Монастырь Острог без преувеличения считается главной достопримечательностью Черногории и многими признается, как третья по значению христианская святыня в мире, после Голгофы и Гроба Господня .

Множество туристов и паломников едут сюда из разных стран, чтобы почувствовать неповторимую атмосферу чуда, которое помогает исцелить как физические болезни, так и душевные недуги.

До ХVII века это была небольшая, никому не известная, пещера в одноименной горе, которую облюбовали монахи-отшельники. Вряд ли они могли тогда предполагать, что их затворничеству скоро придет конец и это место станет одной из самых популярных достопримечательностей .

Настоящая же история монастыря Острог начинается с того времени, как здесь появился митрополит Захолмский, которого звали Стоян Петрович Йованович, позже известный как святой Василий Острожский. Он родился 28 декабря 1610 года в весьма набожной семье, с детства соблюдал заповеди Божьи, чем заслужил уважение и почет. Благодаря, в частности, его стараниям, пещеры были расширены и превратились в то, что мы знаем сейчас как монастырь Острог.

По легенде, после смерти, Василий несколько раз являлся во сне к одному из монахов с просьбой открыть его могилу. Когда монахи, наконец, раскопали место захоронения, то нашли тело без каких-либо следов разложения, которое источало запах базилика, а цветом было похоже на пчелиный воск.

Это было первое свидетельство того, что Василий Острожский был действительно святым. А чуть позже, на месте его смерти, прямо среди камней проросла виноградная лоза, которая и сегодня радует монахов сладкими плодами, несмотря на полное отсутствие природных и климатических условий.

Где находится монастырь Острог

Первое впечатление застает путешественников еще по дороге в монастырь, поскольку видно его очень издалека. Не видя этого собственными глазами, трудно даже представить себе храм, размещенный на практически отвесной скале. Еще труднее поверить, что это творение рук человеческих, а не Божественное вмешательство.

  • Не пропустите :

Острожский монастырь расположен на высоте 900 метров над уровнем моря , над живописной долиной реки Зета . Выехав на трассу Подгорица — Никшич , надо проехать до указателя на Богетичи , от которого останется преодолеть еще примерно 8 км.

Сначала дорога поднимается круто вверх, и через несколько километров мы достигаем нижней части комплекса, где расположена церковь Святой Троицы , отстроенная в 1824 году, а также кельи для 12 монахов и паломников, которые вмещают до 300 человек. В церкви хранятся руки мученика Станко. Юный пастор публично заявил турецким захватчикам Черногории, что является христианином и отказался выпускать из рук крест, за что ему их отрубили.

Далее начинается самый опасный участок дороги в монастырь (около 5 км), который ведет к верхней его части. Это сплошной серпантин, который проходит по краю глубокой пропасти, причем отбойники есть далеко не везде, поэтому неопытным водителям не стоит искушать судьбу, лучше поехать на автобусе.

Местные монахи утверждают, что находится под покровительством основателя монастыря, Василия Острожского, и на ней ни разу не случалось ДТП с серьезными последствиями. Однако сами они предпочитают пеший маршрут, по которому полутайными тропами можно добраться от нижней части к верхней за полчаса.

Что посмотреть в монастыре Острог

Верхний Острог — особенно впечатляющая часть монастыря. Здесь расположены две церкви. Первая, Введенская , площадью немногим более 10 метров, где Василий провел последние 15 лет земной жизни, постясь и молясь, пока не умер 29 апреля 1671 года. Именно здесь хранятся его чудодейственные мощи, к которым люди идут непрерывным потоком, кто ради исцеления, а кто — загадать желание. Для этого надо записать его на бумаге и сунуть его в трещину в скале. Говорят, сбывается…

Другая церковь, Крестовоздвиженская , в которой хранятся не менее важные реликвии Черногории. Прежде всего, это цепи, оставленные на память о чудесном исцелении безнадежно больного бешенством. Его привели в монастырь Василия Острожского закованным, а после исцеления мощами оставили ненужные цепи здесь, чтобы люди помнили об этом чуде.

Также здесь находится снаряд, попавший в церковь при бомбардировке в феврале 1942 года. Попав в стену церкви, он не взорвался, а просто распался пополам. Впоследствии военные эксперты подтвердили, что снаряд был полностью исправным и помешать ему разорваться могло только чудо…

Неподалеку находится источник со святой водой, целебные свойства которой признают даже ярые атеисты.

Больше всего посетителей здесь бывает в день святого Василия и в день Успения Богородицы, когда количество паломников достигает 20000. Сюда также приносят одежду тяжелобольных людей, которые не имеют возможности самостоятельно добраться в Черногорию, к монастырю Острог. Говорят, если одежда переночует у мощей, то она приобретает целебные свойства.

Монастырь Острог считается едва ли не единственным в мире храмом, куда массово едут не только христиане, но и паломники других религий. Считается, что святые мощи Василия Острожского исцеляют всех, кто приходит к нему с верой.

Программа поездки

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ЧЕРНОГОРИИ
Четверг, 02.08 Пророка Илии
Вылет из Москвы из аэропорта Домодедово, в 10:05 (время московское), рейсом WZ 533 авиакомпании «Red Wings» в Тиват. Прибытие в Тиват в 12:45 (время местное). Встреча в аэропорту с представителем принимающей стороны.

Групповой трансфер в Будву.

Размещение в апартаментах «Velji Vinogradi» 3* в Будве.

До 17:00 Отдых, свободное время.

Отель расположен на 2–й линии от Адриатического моря, находится в центральной части Будвы в районе Вели Винограды. Расстояние до моря – около 400 м, до исторического центра города – 1,5 км. Рядом с отелем находится много ресторанов, магазинов и кафе.

Во всех номерах: кондиционер, сейф, бесплатный Wi–Fi, ТВ, чайник, фен, мини холодильник в ванной – душевая кабина и сан. узел, есть собственная терраса.

На каждом этаже находится утюг и доска для глажки белья, которыми гости могут воспользоваться бесплатно.

Услуги прачечной – платно (по предварительной договоренности с горничной).

Уборка номеров и смена полотенец – ежедневно, смена постельного белья – 1 раз в неделю.

Питание: континентальные завтраки и ужины – 2– 3 блюда по меню на выбор в собственном ресторане.

Пляж: муниципальный, мелкая галька. Лежаки и зонты – за дополнительную плату.

17:30 – Пешеходное паломничество по Будве. Посещение храма Святой Троицы в Старом городе Будве (Храм построен в 1804 г. в стиле итальянской готики. За образец при строительстве церкви Святой Троицы был взят Успенский храм монастыря Подмаине в Будве. В полном соответствии с византийскими традициями здание выстроено из белого и красного камня. Внутреннее убранство церкви ценится красивым позолоченным барочным иконостасом, написанным известным греческим живописцем Наомом Зетири в 1883 г. Внимание посетителей храма, также привлекают яркие позолоченные фрески и красочные мозаики, копирующие известную икону Святой Троицы русского иконописца Андрея Рублева, расположенные над входом в церковь).

По возможности встреча и беседа группы с настоятелем храма протоиереем Борисом.

18:00 – Вечернее богослужение в храме Святой Троицы в Будве.

Ознакомительная экскурсия по Старой Будве. Свободное время.

Пятница, 03.08

Поездка в монастырь Острог. Монастырь был построен в 1665 г. под началом архиепископа Герцеговинского Василия Иоанновича на месте древних пещер в скале Острошка Греда на высоте почти 900 м над уровнем моря, где до этого уже обитали монахи–отшельники. После смерти архиепископа в 1671 году он был провозглашен святым, а его мощи, оставленные в монастыре, стали главной реликвией этого места. Мощи святого уже после его кончины стали творить настоящие чудеса - излечивать тяжелых больных, приводить в порядок рассудок и мысли многих людей. Монастырь - единственное место в мире, одинаково почитаемое православными, католиками и мусульманами.

Знакомство с монастырем Острог. Монастырь Острог состоит из двух частей - нижнего монастыря, построенного в середине XIX века, и старинной верхней части, расположенной высоко в скале, где и хранятся основные реликвии Острога. В нижнем монастыре имеются кельи монахов и расположен храм Святой Троицы, где хранятся мощи святого новомученика Станко, 15–летнего пастуха, которому турки отрубили руки, державшие крест, так как он не желал отступаться от своей веры. В этой церкви проходят обряды Крещения.Главное место паломничества туристов - это верхний монастырь. Путь к нему лежит через 5–километровую лесную дорогу, которую можно сократить до 20 минут, воспользовавшись пешей тропой. Верхний монастырь, высеченный в отвесной скале, имеет две церкви - Крестовоздвиженскую (Святого Креста) и Введенскую церковь девы Марии. Именно в небольшом Введенском храме (его размеры всего 3х3 м) Василий Острожский и провел 15 лет в молитвах. Здесь же прямо на скале нанесена икона с изображением этого святого. Ковчег с мощами Святого Василия находится во Введенской церкви. Монастырь Острог по своей значимости стоит в одном ряду со святыми местами Иерусалима и монастырями Нового Афона в Греции.

Святыни монастыря: святые мощи свт. Василия Острожского; руки св. мч. Станко Острожского (оплата за счет паломников: монастырского автобуса за подвозку от нижнего до верхнего монастыря и тур. сбор).

Переезд в Даниловград, посещение женского монастыря Ждребаоник во имя арх. Михаила, построенного в XIII в. Святыни монастыря: мощи свт. Арсения Сремского, частица мощей прмц. Февронии; частицы мощей свт Николая Мирликийского Чудотворца, св. Матроны, св. Серафима Саровского, св. Сергия Радонежского и св. Александра Невского.). Его главный храм Святого Архангела Михаила воздвигнут в 1818 году. Название монастыря происходит от старославянского слова «жребие», переиначенное «Ждребаоник» значит «церковное имение».

Переезд в Подгорицу. Посещение кафедрального собора Воскресения Христова – самого большого православного храма в Черногории. Храм имеет 1 270 кв. метров, такую же площадь имеет и подземный храм. В высоту он поднимается на 41,5 метра, а купола венчает 7 позолоченных крестов. 17 колоколов отливалось в Воронеже, а один из них весит 11 тонн. Главная люстра в храме весит 1 200 килограммов и составляет 9 метров в диаметре. Кафедральный собор является самой большой христианской церковью, украшенной фресками. Самая большая мозаика, изображающая Воскресение Христа, расположенная над главным входом в храм, занимает площадь в 59,5 кв. метров. Мозаика является самой большой среди церквей и храмов Сербской Православной церкви.

Переезд на побережье.

Посещение мужского монастыря Режевичи. Монастырь Режевичи, названный так по имени паштровического племени режевичи, обитавшего в этих местах, был основан в XIII в. По легенде, указание возвести здесь первую монастырскую церковь дал сам король Стефан Первовенчанный (сын Стефана Немани), который в 1226 г., проходя мимо деревни со своей свитой, испил местного вина и заночевал в этом селении. В память о царском ночлеге и была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1351 г., через сто лет после строительства первого храма рядом была построена вторая церковь в честь Святого архидиакона Стефана. В 1770 г. здесь появилась церковь Святой Троицы. В настоящее время достоянием монастыря, кроме остатков фресковой росписи, являются: почитаемая икона Божией Матери «Скоропослушница – Режевичская» (1693 г.), Четвероевангелие (1835 г.), большой ритуальный крест (1850 г.), дарохранительница середины XIX века и многие другие ценные предметы.

Возвращение в Будву. Свободное время.

Продолжительность паломнического экскурсионного дня с 08:00 до 18:00.

Суббота,04.08 Мироносицы Марии Магдалины.

Поездка в Бококоторскую бухту. Осмотр Древнего города Котор (тур. сбор – за счет паломников).

Посещение:

– церкви апостола и евангелиста Луки (построена в 1195 г.) является одним из старейших храмов Черногории. В церкви Святого Луки можно увидеть сохранившиеся части фресок начала XII в. В часовне при храме хранится уникальный иконостас с изображением Христа как Царя, и фресок итало–критских живописцев (начала XVIII в.). Святыни монастыря: икона с частицей мощей св. ап. Луки; икона с частицами мощей свв. мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста);

– церкви Святителя Николая Чудотворца, построенной в 1909 г. (святыня: список с иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица»);

– католического собора св. Трифона (мощи св. мч. Трифона), вход в монастырь платный, за счет паломников.

Переезд в женский монастырь Баньа (основан в XII–XIII в.в.) по воле великого жупана Сербской Рашки Стефана Немани. Посещение монастыре, поклонение главной святыни монастыря - частице мощей святого великомученика Георгия Победоносца.

Переезд в Герцег – Нови. Посещение Савина мужского монастыря, основанного в 1030г. (святыни: чудотворная икона Пресвятой Богородицы Савинской, празднование которой совершается 28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы; ризница). Монастырский комплекс состоит из трех церквей (Малая Успенская церковь, Большой Успенский храм и церковь Святого Саввы), келейного корпуса и кладбища. Самая старая постройка монастыря - это Малая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1030 г. еще до основания самого монастыря. Церковь Святого Саввы находится за пределами монастырских стен чуть выше по склону горы. По преданию храм был построен самим Саввой (1169–1236), поэтому его появление можно отнести к XIII в. Святыни монастыря: чудотворная икона Савинской Богородицы; мощи сербской царицы Елены (Преподобной Евгении), а также перст Святого Апостола Фомы и частица мощей Святого Великомученика Георгия Победоносца, принесенные сюда твердошскими монахами. В монастыре находятся хрустальный крест Святого Саввы в серебряном окладе, плащаница от 1642 г., серебряная пятихлебница от 1648 г., потир от 1650 г., Евангелие от 1685 г., ручной кованый крест иеромонаха Георгия Савинца от 1786 г. и уникальный портрет русского императора Петра Великого, привезенный из России в 1831 г. Посещение монастырской ризницы (вход платный, и билет на паром за счет паломников).

Переезд на полуостров Михольска Превлака – посещение мужского монастыря Архангела Михаила (Михольска Превлака). Самый древний храм монастыря Архангела Михаила относят к VI в. Точное время основания обители неизвестно. По преданию, в этой местности проповедовал апостол Павел. До 1452 г. там находился престол епископов Зетской епархии (так раньше называлась Черногория). Святыни монастыря: икона с частицами мощей 70 Превлакских мучеников; икона с частицей мощей прав. Феодора Ушакова; могила прав. Екатерины Превлакской.

Ужин в ресторане гостиницы и ночлег в Будве.

Продолжительность паломнического экскурсионного дня с 08:30 до 17:00.

Воскресенье, 05.08 Почаевской иконы Божией Матери.
Завтрак в ресторане гостиницы.

Свободное время.

(По желанию самостоятельное посещение богослужения в храме Святой Троицы в Будве или в мужском монастыре Подмаине (Подострог) в северной части Будвы. Начало богослужения в 09:00)

Название Подострог монастырь получил по имени горы Острог, возвышающейся над городом. Второе название – Подмаина, монастырь получил от близлежащей местности Маина. Точное время основания монастыря неизвестно. Монастырь долгое время был приморской резиденцией Черногорских митрополитов. В монастыре сейчас два храма, при чем оба посвящены Успению Пресвятой Богородицы.

Ужин в ресторане гостиницы и ночлег в Будве.

Понедельник, 06.08 Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида.
Завтрак (сухой паек). Ранний отъезд в Цетине.

06:00 – Божественная литургия в Цетиньском монастыре.

Осмотр Цетиньского мужского монастыря, основанного в 1465–1490 гг.(святыни: Десница Иоанна Крестителя, частица Честного и Животворящего Креста Господня, мощи Черногоркого митрополита Петра Цетинского Чудотворца и частица мощей св. Феодора Стратилата, Епитрахиль Святого Саввы, Корона короля Стефана Дечанского). Посещение национального музея, где хранится одна из крупнейших святынь православного мира – икона Богоматерь Филермская (оплата входа в монастырскую ризницу, в музей, тур. сбор – за счет паломников).

Переезд на Скадарское озеро. Поездка на катере (билет на катер, тур. сбор за счет паломников) на остров Старчева Горица, посещение церкви Живоносный источник. Проповедь игумена монастыря Григория. История монастыря на острове Старчево связана с именем монаха–отшельника Макария. Этот старец поселился на маленьком островке посреди озера, чтобы в покое и уединении посвятить свою жизнь молитвам и праведному образу жизни. Остров называется Старчево, что означает «остров старца». В письменных источниках постройка церкви Успения Пресвятой Богородицы датируется 1378 годом – эта дата ныне считается временем официального основания монастыря. В Средние века монастырь стал крупнейшим центром по копированию рукописных церковных книг. Монастырский комплекс включал специальные помещения для переписи и хранения манускриптов. Сегодня ценный экземпляр рукописного Евангелия из монастыря Старчева Горица хранится в библиотеке Маркияни в Венеции, также книги, написанные здесь имеются в библиотеках многих европейских городов.

Возвращение на катере в залив.

Переезд в г. Бар, посещение соборного храма в честь местного почитаемого святого Йована Владимира. В храме сейчас хранятся его мощи. Йован Владимир являлся правителем Дукли (впоследствии Зета) – княжества, которое существовало на территории современной Черногории и северной Албании со второй половины X и до XIII века. Йован Владимир – первый прославленный сербский святой, его часто сравнивают с русскими страстотерпцами Борисом и Глебом. Как и они, правитель Дукли, не хотел принимать участие в гражданских междоусобицах и смиренно принял смерть от родственника Йована Владислава, желавшего завладеть княжеством. Крест, который правитель держал во время своей казни, раз в году выставляют на горе Румия, рядом с Баром. Святой Йован Владимир почитается небесным покровителем города. Собор в г. Бар – крупнейший православный храм на побережье Черногории.

Переезд на побережье. Посещение мужского монастыря Прасквица(1413 г.). Монастырь находится недалеко от Свети – Стефана – в оливковой роще. Свое название монастырь получил от протекающего недалеко ручейка, вода которого пахла персиками (прасква – персик). Монастырь Прасквица в своем составе имеет две церкви, старые и новые кельи и башенку. Церкви посвящены Святой Троице и Святителю Николаю.

Старые кельи монастыря располагаются севернее от Никольской церкви. Здесь находится ценная библиотека монастыря, чей фонд составляет 5000 книг. Также в кельях находится музей монастыря с сокровищницей, которая содержит богатую и необычайно ценную коллекцию художественных изделий, иконы, коллекцию старинного оружия, церковных предметов, книг и документов эпохи Паштровичей. Знакомство с обителью, посещение ризницы (вход платный, за счет паломников).

Возвращение в Будву. Свободное время.

Ужин в ресторане гостиницы и ночлег в Будве.

Продолжительность паломнического экскурсионного дня с 06:00 до 17:30.

Вторник, 07.08
Завтрак в ресторане гостиницы.

Свободное время.

Ужин в ресторане гостиницы и ночлег в Будве.

Среда, 08.08
Завтрак (постный по желанию) в ресторане гостиницы.

Свободное время.

Ужин (постный по желанию) в ресторане гостиницы и ночлег в Будве.

Четверг, 09.08 Вмч. и целителя Пантелеимона
Завтрак в ресторане гостиницы.

10:00 – Освобождение гостиничных номеров.

Свободное время. (По желанию самостоятельное посещение богослужения в храме Святой Троицы в Будве 09:00 – 11:00).

Групповой трансфер в Тиват в аэропорт.

Вылет в Москву в 13:50 (время местное), рейсом WZ 534 авиакомпании «Red Wings».

Прибытие в Москву в 18:20 (время московское) в аэропорт Домодедово.

ВНИМАНИЮ ПАЛОМНИКОВ:

Во время пребывания в Черногории, кроме богослужений, предусмотренных по программе. имеется возможность самостоятельно посещать богослужения в храме Святой Троицы в Будве. Расписание богослужений:

Утреня – 08:00

Литургия – 09:00 (в праздники – 09:00)

Всенощное бдение (накануне воскресенья и праздника) – 18:00

СТОИМОСТЬ ПОЕЗДКИ: 51 000 руб./чел.
Стоимость поездки указана по состоянию на 06.06.2018 г., в соответствии
с текущим курсом рубля к $ и €

В стоимость поездки в Черногорию входит: авиа перелет Москва – Тиват – Москва; проживание в апартаментах «Velji Vinogradi» 3* в Будве, в 2–х, 3 – х местных в номерах в отеле выбранной категории; питание – завтрак и ужин в ресторане отеля; услуги русскоговорящего экскурсовода, паломнические экскурсии и автотранспортное обслуживание по программе, медицинская страховка,аэропортовый сбор.
Дополнительно оплачивается в Черногории: посещение некоторых монастырей в общей сумме 35 евро/ чел. за всю поездку (указано в скобках).
Доплата за одноместное размещение – 16 500 руб.
Скидка для ребенка до 10 лет не включительно при проживании с одним или двумя взрослыми в гостиничных номерах – 3 500 руб.
Продление поездки возможно только по запросу.
Принимающей стороной возможны внесения изменения по маршруту, при сохранении основной программы.

/p>

Сербия и Черногория обладают для русского православного человека огромной притягательной силой. И дело даже не в том, что он осознает, как многострадальные жители этой балканской страны нуждаются в дружеской поддержке единоверных русских «братушек». Географически далекая эта земля, народ которой прошел иной, чем русские исторический путь, всегда оставалась близка России по духу, по мироощущению ее жителей. Это чувство духовной близости не покидало русских и сербов даже в периоды сложных политических коллизий.

Если о центральной Сербии и ее святых местах мы в России знаем довольно хорошо, благодаря множеству репортажей, путевых очерков и заметок, написанных, в том числе, и православными авторами, то ее приморская часть - Черногория гораздо менее охвачена вниманием. Именно поэтому посещение святынь Черногории стала целью паломнической поездки инициатором и устроителем которой выступил Фонд святого всехвального Апостола Андрея Первозванного (ФАП). В паломническую делегацию вошли руководство и сотрудники ФАП, секретарь по межправославным отношениям ОВЦС Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, настоятельница псковского Спасо-Елиазаровского женского монастыря монахиня Елизавета (Беляева), четыре сановные дамы - руководители разного уровня - от депутата Мосгордумы до главы муниципального образования одного из подмосковных поселков, известный ученый-балканист Е.Ю. Гуськова, а также нескольких российских журналистов, в числе которых оказался и корреспондент Православие.Ru.

Ранним утром самолет с паломниками на борту вылетел из «Внуково». Два часа в пути - и мы в Запорожье. Здесь к группе присоединяются руководители нескольких структурных подразделений ОАО «Мотор Сич» - крупнейшего на Украине производителя авиационных двигателей и промышленных газотурбинных установок, а также съемочная группа запорожской телекомпании «Алекс». На пребывание на территории Украины в очень плотном расписании было выделено всего около часа. Автобус доставляет паломников к кафедральному Андреевскому собору, где запланирована встреча с архиепископом Запорожским и Мелитопольским Василием. Внешний вид собора необычен - несколько лет назад под него был переоборудован городской кинотеатр помпезной «сталинской» архитектуры. Прежний кафедральный храм, как и все старинные церкви Запорожья, в годы советской власти был закрыт и снесен. Прием московских гостей торжественен: на крыльце собора по обеим сторонам красной ковровой дорожки выстроились представители Запорожского казачьего войска, держа в руках форменные, синие с красным околышем фуражки. У стены в большом ковчеге множество частиц мощей русских святых, в числе которых оптинские старцы. Народу немного, только что отошла Преждеосвященная литургия и с клироса читают молитвы ко святому причащению. Группу радушно встречает Владыка Василий, радостно приветствует и благословляет каждого паломника, при этом громко повторяя в объективы телекамер: нам необходимо всеславянское единство, мы - братья, мы - один народ с единой Православной Верой. В нынешних политических условиях на Украине такие заявления требуют немалого мужества. Впрочем, Владыка выражает не только свое мнение, но и позицию всей паствы, у которой пользуется заслуженным уважением и авторитетом. Местные тележурналисты любят записывать его проповеди, отмечая особый талант архиепископа - вдохновенно повествовать о событиях Евангельской истории. Например, рассказ о Рождестве Христовом в нынешнем году он начал словами: «стояла ночь, и вдруг запели птицы».

По благословению Владыки к нашей группе присоединяется настоятель Андреевского кафедрального собора протоиерей Константин Костюкович. В дар православным жителям Запорожья российскими паломниками передаются две большие иконы Божией Матери - Тихвинская и Казанская. Делегация ФАП возлагает венок к скульптурному изображению святого Апостола Андрея Первозванного, установленному за оградой собора. При всем уважении к идее памятника надо признать, что манера его исполнения весьма неоднозначна - обликом святой больше смахивает на Нептуна...

Почти четырехчасовой рейс из Запорожья до столицы Черногории Подгорицы выполняется собственным самолетом «Мотор Сич». В кармане на спинке каждого кресла, помимо обязательных инструкций по технике безопасности полета, для развлечения пассажиров вложен красочно иллюстрированный рекламный журнальчик. Из восьми его полос три отданы рассказу о нелегком пути к вершинам власти нынешнего премьера (премьерши?) Украины. Не щадя хвалебных эпитетов, авторы живописуют, как эта «хрупкая красивая женщина» с «железной волей», которой, однако не чужды простые женские слабости, целеустремленно и последовательно прорывалась наверх. Сотрудники «Мотор Сич» шепотом рассказывают, как, придя к власти, «хрупкая красавица» пообещала коллективу предприятия, а это восемь специализированных машиностроительных заводов, что они будут в дальнейшем только «закручивать болты» зарубежных «Боингов». Причин такого нерасположения «железной леди» Украины несколько, но, основная та, что на последних выборах восемьдесят пять процентов жителей Запорожья оба раза проголосовали за Януковича, о чем свидетельствовали руководители предприятия, входившие в состав избирательных комиссий. Кроме того, только две телекомпании страны поддерживали его во второй предвыборной компании - первый канал УГТРК и запорожская телекомпания «Алекс».

Подлетаем к Подгорице. Погода солнечная и видимость очень хорошая, до самой земли. В иллюминатор видны цепи Балканских гор с заснеженными вершинами - с высоты они напоминают огромные пасхальные куличи, обильно посыпанные сахарной пудрой. От вершин вниз сбегают гигантские расщелины, поросшие лесом. Изредка на склонах встречаются крошечные квадратики домов. Ближе к Подгорице между горных массивов откуда-то выныривает и начинает петлять узкая река. Вода в ней, кажется, яркого изумрудно-голубого цвета, чуть желтее оттенком на отмелях. Пейзаж за окном меняется - горы отступают, под нами расстилаются зеленеющие поля, по которым разбросаны веселые россыпи белых домиков с красными черепичными крышами. Фактически вся страна как на ладони - далеко впереди видно, как полоса земли обрывается, упираясь в голубую гладь Адриатики.

Одним из наиболее чтимых святых сербского народа является святитель Василий Острожский, который прославился в XVII столетии, как неутомимый защитник Православия и духовный просветитель сербского народа. Ныне его нетленные мощи почивают в горном монастыре Острог, в устроение которого святитель вложил немало сил при жизни. Ежегодно сюда стекаются десятки тысяч паломников со всех концов страны. Примечательно, что его чтут, как православные, так и местные мусульмане. Перед мощами святителя Василия верующие сербы произносят присяги, обеты, клятвы. Кстати сказать, местные жители, отправляясь в паломничество, всегда говорят, что идут не «в Острог», а «под Острог», свидетельствуя тем самым, что эта святыня неизмеримо выше приходящего к ней путника.

Дорога в монастырь вьется вдоль горы узким серпантином, на ней с трудом могут разъехаться два встречных автомобиля.

Придорожных ограждений почти нет, и прямо из-под колес автобуса виден зияющий провал, глубиной несколько десятков метров. Далеко внизу расстилается Белопавличская долина, окутанная дымкой свежей зелени. Наш приезд в Черногорию совпал с разгаром весны, которая в этом году припоздала: деревья только выбросили стрелки свернутых зеленых листочков, но уже в цвету стоят вишни и яблони. На склонах гор пробивается нежная светлая травка, распускаются желтые, белые и лиловые первоцветы, наподобие наших колокольчиков.

Монастырь Острог по русским меркам небольшой, его братия сегодня составляет около тридцати человек. Он расположен на трех уровнях - один храм с братскими кельями у подножия горы, чуть выше на склоне еще один храм во имя святого мученика Станко. Мощи святителя почивают в маленькой Введенской церкви, на высоте 900 метров над землей. В этой церкви некогда служил сам святой Василий. У его мощей монах вполголоса читает акафист святителю, читает на сербском языке, но все вполне понятно. Делая земные поклоны, прикладываемся к честным останкам святителя; сзади полыхают фотовспышки - журналисты стремятся запечатлеть торжественный момент. Отношение к святым мощам у жителей Балкан несколько иное, чем у нас, в нем царит большая простота. Останки святых не скрывают от глаз верующих драгоценные раки, как правило, они прикрыты лишь стеклом. Да и само почитание святых мощей, которыми изобильно одарена Богом Сербская земля, несколько иное. В описании чудес святого Василия не раз говорится о том, как страждущие, помолясь угоднику Божию в надежде получить исцеление от его нетленных мощей, оставались спать прямо в церкви под ракой святителя, а, проснувшись, чувствовали себя уже здоровыми.

Поднявшись по узкой лестнице на несколько пролетов вверх, путник попадает в маленький храм Воздвижения Креста Господня, устроенный в скале самим святителем. На этом же уровне находится площадка, где некогда стояла келья подвижника, и где он был первоначально погребен. Из скалы на этом месте, цепляясь корнями за почти несуществующий грунт, сама собой выросла виноградная лоза, которая каждый год обильно плодоносит.

Спускаемся ниже, туда, где на склоне горы возвышается небольшой храмик. Он возведен в 2004 году и посвящен сербскому мученику Станко - православному юноше, которому турки, принуждая принять ислам, отрубили обе руки. Эти руки в особом деревянном ковчеге хранятся тут же в храме. По сербским святыням вообще можно проследить сколь жестоким было здесь противостояние Православия и Ислама, и какую твердость в стоянии за отеческую Веру «даже до смерти» проявлял народ и в период пятисотлетнего турецкого ига, да и в более близкие к нам времена.

Вверх к монастырю и обратно нас доставляли партиями местные таксисты, постоянно дежурящие у подножия горы в ожидании паломников. Псковскую монахиню Елизавету водитель галантно посадил рядом, на переднее сиденье. По дороге, лихо закладывая крутые виражи на поворотах, он разговорился с пассажиркой, пытаясь выяснить «откута матушка?». Ответ «из Спасо-Елиазаровского монастыря», по-видимому мало о чем ему говорил, последовал вопрос «где это?». «В Пскове», отвечала монахиня, «на Севере», пояснил сзади кто-то из паломников, «где Александр Невский немцев бил». «Где Александр Невский бил немецких рыцарей-католиков» дает монахиня развернутый ответ и водитель удовлетворенно кивает.

Зато приходит черед держать ответ ему: Ты крещеный? - спрашивает матушка. - Крестик носишь? А молитвы знаешь? «Отче наш», «Верую»? Прочитать можешь? Совместными усилиями они прочитывают на смешанном русско-сербском «Символ Веры». А псалмы знаешь? - продолжает неутомимая матушка. - «Живый в помощи Вышняго»? Тридцать третий псалом можешь сказать? К немалому облегчению водителя мы уже приехали. Проникнувшись видимым уважением к образованной русской гостье, он, опережая всех, выскакивает из машины и отворяет персонально ей дверцу.

Здесь в Острожском монастыре нас впервые на Черногорской земле приглашают в трапезу. Перед нею по традиции гостеприимные хозяева угощают паломников кофе, лепешками и постными сладостями. Сопровождавший делегацию секретарь митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия ставрофорный протоиерей Савва Тутуш от имени Владыки приветствует гостей из России, выражая надежду на то, что духовное единство между нашими народами будет крепнуть, а монастырь Острог станет столь же посещаемым нашими соотечественниками, как и самими сербами.

Котор - старинный сербский город на побережье Адриатики. Он известен с античных времен, некогда входил в состав Византийской империи, затем был частью Сербского королевства, Венецианской республики, Австро-венгерской империи.

Наибольшего расцвета Котор достиг в XII веке во времена правления династии сербских жупанов Неманичей, подаривших православному миру целый сонм святых - святителя Савву, первого архиепископа Сербского, его брата - первого короля Сербского Стефана Первовенчанного, а также их отца - праведного Симеона Мироточивого. Облик города типичен для большинства приморских поселений - невысокие дома из белого камня с арочными окнами, узкие средневековые улочки, в которых можно передвигаться только пешком. Жители города по праву гордятся тем, что за свою многовековую историю Котор никогда не был взят врагами штурмом. Над самым городом нависают горы, на одной из них еще видны стены и башни старинной крепости, носящей имя «святого Йована» - Иоанна Крестителя, очень почитаемого в Сербии. На вершине горы когда-то стоял православный храм во имя святого Иоанна, разрушенный в период правления Тито.

Исторический центр Котора - старинная крепость над воротами которой наряду с древним гербом города красуется мраморная доска с пятиконечной звездой и датой «1944 год» - наследием коммунистического прошлого. У ворот нас встречает улыбчивый седовласый священник - отец Момчило Кривокапич, архиерейский наместник Бококоторский и настоятель расположенного в крепости православного храма во имя святителя Николая. Никольский храм Котора - единственный во всей Черногории, где богослужения совершаются ежедневно. Его святыней является список с иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» особенно почитаемой сербами. Однако сначала отец Момо ведет нас узкими улочками в расположенную вблизи Никольского храма крохотную церковь XII века во имя святого апостола и евангелиста Луки. Здесь паломники прикладываются к мощевику с частицам святых останков мучеников Авксентия, Мардария и Ореста. Храм святого апостола Луки в 1420 году был захвачен католиками, в руках которых оставался до XVIII века. С этого времени в нем начались православные богослужения, однако еще почти сто лет у левой стены храма находился католический алтарь, который убрали лишь в XIX столетии. За этот храм отец Момо ведет борьбу с местными властями, которые собираются устроить в жемчужине средневековой церковной архитектуры музей. Каждую субботу он служит здесь Литургию, совершая заупокойное поминовение погребенных в крепости 3000 тысяч жителей Котора, павших при его защите от турок, а также более ста сербских православных священнослужителей, убитых при коммунистическом режиме. По приглашению священника паломники переходят в еще более крохотный церковный придел во имя святителя Спиридона Тримифунтского, который примечателен своими уникальными Царскими вратами.

Отец Момо тем временем рассказывает, что был еще полуторагодовалым ребенком, когда его отец - священник вместе с семьей был вынужден покинуть город из-за коммунистических репрессий. Лишь в двадцать четыре года, окончив Духовную академию, отец Момо вернулся на родину и с тех пор служит в Никольском храме. Служит уже тридцать пять лет. Когда священника спрашивают о возрасте, он обычно отвечает: «Тридцать пять лет», и, сделав паузу, добавляет «службы у Престола Божия». Разумеется, черногорский пастырь не мог не затронуть наболевшую для сербов тему церковного раскола, возникшего здесь двенадцать лет назад. На территории Черногории сегодня действуют раскольники из самопровозглашенной так называемой Черногорской Автокефальной Церкви, которая активно поддерживается властями. Препятствием на пути раскольников является митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, авторитетный в среде верующих и духовенства иерарх, который стойко хранит верность канонической Сербской Православной Церкви.

Именно поэтому он становится мишенью критики черногорских либералов. «Ни на кого не нападают в Черногории так активно, как на нашего митрополита Амфилохия, - говорит о. Момо. - Ежедневно на страницах газет появляются критические статьи о нем». Нас, как членов Русской Православной Церкви, он искренне благодарит за поддержку, которую
наша Церковь оказывает Святейшему Патриарху Сербскому Павлу и митрополиту Амфилохию в противодействии расколу, в сохранении канонического Православия.

В Которской крепости хранится еще одна святыня Вселенского Православия - мощи святого мученика Трифона. История их появления в городе такова: в IX веке шторм заставил моряков, перевозивших мощи мученика из Фригии, укрыться в которскую бухту. Волнения на море не стихали много дней, что которцы восприняли как свидетельство свыше о том, что святыня должна остаться в их городе. В XII веке был возведен собор во имя святого мученика Трифона. Сегодня он принадлежит католической общине Котора, но православных допускают поклониться святыне, ковчег с которой находится на втором этаже храма в специальном реликварии. В этом же помещении вдоль стен тянутся застекленные полки на которых стоит множество старинных мощевиков виде серебряных ног, рук, голов, ступней, соответственно с теми частицами мощей, которые в них вложены. Большая их часть представляет собой останки святых неразделенной Церкви, хотя есть здесь и частицы мощей католических святых. Как рассказал отец Момо, когда в 1979 году, на Черногорию обрушилось мощнейшее землетрясение, в Которе было разрушено около шестисот старинных зданий, - а здесь нередки жилые дома, насчитывающие триста-пятьсот лет. От сильных колебаний почвы пострадал и храм святого Трифона, однако именно та часть, где хранятся святые мощи осталась неповрежденной. Кстати сказать, черногорцы по-своему объясняют причину стихийного бедствия - незадолго до катастрофы по указанию властей был снесен храм на горе Ловчен, где покоились останки Петра I Петровича Негуша - черногорского митрополита, мыслителя и государственного деятеля. Эту церковь он воздвиг сам и в ней завещал себя похоронить. Вместо этого митрополиту Петру коммунистические власти соорудили мавзолей, куда Владыка Амфилохий свою паству ходить не благословляет. По мнению архипастыря, подлинное духовное возрождение народа возможно только через покаяние, знаком которого станет воссоздание всех православных храмов и часовен, ранее венчавших самые известные горные вершины Черногории.

Черногорский Савин мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы - один из старейших православных монастырей Сербии. Он основан в XI веке на берегу Которской бухты у города Герцег-Нови. Свое название "Савин" монастырь получил по имени первого архиепископа Сербского, который в начале XIII века принимал участие в его обустройстве и построил здесь небольшой храм. Сейчас их в обители три - один во имя святителя Саввы, два других - маленькая церковь XI века и большая церковь, возведенная в XVIII столетии, освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обилие в Сербии Успенских храмов объяснимо: именно в этот праздник в 1219 году Сербская Православная Церковь обрела самостоятельность, получив статус автокефальной. В большом Успенском храме хранится главная святыня монастыря - чудотворная Савинская икона Божией Матери. По преданию ее еще во времена святителя Саввы привезли со Святой Горы Афон. Икона прославилась в конце XVIII века, когда по молитвам верующих перед этим образом монастырь был спасен от разрушения артиллерией католиков-венецианцев. В 1939 году грабители, проникнув в церковь через окно, украли старинный драгоценный оклад иконы, богато украшенный на пожертвования верующих. Прослышав о сербской святыне, наша матушка Елизавета привезла с собой в Савино купленный накануне букет синих ирисов, который собственноручно поставила к иконе. Паломники поют величание Божией Матери, при этом замечательно солирует квартет наших высокопоставленных дам. Они вообще оказались подвижницами, постоянно являя окружающим пример благочестия - всю дорогу, не обращая внимания на красоты черногорской природы за окном, читали каноны и акафисты: готовились причаститься за воскресной службой в Цетине.

Слева от входа в большую Успенскую церковь Савина монастыря на одной из традиционных для греческих и сербских храмов деревянных кресел -стасидий помещена мемориальная табличка. Она извещает, что здесь сидел сербский король Александр I Карагеоргиевич, совершивший паломничество в обитель непосредственно перед своей гибелью в октябре 1934 года. Монастырское предание гласит, что король получил в Савине символическое указание на свою скорую кончину - когда он вышел из храма колокол сам собой ударил трижды, как это бывает, когда выносят покойника. На территории монастыря прекрасный сад, где в большом количестве растут банановые пальмы, апельсиновые деревья и какие-то экзотические широколиственные кустарники. Недаром еще в начале XX века сербский святитель Николай (Велемирович) назвал Савин монастырь "малым Эдемом". Его б лагодатная атмосфера сказывается на всем. Здесь, например, растет сосна, которой исполнилось двести тридцать лет - срок существования этого дерева-долгожителя уже втрое превышает время, отведенное жизни ее обычных сородичей.

Возвращаясь из монастыря, заезжаем на "Градско гроблье Савина" - городское кладбище. Русские захоронения появились на нем еще в начале XIX века, когда черногорцы с помощью эскадры адмирала Д. Н. Сенявина освобождали Далмацию от наполеоновских войск. Позднее здесь обрели последнее пристанище многие эмигранты. Всего на кладбище свыше 150 захоронений наших соотечественников. В память о них в центре кладбища, занимающего довольно крутой склон холма, возведен пирамидальный серый обелиск, увенчанный крестом. На обелиске надпись: "Русским людям, утерявшим Родину - вечный покой в братской земле". К этому памятнику нашей делегацией был возложен венок. Еще на подъезде к кладбищу небо затянуло тучами, начал накрапывать дождь - казалось, природа вместе с нами скорбит о русских людях, навсегда оставшихся на чужбине. От потемневших елей, обступивших кладбище, потянуло запахом мокрой хвои. Не сговариваясь, повинуясь единому сердечному порыву, вслед за отцом Николаем Балашовым паломники пропели "Вечную память" всем лежащим в черногорской земле русским православным христианам. Звуки наших голосов таяли, угасая во влажном весеннем воздухе. Ласковый весенний дождик кропил могильные холмики, унизывая молодую траву крупными прозрачными каплями, смывая с каменных плит грязь, накопившуюся за время долгой зимы.

В этот вечер, проделав многокилометровый путь по Адриатическому побережью, нам удалось посетить еще один древний монастырь - святого Михаила Архангела. Он расположен на одноименном острове между приморскими городами Тиват и Будва. В XV столетии здесь пострадало около ста человек братии и множество паломников, которые были отравлены. Как гласит монастырское предание, преступление было делом рук католиков, подкупивших человека, доставлявшего пищу в монастырь. Останки мучеников почивают здесь же на острове и по свидетельству очевидцев, косточки, доставаемые из этих захоронений, мироточат.

Когда-то комплекс монастырских зданий занимал весь остров, а сегодня от него остался лишь небольшой корпус с келлиями и единственный Троицкий храм. В момент нашего прибытия в нем как раз шла воскресная служба. Ее совершали насельники, которых здесь пока всего трое - два монаха и монахиня Стефанида. К ним присоединились наши священнослужители. Канон читали поочередно, Трисвятое также, по-церковнославянски и по-сербски - в Сербской Церкви богослужение переведено на народный язык. После службы, осматриваем остров и лежащие перед Троицкой церковью руины древнего храма Архангела Михаила VI века. "Трус?" - спросил о.Николай одного из насельников, указывая на развалины.

Тот отрицательно качает головой, лаконично отвечая: "латиницы". Рядом с Михайло-Архангельским островом находится другой, носящий имя Архангела Гавриила. Некогда там тоже стоял монастырь, к сожалению, не сохранившийся до нашего времени.

Уже темнело, когда автобус доставил нас в Успенский мужской монастырь Подмаина, или Подострог, находящийся в северной части курортного города Будва. Название Подмаина монастырь получил от близлежащей местности Маина. Точное время основания обители неизвестно, но, скорее всего, она возникла во времена правления сербской династии Неманичей. Возможно, именно отсюда святитель Савва отправился в свое паломничество на Святую Землю. Монастырь долгое время был приморской резиденцией черногорских митрополитов. В 1953 году его здания были конфискованы государством и лишь сорок два года спустя возвращены Сербской Церкви. В Успенском церкви шла воскресная всенощная. Вопреки нашим предыдущим впечатлениям, полученным от пустующих храмов, здесь собралось довольно много богомольцев, в большинстве - молодых парней и девушек. Служба, как и везде, ведется на сербском, однако все можно понять без особого труда, особенно прошения на ектениях: «Господу се помолимо». В самом храме свечи ставить некуда, но на улице у входа стоит подсвечник, представляющий собой большой четырехугольный ящик, заполненный песком и покрытый навесом от дождя. Устроено очень разумно - желающему во время службы поставить свечу не надо протискиваться вперед, беспокоя остальных молящихся. В преддверии грядущей Страстной Седмицы в дар обители Фондом Апостола Андрея Первозванного была передана плащаница Спасителя, которую насельники приняли с огромной благодарностью.
Котор Несомненно, главным событием этого паломничества стало посещение Цетинского монастыря - сердца православной Черногории. Здесь уже пять веков располагается резиденция митрополитов Черногорско-Приморских, и именно здесь ныне хранятся величайшие христианские святыни - кисть десницы Крестителя Господня Иоанна, частица Древа Животворящего Креста Господня и чудотворная Филермская икона Божией Матери. Два столетия эти святыни, подаренные российскому императору Павлу I рыцарями мальтийского ордена иоаннитов, находились в России. После революции они были вывезены из страны императрицей Марией Феодоровной, а в канун Второй мировой войны оказались на территории Сербского королевства. Сегодня бывшие реликвии русского императорского дома разделены: Филермская икона, как называют ее сами черногорцы - "Божия Матерь Филермоза", находиться в музее Цетинья, куда доступ паломников ограничен. Мы побывали там и надо сказать, впечатление вынесли не самое лучшее. Икона, по преданию написанная апостолом и евангелистом Лукой помещена в отдельной темной комнате без окон, в стеклянной витрине, подсвеченной странным фиолетовым излучением.

Говорят, что сделано это специально, для лучшей сохранности и безопасности иконы. Может быть так, но смотреть на святыню, заключенную в таких музейных условиях очень тяжело. Две другие реликвии - частица Древа Креста Господня и десница святого Иоанна Предтечи хранятся в особом ковчеге в приделе монастырского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. К ним паломники идут нескончаемой чредой, в основном это молодые люди и женщины с детьми. Идут и к находящимся здесь честным мощам святителя Петра Цетинского - великого сына сербской земли, митрополита Черногорского, духовного и политического вождя народа, при котором Черногория в XIX столетии добилась фактической независимости. Именно он оставил в своем завещании знаменитые, памятные каждому черногорцу слова: "Да будет проклят тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России."

В Цетинье мы вместе молились за литургией, совершенной митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием. Кстати сказать, в ектении за этой службой звучало особое прошение о мире, благополучии и спасении страждущих жителей Косова, Афганистана, Ирака и Чечни. Кто-то из паломников вполголоса заметил: «Будь здесь какой-нибудь чиновник Евросоюза по правам человека он бы, наверное, возмутился, счел такую молитву нарушением прав населяющих эти регионы мусульман». После службы Владыка Амфилохий обратился к пастве и гостям с очень сердечной проникновенной речью, в которой выразил надежду на укрепление братских связей между народами Сербии и России.

От его имени был дан обед в честь русских паломников, а затем митрополит Черногорский вышел проводить нас в обратный путь. К нему обратились запорожские тележурналисты с просьбой сказать несколько слов верующим телезрителям Украины. Отвечал Владыка, конечно о том, что в этот момент более всего беспокоило его самого: "Мы молим Господа, чтобы Он даровал единство в сердцах и умах православных на Украине. Единство Церкви Божией - это самое важное.

Расколы никому не приносят благополучия и счастья. К сожалению, у нас - славян, всегда существовало такое искушение расколом. Мы молимся святому равноапостольному князю Владимиру Крестителю Руси, преподобным Киево-Печерской Лавры святым Антонию и Феодосию - основателям монашества в Восточно-славянских странах, чтобы они нам даровали единство сердца и ума, единство Веры, чтобы уничтожили расколы. Раскол начинается с сердца. Надо, чтобы сердце было целомудренно, как мы молимся в эти дни Великого Поста: «Дух целомудрия, смирения, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Это для нас сегодня самое важное.

Приезд паломников из России в Сербию и Черногорию имеет для нас огромное значение. Это начало наших новых взаимоотношений. Надо преодолевать разделение и хранить подлинное единство, которым мы жили веками - от времени принятия Православия. Сегодня, когда в мире царит духовный кризис в наших славянских странах надо возобновлять Евангельский дух соборности, соборной любви. Не просто дружбы, которая существует в мире сем, но соборного жития наших государств, наших православных народов с предвкушением Царства Небесного здесь в наших сердцах".

Пользуясь случаем, Митрополит Амфилохий передал свое пасхальное приветствие телезрителям Запорожья, которые увидят репортаж в канун Светлого Дня. Запорожцы отходят вполне удовлетворенные ответом, а к Владыке, который благодушно улыбаясь и щурясь от яркого солнца ласково смотрит на нас, обращается отец Николай. «Владыка, вот корреспондент сайта московского Сретенского монастыря, где наместником - архимандрит Тихон Шевкунов. Скажите и ей что-нибудь!».

А, отец Тихон - радостно произносит Владыка. - Да-да, помню. Ему привет. У него колхоз там работает?

Работает Владыка, процветает.

Да, он мне рассказывал. Вы напишите, что очень важно, чтобы к нашим знаменитым святыням начали приезжать русские паломники. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель хотят, чтобы их посещали. Мы очень ждем вас".

Автобус тронулся. За окнами проплывают залитые солнцем пустынные улицы старого города, старинный особняк - здание Цетинской семинарии. Еще поворот, и Цетин окончательно скроется из глаз. Невольно оборачиваемся - Владыка Амфилохий еще стоит у дороги и смотрит нам вслед.

Подмаина

Остров Архангела Михаила

У святителя Василия Острожского

Православие является одной из трёх основных религий в Черногории, самой массовой. Свыше 400 000 человек, а это 75 % населения Черногории, являются православными христианами. В Черногории главенствует Сербская православная церковь, которая объединяет бо́льшую часть православных верующих.

Существует также малочисленная неканоническая Черногорская православная церковь, возникшая после отделения Черногорского княжества от Сербского государства в конце XIV века. Церковь именует себя автокефальной, но не признана в этом статусе другими православными поместными Церквами.

Если искать отличия русского православия от черногорского, то основными будут являться:

в черногорской церкви наиболее частой стойкой для свечей является емкость, наполненная песком, на подставке с длинной ножкой. В России это не распространено;

в Черногории нет традиции надевать головной убор женщинам и не надевать — мужчинам.




Цетинский монастырь

Цетиньский монастырь (монастырь Рождества Пресвятой Богородицы) был основан в 1484 году князем Иваном Црноевичем. В монастыре служили святой Петр Цетиньский и святой Василий Острожский. В 1692 году Сулейман-паша разрушил монастырь до основания. Монастырь отстраивался заново. В монастыре находятся частица мощей святого Феодора Стратилата, святой Февронии-голубицы. В монастыре хранятся три святыни - частица Святого Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, Десница святого Иоанна Крестителя, крестившая Господа в реке Иордан, и икона Пресвятой Богородицы Филермской (Богородица Филеримоса - Пустынелюбительница), написанная кистью святого апостола Луки. В настоящее время монастырь является местом пребывания митрополита Черногории.


Нижний острожский монастырь.
Монастырь ОСТРОГ.

О́строг (черногор. Ostrog) — действующий сербский православный монастырь в Черногории, расположенный в горах в 15 км от города Даниловграда, на высоте около 900 м над уровнем моря. Основан в XVII веке. В монастыре хранятся мощи его основателя — святого Василия Острожского, чудотворца и исцелителя, скончавшегося 29 апреля (12 мая) 1671 г. Также имеются и подарки от монастыря. В сюрприз входит святая вода (на бутылке имеются рисунки острога и разных вещей) и масло. В монастыре живут 12 монахов. Острог состоит из двух частей. Нижний монастырь был основан в середине XIX века, состоит он из келий и церкви Св. Троицы. В ней покоятся мощи св. новомученика Станко, 15-летнего мальчика, которому турки отсекли руки, в которых он держал святой Крест и не хотел его выпускать. Верхний монастырь отделен от Нижнего дорогой длиной около 5 километров, проходящей через лес. Однако паломники, идущие пешком, обычно пользуются более короткой пешеходной дорогой, которую можно преодолеть за 20—25 минут. Верхняя часть встроена в скальную нишу на высоте 900 м над уровнем моря, она двухуровневая, и там находятся самые важные достопримечательности монастыря. Эта часть комплекса состоит из двух небольших церквей: Крестовоздвиженской (1665 год) и Введенской церкви девы Марии (XVIII век). Введенская церковь — это очень маленький храм, 3 на 3 метра, расположенный чуть выше Крестовоздвиженской церкви. Именно в Введенской церкви Святой Василий провёл 15 лет в молитвах. На скале — изображение-икона Василия Острожского. В реликварии Введенского храма хранится ковчег с чудотворными мощами Святого Василия Острожского, а также молитвенная книга 1732 года и храмовые подсвечники, датируемые 1779 годом. Монастырь находится на расстоянии около 30 км к западу от Подгорицы, у подножия скалы Острошка Греда (Ostroška greda), в 8 км от дороги, соединяющей города Подгорица и Никшич. Добраться до него возможно рейсовым автобусом из Никшича или Подгорицы или на машине. Дорога местами очень узкая и тяжёлая.







Острова Госпа од Шкрпела и Святого Джорджа с высоты птичьего полёта.
Остров Госпа од Шкрпела.

Остров Госпа од Шкрпела в Которской бухте искусственного происхождения. Вокруг рифа были насыпаны камни. Там, по преданию, была обнаружена икона Богородицы. В церкви Богородицы, построенной в честь найденной иконы, моряки оставляли выбитые серебряные пластины с датами морских путешествий. А если корабль не возвращался из плавания, то пластины оставались «открытыми». Икона, которую женщина вышивала собственными волосами и нитками в томительном ожидании любимого, хранилась в церкви. Оставшиеся иконы она вышила уже седыми волосами, так и не дождавшись возращения любимого.
Остров Святого Джорджа.Остров Святого Джорджа с кипарисовой рощей. Он находится недалеко от Госпа од Шкрпела. На нем расположены Монастырь Святого Джорджа (Георгия) и старое кладбище Пераста. Остров Святой Георгий возник естественным путем. С 12 столетия на острове находилось бенедиктинское аббатство, которое со временем изменило и свое назначение, и свой вид. Черногорские аналоги Ромео и Джульетты - рисанские Фране и Катица покоятся на кладбище, которое находиться здесь же, на острове.
Собор Воскресения Христова. г. Подгорица.

Часовня Богородицы Здравие.

Часовня Богородицы Здравие (ее построили пережившие эпидемию чумы жители)

Cобор Св. Трифона

Св. Трифон - покровитель мореплавателей Боки Которской. Местное предание говорит нам о том, что в 809 г. мореплаватели везли его святые мощи, возвращаясь из похода в Малую Азию. Несколько дней продолжался сильный шторм, и они решили укрыться в Боко-Которской бухте. Жители города решили, что св. Трифон не хочет покидать эти места, т.к. шторм не прекращался. Поэтому богатый горожанин Сараценис выкупил мощи у венецианцев и поместил их в специально построенную маленькую церковь. Позже в городе воздвигли монументальный собор, который неоднократно перестраивался, но мощи святого мученика (ларец с мощами и серебряный кубок с головой святого Трифона) всегда пребывали в нем. Там же, в соборе, находится саркофаг, в котором похоронен почетный гражданин Котора Андреа Сараценис. Во время страшного землетрясения XVII в. башни собора обрушились, и обломки засыпали многие дома и даже княжеский дворец. Под ними погибли князь и его семья
Часовня Св. мученицы Недели.

Посередине бухты Петроваца расположены два небольших острова - остров Святой Недели и Катич. На острове Святой Недели построена небольшая церквушка, её построил рыбак, спасшийся здесь после кораблекрушения. На Острове Катич растёт несколько сосен. Острова расположены почти перпендикулярно линии берега, так что один закрывает другой, если смотреть на них с городского пляжа Петроваца, но если перейти на один из дальних пляжей города, оба острова видны во всей красе. Легенда об острове Св. Недели гласит, что во время сильнейшего шторма несколько моряков нашли спасение после кораблекрушения у берегов Петроваца на маленьком островке. На камнях они возвели небольшую церковь, которая и сегодня является оберегом для местных моряков. Часовня Св. м. Недели действующая, но службы проходят очень редко. Мученица Неделя - местная святая (неделя по сербски - воскресенье), её икона стоит в храме Св.Ильи в Петроваце.

Черногория - страна живописной природы, исторического наследия, великолепных пляжей, и монастырей. Черногорцы глубоко верующий народ, поэтому по всей стране расположены десятки церквей, монастырей, храмов. Портал Tochka-mira приглашает совершить виртуальный экскурс по лучшим монастырям Черногории. Вы узнаете в статье о том:

    • Где расположены святыни
    • Об истории
    • Как добраться до монастырей
    • Какие монастыри можно посещать туристам
    • Чем славятся святые обители

Каждый монастырь Черногории является уникальным не только в духовном плане, но и в архитектурном. Ежегодно Montenegro посещают тысячи паломников, чтобы совершить тур по святыням.

Монастырь Острог в Черногории

Главным святым местом Черногории является монастырь Острог, единственная обитель, вырубленная в скале. Множество верующих совершают паломничество, чтобы провести ночь в молитвах у мощей Святого Василия Острожского.

Как добраться до монастыря Острог

Монастырь расположен примерно в 8 км от шоссе Подгорица - Никшич. Добираться можно несколькими вариантами.

Самым популярным является приехать в обитель в составе экскурсии, практически из всех крупных городов Черногории осуществляются паломнические туры в Острог.

Автовладельцы смогут добраться самостоятельно на машине, следуя по трассе «Е-762» Даниловград - Никшич. На дороге расположены указатели, однако следует воспользоваться картой, чтобы не заблудиться.

Кроме этого вы можете добраться до любого ближайшего города, например Будвы, Подгорицы, а уже оттуда воспользоваться услугами такси.

Режим работы

Монастырский комплекс открыт для посещения туристов на протяжении всего года. Время работы: с мая по сентябрь с 06:00 до 17:00; с октября по апрель с 05:00 до 16:00.

История монастыря Острог

Доподлинно неизвестно когда в этих краях поселились первые отшельники. Сюда приходили люди в поисках уединения, чтобы побыть вдали от греховной жизни и суеты. Позже в конце XVIII века здесь был основан мужской монастырь - Острог. Большой вклад в развитие обители внес Василий Острожский, который был причислен к лику святых.

Как все начиналось

Василий Острожский родился в 1610 году в религиозной семье, имя от рождения Стоян. Его настоящим домом на многие года станет монастырь Завала, в его стенах пройдет детство, отрочество, юность мальчика. Здесь он все время посвятит служению Богу. После пострига в мужском монастыре Тврдош, юноша становится Василием. Далее он уходит на службу в Цетинский монастырь, где чудом избегает изгнания. В сане архимандрита Василий несколько лет проведет в Тврдошском монастыре, совершит паломничество на гору Афон. В 28 лет он уже достигнет чина епископа и станет митрополитом двух епархий.


Он внес большой вклад в развитие христианства в Черногории. Особенно тяжко было в период османского ига, когда даже обычное чтение молитвы могло караться смертью.

Положение становилось только хуже, и Василий уходит к отшельникам в одну из пещер Острошка Греда. Именно здесь он вместе со своими братьями основали монастырь Острог.

Василий Острожский умер в 1671 году, и похоронен вблизи храма. Спустя 7 лет игумен Рафаил увидел Василия во сне, он настоял на своем вскрытии, так были обретены святые мощи. На протяжении многих лет с ними связаны многочисленные рассказы о сотворенных чудесах.

Святыни монастыря Острог

Главными святынями монастыря являются мощи Николая Острожского.

Посещая монастырь Острог помните о правилах внутреннего распорядка:

    • Запрещено фотографировать внутренние помещения храма.
    • Одежда паломников должна быть закрытой.
    • Женщинам следует надевать юбки или платья прикрывающие колени. Если это платье, то без глубокого выреза, открытых плеч. Желательно также на голову надеть платок.
    • Свечи устанавливаются в специальные ящики с водой, на дне которых лежит песок.

Что еще можно сделать в монастыре Острог

Во время посещения монастыря, вы сможете не только прикоснуться к чудотворным мощам, принять участие в службе, но и осмотреть старинные постройки, взобраться на смотровую площадку. Особым интересом пользуется сувенирная лавка. Здесь можно приобрести:

    • ладан;
    • святую воду;
    • иконы;
    • молитвословы;
    • подвески, и т.д.

При монастыре работает дом паломника, здесь можно остановиться на ночь.

Монастырь Морача в Черногории

Одним из ценных, интересных средневековых памятников Черногории является храм Морач. Ежегодно сюда приходят паломники в поисках тишины, покоя, умиротворения, красоты.

Где расположен монастырь Морач

Монастырь Морач расположен на берегу высокогорного каньона реки Морач. Местность живописная, входит в состав муниципалитета Колашин. Благодаря удобному месторасположению, посещение храма входит практически в любой экскурсионный маршрут.

Как добраться до монастыря Морач

Посетить монастырь можно в составе экскурсии, из городов Черногории туристические агентства организуют туры.


Из Подгорицы, Будвы, Бара, и других регионов Черногории, курсируют прямые автобусные рейсы. Вы можете сесть на любой автобус, идущий по маршруту в Колашин, заранее скажите водителю, чтобы высадил вас у монастыря.

Кроме этого вы можете добраться до обители самостоятельно на авто. Вам следует ехать по трассе Е80 в сторону Колашина. От горнолыжного курорта до монастыря расстояние составляет 28 км. Чтобы не заблудиться, желательно воспользоваться картой. Вдоль дороги расположены указатели, ну или, в крайнем случае, можно уточнить дорогу у черногорца, местные жители народ гостеприимный и дружелюбный, в помощи не отказывают.

История монастыря Морач

Монастырь был основан Стефаном Неманя в 1252 году. В конце IV века храм был полностью разрушен турками, восстановительные работы шли вплоть до 1574 года. Однако в XVIII веке история повторилась, но на этот раз вражеских захват был отражен архимандритом Паном Митрофаном. За проявленную отвагу он был награжден почетной золотой медалью, через некоторое время он становится митрополитом.

Архитектурный ансамбль

Монастырь Морач представляет собой целый архитектурный комплекс, в состав которого входят различные постройки.

    • Большая соборная церковь Успения Богоматери (Ассамблея).
    • Малая церковь Святого Николая.
    • Несколько строений с монашескими кельями.
    • Ночлег для путешественников.
    • Богатое подсобное хозяйство.

Кроме этого во время прогулки по монастырскому комплексу можно увидеть небольшой источник со святой водой, которая отличается вкусовыми качествами и имеет целебные свойства.

Недалеко находится пасека, здешний мед используется на нужды монастыря, а также продается в лавке.

После осмотра основных построек можно прогуляться по живописному саду. Несмотря на то, что монахи полностью отказались от благ цивилизации, они держат пастбища, разводят кур и овец, выращивают виноград.

Святыни монастыря Морача

Во время посещения храма вы сможете увидеть несколько уникальных святынь.

Главной святыней храма является рука Святого Великомученика Харлампия. Ею освящается оливковое масло, которое впоследствии используется, также его разрешено в небольшом количестве забирать с собой.

Здесь же хранится первая печатная книга южных славян - Октоих. Ее напечатали на кириллице в 1493 году. Когда первая печатная книга России появилась на свет лишь спустя 70 лет.

В библиотеке при монастыре хранятся различные документы, рукописное Евангелие.

В алтаре хранится крест, который был сделан в XVI веке из орехового дерева.

Еще одним интересным объектом является гвоздь, который согласно легенде принадлежал святому Савве.

Перед походом в монастырь следует помнить о внешнем виде:

    • Запрещено надевать короткие шорты, юбки выше колен, а также открытые платья.
    • Помните, плечи и колени должны обязательно быть закрытыми.
    • Разрешена съемка внешней части монастыря, внутри храма фотографировать и снимать на видео запрещено.

Храм работает каждый день с 8 утра до 5 вечера, вход свободный, однако вы можете совершить пожертвование. Во дворе есть зона отдыха, она установлена рядом со святым источником. Поэтому вы сможете отдохнуть и отведать воды с целебной силой. Двор, комплекс красивый и величественный, здесь можно сделать красивые фото на память.

Недалеко от монастыря расположен ручей, каменистый мост, здесь работает кафе.

Савинов монастырь в Черногории

Одним из живописных мест в Черногории является Савинов монастырь. Он находится в одноименном районе Савино, который входит в состав города Герцег-Нови.

Как добраться до монастыря Савинов

Церковь располагается вблизи курорта Герцег-Нови, добраться можно несколькими способами. Самый удобный способ это воспользоваться услугами такси, также вы можете доехать на автобусе идущим из Старого города курорта Герцег-Нови до монастыря.

Если вы решили доехать на авто самостоятельно, езжайте по дороге в сторону Тивата, доезжаете до развилки-круга в Мелинье (на развилке три дороги - в Хорватию, в Боснию и Герцеговину и в центр Герцег Нови), сворачиваете в город и буквально через пару минут справа увидите съезд и указатель «Монастырь Савина».

История монастыря Савинов

Монастырь Савина является мужским православным монастырь, который был основан монахами. Он состоит из нескольких сооружения, это Малая Успенская церковь, Большая Успенская церковь и церковь Святого Саввы.

Малая Успенская церковь была построена в 1030 году, она знаменита старинными фресками, датированными XV веком. На ней изображены сцены религиозных празднеств, а также муки Христа.

Большая Успенская церковь была построена в XVII веке, и является ярким образцом архитектуры в стиле барокко. В ее стенах хранится чудотворная икона Божьей Матери Савинской.


Церковь Святого Саввы по легенде была сооружена самим Саввой примерно в XIII веке. Недалеко от церкви функционирует смотровая площадка, от которой открываются красивые виды на округу.

Монастыри Черногории на карте

Храмов, церквей и монастырей в Черногории множество, поэтому чтобы не запутаться, желательно пользоваться картой. Все монастыри Черногории есть на карте, по ней вы сможете с легкостью проложить оптимальный маршрут и при этом сэкономить время.