В соответствии с действующим в стране законодательством не допускается ограничения трудовых обязанностей и прав граждан, равно как и предоставление преимуществ. Это предписание действует, вне зависимости от расовой и половой принадлежности, социального статуса. В ТК установлено, что инвалиды имеют равные права с остальными гражданами на осуществление трудовой деятельности. Эта возможность предусматривается также в ФЗ № 181. Рассмотрим далее проблемы трудоустройства инвалидов.

Общие сведения

В ст. 21 указанного выше ФЗ устанавливается, что предприятиями должна вводиться определенная квота. Трудоустройство инвалидов осуществляется в организациях с численностью больше 100 человек в объеме 3 % от среднесписочного количества сотрудников. Такая цифра установлена с 2009 г. До 2004 г. предприятия, которые не принимали в штат людей с ограниченными возможностями здоровья, должны были отчислять в пользу государства штраф за каждого такого человека. Однако эти выплаты были отменены. Действующее сегодня законодательство устанавливает штрафы за отказ руководителей предприятия в трудоустройстве инвалидов в пределах действующей квоты. Данная ответственность предусматривается ст. 5.42 КоАП.

Ограничение

Законодательство допускает исключение, при котором работодатель вправе отказать соискателю. В соответствии со ст. 3, ч. 3 ТК право на трудоустройство инвалидов на работу может ограничиваться, если это обусловлено необходимостью обеспечить заботу о лицах, которые нуждаются в усиленной соцзащите. Другими словами, если предполагаемая деятельность может причинить вред гражданину, то ему в ней будет отказано.

Важный момент

Организация трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с рекомендациями экспертов МСЭ. Согласно ст. 182 при переводе гражданина на должность с более низкой оплатой в соответствии с медицинским заключением за ним должен сохраняться средний заработок по предыдущему месту на протяжении месяца. Если эти события связаны с профзаболеванием, увечьем, полученным при выполнении своих обязанностей, иными повреждениями, связанными с ними, то такая выплата вознаграждения осуществляется до установления официальной потери трудоспособности или до момента выздоровления служащего.

Занятость и трудоустройство инвалидов

При зачислении лица, имеющего ограниченные возможности здоровья, необходимо учитывать, что такой человек нуждается в особых условиях и дополнительных гарантиях. Программа трудоустройства инвалидов на практике реализуется при поддержке организаций соцзащиты, медицинских экспертов. Ответственность за соблюдение установленных требований обычно возлагается на сотрудников отдела кадров или инженера по ОТ. Трудоустройство незанятых инвалидов осуществляется с учетом рекомендаций по допустимому уровню шума, электромагнитного излучения, пыли и пр. Условия, которые предоставляются гражданам, не должны ухудшать их положения относительно других служащих. Речь, в частности, идет о зарплате, режиме деятельности и отдыха, продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, дополнительных дней (отгулов и пр.).

Центр трудоустройства инвалидов

Эта организация ведет учет граждан с ограниченными возможностями здоровья, оказывает им содействие, а также сотрудничает с предприятиями. Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов осуществляется в соответствии с особенностями их состояния, образования, предпочтениями. Предприятия, принимающие в свой штат таких граждан, могут впоследствии получить за это компенсацию. Для этого им следует заключить с уполномоченными организациями соответствующие договоры. В соглашениях может предусматриваться обучение и трудоустройство инвалидов непосредственно на предприятии. Для реализации этого руководителю производства необходимо создать и оборудовать соответствующим образом места.

Особенности процесса

Трудоустройство инвалида осуществляется после того, как он подаст соответствующее заявление в центр занятости по месту проживания. Для каждого региона, района принимаются нормативные акты, в которых устанавливаются плановые цифры. Трудоустройство инвалида проводится при непосредственном участии представителя кадрового отдела компании. Он и сам соискатель приглашаются в ЦЗ. В присутствии сотрудника службы проводится беседа. В ходе нее представитель нанимателя предъявляет кандидату на должность контракт. В нем прописываются условия, на которых будет осуществляться трудоустройство инвалида. В положениях договора определяется график, зарплата, срок, на который гражданин зачисляется в штат. Документ подписывается в присутствии представителя ЦЗ. После этого руководитель предприятия начинает подготовку рабочего места. Закупка оборудования и прочие расходы впоследствии возмещаются ЦЗ.

Расчет НДФЛ

При начислении налога на доход физлица инвалиду полагаются следующие вычеты:

  1. 500 р./мес. В соответствии со ст. 218 п. 2 НК на такой вычет могут рассчитывать инвалиды 1-й и 2-й гр. и детства.
  2. 300 р./мес. Этот вычет предусматривается в подп. 1 п. 1 ст. 218 НК. На него имеют право ликвидаторы, инвалиды, участники и прочие лица, пострадавшие при радиационной аварии во время испытания ядерного оружия и на атомных объектах, участники боевых действий, получившие контузии, увечья, ранения.

Указанные льготы предоставляются каждый месяц, вне зависимости от размера годового дохода субъекта. Кроме того, для инвалидов предусматриваются сниженные тарифы страховых взносов по п. 3 ч. 1 ст. 58 ФЗ № 212. Положения данного закона применяются:

  1. К общественным организациям инвалидов.
  2. Компаниям, в которых осуществляются выплаты гражданам, имеющим 1, 2 либо 3 группу.
  3. Предприятиям, уставной капитал которых формируется вкладами общественных организаций инвалидов, среднесписочное количество которых не меньше 50 % и объем их зарплаты в ФОТ не менее 1/4.

Компаниям разрешено применять льготы относительно начислений, которые рассчитаны в пользу служащих с ограниченными возможностями здоровья. Взносы на травматизм из заработка инвалидов выплачиваются в сумме 60 % от действующей страховой ставки.

Режим деятельности и отдыха

В законодательстве установлен ряд требований к руководителям предприятий, принимающим на работу инвалидов:


ИПР

Сведения о наличии инвалидности должны подтверждаться определенным перечнем документов. Работодатель, в свою очередь, может узнать о тех или иных противопоказаниях, а также особых рекомендациях по организации деятельности людей с ограниченными возможностями из ряда нормативных актов. В качестве одного из них выступает ИПР - индивидуальная программа по реабилитации. Пример ее формы представлен в приложении 1 к Приказу Минздрава № 379н. Кроме этого подтверждение наличия инвалидности осуществляется по справке о выполненной медико-социальной экспертизе. В заключении указывается группа и степень ограничения способности осуществлять ту или иную деятельность.

Обязан ли гражданин предъявлять подтверждающие документы?

Такая обязанность не предусматривается для лиц, поступающих в штат. В перечне документов, которые должен предъявлять гражданин, этих бумаг нет. Это означает, что соискатель сам решает, прилагать ли их к основному пакету или нет. Исключением являются случаи, когда наниматель требует справку о здоровье для приема на вакансию закрытого типа, где надлежащее состояние сотрудника выступает как неотъемлемое условие деятельности. Это, например, имеет место при приеме в органы МВД. Некоторые граждане предпочитают не афишировать свою инвалидность до заключения трудового контракта. После этого же они начинают настаивать на предоставлении им льготных условий. В этих случаях нанимателю надлежит действовать в соответствии с ТК. В частности, он должен изменить договор с учетом установленных гарантий для сотрудника.

Что делать, если служащий частично утратил способность осуществлять прежнюю деятельность?

При получении сотрудником инвалидности работодателю следует выяснить, есть ли у него намерения продолжать работу. Затем наниматель должен изучить документы, которые представит служащий. Вариантов развития событий несколько. При признании работника инвалидом 1-й гр. (способность к трудовой деятельности 3-й ст.) продолжать выполнять свои обязанности он не сможет. В таком случае по результатам медико-социальной экспертизы будет дано соответствующее заключение.

В его индивидуальную программу реабилитации не будут включены рекомендации и особенности приема на работу, поскольку у него будет зафиксирована полная утрата трудоспособности. По этому основанию предприятие может расторгнуть с гражданином договор. При увольнении служащему должно быть выплачено выходное пособие. Оно равно двухнедельному среднемесячному заработку. Если имело место трудоустройство инвалида, который уже имел 1-ю группу, то наниматель не вправе уволить его по указанным выше основаниям. Это обусловливается тем, что руководитель предприятия был осведомлен о здоровье гражданина и при приеме последнего на работу для него это не представляло сложностей.

Сотрудник получил 2-ю или 3-ю гр. и не хочет далее продолжать выполнять обязанности

В этом случае служащий должен написать заявление об увольнении в соответствии со ст. 80. Указанные группы считаются рабочими, то есть гражданин может впоследствии трудоустроиться на другое предприятие. Увольнение в этом случает будет осуществляться по соглашению сторон. Здесь действуют правила ст. 78 ТК.

Служащий получил какую-либо группу, но желает продолжить деятельность

Сотрудник может при этом просить изменения условий его работы в соответствии с теми, которые описаны в его программе. Наниматель должен в своих действиях, таким образом, руководствоваться ИПР. В этом случае может быть три варианта. Они могут быть сопряжены с рядом проблем. Возможны следующие варианты:

  1. Существующие условия на предприятии полностью соответствую рекомендациям, приведенным в ИПР. Например, в документе указывается, что человек с ограниченными возможностями должен работать в свободной позе, в положении сидя. Текущие же обязанности служащего касаются деятельности за компьютером. Соответственно, он выполняет работу сидя. Руководителю предприятия не придется ничего изменять, а служащий, в свою очередь, может и далее продолжать деятельность.
  2. По ИПР сотруднику необходимы другие условия без корректировки договора. Например, ему рекомендовано уменьшение статической, динамической либо физической нагрузки. Нанимателю придется пересмотреть все условия, в которых служащий выполняет свои обязанности, снизить нормативы, изменить способ работы.
  3. Необходимо откорректировать положения договора. В таких ситуациях зачастую требуется перенаправление служащего на другую работу. Если у нанимателя есть возможность создать надлежащие условия для служащего либо предоставить ему другую должность, он должен это сделать. При этом все изменения фиксируются в договоре.

Бывают случаи, когда у работодателя нет возможности привести в соответствие с ИПР условия трудовой деятельности, а сам инвалид не хочет переходить на другую должность. В таких ситуациях законодательство допускает расторжение договора по ч. 1 п. 8 ст. 77. Как и в других случаях, при увольнении служащему выплачивается выходное пособие.

Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся на свою тридцать восьмую сессию 1 июня 1955 года,
постановив принять ряд предложений о переквалификации инвалидов, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать второго дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят пятого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1955 года о переквалификации инвалидов:
принимая во внимание многочисленные и разнообразные проблемы, касающиеся нетрудоспособных лиц,
принимая во внимание, что переквалификация этих лиц необходима для того, чтобы восстановить в максимальной степени их физические и умственные способности и дать им возможность внести свой вклад в социальную, профессиональную и экономическую жизнь,
принимая во внимание, что для предоставления работы каждому инвалиду и для обеспечения наилучшего использования ресурсов рабочей силы необходимо развивать и восстанавливать трудовые способности инвалидов путем сочетания в постоянном и координированном процессе медицинского, психологического, бытового обслуживания и обслуживания в области просвещения, а также профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства, включая испытательный контроль,
Конференция рекомендует следующее:

I. Определения

1. В целях настоящей Рекомендации:
a) термин переквалификация означает ту часть постоянного и координированного процесса переобучения, которая включает в себя предоставление инвалидам обслуживания, дающего им возможность получить и сохранить подходящую работу, причем это обслуживание включает, в частности, профессиональное ориентирование, профессиональную подготовку и предоставление подходящей работы;
b) термин инвалид означает всякого человека, чьи возможности получения и сохранения подходящей работы серьезно сокращены в результате повреждения его физических или умственных способностей.

II. Охват переквалификации

2. Службы переквалификации должны быть доступными любому инвалиду, независимо от возраста и от причины и характера его инвалидности, при условии что он может быть подготовлен к подходящей работе и что он имеет разумную перспективу на получение и сохранение такой работы.

III. Принципы и методы профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов

3. Должны приниматься все необходимые и осуществимые меры для создания или развития специализированных служб профессионального ориентирования для инвалидов, нуждающихся в помощи при выборе или изменении своей профессии.
4. Процесс профессионального ориентирования должен включать, в той степени, в какой это позволяют условия каждой страны, и в зависимости от конкретных случаев:
a) беседу со специалистом по профессиональному ориентированию;
b) учет прежнего трудового опыта;
c) изучение школьного аттестата или любых других документов, относящихся к учебе в заведениях общего или специального образования;
d) медицинский осмотр в целях профессионального ориентирования;
e) соответствующие тесты по установлению способностей и пригодности к работе и, если это желательно, другие психологические тесты;
f) обследование личного и семейного положения данного лица;
g) определение пригодности и развития способностей путем проведения соответствующих практических испытаний или другими подобными методами;
h) профессиональный технический экзамен в устной или иной форме во всех случаях, когда это представляется необходимым;
i) определение физических способностей данного лица в связи с требованиями различных профессий и определение возможности увеличения этих способностей;
j) предоставление сведений, относящихся к возможностям получения работы и образования, с учетом профессиональной квалификации, физических способностей, пригодности, предпочтения и опыта данного лица, а также требований рынка занятости;
5. Принципы, меры и методы профессионального обучения, обычно применяемые для обучения трудоспособных лиц, должны применяться к инвалидам в той степени, в какой это позволяют медицинские и педагогические условия.
6. 1) Обучение инвалидов должно, по возможности, сделать их способными заняться такой экономической деятельностью, в которой они смогут использовать свою профессиональную квалификацию или способности, учитывая перспективу получения работы.
2) С этой целью профессиональное обучение должно:
a) координироваться с производимым после медицинской консультации устройством на такую работу, выполнение которой в наименьшей возможной степени затрагивалось бы инвалидностью или влияло бы на инвалидность;
b) осуществляться всякий раз, когда это возможно и целесообразно, в рамках прежней профессии инвалида или в профессии, близкой к ней;
c) продолжаться до тех пор, пока инвалид не получит необходимых навыков для нормальной работы на равных условиях с трудоспособными рабочими, если он к этому способен.
7. Инвалиды должны во всех случаях, когда это возможно, получать подготовку совместно с трудоспособными рабочими и в одинаковых с ними условиях.
8. 1) Для обучения инвалидов, которые, особенно вследствие характера или степени серьезности своей инвалидности, не могут обучаться совместно с трудоспособными трудящимися, должны создаваться или расширяться специальные службы.
2) Во всех случаях, когда это возможно и целесообразно, эти службы должны включать, в частности:
a) школы и центры обучения, в том числе интернаты;
b) специальные краткосрочные и долгосрочные курсы для подготовки по определенным специальностям;
c) курсы повышения квалификации для инвалидов.
9. Должны быть приняты меры для поощрения предпринимателей в деле обеспечения профессиональной подготовки инвалидов; такие меры должны включать, в зависимости от обстоятельств, финансовую, техническую, медицинскую или профессиональную помощь.
10. 1) Должны приниматься меры для разработки специальных мероприятий для трудоустройства инвалидов.
2) Эти мероприятия должны обеспечивать удовлетворительное трудоустройство путем:
a) регистрации желающих получить работу;
b) регистрации их профессиональной квалификации, опыта и желаний;
c) соответствующих бесед с ними;
d) определения, в случае необходимости, их способностей с физической и профессиональной точек зрения;
e) поощрения предпринимателей к тому, чтобы они сообщали компетентному органу власти о вакантных местах;
f) в случае необходимости установления контакта с предпринимателями, с тем чтобы показать им способности инвалидов к труду и обеспечить инвалидов работой;
g) оказания инвалидам помощи в использовании ими таких услуг по профессиональному ориентированию, профессиональному обучению, медицинскому и бытовому обслуживанию, которые могут оказаться необходимыми.
11. Меры по испытательному контролю должны применяться, для того чтобы:
a) проверить, дали ли устройство на работу или использование средств профессионального обучения или переобучения удовлетворительные результаты, и определить ценность принципов и методов профессионального ориентирования;
b) устранить, насколько это возможно, препятствия, способные помешать инвалиду удовлетворительно устроиться на работу.

IV. Административная организация

12. Службы переквалификации должны организовываться и расширяться компетентным органом или органами власти в рамках постоянной и координированной программы и, по мере возможности, должны использоваться существующие службы профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства.
13. Компетентный орган или органы власти должны обеспечивать наличие достаточного персонала с соответствующей квалификацией, занимающегося вопросами переквалификации инвалидов, включая испытательный контроль.
14. Расширение служб переквалификации инвалидов не должно во всяком случае отставать от расширения общих служб профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства.
15. Службы переквалификации инвалидов должны организовываться и расширяться, чтобы давать инвалидам возможность подготовиться к работе на свой собственный счет во всех видах занятий, а также получить и сохранить эту работу.
16. Административная ответственность за общую организацию и расширение служб переквалификации инвалидов должна быть возложена:
a) либо на один орган власти;
b) либо совместно на органы власти, ответственные за выполнение различных частей программы, причем один из этих органов должен нести основную ответственность за координацию такой деятельности.
17. 1) Компетентный орган или органы власти должны принять все необходимые и целесообразные меры для обеспечения сотрудничества и координации между государственными и частными учреждениями, занимающимися переквалификацией инвалидов.
2) Эти меры должны включать в зависимости от обстоятельств:
a) определение компетенции и обязанностей государственных и частных учреждений;
b) предоставление финансовой помощи частным учреждениям, эффективно занимающимся вопросами переквалификации инвалидов;
c) предоставление частным учреждениям консультаций по техническим вопросам.
18. 1) Службы переквалификации инвалидов должны создаваться и расширяться при содействии представленных консультативных комитетов, создаваемых в национальном масштабе и, если необходимо, в районном или местном масштабе.
2) В эти комитеты, в зависимости от обстоятельств, должны входить:
a) представители органов и учреждений, непосредственно связанных с переквалификацией инвалидов;
b) представители организаций предпринимателей и трудящихся;
c) лица, обладающие особой квалификацией в силу своих знаний в области переквалификации инвалидов и заинтересованности в этом вопросе;
d) представители организаций инвалидов.
3) Эти комитеты должны нести ответственность за консультации:
a) в национальном масштабе - по развитию политики и программ переквалификации инвалидов;
b) в районном или местном масштабе - по применению мер, проводимых в национальном масштабе, по их приспособлению к условиям района или местности и по координации районной и местной деятельности.
19. 1) Исследования, имеющие целью рассмотрение результатов, достигнутых службами переквалификации инвалидов, и улучшение указанных служб, должны поддерживаться и поощряться, особенно компетентным органом власти.
2) Такие исследования должны включать общее и специальное изучение трудоустройства инвалидов.
3) Эти исследования должны также включать научные работы по различным системам и методам, играющим роль в переквалификации инвалидов.

V. Меры поощрения использования инвалидами служб переквалификации

20. Должны приниматься меры для предоставления инвалидам возможности полностью использовать все существующие службы переквалификации инвалидов и обеспечения того, чтобы на какой-нибудь орган власти была возложена ответственность за оказание помощи лично каждому инвалиду для достижения им максимальных успехов в переквалификации.
21. Эти меры должны включать:
a) сбор и распространение информации о существующих службах переквалификации инвалидов, а также о тех перспективах, которые эти службы дают инвалидам;
b) предоставление инвалидам соответствующей и достаточной финансовой помощи.
22. 1) Эта финансовая помощь должна предоставляться на любой стадии процесса переквалификации; она должна облегчить инвалидам подготовку к работе по подходящей профессии и эффективное сохранение этой работы, включая работу на собственный счет.
2) Она должна включать бесплатное использование инвалидами служб переквалификации, пособия на содержание и возмещение необходимых транспортных средств в течение всего периода профессиональной подготовки с целью получения работы, предоставление денежных ссуд и пособий или снабжение необходимыми инструментами и оснащением, а также протезными и любыми другими необходимыми приспособлениями.
23. Инвалиды должны иметь возможность использовать все средства переквалификации, не теряя при этом никаких пособий, предоставляемых системой обеспечения на других основаниях.
24. Инвалидам, которые проживают в районах, где перспективы занятости или возможности подготовки к выполнению какой-либо работы ограничены, должны быть предоставлены все возможности для профессиональной подготовки, включая обеспечение жилищем и питанием, а также возможность для переезда, если они этого пожелают, в районы, где существует больше возможностей в области занятости.
25. Не должна проводиться никакая дискриминация на основании инвалидности в отношении лиц, потерявших трудоспособность, включая лиц, получающих пособие по инвалидности, в области заработной платы и других условий труда, если их труд является равноценным труду физически полноценных трудящихся.

VI. Сотрудничество между медицинскими учреждениями и учреждениями по переквалификации инвалидов

26. 1) Должны осуществляться самое тесное сотрудничество и координация деятельности между медицинскими учреждениями и учреждениями по переквалификации инвалидов.
2) Это сотрудничество и эта координация должны быть направлены на:
a) обеспечение того, чтобы медицинское обслуживание и, если необходимо, предоставление соответствующих протезных приспособлений способствовали последующей трудоспособности этих инвалидов;
b) выявление инвалидов, нуждающихся в переквалификации и способных воспользоваться ею;
c) создание условий для того, чтобы переквалификация инвалидов предпринималась как можно скорее и в наиболее благоприятный момент;
d) предоставление медицинских консультаций, если это требуется, на всех стадиях переквалификации инвалидов;
e) определение трудоспособности инвалидов.
27. Каждый раз, когда это возможно, и при условии наличия медицинского заключения переквалификация инвалидов должна начинаться во время медицинского лечения.

VII. Меры, направленные на увеличение возможностей получения работы инвалидами

28. В тесном сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся должны приниматься меры с целью предоставления инвалидам максимальных возможностей для получения и сохранения подходящей работы.
29. Эти меры должны основываться на следующих принципах:
a) инвалиды должны иметь, на равных основаниях с физически полноценными лицами, возможность доступа к той работе, для которой они имеют квалификацию;
b) инвалиды должны иметь полную возможность принять подходящую работу у предпринимателя по своему выбору;
c) должны подчеркиваться пригодность и способность инвалидов к труду, а не их инвалидность.
30. Эти меры должны включать:
a) исследовательскую работу, позволяющую анализировать и доказывать способность инвалидов к труду;
b) обобщение и систематическое распространение фактических данных, касающихся, в частности, следующих вопросов:
i) сравнение труда инвалидов и физически полноценных лиц, выполняющих одну и ту же работу, по качеству продукции и производительности труда, количеству несчастных случаев и неявок на работу, а также по трудовому стажу на данном участке работы;
ii) методы отбора кадров, основанные на специфических профессиональных требованиях;
iii) методы улучшения условий труда, включая приспособление и изменение оборудования для облегчения найма инвалидов;
c) меры по освобождению отдельных предпринимателей от увеличения страховых премий для возмещения за несчастные случаи на производстве и за профессиональные заболевания;
d) меры, направленные на поощрение предпринимателей к переводу на подходящую работу на их предприятиях трудящихся, работоспособность которых изменилась в результате повреждения их физических способностей.
31. Когда это соответствует условиям страны и проводимой в ней политике, должно поощряться использование труда инвалидов путем:
a) найма предпринимателями определенного процента инвалидов на условиях, позволяющих избежать увольнения физически полноценных трудящихся;
b) резервирования для инвалидов некоторых определенных занятий;
c) принятия мер, дающих лицам, имеющим серьезную инвалидность, возможность поступления на работу или отдающих им предпочтение в некоторых профессиях, считающихся подходящими для них;
d) поощрения создания и облегчения деятельности кооперативов инвалидов или любых других подобных организаций, управляемых самими инвалидами или от их имени.

VIII. Льготные условия труда

32. 1) Компетентным органом или органами власти в сотрудничестве, если необходимо, с частными организациями должны приниматься меры к созданию и расширению льготных условий обучения и предоставления работы для инвалидов, не способных поступить на работу и работать в обычных условиях конкуренции на рынке занятости.
2) Эти меры должны включать создание специальных мастерских для инвалидов, а также специальные меры для тех инвалидов, которые по физическим или психологическим причинам или в силу географических условий не могут регулярно передвигаться на работу и обратно.
33. Особые мастерские должны обеспечивать инвалидам под эффективным медицинским и профессиональным наблюдением не только полезную и оплачиваемую работу, но также возможность приспособления к работе, повышения квалификации и, когда это возможно, перехода на работу в нормальных условиях.
34. Для инвалидов, которые не могут выйти из дома, должны разрабатываться и применяться особые меры, чтобы обеспечить им под эффективным медицинским и профессиональным наблюдением полезную и оплачиваемую работу на дому.
35. В тех случаях и в той мере, в какой заработная плата и условия найма всех трудящихся вообще устанавливаются законодательством, эти положения о заработной плате и условиях найма должны применяться к инвалидам, пользующимся льготными условиями труда.

IX. Особые постановления в отношении физически неполноценных детей и подростков

36. Службы переквалификации для физически неполноценных детей и подростков школьного возраста должны создаваться и расширяться в тесном сотрудничестве между органами власти, ведающими образованием, и органом или органами власти, ведающими переквалификацией инвалидов.
37. В учебных программах должны учитываться особые проблемы физически неполноценных детей и подростков и необходимость предоставления им таких возможностей, как и физически полноценным детям и подросткам, для получения общей и профессиональной подготовки, наиболее соответствующей их возрасту, способностям, пригодности и предпочтению.
38. Основной задачей служб переквалификации физически неполноценных детей и подростков должно быть уменьшение в наибольшей степени трудностей профессионального и психологического порядка, которые вытекают из факта их инвалидности, а также предоставление им всех возможностей для подготовки их к работе, наиболее соответствующей их способностям, и поступлению на эту работу. Использование этих возможностей должно влечь за собой сотрудничество между медицинскими, социально-бытовыми и педагогическими службами, с одной стороны, и родителями или опекунами физически неполноценных детей и подростков, с другой стороны.
39. 1) Образование, профессиональное ориентирование, профессиональное обучение, а также трудоустройство физически неполноценных детей и подростков должны обеспечиваться в общих рамках таких мер, предназначенных для физически неполноценных детей и подростков, и должны осуществляться всегда, когда это возможно и целесообразно, в тех же условиях, которыми пользуются физически полноценные дети и подростки, и совместно с ними.
2) Должны приниматься особые меры в отношении тех физически неполноценных детей и подростков, которые по причине инвалидности не могут пользоваться этими службами в тех же условиях, что и физически полноценные дети и подростки, и совместно с ними.
3) Эти меры должны включать, в частности, специальную подготовку преподавателей.
40. Должны приниматься меры для обеспечения того, чтобы дети и подростки, у которых в результате медицинского осмотра обнаружены либо инвалидность или недостаток, либо общая нетрудоспособность:
a) получили как можно скорее соответствующую медицинскую помощь для устранения или уменьшения инвалидности или недостатка, от которых они страдают;
b) поощрялись к посещению школы или ориентировались к той деятельности, которая отвечает их желаниям и способностям, и чтобы им предоставлялась возможность для подготовки к такой профессии;
c) пользовались финансовой помощью, если это необходимо, в период лечения, учебы и профессионального обучения.

X. Применение принципов переквалификации инвалидов

41. 1) Службы переквалификации инвалидов должны приспосабливаться к особым нуждам и условиям каждой страны и прогрессивно расширяться в соответствии с этими нуждами и условиями, а также согласно принципам, изложенным в настоящей Рекомендации.
2) Это прогрессивное расширение должно иметь главной целью:
a) выявление и развитие трудовых качеств инвалидов;
b) предоставление им, в наибольшей степени, возможности получения подходящей работы;
c) устранение в области профессиональной подготовки или найма всякой дискриминации против инвалидов на основании их инвалидности.
42. Прогрессивное расширение служб переквалификации инвалидов должно поощряться с помощью Международного бюро труда, если на то поступает соответствующая просьба:
a) путем предоставления, когда это возможно, технической консультативной помощи;
b) путем организации широкого международного обмена опытом, полученным в различных странах;
c) с помощью других форм международного сотрудничества, направленных на организацию и расширение служб, соответствующих требованиям и условиям различных стран, включая подготовку необходимых кадров.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Профессиональное образование инвалидов осуществляется в образовательных учреждениях различных типов и уровней.

Тема 4.1 трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

Режим деятельности и отдыха В законодательстве установлен ряд требований к руководителям предприятий, принимающим на работу инвалидов:

  1. Продолжительность смены для граждан, имеющих 1-ю и 2-ю группы, не должна быть больше 35 часов в неделю.
  2. Длительность ежедневной деятельности устанавливается в соответствии с медицинским заключением компетентного медучреждения.
  3. К работе в выходные, сверхурочно либо в ночное время инвалиды могут привлекаться исключительно по письменному их согласию и при условии, что она допускается по состоянию их здоровья.
  4. Гражданам с ограниченными возможностями, осуществляющим деятельность на предприятиях, полагается отпуск без содержания. Его продолжительность — до 60 календарных дней в год.

Курсовая работа

Настоящий Порядок устанавливает правила и условия организации государственными казенными учреждениями Амурской области — центрами занятости населения (далее — центры занятости населения) обучения незанятых инвалидов, признанных в установленном порядке безработными (далее — граждане), новым профессиям. 1.2. Обучение граждан новым профессиям обеспечивается путем их направления центрами занятости населения для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (далее — обучение) новым профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда.

Профессиональное обучение может также проводиться под рабочие места, предоставляемые работодателями. 1.3.

Приказом Минтруда России от 02.11.2015 N 831 утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения граждан указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, и документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости.


(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ, в ред.

Трудоустройство инвалидов и их профессиональное обучение

Обучение граждан может быть групповым или индивидуальным, по форме организации — интегрированным, дистанционным, в виде специализированных групп. 1.8. Обучение граждан осуществляется бесплатно. 1.9. Обучение граждан в случаях, если невозможно организовать обучение по месту их жительства, организуется в другой местности, в том числе за пределами Амурской области.
Направление граждан для прохождения обучения в другую местность осуществляется только с их согласия. 1.10. При направлении граждан для обучения в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая: 1) оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно; 2) суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно; 3) оплату найма жилого помещения на время обучения.

Трудоустройство инвалидов – общие положения Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2018 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя.


Внимание

Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу.


Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов.
Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ) (см.

Порядок трудоустройства или прохождения профессиональной подготовки инвалидов

Для реализации этого руководителю производства необходимо создать и оборудовать соответствующим образом места. Особенности процесса Трудоустройство инвалида осуществляется после того, как он подаст соответствующее заявление в центр занятости по месту проживания.
Для каждого региона, района принимаются нормативные акты, в которых устанавливаются плановые цифры. Трудоустройство инвалида проводится при непосредственном участии представителя кадрового отдела компании. Он и сам соискатель приглашаются в ЦЗ. В присутствии сотрудника службы проводится беседа. В ходе нее представитель нанимателя предъявляет кандидату на должность контракт.

В нем прописываются условия, на которых будет осуществляться трудоустройство инвалида. В положениях договора определяется график, зарплата, срок, на который гражданин зачисляется в штат.

Документ подписывается в присутствии представителя ЦЗ.
Гражданин направляется на обучение новой профессии, если: 1) не имеет квалификации; 2) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации; 3) утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации. 2.2. Для направления на обучение гражданин представляет в центр занятости населения: 1) заявление о направлении на обучение по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) индивидуальную программу реабилитации, абилитации инвалида. Специалист центра занятости населения, в должностные обязанности которого входит прием заявлений, снимает копии с представленных гражданином документов, заверяет подлинность данных копий, приобщает к заявлению и возвращает оригиналы этих документов заявителю.

Инфо

Круглосуточная Юридическая консультация по телефону ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ: МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Трудоустройство инвалидов в РФ в 2018 году - льготы при приеме инвалида на работу Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями.


Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

В случае направления на обучение под рабочее место, предоставляемое работодателем, между центром занятости населения, гражданином и работодателем, предоставляющим рабочее место, заключается трехсторонний договор, форма которого утверждается приказом управления занятости населения области. 2.7. На основании заключенного договора гражданину выдается направление на обучение по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.

2.8. В случае незаключения гражданином договора на обучение до начала обучения он имеет право повторно обратиться в центр занятости населения с заявлением и документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Порядка. Приложение N 1.

Действующее законодательство обеспечивает инвалидам получение основного общего (9 классов), среднего (полного) общего (11 классов) образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа;

профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов;

при подаче заявления о приёме в ВУЗ поступающий представляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство и представляет по своему усмотрению оригинал документа государственного образца об образовании или его заверенную ксерокопию и необходимое количество фотографий;

другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или затребованы от поступающего при наличии ограничений на обучение по соответствующим направлениям подготовки или специальностям высшего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации;

на вступительных экзаменах для инвалидов следует предусматривать дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов;

обучение инвалидов осуществляется в формах, предусмотренных Уставом образовательного учреждения. Вместе с тем наиболее оптимальной формой для инвалидов является очно-заочная. Важно также учесть, что в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" сроки обучения инвалидов могут быть увеличены с учётом их индивидуальных особенностей;

профессиональное образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Недопустимо для инвалидов специальных стандартов. Только при таком подходе к обучению инвалидов они как профессионалы будут конкурентоспособны на рынке труда;

вне конкурса, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, принимаются:

дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Права, гарантии, льготы в сфере занятости инвалидов

Экономическая ситуация, сложившаяся в настоящее время на рынке труда, ещё больше осложнила устройство на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для инвалидов возможность трудоустроиться служит не только средством самообеспечения, но средством утверждения личности, социальной адаптации и интеграции в общество. Добиться этого только путём социальных выплат невозможно.

Инвалиды, уволенные из организаций по любым основаниям, имеющие трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, могут зарегистрироваться в качестве безработных в органах службы занятости, для чего они обязаны представить документы: паспорт, трудовая книжка, документ об образовании, справка о среднем заработке, индивидуальную программу реабилитации. В случае невозможности подбора подходящей работы безработным инвалидам предоставляется право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии в период обучения.

Профконсультирование и профориентация с учётом деловых качеств безработного.

Важнее всего выбрать "свою" профессию в юности, путём выявления наличия у молодого человека сформированных знаний, умений, навыков, психологической готовности к той или иной деятельности. Поскольку это поможет ему найти свой путь в жизни, достигнуть высоких результатов в трудовой деятельности и возможности повышения по профессиональной лестнице в дальнейшем. Если инвалид согласен с этим, но у него возникли трудности в выборе профессии, в этом случае проводят профконсультации. Профессиональная ориентация является одним из средств повышения адаптации и конкурентоспособности безработных.

Отработать методы поиска работы Вам помогут "Клубы ищущих работу". Получите информацию о ситуации на рынке труда, научитесь самостоятельному поиску работы.

Профобучение и переобучение безработных граждан.

При организации профобучения службой занятости инвалидам могут быть предложены, с учётом образования, профессионального опыта и состояния здоровья инвалида, варианты выбора профессии, специальности, пользующиеся спросом на рынке труда. При направлении на профессиональное обучение будут оплачены стоимость учёбы. В течение всего периода обучения выплачивается стипендия.

Новые социальные и экономические условия, пересмотр модели реабилитации, предусматривающий важность активности самого инвалида, должны изменить позиции лица с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда. Инвалид должен перестать быть пассивным объектом, а стать независимым, социально-компетентным человеком. Данная задача и является основной целью всего процесса комплексной реабилитации в целом, и профессиональной реабилитации, как её завершающего этапа, в частности.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида .

Обучение может быть организовано по очной, заочной, вечерней и дистанционной форме. Для инвалидов учебные заведения практикуют различные формы организации процесса обучения: по индивидуальной форме, обучение на дому, индивидуальный график сдачи экзаменов, увеличение сроков обучения и т.д.

Согласно ст. 71, часть 5 от 29 декабря 2012г. федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), с 1 сентября 2013 года дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, зачисляются в ВУЗ вне конкурса в пределах квот (не менее 10% бюджетных мест), а все другие категории льготников зачисляются на подготовительные отделения ВУЗов. Бесплатное обучение на подготовительном отделении ВУЗа допускается лишь один раз , .

Профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

  • - гражданин не имеет профессии (специальности);
  • - невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • - необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • - гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
  • - Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды.
  • - При направлении органами службы занятости безработных инвалидов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:
  • - оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;
  • - суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;
  • - оплату найма жилого помещения на время обучения.

Специализированные образовательные учреждения имеют своей целью подготовку из числа инвалидов конкурентноспособных специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих с начальным профессиональным образованием. Подготовка ведется по востребованным на рынке труда и рекомендованным для трудоустройства инвалидов профессиям.

Учебные заведения одновременно работают по 3 направлениям: профессиональная реабилитация, социальная реабилитация, медицинская поддержка, т.е. помимо специально оснащенных учебных кабинетов, в таких образовательных учреждениях имеются кабинеты психологической диагностики и психологической разгрузки, библиотеки, спортивные и тренажерные залы, комнаты социально - бытовой адаптации, массажные кабинеты, медпункты с современным оборудованием.

В большинство специализированных учебных заведений могут поступить не только дети - инвалиды, но и взрослые инвалиды. Поступившие студенты - инвалиды находятся на государственном обеспечении - бесплатное обучение, питание, проживание в общежитии, медицинское обслуживание. По окончанию обучения выдаётся диплом государственного образца.

Приём в учебные заведения любого уровня, независимо от их территориальной принадлежности, осуществляется в соответствии с рекомендациями по профессиональному обучению, сформированными в индивидуальной программе реабилитации. Всем желающим поступать в учебные заведения заблаговременно до подачи документов в приемные комиссии, нужно обратиться в бюро медико - социальной экспертизы для разработки мероприятий по профессиональной реабилитации.

Министерством образования и науки РФ разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образовании .

Министерство образования и науки Российской Федерации сообщило, что с целью повышения эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования инвалидов разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования (www.wil.ru).

Рекомендуется использовать портал для получения актуальных данных, информации о документах нормативного и методического характера, а также обмена опытом в сфере инклюзивного высшего образования. На портале, в том числе, размещена полученная в ходе ежегодного мониторинга Минобрнауки России информация о наличии условий для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья высшего образования (в частности об адаптированных образовательных программах) по ВУЗам, расположенным в конкретных субъектах РФ, по наличию в них безбарьерной среды, по материально-техническому оснащению, по наличию специалистов сопровождения, использованию дистанционных образовательных технологий.

Также, с целью повышения качества получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создан портал www.umcvpo.ru, обеспечивающий информационно-технологическую поддержку дистанционного обучения данной категории студентов.

На портале размещены нормативные правовые документы, материалы конференций и семинаров, видеозаписи мероприятий, архив видеолекций и вебинаров, материалы курсов повышения квалификации, информация о проектах и мероприятиях, направленных на социализацию лиц с инвалидностью. Посетители портала имеют возможность просмотра мероприятий в режиме онлайн, доступа к научно-образовательным ресурсам и электронным каталогам. Электронная библиотека позволяет получить доступ к учебной и научной литературе, к формирующейся единой общероссийской коллекции методических материалов по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ.