Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» (). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» ().

Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (). Это относится к обычным сновидениям.

Но в Писании нередко встречаются указания на то, что иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.

Во сне Господь говорил Аврааму (см.: ) и языческому царю Авимелеху (см.: );

видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: ); посредством сна вразумил

Лавана (см.: ); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: ), он же давал

толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: ), а затем и фараона (см.:

); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: );

«в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (); пророк Даниил толковал вещий сон

Навуходоносора (см.: ) и сам видел во сне «пророческие видения» ().

Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» ().

Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.

И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» ().

Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (). На проповеди , произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!.. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» ().

Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» ().

Еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.

Состояние сна

Смысл сна

Святые отцы обращали внимание на то, что воплотившийся Господь Иисус Христос спал. По мысли блаженного Феодорита Кирского, «голод, жажда, а сверх того и сон свидетельствуют, что тело Господне есть тело человеческое» . А святитель Григорий Богослов объясняет, что Господь «иногда и сон вкушает, чтобы и сон благословить, иногда утруждается, чтобы и труд освятить, иногда и плачет, чтобы и слезы сделать похвальными» .

Говоря о состоянии сна, которому подвержены обычные люди, преподобный Иоанн Лествичник указывает, что оно может овладевать человеком по разным причинам: «Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном» .

Состояние сна как метафора

Сон часто употреблялся святыми отцами как метафора, обозначая нечто призрачное, непостоянное и ненастоящее. Весьма многие из них сравнивали настоящую жизнь со сном. В качестве иллюстрации достаточно привести одну цитату из преподобного Ефрема Сирина : «Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто. Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет» .

Достойна внимания и еще одна метафора, менее распространенная, но не менее яркая. Блаженный Августин сравнивал свое обращение к вере с процессом пробуждения: «Мирское бремя нежно давило на меня, словно во сне; размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет проснуться, но, одолеваемые глубоким сном, вновь в него погружаются. И хотя нет ни одного человека, который пожелал бы всегда спать, – бодрствование, по здравому и всеобщему мнению, лучше, – но человек обычно медлит стряхнуть сон: члены его отяжелели, сон уже неприятен, и, однако, он спит и спит, хотя пришла уже пора вставать. Так и я уже твердо знал, что лучше мне себя любви Твоей отдать, чем злому желанию уступать; она влекла и побеждала, но оно было мило и держало. Мне нечего было ответить на Твои слова: «Проснись, спящий; восстань из мертвых, и озарит тебя Христос"" .

В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.

Аскетическое отношение к процессу сна

Описывая опасности от сна, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его» .

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания: «Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше» .

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык» . Преподобный Паисий добавляет, что «как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в сутки: новоначальным – семь часов, средним – четыре, совершенным – два часа и всенощное стояние» .

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих» .

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь» .

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене … да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет?.. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой» . И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело» .

Однако в борьбе с многоспанием надлежит соблюдать разумную умеренность, поскольку впадение в другую крайность – чрезмерный отказ от сна – также приносит большой вред не только телу, но и душе монаха, как о том предупреждает преподобный Иоанн Кассиан , излагая опыт подвижников из Скитской пустыни: «По коварному действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна… И чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя» .

О той же умеренности в подвигах пишет и святитель Игнатий (Брянчанинов) : «Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка» .

Часть 2

Что такое сновидения? Святитель Григорий Нисский пишет, что они есть «некие призраки умственной деятельности», которые «составляются случайно той душой, которая неразумна». Это видно из того, что «мечтающий во сне часто представляет себе неуместное и невозможное, чего не было бы, если бы душа и тогда управлялась рассудком и размышлением. Но… некие подобия бывшего наяву и отголоски произведенного чувством и мыслью, какие только отпечатлены в ней памятливой силой души, вновь живописуются» .

Подробно это описывал святитель Игнатий (Брянчанинов) : «Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение… Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения» .

При этом, по свидетельству блаженного Августина, «душа и во сне не утрачивает способности ни чувствовать, ни понимать. Ибо она и тогда имеет перед своими глазами образы чувственных предметов, причем зачастую их нельзя даже отличить от тех предметов, чьими образами они являются; и если душа при этом что-либо постигает, то оно одинаково истинно и для спящего, и для бодрствующего. Например, если кто-нибудь во сне увидит себя рассуждающим и будет в состязании утверждать что-либо на основании истинных положений, то положения эти и по пробуждении останутся такими же истинными, хотя и окажется ложным все остальное, например место, где, как ему снилось, он вел свои рассуждения, лицо, с которым они велись, и тому подобное, что, впрочем, нередко проходит бесследно и забывается даже бодрствующими» .

Святитель Григорий указывает, что на характер сновидений оказывает влияние и состояние тела: «Так, жаждущему кажется, что он у источников; и нуждающемуся в пропитании – что он на пиру; и юноше во цвете сил мечтается сообразное его страсти и возрасту», – и влияние болезней: «Иные сонные видения бывают у имеющих расстроенный желудок; иные – у людей с поврежденными мозговыми оболочками; иные – у больных горячкой». А также влияет и нравственный характер спящего: «Иные мечтания – у человека мужественного, и иные – у боязливого; иные сновидения – у невоздержанного, и иные – у целомудренного… О чем привыкла душа размышлять наяву, образы того составляет она в сновидениях» .

Святитель Григорий Двоеслов подробно объясняет, какого рода бывают источники сновидений: «Иногда сны рождаются от полноты желудка, иногда от пустоты его, иногда от наваждения (диавольского), иногда от размышления и наваждения вместе, иногда от откровения, иногда от размышления и откровения вместе. Сновидения двух первых родов мы знаем по опыту; а примеры сновидений остальных четырех родов находим в книгах Священного Писания . Если бы не случались часто сновидения от наваждения тайного врага, то премудрый муж никогда бы не указал на это словами: «Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (). Также: «Не ворожите, не гадайте по снам» () . Этими словами ясно показывается, что должно отвращаться сновидений, которые соединяются с гаданиями. Опять, если бы сны не происходили иногда от размышления и наваждения вместе, то не сказал бы премудрый муж: «Приходит соние во множестве попечения» (). Если бы сны не рождались иногда от тайных откровений, то… ангел не внушил бы во сне обручнику Марии бежать во Египет, взявши Младенца (см.: ). Опять… [когда] пророк Даниил, рассуждая о сновидении Навуходоносора (см.: ), с благоговением рассматривает сон и значение его и объясняет, из какого размышления произошел он, то ясно показывает, что сновидения весьма часто бывают от размышления и откровения вместе. Но если сны отличаются такою разнородностью, то, очевидно, тем менее должно верить им, чем труднее понять, из какого источника они происходят. Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях некоторым внутренним чувством различают сам голос и образ видений, так что узнают, что воспринимают от доброго духа и что претерпевают от наваждения диавольского. Если ум не будет осторожен в отношении к снам, то чрез духа-обольстителя впадет во многие мечтания: он имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью» .

О том же говорит и святитель Филарет Московский : «Сновидения различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и, наконец, от влияний духовного мира: чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидения, потребно многое испытание» .

Вещие сны

Достойно внимания то, как святые отцы объясняют так называемые «вещие сны», которые сбываются. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом довольно кратко: «К мыслительной способности относятся суждение, одобрение, стремление к действию, а равно и отвращение и уклонение от него… Эта же способность действует в сновидениях, предвещая нам будущее» .

При этом святые отцы осуждали стремление к толкованию сновидений и гаданию по ним. Выше уже цитировались слова святителя Григория Двоеслова , напоминавшего Божию заповедь не гадать по снам. Святитель Василий Великий также с порицанием пишет: «Возмутил тебя сон – бежишь к снотолкователю» . Ниже будет подробнее сказано о том, как, согласно святым отцам, надлежит относиться к сновидениям.

Аскетическое отношение к сновидениям

Общепризнанным считается положение, что бесы нередко используют сновидения как оружие против верующих. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним» . То же читаем и у преподобного Исаака Сирина : «Иногда враг, под видом откровений от Бога, изводит на среду прелесть свою и в сновидениях показывает что-либо человеку… и делает все, чтобы прийти в возможность мало-помалу убедить человека и хотя бы несколько привести в согласие с собою, чтобы человек предан был в руки его» .

Отсюда видно, что даже просто занимательные, яркие сны, обращающие на себя внимание, могут представлять опасность, если относиться к ним с нездоровым интересом. Потому у преподобного Иоанна Лествичника есть наставления и о том, как нужно вести себя после сна, дабы не потерпеть от бывшего сновидения какого-либо вреда: «Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих» .

Но преподобный Иоанн также указывает несколько особых типов бесовских искушений, насылаемых на монахов через сновидения: «Когда мы, ради Господа, оставив свои домы и родственников, предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу, тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее» .

«Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть» .

Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?

Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.

Преподобный Иоанн Лествичник: «Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостию и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести; ибо ангелы показывают нам муки, страшный суд и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов» .

Преподобный Варсонофий Великий так отвечает на вопрос о том, «как смеет диавол в видении или сонном мечтании показать Владыку Христа или святое причастие?»: «Ни Самого Владыку Христа, ни святого причастия показать он не может, но лжет и представляет образ какого-либо человека и простого хлеба; но святого креста показать не может, ибо не находит средства изобразить его другим образом… диавол не смеет употребить его (к прельщению нашему), ибо на кресте разрушена сила его и крестом нанесена ему смертоносная язва… Итак, когда увидишь во сне образ креста, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу» .

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями» .

Этот же святитель добавляет: «Нам надо знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов… Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием… так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам ангелы Божии или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию» .

Не следует верить снам

Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении… Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение» .

Подробнее о таком состоянии, то есть о сне совершенного подвижника, пишет преподобный Иоанн: «Когда он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: «Просвети очи мои, да не когда усну в смерть» (). Кто достигает сей меры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным» .

Естественно, что при таком сне бывают и иного рода сновидения. Преподобный Зосима Верховский , рассказывая о духовном опыте своего учителя преподобного Василиска, писал, что тот во сне нередко имел духовные видения: «В таких сонных видениях иногда зрит он, как бы в откровении, будущие, уготованные грешным и праведным воздаяния, но, недоумевая, как оба тех изъяснить, говорит, что неисповедимо воздаяние грешным из-за страшного ужаса и нестерпимой мучительной лютости, а праведным – из-за пречудной славы и неизреченной сладости и радости. Иногда же предузнавал он и некоторые перемены в жизни своей и других отцов, которые со временем и исполнялись» .

Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.

Толкование сна в соннике:

Угрызения совести. Сигналы, поступающие из внутренней духовной сути человека, благие душевные порывы, стремление к чистоте и благородству. Элементы помощи, обучения, защиты, наставления.

Снится « Церковные колокола слышать » во сне

Толкование сна в соннике:

Счастливые новости услышите. Как улучшить значение сна? Представьте, что это вы звоните в колокола. Мелодичный звон разносится далеко по окрестности.

Толкование сна Церковные колокола

Толкование сна в соннике:

Вас ждет что-то приятное.

Церковные колокола во сне

Толкование сна в соннике:

Ждет тебя нечто приятное.

Сонник: к чему снится Церковные колокола

Толкование сна в соннике:

Слышать их - счастливые новости услышите. Как улучшить значение сна: Представьте, что это вы звоните в колокола. Мелодичный звон разносится далеко по окрестности.

Как истолковать сновидение « Полет »

Толкование сна в соннике:

Полет во сне - не очень благоприятный знак. Он сулит несчастливое замужество если вам снится, что вы летаете низко над землей - это сулит вам болезнь или затруднительную ситуацию парить на водной гладью и видеть, что вода - мутная, предвещает …

Сонник: к чему снится Свеча

Толкование сна в соннике:

Видеть в сновидении свечу, горящую ярким пламенем, сулит получение доброго известия, радость, долгожданное письмо. Видеть во сне огарок свечи - к убыткам или к разладу с близкими. Видеть во сне церковные свечи - к чьей-то помощи или поддержке. Видеть во …

Что значит сон - Священник

Толкование сна в соннике:

Наиболее благоприятным считается увидеть во сне, что священник благословил вас. Такой сон предвещает вам успехи, благополучие и хорошие доходы. Видеть его во сне произносящим молитвы - знак тревоги о близких людях. Если вам приснится, что он одет в нарядные церковные …

Видеть во сне Петь (Музыка)

Толкование сна в соннике:

Церковные песнопения во сне слышать - к получению хорошего известия. Хор слышать во сне означает лицемерие или обман близких людей, которые хотят воспользоваться вами в своих интересах. Чем приятнее будет их пение, тем изощреннее будет ложь, которой окружат вас. Иногда …

Видеть во сне Купол

Толкование сна в соннике:

Церковные купола видеть во сне - знак скорого окончания дела. Горящие купола во сне означают, что ваше дело прогорит. Видеть огромные купола совсем близко - к удачному и скорому окончанию выгодного дела. Стрелять по куполам во сне означает, что ваши …

Сонник: к чему снится Качание

Толкование сна в соннике:

Регрессивная форма транквилизации. Ассоциируется с детством. Лоно, счастливое детство, возможно, в противоположность настоящим трудностям. Навязчивая иллюзия движения. Навязанная программа действий. Церковные колокола, женитьба, религия.

Снится « Колокола » во сне

Толкование сна в соннике:

Счастливые новости. Церковные - вам удастся избежать серьезной опасности. Морской - к дальнему путешествию. Водолазный - исполнение заветной мечты. Звонить в колокола - победа над недоброжелателем. Как улучшить значение сна? Представьте, что колокола звонят. Мелодичный звон разносится далеко по окрестности.

Если снится Полет, к чему это?

Толкование сна в соннике:

Во сне летать в беспредельном небесном просторе - сулит несчастливое супружество. Если вам снится, что вы летаете низко над землей - это сулит вам болезнь или затруднительную ситуацию. Парить над водной гладью и видеть, что вода - мутная, предвещает вам …

Почему во сне снится Свечи?

Толкование сна в соннике:

Зажигать канделябр со множеством свечей означает, что в предстоящем деле вам следует рассчитывать только на собственные силы. Одна свечка, скудно освещающая комнату, предвещает несостоявшуюся встречу, ибо, кроме вас, на нее никто не явится. Свечка в руках у покойника - знак …

Почему во сне снится Купола?

Толкование сна в соннике:

Видеть церковные купола предвещает разочарование в событиях, которых вы ожидали долго и с большой надеждой. Видеть золотые купола - знак предстоящих похорон близкого человека, покрашенные краской купола предвещают туманные перспективы и полосу неудач. Видеть себя под куполом цирка, выполняющей акробатический …

Почему во сне снится Звон?

Толкование сна в соннике:

Слышать какой-то звон означает, что наяву получите некое важное известие, которое призовет вас совершить то, что покажется вам более чем странным. Звон колокольчиков предостерегает от чрезмерной болтливости. Слышать звонящие церковные колокола означает смерть далеких друзей или беспокойство, причиненное чьим-то вероломством. …

Сновидение - Свеча - чего ожидать?

Толкование сна в соннике:

Горящая свеча символизирует успех и надежду на будущее. Погасшая, тусклая свеча - разочарование и упущенные возможности. Зажигать свечу - вступление в брак, неожиданная услуга, прибыль. Носить свечу - неудача, пропажа денег, уход любимого. Пылающие свечи - вас пригласят на вечеринку. …

Сонник: к чему снится Купол

Толкование сна в соннике:

Означают значительные, важные идеи и мысли. Церковные купола - это напоминание о вечных истинах. Крест на них видеть церковный купол треснувшим или разрушенным - дурной знак, говорящий, что в чем-то вы переступили (или собираетесь переступить) запретную черту, и это грозит …

Пророческие сны. Предсказания. Толкование снов в Библии

    ВОПРОС ОТ ДАВИДА
    Здравствуйте, вопрос про сны. В моей жизни сны впервые так проявляются, что как будь-то сбываются или может раньше я не обращал на это внимания? А вот чувства, предчувствия редко подводили, такие явления часто и очень давно есть у меня… Я не могу понять, что все это значит и как нужно толковать сны? Если можно подробно. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Давид!

Боюсь, мой ответ Вас не устроит. Но Вы написали верующему христианину, а не экстрасенсу - эзотерику.

Главное: в мире есть добро и зло!

Бог, Иисус Христос, их Ангелы - это добро. Сатана и его приспешники - падшие ангелы - это сторона зла. Задача добра – изменить характер человека и спасти его для счастливой жизни здесь, а затем и в Вечности! Дьявол всякими путями желает увести верующего от Бога, заинтересовать его всякой мистерией, чтоб человек не узнал Бога Любви, Его Сына - Иисуса Христа, отдавшего жизнь за грехи человечества, а также, чтобы верующие не изучали Библию, не анализировали себя на предмет грехов (в чем Библия хороший помощник) и не старались от них избавиться...

Для этих целей силами зла используется множество методов, большая роль из которых принадлежит мистике, лжечудесам и лжепредсказаниям.

Библия учит, что будущее знает только Бог:

“Так говорит Господь, … кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я ? … пусть возвестят наступающее и будущее … не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал ?” (Ис. 44:6,7,8)

“Кто между ними предсказал это? Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил” (Ис. 43:9,11,12)

Я возвещаю от начала, что будет в конце , и от древних времен то, что еще не сделалось” (Ис. 46:10)

“Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка” (Иер. 28:9).

“Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его” (Втор. 18:22)

Здесь мы четко видим, что Создатель утверждает, что только Он есть Бог и никто не знает будущее кроме Него! Именно благодаря сбывшимся предсказаниям, можно поверить, что вестники вещают именно от Творца!

“Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам” (Ам. 3:7)

В Библии дано много предсказаний, которые сбылись. О предсказаниях Библии читайте в моей книге "Познакомьтесь с Богом". Глава . Но лучше книгу прочитать целиком, там в ней много фактов о достоверности Библии. Также об исполнении пророчеств частично можно прочесть в материале

Сегодня распространено мнение, что существует много предсказателей будущего – Ностродамус, Ванга и др. Однако, если внимательно исследовать первоисточники, а не журналистскую и писательскую работу, то можно увидеть, что конкретных предсказаний они не давали... Лишь общие слова, запутанные, смутные, расплывчатые формулировки! Такие “хитрые” предсказания можно подтянуть под многие исторические факты. В Библии так пророки никогда не говорили, когда возвещали пророчества. Они четко предсказывали чему должно случиться!

Сатана может просчитать будущее, зная настоящее! И он может сообщить его человеку маскируясь под Ангела Божьего, святого или родственника с того света...! Но он не может видеть далеко вперед!!! Например, сатана знал, что Гитлер готовит войну, так как присутствовал на всех его советах. Сатана знает, что человек болен, например, раком, и может это якобы предсказать… И так далее…

Если поверить, что кроме Бога, силы зла тоже могут предсказывать непрогнозируемое будущее, значит надо признать, что сатана сильнее Бога. Но Библия учит обратному! Если поверить, что приспешники диавола, залазят к Богу “в планы, в мысли” за информацией о будущем, значит, они воруют - лазят к Творцу Вселенной в карман, а Бог на это закрывает глаза или не замечает!? Но это не возможно, так как противоречит Библии и характеру Бога, который предупреждал, что только Он знает будущее и через сбывшиеся предсказания можно узнать Его пророков!

Я специально сделал вступление о предсказаниях, не смотря на то, что вопрос был о толковании снов. Дело в том, что толкование снов, то есть восприманиение их за пророческие, и предсказания - эти темы связаны.

Теперь, я надеюсь, Вы понимаете, что будущее знает только Создатель и только Бог предсказывает его через пророков.

В Священном Писании Творец заявил, что является пророкам во сне или в видении :

“Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним (Чис. 12:6).

Зная это, подумайте о своих снах и предчувствиях!

Есть два варианта:

1) Вы пророк, и Бог Вам открывает будущее во снах.

2) Ваши сны и предчувствия лишь плод работы нервной системы и мозга, а значит нет смысла пытаться толковать сны.

Бог в Библии говорил о том, что сны бывают пророческие, даваемы Им (сны фараона, Вавилонского царя, Иосифа...). Но бывают и простые сны, которых больше !

"Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые ; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря" (Зах. 10:2)

"Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся …" (Иер. 29:8)

"Ибо во множестве сновидений , как и во множестве слов, - много суеты " (Еккл. 5:6)

Нужно знать, что сны даваемые Богом, особые. В Библии, описывающей жизнь Божьего народа во временном отрезке в несколько тысяч лет, они были очень редки. При этом, пророческие сны никто не мог толковать, а только Божие пророки. Внимание(!): Божьи пророки – это не простые люди, а праведники, всегда четко чтущие Закон Божий – Его заповеди, вещающие обличения, вразумления народу, сны и видения от Творца и учащие людей вере только в Единого Живого Бога!

Вы относитесь к этим пророкам? Сверьте свою жизнь с Божьими заповедями, изложенными в Библии! Если Вы не живете по закону Божьему, то Ваши сны и предчувствия – суетны, а значит не нужно их стараться толковать и обращать на них внимание. То есть – это Ваши мысли, переживания, дежавю (почитайте об этом материал из Википедии "Дежавю"). Конечно, некоторые сны могут сбываться полностью или частично, но эти варианты прокручивал во сне или на яву Ваш мозг, и это не значит, что Вы стали пророком Божьим, как бы так не хотелось думать.


Валерий Татаркин


Как следует православному христианину относиться к снам и гаданиям? В наше время практически в любом книжном магазине вам предложат с десяток различных книжек-руководств по тому или иному «древнейше-вернейшему» способу гада­ния. Газеты – от провинциальных до столичных – пестрят гороскопами и рекламой «посланных, чтобы спасать» особ с иконами и свечами в руках и деланно-загадочным выражением лица.

Часто, особенно накануне больших церковных праздников, можно столкнуться даже с «православ­ными» сонниками , гаданиями и приметами. Так как же следует относиться православному к тем или иным проявлениям совре­менной «духовности»?

Отношение к снам в Священ­ном Писании неоднозначно. С одной стороны, мы встречаем в нем рассказы о пророческих снах Иосифа, Даниила, апостола Павла, с другой – пророк Захария предостерегает от ложных снов (Зах. 10, 2). Но духовная традиция Православия призывает нас не доверять снам . Не заниматься толкованием снов .

Часто бывает, что человеку вдруг начинают сниться яркие, запоминающиеся сны, которые впоследствии в той или иной степени сбываются. И по мере того, как сны сбываются, человек, поначалу и не веривший им, начинает думать, что Господь таким образом сообщает ему Свою волю, не задумываясь о том, кто же еще может быть источником подобных откровений.

Естественно, что начинающему «сновидцу» и в голову не прихо­дит усомниться, достоин ли он таких «посещений Божиих». Да­лее человек начинает уже ждать таких снов, пытаться толковать сны , выстраивать жизнь в соответ­ствии с ними. И… попадается на бесовский крючок. На моей памяти есть случай, когда мужчина, периодически видевший такие сны, задумался об их природе, лишь ког­да во сне ему было открыто, что он должен убить соседа.

И таких историй любой священник мог бы рассказать мно­жество. Недаром святитель Игнатий (Брянчанинов) гово­рит о том, что даже если какой-то сон будет послан нам Богом, но мы, опасаясь впасть в духовный самообман, не обратим на него внимания, Господь похвалит нас за такую осторожность и найдет другой способ предупредить нас.

Гороскопы и гадания

Когда человек обращается к гороскопам , гадает, за­частую им движет одно желание – узнать, что его ждет в ближайшем будущем, какие опасности его подстерега­ют, согласно пословице: «знал бы, где упаду – соломки б подстелил ». И при этом совершенно забываются слова Христовы о том, что «без воли Божией ни один волос не упадет с головы вашей» (ср.: Мф. 10, 30).

То есть, пыта­ясь самостоятельно узнать свое будущее , человек как бы говорит: «Господь, я, конечно, понимаю, что Ты обо мне заботишься, но сейчас я хочу сам, без Тебя узнать, какие трудности меня ждут, и с ними справиться». И Господь оставляет человека по его же же­ланию один на один с теми испы­таниями, о которых тот узнал. И в итоге, когда человек проходит через эту «мясорубку», он раду­ется тому, что был предупреж­ден о ней, не понимая, что не по­гадай он, эта трудность была бы преодолена с помощью Божией гораздо легче.

Не просто верить в Бога, а доверяться Ему

Что же касается волхвов, бла­годаря звезде пришедших по­клониться родившемуся Богомладенцу, о чем часто вспоминают любители гороскопов, то в Еван­гелии сказано, что «они отошли в свою страну иным путем». Слова эти святыми отцами однознач­но толкуются, как изменение их отношения к тварному миру, к звездам в частности. В тропаре Рождества говорится о том, что «звездам служащие звездою были научены поклоняться не звездам, а Истинному Богу».

Дело в том, что у нас долж­на быть не просто вера в Бога, должно быть доверие Ему. Представьте ситуацию, когда роди­тели, отец или мать, переводят ребенка через дорогу. Ребенок маленький, но уже понимает, что дорога таит в себе разные опасности – машины, открытые люки, ямки, где можно споткнуться. И вот малыш начинает упираться, тянуть ро­дительскую руку назад или же стремится вырваться и по­бежать вперед сам. Но единственное, что требуется от ребенка, – довериться родителям. Ведь они видят, что и машина еще далеко, и люк обойти можно, и поддержат, если дитя вдруг оступится.

Когда мы читаем молитву «Отче наш», называя Бога своим Отцом, мы должны воспитывать в себе доверие к Нему, как к Отцу любящему, заботящему­ся о нас так, как мы не заботимся о своих детях.

Об отношении к снам вещает профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Осипов А. И.:

Загадочность сна… кто пишет их сценарии? Да такие! За последние
несколько ночей я вместе с Путиным посетил страшно запущенный ин-
тернат для неполноценных детей. Сидел со Сталиным, обсуждая детали
дома (он просил меня построить для него), обучался в китайском спецна-
зе, демонстрировал чудеса, удивлявшие известных иллюзионистов. Откуда
это берется? Что делать с виденным? Бежать к толкователям снов? Не на-
бегаешься. Купить «Сонник»? Натолкуют такое, что будешь жить в страхе,
а все мысли - в плену ожидаемых событий.

А) Что говорит Библия о снах? «Сновидения бывают при множестве
забот» (Еккл. 5:2).

Тело, пропустив через себя дневную массу видео и звукоинформации,
наработавшись, отключает на ночь слух и зрение. Глаза и уши нуждаются
в отдыхе. Но там, за гранью реальности, мы снова видим и слышим, гово-
рим и активно участвуем в различных историях. Это уже - душа, которой
не требуется ночной отдых.

Древние города были окружены стенами. Городские ворота, открытые
днём, пропускали всех желающих и закрывались на ночь. И оставались
в городе разные люди: путешественники, торговцы, жулики, шпионы…
и каждый принимался за своё дело.

Происшедшее за день, часто становится идеей сценария для сна, по-
рою предельно изменённой игрою воображения и фантазии, а иногда
очень похожей на действительность. Вспоминаю былое,

В застойные времена для христианской молодежи было опасной ро-
скошью «выбить» автобус, например для маевки. Через знакомых мы од-
нажды «выбили» и уехали в горы. Нас прельстила лощина в стороне от до-
рог и посторонних глаз. Съехали вниз. Место отличное. Но днем прошел
ливень, травянистые склоны раскисли и мы оказались в ловушке. До трех часов ночи мы безуспешно толкали автобус наверх, пока в соседнем кол-
хозе не нашли трехосный «Урал».

Через неделю мы посетили церковь в другом городе. Нас мальчишек
уложили в отдельной комнате на полу, как скумбрию в баночке. В углу,
стояла единственная койка. Глубокой ночью один из спящих на полу вско-
чил, что-то громко бормоча, схватился за спинку кровати и давай дёргать
её. Все проснулись.

Что ты делаешь?

Как что? автобус толкаю.

Прав Соломон, что при множестве забот бывают сновидения. Стро-
итель часто продолжает во сне строить. Влюблённый тоже продолжает
свою встречу. Студент - грызёт гранит науки. «Во множестве сновидений
много суеты», - завершает свою мысль (Екк. 5:6).

Но читающим Библию известны и другие места Писания.

«Старцы ваши, сновидениями вразумляемы будут».

«Юноши ваши будут видеть видения» (Деян. 2:17).

Утонув в дневной суете, в шуме будней человек не может расслышать
голос Божий. Он яснее слышен в душевной тишине. Поэтому Господь ино-
гда использует сон для разговора с человеком. Сон Авраама, сны Иосифа,
сновидения Навуходоносора и фараона.

Ближе к нам: сон Ломоносова, Авраама Линкольна и матери декабри-
ста Рылеева (подробности в книге «Человек»), там же описаны сны моего
соработника, и «водителя за три ночи».

Но сны от бога - это не всегда и нечасто, и они не нуждаются, как
правило, в толкователях, «бог говорит однажды и, если того не заметят,
в другой раз, во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во
время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатле-
вает Своё наставление, чтобы отвесть человека от какого-либо предпри-
ятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти…»
Иов. 33:14-18. И каждый верующий, хоть однажды, видел такой сон.

Я - тоже. Но это были считанные за долгую жизнь сны. А остальных -
несчётное множество.

Толкование снов

Я пока не говорю о «Соннике», а о попытках верующих людей оты-
скивать для себя и других скрытый смысл виденного. И здесь - горе
впечатлительным!

Одна вот такая верующая, увидев что-то во сне, подняла ночью всю
семью, верующих и не верующих, заставила всех хорошо одеться и рас-
сказала, что бог вынес приговор их семье. Этот поступок отбросил неве-
рующих еще дальше от веры.

Есть сны-покушения на чьё-то счастье, на сердечный и семейный
мир. Муж увидел во сне, что его жена заигрывает с кем-то. А в другой семье
жена увидела во сне неверность мужа. Просыпаются с тяжелым чувством,
подозрительно посматривают на вторую половину (уж не откровение ли
это?) и вот уже звучат контрольные вопросы, и любящие люди постепенно
превращаются в два айсберга в одной квартире.

Есть сны-искушения. По ним христианин может проверить уровень

своей праведности. Если я позволяю что-то во сне, значит не всё у меня
благополучно и наяву. Пусть это будет даже только на уровне помыслов
и фантазии. Я лично в молодости выверял себя таким образом. И не жалею.

Верно, истолковать сны от Бога могут лишь те, кому Он дал такой
дар. И таких - единицы. А толкователей слишком уж много, и их толко-
вания - ложь.

Это мнение самого Бога.

«Я слышал, что говорят пророки, Моим Именем пророчествую-
щие ложь они говорят: мне снилось, мне снилось. Долго ли это будет
в сердцах пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман
своего сердца? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени
Моего посредством снов своих… Пророк, который видел сон, пусть
и рассказывает его, как сон».

Господь не каждый день давал откровения и поручения Своим про*
рокам. А звание пророка обязывало, и шли к ним люди узнать волю
Божью. И они сползали в область толкования снов. Это раздражало Гос
пода: «Вот, Я - на пророков ложных снов, говорит Господь, которые
рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обма-
нами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им»
(Иер. 23:28, 32).

Помимо ложных пророков было немало тех, чьей профессией было
толковать сны и предсказывать будущее. Их называли терафимы и вещуны:

«Терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают
сны лживые» (Иер. 10:2).

И они проводятся Богом по одной статье с гадателями, волшебниками
и звездочётами (астрологами). Иер. 27:9.

Преступление их состоит в том, что они, во-первых: вносят ложь и за-
ставляют людей верить лжи. Во- вторых, вносят смятение в народ и уво-
дят его мысли в плен ожидаемых предсказанных ими событий, которые
может быть, никогда не сбудутся. В-третьих, всё это чаще всего подается,
как Божья воля. В-четвертых, пользуясь туманом в понятиях о сути сна,
демоны сбивают ориентиры и начинают владеть умами тех, кто должен
принадлежать только Богу. Вещуны льют воду на диавольскую мельницу
и практически идут против Бога.

Целина снов

Сон - это для многих земля, не тронутая плугом. Если нам действи-
тельно недостаёт времени для изучения Библии, для творческой работы,
то часы ночного сна - это дополнительные 7-8 часов замечательного
времени, когда не надо идти на работу, бежать на рынок, сидеть на кухне,
толкаться в автобусах. Во сне эти помехи отсутствуют там можно разви-
вать темы, писать стихи, ловить приходящие откуда-то мелодии. Только
до этого нужно привести себя в порядок в дневное время, а перед сном
утонуть в духовных размышления.

Виды снов

Гипноз. Христианину следует избегать его. Я присутствовал на вы-
ступлении гипнотизера Василия Ерёмина. Он, указывая залу на застывших
в разных позах людей на сцене, сказал: «Я уеду. Но на стенах домов ещё
долго будут висеть афиши с моим портретом. И любой из них может, гля-
нув на него, впасть в состояние транса. И освободить его смогу только я
по телефону или по телеграмме. Я теперь имею власть над ними».

Ещё один сон - сон смерти.

В него тоже нужно правильно шагнуть. Это значит, раскаяться пред
Господом и стараться жить свято. И когда утихнет последний удар серд-
ца, для человека начнётся прекрасный сон длиною в вечность. Или же
кошмар такой же продолжительности, если не примирился с Богом. Это
и есть вечность.

Но есть духовный сон.

Тело полно энергии и активности. Душа тоже чем-то занята, но без
рождения свыше, без Бога (одним словом) это существование называется
духовным сном. И к таковым звучит Слово Божие: «Встань спящий, и вос-
кресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

Это в пределах наших возможностей, иначе Бог не потребовал бы
от нас невозможного.