетских конях мы знаем и по другим источникам, так как в середине I тысячелетия до н. э. венеты Адриатики славились как коневоды. Их кони принесли спартанцам в это время первую победу на Олимпийских играх. Венетских лошадей ввозили в Сицилию, чтобы на их основе создать свою породу. Под ибенинскими лошадьми следует понимать кельтских, а вот колаксайские — это безусловно скифские, причем свидетельство Алкмана совпадает по времени с появлением скифов на международной арене и связано с их переднеазиатскими походами.

Связь со скифами, интерес к их коням и технике верховой езды для Греции были постоянными и традиционными, так как итоги греко-персидских войн заставили греков серьезно задуматься о необходимости овладеть навыками верховой езды. По свидетельству Андокида, «в первый раз тогда мы организовали отряд всадников и купили 300 скифов-лучников» .


Скифский всадник (IV в. до н.э.)

Первоклассным изображением крупного коня восточного типа является найденный в Ликии так называемый Ксанфский рельеф, надгробье, выполненное греческим мастером в 70-е годы V в. до н. э. На этом барельефе изображена погребальная колесница, запряженная парой небольших, изящных лошадей, впереди юноша ведет крупного верхового коня, рост которого, видимо, около 150 см. Коня отличает крупная, но сухая, прекрасной формы голова на длинной, высоко поставленной шее, мускулистая грудь; прекрасная линия верха, которую не нарушает мягкое довольно большое седло-попона с подперсьем и подпругой; сухие, стройные и сильные ноги, заплетенный, низко поставленный хвост. Грива заключена в прошитый вдоль войлочный (?) нагривник (аналогичный Пазырыкскому). Конское снаряжение близко к тому, что мы видим на лошадях из Персеполя, но персидских лошадей отличала горбоносая голова и узкий, вытянутый корпус.

Кони азиатского типа изображены в квадриге мавзолея Галикарнасса и в храме Зевса в Олимпе; их отличают те же черты.


Античное изображение головы коня восточной породы

Уже на изображениях XVII—XVI вв. до н. э. из Микен мы видим запряженных в колесницы лошадок, напоминающих пони, с развевающимися гривой и хвостом (обычай стричь гриву и подвязывать хвост греки всегда считали свойственным варварам). На вазах геометрического стиля мы видим верховых и колесничных лошадей, не отличающихся между собой по росту и экстерьеру. Художник изображает их подчеркнуто стройными, с длинным и узким туловищем, выделенным плечом, тонконогими, с высоким постановом небольшой породистой головы, тонкой шеей и высоко поставленным длинным хвостом.

В ранних греческих изображениях преобладают так называемые европейские маленькие лошади (ведь, садясь на коня, грек брал его за гриву между ушей, что можно сделать только при очень маленьком росте коня). Эти лошади хорошо известны нам по фризу Парфенона.

В римское время были уже четко разграничены типы лошадей, применяемых для различных целей. Так, Варрон и Сенека подчеркивают, что экстерьер и выездка лошади должны быть различны в зависимости от ого, предназначена ли она для войны, скачки и состязаний на резвость, на племя или в качестве упряжной. Оппиан в «Книге охот» приводит десятки пород лошади, давая им сравнительную характеристику по резвости, выносливости, экстерьеру, происхождению. Очень высокого уровня достигала в римское время зоотехника. Многое из того, что отличает современное коннозаводство, сложилось уже в те далекие времена.

Римский историк Корнелий Тацит, для которого характерно тщательное обращение с историческими фактами, писал: «Ведь старина, вымысел и чудесное называется мифами, история же — будь то древняя или новая — требует истины, а чудесному в ней нет места или оно встречается редко. Что же касается амазонок, то о них всегда — и раньше, и теперь — были в ходу одни и те сказания, сплошь чудесные и невероятные» .

Сказания об амазонках изобилуют живыми подробностями, яркими событиями и важны для нас тем, что могут быть связаны с саврматами, на территории современной Украины, вплоть до Дона и участвовавшими, по всей видимости, в переднеазиатских походах. Недаром, как показал еще Л. А. Ельницкий, «география походов амазонок по Диодору совпадает с географией скифских и киммерийских походов по Геродоту» . У Геродота мы читаем легенду о происхождении «женоуправляемых» савроматов.

Победив амазонок, греки посадили их на корабли и хотели увезти морем. Амазонки восстали, захватили власть на кораблях, но, поскольку они не умели управлять ими, ветер принес их к Меотиде — Азовскому морю. Дойдя берегом Азовского моря до земель, занятых скифами, амазонки угнали табуны коней и стали жить грабежом. «С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи, — пишет Геродот, — вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами»

Еще в XIV в. до нашей эры в Малой Азии, в государстве хеттов коневодство уже было так высоко развито, что появился даже специальный трактат - "Записки митанийца Киккули" о приемах содержания, использования, и что особенно примечательно, тренировки лошадей.

Период от 500 лет до нашей эры и начало (первые два столетия) нашей эры характеризуется развитием коневодства и племенного дела в коневодстве. Первыми очагами, где селекционно-племенная работа привела к образованию древних высокоспециализированных верховых пород лошадей, были Мидия и Персия, т. е. те области, где позднее сформировались туркменские и персидские лошади. Особенно широкую известность за свои качества и красоту приобрели несейские лошади, получившие название по имени обширной равнины Несея в Мидии. "Несейские лошади были самые крупные и самые лучшие, и ими пользовались персидские цари". Эти верховые.породы лошадей Средней Азии на протяжении многих веков и нашего времени служили как бы неиссякаемым источником, откуда черпался племенной материал для улучшения местных лошадей и создания новых верховых пород многими европейскими странами, начиная от Древней Греции, Рима, кончая странами Западной Европы

На этом изображении видно, как ассирийский лучник уже использует уздечку, но еще не использует седло.

Ассирийская кавалерия

Большое влияние на развитие боевых качеств лошади оказали скифы. Скифы (греч. Σκύθαι) —кочевники, занимавшие в прошлом территории Украины, Молдавии, части Казахстана и России. Информация о скифах происходит преимущественно из «Истории» Геродота. Будучи непревзойденным войнами и наездниками - они занимались разведением лошадей, производя селекцию и отбирая наиболее сильных и выносливых животных.

Скифская легенда гласит, что этот народ произошел от брака Геракла с женщиной-змеей. От этого союза родились три сына: Агвафирс, Гелон и Скиф. И только младший из трех братьев смог выполнить завещание своего могучего отца - опоясаться поясом с пряжкой из золота и суметь натянуть лук Геракла. Он-то и стал родоначальником племени скифов, дав именем своим имя всему народу.

Бой скифов

Формирование специфически скифской культуры археологами относится к VII веку до н. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство - Ишкуза, но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна.

Чаще всего упоминания о скифах встречались в греческих источниках, например, у «Отца истории» - Геродота. И везде речь шла в первую очередь о скифских всадниках. Скифская конница еще в VII веке до н.э., преследуя своих врагов - киммерийцев, вторглась в Закавказье, на Ближний Восток и в Малую Азию. Вместе с вступившими с ними в союз ассирийцами скифы громили Мидию и Вавилон, разоряли Сирию и Малую Азию. И с того времени за скифами шла слава непобедимых воинов.

Скифский царь, с женой,сыном и охраной.

Тяжеловооруженный скифский всадник.

Скифская кавалерия

К концу III века до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на р. Салгир (в черте современного Симферополя) возник Неаполь Скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н. э., когда скифы стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса.

Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов. Название «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья.

Вторыми после скифов искусными наездниками в то время были Сарматы или более ранее название савроматы..

Савроматы (sauromatai) - первый сарматский народ, отмеченный в письменной истории. В V в. до н.э.

Геродот утверждает, что савроматы были детьми скифов и амазонок, обитавших к северу от Кавказа. Их язык представляет собой искаженный скифский, так как матери-амазонки никогда не знали его в совершенстве.

Отраженная в письменных источниках история савроматов начинается следующим событием. В 507 г. до н.э. савроматы выступили союзниками скифов, подвергшихся нападению со стороны персидского царя Дария I. Отряд савроматов продвинулся далеко на запад, дойдя до Дуная, старясь помешать действиям персидской армии.

Сарматские всадники

Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Они всегда были на конях. Сарматы были очень ловкими воинами, у них было больше сноровки для разбоя, нежели для открытой войны.

В Древней Греции и Риме селекционно-племенная работа привела к образованию различных типов и пород лошадей, предназначенных для разнообразного использования; в военных целях, в хозяйственной жизни, в спорте. Однако ни в Древней Греции и Риме, ни в других странах лошадь еще не применялась на сельскохозяйственных работах как тяговая сила.

В Западной Европе преобразование диких лошадей началось позднее и шло в другом, нежели в Средней Азии, направлении. Даже в Исторические времена в Центральной и Северо-Западной Европе долгое время не было специализированной культурной лошади. Распространена была здесь преимущественно мелкая лесная лошадь. Лишь в средние века в коневодстве некоторых стран Западной Европы начался процесс дифференциации и специализации лошади применительно к потребностям тяжеловооруженного всадника-рыцаря. Он вел к укрупнению лошади. Однако изобретение пороха и опыт боевых столкновений с легкой, подвижной конницей восточных народов изменили и в Западной Европе требования к военной лошади. Возникла потребность в лошади легкой, быстрой, с хорошим галопом. Для получения такой кавалерийской лошади пришлось прибегнуть к завозу восточных лошадей и с их помощью заняться выведением новых типов и пород верховых лошадей, среди которых особое значение получила так называемая чистокровная английская лошадь.

В Западной Европе лошадь впервые стала применяться и как тяговая сила в сельском хозяйстве, постепенно вытесняя вола. Начиная с XI-XII вв. нашей эры происходит процесс проникновения лошади в сельское хозяйство Северной Франции, Нидерландов, Англии. В Северо-Западной Руси, как свидетельствуют летописи, лошади уже в XV в. использовались на пахоте, иногда в одной упряжке с волом.

Арабская лошадь со всадницей из знатной семьи. (18-19 вв)

Конница на Руси как самостоятельная а затем и решающая боевая сила зародилась в X в. Славяне, подобно многим северным и западным народам, широко использовали коней в качестве средства передвижения, а также для нужд сельского хозяйства. Необходимым домашним животным конь сделался, видимо, уже на заре истории славян в первые века нашей эры. Тем не менее воевать в конном строю славяне не умели и в раннем Средневековье предпочитали биться пешими, подобно дедам и прадедам. Надо отметить, что с момента широкого внедрения коня в военный обиход, хотя бы как транспортного средства, превращение его в «живое оружие» было делом нескольких десятилетий. Тем более, создание первого государственного образования — Киевской Руси — потребовало некой универсальной и мобильной силы, способной эффективно действовать на всей территории страны. Первые конные походы зафиксированы в летописи под 907 и 944 гг. Ко времени же князя Владимира Святославича, то есть к 980 г., конница является вполне самостоятельной военной силой.

В начальный период существования Киевской державы военные действия вела, в основном, пехота. Все более значительное давление южных соседей Руси -кочевников и оформление феодальной организации общества приводят в середине и во второй половине X века к выдвижению на первый план конницы, в дальнейшем подразделившейся на легкую (лучников) и тяжеловооруженную (копейщиков). Главнейшее оружие всадника - копье, лук и стрелы, меч и сабля.

Арабский автор Ибн-Руста, писавший в 903-913 гг. отмечает, что у славянского царя были “прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги”. Византийский хроник Лев Диакон, описывая войны князя Святослава с греками в Болгарии, фиксирует целые подразделения руссов, построенные в фалангу, одетые в кольчугу (“рубахи из длинных цепочек”), шлемы, укрытые длинными щитами (от плеча до колена). Особенно арабские авторы отмечают прекрасные обоюдоострые мечи руссов. Известны случаи, когда жители крупного закавказского города Бердаа, подвергшегося в 943-44 гг. нападению киевских войск, после их ухода раскапывали курганы, где были захоронены руссы, чтобы добыть их драгоценные мечи, погребенные вместе с убитыми.

"Черные клобуки" (XII-XIII вв.): 1 - знатный воин; 2 - предводитель "черных клобуков"; 3 - знаменоносец "черных клобуков".
(Черные клобуки́ каракалпак — чёрная шапка) — общее название тюркских вассалов киевских князей расселенных в Поросье начиная с конца XI в.)

Козацкие времена.

Войско Запорожское состояло из пехоты, конницы и артиллерии. Казацкая конница представляла собой легкую кавалерию, которая была вооружена в основном саблями, пиками и карабинами.

Одним из главных преимуществ запорожских козаков была - неожиданность.

Многие крепости и битвы выигрывались за счет быстроты и натиска за пол дня.

И основным залогом неожиданного и скорого нападения были лошади.

Казацкое конское снаряжение: 1. Седло с полной выкладной. 2. Саквы (кожаные ихолщевая). 3, 5. Пряжки. 4, 8. Удила. 6. Подкова. 7. Бубенчик. 9. Стремена. 10. Подпруга.

Реестровый казак конной сотни

Во времена Запорожской сечи, лошадь делила тяготы и невзгоды козаков в длинных переходах, а во время боя, от того отдохнул конь перед битвой или нет, зависела часто жизнь козака.

Кони неразрывно вошли в козацкую жизнь.

Много песен сложено о них, таких как: «Ой чий то кiнь стоiть, а грива чорная…» и так далее.

Или «Чом ти не прийшов, як мiсяць зiйшов, я тебе чекала, чи коня не мав, чи стежки не знав, мати не пускала….»

Приручение лошади изменило течение всей мировой истории. Появились новые ремесла, стало другим сельское хозяйство, военное дело. Важным этапом стало приручение дикого животного. Как одомашнить красивого скакуна?

Особенности приручения разных пород

Перед тем, как приручить лошадь, нужно знать, что каждая порода индивидуальна и требует особого подхода. Разные породы лошадей отличаются друг от друга по нескольким параметрам: высоте в холке, пропорциям тела, массе, окрасу и другим. Важно учитывать не только физиологические особенности, но также природный темперамент животного. Большую роль играет умение человека правильно обращаться с животным.

Горячим темпераментом отличаются арабские и чистокровные английские скакуны. Они проявляют напористость, строптивость, иногда даже агрессию относительно чужого человека. Укротить их непросто. Лошади аборигенской породы приручаются с трудом. В противоположность им, тяжеловесы обладают спокойным, домашним характером. Они являются наиболее контактными животными, отлично приспособленными для тяжелого труда.

Лошади аборигенской породы

Большинство пород лошадей обладают довольно кротким характером, послушны и спокойны. К ним относятся легкоупряжные и заводские верховые породы, а также особи, полученные в результате скрещивания местных и заводских пород.

Контакт с лошадью

Как приучить лошадь к себе? Наряду с огромной физической силой, выносливостью, природа лошади характеризуется тонкой душевной организацией.

Важно! Человек, старающийся приручить лошадь, должен быть настроен дружелюбно. Малейшие нотки агрессивности приведут к провалу затеи.

Условия создания устойчивого психологического контакта:

  • лошадь тонко чувствует страх, нервозность, неуверенность, поэтому необходимо сохранять ровный настрой;
  • животное может проявлять строптивость и своеволие, нужно уметь мягко проявлять свое лидерство;
  • требуется создать более тесный контакт, любить лошадь, ухаживать за ней, причесывать, кормить;
  • чтобы животное почувствовало заботу и любовь, нужно гладить его загривок, морду.

В итоге вполне возможно заслужить доверие лошади лаской и заботой, при этом продемонстрировав свое лидерство. Животное должно приучаться чувствовать в хозяине друга и наставника, но не тирана. Сложнее приручать взрослых жеребцов с их естественным стремлением к лидерству. Понадобятся сила характера и упорство.

Чтобы приручение происходило легче, нужно сделать обстановку максимально комфортной. Не стоит подвергать ее дискомфорту из-за дождя летом, холода или голода. Конная площадка должна быть оборудована всем необходимым. В качестве одежды всаднику хорошо надеть удобный костюм, без украшений. Противопоказано заниматься приручением после принятия алкоголя или курения, так как лошади крайне негативно реагируют на подобные запахи.

Контакт с лошадью

Амуниция

Как приручить коня к амуниции? Экипировка и амуниция подбираются индивидуально, согласно анатомическим характеристикам животного. Удила подбираются по размеру челюсти. По форме морды выбирают другие составляющие уздечки. Согласно параметрам спины животного, подбирается седло, при этом учитывается также удобство всадника. Амуниция состоит из 3-х групп элементов:

  • приспособления для защиты;
  • элементы для управления;
  • снаряжение для комфорта всадника.

Неправильно подобранная амуниция может создать как психологическое в виде стресса, так и физическое неудобство – потертости, ссадины. В первые несколько дней приучение к сбруе начинают с ее надевания на 15 минут. Животному дают возможность привыкнуть ко всем элементам сбруи, постепенно увеличивая время. Затем можно приучать лошадь прогуливаться по кругу в сбруе, для адаптации понадобится около 2-х недель. После этого можно устраивать короткие верховые занятия.

Еще один элемент, применяемый для приручения лошади, – это хлыст. Обычно он используется лишь на этапе обучения животного командам и навыкам езды. После этого применение хлыста прекращают.

Базовое положение всадника

Новички взбираются на оседланную лошадь при помощи специального посадочного блока в виде ступени. При этом нужно крепко держать поводья или воспользоваться помощью другого человека. Опытные наездники не нуждаются во вспомогательных приспособлениях. Упирая левую ногу в левое стремя, человек с силой отталкивается. Оказавшись на уровне седла, он перекидывает правую ногу через спину лошади и вдевает ее в другое стремя.

Всаднику необходимо приучиться держать правильное положение ног при посадке:

  • колени развернуты внутрь, слегка прижаты к бокам животного;
  • положение каждой ступни: пятка направлена вниз, носок – вверх.

Манера управления лошадью зависит от способа хвата поводьев:

  1. Английский способ. Петля поводьев повернута вверх и удерживается руками, сжатыми в кулаки. Большими пальцами сдавливают поводья, а мизинцы располагаются с внешней стороны.
  2. Западный способ. Поводья держат левой рукой, полусогнутой и расслабленной.

Английский способ

Езда верхом

Английский и западный стиль во многом схожи и строятся на определенной последовательности обучения:

  1. Движение и остановка: движения ног, команды голосом, управление поводом.
  2. Сохранение равновесия.
  3. Синхронизация движения рук наездника и головы животного.
  4. Как использовать удила, тело, ноги при поворотах.
  5. Рысь и легкий галоп.

Особенностью западного стиля является управление вожжами. Движение шагом сменяется легкой трусцой.

Подготовка перед тренировкой

Чистка должна производиться вне стойла. Чтобы животное стояло на месте, нужно привязать его. Перед тренировкой коня следует обязательно чистить с помощью скребницы. Направление движения – против роста шерсти, начиная с шеи. После этого берут жесткую щетку и прямыми движениями убирают излишки шерсти, грязь. Так же поступают с ногами.

Подготовка перед тренировкой

Не стоит затрагивать морду, уши, живот, гриву, хвост. Эти области вычищают с помощью мягкой щетки. Влажной мочалкой вытирают нос и глаза. Специальным скребком вычищают копыта лошади от камней, грязи до и после тренировки. Не следует вставать при этом слишком далеко, так как конь может сильно лягнуть. Специальной широкой расческой проходят по хвосту, гриве, захватывая отдельные пряди. Если во время чистки обнаружились струпья, следы укусов мух, то стоит их помазать вазелином.

Осаживание лошади

Чтобы научить коня осаживаться, нужно выполнить последовательность из 3-х действий:

  • начальное положение, как при обычной езде;
  • перемещение торса вперед, сжатие голенями торса животного;
  • после того, как лошадь подается вперед, поводья натягивают, заставляя ее остановиться и податься назад.

Важно! Нужно, чтобы лошадь начинала движение с передней ноги во избежание падения. Для этого наездник должен натянуть поводья диагонально. Если скелет спины у животного слабый, нужно соблюдать осторожность при осаживании, чтобы не травмировать животное.

Поощрения и наказания

Лошадь отлично понимает интонации. Похвала должна произноситься довольным голосом, одними и теми же словами. Питомец хорошо реагирует на улыбку, поглаживание, легкое похлопывание по плечу. Лакомство (кусочек сахара, сухарик, яблоко, морковь) хорошо мотивирует животное. Но нужно соблюдать умеренность, чтобы не избаловать лошадь.

Воспитание лошади невозможно без мер наказания за непослушание. Однако шпоры и хлыст используются в особых случаях. Хорошо действует резкий окрик с недовольной интонацией. Если лошадь не выполнила одну команду, следует тут же дать ей две другие задачи. За послушное поведение нужно благодарить ее лакомством. Если конь кусается, то помогут слабые шлепки по морде, крупу. Каждый вид наказания должен следовать немедленно после совершения провинности, чтобы закрепить у лошади рефлекс.

К вам привыкла. Для этого надо больше времени проводить с ней. Будет полезно, если вы самостоятельно будете после тренировок ее в денник, расседлывать, чистить, расчесывать гриву и хвост. При этом поглаживая и говоря слова, чтобы она чувствовала от вас положительную энергетику и не опасалась.

Очень хорошо в этом отношении действуют разные «вкусности»: свежая морковь, яблоки или хлеб. А вот сахаром, хоть его и любят, лучше не баловать для ее же здоровья. Подкармливать таким образом можно просто при общении в деннике. А еще больший эффект это даст, если использовать еду в качестве поощрения за правильно выполненную команду.

Однако одного положительного контакта мало, чтобы окончательно приручить животное к себе. Оно должно твердо знать, кто из вас главный. Если дать слабину и позволить лошади взять над вами верх всего несколько раз, она будет чувствовать себя сильнее и не станет вам подчиняться. А это уже опасно для вас при общении с таким мощным животным.

Во время тренировок лошадь обязательно нужно воспитывать, показывая, кто главный. Поэтому следует быть тверже и требовательнее. Но это отнюдь не означает, что надо быть жестоким. Если лошадь правильно выполнила команду, ее надо поощрить добрым словом, поглаживанием или кусочком чего-нибудь вкусного, соблюдая, однако, меру. А вот если команда не выполняется и лошадь не работает, как следует, то надо проявить характер и немного наказать. Может быть, достаточно и порицания на высоких тонах. Лошадь может отказываться работать, когда не понимает, чего вы от нее хотите. Это часто случается в начале занятий, когда начинающий наездник отдает команды лошади не правильно, т.е. не так как она привыкла.

Представьте себе лошадь. Представили? Каждый из нас уже привык, что она именно такая – высокая, статная, с аккуратной головой на длинной шее, с густой гривой и хвостом. А вот первые лошади (вернее, их предки) были размером как… средняя современная собака. Назывались эти существа эогиппусами и бегали по земле приблизительно 50 миллионов лет назад. Имели гибкую спину и длинный хвост, а вместо копыт – по четыре пальца на передних конечностях, и по три на задних.

Первые же лошади, похожие на современных, появились 10-15 тысяч лет тому. Они были где-то 120 см высотой в холке и имели уже сформированные копыта. Тогда они служили добычей для первобытных кочевых племен, поскольку их мясо служило для тех основным источником пищи. Со временем было замечено, что лошади – создания умные и быстро обучаемые, а, значит, их можно не только как пищу расценивать, но и приручать.

Одомашнивание лошадей

Ранние изображения лошади археологи находили на древних фресках и посуде разных цивилизаций, но никак не могли решить, когда же именно и кто именно первым решил приручить и использовать в хозяйстве лошадей. Археологи раскапывали древнейшие стоянки кочевников по всей территории Евразии, и долго приходили к согласию, какой народ и когда точно одомашнил этих парнокопытных.


В 2009 году было сделано последнее открытие, которое подняло завесу тайны над фактом одомашнивания. Близь села Ботай (Северный Казахстан) проводились раскопки и были найдены кости и зубы лошадей, которые жили на этой территории пять с половиной тысяч лет тому. Ученые разных стран, исследовавшие останки животных, пришли к выводу, что кочевые племена, жившие ранее на этой территории, первыми в Центральной Азии приручили лошадей. До этого момента предполагалось, что одомашнивание произошло на тысячу лет позже. Первые одомашненные лошади использовались как вьючные животные – для транспортировки тяжелых и объёмных грузов.

Лошадь в военном деле

Лошади участвовали в войнах великих цивилизаций Египта, Шумера и Месопотамии, так же и в страшных кровопролитиях прошлого, ХХ века. До нашего времени дошла клинопись, датируемая 1345 годом до нашей эры под названием «Записи миттанийца Киккули». В этом документе описывается, как некий всадник по имени Киккули занимается отбором лошадей специально для войны. Там же описан рацион животных, который благотворно влияет на их выносливость, а так же упражнения для тренировок.


Первыми в истории использовать лошадей в военном деле начали племена кочевников Азии. Особенно славились боевыми конями, впряженными в колесницы, скифы. Потом эту идею перенимают древние римляне и греки, а так же и другие народы древних времен. Помимо этого лошадей использовали для перевозки военного снаряжения, а к Х веку до н.э. военные стратеги поняли, что кавалерия всё же эффективнее пехоты в плане скорости передвижения, да и выглядит более устрашающе.

В войнах ХХ века лошади тоже сыграли свою роль – выносили раненных всадников с поля боя, тянули тяжелые повозки и пушки, были верными сотоварищами и помощниками солдатам… Об этом, правда, редко вспоминают, ведь все почести доставались выжившим бойцам-людям.


Типы лошадей

Пород лошадей во всём мире существует несколько десятков. По общему виду и строению лошадей делят на упряжных, верховых, вьючных, рысистых и скаковых, а по особенностям строения скелета и территории распространения выделяют три типа лошадей:

Норийская лошадь (европейская, западная). К этому типу относят лошадей крупных, мускулистых, с хорошо развитым костяком, выносливых, но не слишком быстрых. Они слегка вялы и флегматичны, но плюс их в том, что они покладисты и послушны. Эти лошади используются в сельском хозяйстве.

Восточная (арабская) . Воображение рисует, конечно же, горячего арабского скакуна с изящной длинной шеей, красивой головой и большими влажными глазами… Эти лошади помельче чем норийские, более темпераментны и своенравны. Имеют более утончённый скелет, и от этого выглядят интеллигентнее, поэтому и держат пальму первенства среди всех прочих лошадей.

Монгольская лошадь . Этот тип – по внешнему виду что-то среднее между норийским и восточным. Особенность – отсутствие так называемых «каштанов» - роговых наростов на внутренней поверхности задних ног. Монгольский тип лошадей обитал в азиатских степях, а к ІV веку получил распространение на территории степей современной Росси, Украины и Венгрии.

Масти лошадей


На мой взгляд, ни одно другое животное не получило столько красивых и поэтичных названий для своего окраса. А лошадь вам и гнедая, и вороная, и бурая, и пегая, и чалая, и чубарая, и саврасая, и соловая… Правда, звучит красиво? Но обо всём по порядку. Основных мастей ещё со времен Гиппократа выделяют 4:

  • Гнедая - тёмно-рыжая с черной гривой, хвостом, мордой и ушами;
  • Вороная – полностью чёрная, как вороново крыло;
  • Рыжая;
  • Серая.

Все остальные – производные от этой четверки. Бурая – волосяной покров черно-коричневый. Пегая – пятнистая. Белые пятна на «основном фоне» любого окраса. Караковая – это масть лошади чёрной со светло-коричневыми подпалинами. Саврасая – окрас как у лошади Пржевальского, соловая – желтовато-золотистая со светлой гривой и хвостом…


Лошади в дикой природе

Диких, неприрученных лошадей в природе, к сожалению, не осталось. Но если хорошо подумать, то первыми на ум приходят… мустанги, да? А вот и сюрприз. Это вовсе не дикие аборигенные лошади Северной Америки. Это одичавшие беглецы тех времен, когда европейские колонисты осваивали Новый Свет.

В девственных степях Азии когда-то давно жили дикие лошади, которых первым обнаружил в 1879 году Н.М. Пржевальский, так их и назвали – лошади Пржевальского. Сейчас эти лошади обитают только в зоопарках и заповедниках.

Тарпан – некрупная дикая лошадь (136 см высоты в холке и 150 см – длина туловища), обитавшая в XVIII-XIX веках в степях большей части европейских стран, а так же европейской части России и в степях Казахстана. Последний степной тарпан умер в 1918 году на территории Украины (близь города Миргород, что в Полтавской губернии).