1. Активность отражения . Психическое отражение человека активно, а не пассивно, т.е. люди, отражая объективный мир, сами на него воздействуют, изменяют его в соответствии со своими целями, интересами потребностями.

2. Целенаправленность отражения . Психическое отражение человека носит целенаправленный, сознательный характер, непрерывно связано с активной деятельностью.

3. Динамичность отражения. По мере развития в филогенезе и онтогенезе, с усложнением НС психическое отражение развивается: оно углубляется и совершенствуется.

4. Неповторимость, индивидуальность психического отражения. Каждый человек в силу особенностей строения его собственно нервной системы, в силу специфики своего жизненного опыта отражает объективный мир по-своему. Одинаковых картин мира у двух различных людей не существует.

5. Психическое отражение человека носит опережающий характер. Отражая объекты реального мира, человек выделяет, прежде всего, те из них, которые могут быть важны для его предстоящей деятельности.

6. Объективность психического отражения. Психическое отражение человека предполагает известное подобие между материальными характеристиками источника информации и тем, что представлено в психических образованиях субъекта. В любом отраженно образе, сколь удивительным бы он ни был, содержатся реально существующие элементы. Правильность отражения подтверждается практикой.

Благодаря выше перечисленным особенностям психического отражения, оно обеспечивает целесообразность поведения и предметной деятельности.

Явления, которые изучает психологическая наука

Продолжим обсуждение категорий и понятий психологии. Среди наиболее важных понятий можно назвать – «психические явления». Напомним, что психологичная наука изучает процессы активного отражения реальности субъектом в различных формах: ощущениях, чувствах, мыслительных формах и других психических феноменах. Иными словами, психические явления – формы, в которых существуют факты душевной жизни.

К психическим явления относятся:

1. Психические процессы

а) познавательные процессы: ощущения, восприятие, мышление, воображение, внимание, представление, память, моторика, речь;

б) эмоционально – волевые процессы: чувства, воля.

2. Психические свойства (особенности): способности, темперамент, характер, знания;

3. Психические состояния: апатия, творческий подъем, сомнение, уверенность, внимательность и т.д.;

4. Массовые психические явления.

Надо заметить, что термин «массовые психические явления» используют далеко не все авторы, говоря о психических явлениях.

Разделение всех проявлений психики на указанные категории весьма условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику явления. Понятие «психическое свойство», или «психическая особенность» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Понятие «психическое состояние» дает характеристику психической деятельности на определенный отрезок времени.

Все психические явления обладают общими свойствами , позволяющими объединить их - все они формы отражения объективного мира, поэтому их функции в основном схожи и служат ориентации человека во внешнем мире, регуляции и адаптации его поведения.

Один и тот же психический факт может быть охарактеризован и как процесс, и как состояние, и даже как свойство (т.к. обнаруживается определенная черта личности).

Каждый вид психических явлений призван выполнять определенные функции.

Например:

а) функции познавательных процессов: познание, изучение окружающего мира; создание субъективного образа объективного мира; разработка стратегии собственного поведения.

б) Функции психических свойств и состояний: регуляция общения человека с другими людьми; непосредственное управление поступками и действиями.

Все психические явления имеют общие, объединяющие их признаки. В то же время каждое явление психики несет в себе не один какой-либо признак, а некую совокупность. Обладание системой специфических черт позволяет отнести тот или иной феномен к фактам психического мира. Каковы же признаки явлений психики?

Специфика психических явлений

1. Полифункциональность и полиструктурность.

Психические явления имеют пересекающиеся функции, трудноопределимые структуры.

2. Недоступность для непосредственного наблюдения.

Внутренние механизмы и внутренние процессы в большинстве случаев недоступны для непосредственного наблюдения. Исключения составляют моторные акты.

3. Отсутствие четких пространственных признаков.

Большинство психических явлений не обладает четкими пространственными признаками, из-за чего практически невозможно точно указать и описать их пространственную структуру.

4. Высокая подвижность и изменчивость.

5. Высокая адаптивность.

Принципы психологии

1. Следующее важный для любой науки термин «принципы науки». Под научными принципами понимаются руководящие идеи, основные правила науки. Принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Для современной отечественной психологии в качестве общенаучной методологии выступает диалектический подход, а в качестве конкретнонаучной системно– деятельностный подход.

Основные принципы системно–деятельностного подхода:

1. пр. детерминизм;

2. пр. единства сознания и поведения (деятельности);

3. пр. развития;

4. пр. активности;

5. пр. системности.

Принцип детерминизма означает, что каждое явление имеет причину. Психические явления порождаются факторами внешней действительности, т.к. психика есть форма отражения объективной реальности. Все психические явления обусловлены деятельностью мозга. Психическое отражение определяется образом жизни и особенностями функционирования ЦНС.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что деятельность та категория, которая соединяет в себе единство внешнего и внутреннего: отражение субъектом внешнего мира, знание самого субъекта о наличной ситуации и активность взаимодействия субъекта со средой. Деятельность есть форма проявления активности сознания, а сознание внутренний план и результат деятельности. Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания.

Принцип развития означает, что психика развивается, реализуется в разных формах:

а) в форме филогенеза – становление структур психики в ходе биологической эволюции;

б) в онтогенезе – формирование психических структур в течении жизни отдельного организма;

в) социогенеза – развитие процессов познания, личности, межличностных отношений, обусловлено социализацией в разных культурах. Следствием социогенеза является развитие мышления, ценностей, нормативов поведения у представителей разных культур;

г) микрогенеза – формирование и динамика образов, представлений, понятий и т.д., определяемые наличной ситуацией и развертывающаяся в небольшие временные интервалы (навык, усвоение понятия и т.д.).

Высшие, генетически более поздние формы психики развиваются на основе низших, генетически ранних. При диалектическом понимании развитие психики рассматривается не только как рост, но и как изменение: когда количественные изменения переходят в качественные.

Каждая ступень психического развития обладает своим качественным своеобразием, имеет свои закономерности. Следовательно, неправомерно возведение рефлекторных механизмов поведения животных в ранг универсальных законов поведения человека. И мышление взрослого человека отличается от мышления ребенка не столько количеством знаний и умений, сколько иными способами мышления, использованием других логических схем, опорой на иные взрослые системы ценностей.

Психика человека обладает генетической многоплановостью, т.е. в психике одного человека могут сосуществовать структуры разных уровней – высших и низших:

· наряду с сознательной регуляцией имеется рефлекторная;

· логическое мышление соседствует с иррациональным, пралогическим.

Психика постоянно количественно и качественно изменяется. Характеристика психического явления возможна при одновременном уточнении его особенностей в данный момент, истории возникновения и перспектив изменения.

Принцип активности означает, что психика – активное отражение внешнего мира. Благодаря активности психика выполняет функцию ориентации субъекта в многообразии окружающих событий и явлений, что проявляется в избирательности, пристрастности субъекта по отношению к внешним воздействиям (повышенная чувствительность или игнорирование тех или иных стимулов в зависимости от потребностей или установок индивида) и регуляции поведения (побуждение к действию, соответствующее нуждам и интересам индивида).

Принцип системности . Под системой понимается совокупность элементов, находящихся в связи с друг другом, и образующих целостность, единство. Человек включен в разнообразные связи отношения с действительностью (познание, общение, приспособление к условиям). Соответственно множеству таких связей человек обладает множеством психических свойств. При этом он живет и действует как единое целое. Развитие всего многообразия психических свойств человека не может быть выведено из одного основания. Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека.

Методы психологии

Приведем примеры наиболее распространенных современных психологических методов изучения.

Наблюдение - широко применяемый эмпирический метод. Метод наблюдения позволяет собрать богатый разнообразный материал, сохраняется естественность условий деятельности, необязательно получение предварительного согласия испытуемых, допустимо использование разнообразных технических средств. Недостатками наблюдения можно считать трудности контроля ситуации, длительность наблюдения, проблемность в дифференциации значимых и второстепенных факторов, влияющих на наблюдаемое явление, зависимость результатов от опыта, квалификации, пристрастий, работоспособности исследователя.

Эксперимент – центральный эмпирический метод научного познания. Он отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связей между переменными. Эксперимент обеспечивает высокую точность результатов, осуществляется почти полный контроль за всеми переменными, возможны повторные исследования в аналогичных ситуациях. В то же время при экспериментальном исследовании условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности, испытуемые могут предоставлять недостоверные сведения, т.к. знают о своем участии в исследовании.

Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод сбора информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, отвечающие основной задаче исследования.

Среди эмпирических методов часто используются такие методы, как: беседа, интервью, проективные методы, тестирование, анализ продуктов деятельности, физиологические и др.

Все многообразие психологических методов не исчерпывается выше приведенными, чтобы дать хотя бы общее представление о методах психологической науки попытаемся их систематизировать, иными словами, приведем одну из многочисленных классификаций методов психологии.

Общее понятие о психике.

Понятие о психическом отражении

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

Его характеристики: активность, динамичность, избирательность, субъективность, непроизвольность, направленность, идеальный и опережающий характер.

Именно категорией отражения раскрывается наиболее общие и существенные характеристики психики. Психические явления рассматриваются как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности. Если рассматривают гносеологический аспект познавательных процессов, то говорят, что знания - отр отражение окружающей объективной действительности. Если сенсорные и перцептивные процессы, то говорят, что ощущение и восприятие – образы воздействующих на органы чувств предметов и явлений объективной действительности. В онтологическом плане ощущение и восприятие исследуются как реально протекающие процессы или акты. В конечном счете продукт перцептивного процесса – образ может рассматриваться как отражение. Сам же процесс – процесс творчества, а не отражения. Но на конечном этапе этот продукт уточняется, приводится в соответствие с реальным объектом и становится его адекватным отражением.

По Ломову отражение и активность внутренне связаны. Через анализ деятельности раскрывается субъективный характер психического отражения. Деятельность может быть адекватна объективным условиям потому, что эти условия отражаются ее субъектом.

Т.о. психические процессы понимаются как процессы субъективного отражения объективной действительности, обеспечивающих регуляцию поведения соответственно условиям, в которых оно осуществляется.

Психическое отражение рассматривается:

  1. С точки зрения различных форм отражения (носителей): развитые – неразвитые, чувственные – рациональные, конкретные – абстрактные.
  2. С точки зрения возможных механизмов: психологические, психофизиологичекие.
  3. С точки зрения возможных результатов отражения: знаки, символы, понятия, образы.
  4. С точки зрения функций отражения в деятельности, общении и поведении человека (осознаваемые – неосознаваемые характеристики, эмоциональные – волевые характеристики, трансформация образов в процессе общения).

Психическое отражение как процесс

Образ не является чем-то завершенным или статичным. Образ формируется, развивается, существует только в процессе отражения. Образ и есть процесс. Положение о том, что психическое может быть понято только как процесс, было сформулировано еще Сеченовым. После оно получило развитие в трудах Рубинштейна. Т.о. любое психическое явление (восприятие, память, мышление и т.д.) выступает как процесс психического отражения, подчиняющийся объективным законам. Их общая тенденция: эти процессы развертываются в направлении от относительно глобального и нерасчлененного отражения действительности к все более полному и точному; от слабо детализированной, но общей картины мира к структурированному целостному ее отражению. В исследовании любого психческого процесса обнаруживается его стадиальность или фазность. На каждой из фаз происходят определенные качественные изменения и самого процесса, и возникающих в нем результатов. Стадии не имеют четких границ. В психическом процессе сочетаются дискретность и непрерывность: отражаемые воздействия дискредитируются, но стадии переходят друг в друга непрерывно. В ходе психического процесса изменяются его внутренние и внешние детерминанты. На каждой стадии формируются новообразования, которые становятся условиями дальнейшего протекания процесса. Психический процесс мультипликативен: возникнув в ходе развития какого-то одного процесса, он в той же или в какой-то другой форме включается в другие процессы.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Психическое отражение – это субъективное представление о мире. Все, что попадает в сознание человека при помощи органов чувств, подвергается специфической обработке на основе имеющегося опыта.

Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов и уровня мышления индивида. Психика интерпретирует объективную реальность, основываясь на этих фильтрах. Таким образом, психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».

Когда человек переосмысливает свою действительность, он образовывает мировоззрение, исходя из:

  • уже произошедших событий;
  • актуальной реальности настоящего;
  • действий и событий, которые должны произойти.

Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, он прочно оседает в психике и влияет на настоящее. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии психики человека. В то время как будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений – все это отображается в его фантазиях, мечтах и снах. Можно сказать, что человек находится в этих трех состояниях одновременно, независимо от того, о чем думает в данный момент.

Психическое отражение имеет ряд особенностей и характеристик:

  • Психический (ментальный) образ формируется в процессе активной деятельности человека.
  • Дает возможность правильно отражать действительность.
  • Носит упреждающий характер.
  • Преломляется через индивидуальность человека.
  • Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
  • Само психическое отражение углубляется и совершенствуется.

Отсюда вытекает основная функция психического отражения: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека в целях выживания.

Уровни психического отражения

Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Советский психолог Борис Ломов выделял три уровня психического отражения:

  1. Сенсорно-перцептивный . Считается базовым уровнем, на котором строятся психические образы, которые в процессе развития возникают в первую очередь, но при этом не теряют актуальности впоследствии. Человек основывается на информации, которая поступает при помощи его органов чувств и выстраивает соответствующую стратегию поведения. То есть, стимул вызывает реакцию: то, что произошло в реальном времени, влияет на поведение человека.
  2. Уровень представлений . Для того, чтобы у человека возник образ, вовсе необязательно его присутствие здесь и сейчас и его стимуляция при помощи органов чувств. Для этого существуют образное мышление, и воображение. Человек может вызвать представление объекта в том случае, если он несколько раз до этого возникал в поле его зрения: в этом случае запоминаются главные особенности, второстепенные же отбрасываются. Главные функции этого уровня: контроль и коррекция действий во внутреннем плане, планирование, составление эталонов.
  3. Вербально-логическое мышление и речемыслительный уровень . Этот уровень еще меньше связан с настоящим временем, его можно даже назвать безвременным. Человек может оперировать логическими приемами и понятиями, что сложились в его сознании и сознании человечества за его историю. Он способен абстрагироваться от первого уровня, то есть не осознавать свои ощущения и при этом полностью концентрироваться, опираясь на опыте человечества.

Несмотря на то, что зачастую три уровня функционируют как бы по себе, на самом деле они плавно и незаметно перетекают друг в друга, формируя психическое отражение человека.

Формы психического отражения

Элементарными формами отражения являются: механическое, физическое и химическое. Основной формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам.

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

  • Перцептивная . Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность). Ощущения – это элементарная форма психического отражения.
  • Сенсорная . Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
  • Интеллектуальная . Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей. Это высшая форма психического отражения.

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности.

Является ли наше психическое отражение незыблемым или же мы можем на него повлиять? Можем, но при условии того, что развиваем , с помощью которой способны менять восприятие и даже ощущения.

Саморегуляция

Саморегуляция – это способность человека несмотря на обстоятельства, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.

Человек, который не умеет управлять своим психическим состоянием, последовательно проходит через следующие этапы:

  1. Ситуация: последовательность начинается с ситуации (реальной или воображаемой), которая эмоционально релевантна.
  2. Внимание: внимание направлено на эмоциональную ситуацию.
  3. Оценка: эмоциональная ситуация оценивается и интерпретируется.
  4. Ответ: генерируется эмоциональный отклик, приводящий к слабо скоординированным изменениям в экспериментальных, поведенческих и физиологических системах ответа.

Если человек обладает развитой , он может изменить эту модель поведения. В таком случае модель будет выглядеть следующим образом:

  1. Выбор ситуации: человек сам решает, нужна ли в его жизни эта ситуация и стоит ли эмоционально сближаться с ней, если она неизбежна. Например, выбирает, идти ли ему на встречу, концерт или вечеринку.
  2. Изменение ситуации: если ситуация неизбежна, тогда человек предпринимает сознательные усилия для того, чтобы изменить ее воздействие. Например, применяет или физически отходит от неприятного ему объекта или человека.
  3. Внимательное развертывание: включает в себя направление внимания к эмоциональной ситуации или от нее. Для этого используются отвлечение внимания, размышления и подавление мыслей.
  4. Когнитивные изменения: модификация того, как оценивать ситуацию, чтобы изменить ее эмоциональный смысл. Человек использует такие стратегии как переоценка, дистанция, юмор.
  5. Модуляция ответа: попытки прямого влияния на системы экспериментального, поведенческого и физиологического реагирования. Стратегии: выразительное подавление эмоций, физические упражнения, сон.

Если же говорить о конкретных практических методиках, то выделяют следующие:

  • Нервно-мышечная релаксация . Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Это позволяет снять напряжение с отдельных частей тела, либо со всего тела.
  • Идеомоторная тренировка . Это последовательное напряжение и расслабление мышц тела, но упражнения выполняются не реально, а мысленно.
  • Сенсорная репродукция образов . Это расслабление с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом.
  • Аутогенная тренировка . Это обучение возможностям самовнушения или аутосуггестии. Основное упражнение – проговаривание аффирмаций.

Как видим, человек может принять решение о том, как ему относиться к той или иной ситуации. Однако, учитывая, что воля – ресурс исчерпываемый, необходимо получать энергию при помощи сна, отдыха, физических упражнений, правильного питания, а также конкретных методик.

В системе наук психологии должно быть отведено особое место. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человеку. Ведь психика - это то, что, как говорили раньше, было "за мгновение до опыта". Психика - это свойство высокоорганизованной материи (мозга). Так, великий философ Древней Греции Аристотель указывает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, поскольку "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".

Психическое отражение появляется на определенном этапе эволюции живой материи. А.Н. Леонтьев указывал на то, что для возникновения этого уровня отражения необходим ряд объективных условий.

Прежде всего, живые существа должны существовать в нестабильной среде. В этом плане суша представляется средой более опасной и требующей быстрого реагирования. Изменения погодных условий на суше могут быть катастрофическими для живых организмов, если они не могут в них ориентироваться и соответствующим образом реагировать.

Психика обеспечивает отражение и сохранение опыта жизнедеятельности, а также его воспроизводство и передачу другим поколениям. Психика - это образ прошлого со знаком, указывающим на возможность его использования в будущем. Таким образом, одной из основных функций психики является ориентировка в настоящем и будущем.

Если говорить о психике человека, то она обеспечивает единство и целостность личности. Следовательно, психика неоднородна, имеет качественные отличия у людей и животных, поскольку личность - это очень сложное явление, появляющееся у ребенка не сразу. Тем более психика человека отличается от психики иных живых существ, населяющих Землю. Что же включает в себя понятие психики?

Есть такое наиболее простое определение психики: "Психика - это свойство высокоорганизованной материи - мозга, заключающееся в отражении мира . Психика - это субъективный образ объективного мира". Таким образом, психика - это не нечто материальное. Она свойство материального объекта мозга, она способность отражать материальный мир в идеальном плане в плане образа и тем самым действовать с теми предметами или исследовать те явления, которые в данный момент отсутствуют. Психическое отражение позволяет постигать сущность процессов и явлений, абстрагируясь от их внешней формы, от неглавных, но ярких, "сильных" признаков, накапливать и сохранять эти знания и способы познания мира и передавать их следующим поколениям. В данном случае мы говорим, прежде всего, о психике человека, о той ее части, которую называют сознанием.

Как же человечество сумело сделать свою психическую жизнь предметом специального изучения? Когда психология, как наука о психическом отражении, стала наукой?

Еще два века тому назад психологии отказывали в праве называться самостоятельной наукой, мотивируя это тем, что к ней яко бы не приложима математика. Психика ведь это то, что было за мгновение до опыта.

Во второй половине Х1Х в. профессор-физик Г. Фехнер сумел применить математические методы к психологии. Но и сейчас нет-нет, да и встретишь подобные высказывания.

Наука должна уметь определить свой предмет, ту область действительности, которой она занимается и на выяснение законов которой претендует своими специфическими методами, приемами и средствами.

Психика - это субъективный образ объективного мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако, содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое отражение. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые, функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Человеческая психика формируется у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, её отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Идеалистическое понимание психики. Существует два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам.

Материалистическая точка зрения – развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления и сознания.

Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями - это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

    оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность;

    сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

    психическое отражение углубляется и совершенствуется;

    обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

    преломляется через индивидуальность человека;

    носит опережающий характер.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов :

    Элементарная чувствительность. На этой стадии животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.), (инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды).

    Предметное восприятие. На этой стадии отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения (навыки формы поведения приобретаемые в индивидуальном опыте животных).

    Отражение межпредметных связей. Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации (Интеллектуальное поведение – это сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи).

Психика человека является наиболее высоким уровнем, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности.

Духовная, материальная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. Человек в процессе исторического развития общества изменяет способы и приёмы своего поведения, переводит природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие формы памяти, мышления, восприятия благодаря применению вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Человеческое сознание образует единство высших психических функций.

Структура психики человека.

Психика многообразна и сложна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

    психические процессы,

    психические состояния,

    психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в разнообразных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющегося в виде реакции. При этом необходимо иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на:

    познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;

    эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

Психические процессы обеспечивают усвоение знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Психические процессы протекают с разной скоростью и интенсивностью в зависимости от характера внешних воздействий и состояния личности.

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно стабильный уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Люди ежедневно испытывают различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и плодотворно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под воздействием услышанного (похвала, порицание), окружающей обстановки, физиологических факторов, хода работы и времени.

Подразделяются на:

    мотивационные, основанные на потребностях установки (желания, интересы, влечения, страсти);

    состояния организованности сознания (внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);

    эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, стресс, аффект, грустное, печальное, гневное, раздражительное);

    волевые (инициативность, решительность, настойчивость).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

Конструктивисты полагают, что наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.