Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию произношения у слабослышащих детей по теме:

«Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]. Работа над речевым дыханием, голосом и логическим ударением»
Учитель логопед

МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя

Пучкина С.В.
Цель: Развитие внятной, членораздельной, выразительной устной речи.

Задачи:


  1. Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [ж] -[ш] изолированно, в словах, предложениях.

  2. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и связной речи.

  3. Формирование просодической стороны речи.

  4. Коррекция психических функций: памяти, внимания, логического мышления.

  5. Обеспечение здоровьесберегающего пространства: организация физминуток, дыхательная, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика, упражнения для профилактики близорукости.

  6. Обогащение словарного запаса.

  7. Развитие мелкой моторики.
Оборудование: карточки с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, сюжетные картинки, зеркало, вата, буквы «ж» и «ш», ручки, карандаши, карточки с текстом.
Ход урока.
I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
II. Основная часть.

1. Проверка слуха (за экраном).

Как ты слышишь?

Будем заниматься?

Сейчас осень?

Почему ты так решил?

Какой месяц?

Какое время суток?

Послушай и повтори: сентябрь, октябрь, декабрь – осенние месяцы.

Правильно?

Назови правильно осенние месяцы.

Какое сегодня число?

Запиши его в тетрадь.


  1. Сообщение темы занятия.
- Какой звук повторяется в этих предложениях?
Вышивает Даша мишку, Маша вышивает мышку. (Звук Ш).

Два жука летят, жужжат: Нужен дождик для ужат. (Звук Ж)
- Сегодня мы изучаем два звука Ж и Ш.
3. Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции /перед зеркалом/.

Произнесение ряда слогов на одном выдохе:
Ша-шо-шу-ши-ше (выдох).

Аш-ош-уш-иш-еш (выдох).

Жа-жу-же-жи-жо (выдох).

Самомассаж (с карандашом, грецкими орехами).

«Этот пальчик», «Колечки», «Прогулка», «Цепочки».
6. Артикуляционная гимнастика.

Я буду показывать картинки, а ты выполняй упражнения (показывает ученику схематические изображения артикуляционных упражнений, ученик выполняет. В случае затруднения учитель сам показывает упражнение).
«Заборчик» - «Хоботок», «Лопаточка» - «Иголочка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр».
7. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы будем работать над звуками [ш], [ж].

Я буду называть слова с этими звуками. Если услышите «ж» или «ш» - покажите соответствующую букву:

- Каштан, жёлудь, живот, шкаф, шелест, ножницы, мышка, кукушка, солнышко, важный, жук, жилет, камыши, мороженое, лужа, каша.
- Слушай внимательно, повторяй за мной:

Жа – ша – ша

Ша – жа – жа

Жа – ша – жа
Шо – жо – шо

Жо – жо – шо

Шо – шо – жо
Жи – жи – ши

Ши – жи – ши

Жи – ши – жи
Беседа по картинкам УЖИ – УШИ:
- Что здесь нарисовано?

Это очень похожие слова, а чем они различаются? (Изменился только один звук, а получилось новое слово).
Уж – обычно не ядовитая змея. Змея – пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами в пасти.
Уши – органы слуха.

Придумаем предложения с этими словами.

А у меня получились вот такие предложения:
В кустах спрятались ужи.

Даша под душем моет уши.
(читаем вслух, читаем про себя и запоминаем). Записать предложение по памяти. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звук Ж или Ш. Проверка.
- Повтори за мной и покажи соответствующую картинку:

Жар – шар, машет – мажет, наживка – нашивка, тужить – тушить, Луша – лужа.

Придумай и запиши в тетрадь предложения с каждой парой слов.


  1. Физминутка.
Игра с мячом «Замени Ж на Ш».

жест шить

жаль шалить

жила шитьё

ужи Саша

жалость скошу

жутко широк


  1. Развитие фонематического восприятия.

Цифровой ряд.

Я буду показывать картинки, а вы букву «ж» или «ш» и цифру, соответствующую месту звука в слове:

Груша, мышка, жук, мороженое, пиджак, джинсы, кошка, медвежонок, лягушка, афиша.


  1. Дифференциация звуков [ш], [ж]на письме /доска/.
Вставьте пропущенные буквы:

уба, ве…алка, кру…ево, е…ата, …орох, …урнал.
У лисы пу…истый хвост. Ды…и све…им воздухом. У …оры ду…истые ланды…и.


  1. Коррекция зрения. Упражнение с использованием зрительных ориентиров.

  2. Составление предложений по серии картинок /за экраном/.
- Какое наступило время года?

Что делает мальчик?

Кого он увидел в лесу?

Почему мальчик испугался?


  1. Выразительное чтение стихотворения учеником /индивидуальная карточка/:
Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.
14. Работа над диалогом /текст на доске/.
– Будем работать над диалогом. Сначала я прочитаю.
Мама, можно я пойду в сад?

Можно, Женя. Что ты будешь делать в саду?

Я буду собирать листья, каштаны, желуди.

На улице грязь, надень сапоги.

Я надену сапоги.

– О чём разговаривали мама и мальчик?

– Как зовут мальчика? Что он будет делать в саду? Почему надо надеть сапоги?
Чтение по ролям.

Самостоятельное чтение.

– А теперь ты прочитай и за маму, и за Женю.
Воспроизведение диалога без написанного текста.

– Говори за маму и за Женю самостоятельно, своими словами.


  1. Итог занятия.
Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали? У тебя были ошибки? Молодец, ты справился со всеми заданиями. Но мы ещё поработаем над звуками «ж»-«ш» на следующем занятии. До свидания.

Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

Оглавление

Глава I

Введение …………………………………………………………………………3

1.1.Особенности развития обучающихся с нарушением слуха …………….

1.2. Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающегося с нарушением слуха . ……………………………… ……………………………9

1.3. Содержание коррекционно - логопедической программы сопровождения. ……………………………………………………………………………………11

1.4 Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождении ………………………………………………………………….14

1.4. Нормативно-правовое обеспечение. ………………………………………15

Глава II Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с нарушением слуха вусловиях общеобразовательной школы.

2.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением слуха……………………………………………… ...18

2.2. Индивидуальный план логопедического сопровождения дляребенка с нарушением слуха. …………………….21

2.3. Ожидаемые результаты логопедической работы. ……………………….26

Заключение ………………………………………………………………….27

Список использованной литературы. ………………………………..........28

Введение

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Признание права любого ребенка на получения образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило возможные инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Такое право детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при инклюзивном образовании .

Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию .

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 3

Актуальность проблемы заключается в том, что современная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и создавать не только условия для обучения детей данной категории, но и обеспечивать их психолого- медико - педагогическое и логопедическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Организация психолого-медико-педагогического, логопедического сопровождения включает в себя:

Работу школьного ПМПк;

Оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

Разработка индивидуальных педагогических маршрутов;

Организация педагогического взаимодействия.

В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет индивидуальный план работы по сопровождению обучающихся, который является частью адаптированной образовательной программы.

Содержание и формы работы в данном направлении следующие:

Наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

Поддержание постоянной связи с учителем, школьным психологом, логопедом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

- разработка индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (каждым из специалистов ПМПк), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

Контроль успеваемости и поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе;

Формирование комфортного микроклимата в классе для обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;

Ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);

Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

Цель логопедической программы – создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с .

Задачи программы:

    выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

    определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

    создавать условия для реализации права получения коррекционно-логопедической помощи;

    осуществлять индивидуально ориентированную логопедическуюпомощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

    обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

    устранять нарушения в устной и письменной речи;

    оказывать консультативную и методическую помощь учителям, родителям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    по интересующим их вопросам.

Принципы коррекционной работы

Соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Ожидаемые результаты :

1.-Предупредить неуспеваемость по программному материалу, обусловленную различными нарушениями речи:скорректировать дефекты звукопроизношения (если они есть) ; сформировать фонематические представления, представления о звукобуквенном, звуко-слоговом составе слова;уточнить значения слов, обогатить словарный запас, развить умения пользоваться различными способами словообразования; совершенствовать грамматическое оформление речи; совершенствовать навыки связной речи;

2. – Повысить логопедическую компетентность родителей детей с ОВЗ занимающихся на логопункте по коррекции устной и письменной речи;

3. – Повысить логопедическую грамотность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, которой способствует консультативная и просветительская работа, проводимая в рамках консультаций, участие в МО, педагогических советах;

Глава 1

Содержание логопедической программы сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.

1.1 Особенности развития обучающихся с нарушением слуха .

Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушение слуха – это не только количественное снижение слуховоговосприятия (человек не слышит тихий голос), но и качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы (человек ощущает звучание речи, но не различает звуки и слова, не понимает их смысла). Причины нарушений слуха:

Наследственные (генная предрасположенность родителей)инфекционные заболевания матери (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус) и токсикоз во время беременности; лечение матери в период беременности или ребенка раннего возраста лекарственными препаратами, негативно влияющими на слуховой нерв(стрептомицин, канамицин, гентамицин и др.); недоношенность (роды ранее 32-й нед. Беременности), родовая травма,асфиксия новорожденного; вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы кори и гриппа);острый и хронический отит, который является наиболее частой причиной сенсоневрального снижения слуха;черепно- мозговые травмы ребенка.

Глухота- нарушение слухапри котором невозможно восприятие речи; тугоухость (слабослышащие дети) – более легкая степень нарушения слуха, при котором восприятие речи затруднено. Эти нарушения являютсястойкими и не поддаются лечению.

Глухие дети реагируют на голос повышенной громкости у уха, ноне различают ни слов, ни фраз. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Но все равно глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих.Им необходима длительная систематическая коррекционная работа.

Слабослышащие (тугоухи е) дети имеют разные степени нарушения слуха: 1-ая степень – ребенку доступно восприятие речи разговорной громкости на расстоянии 6 м и более, и даже шепот. Общаются дети при помощи устной речи. 2-ая степень – ребенок воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 6 м, некоторые дети – также шепотную – до 0,5 м. Могут испыты-вать затруднения при восприятии и понимании речи в тихой обстановке. Необходимо обязательное использование слуховых аппаратов на уроке. Дети общаются при помощи устной речи, при этом она имеет специфические особенности. 3-я степень - дети воспринимают речь разговорной громкости неразборчиво на расстоянии менее2 м, шепот – не слышат. Необходимо постоянное использование слуховых аппаратов для общения с окружающими и успешного обучения. Развитие устной речи у этих детей возможно при условии специальной систематической коррекционной работы с сурдологом и логопедом. 4-ая степень – у детей восприятие речи разговорной громкости неразборчиво даже у самого уха, шепот не слышат. Понимают речь при наличии слухового аппарата, когда видят лицо говорящего и тема общения понятна. Им показано слухопротезирование. Устная речь развивается тольков условиях систематической коррекционно-реабилитационной работы.

Существует три способа восприятия речи детьми с нарушением слуха: слухо-зрительный, слуховой, зрительный .При любом снижении слуха ребенок начинает активнее пользоваться зрением. Для полноценного понимания речи говорящего школьники с нарушением слуха должны видеть лицо говорящего, губы и слышать его с помощью слухового аппарата.Это и есть основной способ восприятия устной речи детьми с нарушением слуха – слухо-зрительный . Слухово й способ восприятия речи, при котором ребенок слушает, не глядя на собеседника, доступен только детям с незначительной степенью снижения слуха.(слабослышащие 1 ст.) Зрительный способ восприятия речи чаще используют глухие дети, которые по артикуляции собеседника частично воспринимают и понимают речь. Однако зрительное восприятие глухими детьми речи собеседника затруднено, т.к. не все звуки можно прочитать по губам. Например, звукиМ, П, Б ребенок « видит» одинаково и различить их может только при « подключении слуха»; звуки К, Г,Х не « видны» совсем - слова КОТ, ГОД,ХОД ребенок «видит» одинаково. Для того чтобы понять сказанное, он должен научиться по едва улавимым признакам угадывать произносимое собеседником и мысленно дополнять невидимые элементы речи. Слабослышащие дети затрудняются в понимании речи по ряду причин :особенности анатомического строения говорящего; специфика артикуляции говорящего(нечетка, быстрая артикуляция и др.);-маскировка губ – усы, борода и др.; тембровая окраска голоса говорящего; место расположения говорящего по отношению к ребенку(спиной или боком к ребенку); неполное « слышание» даже со слуховым аппаратом; пробелы в овладении языком;участие в разговоре двух или более собеседников; отсутствие или неисправность слухового аппарата. Глухие дети могут овладевать речью только в процессе специального коррекционного обучения. Слабослышащие могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени,накапливать словарный запас и овладевать устной речью. В целом, у данной категории детей отмечаются различные речевые расстройства: разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков; нарушения фонематического слуха; специфические особенности усвоения лексической системы языка;нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения. В письменной речи преобладает дисграфия, в устной речи дислексия. Эти ошибки вызваны общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, и как следствие нарушением фонематического слуха, неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами. 1.2Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающегося с нарушениями слуха. В ходе коррекционной логопедической работы решаются следующие задачи: обследование ребенка с нарушением слуха; составление перспективного плана и графика логопедических занятий;выработка логопедического режима для ребенка, имеющего те или иные речевые расстройства (осуществление режима проводится всем персоналом школы); подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом слухового восприятия ребенка; проведение логопедических занятий по коррекции устной и письменной речи (подгрупповых или индивидуальных);оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям;проведение динамических обследований и обсуждение речевого развития детей с врачами, педагогом –психологом, учителями и родителями.Индивидуальные занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете. Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений. Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с нарушением слуха включает в себя:-нормализацию артикуляционной моторики;развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;
- нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационнойи темпово-ритмической стороны); развитие зрительного гнозиса; коррекцию звукопроизношения;
- развитие фонематической системы: дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза,фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие способности словообразования и словоизменения;коррекция процессов чтения и письма;
- развитие связной речи: диалогической и монологической; развитие коммуникативных навыков посредствам повышения уровня общего речевого развития.

Направления коррекционно- логопедической работы. Основные направления коррекционной работы: диагностическая работа. коррекционно - логопедическая работа. консультативная работа.- просветительская работа. экспертная работа. 1.3 Содержание коррекционно - логопедической программы сопровождения Диагностическая работа своевременное выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями, с речевыми нарушениями разной этиологии и степенью речевых расстройств, нуждающихся в логопедической помощи; выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности ребенка, фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи; выявление нарушений в устной и письменной речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья; наблюдение за уровнем и динамикой развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционной работы. Коррекционно - логопедическая работа. выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;

Организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;

1 этап - подготовительный .

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций. 2. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти. 3. Развитие фонематического восприятия:узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов к фраз; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциаций слогов; дифференциаций фонем; развитие навыков элементарного анализа и синтеза. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Устранение недостаточности речевой моторики: воспитание точных движений губ, языка;укрепление мышц языка, преодоление вялости или напряжённости губ, языка, отработка новых упражнений к каждому новому звуку; работа над речевым дыханием. нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационнойи темпово-ритмической стороны); 2 этап - формирование первичных произносительных умений навыков. 1. Уточнение произносимых звуков. 2.Постановка звуков: постановка свистящих звуков с, сь, З ЗЬ, аффрикат, постановка шипящих Ш.Ж.Ч.Щ; постановка сопоров Л, Ль Р , Рь.; 3. Автоматизация навыка произношения звука на речевом материале (в слогах, словах, фразах, потешках, сказках у тексте).

4.Развитие умения дифференцировать произношения звуков, сходных по артикуляции или по звучанию: т вердые~мягкне, глухие-звонки, шипящие-свистящие, Р – Я,. Рь–Ль 3 этап- введение поставленных звуков в самостоятельную речь (формирование коммуникативных умений и навыков); 4 этап - работа над лексико-грамматическим строем и связной речью: 1.Расширение и уточнение пассивного и активного словаря по темам, дать обобщающие понятия. 2.Подбор к словам синонимов и антонимов. 3.Работа над слоговой структурой слова. 4.Падежные формы имен существительных (дифференциация Им.п.. ед, ч. и мн. ч.„ отработка В. п., Р. п., Д. Тв. я, П. п., предложно-падежные конструкции, надежные формы мн ч.) 5. Согласование существительных и прилагательных (Им. п, м. р. и ж р., Им, п.. ср р., косвенные падежи).
6 Глагол (наст. вр. ед. ч. и мн. ч., изменение по родам, лицам и числам в прощд, будущее время); 7. Наречия. 8. Словообразование (уменьшительно-ласкательные. формы существительных и прилагательных; образовав. прил, от сущ. .(относительные к притяжательные); образование приставочных глаголов, образование родственных слов}. 9.Работа над предложением: (составление простых нераспространенных предложений; введение в речь распространенных предложений; работа над сложными предложениями) 10.Работа над связной речью (составление рассказов-описаний; пересказ короткого и длинного текста с иллюстрациями ; составление рассказа по серии картин, по сюжетной картине, самостоятельный рассказ на заданную тему ).

11.- коррекцию нарушений процессов чтения и письма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;способствовать формированию необходимых навыков для письма и чтения, которые составляют необходимую предпосылку успешного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе; создать базу для успешного овладения орфографическими навыками;своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной этими нарушениями; развивать психические процессы, коммуникативные навыки. Консультативная работа. разработка индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения;- консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии; оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Просветительская работа. различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса (обучающимся, родителям, учителям начальных классов), - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями; объяснить, как речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми с ограниченными возможностями здоровья учебной программы по русскому языку и чтению;

Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений. Экспертная работа. систематизация сведений о виде, структуре и динамике нарушений, включая прогноз развития, классификацию специальных образовательных потребностей, сопутствующих виду ПМП помощи; диагностику и рекомендации по освоению общеобразовательной программы; проектирование условий обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в данном учебном заведении; .внесение необходимых изменений в коррекционно-развивающий и образовательный процесс детей с речевыми нарушениями, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Этапы реализации программы Этап сбора и анализа информации ( информационно-аналитическая деятельность). Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы. 1.4Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождения В процессе реализации программы логопедического сопровождения необходимо соблюдение следующих требований: обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическим консилиумом; участниками сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья становятся специалисты ПМПк: учитель, учитель-логопед, психолог, социальный педагог, медицинские работники; своевременное выявление и комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих речевые нарушения, а также трудности в усвоении учебной программы; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных возрастных и психофизических особенностей ребенка; соблюдение комфортного эмоционального режима на коррекционных занятиях; использование специальных коррекционно-развивающих методов, приемов, средств обучения; использование индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с учетом их образовательных потребностей и речевой патологии; комплексное коррекционное воздействие на дефект ребенка в образовательном процессе; обеспечение здоровьесберегающих условий для ребенка: оздоровительный и охранительный режим, профилактика интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; использование современных педагогических технологий, компьютерных и информационных средств обучения, коррекционно-обучающих программ; методических и учебных пособий и рекомендаций по коррекции речи, наглядных пособий и мультимедийных, аудио- и видиомотериалов. 1.5. Нормативно-правовое обеспечение:

    Закон Российской Федерации «Об образовании»;

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

    СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

    О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

    Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

    Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

    Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы.

    Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

Таким образом , формирование и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья - это процесс, в котором логопедическое воздействие должно сочетаться с лечением и специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития. Работа по коррекции речевых нарушений у детей с нарушением слуха предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию и коррекции устной и письменной речи. В связи с этим индивидуальная образовательная программа по развитию и коррекции устной и письменной речи ребенка с нарушением слуха является лишь частью, звеном комплексной индивидуальной программы, которая разрабатывается группой специалистов - участников сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.

ГлаваII

Программа

индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.

2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением слуха.

Программа индивидуального логопедического сопровождения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию логопедической помощи ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющему речевые нарушения в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии ребенка, его социальную адаптацию и гармонизации личности в целом.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для ребенка-инвалида АлинаБ., обучающейся 1 класса.

Дата рождения: 14 августа 2007 года.

Заключение ПМПК:

Актуальный уровень развития соответствует

возрасту;

Тугоухость 1 степени.

ФФН.

Миопия, сходящиеся косоглазие.

Рекомендации ПМПК:

Обучение по программе общеобразовательного учреждения.

При необходимости представить на ПМПК.

Педагогическая характеристика. Алина легко вступает в контакт со взрослыми. Проявляет интерес занятиям, но быстроутомляется. Хорошо принимает помощь при затруднении в выполнении ззадания.Нарушена память-неточность запоминания, снижение объема и скорости запоминания. Внимание неустойчивое - не может долго заниматься одним делом, быстро утомляется. У ребенка отмечается нарушение зрения, косоглазие, снижен слух. Из- за нарушения зрения у Артёма замедлен процесс восприятия, что сказывается на темпе

задания . Нарушена память-неточность запоминания, снижение объема и скорости запоминания. Внимание неустойчивое - не может долго заниматься одним делом, быстро утомляется. Из- за нарушения зрения у Алины замедлен процесс восприятия, что сказывается на темпе переключения внимания, в снижении объёма и устойчивости внимания. Временные и пространственные представления сформированы. Формы, цвета знает, различает. Речевое развитие ниже возрастной нормы. Дыхание и голос не имеют отклонений от нормы. В речи соблюдаются словесные ударения. Речь слитная, не скандированная. Однако, невыразительна, монотонна, логическое ударение почти отсутствует, деление речи паузами на синтагмы не всегда соответствует смыслу, темп речи соответствует нормальному; в речи не соблюдаются орфоэпические правила., Общее звучание речи с легкими дизартрическими призвуками. Звукопроизношение исправлено, но отмечаются трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Снижен фонематический слух, процессы звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. В процессах словообразования и словоизменения допускает ошибки. Алина испытывает назначительные затруднения в определении правильной последовательности серии картинок и составлении рассказа по ним. Чтение у Алины послоговое, монотонное, эмоционально неокрашенное. Читает охотно, но быстро утомляется от процесса чтения. Счетными операциями Артем владеет, однако,плохо усваивает состав числа. Решает простые арифметические задачи. При письме допускает пропуски и замены букв, как гласных, так и согласных. При чтении отмечаются ошибки в замене парных звонких – глухих согласных. Мыслительные операции развиты достаточно. Правильно выделяет лишний предмет и объясняет почему. Хорошо владеет обобщающими понятиями, правильно классифицирует. В эмоциональном состоянии ребенка отмечается: расторможенность, повышенная утомляемость, возбудимость. Навыки самообслуживания сформированы.

Цель программы индивидуального логопедического сопровождения:

Устранение нарушений устной речи; профилактика нарушений письменной речи; социальная адаптация и интеграция в общество. Учитывая индивидуально-типологические особенности развития Алины, ее образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционно-логопедического сопровождения: развитие просодической стороны речи; развитие мелкой моторики; развитие зрительно гнозиса; слухового восприятия; дифференциация звуков речи; развитие фонематического анализа и синтеза; развитие фонематических представлений; увеличение пассивного и активного словарного запаса; развитие грамматического строя речи; коррекция процессов чтения и письма; развитие связной речи; развитие психических процессов. Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными,систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Организация обучения.

Индивидуальные логопедические занятия 2 раза в неделю по 40 минут. Программа рассчитана на 60 часов.

Специальные условия для усвоения ребёнком с нарушением слуха образовательной программы:

посещение коррекционно- развивающих логопедических занятий;

строгое соблюдение режимных моментов;

соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха;

индивидуальный подход;

щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка;

развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий;

организация взаимодействия в работе всех специалистов ПМПк, тесное сотрудничество с родителями.

2.2. Индивидуальный план логопедического сопровождения для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Основные

направления

деятельнос

ти

Задачи на период

Режимы и

формы

работы

Показатели

достижения

ребенка

Формы оценки результатов работы

Развитие просодической стороны речи

- Упражнения по освоению ритмики слова;

Знакомство с повествовательной, восклицатель-ной, вопроситель-ной интонацией;

Формирование интонационной выразительно-- сти в экспрессивной речи.

Индивидуа-льные КРЗ;

Умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова, и фразы.

Положительная динамика развития просодической стороны речи.

Развитие пространстве иных представлений, конструктивного мышления

Развитие пространственного анализа и синтеза; - развитие словесного отражения пространственных отношений; - развитие зрительно- моторной координации.

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей;

Качество и количество выполняемых заданий.

Положительная динамика

Развитие

зрительного

гнозиса;

зрительной

ориентиров

ки впространстве

Развивать способность узнавать предметы наложенные друг на друга в различных положениях иизображениях; Отработка правильного применения простых и сложных предлогов в устной и письменной речи.

Индивидуа-льные КРЗ ;

Умение правильно ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать предметы впространстве. Умение правильно употреблять простые и сложные предлоги в самостоятельной речи.

Наблюде-ние в ходе занятий .

Развитие

мелкой

моторики рук

- Массаж и самомассаж пальцев и кистей рук; - пальчиковая гимнастика;

Умение хорошо выполнять задания по письму, ИЗО, трудовому обучению .

Выполне-ние заданий на уроках ИЗО, трудовой деятельно-сти без помощи взрослого; овладеть графичес-ким навыкам письма .

Развитие слухового восприятия

Создать условия для более широкого использования остаточной слуховой функции в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха и особенно при формировании у них словесной речи.

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей .

Достижение максимальной членораздельности речи учащихся, позволяющейнаиболее полно и дифференцированно отобразить в сопряжённых с устной речью кинестезиях фонетические средства, используемые в языке для выражения и различения смысла.

Формирование достаточно естественного звучания речи детей снарушен-ным слухом

Развитие фонематическо-го восприятия и фонематичес-ких представлений

Выделять и различать фонемы родного языка из слогов, слов, фраз. Дифференцировать звуки речи по твердости – мягкости, звонкости – глухости.

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей .

Умение дифференцировать сходные по артикуляции звуки

Самостояте-льное выполнение заданий

Положительная динамика в усвоении фонем родного языка

Развитие фонематическо-го анализа и синтеза

Развивать умение определять место, последователь-ность и количество звуков в слове

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей.

Умение выполнять звуко- буквенный и слоговой анализ слов

Написание слуховых и зрительных диктантов

Обогащение пассивного и активного словаря.

Развитие лексико –грамматическо-го строя речи

Расширение словарного запаса путем введения имен прилагательных, антонимов, синонимов. Учить навыкам словообразова-ния и словоизмене-ния.Умение строить синтаксические конструкции.

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей

Уметь описывать предметы, используя имена прилагатель-ные.

Сравнивать и классифициро-вать предметы

Уметь распростра-нять предложения определения-ми.

Анализ устных ответов и письменных работ по русскому языку и чтению

Развитие связной речи

Учить составлять устный рассказ по сюжетной картинке, серии картинок, соблюдать сюжетную линию и использовать разнообразие словарного запаса

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей.

Уметь составлять рассказ по сюжетной картинке, серии. Устанавливать причинно-следственные связи; пересказывать текст.

Профилактика нарушений процессов чтения и письма

Знакомство с буквами, закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме (соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом: О – с обручем, и т. д.;Использовани е стихов, загадок о буквах;

Штриховка, обводка, лепка букв из пластилина, выкладывание из палочек;

Развитие буквенногогнозиса;

развитие восприятия формы, размера букв;

конструирова-ние (конструирование путем моделирования букв из палочек, из элементов букв ).

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей

Написание под диктовку букв, слов, предложений, коротких текстов без ошибок; понимание прочитанного текста

Диктант, анализ письмен-ных работ, беседа с учителями, родителям

Развитие психических процессов

Развитие концентрации и переключения внимания, восприятия, зрительной и слуховой памяти; мыслительных операций

Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей

Уметь концентриро-вать внимание на изучаемом материале, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное

Наблюдать на занятиях и уроках

2.5. Ожидаемые результаты логопедической работы

В итоге логопедической работы АлинаБ. должна научиться:

    фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

    четко дифференцировать все звуки речи;

    выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;

    правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

    пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;

    владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;

    владеть навыками словообразования и словоизменения;

    грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги - употребляться адекватно;

    использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

    в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.

Результативность логопедического сопровождения ребенка с нарушением слуха отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 2 раза в год с внесениемпоследующих корректив в содержание логопедической работы и в

последующих корректив в содержание логопедической работы и в индивидуальные маршруты коррекции.

    динамики развития ребенка с ДЦП;

    эффективности Плана индивидуального логопедического сопровождения;

    перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Заключение

и в индивидуальные маршруты коррекции.

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

динамику развития ребенка с нарушением слуха;эффективность плана индивидуального логопедического сопровождения; перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, ребенок сможет стабильно развиваться и обучаться в школе по общеобразовательной программе.

Заключение:

Планируемый результат- достижение ребёнком с нарушением слуха уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов ПМПк и родителей, комплексная диагностика ребенка всеми специалистами помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта ребенка с нарушением слуха, его образовательным потребностям, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с нарушением слуха, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.

Список литературы

1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. – М.: Просвещение,1994.

2.Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002.

3.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1983.

4.Вилыианская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого- медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специа =

листов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012.

5.Выготский Л.С. Проблемы развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. – М.: 1994.

6.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.

7.Власова Т.М., Пфафендрот А.Н., Фонематическая ритмика. – М.: Просвещение, 2003.

8. В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.- ж. «Дефектология» 1999,№3

9.И.И. Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков,- М: Просвещение, 1996.

10 . Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. М.Р. Боскиса – М.: Педагогика, 1989.

11.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.

12.Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. –СПб: 2004, Речь.

13.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.:В ЛАДОС, 2001.

14.Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999.

15. Основы коррекционной педагогики. Учебно – методическое пособие / Авторы – сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. –Саратов: 1999.

16.Психология глухих детей // Под ред. И.М. Соловьева. – М.,1971.

17. Психология ощущений и восприятия. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Изд. ЧеРо. – М.: 1999.

18.Сводина В.И. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология, 1998, №6. С. 38-41

19.Рау Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1990.

20. Хрестоматия по общей психологии // Под ред. Т.П. Остапишиной. Психология мышления. – М.: 2003.

21. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 19-30.

22.. Шипицына Л. М., Рейсвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. 130с. 23. Шипицына Л. М., Панир М., Смет Б. и др. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия. СПб., 1998. 56 с

Конспект занятия по дидактической игре для слабослышащих детей старшей группы.

Дидактическая игра на тему: Вверху - внизу.

Занятие со слабослышащими дошкольниками.


Гончарова Ирина Ивановна, воспитатель высшей категории, КОУ ВО «ОСК детский дом», г. Острогожск, Воронежская область.
Описание: занятие предназначено для воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Отдельные элементы игры могут быть использованы воспитателями ДОУ и родителями.
Цель: формирование восприятия пространства и ориентировка в нем.
Задачи:
Обучающие:
- формировать восприятие пространства;
- тренировать умение понимать и использовать в речи слова вверху, внизу, верхний (яя), нижний (яя);
- учить воспроизводить пространственные отношения по тексту – заданию.
Развивающие:
- способствовать развитию мыслительных операций анализ и синтез;
- развивать внимание, мышление, воображение
Коррекционные:
- пополнять представления за счёт использования наглядности и руководящей роли слова при восприятии предметов.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего.
Словарь: картина, вверху, внизу, чудесный мешочек, кастрюля, собака, мяч, машина, рыба, кубик, верхняя и нижняя полка, игрушки, разложи верно, наведи порядок, назови верно. Где? Куда положил(а)? Куда поставил(а)? Оборудование: картина, таблички, чудесный мешочек с игрушками, карточки – «полки» и картинки на каждого ребёнка, карточки с заданиями.
План занятия:
1.Оргмомент.
2. Работа с демонстрационным материалом:
Рассматривание картины.
Игра «Чудесный мешочек».
Динамическая пауза.
Работа с раздаточным материалом:
Игра «Положи верно».
Игра «Наведи порядок».
3. Итог.
Ход занятия:
Организую детей на занятие: предлагаю надеть и включить наушники. Проверяю, как дети слышат меня.
Вы слышите? (Да, мы слышим хорошо).
- Что будем делать? (Будем заниматься).
- Чем будем заниматься? (Будем слушать, думать, смотреть, говорить, играть).

Рассматривание картины.


Воспитатель: Будем рассматривать картину. Будем отвечать на вопросы.
Что на картине нарисовано вверху?
(Ответы детей).
Что на картине нарисовано внизу? (Ответы детей).
Обобщаю ответы детей.Выкладываю таблички в наборное полотно.
Игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель: Будем играть.
Показываю мешочек.
Воспитатель: Угадайте, что там? (Кастрюля, кубик, машина, рыба, мяч, собака).
Если дети затрудняются, подсказываю им.
Показываю детям полку.
Воспитатель: Это верхняя полка (показываю), это нижняя полка (показываю).
Вызываю ребёнка к доске и предлагаю взять любой предмет и поставить на верхнюю или нижнюю полку.
Воспитатель: Что это? Куда ты поставила? (Это собака. Я поставила собаку на верхнюю полку)


Когда все предметы поставлены, обобщаю:
«Кастрюля, собака, чашка - вверху, машина, рыба, кубик – внизу».
Динамическая пауза.
Воспитатель: Будем играть.
Дети становятся в круг. Называю предметы (потолок, лампа, картина, стул, стол и т.д.). Если этот предмет находится вверху, дети поднимаются на носочки и тянут руки вверх, если внизу, то опускаются на корточки. Игра проводится несколько раз.
Игра «Положи верно».
Воспитатель: Будем думать.


Раздаю детям карточки - «полки» и картинки.
- Слушайте. Положите на верхнюю полку мяч. Положите на нижнюю полку машину.
Дети постепенно выкладывают картинки на карточки - «полки».
Воспитатель: Что у тебя на нижней полке? На верхней полке?
Побуждаю детей отвечать полным предложением.
Игра «Наведи порядок».
Воспитатель: Думайте сами.


На тех же карточках дети работают индивидуально. Каждый ребенок получает текст – задание. Прочитывает и выполняет его:
1. Вверху – мяч, собака, машина. Внизу – кастрюля, кубик, рыба.
2. Внизу – кубик, собака, мяч. Вверху – кастрюля, рыба, машина.
3. Вверху – собака, кастрюля, кубик. Внизу – рыба, машина, мяч.
4. Внизу – мяч, кубик, собака. Вверху – машина, кастрюля, рыба.
5. Вверху – рыба, машина, кастрюля. Внизу – собака, мяч, кубик.
6. Внизу – машина, кастрюля, кубик. Вверху – рыба, собака, мяч.
Воспитатель: Что у тебя вверху? (У меня вверху…)
Проверяю, как дети выполнили задание. Если ребенок справляется безошибочно, даю ему фишку с надписью «Молодец». Помогаю тем, кто затрудняется.
Подвожу итог занятия:
- Что мы делали? (Мы занимались)
- Чем мы занимались? (Думали, отвечали на вопросы, говорили, слушали, смотрели, играли)
- Как занимались? (Занимались хорошо)

Предлагаю выключить и снять наушники.

Современные роддома оснащены оборудованием, позволяющим провести аудиометрию в первые часы после рождения ребёнка. Такие измерения дают довольно точный результат. Но в силу разных причин нарушения слуха могут возникнуть позже. И многое зависит от внимательного отношения родителей к развитию малыша.

Глухой ребёнок не способен распознавать окружающие шумы, хотя на громкие звуки он будет реагировать из-за определённой вибрации. Слабослышащий малыш может распознавать бытовой шум, но не будет слышать ласковый шепот матери.

Как правило, наличие проблем со слухом выявляется на этапе развития, когда должна появиться речь. Если младенец лепечет в первые месяцы жизни, а ближе к 5 месяцам перестаёт произносить звуки – это тревожный сигнал.

Слабослышащий малыш начнёт говорить первые слова гораздо позднее своих сверстников. Эти признаки должны заставить родителей обратиться к специалистам. Чем раньше выявить нарушение слуха у ребёнка – тем легче будет проходить реабилитация и тем быстрее он адаптируется к окружающему миру.

В НИИ Дети Индиго для выявления проблем со слухом применяют уникальную диагностику с вызванными потенциалами . Она позволяет не только обнаружить глухоту или степень потери слуха, но и определить, как полученные звуки и шумы обрабатываются головным мозгом. Программа позволяет врачу понять, на каком именно этапе возникла проблема со слухом: связана ли она с органическими поражениями органов слуха или обусловлена патологией нервной системы.

Метод абсолютно безопасный и не предполагает активного участия со стороны маленького пациента. В силу этого диагностика с вызванными потенциалами доступна даже для новорождённых младенцев, детей с аутизмом и задержкой речевого развития .

ВАЖНОСТЬ РАННЕЙ РАБОТЫ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ

Слуховой анализатор сможет развиваться, если будет постоянно получать информацию из внешнего мира. Другими словами органы слуха требуют регулярной тренировки. Интенсивные занятия с педагогами позволят быстрее погрузить ребёнка в мир звуков и в результате сформировать не только слуховое восприятие, но и произношение звуков.

Работу со слабослышащими детьми важно проводить в специальной обстановке, которая расслабит малыша, при этом он сможет воспринимать обращённую к нему речь.

Реабилитация глухих детей также лучше начинать с самого рождения. Родителям не стоит отчаиваться и принимать глухоту своего малыша как данность. Практика показывает: слухопротезирование, занятия в НИИ Дети Индиго и в домашних условиях – систематические усилия помогут даже полностью глухому ребёнку к 5 годам освоить фразовую речь.

КАКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ЗАНИМАЮТСЯ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ И ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ

Успех занятий с глухими и слабослышащими детьми во многом зависит от квалификации и опыта специалистов. Реабилитацией детей со слуховыми патологиями занимаются логопеды , дефектологи , сурдопедагоги , психологи . На раннем этапе основные занятия проходят у сурдопедагога и логопеда.

Главная задача сурдопедагога развить у ребёнка слуховое восприятие, внимание и память. Сурдопедагог не учит малыша отдельным словам, он помогает ребёнку познавать и различать окружающие звуки, а также осваивать речь. При необходимости сурдопедагог может подобрать слуховой аппарат или кохлеарный имплантант с учётом физиологических и психологических особенностей малыша.

При реабилитации глухих детей и слабослышащих основное внимание уделяет тренировке произносительных навыков. Его задача развивать голосовое звучание, вырабатывать у малыша плавность и связность речи.

Маленьким пациентам необходима помощь обоих специалистов. Это нужно, чтобы слух и речь развивались параллельно, как при естественном развитии у здоровых детей. Успех работы сурдопедагога и логопеда во многом предопределяет оснащенность современными развивающими программами.

МЕТОДИКИ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ В НИИ ДЕТИ ИНДИГО

Программу реабилитации глухих детей специалисты составляют персонально для каждого маленького пациента. При этом учитываются все факторы: возраст ребёнка, степень нарушения слуха, особенности характера, а также сопутствующие особенности развития (ЗПР , аутизм , гиперактивность , нарушение зрения и т.д.).

К примеру, метод Т. Грузиновой «Территория речи» позволяет выработать у ребёнка артикуляционную моторику, научить его говорить. Программа подходит для детей разного возраста и темперамента. Занятия проходят весело, в форме игры, малыш испытывает положительные эмоции и без труда добивается результата.

Программа И. Королёвой «Я слышу мир» предназначена для детей после кохлеарной имплантации. Ребёнок вместе с забавным персонажем – львёнком Ушариком - учиться понимать речь, распознавать и самостоятельно произносить различные звуки.

Конспект занятия по развитию речи на тему "Домашние птицы"

Занятие со слабослышащими дошкольниками старшей группы.

Данный конспект предназначен для воспитателей, работающих в коррекционных учреждениях для детей с нарушениями слуха, а также для воспитателей, работающих в общеобразовательных ДОУ, педагогов дополнительного образования и для родителей.
Цель: - обогащение словаря детей и закрепление представлений о домашних птицах.
Задачи:
- учить детей различать домашних птиц по внешнему виду, по табличкам, по чтению с губ, знать обобщающие слова;
- учить называть домашних птиц в устно-дактильной и устной форме; знать звукоподражания;
- учить детей соотносить, различать и называть детенышей;
- развивать умение детей понимать вопросы и отвечать на них;
- развивать память на основе повторений;
- воспитывать интерес к занятиям; бережное отношение к домашним птицам;
- провести динамическую паузу с целью снятия усталости и напряжения детей;

Оборудование: таблички, картинки, кукла, мешочек, фигурки птиц, листочки бумаги, карандаши, разрезные слова.

Словарь: кукла Даша, привет, домашние птицы, петух, курица, гусь, утка, индюк, будем играть «Чей детеныш?», У курицы цыпленок, у гуся гусенок, у утки утенок, у индюка индюшонок, Что там?, Кто это?, Как кричит?, Вот, У кого?, У меня., верно. Иди, как курица; лети, как гусь; иди, как петух; иди, как утка; иди, как индюк.

План занятия: 1. Организационный момент.
2. Игра: «Чудесный мешочек».
3. Игра «У кого?».
4. Игра «Сложи и напиши верно».
5. Динамическая пауза. Игра «Поручения».
6. Игра: «Отгадай загадку».
7. Игра: «Чей детеныш?»
8. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Снимите аппараты. Наденьте наушники, включите наушники.
- Вот зима, вот зима, много снега намела.
Будем санки возить, будем бабу лепить.
Проговариваю за экраном, а дети опознают и повторяют.
- Слышите? - Да слышим.
- Никита Лисовин, прыгай, сядь.
- Что ты сделал? - Я сел.
- Соня Буняева, иди, сядь.
- Что ты сделала? - Я села.
- Владик Данилов, прыгай, сядь.
- Что ты сделал? - Я сел.
- Арсений Кутовой, беги, сядь.
- Что ты сделал? - Я сел.
(поручения проговариваю на слух за экраном)

Что будем делать? - Будем заниматься.
- Чем будем заниматься? - Будем играть. Будем говорить. Будем думать. (проговариваем сопряженно)

2. Игра: «Чудесный мешочек».
Организую сюрпризный момент. Приходит в гости кукла, здоровается с детьми.
- Привет.
- Кто это? – Это кукла Даша.

Интересуемся, что она принесла.
- Что там?
Предлагаю каждому ребенку достать игрушку и задаю вопросы.
- Арсений, возьми. Кто это? - Это петух. Как кричит петух? - Ку-ка-ре-ку.
(курица-ко-ко-ко, гусь-га-га-га, утка-кря-кря, индюк-бал-бал).




Приглашаю ребенка к доске, прошу его поместить картинки с табличками (читает затем проговаривает) на доску.
- Кто это? - Домашние птицы.




Кукла хвалит.

3. Игра: «У кого?».
У детей на столах по две картинки. По чтению с губ, дети отгадывают у кого какая картинка.
- Будем играть.
- У кого гусь? - У меня гусь (курица, индюк, петух, утка).
- У Сони гусь. (сопряженное коллективное проговаривание).


4. Игра: «Сложи и напиши верно».
- Будем играть «Сложи верно»;
Дети складывают разрезные слова с опорой на табличку и без.



- Будем писать. Курица, индюк, петух, утка, гусь.
Дети пишут названия птиц печатными буквами.



5. Динамическая пауза. Игра «Поручения».

- Иди, как курица.
- Лети, как гусь.
- Иди, как петух.
- Иди, как утка.
- Иди, как индюк.
Дети двигаются, подражая движениям и звукам домашних птиц.



6. Игра: «Отгадай загадку».

Сопряженно проговариваем загадки, дети отгадывают, называя птиц.

Надуется, натужится, Длинная шея, Квохчет: «Ко-ко-ко».
Начнет болтать, Шипеть умеет, Детей созывает,
По чудному лопотать. Щиплет за пятки. Всех под крыло собирает.
Кричит: «Га-га-га».

Хвост с узорами, Пестрая крякуша, ходит вразвалочку.
Сапоги со шпорами. Крякает: «Кря-кря-кря».
Поет: «Ку-ка-ре-ку».



7. Игра: «Чей детеныш?»
Индивидуальная работа у доски.
Показываю картинку. – Кто это? – Это цыпленок.
- У кого? - У курицы цыпленок. (У гуся гусенок. У индюка индюшонок. У утки утенок.)
- Это домашние птицы. (сопряженно)
Кукла хвалит детей.