Наиболее боеспособная группировка международных террористов при поддержке наших военных разгромлена: как подчеркнул на церемонии начала вывода войск Владимир Путин, задача борьбы с вооруженными бандами на сирийской земле «блестяще решена».В то же время, как отметил российский лидер, угроза террористических проявлений в мире еще очень высока. Тот же ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) еще не ликвидирован до конца. Чтобы понять алгоритмы противодействия террористам, необходимо вспомнить первопричины появления этой структуры, понять истоки ее укрепления и разрастания.
Под знаменами «всемирного халифата» Хронология «становления» игиловского движения берет свое начало в 1999 году, когда появились первые сведения о создании в Ираке группировки «Джамаат ат-Таухид валь-Джихад», впоследствии присоединившейся к «Аль-Каиде» (обе организации запрещены в РФ). Именно эти структуры, слившись с другими радикальными формированиями, в 2006 году провозгласили себя как «Исламское государство», или ИГИЛ - «Исламское государство Ирака и Леванта». Интересно, что первые годы о них было известно лишь узкому кругу специалистов. Широко и громко об игиловском движении заговорили в 2014 году, когда этой группировке удалось провести успешные военные операции в Ираке и в Сирии. За короткое время исламисты настолько расширили свою деятельность, что развернувшаяся против них военная кампания была некоторыми политиками названа не чем иным, как «третьей мировой войной».
Некоторое время назад эксперты Российского института стратегических исследований провели масштабную работу по изучению первопричин и обстоятельств появления этого террористического «объединения». К этому, по мнению аналитиков, привела целая цепь масштабных и далеко не самых положительных перемен в мировой геополитике. В их числе - распад Советского Союза, война в Югославии и ее разделение, авиаудары по Ираку в 1998 году и оккупация государства в 2003-м, ввод военного контингента НАТО в Афганистан в 2001 году, распад Судана, Эфиопии, майдан на Украине, а также арабские революции и кризис в Сирии. Причем непосредственное участие в организации ИГИЛ принимал Запад.

«ДАИШ (так еще называют «Исламское государство» - авт.) - не самостоятельное явление и действует в интересах других государств, - подчеркивает старший научный сотрудник РИСИ Евгений Бирюков. - Еще в 2006 году получили распространение так называемые карты «Нового Ближнего Востока» или «Кровавые границы» полковника Пентагона Ральфа Петерса, на которых он разделил государства Ближнего Востока. И на них было отмечено государство Суннистан, которое действовало на той части территории Сирии и Ирака, которую в 2014 году оккупировала ДАИШ. Кроме того, в 1993 году в книге «Великая шахматная доска» Збигнев Бжезинский писал, что США возглавят процесс исламизации и будут способствовать распространению радикального ислама».

Сегодня, когда многие карты уже «биты», причастность Запада к вмешательству во внутренние дела ближневосточных стран, повлиявшему на негативное развитие ситуации в регионе, не скрывается и самими западными политиками. Так, еще в 2003 году бывший министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд высказал мнение о том, что дестабилизации ситуации в Ираке и возникновению военной группировки ИГ способствовала военная операция в этой стране, начатая США и Великобританией. Позже и британский премьер Тони Блэр в своем интервью телеканалу CNN признал, что «есть доля правды в том, что вторжение США и их союзников в 2003 году в Ирак стало одной из основных причин появления ИГИЛ».Что говорить, если такое же признание вынужден был сделать и американский лидер Барак Обама. Выступая под занавес своего президентства на одном из мероприятий во Флориде он, комментируя ситуацию в сфере противодействия терроризму, признал, что вторжение США в Ирак и допущенные при этом ошибки стали одной из причин появления «Исламского государства».
Диктатура нищеты Сегодня выдвигаются разные версии возникновения ИГИЛ. К примеру, говорят, что к созданию этой структуры были причастны некоторые преданные Саддаму Хусейну высшие офицеры его армии. Доля правды в этих словах есть, учитывая, какое огромное количество иракского оружия оказалось в руках у террористов. Но нельзя сбрасывать со счетов и другие обстоятельства. Например, те из нас, кто следит за телерепортажами из мест, где ведется противостояние с ИГИЛ, неизменно обращают внимание на скудность обстановки в городах и селениях, на откровенную бедность и нищету местного населения. По мнению аналитиков, рост активности террористических групп на Ближнем Востоке стал в значительной степени следствием ухудшения политической и экономической ситуации. Эксперты российской Высшей школы экономики еще некоторое время назад установили, что одной из основных причин появления ИГИЛ стала безработица, а также быстрый рост населения в странах, где эта организация подняла свой флаг.
«Обнищание населения в итоге создало почву для распространения идей религиозного экстремизма среди безработной молодежи Сирии и Ирака», - полагает директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский.
Кстати, именно на этом печальном фоне так называемыми «духовными лидерами» активно распространялась идеология радикального ислама среди широких масс малообразованного населения. К чему она привела - теперь уже хорошо видно…Старший научный сотрудник РИСИ Леонид Гладченко в своей работе «Тайны «черного интернационала» ИГИЛ» отметил, что одним из проявлений трансграничного характера современного радикального исламизма, воплотившегося в практике ИГИЛ, стало широкое привлечения сторонников этой группировки из разных стран.
«Согласно оценкам, приведенным в документах ряда международных организаций и аналитических центров, после распространенного в июне 2014 года обращения лидера ИГИЛ Абу Бакра Аль-Багдади к мусульманам мира с призывом вступать в ряды джихадистов, число примкнувших к ИГИЛ иностранных боевиков-террористов росло беспрецедентно высокими темпами и в 2016 году уже достигло 27-31 тысяч человек, - обращает внимание эксперт. - Для сравнения: за весь период войны в Афганистане в боевых действиях приняли участие 20 тысяч иностранных боевиков».
В этой связи эксперты вынуждены признать, что определяющую роль в развитии ИГИЛ сыграла его массированная пропаганда.«Она работает на самых современных медийных платформах, фактически в глобальном масштабе, характеризуется гибкостью и способностью апеллировать к запросам самых различных групп потенциальных "новобранцев"», - подчеркивает Леонид Гладченко. - В докладе специальной комиссии французского сената отмечено: "фундаменталисты предлагают простые ответы на духовно и жизненно важные вопросы, умело обыгрывают идею принадлежности к группе, обладающей ярко выраженной идентичностью и противопоставляющей себя остальному миру". В результате молодые радикалы в идее джихада обретают "стройную систему ценностей", которую они не смогли найти в своей стране».И нашим, и вашим В процессе формирования ИГИЛ, как уже было сказано выше, значимую роль сыграли действия Запада. Но ведь и укрепление этой террористической организации проходило при молчаливом согласии и бездействии западных стран. При этом приводимые российской стороной доводы и доказательства наличия источников финансирования терроризма, военной помощи со стороны стран региона пропускались мимо ушей. И такая позиция сохранялась до самого завершения военной кампании в Сирии. Не так давно Минобороны России вынуждено было констатировать, что операция по освобождению города Абу-Кемаля, проведенная правительственными войсками САР при поддержке ВКС РФ, выявила факты прямого взаимодействия и поддержки террористов ИГИЛ со стороны возглавляемой США «международной коалиции». В частности, ее авиация пыталась создавать помехи самолетам ВКС России, обеспечивая безопасный вывод отступающих боевиков. Ударные самолеты коалиции входили в воздушное пространство над 15-километровой зоной вокруг Абу-Кемаля для препятствования работе российских ВКС, хотя запрет на полеты самолетов коалиции был ранее согласован и одобрен Центром совместных воздушных операций на авиабазе Эль-Удейд в Катаре.
Подобные действия, отметили позже в Минобороны России, свидетельствовали о том, что стремительное наступление сирийских войск в Абу-Кемале сорвало планы США по созданию неподконтрольных сирийскому правительству «проамериканских» органов власти. В роли сил, якобы контролирующих город, должны были выступить боевики ИГИЛ, «перекрасившиеся» в цвета «Сирийских демократических сил»: подтверждением тому стали обнаруженные в освобожденном Абу-Кемале флаги, используемые формированиями СДС. В российском военном ведомстве обвинили США в прикрытии отрядов ИГ для восстановления их боеспособности, перегруппировки и использования в продвижении американских интересов на Ближнем Востоке. Ранее было установлено, что американские инструкторы принимали участие в создании в лагере беженцев в провинции Эль-Хасека так называемой «Новой сирийской армии» - военного формирования, созданного из числа бывших боевиков. Костяк группировки составили более четырехсот террористов, которые еще в октябре беспрепятственно выехали автоколонной из Ракки.
В июле 2017 года газета Washington Post написала, что власти США тайно готовили и вооружали сирийских повстанцев, делая это с 2013 до середины 2017 года, когда администрация Дональда Трампа прекратила программу подготовки, отчасти опасаясь того, что американское оружие может оказаться не в тех руках. При этом, по информации другого американского издания - журнала Wired Magazine, правительство США не ответило на многочисленные просьбы прокомментировать эту ситуацию.
«Правительство также отказалось сообщить, нарушили или нет Соединенные Штаты условия сертификата конечного пользователя и выполняют ли они условия договора ООН о торговле оружием, который они подписали наряду со 130 другими странами», - обратили внимание журналисты издания.

Не наступить на те же грабли… Еще с началом «Арабской весны» власть в ряде государств региона перешла к лидерам с выраженной исламской радикальной повесткой, опять же поддерживаемым Западом. А в Сирии и Ираке и вовсе образовались «черные дыры» на карте - неконтролируемые властями террористические анклавы. По данным аналитиков, присутствие ИГИЛ либо подконтрольных ему группировок в той или иной степени отмечено в Афганистане, Египте, Йемене, Ливии, Нигерии, Сомали, Конго. Эмиссары террористов появляются также в Алжире, Индонезии, Ливане, Пакистане, Саудовской Аравии, Тунисе, Филиппинах, на российском Северном Кавказе. В 2014 году общая площадь контролируемой ИГ территории достигала 110 тысяч квадратных км, а численность проживавшего на ней населения составляла 8 млн человек.После провозглашения так называемого «халифата» и объединения своих сторонников ИГИЛ превратился в богатейшую террористическую организацию и к началу операции российских ВКС в Сирии являлся крупнейшей незаконной военной силой в регионе, одной из главных угроз мировой безопасности. На вооружении у террористов находились не только все виды стрелкового оружия, но и зенитные средства, в том числе переносные ракетные комплексы различных модификаций, артиллерия, а также бронетехника, представленная танками и боевыми машинами.Внушительным являлся и «бюджет» террористов, формируемый средствами от грабежей, захвата заложников с целью выкупа, наркоторговли и незаконной реализации нефти. Террористы также получали финансовую помощь от частных инвесторов, прежде всего из стран Персидского залива. Член иранского парламента Мохаммад Салех Джокар утверждал, что ИГ получило финансовую помощь (в том числе от Саудовской Аравии) в объеме до 4 млрд долларов.Выступая в сентябре 2015 года на пленарном заседании 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент России Владимир Путин подчеркнул: агрессивное внешнее вмешательство в ситуацию в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки привело к тому, что вместо реформ государственные институты да и сам уклад жизни были просто бесцеремонно разрушены.
«Так и хочется спросить тех, кто создал такую ситуацию: "Вы хоть понимаете теперь, что вы натворили?" - произнес тогда свою знаменитую реплику российский лидер, и сам же ответил на не, - боюсь, этот вопрос повиснет в воздухе, потому что от политики, в основе которой лежит самоуверенность, убежденность в своей исключительности и безнаказанности, так и не отказались».
Кстати, на той же сессии Генассамблеи ООН президент России сказал слова, которые сегодня, после завершения ликвидации террористического отребья в Сирии, приобретают особое значение.
«Считаем любые попытки заигрывать с террористами, а тем более вооружать их, не просто недальновидными, а пожароопасными, - подчеркнул тогда Владимир Путин. - В результате глобальная террористическая угроза может критически возрасти, охватить новые регионы планеты».
На фоне явных попыток США в том или ином виде сохранить, реабилитировать ИГИЛ этот тезис выглядит особенно актуальным.

Так называемое Исламское государство (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) потеряло почти все территории, которые контролировала в Ираке и Сирии. Похоже, что многие вооруженные исламисты при этом просто испарились.

В последние месяцы и недели мы постоянно получаем сообщения об оплотах ИГИЛ, которые падают один за другим: Мосул, Талль-Афар, Дейр-эз-Зор. Мы слышали и читали о количестве боевиков ИГИЛ, находившихся в этих городах, когда начиналось наступление. Мы слышали о том, что многие боевики ИГИЛ в Ираке и Сирии погибли в боях или были казнены, что кто-то сдался, кто-то был взят в плен, что кто-то спрятался среди гражданского населения, а кто-то вернулся на родину. Но точных цифр почти нет. Единственное, о чем можно говорить наверняка, так это о том, что многим удалось уйти — это касается и членов семей боевиков. И где они сейчас?

Когда в августе началось сражение за Талль-Афар к востоку от Мосула, большинство предполагало, что на то, чтобы отвоевать город у террористов ИГИЛ, уйдут недели. Но все заняло всего лишь пару-тройку дней. Хорошо информированный иракский источник сказал в беседе с , что между иракской армией и ИГИЛ было заключено соглашение: боевики должны были оставить город, получая взамен свободу передвижения. Якобы, неустановленное количество членов ИГИЛ со своими семьями бежали на запад, в Сирию.

Контекст

Женщины ИГИЛ

Il Foglio 02.07.2017

ИГИЛ делает ставку на детей

Aftenposten 05.04.2017

В ИГИЛ о новобранцах знают все

Aftenposten 23.04.2016 Американская разведывательная служба ЦРУ в сентябре 2014 года предположила, что в Ираке и Сирии у ИГИЛ более 50 тысяч боевиков. Другие организации предполагали, что цифра эта вдвое выше. Один курдский лидер считал, что боевиков 200 тысяч.

Что же касается наемников, то комитет по безопасности и обороне национального собрания Ирака утверждал в августе, что только в Ираке их было 30 тысяч, в том числе 8 тысяч из Европы и 6 тысяч из Туниса. По утверждениям комитета, 28 тысяч были убиты. Разумеется, ни одну из приведенных выше цифр проверить нельзя, особенно преувеличенными кажутся цифры потерь. Потому что: где же на поле брани в Ираке трупы 28 тысяч боевиков ИГИЛ?

В декабре прошлого года американские вооруженные силы говорили о 50 тысячах убитых боевиков ИГИЛ в Ираке и Сирии в 2015 и 2016 гг. И опять: эти цифры проверить сложно.

По данным американских властей, до апреля этого года в Сирии были убиты от 25 до 30 тысяч иностранных наемников, но точно так же, как и в случае Ирака: где в таком случае все эти трупы? Координатор ЕС по вопросам борьбы с терроризмом Жиль де Кершов (Giles de Kerchove) заявил 9 августа, что в Сирии и Ираке прошли подготовку 5 тысяч европейских боевиков, и что треть их вернулись домой. Если это верно, то можно спросить себя, имеют ли страны ЕС представление о том, кто это, если не считать тех, кто был арестован сразу после возвращения на родину.

Две сестры-сомалийки с норвежскими паспортами, главные действующие лица в книге Осне Сейерстад (Åsne Seierstad), заслужившей высокую похвалу критиков, — в числе «исчезнувших с экранов радаров». Они поступили, как многие другие: вышли замуж за боевиков ИГИЛ и родили детей. Сестры находились в «столице» ИГИЛ Ракке, но их семья с 2014 года ничего о них не слышала. В российских республиках Чечня, Дагестан и Ингушетия, подавляющее большинство жителей которых — мусульмане, некоторые матери занимаются тем, что пытаются выяснить, где же их дочери, которые в свое время тоже вышли замуж за боевиков ИГИЛ.

Возможно, ни они, ни другие, кого интересует, где же ИГИЛовцы, ответа не получат никогда.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Основатель ислама Мухаммед родился в 570 г. в Мекке, крупнейшем торговом и религиозном центре доисламской Аравии. Он принадлежал к племени курейш, но происходил из обедневшего рода хашим. Его отец Абдалла умер после рождения сына (а по некоторым сведениям до появления сына на свет). Мать Амина по обычаю мекканцев отдала Мухаммеда кормилице-бедуинке, у которой он рос до 5 лет. Мальчику не было и шести, когда скончалась мать, и сироту приютил сначала дед Абдалмутталиб, а после его смерти - дядя Абу Талиб. Хотя Абу Талиб занимался торговлей, однако он обладал скромным достатком и ему трудно было содержать большую семью: своих детей у него было четверо. Впоследствии, когда Абу Талиб разорился, и его младших детей взяли на воспитание родственники, Мухаммед взял к себе самого младшего - Али. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец мекканцев, участвовал в снаряжении торговых караванов. Примерно в 25 лет он нанялся организовывать и сопровождать торговые караваны в Сирию к Хадидже бинт Хувайлид, богатой вдове, которая происходила из курейшитского рола Абд аль-Узза. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. По мусульманской исторической традиции Хадиджа была старше Мухаммеда на 15 лет, однако сохранились свидетельство, согласно которым ей при заключении брака с Мухаммедом было 28 лет. У них родилось шестеро детей - 2 сына и 4 дочери, но к большому огорчению Мухаммеда сыновья скончались в младенческом возрасте. Хадиджа была не только любимой женой, но и настоящим другом Мухаммеда, она была его опорой во всех сложных обстоятельствах, поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После вступления в брак Мухаммед занимался торговлей, но больших успехов на этом поприще не достиг.

Язычество было его родной религией, но он был знаком с идеями иудаизма и христианства. Христиане и иудеи жили как в Мекке, так и в других районах Аравии, и не составляло большого труда получить хотя бы общее представление об основных догматах этих вероучений. Как показывает последующая жизнь и проповедь Мухаммеда, его основной заботой было не приспособление иудаизма и христианства к язычеству или растворение язычества в этих религиях. Он поставил перед собой цель изменить само язычество, исходя из его внутреннего содержания сначала путем выделения одного из богов языческого пантеона - Аллаха, возвышения его над всеми остальными, а затем путем замены их всех одним Аллахом.

Трудно установить, когда Мухаммед сам уверовал в свою пророческую миссию. Мусульманские историки считают, что первым проявлением пророчества у Мухаммеда были сбывающиеся сновидения. По обычаям курейшитов, желавших проявить свое благочестие, он каждый год проводил месяц в уединении, в пещере на горе Хира вблизи Мекки, кормил приходивших к нему бедных. Когда заканчивалось уединение, он сначала ходил к Каабе, совершал ее обход не менее 7 раз и только после этого возвращался домой. В один из моментов уединения, согласно сведениям его биографов и сподвижников, среди которых тоже нет единодушия, к нему явился ангел Джибрил (архангел Гавриил), стал душить его и говорить: «Читай». Мухаммед отвечал: «Я не умею читать». Наконец он спросил: «Что читать?». Тогда ангел сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал»./ После того как Мухаммед прочитал это, он проснулся. Ангел ушел, а слова были словно запечатлены в сердце. Когда Мухаммед вышел из пещеры и дошел до середины горы, он услышал голос с неба: «О, Мухаммед, ты посланник Аллаха, а я Джибрил!», и куда бы он не поворачивался, он видел ангела. По возвращению домой он рассказал о своем видении встревоженной Хадидже. Она ему ответила: «Радуйся, о сын моего дяди, и будь твердым! Клянусь тем, в чьей руке душа Хадиджы, я надеюсь, что ты будешь пророкам этой общины». Таким образом, Хадиджа первая поверила ему и стала укреплять его веру в истинность ниспосланной ему пророческой миссии.

Начало открытой проповеди относят к 610 г. В мусульманской исторической традиции сохранялся рассказ о том, как несколько знатных курейшитов пригласили Мухаммеда и предложили ему стать вождем всех аравийских племен, если ему нужна власть, и посулили ему богатство, если он жаждет его. После отказа Мухаммеда возмущенные курейшиты потребовали зримых доказательств его пророческой миссии. Они пожелали, чтобы он покрыл Аравию тучными пастбищами, провел по ней реки, подобные водам Сирии и Ирака. Однако Мухаммед ответил, что чудеса только во власти Аллаха, а он только его посланник. Обращение Мухаммеда к библейским сюжетам в ранний период его пророческой деятельности скорее вызвано его стремлением подтвердить свою посланническую миссию, опираясь на авторитет Священного Писания и предшествующих его пророков, о которых мекканские и аравийские племена слышали и знали. Это обращение было оправдано: Мухаммеду не на кого было опереться, ни чей религиозный авторитет в окружающим мире не представлялся более надежным. В последующие века ни один из благочестивых мусульман не упрекнул его в излишнем уважении к «неверным». Коран, включавший библейские сюжеты, был воспринят в полном объеме всеми правоверными как священная книга мусульман.

После начала открытой проповеди среди курейшитов, хотя число мусульман удвоилось, все же большинство сородичей Мухаммеда не присоединялось к нему. Соблюдая до определенного момента лояльность, курейшиты затем стали противодействовать Мухаммеду и даже проявлять враждебность к нему и его приверженцам, когда он стал развенчивать их богов и утверждать, что их предки горят в геенне огненной за неверие. Мусульманам пришлось прекратить открытые моления и собираться небольшими группами в окрестностях Мекки, в пещерах и в ущельях. Однако их не оставили в покое, нападали на них, и, как утверждается в жизнеописании Мухаммеда, во время одной из стычек пролилась кровь: «…и это была первая кровь, пролитая при исламе». Знатные курейшиты обратились к дяде Мухаммеда Абу Талибу с просьбой, чтобы он разрешил им самим разобраться с Мухаммедом. Однако Абу Талиб на это не согласился. Хотя сам он и не принял учения своего племянника, вместе с тем он обещал Мухаммеду свое покровительство. По словам Ибн Исхака, автора жизнеописания Мухаммеда, «отношения расстроились, запахло войной, люди раскололись на враждебные партии, и одни из них открыто выказывали вражду к другим». В создавшихся условиях Мухаммед был вынужден посоветовать своим приверженцам, выехать в Эфиопию и там переждать лихолетье. В Эфиопию отправились свыше 100 мусульман примерно в конце 615 г. Эта мера еще более накалила атмосферу, и, может быть, именно потому, что в Мекке осталось незначительное число мусульман, курейшиты решили нанести им решительный удар. Они объявили всему роду Мухаммеда - хашимитам бойкот, сговорились с остальными родами и подписали обязательство прекратить всякие отношения с представителями этого рода. К хашимитам добровольно присоединились люди из других родов, все они оставили свои дома и переселились в другой район города, поближе к дому Абу Талиба. Положение заблокированных было крайне тяжелом, но ни один из них не отрекся от новой веры. По прошествии 2 - 3 лет представители разных мекканских родов, которые обладали немалым влиянием в городе, предложили себя в качестве гарантов неприкосновенности мусульман и взяли на себя покровительство над ними. Бойкот был окончен, люди вернулись в свои дома.

Но положение Мухаммеда осложнилось тем, что в 619 г. умерли сначала Абу Талиб, затем Хадиджа, два человека, которые представляли его главную опору. С тех пор Мухаммед стал искать союзников вне Мекке. Он попытался найти поддержку в соседнем Таифе, однако таифцы ответили ему насмешками и даже забросали камнями.

Затем он обратился к паломникам из Ясриба - земледельческого города-оазиса, где происходила ожесточенная борьба между племенами аус и хазрадж за главенство. Ясрибские паломники не сразу откликнулись на зов Мухаммеда, его учение и проповедь они обдумывали почти в течение трех лет, но постепенно, с каждым паломничеством число приверженцев Мухаммеда из Ясриба стало увеличиваться. Наконец, в 622 г. была достигнута договоренность с делегацией ясрибцев о переезде Мухаммеда и его сподвижников в их город. Мухаммед и его последователи переселились в Ясриб 24 сентября 622 г. Таким образом, состоялась хиджра /, которая установила новые отношения между переселившимися - мухаджирами и принявшими их ясрибскими мусульманами. Ясрибские мусульмане выступили не в роли покровителей, а в роли помощников - ансаров. Первоначально Мухаммед был принят в Ясрибе, который стал называться Мадинат ан-наби («город Пророка»), или просто аль-Мадина (Медина), как верховный арбитр в разрешении различных спорных проблем. Однако постепенно его авторитет и как пророка, и как политического деятеля повышался, хотя и в Ясрибе не обходилось без критических оценок его слов и действий. Вершиной его дипломатических поисков было заключение договора между мухаджирами, племенами аус и хазрадж и иудеями Ясриба - «Мединской конституции» (дустур Мадина). Согласно этому договору, мусульмане-курейшиты и жители Ясриба, которые присоединяются к ним, и сражаются вместе сними за веру, представляют одну общину (умму), отдельную от других людей.

Вслед за этим договором были заключены соглашения с иудеями Ясриба и с их союзниками. Иудеи признавались одной общиной с верующими, но «у иудеев своя религия, у мусульман своя». Иудеям вменялось в обязанность не помогать врагам мусульман и не воевать без разрешения Мухаммеда. Значение этих договоров трудно переоценить. В первом договоре зафиксирована самоидентификация мусульман и отделение их от других людей, признание себя отличными от остальных.

Укрепившись в Ясрибе, Мухаммед стал задумываться об открытой борьбе против Мекки.

Мухаммед решил пойти войной на Мекку, хотя первоначально скрывал свои намерения. 12 января 630 г. войска мусульман беспрепятственно вошли в Мекку. С мекканцами был заключен договор, согласно которому Мекка сохраняла свой статус священного города, куда мусульмане должны совершать ежегодные паломничества, Кааба оставалась общемусульманским храмом, курейшиты сохраняли свои функции при храме, но при условии уничтожения всех идолов и принятия ислама. Мухаммед сумел примириться со своим главным противником и сохранил возможность распространять свое влияние на племена, посещавшие ежегодно Мекку. После завоевания Мекки был завоеван Таиф. В Мекке были оставлены наместник и наставник в вере. Обоих Мухаммед назначил из курейшитов.

В январе 632 г. Мухаммед совершил паломничество в Мекку, которое мусульманские историки назвали прощальным. Он совершил полностью весь обряд паломничества и по его окончании отправился в Медину. Вскоре он заболел и скончался в июне 632 г. Главное дело жизни Мухаммеда - создание новой, оригинальной религии. Вся его проповедническая деятельность была направлена на выполнение этой задачи. В соответствии с мусульманской традицией, получаемые им откровения исходили от Аллаха, и чаще всего Бог говорил с ним от своего лица, а затем Мухаммед передавал эти слова людям.

Еще в ранний период проповеднической деятельности Мухаммеда определились основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первое место следует поставить утверждение статуса Аллаха как единственного Бога - строжайший монотеизм и признание пророческой миссии его посланника. Вместо двукратной молитвы, совершавшейся еще до ислама, Мухаммед предложил пятикратную молитву, которую можно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться везде. Постепенно к этим обязательствам добивались соблюдение поста, уплата очистительной милостыни и совершение паломничества в Мекку. Все установления Мухаммеда постепенно утверждались в жизни и приняли характер закона, хотя они, естественно, не были изложены в виде определенной системы. Мухаммед порицал скупость, но и не приветствовал чрезмерную щедрость, если даже речь шла о благотворительности, и всячески поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.

Что касается земли, основного богатства, она, согласно проповеди Мухаммеда, принадлежит Богу, и Он дает ее тем, кому хочет. Значительное внимание Мухаммед уделял проблеме повиновения. Он призывал «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас». Семейно-брачные отношения заняли в проповеди Мухаммеда важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуальной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж был обязан одинаково содержать их. Запрещены были кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства. Был отменен левират, но такие браки сохранялись, если они были заключены до ислама.

Торговлю он объявил разрешенным и поощряемым Аллахом занятием. Пророк призывал торговать честно, не обмеривать и не обвешивать. От имени Аллаха было запрещено ростовщичество. Мусульманам предписывалось точное соблюдение долговых обязательств, честное отношение к залогам, к завещаниям и к имуществу сирот при исполнении функций опекунов.

В связи с тем, что война занимала важное место в жизни общины, Мухаммед неоднократно обращался к этой теме, касалось ли дело того, кому идти на войну, как делить военную добычу и как поступать с пленными. Из военной добычи выделяли 1/5 часть Богу, Пророку, на выкуп рабов, на помощь вошедшим в долги, бедным, сиротам. Остальные делили между участниками похода. Пленных обычно освобождали за выкуп.

В своих откровениях Мухаммед неоднократно обращается к рабству как к социальному институту, прочно утвердившемуся в Аравии. Отпуск рабов на волю был объявлен богоугодным делом, однако Мухаммед этим не ограничивался. При определении видов наказаний за клевету, за празднословие, за убийство и другое мусульманам предписывался отпуск верующего раба на волю.

Для арабов кровная месть была одним из важнейших обычаев, уносившим жизнь многих людей, часто служившим поводом межплеменных кровавых столкновений. Мухаммед осудил кровную месть и утвердил выкуп как наиболее приемлемый выход из ситуации. В некоторых случаях, когда речь шла об интересах ислама, он сам брал на себя обязательство уплаты выкупа. Тем самым была сделана попытка ограничения сферы применения обычая кровной мести. Все установления Мухаммеда, которые он произносил как полученные от Аллаха откровения, легли в основу мусульманского священного закона - шариата.

Обращенная к его последователям и рассказанная им до его смерти в 632 г. н. э. В этой аутентичной версии проповеди, взятой из источников (в отличие от популярной искаженной версии , которая не имеет ссылки на источник), Мухаммед приказал побивать непокорных женщин , что соответствует аяту Корана 4:34 . Также он сравнивает женщин с домашними животными.

Текст прощальной проповеди

О люди, послушайте мои слова! Я не знаю, встречу ли я вас здесь снова в этом же месте на следующий год. О люди, ваша кровь и ваша собственность священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не встретитесь с Господом, также как священен для вас этот день и этот месяц. Несомненно, что вы встретитесь с вашим Господом, и он спросит вас о делах ваших. Мне это [уже] стало известно. Пусть тот, кто взял залог, вернет его тому, кто доверил его ему; всё ростовщичество упразднено, но ваш капитал принадлежит вам. Не поступайте дурно, и с вами не поступят дурно. Аллах постановил, чтобы не было больше ростовщичества, и ростовщичество Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба упразднено, всё вообще. Кровь, пролитая во времена язычества, не подлежит отмщению. Первая кровь, которую я отменяю, это кровь ибн Рабиа ибн аль-Хариса ибн Абд аль-Мутталиба, который был на воспитании у Бану Лайс. Его убили люди из Бану Хузайль. Это - первая кровь, пролитая во времена невежества, с которой я начинаю. О люди! Шайтан теряет надежду на то, что когда-нибудь ему будут поклоняться на этой земле. Но если все же вы будете послушны ему в других делах, то он будет доволен вашими дурными делами, которым вы не придаете значения. Так опасайтесь же его в вашей религии, о люди. Перевод времени - это увеличение неверия, посредством чего неверующие отойдут от истинного пути. В один год они объявляют месяц дозволенным, незапретным, а в другой год - запретным и нарушают тем самым установленное Аллахом число. Они объявляют незапретными месяцами те, которые Аллах объявил запретными, и объявляют запретными те месяцы, которые Аллах объявил незапретными. Время движется так же, как и в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Число месяцев у Аллаха - двенадцать, из них четыре запретные: три [месяца] последовательно и месяц раджаб, [почитаемый племенем Мадар], который приходится на время между месяцами джумада и шаабан. О люди! Вы имеете право на ваших жен, и они имеют право на вас. Вы вправе [требовать], чтобы они не позволяли никому, кто противен вам, ступать на ваше ложе; и чтобы они не совершали никакой открытой непристойности. Если они поступят так, то Аллах разрешает вам закрывать их в отдельных комнатах и бить их , но не сильно. Если они воздержатся от [дурного], то у них есть право на пищу и одежду в соответствии с обычаем. Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку они [подобны] вашему домашнему скоту, ничем не владеют . Вы взяли их себе только как доверительную собственность от Аллаха, и вы получаете удовольствие от них (их тел) в соответствии со словом Аллаха, так слушайте и внемлите моим словам, о люди. Я передал послание и оставил вам то, следуя чему, вы никогда не собьетесь с пути - книга Аллаха и сунна его пророка. Слушайте слова мои, о люди, и внемлите [им]. Знайте наверняка, что каждый мусульманин - брат другому мусульманину, и что все мусульмане - братья. Недозволено человеку [брать] у брата чего-либо, за исключеним того, что тот дает ему по собственной воле, так что не обижайте друг друга. Поняли ли вы мои слова?

Тексты, относящиеся к тематике

Передают со слов Амра ибн аль-Ахваса аль-Джушами, что во время прощального паломничества Пророк воздал хвалу Аллаху и возблагодарил Его, а потом стал наставлять и увещевать (людей,) сказав: «Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо они подобны пленницам в ваших руках , и вы не имеете права ни на что иное, разве что сделают они что-нибудь явно непристойное. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа и бейте их , но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них. Поистине, есть у вас право на ваших жен, и у ваших жен есть право на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть. Что же касается ваших жен, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их».

Хадис ат-Тирмизи №104

У вас есть право на ваших жен, и они имеют право на вас. У вас есть право на то, что они не должны осквернять вашу постель, и они не должны открыто вести себя неприлично. А если они будут, то Аллах позволяет вам помещать их в отдельные комнаты и бить их , но не сильно. Если они будут воздерживаться от этих вещей, то они имеют права на их еду и одежду с добротой. Налагайте предписания на женщин с добротой, ибо они - пленницы, не имеющие никакой власти над собой . Вы берете их как доверительную собственность от Аллаха, и имеете удовольствие от них согласно слову Аллаха, так и понимайте…

Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте . Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах - Возвышенный, Большой.