Северо-Западный федеральный округ образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 от 13.05.2000 г.

В состав Северо-Западного федерального округа входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика , Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, город Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Центр Северо-Западного федерального округа - город Санкт-Петербург (площадь - 1,4 тыс. км2, численность населения на 01.01.2007 г. - 4,6 млн человек).
Площадь территории Северо-Западного федерального округа составляет 1 687 тыс. км2 или 9,9% от площади территории России.

На 01.01.2007 г. в округе проживало 13,6 млн человек (9,53% ), из них городское население составляло 82,2%, сельское население - 17,8%, мужчины - 45,9%, женщины - 54,1%. Плотность населения - 8,0 чел. на 1 м2.

Крупнейшими городами Северо-Западного федерального округа являются Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск, Архангельск, Череповец, Вологда, Петрозаводск, Северодвинск, Новгород, Сыктывкар. Санкт-Петербург - город-миллионер. Численность остальных городов не превышает 230 000 человек.

Ресурсно-сырьевая база Северо-Западного федерального округа не относится к числу наиболее богатых в России, тем не менее в округе сосредоточены добыча почти всего российского объема апатитов (при запасах в 72% от общероссийского) и титана (77% запасов). Запасы нефти и газа составляют около 8% от общероссийских, запасы угля около 3% российских запасов. При этом добыча топливных ресурсов играет важную роль в экономике округа, хотя и составляет лишь 4% от общероссийской по нефти и 7% по углю. В округе сосредоточены большие запасы торфа и горючих сланцев. Здесь добывается около 19% никеля и железных руд при том, что запасы никеля составляют 18% от общероссийских. Запасы бокситов (45% от общероссийских) освоены пока не полностью - их добыча составляет лишь 15% от уровня России. В округе расположены крупные запасы алмазов (19% от общероссийских), имеются месторождения редких металлов, золота, барита, урана. Ведется разведка запасов марганцевых и хромовых руд.

На территории Северо-Западного федерального округа производится 10% валового внутреннего продукта страны (5–е место среди округов). По размеру среднедушевого валового регионального продукта округ занимает 3–е место среди .

Экономика Северо-Западного федерального округа растет более низкими темпами, чем экономика России в целом.

Важную роль в экономике округа играют металлургический комплекс, состоящий на 75% из предприятий черной и на 25% из предприятий цветной металлургии, а также машиностроение. В округе развито наукоемкое производство, специализирующееся на выпуске электроники и электротехники, приборостроении; развито судостроение.

Северо-Западный федеральный округ России - один из наиболее развитых лесопромышленных регионов страны, а лесопромышленный сектор - один из ключевых в экономике региона. Здесь произрастает почти 60% лесов Европейской части России. Запас древесины - около 10 млрд м3. Здесь производится 30% российских пиломатериалов, 40% клеёной фанеры, порядка 40% деловой древесины, 50% картона и 60% бумаги.

На базе использования фосфатного сырья, газа и утилизации отходов металлургии налажено производство сложных минеральных удобрений и пластических масс, производятся резинотехнические изделия, синтетические смолы, лакокрасочные материалы, бытовая химия. Легкая промышленность Северо-Западного федерального округа специализируется на производстве льняных тканей.

Развита рыбная промышленность. По улову рыбы Северо-Западный федеральный округ занимает второе место после Дальневосточного. В ведется лов трески, сельди, морского окуня, камбалы, палтуса, в реках и озерах - семги, сиги, хариуса, ряпушки, корюшки. Переработка рыбы осуществляется на рыбокомбинатах Мурманска и Архангельска.

Абсолютным лидером среди видов деятельности являются обрабатывающие производства, где осуществляется почти 75% выпуска промышленной продукции.

На территории Северо-Западного федерального округа ежегодно вводится в действие 9% площади жилья в России (5-е место среди федеральных округов). В расчете на 1 000 жителей в 2006 г. в округе введено в эксплуатацию 340 м2 жилья, что ниже среднероссийского значения, однако по этому показателю Северо-Западный федеральный округ среди других округов занимает 3-е место.

На протяжении последних 5 лет среднедушевые денежные доходы в Северо-Западном федеральном округе были выше, чем в России, достигнув в 2006 г. 10 640 рублей, что соответствует 3-му месту среди федеральных округов. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2006 г. составила 14,5% от общей численности населения округа.

На конец 2006 г. в органах государственной службы занятости Северо-Западного федерального округа было зарегистрировано в качестве безработных 119 тыс. человек, что составило 6,9% от общего числа безработных по России. Пособие по безработице получали 103 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы в Северо-Западном федеральном округе - 1,6% - один из самых низких в России.

Основной производственный потенциал приходится на Санкт-Петербург, Ленинградскую и Вологодскую области. Экономическим ядром региона является Санкт-Петербург с рядом городов-спутников. Экономика данного региона базируется на наукоемких и высококвалифицированных производствах. В сосредоточено производство турбин, генераторов, компрессоров, развито приборостроение и производство средств автоматизации. Выборг специализируется на и электронике, Гатчина - на производстве сельскохозяйственных машин и запасных частей. Производственный потенциал Вологодской области составляют черная металлургия, химическая промышленность и машиностроение. В области действуют также предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) расположен на севере и северо-западе Европейской части России и включает в свой состав 11 субъектов Федерации - республики Карелия и Коми, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Ленинградскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую области, г. Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ. Северо-Западный федеральный округ образован Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. Центром округа является г. Санкт-Петербург.

Площадь федерального округа 1677,9 тыс. км 2 , что составляет 9,9% территории России.

Северо-Западный федеральный округ занимает выгодное геополитическое положение. Это единственный из федеральных округов Российской Федерации, который непосредственно граничит со странами Европейского союза, Центральной и Северной Европы: Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией. Округ играет важную стратегическую роль приграничного региона.

Его внутренние границы сопредельны с территориями Уральского, Приволжского, Центрального федеральных округов. Регион занимает всю территорию Европейского Севера, имеет выход к Северному Ледовитому океану и Балтийскому, Белому, Баренцеву, Карскому морям, что создает благоприятные условия для развития экспортно-импортных связей.

Численность населения Северо-Западного федерального округа составляет 13,5 млн чел., или 9,5% населения России. Начиная с 1992 г. численность жителей, проживающих на его территории, сокращается. Наибольшие показатели естественной убыли населения отмечались в Вологодской области, Республике Карелия и Санкт-Петербурге. Сокращение численности населения связано с неблагоприятной демографической ситуацией во всех регионах округа, характеризующихся как отрицательными показателями естественного прироста, так и усилившимися миграционными процессами.

Существенный вклад в значительную естественную убыль населения округа вносит старая возрастная структура населения. Людей в пенсионном возрасте в СЗФО уже в 1,5 раза больше, чем детей до 16 лет. Особенно старой возрастной структурой населения выделяются Псковская и Новгородская области, что связано с многолетним оттоком молодежи из этих регионов в предшествующие десятилетия. Более молодой возрастной структурой населения выделяются северные территории (Ненецкий АО, Республика Коми, Мурманская область). Старой возрастной структурой населения выделяются также г. Санкт-Петербург.

Депопуляция, т.е. сокращение населения, - серьезная демографическая и социально-экономическая проблема федерального округа, требующая как государственного стимулирования достижения положительных показателей естественного воспроизводства, так и регулируемого притока мигрантов (то и другое осуществляется в рамках новой федерального демографической политики на период до 2025 г.).

При этом стабильным миграционным притоком в СЗФО выделяются лишь г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области. Эти регионы постоянно имеют положительное сальдо миграционного баланса, как с другими регионами округа, так и с большинством остальных субъектов РФ и новых независимых государств. Особенно интенсивен относительный миграционный приток в Калининградскую область, где он часто перекрывает естественную убыль населения. Поэтому численность населения этого региона страны по сравнению с началом 90-х гг. увеличилась, тогда как во всех остальных регионах СЗФО - сократилась.

Все остальные регионы СЗФО имеют отрицательное сальдо миграционного баланса. Особенно интенсивен отток жителей с северных территорий - из Республики Коми, Ненецкого АО, Мурманской и Архангельской областей. В этих регионах выездная миграция является главной причиной сокращения численности населения. Уезжает в основном молодежь и люди трудоспособного возраста с детьми, что ведет к дальнейшему старению возрастной структуры населения и усугублению демографических проблем.

Население Северо-Западного федерального округа размещено неравномерно. Средняя плотность населения составляет 8,2 чел. на 1 км 2 . Основная часть жителей приходится на Санкт-Петербург и Ленинградскую область (72,0 чел на 1 км 2). Наибольшая плотность населения характерна для Калининградской области (63,1 чел. на

1 км 2). Северная часть округа отличается слабой заселенностью, причем самым слабозаселенным регионом является Ненецкий автономный округ (24,0 чел на 1 км 2), расположенный в Заполярье.

Федеральный округ отличается высоким уровнем урбанизации для России - почти 82% населения проживает в городских поселениях, при этом почти третья часть населения сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Наименьшая часть городского населения отмечается в Псковской, Архангельской, Вологодской областях и Республике Коми.

Национальный состав населения округа неоднороден. СЗФО отличается многонациональным составом населения; большую часть составляют русские. Среди других национальностей преобладают коми, карелы, саами, на северо-востоке Архангельской области - ненцы. На Европейском Севере остро стоит проблема выживаемости коренных малочисленных народов в связи с сокращением среды их обитания. Многонациональностью отличается и Санкт-Петербург, где, как и в Москве, имеются диаспоры: украинская, татарская, народов Кавказа, эстонская и другие.

Трудовые ресурсы округа, особенно в Санкт-Петербурге, отличаются наличием значительного числа высококвалифицированных специалистов, занятых в наукоемких отраслях промышленности, в науке и торговле, включая частное предпринимательство, а также в рыночной инфраструктуре.

В структуре занятого населения по отраслям экономики повышается доля работающих в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании и здравоохранении при одновременном сокращении занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Решение социально-демографических проблем возможно путем стабилизации и подъема экономики, принятия действенных общегосударственных и региональных мер по реализации социальных программ федерального и регионального уровней, направленных на социальную защиту населения.

В СЗФО, где общая численность населения сокращается, происходит увеличение численности экономически активного населения, в том числе занятых в экономике. Стабильно сокращаются как уровень безработицы, так и численность безработных. Уровень регистрируемой безработицы в СЗФО (1,4%) один из самых низких в России.

Прямые выходы на мировой рынок и близость европейских государств, наличие двух незамерзающих морских портов - Калининграда и Мурманска, созданная сухопутная транспортная сеть и соседство с основными индустриально развитыми округами России - Центральным и Уральским во многом определили многоплановую роль территории округа как крупного поставщика разнообразного сырья и промышленной продукции, топливно-энергетических ресурсов, кузницы квалифицированных кадров, важнейшего российского экспортера не только продукции собственной, но и произведенной в других регионах России. Одновременно округ может рассматриваться как крупнейший импортер разнообразной продукции, основной получатель иностранных инвестиций, важный транзитный район.

Основой хозяйства Северо-Западного федерального округа является использование богатого природно-ресурсного потенциала и выгодного экономико-географического положения региона.

Основными отраслями рыночной специализации, определяющими его место в общероссийском территориальном разделении труда, являются черная и цветная металлургия, топливная промышленность (угольная, нефтяная, газовая), многопрофильное машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и рыбная промышленность. Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве и оленеводстве.

Федеральный округ занимает ведущее место по выпуску электротехнического оборудования, электроники, оптико-механической продукции, судостроения, производит значительную часть республиканского объема фосфатного сырья (являясь лидером по производству апатитового и нефелинового концентратов), деловой древесины, более 45% целлюлозы, 62% бумаги, 52% картона, готового проката, значительна его доля в улове рыбы. Это один из ведущих центров научно-технического прогресса, подготовки высококвалифицированных кадров, центр истории и культуры России, а также туризма. Округ выполняет важные транспортные функции в осуществлении морских перевозок.

Журнальные статьи

1. Бадокина Е. А. Использование цены капитала при обосновании инвестиционной политики / Е. А. Бадокина, И. Н. Швецова // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 20. - С. 88-97 (На примере Республики Коми)

2. Берендеев М. В. Постсоветская региональная идентичность социума Калининградской области: проблема формирования и измерения / М. В. Беренедеев// Вестник МГУ. Сер. Социология и политология. - 2007. - N. 3. - С. 29-42

3. Бескровная В. Реализация принципов бюджетного федерализма в регионах России / В. Бескровная // Федерализм. - 2008. - N. 2. - С. 113-124 (Приведены таблицы доходов и расходов бюджетов Санкт-Петербурга, Псковской области и Республики Карелия за 2005-2007 гг.)

4. Боос Г. Основные направления бюджетной политики Калининградской области / Г. В. Боос, Е. Ю. Матвеева // Финансы. - 2009. - N. 2. - С. 3-8

5. Броило Е. В. Основные проблемные тенденции развития Северо-западного федерального округа в условиях рынка / Е. В. Броило // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 97-103

6. Броило Е. В. Анализ проблем устойчивого развития Северо-Западного федерального округа / Е. В. Броило // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 2. - С. 262-266 (На примере Псковской области)

7. Броило Е. В. Проблемы стабильного экономического развития Северо-Западного региона / Е. В. Броило / / / ЭКО. - 2007. - N. 2. - С. 51-61

8. Броило Е. Финансовая стабилизация организаций Республики Коми и применение факторинга / Е. Броило // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N. 8. - С. 35-40

9. Бруссер П. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций / П. Бруссер, С. Рожкова // Рынок ценных бумаг. - 2007. - N. 2. - С. 29-33 (На примере Санкт-Петербурга)

10. Буданов Г. А. Роль региональных органов власти в формировании социально - экономической политики: этапы эволюции / Г. А. Буданов // ЭКО. - 2008. - N. 6. - С. 92-105 (На примере Вологодской области)

11. Булавин И. В. Анализ качества программно - целевого планирования в условиях реализации социально - экономической стратегии региона / И. В. Булавин // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 6. - С. 17-28 На примере Вологодской области

12. Бушуева Л. И. Статистический анализ инновационной активности предприятий Республики Коми / Л. И. Бушуева // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 73-77

13. Бырко А. Н. Региональное налоговое регулирование социально - экономических процессов (на примере Республики Карелия) / А. Н. Бырко // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 8. - С. 171-175

14. Ваниев А. Г. О работе органов государственной власти Новгородской области по привлечению инвестиций для экономического развития региона / А. Г. Ваниев // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 18. - С. 50-59

15. Верхоланцева К. Опыт участия российских регионов в европейских трансграничных пространствах (на примере еврорегиона "Карелия") / К. Верхоланцева // Власть. - 2009. - N. 3. - С. 70-73

16. Винокуров А. А. Северо-Западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития / А. А. Винокуров // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 5. - С. 12-21

17. Винокуров Е. Калининградская область: между Россией и Европой / Е. Винокуров // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - N. 8. - С. 25-30

18. Волков В. А. Организация публичной власти в городах федерального значения / В. А. Волков // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 3. - С. 226-233

19. Вульфович Р. М. Перспективы развития системы управления Санкт-Петербурга / Р. М. Вульфович // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 3. - С. 140-151

20. Гаджиев Ю. Экономика Республики Коми / Ю. Гаджиев // Экономист. - 2007. - N. 2. - С. 66-75

21. Гехт А. Н. Инвестиционная политика и межбюджетные отношения как инструменты территориального развития регионов (на примере Республики Карелия) / А. Н. Гехт // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 10. - С. 96-104

22. Глушанок Т. Республика Карелия: трудовые ресурсы и рынок труда / Т. Глушанок // Человек и труд. - 2007. - N. 3. - С. 25-28

23. Гогоберидзе Г. Г. Морехозяйственный потенциал и стратегии развития приморских районов Мурманской области / Г. Г. Гогоберидзе // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 14. - С. 21-29

24. Гостева Л. Ф. Туризм как фактор экономического развития региона / Л. Ф. Гостева, Н. Д. Середа // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 15. - С. 88-94 (На примере Вологодской области)

25. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Вологодской области / Л. Г. Иогман [и др.] // Проблемы прогнозирования. - 2009. - N. 1. - С. 74-92

26. Евтюгин А. А. К вопросу об эффективности живого и овеществленного труда в современном сельскохозяйственном производстве (на примере Вологодской области) / А. А. Евтюгин // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 21. - С. 88-91

27. Егоров Д. Г. Модификация межотраслевого баланса для оценки альтернативных социально - экономических стратегий развития северных регионов России (на примере Мурманской области) / Д. Г. Егоров, А. В. Егорова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - N. 2. - С. 38-49 + Таблицы.

28. Жевлаков В. З. Проблемы и перспективы развития банковской сферы / В. З. Жевлаков // Финансы и кредит. - 2008. - N. 42. - С. 10-14 На примере Калининградской области.

29. Жирнель Е. В. Территориальная структура экономики и проблемы конкурентоспособности региона (на примере Республики Карелия) / Е. В. Жирнель // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 108-112

30. Засядь-Волк В. В. Факторы эффективной земельной политики в регионе / В. В. Засядь-Волк // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 62-82 (На примере Ленинградской области)

31. Иванов В. АПК Республики Коми: возможности инновационного развития / В. Иванов // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - N. 6. - С. 27-33

32. Иванов С. Н. Интеграция информационных потоков в регионе с целью снижения трансакционных издержек в строительстве / С. Н. Иванов // Экономическое возрождение России. - 2008. - N. 4. - С. 67-72 (На примере г. Санкт – Петербурга)

33. Ильина И. Качество и структура питания населения Архангельской области: динамика и социально - демографическая дифференциация / И. Ильина // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - N. 11. - С. 71-80

34. Кашина М. А. Совет муниципальных образований субъекта РФ как механизм горизонтальной и вертикальной координации деятельности органов местного самоуправления (на примере Ленинградской области) / М. А. Кашина // Управленческое консультирование. - 2008. - N. 3. - С. 129-148

35. Кириллов А. А. Управление по результатам: возможные подходы (на примере реализации "программы реформирования региональных финансов в Ленинградской области") / А. А. Кириллов // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 219-225

36. Клебанов И. О развитии Северо-Западного федерального округа / И. Клебанов // Вопросы местного самоуправления. - 2007. - N. 3. - С. 4-5 (Выступление на северо-западном межрегиональном форуме партии "Единая Россия" 5 марта 2007г.)

37. Клепиков А. Безрадостные рекорды: анализ итогов развития регионов в 2008 г. показывает, что кризис ударил по Северо-Западу сильнее, чем по большинству других федеральных округов / А. Клепиков // Эксперт. Северо-Запад. - 2009. - N. 11. - С. 18-19

38. Ковалев В. А. Республика Коми: от поставторитарного синдрома к административному режиму / В. А. Ковалев // Политическая наука. - 2007. - N. 2. - С. 172-187

39. Козырева Г. Экономическое поведение предприятий лесного сектора Карелии в условиях рыночных преобразований / Г. Козырева // Вопросы экономики. - 2007. - N. 7. - С. 136-151

40. Колосова Г. В. Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге: состояние и перспективы / Г. В. Колосова // Работник социальной службы. - 2007. - N. 4. - С. 6-16

41. Колотнеча О. Фанерный тромб. Причина краха одного из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий Новгородской области / О. Колотнеча // Эксперт. Северо-Запад. - 2009. - N. 9. - С. 14-15

42. Кондаков И. А. Сравнительная оценка научно - технического потенциала Вологодской области / И. А. Кондаков // Экономика региона. - 2009. - N. 1. - С. 104-118

43. Костылева Л. В. Статистические оценки приоритетов региональной социально - экономической политики (на материалах Северо - Западного федерального округа) / Л. В. Костылева, Е. А. Чекмарева // Вопросы статистики. - 2008. - N. 7. - С. 34-39

44. Крумгольц Д. В. Возможности и основные направления развития топливно-энергетического комплекса Северо-Западного Федерального округа в долгосрочной перспективе / Д. В. Крумгольц // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 3. - С. 457-459

45. Ларичев А. А. Республика Карелия - субъект Российской Федерации или государство? / А. А. Ларичев // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N. 18. - С. 21-23

46. Левина И. В. Региональные проблемы развития лесопромышленного комплекса / И. В. Левина // Региональная экономика России. - 2009. - N. 7. - С. 12-15 (На примере Республики Коми)

47. Лутова С. К. Этнополитическая ситуация в Санкт-Петербурге в начале XXI века / С. К. Лутова // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 56-61

48. Маклахов А. В. Региональная стратегия инновационного развития промышленности / А. В. Маклахов, В. В. Митенев // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 3. - С. 31-36 (На примере Вологодской области)

49. Мамедов А. К. Экономический анализ демографической составляющей сельских территорий Псковской области / А. К. Мамедов // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 35. - С. 77-83

50. Менькова Н. М. Нетрадиционные методы повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере исторического развития Архангельской области) / Н. М. Менькова // Финансы и кредит. - 2007. - N. 42. - С. 51-59

51. Миронова Н. Архангельская область: опыт самоорганизации и местного развития / Н. Миронова // Муниципальная власть. - 2007. - N. 6. - С. 36-42

52. Михель Е. Экономические факторы трудовой миграции в приграничном регионе / Е. Михель // Человек и труд. - 2009. - N. 3. - С. 39 (На примере Республики Карелия)

53. Москаленко К. А. Особая экономическая зона в Калининградской области в условиях глобализации: политэкономические аспекты формирования и развития / К. А. Москаленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Философия. Культурология. Политология. Право.... - 2008. - N. 2. - С. 117-124

54. Немина В. Н. Некоторые аспекты деятельности и формы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге / В. Н. Немина // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 1. - С. 134-137

55. Овчинников В. А. Реформирование местного самоуправления (на примере Ленинградской области) / В. А. Овчинников, Н. Г. Барбарова // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 32-40

56. Овчинникова Е. Расширение горизонта / Е. Овчинникова // Эксперт. Северо-Запад. - 2008. - N. 22. - С. 30-38 (О разработке долгосрочных, минимум до 2020года, стратегий социально-экономического развития Северо-Запада)

57. Пастарнакова О. А. Проектный подход в организации приграничного сотрудничества на местном уровне / О. А. Пастарнакова // Управленческое консультирование. - 2008. - N. 1. - С. 203-215 (Н примере Северо-Запада Российской Федерации)

58. Рожкова С. А. Использование мирового опыта государственно - частного партнерства в России / С. А. Рожкова // ЭКО. - 2008. - N. 2. - С. 104-112 (На примере г. Санкт – Петербурга)

59. Рыбаков Ф. Ф. Перспективы социально-экономического развития Санкт-Петербурга / Ф. Ф. Рыбаков // Экономическое возрождение России. - 2008. - N. 1. - С. 56-61

60. Рыбаков Ф. Ф. Промышленность Санкт-Петербурга: структурные сдвиги последних лет / Ф. Ф. Рыбаков // Вестник Санкт-Петербургского университета.Сер.Экономика. - 2008. - N. 3. - С. 37-44

61. Сергеев А. Динамика социально-экономического развития Санкт-Петербурга / А. Сергеев // Экономист. - 2008. - N. 5. - С. 52-62

62. Сидоров Ю. Ю. Особые экономические зоны в промышленной политике Санкт-Петербурга / Ю. Ю. Сидоров // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 400-402

63. Синицкий В. Развитие Севера должно оставаться стратегической задачей государства / В. Синицкий // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - N. 4. - С. 52-55

64. Синцов К. В. Концепция социально-экономического развития Псковского региона / К. В. Синцов // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 113-116

65. Скачков И. Спасательный узел / И. Скачков, А. Ефремов // Рынок ценных бумаг. - 2009. - N. 3-4. - С. 48-50 (О проекте развития Мурманского порта)

66. Соболев О. Н. Об основных направлениях оптимизации деятельности органов государственной власти РФ по обеспечению национальной безопасности в Калининградской области / О. Н. Соболев // Государство и право. - 2008. - N. 7. - С. 76-81

67. Стрикунов А. В. Интеграционные процессы в агропромышленном производстве / А. В. Стрикунов, Л. И. Стрикунова // Вестник филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Пскове. - 2008. - N. 2. - С. 46-51

68. Стыров М. Оценка финансовых ресурсов промышленности Республики Коми / М. Стыров // Федерализм. - 2009. - N. 1. - С. 237-242

69. Тажетдинов С. Р. Об увеличении доходов региональных бюджетов / С. Р. Тажетдинов // Финансы. - 2007. - N. 3. - С. 19-21 (На примере Санкт-Петербурга)

70. Тенденции рынка труда в сфере ритейла / Е. Разумова [и др.] // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - N. 10. - С. 114-117 (На примере рынка труда в сфере ритейла (розничной торговли) в Санкт-Петербурге)

71. Толстогузов О. В. Проблемы совершенствования государственного планирования развития экономической системы на уровне региона (опыт Республики Карелия) / О. В. Толстогузов // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N. 6. - С. 9-15

72. Трофимов А. Я. Проблемы реформирования местного самоуправления Псковской области на современном этапе / А. Я. Трофимов // Вестник филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Пскове. - 2008. - N. 2. - С. 12-16

73. Ускова Т. В. Проблемы оценки конкурентоспособности регионов / Т. В. Ускова, А. С. Барабанов // Вопросы статистики. - 2009. - N. 1. - С. 49-56 На примере Северо - Западного федерального округа.

74. Ускова Т. В. Промышленный сектор Вологодской области: проблемы и тенденции развития / Т. В. Ускова // Проблемы прогнозирования. - 2008. - N. 5. - С. 81-87

75. Ферару Г. С. Социально - экономические тенденции развития лесопромышленного комплекса Архангельской области: проблемы и пути их решения / Г. С. Ферару // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 22. - С. 32-40

76. Фофанова Н. Активные формы защиты населения от безработицы способствуют реализации государственной политики занятости на Кольском Севере / Н. Фофанова, Л. Грушевская // Служба кадров и персонал. - 2007. - N. 10. - С. 6-9

77. Чайка Л. В. Прогноз развития энергетики и экономики региона (на примере Республики Коми) / Л. В. Чайка // Проблемы прогнозирования. - 2007. - N. 3. - С. 94-105

78. Чалдаева Л. А. Региональный рынок ценных бумаг: проблемы формирования и развития / Л. А. Чалдаева, И. Н. Федоренко // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N. 5. - С. 20-23 (На примере Северо - Западного федерального округа)

79. Червонная И. И. Формирование регионального трудового потенциала (на примере Архангельской области) / И. И. Червонная // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 443-446

81. Черняева З. История и состояние государственного долга Республики Карелия / З. Черняева // Рынок ценных бумаг. - 2008. - N. 23/24. - С. 65-69

82. Чужмаров А. Проблемы обеспечения экономической безопасности промышленности Республики Коми / А. Чужмаров // Федерализм. - 2008. - N. 3. - С. 236-243

83. Харин А. Г. Исследование особенностей инвестиций в Калининградской области: источники финансирования и оценка ожиданий инвесторов / А. Г. Харин // Финансы и кредит. - 2009. - N. 14. - С. 79-82

84. Хаймур Э. Перспективы государственных заимствований и государственного долга Санкт-Петербурга на 2009 - 2011 годы / Э. Хаймур // Рынок ценных бумаг. - 2009. - N. 3-4. - С. 62-64

85. Шиловский А. В. Дипломатия регионов: опыт и перспективы / А. В. Шиловский // Регионология. - 2008. - N. 1. - С. 30-40 (На примере Мурманской области)

86. Шишкина Е. А. Калининградская область как региональная модель глобального социокультурного и социоприродного пространства / Е. А. Шишкина // Регионология. - 2008. - N. 4. - С. 340-346

87. Яковлева А. В. Анализ безработицы в крупном городе и его прогнозно - аналитическое значение для регулирования рынка труда (на примере Москвы и Санкт - Петербурга) / А. В. Яковлева // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 30. - С. 53-59

2 республики и 1 автономный округ. Все они расположились на севере и северо-западе страны.

Данный округ государства был признан официально в 2000 году. В его состав вошло 11 субъектов, в том числе административный центр федерального значения Санкт-Петербург. Общая площадь составляет почти 2 млн кв. км, а это около 10 % от всего размера России. По данным на 2015 год, численность населения чуть меньше 14 млн человек, из них 80 % проживает в городах.

В экономическом плане большое значение для страны имеет Северо-Западный федеральный округ. Города, занимающие особое место:

  • Лидирует по всем параметрам, конечно же, Санкт-Петербург.
  • Столица республики Коми - Сыктывкар.
  • Областной центр - Калининград.
  • Город воинской славы - Новгород.
  • Крупнейший порт России - Мурманск.
  • Центр муниципального образования - Северодвинск.
  • Городской округ - Архангельск.
  • Петрозаводск - столица республики Карелия.
  • Вологда - центр развития науки.
  • Город Вологодской области - Череповец.

Ресурсы Северо-Западного округа позволяют ему занимать одно из самых почетных мест по всей стране. Здесь производят добычу титана, газа, нефти, апатита. Земли округа полны торфяных залежей и горючих сланцев. Обширные месторождения золота, алмазов, никеля, урана позволяют стремительно развиваться экономике не только региона, но и всего государства.

Республика Коми

История Коми начинается с 1921 г. До 1936 г. она приравнивалась к автономной области, однако с 5 декабря указанного года ей было присвоено звание республики, входящей в состав Советского Союза. Свое теперешнее название она получила 12 января 1993 г. В течение 1994 г. официально была принята конституция, утверждены герб, гимн и флаг и проведены первые выборы главы республики.

В настоящий момент она входит в Северо-Западный федеральный округ. Состав республики Коми:

  • административных районов - 12;
  • городов республиканского подчинения - 8;
  • районных населенных пунктов - 2;
  • сельсоветов - 190;
  • поселков - 37.

Промышленный кризис пришелся на распад СССР. Это стало причиной массовой миграции. С 1990 по 2000 г. численность населения сократилась на 20 %.

В настоящее время экономика республики поставлена на высокий уровень. Здесь в основном занимаются добычей и переработкой полезных ископаемых, таких как драгоценные камни, нефть и газ.

Ненецкий автономный округ

Согласно Конституции РФ, данный округ является субъектом государства. Официальное значение он получил в 1926 г. Город Нарьян-Мар назначен административным центром. Является самым малонаселенным районом, входящим в Северо-Западный федеральный округ. Города данного региона наполовину заселены русскими, а коренные жители составляют чуть меньше 20 %. Общая численность населения округа - около 43 тыс. человек. Устав автономного региона позволяет вести деятельность за пределами Российской Федерации.

В состав округа входят:

  • город административного значения - 1;
  • ПГТ - 1;
  • села - 42.

Основная экономическая сфера - оленеводство и сельское хозяйство.

Республика Карелия

Первое упоминание о Карелии появилось еще в VII веке, это были племена, входящие в Прибалтийско-Финский объединенный союз. С 2001 г. является полноправным субъектом России со своей законодательной властью. Были приняты конституция и основная атрибутика. Столица республики - Петрозаводск. Машиностроение и металлургия - основная промышленность, позволяющая занимать лидирующие позиции среди других регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ.

Области республики можно поделить на северную, южную и центральную части. Каждая из них отличается по количеству населения и экономическому развитию.

  1. Центральная часть - всего 13 % жителей от общей численности.
  2. Северная - приблизительно 14 %.
  3. Южные районы республики Карелии густо заселены - 73 %.

Основные жители - русские (57 %) и карелы (37 %), другие национальности - 6 %.

Санкт-Петербург

Единственный город в округе федерального значения - Санкт-Петербург. Является культурной столицей великого государства. Был основан Петром I в 1703 году. Здесь располагается один из главных штабов Вооруженных сил России. Благодаря прямому выходу к морю, здесь разместилось главное командование Военно-морского флота государства.

Санкт-Петербург - научный, культурный и промышленный центр с высокоразвитой экономикой, входящий в Северо-Западный федеральный округ. Состав Ленинградской области не включает данный город, так как он признан независимым субъектом.

Численность населения больше 5 млн человек. Носит гордое название миллионника. Является городской агломерацией, общая площадь составляет почти полторы тысячи кв. км.

Ленинградская область

Территория Ленинградской области простирается на 84 тыс. кв. км. Это единственный регион, власти которого находятся в другой области (Московской). В 1993 г. была принята конституция, где признали Ленинградскую область субъектом великого государства под названием Россия. Северо-Западный федеральный округ включает в себя данный регион с 217 муниципальными образованиями. Это один городской округ и 17 районов, к которым относятся 61 ПГТ и 138 сел. Населяет область почти 2 млн человек. Основные сферы промышленности: строительство, обработка металлов, транспортная. Приблизительный годовой доход составляет 700-800 млрд рублей.

Калининградская область

Северо-Западный федеральный округ РФ включает в себя По площади она самая маленькая в сравнении с другими регионами России. Ее размеры чуть больше 15 тыс. кв. км. Особенностью данной области является тот факт, что после распада СССР Калининградский регион лишился сухопутной границы с Россией. Население здесь около 960 тыс. человек.

90 % мирового запаса янтаря располагается именно здесь. Также в Калининградской области добывают каменную соль, торф, нефть.

В 1938 году была образована Мурманская область. Она занимает почти 145 тыс. кв. км площади с населением около 766 тыс. человек. Северо-Западный федеральный округ объединяет в себе все ее регионы. Хорошо развиты такие виды промышленности, как цветная металлургия, горнодобывающая, легкая, металлообрабатывающая и химическая. Годовой оборот варьируется в районе 300 млрд рублей, что позволяет удерживать средние позиции в рейтинге Российских субъектов. В состав входят 5 районов самоуправления и 12 округов городского подчинения.

Образовалась в 1944 г., однако ее границы окончательно сформировались только в 1958 г. Все 4 года Великой Отечественной войны была оккупирована немцами, что во многом повлияло на ее развитие и численность населения. В 1967 г. за проявленное мужество и стремительное восстановление после боевых действий получила высочайшую награду - орден Ленина.

В настоящее время, по данным на 2015 г., население области составило около 650 тыс. человек. После входа в Северо-Западный федеральный округ ее валовой оборот достиг почти 80 млрд рублей. Здесь развито сельское хозяйство, электроэнергетика, строительство.

Образование Вологодской области с современными границами состоялось в 1937 г. Однако в 1944 г. районы Павинский и Вохомский перешли во владение Костромского района. Общая численность населения - 1,1 млн человек. Город Вологда является административным центром. Коренные жители - русские и вепсы.

Муниципальные образования области:

  • районы с местным самоуправлением - 26;
  • округа - 2;
  • городские поселения - 22;
  • села - 322.

Наиболее развитые отрасли промышленности - электроэнергетика и черная металлургия.

Северо-Западный федеральный округ включает в свои границы 7 областей. Новгородская по площади занимает 6 место с размерами в 55,3 кв. км. Образовалась она в 1944 г. Однако уже в 1956 г. районы были переделены, и сельсоветы Дмитровский и Мозолевский перешли в подчинение Ленинградской обл. Количество населения - более 618 тыс. человек.

В Новгородской области есть 3 города областного значения. Это Великий Новгород - административный центр, Боровичи и Старая Русса.

На территории действуют 1519 промышленных комплексов. Лидирующие сферы: деревообработка, химическая, металлургия.

Самой крупной областью России, расположенной в европейской части, является Архангельская (590 тыс. кв. км). Ее размеры можно сравнить с площадями некоторых стран, например:


При разделении Северной области в 1937 г. была образована Архангельская. По данным, актуальным на 2015 г., численность населения составила почти 1,2 млн человек. В этой области сконцентрированы самые важные индустриальные сферы: судостроение, деревообработка, целлюлозно-бумажное производство, добыча алмазов.

Федеральный округ России – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально – производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой.

Федеральные округа России (Российской Федерации) были созданы в соответствии с Указом президента России В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.
В соответствии с этим Указом все субъекты Российской Федерации (регионы России) объединены в восемь федеральных округов: Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ. Каждый из восьми существующих федеральных округов имеет административный центр.
В соответствии с Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ регионы России включают в свой состав городские округа и муниципальные районы.

Муниципальный район представляет собой совокупность нескольких городских или сельских поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией.

Городской округ - это городское поселение, не входящее в состав муниципального района.

Российская Федерация (Россия) - самое большое по площади государство мира. Годом основания России считается 862 год (начало русской государственности). Площадь Российской Федерации составляет 17,1 млн. км2, и разделена на 83 субъекта федерации в восьми федеральных округах, в том числе 46 областей, 21 республику, 9 краёв, 1 автономную область, 4 автономных округов и 2 города федерального значения.

Федеральные округа России: Центральный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Уральский федеральный округ, Южный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.

Центральный федеральный округ в России.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ федеральный округ. Административный центр федерального округа - город Москва.

Центральный федеральный округ (ЦФО) - образован 13 мая 2000 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Территория округа составляет 650,3 тыс. кв. км. (3,8%) территории России и занимает первое место в России по численности населения. ЦФО расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины, его административным центром является город Москва.
Центральный федеральный округ состоит из 18 субъектов Российской федерации.

Северо-Западный федеральный округ в России.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ федеральный округ. Площадь 1,677,900 кв.км. Административный центр округа - город Санкт-Петербург.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) – образован 13 мая 2000 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Северо-Западный район расположен на севере и северо-западе европейской части нечерноземной зоны РФ. Центром Северо-западного федерального округа является город Санкт-Петербург.
Северо-Западный федеральный округ состоит из 11 субъектов Российской Федерации.

Южный федеральный округ в России.

ЮЖНЫЙ федеральный округ. Административный центр округа - город Ростов-на-Дону.

Южный федеральный округ (ЮФО) – образован Указом Президента России РФ В.В. Путина от 13 мая 2000 года № 849, состав ЮФО изменен 19 января 2010 г. в соответствии с Указом Президента России Д.А. Медведева № 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".
С момента образования 13 мая 2000 года округ носил название "Северо-Кавказский", Указом Президента РФ № 1149 от 21 июня 2000 года – переименован в "Южный".
Южный федеральный округ расположен в южной части европейской части России, в нижнем течении реки Волги. Центром Южного федерального округа является город Ростов-на-Дону.
Южный федеральный округ состоит из 13 субъектов Российской Федерации

Указом президента России В. В. Путина от 28 июля 2016 года № 375 Крымский федеральный округ был упразднён, а входившие в его состав субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь - были включены в состав Южного федерального округа.

Приволжский федеральный округ в России.

ПРИВОЛЖСКИЙ федеральный округ. Административный центр округа - город Нижний Новгород.

Приволжский федеральный округ (ПФО) – образован 13 мая 2000 года в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Приволжский федеральный округ занимаюет центральную и восточную часть европейской части России. Центром Приволжского федерального округа является город Нижний Новгород.
Приволжский федеральный округ состоит из 14 субъектов Российской Федерации.

Уральский федеральный округ в России.

УРАЛЬСКИЙ федеральный округ. Административный центр округа - город Екатеринбург.

Уральский федеральный округ (УрФО) – образован 13 мая 2000 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Центром Уральского федерального округа является город Екатеринбург.
Уральский федеральный округ состоит из 6 субъектов Российской Федерации.