Конспект занятия логопеда «Домашние животные»
Коррекционно-образовательные задачи:
- пополнить и систематизировать знания о домашних животных, их внешнем виде;
- уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные» (животное, детеныш, корова, теленок, лошадь, жеребенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, козленок, свинья, поросенок, кролик, крольчонок; ухаживать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный);
- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных Р. п. мн. ч., образование слов-антонимов);
- автоматизировать произношение и дифференциацию звуков в игровой деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
—
развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, память, наглядно-образное мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи:
—
воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа.
- Рассматривание фотографий с изображениями домашних животных.
- Подготовка загадок о домашних животных.
- Разучивание подвижной игры «Кони».
Интеграция ОО: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений
Звучит музыка «Подворья»
- Я предлагаю вам отправится в путешествие.
А к кому мы пойдем, вы определите сами.
- Найдите, кто здесь спрятался.
По очереди опустите руку и возьмите по одному предмету.
В контейнере среди фасоли спрятаны пластиковые фигурки домашних животных: кошки, коровы, козы, собаки, лошади, свиньи, овцы.
2. Повторение
Кто же это? (животные)
- Как называют этих животных? (домашними животными)
- Сегодня мы в гостях у домашних животных и будем говорить о них.
- А почему их называют домашними?
(Домашние животные живут вместе с человеком. Он ухаживает за ними: дает им жилище и корм. А животные приносят пользу человеку).
- Значит, какие они? (полезные, нужные)
3. Слоговой анализ слов
Разделите на слоги название своего животного
4. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множественого числа в родительном падеже)
Игра «Есть - нет»
А теперь представьте, что у вас не одно такое животное, а много.
- Давайте сыграем в игру «Есть-нет»
. Вы говорите, кто у вас есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть другие.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия:
- У меня есть кошки.
- А у меня нет кошек, но зато есть свиньи.
- А у меня нет свиней, но зато есть козы.
- У меня нет коз, но зато есть коровы.
- У меня нет коров, но зато есть овцы.
- У меня нет овец, но зато есть собаки.
- У меня нет собак, но зато есть лошади.
Каких еще домашних животных вы знаете? (кролик, верблюд )
5. Развитие речевого дыхания, голоса. Игра «Громко-тихо»
Из всех домашних животных - кошка - является самым загадочным и таинственным существом:
Хитрая, но в то же время доверчивая.
Хищная, но при этом нежная и ласковая.
Домашняя, но в какой-то мере дикая.
Она предана своему хозяину. И одновременно - свободолюбивое животное.
Её не заставить делать то, что она не хочет.
А если захочет что-либо - сама к вам придёт!
И это удивительное животное предлагает нам выполнить задания, двигаясь по этому маршруту.
- Какая фигура на схеме первая? (красный квадрат)
- Найдите эту фигуру. Отгадайте загадку.
- Кто это? Она большая, пятнистая, рогатая. У нее добрые глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. (Это корова)
- Как называется детеныш коровы? (Теленок)
- Как корова подает голос? (Она мычит - мууууу)
- Сделайте глубокий вдох, задержите немного дыхание, а на плавном длительном выдохе произнесите: муууууу
Давайте поиграем в игру «Громко-тихо». Будем произносить Мууууу….
- с постепенным усилением силы голоса
- с ослаблением силы голоса
- Посмотрите на схему, куда нам нужно двигаться дальше? (желтый треугольник)
6. Слого-звуковой анализ слова
Отгадайте, кто спрятался здесь.
(Ребенок загадывает заранее подготовленную загадку)
- Кто это? У нее красивая голова с большими глазами, золотистая грива, стройные ноги и длинный шелковистый хвост. Она перевозит грузы. Любит - овес. (Это лошадь)
- Как называется детеныш у лошади? (Жеребенок)
- Кто это? Она не очень большая, добрая. Любит щипать траву, играть, прыгать. Дает людям мягкую и теплую шерсть, из которой вяжут носки и варежки. (Это овца)
- Как называется детеныш у овцы? (Ягненок)
- Куда нам двигаться дальше? Будьте внимательны! После треугольника коробочки и мяч. (Сначала к коробочкам)
- Найдите их. Нам нужно выполнить задание: сделать схемы к словам.
- Я предлагаю вам самостоятельно выбрать, из какой коробки вы будете выполнять задание. В этой коробке самые трудные слова, в этой полегче, а этой - самые простые.
- Мышка, кошка, баран
- Кони, лапа, ноги
- Бык, кот, нос
Проверка работы, оценка.
- Посмотрите на схему маршрута.
Вместо геометрической фигуры - нарисован мяч.
7. Совершенствование грамматического строя речи
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Давайте поиграем в мяч.
Игра называется «Скажи наоборот» . Поймав мяч, вы должны закончить начатое мною предложение.
- Конь большой, а кот… …маленький.
- У кошки шерсть длинная, а у коровы… …короткая.
- Бык сильный, а теленок… …слабый.
- Лошадь высокая, а собака… …низкая.
- Кошка послушная, а котенок… …озорной.
- У свиньи щетина жесткая, а у овцы … …мягкая.
- Собака большая, а щенок … … маленький.
- Посмотрите на схему, куда нам нужно отправляться дальше? (человечек в движении)
8. Развитие общей моторики, координации речи с движением
Давайте отдохнем.
9. Развитие психических процессов, слоговой анализ
Игра «Найди лишнего»
Дети загадывают заранее подготовленные загадки о свинье, козе, собаке.
Кто это? Она не очень большая. Она любит лежать в пыли или луже, хрюкает. У нее маленькие глаза, хвостик крючком, нос пятачком. (Это свинья)
- Как называется детеныш?
Кто это? Она не очень большая. Она бывает белая, серая, черная, пятнистая. Она дает молоко. У нее есть рожки. Она любит прыгать, бодаться. (Это коза)
- Как называется детеныш?
Кто это? Она может быть разного размера - от очень маленькой до очень большой. Она любит гулять и играть. Ее называют другом человека. Она хороший помощник: сторожит дом человека, пограничникам помогает охранять границу, помогает слепым людям ходить по улице, умеет выполнять разные команды. Обожает косточки и мясо. (Это собака)
- Как называется детеныш?
Найдите, какое животное лишнее?
Сова, свинья, коза, собака
Сова - птица
Коза - начинается на другой звук.
Собака - три слога, а в других два.
Если будут затруднятся:
- Посчитайте, сколько слогов в словах
- На какой звук начинаются слова?
10. Развитие мелкой моторики
Картон, пластилин. Подготовлены кусочки пластилина:
большой, средний, маленький, два крошечных. А также готовые глазки и усики.
- Вы хорошо справились с этим заданием. Пока мы с вами работали, посмотрите кто у нас появился? (Кошка)
- Какая кошка? (Грустная)
- Как вы думаете, почему она грустная?
- Давайте слепим ей котят. Ведь у кошек обычно бывает много котят.
Посмотрите, перед вами тоже кусочек ночи и пластилин.
- Возьмите самую большую часть. Давайте скатаем шарик. Помните, как мы это делаем - рисуем на ладошке круг. Получился шарик. Покажите шарики на ладошке.
А теперь давайте сильно сожмем ладошки. Что получилось? (круг)
- Давайте прикрепим его к середине своего листочка.
Аналогично вторую часть.
- А теперь возьмите третью. Катаем шарик. Теперь катаем колбаску, жгутик. Возьмите пальчиками и согните в дугу.
- Как вы думаете, что это может быть? (хвостик)
- Где он может быть? Прикрепите его - там, где вам больше нравится.
- Осталось две маленькие части. Как выдумаете, что это может быть? (ушки)
- Катаем шарик, делаем круг, а теперь немного прищепнем пальчиками уголки. У кошки ведь ушки треугольные. Прикрепите к листу.
- Сделайте последние штрихи: глазки и усы.
11. Развитие связной речи
У вас получились замечательные котята. Кошка очень довольна.
- Расскажите, что делают ваши котята?
Мой котенок слушает шорохи. Пушистый котенок спит. Котенок внимательно прислушивается, не скребется ли где-нибудь мышь. Голодный котенок пьет молочко. Довольный котенок любуется звездами. Мяукает, мурлычет, ловит, умывается, играет.
12. Итог
Чем мы занимались? Что расскажите маме о сегодняшнем путешествии?
- Меня сегодня особенно порадовали…
Конспект совместной деятельности с детьми старшей логопедической группы учителя-логопеда «Откуда хлеб пришел?»
Цель: познакомить детей с процессом выращивания и производства хлеба, посредством активизации и уточнения лексики и практического овладения грамматическими формами.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: обогащение и активизация словаря по теме; упражнение в подборе родственных слов к слову хлеб , в образовании относительных прилагательных, составлении предложений, согласовании существительных с числительными.
- Коррекционно-обучающие: развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, а так же мышления, памяти, внимания.
- Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать совместно, воспитание уважения к людям, работающим в сельском хозяйстве.
Оборудование:
- перчатки – «червячки» по количеству детей,
- предметные и сюжетные картины по теме,
- хлеб разных сортов,
- доска с песком,
- набор игрушечных машин,
- лейки с водой по количеству детей,
- семена пшеницы,
- игрушка — солнышко,
- проросшая пшеница,
- игрушечные хлебобулочные изделия,
- сумочки по количеству детей,
- карточки с цифрами от 1 до 5.
Недирективные приемы:
- опосредованное обращение («червячки»);
- расположение педагога на одном уровне с детьми;
- проблемные вопросы, ответы на которые дети находят сами, используя знания из «актуальной зоны развития» и с помощью педагога расширяя «зону ближайшего развития;
- предоставление детям возможности выбора;
- прямой контакт с материалами (семена пшеницы, песок, вода, молодые ростки пшеницы, готовый хлеб);
- использование материалов, которым можно найти более чем одно применение (песок, вода);
- включение взрослого в деятельность наравне с детьми;
- свободное общение и перемещение;
- «я — сообщения» (итог деятельности).
Игровые приемы:
- артикуляционная гимнастика в форме сказки о «червячках»;
- передвижение по картинкам;
- игра в «хлеборобов»;
- игра с мячом;
- игра в «магазин».
Ход занятия
Логопед с детьми проходят в кабинет, здороваются с гостями и располагаются на ковре. На ковре лежат разноцветные перчатки с пришитыми глазами – «червячки».
1. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
Кто это сегодня у нас в гостях?
Дети:
Червячки! Дети и логопед надевают перчатки на руку.
Логопед:
Червячки, а где вы живете?
Дети (от имени червячков):
В земле.
Логопед:
А что вы там делаете?
Дети:
Мы ползаем, рыхлим, делаем землю мягкой, плодородной. В такой земле хорошо растут все растения.
Логопед: А вы знаете, ребята, червячки очень весело проводят время. С утра они качаются на качелях (упражнение «Качели»), затем пьют чай из красивых чашек (упражнение «Чашечка»). После чаепития червячки обязательно чистят зубы (упражнение «Чистим зубы»). А потом весь день катаются на лошадках (упражнение «Лошадки).
Дети выполняют упражнения, дублируя движения языка движениями руки в перчатке.
Дети и логопед: Спасибо вам, червячки! до свидания! Снимают перчатки.
2. Объявление темы занятия
Логопед:
Сколько дел мы успели сделать за утро! А вы, ребята, что делали утром?
Дети:
Играли, ехали в детский сад, разговаривали с мамой, завтракали.
Логопед:
А что сегодня у вас было на завтрак?
Дети:
Каша, булочка с маслом, чай с молоком.
Логопед:
Скажите, а хлеб вы едите только на завтрак?
Дети:
Нет, на обед и на ужин
Логопед:
А что вы можете сказать о хлебе?
Дети:
Хлеб – это очень вкусный и сытный продукт.
Мы его едим каждый день.
Мы едим хлеб на завтрак, на обед и на ужин.
Хлеб есть в каждом доме.
Логопед:
Но перед тем как попасть к нам на стол, хлеб проходит очень долгий путь. Хотите узнать, как выращивают и готовят хлеб?
Дети:
Да!
Логопед: Сегодня вы узнаете, откуда хлеб пришел.
3. Лексико-грамматическое упражнение «Подбор родственных слов»
Логопед предлагает детям тарелку с маленькими кусочками хлеба разных сортов . Дети пробуют хлеб.
Логопед:
Ребята, вам нравится хлеб? Какой он?
Дети:
Вкусный, мягкий, ароматный, пышный, хрустящий, сладкий.
Логопед:
Как можно сказать о хлебе ласково?
Дети:
Хлебушек.
Логопед:
Слово хлебушек – это родственник слова хлеб?
Дети:
Да.
Логопед: Какие еще слова-родственники есть у слова хлеб? Картинки вам помогут.
Дети вместе с логопедом проходят за стол, на котором лежат картинки. Каждый ребенок выбирает картинку и подбирает родственное слово: хлебница, хлебозавод, хлебные (крошки), хлебцы. Последняя картинка – тракторист на тракторе .
Логопед:
Кто изображен на картинке?
Дети:
Тракторист.
Логопед:
Слово тракторист родственное к слову хлеб?
Дети:
Нет.
Логопед:
Как по-другому можно назвать человека, который работает для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети:
Хлебороб.
Логопед:
Верно.
4. Формирование у детей понятия о процессе выращивания хлеба
На ковре по порядку разложены картинки, изображающие вспашку земли, посев семян, дождь над полем, солнце над полем. Дети идут, поднимая и рассматривая по одной картинке.
Логопед:
Какой первый шаг нужно сделать хлеборобам, чтобы вырастить хлеб?
Дети:
Вспахать поле.
Затем нужно посеять семена пшеницы или ржи.
Нужен дождь и солнце для того, чтобы семена взошли.
Двигаясь за картинками, дети подходят к доске с песком. Рядом расположены игрушечные трактора, разные виды транспорта,
Логопед:
А вот и наше поле. Что нужно хлеборобам для того, чтобы выращивать хлеб?
Дети:
Трактор, комбайн, семена, машины.
Логопед: Ну что же, хлеборобы, за дело!
Дети выбирают себе нужный транспорт, объясняют свой выбор. Затем дети катают свои трактора по песку «вспахивая поле».
Логопед:
Наше поле вспахано. Что же нам делать дальше?
Дети:
Посеять семена пшеницы или ржи.
Дети «сеют» семена.
Логопед:
Что-то наши семена долго не всходят. Может быть, им чего-то не хватает? Как вы думаете, ребята?
Дети:
Нужен дождик и солнечное тепло.
Дети берут лейки с водой и поливают поле, игрушкой-солнышком «согревают» землю.
Логопед: Вот и показались всходы пшеницы. Логопед демонстрирует молодые всходы пшеницы. Дети рассматривают, трогают .
Логопед:
Можно из этих всходов приготовить хлеб?
Дети:
Нет.
- Всходы превращаются в колосья.
- Колосья созревают.
- Зерно спеет, наливается.
5. Лексико-грамматическое упражнение «Образование относительных прилагательных»
Логопед показывает детям картины – поле, на котором выросла рожь и поле, на котором выросла пшеница.
Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос, ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч.
- Поле, на котором выросла рожь, какое поле? – ржаное поле;
- колос пшеницы, какой колос? – пшеничный колос;
- мука из овса, какая мука? – овсяная мука;
- хлебцы из кукурузы, какие хлебцы? – кукурузные хлебцы.
Логопед:
Колосья созрели, можно уже их есть?
Дети:
Нет.
6. Упражнение в составлении предложения
На ковре по порядку разложены картинки, изображающие скашивание колосьев комбайном, перевозку зерна на элеватор, работу мельницы, выпекание хлеба на хлебозаводе, готовые хлебобулочные изделия.
Дети идут в обратном направлении от «поля», поднимают и рассматривают по одной картинке, составляют предложения:
- Комбайн скашивает и обмолачивает колосья.
- Грузовая машина отвозит зерно на элеватор.
- На мельнице зерно перемалывают, превращают в муку.
- На хлебозаводе из муки выпекают хлеб.
- Готовый хлеб везут в магазины.
7. Дидактическая игра «Магазин». Упражнение в согласовании существительных с числительными
Появляется «продавец»: Уважаемые покупатели! Заходите, пожалуйста, покупайте свежий хлеб, булочки, баранки!
Логопед берет сумочку, в сумочке карточка с цифрой от 1 до 5, и идет в «магазин», дети выбирают сумочки и следуют за педагогом.
Логопед: Вместо денег у нас карточки с цифрами, на них мы с вами будем покупать хлеб и хлебобулочные изделия в магазине.
Логопед подходит к «продавцу» и просит: «Дайте мне, пожалуйста, две буханки хлеба»
Затем, дети по одному подходят к «продавцу» и проговаривают следующие фразы:
- «Дайте, пожалуйста, пять бубликов»
- «Дайте, пожалуйста, три ватрушки»
- «Дайте, пожалуйста, четыре батона»
- «Дайте, пожалуйста, один кекс»
«Продавец» дает детям игрушечные хлебобулочные изделия. Дети прощаются и проходят на ковер.
8. Итог
Логопед:
У меня такое хорошее настроение сегодня! Мне очень понравилось, как вы делали гимнастику для языка вместе с червячками. Они нам очень помогли, правда?
Дети:
- А мне понравилось играть с трактором.
- А мне было интересно придумывать родственные слова.
- А я хотел еще поиграть в «Магазин».
- А мне нравится играть с песком.
Динамичное и познавательно насыщенноное
Представлен сценарий непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «На ферме». Игровая форма обучения, закрепление предлогов, составление описательного рассказа о животном, ИКТ, образование притяжательных прилагательных и приставочных глаголов.
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «На ферме».
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнение и обобщение знаний детей по лексической теме «Домашние животные». Закрепление названия профессии (фермер)
- Формирование навыка составления описательного рассказа о домашнем животном с опорой на план-схему, навыка связности, развернутости и непрерывности высказывания
- Употребление имен существительных единственного числа в Т.п.
- Образование притяжательных прилагательных и их практическое употребление в речи (согласование с именами существительными в роде и числе)
- Понимание пространственного значения предлогов на, с, под, из-под, за, из-за, к, от
- Образование и употребление в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок:
-вы, -про; -об, -пере; -за
Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память
- развивать мелкую моторику рук
- формировать динамическую организацию двигательного акта («кинетическую мелодию»): координацию, переключаемость движений
- корригировать проявления СДВГ
- совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности
Коррекционно-воспитательные задачи:
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - оказать помочь персонажу, выразить свое отношение к наблюдаемому явлению
- совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества
- воспитывать навыки культуры поведения
Словарная работа:
номинативная лексика : названия домашних животных и их детенышей, названия частей тела, жилища животных (конура, свинарник, конюшня, коровник), сено, овес, трава, картошка, яблоки, мясо, кости, молоко, творог; ферма, фермер
предикативная лексика - заботится, заблудился, мяукает, мычит, ржет, лает, хрюкает; выбежал, пробежал, оббежал, перепрыгнул, залез.
адъективная лексика - лошадиные, коровьи, собачьи, кроличьи, свиные, кошачьи
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал -
- ноутбук, презентация «На ферме»
- игрушка Щенок
- авторские наглядно-игровые пособия: «На ферме», «Чудо-куб» (макет предложных конструкций)
Раздаточный материал -
- Карточки-схемы предлогов по количеству детей
- комплект предметных картинок «Кадры» с частями туловища животных к игре «Чей? Чья? Чьи?»
- Картинка Камера видеонаблюдения
Предварительная работа:
- Беседа о ферме и ее обитателях, пользе домашних животных для человека
- Рассматривание и обсуждение символов на игровом поле «На ферме»
- Составление описательных и сравнительных рассказов о домашних животных
- Дидактические игры «Чей? Чья? Чьи?», «Угадай животное», «Назови семью»
- Разучивание кинезиологического упражнения «По деревне мы шагаем?»
Методические приемы по ходу занятия:
1.Вводная часть
Организационный момент: игра с мячом
- Основная часть
Просмотр видео-фрагмента
Постановка проблемного вопроса
Игровая мотивация деятельности (оказать помощь Тане)
Кинезиологическое упражнение
ИКТ: актуализация детского опыта, работа над построением фразы
Динамическое упражнение «По деревне мы шагаем»
Составление описательного рассказа с опорой на план-схему с выполнением заданий на развитие ММР
Поощрение
Отбор картинок в соответствии со словесной инструкцией педагога
Упражнение «Чей? Чья? Чьи?»
Постановка проблемного вопроса: В какую сторону побежал щенок?
Сюрпризный момент: нахождение игрушки
Практическое упражнение « Догони-ка!»
3.Заключительная часть
Рефлексия, вопросы к детям
Художественное слово
Активные методы обучения:
Игровые: дидактические игры «Чей? Чья? Чьи?», «Найди спрятавшееся животное»
Средства обратной связи: составление описательных рассказов
Решение проблемных задач: Ребята, что случилось у Тани? О чем попросила вас Таня? Можно ли угадать, в какую сторону побежал щенок?
Обучение по алгоритму: сюжет образовательной деятельности разворачивается по заранее определенной схеме: последовательному поиску щенка; составление описательного рассказа с опорой на план-схему
Стимулирование: словесные поощрения, нахождение игрушки Щенка
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть.
Педагог входит с детьми в зал.
- Игра с мячом
- !, 2, 3, 4, 5! Приглашаю поиграть!
- Мяч ловите - семью детеныша назовите!
- Котенок: кот, кошка
- Теленок: корова, бык и т.д.
- Каким общим словом можно назвать всех этих животных?(домашние животные)
- Где живут домашние животные? (домашние животные живут на ферме)
- Кто на ферме заботится о домашних животных? (На ферме заботится о домашних животных фермер)
Основная часть
Мы отправляемся на ферму, а позвала нас девочка Таня.
Дети проходят к ноутбуку. Садятся.
- Видео- фрагмент стихотворения С.Михалкова «Щенок»
- Ребята, что случилось у Тани? (у Тани пропал щенок)
- О чем попросила вас Таня? (Таня попросила помочь ей найти щенка)
- Кинезиологическое упражнение «Мы шагаем».
- ИКТ - презентация «Кто где спрятался?»
Педагог предлагает детям достать из-под стульев карточки со схемами предлогов.
- Вспомните и назовите маленькое слово-предлог, изображенное на вашей карточке. Дети называют предлоги.
- Посмотрите на экран. Составит предложение по картинке тот, у кого карточка с подходящим предлогом. (Лошадь стоит за домом)
- Откуда вышла лошадь? (Лошадь вышла из-за дома)
Аналогично проговариваются предлоги НА / С; ПОД / ИЗ-ПОД; В / ИЗ; К / ОТ
- Проводим животных до фермы. Дети встают и переходят к столу.
- Динамическое упражнение
По деревне мы шагаем,
Видим будки и сараи.
Тили-ти, тили-ти,
Домашних животных хотим отвести.
Дети садятся за стол, на столе пособие «На ферме»
- Предлагаю помочь домашним животным добраться до фермера, прокладывая дорогу из шнурка от животного к фермеру.
- Составление описательных рассказов о домашних животных с опорой на авторское пособие «На ферме»
- Сделай шаг, объясни, о чем рассказывает животное. Закрути шнурок вокруг столбика и иди дальше.
Дети составляют описательные рассказы по плану:
- Название животного
- Жилище
- Особенности внешнего вида
- Как подает голос
- Детеныши
- Польза для человека
- А щенка мы так и не нашли. Недалеко отсюда я видела камеру наблюдения. Посмотрим записи.
Дети с педагогом подходят к доске. На столе лежат картинки - кадры с частями туловищ животных.
- Упражнение «Чей? Чья? Чьи?»
- Внимательно посмотрите на фрагменты записи. Каждому из вас нужно отобрать картинки, относящиеся к одному животному. Работайте дружно, договоритесь, кто какие кадры собирает. Дети отбирают картинки, относящиеся к одному животному.
- Дима, какое животное сфотографировала камера? Это Лошадь.
- Прикрепи кадры на доску. Что изображено на кадрах? Голова, уши, хвост.
- Голова чья? Лошадиная. Уши чьи? Лошадиные.
Аналогично рассматриваются остальные изображения.
- Посмотрите на изображения щенка. Можно ли угадать, в какую сторону он побежал?
Педагог нацеливает ребят обратить внимание на расположение хвоста. Дети приходят к выводу, что щенок побежал направо. Дети с педагогом идут в правую сторону и находят щенка под столом.
- А вот и наш щенок. Кто вспомнит его кличку? Бобик
- Вам интересно узнать, как он добежал сюда? Пойдемте за мной.
Педагог проходит с детьми на ковер, на котором стоит пособие по закреплению предлогов «Чудо-куб».
- Упражнение «Догони-ка». Образование приставочных глаголов.
- Смотрите внимательно. И запоминайте дорогу, по которой бежал щенок
Образец педагога.
- Щенок из конуры вы бежал, мимо забора про бежал, за конуру за бежал, конуру об бежал, через дорогу пере прыгнул, под мост за лез и уснул.
- Кто запомнил, как бежал щенок от Тани? Несколько детей повторяют образец педагога.
Заключительная часть.
- Зачем мы ходили на ферму? Мы ходили на ферму, чтобы помочь Тане?
- Что вам особенно понравилось на ферме?
- Овечка довольна своими ягнятами,
- Кошка довольна своими …
- Собака довольна своими …
- А я очень довольна своими ребятами!
Конспект занятия логопеда
Коррекционно-образовательные цели:
Закрепить и обобщить знания детей о домашних животных.
Расширить представления детей об образе жизни домашних животных, их пользе для человека.
Закрепить названия места обитания животных в сарае: коровник, свинарник и т. д.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие диалогической речи;
Артикуляционной, тонкой и общей моторики;
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Упражнять детей:
В отгадывании загадок;
В назывании детенышей домашних животных;
В образовании множественного числа;
В подборе и назывании глаголов;
В назывании частей тела животных;
В согласовании числительных с существительными;
Развивать логическое мышление при складывании пазлов из частей тела животных.
Закрепить названия места обитания животных в сарае: коровник, свинарник, конюшня, хлев, конура.
Коррекционно-воспитательные цели:
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии изображения животных;
Воспитывать у детей чувство любви к домашним животным, желание им помочь.
Предварительная работа : заучивание загадок, изготовление макета «Ферма».
Словарь : собака, кошка, корова, лошадь коза, свинья, овца, щенок, котенок, теленок, жеребенок, козленок, поросенок, ягненок; домашние животные; голова, шея, туловище, хвост, лапы, рога, копыта, грива, вымя; шерсть, ферма, будка, коровник, конюшня, свинарни, хлев.
Глаголы: лаять, рычать, мяукать, рычать, мычать, ржать, блеять, хрюкать, прыгать, бегать, скакать, охранять, ловить, лизать, лакать, давать.
Прилагательные: большая, маленькая, ласковая, добрая, пушистая, лохматая, кудрявая, гладкая, теплая, черная, выносливый, смирный, строптивый, игривый.
Наречия: быстро, медленно, высоко.
Оборудование : карта-схема, кукла-бабушка; иллюстрации животных: корова, лошадь, коза, овца, свинья, кошка, собака; телефон, магнитофон, фигуры животных из салфеток для дыхательной гимнастики, пазлы, макет «Ферма», дерево, строительный материал для мостика, солома, медальоны.
Ход занятия:
Учитель-логопед: - Ребята, мы собрались с вами, чтобы проститься с последними осенними деньками. Посмотрите вверх, какие темные тучки собрались на небе. /Звонит телефон/
Учитель-логопед: - Извините, ребята. Алло, я слушаю.
Бабушка: - Здравствуйте, Елена Ивановна! А ребята, случайно, не рядом с вами?
Учитель-логопед: - Рядом. А что случилось?
Бабушка: - Мне нужна ваша помощь. У меня большая беда. Утром я вышла во двор подоить корову, а ни коровы, ни других животных в сарае нет. И куда они ушли, я не знаю. Прошу вас, приезжайте ко мне на помощь, вас много, мы с вами быстрее их найдем.
Учитель-логопед: - Ребята, вы согласны помочь бабушке? Дети: Да.
Учитель-логопед: А как можно ей помочь? (ответы детей) Учитель-логопед: Но нам нужно быстро добраться. Как вы думаете, на чем можно быстро лететь?
Дети: на самолете, на вертолете.
Учитель-логопед: А я предлагаю необычный вид транспорта: тучки. Тогда давайте сильно-сильно подуем на них и полетим. Полетели-и-и.
Бабушка: - Здравствуйте, мои ребята. Как вы так быстро добрались до меня?
Дети: На тучках.
Бабушка: Да я смотрю, тучки-то у вас не простые, а волшебные, на кого-то они похожи, посмотрите внимательно.
Дети: /На корову, козу, свинью, кошку, собаку и др. животных/.
Учитель-логопед: - Бабушка, а ребята хотят тебя порадовать загадками, слушай. /Бабушка специально не отгадывает, давая возможность отгадать детям/.
1 задание: «Загадки»:
Я хозяину служу, И сметану, и кефир,
Дом хозяйский сторожу. Молоко и вкусный сыр,
Я рычу и громко лаю, Чтобы были мы здоровы,
И чужих я прогоняю. /Собака/ Даст нам пестрая…/ корова /.
Спереди - пятачок,
Сзади - крючок.
Посредине - спинка,
На спинке - щетинка. /Свинья/
Учитель-логопед: - Бабушка, а почему ушли ваши животные и где нужно их искать? Дети, где пасутся животные?
Дети: в лесу, на поляне, в поле.
Учитель-логопед: - А чтобы нам самим не заблудить, у меня есть карта нашей местности, вот она висит. Подойдите, ребята, к карте, посмотрите, куда ведет дорога от бабушкиного дома.
Дети: К полянке.
Учитель-логопед: Хорошо, туда и пойдем. Какое необычное дерево растет на полянке. Как вы думаете, почему оно необычное?
Дети : потому что на нем вместо листиков картинки.
Учитель-логопед: Возьмите каждый картинку, кому какая нравится и назовите свое животное. Молодцы! А теперь поиграем в игру (Дидактическая игра «Один-много»).
Я буду называть одно животное, а вы-много.
Корова-коровы, лошадь-лошади,
коза-козы, овца-овцы, свинья-свиньи,
собака-собаки, кошка-кошки.
Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием, теперь двигаемся дальше, здесь животных нет. /Дети смотрят по карте дорогу дальше/.
«Скажи, кто как кричит?»
Учитель-логопед: Ребята, а что делают эти животные, какие звуки издают? (корова-мычит), а что делает лошадь Егор?
Дети:
лошадь…- /ржет/,
коза..- /блеет/,
овца…- /блеет,
свинья…- /хрюкает/,
собака…- /лает/,
кошка…- /мяукает/.
Учитель-логопед:- Молодцы, дети, прекрасно справились с заданием идем дальше. /Дети смотрят карту /. Я понимаю, что вы устали, но нужно торопиться.
Учитель-логопед: - Ой, ребята, что это возле дороги стоит?
Дети: /Пенек /
Учитель-логопед: Давайте, отдохнем да поиграем в игру.
«Кто быстрее составит животное из частей: корову и лошадь»
Учитель-логопед: Ребята, на полу лежат разрезные картинки с изображением животных, и нам их надо собрать (назовите животное,которое у вас на картинке).
Учитель-логопед:- Ребята, мы немного отдохнули, теперь с новыми силами можем двигаться дальше, посмотрите по карте, куда нам идти. Дети: /Впереди озеро /
Учитель-логопед: Какое оно?
Дети: большое, глубокое, прозрачное, красивое.
Учитель-логопед: А кто на бережку сидит?
Дети: /Лягушка /.
Учитель-логопед: Какая она?
Дети: Лягушка зеленая, противная, мерзкая, холодная, скользкая
Дидактическая игра: «Сосчитай животных до 5»: (Дети подходят к доске).
Учитель-логопед Она предлагает нам сосчитать животных, которые находятся на доске. Саша кого посчитаешь ты?
/Задание в записке/ /выбор иллюстраций на доске/
Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров;
Одна лошадь, две лошади, три лошади, четыре лошади, пять лошадей;
Одна коза, две козы, три козы, четыре козы, пять коз; и т.д..
/Дети проходят по мостику/
Учитель-логопед: - Ну, вот, дети мы так старались, все правильно выполняли, а твоих животных все нет.
Учитель-логопед: Что делать? Давайте обратимся к карте. Где мы еще с вами не были?
Дети: в поле
Учитель-логопед: - Ну, что же, пошли в поле. А это что в поле?
Дети: /Стог сена .
Учитель-логопед: А слышите, чьи-то голоса раздаются? Прислушайтесь. /Звучание голосов в аудиозаписи: коровы, овцы, свиньи, козы, собаки , кошки /. А где же они? Я их не вижу.
Дети: И мы не видим.
Учитель-логопед: Как вы думаете, где могут спрятаться животные?
Дети: /В стоге сена/.
Учитель-логопед: Давайте попробуем их там поискать./Дети ищут их в сене/. Так где же спрятались животные?
Дети: В стоге сена.
Учитель-логопед: Миша, кого ты нашел?
Дети: Корову .
Дидактическая игра: «Назови детенышей»:
Учитель-логопед: У коровы есть детеныш. Как он называется? /Правильно /. /Дети по очереди называют своих найденных животных/.
У коровы - теленок, у лошади - жеребенок,
у козы- козленок, у овцы - ягненок, у свиньи - поросенок,
у собаки - щенок, у кошки - котенок.
Бабушка:- Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Я рада, что они все целые и невредимые, решили над бабушкой подшутить. А теперь идем ко мне домой и помогите их загнать в свои жилища. /Макет фермы /
Дидактическая игра: «Кто где живет?»:
Корова… /в коровнике/, лошадь…/в конюшне/,
свинья…/в свинарнике/, коза и овца…/в хлеву или овчарне/,
собака…/в будке или конуре, кошка…/дома/.
Бабушка: - Ребята, ваши знания будут вознаграждены. Сегодня каждый из вас получит медаль знатока, на котором написано «Бабушкин помощник».
/Дети получают медальоны/
Учитель-логопед: - Спасибо, бабушка. Нам приятно было тебе помочь.
Подготовила: Колпащикова Татьяна Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата.
a). Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные» , их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. в ед. и мн. ч.; образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление сущ. в форме тв. п. и р. падежах) .
б). Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
в). Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Оборудование: магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, конверты с пазлами «Домашние животные» , мяч, корм для животных: бутылка молока, сено, овёс, косточка, морковка, капуста; картина «Скотный двор» .
Предварительная работа: просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики.
Словарная работа:
а). Обогащение словаря: щенок, телёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, поросёнок.
б). Активизация словаря: скотный двор, пастух, овёс.
Список используемой литературы.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб., Детство-пресс, 2007г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб, Детство-пресс, 2013г.
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб., Детство-пресс, 2010г.
- Игровой дидактический материал для ознакомления детей с окружающим миром. Выпуск 3. «Домашние животные» .
Ожидаемый результат: определение домашних животных и их детёнышей, уметь правильно образовывать существительные во множественном числе, определять «Кто лишний» , образовывать притяжательные прилагательные, знать жилища домашних животных.
Форма работы.
I Организационный момент.
Логопед: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте вкруг.
А теперь соседу справа
Руку тоже дай быстрей.
С утра мы будем заниматься
Всем доброго утра желай.
Дети стоят в кругу.
Логопед: Назовите их.
1-й ребёнок: Собака лает.
2-й ребёнок: Корова мычит.
3-й ребёнок: Лошадь ржёт.
4-й ребёнок: Кошка мяукает.
5-й ребёнок: Коза блеет.
6-й ребёнок: Свинья хрюкает.
Логопед: Я думаю, что вы уже догадались, о ком будем сегодня говорить.
Дети: О домашних животных.
Логопед: Почему их называют домашними животными?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, заботится о них.
Логопед: Да, будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика «Домашние животные» .
Логопед: Эта история о том, как однажды язычок познакомился с котёнком.
- Рано утром язычок вышел посидеть на крылечко (Лопаточка) .
- Разминаясь язычок потянулся к солнышку, затем к травке. (Кончик языка тянут к носу, затем к подбородку) .
- Свежий ветер взбодрил язычок (Дуют на широкий кончик языка) .
- Вдруг из-под крылечка наш язычок услышал мяуканье (мяукают) , увидел котёнка и ласково его погладил (имитируют кистью руки поглаживание) .
- Котёнок испугался и выгнул спину (Горка) . Язычок принёс ему чашку с молоком (Чашечка) .
- Котёнок стал жадно лакать молоко, облизнулся (Вкусное варенье) .
- Котёнок снова выгнул спину, но от удовольствия (Горка) и замурлыкал (Мурлыкают) .
- Потом они вместе катались на качелях (Качели) и играли в футбол (Футбол) .
II. Основная часть.
1. Работа с пазлами.
(У детей на столах пазлы) .
Логопед: Посмотрите, я вижу перед вами лежат какие-то картинки, соберите их и посмотрите, кто там спрятался?
1 ребёнок: У меня корова.
Логопед: Какую пользу приносит корова? (Корова даёт молоко) .
2 ребёнок: У меня собака.
Логопед: Какую пользу приносит собака? (Собака охраняет дом) .
3-й ребёнок: У меня кошка.
Логопед: Какую пользу приносит кошка? (Кошка ловит мышей) .
4-й ребёнок: У меня свинья.
Логопед: Какую пользу приносит свинья? (Свинья даёт мясо) .
5-й ребёнок: У меня коза.
Логопед: Какую пользу приносит коза? (Коза даёт молоко, шерсть) .
6-й ребёнок: У меня лошадь.
Логопед: Какую пользу приносит лошадь? (Лошадь даёт кумыс. А ещё она перевозит разные грузы) .
2. Игра «У кого кто?»
Стук в дверь. Заходит грустный пастух, здоровается.
Логопед: Пастух, а почему ты такой грустный?
Пастух: Я пас животных и их детёнышей. Все были около своих мам, но детёныши перепутались. Помогите найти маму своим детёнышам.
Логопед: Ребята, поможем?
(Картинки взрослых животных на доске, картинки с детёнышами на столе. Дети по очереди подходят, берут картинку с детёнышем и прикрепляют на магнитную доску к взрослому животному) .
3. Подвижная игра «На лугу» .
Пастух: Спасибо, что помогли мне. Я очень счастлив, и хочу с вами поиграть.
Играет с детьми под песню «На лугу пасутся» .
Пастух прощается и уходит.
4. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» .
Логопед: А теперь приготовьте пальчики, мы с ними поиграем.
У коровы есть рога (указательные пальцы приставить ко лбу) .
И копыта на ногах (стучат кулачками по коленкам) .
Травушку она жуёт (кулачки сжимают и разжимают) .
Деткам молочко даёт (ладони трут друг об друга) .
Кто в деревне живёт? (из ладоней сделать крышу) .
Лежебока – рыжий кот (загибают пальцы по очереди) .
Маленький телёнок,
Быстрый жеребёнок,
Верная собачка,
Белая овечка,
Раз, два, три, четыре, пять
(разгибать пальцы обратно) .
5. Игра с мячом «Чья. Чьё. Чьи?» .
Логопед: С пальчиками поиграли, они стали ловкими. И сейчас поиграем с мячиком в игру: «Чья. Чьё. Чьи?» .
Грива лошади (Чья?)
… (Лошадиная)
.
Голова собаки (Чья?)
… (Собачья)
.
Хвост кошки (Чей?)
… (Кошачий)
Рога козы (Чьи?)
… (Козьи)
.
Молоко коровы (Чьё?)
… (Коровье)
.
Пятачок свиньи (Чей?)
… (Свинячий)
.
6. Игра «Кто лишний» .
Логопед: Ребята, посмотрите, животных каких вы называли пришли к вам в гости. Назовите их.
Логопед держит поднос, на котором стоят животные.
Дети: Корова, свинья, собака, кошка, медведь, коза.
Логопед: А кто здесь лишний?
Дети: Лишний медведь, потому что медведь-это дикое животное, а все остальные домашние животные.
7. Игра «Кого не стало» .
Логопед: А сейчас поиграем в прятки с домашними животными. Назовите их, запомните, закройте глаза.
Логопед: Кого не стало?
Дети: Нет кошки и т.д. 3-4 раза.
8. Игра «Кого чем угостим» .
Логопед: Ребята, кто ухаживает за домашними животными.
Дети: За домашними животными ухаживает человек.
Логопед: А вы знаете, чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для домашнего животного и поставьте рядом с ним.
1-й ребёнок: Я угощу кота молоком.
2-й ребёнок: Я угощу корову сеном.
3-й ребёнок: Я угощу лошадь овсом.
4-й ребёнок: Я угощу собаку косточкой.
5-й ребёнок: Я угощу кролика морковкой.
6-й ребёнок: Я угощу свинью овощами.
Логопед: Молодцы.
9. Игра «Кто, где живёт» .
(Используется презентация на компьютере «Чей дом?» )
Логопед: Ребята, вы покормили животных, а теперь им пора идти в свой дом. Посмотрите на картинку и назовите, кто, где живёт.
1 ребёнок: Это лошадь. Лошадь живёт в конюшне.
2 ребёнок: Это собака. Собака живёт в конуре.
3 ребёнок: Это корова. Корова живёт в коровнике.
4 ребёнок: Это овца. Овца живёт в овчарне.
5 ребёнок: Это свинья. Свинья живёт в свинарнике.
6 ребёнок: Это кошка. Кошка живёт в доме.
III. Итог занятия. Сюрпризный момент.
Логопед: Молодцы, вы всё верно выполнили. Скажите, что мы делали на занятии? (Дети перечисляют) .
Стук в дверь. Входит пастух.
Пастух: Ребята, я слышал, что вы говорили о домашних животных, какую пользу они приносят людям. Корова какую пользу приносит?
Дети: Молоко.
Пастух: А что делают из молока?
Дети: Кефир, сметану, творог, мороженое, коктейль.
Пастух: Правильно, молодцы, и я принёс вам вкусный, полезный, детский, полезный коктейль.
(Пастух угощает детей) .