Как видно из содержания предыдущей главы, абсолютная монархия, хотя и продолжает действовать в качестве формы правления в некоторых государствах Востока, все-таки постепенно вырождается. Современные демократические веяния проникают в глубину монархической системы и разрушают ее изнутри. Чтобы не потерять власть и устоявшуюся форму правления, правители вынуждены идти на введение определенных ограничений против своей собственной власти. Наиболее распространенными способами являются дарование или принятие конституции: монарх дарует или народ принимает путем референдума. Так и формируется конституционная монархия. Но здесь важно заметить, что отсутствие конституции как единого документа не исключает возможность существования конституционной монархии. Под данным словосочетанием, в первую очередь, понимается не формальное наличие конституции, а реально установленный и действующий конституционный строй в государстве. Ярким примером может служить Великобритания. Конституция может в различной степени ограничивать полномочия монарха. Полностью, вплоть до того, что монарх «играет» лишь формальную роль в государстве (Великобритания), и формально, где власть правителя осталась прежней (Саудовская Аравия).

Конституционная монархия -- форма правления, при которой власть монарха ограничена в некоторых или во всех сферах государственной власти таким образом, что он не обладает верховными полномочиями в данных сферах.

Исходя из этого, мы можем сказать, что конституционная монархия служит своеобразным антиподом абсолютной. Разница бывает настолько велика, что иногда трудно отличить, где монархия, а где республика. Например, в последнее время все чаще ту же Великобританию стали называть «почти республикой». Однако истинный англичанин, услышав подобное выражение, может очень сильно обидеться, так как с национальными и религиозными чувствами людей нужно весьма аккуратно «обращаться», а шутить можно только лишь «со знанием дела».

Конституционную монархию принято делить на два вида:

1. Дуалистическая

2. Парламентарная

Рассмотрим каждый из видов более подробно.

Дуалистическая монархия

Исторически сложилось, что данная форма монархии служит переходной стадией от абсолютной к парламентарной. Дуалистическая монархия появилась в XVIII веке в результате компромисса между «растущей» буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества. В связи с этим, она обладает, примерно в равной степени, чертами и особенностями двух других видов монархии. Она является, образно говоря, синтезом между ними. Из этого следует вывод, что:

Дуалистическая монархия - разновидность конституционной монархии, которой присущи черты как абсолютной, так и парламентарной монархий.

Из определения становится понятно: чтобы разобраться и понять сущность такой формы монархии, нужно узнать, «чьих» черт больше в ней, какие из них преобладают.

Начнем с тех, которые сохранились и успешно «перешли» от абсолютной монархии:

Монарх имеет верховенство в судебной власти.

Монарх имеет верховенство в исполнительной власти.

Монарх формирует и контролирует деятельность правительства.

Монарх издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом.

Монарх имеет право отлагательного вето по отношению к законам парламента, то есть без его утверждения закон в силу не вступит.

Монарх может распустить парламент.

Монархия является наследственной.

Выходит, что по сравнению с абсолютизмом, произошли не такие уж большие изменения. Правитель утратил свое влияние только лишь в законодательной сфере. Однако подобное ограничение, как показала история, оказалось весьма существенным.

Черты, присущие парламентарной монархии, следующие:

Монарх не имеет право самочинно вводить новые налоги.

Монарх не имеет права изменять старые и вводить новые законы без согласия на то парламента.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными.

Внесение подобных изменений в строй абсолютной монархии требовала богатая буржуазия, которая стремилась усилить свою власть в государстве и расширить свои полномочия. Самым главным рычагом влияния парламента на действия монарха стало то, что парламент утверждал государственный бюджет. Это говорило, о том, что правитель утрачивал единоличную экономическую власть, а также не мог расходовать средства государственной казны по своему личному усмотрению или, тем более, в личных целях. Но поскольку бюджет утверждается только один раз в год, то время влияния парламента на монарха весьма недолгосрочно.

В других государственных сферах также есть разграничение влияния между монархом и парламентом, но они не столь значительны.

Таким образом, можно сделать вывод, что в дуалистической монархии, несмотря на присутствие и значительное влияние черт парламентарной, превалируют характерные особенности абсолютизма. Как правило, в чистом виде такая форма монархии долго не существовала. Она постепенно приобретала черты парламентарной и, с течением времени, переходила в нее. Однако все же есть государства, в которых установлена чистая дуалистическая монархия, это: Иордания, Кувейт (также относят и к абсолютной монархии), Люксембург, Монако, Лихтенштейн, Объединённые Арабские Эмираты. Существует также ряд отдельных стран, где дуалистическая монархия «смешалась» с парламентарной, то есть приобрела ее характерные черты, но способ управления государством практически не изменился или вовсе остался прежним. К таким странам мы относим: Марокко, Иорданию, Таиланд, Непал, а также Малайзию.

Если говорить о роле монарха, то, по сравнению с абсолютизмом, его незыблемый авторитет и государственная значимость снизились. В первую очередь это выражается в том, что у народа появилась альтернатива действующей власти в «лице» парламента. Появляется определенная свобода действий в культурных и других государственных сферах. Политический режим характеризуется как авторитарный. Но главное, что есть в монархии, остается не тронутым - монарх остается «объединяющим началом» и символом единства и нерушимости государства.

Которая ныне не является слишком распространенной. Она возникла в далекие века и сейчас приобрела статус политического рудимента. Тем не менее некоторые страны мира, как европейские, так азиатские, довольствуются такой системой власти.

Описание термина

В юридическом понимании дуалистическая монархия - это один из типов С практической и теоретической точки зрения монарх имеет неограниченные права и полномочия по отношению к своему государству. Однако формально его влияние и круг действий ограничены конституцией. Свое название эта форма правления получила благодаря тому, что в стране, кроме монарха, имеется еще одно не менее важное лицо - министр. Суть такой власти подразумевает, что ни одно из распоряжений монарха не может быть осуществлено до того, как его не подтвердит министр. При этом образуется некий замкнутый круг: министра вправе назначить только глава державы, и он же может его сместить с должности. Таким образом, дуалистическая монархия - это, по сути, которая передается в кругу августейших особ от поколения к поколению.

Страны с подобным устройством власти

В наше время многие государства уже давно перешли на президентско-парламентские и прочие системы управления, но некоторые остаются верными своим былым традициям. Это государства, в которых еще сохранилась дуалистическая монархия. Примеры стран можно найти на всех континентах Восточного полушария, и сейчас мы их кратко перечислим. В Европе это Швеция, Дания, Монако, Люксембург, Лихтенштейн. На Ближнем Востоке - Кувейт, Бахрейн, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, на Дальнем Востоке - Япония. Некоторые из этих стран относят одновременно к абсолютной монархии, где вся практическая и законодательная власть принадлежит владельцу престола. Также отметим, что в некоторых державах являются синонимами конституционная и дуалистическая монархия. Примеры стран такого типа - это Дания, Швеция, Люксембург.

Что такое конституционная монархия в чистом виде

Данным термином именуется который делится на два вида. Первый - это Суть ее заключается в том, что члены парламента избираются путем голосования. Какая партия наберет больше голосов людей, та и станет основой законодательной власти в стране. Лидер победившей партии становится практически главой государства. Сам же монарх при таком раскладе выполняет чисто формальную роль. Он может участвовать в принятии решений, законов, актов, но его голос не является решающим. Таким образом, вся ответственность возлагается на парламент. Второй тип - дуалистическая конституционная монархия. Тут монарх уже имеет более основательные права, он утверждает все законы, акты и решения, ведет контроль над деятельностью остальных управленческих органов. Также он вправе набирать новых людей в сферу руководства страной и увольнять прежних сотрудников.

Признаки дуалистической монархии

Итак, перечислим основные характеристики, по которым можно определить, подходит ли та или иная страна под данную категорию, или же нет:


Взгляд в ретроспективу

Данная форма государственной власти некогда была присуща и нашей стране. Когда в России начались мятежные забастовки и перевороты, а также обострились «вечные» проблемы нашего Отечества — аграрная, национальная и геополитическая, временно была установлена именно дуалистическая монархия. Такой тип правления длился с 1905 по 1917 годы, и прекратил он свое существование на наших землях с установкой советского социалистического режима.

Наиболее ярким представителем такой формы власти также была Австро-Венгерская империя. С 1867 года до момента распада в этой стране была установлена дуалистическая монархия. При этом государство делилось на две автономные друг от друга части, в каждой из которых были свои законы и правила. Если заглянуть еще более глубоко в века, то можно заметить, что подобная форма государственного правления была во всей Европе и в Азии. Это был как бы переходной этап от абсолютной власти короля к парламентскому строю, который длился много веков.

Заключение

Подведем итоги. Дуалистическая монархия - это форма правления, при которой власть осуществляется одним лицом. Формально монарх согласовывает свои действия с парламентом и другими представителями власти, но практически каждое решение, которое становится законом для всей страны, принимается им единолично. Ведь всех своих сотрудников и советников правящий человек выбирает сам, и он же, при малейшем неповиновении, может их уволить. В наши дни такой государственный аппарат уже считается редкостью. Все страны давно перешли на президентско-парламентский тип управления, который также подкрепляется голосами народа. Ведь для того, чтобы управлять огромной страной, тем более учитывая темпы развития современного общества, нужно быть крайне сильным и несоизмеримо мудрым человеком.

Конституционная монархия. Её разновидности и признаки.

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Буржуазные революции в XVII - XVIII вв стремились создать более умеренные, по сравнению с абсолютистскими, формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха. Прийти к нахождению компромиссов между классом феодалов и стремительно растущей буржуазией. В поздний период средневековья наличие монархии сопровождалось созданием парламентов (представительных учреждений «третьего сословия»). Возникла некая двойственность государственной власти. Несмотря на то, что монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, зачастую он был вынужден считаться с деятельностью парламента. Конечно, монарх имел огромную власть над парламентом: он мог наложить вето на его законы, назначать депутатов в верхнюю палату, мог и вовсе распустить парламент. Однако представительное учреждение в монархии выступает законосовещательным органом, с которым монарх был вынужден считаться.

Конституционной монархии свойственно юридическое ограничение законодательной и исполнительной деятельности монарха.

Монарх назначал правительство, которое несло ответсвенность перед ним, но зачастую деятельность этого самого правительства подвергалась критике и обсуждению в парламенте. Отсюда, несмотря на то, что правитель назначал главу и министров в правительстве, ответственность правительство несло перед парламентом, а не перед монархом.

Все создающиеся монархом акты приобретают юридическу силу, лишь после того, как будут одобрены парламентом; и основаны они должны быть непременно на конституции.

В конституционной монархии, правитель играет больше символическую роль; является представителем нации, народа, государства. Здесь будет очень уместно сказать, что он царствует, но не правит.

В современной теории значительно снизилось критическое отношение к такой форме правления, как монархия. Основанием для этого послужил исторический опыт государств, потерпевших крах в использовании новых форм правления - военно-диктаторских, республиканских. Словом монархия вовсе не отжившая, не устаревшая форма правления. Её государствоведческий потенциал не исчерпан.

В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают: дуалистическую и парламентарную монархию.


Первоначально формой ограниченной монархии была дуалистическая, которая также исторически являлась переходной формой от абсолютной монархии. Она характеризуется тем, что «наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями» .



Признаки дуалистической монархии:

Ø По конституции верховная власть разделена между правительством, которое избирается народом (законодательная) и монархом (исполнительная)

Ø Король обладает правом наложения вето на решения парламента, создания законов-декретов, имеющих равную законам парламента юридическую силу

Ø Правитель имеет право на роспуск парламента

Ø Монарх назначает премьер-министров, правительства, руководителей местного управления и самоуправления, которые несут ответственность только перед ним

Некоторые учёные относят к дуалистическим сословно-представительные и феодальные государства, существовавшие в средние века в Западной Европе. В настоящее время классический дуалистических монархий не существует. Хотя нередко к ним относят Бутан, Иорданию, Монако, Люксембург и пр. В Российской Империи дуалистическая монархия просуществовала с 1905-1917 гг.

В Конституции Иордании 1953г. говорится, что верховная власть разделена между королём и парламентом. Властные полномочия преобладают у монарха. Король есть глава государства и не несёт ответственности за свои действия (ст. 30). Титул короля передаётся по наследству, согласно Конституции, по принципу майората (от отца к старшему сыну, по мужской линии) (ст. 28). Существуют некоторые требования, которыми должен обладать претендующий на престол: он должен быть законнорожденным и исповедовать ислам.

Законодательная власть, согласно конституции Иордании, принадлежит Национальной ассамблее, состоящей из Сената и Палаты депутатов.

Король является главой исполнительной власти. Он провозглашается представителем страны на международной арене: заключает мир, объявляет войну. Иными словами он является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Иордании.

Судебная власть в Иордании, провозглашена независимой, но король вправе даровать прощение и ужесточать наказание. Ни одна смертная казнь не осуществляется без одобрения Короля. Монарх имеет право назначать на должности судей и снимать их с этих должностей.

На первый взгляд можно сказать, что Иорданское государство очень схоже с дуалистическим, но на самом деле оно не является таковым на все сто процентов. Т.к. правительство несёт ответственность не только перед своим Королём (ст. 49) , но и перед Палатой депутатов (ст. 51).

Дуалистическая монархия является переходной формой правления, эволюционирующая в сторону парламентской монархии или республики.

Термин "монархия" имеет греческое происхождение. Дословно понятие означает "единодержавие", "единовластие". Основные признаки монархии - сосредоточение верховной власти в руках главы государства и наследственное вступление на престол. Однако власть не всегда передается из поколения в поколение. Например, возглавлялась выборными королями. В Византии, являвшейся монархией, властителей часто убивали. Престол, таким образом, занимал тот, кто убил царя (на правах захвата).

Абсолютная (неограниченная) монархия отличается совершенным бесправием граждан, отсутствием представительных органов. И, безусловно, при таком режиме вся власть находится только у одного человека - самодержца. Такая была характерна для России в период с конца 18-го века до 1917 года.

Синонимами понятия в России являлись такие термины, как Основные признаки русского абсолютизма формировались на протяжении трех столетий. Законы издавались самим самодержцем или по его указанию, в соответствии с его повелением расходовалась или пополнялась казна государства, вершился суд. В стране была установлена единая система налогов. Опирался монарх на административный аппарат, состоявший из приближенных людей. К неотъемлемым признакам российского абсолютизма следует также отнести полное закрепощение крестьян, регламентацию, вмешательство власти во все наличие постоянной полиции и армии.

Абсолютизм предполагает, что самодержец стоит над всяким законом и правом. Монарху дозволено все. Он считается частью системы, его полномочия устанавливает закон. Правитель страны ответственен за свои деяния перед Богом, своей совестью и законом.

Однако монархия может быть и ограниченной. Существует несколько разновидностей этой формы правления. Одной из таких форм является дуалистическая монархия. В рамках этой системы имеет место некоторое отдаление правителя от При этом дуалистическая монархия сохраняет за главой государства всю полноту власти исполнительной.

Государственная система при такой форме правления предполагает наличие парламента и конституции. Дуалистическая монархия наделяет законодательной властью избираемый парламент. Однако при этом глава страны все же имеет право наложить абсолютное вето, которое не может быть оспорено парламентом. Кроме того, за правителем остается право издавать чрезвычайные нормативные акты, обладающие законной силой.

Как правило, дуалистическая монархия предполагает наличие у главы страны неограниченной возможности на роспуск парламента, что превращает существующую форму правления в абсолютизм. В таких государственных системах правительство отчитывается только перед главой страны и неподотчетно парламенту. Последний же, в свою очередь, может повлиять на правительственную деятельность только посредством применения своего права на утверждение государственного бюджета. В общем же, для дуалистических монархий характерно преобладание власти правителя над представительной властью.

Определенные черты такой формы правления сохраняются и сегодня в некоторых государствах. В чистом виде, разумеется, дуалистической монархии сегодня нет. Но, например, в Непале, Иордании, Марокко некоторые признаки этой формы правления присутствуют. Так, в Иордании существует парламент и правительство, ответственное формально перед ним. Однако парламентская власть имеет существенные ограничения. Выражаются они главным образом в том, что акты, которые издает этот орган, в том числе и правительству, утверждаются королем. Кроме того, именно король осуществляет государственное управление в стране.

Монархическое устройство политической власти имеет долгую историю развития. Это самая популярная форма правления в человеческой истории. Признаки монархии стали проявляться уже в древнейших на планете государствах Междуречья. На протяжении многовекового развития человечества монархия доминировала в азиатских империях, ханствах и султанатах, государствах доколумбовой Америки, множестве европейских стран эпохи Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Вместе с тем она имела и множество локальных вариаций и своеобразных различий. Почти всегда это была неограниченная монархия, особенно это касается восточных обществ. Европа же подарила миру такое уникальное социальное устройство, как феодализм, в котором король фактически являлся высшим феодалом на верхушке сюзеренно-вассальной иерархии, но не имел всей полноты власти над своими подданными. В отличие от восточных государств, где визири и раджи вмиг лишались своих положений по воле правителя. Впрочем, положение феодальных королей со временем и в Европе значительно укрепилось.

Ограничение монархической власти

Эпоха Возрождения и Новое время существенно изменили умы европейцев. Здесь произошло освобождение от пут средневековой христианской схоластики в результате религиозной реформации Мартина Лютера. Просветительские идеи, в особенности теория общественного договора Локка, Гоббса и Руссо, существенно подорвали представление общественности и том, что королевская власть неизбежна. Первой королевской династией, свергнутой в Европе, стали Бурбоны во Франции (в результате Великой французской революции 1789 г.).

XIX и начало XX столетия и вовсе стали эпохой если не свержения монархий, то существенного их ограничения. Так, революция 1848-1849 гг., прокатившаяся сразу в нескольких европейских странах (названная весной народов) - Франции, Австрийской империи, польской части тогдашней России, некоторых немецких и итальянских землях, - привела к демократизации общественной жизни и расширению национальных прав. Дуалистическая монархия была установлена в Австрии, которая отныне стала формально именоваться Австро-Венгрией - страной двух равноправных народов. Венгры получили право формировать собственных парламент, существенно ограничив династию Габсбургов. Подобная волна демократизации распространялась в Европе, а позже и по всему миру (особенно интенсивно - следующие пятьдесят лет). Ноябрьская революция в Германии, Октябрьская в России, Синьхайская в Китае - все они свергали местных правителей, устанавливая республики.

Современный мир

На сегодняшний день монархия является атавизмом. Однако она сохранилась в ряде государств как традиционный пережиток. Среди них Англия, Дания, Япония и так далее, хотя короли здесь и не имеют особой власти. Вместе с тем в современном мире выделяют следующие виды: дуалистическая монархия, парламентская монархия.

Парламентская монархия

Она представляет собой ту же конституционную монархию, где основным органом власти является парламент. Король же или вовсе не имеет практической значимости (будучи лишь символом нации), или, как в Испании, имеет ограниченные конституцией права, сопоставимые с президентскими.

Дуалистическая монархия сегодняшнего дня

Конституционные основы в современном мире уже приняты всеми государствами. Однако монархическое устройство не везде еще полностью сдало свои позиции. Так, в современных Марокко и Кувейте, а также в Иордании вполне здравствует дуалистическая монархия. Государственная власть здесь юридически разделена между парламентом и монархом. Хотя последний оказывает влияние и на Кабинет Министров, который формирует, и на законодательный орган, где владеет полномочиями роспуска и наложения вето.