Терминология

В русском языке не сложилось единого эквивалента устоявшегося в английском языке термина digital divide. Используются словосочетания «цифровой барьер», «цифровое неравенство», «цифровое разделение», «цифровой разрыв», «цифровая пропасть».

Термин появился как обозначение раскола в семье, когда муж слишком много времени проводил за компьютером в ущерб всему остальному, и жена не могла с этим смириться.

Суть явления

В настоящее время «digital divide» является термином социально-политического характера. На возможности ущемленной группы влияют отсутствие или ограниченный доступ к телевидению, интернету, телефонной связи (мобильной и стационарной), радио. Все это ограничивает возможности этой группы в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене и может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования. Согласно общепринятым воззрениям на информационное общество, его специфика такова, что свободный обмен информацией способствует преодолению нищеты и неравенства, однако у тех, кто отключен от такого обмена, перспективы катастрофически ухудшаются (Кастеллс, Химанен: «Глобальный тренд заключается в том, что информационная экономика подключает к своей сети тех, кто представляет для нее ценность (тем самым придавая им дополнительную ценность), но отключает тех, кто не имеет для нее ценности (тем самым еще более уменьшая их шансы обрести какую-то ценность)» ).

Термин применяется как в отношении разницы между странами (пример: в Исландии доступ к интернету имеет более 86 % населения, а в Либерии - 0,03 %), так и в отношении разницы в возможностях разных социальных слоев внутри одного общества.

Связь с шовинизмом

Некоторые наблюдатели видят в этом явлении целенаправленную «политику исключения», которую ведут те или иные страны и общества - взамен прежней политики репрессий. На саммите ООН по информационному обществу (WSIS) в декабре года по инициативе большинства стран-участников третьего мира была принята Декларация, призывающая западные страны сделать всё, чтобы преодолеть «цифровое разделение» в его сегодняшнем виде к году, однако ведущие европейские страны и Япония даже не делегировали на саммит своих официальных представителей.

Источники

  • Мануэль Кастельс, Пекка Химанен: Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель. - М., 2002

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Цифровое неравенство" в других словарях:

    цифровое неравенство - Неравенство между различными слоями населения, возникающее из за невозможности малообеспеченным гражданам пользоваться преимуществами информационных технологий, Интернета, дистанционного обучения и т.д. Тематики… … Справочник технического переводчика

    Цифровой барьер, цифровое неравенство, информационное неравенство (англ. Digital divide) ограничение возможностей социальной группы из за отсутствия у неё доступа к современным средствам коммуникации. Содержание 1 Терминология 2 Суть… … Википедия

    Цифровой барьер, цифровое неравенство (англ. Digital divide) ограничение возможностей для социальной группы из за отсутствия у нее доступа к современным средствам коммуникации. Содержание 1 Терминология 2 Суть явления 3 Связь с шовинизмом … Википедия

    Запрос «ВТК» перенаправляется сюда. Другая расшифровка Воспитательно трудовая колония. ОАО «ВолгаТелеком» Тип Открытое акционерное общество Год основания … Википедия

    Тип Нетбук Процессор … Википедия

    Викиверситет Wikiversity http://wikiversity.org/ Коммерческий: Нет Тип сайта: Сетевая энциклопедия … Википедия

    Викиверситет Wikiversity http://wikiversity.org/ Коммерческий: Нет Тип сайта: Сетевая энциклопедия … Википедия

    Викиверситет Wikiversity http://wikiversity.org/ Коммерческий: Нет Тип сайта: Сетевая энциклопедия … Википедия

Книги

  • Региональная экономика: теория и практика № 22 (349) 2014 , Отсутствует. В журнале освещаются проблемы экономики и развития административно-территориальных образований, отраслей и производств; экономическая стратегия устойчивого развития РФ и её регионов,… электронная книга

Цифровое неравенство определяется как расслоение общества и государств по возможности получать и использовать информацию, передаваемую с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Цифровое неравенство понимается автором как следствие экономического и технологического отставания отдельных групп населения, стран и даже целых регионов от прогресса в области образования и инфокоммуникаций, не регулируемого на государственном уровне, на уровне международного сообщества развития информационных процессов. Его можно охарактеризовать следующими положениями:

цифровое неравенство – многокомпонентное целое, оно проявляется в затрудненном доступе к информационно-коммуникационным технологиям; в неготовности пользователей к работе с ними; в ограниченности национальных информационно-функциональных ресурсов; первые две составляющие позволяют представить цифровое неравенство как внутриэкономическое явление, третья – как феномен, существующий между странами;

 цифровое неравенство мешает не только тем, кто оказался во «втором эшелоне», но и самим странам нового информационного порядка в достижении мира и стабильности, укреплении собственной безопасности: информационные технологии делают государства зависимыми от техники и технологий, уязвимыми для внешних воздействий и террористических акций;

 цифровое неравенство одновременно служит полем взаимодействия для сотрудничества государств с различным уровнем информационно-коммуникационной оснащенности;

 цифровое неравенство, однако, не является следствием линейных социальных процессов. Страны с сильной экономикой и развитыми институтами политики и права имеют ограниченные преференции в информационной сфере, тогда как небольшие и даже отсталые государства, которые стали развивать новые технологии, смогли благодаря этому резко вырваться вперед, дать импульс в развитии своим экономикам, повысить благосостояние граждан;

 цифровое неравенство преодолевается с помощью изменения ментальности граждан и социальных институтов, прежде всего, бизнеса; новое образование способствует обращению к возможностям интернета все большего количества людей; активность предпринимателей позволяет добиться прорыва в области освоения мировых рынков информационных технологий: успешное развитие фирм, их партнеров и смежников начинает определять поведение, предпочтения граждан, которые по прошествии короткого времени уже без интернета не представляют себе ни государственного управления, ни системы образования, ни экономики своей страны;

 цифровое неравенство преодолевается и благодаря целенаправленной политике государства; повсеместно сегодня создаются так называемые электронные правительства, под которыми понимаются новые способы взаимодействия граждан и органов управления с помощью информационных технологий.


В условиях интенсификации информационных обменов на внутреннем состоянии отдельных стран сказались и их стартовые возможности в экономике и политике в момент наступления новой, информационной эры, состояние интеллектуального потенциала общества, науки и образования. Большое значение, как выяснилось, имеет характер национальных традиций, в том числе и в такой сфере, как средства массовой информации, в частности то, является тот или иной народ вербальным, для которого традиции устной речи доминирующие, или его культура основана на письменности. Крайне важны были и географические особенности страны, компактность или дисперсность проживания ее населения.

Происходит модернизация международных отношений, в их основу ложится обмен информацией, причем это идет «поверх барьеров»: неконтролируемое виртуальное пространство одинаково доступно любому подключенному к Сети пользователю, вне зависимости от места его нахождения.

Возникновение информационного неравенства, т.е. разделения стран по уровню «информационного развития», связано с тем, что экономика традиционно ориентируется на платежеспособный спрос населения. Сегодня в мире насчитывается около 100 млн. людей, имеющих доход более 20 тыс. долл. США в год. Они и могут воспользоваться всеми благами процесса информатизации, а вот остальная часть населения может из этого процесса выпасть.

 В целом существующее в США цифровое расслоение характеризуется следующим :

 выпускники колледжей или университетов имеют в восемь раз больше компьютеров в домашнем пользовании, чем те, кто окончил только среднюю школу, а среди последних число имеющих доступ в интернет в 16 раз меньше, чем среди первых;

 число семей с высоким уровнем доходов, проживающих в городских регионах и имеющих доступ к интернету, в двадцать раз больше, чем аналогично оснащенных семей в сельских регионах и с низким уровнем доходов;

 дети в белых семьях с низкими доходами в три раз чаще пользуются интернетом по сравнению с аналогичными негритянскими семьями и в четыре раза – по сравнению с семьями латиноамериканского происхождения;

 богатые семьи на тихоокеанском побережье США имеют в 13 раз больше домашних компьютеров, чем бедные негритянские семьи, и в 34 раза чаще пользуются интернетом;

 дети в белых семьях с двумя родителями в два раза чаще пользуются интернетом, чем дети в белых семьях с одним родителем; дети в негритянских семьях с двумя родителями имеют почти в четыре раза больше возможностей доступа в интернет, чем дети из негритянских семей с одним родителем.

Наличие цифрового расслоения приводит к неравенству граждан не только в получении новейших видов услуг, предоставляемых через интернет, но и в реализации конституционного права на равноправный доступ к государственным информационным ресурсам. Озабоченность проблемой цифрового расслоения в США существует на всех уровнях власти, она рассматривается американским правительством и частным сектором экономики как ключевая для будущего страны

В целом, адаптация технологии не происходит однородно в масштабах всей страны. Степень распространенности факсовых аппаратов, к примеру, намного выше в сфере бизнеса, чем в домашних хозяйствах. Факс никогда не конкурировал с телефоном или почтой в домашних коммуникациях, в то время как для бизнеса имеется значительная ценность в мгновенной передаче документов

Существуют и особые, отличные от традиционно рассматриваемых факторы, обусловливающие неравномерность распространения информационно-коммуникационных технологий. В этом убеждают примеры тех стран, которые в экономическом или политическом отношении никогда не были влиятельными на мировой арене и только теперь благодаря освоению рынка информационных технологий стремительно вырвались вперед, стали ведущими поставщиками технологий и «законодателями мод» в установлении нового стиля жизни. Водораздел между теми, кто пользуется и кто не пользуется интернетом, пролег по линии «город – деревня»: российская аудитория интернета в июле–сентябре 2000 года составила 3,1 млн. человек, из них 2,8 млн. – жители крупных и средних городов, в первую очередь Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга

Отдаленные области, малые города и сельская местность были и остаются непривлекательными рынками предоставления услуг доступа в интернет.

Среди российских пользователей интернета, как показали исследования, доминируют мужчины. В Санкт-Петербурге, например, в середине 1997 года они составляли более 80% интернет-аудитории. Сейчас ситуация меняется.

Доступ к интернету открывает не только экономические возможности, но и оказывает все более весомое воздействие на сферу социального развития. Информационные технологии содействуют становлению дистанционного обучения. Интернет-медицина может предоставлять доступ к современной информации в области охраны здоровья врачам и больным в самых отдаленных регионах страны.

Цифровое неравенство влечет за собой явный социальный проигрыш, усугубляет социокультурные различия между людьми, имеющими и не имеющими доступ в интернет. Это неравенство отражает противоречия современной эпохи. Оно имеет материальную основу, которая коренится в экономических отношениях внутри стран и в разрыве между ними на международной арене, оно свидетельствует о культурных различиях, политических дифференциях. Оно отражает и другие стороны бытия, такие как этнические, географические, демографические особенности людей и обществ

Подключить оставшиеся две трети человечества к интернету - один из главных вызовов современности. Отсутствие возможности у почти 5 миллиардов жителей Земли свободно получать, пользоваться и распространять информацию - общемировая проблема, которая влияет на экономическое и политическое развитие всей планеты. Apparat решил разобраться, как обстоят дела с цифровым неравенством в России.

Вы - члены информационного общества, одной из главных ценностей которого является наличие доступа к знаниям. В несколько кликов вы можете записаться на месячный онлайн-курс под скромным названием How to Change the World , или прочитать в «Википедии» статью о буйствующем сейчас в Африке смертоносном вирусе Эбола , или начать делать свой Facebook. Вы можете не делать ничего, посмотрев вместо этого подборку селфи красивых подруг футболистов .

Цифровое неравенство
Цифровое неравенство - это ситуация, когда у какой-то группы людей отсутствует возможность доступа к современным информационным технологиям. При этом цифровое неравенство может существовать как в масштабах всей планеты, так и в масштабах страны или даже города. Цифровое неравенство особенно опасно тем, что дополнительно увеличивает и без того заметное конкурентное преимущество богатых слоёв населения перед бедными слоями населения, исключая последних из современной информационной экономики.

Но у вас есть огромное конкурентное преимущество перед людьми, у которых нет компьютеров, смартфонов и интернета: перед ними подобный выбор не стоит в принципе. Именно поэтому ещё в конце XX века ООН официально признала появление в нашей реальности принципиально нового критерия общественной дискриминации - цифрового неравенства.

Ликвидируя цифровое неравенство, мы можем способствовать экономическому и политическому развитию в конкретных регионах планеты - там будут возникать новые сектора экономики, увеличиваться степень участия людей в публичной политике. В России за последнее десятилетие темпы прироста пользователей интернета достаточно внушительны, но всё равно недостаточны: пока только меньшинство людей в нашей стране может использовать Сеть в своих целях.

Проникновение интернета по регионам России:

Процент пользователей интернета от числа жителей каждого федерального округа. Больше половины населения страны не пользуется интернетом. Источник: Фонд общественного мнения

населения России не пользуются интернетом

Это значит, что около 85 миллионов россиян не получают электронных писем, не читают Twitter и не зарегистрированы в «Одноклассниках». Среди них есть те, кто не имеет физической или экономической возможности подключиться, и те, кто просто не интересуется новыми технологиями. Для сравнения: в Норвегии, Голландии, Исландии, Дании, Швеции, Люксембурге интернет есть более чем у 90 % пользователей. Зато по абсолютному количеству интернет-пользователей многонаселённая Россия вышла на первое место в Европе - по данным 2012 года, их в России было почти 68 миллионов человек.

населённых пунктов в принципе не могут быть подключены к Сети

Это значит, что жители, при всём желании, имея финансовую возможность платить за трафик, не могут подключиться к интернету. Интернета нет ни в школах, ни в библиотеках, ни на почте - нигде в городе. В интернет нельзя выйти и через мобильные устройства. К этим городам до сих пор не подведены необходимые коммуникации. Более того, в России есть населённые пункты, в которых отсутствует даже голосовая сотовая связь, - это 1343 малых городов, сёл и деревень.

cемей с доходом менее 12 тысяч рублей не имеют доступа к интернету

Доступ к Сети напрямую связан с доходами людей. Среди российских семей, которые получают более 45 тысяч рублей в месяц, только 21 % не выходят в Сеть. Проблема усугубляется тем, что цена на интернет в отдалённых регионах страны повышается в разы. Жители Дальнего Востока в среднем платят за доступ примерно в 14 раз больше, чем москвичи.

ВВП России приходится на интернет-экономику

Джейсон Паттерсон (Jason Patterson)

На проведенном компанией Huawei мероприятии Global Analyst Summit 2014 группа экспертов отрасли обсудила проблему цифрового неравенства и меры, как уже принимаемые для его ликвидации, так и те, которые еще лишь предстоит осуществить. Из основных тем, ставших предметом обсуждения участниками дискуссии — изучение потребностей не подключенных к сети пользователей, снижение затрат на обеспечение доступа, а также необходимые для этого действия — логично вытекает программа действий для отрасли и государственных органов власти.

Текущая ситуация

По словам Томаса Ламанаускаса (Tomas Lamanauskas), главы отдела корпоративной стратегии МСЭ, "в последние годы наблюдается ежегодный рост мобильной широкополосной связи (MBB) в среднем на 40%, при этом из одного миллиарда новых пользователей Интернета, появившихся за последние четыре года, 817 млн приходится на развивающиеся страны. Таким образом, прогресс налицо, однако достаточен ли он? Можем ли мы на этом остановиться? Ни в коем случае: я должен решительно напомнить, что до сих пор без доступа к сети остаются 4,4 млрд человек — то есть, две трети населения планеты, или 1,1 млрд домохозяйств. При этом 90% из этих 1,1 млрд домохозяйств находятся в развивающихся странах, что дает картину очевидного неравенства. Я считаю, что мы двигаемся в правильном направлении, но нам предстоит еще очень многое сделать".

Основная проблема — по-прежнему ценовая доступность

Для развивающихся стран ключевой проблемой, безусловно, является стоимость: по словам Ламанаускаса, в некоторых регионах Африки расходы на широкополосный доступ в интернет с персонального компьютера могут отнимать более половины среднемесячного дохода. Но проблема в целом гораздо шире. Ламанаускас отметил, что в развитых странах стоимость доступа составляет примерно от 1,5 до 2,0% среднего дохода, но с учетом растущего неравенства слово "средний" теряет смысл, когда речь идет о доходе. По словам Лорел Вест (Laurel West) из исследовательского центра Economist Intelligence Unit (EIU), около 40% домохозяйств Австралии с низким уровнем дохода не имеют широкополосного доступа, и главной причиной этого является его дороговизна.

Согласно Найэлу Данну (Niall Dunne), Директору по устойчивому развитию BT, "Многие люди, до сих не имеющие доступа к сети (в Великобритании), либо имеют социальное жилье, либо являются пенсионерами и/или людьми с ограниченными возможностями". Обычно такие люди в лучшем случае имеют скромный и/или фиксированный доход, и в сегодняшнем мире, с его все более качественными лекарствами и увеличивающейся продолжительностью жизни на фоне отсутствия роста заработной платы, их число будет только увеличиваться.

Что можно предпринять для снижения цен? Телекоммуникационной отрасли необходимо найти способы монетизации своего трафика данных, а также любыми средствами снизить удельную стоимость его передачи — с помощью программно-конфигурируемых сетей (SDN), облачных технологий, архитектуры HetNet, словом, с помощью всего, что только можно. Отрасль должна также улучшать пользовательский опыт за счет интеллектуальной буферизации, кэширования и т.д.

Кроме того, свою роль в укрощении цен на доступ должны сыграть правительства стран. Мобильный широкополосный доступ (MBB) будет играть более значительную роль в подключении еще неохваченных пользователей, чем в ходе подключения нынешних. При этом единственным серьезным фактором, определяющим цену MBB для конечного пользователя, может стать спектр. Спектр часто воспринимается как дойная корова, а не как социально-экономический фактор. Поэтому необходимо найти альтернативную модель затрат, которая будет применяться в сочетании с политикой, сдерживающей ценообразование и препятствующей практике "придерживания" спектра наподобие элитной недвижимости. Такую стратегию может быть трудно принять на вооружение правительствам, испытывающим финансовый дефицит — но они должны иметь в виду, что высокая плата за спектр фактически препятствует рыночной конкуренции и инновациям и тем самым тормозит экономический рост и социальное развитие. Изменения в этой области были бы равносильны государственным инвестициям, когда потраченная авансом скромная сумма превращается в будущем в наполненную налогами казну.

Добавьте к этому некоторые другие политические решения, например, координацию строительства телекоммуникационный сетей с другими инженерными коммуникациями (например, прокладка оптоволоконных кабелей одновременно со строительством дорог может стоить дешевле на 30%), а также снижение тарифов и субсидирование в области ИКТ, и тогда стоимость подключения к сети должна будет снизиться.

Активность и инициатива

Эти меры, безусловно, будут способствовать формированию более динамичного рынка, но история учит нас, что повсеместная инфраструктура никогда не возникает исключительно благодаря рынку. Все участники процесса должны будут занять активную позицию. Фактически Вест считает, что бизнес и правительство не могут пассивно ждать появления спроса на широкополосный доступ, чтобы лишь после этого приступить к предоставлению услуги. "Я думаю, что пример Великобритании, где правительство занимает опережающую позицию по отношению к населению, демонстрирует правильный путь в будущее. С точки зрения снижения стоимости предоставляемых ими услуг, правительственным организациям и бизнесу имеет прямой смысл полностью переходить на цифровую инфраструктуру". Иными словами, если правительства и бизнес идут впереди граждан, последние получают мотивацию наверстать упущенное.

Что касается собственно цифрового неравенства, то у Томаса Ламанаускаса есть хорошие новости. "Если обратиться к зоне ответственности правительств, то сегодня 146 стран либо уже имеют национальные планы развития широкополосной связи, либо находятся на последних этапах их формирования, и наше исследование показывает, что это действительно важно. В странах, имеющих национальные планы развития широкополосной связи, уровень проникновения мобильного широкополосного доступа выше на 7,5%. Если же посмотреть на более широкое сообщество, то мы увидим значительную инициативность. На всемирной конференции по развитию телекоммуникаций в Дубае все страны-участники четко выразили свое стремление — признать широкополосную связь ключевым инструментом социально-экономического развития, а также принять конкретные меры для фактической ликвидации цифрового неравенства и предоставления людям доступа к сети. Кроме того, мы видим различные инициативы, выдвигаемые многими индивидуальными участниками. Существуют альянсы, которые действительно ищут решения и предоставляют различные варианты подключения людей".

Видео с котиками — продукт не для всех

Тот факт, что мы движемся в правильном направлении с точки зрения охвата, безусловно, хорошая новость, но есть некоторые важные проблемы, которым до сих пор практически не уделялось внимания. Одну из них отметила Лорел Вест, которая заявила, что "в Великобритании 21% населения не знает, как пользоваться электронной почтой и поисковыми системами или не умеет совершать онлайн-транзакции. Поэтому те, кто определяют политику в этой сфере, считают, что нужно прилагать гораздо больше сил, чтобы объяснять людям, насколько полезен Интернет, и как он может изменить и улучшить их жизнь".
Да, частично проблема заключается в отсутствии цифровой грамотности и в недостаточном понимании того, насколько Интернет способен менять жизнь людей к лучшему. Но есть и более серьезная проблема — отсутствие приложений и контента, интуитивно понятных и привлекательных для неопытного пользователя, а также несовершенство существующей модели продажи такого контента.

Примерно 90% не подключенного к сети мирового населения живет в развивающихся странах, но за пределами БРИК генерируется очень мало контента, и еще меньше — на языках национальных меньшинств. Кроме того, традиционный веб-дизайн мало пригоден для неграмотных слоев населения. Дизайн сайтов, ориентированных на ранее не имевших доступа к сети людей, должен быть существенно проще, но при этом не должен носить оттенка снисходительности. Кроме того, должен быть предусмотрен надежный функционал для преобразования текста в речь или другие альтернативные формы пользовательского интерфейса.

Отрасль ИКТ также должна сменить свой публичный образ со "стиля для гиков", доминирующего с конца 90-х годов, на более утилитарный образ, преимущественно использовавшийся еще раньше. Иными словами, технические средства вновь должны стать в большей степени инструментом, нежели атрибутом моды или стиля жизни. Широкополосный доступ сегодня вошел в число базовых человеческих потребностей, наряду с пищей, водой и жилищем. Однако он пока еще не стал аналогом воды из водопровода — это скорее дорогой латте, и продается он в таком изощренном формате, который не устраивает многих людей. Студенты, хипстеры и преуспевающие люди всех мастей любят этот формат — но пожилым людям сложно в нем разобраться, люди с низкими доходами не могут себе его позволить, а потребители с ограниченными возможностями едва ли вообще смогут подступиться к нему. Необходимо что-то менять.

Непростая задача

При преодолении неравенства воспроизводить опыт первопроходцев неоригинально и рискованно. То, что работает в Великобритании, может не работать в Уганде. Участники этого процесса должны работать и экспериментировать на своих рынках, а также хорошо понимать предпочтения, желания и потребности людей, не имеющих доступа к сети. Телекоммуникационным компаниям не нужно изобретать велосипед, чтобы не подключенные к сети домохозяйства открыли перед ними дверь. Иногда им достаточно просто дать жителям то, чего они хотят.

Однако определить, чего хочет неподключенный потребитель — очень непростая задача. Помимо очевидных трудностей, вытекающих уже из того факта, что этот потребитель действительно не подключен, операторы должны преодолеть искушение и не переусердствовать с точки зрения социальной ответственности бизнеса, поскольку не всем получателям услуг будет приятно чувствовать себя объектами благотворительности. Еще большим препятствием является тот факт, что некоторые слои неподключенной аудитории с насмешкой относятся к стилю жизни в Интернете, или, что еще хуже, часть населения может рассматривать широкополосный доступ как инструмент культурной ассимиляции или гегемонии. Чтобы не попасть в эти ловушки, следует опираться на местный контент, пропагандируемый местными талантами, при этом само подключение должно продаваться не как билет в лучшую жизнь, а просто как инструмент для улучшения существующей.

Такая тщательная адаптация как самих средств коммуникации (medium), так и их миссии (message) потребует от телекоммуникационных компаний всестороннего изучения аудитории существующих и потенциальных клиентов, и здесь Лорел Вест видит потенциальное поле для деятельности. "То, что, возможно, в отрасли упускают из внимания — это необходимость более пристального взгляда на свою клиентскую базу и на тех, кого они обслуживают. Отрасль должна понять, что потребителю действительно нужно, за что он готов платить, и как это фактически можно объединить и реализовать. Я думаю, что здесь есть довольно обширная невозделанная почва, которая может принести выгоду”.

Схожие мысли высказывает и Найэл Данн. "От бизнеса требуется действительно осознать эти социальные проблемы [лежащие в основе цифрового неравенства] и использовать это понимание для модернизации и формирования технологии таким образом, чтобы она могла работать на благо этих [неподключенных] людей".

Что это все означает для операторов? Это означает, что у них не получится просто запустить недорогой бренд с этнически звучащими названиями и ожидать, пока цифровое неравенство не исчезнет само собой. Им придется выполнить свое "домашнее задание", завести друзей в сообществах, которые они обслуживают (или которым надеются предоставить услуги), и быть готовыми в долгосрочной перспективе придерживаться более персонализированного и менее технологически ориентированного подхода. Если им это удастся, и если правительства сделают свою часть работы, цифровое неравенство станет уже не такой непреодолимой пропастью.

До недавних пор на проблему «цифрового неравенства» в России особого внимания не обращали, проблем хватает и без этого. Однако на сегодняшний день, наконец-то, пришло понимание того, что информационные технологии непосредственно влияют на уровень социо-экономического развития региона.

Факт остается фактом: огромный пласт общественный жизни частично, а в некоторых областях и полностью, переместился в цифровой формат. Отсутствие доступа к цифровым услугам оставляет огромное число людей без возможности общения, получения образования, медицинской помощи и необходимых информационных услуг. При этом, как и в случае с экономическими благами, «цифровое неравенство» лишь усугубляется с течением времени: богатые становятся богаче, а бедные – беднее.

В 21 веке человечество официально вступило в эру постиндустриального информационного общества. Это означает, что одной из главных ценностей, определяющих благосостояние как отдельных людей, так и государств в целом, становится доступ к информации. Благодаря этому о «цифровом неравенстве» можно говорить в том же ключе, что и материальном неблагополучии (проще говоря, бедности). Разница между человеком, активно использующим интернет и современные средства связи, и человеком, которому все это не доступно, практически так же ощутима, как разница между богачом и нищим.

В виртуальное пространство переходит все более значительная часть жизни наиболее продвинутой части населения: таким людям проще общаться с другими пользователями сети, как бы далеко они ни находились, легче быть в курсе всего происходящего, легче обеспечивать себя и приспосабливаться к изменчивой окружающей среде. Интернет становится неотъемлемой частью жизни современного информационного общества. Тем сложнее становится людям, которые по различным причинам не имеют возможности получить доступ к сети. Достаточно отметить тот факт, что при поступлении на работу предпочтение отдается именно тем претендентам, кто умеет пользоваться компьютером и интернетом.

Проблема информатизации населения планеты становится по-настоящему глобальной. Государства вынуждены в числе первоочередных задач на первое место ставить повышение уровня образования и профессиональной квалификации своих граждан, ибо уже сегодня конкурентоспособность нации определяется в решающей степени наличием высококвалифицированных человеческих ресурсов. Те страны, которые не смогут повысить уровень развития информационных технологий и максимально эффективно использовать научные достижения в этой сфере, будут неизбежно отставать от своих соседей. Вследствие этого в мире еще больше возрастет экономическое и социальное неравенство наций. Если государство не сумеет вовремя преодолеть «цифровой разрыв», новые технологии, таящие в себе огромные возможности, приведут к еще большей дифференциации общества.

«Неравенство» по-русски

В России проблема неравенства традиционно проявляется резким контрастом между центром и периферией. Беспрецедентный разрыв между самыми богатыми и самыми бедными в экономическом плане не менее заметен и в случае с «цифровым неравенством». «Информационная роскошь» мегаполисов, где доступны все современные средства телекоммуникаций, и российская глубинка, иногда полностью отрезанная от каких бы то ни было средств связи.

Причем неравенство усугубляется не только отсутствием доступа к техническим средствам, но и невозможностью их использовать в силу возрастных и образовательных причин. Ведь информационное неравенство - это не только неравенство в доступе к самой технике, ибо факт ее наличия еще не всегда означает, что вы умеете или готовы пользоваться ею по назначению.

По мнению ведущих сотрудников Российской Академии наук, классификации поддаются и другие признаки «цифрового неравенства» - имущественный, возрастной, образовательный, территориальный, культурный и даже гендерный признаки. Основным из них в России является территориальный фактор: для обитателей сельской глубинки их место проживания волей-неволей во многом предопределяет довольно низкие возможности в сфере информатизации.

Какие же меры необходимо предпринять, чтобы все-таки преодолеть образовавшуюся пропасть, когда лишь часть населения имеет доступ к современным технологиям, умеет ими воспользоваться и получать от этого определенные преимущества?

В качестве возможного варианта, способного повлиять на решение проблемы, предлагается повышать информированность населения о новых возможностях, а также совершенствовать систему обучения и переобучения навыкам владения информационно-коммуникационными технологий (ИКТ). Нужно создавать условия для развития общества знаний, чтобы в России постоянно росло число людей, которые имеют доступ к современным ИКТ, умеют их использовать и получают от этого преимущества.

В перечень приоритетов, направленных на снижение неравенства, специалисты настоятельно рекомендуют включить, во-первых, формирование общественного мнения (в частности, это может быть проведение соцопросов и открытых обсуждений либо анализ публичных докладов). Во-вторых, расширения требует культурно-информационная сфера (подразумевается, что с увеличением количества культурно-информационных центров автоматически повысится и доступ общественности к ИКТ). В-третьих, нужен мониторинг готовности жителей к жизни и работе в информационном сообществе. В-четвертых, приветствуется разработка и внедрение в электронном виде системы социальной помощи для представителей различных категорий граждан (будь то инвалиды, пенсионеры, безработные, мигранты или беременные).

Словом, в качестве выхода из ситуации предлагается создавать в современном обществе такие условия, которые бы максимально способствовали распространению среди людей соответствующих знаний, что, в свою очередь, в достаточной степени повысило бы уровень их информационной культуры. Кстати, именно от этой культурной планки напрямую и зависит, как скоро будет стерта грань цифрового неравенства, когда балластом для развития информационного общества становится неготовность самих граждан к использованию ИКТ или их нежелание учиться использовать эти технологии в принципе.

Конкретные шаги

Важным шагом на пути преодоления неравенства, которое испытывают россияне в плане доступа к коммуникационной инфраструктуре, стали определенные гарантии со стороны государства, благодаря которым в сельских школах появился выход во всемирную «паутину», а в любой затерявшейся деревушке – свой таксофон.

Был одобрен рабочей группой при президентской комиссии по модернизации и проект отечественной системы спутникового доступа в интернет, разработанный московским НИИ «Радио» (НИИР). Целью этого проекта, призванного обеспечить высокоскоростной доступ к информационным сетям с помощью систем спутниковой связи, также стало устранение цифрового неравенства между россиянами, которые должны иметь равные возможности для того, чтобы воспользоваться информацией и государственными услугами в электронном виде.

Напомним, что старт разработке данного проекта был дан в 2009 году, начало предоставления услуг в рамках его реализации на практике намечено на 2013 год, для чего даже предусмотрен запуск на геостационарную орбиту четырех космических аппаратов. Но как бы там ни было, главным аспектом создания подобной системы является социальная направленность проекта. Прежде всего, это предоставление социальных тарифов и обеспечение льготных условий продажи терминалов, которые будут реализовываться в рассрочку на срок не менее двух лет.

По данным (НИИР), благодаря проекту в России появится свыше 5000 новых рабочих мест. Также на территории всей страны планируется открыть центры технической поддержки и сервисного обслуживания пользователей. Согласно оценкам разработчиков проекта, в результате его реализации в субъектах будут созданы условия для ведения деятельности примерно 150 тысячам предприятий малого бизнеса. Иными словами, помимо устранения цифрового неравенства, проект реально поможет развитию бизнеса в удаленных районах страны.

Позвони мне, позвони

Пока же космические спутники еще не выведены на орбиту, обратимся еще к одному примеру, позволяющему сократить цифровое неравенство. Речь идет о мобильной связи, распространение которой вкупе со снижением стоимости оборудования и аксессуаров, а также постоянным удешевлением услуг, сделало ее вполне доступной едва ли не для абсолютного большинства жителей земного шара. Достаточно сказать, что в целом ряде стран, так называемого, «третьего мира» данный вид связи является единственным доступным населению.

Уникальность сотовой связи заключается еще и в том, что ее успешно осваивают даже представители старших поколений. Пусть они не выходят через мобильный телефон в интернет, не используют мобильники в качестве фотоаппарата и избегают пересылки SMS, но все же осваивают элементарные функции.

Если же брать во внимание менее консервативно настроенные слои населения, которые широко и активно используют весь спектр возможностей, предлагаемых им сотовыми операторами, то следует признать, что доступ к интернету посредством сотовых сетей по праву считается одним из основных способов минимизировать цифровое неравенство.

Почти повсеместное распространение сотовых сетей третьего поколения (3G), а также грядущее в ближайшей перспективе появление сетей следующего, четвертого, поколения вполне способно решить проблему доступа в интернет практически на всей территории России. А мобильный интернет для многих уже успел стать такой же привычной и доступной вещью, как и мобильная связь.

А что в регионах?

Как же преодолевается барьер цифрового неравенства в субъектах РФ? Решению проблемы в градах и весях в немалой степени способствует высокая конкуренция на телекоммуникационных рынках регионов. Во-первых, она на руку конечным потребителям. Во-вторых, позитивно действует на операторов, которые стараются привлечь новые технологии, установить современное оборудование, максимально расширить спектр предоставляемых услуг, а заодно учесть наработки конкурентов и переложить в свою корзину положительный опыт «коллег по цеху».

Однако вместе с положительными факторами существует и множество препятствий. Пожалуй, самое существенное из них заключается в слабо развитой инфраструктуре связи, без методичного развития которой в провинции попросту невозможно выстроить единое инфокоммуникационное пространство. Между тем, именно от него зависит реализация многих масштабных проектов (в том числе, и национального уровня).

Несмотря на это, операторы зачастую предпочитают инвестировать финансовые средства исключительно в сверхприбыльные проекты. Логика здесь проста: максимальная финансовая отдача плюс минимальные сроки окупаемости. Дело доходит до того, что в крупных городах работают провайдеры, обслуживающие даже не всю городскую черту, а лишь наиболее густонаселенные районы. Что уж здесь говорить про периферийные города, райцентры и сельскую местность с деревнями, селами и поселками, где днем с огнем не сыскать операторов, которые бы с готовностью инвестировали средства на долгосрочную перспективу. Впрочем, понять их тоже можно: развитая инфраструктура связи отсутствует, прокладка новых сетей требует высоких затрат, а и уровень спроса оставляет желать лучшего.

На все 100

Специалисты давно пришли к выводу: для преодоления цифрового неравенства необходимо 100-процентное обеспечение образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов государственной власти и местного самоуправления современными услугами цифровой связи. И многие российские регионы с подачи собственного правительства уже начали такие работы.

«На инфраструктурном уровне создана межведомственная сеть передачи данных, которая сейчас расширяется на муниципальные образования. Решается вопрос с обеспечением доступа к сети передачи данных и сети интернет удаленных поселений, а это большая проблема для республики, в которой расстояние между населенными пунктами может превышать 200 километров», - рассказывает Александр Селютин , референт главы и главный конструктор электронного правительства Республики Коми.

«Сегодня в республике Татарстан до каждого районного центра проведен оптический канал связи с пропускной способностью не менее 1 Гбит/с, а для крупных городов это 10 Гбит/с. Кроме того, нам удалось подключить по оптоволоконным каналам связи уже более 1000 государственных учреждений», - продолжает Николай Никифоров , заместитель премьер-министра - министр информатизации и связи республики Татарстан.

Приоритетным направлением социальной политики государства должен стать ориентир на создание для каждого человека таких условий, находясь в которых он вполне мог бы овладеть навыками и знаниями, необходимыми для жизни и работы в информационном обществе.

Несомненно, что повышение той же компьютерной грамотности чрезвычайно важно для всего населения. Но в первую очередь ею должны быть обеспечены учащиеся средних общеобразовательных школ, учебных заведений среднего звена (профессиональных лицеев, колледжей, училищ) и студенты вузов: институтов, университетов, академий. Поэтому решать эти глобальные проблемы можно и нужно, лишь заручившись поддержкой со стороны государства. И уже при условии, что такая поддержка получена, в качестве основной цели государственной информационной политики должно быть определено развитие правового информационного общества, всецело ориентированного на интересы людей, которые имели бы не только открытый доступ к информации и знаниям, но и возможность создавать и то, и другое.

Как результат, уже на следующем этапе информационный потенциал можно использовать для соцэкономического и культурного развития страны, повышения качества жизни россиян, укрепления самого информационного пространства, дальнейшей минимизации цифрового неравенства в масштабах регионов, преодоления «цифровой разницы» между различными группами и слоями населения.

Сохранение и приумножение разнообразия информационного сектора, будь то официальная или деловая, справочная или образовательная, научная, спортивная или культурная информация либо информация развлекательного характера, является краеугольным камнем преодоления цифрового неравенства. Преимущества такого подхода очевидны: информация доступна кругу пользователей на всей планете, на разных языках и в различных форматах, а ее разнообразие только содействует конструктивному диалогу между отдельными людьми, слоями общества и даже целыми народностями.

Максим Никитин



Дипломатия – сфера вековых традиций

На вопросы CNews ответил Михаил Афанасьев, директор департамента информационного обеспечения МИД России.

CNews: Какие основные задачи были решены в ходе информатизации Министерства иностранных дел?

Информатизация МИД России – это целенаправленный многовекторный процесс, призванный обеспечить максимально эффективное исполнение министерством своих государственных функций по осуществлению внешней политики страны на основе современных методов и механизмов принятия решений, а также реализацию значительного числа прикладных задач, в том числе административных, кадровых, хозяйственных и т.д.

В плане практических результатов можно говорить о поэтапном формировании единого информационного пространства, охватывающего центральный аппарат МИД России, его территориальные органы и российские загранучреждения (посольства, представительства, консульства). Введены в эксплуатацию несколько специализированных информационных систем; созданы многочисленные базы данных, необходимые для работы дипломатов и других специалистов. Подразделения министерства оснащены автоматизированными рабочими местами для всех без исключения сотрудников.

В самостоятельное направление информатизации следует выделить создание современных консульских систем, которые позволили автоматизировать практически все возложенные на МИД функции в этой сфере, предоставляемые российским и иностранным гражданам и организациям.

Большое внимание на всех этапах процесса информатизации руководство МИД России уделяло и продолжает уделять вопросам информационной безопасности. Нет нужды объяснять, насколько чувствительными бывают сведения политического, экономического, военно-стратегического и т.п. характера, обрабатываемые внешнеполитическим ведомством. Скандал вокруг WikiLeaks подтверждает тот факт, что их утечка может привести к самым негативным последствиям для международной обстановки и двусторонних отношений государств. Защита информации - один из приоритетов министерства, в том числе применительно и к собственным информационным системам.