Социальное обслуживание граждан пенсионного возраста и инвалидов относится к основной форме защиты населения. Целью данной программы является позволить гражданам, которые нуждаются в социальной адаптации, как можно дольше пребывать в привычной среде, защита их интересов и прав.

Кто может получить данный вид поддержки

Соцобслуживание положено гражданам престарелого возраста и людям, с официально признанной инвалидностью. Исходя из законодательства, к первой категории относится лицо, достигшее определенного возраста, после выхода на пенсию. Подтверждением данного факта считается паспорт. Факт признания инвалидности подтверждается документально на медико-социальную экспертизу (МСЭК), исходя из следующих принципов:

  • При наличии стойкого нарушения здоровья, которое обусловлено травмами, дефектами.
  • Имеется частичная или полная утрата самообслуживания, передвижения, самоконтроля, общения, обучения, занятия трудовой деятельностью.
  • Имеется потребность в соцзащите, реабилитационных мерах.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста имеет несколько форм. Они предусматриваются Федеральным Законом.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.

Если человек проживает в помещении, не имеющем центрального водоснабжения, отопления, то ФЗ предусмотрено включение в перечень надомных услуг, предоставляемых отделом социальной защиты, помощь по обеспечении водой, топливом. Кроме того, предусмотрено право пожилых и инвалидов на получение дополнительных услуг, которые могут быть полностью или частично оплачены.

К ним относятся:

  • нахождение в учреждении, направленном на социальное обслуживание. Оно предполагает дневное и ночное пребывание;
  • срочное сопровождение;
  • нахождение граждан в пансионате, доме-интернате;
  • круглосуточное наблюдение за здоровьем;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • кормление ослабленного больного;
  • выполнение медицинской процедуры;
  • консультативное сопровождение.

На заметку, обслуживание на дому производит работник отдела социальной помощи населению.

Социально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных людей может производиться на временной или постоянной основе. Гражданам, имеющим заболевания психики, находящимся на стадии обострения, страдающим хроническим алкоголизмом, венерическими заболеваниями, активным туберкулезом, являющимся бактерионосителями, данное обслуживание не проводится. Поскольку для них требуется лечение в специальном учреждении.

Социально-медицинское сопровождение

Социальное-медицинское сопровождение в домашних условиях направлено на решение актуальных проблем людей престарелого возраста, страдающих от психических заболеваний, находящихся на длительной ремиссии, от онкологии на поздней стадии. Правовое регулирование данных вопросов проводится органами исполнительской власти региона. К сведению, инвалиды могут получить временное жилое помещение в домах жилищного фонда для социальных нужд.

Полустационарный вид помощи

Данная система обслуживания позволяет решать следующие вопросы:

  • социально-бытового характера;
  • культурного сервиса;
  • медицинского наблюдения;
  • организацию питательного процесса;
  • обеспечения активности человека.

Полустационарные услуги полагаются престарелым лицам, людям с инвалидностью, сохранившим способность к движению, самостоятельному обслуживанию, не имеющим противопоказаний медицины для зачисления в данное учреждение. Решение о получении права на вид услуг полустационарного типа принимается руководителем учреждения после письменно оформленного заявления и справки о состоянии здоровья заявителя.

Человеку могут предоставить следующие услуги: получение одноразового питания, ночлега, доврачебной помощи, направление на лечение, оформление в дом для престарелых или инвалидов, санитарную обработку, содействие в оформлении или перерасчете пенсии, помощь при трудоустройстве, содействие в оформлении документов, страхового полиса.

Полустационарное обслуживание может быть отказано носителям бактерий, вирусов, гражданам, которые являются хроническими алкоголиками, с активной формой туберкулеза, при наличии тяжелых расстройств психики, венерологических заболеваний, требующих лечения в специализированном заведении.

Данная помощь оказывается следующим слоям населения:

  • гражданам России, иностранцам, имеющим вид на жительство;
  • людям, зарегистрированным по месту жительства или имеющим регистрацию по месту пребывания;
  • инвалидам;
  • лицам пожилого возраста.

Стационарное обслуживание

Стационарное обслуживание направлено на получение гражданами разных видов помощи. Данное социальное сопровождение имеет некоторые принципы:

  • помощь оказывается лицам частично, полностью утратившим способность к обслуживанию, людям, которым требуется постоянный уход, наблюдение;
  • стационарные учреждения способны обеспечить необходимые санитарно-гигиенические требования;
  • предоставляется уход медицинская, санитарная помощь;
  • позволяет провести МСЭК, чтобы установить группу инвалидности или продлить ее;
  • позволяет получить социальную адаптацию, медицинскую реабилитацию;
  • позволяет обеспечить посещение священнослужителя, адвоката, родственников, нотариуса;
  • предоставляет помещение для проведения религиозных обрядов.

Стационарные учреждения создают наиболее адекватные условия исходя из возраста, состояния здоровья, обеспечивают не только медицинскую помощь, но и реабилитацию и отдых. У данных заведений имеются следующие особенности. Стационарное обслуживание производится в домах для престарелых людей и инвалидов. Они принимают граждан, которые достигли пенсионного возраста, инвалидов первой и второй группы, не имеющих родственников, обязанных их содержать.

Дома-интернаты принимают людей только с 1 группой инвалидности 18-40 лет, не имеющих трудоспособных детей, родителей. В детском доме-интернате содержатся дети 4-18 лет с физическими и умственными патологиями. Важным условием считается разделение детей с умственными заболеваниями от физических.

Психоневрологический интернат принимает людей, которые страдают заболеваниями психической сферы, нуждаются в помощи третьих лиц, медицинском обслуживании вне зависимости от наличия трудоспособных родственников. Социальный дом-интернат принимает лиц, которые систематически нарушают внутренние распорядки, занимаются попрошайничеством, бродяжничеством.

Заведения стационарного типа оказывают медицинскую помощь, реабилитационные услуги, помогают в быту, организуют трудовую деятельность. Путевка в дом-интернат дается отделом социальной помощи на основании заявления, подписанного представителем больного, медицинской карты. После того, как лицо признается недееспособным, оно помещается в стационар.

На заметку, если состояние здоровья позволяет, то с разрешения директора больной или престарелый человек имеет возможность на временное выбывание из интерната.

Срочное обслуживание

Данный вид направлен на получение необходимой неотложной помощи для пожилых людей и молодых, находящихся на инвалидности. Сопровождение носит разовый характер и направлено на решение материально-бытовых вопросов следующими типами услуг:

  • получение горячего питания, продуктового набора;
  • получение обуви, одежды, необходимых предметов;
  • получение разовой материальной помощи;
  • обеспечение временным жильем;
  • получение консультации юриста;
  • получение срочной помощи медиков, социальных работников, священнослужителей.

Срочное оказание помощи проводится для людей, которые находятся в остром социальном положении. Помощь может оказываться следующим слоям населения: неработающим малоимущим, одиноким пенсионерам, инвалидам, семьям, которые состоят из пенсионеров, где не имеется работоспособных членов семьи, при среднедушевом доходе ниже уровня прожиточного минимума, гражданам, которые потеряли близкого родственника и не имеют средств на его погребение.

При обращении за помощью в местное отделение соцзащиты необходимо предъявить:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство об инвалидности;
  • справку о составе семьи;
  • справку о доходах за 3 месяца.

На заметку, срочную социальную помощь осуществляет муниципальный центр соцзащиты населения.

Социально-консультативный вид помощи

Социально-консультативное сопровождение направлено на адаптацию инвалидов в социуме, способствует снятию напряженности в отношениях, создает благоприятную обстановку в семье, обеспечивает связь в обществе, государстве. Инвалидам оказывается социальная поддержка в решении проблем путем выявления граждан, которые нуждаются в консультации, профилактики социальных отклонений, работы с семьей, в которой проживают инвалиды.

Проводятся организации досуга пожилых людей и инвалидов, консультации в области профориентации, обучения, дальнейшего трудоустройства, обеспечения государственными учреждениями необходимого образца, общественными организациями, помогающих бороться с общими проблемами, оказывается правовая консультация. Социально-консультативную помощь оказывает муниципальный центр соцобслуживания, местный отдел социальной защиты населения.

Другие услуги

Исходя из законодательства РФ у инвалидов имеется право на получение следующих социальных услуг: получение бесплатной медицинской помощи, обеспечение необходимыми лекарственными средствами, отпускаемыми по рецепту врача в соответствии с определенным перечнем, получение санаторно-курортного лечения, льготный проезд на общественном, речном, железнодорожном, воздушном транспорте.


Инвалиды получают бесплатные путевки, при отказе от которых выплачивается компенсация

У инвалида имеется право на отказ от пользования перечисленными услугами и получение ежемесячной ЕДВ. Данная сумма в 2019 году составляет:

  • инвалидам 3 группы – 2073, 51 руб.;
  • инвалидам 2 группы – 2590,24 руб.;
  • инвалидам 1 группы – 3626,98 руб.;
  • детям-инвалидам – 2590,24 руб.

Социальное обслуживание направлено на адаптацию, получение медицинской помощи, реабилитацию, консультацию инвалидам и людям пожилого возраста. Эти моменты регулируются законодательством РФ.

Сеть стационарных учреждений социального обслуживания в России представлена 1400 учреждениями, подавляющее большинство которых (1222, или 87,3% их общего числа) обслуживают граждан пожилого возраста, в том числе 685 (56,0% общего количества учреждений) домами-интернатами для престарелых и инвалидов (общего типа), включая 40 специальных учреждений для престарелых и инвалидов, вернувшихся из мест отбывания наказания; 442 (36,2%) психоневрологическими интернатами; 71 (5,8%) домом-интернатом милосердия для престарелых и инвалидов; 24 (2,0%) геронтологическими (геронтопсихиатрическими) центрами.

В стационарных учреждениях социального обслуживания в настоящее время проживает свыше 200 тыс. человек. В это число входят дети-инвалиды и люди трудоспособного возраста, нуждающиеся в постоянном уходе и медицинском обслуживании. Проживающих пожилого возраста насчитывалось 150-160 тыс. человек, что составляет чуть более 0,5% общей численности граждан старшего поколения.

За последние пять лет количество мест во всех стационарных учреждениях социального обслуживания увеличилось всего на 3,5%, в домах-интернатах общего типа - на 8,4%. В психоневрологических интернатах произошло снижение суммарной коечной мощности па 3,6%. Численность прожинающих в этих учреждениях изменилась примерно в тех же пропорциях: на 1.1 и 11,8 > больше и на 0,4% меньше соответственно.

Динамика развития как сети стационарных учреждений социального обслуживания, так и основных их типов не позволила полностью удовлетворить потребность граждан старшего поколения в стационарном социальном обслуживании, ликвидировать очередность на помещение в дома-интернаты, которая в целом увеличилась за 10 лет в 2,5 раза, в дома-интернаты общего типа - в 6,1 раза, в психоневрологические интернаты - в 2,1 раза.

Таким образом, несмотря на прирост числа стационарных учреждений социального обслуживания и численности проживающих в них, масштабы потребности в соответствующих услугах возрастали опережающими темпами и объем неудовлетворенного спроса увеличился.

В качестве положительных сторон динамики развития стационарных учреждений социального обслуживания следует указать улучшение условий проживания в них за счет сокращения среднестатистического числа обитателей и увеличения площади спален в расчете на одно койко-место почти до санитарных норм. Средняя вместимость дома-интерната общего типа за 13 лет уменьшилась с 293 до 138 мест (более чем в два раза), психоневрологического интерната - с 310 до 297 мест. Средняя площадь комнат для проживания увеличилась до 6,91 и 5,91 м2 соответственно. Приведенные показатели отражают тенденцию разукрупнения существующих стационарных учреждений социального обслуживания, повышения комфортности проживания в них. Во многом отмеченная динамика обусловлена расширением сети домов-интернатов малой вместимости.

В течение последнего десятилетия развивались специализированные учреждения социального обслуживания - геронтологические центры и дома-интернаты милосердия для престарелых и инвалидов. В них разрабатываются и апробируются технологии и методики, соответствующие современному уровню предоставления социальных услуг пожилым людям и инвалидам. Однако темпы развития таких учреждений не в полной мере отвечают объективной социальной потребности.

В большинстве регионов страны геронтологических центров пока нет, что обусловлено главным образом существующими противоречиями в правовой и методологической обеспеченности деятельности данных учреждений. Вплоть до 2003 г. Минтрудом России геронтологическими центрами признавались только учреждения, имеющие стационары для постоянного проживания. В то же время Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (ст. 17) геронтологические центры не включены в номенклатуру стационарных учреждений социального обслуживания (подп. 12 п. 1) и выделены как самостоятельный тип социальной службы (подп. 13 п. 1). В реальности существуют и успешно функционируют различные геронтологические центры с дифференцированными видами и формами социального обслуживания.

Например, Красноярский краевой геронтологический центр "Уют", созданный на базе санатория-профилактория, предоставляет ветеранам услуги реабилитационно-оздоровительной направленности, используя форму полустационарного обслуживания.

Подобный подход практикует наряду с научной и организационно-методической деятельностью и созданный в 1994 г. в числе первых Новосибирский областной геронтологический центр.

Функции домов милосердия во многом взяли па себя геронтологический центр "Екатеринодар" (Краснодар) и геронтологический центр в Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа.

В целом данные статистической отчетности свидетельствуют о том, что геронтологические центры в большей степени выполняют задачи но уходу, предоставлению медицинских услуг и паллиативной помощи, скорее свойственные домам милосердия. В создавшейся ситуации лица, находящиеся на постельном режиме и нуждающиеся в постоянном уходе, составляют в геронтологических центрах 46,6% всех проживающих, а в домах-интернатах милосердия, специально предназначенных для обслуживания такого контингента, - 35,0%.

Часть геронтологических центров, например геронтологический центр "Переделкино" (Москва), геронтологический центр "Вишенки" (Смоленская область), геронтологический центр "Спутник" (Курганская область), выполняют ряд функций, недостаточно полно реализуемых лечебно-профилактическими учреждениями, тем самым удовлетворяя существующие потребности лиц старшего возраста в медицинском обслуживании. Однако при этом могут отойти на задний план собственные функции и задачи геронтологических центров, для выполнения которых они создаются.

Анализ деятельности геронтологических центров позволяет сделать вывод о том, что в ней должна преобладать научно-прикладная и методическая направленность. Такие учреждения призваны способствовать формированию и реализации научно обоснованной региональной социальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов. Нет необходимости открывать много геронтологических центров. Достаточно иметь одно такое учреждение, находящееся в ведении регионального органа социальной защиты населения, в каждом субъекте РФ. Оказанием текущих социальных услуг, в том числе и по уходу, должны заниматься специально предназначенные для этого дома-интернаты общего типа, психоневрологические интернаты и дома милосердия.

Пока, не имея серьезной методологической поддержки от федерального центра, руководители территориальных органов социальной защиты населения не торопятся создавать специализированные учреждения, предпочитая при необходимости открывать геронтологические (чаще геронтопсихиатрические) отделения и отделения милосердия в уже существующих стационарных учреждениях социального обслуживания.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Российской Федерации представляет собой многокомпонентную структуру, в которую входят социальные учреждения и их подразделения (службы), предоставляющие услуги пожилым людям. В настоящее время принято выделять такие формы социального обслуживания, как стационарное, полустационарное, нестационарное социальное обслуживание и срочная социальная помощь.

Многие годы система социального обслуживания пожилых граждан была представлена только стационарными учреждениями социального обслуживания. В нее входили дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа и частично психоневрологические интернаты. В психоневрологических интернатах проживают как инвалиды трудоспособного возраста с соответствующими патологиями, так и лица старшего возраста, нуждающиеся в специализированной психиатрической или психоневрологической помощи. Государственная статистическая отчетность по психоневрологическим интернатам (форма № 3-собес) не предусматривает выделение численности лиц старше трудоспособного возраста в составе их контингента. По различным оценкам и результатам исследований можно судить, что среди проживающих в таких учреждениях насчитывается до 40~50% пожилых людей с нарушениями психики.

С конца 80-х - начала 90-х гг. прошлого века, когда в стране на фоне прогрессирующего старения населения резко ухудшилось социально-экономическое положение значительной части граждан, в том числе лиц пожилого возраста, возникла острая потребность в переходе от прежней системы социального обеспечения к новой - системе социальной защиты населения.

Опыт зарубежных стран свидетельствовал о правомерности использования в целях обеспечения полноценного социального функционирования стареющего населения системы нестационарных социальных служб, приближенных к месту постоянного расположения привычных для пожилых людей социальных сетей и эффективно способствующих активности и здоровому долголетию старшего поколения.

Благоприятным фундаментом для реализации такого подхода являются Принципы ООН, принятые в отношении пожилых людей, - “Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста” (1991), а также рекомендации Мадридского международного плана действий по проблемам старения (2002). Возраст выше трудоспособного (пожилые годы, старость) начинает рассматриваться мировым сообществом как третий возраст (после детства и зрелости), имеющий свои достоинства. Пожилые люди могут продуктивно адаптироваться к смене своего социального статуса, а общество обязано создать им для этого необходимые условия.

По мнению социальных геронтологов, одним из основных факторов успешной социальной адаптации пожилых людей является сохранение их потребности в социальной активности, в выработке курса позитивной старости.

В решении задачи по созданию условий для реализации личностного потенциала пожилых россиян важная роль отводится развитию инфраструктуры нестационарных учреждений социального обслуживания, которые наряду с оказанием медико-социальной, психологической, экономической и другой помощи должны обеспечивать поддержку досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности граждан старшего возраста, способствовать проведению образовательнопросветительской работы в их среде.

В оперативном порядке было начато формирование структур, оказывающих срочную социальную помощь и обслуживающих пожилых людей на дому. Постепенно они трансформировались в самостоятельные учреждения - центры социального обслуживания. Первоначально центры создавались как социальные службы, реализующие надомные услуги, однако социальная практика выдвинула новые задачи и подсказала соответствующие формы работы. Полустационарное социальное обслуживание стали осуществлять открываемые при центрах социального обслуживания отделения дневного пребывания, отделения временного проживания, социально-реабилитационные отделения и другие структурные подразделения.

Комплексность социального обслуживания, использование технологий и подходов, которые необходимы конкретному пожилому человеку и доступны в имеющихся социальных условиях, стали характерными чертами формирующейся системы социального обслуживания лиц старшего возраста. Все новые службы и их структурные подразделения создавались как максимально (в организационном и территориальном отношении) приближенные к пожилым людям. В отличие от прежних стационарных служб, относящихся к ведению региональных органов социальной защиты, центры социального обслуживания имеют как региональную, так и муниципальную принадлежность.

Одновременно подвергалась преобразованиям и система стационарного социального обслуживания: к задачам по предоставлению медицинского обслуживания и ухода добавились функции сохранения социальной включенности пожилых людей, их активного, деятельного жизненного стиля; начали создаваться геронтологические (геронтопсихиатрические) центры, дома-интернаты милосердия для престарелых и инвалидов, нуждающихся в социально-медицинском обслуживании повышенного уровня, паллиативном уходе.

Силами местных сообществ, а также предприятий, организаций и частных лиц создаются стационарные социальные учреждения малой вместимости - мини-интернаты (минипансионаты), в которых проживают до 50 престарелых граждан из числа местных жителей или в прошлом работников данной организации. Некоторые из таких учреждений работают в полу- стационарном режиме - принимают пожилых людей преимущественно на зимний период, а в теплое время года проживающие возвращаются домой, к своим приусадебным участкам.

В 1990-е гг. в системе социальной защиты населения появились учреждения санаторно-курортного типа -- социальнооздоровительные (социально-реабилитационные) центры, которые создавались прежде всего из экономических соображений (санаторно-курортные путевки и проезд к месту лечения довольно дороги). Эти учреждения принимают пожилых граждан по направлению органов социальной защиты на социально-бытовое и медицинское обслуживание, курсы которого рассчитаны на

24-30 дней. В ряде регионов осуществляются такие формы работы, как “санаторий на дому” и “амбулаторно-поликлинический санаторий”, которые предусматривают проведение лекарственного лечения, необходимых процедур, доставку питания пожилым людям, ветеранам и инвалидам по месту проживания или предоставление этих услуг в поликлинике либо в центре социального обслуживания.

В настоящее время система социальной защиты населения располагает также специальными домами для одиноких престарелых граждан, социальными столовыми, социальными магазинами, социальными аптеками и службами “Социальное такси”.

Стационарные учреждения социального обслуживания пожилых людей и инвалидов. Сеть стационарных учреждений социального обслуживания в России представлена свыше 1400 учреждениями, подавляющее большинство которых (1222) обслуживают граждан пожилого возраста, в том числе 685 домов-интернатов для престарелых и инвалидов (общего типа), включая 40 специальных учреждений для престарелых и инвалидов, вернувшихся из мест отбывания наказания; 442 психоневрологических интерната; 71 дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов; 24 геронтологических (геронтопсихиатрических) центра.

За десять лет (с 2000 г.) численность стационарных учреждений социального обслуживания пожилых и инвалидов выросла в 1,3 раза .

В целом среди проживающих в стационарных учреждений социального обслуживания пожилых людей женщин больше (50,8%), чем мужчин. Заметно больше женщин проживает в геронтологических центрах (57,2%) и в домах милосердия (66,5%). В психоневрологических интернатах удельный вес женщин (40,7%) значительно меньше. Видимо, женщины относительно легче справляются с социально-бытовыми проблемами на фоне серьезного ухудшения здоровья в пожилом возрасте и дольше сохраняют способность к самообслуживанию.

На постоянном постельном режиме в стационарных учреждениях социального обслуживания находится треть проживающих (33,9%). Поскольку продолжительность жизни пожилых людей в таких учреждениях превосходит среднюю для данной возрастной категории, многие из них в течение нескольких лет пребывают в подобном состоянии, которое ухудшает качество их жизни и ставит сложные задачи перед персоналом домов- интернатов.

В настоящее время в законодательстве закреплено право каждого пожилого человека, нуждающегося в постоянном уходе, на получение стационарного социального обслуживания. При этом отсутствуют нормативы создания домов-интернатов в тех или иных местностях. Учреждения размещаются по территории страны и по отдельным субъектам Российской Федерации довольно неравномерно.

Динамика развития как сети стационарных учреждений социального обслуживания, так и основных их типов не позволила полностью удовлетворить потребность граждан старшего поколения в стационарном социальном обслуживании, ликвидировать очередность на помещение в дома-интернаты, которая в целом увеличилась за 10 лет почти в 2 раза.

Таким образом, несмотря на прирост числа стационарных учреждений социального обслуживания и численности проживающих в них, масштабы потребности в соответствующих услугах возрастает опережающими темпами и объем неудовлетворенного спроса увеличился.

В качестве положительных сторон динамики развития стационарных учреждений социального обслуживания следует указать улучшение условий проживания в них за счет сокращения среднестатистического числа обитателей и увеличения площади спален в расчете на одно койко-место почти до санитарных норм. Наметилась тенденция разукрупнения существующих стационарных учреждений социального обслуживания, повышения комфортности проживания в них. Во многом отмеченная динамика обусловлена расширением сети домов-интернатов малой вместимости.

В течение последнего десятилетия развивались специализированные учреждения социального обслуживания - геронтологические центры и дома-интернаты милосердия для престарелых и инвалидов. В них разрабатываются и апробируются технологии и методики, соответствующие современному уровню предоставления социальных услуг пожилым людям и инвалидам. Однако темпы развития таких учреждений не в полной мере отвечают объективной социальной потребности.

В большинстве регионов страны геронтологических центров практически нет, что обусловлено главным образом существующими противоречиями в правовой и методологической обеспеченности деятельности данных учреждений. Вплоть до 2003 г. Минтрудом России геронтологическими центрами признавались только учреждения, имеющие стационары для постоянного проживания. В то же время Федеральным законом “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (ст. 17) геронтологические центры не включены в номенклатуру стационарных учреждений социального обслуживания (подп. 12 п. 1) и выделены как самостоятельный тип социальной службы (подп. 13 п. 1). В реальности существуют и успешно функционируют различные геронтологические центры с дифференцированными видами и формами социального обслуживания.

Например, Красноярский краевой геронтологический центр “Уют”, созданный на базе санатория-профилактория, предоставляет ветеранам услуги реабилитационно-оздоровительной направленности, используя форму полустационарного обслуживания.

Подобный подход практикует наряду с научной и организационно-методической деятельностью и Новосибирский областной геронтологический центр.

Функции домов милосердия во многом взяли на себя геронтологический центр “ Екатеринодар” (г. Краснодар) и геронтологический центр в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа.

Практика показывает, что геронтологические центры в большей степени выполняют задачи по уходу, предоставлению медицинских услуг и паллиативной помощи, скорее свойственные домам милосердия. В создавшейся ситуации лица, находящиеся на постельном режиме и нуждающиеся в постоянном уходе, составляют в геронтологических центрах почти половину всех проживающих, а в домах-интернатах милосердия, специально предназначенных для обслуживания такого контингента, - свыше 30%.

Часть геронтологических центров, например геронтологический центр “Переделкино” (Москва), геронтологический центр “Вишенки” (Смоленская область), геронтологический центр “Спутник” (Курганская область), выполняют ряд функций, недостаточно полно реализуемых лечебно-профилактическими учреждениями, тем самым удовлетворяя существующие потребности лиц старшего возраста в медицинском обслуживании. Однако при этом могут отойти на задний план собственные функции и задачи геронтологических центров, для выполнения которых они создаются.

Анализ деятельности геронтологических центров позволяет сделать вывод о том, что в ней должна преобладать научноприкладная и методическая направленность. Такие учреждения призваны способствовать формированию и реализации научно обоснованной региональной социальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов. Нет необходимости открывать много геронтологических центров. Достаточно иметь одно такое учреждение, находящееся в ведении регионального органа социальной защиты населения, в каждом субъекте Российской Федерации. Оказанием текущих социальных услуг, в том числе и по уходу, должны заниматься специально предназначенные для этого дома-интернаты общего типа, психоневрологические интернаты и дома милосердия.

Пока, не имея серьезной методологической поддержки от федерального центра, руководители территориальных органов социальной защиты населения не торопятся создавать специализированные учреждения, предпочитая при необходимости открывать геронтологические (чаще геронтопсихиатрические) отделения и отделения милосердия в уже существующих стационарных учреждениях социального обслуживания.

Нестационарные и полустационарные формы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов. Подавляющее большинство пожилых людей и инвалидов предпочитают получать и получают социальные услуги в формах нестационарного (надомного) и полустационарного социального обслуживания, а также срочной социальной помощи. Количество пожилых людей, обслуженных вне стационарных учреждений, составляет свыше 13 млн человек (около 45% всего пожилого населения страны). Численность граждан старшего возраста, проживающих в домашних условиях и получающих от социальногеронтологических служб услуги различного вида, превышает численность пожилых обитателей стационарных учреждений социального обслуживания почти в 90 раз.

Основным типом нестационарных социозащитных служб муниципального сектора являются центры социального обслуживания, реализующие нестационарную, полу стационарную формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и срочную социальную помощь.

С 1995 года по настоящее время количество центров социального обслуживания увеличилось практически в 20 раз. В современных условиях отмечаются сравнительно невысокие темпы прироста сети центров социального обслуживания (менее 5% в год). Основная причина состоит в отсутствии у муниципалитетов необходимых финансовых средств и материальных ресурсов. В определенной степени по этой же причине существующие центры социального обслуживания стали преобразовываться в комплексные центры социального обслуживания населения, предоставляющие целый ряд социальных услуг всем категориям малообеспеченных и социально уязвимых граждан.

Само по себе количественное сокращение сети центров социального обслуживания не обязательно представляет собой тревожное явление. Возможно, учреждения были открыты без должного обоснования, и население соответствующих регионов не нуждается в их услугах. Может быть, отсутствие центров или сокращение их количества при наличии потребности в их услугах обусловлено субъективными причинами (использование модели социального обслуживания, отличающейся от общепринятой, или отсутствие необходимых финансовых средств).

Каких-либо расчетов потребности населения в услугах центров социального обслуживания не существует, есть только ориентиры: в каждом муниципальном образовании должен быть как минимум один центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (или комплексный центр социального обслуживания населения).

Ускорение развития центров возможно только при высокой заинтересованности государственных структур и соответствующей финансовой поддержке муниципальных образований, что сегодня представляется малореальным. Но возможна смена ориентиров при определении потребности в центрах социального обслуживания с муниципального образования на численность пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании.

Надомная форма социального обслуживания. Данная форма, предпочитаемая пожилыми людьми, наиболее эффективна по соотношению “ресурсы - результаты”. Надомное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов реализуется через отделения социального обслуживания на дому и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, которые чаще всего являются структурными подразделениями центров социального обслуживания. Там, где таких центров нет, отделения функционируют в составе органов социальной защиты населения и реже - в структуре стационарных учреждений социального обслуживания.

Довольно быстро развиваются специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, предоставляющие дифференцированные медицинские и иные услуги. Доля лиц, обслуженных этими отделениями, в общей численности обслуженных всеми отделениями надомного обслуживания пожилых людей и инвалидов с 90-х гг. прошлого столетия возросла более чем в 4 раза.

Несмотря на значительное развитие сети рассматриваемых отделений, численность пожилых людей и инвалидов, состоящих на учете и ожидающих своей очереди для принятия на надомное обслуживание, сокращается медленно.

Серьезной проблемой социального обслуживания на дому остается организация предоставления социальных и социальномедицинских услуг пожилым людям, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях. В целом по стране доля клиентов отделений социального обслуживания в сельской местности составляет менее половины, клиентов отделений социально-медицинского обслуживания - чуть больше трети. Эти показатели соответствуют поселенческой структуре (соотношению городского и сельского населения) Российской Федерации, имеется даже некоторое превышение по услугам, оказываемым сельскому населению. При этом услуги сельскому населению сложно организовать, они наиболее трудоемкие. Учреждениям социального обслуживания в сельской местности приходится обеспечивать тяжелые работы - вскапывание огородов, доставку топлива.

На фоне повсеместного закрытия сельских лечебнопрофилактических учреждений наиболее тревожной представляется ситуация с организацией надомного социально-медицинского обслуживания пожилых селян. Ряд традиционно сельскохозяйственных территорий (Республика Адыгея, Удмуртская Республика, Белгородская, Волгоградская, Калужская, Костромская, Липецкая области) при наличии отделений социальномедицинского обслуживания не обеспечивают сельских жителей данным видом услуг.

Полустационарная форма социального обслуживания. Данная форма представлена в центрах социального обслуживания отделениями дневного пребывания, отделениями временного проживания и социально-реабилитационными отделениями. В то же время далеко не все центры социального обслуживания имеют указанные структурные подразделения.

В середине 90-х гг. прошлого столетия высокими темпами развивалась сеть отделений временного проживания, поскольку при наличии большой очередности в государственные стационарные учреждения социального обслуживания возникла острая необходимость в поиске альтернативного варианта.

За последние пять лет темпы прироста числа отделений дневного пребывания заметно снизились.

На фоне спада в развитии отделений дневного пребывания и отделений временного проживания более заметной становится деятельность социально-реабилитационных отделений. Хотя темпы их прироста и не очень высоки, численность обслуживаемых ими клиентов растет весьма существенно (за последние десять лет - в 2 раза).

Средняя мощность рассматриваемых подразделений практически не менялась и составила в среднем за год по отделениям дневного пребывания - 27 мест, по отделениям временного проживания - 21 место, по социально-реабилитационным отделениям - 17 мест.

Срочная социальная помощь. Наиболее массовой формой социальной поддержки населения в современных условиях является срочное социальное обслуживание. Соответствующие отделения функционируют в основном в структуре центров социального обслуживания, есть такие подразделения (службы) и в органах социальной защиты населения. Получить точную информацию о том, на какой организационной основе предоставляется указанный вид помощи, затруднительно, раздельных статистических данных не существует.

По оперативным данным (официальной статистики нет), полученным из ряда регионов, до 93% получателей срочной социальной помощи являются пожилыми людьми и инвалидами.

Социально-оздоровительные центры. С каждым годом все более видное место в структуре геронтологической службы занимают социально-оздоровительные центры. Базой для них чаще всего становятся бывшие санатории-профилактории, дома отдыха, пансионаты и пионерские лагеря, которые по разным причинам перепрофилируют направление своей деятельности.

В стране функционируют 60 социально-оздоровительных центров.

Безусловными лидерами в развитии сети социальнооздоровительных центров являются Краснодарский край (9), Московская область (7) и Республика Татарстан (4). Во многих регионах такие центры пока не созданы. В основном такие учреждения сосредоточены в Южном (19), Центральном и Приволжском (по 14) федеральных округах. Нет ни одного социально-оздоровительного центра в Дальневосточном федеральном округе.

Социальная помощь пожилым людям без определенного места жительства. По оперативным данным регионов, среди лиц без определенного места жительства и занятий регистрируется до 30% пожилых людей. В связи с этим учреждения социальной помощи указанной группе населения в некоторой степени занимаются и геронтологическими проблемами.

В настоящее время в стране действует свыше 100 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий на более чем 6 тыс. коек. Количество лиц, обслуженных учреждениями указанных типов, из года в год довольно заметно увеличивается.

Социальные услуги, предоставляемые пожилым людям и инвалидам в подобных учреждениях, носят комплексный характер - здесь не достаточно просто предоставить уход, социальнобытовое обслуживание, лечение и социально-медицинские услуги. Иногда пожилые люди и инвалиды с выраженной психоневрологической патологией не помнят своего имени, места происхождения. Необходимо восстановить социальный и нередко юридический статус клиентов, многие из которых утратили документы, не имеют постоянного жилья и поэтому их некуда отправить. Лица пенсионного возраста, как правило, оформляются на постоянное проживание в дома-интернаты или психоневрологические интернаты. Некоторые пожилые граждане данной группы оказываются способны к социальной реабилитации, восстанавливают свои трудовые навыки или получают новые умения. Таким людям оказывается помощь в получении жилья и работы.

Специальные дома для одиноких пожилых. Одиноким пожилым людям может быть оказана помощь через систему специальных домов, организационно-правовой статус которых остается спорным. Государственной статистической отчетностью специальные дома учитываются вместе с нестационарными и по- лустационарными структурами При этом они являются скорее не учреждениями, а типом жилья, в котором на оговоренных условиях проживают только пожилые люди. При специальных домах могут быть созданы службы социально-бытового назначения и даже размещаться филиалы (отделения) центров социального обслуживания.

Численность лиц, проживающих в специальных жилых домах, несмотря на нестабильное развитие их сети, медленно, но неуклонно растет.

Большинство специальных домов для одиноких престарелых граждан являются домами малой вместимости (менее 25 проживающих). Большинство из них расположены в сельской местности, только 193 специальных дома (26,8%) располагаются в городской местности.

Небольшие специальные дома не располагают службами социально-бытового назначения, но их жильцы, как и пожилые граждане, проживающие в домах других типов, могут получать услуги отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому.

Пока не все субъекты РФ имеют специальные дома. Их отсутствие в какой-то степени, хоть и далеко не во всех регионах, компенсируется выделением социальных квартир, количество которых составляет свыше 4 тыс., в них проживают более 5 тыс. человек. Более трети проживающих в социальных квартирах лиц получают социальные и социально-медицинские услуги на дому.

Другие формы социальной помощи пожилым. К деятельности системы социального обслуживания граждан старшего возраста и инвалидов с определенными оговорками можно отнести и обеспечение пожилых людей бесплатным питанием и товарами первой необходимости по доступным ценам.

Доля социальных столовых в общем количестве предприятий общественного питания, занимающихся организацией бесплатного питания, составляет 19,6%. Ими обслуживается порядка полумиллиона человек.

В системе социальной защиты населения успешно развивается сеть социальных магазинов и отделов. К ним прикреплено свыше 800 тыс. человек, что составляет почти одну треть лиц, обслуженных всеми специализированными магазинами и отделами (секциями).

Большинство социальных столовых и социальных магазинов входит в структуру центров социального обслуживания или комплексных центров социального обслуживания населения. Остальные находятся в ведении органов социальной защиты населения либо фондов социальной поддержки населения.

Статистические показатели деятельности данных структур отличаются значительным разбросом, а по некоторым регионам- некорректностью представленных сведений.

Несмотря на рост числа граждан, проживающих в стационарных учреждениях и обслуживаемых на дому, потребность пожилых людей в социальном обслуживании увеличивается.

Развитие системы социального обслуживания населения во всем многообразии его организационных форм и видов предоставляемых услуг отражает стремление отвечать различным потребностям граждан старшего поколения и нуждающихся в уходе инвалидов. Полному удовлетворению обоснованных социальных потребностей препятствует в первую очередь недостаток ресурсов в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях. Кроме того, следует указать и ряд субъективных причин (методологическая и организационная непроработан- ность некоторых видов социального обслуживания, отсутствие непротиворечивой идеологии, единого подхода к реализации социальных услуг).

  • Томилин М. А. Место и роль социального обслуживания в современных условиях как одного из важнейших компонентов социальнойзащиты населения // Социальное обслуживание населения. 2010. № 12.С. 8-9.
  • 2.5. История развития социальной геронтологии
  • 2.6. Социальные теории старения
  • Глава 3. Медицинские проблемы пожилого и старческого возраста
  • 3.1. Понятие здоровья в старости
  • 3.2. Старческие недомогания и старческая немощность. Способы их облегчения
  • 3.3. Образ жизни и его значение для процессов старения
  • 3.4. Последний уход
  • Глава 4. Феномен одиночества
  • 4.1. Экономические аспекты одиночества в старости
  • 4.2. Социальные аспекты одиночества
  • 4.3. Семейные отношения пожилых и старых людей
  • 4.4. Взаимопомощь поколений
  • 4.5. Роль домашнего ухода за беспомощными старыми людьми
  • 4.6. Стереотип старости в обществе. Проблема “отцов и детей”
  • Глава 5. Психическое старение
  • 5.1. Понятие о психическом старении. Психический упадок. Счастливая старость
  • 5.2. Понятие о личности. Соотношение биологического и социального в человеке. Темперамент и характер
  • 5.3. Отношение человека к старости. Роль личности в формировании психосоциального статуса человека в старости. Индивидуальные типы старения
  • 5.4. Отношение к смерти. Понятие об эвтаназии
  • 5.5. Понятие об аномальных реакциях. Кризисные состояния в геронтопсихиатрии
  • Глава 6. Высшие психические функции и их расстройства в старости
  • 6.1. Ощущение и восприятие. Их расстройства
  • 6.2. Мышление. Расстройства мышления
  • 6.3. Речь, экспрессивная и импрессивная. Афазия, ее виды
  • 6.4. Память и ее расстройства
  • 6.5. Интеллект и его расстройства
  • 6.6. Воля и влечения и их расстройства
  • 6.7. Эмоции. Депрессивные расстройства в старости
  • 6.8. Сознание и его расстройства
  • 6.9. Психические заболевания в пожилом и старческом возрасте
  • Глава 7. Адаптация к старости
  • 7.1. Профессиональное старение
  • 7.2. Принципы реабилитации в предпенсионном возрасте
  • 7.3. Мотивации продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста
  • 7.4. Использование остаточной трудоспособности пенсионеров по возрасту
  • 7.5. Адаптация к пенсионному периоду жизни
  • Глава 8. Социальная защита пожилых и старых людей
  • 8.1. Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста
  • 8.2. Социальное обслуживание пожилых и старых людей
  • 8.3. Пенсионное обеспечение по старости
  • 8.4. Пенсионное обеспечение по старости в Российской Федерации
  • 8.5. Социально-экономические проблемы пенсионеров в Российской Федерации в переходный период
  • 8.6. Истоки кризиса пенсионной системы в Российской Федерации
  • 8.7. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
  • Глава 9. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми
  • 9.1. Актуальность и значимость социальной работы
  • 9.2. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей
  • 9.3. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых старых людей
  • 9.4. Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми
  • 9.5. Медико-социальные взаимоотношения в обслуживании пожилых и старых людей
  • Список литературы
  • Содержание
  • Глава 9. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми 260
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 8.2. Социальное обслуживание пожилых и старых людей

    Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь, социально-средовое воздействие и морально-психологическую поддержку.

    Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания старых людей следующие:

      соблюдение прав человека и гражданина;

      предоставление государственных гарантий;

      обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для старых людей;

      преемственность всех видов социального обслуживания;

      ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;

      приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста.

    Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.

    К середине 1993 г. в Российской Федерации сложились несколько моделей социального обслуживания, которые были законодательно оформлены Законом РФ от 2 августа1995 г. “О социальном обслуживании граждан пожилого населения и инвалидов”. Согласно этому Закону, система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов социального обслуживания.

    Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

    Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

    Муниципальные центры социального обслуживания являются основной формой муниципального сектора, они создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

    В задачи муниципального центра социального обслуживания входит выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.

    Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми, получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.

    Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Сюда относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей. Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

    Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.

    Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.

    При получении социальных услуг пожилые и старые люди имеют право на:

      уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

      выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты субъектов РФ;

      информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

      согласие на социальное обслуживание;

      отказ от социального обслуживания;

      конфиденциальность информации личного характера;

      защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;

      получение информации о видах и формах социального обслуживания; показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты и других условиях предоставления социальных услуг.

    Социальное обслуживание старых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы.

    К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, пансионаты для ветеранов ВОВ, пансионаты для отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.), специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.

    К полустационарным формам социального обслуживания относятся отделения дневного и ночного пребывания; реабилитационные центры; медико-социальные отделения.

    К нестационарным формам социального обслуживания относятся социальное обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; социально-психологическая помощь.

    Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным в зависимости от их желания. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным.

    Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.

    Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых) не являются продуктом нашего времени. Впервые специальные дома для старых людей появились в глубокой древности в Китае и Индии, а затем в Византии, арабских странах. Приблизительно в 370 г. от рождества Христова епископ Василий открыл первое отделение для стариков в больнице г. Цезарея Каппадийская. В VI веке папа Пелагий учредил первый дом для престарелых в Риме. С этого времени во всех монастырях стали открывать специальные помещения и комнаты для престарелых бедняков. Большие приюты для старых матросов впервые были открыты в Лондоне в 1454 г. и в Венеции в 1474 г. Первый закон об ответственности государства за неимущими и немощными старыми людьми был принят в Англии в 1601 г.

    На Руси первые упоминания о создании богаделен обнаруживаются в княжение князя Владимира в 996 г. В годы монгольского порабощения церковь и православные монастыри явились строителями помещений для богаделен и призрения старых. В 1551 г. в царствование Ивана Грозного было принято Обращение к Стоглавому собору, где в главе 73 “О милостыне” в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах “престарелых и прокаженных”, построить для них богадельни, мужские и женские, содержать там, обеспечив питанием и одеждой за счет казны.

    В царствие Алексея Михайловича по его распоряжению в 760 верстах от Тобольска был построен Кондинский мужской монастырь специально для призрения старых, увечных, безродных и беспомощных.

    Митрополит Никон в это же время открыл 4 дома для призрения бедных вдов, сирот и престарелых в Новгороде. В 1722 г. Петр I издал приказ на освободившиеся места в монастырях определять отставных солдат. Служба в армии в те времена длилась более 25 лет и, понятно, что эти отставные солдаты были люди уже преклонного возраста. Этим распоряжением царь преследовал цель обеспечить приютом и питанием старых и раненых чинов, не имеющих средств к существованию.

    В 30-е годы XIX века в Москве были открыты “дома трудолюбия”, где проживали нищие и старики. В 60-х годах этого же столетия были созданы церковно-приходские попечительства, которые занимались и строительством старческих приютов. Прием в эти приюты был очень строгим ‑ только одиноких и немощных стариков. Эти же советы обязывали родственников опекать своих родителей в старости.

    В 1892 г. при православных монастырях было 84 богадельни, из них 56 находились на казенном и монастырском иждивении, 28 - на иждивении частных лиц и обществ.

    В советское время стационарная система социального обслуживания была определяющей при оказании социальной помощи старым людям. Как правило, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов поступали старые люди, не способные в силу своей физической беспомощности поддерживать привычный образ жизни. Эти дома-интернаты практически представляли собой больницы для хронически больных и беспомощных старых людей. Основным принципом организации деятельности домов-интернатов было оказание медицинской помощи; вся работа строилась по принципу больничных отделений и была возложена на медицинский персонал: врач - медицинская сестра - санитарка. Структура и деятельность этих учреждений социального обеспечения осталась без существенных изменений и до настоящего времени.

    На начало 1994 г. в России было 352 пансионата для ветеранов труда; 37 - специализированных домов-интернатов для стариков, проведших всю свою сознательную жизнь в местах заключения и оставшихся на старости лет без крова, семьи, дома, близких.

    В настоящее время в Российской Федерации открыто 1061 стационарное учреждение социального обеспечения. Общее число - 258 500 мест, в них проживает 234 450 человек. К сожалению, в наше время нет ни одного пансионата для престарелых, который бы находился на полном содержании частных лиц или каких-либо благотворительных обществ.

    Пансионаты для ветеранов труда имеются повсюду, но больше всего их в Нижегородской области - 40; в Свердловской - 30. До 1992 года в Москве имелся 1 платный пансионат, проживание в одноместной комнате стоило 116 рублей в месяц, в 2-местной комнате - 79 рублей. В 1992 г. государство было вынуждено взять его на свое содержание, оставив 30 платных мест, но даже и на эти места не было желающих. В 1995 г. было занято всего 3 платных места. Этот факт особенно наглядно свидетельствует об обеднении жителей Москвы и всей России.

    По данным Н.Ф. Дементьевой и Э.В. Устиновой, в пансионатах для ветеранов труда проживает 38,8% лиц пожилого возраста; 56,9% - старческого возраста; 6,3% - долгожители. Преобладающее большинство очень старых людей (63,2%) в стационарных учреждениях системы социальной защиты обеспечения характерно не только для России, но наблюдается во всех странах.

    Основное правило для поступающих - 75% пенсии идет в Пенсионный фонд, а 25% остается для самих старых людей. Стоимость содержания в пансионате от 3,6 до 6 млн рублей (без учета деноминации).

    С 1954 г. все дома для престарелых и инвалидов имели льготы, могли развивать свои усадебные участки, иметь подсобное хозяйство в сельской местности, трудовые мастерские. Однако после проведения социальных реформ даже на эти учреждения социального обслуживания были установлены налоги вплоть до дорожного. Это привело к тому, что во многих домах отказались от трудовых мастерских, подсобных хозяйств. В настоящее время пансионаты для ветеранов труда имеют всего лишь 3 защищенные статьи: питание, зарплата сотрудников и частично медикаменты.

    Согласно Федеральному закону, в пансионатах для ветеранов труда, проживающие старые люди имеют право на:

      обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

      уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь;

      бесплатную специализированную помощь, зубопротезную и протезно-ортопедическую;

      социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

      добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья;

      медико-социальную экспертизу для установления или изменения группы инвалидности;

      свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками, представителями законодательных органов и общественных объединений;

      предоставление помещений для отправления религиозных обрядов;

      при необходимости направление на обследование и лечение в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения.

    При желании и трудовой необходимости проживающие в пансионатах для ветеранов труда могут быть приняты на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

    Специальные жилые дома для старых людей - это совершенно новая форма стационарного социального обслуживания. Она предназначена для одиноких и супружеских пар. Эти дома и их условия рассчитаны на старых людей, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании облегченных условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.

    Основная цель этих социальных учреждений - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Пенсия проживающим в этих домах выплачивается полностью, кроме того, они получают еще определенную сумму доплаты. Обязательным условием для поступления на жительство является передача старыми людьми своего жилища в муниципальный жилищный фонд города, региона и т.д., в котором они проживают.

    Специализированные дома-интернаты для престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел. Старики, проживающие в пансионатах для ветеранов труда и постоянно нарушающие порядок проживания в них, установленный Положением об учреждениях социального обслуживания, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании предоставления документов администрацией этих учреждений, переведены в специализированные дома-интернаты.

    В дом для престарелых старые люди поступают в результате различных причин, но основной, вне всякого сомнения, является беспомощность или страх перед надвигающейся физической беспомощностью. Практически все старые люди страдают от различных соматических заболеваний, имеющих хронический характер и которые обычно уже не поддаются активной терапии.

    В то же время эти старые люди несут с собой и различные моральные, социальные и семейные потери, которые в конечном счете являются поводом для добровольного или принудительного отказа от привычного образа жизни. Решение переселиться в дом для престарелых старый человек принимает в результате затруднений при самообслуживании. Боязнь еще большей физической слабости, надвигающаяся слепота и глухота способствуют принятию такого решения.

    Состав домов для престарелых очень неоднороден. И это понятно. В определенной (с каждым годом все уменьшающейся) части сюда приходят старые люди, которые в состоянии себя обслуживать и обладают достаточным физическим здоровьем. В другом случае - поступление в дом для престарелых есть проявление альтруизма старого человека, желание освободить более молодых членов семейства от тягот, связанных с опекой и уходом за беспомощным престарелым членом семьи. В третьем - это следствие несложившихся отношений с детьми или другими родственниками. Однако всегда это результат неспособности старых людей адаптироваться к новым условиям жизни в семье и в привычной домашней среде. Эти старые люди избирают социальную помощь и социальное обслуживание как новый образ жизни.

    И все-таки в любом случае кардинально изменить прежний образ жизни, поселившись в доме для престарелых, дается старому человеку нелегко. 2/3 старых людей переселяются сюда крайне неохотно, уступая давлению внешних обстоятельств. Организация этих социальных учреждений, по существу, копирует организацию медицинских учреждений, что нередко приводит к нежелательной и тягостной фиксации на чисто болезненной стороне старческой немощи. Результаты социологического исследования, проведенного в 1993 г. в Москве, показали, что подавляющее большинство обследованных - 92,3% - крайне отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дом для престарелых, в том числе и проживающие в коммунальных квартирах. Число желающих перейти на жительство в дом для престарелых особенно заметно снизилось после создания отделений социального обслуживания на дому. В настоящее время в различных регионах и городах эта очередь составляет не более 10-15 человек, в основном это люди особо преклонного возраста, совершенно беспомощные и зачастую одинокие.

    88% из находящихся в домах для престарелых страдают различной психической патологией; у 62,9% - ограничение двигательной активности; 61,3% -неспособны даже частично обслужить себя. Ежегодно умирают 25% проживающих.

    Серьезную тревогу, особенно в последние 5 лет, вызывает неудовлетворительное бюджетное финансирование пансионатов для ветеранов труда и инвалидов. По этой причине многие дома для престарелых не могут проводить капитальный ремонт своих зданий, приобретать обувь, одежду, технологическое оборудование для престарелых граждан. В настоящее время темпы строительства специальных домов резко снижаются из-за ограниченности средств местных бюджетов. Не менее острая проблема - укомплектованность домов для престарелых кадрами, персоналом.

    Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых и старых людей, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

    На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого и старческого возраста, сохранившие способности к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

    Отделение дневного пребывания предназначается для поддержания активного образа жизни старых людей. Зачисляются старые люди в эти отделения независимо от своего семейного положения, сохраняющие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию на социальное обслуживание.

    Срок пребывания в отделении обычно месяц. Посещающие отделение могут при добровольном согласии участвовать в трудотерапии в специально оборудованных мастерских. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника. Питание в отделении может быть бесплатным или за плату, по решению руководства центра социального обслуживания и местной администрации отдельные услуги могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, косметические процедуры и т.п.). Эти отделения создаются для обслуживания не менее 30 человек.

    Медико-социальное отделение предназначается для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, но по тем или иным причинам не желает проживать в домах для престарелых. На базе учреждений здравоохранения открыты специальные отделения и палаты, куда госпитализируются в первую очередь одиноко проживающие немощные пенсионеры по старости, утратившие мобильность и способность к самообслуживанию. В этом случае направление на медико-социальную койку дают центры социального обслуживания по согласованию с участковым врачом. В последние годы все большее распространение находит опыт по организации палат для планового лечения старых людей, где проводятся все виды медицинских процедур.

    В медико-социальных отделениях и палатах одинокие немощные старые люди находятся на полном социальном обеспечении продолжительное время, а их пенсию, как правило, получают их близкие и родственники, которые зачастую даже не навещают стариков. Во многих регионах предпринимаются попытки хотя бы частичного возмещения затрат на содержание лиц пожилого и старческого возраста. Делается это с личного согласия старых людей распоряжением местной власти. На эти средства приобретают одежду и обувь, организуют дополнительное питание, часть средств идет на благоустройство палат и отделений.

    Медико-социальные отделения получили широкое распространение в сельских местностях. В зимнее время здесь живут старые люди, а весной они возвращаются в свои дома.

    Поезда милосердия - это новая форма обслуживания старых людей, живущих в отдаленных малонаселенных местах, бригадами, в составе которых имеются врачи различных специальностей и работники органов социальной защиты населения. Эти поезда милосердия делают остановки на небольших станциях и разъездах, во время которых члены бригады посещают местных жителей, в том числе и преклонного возраста, на дому, оказывают им все виды медицинской помощи, а также материальную помощь, выдают лекарства, продуктовые наборы, комплекты промышленных товаров и т.д.

    Нестационарные формы социального обслуживания созданы для оказания социальной помощи и обслуживания старых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них домашней среде. Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому .

    Эта форма социального обслуживания впервые была организована в 1987 г. и сразу же получила широкое признание со стороны старых людей. В настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания, главная цель которого максимально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

    Основные социальные услуги, оказываемые на дому:

      организация питания и доставка продуктов на дом;

      помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

      содействие в получении медицинской помощи, сопровождение в медицинские учреждения, поликлинику, больницу;

      содействие в организации юридической помощи и иных правовых форм помощи;

      помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

      содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;

      организация различных социально-бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе;

      помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства;

      помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

    Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным или территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, старым людям могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

    Отделения социальной помощи на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения. Социальное обслуживание на дому может осуществляться постоянно или временно- до 6 месяцев. Отделение создается для обслуживания не менее 60 человек в сельской местности и не менее 120 человек в городе.

    Социальное обслуживание на дому производится бесплатно:

      для одиноких старых людей;

      для проживающих в семьях, чей подушный доход ниже установленного для данного региона минимального уровня;

      для старых людей, имеющих родственников, которые проживают отдельно.

    Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее значимыми для старых людей являются:

      уход во время болезни - 83,9%;

      доставка продуктов - 80,9%;

      доставка лекарств - 72,9%;

      услуги прачечной - 56,4%.

    Перечень услуг, оказываемых социальными работниками на дому, регламентирован специальными нормативными актами, в частности Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 24 июля 1987 г. К началу 1993 г. в Российской Федерации было создано 8000 отделений социального обслуживания на дому, а общая численность обслуживаемых лиц достигла более 700 000 человек.

    Дополнительные услуги , оказываемые отделением социального обслуживания на дому:

      наблюдение за состоянием здоровья;

      оказание экстренной доврачебной помощи;

      выполнение медицинских процедур по назначению лечащего врача;

      оказание санитарно-гигиенических услуг;

      кормление ослабленных больных.

    Порядок и условия зачисления на надомное социальное обслуживание: заявление на имя руководителя органа социальной защиты; в недельный срок рассматривается заявление; проводится обследование условий проживания просящего. По результатам обследования составляется акт, запрашиваются данные о размере пенсии, заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний, принимается решение о зачислении на постоянное или временное обслуживание, видах требуемых услуг.

    Снятие с социального обслуживания производится на основании приказа директора центра социального обслуживания по заявлению старого человека, по истечении срока обслуживания, при нарушении договорных условий оплаты за услуги, выявлении медицинских противопоказаний, злостных нарушениях правил поведения старыми людьми, обслуживаемых социальными работниками.

    Социально-медицинское обслуживание старых людей на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах лиц, страдающих психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом, за исключением активной формы, тяжелыми соматическими заболеваниями, в том числе и онкологическими.

    В штат социально-медицинского обслуживания вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством РФ об охране здоровья граждан.

    Социально-консультативное обслуживание (помощь) гражданам пожилого и старческого возраста направлено на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь для людей старческого возраста ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

      выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

      профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

      работу с семьями, в которых живут старые люди, организацию их досуга;

      консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;

      обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста;

      правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

      иные мероприятия по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для старых людей.

    В последние годы быстрыми темпами увеличивается чис­ло одиноких и одиноко проживающих граждан указанной ка­тегории, и возможности удовлетворения их потребностей по вышеперечисленным параметрам на основе внутрисемейного обслуживания все более ограничиваются. Это происхо­дит из-за высокой занятости трудоспособного населения, а также развивающегося процесса ослабления семейных свя­зей, обособления младшего поколения от старшего.

    Все это послужило основанием для поиска новых форм организации социально-бытового обслуживания нетрудос­пособных граждан наряду с существующей системой поме­щения их в дома-интернаты. Такие формы социального об­служивания, включая медицинскую, бытовую, досуговую, психологическую и другие виды помощи предоставляют цен­тры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Основная цель деятельности этих учреждений сводится к тому, чтобы поддержать нормальный уровень жизнедеятельности подопечных, пока еще не нуждающих­ся в постоянном постороннем уходе, а имеющих физические и психические возможности сохранять, при периодической помощи работников центра, связь с внешним миром, свое здоровье и оптимальные условия существования.

    В РФ деятельность центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов регулируется рядом законодательных актов:

    · Конституция РФ от 12.12.93 г.;

    · ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов» от 02.08.95 г.;

    · ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 15.11.95 г.;

    · ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.12.95 г.;

    · Указ Президента РФ от 25.03.93 г. № 394 «О мерах по про­фессиональной реабилитации и обеспечению занятости ин­валидов»;

    · Приказ Министерства социальной защиты населения РФ № 137 от 20.07.93 г. «О примерном положении центра соци­ального обслуживания»;

    · Постановление Правительства РФ «О федеральном пе­речне гарантированных государством социальных услуг, пре­доставляемых гражданам пенсионного возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями соци­ального обслуживания».

    Федеральный закон «О социальном обслуживании граж­дан пенсионного возраста и инвалидов» регулирует отноше­ния в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавли­вает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан указанной категории, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

    Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетво­рению потребности указанных граждан в социальных услу­гах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении меди­цинской, правовой, социально-психологической помощи: в натуральном виде, в профессиональной подготовке, тру­доустройстве, организации досуга и т. д.), которые предос­тавляются указанной категории граждан на дому или в уч­реждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

    Целью деятельности ЦСО является осуществление соци­ального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит эф­фективность и качественность выполнения поставленной цели, а именно:

    Выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального обслуживания;

    Оказание социально-бытовой, медицинской, психоло­гической, консультативной и иной помощи гражданам;

    Содействие в оптимизации у граждан, обслуживае­мых центром, возможности реализации своих по­требностей;

    Обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законода­тельством;

    Анализ уровня социально-бытового обслуживания на­селения района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населе­ния, внедрение в практику новых видов и форм помо­щи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;

    Привлечение различных государственных и негосу­дарственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом на­правлении.

    Эти задачи детерминируют структурную организацию центра, в которую помимо аппарата входят следующие под­разделения: отделение социального обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания (рис.


    2.4).

    ОСО создается для временного (до 6 месяцев) или постоян­ного оказания помощи гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посто­ронней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержание их социального, психологического и физического статуса.

    Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных.

    ОСО создается для обслуживания 60 граждан, прожива­ющих в сельской местности и 120, проживающих в домах со всеми удобствами. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, медсестрами, состоящими в штабе центра. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания 4 граждан сельской местности и 8 — в благо­устроенном городском секторе.

    ОДП является полустационарным структурным подраз­делением центра и предназначается для социально-бытово­го, культурного, медицинского обслуживания граждан, со­хранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания, общения и отды­ха, привлечения к посильной трудовой деятельности, под­держания активного образа жизни.

    В штат ОДП вводятся должности культорганизатора, медсестры, инструктора по труду, заведующего, а также младшего обслуживающего персонала. ОДП создается для обслуживания от 25 до 35 граждан. Продолжительность об­служивания в отделении устанавливается исходя из очеред­ности граждан на обслуживание, но не менее 2 недель. В ОДП выделяются помещения для кабинетов доврачеб­ной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, ле­чебно-трудовых мастерских и т. д.

    Обслуживаемые граждане могут при их добровольном со­гласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специ­ально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется под руководством инструктора по труду и под наблюдением медицинского работника.

    ОССО предназначается для оказания престарелым граж­данам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной под­держке, помощи разового или краткосрочного характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

    В штат ОССО вводятся должности специалиста по со­циальной работе, заведующего, медицинского работника, а также психолога и юриста. Работниками ОССО осуще­ствляется выявление и учет граждан, остро нуждающих­ся в натуральных и иных видах помощи, с целью ее пос­ледующего предоставления. ОССО должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и пере­вязочных средств для оказания срочной доврачебной по­мощи. Деятельность ОССО строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, обще­ственными, благотворительными, религиозными органи­зациями и объединениями, фондами, а также отдельны­ми гражданами.

    К перечню услуг, предлагаемых центром, относятся:

    · услуги по организации питания, быта, досуга;

    · социально-медицинские услуги;

    · правовые услуги.