Довольно часто термин «критическое мышление» трактуется неверно, подменяется такими понятиями, как творческое мышление, умение строить логические выводы, принятие здравого решения, умение анализировать информацию. На самом деле, перечисленные обозначения не синонимы, а (кроме первого) составляющие процесса критического мышления. Творческое можно считать антагонистом критическому. Поэтому такая подмена понятий неуместна.

Что такое критическое мышление и нужно ли его развивать?

Происхождение термина

Слово критика образовано от греческого kritike и буквально переводится как "умение разбирать или судить" (составлять мнение, опираясь на факты).

Такая способность человека как мышление на протяжении многих лет изучается разными науками (логика, психология, лингвистика, философия, патопсихология, нейропсихология). Обобщенно мыслительный процесс можно определить как способность к мотивированному достижению поставленной цели через систему определенных действий и планирование с предсказуемым результатом. Естественно, что в зависимости от науки, рассматривающей или изучающей мышление, будут меняться и определения этого явления. Для правильного толкования термина «критическое мышление» достаточно понятия о том, что это - особая деятельность человека с определенной структурой и видами.

Из всего перечисленного можно вывести определение: что такое критическое мышление. предложил свою формулировку, в которой описал один из видов интеллектуальной деятельности с объективным подходом к окружающей действительности и информационным потокам. Данная способность человека основывается на системе правил и действий.

Признаки

Прежде чем перечислить способы развития критического мышления, следует описать признаки, присущие этому виду :

  1. Одним из ключевых признаков является самостоятельность в умозаключениях, оценках явлений и предметов и убеждениях. Это - способность добывать и анализировать информацию с опорой на свой личный опыт и известные схемы решения проблем. Отсюда, чем полнее информация о решаемой проблеме и многообразнее палитра способов разрешения проблемы, тем достовернее будет спрогнозирован результат (минуя устоявшиеся стереотипы людей).
  2. Еще одной отличительной чертой можно считать отношение к информации: ее нахождение, анализ, отбор и применение. Человек, умеющий из любой информации выделить нужные зерна и установить связи с интересующим объектом, может справиться с проблемами любых уровней.
  3. Признаками также можно считать постановку правильных вопросов, которые, как известно, представляют собой решение половины задачи, и разработку стратегии решения проблемы.
  4. Важным признаком является и исчерпывающая аргументация, рационализация и разумные и обоснованные доводы.
  5. Одна голова хорошо, а две - еще лучше. Очередным признаком является и учет социальных факторов в решении задачи, ведь Поэтому дебаты и дискуссии - это приемлемая форма работы по достижению цели.

Как развить критическое мышление при помощи известных приемов без посторонней помощи? Достаточно практиковаться ежедневно, пока этот процесс не станет образом жизни.

Приемы развития навыка

Из-за большого количества приемов развития критического мышления перечислить все не представляется возможным (и необходимым). Поэтому достаточно перечислить наиболее популярные из них и остановиться на описании эффективно применяемых.

Как развить критическое мышление самостоятельно? К популярным приемам относятся:

  1. «Кластеры».
  2. «Корзина идей».
  3. «Обратные логические цепочки».
  4. «Верные и неверные утверждения».
  5. «Шесть шляп».
  6. Fishbone.
  7. «Синквейн».
  8. «Бортовые журналы».
  9. «РАФТ».
  10. «Дерево предсказаний».
  11. «Пометки на полях».
  12. «Вопрос дня».

«Кластеры»

Прием хорошо использовать при систематизации добытой информации и установлении связей между явлениями.

Принцип построения кластера основан на модели строения солнечной системы. Интересующий вопрос или проблема занимают положение Солнца. Вся остальная информация располагается на позициях планет солнечной системы с их спутниками.

Fishbone

Еще одним приемом систематизации информации и нахождения оптимального решения проблемы представляется Fishbone.

Его помощь в вопросе того, как развить критическое мышление, неоспорима. Прием отображается в виде скелета рыбы. Голова и хвост обозначаются как проблема и ее решение соответственно. На ребрах расположены причины возникновения проблемы и факты, подтверждающие их. Этот прием позволяет выявить взаимосвязь проблем и систему их взаимодействия.

«РАФТ»

Этот прием хорош для работы над устной речью, развитием риторики и навыком убеждения. Название образовано из первых букв слов - Роль, Аудитория, Форма, Тема. Данный прием подразумевает обсуждение темы от лица определенного персонажа (роль), на аудиторию (определенного уровня потребностей), в выбранной заранее форме (диалог, рассказ, анекдот и т. д.) повествования и заданном количестве тем.

«Шесть шляп»

Как развить критическое мышление при помощи шляп? Прием подходит и для самостоятельной работы, и для работы с аудиторией (и большой, и не очень). Количество шляп соответствует определенным взглядам на проблему. Цвета закреплены за определенными элементами:

  • белый - факты;
  • желтый - возможности;
  • синий - смысл;
  • зеленый - креатив;
  • красный - эмоции;
  • черный - критика.

Можно заметить, что рассмотрение проблемы происходит комплексно, с разных позиций, что позволяет принять наиболее приемлемое и рациональное решение.

«Дерево предсказаний»

Прием для развития умения аргументированно и обоснованно составлять прогнозы на заданную тематику.

Тема представлена стволом дерева. Прогнозы (возможно, вероятно) - ветки по двум сторонам. Аргументы - листья на ветках. Таким способом можно не только составить вероятностную модель развития ситуации, но и определить решающие факторы в создавшейся ситуации.

в системе образования

Современное образование слишком сконцентрировано на самом процессе обучения, что находит свое выражение в чрезмерном увлечении (нужными и не очень) технологиями. Коренным образом применение технологий практически ничего не меняет (кроме названий частей урока, согласно требованиям технологии, ЗУНов - компетенциями и т.д.). По итогу ученик должен запомнить определенный материал. Правда, приветствуется применение на уроках развивающих головоломок в определенной дозировке. Такой вид деятельности вносит разнообразие в строго регламентированную жизнь ученика. Ведь для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, как собрать головоломку, требуется мобилизация всех знаний, умений и навыков, а также самостоятельность в достижении поставленной цели.

Для того чтобы технология развития критического мышления не выглядела декоративным дополнением в школьной жизни нужно изменить саму систему образования. А это в ближайшем будущем сделать практически невозможно.

На уроках часто применяются многие элементы критического мышления (вопрос дня и др.), но основа остается тайной за семью печатями.

Вместо заключения

Развитие критического мышления доступно для человека примерно с 5-6 лет. До этого времени еще не развиты достаточно и нервная система и не сформированы определенные отделы головного мозга. Для старшего дошкольника решение вопроса: "Как собрать головоломку?" - и есть это развитие. Для младших приемов расширяется. А для ребят среднего и старшего звена доступна вся палитра приемов развития критического мышления.

Взрослые могут самостоятельно, по мере надобности или для самопроверки, пользоваться перечисленными приемами. К тому же, применение критического мышления в повседневной жизни помогает сохранить молодость мозга на долгие годы. С другой стороны, именно критическое мышление позволяет человеку оставаться Личностью, то есть не поддаваться на провокации хорошо отработанной системы управления общественным мнением.

Каждый день обрушивает на нас поток проблем, требующих якобы незамедлительного решения. Одни оказываются незначительными, другие действительно могут изменить нашу жизнь. Чтобы оценить проблему и тем более - принять ответственное решение, нужно взвесить все варианты, проанализировать ситуацию. Критическое мышление - необходимый для этого навык, о котором часто забывают. Существуют приемы, которые помогут развить критическое мышление и сохранить холодную голову в самых нервных ситуациях.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление помогает проанализировать события или факты, а затем прийти к тем или иным выводам. Главными инструментами являются способность находить причинно-следственные связи и логика, при помощи которых у человека формируется объективный взгляд на проблему, намечается путь к ее решению.

Обладатели хорошо развитого критического мышления ставят под сомнение информацию и не принимают на веру полученные сведения. Они способны предугадывать дальнейший ход событий, выявлять закономерности, находить связи между объектами и явлениями.

Критическое мышление не всегда связано с уровнем образования или интеллектом.

Маленький ребенок, не умеющий читать и писать, без большого жизненного опыта, способен свободно мыслить. Свободные от стереотипов дети зачастую находят нетривиальный и необычный прием для решения проблем, до которого не додумались бы взрослые.

Безусловно, определенный уровень знаний упрощает процесс критического мышления. Например, чтобы понять, полезен ли прибор, нужно разбираться в том, как он работает.

Считается, что навыки критического мышления формируются и развиваются постоянно. Психологи утверждают, что особое внимание этому процессу нужно уделить в период становления личности и формирования жизненной позиции. Тем не менее работать над критическим мышлением можно и нужно в любом возрасте, благо приемов для этого достаточно.

Под влиянием родителей у детей формируется определенное мировоззрение, складывается система жизненных ценностей. Иногда все, что было заложено в детстве, остается неизменным на протяжении всей жизни человека.

Подчас «шаблонные» решения, которые научили принимать в семье, не подходят. Человек, умеющий мыслить критически, способен видеть новые пути достижения целей, искать нестандартные ответы на поставленные вопросы.

Зачем нужно развивать критическое мышление?

Критическое мышление в профессиональной и повседневной жизни способствует более аккуратной и точной работе, помогает отделять важное от второстепенного, эффективно и быстро решать проблемы.

Важную роль критическое мышление играет и в образовании.

Оно поможет усвоить ключевые идеи из учебников и источников, опираться на различные теории и приводить убедительные доказательства.

Кроме того, при помощи критического мышления легче находить общий язык с другими людьми, не поддаваться на провокации в спорах и избегать других неприятных ситуаций в общении с окружающими. Также среди очевидных плюсов развитого критического мышления - внимание к деталям и наблюдательность, умение аналитически мыслить в любых жизненных ситуациях.

Человек, который владеет критическим мышлением, автоматически приобретает и другие немаловажные навыки. В частности, он способен логично доносить свои мысли, быть убедительным в рассуждениях, правильно интерпретировать данные, принимать наиболее эффективные решения и так далее.

В современном мире развивать критическое мышление особенно важно. Оно помогает фильтровать многочисленные сведения, которые мы ежедневно получаем из СМИ, рекламы, соцсетей и при личном общении. Чтобы лучше ориентироваться в информационном потоке, легко отличать правду от лжи, нужно сравнивать и критически оценивать данные из разных источников.

Проще говоря - лучше почаще проверять достоверность фактов.

Это не означает, что необходимо подвергать сомнению все подряд, сомневаться во всем. Однако благодаря критическому мышлению человек способен сформировать свою точку зрения, альтернативную и независимую. Он может взглянуть на ситуацию в целом, понять, где он ошибается, и изменить свою позицию, основываясь на аргументах или фактах.

Методы развития критического мышления

Самую известную технологию развития критического мышления разработали американские ученые из Северной Айовы. В России ту же методику начали применять с 1997 года. Она называется РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо.

В первую очередь этот прием помогает сформировать базовые навыки мышления и применять их на практике. Главные каналы, через которые мы получаем и передаем информацию, - это тексты (чтение и письмо).

В соответствии с методикой критического мышления, человек должен вдумчиво читать все материалы, связанные с той или иной темой, а затем подвергать анализу полученные данные.

Имеются в виду не только письменные материалы, но также речь, видео- и аудиозаписи.

Метод развития критического мышления основывается на трех стадиях обработки материала: вызов, осмысление и рефлексия.

На первой человек собирает все знания, которые были получены ранее, ищет недостатки в них и определяет, необходимо ли получить дополнительную информацию. На стадии осмысления происходит аналитическая работа с текстом. В этом может помочь составление таблиц и ведение дневников, в которых можно отмечать уровень понимания полученной информации и конкретных фактов.

На стадии рефлексии знания выходят на новый уровень и применяются на практике.

В этот момент человек уже может сформировать свое отношение к тексту и обсудить его с другими во время дискуссии.

Приемы критического мышления

Существует целый ряд приемов критического мышления. Среди них выделяются несколько вариантов активного письма (кластер, таблица «З-Х-У»), активного чтения и слушания (инсерт), а также организация групповой работы.

Кластер. Это один из самых популярных на сегодняшний день приемов критического мышления. Он нужен для того, чтобы наглядно отображать мыслительные процессы, происходящие во время работы с текстом.

Для эффективного использования приема берется лист бумаги, в центре которого записывается ключевое слово в тексте, а затем вокруг него отмечаются близкие идеи, образы или факты. По мере их появления они соединяются с ключевым словом прямыми линиями. В ходе работы «слова-спутники» ключевого понятия приобретают своих «спутников».

В итоге возникает схема, которая наглядно показывает, как происходил мыслительный процесс.

Специалисты советуют записывать все, что приходит в голову, строить как можно больше различных связей, даже нестандартных. Единственный недостаток этого приема в том, что могут появиться лишние слова и информация, которые будут мешать восприятию и перегружать схему.

«Знаю. Хочу узнать. Узнал» («З-Х-У»). Это еще один прием технологии развития критического мышления. Он был разработан в 1986 году чикагским профессором Донной Огл (Donna Ogle).

Необходимо создать таблицу, состоящую из трех столбцов. Первый - «Знаю» - заполняют на стадии вызова. Туда можно внести предварительные знания, гипотезы или ассоциации. Второй столбец, «Хочу узнать», посвящен целям изучения информации. Последнюю часть таблицы - «Узнал» - заполняют после окончания работы с данными. Такой прием помогает лучше анализировать новые сведения, чтобы иметь возможность впоследствии применять их на практике.

Инсерт. Этот прием применяется во время чтения текста. На полях делаются заметки в соответствии с отношением исследователя к информации. Для этого применяются четыре маркера:

«V» - исследователь знал это раньше;

«-» - данные противоречат уже известным;

«+» - исследователь раньше не сталкивался с этими данными;

«?» - информация непонятна, необходимо получить более точные сведения.

В дальнейшем все это заносится в специальную таблицу. При помощи такого приема можно распределять информацию в зависимости от ее ценности и опыта исследователя.

Все упомянутые технологии полезны для развития критического мышления.

Каждый может выбрать наиболее подходящий прием или комбинировать несколько.

При помощи технологии критического мышления можно устанавливать и решать проблемы на основе имеющейся информации, искать и оценивать пути решения. Параллельно с развитием критического мышления меняется вся система умственной работы человека: разные точки зрения больше не вызывают протеста, а альтернативные пути решения проблем помогают жить.

С Олей мы дружим с детства. Её главной чертой, помимо доброты и отзывчивости, была наивность. Когда Оле пришла смс, с текстом «зайди на сайт и узнай, какую открытку тебе отправили», Оля, не задумываясь, перешла по ссылке.

С баланса тут же ушла немаленькая сумма, и на какое-то время Оля уже никому не могла позвонить или написать. Когда на улице к Оле подошла гадалка, Оля, как под гипнозом, отдала ей несколько тысяч рублей «на обряд от безбрачия». Оля тогда училась в институте, и остаться старой девой ей никак не хотелось. И такие истории с ней происходили с завидной регулярностью.

Если бы Оля тогда знала про критическое мышление, она возможно избежала бы подобных ситуаций.

Под критическим мышлением, исходя из названия, мы понимаем образ мыслей, когда любую поступающую информацию мы не воспринимаем, как нам подали, а предварительно анализируем и по определению сомневаемся в ее правдивости. Сам термин говорит о том, что данный тип мышления подвергает критике все, что узнает из телевизора, газет, радио, интернета, от знакомых.

Термин возник не случайно. Еще во времена расцвета греческой философии такие яркие умы, как Сократ (а он бы в этом направлении первым известным исследователем), Платон и Аристотель доказали с помощью опросов и веских обоснований что люди, вне зависимости от опыта и уровня благосостояния эмоциональны.

И в первую очередь воспринимают информацию эмоционально, и рассуждают так, как им подсказывают чувства, а не разум.

Сократ говорил о том, что какими бы привлекательными не были доводы для нашего сердца, всегда необходимо рассматривать ситуацию ос всех сторон, и приводить разумные доказательства. Которые логичны и реальны.

Зачем нужно критическое мышление

В наше время навыки критического мышления особенно нужны: мы все вспомним случаи, когда СМИ публиковали «утки» — вымышленные или непроверенные истории.

Самый известный пример — это швейцарский видеоролик, в котором рассказывали о макаронных деревьях. В трехминутном видео работники «собирают урожай» макаронных изделий с деревьев. Видео показали в вечерних новостях на известном телеканале ВВС.

После показа на студию обрушился шквал телефонных звонков: швейцарцам было ужасно интересно — как же вырастить такое дерево дома? Продолжая начатую линию, работники студии посоветовали опустить спагетти в банку с томатным соусом и ждать.

Зрители этой телепередачи также изучали биологию в школе, многие после этого закончили ВУЗы. Но в школе не было предмета под названием «критическое мышление». И взрослые люди, имеющие опыт в самых разных сферах, доверились телевизору — потому что зрение не может обманывать.

Это пример ситуации, когда обман совершается из добрых побуждений: данный выпуск — всего лишь розыгрыш в день 1 апреля. В этот день принято разыгрывать друзей и знакомых, и вполне ожидаемо, что и телевидение присоединиться к празднику в своих сюжетах.

Но мы все знаем случаи, когда нами сознательно манипулируют для получения своей выгоды. Это случаи, когда мы сталкиваемся с мошенниками, несознательными организациями (особенно много таких компаний в сфере продаж), пропагандистами, рекламщиками и политтехнологами.

Сфера услуг — место, где мерилом успеха является процент выручки, заполонено «специалистами», которые готовы за ваши же деньги пообещать вам золотые горы.

Вникая и поддерживая, доверяя им – мы отдаем время, деньги (иногда и большее) без получения обещанного результата. Чтобы не быть обманутым (в самом позитивном случае), давайте рассмотрим, как развить критическое мышление.

Навыки и способности человека, обладающего критическим мышлением

Помимо самостоятельности, необходимы навыки:

  • аналитического и творческого мышления;

Любую информацию необходимо анализировать, объяснять самому себе те факты, с которыми приходится сталкиваться.

  • Умение отличать логичные от псевдологичных выводов;

Здесь вам потребуется изучить основы логики, науки, которая поможет вам отличать рассуждения, «притянутые за уши».

  • умение трактовать и сравнивать факты;

Важно уметь предполагать, какие события могут последовать за тем или иным явлением, а также предпосылки, которые привели к нынешнему состоянию дел.

Сравнение предметов или явлений — метод, к которому нас приучали с детства, дополнительные объяснения здесь не нужны.

  • Знание причинно-следственных связей;

Понимаю, что является первопричиной, многое расскажет вам о перспективах и особенностях чего-либо.

  • Структурирование;

Рассматривайте факты не по отдельности, а в различных комбинациях друг с другом (психологи утверждают, что именно это действие отличает творческую деятельность).

  • Оценка;

Сравнивая и анализируя, вы обязательно придете к какому-либо решению. Практикуйтесь, и это решение будет с каждым разом более грамотным.

  • Составление прогноза;

Имея на руках факты, практикуйтесь в прогнозировании — некоторые факты являются основополагающими, и доля вариантов может быть просто неосуществима.

  • умение объяснять явления и делать выводы.
  • Акцент на персоналии

Кто занимается изучением данного явления? А кто изучал ранее? Что мы знаем об этих людях? Как давно человек находится в данной должности, имеет ли он достаточно практического опыта в данной сфере, чтобы доверять его мнению?

Как развить критическое мышление

Стоит сразу сказать, что есть факты, которые подвергать критике необязательно: это физические и математические законы, установленные границ и расстояния, некоторые исторические факты.

Они утверждены ученым сообществом, и часть из них (например, расстояние от земли до Солнца) мы не можем доказать или опровергнуть, мы можем только принять на веру.

Если речь идет не о них, то у каждого сообщения (не важно, информацию рассказывают нам или мы получаем ее при чтении) должно быть:

  1. Проблематика

Это круг вопросов или тема, о которой пойдет речь в повествовании. Есть большая разница между проблемой в повествовании, для которой автор предлагает решение, от проблемы, о которой предлагает только побеседовать и проанализировать сложившуюся ситуацию.

  1. Допущения

Допущением называют информацию или факт, которую автор не подвергает сомнению. В этом случае следует обратить внимание, какую именно информацию мы считаем не требующей доказательств и почему.

  1. Угол зрения

Не все мнения являются основополагающими. Не все явления в мире носят сугубо положительный или отрицательный характер. Поэтому полагаться на мнение автора о том, что «А» — хорошо, а «Б» — плохо не обязательно.

  1. Факты

Опять же, говоря о том, что «А» хорошо, а «Б» — плохо, важно подключать к доказательству факты. Исследования, научные разработки, похожие ситуации, случавшиеся ранее – но не мнение подруги или маминого брата.

  1. Теория

Совпадают ли идеи, термины, которые присутствуют в повествовании с его темой? Имеют ли они четкое и понятное разъяснение?

  1. Вывод

Итогом вышесказанного должно быть суждение. Суждение базируется на нескольких фактах. Недостаточность информации не дает нам право сделать полноценный вывод.

  1. Результат

Читая очередной материал об изменениях в политическом строе, экономическом укладе или неоднозначном событии, нам важно выяснить: каковы цели данного события, данного текста? Что нам хотел сказать автор повествования? Какая тема главная, а какая второстепенная? Что автор считает априори таким, а что иным? Какие выводы делает автора в конце, и в других частях повествования?

Важно понимать, что некоторые выводы лейтмотивом проходят через весь текст или сообщение, и важно эти скрытые «умозаключения» выявить и обозначить. Очень рассудительно нужно отнестись к новостям «о шокирующих результатах исследования», «исторических находках», программах о тайном и неизведанном. На что опираются их доказательства? Какие исследования были проведены и кем? Что об этом явлении говорили ранее?

Развивая критическое мышление, вы заметите, насколько многогранный и неоднородный окружающий мир.

Сделайте вывод

Прочитав эту статью, вы встали на путь развития полезного навыка — критического мышления. Больше читайте и изучайте научные труды и исследования, проверяйте факты и опирайтесь на них в дальнейшем.

Успехов вам!

Каждый день твоя многострадальная голова сталкивается с огромным потоком информации. Большая ее часть благополучно забывается, остальные факты так или иначе формируют твое мировоззрение и влияют на принятие решений.

Появление интернета вместе с доступом к альтернативным точкам зрения должно было упростить путь к правдивой информации, но вместо этого окончательно запутало нас в лабиринте словесных манипуляций. Часть людей можно убедить в чем угодно, часть вообще никому не верит на всякий случай.

Отличить факты от их интерпретации способны личности с критическим мышлением. К счастью, это качество не дается нам от рождения, а значит, его можно развить.

Используй дедуктивное мышление

Способность приходить от общей гипотезы к частному выводу путем логических рассуждений лежит в основе критического мышления. Если этот метод помогал Шерлоку развязывать самые запутанные детективные истории, поможет и тебе выбраться из пучины ложной информации на островок знания, близкого к истине. Чтобы мышление оставалось под властью аргументов, а не эмоций, учитывай следующие моменты:
— гипотеза, с которой начинается рассуждение, не должна быть противоречива. Отправной точкой необходимо сделать четкое, однозначное умозаключение, иначе вся дальнейшая логика полетит к чертям. Кроме того, гипотеза должна оставаться неизменной в ходе всего размышления;
— гипотеза должна быть связана с заключением. Очевидность этого правила вовсе не отменяет его ценности. Одна из опасных ловушек рассуждения - подмена понятий, когда, к примеру, начинают сравнивать несопоставимые вещи;
— рассуждение должно учитывать противоположные мнения и контраргументы. Не обязательно соглашаться с ними, но лучше принять к сведению.

Сомневайся


Доктор Хаус восемь сезонов учил нас, что все лгут. Не будем уподобляться этому чокнутому мизантропу и возьмем за основу критического мышления другое утверждение - все ошибаются. Теперь вернись и еще раз прочти слово «все». И еще раз. Дело в том, что люди склонны к упрощению, поэтому стремятся принимать многие утверждения на веру.

Проверяй факты

Самый нудный и необходимый навык. Раз ошибиться может каждый, значит, любую информацию нужно просеивать через собственное сито скепсиса. В этом тебе поможет соблюдение нескольких правил:

— избегай выборочной аргументации. Даже если очень хочется прийти к определенному выводу, будь честен и учитывай все аргументы, а не только те, которые подтверждают твою гипотезу;
— оцени, достаточно ли информации, чтобы сделать выбор в пользу какого-либо решения;
— используй все возможности проверить факты. Идеальный вариант - обратиться напрямую к первоисточнику;
— убедись, что вывод сделал ситуацию яснее.

Не иди на поводу у толпы

Ошибаться может не только любой человек, но и любое количество людей. Массовость никогда не должна стать аргументом в пользу достоверности информации. Не забывай, что большая часть толпы - просто стадо, которое поленилось выработать свое мнение или найти верный ответ, предпочитает присоединиться к общему мнению.

Развивай креативность

Мозг - работоспособный, но очень ленивый засранец. Он пытается любым способом облегчить себе работу и стандартизировать твою жизнь. Развитие творческого мышления разомнет извилины, заставит тебя по-новому смотреть на вещи и учитывать самые неожиданные варианты.

Учитывай специфику работы журналистов

По мнению профессора психологии Орегонского университета Пола Словика, люди склонны переоценивать риски, если вызывающие их ситуации широко освещаются в прессе.

Однако СМИ весьма субъективны в выборе красок для картины мира. Единственный жанр, который хоть как-то претендует на достоверность, - это журналистское расследование. Что касается наскоро состряпанных заметок, которыми изобилует новостная лента, то для них важнее сделать красивую историю, чем разобраться в происходящем.
Даже если речь идет о научных фактах, целиком полагаться на мнение конкретного исследователя не стоит. В основном журналисты лишь стараются передать суть статьи в упрощенной форме и не утруждаются поиском альтернативных мнений.

Не доверяй точным цифрам


Сколько бы мы ни повторяли, что СМИ лгут, 46% россиян продолжают верить сообщениям в прессе. Благодаря конкретной цифре эта фраза звучит гораздо убедительней, чем «многие россияне продолжают верить», однако она не становится достоверней. Иногда цифры – всего лишь уловки, которые помогают автору проникнуть в доверие читателя.

Если речь идет об исследовании, то важно, чтобы в тексте не только озвучивались результаты, но и был показан механизм его проведения. Непонятно, какого возраста эти 46% россиян, каким именно видам СМИ они верят и какой конкретно вопрос им задавали.

Критическое мышление – это процесс рассуждения, направленный на объективный анализ любой идеи, которая оказывается в вашей голове. Оно включает в себя более глубокое изучение определенных сфер жизни, чтобы вы могли раскрыть свой потенциал.

Наша жизнь – результат наших мыслей и принимаемых решений. Поэтому, повышая качество мыслей, мы можем улучшить свою жизнь. Один из способов это сделать – улучшить навыки критического мышления.

1. Не предполагайте – исследуйте

В повседневной жизни мы делаем предположения практически обо всем. Наш мозг так устроен, он делает предположения с целью обработки информации. И эта функция является крайне важной частью структуры мозга. Однако порой эти предположения могут быть неверными или неточными. Критическое мышление предполагает отказ от предположений, оно требует анализа любых данных на предмет их актуальности и правдивости. На любое предположение всегда задавайте вопрос, почему именно так, а не иначе.

2. Сначала исследуйте, а потом воспринимайте информацию за правду

Вокруг огромное количество информации. Одна исходит из надежных источников, другая – из ненадежных. Поэтому мы распределяем информацию, основываясь на этой классификации. Это экономит время и энергию, которые потребовались бы для более тщательного анализа полученной информации. Однако информация, которую мы считаем достоверной, может оказаться . Если что-то где-то публиковалось или транслировалось СМИ, это еще не значит, что информация достоверная. Критическое мышление подразумевает, что необходимо докапываться до сути всех новых данных, которые вам поступают, чтобы проверить их достоверность.

3. Все под вопросом

Чтобы мыслить критически, вы должны быть готовы поставить под сомнение буквально все. Вы должны сомневаться во всех новостях, заявлениях правительства и даже в том, чему вас учили с ранних лет. Задавайте вопросы. Мыслить критически и не невозможно. Во-первых, найдите вопросы, которые можно задать в определенной ситуации. Во-вторых, спросите таким образом, чтобы получить конструктивные ответы.

4. Осознайте свои личные предубеждения

Предубеждения – это выводы об окружающем мире, которые делаются на основе собственного опыта. Абсолютно у каждого человека имеются предубеждения, порой это приводит к неверным выводам и решениям. Чтобы развить в себе критическое мышление, необходимо выявить свои предубеждения и изучить их. Это приведет к более качественному анализу новой информации.

5. Планируйте на большее количество шагов вперед, чем ваши ровесники

Жизнь можно рассматривать как игру в шахматы. Чтобы добиться успеха, вы должны быть на много шагов впереди своего противника. Недостаточно просчитывать на два-три шага вперед. Вы должны просчитать и распланировать стратегию на максимально возможное количество шагов вперед. Устройте мозговой штурм, при котором вы рассмотрите весь широкий спектр своего будущего. Вы сможете предвидеть какие-то проблемы и подготовиться к ним.

6. Определите главную цель принимаемых вами решений

Каждый раз, когда вы принимаете в жизни решение, за ним стоит определенная цель. Эта цель должна стать ориентиром для мыслей и действий. Убедитесь, что ваша цель полностью вам понятна. Изложите ее в словах и цифрах, пусть с этого начнется ваш путь к ней. Принимайте решения, которые будут приближать вас к цели.

7. Думайте о последствиях своих действий

Каждое действие сталкивается с противодействием. Наши действия – результат наших решений. Мы должны прогнозировать и оценивать возможные последствия. Один из способов – поставить себя на место того, на кого повлияет ваше решение. Это позволит вам быть готовым к любому результату, вы сможете придумать запасной план, который будет направлен на проблемы, которая может внезапно возникнуть.

8. Осознайте процессы, происходящие в вашем уме

Процесс человеческого мышления просто поражает. Мозг – самая сложная структура из известных человеку. Мы думаем множеством способов. Один из способов – эвристика. Это совокупность приемов и методов, которые облегчают решение формальных задач. Опирается она больше на . С точки зрения критического мышления эвристика не является надежной. Так как она рассматривает информацию, не углубляясь в факты, также на нее сильно влияют предубеждения. Чтобы улучшить навыки критического мышления, вы должны понимать, каким образом работает ваш ум.

9. Просматривайте доказательства предыдущих цепочек мыслей

Вам не придется изобретать велосипед. Любая проблема, с которой вы столкнулись, вероятнее всего, уже кем-то была решена. Чтобы справиться с ней быстрее и успешнее, просто посмотрите результаты тех, кто сделал это до вас. Используйте полученную информацию, чтобы найти свой собственный путь, который, возможно, окажется более продуманным.

Критическое мышление значительно повышает ваши шансы на успех в жизненных начинаниях. Оно позволяет получать превосходные результаты. Приведенные советы помогут улучшить навыки подобного мышления. Изучайте и применяйте их, со временем вы заметите повышение качества жизни.