1.3. Православное учение о распространении греха в мире

1.3.1. Понятие о грехе

В самом общем смысле под грехом понимается всякое как свободное и сознательное, так и несвободное и бессознательное - действие, слово, помышление или сердечное расположение свободно-разумного тварного существа, представляющее собой нарушение установленного Богом нравственного закона.

Грех не является ни природой, ни природным свойством и «сам по себе не существует, поелику он не сотворен Богом».

Иными словами, грех представляет собой не особую природу или природную силу, а порчу человеческой природы, искажение способа ее существования, уклонение ее от того состояния, в которое поставил ее Творец, в состояние противоположное.

Грех коренится в свободной воле разумных существ, злоупотребляющих богодарованной свободой.

Свое начало грех имеет в сферах ангельских, потому что сначала диавол согрешил (1Ин.3:8).

В человеческий род грех вошел через падение прародителей, не устоявших перед искушением диавола, который прельстил их хитростию своею (2Кор.11:3).

1.3.2. Всеобщность греха и способ его распространения в роде человеческом

Мысль о всеобщей греховности людей была присуща уже некоторым языческим мудрецам древности. Например, Софокл считал, что «все грешат - таков удел живущих»901, а Еврипид был убежден в том, что «безгрешных нет людей».

Мысль о греховности всех, без исключения, людей совершенно определенно выражена в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета:

Нет человека, который не грешил бы (3Цар.8:46);

Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего»? (Притч.20:9);

Все уклонились, сделались равно непотребными... (Пс.13:3);

Я сказал в опрометчивости моей: «всякий человек ложь» (Пс.115:2);

Бог верен, а всякий человек лжив... (Рим.3:4)

Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя... (1Ин.1:8).

Всеобщая греховность людей обусловлена единством человеческой природы. Библия в выражениях, не оставляющих никакого сомнения, утверждает родовой характер греха. После грехопадения люди рождают детей по подобию своему и по образу своему (Быт.5:3) и каждый человек приходит в мир несвободным от греха: Кто родится чистым от нечистого? Ни один...

Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?

(Иов.14:4, 15:14).

Царь Давид восклицает: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс.50:7). Очевидно, что здесь нельзя иметь в виду ни личного греха царя-пророка, ни греха его родителей, поскольку родители Давида состояли в законном браке и принадлежали к числу ветхозаветных праведников. Поэтому под «беззаконием» и «грехом», в которых был зачат и рожден Давид, следует понимать наследственную греховность, которая, начиная с Адама, преемственно распространяется от родителей к детям.

В ветхозаветные времена уже существовало представление о том, что грех прародителей, совершенный ими в раю, не остался лишь их частным делом, но некоторым образом распространился и на все их потомство и потому всем людям свойственна греховность, которая изначально дана в самой природе приходящего в мир человека и делает его повинным греху еще до начала сознательной жизни:

С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое

(3Езд.3:21-22).

О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим (3Езд.7:48).

По словам «Пространного катихизиса»: «Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство».

О всеобщности и прирожденном характере греха свидетельствует и древняя практика крещения младенцев: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что... они... от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия... тот да будет анафема... Младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».

1.3.3. Первородный грех

Терминология

Самый термин «первородный грех» небиблейский. Первым христианским богословом, который стал использовать специальный небиблейский термин для обозначения наследственного искаженного состояния падшей человеческой природы, был Тертуллиан. Он говорил о некой «первоначальной порче» (vitium originis), «порче сущности» (vitium substantiae), или «тлении природы» (corruptio naturae).

Что же касается собственно термина «первородный грех» (peccatum originale), то он сделался общепринятым в западном богословии благодаря авторитету блаж. Августина, который использовал его в своей полемике с Пелагием.

Впрочем, сам блаж. Августин вряд ли является изобретателем этого термина. Во всяком случае, он решительно отвергал попытки приписать ему авторство в этом вопросе: «Не я выдумал первородный грех (original epeccatum), в который верует Вселенская Церковь искони, но ты, отвергающий этот догмат, без сомнения, - новый еретик».

Этим термином пользовались и последующие западные отцы.

Греческие отцы для обозначения наследственного греховного состояния, как правило, употребляли библейский термин «ἁμαρτία». Данный термин достаточно точно соответствует латинскому peccatum originale, особенно когда это греческое слово имеет при себе уточняющие определения: «прародительский грех» (греч. ἡ τοῦ προπάτορος ἁμαρτία), «первообразный грех» (προτότυπον ἁμαρτίαν).

В деяниях Трулльского собора (правило 110) при переводе правила 110 (124) Карфагенского собора слова «от прародительского Адамова греха (ex Adam... originalis peccati)» по-гречески были переданы как «ἐκ τῆς τοῦ Ἀδὰμ... προγονικῆς ἁμαρτίας».

Грехопадение прародителей и первородный грех

В богословской литературе сам грех Адама и Евы именуется грехом первородным: «Грех наших прародителей Адама и Евы называется первородным, потому что он появился в первом роде людей и был первым грехом в человеческом мире». Но первородный грех не полностью тождественен в Адаме и его потомках.

Разность эта состоит в том, что в Адаме уклонение от закона Божия было свободное, тогда как в нас, его потомках, оно наследственно-необходимое.

В Адаме это был грех личный, грех в строгом смысле слова, в нас же это не есть личный грех, грех в собственном смысле, но только греховное состояние природы, получаемое нами от родителей.

Адам и Ева, свободно преступив заповедь, соделались лично виновными пред Богом, а мы лично не согрешили в Адаме, но сделались в нем и через него грешниками, получая от него греховную природу.

Таким образом, под первородным грехом в самих прародителях понимается и сам грех их, и то греховное состояние природы, в которое они вошли через этот грех, а в нас - одно греховное состояние природы, с которым и в котором мы рождаемся.

Иными словами, говоря о первородном грехе следует различать два момента: сам акт нарушения заповеди прародителями и созданное в результате этого нарушения греховное состояние естества.

Вопрос о происхождении и характере первородного греха рассматривается ап. Павлом.

Он учит, что, вследствие личного греха прародителей (греч. παράβασις, παράπτωμα), человеческое естество переходит в греховное состояние (греч. ἁμαρτία), которое вместе со своими последствиями, в том числе и смертью, переходит на все потомство Адама и Евы:

Как одним человеком грех (ἁμαρτία) вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (греч. ἐφ᾽ ᾧ πάντες ἥμαρτον) (Рим.5:12).

В этих словах апостола одновременно утверждаются и всеобщность первородного греха, и его родовой характер. Неверно было бы понимать мысль ап. Павла в том смысле, что все люди являются грешными и смертными по причине личных грехов, в силу того что они грешат в подражание Адаму.

Сам апостол исключает возможность такого понимания, говоря, что смерть царствовала... и над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим.5:14).

Таким образом, в самом общем смысле первородный грех есть греховное состояние человеческой природы, в результате грехопадения уклонившейся от закона Божия и, следовательно, от предназначенных для нее Творцом целей, преемственно переходящее от прародителей на всех потомков посредством физического рождения.

Единодушно признавая существование наследственной греховности во всем человеческом роде, свв. отцы не пытались создать стройную «теорию первородного греха», в их творениях не встречаются и попытки дать точное определение этого понятия.

При этом Церковь всегда верила, что в крещении человек получает частичное освобождение от наследственной греховности.

Таким образом, в состоянии наследственной греховности необходимо различать два аспекта - то, от чего человек освобождается в купели крещения, и то, что сохраняется в природе человека и после духовного возрождения:

«Церковь учит, что крещение изглаживает, уничтожает в нас первородный грех: это значит, что оно очищает собственно греховность нашей природы, наследованную нами от прародителей; что чрез крещение мы выходим из состояния греховного, перестаем быть естеством чадами гнева Божия... но не значит, чтобы крещение уничтожало в нас самые следствия первородного греха: удобопреклонность ко злу... болезни, смерть и другие...»

Тем самым в догматическом богословии термин «первородный грех» употребляется в двух значениях. Иногда, например в учении о действительности и всеобщности этого греха, данный термин используется в широком смысле как обозначающий наследственное греховное состояние в его полном объеме. Однако в собственном смысле под первородным грехом понимают тот аспект наследственной греховности, от которого человек освобождается в таинстве крещения

Концепции первородного греха

1. На латинском Западе учение о первородном грехе было наиболее систематично изложено блаж. Августином. Говоря о наследственной греховности всех людей, блаж. Августин делал основной акцент на понятии «наследственной и личной вины» (лат. culpa, reatus).

Согласно Иппонскому епископу, все люди не только наследуют греховное состояние природы, но и разделяют с прародителями личную ответственность за их деяние, т. е. фактически являются соучастниками их преступления. Блаж.

Августин учил, что все люди были реально заключены в Адаме как части в целом9, а потому все согрешили в Адаме и, следовательно, являются лично виновными пред Богом: «Грех перешел во всех [от одного], в котором все согрешили сообща, еще до собственных грехов каких-либо отдельных людей.

И потому неизвинителен всякий грешник или из-за вины своего происхождения [от Адама], или из-за увеличения [греха] по своей собственной воле...»

По блаж. Августину, «из-за вины в грехе осуждена вся смесь [людей]»921. В общем греховном состоянии человека вина за грех есть именно тот элемент, от которого человек освобождается в крещении: «Церковь... утверждая, что существует первородный грех, вина в котором навлекается рождением и должна быть отпущена возрождением...»9

Учение блаж. Августина о наследовании вины Адама его потомками оказало значительное влияние на католическую амартологию (учение о грехе).

Взгляды блаж. Августина были чужды богословию восточных отцов, у которых можно встретить косвенную полемику с учением о наследственной вине.

Несостоятельность этого учения обусловлена недопустимым смешением в человеке природного и личного начал.

Оно упускает из виду, что, заключаясь в Адаме своей природой как в возможности, его потомки не заключались в нем как самостоятельные и ответственные личности, а потому потомки Адама могут участвовать только в его природе, а не в его преступлении, бывшем его личным деянием.

Допускать же личную вину там, где нет свободной личности, значит отрицать самое понятие о вине и вменяемости.

Потомки первых людей не участвовали лично в греховном деянии Адама и Евы, но, рождаясь от падших прародителей, они в рождении приняли как неминуемое наследие греховное состояние естества.

2. Вероятно, как реакция на крайности католического учения о грехе, в современном православном богословии получило распространение мнение, согласно которому первородный грех следует понимать только как передающееся от предков к потомкам повреждение человеческой природы, выражающееся в ее тленности и смертности.

Например, протопресв. Иоанн Мейендорф пишет, что «первородный грех есть, прежде всего, наследственная смертность, приводящая людей к совершению грехов».

В таком же ключе излагается учение о наследственном грехе в пособиях по догматическому богословию архим. Алипия и архим. Исаии, где утверждается, что на православном Востоке «первородный грех рассматривался, прежде всего, как порча природы, а не как грех», и прот. Ливерия Воронова, который определяет «первородный грех как расстройство, происшедшее в чистой и совершенной богосозданной природе человеческой».

Такое понимание первородного греха создает для богословия очевидные сложности.

Во-первых, эта точка зрения приходит в противоречие с выраженной в Никео-Константинопольском Символе общецерковной верой в то, что крещение всех людей, в том числе и младенцев, не имеющих личных грехов, совершается тем не менее «во оставление грехов» (εἰς ἄφεσιν ἁμαρτιῶν).

Во-вторых, при таком подходе остается непонятным, почему Священное Писание и отцы Церкви неизменно говорят о наследственной поврежденности в категориях духовно-нравственных, используют для ее обозначения термин «грех» (ἁμαρτία, peccatum), тем самым усматривая в ней духовно-негативный смысл.

Ведь само по себе повреждение природы, понимаемое как привнесение в нее деструктивных изменений, не является реальностью, подлежащей нравственной оценке.

Например, человек, больной телесно или даже душевно, в силу этого обстоятельства никак не может быть назван грешником.

Священное Писание, однако, ясно свидетельствует, что в результате греха Адама все люди не только являются носителями поврежденного естества, но сделались... грешными (Рим.5:19) и вследствие этого стали по природе чадами гнева Божия (Еф.2:3).

Свв.отцы также говорили не только о поврежденности человеческой природы после падения, но и о ее недолжном духовном состоянии.

Так, свят. Григорий Богослов говорит о «нечистоте» и «скверне», привнесенной падением, а преп. Макарий Великий - о «сокровенной скверне», оскверняющей душу и тело. Таким образом, наследственную греховность следует понимать не только как расстройство человеческой природы, но и особое духовное состояние, подлежащее нравственной оценке.

3. Из размышлений многих отцов Церкви и других древних христианских авторов о первородном грехе, несмотря на отсутствие единообразной терминологии и различия в деталях, тем не менее можно заключить, что наследственная греховность, согласно их пониманию, не сводится только к поврежденности человеческой природы, ее тленности, смертности и удобопреклонности ко злу.

Можно привести множество свидетельств того, что древние христианские писатели усматривали тесную связь между наследственным греховным состоянием человека и воздействием на него врага спасения.

Так, согласно Тертуллиану, «первоначальная порча» есть как бы «другая природа» (alianatura), которая не сотворена Богом, но внушена диаволом.

В приписываемой свят. Афанасию Александрийскому книге «Против Аполлинария» говорится, что «диавол произвел грех (ἁμαρτία), всеяв его в... естество человека».

Преп. Макарий Египетский говорил, что «лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое...».

Согласно преп. Симеону Новому Богослову, «из-за Адама, приявшего действие лукавого диавола... и мы, как чада его, подлежим действию и властному господству диавола и бываем рабами ему».

В качестве близкого по значению к термину «грех» (ἁμαρτία) свв. отцы использовали выражение «закон греха» (νόμος ἁμαρτίας).

В книге «Против Аполлинария» говорится, что «диавол в естестве человеческом постановил греховный закон (νόμον ἁμαρτίας)».

Свят. Кирилл Александрийский считал, что после падения человеческая природа «подпала закону греха». Близкое к этому понимание имело место и у преп. Иоанна Дамаскина, который различал между «законом во удех плоти нашей», т. е. страстностью и немощью падшей природы, и «законом греха», носителем которого является диавол.

Последний, используя немощь страстной падшей природы, внушает человеку свой закон, «обольщает... и убеждает сделаться рабом греху», иными словами, формирует в человеке противный закону Божию строй душевной и телесной жизни, по причине которого человек оказывается во власти лукавого

(ср.: Рим.7:19:21, 23).

Для уяснения того, что понимали в древности под первородным грехом, целесообразно рассмотреть содержание молитв чинопоследования таинства крещения, поскольку Православная Церковь верует, что «крещение есть омытие, истребление первородного греха».

Из молитвословий таинства хорошо видно, что если с положительной стороны крещение представляет собой духовное возрождение человека через его соединение со Христом, то со стороны отрицательной крещение есть, прежде всего, избавление крещаемого от порабощенности диаволом.

В истинности этого мнения убеждают и свидетельства свв. отцов, многие из которых, рассуждая о сущности происходящего с человеком в таинстве крещения изменения, говорят об освобождении крещаемого как от греха (ἁμαρτία), так и от сатаны.

Например, блаж. Диадох Фотикийский учит, что во время совершения крещения «Дух Святый вселяется в нас, а грех изгоняется Им...» и в то же время «сатана... святым крещением извергается из души». Согласно преп. Симеону Новому Богослову, «в божественном крещении мы... освобождаемся от прародительской клятвы», и при этом «крещение... дарует нам свободу от тиранства диавола».

Свят. Игнатий (Брянчанинов), говоря, что «при крещении человеку прощается первородный грех», уточняет смысл этой фразы: «При крещении сатана, жительствующий в каждом человеке падшего естества, изгоняется из человека...»

Свят. Феофан Затворник также полагал, что «человек до крещения носит в себе яд греха, со всею тяготою его последствий.

Он... подчинен влиянию сатаны, который действует в нем властно... Крещение избавляет нас от всех этих зол... Он (человек) изъемлется из-под владычества сатаны, который теперь теряет власть над ним и силу самовольно действовать в нем».

Аналогичным образом понимает происходящее в крещении изменение отношений между человеком и диаволом свят. Григорий Палама: «Хотя через божественное крещение Господь нас и возродил... однако оставил еще иметь смертное и страстное тело, и хотя Он изгнал начальника зла из душ человеческих, однако допускает ему нападать изо вне, чтобы человек... перенося... страдания и закаляясь в нападениях врага, - уготовал себя в сем веке к вмещению нетления и... будущих благ...»

Обобщая сказанное свв. отцами по рассматриваемой проблеме, можно предположить, что по крайней мере многие из них под первородным грехом в узком смысле слова понимали аспект наследственного греховного состояния, связанный с порабощенностью человека диаволом.

После отпадения человека от Бога образуется оскверняющий человека синергизм диавольской и человеческой воли, в результате человек попадает в рабство к лукавому.

В таинстве крещения этот противоестественный союз разрушается для заключения нового спасительного союза со Христом.

Такое понимание первородного греха разделяют и многие православные богословы XIX-XXвв.

Например, архим. Иустин (Попович) писал: «Первородный грех означает отвержение человеком определенной Богом цели жизни - уподобление Богу... и замену этого уподоблением диаволу».

«Таким образом, грех, - продолжает архим. Иустин, - стал творческим началом в их (т. е. в человеческом. - О. Д.) естестве, противоестественным и богоборческим... и диаволоцентричным».

С момента грехопадения прародителей «в каждом потомке Адама через зараженность грехом действует отец греха - диавол»

Если человек предназначен быть отражением природы Бога, то его надо оценивать не в сравнении с другими людьми, а по тому, как он соотносится с божественными нормами. Несоответствие этим нормам – грех. «Грех – есть беззаконие» (Ин.3:4). Какой бы ни был грех, по сути это нарушение или отвержение Божьего закона. Это нечто противоположное Богу.

Природа греха

Источник греха

От начала сатана согрешил через гордость, которая предшествовала падению (Ин.8:44, 1Ин.3:8)
Грехопадение Адама и Евы (Быт.3). Грех берет свое начало от свободы выбора человека.

Понятие первородного греха

Грех Адама повлиял не только на его жизнь, но и на все человечество (Рим.5:12-21, 1Кор.15:21-22). Это получило название первородного греха.
Несколько фактов касательно первородного греха (Рим.3:21-24, 5:12):
- все человечество было объединено в Адаме
- после грехопадения Адама все люди имеют искаженную природу
- зло пришло в мир (Было ли зло сотворено Богом? Пример: столовая соль, состоит из Na и Cl, которые отдельно являются ядами для человека)
- всеобщая греховность человечества
- законность наказания (осуждение и смерть). Предупреждение Бога - Быт.2:17
- последствия грехопадения оказали влияние как на человека, так и на землю (Быт.17-18). Природа пришла в беспорядочное состояние, творение стенает (греч. «разочарование, пустота», Рим.8:19-22), потеряв первоначальное предназначение.
- нуждаются в спасении

Характеристики греха

В Новом завете слово «грех» обозначается несколькими понятиями: греч.слово «хамартиа» означает неисполнение требований (Гал.1:4, Рим.6:6,12), «аномия» - без закона (1Ин.3:4), «адикия» - неправедность (2Петр.2:13-15), «парабасис» - преступление, нарушение (Рим.5:14, Иак.2:9,11), «асебеиа» (противоположное слово «себомаи» - оказывать почтение, поклоняться) – безбожность (Иуда 4, 2Петр.2:5, 3:7).

Грех познается законом (Рим.7:7-12, Гал.3:24, Рим.3:20).

Неверие, отсутствие веры и доверия Богу, а также непослушание (Евр.3:18-19, Рим.14:23, Евр.11:6)
- преступление, нарушение заповедей, закона (Рим.4:15, 5:14, 1Тим.2:14)
- Гордость, выражающаяся в желании уподобиться Богу, а также в отрицании Его (Пс.9:25, Ис.2:11, Иак.4:6)
- Похоть, эгоцентричность, страстное желание обладать большим (1Ин.2:15-17, Иак.4:2)
- Бунт, открытое непослушание воле Бога (1Тим.4:1, Евр.4:12; преступление закона Божьего, Евр.2:2, 2Кор.10:6)
- Нравственное разложение, развращение
- Нечестие, противоположность благочестию, праведности, идолопоклонство (Кол.3:25)
- Несправедливость, неправда (1Ин.5:17, Лев.19:15, Иез.18:24)
- Вероломство, предательство, неверность, отступление от веры (Евр.6:6)

Это немногое перечисление характеристик греха, мы можем видеть также всевозможные сочетания этих составляющих. В итоге все известные грехи являются бунтом против Бога.

Однако, грех – это не только отдельные действия, но также и сущность, или природа человека (Еф.2:3). Это также внутренняя управляющая сила или состояние, выражающееся внешне (Мтф.5:27-28). Грех выражается как в поступках, так и в мотивах, греховных мыслях, отношении.

В Новом завете часто грех связан с плотью (греховная натура), где грех берет свое начало, это месторасположение греховных желаний (Рим.7:5-8:18, Гал.5:16-24), а также с сердцем и разумом, представляющих внутреннюю жизнь и личность человека и нуждающихся в обновлении (Мтф.15:18-20, Евр.3:12, Рим.1:28, Рим.12:2, Еф.4:17, 1Тим.6:5, Пс.65:18). Греховная природа противостоит Духу.

Степень греха. Есть грехи по незнанию и преднамеренные, тайные и публичные, по слабоволию и в самоуверенности, с дерзостью. Для Бога любой грех является грехом, Он реагирует на него. Отличаются лишь последствия и причиненный ущерб (Лук.12:47-48). Грех к смерти (1Ин.5:16-17). Грех, который не будет прощен – хула на Святого Духа (Мтф.12:31). Произвольный (греч.добровольно) грех, за который не остается жертвы – Евр.10:26.

Совершаются как неверующими, так и верующими.

Греховные поступки могут совершаться против Бога, другого человека, самого себя. Однако сам грех в итоге совершается против Бога (Лук.15:18,21)
Грех может быть активным – совершение зла, либо пассивным – отрицание добра (Лук.10:30-37, Иак.4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех).

Искушение не является грехом. Но цель дьявола в искушении привести человека к греху, заставить его согрешить (Мтф.4;1-11, Евр.2:18). Бог не искушает злом (Иак.1:13).

Грех тщетен. Он может принести поначалу выгоду или мимолетное счастье, однако в итоге приводит к разрушению (Евр.11:25-26, Пс.72, 9:22-32).

Причины греха

Невежество. Грехи могут совершатся по незнанию (Лук.12:47-48). Ошибка. Обольщение. Обман сатаны (Ин.8:44). Слабоволие. Невнимание, непослушание Пс.27:5.

Последствия греха

По своей природе грех является разрушением.

Грех требует наказания. Факты о наказании: 1) возмездие принадлежит только Богу (Рим.12:19); 2) цель – через искупление привести к восстановлению виновную сторону; 3) дает силы не делать грех в будущем (Евр.12:5-17, 1Ин.1:9); 4) Бог дает свои предупреждения, чтобы предотвратить грех
Возмездие за грех – смерть (Быт.2:17, Рим.6:16,23, Рим.5:12-21). Можно разделить физическую и духовную смерть. Физическая смерть пришла с грехом – Быт.3:19. Неспасенный человек переживает духовную смерть, что является окончательным отчуждением от Бога (Еф.2:1-6, Кол.2:13, Иак.5:20). Смерть вторая – Откр.20:12-14.

Грех разделяет человека с Богом (Еф.2:12-19, 4:18).

Грех вызывает вину. Существует вина объективная, которая имеет отношение к самому проступку, осознает ли его грешник или нет. А также субъективная, которая относится к чувству вины в самом человеке. Чувство вины может быть удовлетворено прощением, а может быть чисто психологическим и причинять страдания (1Ин.3:19-20).

Грех ставит грешника в неизбежную зависимость, господствует над ним (Рим.6:12-23, Ин.8:34, 2Петр.2:12,19). Запинающий грех (Евр.12:1).
Последствия греха – проклятия, страдания, болезни и смерть, волнения и беспокойство (Ис.57:20-21), отсутствие цели, зло и испорченность (Вт.30:15,18), скорби и беды (Пр.22:8, Пс.6:8).

Отношение Бога к греху

Бог ненавидит грех (Пс.10:5, Рим.1:18), но испытывает терпение по отношению к грешнику (Исх.34:6, 2Пет.3:9), жалость (Ос.11:8), любовь к человеку, выраженное в прощении и искуплении (Рим.5:8, Ин.3:16, 1Ин.4:9-10). Желание Бога достигнуть заблудшее человечество.

Безгрешность Иисуса

Иисус не имел в себе греховной природы, был совершенной жертвой за нас (2Кор.5:21, Евр.4:15, 7:26-27, 1Петр.1:19, 2:22, 1Ин.3:5).

Восстановление после греха

Грех вызывает чувство вины, нуждается в прощении. Непрощенный грех продолжает оказывать влияние на человека.

Избавиться от греха можно только через кровь Иисуса Христа, приняв Его жертву. Искупление. Бог прощает грехи, это Его желание. Происходит по благодати, Рим.3:24-26.

Условие возрождения – облечение в новую природу, которая заменяет старую греховную природу Еф.4:21-24. Эта замена может произойти только извне человека (Иез.11:19-20, 1Петр.1:3). Прообраз – принятие водного крещения.

Два факта искупления: умерли для греха, живы для Бога, для праведности, Рим.6:22, 1 Петр.2:24.

Грех не имеет власти над верующим, т.к. мы мертвы для греха (Рим.6, Кол.3:3, 2Тим.2:11). Не грех господствует над нами, а мы господствуем на ним. Иисус даровал нам победу над смертью и грехом 1Кор.15:55-57, Евр.2:14-15. Верующий в Иисуса Христа имеет жизнь вечную – Ин.3:16.

Прощение грехов прошлых, настоящих и будущих Рим.3:25-26!!!

Верующий, который согрешил, должен исповедовать свой грех (признать), покаяться, принять прощение, если возможно, возместить ущерб 1Ин.1:9
Любовь к Богу может помочь нам защититься от греха, а также понимание и исполнение Его заповедей (Рим.13:10, 1Петр.4:8, 1Ин.4:7-10)

- Что такое грех? Ведь большая часть христианской жизни проходит в борьбе с грехом, понятие греха является одним из центральных. Какое можно дать ему определение?

Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). Св. апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим повреждаем себе и другим. Также и пренебрежение законами физического мира, если они уже изучены и познаны, является грехом. Вспомните аварию на Чернобыльской атомной станции. Конечно, люди, допустившие грубое пренебрежение технологическими требованиями, основанными на законах физического мира, совершили грех, от которого пострадали десятки тысяч людей. Можем обратиться и к другим примерам: нарушая законы экологии мы вредим не только своему здоровью, но и здоровью других. Как видим, определение греха, данное в Священном Писании, универсально: не только отвержение данных Богом духовно-нравственных законов, но и природно-естественных, причиняет людям вред.

Почему законы, установленные для блага человека, не очевидны? А если очевидны, то почему он все равно постоянно хочет их нарушить?

Природа человека повредилась после грехопадения. На эту расположенность к греху много указаний в святой Библии. Господь сказал Каину: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7). По святоотеческому толкованию, слова «у дверей» означают - у дверей сердца. Приведу еще место из Священного Писания. Св. апостол Павел от лица всего человечества говорит о раздвоенности нашей природы: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:22-23).

Законы Божьи очевидны для тех, кто с юности сохранил чистоту сердца. У человека же, зараженного греховными навыками, очи души помутились. А некоторые, полюбив грех, довели себя до нравственной слепоты. Они даже самое грубое попрание заповедей не считают грехом.

Есть выражение «смертные грехи» - что это такое? Бывают грехи менее или более тяжкими? Чем эта тяжесть определяется?

Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. К ним относятся: сознательное отпадение от веры, ненависть и злоба к людям («не любящий брата пребывает в смерти»; 1 Ин 3:14), убийства, насилия, блуд. Св. апостол Павел имеет ввиду именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10). Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.

- Так грех это вина или болезнь?

И то и другое. С точки зрения нашего долга перед своим Творцом, грех есть проступок, преступление. А с точки зрения, состояния души — болезнь, так как совершающий грех отпадает от Источника Жизни. Душа его больна. Она не способна к полноценной духовной жизни.

Как нарушение естественных законов опасно для нашего тела, которое является частью физического мира, так и любой тяжелый грех травмирует душу. Просто вред от одних грехов очевиден, а от других нет. Возьмем для примера такой грех, как блуд. Когда люди ведут не узаконенную браком половую жизнь, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя его к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели брака. Опытные наставники знают, что блуд, подобно кислоте, разъедает нравственную ткань души. Как телесные болезни подрывают здоровье тела, даже если удастся с помощью врачей миновать смерти, так и грехи подрывают здоровье души.

- У католиков есть учение о семи смертных грехах. Оно значимо и для православных?

Учение о смертных грехах сформировалось не у католиков, а в патристике.

Когда говорят «семь смертных грехов», то имеют ввиду страсти: гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. Число семь выражает определенную степень полноты. В творениях большинства святых отцов-аскетов говорится о восьми губительных страстях. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет их в такой последовательности: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти.

Cамая опасная страсть - гордость. Она может изгнать из человека любую добродетель и привести человека даже к открытому богоборчеству. Полнокровным в духовном отношении христианином может стать только тот, кто избавился от матери всех страстей - себялюбия. Эгоизм абсолютно не совместим с духом христианства.

Почему мы, когда молимся, просим у Бога помочь нам видеть свои грехи? Видение этих грехов доставляет нам страдание, порождает угрызения совести. Какой в этом смысл?

Мы ведь молимся не только о том, чтобы видеть свои грехи, но одновременно и просим у Бога укрепить нашу решимость оставить эти греховные привычки и навыки. Истинное покаяние должно всегда соединяться с надеждой, то есть: если мы доверяем Богу, то даже совершенное видение наших грехов не вызовет нашей в душе того страдания и уныния, о котором Вы говорите. Если после осознания своих грехов, человек впадает в уныние, это значит он страдает маловерием, это значит, что он имеет узкое и искаженное понятие о Боге. Он не познал Его безграничного милосердия и любви.

Искренняя исповедь возрождает душу Божественною благодатью, которая подается в этом таинстве. И как замечает епископ Игнатий (Брянчанинов): «Утешение от Бога уничтожает печаль сердечную в ее корне - в мрачных помыслах безнадежия». «Это утешение приносит человеку благие и смиренные помыслы покорности Богу, помыслы, полные живой веры и кроткой сладостной надежды».

- Если страдание - это наказание за грех, почему страдают невиновные?

С того времени, как произошло грехопадение и повредилась человеческая природа, страдания вошли в жизнь человечества. Страдают и грешные, и праведные. Первые страдают за свои грехи и беззакония, последние для того, чтобы соединиться с Господом. Для последователей Спасителя скорби служат к полному очищению, подобно тому, как золото очищается от примесей в огне. Скорби и болезни - это лекарство от греховных страстей. Об этом часто писали святые отцы: «Поражается плоть, чтобы исцелилась душа».

- Каков механизм такого очищения? Почему человек очищается, когда ему плохо?

Скорби, прежде всего, сокрушают главный источник греха — гордыню и самонадеянность. Только в душе смиренного человека может родиться и крепнуть вера. Неверующий человек не в состоянии постичь смысл слов св. апостола Павла: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10). Ему эти слова покажутся парадоксальными. Они не знают, что с благодарением переносящий скорби получает от Господа благодать, которая ведет его к состоянию блаженства.

- Но есть люди, которые страдают много, но лучше не становятся. Почему их страдания не очищают?

Страдания только тогда спасительны, когда человек переносит их по-христиански. Люди, живущие без Бога, часто напротив, озлобляются.

Кроме того, есть люди, которые, как кажется, вообще не страдают, а грешат много. Получается, что Бог не хочет их очищать? Почему нет страданий, у тех, которым они нужнее всего?

Бог всех любит и хочет всем спасения. Но он ведает все сокрытое в душе каждого. Наперед знает, как воспримет человек посылаемые ему страдания: одни перестанут грешить и начнут исправляться, а другие озлобятся. Такие люди к имеющимся грехам прибавят еще более страшные: ропот и хулу на Бога. В аду муки соответствуют тяжести преступлениям. Поэтому если таким грешникам послать испытания, то будущая участь их будет еще мучительней. Господь даже грешников любит и не хочет, чтобы они умножались их наказания.

- Почему Бог вообще позволяет грешить человеку? Разве он не всемогущ?

Господь создал человека по Своему образу и подобию, а одним из свойств образа Божия является свобода воли. Этим Бог особо почтил человека, выделил его из круга других творений. Свобода воли неизбежно предполагает свободу выбора, которая уже по определению заключает возможность совершение греха. Если бы человек был создан как механическая игрушка с заложенной в него программой поступать только правильно, тогда не было бы и никакой заслуги у него.

Борьба с грехом: с чего тут начинать?

Считается, что можно быть порядочным и высоконравственным человеком и без Церкви. Существует же светская этика… Разве, чтобы не грешить, нужна Церковь?

Вспомним наше определение греха: грех есть преступление Божественных заповедей. Но чтобы исполнять эти заповеди, одной воспитанности и соблюдения этических норм недостаточно. Для этого нужна благодать. Благодать - это исходящая от Бога духовная сила, очищающая и оживотворяющая душу человека. Среди людей далеких от духовной жизни, были и есть люди, строго соблюдающие нравственные нормы, принятые в обществе, но это не значит, что они безгрешны, часто они бывают заражены, например, такими опасными грехами, как гордость и честолюбие.

- А без Божественной помощи человек не может справиться только с гордостью или вообще с любым грехом?

Мы не должны греховные навыки человека рассматривать изолированно, все греховные страсти в человеке переплетаются и срастаются. Можно сказать, что это невидимые кандалы, которыми опутана душа, и каждое звено связано с другим. Многовековой опыт убеждает, что без помощи Бога вести духовную жизнь невозможно. А без этого человек не может быть нравственно совершенным.

- Борьба с грехом: с чего тут начинать? Какой должен быть подход?

Преподобный Никодим Святогорец советует начинать борьбу с главной страсти: «Войди вниманием в сердце свое - пишет он - и исследуй тщательно, какими помыслами… и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним» Против этой страсти, прежде всего и нужно поднимать оружие, ее-то и стоит стараться побороть: «С одним только исключением, что когда подымется между тем другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас заняться и ее прогнать», - пишет старец.

- Как понять, какая страсть главная? Можно пояснить на примере?

Любой человек, который имеет цель избавиться от греховных навыков, опытно хорошо чувствует, что мешает ему больше всего. Один имеет сильное желание к постоянному удовлетворению сильно развитого в нем честолюбия, другой находится в плену чувственных удовольствий и так далее.

- В первую нужно бороться с самой закоренелой страстью или с той, которая влечет к самым тяжким грехам?

Со смертными грехами человек должен, не откладывая, начать самую решительную и беспощадную борьбу. Иначе можно лишиться вечной жизни, ибо никто не знает дня своей кончины. Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Для искоренения греховных навыков от человека требуется жертвенность и упорный духовный труд. Тогда приходит от Господа всесильная помощь и исцеление души.

Вся жизнь человека пронизана грехом, кажется, человек живя в миру не может не грешить. Как же быть? Отречься от мира? Получается что раз мы не монахи-аскеты, значит, мы и не спасемся? Как христианину жить в таком мире, когда грех со всех сторон окружает нас?

По слову св. апостола Иоанна Богослова «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). В наш век зло непомерно умножилось, однако человек не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно моральной свободы явить праведность в любую эпоху.

Тяжело, но не безысходно! Святые отцы пишут, что спасение возможно и в миру, и в монастыре. Вспомним, как святому Антонию Великому после 70-ти лет подвижничества было сказано свыше, что он не достиг духовной меры сапожника из Александрии, а святому Макарию Великому, что тот «не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие в ближайшем городе». Я знаю счастливые семьи с воспитанными детьми. Они сохранили себя в чистоте, и сами на добром основании, в свою очередь, построили благополучные семьи. Слово Божие научает нас удерживаться от уныния и отчаяния. В любую эпоху человек рождается со свободной волей и не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно свободы удерживаться от распространившегося вокруг греха. «Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни» (Флп 2:14-16).

Старец Паисий Святогорец утверждает, что если глава семейства любит Бога, то духовно он может весьма преуспеть: «Такой человек наделяет своих детей добродетелями, и получает от Бога двойную мзду». Спастись может каждый, потому что для Бога нет ничего невозможного. Вы помните историю про благоразумного разбойника? В последний момент жизни он совершил три подвига, которые его сделали человеком достойного Царства Небесного. Подвиг веры: фарисеи, законники знали наизусть все пророчества о Мессии, видели чудеса которые творил Господь, но они не поверили в Него. А разбойник, вися на кресте, рядом с поруганным, униженным, избичеванным Христом поверил, что это Бог!

Второй подвиг - подвиг любви. Когда у человека сильная нестерпимая боль, он сосредоточен только на ней. В этот момент его мало интересуют дела других людей. Такого человека все раздражает, злит. А разбойник, вися на кресте (мы можем представить, какие ужасные это были муки), нашел в себе внутренние силы для сострадания к Спасителю. Когда второй разбойник начал хулить Христа, он заступился, проявил жалость и не к себе, а к другому человеку: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). И третий подвиг, который совершил благоразумный разбойник - это подвиг надежды. Он зная, что ему осталось несколько часов жизни имел такую великую надежду, что дерзновенно просил Бога: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:42). Мы и в менее сложных ситуациях часто отчаиваемся, сомневаемся: «спасемся или не спасемся»… Вот эти три подвига: вера, надежда и любовь исцелили и возродили его душу. Они позволили ему сбросить тяжесть своего страшного греховного прошлого. Но как, каким чудом этот разбойник в таком болезненном состоянии оказался способным к таким подвигам? Это для нас огромная тайна, но для Бога нет ничего не возможного.

Беседовал Дмитрий Ребров

4. Первородный грех

Под первородным грехом разумеется грех Адама, передающийся его потомкам и тяготеющий над ними. Учение о первородном грехе имеет большое значение в системе христианского мировоззрения, так как на нем основан ряд других догматов.

Слово Божие учит нас, что в Адаме «все согрешили». «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). «Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни его определены и число месяцев его у Тебя…» (Иов. 14:5-6), «вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). - Семя тли во мне есть (Вечерняя молитва).

Общую веру древнехристианской Церкви в существование первородного греха видно из древнего обычая Церкви крестить младенцев. Поместный собор в Карфагене в 252 году из 66 епископов под председательством св. Киприана постановил против еретиков следующее: «не возбранять крещения младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что происшедший от плоти Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи».

«Послание восточных Патриархов» так определяет результат грехопадения. «Падший чрез преступление человек уподобился бессловесным тварям, то есть помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, какую он получил от преблагого Бога. Ибо в противном случае он сделался бы неразумным и, следовательно, не человеком; но он сохранил ту природу, с которой сотворен был, и природную силу свободную, живую и деятельную, так что по природе мог избирать и делать добро, убегать и отвращаться от зла» (Послание Восточн. Патриархов, член 14).

В истории древней христианской Церкви отрицали наследственность греха Пелагий и его последователи (ересь пелагиан). Пелагий утверждал, что каждый человек только повторяет грех Адама, заново совершая свое личное впадение в грех и своей слабой волей следуя примеру Адама; природа же его осталась такой же, как и сотворена, невинной и чистой, как у первозданного Адама, причем болезни и смерть свойственны этой природе от сотворения, а не являются следствиями первородного греха. С большой силой и доказательностью выступил против Пелагия св. Августин. Он привел: а) свидетельства Божественного Откровения о первородном грехе, б) учение древних пастырей Церкви, в) древний обычай крестить младенцев, как следствие всеобщей и наследственной греховности людей. Однако Августин не избежал противоположной крайности, проведя мысль, что в падшем человеке совсем уничтожена самостоятельная свобода к добру, если ему не придет на помощь благодать Божия.

Из этой полемики на Западе впоследствии образовались два направления, причем по линии одного пошло римо-католичество, по линии другого - протестантство. Римо-католические богословы считают следствием грехопадения отнятия от людей сверхъестественного дара благодати Божией, после чего человек остался в своем «естественном» состоянии; его природа не повреждена, а только пришла в замешательство: именно, плоть, телесная сторона, взяла перевес над духовной; первородный грех состоит в том, что на всех людей переходит вина перед Богом Адама и Евы. Другое направление на Западе видит в первородном грехе совершенное извращение человеческой природы и порчу ее до самой глубины ее, в самых основах (взгляд, принятый Лютером и Кальвином). Что касается новейших сект протестантства, то, эти секты дошли до полного отрицания первородного наследственного греха.

У пастырей Восточной Церкви не встречалось недоумений, как вообще по поводу учения о наследственном прародительском грехе, так, в частности, по вопросу о следствиях этого греха для падшей природы человека.

Православное богословие не принимает крайностей учения блаж. Августина. Но ему также чужда и богословская римо-католическая точка зрения, отличающаяся явным юридическим, формальным характером. В основе римо-католического учения лежит а) понимание греха Адамова, как бесконечно великого оскорбления Бога; б) за оскорблением последовал гнев Божий; в) гнев Божий выразился в отнятии сверхъестественных даров благодати Божией; г) отнятие благодати повлекло за собой подчинение духовного начала плотскому началу и углублению в грех. Отсюда особое понимание искупления, совершенного Сыном Божиим: чтобы восстановить нарушенный порядок, нужно было, прежде всего, удовлетворить за нанесенное оскорбление Богу и таким образом снять вину человечества и наказание, тяготевшее над ним.

Православным богословием воспринимаются следствия прародительского греха по иному.

Человек после первого падения отошел сам душой своей от Бога и стал невосприимчив к открытой для него благодати Божией, перестал слышать обращенный к нему Божественный голос, и это повело к дальнейшему укоренению в нем греха.

Однако Бог никогда не лишал человечество Своей милости, помощи, благодати, а особенно избранный народ, - и из этого народа вышли великие праведники, как Моисей, Илия, Елисей и позднейшие пророки. Ап. Павел в XI главе послания к Евреям называет целый сонм ветхозаветных праведников, говоря о них, что это «те, которых весь мир не был достоин»; все они усовершались не без дара свыше, не без благодати Божией. В книге Деяний приведена речь первомученника Стефана, где он говорит о Давиде: «Сей, обрел благодать пред Богом и молил , (чтобы) найти жилище Богу Иакова» (Деян. 7:46), т. е. создать Ему храм. Величайший из пророков св. Иоанн Предтеча «Духа Святаго» исполнился «еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15). Но ветхозаветные праведники не могли избежать общего удела падшего человечества по своей смерти, пребывания во тьме ада, до создания Небесной Церкви, т. е. до воскресения и вознесения Христова: Господь Иисус Христос разрушил двери ада и открыл путь в Царство Небесное.

Нельзя видеть сущность греха, в том числе и первородного, только в господстве плотского начала над духовным, как то представляет римское богословие. Многие греховные склонности, притом и тяжелые, относятся к свойствам духовного порядка: такова гордость, составляющая, по словам Апостола, источник, рядом с похотью, общей греховности в мире (1 Иоан. 2:15-16). Грех присущ и злым духам, не имеющим плоти вообще. Словом «плоть» в Священном Писании называется состояние не возрожденное, противоположное возрожденной жизни во Христе: «рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от духа дух есть» . Конечно, этим не отрицается факт, что ряд страстей и греховных наклонностей берет свое начало от телесной природы, на что указывает и Священное Писание (Рим. 7 глава).

Таким образом, первородный грех понимается православным богословием как вошедшая в человечество греховная склонность, ставшая его духовной болезнью.

Из книги Догматическое Богословие автора Воронов Ливерий

8. Первородный грех Наследуемое чрез физическое рождение греховное состояние человеческой природы проявляет себя как всеобщая склонность людей к греховным поступкам. Как бы от лица всех носителей этого греховного состояния святой апостол Павел говорит: «Не понимаю,

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

4. Первородный грех Под первородным грехом разумеется грех Адама, передающийся его потомкам и тяготеющий над ними. Учение о первородном грехе имеет большое значение в системе христианского мировоззрения, так как на нем основан ряд других догматов.Слово Божие учит нас,

Из книги Догматическое богословие автора Лосский Владимир Николаевич

(12) ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ Проблема зла - проблема по существу своему христианская. Для атеиста зрячего зло - только один из аспектов абсурда, для атеиста слепого оно есть временный результат еще несовершенной организации общества и мира. В монистической метафизике зло

Из книги Борьба с грехом автора Дьяченко Григорий Михайлович

7. Что есть первородный грех? «Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму, когда сказано было к нему: от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в онь же аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. II, 17). Сей

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

3. Первородный грех Чтобы понять множество богословских проблем, возникших между Востоком и Западом как до, так и после раскола, нужно принимать в расчет то чрезвычайно мощное воздействие на западное мышление, которое оказала полемика Августина с Пелагием и Юлианом из

Из книги О догмате Искупления автора Быстров Василий Дмитриевич

8. Первородный грех. Весьма важное значение в системе христианского вероучения имеет учение о первородном грехе. В значительной степени от правильного понимания его зависит и правильное понимание догмата об Искуплении.В Катихизисе митр. Филарета учение это излагается

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ГРЕХОПАДЕНИЕ, или ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ событие, к–рое, согласно Библии, отдалило человека от Бога и исказило человеческую природу.1. Библейские свидетельства. 3–я гл. Кн. Бытия (относимая обычно к яхвистической традиции) описывает Г. как нарушение Божественной воли первыми

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Первородный грех Что же такое первородный грех? Это грех прародительский, который совершили первые люди. Грех Адама и Евы имел для человечества особое значение и не шел ни в какое сравнение с нашими личными грехами. В момент создания мира люди находились в первобытном,

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

1.4. Первородный грех Православное богословие не допускает мысли, что потомки первых людей несут персональную ответственность за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их личный грех, который был предметом их покаяния. Однако очевидно, что все люди наследуют

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

Первородный грех и Рим 5:12–21 Павел считает, что грех вошел в мир одним человеком, а грехом - смерть, и смерть перешла во всех людей (5:12). Он никогда не употребляет формулу «первородный грех» и не упоминает об отпадении от благодати. Но, размышляя именно над этим стихом в IV

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Первородный грех Среди всего прочего, от чего религии могли спасать людей, значится обременительное ощущение собственного нравственного несовершенства - ощущение греховности. По-видимому, грех был неотъемлемой частью идеи спасения в раннем христианстве. Павел отводил

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Первородный грех Израиля Первородный грех человечества заключался в бегстве из творившей его руки, а первородный грех Израиля был в том, что он создавал Бога по образу одного из Его созданий. Когда Библия говорит, что для этого был избран "телец", этот выбор нам кажется

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Из книги Христианство: трудные вопросы автора Чигиринская Ольга

Первородный грех Почему вы верите в то, что все люди испорчены грехом?Это потому, что мы верим в благого Создателя. Бог есть любовь, а ни мир, ни мы сами этой любви не отражаем. Мы, христиане, верим в то, что высшая Реальность преисполнена неиссякаемой любви и милости. И мы

Из книги Трудные страницы Библии. Ветхий Завет автора Гальбиати Энрико

Глава IV. Первородный грех Подобно тому, как мы поступали, рассматривая библейские рассказы о сотворении мира, мы выделяем и в 3-ей главе книги Бытия:1) учение о происхождении греховного состояния человечества;2) исторический факт, заключенный в самом учении;3) рассказ,

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

Первородный грех Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала то «семя тли», ту наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение - канал, по которому передается

Владимир Дегтярев,

Только четыре главы Библии, две первые в книге Бытие и две последние в книге Откровение, описывают мир, не находящийся под властью греха. За исключением этих четырех глав, Писание представляет нам историю падения и разложения человеческого рода по причине непослушания Богу, а также историю Божьего плана искупления. Поэтому для нас важно рассмотреть природу греха, который разделяет нас с нашим Творцом, для того чтобы правильно реагировать и преодолевать грех в нашей жизни.

Учение о грехе, хотя и не самая лучшая тема для рассуждений, имеет большое значение, так как тесно связано с другими фундаментальными темами Библии. Правильное понимание природы Бога оказывает воздействие на наше понимание греха. Если Бог свят и ожидает от всех людей подобия Ему, то малейшее отступление от Его высоких норм ведет к греху и положение человека перед Богом становится очень серьезным. Подобное можно сказать и по отношению к другим библейским доктринам.

Трудности, связанные с обсуждением учения о грехе.

Так как грех, как и смерть, не является популярной темой в современном обществе, то люди стараются избегать этой темы. Поэтому люди пытаются дать греху другое имя, называя его ошибкой, слабостью или недоразумением. Это происходит потому, что нам не свойственно и не хочется думать о себе как о плохих или испорченных существах. А учение о грехе как раз и говорит, что мы являемся таковыми по своей ветхой природе. В обществе широко распространяется тенденция поддерживать позитивную психологическую настроенность и не вспоминать ничего отрицательного, но это напоминает притчу о страусе, который пытается спрятать голову в песок. Также большинству людей вообще чуждо понятие греха. Они пытаются любым способом избавиться от чувства вины, так как не желают быть ни перед кем ответственными или кому-либо быть подотчетными. Поэтому очень часто действуют по следующему принципу: если мои действия никому не причиняют вреда, я могу поступать так, как я хочу, и поэтому нет никаких оснований для чувства вины за свои поступки.

Определение Сущности Греха

Уэйн Грудем дает такое определение греху: «Грех это любое несоответствие моральному закону Бога в действии, в состоянии или в природе. .Грех — это не только индивидуальные поступки, такие, как воровство, ложь или убийство, но также состояния, которые противоречат требованиям, предъявляемым нам Богом» (Уэйн Грудем. Систематическое Богословие. Введение в Библейское Учение, 553). Это показывает, что даже желание украсть, убить и так далее, является грехом в Божьих глазах. А поскольку мы имеем греховную природу, до момента, когда мы оправданы Христом, мы являемся грешниками в Божьих глазах, даже если, как нам кажется, мы не делаем ничего плохого. Мы должны помнить, что посредством греха нарушается Божий Закон, то есть установленные Богом стандарты жизни, поведения и взаимоотношений. Бог предоставил эти стандарты в Своем Слове. Никто из людей после грехопадения не в соответствии жить и соответствовать этим стандартам (Рим. 3:23). Поэтому человек является преступником перед Богом.

Происхождение Греха

Происхождение греха это одна из неоткрытых тайн Писания. Определенно можно сказать, что Бог не имеет ничего общего со грехом и никто не может обвинить Бога во грехе и даже в происхождении греха. Возможно, было бы более правильно говорить, что по неизвестным для нас причинам, Бог допустил появление греха. Мы не можем сказать относительно этой темы больше, чем Бог говорит об этом в Своем Слове. Нам даны лишь некоторые намеки на то, как грех зародился в сердце сатаны и затем проник в человеческую среду.

Появление греха в среде ангелов.

В Библии есть два отрывка, которые, как предполагают многие богословы, приоткрывают завесу над тайной падения диавола:

  1. Исаия 14:12-17.

По-видимому, как считают, в описании картины падения царя Вавилонского (ст. 4), который в русском переводе Библии назван «денницей», что означает утреннюю звезду, или Люцифером в английском переводе Библии (King James) и «сыном зари» (ст. 12) нам дано описание восстания сатаны против Бога. Важно обратить внимание на такие слова этой таинственной личности «выше звезд Божьих вознесу престол мой» (ст. 13) и «буду подобен Всевышнему» (ст. 14). В этих дерзких словах явно прослеживается недовольство своим положением и желание стать равным Богу. И именно подобный мотив использовал дьявол, когда побуждал Еву вкусить от запретного плода. Он дал ей дерзкое обещание, что люди, проявив непослушание Богу, сами будут «как боги» (Быт. 3:5).

  1. Иезекииля 28.

В этой главе представлено пророчество о царе Тира. Предполагается, что это пророчество, помимо того, что говорит о наказании этого человека, также приоткрывает тайну падения сатаны, так как некоторые детали этого пророчества позволяют предположить, что в некоторых моментах под царем Тира подразумевается сам сатана. Например, когда говорится: «ты говоришь: „я бог, восседаю на седалище божьем, в сердце морей» (Иез. 28:2). А также то, что он назван «помазанным херувимом» (ст. 14), говорит о особом положении этой личности. Исходя из этого пророчества, а также некоторых других мест, можно предположить, что причиной падения сатаны была гордость и недовольство своим положением (Иез.28:17; 1 Тим. 3:6).

Другого подходящего объяснения того, как грех вошел во вселенную в общем, и в наш мир в частности, более чем-то, что приоткрывает нам Библия, мы не можем дать. Поэтому, основываясь на Писании, мы видим то, что грех в начале проявил себя в сердце сатаны и затем с его помощью среди ангелов (2 Пет. 2:4), что побудило их к непослушанию Богу и неисполнению своих обязанностей (Иуд. 6). Но важно помнить, что все это не дает полного ответа на многие вопросы в связи с этой сложной темой. Основная причина того, что истина о том, как появился грех, нам не известна, по-видимому в том, что Бог, по тем или иным, известным для него причинам не посчитал нужным посвящать нас в эту тему.

Проникновение греха в человеческую среду.

История грехопадения человека записана в книге Бытие. Как мы уже упоминали, человек был сотворен совершенным и безгрешным. Через обольщение (2 Кор. 11:3) и соблазн от змея (Быт. 3:1-6), человек проявил непослушание Богу и согрешил Рим.5:19). Грех и смерть через Адама распространилась на все его потомство (Рим. 5:12). И таким образом все мы оказались грешниками по причине грехопадения Адама (Рим. 5:12-21), так как всё человечество было представлено в Адаме во время искушения в Едемском саду. Являясь полноценным представителем человеческой расы он согрешил, и мы все стали в нем виновны перед Богом. Очень часто мы выражаем несогласие с тем, что мы стали виновными по причине грехопадения Адама. Нам это кажется несправедливым, потому что не мы принимали решение согрешить и поэтому как мы можем быть виновными? Но всякий из нас совершил множество личных грехов, за которые мы виноваты перед Богом.

Также можно сказать, что на месте Адама и Евы, мы, вероятнее всего, сделали бы то же самое, так как мы не лучше их. Наша жизнь, полная противления Богу, подтверждает это. Также, если мы считаем, что это несправедливо быть представленным в Адаме, тогда мы должны думать, что несправедливо быть представленным во Христе и иметь Его праведность, вменённую нам Богом (Рим. 5:19). Адам, наш первый представитель согрешил, и Бог посчитал нас виновными. Но Христос, ставши представителем всех, кто верует в Него, повиновался Богу совершенно и, благодаря этому, Бог посчитал нас праведными во Христе.

Природа Греха

Грех это нарушение Божьей святости. Природу греха возможно выразить в словах, которые использует Писание, описывая грех:

А.Грешить это значит промахнуться, не попасть в цель, не достичь Божьих стандартов (chata — В.З и hamartano — Н.З.).

Божьи стандарты изложены в Его Законе и выражены через святую жизнь Его Сына. Все люди согрешили против Божьих стандартов, то есть промахнулись, не достигли их.

1.Некоторые примеры использования этого слова (chata) в Ветхом Завете.

Это слово разнообразно переведено в следующих отрывках Ветхого Завета, в которых сделать грех понимается, как:

(а). не попасть, промахнуться в цель. Слово, переведенное, как «не бросали мимо», используется в отношении Вениамитян-левшей, которые не промахивались, бросая камень из пращи в волос (Суд. 20:16).

(б). сделать неверный шаг, поспешить и поэтому споткнуться и упасть (Пр. 19:2 — оступиться). (в). не достичь благорасположения от другого человека (Быт. 40:1 — провинились).

2.Некоторые примеры использования этого слова (hamartano) в Новом Завете.

Это слово в Новом Завете переводится как согрешить (Рим. 3:23), преступление (Деян. 25:8), проступок (1 Пет. 2:20). Некоторые стихи, где встречаются различные варианты слова hamartano: Мф. 27:4; Лк. 15:18,21; Ин. 5:14; 8:11.

Б. Грех это отклонение, отступничество, падение от Божьих требований (paraptoma).

Это слово переводится как согрешения (Мф. 6:14), грехи (Еф. 1:7; 2:1), преступления (Рим. 5:15-18; Еф. 2:5), проступки (Иак. 5:16), падение (Рим. 11:11).

В. Грех это искажение, извращение или отклонение от Божьей праведности (avah — В.З. и adikia — Н.З.).

Avah переводится в В.З. как виновен (Есф. 1:16), поступил беззаконно (2 Цар. 24:17), совершил беззаконие (Пс. 105:6). Словом, являющимся синонимом слову avah в Н.З. является слово adikia. Это слово обозначает «неправедный», «неправда» (Лк. 13:27; 16:8; Деян. 1:18; 8:23; Рим. 6:13; 2 Фес. 2:12).

Г. Грех оставляет без внимания и переступает предписанные Богом границы Его Закона (avar — В.З. и parabaino — Н.З.).

Avar переводится в В.З. как переступил повеления Господа (1 Цар. 15:24; Чис. 14:41), преступление завета Господня (Ис. Нав. 7:11). Parabaino переводится в Н.З. как преступление заповеди (Мф. 15:3), преступающий учение (2 Ин. 9).

Д. Грех это оскорбление по отношению к Богу, т.е. человек позволяет себе противится Богу (pasha — В.З. и anomos, asebes — Н.З.).

Слово pasha означает «бунт», «мятеж» и переводится в В.З. как озлобившийся (Пр. 18:19), грех (Пр. 10:12), выступил или (збунтувався укр.) (4Цар. 8:20). Эквивалентом этого слова в Н.З. являются слова anomos и asebes. Анамос чаще всего переводится как «беззаконие» и встречается в следующих отрывках: 2 Фес. 2:8 — беззаконник, беззаконных (1 Тим. 1:9), дела беззаконные (2 Пет. 2:8). Asebes указывает на тех, кто отступили от Бога и переводится как нечестивый(е) и встречается в восьми стихах в Новом Завете (1 Пет. 4:18; 2 Пет. 2:5; 3:7; Иуд. 4,15; Рим. 4:5; 5:6; 1 Тим. 1:9).

Е. Грех это злоупотребление доверием, неверность (ma’al — В.З).

Слово ma’al переводится как преступление (Ис. Нав. 7:1), беззаконие (1 Пар. 10:13), тяжко грешил (2 Пар. 28:19), ложь (Иов. 21:34), вероломно отступив (Иез. 14:13).

Ж. Грех это преступление, заблуждение, халатность (asham — В. З).

Слово asham в основном встречается в связи с ритуалом в скинии или в храме в Книгах Левит, Числа и Изекииля. Основной смысл его — «вина перед Богом». Оно переводится как виновна (душа та) (Чис. 5:6), буйствует (Авв. 1:11).

Последствия Грехопадения

Два слова, которые наиболее полно суммируют последствия грехопадения, это осквернение и наказание.

А. Осквернение.

Каждая часть человеческого естества после грехопадения оказалась под владычеством греха. Человек перестал быть святым и осквернился (Рим. 1:18-32; 5:12). Бог создал человека для Своей славы и он должен был являть эту славу, но грех лишил человека права отображать славу Божью (Рим. 3:23). Поэтому человек имеет греховную природу (Еф. 2:1-3), хотя это и не значит, что человек не способен делать ничего доброго (Рим. 2: 14), так как он продолжает быть носителем образа Божьего (Быт. 9:6). Он также имеет греховные мысли (Мф.15:18-19). Грех побуждает человека не делать то, что он должен делать и чего ожидает от него Бог (Иак. 4:17).

Б. Наказание.

Возмездие за грех можно суммировать следующими словами: смерть, потерянность, осуждение, виновность, проклятье и вечное наказание, то есть навеки и навсегда.

  1. Смерть. Слово «смерть» означает разделение. Физическая смерть это разделение тела и духа. Духовная смерть это разделение человека с Богом. Вечная смерть или «смерть вторая» это разделение человека с Богом навсегда. Смерть, в результате грехопадения, «перешла во всех человеков» (Рим. 5:12) и поразила все человеческое естество. Человек находится в постоянном состоянии умирания, и если эта проблема для человека не будет решена, это состояние закончится «второй смертью».
  2. Отчужденность. Грех сделал человека потерянным для Бога. Он подобен заблудшей овце, потерянной драхме, блудному сыну в дальней стране (Лк. 15). Христос для того и пришел, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мр. 2:17; Лк. 19:10).
  3. Осуждение. Как справедливый Судья, Бог не мог бы остаться святым и праведным, если бы оставил грех без должного возмездия (Быт. 3:16-24).
  4. Виновность человека перед Богом (Рим. 3:19; Иак. 2:10).
  5. Проклятие земли, тяжелый физический труд, болезни (Быт. 3:17-18).
  6. Вечное наказание. Для грешника в момент его смерти звучит страшный приговор идти «в огонь вечный» (Мф. 25:41,46; Мр. 3:29; 2 Фес. 1:8-9).

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.