(ХУТБАТ УЛЬ-ВИДА)

В 10-й год по Хиджре, когда немусульманам было запрещено посещать Священную Каабу, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) в сопровождении 14 тысяч мусульман покинул Медину, чтобы отправиться в Хадж в Мекку. В тот год Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) исполнил все ритуалы Хаджа. Это стало частью его Сунны. Информация о последнем Хадже достоверно передана нам с того времени. До сегодняшнего дня мусульмане следуют правилам Хаджа, установленным Пророком в 10-й год Хиджры: он облачился в одеяние паломника (ихрам), семь раз совершил обход вокруг Каабы и выполнил «сай» (бег между Сафой и Марвой 7 раз).
«Сай» выполняется в память о Хаджарь (матери Исмаила - мир ему). Согласно традиции, она несколько раз пробежала между двумя вершинами в поисках воды для своего младенца. И, по воле Аллаха, забил источник Зам-Зам, утоливший их жажду.
На 9-й день месяца Зуль-Хиджа Пророк Ислама (да благословит его Аллах и приветствует!) пригласил всех мусульман, которые прибыли в Мекку для совершения Хаджа, к горе Джабаль аль-Рахман на Арафате и говорил с ними. Увидев столь великое скопление мусульман, он понял, что его голос не будет услышан всеми собравшимися. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) назначил нескольких человек с громкими голосами, которые, стоя в разных местах, повторяли слова его проповеди, чтобы все мусульмане могли их слышать.

Эта проповедь получила название Хутбат-уль-Вида или, в переводе с арабского, «прощальная проповедь». Среди тех, кто повторял слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) были Биляль (да будет доволен им Аллах!) и Рабия бин Умайя. Оба они имели очень громкие и ясные голоса.
Прежде, чем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) начал свою проповедь, он спросил людей: «Знаете ли вы, какой сейчас месяц»? И они ответили: «Сейчас месяц Зуль-Хиджа, один из священных месяцев». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) спросил еще: «Известно ли вам, что за земля, на которой вы стоите?» «Это священная земля Арафат, о Посланник Аллаха!» - ответили они единодушно.

После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) произнес свою речь.
Он начал с имени Аллаха и после восхваления Всевышнего и слов шахады, сказал: «Всю хвалу воздаем Аллаху! Мы славим Его, взыскуем Его помощи и прощения и обращаемся к Нему [во всех делах]. Мы ищем защиты Аллаха от собственного зла и от дурных последствий наших дел. И никто не сведет с пути того, кого Аллах наставляет на Путь истинный. И никто не наставит того на Путь истинный, кого Аллах сведет с него. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, не имеющего сотоварищей, и я свидетельствую, что Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!) - Его раб и Посланник. Я призываю вас, о, рабы Всевышнего, убояться Аллаха. Я призываю вас подчиниться Его Воле, и я открываю свою речь тем, что благо для вас.
О, люди! Внимайте моим словам, ибо не знаю, буду ли среди вас здесь снова после этого года.
О, люди, воистину, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша священны и неприкосновенны до тех лор, пока вы не предстанете перед Господом, так же как священны для всех вас этот день и этот месяц. Воистину, вы встретитесь с вашим Господом и будете держать ответ за все ваши поступки. Не передал ли я вам это послание? Да будет Аллах моим Свидетелем! Тот, на кого возложена надежда, должен оправдать ее перед человеком, положившимся на вас. И помните, никто не несет ответ за преступление, кроме совершившего его. Сын не отвечает за преступления своего отца, и отец не отвечает за преступления своего сына.
О люди! Внимайте же моим словам и вникните в их суть! Знайте, что мусульманин мусульманину -брат, и вместе они образуют братство- Ничто из того, что принадлежит мусульманину, не является законным для другого мусульманина, если только тот по доброй воле не позволяет ему этого. Так не притесняйте же друг друга.
О Аллах! Не передал ли я этого послания? И еще говорю я вам, все язычество и заблуждения - под ногой моей, и ушла в прошлое кровная месть времен джахилии. Первое требование крови, которое я отменил - это требование крови Ибн Рабия Харита, который воспитывался в племени Саад и которого убил Хузайл. Ростовщичество запрещено, но вы можете вернуть себе номинальную сумму долга. Не сотворите никому несправедливости - и несправедливость минует вас. Аллах запретил ростовщичество, и я начинаю с того, что отменяю процент, который должен получить мой дядя Аббас бин Абдул Муталиб (да будет им доволен Аллах!). Воистину, отменяю полностью.
О люди! Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берете их под покровительство Аллаха и они законны для вас, согласно слову Аллаха!
Истинно говорю вам - у вас есть права по отношению к вашим женщинам, и ваши женщины имеют права по отношению к вам. И есть у них право не совершать дурного, а если станут они поступать так, - есть у вас власть наказать их, но не слишком сурово. Если жены ваши избегают дурного и преданы вам - одевайте и кормите их по возможности. Вот говорю я вам, руководите вашими женами, но делайте это по-доброму.
О люди! Прислушивайтесь и подчиняйтесь даже искалеченному абиссинскому рабу, который будет вашим амиром (предводителем), если он поставлен среди вас и исполняет предписания Книги Аллаха.
О люди, воистину Аллах повелел каждому человеку долю наследства. Дети принадлежат брачному ложу, а нарушитель брачных уз да будет побиваем камнями. А тот, кто утверждает, что род его идет от кого-либо иного, кроме его родителей - на том лежит проклятие Аллаха и ангелов и людей.
И не примет от него Аллах ни покаяния, ни благих дел.
О люди! Воистину, сатана не смог заставить вас поклоняться ему на этой земле, однако же может случиться и так, что вы станете подчиняться ему в другом, не поклоняясь. Он будет доволен, если совратит вас в малом. Так храните же от него вашу веру. Воистину, я оставил среди вас Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). И если вы станете придерживаться их, то никогда не собьетесь с Правильного пути. И если будете вы спрошены обо мне, что скажете вы?» И ответили они: «Мы свидетельствуем, что ты передал нам послание и выполнил свою миссию».
Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) обратился к собранию людей вновь, и было это в пятницу, в месяц Зуль-Хиджа, в 10-й год по Хиджре. Повторив опять важные моменты предыдущей проповеди, он пролил свет на некоторые другие вопросы.
И вновь, как обычно, он начал речь с восхваления Аллаха и выражения благодарности Ему.
«О люди! Перенос запретных месяцев на другое время усиливает безверие. Этим поступком неверных подталкивают к совершению недоброго. Ибо они провозглашают законным число месяцев, которое Аллах сделал незаконным в один год, и запрещают это в другой год - этим они нарушают то, что Аллах объявил нерушимым. И они объявляют нерушимым то, что Аллах объявил преходящим. Воистину, время течет известным образом с того самого дня, когда были сотворены Небеса и Земля. Число месяцев для Аллаха -двенадцать - четыре из которых священны. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб, который находится между месяцами Джумад аль-ахира и Шаабан.
О люди! Известно ли вам, какой сегодня день, на какой земле вы стоите и какой сегодня месяц? И отвечали на это люди:
«Это День жертвоприношения - на Священной Земле - в Священный Месяц». И на каждый ответ Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) восклицал: Я молюсь за то, чтобы ваши жизни и ваше имущество, и ваша честь были бы столь же священны друг для друга, как этот Священный день в этот Священный месяц в этом Священном городе. И подумайте о рабах ваших! Кормите их той пищей, которой питаетесь сами, и одевайте их в ту одежду, что носите сами. И если они совершают проступки, которые вы не можете простить, - тогда расстаньтесь с ними, ибо они слуги Аллаха - и не вам исправлять их пути. И вот, внимайте мне. Поклоняйтесь Господу! Возносите молитву пять раз в день, соблюдайте пост в месяц Рамадан, совершайте паломничество к Священной Каабе, спешите выплачивать закят с вашего имущества и следуйте тому, к чему я призываю вас, и только тогда попадете вы на небеса.
И пусть те, кто стоят здесь сегодня, передадут все, что слышали, тому, кого здесь нет. И, может, многие из тех, кому будет передано это послание, станут соблюдать его с большим старанием, чем те, кто слушали здесь сегодня».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) продолжил речь свою перед паломниками на другой день. Тогда он сказал:
«О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы - потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба - перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего - перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам - благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен.
Передайте же слово это, о вы, стоящие близко, - тем, кто стоит далеко. Я передал вам послание Аллаха. И затем, посмотрев в небеса, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал следующее: «Господи! Я передал послание и выполнил миссию».»Истинно так!», - воскликнули люди, собравшиеся вокруг него. «Господи! Я молю Тебя, будь свидетелем этого». И этими словами Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) завершил свое обращение. В конце же своей проповеди он сказал: «Ассаляму алейкум! Мир вам!».
Эта проповедь оставила глубокий след в сердцах людей, слушавших Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Передают, что в тот день сто сорок тысяч мусульман собрались у Джабаль аль-Рахмана и слушали Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). И когда он обращался к ним - они повторяли его слова.
И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) вопрошал их, выполнил ли он полностью свою миссию, - они отвечали хором. И когда сто сорок тысяч мусульман отвечали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) единым голосом, казалось, что содрогались горы пустыни. Люди, слушавшие прощальную проповедь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), не могли забыть ее до последнего дня своей жизни, как будто впитали ее всем своим существом. И даже сегодня, когда читаешь эту проповедь, она не оставляет равнодушным никого. Некоторые называют ее манифестом прав человека в Исламе. Эту проповедь называют также Хадж аль Билаг, поскольку в дополнение к наставлениям Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) произносил «балагат», т.е. спрашивал людей о том, исполнил ли он свою обязанность до конца.
madrasah2.ru


Всю хвалу воздаем Аллаху! Мы славим Его, взыскуем Его помощи и прощения и обращаемся к Нему (во всех делах). Мы ищем защиты Аллаха от собственного зла и от дурных последствий наших дел.
И никто не сведет с пути того, кого Аллах наставляет на Путь истинный. И никто не наставит того на Путь истинный, кого Аллах сведет с него. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, не имеющего сотоварищей, и я свидетельствую, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) - Его раб и Посланник.

Я призываю вас, о, рабы Всевышнего, убояться Аллаха. Я призываю вас подчиниться Его Воле, и я открываю свою речь тем, что благо для вас.
О, люди! Внимайте моим словам, ибо не знаю, буду ли среди вас здесь снова после этого года. О, люди, воистину, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же как священны для всех вас этот день и этот месяц. Воистину, вы встретитесь с вашим Господом и будете держать ответ за все ваши поступки.

Не передал ли я вам это послание? Да будет Аллах моим Свидетелем!

Тот, на кого возложена надежда, должен оправдать ее перед человеком, положившимся на вас.

И помните, никто не несет ответ за преступление, кроме совершившего его. Сын не отвечает за преступления своего отца, и отец не отвечает за преступления своего сына.

О люди! Внимайте же моим словам и вникните в их суть! Знайте, что мусульманин мусульманину - брат, и вместе они образуют братство. Ничто из того, что принадлежит мусульманину, не является законным для другого мусульманина, если только тот по доброй воле не позволяет ему этого. Так не притесняйте же друг друга.

О Аллах! Не передал ли я этого послания?

И еще говорю я вам, все язычество и заблуждения - под ногой моей, и ушла в прошлое кровная месть времен джахилии.

Первое требование крови, которое я отменил - это требование крови Ибн Рабия Харита, который воспитывался в племени Саад и которого убил Хузайл.

Ростовщичество запрещено, но вы можете вернуть себе номинальную сумму долга. Не сотворите никому несправедливости - и несправедливость минует вас. Аллах запретил ростовщичество, и я начинаю с того, что отменяю процент, который должен получить мой дядя Аббас бин Абдул Муталиб (да будет им доволен Аллах!). Воистину, отменяю полностью.

О люди! Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берете их под покровительство Аллаха и они законны для вас, согласно слову Аллаха! Истинно говорю вам - у вас есть права по отношению к вашим женщинам, и ваши женщины имеют права по отношению к вам. И есть у них право не совершать дурного, а если станут они поступать так, - есть у вас власть наказать их, но не слишком сурово. Если жены ваши избегают дурного и преданы вам - одевайте и кормите их по возможности.

Вот говорю я вам, руководите вашими женами, но делайте это по-доброму.

О люди! Прислушивайтесь и подчиняйтесь даже искалеченному абиссинскому рабу, который будет вашим амиром (предводителем), если он поставлен среди вас и исполняет предписания Книги Аллаха.

О люди, воистину Аллах повелел каждому человеку долю наследства. Дети принадлежат брачному ложу, а нарушитель брачных уз да будет побиваем камнями. А тот, кто утверждает, что род его идет от кого-либо иного, кроме его родителей - на том лежит проклятие Аллаха и ангелов и людей.

И не примет от него Аллах ни покаяния, ни благих дел.

О люди! Воистину, сатана не смог заставить вас поклоняться ему на этой земле, однако же может случиться и так, что вы станете подчиняться ему в другом, не поклоняясь.

Он будет доволен, если совратит вас в малом. Так храните же от него вашу веру.

Воистину, я оставил среди вас Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). И если вы станете придерживаться их, то никогда не собьетесь с Правильного пути.

И если будете вы спрошены обо мне, что скажете вы?

И ответили они: "Мы свидетельствуем, что ты передал нам послание и выполнил свою миссию".

Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) обратился к собранию людей вновь, и было это в пятницу, в месяц Зуль-Хиджа, в 10-й год по Хиджре. Повторив опять важные моменты предыдущей проповеди, он пролил свет на некоторые другие вопросы.

И вновь, как обычно, он начал речь с восхваления Аллаха и выражения благодарности Ему.

О люди! Перенос запретных месяцев на другое время усиливает безверие. Этим поступком неверных подталкивают к совершению недоброго. Ибо они провозглашают законным число месяцев, которое Аллах сделал незаконным в один год, и запрещают это в другой год - этим они нарушают то, что Аллах объявил нерушимым. И они объявляют нерушимым то, что Аллах объявил преходящим.

Воистину, время течет известным образом с того самого дня, когда были сотворены Небеса и Земля. Число месяцев для Аллаха - двенадцать - четыре из которых священны. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб, который находится между месяцами Джумад аль-ахира и Шаабан.

О люди! Известно ли вам, какой сегодня день, на какой земле вы стоите и какой сегодня месяц?

И отвечали на это люди: "Это День жертвоприношения - на Священной Земле - в Священный Месяц". И на каждый ответ Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) восклицал:

Я молюсь за то, чтобы ваши жизни и ваше имущество, и ваша честь были бы столь же священны друг для друга, как этот Священный день в этот Священный месяц в этом Священном городе.

И подумайте о рабах ваших! Кормите их той пищей, которой питаетесь сами, и одевайте их в ту одежду, что носите сами. И если они совершают проступки, которые вы не можете простить, - тогда расстаньтесь с ними, ибо они слуги Аллаха - и не вам исправлять их пути.

И вот, внимайте мне. Поклоняйтесь Господу! Возносите молитву пять раз в день, соблюдайте пост в месяц Рамадан, совершайте паломничество к Священной Каабе, спешите выплачивать закят с вашего имущества и следуйте тому, к чему я призываю вас, и только тогда попадете вы на небеса.

И пусть те, кто стоят здесь сегодня, передадут все, что слышали, тому, кого здесь нет. И, может, многие из тех, кому будет передано это послание, станут соблюдать его с большим старанием, чем те, кто слушали здесь сегодня".

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) продолжил речь свою перед паломниками на другой день. Тогда он сказал:

О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы - потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба - перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего - перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам - благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен.

Передайте же слово это, о вы, стоящие близко, - тем, кто стоит далеко. Я передал вам послание Аллаха.

И затем, посмотрев в небеса, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал следующее:

"Господи! Я передал послание и выполнил миссию".

"Истинно так!", - воскликнули люди собравшиеся вокруг него.

"Господи! Я молю Тебя, будь свидетелем этого".

И этими словами Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) завершил свое обращение. В конце же своей проповеди он сказал: "Ассаляму алейкум! Мир вам!"

Ас-Саляму алейкум уа рахьматуЛах1и уа баракятух1у.
Знаю что у вас загруженый график, но давно ищу ответ …
думаю почти все об этом слышали: «Последняя проповедь пророка», .. очень хотелось бы узнать насколько она достоверная.
Джазака Лллаху хайр!

Ва ‘алейкум салям ва рахматуЛлахи ва баракатух!

В книге шейха Насируддина аль-Албани, да помилует его Всевышний Аллах, которая называется «Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором рассказал Джабир, да будет доволен им Аллах», приводится проповедь, которую произнёс посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального хаджжа. Он пишет:

ПРОПОВЕДЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В (ДЕНЬ) АРАФАТА

Он, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью, в которой сказал:

Воистину, ваша кровь и ваше имущество неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля ! [И [, воистину , {Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Маджах, аль-Байхакъи}] все, что творилось во времена джахилии (доисламского невежества), под [этими {Ибн Маджах, Ибн аль-Джаруд}] моими ногами отныне запрещено ! Запрещена (месть за) кровь, пролитая во времена джахилии, и, прежде всего, я запрещаю мстить за кровь (нашего родственника), сына Раби‘а ибн аль-Хариса [ибн Абд аль-Мутталиба {Абу Дауд, аль-Байхакъи}]! Его отдали на воспитание кормилице из рода бану Са‘д, и племя Хузейл убило его! Запрещено ростовщичество времен джахилии, и, прежде всего, я запрещаю лихву, взимаемую нашим родом – ‘Аббасом ибн ‘Абд аль-Мутталибом. Отныне ростовщичество запрещено полностью! Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их благодаря доверию Аллаха [в другой версии хадиса сообщается: …ведь вы взяли их как то, что доверено вам на хранение (аманат) Аллахом {Абу Дауд, аш-Шафии, Ибн Маджах, аль-Байхакъи}] , сделали дозволенными для себя и стали обладать ими по Слову Аллаха ! И [, воистину {Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Маджах, аль-Байхакъи},] вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится , а если они сделают это, то бейте их, но не жестоко ! . А они вправе требовать от вас, чтобы вы кормили и одевали их надлежащим образом! [Поистине {Ибн аль-Джаруд, аль-Байхакъи},] я оставил вам то, благодаря чему вы никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко придерживаться ее: это – Книга Аллаха ! . Вас спросят обо мне [в другой формулировке передается: »вы будете спрошены обо мне» {Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Маджах, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхакъи}], и что же вы тогда скажете ?” Люди ответили: “Мы засвидетельствуем, что ты донес [послания своего Господа {Ибн аль-Джаруд}], выполнил (свою пророческую миссию), дал верные наставления [своей общине и совершил то, что на тебя было возложено (Аллахом) {Ибн аль-Джаруд}]”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял указательный палец к небу, а затем указал им на людей и сказал: “О Аллах, засвидетельствуй (это)! О Аллах, засвидетельствуй (это)! О Аллах, засвидетельствуй (это)!”

Эту книгу можно скачать вот .

Смысл этого высказывания состоит в том, что строго запрещено начислять на первоначальный капитал какой-либо излишек (в виде процентов и т.п.). Всевышний сказал:

وإن تبتم فلكم رؤوس أموالكم

»А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал» (сура »Корова», аят 279). Под словом »запрещено» подразумевается отвержение (ар-радд ) ростовщичества и его отмена (аль-ибталь ).

В этих словах содержится побуждение к тому, чтобы соблюдать права женщин, завещать им (свое имущество) и по-доброму к ним относиться. О завещании (имущества) женщинам, о соблюдении их прав, а также о запрете ущемлять их права свидетельствуют многочисленные достоверные хадисы. Желающим подробнее узнать об этом вопросе следует обратиться к труду “ат-Таргъиб ва ат-Тархиб” (3:71-74) имама аль-Мунзири, а также к сборнику хадисов “Рияд ас-Салихин” («Сады Праведных») имама ан-Навави.

В »Шарх Сахих Муслим» (в »Комментарии к »Сахиху» Муслима») приводится четыре толкования смысла этого высказывания. Наиболее правильным из них является тот, в котором говорится, что здесь подразумеваются следующие Слова Всевышнего:

فانكحوا ما طاب لكم من النساء

«Женитесь на женщинах, которые нравятся вам » (сура »Женщины», аят 3).

Наиболее предпочтительным является следующее толкование смысла этих слов: не разрешается никому, кто вам не нравится, входить в ваши дома и находиться в них, будь то посторонний мужчина, женщина или человек, состоящий в кровном родстве с вашей супругой. Данный запрет охватывает все вышеперечисленные категории лиц, о чем сказал имам ан-Навави. Завершение рассуждений на данную тему см. в »Шарх Сахих Муслим».

Смысл этого высказывания заключается в следующем: если они сделают это, то бейте их, но не сильно, и не причиняйте им боль.

— Подобная форма воспитания, как крайняя, вынужденная мера, указывает на попечительство мужчин над женщинами, о чем сказал Всевышний Аллах:

الرجال قوامون على النساء بما فضل الله بعضهم على بعض وبما أنفقوا من أموالهم فالصالحات قانتات حافظات للغيب بما حفظ الله واللاتي تخافون نشوزهن فعظوهن واهجروهن في المضاجع واضربوهن فإن أطعنكم فلا تبغوا عليهن سبيلا إن الله كان عليا كبيرا

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Великий» (сура »Женщины», аят 34).

Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю:

— Истину сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку люди из последних поколений мусульман, за исключением лишь немногих из них, перестав придерживаться Книги Всевышнего Аллаха и следовать Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, впали в заблуждение и сбились с верного пути. Это произошло тогда, когда мнения людей и их мазхабы стали основой, к которой они стали обращаться при возникновении своих разногласий. То, что совпадало из Книги Аллаха и из Сунны с их мнениями и мазхабами, они принимали, а то, что не совпадало, они отвергали. Дело дошло до того, что некоторые из них стали говорить следующее: “Всякий аят или всякий хадис, который противоречит нашему мазхабу, скорее всего, был отменен”. Да помилует Аллаха имама Малика, который сказал: “Конец этой общины (уммы) сможет исправить только то, что исправило её начало”. Поэтому мусульмане должны придерживаться Книги своего Господа и руководствоваться ею во всех своих делах, не следуя мнению никого из людей, будь то на востоке или на западе”. Пер. Дамир Хайруддин.

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран, сура «аль-Маида», аят 3).

Это откровение Аллах ниспослал Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) на горе Арафат, после того, как он завершил свою последнюю проповедь. О том, что завещал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего), рассказал Тимергали хазрат Юлдашев в рамках еженедельных лекций в Галеевской мечети.

С ниспосланием пророку (мир ему и благословение Всевышнего) Божьего веления: «Встань и увещевай!» (сура «аль-Муддассир», аят 4) он подчинился и выполнял свою миссию более двадцати лет, неся на своих плечах залог счастья в обоих мирах для всего человечества. В возрасте 40 лет Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) начал читать проповеди и призывать людей к исламу. К концу его жизни Мекка и Медина стали оплотом ислама. В течение всей своей жизни, оставаясь на самом высоком уровне благонравия и верности, набожности и праведности, он олицетворял наилучший пример для людей, пророк (мир ему и благословение Всевышнего) на исходе своей жизни услышал своим сердцем тайный голос, предвещавший приближение конца его пребывания на этой земле.

Известен эпизод, когда, отправляя в очередной раз в Йемен Му‘аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), увозившего с собой Божьи откровения, посланник Аллаха сказал: «Му‘аз, возможно, что в следующем году ты уже не встретишь меня. Ты сможешь посетить разве что мою могилу и мечеть».

Однако прежде, чем покинуть этот мир, Всевышний пожелал, чтобы пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) в последний раз смог совершить хадж, увидеть плоды своей деятельности на благо ислама и оставить людям последнее прощальное назидание.

На десятый год хиджры Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) объявил о своем намерении совершить хадж. В Медину съехалось огромное множество людей, каждый из которых желал принять участие в паломничестве под руководством посланника Аллаха.

Во время этого паломничества, которое стало самым благодатным и благословенным из всех, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) произнес речь, состоявшую из мудрых наставлений и названную впоследствии Прощальной Проповедью. Это стало важным завещанием для мусульман.

Когда пророку (мир ему и благословение Всевышнего) после проповеди был ниспослан аят Корана, в котором говорится о том, что Всевышний завершил для людей формирование религиозных постулатов, многие догадались, что пророческая миссия Мухаммада подходит к концу. Это понял и Абу Бакр, самый верный его друг и сподвижник, мир ему. Сейчас, про прошествии множества веков с того дня, последние наставления Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) не потеряли своей актуальности и обращены к каждому из нас.

К сожалению, сейчас мы с вами можем наблюдать, что наша умма постепенно стала забывать, что нам завещал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего). Мы перестали исполнять обещания, вычеркнули из памяти такие понятия, как «справедливость» и «равенство», занимаемся ростовщичеством. А ведь Аллах через Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) призывал нас совсем к иному.

«О люди, слушайте меня внимательно, ибо я не знаю, буду ли среди вас после этого года. Послушайте же, что я скажу, и передайте мои слова тем, кто не смог присутствовать сегодня».

В своем последнем обращении к мусульманской умме Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) завещал остерегаться ростовщичества, быть справедливым.

«О люди, так же, как вы чтите священность этого месяца, этого дня, этого города, почитайте и считайте священной жизнь и достояние каждого мусульманина. Возвращайте доверенное вам законным владельцам. Не притесняйте других, тогда и вас не будут притеснять. Помните, что вы непременно встретитесь с вашим Господом, и Он обязательно спросит с вас за ваши деяния. Бог запретил вам ростовщичество, поэтому всякое ростовщичество отменено. Ваше имущество, тем не менее, принадлежит вам. Не причиняйте несправедливости, и с вами не поступят несправедливо. Господь постановил, что ростовщичества быть не должно, и первыми отменяются все проценты Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба».

Отдельным блоком говорится и о женщине, о ее положении в обществе и семье. Пророк МУхаммад (мир ему и благословение) просит помнить о том, что, как мужчина имеет права в отношении своей супруги, так и жена обладает определенными правами на своего мужа.

«Помните, что вы взяли их в жены только с дозволения Бога. Если они соблюдают ваши права, тогда и им принадлежит право на еду, одежду и доброту. Относитесь к вашим женщинам хорошо и будьте добрыми к ним, поскольку они – ваши спутники и преданные помощники. И это ваше право: не позволять им водить дружбу ни с кем, кого вы не одобряете, так же как никогда не быть нецеломудренными».

Важное место в последнем завещании занимает соблюдение всех пяти столпов ислама.

«O люди, слушайте меня внимательно: поклоняйтесь Богу, соблюдайте пять ежедневных молитв, поститесь в Рамадан и выплачивайте закят (очистительную милостыню). Совершайте хадж, если имеете средства».

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) напомнил всем собравшимся, что в исламе нет превосходства представителей одной национальности над другими, богатого над бедным, араба над неарабом. Только благочестие и хороший нрав могут и должны отличать человека.

«Все человечество – от Адама и Евы. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед черным, черный не имеет преимущества перед белым; (никто не имеет превосходства над другим), кроме как в благочестии и хорошем нраве. Знайте, что каждый мусульманин – брат мусульманину, и что мусульмане составляют единое братство. Ничто, принадлежащее мусульманину, не будет законно другому мусульманину, если оно не отдавалось свободно и с желанием. Поэтому не будьте несправедливы к самим себе».

Важная мысль, которую Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) нес через всю свою жизнь, отмечал в каждой произнесенной проповеди, - за каждое деяние человек будет отчитываться перед всей уммой и перед Создателем в Судный день. Поэтому крайне важно следовать Корану и Сунне именно сейчас, не откладывая соблюдение норм, предписанных шариатом на завтра.

«Помните: однажды вы предстанете перед Богом и ответите за ваши деяния, так будьте же осторожны, не сходите с пути благочестия после моего ухода.

О люди, не будет после меня пророка или апостола, не возникнет ни одной новой религии. Поэтому, внимайте мне, о люди, и вникайте в слова, которые я передаю вам. Я оставляю вам две вещи – Коран и мой пример (Сунну), и если вы последуете им, то никогда не собьетесь».

«Все те, кто слушает меня, должны передать мои слова другим, а те – следующим; и может быть, что последние поймут мои слова лучше, чем те, кто слушает меня теперь. О Аллах, будь моим свидетелем, что я передал твое сообщение твоему народу!».

Ильмира Гафиятуллина, Казань