Основу личности составляет её структура , т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования, в которой традиционно выделяют четыре подструктуры: психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.

1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические процессы имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, представления. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незаме­ченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмо­циональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выде­ляют эмоциональные психические процессы.

Эмоциональные процессы – личная значимость и оценка внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. К ним относятся: чувства, эмоции, настроения. Эмоции и чувства играют большую роль в жизни и деятельности человека. Они обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности. Чувства представляют собой переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эмоция – это непосредственное переживание (протекание) какого-либо чувства. Нельзя, например, чувство патриотизма, долга, ответственности за порученное дело считать эмоцией, хотя эти чувства проявляются в психической жизни людей, как поток эмоциональных переживаний.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его дея­тельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют дея­тельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность че­ловека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения челове­ка существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы.

Волевые процессы. Воля- это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

2. Психические состояния – целостные особенности всех психических процессов, протекающих у сотрудников в данный момент или в какой-либо отрезок времени. Человек всегда находится в каком-нибудь психическом состоянии («спокоен», «взволнован», «заинтересован», «раздражён» и т.п.). Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что характерной об­щей особенностью психических состояний является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими лич­ность человека.

3. Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Ни у кого не вызывает сомнения, что знания предшествуют навыкам. Но вопрос: что раньше: навык или умение? был спорным и следы этих разногласий сохранились и сейчас.

Психические образования заметно влияют на степень социализации человека в целом . Немаловажную роль играют стереотипы поведения:

а) культурные стереотипы (как приветствовать других),

б) социальные стереотипы (образ представителя другой со­циальной группы - пример: образ сотрудника ОВД);

в) оценочные стереотипы (что хорошее, что плохое).

4. Психические свойства – устойчивые, повторяющиеся, типичные для данного человека особенности его психической деятельности. Они не только тесно связаны с психическими процессами, но и формируются под влиянием их многократного повторения. Психическими свойствами являются: направленность (потребности, мотивы, цели, убеждения и т.п.), темперамент, характер и способности личности.

Психический мир человека гораздо многообразней, чем это можно представить схематично. Однако данная структура дает хоть какое-то представление о психике человека. Изучение психики личности представляет для нас интерес как в отношении работы над собой, своими профессионально-психологическими качествами, так и для лучшего понимания других людей, умения находить к ним подход и устанавливать психологический контакт вне зависимости от правового статуса человека.

Для того, чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде, и многом другом.

Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Например, человек, испытывающий голод или жажду, ни о чем другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды или голода. Или человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод или жажду, но жертвовать собственной жизнью.

Потребности - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.

Потребность всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Широкую известность получила концепция мотивации поведения человека А.Маслоу.

А.С. Макаренко в «Книге для родителей» писал: «В самом человеческом желании нет жадности. Если человек пришел из дымного города в сосновый лес и дышит в нем счастливой полной грудью, никто никогда не будет обвинять его в том, что он слишком жадно потребляет кислород. Жадность начинается там, где потребность одного человека сталкивается с потребностью другого, где радость или удовлетворение нужно отнять у соседа силой, хитростью или воровством».

Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] Еникеев Марат Исхакович

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития.

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется «естественными» качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью в различные сферы жизнедеятельности социума.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе Я-концепции, личностной рефлексии - своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости.

Понять личность - значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она руководствуется.

Формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения называется специализацией.

В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация - освоение личностью социальной действительности.

Источниками социализации личности являются:

Опыт раннего детства - формирование психических функций и элементарных форм поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудновосполнимы в более зрелом возрасте);

Социальные институты - системы воспитания, обучения и образования;

Взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Социализация - не механизм наложения на индивида «готовой социальной формы», а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определенными социальными условиями. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация индивида связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны мировоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры.

У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация не означает «подгонки» новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать свое подобие. Социализация - присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека в человеческом обществе.

В архаичных и тоталитарных обществах социализация сводится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом обществе принципами взаимодействия между поколениями являются равенство и сотрудничество, возможность свободного развития новых поколений в рамках фундаментальных общечеловеческих ценностей.

Дефекты социализации наиболее возможны в кризисные периоды жизни индивида. Особая «хрупкость» психики присуща подростковому возрасту. Критический перелом в этом возрасте проявляется во всем: в изменении внешности, голоса, новых способах взаимодействия со средой. Проснувшиеся половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение.

Повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случаев достойного и эмоционально насыщенного применения. Относятся же к подростку, как правило, еще как к ребенку. Отсюда - подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения. В отдельных случаях возможно и обольщение уличной романтикой.

Не правы те, кто утверждает, что подростки-правонарушители отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформированы, но это социально отрицательные интересы: раннее приобретение сексуального опыта, половые извращения, наркомания, асоциальность.

Первоначальная разновидность отклоняющегося поведения - делинквентное поведение - система незначительных правонарушений, провинностей, проступков. Делинквентность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями, ригидностью (негибкостью) поведения, склонностью к аффективным реакциям.

Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания - гиперопекой или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды. Первые проявления делинквентного поведения - прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, терроризирование слабых сверстников, шантаж, угон мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах.

Своевременно не пресеченные, эти формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующих поведенческих стереотипах; формируется асоциальный стиль поведения, который при определенных условиях может перерасти в устойчивый антисоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных Ценностей - такова первопричина социально дезадаптивного поведения.

Социальная неадаптированность личности, ее отклоняющееся поведение связаны с ослаблением социального контроля, безнадзорностью, попустительством асоциальному проявлению личности на ранних стадиях ее формирования. Внешние условия, допускающие возможность систематического бесконтрольного поведения, переходят во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной ориентацией, но и с несформированностью у нее способов психологической самозащиты. Трагедия человека - с юных лет почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Необратимые последствия могут повлечь равнодушие лиц, чье мнение для него имеет особенно важное значение.

Фундаментальная социальная потребность человека - потребность в самоуважении, в личностном признании - должна находить отклик в социально-положительной среде. К отклоняющимся формам поведения прибегает отклоненная социумом личность.

Несостоявшийся общесоциальный масштаб личностного самоизмерения индивид заменяет доступным для него асоциальным суррогатом. И вот уже физически слабый паренек, начавший пить и курить, начинает чувствовать себя «настоящим парнем». А первые его успехи в «деле» создают ему ореол «своего парня».

Утрированные поощрения главарей льстят его болезненному самолюбию. И только в этой асоциальной субкультуре индивид начинает находить смысл своего существования. У индивида укрепляется мотивация девиантного (отклоняющегося) поведения. Антинормативность становится нормой - таков парадокс девиантности.

Для формирования личности особенно опасны дефекты социализации в раннем возрасте, воздействия асоциального «социализатора», влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на формирующуюся личность оказывает первичный социализирующий коллектив - семья, сверстники, разнообразные малые и первичные группы.

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности.

В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (цельность личности).

Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.). Нормой для личности является пребывание в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, познание «радости завтрашнего дня», поиск возможностей актуализации своих способностей в трудных условиях, толерантность, способность к адекватным действиям в ситуации противодействия.

В построении жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна, т. е. способна к коррекции поведения.

На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью, без психических надломов. Источником своих удач и неудач считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск.

Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность и безнравственность. Обладая развитым чувством самоуважения, личность саморефлексивна - подвергает себя самоконтролю на основе своей Я-концепции.

Личность живет и действует на основе той конструкции, которую она сформировала в своей голове под влиянием конкретных жизненных условий.

Все регуляционные компоненты человеческой деятельности - познавательные, волевые и эмоциональные процессы - функционируют в неразрывном единстве и составляют психическую деятельность человека, особенности которой выступают как психические свойства личности.

Выделяя структурные компоненты личности, необходимо рассматривать их как комплексы психорегуляционных возможностей индивида. Личность - целостное психическое образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные возможности индивида (тип его

высшей нервной деятельности) закономерно определяют его темперамент - общие психодинамические особенности.

Эти особенности служат общим психическим фоном для проявления других психических возможностей индивида - познавательных, эмоциональных, волевых. Психические возможности, в свою очередь, связаны с направленностью личности, ее характером - общеадаптивными способами поведения.

Когда мы даем общую классификацию психических явлений (психические процессы, психические состояния, психические свойства личности), мы абстрагируем, искусственно дифференцируем, разъединяем эти явления. Когда же мы говорим о структуре психических свойств личности, мы интегрируем психические явления, личностно объединяем их.

Свойства личности составляют динамическую систему ее функциональных возможностей. Психические свойства многосистемны: они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Эти психические качества личности традиционно подразделяются на четыре группы: 1) темперамент, 2) направленность, 3) способность и 4) характер.

Система этих психических качеств и образует структуру личности.

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ § 7.1. ЧТО ТАКОЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»?Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика определения свойств личности Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение свойств личности (замкнутость – общительность, интеллект, сдержанность – экспрессивность, подтвержденность чувствам – высокая нормативность поведения,

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Передача психических состояний от личности к личности В процессе взаимодействия родители и подростки неразрывно связаны друг с другом. Они проявляют себя в совместном общем эмоциональном поле, в котором прежде всего видны их психические состояния. К ним относятся

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Социализация личности. А. А. Реан Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить.

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

3. Понятие и структура личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Социально-психологические особенности лич-ностиВ процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга,

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

55. Социализация личности Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, которому он

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

ЛЕКЦИЯ № 29. Социализация личности Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он

автора Войтина Юлия Михайловна

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Характерные изменения психических процессов и личности при различных психических заболеваниях Любое психическое заболевание проявляется нарушением психической деятельности. Возникновение большинства психических заболеваний обусловлено эндогенными факторами, к

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

9.2. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности Возрастные особенности экстраверсии - интроверсии. Н. В. Бирюковой с соавторами (1976) показана возрастная динамика параметра экстраверсия - интроверсия (рис. 9.1). Число интровертов среди детей снижается от

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

§ 1. Правовая социализация личности Правоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.Правовая социализация личности - включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью

Из книги автора

Глава 4 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Из книги автора

69. Взаимосвязь темперамента и других свойств личности Темперамент и отношения. Картина поведения человека в рамках темперамента может определяться отношениями человека, которые временно маскируют или видоизменяют естественные, или, точнее, характерные, для данного

Личность - это то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь.

А. Н. Леонтьев

ЛИЧНОСТЬ

Общее понятие о личности

Личность сложна и многогранна. Вопросы, связанные с ее изучением, привлекают внимание философов, экономистов, педагогов, социологов и представителей других наук. Разделение аспектов изучения личности между различными науками не исключает их взаимосвязи, поскольку сама личность представляет собой сложное, но целостное образование. Наиболее общее научное понимание личности - это человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией.

Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Будучи от рождения наделенным соответствующими биологическими предпосылками, человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности большое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятельность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, институт, предприятие и т. и.), его взаимоотношения с другими членами коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям.

Вместе с тем личность каждого человека характеризуется индивидуальными признаками. Как говорил известный русский критик В. Г. Белинский, каждый человек имеет свое лицо, то есть он является личностью, при этом имеет что-то общее с другими людьми и в то же время чем-то отличается от них.

К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается деятельность (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение.

Основу личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности, некоторые из них мы представили на схеме (схема 23).

Схема 23. Структура личности в представлении отечественных психологов

В целом можно отметить, что в психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

Направленность личности. К ней относится система убеждений, интересов, отношений. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной его деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он перед собой ставит.

Направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его.

Направленность - ведущее свойство личности, которое

определяется мировоззрением, системой потребностей и

мотивов; выражена в жизненных целях, в активной деятельности по их достижению.

Сферы проявления направленности:

  • бытовая - материальные устремления, культурные и эстетические потребности;
  • профессиональная - стремление достичь профессиональных высот, привязанность к избранной профессии;
  • психологическая - идейность, патриотичность, политическая зрелость и т. п.

Способности. Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности показывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик очень хорошо усваивает математику, у другого великолепный голос и музыкальный слух, третий легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки определенных способностей. Знание их позволяет понять, кем может стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним. Подробнее данная тема будет рассмотрена далее.

Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные особенности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах. Психологические особенности темперамента и характера нами будут рассмотрены в следующих главах.

Самосознание личности. Самосознание позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура (схема 24).


Схема 24. Структура самосознания

Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат - система знаний о себе, своих возможностей, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет компонент самосознания - само-отношение. Эмоциональное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ-Я», на основании которого формируется самооценка. Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей COOT-ветственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

Рассмотренная нами структура самосознания достаточно схематична, поэтому представляется целесообразным привести точку зрения одного из современных отечественных психологов - В. В. Столина, что «единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной или эмоциональной форме, и не образы плюс самооценки. Единицей самосознания личности является конфликтный смысл Я, отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, конфликт его мотивов и видов деятельности. Это столкновение осуществляется посредством поступков, которые являются пусковым моментом формирования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл Я запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах. Следовательно, единица самосознания (конфликтный смысл Я) - это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа».

Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремится сформировать у воспитуемого. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности - одна из важнейших задач психологической науки.

В психологии существует множество определений личности. Психологический словарь дает следующие определение - личность это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Бехтерев определяет личность как самостоятельную особь со своим психическим укладом и индивидуальным отношением к окружающему миру.

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Личность -- это конкретный человек, в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон личности.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности -- ее потребностно-мотивационная сфера -- это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств, чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.

А.Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

Темперамент (структуру природных свойств);

Направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);

Способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности - это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

К.К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

Индивидуальные особенности различных психических процессов.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

Статус и социальные функции-роли;

Мотивация поведения и ценностные ориентации;

Структура и динамика отношений.

С позиций А.Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерархическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь - соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов.

Концепция А. Н. Леонтьева предполагает сочетание анализа процессов и функций личности с анализом устройства внутреннего мира личности, «описание мира человека не извне, а изнутри, через призму личностных структур, опосредующих его мировосприятие»

Для анализа личности необходимо выделить элементы, в которых отражались бы ее реальные отношения с миром, и эта необходимость ведет к смысловой сфере как к предмету психологии личности. В основе представлений об этой сфере лежит понятие личностного смысла, введенное А.Н. Леонтьевым. Личностный смысл выступает как «пристрастное отношение процессов психики к процессам жизни субъекта, его сознания к бытию» (Леонтьев А.Н.).

Обобщая вышесказанное можно говорить что, при изучении личности акцент производится на свойствах (особенностях) как устойчивых компонентах личности.

Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности.

Направленность личности -- ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.

Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности.

Направленность личности -- это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

Общую направленность личности, определяет мировоззрение, целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, -- оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Мировоззрение служит высшим регулятором поведения личности. Импульс к действию, возникший под влиянием внутренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с моральными ценностными взглядами человека.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности.

Способности - совокупность врожденных и приобретенных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде.

Характер (в переводе с греческого -- печать, чеканка, оттиск) -- совокупность ярко выраженных и относительно устойчивых черт человека, накладывающие отпечаток на его поведение и поступки.

Характер -- это целостное образование, включающее самые разнообразные свойства психического склада личности.

Тип характера -- относительно устойчивое образование, но он вместе с тем и пластичен. Под влиянием обстоятельств жизни, воспитания, требований общества и требований человека к самому себе тип характера развивается и изменяется.

Характер -- система устойчивых мотивов и способов сведения, образующих поведенческий тип личности.

Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности.

Четвертый компонент -- темперамент, динамическая характеристика психических явлений человека.

Под темпераментом понимаются природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Ведущими компонентами темперамента являются:

Общая психическая активность индивида (стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; она колеблется от вялости, инертности, созерцательности до энергичности, стремительности действий, постоянного подъема);

Моторный компонент (быстрота, резкость, ритм, сила, амплитуда мышечных движений и особенностей речи);

Эмоциональность (характеризуется особенностями возникновения, протекания и прекращения разнообразных эмоций); к ней в первую очередь относятся впечатлительность (эмоциональная чувствительность), импульсивность (быстрота возникновения и проявления эмоций без взвешивания их последствий) и эмоциональная лабильность (скорость переключения с одного вида переживаний на другие).

Поведение личности --- это реализация ее психических регуляционных качеств в социально значимой сфере жизнедеятельности.

Поведенческие акты человека взаимосвязаны, системны. Деятельность, поведение возникают на основе потребности их реализация начинается с мотивационных побуждений. Все регуляционные компоненты человеческой деятельности познавательные, волевые и эмоциональные функционируют в неразрывном единстве и составляют психическую деятельность человека, особенности которой выступают как психические свойства личности.

Личность -- целостное психическое образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные возможности индивида (тип его высшей нервной деятельности) закономерно определяют его темперамент -- общие психодинамические особенности. Эти особенности служат общим психическим фоном для проявления других психических возможностей индивида -- познавательных, эмоциональных, волевых. Психические возможности, в свою очередь, связаны с направленностью личности ее характером.

Темперамент, характер, ценностные ориентации личности -- все это проявления комплексов регуляционных возможностей индивида. Свойства личности составляют динамическую систему ее функциональных возможностей.

Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Система этих психических качеств и образует структуру особенностей личности.

Не секрет, что каждый из нас обладает рядом индивидуальных психических свойств, что делают личность многогранной, непохожей на окружающих. Это дано от рождения, благодаря чему человек способен регулировать собственное , поступки, основываясь на индивидуальных способностях.

Важно отметить, что под психическими свойствами понимают особенности, значимые и постоянные по своим характеристикам, которым свойственна устойчивость, проявляющаяся в определенный отрезок времени. Ярким примером тому может послужить следующее: на данный момент времени вас что-то или может даже кто-то раздражает, в итоге о вас можно сказать, что вы раздражительная личность, но именно в это мгновение. Исходя из этого, данное психическое свойство устойчиво, но на определенное время. Вы ведь не можете быть постоянно чем-то недовольны, раздражены.

Структура психических свойств личности

Именно совокупность нижеприведенных качеств и образует психическую структуру человека:

1. Характер, личностные ценности, - эти свойства, присущи каждому человеку, являют собой полную динамическую, развивающуюся картину функциональных возможностей каждого из нас.

2. Личностные свойства, проявляющиеся в разном виде в зависимости от обстоятельств, ситуации и вашего окружения (так, человек способен быть субъектом познания, коммуникации, общественной деятельности).

3. Качества, выражаемые лишь во время взаимодействия между себе подобными:

  • характер;
  • темперамент;
  • направленность;
  • личностные умения.

4. Психический склад, что дает о себе знать в момент, когда вы сталкиваетесь с решением жизненно важных ситуаций.

Психические свойства и состояния личности

Если психические свойства являются личностными, постоянно повторяющимися характеристиками, то состояния описывают психическое функционирование, опираясь на данный момент времени. Они дают характеристику психике, основываясь на качествах, работоспособности и пр. Их различают в зависимости от:

  • эмоциональной формы (радость, уныние и пр.);
  • уровня напряжения психического характера;
  • интенсивности;
  • состояния (положительные, отрицательные);
  • психофизиологического источника;
  • длительности состояния (постоянные или временные).

Характер, как психическое свойство личности

Характер - совокупность способов поведения человека, основанных на жизненной позиции личности. Помимо этого, характер является некой особенностью ее психики. В нем закреплены особенности ее воспитания, индивидуальности, социализации. Некоторые черты характера, являющиеся лидирующими, определяют основной личностный облик. Главным и наиболее существенным в качествах характера есть уравновешенность каждой его черты. В случае, когда выполняется такое условие, человек с гармоническим характером уверен в собственных силах, умеет достигать поставленных целей, придерживаясь при этом последовательности.

Способности, как психическое свойство личности