профессор МДА Алексей Ильич Осипов

Как понять невинные страдания: страдания праведников, страдания детей и всех тех, кого никак нельзя обвинить в том, что они грешили.

Причина того, что у меня цирроз печени, оказалась простая – много спирта выпил за свою жизнь. Пью, пью, пью и, наконец, цирроз печени. И говорю: Ах, это Бог меня наказал. Разве Бог меня наказал? Нет, конечно! И это мы видим. Вот, здесь у нас зрение воспринимает причину болезни, а когда человек лжет, лукавит, лицемерит, обманывает, ворует, уж не говорю о том, что убивает.

Я говорю о тех вещах, которые незримы для других. Осуждение, притворство, лукавство – никто этого не видит, все происходит во мне, с внешней стороны я порядочный человек, все безукоризненно. А внутри что? Ладно, другие не видят, страшно, что я сам не вижу. И, когда, затем со мной происходит что-то, что мы называем скорбями, страданиями, я в изумлении возвожу свои очи к небу: Господи, за что же ты меня наказал?! Меня, такого чистого и прекрасного.

Эта чистота и красота великолепно была показана Федором Михайловичем Достоевским, по-моему, в «Униженных и оскорбленных», устами князя, который произнес такие великолепные слова, изображающие суть, которая находится в нас: «О если бы только открылось то, что в человеке, то, что в нем, не то, даже, что он боится открыть другим, и даже не то, что он боится открыть своим самым близким друзьям, и даже не то, что он самому себе боится открыть, о если бы это все открылось, то мир наполнился бы таким зловонием, что и жить было бы невозможно».

Если бы мы внимательно отнеслись к своему духовному мирку, своим мыслям, чувствам, настроениям, переживаниям, отношением к другим людям, обидам, зависти, тщеславию, наверное, в этом случае, мне не пришло бы и в голову: за что же ты Господи меня наказываешь. Оказывается, есть закон, объективно существующий закон по которому, как и в мире физическом, нарушение этого закона влечет за собою соответствующие бедствия для меня. Причем если в мире физическом, материальном, грубом, причины и следствия очевидны: человек пьет и у него то-то, человек колется наркотиками у него то-то, человек прыгнул с большой высоты – переломал себе руки ноги, это очевидно, то когда мы касаемся мира духовного, здесь этой прямой зависимости нет. Причина – мы вступаем в мир духовный, т.е. мир свободы. Если бы за дурную мысль, которая пришла мне в голову, я бы получил по макушке, да еще так, что взвыл бы, так вот, в следующий раз я бы в страхе бы думал, как бы мне не пришла на ум эта мысль. Я был бы рабом, а не человеком. Человек – образ Божий, и одной из сторон этого образа Божия является моя свобода в отношении к добру и к злу, как внешнему, так и внутреннему.

Итак, свобода эта есть у меня, но я должен знать, что не Бога я оскорбляю своей дурной мыслью, а закон, реальный, объективный, закон моего бытия я нарушаю. А нарушение закона природы, любого закона влечет за собой печальные последствия. Вот, что происходит, вот откуда рождаются все скорби нашего мира. Надо же понять – откуда. Иногда эти скорби бывают очень странные, у человека все, кажется, в порядке, а себе покоя не находит, ему скучно, ему грустно, он не находит себе места, уныние. Откуда все происходит? Все от того же. Когда много колючек вцепится в кожу, то всюду у него чешется, всюду ему не по себе. Итак, причиной всех скорбей людей – нарушение объективно существующего духовного закона нашего бытия, если хотите, этим духовным законом, в конечном счете, является сам Бог. Не Бога мы оскорбляем, мы не можем его оскорбить своими грехами, иначе это было бы самое оскорбленное существо, потому, что все мы грешим. Не Бога мы оскорбляем, а себя раним всем тем, что называется грехом. Это очень важно, друзья мои. Кстати, обращаю Ваше внимание, посмотрите, как поучительная сторона неразрывно связана со стороной этической, духовной, жизненно-практической. Просто неразрывно. Кажется, догматическое учение о существовании духовно закона и посмотрите как неразрывно, реально связано с нашей человеческой жизнью.

Итак, вопрос о невинных страданиях.

Ну, хорошо, мы-то, ладно, страдаем, понятно почему, поделом. А младенцы? А праведники? Этот вопрос стоит перед многими и естественно смущает многих и подчас вызывает протесты. И главная причина протеста и вопроса знаете в чем? За что страдает он? Обращаю Ваше внимание на постановку вопроса. Мы привыкли оценивать все с точки зрения причинно-следственных отношений юридического порядка. Т.е. с точки зрения справедливости, если хотите. Справедливо или не справедливо. Его отправили в тюрьму – за что? Он же не виновен. Мы возмущаемся. Этого разбойника оставили на свободе, «бросили щуку в реку» – почему? Он же негодяй. Все у нас с точки зрения права, справедливости. Т.е., хотим мы того или не хотим, но мы постоянно занижаем уровень, знаете чего? – самого бытия. Мы считаем, что все наше бытие построено на принципе справедливости. И не удивляйтесь этому. Все дохристианское сознание и, увы, постхристианский мир, к сожалению, строит свои оценки на почве именно этой правовой, юридической почве. На самом деле не этот закон является первичным, не этот закон является основным. Кстати, в иудаизме, ветхозаветной религии, мусульманской религии, я уж не говорю о языческих религиях, основной принцип отношений между богом и человеком – это принцип какой? – справедливости. Это высший принцип. И вот, с точки зрения этого принципа и вопрос ставится о страданиях праведников. Самая главная ошибка коренится здесь, в самой постановке вопроса. Какой основной принцип бытия? Основной принцип, закон бытия открыло христианство. Неведомую совершенно вещь. Никто никогда и не знал этого. Основной закон бытия – любовь, а не правда. пишет: «Там где возмездие, там нет любви, а где любовь – там нет возмездия». Великолепно сказано. Справедливость и любовь – вещи, если хотите, даже не совместимые. Там, где правда – там нет любви. Вы не подумайте, что любовь нарушает правду или правда нарушает любовь. Нет, нет. В другом совсем смысле.

Мне часто приходится приводить такой пример? Когда мать бросается в огненный дом, горящий дом, погибает, спасая ребенка. Справедливо она поступила, что погибла или несправедливо? Все пожмут плечами и скажут: «Простите, что за постановка вопроса, причем тут справедливо или несправедливо она погибла, о какой справедливости идет речь? Вы что! С ума сошли, что ли. По любви она погибла.» Она, не думая, пожертвовала собой, спасая ребенка. При чем тут правда? Христос, праведник, за неправедных пострадал. Целый ряд святых отцов и все они повторяют одну и ту же мысль: Если бы только Бог поступал с нами по правде, мы бы давным-давно уже превратились бы в прах и пепел или пребывали бы в геенских мучениях. Если бы только поступал Он по правде….

Не этот закон царствует в нашем мире. Вот с этой точки зрения уже мы можем понять и страдания праведников и страдания невинные, страдания детей. Как же это можно понять?

Христианство открыло еще одну мысль, о которой человечество грезило. Христианство поразительную вещь высказало: Оказывается, все мы, любим мы друг друга или не любим, нравимся или не нравимся, а мы все собою представляем один живой организм. И, как бы мой глаз, не ненавидел мою руку, потому, что она очень чешет иногда слишком сильно этот глаз, оказывается и то, и другое нужно в организме. И организму нельзя быть без того или другого, более того, тот же глаз, и та же рука заботятся друг о друге, незримо. Великая истина: есть тело Христово. Сосредоточием Вселенского человеческого организма является организм Церкви. Как закваска, как самая суть, как самое святое, что есть в человеке, как самое чистое. Под Церковью, я, в данном случае имею в виду не просто христиан, которые просто крестились. Здесь, я понимаю единство в Духе Святом, всех тех верующих, которые стремятся жить по Евангелию. Это не просто собрание верующих, нет-нет, единство тех верующих, живущих в Духе Святом, которые искренне стремятся жить по Евангелию, тогда действительно их единство, осуществляется в Духе Святом. Причастность каждого верующего Духу Святому, обусловлена степенью его ревности. Ну, я не буду распространяться, это вопрос отдельный, скажу только, что каждый христианин, лишь постольку пребывает в теле церковном, в этом сосредоточии человечества, поскольку он причастен к Духу Святому. Эта причастность может быть минимальна, ничтожна, вот «вошка», и не понятно, осталось от нее что-либо или нет, а может быть бесконечно великого размаха, и тогда мы говорим , . Причастность может быть разной. Так вот мы, Христиане, в разной степени, но причастны, этому Духу Святому, причастны в той степени, которая соответствует нашей ревности. Мы, не только христиане, представляем собой одно целое, единый вселенский организм. Все мы там являемся клеточками. И тут заметьте, у одних органов одна совокупность клеточек, у других – другая, а некоторые клеточки находятся в непосредственной близости друг с другом, и они особенно воздействуют друг на друга, особенно ощущают это действие друг на друге. Особенно способны помогать друг другу.

Вы же знаете эту фразу: семья – есть малая . Здесь особенно близки люди друг другу. Здесь особенно способны они сопереживать друг другу. Хотят они, или не хотят – они соединены. Даже чисто природным образом, они соединены, никуда не денешься. Так вот, чисто наследственно все передается от родителей детям, как много передается! Нити колоссальные связывают их между собою. Надеюсь теперь Вам понятно, куда я клоню? Мы сопереживаем друг другу. Бывает сознательно, а можем и не сознательно. В силу вот этих связей, которые соединяют нас. Когда это происходит осознанно, то это уже дар духовный, когда мы сострадаем человеку, сочувствуем ему, сопереживаем ему. Если хотите, то что-либо делаем, чтобы умалить страдания другого человека. Это осознанные переживания. Но, мы, оказывается, можем и не осознанно, в силу этой связи, можем сострадать друг другу. Причем, тут есть еще очень важный один принцип. Принцип какого рода? Возьмите поход. Идет группа. Все несут рюкзачки на себе. Ходили когда-нибудь в поход? C рюкзачком, да еще по компасу. Пройдешь сто метров – ах, уже не туда пошли. Давай опять. Вот так. Вдруг, подвернулась у одного нога. Ну что делать? Распечатывай свой рюкзак, давай раскладывать вещи. Ты посильней – тебе по больше положим. Ты послабей – ну ладно, тебе по меньше, кружку понесешь. И так далее. Мы берем все на себя ту ношу, которую он должен нести, а он идет там с палочкой, хромает. А мы над ним еще все смеемся?. Вот так.

Ребенок – это самое здоровое в духовном плане существо. Еще чистое, еще не запятнанное, еще не искаженное духовными актами, которые мы называем грех. Вы обращали когда-нибудь внимание, кто погибает за людей – герои, лучшие люди, кто говорит правду в глаза, царю, там, или кому-нибудь еще – святые люди. Опять, самые чистые. Всегда страдают, всегда рискуют собой, всегда жертвуют собой лучшие люди. Лучшие – т.е. в духовном плане самые здоровые. Потому дети страдают, потому эти самые невинные страдания происходят, потому, что у них еще самая чистая, детская, святая душа, которая способна понести на себе или взять на себя те страдания, которые естественно следуют за грехами их родителей, их близких, их родных. Они способны. Почему? Потому, что они лучшие. Скажите: «Ну, верно. Но они же этого не осознают!» Вот тут мы с Вами вступаем в сферу мировоззренческую. С той точки зрения, что человек живет на земле и всего один раз – это утверждение верно. С точки зрения христианской, мы прямо скажем – нет, ошибаетесь, надо на все смотреть с точки зрения вечной жизни. Тот же младенец, младенческая душа, которая вышла из тела, там она все осознает. И это осознание, что Бог дал ему возможность пострадать за любимых, это осознание даст бесконечное благо этой душе. Вы почитайте старые романы, как там иногда великолепно описывается вот эта настоящая любовь молодых людей, мужчины и женщины, как они готовы пожертвовать друг за друга, как идут на страдания за любимого. Помните «Аиду», замуровывают их даже там. Вот какая сила даже этой любви. Но это возможно было только в людях чистых, незапятнанных, не знающих этого отвратительного слова, которое мне и произносить-то не хочется. Которым сейчас поганят души наших детей – этот секс. Ужас, какой! Как грязью омывают всех. Не знали этого. Это были чистые души, и они были готовы действительно пострадать до смерти, идти на муки даже, только быть бы с любимым человеком. Какую благодарность Богу, какую радость Богу воздают эти дети, которые пострадали за родителей, близких и т.д. Ни одно страдание детское не проходит бесследно с точки зрения вечной жизни. На себя берут эти страдания. Вы понимаете? Ведь, что такое, когда мы сострадаем? Мы действительно берем на себя часть страдания. Обратите внимание, как много помогает больному, подчас, сострадание, когда он видит любовь окружающих. Это же факт! Т.е., слово невинные страдания – неверное слово, глупое слово. Это ошибочное слово. Дело не в невинности, а в любви! Бог дает этим невинным существам возможность осуществить эту любовь и, затем, всю вечность благодарить Бога за эту возможность. Кстати, не всем детям это дается, не всем, а только некоторым, не все, значит, способны перенести эти страдания с последующей вечной благодарностью Богу. Многие не способны. Не все, кстати, дети способны умереть детьми. Вы слышите? Тот факт, что мы с вами живем, уже свидетельствует о том, что, не пройдя этого пути земного, не пройдя пути познания себя, кто мы есть, мы не способны принять царство Божие. Не способны, возгордимся. Нам тут-то, сейчас, чуть-чуть дай, и нос прилип к потолку. А когда там дадутся потрясающие блага, слава, величие, сила, с ума сойдем. Превратимся в дьявола. Есть те, которые способны принять это, исходя из опыта других людей, и не возгордиться. Это блаженные дети. Вот, кто способен, мы с Вами не способны. Нам, увы, надо поваляться кое в чем, увидеть, что валяюсь в грязной луже и встать никак не могу. Господи, помоги! Познать себя, смириться, и тогда только может быть, Бог даст, будем способны принять без вреда для себя царство Божье. Итак, нет невинных страданий. Они только в плоскости земной, могут так оцениваться. С точки зрения вечности, есть страдания, только какого рода? – обусловленные любовью, жертвою, осознанной или не осознанной.

И последнее, что я по этому вопросу хочу сказать, с точки зрения христианской, с точки зрения принятия того, что основным законом бытия является любовь, что Бог есть любовь – все понятно. Даже если моих бы этих объяснений не было, просто веря в то, что Бог есть любовь, следовательно, даже те страдания, которые совершаются здесь, все они, какой характер носят? Характер необходимости, характер пользы, проистекают из любви. А если нет Бога? А если человек живет один раз? Что же тогда, означают все эти скорби и страдания? Какой смысл в них, скажите? Откуда они проистекают? От злобы людей? От стечения обстоятельств? От дикого цунами? От случайностей? Какая бессмыслица! Без Бога бессмыслица наступает. И дикость и ужас. Как только – Бог есть любовь – все становится на место, все становится понятно. Мы понимаем, что наша жизнь здесь – это миг, а наша жизнь – это вечность и с точки зрения вечности, мы должны оценивать все происходящее в нашей жизни.

– Мы говорим о том, что страдания детей являются любовью и жертвой. А как быть с теми детьми, младенцами, которые не воспринимают, является ли их страдание любовью или жертвой? Это может, конечно, осознание более старшего возраста. А как быть с младенцами.

– Ну, я об этом же и сказал, что сейчас дети могут не осознавать и не воспринимать происходящего. Впрочем, не только могут, а это сплошь и рядом. Сплошь и рядом могут не понимать, просто страдают и все. Я же еще раз говорю, что с материалистической точки зрения, это просто бессмысленные страдания, страдания случайностей, жестокостей природы, наследственностей или от жестокости людей. С христианской точки зрения, мы говорим, что в последующем, этот ребенок, в области вечной жизни, в которую мы все отходим, открывается ребенку все, причины его страданий. Что ему, оказывается, дана была возможность сострадать, пострадать за. Вот оказывается в чем дело. Т.е. он не сейчас осознает, а осознает это позже. И потом, я должен Вам сказать такой простой факт, с которым все мы сталкивались. Очень многих родителей страдания детей приводят к вере. И это не какое-то насилие, нет. Человек, просто, начинает задумываться об этом. Каков же смысл жизни. Вот родился человек, ребенок, а он уже больной, калека, урод. Уже начинает задумываться человек. Ведь мы никак не можем задуматься о смысле своей жизни. О чем угодно думаем, а зачем я живу? – никак невозможно. Вот эти скорби, болезни детей очень многих заставляют подумать. И многие люди обращаются к Богу. Так что, это вот еще один из очень многих важных моментов, связанных со страданиями детей. И я думаю, дети эти, также будут в высшей степени благодарны Богу. Там, здесь еще ничего не понимая.

– На основании каких отцов Церкви высказана данная точка зрения?

– Вы знаете, есть у очень хорошее высказывание о детях, которых он называет не только ангелами Божьими, но и даже проводит такую мысль, что дети эти подчас оказываются выше подвижников, которых мы знаем. Вот так.

– Приносят ли страдания детей пользу тем, за кого они страдают, кроме своей собственной? Я имею в виду пользу своим родственникам. Здесь попахивает неким юридизмом. Получается, что люди сами за себя не могли пострадать, и за них страдают дети, которые приносят некое удовлетворение Богу, за своих родных.

– Я думаю, что на Ваш вопрос можно ответить так: когда требуется дать кровь пострадавшему, мы даем эту кровь свою. Много ли здесь юридизма? Когда вдруг отдает родитель одну почку своему ребенку…. Есть ли здесь какой юридизм? Нет. Это жертва любви и только жертва. Ни о каком юридизме здесь просто даже и речи нет. Да мы приносим пользу человеку. Любовь она всегда живет только одним – принести пользу человеку. Причем какую? Я привел образы из чисто земной жизни, а на самом деле надо понять, что Бог делает все не с точки зрения наших земных благ, а Он это все попускает с точки зрения духовной пользы. Мы еще будем говорить с Вами о промысле Божьем более подробно, но сейчас я хочу сказать, что польза то, какая? – духовная! Один из видов этой духовной пользы, который особо очевиден для всех – подчас родители обращаются к вере, обращаются к церкви, начинают жить по-христиански. Вот уже один из таких очевидных признаков, знаков, если хотите, вот так.

– Можно ли судить о невинной смерти детей по такому критерию, что Бог избавляет этих детей от последующих их злых проступков, избавляет их от вечного наказания?

– Нет, ни в коем случае нельзя так судить. Хотя эта точка зрения встречается многократно в разных сочинениях, что Бог в предвидении того, что из этого человека может вырасти злодей какой-нибудь, забирает его в детстве. В таком случае, почему он Иуду не забрал, скажите? Почему Каина не забрал? Почему Пилата, Анну, Каиафа? Несправедлив Бог. Забрал бы их сразу младенцами, правда, какая красота?! Иуды бы не было! Ничего подобного. Это неверная точка зрения, глубоко неверная. Тот младенец, который совсем не способен воспользоваться опытом других людей, для того, чтобы вечно потом жить в Боге и не возгордиться – нельзя ему дать умереть младенцем. Он возгордится там, и последнее будет горше первого. Умирают только те, которые способны на основании опыта других людей, приняв этот опыт, затем жить в вечной жизни. Только эти люди. У каждого свои есть данные. Одни способны к этому, другие не способны к этому. Так что есть все уже задатки, видимо духовного порядка, личностные моменты. Далеко не каждый может умереть ребенком и таким образом избавиться от таких поступков. Это неверная точка зрения. Она сразу загоняет человека тупик.

– Говорят, что у праведных родителей рождаются больные дети. Можно предположить, что больной ребенок берет на себя грехи соседей?

– Я не сказал, что грехи, слышите? Не смешивайте, не грехи. Страдания, которые проистекают из грехов, это разные вещи. В отношении праведных родителей и больных детей…. Во-первых, насчет праведных родителей. Что такое праведные родители? Иоанн Крондштатский праведный, правда?

– Человек, считающий себя праведным.

– Нет, это уже не только считающий себя праведным, видящий себя таковым. Я тоже говорю: «Я грешный», ну-ка попробуйте Вы мне сказать, что я грешный! Не считающий себя праведным, а видящий себя, это нечто большее. Нет, это не достаточный критерий. Поэтому, что такое праведный? Вот Иоанн Крондштатский был праведным. Ведь вы помните его дневники, как он часто каялся и говорил, что он согрешил тем-то, тем-то, и каялся перед Богом и говорил, что получил прощение перед Богом и т.д. И пожалуйста…. Праведность – это бесконечный уровень совершенства, бесконечный. А каждый грех, мы сказали, что несет страдание. Каждый грех. Что такое страдание? Вот, уколол я у себя клеточку, и весь организм содрогнулся. Или: «Что с тобой? – Зуб болит! – Ну и что, что зуб болит? А ты-то, что корчишься? Зуб болеет, а не ты же болеешь». Оказывается вот как все взаимосвязано. Видите! Недаром апостол Павел пишет: «Болит ли один член – болит все тело, радуется ли один член – радуется все тело!» Видите, как мы взаимосвязаны. Все мы друг с другом. Как в организме отдельные клеточки связанны, так и все мы друг с другом. Особенно, то единство, которое существует между родителями и детьми, та близость с родными, близкими людьми. Близкими подчас по духу людьми. Между супругами, пожалуйста. В общем, эта близость может иметь разные категории, разные связи.

– Обычно вопрос звучит так: Почему страдают невинные и благоденствуют грешники?

– Ага, на счет невинных значит мы решили. Теперь на счет благоденствия грешников. Вопрос еще проще. Запомните одну такую простую вещь. Однажды, находясь в Америке, я был в гостях у одной миллионерши, которая, образно выражаясь, заведовала «мертвым домом». Что это значит «мертвым домом»? Это фирма, в которой занимались украшением погребения покойников, ритуальными услугами, и всем, что с этим связано. Но, эти ритуальные услуги могли быть очень и очень разными. Если вы дали тысячу долларов – Вас хоронят в простом гробике. Дали пять тысяч – вам дали гроб из какого-то дерева с дорогим материалом. Там где 10 тысяч дадите, покойника так разукрасят, что даже родные и близкие его во веки веков уже и узнать-то не могут. Столько на нем разных красок и т.д. Все зависит от того, сколько вы заплатите. Покойников украшают, а вот больных, но живых – лечат, даже режут. Быстро, немедленно, на операционный стол!!! И вот, Вы представляете, как ужасные люди, берут острейший нож и раз- разрезали живот, два – отрезали что-нибудь. Какой ужас, правда, какие страдания, но его, говорят спасли! Успели. Успели спасти, успели сделать операцию. А трупы, украшают. Христос сказал: «Пусть мертвые погребают своих мертвецов». Можно дойти до такого духовного состояния, когда полная нечувствительность, когда никакие болезни и скорби не обратят человека к истине. Представьте себе, что мы потеряли чувствительность. Я беру кружку кипятку и начинаю пить. Все в ужасе на меня смотрят. А через некоторое время я погибаю. Оказывается, я все сжег там себе. И даже не почувствовал. Оказывается, какое великое благо, чувствовать все то, что вредит мне. Боль, страдание, скорби – это знак чего? Знак того, что я кипятку выпил! Сел на что-то раскаленное. Любая скорбь и страдание о чем говорят? Загляни быстрее в себя, быстрее загляни в себя. Посмотри, что ты сделал такое. Говорят – ой живот заболел! А что ты съел? Говори давай быстрее, что ты съел! Правда же. Вот, оказывается, о чем свидетельствуют страдания и скорби. И, для разумного человека они означают – быстрее смотри – что ты проглотил, голубчик! Так вот почему благоденствуют некоторые. Трупы и украшают. Чем больше денег, тем больше украшение. Мертвые погребают своих мертвецов.

Поэтому, не удивляйтесь, кстати, когда говорят, что Европа и Америка благоденствуют! А в России – и одно, и другое, и третье! Это один из ярких признаков – мы больны, но зато еще живы. Там – боюсь, что уже труп! Об этом, кстати, уже говорили в 19 веке очень многие, и святые и мыслители. Достоевский как писал! «Европа то ваша, она же вся уже прогнила, это кладбище уже настоящее». И это в 19 веке уже писали, а сейчас! Вот сейчас, Европа и Америка двинулись на нас, и трупным запахом накрыло нас.

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Говоря о скорбях, очень важно понимать следующее. Есть три ступени, о которых каждый христианин должен знать.

Первая и низшая ступень. Когда скорби объективны, то есть – мы ничего не можем сделать – надо терпеть. Терпеть – значит, не рваться с креста, потому что с креста всё равно не сорвешься.

Вторая ступень. Это то, на что указал нам благоразумный разбойник – осознать: «Достойное по делам нашим приняли». Не обвинять направо и налево, как у нас зачастую происходит: что бы ни случилось – виноваты правительство, церковь и все вокруг! Но я – никогда не бываю виноватым! Если человек достигает духовной способности понять это и от всей души сказать Богу: «Достойное по делам моим!» – тогда он сможет взойти на третью ступень.

Третья ступень заключается в том, что я знаю: Бог есть Любовь и всё, что Он мне посылает – только к моей пользе. Причем, пользе – вечной, а не мимолетной. «Господи, благодарю Тебя!» Способный к этому человек ощутит при этой, внешне кажущейся, скорби – радость, которая поглотит саму скорбь. Как, например, великомученик Евстратий восклицал, когда с него сдирали кожу и поливали кипящим маслом: «Мучения эти – суть радость рабам Твоим!» Все мучители были потрясены! И недаром в истории ужасных гонений было немало случаев, когда сами палачи бросали орудия пыток и объявляли себя христианами, потому что они ощущали присутствие Бога!

Это надо знать каждому христианину, потому что, если он сможет понять, что достойное по делам моим я получаю, что я – вовсе не безгрешный, а, тем более, если он станет способен благодарить Бога, то он увидит – какая, оказывается, может быть радость в его душе при этих внешних скорбях. Более того – Бог может и избавить его от скорбей, видя правильное устроение его души!

Что касается невинных страданий. Допустим, что меня обвиняют в воровстве, но я в данном случае не крал. А сколько у меня было неправды в других случаях? Сколько я лгал? Сколько притворялся? Сколько лицемерил? А сколько я еще и других грехов творил? Да, в данном случае – я страдаю несправедливо, но ведь закон-то – один! Одна цепочка! Да, в данном случае – звено цепочки хорошее, а предыдущие? Все гнилые!

Так что, когда мы говорим о страданиях, очень важно быть христианином, потому что только тогда я пойму: здесь я – не виновен, но достойное по делам своим я получаю, потому что знаю: чего только в моей жизни не было!

И тогда возникает логичный вопрос: а дети-то – за что страдают? Отвечаю с христианской точки зрения и, я бы даже сказал – с православной точки зрения: не – за что, а – почему! Неверно поставлен вопрос. «За что?» – это значит – наказывает. И тогда мы опять возвращаемся к иудео–языческому пониманию Бога, как Судьи: «За что же невиновного младенца?» Не – за что, а – почему! И почему же? А потому, что все мы, начиная с семьи, а затем и включая родственников, друзей, коллег по работе – все мы представляем собой не мешок гороха, в котором горошины соприкасаются друг с другом, но между ними нет ни связи, ни влияния друг на друга. Апостол пишет: «Церковь – есть Тело Христово». И все мы представляем собой – живой организм. Всё человечество – живой организм, в котором каждая клеточка соучаствует в жизни другой клеточки.

Ко мне подходит студент с искривленным лицом и спрашивает: «Можно мне не присутствовать сегодня на лекции?» Я спрашиваю: «А в чем дело?» – «У меня зуб болит». – «Голубчик, но это же – зуб болит! А ты-то здесь при чем?» Кажется, что это смешно. А на самом деле?

А на самом деле мы забыли, что ребенок – это клеточка живого организма, которая органически связана со своими родителями и со всем своим окружением. А поэтому страдания ребенка являются не чем иным, как выражением и отражением той духовной пораженности, в которой находятся его родители, все родные и прочее его окружение. Это первый момент.

Второе и очень важное. Ни одна капля страданий не попускается Богом ни одному человеку без того, чтобы не воздать этому человеку в миллиарды раз больше в той вечной жизни, которая откроется для каждого из нас. То есть блаженны те, кто здесь пострадают. Но не все к этому способны. Скажу даже – не все этого заслуживают. Но те, которые переживут страдания здесь – будут вознаграждены неисчислимо более там, ибо Бог есть Любовь! Вот какова наша вера!

Врач говорит: «Мы будем делать ему операцию». Разве мы спросим: «За что?» Конечно, нет. Не «за что», а – почему! И что из этого получится? Посмотрите: сделали операцию – и человек здоров и счастлив. Он продолжает жить, видеть солнце и радоваться! Вот почему делали ему операцию! То же самое и в контексте скорбей.

Кстати, а если Бога нет? За что в этом случае страдают, рожденные больными, уродами, ненормальными? Ни за что! Бессмыслица! У нас же есть Бог, который – Любовь, и ни одно страдание не является бессмысленным! И это – великое благо!

Многие задаются иногда простым вопросом о том, в чем же значение праздника Рождества Христова. Родился Христос. А что Он по большому счету принес в наш мир? Что Он дал? Конечно же, у истинно верующих такого вопроса не возникает. Но люди разные, и подобные вопросы у них есть.

Давайте предположим, как эти люди думают. Действительно, зачем Христос нужен? Говорят: «Христос - это наш Бог, это наш Спаситель!». А какой-то с язвой спрашивает: «Да? А от чего Он спас? От греха? А что это такое? Перестали грешить? Грешат. От смерти спас? Перестали умирать? Умирают. Так что же Он сделал? А посмотрите, сколько страданий в мире! Это же просто не перечесть! Какие ужасы творятся в мире! Сколько еще миллионов от голода просто умирает! А уж если говорить о войнах, о болезнях, то здесь даже и вообразить невозможно, до чего это страшно!»

И вот Христос рождается. И Церковь готовится к этому. Мы держим пост, молимся, особо готовим душу и тело. Ведь пост – это не просто неядение чего-то скоромного, а особое воздержание всех чувств: и чувств тела, и чувств души. Что значит «чувств души»? Церковь призывает посмотреть в себя. Хотите узнать кто вы на самом деле? Это несложно. Надо посмотреть, какими мыслями вы живете, каким целями, надеждами, желаниями.

Человек, если желает посмотреть на себя, то он по своим мыслям, желаниям, чувствам, намерениям, целям увидит, кто он. Кто он есть по существу, а не по этим внешним формам поведения, деятельности, обращения, потому что мы же знаем, что очень часто фасад здания совсем не соответствует тому, что внутри самого здания находится.

А какой чаще всего вопрос мы задаем Богу? Оказывается – «За что». Даже у воцерковленных людей такие вопросы возникают: «За что меня Бог наказал? Чем я хуже других?». Мы часто боимся признаться даже сами себе в таких вопросах и мыслях. А действительно, как же понять пришествие Христа? Для чего Он родился, если Он ничего внешнего не сделал? Ведь Он же мог бы родиться сыном императора и стать императором, в конце концов. И мог бы действительно человечеству великие блага принести. И в материальном отношении, и в социальном, ну отменил бы рабство, хотя бы! Не отменил. Не отменил, вы подумайте только!

А уж накормить-напоить-то уж всех – и говорить-то нечего, тогда бы христианство все приняли. Но если посмотреть на историю, мы увидим, сколько было гонений на христианство. Сколько возникло еретических движений, сколько было переворотов, в том числе дворцовых, сколько войн. У людей, интересующихся Церковью возникает вопрос: «Что дало христианство человечеству?». Все кажется по-прежнему. Мир такой же кровожадный, кровь льется. Так же рождаются убогие, инвалиды, все исполнено того, от чего так жаждет освободиться человек. И вдруг говорят – Спаситель.

Но самое страшное рабство – это не рабство тела, Христос сказал: «Делающий грех есть раб греха». Один из историков первого столетия нашей эры, Эпиктет, так говорил: «Кто свободен телом (то, о чем сейчас говорим – «права человека», «свободы человеческие») но не свободен душой, тот раб. И напротив, кто хотя не свободен телом, но свободен духом, тот истинно свободен». Исаак Сирин пишет позднее: «Невежественная свобода». Для нас это очень важно, когда поставлен вопрос о том, что же сделал Христос и что Он принес человеку.

Что же составляет суть человека? Что в нем является самым главным? Что является в человеке самым главным? В человеке идет постоянная борьба двух начал. Еще Тютчев писал: «Ах, две души живут в груди моей, и рвутся врозь, и жаждут разделения». Как много мы говорим о внешних войнах! Сколько копий ломаем, кто прав, кто виноват! Сколько обвинений, согласий, несогласий! Здесь мы борцы. И совсем не смотрим на то главное, что порождает все эти внешние вещи – та борьба, которая происходит внутри человека. Достоевский хорошо сказал: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Плоть – это не только тело. Под плотью разумеется вся совокупность жизненных запросов тела, прежде всего, и затем души. А душа очень многого просит. Она тоже просит своего комфорта, так же как и тело. Еще бы! В чем состоит комфорт, если говорить о чисто эстетических параметрах? Это эстетический комфорт, во-первых. Чтобы мой глаз, мои чувства, мой слух, мое зрение находили удовольствие, удовлетворение. И это касается особенно душевных потребностей, чтобы ко мне относились хорошо, всюду царила справедливость, благожелательство, вежливость, культура. Это уже не тела касается, кажется, это касается уже душевного состояния.

Что здесь плохого или хорошего? С одной стороны, это естественное стремление человека сидеть не на каком-нибудь пне корявом, а на хорошем кресле. Это естественное стремление человека к внешним удобствам тела и души. И в этом смысле я даже не могу сказать, что это хорошо или плохо. Это просто естественно. Хорошо или плохо, что мы дышим? Мы же хотим, чтобы воздух все-таки был чистым. Но это естественное стремление, оказывается, только до поры до времени естественное, где есть некая грань, перейдя которую оно становится противоестественным.

Да, противоестественным. Мне естественно покушать, но… Естественно выпить, но… Естественно вступить в брак, но… Разве мы не знаем, сколько «но» здесь? Мне естественно, чтобы было удобно в доме, но… Мебели не должно быть? Должна, но какая? И так далее, без конца. Этому нет конца и не будет. Для светских людей можно бы сказать и иным образом, что, оказывается, можно перейти грань того, что действительно для меня полезно, а что для меня может быть и вредно. Есть – это необходимо и полезно. Но объедаться – извините, и врачи все, медики прямо скажут: «Нужно есть все-таки нормально!». А что такое нормально? Как измерить нормальность? Я помню, один человек лежал в больнице, ему сказали: «Необходимо пять раз в день кушать». А другому сказали противоположное, пить только сок. Для этого больного противоестественно кушать бутерброд, иначе его слабый организм не выдержит. На святоотеческом языке эти отклонения от того, что действительно человеку необходимо, эти противоестественные для него вещи именуются грехом.

Грех - это то, что вредит. Выпить – можно, но напиться – нет? Есть – можно, но не объедаться. Но мы же не можем остановиться! Самое правильное питание какое: остановиться в тот момент, когда чувствуешь, что еще немного хочется есть. Нужно остановиться в этот момент. Но человеческий организм устроен так, что ему хочется запасаться впрок, про запас. И вот этот запас, когда мы в себя все вливаем или проглатываем, оказывается тяжелым избытком. То же самое и с душой. И грех, оказывается – это любое действие, против того, что присуще моей человеческой природе. Вот что является грехом. То, что противоестественно, то есть вредно. То, что ранит меня.

«Что такое грех, – часто думают люди, – Вот Бог дал какой-то закон, просто дал, и все. Если мы его нарушаем, мы погрешаем против того закона, который Он дал, то есть против самого Бога, и теперь за это – ждите расплаты». Нет, оказывается, грех - это совсем другое. Иоанн Богослов об этом пишет: «Грех есть беззаконие». Мы нарушаем природу нашу человеческую, устроенную как Богом – закономерно устроенную». «Не нарушайте законы, иначе вы себе повредите!». Вот в чем грех. Не против того, что Бог установил вот этим двуногим, чтобы им не очень хорошо жилось на земле, нет! Наша природа вся закономерна, прекрасна, чудна – не нарушай ее! Когда мы нарушаем, что мы делаем? Мы приносим себе рану, мы себя калечим, мы себя уродуем, оказывается. А Бог что? Давайте представим, попробуем: а что с Богом происходит? И мы видим два совершенно различных взгляда: один действительно право-славный, другой глубоко ошибочный.

В чем заключается православный, правильный взгляд: Бог всегда близ нас Есть. Это Врач, Который стоит, Который сказал нам: «Не делайте вот этого, вы себе повредите». Заповедь – это что такое: «Не делайте этого! Вы будете страдать». Мы делаем. Ну, подумаешь, Врач сказал: «Не делай этого», а мне хочется! Оказывается, Бог – это только Врач, Который заповедал нам как жить, если мы хотим быть здравыми, счастливыми, нормальными, заповедует нам: каждым грехом, оказывается, мы раним себя. Бог не изменяем, Он есть Любовь, это есть Врач, Который, что бы мы ни делали, Он стоит и ждет, не обратимся ли мы к Нему за помощью. Какая это помощь? С чем это мы должны обратиться? Это именуется на христианском языке покаянием. Прости, Господи, опять я по гвоздям пошел. Ты говорил, предупреждал меня: «Не ходи, тут гвозди торчат! Вбитые гвозди, и острые. Не ходи босиком». Опять я пошел! Господи, помоги, прости!

Врач! Он стоит, присутствует: «Аз Есмь с вами до скончания века», как сказал Христос. «Я сегодня днесь и Тот же во веки», стоит и готов принять малейшее наше чувство покаяния. , Причем надо учесть, что когда православие говорит об этом, то оно говорит не только об этой грубятине, которой я привожу примеры, говорит о вещах куда более серьезных и тонких. Каких же?

Христианство предупреждает: если Бог сказал, что это грех, значит знает – ты этим ранишь себя. Например, все мы кого-то осуждаем. Знаем, что грех, но не можем сдержаться, чтобы хотя бы слегка кого-то не осудить. А когда кого-то осуждаем, мы подневольно думаем: «Я то так не делаю, я лучше». Оказывается, когда я осуждаю другого человека, я себя кем-то великим считаю. Святитель Феофан произнес потрясающую фразу, я чуть-чуть ее переделал для лучшего звучания: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: я не такой, как прочие человецы». Слышите? Православие обращает внимание на душу, на состояние нашей души. Говорит, даже в мыслях не позволяйте себя какой-то неприязни к другому человеку. Потому что эта неприязнь – это есть не что иное, как бумеранг. Любой грех делом, словом, мыслью против другого человека – это есть не что иное как удар по своей душе. Ох, если бы мы это поняли и приняли!

Евангелие – основной закон – что есть? Мы отвечаем: «Не «что есть», а «Кто есть». Кто же Этот основной закон? И вдруг читаем там потрясающие просто слова: «Бог есть любовь». Вот он, закон нашей природы человеческой. Вот на каком пути, только максимально сохраняя это в своей душе, не позволяя отступать от этого принципа жизни, не позволяя своим мыслям, чувствам, желаниям, отношениям, чувствам, уж не говорю – делам, только не позволяя это, мы можем сохранять свою эту природу в целостности и можем действительно приобрести то благо, которое приобретает любой человек. Ради этого и родился Христос! Представьте себе, человек тяжело заболел – и вдруг выздоравливает. Какая радость! Какие были боли, какие переживания – и вдруг выздоравливает. Оказывается, приход Бога, который есть Любовь - это, прежде всего, исцеление от наших несчастных страстей и страстишек, которыми мы мучаем и наказываем сами себя.

Только Любовью все это можно победить. И наше духовное состояние определяется степенью пребывания в нашей душе этой самой любви. То есть, степенью благожелательства к миру, к человечеству, ко всему что окружает. Это наше естественное состояние, а степень нашей или ожесточенности против всего на свете, или, напротив, любви, – это состояние, которое обязательно влияет на нашу жизнь и формирует ее соответствующим образом.

С Рождеством Христовым!

Кому выгодно крещение младенцев...???
Святая Троица - Любовь и величайший разум! Это учение Православной (Христианской) Церкви!

А теперь внимание!
Если верить словам тех, кто учит, что некрещёные младенцы попадают в Ад на вечные (бесконечные (возможно на 50% или на 100%)), то получается странная картина!!!

Святая Троица - Любовь, а вечно мучиться в Ад, по причине непринятия Таинства Крещения, отправляется душа малыша, который не совершил никакого личного греха (а за чужие грехи мы не отвечаем), только народившись на свет, умер или прожил свой младенческий возраст, а затем умер......

Бог - Любовь, будет мучить душу этого человечка в Аду вечно?! Это ли не бред?!
Если Бог, будет истязать невинную ни в чём душу младенца, вечными муками в Аду, то Он не Любовь - а значит нет Христианства!!!

Если вы, те которые учат, что души умерших некрещёных младенцев попадают в Ад, хотите сказать, что Крещением надо смыть Первородный Грех Адама, то запомните, что никто не отвечает за чужие грехи!

Если вы будете говорить, что Крещение побеждает Первородное повреждение (смертность), то и это бред, т.к. и крещёные люди смертны, а само принятие Крещения не спасает автоматически от Ада! Если бы Крещение было "ключом" в Царство Небесное, то зачем Заповеди соблюдать?! Если просто вера в существование Бога спасает, то зачем Заповеди соблюдать? Сатана и бесы знают, а не верят, что Бог есть, но остаются бесами, хоть каждый день их в купель по три раза окунай и окрещивай! Кому выгодно крещение младенцев?

Если утверждать, что младенцев надо причащать, то поясните, что даёт причащение человеку?
Не омытие ли грехов, дополнительно к покаянию? А не будет покаяния, то никакое причащение не поможет, как не помогло Иуде Искариотскому! Какие грехи в состоянии совершить младенец......???!

Не помощь ли в борьбе со своими страстями, чтобы больше не грешить, а жить по Заповедям Нового Завета, подаётся с причащением (единением с Богом)?! С какими своими страстями борется младенец.... ???!

Крещение принимать призвал Иисус Христос по одной причине: кто веру имеет!!!
Не по причинам бытовым - языческим!

Не от колдунов, которые никакой силы не имеют на человека, если Бог этому человеку не попустит (по грехам его)!
Младенец не верит в Бога - ни по-сатанински ни по - христиански!
Так, кому выгодно крестить младенцев?! Раз нет смысла крестить младенцев, то зачем это делать?

Конечно, теперь ничего не исправить....
Нет Религии у людей, а есть традиция, обряд - никогда, верующий в Святую Троицу - Любовь, человек, не будет крестить несмышлёного младенца!
Единственная причина, это сделать - настырные, верующие в силу обряда, родители (язычники) - в этом случае, будет неверно силой им отказать, но разъяснить, что этого делать не надо, т.к. не имеет никакого смысла и даже может навредить душе человека больше, когда этот младенец вырастит и не будет жить по Заповедям Нового Завета и каяться в нарушении их!
Кому выгодно крещение младенцев...???????