Ни одно исследование невозможно без определения базовых, ключевых понятий. В нашем случае главным будет понятие пенсионной системы. В целом можно констатировать, что консенсус в плане выработки единого и общепризнанного определения достигнут.

Так, пенсионная система России -- это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Современные пенсионные системы большинства развитых стран, как правило, базируются на трех ключевых звеньях. Во-первых, это система обязательного государственного пенсионного обеспечения; во-вторых, это государственное обязательное пенсионное страхование; и, в-третьих, личное пенсионное (добровольное или обязательное) обеспечение (страхование) Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства. Томский государственный педагогический университет, 2008. С. 9..

Все существующие в различных странах пенсионные системы можно разделить на две большие группы:

1. распределительные (солидарные), когда средства для выплаты пенсий берутся из текущих поступлений от работающих;

2. накопительные (персонализированные), когда гражданин в течение своей трудовой жизни накапливает средства в пенсионном фонде, который пускает их в экономический оборот, чтобы как минимум защитить от инфляции, а как максимум, существенно прирастить их объем.

Распределительные системы могут финансироваться из государственного бюджета без выделения целевых платежей на формирование пенсионных средств (таковы, как правило, схемы пенсионного обеспечения для государственных служащих) либо из целевых платежей страхового характера, направляемых в специальные фонды. Такие платежи могут осуществляться работником, работодателем или ими совместно. Большинство существующих в современном мире пенсионных систем являются распределительными, иногда с элементами накопительной системы. Единственная страна, имеющая полностью накопительную пенсионную систему, - Чили. Распределительные системы зависят от изменений в демографической структуре населения: от соотношения количества работающего населения и населения пенсионного возраста. Такие системы наиболее эффективны и необременительны для экономики при отношении работающего населения к пенсионерам не менее чем 5 к 1. Поскольку для всех развитых стран характерно старение населения и повышение удельного веса пенсионеров, традиционные распределительные системы сталкиваются с кризисом финансирования. У нас по состоянию на 1 января 2010 года на каждого жителя в возрасте старше трудоспособного приходится примерно 3 трудоспособных. Советская пенсионная система была классической распределительной системой: человек работал, платил подоходный налог, кроме того, на фонд оплаты труда начислялись средства социального страхования (около 38% от фонда оплаты труда), которые после 1932 года были переданы в управление профсоюзам, из них и выплачивались по достижении пенсионного возраста пенсии. Российская пенсионная система (в области трудовых пенсий) в настоящее время ушла от чисто солидарной системы, которая существовала в советское время, к смешанной с накопительным элементом. Существенное отличие пенсионных систем современных европейских стран от российской пенсионной системы в том, что там очень развито корпоративное пенсионное страхование и индивидуальное пенсионное страхование, при этом пенсионные взносы освобождаются практически от всех налогов. Государство сознательно создает условия для того, чтобы за счёт государственных пенсионных фондов выплачивалось, например, лишь 35% пенсий, остальная часть выплачивается через негосударственные фонды. Существуют корпоративные пенсионные программы, по которым работник сможет рассчитывать на пенсию уже через 10-15 лет работы в корпорации. По условиям договора с негосударственным пенсионным фондом лицо может получать пенсию, будучи абсолютно здоровым, работоспособным человеком. Даже в 40 лет возможно в этом случае подать заявление в пенсионный фонд и получать пусть небольшую, но пенсию Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 36-37..

Представляется необходимым акцентировать внимание на проблемах развития российской пенсионной системы.

Пенсионная система России в последние два десятилетия находится в периоде перманентного реформирования. На это имеется целый ряд объективных и субъективных причин.

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всём мире. В России этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на т.н. принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Наряду с серьёзными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие:

1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20-30 лет назад, получали меньше “новых” пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведённых в 1980-е гг., до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причём старших возрастов.

2. Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне низкую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни.

3. Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

4. Широко распространённая практика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на практике увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста. Так, в 1992-1993 гг. по сравнению с 1991 г. число ранних пенсионеров увеличилось не менее чем на 30%. Главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. В результате состав населения старше трудоспособного возраста стал практически однородным: пенсию стали получать почти все пожилые граждане, независимо от прежних трудовых заслуг. Все упомянутые нормы привели к резкому увеличению объёма социальных обязательств государства по пенсионному обеспечению своих граждан. Далее в первую половину 1990-х гг. в сложных социально-экономических условиях трансформационного периода, сопровождавшихся падением реальных доходов многих социальных групп, на пенсионное обеспечение были возложены функции, имманентно ему несвойственные, -- например, функция поддержания доходов некоторых категорий занятого населения в форме выплат пенсий «за выслугу лет» с сохранением права трудиться на том же рабочем месте, выплата пенсии работающим пенсионерам, назначение пенсий лицам, досрочно покинувшим рынок труда в связи с ростом открытой безработицы и пр.

В результате же резкое увеличение нагрузки значительно увеличило дефицит Пенсионного фонда, создав катастрофическую ситуацию. Разгорелась научная дискуссия о возможных направлениях развития. Можно выделить, по крайней мере, четыре основные группы причин критической ситуации, возникшей в области пенсионного обеспечения, которые в принципе заставили говорить о необходимости пенсионной реформы. Первая группа имеет демографический характер и связана с тенденцией интенсивного старения российского населения. Численность возрастных когорт свыше 60 лет за последние пятьдесят лет практически удвоилась и продолжает расти опережающими темпами по сравнению с другими возрастными группами. Нормальное же функционирование системы, основанной на идее солидарности поколений, возможно лишь при соотношении 10:1 (на одного пенсионера должно приходиться десять плательщиков пенсионных взносов). В России уже в 1990 гг. это соотношение (так называемый «коэффициент поддержки», рассчитываемый как отношение числа лиц в возрасте от 20 лет до пенсионного возраста, нормативно установленного в данной стране, к числу лиц старше этого пенсионного возраста) составляло 2,7. Увеличение доли пожилых неизбежно ведет к усилению налоговой нагрузки на работающее население (независимо от того, кто является формальным плательщиком -- работник или работодатель). Важно, что наблюдаемый демографический сдвиг -- долговременная причина непреходящего характера, которая уже действовала на протяжении десятилетий; её влияние в дальнейшем могло лишь возрастать. Вторая группа причин также касается соотношения численности плательщиков и получателей, но имеет не демографическую, а экономическую природу. В 1990-е гг. наметилась устойчивая тенденция сокращения численности занятого населения и особенно той его части, которая занята в общественном производстве и является плательщиком взносов в Пенсионный фонд. Тем самым, сдвиги на рынке труда существенно усугубили влияние демографических факторов. Хотя эта причина возникла именно в период экономической трансформации, для рыночной экономики её также нельзя считать кратковременной. В рамках пенсионной системы распределительного типа это объективно вынуждает поддерживать очень высокий уровень тарифов взносов в Пенсионный фонд, в середине 1990-х гг. его значение достигало 29% от фонда оплаты труда. Столь высокий тариф отчислений наряду с прочими налога ми и обязательными взносами во внебюджетные фонды имел своим негативным следствием ярко выраженную тенденцию к уклонению плательщиков от уплаты налогов и обязательных отчислений. Наибольшие масштабы процесс «бегства от налогов» приобрел в негосударственном секторе экономики. Третья группа причин связана с относительно низким пенсионным возрастом и широким распространением системы досрочного выхода на пенсию, что в среднем снижало общий возраст на 3-5 лет. Это правовая и институциональная причина, которую, казалось бы, можно устранить законодательным путем. Однако, как показывает мировой опыт, изменение пенсионного возраста относится к числу наиболее чувствительных для населения вопросов и встречает серьезное общественное противодействие. Последующие события в России лишь подтвердили этот факт.

Четвёртая группа причин - финансово-экономические: рост задолженности предприятий по заработной плате из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов разных уровней и рост объёмов невыплаченной заработной платы; значительное расширение масштабов натурального (бартерного) обмена между товаропроизводителями; широкомасштабное использование денежных наличных средств в экономической деятельности; использование предприятиями специальных ссудных счетов; применение и натуральных форм оплаты труда и пр. Эти практики были характерны для первого этапа экономической трансформации и, как представлялось, носили временный характер. Между тем многие из них в модифицированном виде сохраняются и сегодня. Неформальная экономика в России не сокращается, а «творчески» приспосабливается к меняющимся социально-экономическим условиям Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. С. 1-10..

С 2001 года и по настоящее время осуществляется новый виток реформ пенсионной системы. Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась в первую очередь демографическими причинами. Так, по актуальным расчётам Пенсионного фонда РФ, к 2016 году на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек. Реформа пенсионной системы в Российской Федерации началась с принятия трех федеральных законов:

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Этими законами были заложены краеугольные камни действующей пенсионной системы. Закон о трудовых пенсиях определил основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Закон о государственном пенсионном обеспечении урегулировал правоотношения, возникающие при предоставлении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Закон об обязательном пенсионном страховании установил организационные, правовые и финансовые основы пенсионного страхования в России. Помимо трёх указанных законов в систему пенсионного законодательства Российской Федерации входят также следующие законодательные акты:

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2001 года №21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Федеральный закон Российской Федерации от 07 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и т.д. Некоторые положения законов, входящих в систему пенсионного законодательства, детализируются различными подзаконными актами: положениями, инструкциями и т.д.

Сейчас пенсии в Российской Федерации могут выплачиваться за счет средств:

*федерального бюджета (пенсии по государственному пенсионному обеспечению);

*бюджета субъектов РФ (в соответствии с нормативными правовыми актами данного субъекта);

*местных бюджетов (на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления);

*организаций (в соответствии с локальным нормативным актом конкретного предприятия);

*из накоплений на счету будущего пенсионера в негосударственном пенсионном фонде Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 34-35..

Несмотря на понимание большинства проблем пенсионной системы, два десятилетия постоянного реформирования в своём актуальном состоянии российская пенсионная система остаётся крайне несовершенной. Пожалуй, самая основная причина такого кроется в принципиальном исчерпании ресурсов и возможностей, предоставляемых старыми моделями пенсионных систем и методов пенсионного обеспечения. Таким образом, совсем скоро мы станем перед выбором: либо разработать принципиально новую модель, либо фактически быть неспособными осуществлять пенсионное обеспечение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

В настоящее время Россия переживает демографический кризис, обусловленный падением уровня рождаемости и высокой смертностью населения. Для предотвращения депопуляции населения Правительство РФ в 2006 перешло на активную демографическую политику. Президентом страны была предложена программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка.

В условиях рыночной экономики применение нормативно-целевых методов планирования приобретает особое место. Оно позволяет обеспечить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики, основным из которых является усиление социальной ориентации российской экономики.

1. Региональные особенности демографической политики

Одним из регионов, где сохраняется высокая рождаемость, является Республика Дагестан. Несмотря на низкий уровень жизни, высокую безработицу среди молодежи и женщин, сложную политическую обстановку в регионе суммарный коэффициент рождаемости в настоящее время составляет 1,6. Высокая рождаемость является для республики традиционной, но проводимые социально-экономические реформы вынуждали сильно ограничивать репродуктивные установки населения, вплоть до отложения второго-третьего ребенка до лучших времен. Начиная с 1990 года, рождаемость в регионе падает, а коэффициент суммарной рождаемости за этот период снизился почти в два раза. Активное государственное стимулирование процессов воспроизводства населения и адаптированная к региональным условиям социальная политика призваны обеспечить социальную стабильность в регионе, что является основой демографического роста.

В этой связи в утвержденной Правительством Российской Федерации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предполагается совершенствование системы выплат пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и их адресности. Одновременно проводятся меры по укреплению родовой отрасли медицины в рамках реализуемого национального проекта «Здоровье» в целях снижения материнской и младенческой смертности. Бреева.Е.Б. (2012) Основы Демографии: издательство Москва.

В настоящее время в России на федеральном уровне существует пять видов пособий для мам и беременных женщин: на посещение женской консультации, одноразовые выплаты при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до полутора лет, оплаченные отпуска до и после родов и пособие при усыновлении. Плюс материнский капитал, который является скорее поощрением на рождение второго, третьего ребенка.

С 2007 года право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет приобретают лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию. То есть, если раньше эти деньги выплачивались только в том случае, если будущая мама успевала поработать, причем официально, с оформлением трудовой книжки и с получением "белой" зарплаты, то теперь наличие трудового стажа необязательно. В условиях Республики Дагестан, когда значительная часть женщин являются безработными и вынуждена работать в ЛПХ, или занята наемным трудом без официального оформления на работу, а среди них не редкость вступивших в брак сразу после окончания общеобразовательной школы, не получив профессиональной подготовки и стажа работы, введение права на получение этого пособия играет особую роль для социально-демографического развития региона. Важно и то, что теперь увеличен размер этого пособия с 700 рублей до 1500 рублей для первенца и до 3000 рублей - при рождении второго и последующих детей.

Благодаря национальному проекту "Здоровье" в большинстве регионов России наблюдается рост учетных списков в женских консультациях, и все больше женщин встают на учет в ранние сроки беременности. Если раньше в консультацию обращались в 2 основном работающие женщины, да и то лишь за листком по нетрудоспособности, и при этом женщина самостоятельно решала какая и в какой степени ей нужна помощь медиков, то после введения родового сертификата в Дагестане этот процесс начал носить добровольно-принудительный характер. Родовой сертификат - это документ, который каждая беременная женщина получает в женской консультации и приносит в роддом и по которому медики данных учреждений могут впоследствии получить дополнительные деньги. Таким образом, врачей заинтересовывают в том, чтобы привлекать в свое учреждение как можно больше рожениц, но, то обстоятельство, что при обращении женщины в родильный дом у неё в первую очередь требуют родовой сертификат, заставляет многих беременных женщин идти в женскую консультацию. Именно это вынуждает их целыми днями ожидать очереди на приеме у врача, специалиста или для проведения определенных анализов. В некоторых случаях для получения родового сертификата женщинам приходится обивать пороги разных инстанций по нескольку недель, собирать десятки документов, хотя по правилам необходимо всего пять-шесть документов, а главные из которых паспорт, страховой медицинский полис и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Тем, кто не хочет проходить через это, подсказывают альтернативный вариант - платные медицинские учреждения!

Кроме того, несмотря на родовой сертификат, предусмотренный нацпроектом "Здоровье", который должен как раз гарантировать будущей маме, что она может сама выбрать, где рожать, встречаются случаи отказа в принятии в медицинские учреждения, не относящихся к административно-территориальному образованию места проживания женщины. Увеличение заработной платы медиков, что предусмотрено национальным проектом, не позволило также повышать квалификацию медперсонала, хотя жалование теперь напрямую зависит от успешности родов. Чтобы улучшать качество предоставляемых медицинских услуг недостаточно просто повышать зарплату, покупать новое оборудование, необходимо разработать и реализовать специальную программу обучения, стажировки медперсонала в специализированных учебных заведениях и в ведущих медицинских учреждениях. До сих пор остаются актуальными вопросы квалифицированного медицинского обслуживания беременных женщин в сёлах горной местности, где нет даже специалиста этой области медицины.

Тем не менее, за последние годы складывается тенденция более ответственного отношения самих будущих матерей к своей беременности. Такой вывод позволяют делать такие процессы, как своевременный уход на отпуск по беременности и родам, становление на учет в женских консультациях в ранние сроки беременности, рост записей в платных кабинетах, где работают лучшие специалисты и имеется новейшее диагностическое оборудование, прогулки в парковых зонах, правильное питание и т.д. Эти перемены позволяют существенно снизить показатели материнской и детской смертности. Харченко Л.П.,.Глинский В.В.,Ионин В.Г.(20013 Демографическая статистика: издательство Новосибирск.

Меры, предпринимаемые государством, такие как, повышение пособий, материнский капитал, являются побудительными, но их явно недостаточно. Необходима всесторонняя, многоохватная политика материнства, детства, семьи. Государство должно проводить информационную политику, направленную на поддержку семьи, пропаганду семейных ценностей. В современном обществе разрушается потребность в детях, разрушаются веками сложившиеся семейные устои, внутрисемейные ценности замещаются внесемейными, низко ценится человеческая жизнь. Это очень болезненное состояние, возникшее во многом в результате произошедшего в стране исторического перелома и падения уровня жизни населения.

2 . Нормативно-целевое планирование уровня развития социальной сферы региона

При анализе условий социально-экономического развития региона первостепенное место занимает вопрос оценки степени достижения главной цели такого развития - уровня и качества жизни населения, соответствующего принятым в обществе социальным стандартам (нормам). В связи с этим встает задача оценки и анализа интуитивно понятной, но недостаточно изученной категории, характеризующей условия и образ жизни людей. Существует множество частных показателей, характеризующих социальное положение регионов. Однако сравнение различных регионов даже по небольшому числу показателей методически сложно. Искомый показатель должен удовлетворять следующим требованиям: отражать конечные результаты социального развития; характеризовать обе его стороны - изменения и процесса, и результата; количественно измерять развитие, достигаемое в результате внедрения социальных достижений. Таким показателем является уровень социального развития (УСР).

Рассмотрим методику построения УСР. При построении УСР необходимо учитывать два основных момента: первый - теоретического характера - заключается в определении его составляющих и отборе первичных (измеримых) признаков, второй - методического плана - в нахождении методов сведения различных признаков (по характеру, единицам измерения, социальной значимости) в единый показатель.

В качестве первичных взяты следующие удельные показатели: коэффициент рождаемости, средняя номинальная начисленная заработная плата работников организаций, средний размер банковского вклада физических лиц на рублевых счетах, число больничных коек, численность врачей, ввод в действие жилых домов, индексы физического объема оборота розничной торговли. Значения отобранных показателей публикуются в статистических сборниках.

Для интегрирования частных показателей применен таксонометрический показатель В. Плюты, рассчитываемый на базе матрицы данных, составленной из стандартизованных значений первичных признаков. Стандартизация позволяет избавиться от единиц измерения (стоимостных и натуральных). Использование данного метода предполагает предварительное масштабирование показателей. За эталон принимается максимальное значение каждого частного показателя по всем регионам в течение рассматриваемого периода. Для обеспечения универсальности УСР переведен в относительную форму относительно эталона (нормы).

Белгородская область является абсолютным лидером по развитию социальной сферы. Причем показатель УСР даже этой области ниже среднего значения по округу, что вызвано значительным превосходством развития социальной сферы г. Москва и Московской области (среднее значение по округу приведено без этих регионов). К 6 наиболее развитым можно отнести Воронежскую, Липецкую, Тверскую, Ярославскую области. Наиболее низкий УСР наблюдается в Тульской, Тамбовской, Смоленской, Рязанской областях. Колебания УСР свидетельствуют о том, что развитие социальной сферы подвержено сильным конъюнктурным воздействиям и в условиях незначительного подъема экономического развития социальной сфере все еще уделяется второстепенное внимание.

Основываясь на данных о динамике социального развития областей, органы государственной власти и региональная администрация может проводить политику, направленную на сглаживание социально-экономического положения областей путем целенаправленного распределения финансовых ресурсов. Проведение государственными органами власти эффективной политики направленной на повышение уровня жизни, предполагает реализацию следующих программ: стимулирование экономического роста, целесообразного распределения благ, обеспечение гарантированного уровня образования и медицинской помощи, питания; выдачи трансфертов нуждающимся в получении минимального гарантированного дохода. Такого рода программы только начинают формироваться. демографический политика социальный смертность

Кроме того, индикатор УСР может применяться в качестве критерия выбора вариантов развития региона.

3. Зарубежный опыт снижения смертности от сердечно - сосудистых заболеваний и его значение для России

На современном этапе развития в странах с развитой экономикой основной причиной смертности стали сердечно - сосудистые заболевания. Начиная с 1930х годов, когда значительно снизилась смертность населения от вирусных и инфекционных заболеваний, они становятся основной причиной смертности, инвалидности и заболеваемости населения. В 1960х годах на государственном уровне в развитых странах осознается необходимость борьбы с данными заболеваниями не только с помощью совершенствования лечебного процесса, внедрения новых технологий и апробирования новых лекарств, но и с помощью профилактики этих заболеваний, разработки реабилитационных программ и пропаганде здорового образа жизни. Успех по борьбе со снижением смертности от сердечно - сосудистых заболеваний напрямую стал зависеть от степени охвата программы, ее комплексности и долговременного характера.

Начиная с конца 1960х разрабатываются общегосударственные комплексные программы по снижению смертности от данных заболеваний. Эти программы разрабатываются на долгую перспективу и имеют значительную государственную (в первую очередь финансовую) поддержку, а также широкое освещения в СМИ. В США и странах Западной Европы выходят многочисленные исследования посвященные факторам риска заболеваемости сердечно - сосудистыми заболеваниями, особенностями раннего выявления склонности к этим заболеваниям и здоровому образу жизни как важному фактору снижения риска развития этих заболеваний.

В США одним из приоритетов борьбы по снижению смертности от сердечно - сосудистых заболеваний является программы пропаганды здорового образа жизни, в частности отказа от курения и потребления спиртных напитков. Был достигнут определенный успех - с 1960х по 1990ые потребление табачных изделий снизилось почти на половину.

В Финляндии, имеющей на тот момент один из самых высоких в Европе показателей смертности от сердечно - сосудистых заболеваний, разрабатывается программа «Лапландия», имеющая целью снизить смертность от сердечно сосудистых заболеваний в рамках всей страны в течение 20 лет. К 1990м годам эта программа имела значительный успех, позволив значительно снизить смертность, в частности, от ишемической болезни сердца.

Спустя полвека накоплен в мире богатый опыт по реализации данных программ, и результаты представляют большой интерес для России, где сердечно - сосудистые заболевания также являются основной причиной смертности и инвалидности населения.

На протяжении нескольких лет действует федеральная программа «Гипертония», предполагающая первоочередную борьбу с гипертонией как одной из основных причин для сердечно - сосудистых заболеваний. Тем не менее, одна борьба с гипертоний не может качественно изменить ситуацию с сердечно - сосудистыми заболеваниями, так как гипертония вызывается многими факторами, в частности нездоровым обозом жизни. Поэтому необходимо разработать программу с перспективой на много лет, где будут учитывается все аспекты и риски развития сердечно - сосудистых заболеваний.

На современном этапе развития нашей страны, когда появилась возможность разрабатывать стратегическое направления политики в области здравоохранения, в первую очередь для улучшения основных показателей здоровья населения и снижения смертности, опыт развитых стран по борьбе с сердечно - сосудистыми заболеваниями крайне важен.

4. Оценка влияния экономических мер на демографическое поведение и на решение проблем в воспроизводстве человеческого капитала

Человеческий капитал это психофизиологические, интеллектуальные, физические, моральные, социальные, нравственные и другие способности человека приносить доход. Евченко А.В., Кузьбожев Э.Н. Прогнозирование и программирование социального развития региона в переходной экономике: ресурсный подход. Курск: Издательство РОСИ, 2012.

В целом инвестиции в человека бывают трех видов:

Во-первых, расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы.

Во - вторых, расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний медицинское обслуживание. Диетическое питание, улучшение жилищных условий.

В- третьих, расходы на мобильность, благодаря которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью, составляют наименее очевидную форму инвестиций в человеческий капитал.

Соответствие рабочей силы требованиям потенциальных инвесторов - один из факторов инвестиционной привлекательности того или иного региона или предприятия. Сохранение существующего разрыва между требованиями инвесторов к профессиональным качествам работников и возможностями системы подготовки и переподготовки кадров будет препятствовать развитию, прежде всего тех видов производств, которые базируются на использовании современных технологий, а также затормозит привлечение иностранных инвестиций

В условиях сложившихся в современной России демографической ситуации (наметившейся депопуляции, естественной убыли, установления режима суженного воспроизводства населения, снижения ожидаемой продолжительности жизни при рождении и в отдельных возрастных группах, неблагоприятных процессов миграции) возникла необходимость целенаправленной политики народонаселения на федеральном и региональном уровне. Российская Федерация имеет реальную опасность угрозы национальной и экономической безопасности страны, а также возможность дополнительных притязаний на ее территорию.

Для выхода из сложившейся ситуации существует необходимость разработки концепции демографической политики, которая должна привести к постепенной стабилизации численности населения и формированию предпосылок для его дальнейшего роста.

Целесообразно отметить ряд направлений демографической политики, которые могли бы помочь исправить сложившуюся ситуацию:

Укрепление состояния здоровья детей и подростков (в т.ч. иммунизация и профилактика);

Сохранение репродуктивного здоровья населения;

Сохранение здоровья пожилых людей;

Создание условий для жизнедеятельности семьи, предполагающей возможность рождения, содержания и воспитания детей, для постепенного перехода от малодетной (один-два ребенка) к среднедетной (три-четыре) семье;

Формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;

Разработка и реализация стратегии развития форм семейного обустройства детей сирот и детей инвалидов;

В области решения проблем миграции и расселения необходимо расставить некоторые приоритеты:

Привлеченное иммигрантов, в первую очередь граждан стран СНГ, при помощи селективной миграционной политики;

Создание условий для сокращения эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального потенциала населения России;

Обеспечение легализации миграции в России путем применения различных механизмов: правовых, финансовых, организационных и др.;

Создание системы эффективной защиты прав вынужденных мигрантов на территорию России.

Для реализации концепции немаловажную роль играет разработка ее на региональном уровне. Региональная демографическая политика не только должна вобрать в себя основные положения федеральной, но и учесть особенности экономического, социального и демографического развития регионов.

5. Современные проблемы старения населения в России

Процесс старения населения может происходить как в результате снижения рождаемости (старение снизу), так и в результате снижения смертности в старших возрастах (старение сверху). Следует особенно выделить ситуацию в России, так как в нашей стране процесс старения населения протекает в условиях высокой смертности и низкой рождаемости. То есть, по большому счету он проходит в основном снизу.

Сокращение рождаемости зачастую выступает основным фактором старения населения. В России рождаемость начинает существенно снижаться с 1960-х годов ХХ века. Надо сказать, что рождаемость в последние 40 лет сокращалась и стабилизировалась на определенно низком уровне не только в России, но и в подавляющем большинстве промышленно развитых стран мира, что и стало одной из главных причин старения населения.

Продолжительность жизни в России с 1960-х годов плавно снижалась за исключением короткого периода конца 1980-х годов. Более того, с начала 1990-х снижение стало заметным, показатель продолжительности жизни мужчин опускался неоднократно ниже 60 лет (только в 2006 году он снова вернулся к отметке 60 лет, однако пока невозможно проверить насколько этот тренд долгосрочный). Подобная динамика снижения продолжительности жизни не характерна для большинства остальных промышленно развитых стран.

В результате перечисленных процессов снижения рождаемости и роста смертности в России наблюдаются существенные изменения в структуре демографической пирамиды. Тем не менее, по сравнению с многими промышленно развитыми странами доля пожилых людей1 в России не столь велика (порядка 13,4%2 по сравнению с 16,4% во Франции и 19,5% в Японии3)Отставание России связано с небольшими значениями показателя продолжительности жизни, старения сверху. Если продолжительность жизни в нашей стране будет расти, то ожидается повышение численности пожилых людей. Данному явлению также способствует и форма демографической пирамиды, так как скоро в пожилой возраст вступят поколения высокой рождаемости 1950-х годов.

Интересно посмотреть распределение пожилых людей по регионам России, которые по многим характеристикам различаются существенно (различия зачастую более ощутимые, чем межстрановые). Наиболее старыми являются регионы ЦФО - Тульская, Рязанская области (особенно сельская местность), а молодыми сибирские автономные округа и северокавказские республики.

В целом по России процесс старения населения идёт быстрыми темпами и в ближайшее время должен ускориться.

Низкая ожидаемая продолжительность жизни населения (а также здоровой жизни) накладывает дополнительные проблемы на систему здравоохранения. Дожившие до старости люди являются уже больными различными хроническими заболеваниями, данное явление должно увеличить государственные расходы на здравоохранение и социальную защиту. Действительно российское здравоохранение хоть и является бесплатным, но хронически недофинансируется и услуг его на всех не хватает. Особенно страдают от данного положения дел пожилые люди, так как их социальное обеспечение находится на крайне низком уровне.

Пенсии, хотя и составляют весомую часть социальных пособий, весьма невелики, едва покрывают прожиточный минимум пенсионера. Стоит заметить, что низкие пенсии зачастую компенсировались многочисленными льготами (бесплатный проезд в общественном транспорте, скидки на услуги ЖКХ, санаторно-курортное обслуживание, лекарства). Многие из которых, в основном связанные с услугами здравоохранения получить трудно. Неудивительно, что по данным опроса «Солидарность и конфликты поколений» 74,4 % пожилых людей обеспокоены своим положением. Причем наибольшее беспокойство у них вызывает здоровье и материальное положение 58,7 %.

Заключение

Таким образом, в условиях отсутствия поддержки со стороны государства и недостаточного количества патронатных общественных организаций, старикам остаётся надеяться на следующие дополнительные источники средств к существованию: личные подсобные хозяйства, работа, поддержка семьи.

Однако правительство России, очевидно, не до конца осознаёт проблему старения населения. В Концепции демографического развития за период до 2015 года проблемы старения населения не были выделены даже отдельным разделом. В более подробно и ясно прописанной Концепции демографического развития до 2025 года проблема старения населения несколько раз упоминается, но ей не посвящено ни одного раздела, не прописаны отдельно меры для решения проблем, связанных со старением населении.

Необходимо завершить реформу пенсионной системы, для того, чтобы будущие многочисленные поколения пенсионеров получали достойную пенсию.

Необходимо обеспечить развитие патронатных организаций, что будет нелегко сделать, учитывая сегодняшнее положение дел с гражданским обществом в России. Скорее всего, не удастся значительно увеличить долю частных некоммерческих организаций.

Одной из основных функций государства должно стать обеспечение подготовки квалифицированных кадров для опеки над пожилыми, организация школ и курсов социальных работников.

Список литературы

1. Бреева.Е.Б. : (2012) Основы Демографии: издательство Москва.

2. Ионцев В.А. (2011): Экономика народонаселения: Москва Инфра.

3. Харченко Л.П.,.Глинский В.В.,Ионин В.Г.(20013 Демографическая статистика: издательство Новосибирск.

4. Евченко А.В., Кузьбожев Э.Н. Прогнозирование и программирование социального развития региона в переходной экономике: ресурсный подход. Курск: Издательство РОСИ, 2012.

5. Айвазян, С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: Юнити, 2014.

6. Сводный статежегодник Курской области: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2012.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Демографический кризис, падение уровня рождаемости и высокая смертностью населения. Региональные особенности демографической политики. Нормативное планирование уровня развития социальной сферы. Опыт снижения смертности от сердечнососудистых заболеваний.

    реферат , добавлен 24.10.2009

    Особенности демографической ситуации в Российской Федерации. Особенности процесса снижения интенсивности рождаемости по регионам страны. Статистика абортов и смертности в России. Основные причины разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Понятие демографической политики, ее структура и составляющие. Основные направления и мероприятия демографической политики Российской Федерации, ее анализ на примере Красноярского края. Оценка демографической ситуации: данные государственной статистики.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2012

    Оценка современного состояния уровня рождаемости в Украине. Причины снижения численности населения и рождаемости в стране. Анализ основных причин высокой смертности в Украине. Региональные особенности и различия демографической ситуации в стране.

    реферат , добавлен 30.10.2011

    Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы. Роль местного самоуправления в управлении социальной сферой. Анализ уровня доходов населения. Безработица и занятость в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Характеристика понятия и основных проблем социальной политики. Сущность и основные направления социальной политики. Социальная защита населения. Особенности социальной политики в России. Региональные проблемы социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2007

    Исследование современной социально-демографической ситуации в России. Анализ и оценка политики, проводимой государством в данном направлении. Попытки прогнозирования дальнейших перспектив социально-демографического развития в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2011

    Социальная политика: характеристика, реализация, теоретико-методические основы. Виды социальной политики: государственная, региональная, корпоративная. Развитие социальной сферы в Российской Федерации. Проблемы развития социальной сферы города Ливны.

    отчет по практике , добавлен 10.08.2011

    Сущность и структура демографической политики. Анализ современной демографической ситуации в России. Динамика численности населения России. Показатели естественного движения населения. Естественный прирост и убыль населения. Сокращение уровня смертности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2014

    Сущность демографической политики. Исторические моменты развития демографии в России. Современные направления государственной политики по выводу страны из демографического кризиса. Статистические данные о численности, рождении и смертности населения.

    Постарение населения рождает массу проблем. Растет экономическая нагрузка на общество, на работающих налогоплательщиков. Сегодня в развитых странах 3 работающих содержат 1 пенсионера. Через 25 лет это соотношение станет 1:1. Рост пенсий потребует роста подоходных налогов, а это приведет к сокращению сбережений у населения и уменьшению инвестиций в экономику.
    По мере старения населения растут социальные расходы на уход за пожилыми, больными, нетрудоспособными. В США, например, за последние 25 лет доля национального дохода, получаемая людьми старше 65 лет, выросла в 2 раза, но вдвое снизилась доля национального дохода, направляемая в пользу людей от 18 до 35 лет. Примерно через 30 лет расходы на пожилых составят по прогнозам от 9 до 16% ВВП. То есть постарение общества становится серьезной финансово-экономической проблемой.
    Поэтому для сохранения темпов развития мировой экономики развитым странам придется столкнуться с проблемами иммиграции: широко распахнуть «двери» для иностранной рабочей силы или обречь себя на бедную старость. Рост численности рабочей силы происходит и путем отсрочки выхода на пенсию, а также посредством роста числа так называемых «молодых пожилых», т.е. людей в возрасте 70-75 лет, продолжающих активную трудовую жизнь.
    Рыночная экономика в развитых странах стала активно ориентироваться на процессы постарения населения. В центре внимания развитых стран стоят проблемы старшего поколения, его покупательной способности. Появился даже такой термин, как «седой доллар». В Западной Европе создаются специализированные учебные заведения для пожилых. Жилищное и коммунальное строительство ориентируется на учет их потребностей, очень много тура-генств для пожилых, появились особые финансовые услуги для пожилых и т.д. Такая ориентация на покупательскую способность старшего поколения уже обеспечивает бизнесу на Западе весьма солидные прибыли.
    Мировое сообщество активно рассматривает глобальное постарение населения в странах мира. Эта проблема горячо обсуждалась на международном уровне: в 1982 г. на Всемирной Ассамблее по вопросам старения; в 1989 г. - на Международной демографической конференции в Праге; в 1993 г. - на одной из сессий Межпарламентского союза; в 1995 г. - на Европейском геронтологическом конгрессе; 1999 г. был объявлен ЮНЕСКО «годом пожилых людей» и т.д.

    5.2. Миграция населения и ее тенденции

    Межстрановая миграция рабочей силы известна давно. Но таких масштабов она достигла только в наше время. Миграция - это перемещение физического лица с одной географической точки в другую.
    Сегодня это глобальный процесс, который затронул абсолютно все регионы, все страны и континенты, различные слои населения. Общее число мигрантов в совокупной рабочей силе США составляет 2,5-3 млн. человек; в Швейцарии -7,8% от общего числа занятых, в Германии - 8%, и т.д. По срокам миграцию делят на постоянную, безвозвратную или окончательную (она приводит к изменению места жительства) и временную или возвратную (она означает перемещение на короткие сроки).
    По причинам миграцию делят на добровольную (причины зависят от самого мигранта) и вынужденную (причина не зависит от мигранта).
    По характеру перемещения миграцию делят на периодическую (причины периодически возникают, например служебные цели), сезонную (связана с трудовыми процессами) и маятниковую (к месту работы, к месту учебы и обратно, например, электричкой и т.д.).
    Совокупное перемещение населения за границы своей страны образует миграционные потоки. Главную роль, как уже отмечалось выше, играют экономические причины, так как существуют большие различия в уровне безработицы, зарплате, стоимости жизни, качестве жизни и т.д. Они-то во многом и определяют процесс миграции рабочей силы.
    Существует ли экономическая целесообразность и необходимость использования иммигрантов в стране? Очевидно, да. Причины следующие:

  • стремление использовать разницу в оплате труда;
  • возможность снизить издержки за счет дешевой рабочей силы;
  • «утечка мозгов», или «погоня за головами»;
  • деятельность ТНК и ТНБ;
  • мощное развитие информации, транспорта, связи;
  • унификация критериев образования и профессиональной подготовки во всем мире.

Однако в последние годы многие развитые государства ужесточили условия миграции: изменилась половая возрастная демографическая ситуация, выросла доля женщин, молодежи из числа иностранцев, в некоторых странах Западной Европы число иностранцев уже превысило число коренных жителей страны на 8%, 12%, 15% и т.д. Многие иностранцы делают все, чтобы остаться в стране пребывания навсегда. И тогда встает проблема их «вживания», «вхождения» в национальную культуру этой страны, в ее социально-экономический и социально-общественный имидж.
По данным мировой статистики сегодня в странах Западной Европы насчитывается свыше 7,5 млн. детей иммигрантов (т.е. прибывших в данную страну). Многие их них не посещают школу из-за трудностей с языком: в Германии число таких детей составляет 20%, во Франции - 17% и т.д, хотя везде приняты соответствующие законы. У 60% детей в школе возникают разного рода трудности и только 20 из 100 иностранных детей успешно оканчивают школу. Причин тому множество: слабое знание языка, неуверенность в завтрашнем дне, плохие жилищные и экономические условия, низкая оплата труда родителей и др.
Однако жесткие условия въезда в страну, трудно решаемые проблемы проживания в ней не могут остановить потоки мигрантов.
Резко возросли масштабы нелегальной миграции, которая сразу ставит человека в антицивилизованные условия. Например, общее число подпольных мигрантов в США составляет от 2 до 13 млн. человек.
Причин «бума» нелегальной миграции много - это и стремление предпринимателей разных стран «выжать» доходы из желания людей во что бы то ни стало приехать в данную страну; это и попытки сэкономить на технике безопасности, социальном страховании и т.д. Штрафы в таких случаях предпринимателям не страшны: их легко компенсирует получаемая прибыль.
Сложилось своеобразное разделение труда: «грязная» неквалифицированная работа - для иностранных рабочих, а работа интеллектуальная, «мозгами» - для своих.
Характерной чертой стала и миграция высококвалифицированной рабочей силы. Лидер этого процесса - США, за последние 10 лет сюда приехало более 250 тыс. высококвалифицированных специалистов из разных стран мира.
Результаты межстрановой миграции различны. Для страны-донора выезд неквалифицированной рабочей силы уменьшает безработицу, социальные расходы на нее. Выезжающие за рубеж получают опыт, приобщаются к культуре, к международным стандартам. Но выезд высококвалифицированной рабочей силы наносит стране огромный урон, она теряет «сливки» общества.
Для страны, принимающей рабочую силу, процесс миграции также неоднозначен. С одной стороны такая страна получает большую выгоду. Так, по самым скромным подсчетам за последние годы США выиграла в сфере образования и науки путем иммиграции высококвалифицированных специалистов не менее 15 млрд. долл.
Но усиленная миграция рождает и конкуренцию. Многие высококвалифицированные специалисты, выезжая за рубеж, вынуждены работать в принимающей стране не по специальности: посудомойками, таксистами, сторожами и т.д. По оценкам, поток эмигрантов из бывшего СССР в ближайшие годы грозит достичь 50 млн. человек.

5.3. Миграционная политика стран

Миграционная политика - это совокупность мер по государственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.
Цели миграционной политики:

  • определение масштабов миграции;
  • формирование механизма миграции;
  • усиление положительных эффектов миграции.

В проведении миграционной политики используют меры ограничительного характера: возрастные, профессиональные, социальные и т.д. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она кровно заинтересована. Поэтому ежегодно рассчитывается показатель иммиграционной квоты. В первую очередь принимаются иммигранты, которые делают инвестиции в экономику данной страны.
Так, например, в США 10 тыс. иммигрантских виз получают частные лица, которые инвестировали в экономику стран от 500 тыс. долл., при условии соответствия другим иммигрантским критериям.
В политике многих стран четко прослеживается тенденция к ограничению миграции. На массовую легальную иммиграцию ориентированы только рынки США, Канады, Австралии.
Выделяют три модели политики разных стран в отношении вынужденных иммигрантов:

  • германская модель ориентируется на возврат этнических немцев и евреев и их последующую интеграцию в немецкое общество;
  • французская модель отличается широкой системой мер по приему, обустройству, интеграции беженцев различной национальности из всех стран мира;
  • американская модель делает акцент на переселение в США беженцев из стран их первого временного убежища. Проблема беженцев и прав человека являются предметом особого внимания американской внешней политики.

Проблемы миграции и миграционной политики стоят в центре внимания и международных организаций: Комиссии Организации Объединенных Наций по народонаселению; международной комиссии по миграции; межправительственного комитета по вопросам миграции в Западной Европе, Форума мигрантов и др.
В начале 2000 г. ООН опубликовала неутешительный для развитых стран прогноз о предстоящих демографических изменениях: единственный реальный способ удержать демографическую ситуацию рост миграции.
Таким образом, международная миграция выступает одной из ведущих сил, формирующих будущее общество в соответствии с политическими,социально-культурными, этическими критериями.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите пять основных тенденций демографического развития мира.
2. Дайте характеристику трудовым ресурсам Земли, ее количественный и качественный анализ,
3. Что такое «миграция населения» и «миграция рабочей силы»?
4. Назовите виды миграции.
5. Каковы социально-экономические последствия миграции рабочей силы для стран-доноров и принимающих стран?
6. Что такое «утечка мозгов» и как ее оценить?
7. Назовите три наиболее известные модели миграционной политики.

Нынешнюю российскую демографическую ситуацию определяют обычно как кризис. Для современной России характерны: очень низкая рождаемость, высокая смертность, большая естественная убыль населения, быстрое старение населения, очень большая разница в средней продолжительности мужской и женской жизни, большие перемены во всей сфере любовно-брачно-семейной жизни сравнительно с недавним прошлым. Все стороны нынешней демографической ситуации тесно взаимосвязаны. Население страны - сложная система с очень большой инерцией. Современную ситуацию в значительной мере определяет демографическое прошлое страны, а будущую - соответственно, демографическое настоящее. Для реалистичного представления о возможном и наиболее вероятном демографическом будущем России познакомимся со столетней историей страны.

Население досоветской России росло быстро. Для него были характерны очень высокая рождаемость и высокая же смертность (особенно младенческая) и большой естественный прирост населения. Так, за 17 лет, с 1897 г. (первая общероссийская перепись населения) по 1914 г., число ее жителей увеличилось (в нынешних границах РФ) с 67,5 до 89,9 млн., то есть на 33,2%. Первая мировая и гражданская войны, эмиграция "первой волны", голод начала 1920-х годов уменьшили население России. К началу 1923 г. в ней насчитывалось, по официальным данным, 87,8 млн. жителей, то есть на два с лишним миллиона меньше, чем в начале 1914г.

В годы НЭПа произошел мощный "демографический взрыв", то есть резкое увеличение естественного прироста населения из-за сильного снижения смертности при сохранении высокой рождаемости. Этот "взрыв" был прекращен коллективизацией сельского хозяйства и последовавшим за этим "голодомором" 1932-1933 гг. В 1936 г. директивные органы приняли постановление о запрете абортов. Что повысило на несколько лет рождаемость. В 1942-1946 гг. рождаемость, естественно, была особенно низкой. Громадные военные потери в Великой Отечественной привели к сильному уменьшению численности населения. Его довоенная численность была достигнута только в 1955 г. Из-за громадных военных потерь в России не было обычного после длительных войн "бэби-бума". Послевоенная рождаемость была много ниже довоенной. Однако многочисленность "детей НЭПа", младшая часть которых не призывалась по возрасту в армию во время войны, а последние призывные возраста сохранились лучше предшествовавших, привела к появлению предпоследнего в России относительно многолюдного поколения. В 1950-е годы в стране ежегодно рождалось по 2,8 млн. детей. А смертность, особенно младенческая, резко снизилась по сравнению с предвоенной. Это послевоенное поколение до сих пор относительно многолюдно.

В 60-е гг. прошлого столетия вновь произошел глубокий демографический провал. В 1960 г. в России появилось 2 млн. 783 тысячи детей, в 1968 - всего 1 млн. 817 тысяч, то есть всего 65,3% от уровня 1960г. Это стремительное снижение недемографы обычно понимали как "эхо войны". В то время в возраст наивысшей повозрастной рождаемости вступало малолюдное поколение, рожденное в годы войны и вскоре после нее. Мало потенциальных родителей - мало, соответственно, и рождений. В таком объяснении данного провала есть доля истины. Однако исследования показали, что главным в спаде числа рождений было снижение числа детей у средней женщины, массовый переход к малодетной (с одним-двумя детьми) семье. На это пришлось около 60% спада в то время. В середине 1960-х годов Россия перешла от расширенного воспроизводства населения к суженному, то есть такому, когда родившихся детей недостаточно для количественного замещения родительского поколения.

Этот "недород" постоянно и быстро увеличивался до начала 1980-х годов. В Советском Союзе в целом ситуация была лучше, чем в России, поскольку шесть "мусульманских" азиатских республик, где рождаемость была заметно выше, компенсировали "недород" в России и европейских республиках Союза.

В марте 1981 г. директивные органы приняли постановление, направленное на повышение рождаемости и улучшение воспитания подрастающего поколения. По нему роженицы получали, в частности, частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком одного года (затем продленного до полутора лет), а также ряд иных менее важных льгот. Размеры частичной оплаты этого отпуска составляли для всех работниц 70 рублей в месяц. Это была немалая по тому времени сумма (средняя зарплата рабочих и служащих СССР составляла в 1980 г. 169 рублей). Реализация этого постановления привела к росту рождаемости на 10% за два года. Но уже в 1984 г. она заметно снизилась. Это означает, что принятое стимулирование привело не столько к росту населения, сколько к некоторому сдвигу рождений во времени: часть детей появилась раньше, чем это было бы без государственного стимулирования рождаемости.

Перестройка вызвала еще один подъем рождаемости. На несколько лет Россия возвратилась к простому воспроизводству населения (численному равенству родительского и детского поколений), чего не было с первой половины 60-х годов XX века. В 1986 и 1987 гг. в России родилось по 2,5 млн. младенцев.

Абсолютный минимум -- 1,2 млн. рождений пришелся на последефолтный 1999 г. С 2000 г. число ежегодных рождений стало возрастать. В 2003-2005 гг. на свет появилось по 1,5 млн. детей. Это повышение подается в средствах массовой информации как рост рождаемости, но, к сожалению, это грубая ошибка, связанная с невысокой демографической грамотностью журналистов. По официальным данным государственной статистики, суммарный коэффициент рождаемости в стране в 2002 г. был равен 1,286, а в 2005 -- 1,287 (Демографический ежегодник России. 2006, с. 93). При таком уровне рождаемости на среднюю женщину за всю ее жизнь придется 1,3 рождения. А для простого воспроизводства населения страны необходимы 2,1 рождения на женщину. Некоторое повышение рождаемости было по сравнению с самым "неурожайным" последефолтным 1999 г. как реакция на самый глубокий спад рождаемости (интенсивности рождений) конца прошлого века.

Абсолютное число рождений сильно зависит от численности и возрастного состава женщин плодовитого возраста. А эти показатели в России сильно и быстро меняются во времени из-за характерных для нее "демографических волн", то есть перемежающихся, сменяющих друг друга поколений. Размах "демографических волн" последнего полувека российской истории был таким: в 1960 г. родилось 2,8 млн. детей, в 1969 - 1,8, 1987 - 2,5, 1999 - 1,2, 2005 - 1,5 млн.

Последний подъем связан с тем, что в тот возраст, когда большинство заводит детей, вступает многолюдное поколение, рожденное в 80-е годы прошлого века, а отнюдь не из-за повышения рождаемости.

Становится больше потенциальных молодых родителей - больше, соответственно, родится и детей. Уровень воспроизводства населения России в последнее время составляет менее 2/3 от простого. Активизация государственной демографической политики приведет, несомненно, к заметному повышению именно рождаемости, а не только числа рождений. Об этом убедительно свидетельствует прецедент начала 1980-х годов.

К нынешней критической демографической ситуации страна пришла очень быстро. От демографического взрыва 20-х годов прошлого века до начала суженного воспроизводства населения (середина 1960-х) - всего одно поколение. Демографические перемены от первой Всероссийской переписи населения конца 19-го столетия до нынешних дней видны из таблицы 1. (Приложение ). Она показывает переход от традиционной модели воспроизводства населения - при очень высокой рождаемости и высокой же смертности к современной - при низкой рождаемости и превышающей ее смертности. Такой переход характерен для всего мира. Раньше всего он начался в передовых, наиболее "продвинутых" в социально-экономическом отношении странах мира в середине XVIII столетия, а в России - в конце прошлого века. Самые высокие за всю российскую историю показатели воспроизводства населения были в 20-е годы прошлого века. Многочисленные "дети НЭПа" дали относительно многолюдное послевоенное поколение, хотя уровень воспроизводства населения сильно снизился.

Демографические показатели конца 1950-х годов близки к оптимальным. Это трехдетная в среднем семья (у несемейных - детей, естественно, меньше), детское поколение примерно на пятую часть многочисленнее родительского. Такое состояние обеспечивает заметный рост населения страны. Большой естественный прирост конца 1950-х годов (см. табл. 1, приложение ) - следствие "молодости" населения того времени, то есть высокой доли лиц в возрастах высокой рождаемости, с одной стороны, и малой доли пожилых и старых людей, у которых велика смертность, - с другой.

Перепись 1959 г. показала тревожные демографические тенденции - сильно суженное воспроизводство городского населения России и неизбежность быстрого роста доли горожан, тем более что в зрелый возраст вступало малочисленное поколение, рожденное в 1942-1946 гг. Это неизбежно вызвало заметное снижение средней рождаемости. Напомню, что суммарный коэффициент рождаемости у горожан России в 1961-1962 гг. был равен всего 1,935, в то время как у сельских жителей - 3,195 (Демографический ежегодник России. 2006, с. 93), то есть на 65% больше.

Официальный демографический прогноз до конца 1980г., сделанный Госпланом и ЦСУ СССР, оказался ошибочным. Прогнозная численность была завышена сравнительно с реальностью на 13,4 млн. человек. Есть основания считать, что в ее основе было представление о прямой связи между рождаемостью и уровнем жизни. Дефицит рабочей силы в народном хозяйстве страны и лучезарный демографический прогноз вызвали политику "вовлечения женщин в общественное производство" (или способствовали ей), которые и без того были "вовлечены" сверх всякой меры. Хорошо помню, как выселяли из городов "тунеядцев", как милиционеры ходили по домам и спрашивали: "а Вы почему не работаете?". Это "вовлечение" дополнительно снижало рождаемость, поскольку у так называемых "домохозяек" детей было заметно больше, чем у "работающих" женщин.

В 60-е годы прошлого века происходил массовый переход к малодетной семье, что и привело непосредственно к суженному воспроизводству населения. Для простого воспроизводства (равенства родительских и детских поколений) необходима массовая среднедетная семья с тремя-четырьмя детьми. В демографии "третий - решающий".

А демографический провал 60-х гг. -- важный фактор нынешнего (конца прошлого - начала XXI века) провала.

Между первой советской (1926) и первой постсоветской (2002) всеобщими переписями населения России - за 3/4 века -- число ее жителей возросло с 92,7 до 145,2 млн. - на 56,6%. Средние темпы роста ее населения оказались много ниже мировых. Население мира стремительно увеличивалось во второй половине прошлого века. В 1950 г. население Земли составляло 2,5 млрд. человек, а в 2007 - 6,6 млрд., то есть в 2,6 раза больше. Россия же перешла к суженному воспроизводству населения, а затем - к его естественной убыли. Удельный вес России в мировом населении быстро падал. Теперь он чуть больше 2%.

Большое снижение рождаемости привело к быстрому старению населения, то есть повышению доли стариков, росту среднего возраста. В начале советского периода население России было демографически молодым, теперь оно - старое.

Молодость населения 1926 г. сильно помогла стране в Великой Отечественной войне и в восстановлении народного хозяйства после нее. Мальчики 1926 г. (группа в возрасте до 15 лет) были призваны в армию во время войны и составили большинство ее живой силы. Несмотря на то, что численность населения России за три четверти века возросла более чем наполовину, численность детей очень сильно уменьшилась: в 2002 г. их оказалось всего 23,7 млн. - против 34,5 млн. в 1926 г., а их доля в населении уменьшилась более чем вдвое. Доля пожилых и старых возросла в 2,7 раза. Их стало больше, чем детей. Соотношение детей и лиц старшего рабочего возраста говорит о неизбежности большой убыли населения рабочего возраста в ближайшие годы.

Такова, в общих чертах, демографическая ситуация в России, сложившаяся перед, очередным оживлением государственной демографической политики. Начиная с 2001 г. естественная убыль населения России сокращается. Но это сокращение - временное, одно из следствий получения «демографического дивиденда» связанного с российской возрастной пирамидой. Когда изменения соотношений различных возрастных групп было благоприятным, выгодным с экономической, социальной, демографической точек зрения.

С одной стороны, значительный рост числа потенциальных матерей способствовал увеличению числа рождений, с другой, приостановка роста и даже сокращение числа пожилых людей тормозило рост числа смертей (начиная с 2001 г., 60-летний рубеж переходили малочисленные поколения 1941 и последующих лет рождения, вследствие чего число людей в возрасте 60 лет и старше между 2001 и 2006 гг. сократилось на 10%).

Влияние обоих этих факторов уже ослабевает, но какое-то время еще сохранится, что будет содействовать дальнейшему сокращению естественной убыли населения - примерно, до 2012 г. Но к этому времени число потенциальных матерей вернется к уровню начала 90-х годов, с которых началось его увеличение, а рост числа пожилых снова наберет силу за счет самых многочисленных послевоенных поколений, рождавшихся в 1949-1960 гг. Соответственно, возобновится и рост естественной убыли населения. Этот рост может быть большим или меньшим в зависимости от того, насколько в ближайшие годы удастся снизить смертность и повысить рождаемость, но таких изменений смертности и рождаемости, которые могли бы полностью исключить этот рост, никто из прогнозистов не ожидает.

Таким образом, естественная убыль населения не исчезнет, а, пройдя через период временного сокращения, снова начнет расти. Представление о масштабах ожидаемой убыли дает средний вариант демографического прогноза Росстата (2008 г.), согласно которому она, достигнув в 2010 г. минимума в 463 тыс. человек, уже в 2017 г. превысит 600 тыс., а в 2025 г. превзойдет 800 тыс. человек. Всего же за 19 лет (2008-2025 гг.) естественная убыль населения России по этому варианту прогноза превысит 11 млн. человек. Некоторые другие прогнозы предсказывают еще большую убыль населения.

При этом, в отличие от предыдущего периода, естественная убыль населения будет сопровождаться неизбежным ухудшением структурных соотношений, которое может иметь самые серьезные экономические, социальные и политические последствия.

В ближайшее время страну ожидает резкое сокращение численности населения в рабочем возрасте. В соответствии с принятыми в России критериями, к рабочим (трудоспособным) возрастам принято относить мужчин от 16 до 60 и женщин от 16 до 55 лет. На протяжении последних 5-6 десятилетий численность определяемого таким образом трудоспособного населения, несмотря на некоторые колебания, в целом росла. Однако период этого роста закончился. В 2006 и 2007 гг. численность населения рабочих возрастов снижалась, и это было лишь началом ее резкого и долговременного падения. Согласно среднему варианту прогноза Росстата, за 2009-2025 гг. ее убыль составит 14 млн. человек. Наиболее вероятное значение убыли населения в рабочем возрасте за 2008-20025 гг. - 13,9 млн. человек, в пределах 60-процентного доверительного интервала эта величина может колебаться (округленно) от 11 до 17 млн.

Сокращение численности населения в рабочем возрасте будет сопровождаться падением его доли во всем населении и увеличением демографической нагрузки - числа лиц в дорабочем и послерабочем возрастах в расчете на 1000 лиц трудоспособного возраста. Особенно важно, что заканчивается временная передышка, связанная с некоторым сокращением числа пожилых людей, и оно снова начнет быстро расти. Все это время, начиная с 1992 г., число лиц пенсионного возраста держалось на уровне 29-30 млн. Но сейчас начинается его неуклонный рост, согласно среднему варианту прогноза Росстата, уже в 20011 г. оно превысит 31 млн. - столько пенсионеров у нас никогда не было - и до 2025 г. увеличится еще примерно на 5 млн. человек.

Одновременно будет увеличиваться и число детей и подростков до 16 лет. Сейчас их очень мало - к началу 2008 г. их насчитывалось немногим более 22 млн - самое маленькое значение за всю историю XX века. В ближайшие годы число детей и подростков будет расти - в результате повышения рождаемости, идущего после 1999 г., и вследствие выхода за пределы дорабочего возраста самых малочисленных когорт 1990-х годов рождения. Скорее всего, этот рост будет продолжаться недолго и окажется не очень значительным. Согласно среднему варианту прогноза Росстата, число детей и подростков в начале третьего десятилетия приблизится к 26 млн. Даже если представить себе одновременную реализацию всех наиболее благоприятных прогнозных гипотез в отношении роста рождаемости и снижения смертности, то число детей и подростков к 2024-2026 гг. едва ли сможет достичь 30 млн. (уровень 2000 года), после чего начнется его новое сокращение. Тем не менее, в ближайшие 10-15 лет число детей и подростков будет увеличиваться, и это увеличение будет вносить свой вклад в рост «иждивенческой нагрузки» на одного трудоспособного.

По оценкам Росстата (средний вариант прогноза), общая нагрузка детьми и пожилыми на 1000 лиц рабочего возраста увеличится с 578 на 1000 (исторический минимум, зарегистрированный в 2007 г.) почти до 700 в 2015 г. и до 822 в 2025 г. - соответственно на 20% и на 41%. При этом вклад пожилых в общую нагрузку, который еще в 1970 г. составлял примерно 35%, теперь будет составлять 55-60%. Если же реализуется более оптимистический вариант прогноза, предполагающий быстрый рост рождаемости, то общая демографическая нагрузка в 2025 г. будет еще большей - почти 880 иждивенцев на 1000 трудоспособных.

Старение населения - глобальная тенденция, вытекающая из нового баланса рождений и смертей, который складывается в процессе демографического перехода. Одно из главных проявлений старения - значительное повышение доли пожилых людей в населении. Оно начинается вследствие снижения рождаемости («старение снизу»), а затем усиливается снижением смертности пожилых («старение сверху»).

В России доля лиц в возрасте 60 лет и старше между 1960 и 2006 г. увеличилась с 9% до 17%, что соответствует доле этой возрастной группы в населении США, но существенно ниже, чем в Европейском Союзе (22%) или в Японии (27%). Старение населения России продолжается, и в 2025 г. доля лиц в возрасте 60 лет и старше достигнет 23%, т.е. превысит нынешний европейский уровень. Одновременно будет быстро увеличиваться и доля престарелых людей в возрасте 80 лет и старше.

Еще одно важное следствие старения - изменение соотношения старших и младших возрастных групп в составе экономически активного населения: доля старших увеличивается, а доля младших сокращается.

Подобных возрастных соотношений в прошлом никогда не существовало, все исторически сложившиеся экономические и социальные институциональные системы -- образования, здравоохранения, трудоустройства, обеспечения в старости и т.п. - были приспособлены к гораздо более молодой возрастной структуре. Реформирование всех этих систем с целью их адаптации к необратимо изменившимся возрастным соотношениям - одна из главных задач ближайших десятилетий.

Демографическое будущее России во многом зависит от числа рождающихся в стране детей. Сейчас оно невелико, что вызывает оправданное беспокойство общественного мнения и руководства страны. Принимаются меры по повышению рождаемости и, соответственно, ее роли как компонента будущей динамики населения России, однако решение этой задачи на том этапе демографического развития, в который сейчас вступает Россия, будет еще более сложным, чем на предыдущем этапе.

Нынешние низкая рождаемость и малое число рождений (порядка 1,5 млн. в год против 2,2-2,5 млн. в 1980-е годы) имеют место в близких к идеальным с точки зрения возрастной структуры условиях периода получения «демографического дивиденда». Абсолютное число женщин детородных возрастов в России (в 2002-2003 гг. оно достигло исторического максимума в 40 млн.) велико, как никогда, крайне благоприятна и ситуация на брачном рынке.

Однако в ближайшие годы эти благоприятные условия останутся в прошлом, и изменить в этом смысле ничего нельзя. С 2004 г. идет сокращение числа женщин репродуктивного возраста (15-49 лет), к 2015 г. оно сократится по сравнению с 2003 г. более чем на 5 млн., к 2025 - более чем на 7 млн. Правда, число женщин в возрасте самой высокой репродуктивной активности (18-29 лет - возраста, на которые приходится 75-80% всех рождений) еще продолжало расти. Но после 2008-2009 гг. начнет сокращаться и оно, и к 2015 г. уменьшится примерно на 2,7 млн., а к 2025 г. - на 5,9 млн. Эти оценки практически не зависят от вариантов прогноза, потому что все потенциальные матери 2015 г., равно как и последующих - до середины 2020-х годов, - уже родились.

В 2004 г., когда число рождений (1502 тыс.) было максимальным за период между 1992 и 2007 гг., на каждую 1000 женщин в возрасте 15-49 лет приходилось 37,7 рождения. Только для того, чтобы такое же число детей родилось при том числе женщин в репродуктивных возрастах, которое ожидается в России в 2025 г., этот показатель должен повыситься примерно до 45,7 на 1000. Однако, учитывая, что ежегодное число смертей на протяжении всего периода до 2025 г. будет превышать 2,2 млн., 1,5 млн. рождений явно недостаточно. Для того, чтобы число рождений устойчиво превышало число смертей, оно должно находиться на уровне, близком к 2300 тыс. в год. Для этого, при числе женщин репродуктивного возраста 2025 г., необходимо, чтобы в 2025 г. на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет приходилось 70 рождений. Начиная с середины 1960-х годов, такой показатель в России не отмечался ни разу, его появление не в качестве кратковременного эпизода, а как устойчивой величины в течение ближайших десятилетий маловероятно.