1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Когда на доске записано предложение и объяснены все орфограммы в словах, ученик обычно приступает к выполнению устного пунктуационного разбора.

Как правильно его делать? В каком порядке называть условия постановки знаков препинания ? Эти и многие другие вопросы актуальны для средней и старшей школы.

Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора , который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.

Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.

Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

Вот два предложения, давайте их проанализируем.

1)Встретились однажды во дворе Серёжа и Петя, разгребли на скамейке снег и сели. 2)Что бы такое поделать?

В первом повествовательном предложении используется только два знака: запятая, разделяющая однородные сказуемые, и точка. Во втором всего один вопросительный знак, поскольку в начале предложения есть вопросительное слово.

Когда знаков препинания внутри предложения нет, нужно ли на это обращать внимание? Да, необходимо пояснить условия отсутствия знаков. Рассмотрим пример.

Тётя Таня относилась к конькам как к семейной реликвии.

В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение "в качестве".

План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.

II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).

III. Функция знака препинания.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

Пример 1.

Подожжённые осенью берёзы и осины били в глаза яркими красками.1

1 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, нет запятой после причастного оборота ПОДОЖЖЁННЫЕ ОСЕНЬЮ, стоящего перед определительным словом БЕРЁЗЫ И ОСИНЫ.

Пример 2.

Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3

1 и 2 - запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,

Пример 3.

Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3

1 и 2 - запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,

3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пример 4.

Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5...6

1, 2 и 4, 5 - кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),

3 - запятая разделяет однородные дополнения,

6 - знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).

Пример 5.

Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым:1 и белые стволы берёз,2 и яркие листья,3 и бледно-синее,4 будто выцветшее небо.5

1 - двоеточие ставим перед рядом однородным членов, так как есть обобщающее слово ВСЁ,

2, 3 - запятые разделяют однородные подлежащие, соединённые повторяющимися союзами.

4 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом БУДТО,

5 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пример 6.

Однажды утром,1 выйдя во двор,2 Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая,3 поседевшую землю,4 прихваченную морозцем,5 затвердевшую траву,6 покрытую редким снежком,7 словно солью.8

1, 2 - запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ВЫЙДЯ ВО ДВОР,

3, 5 - запятые разделяют однородные дополнения,

4, 5 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРИХВАЧЕННУЮ МОРОЗЦЕМ, после определяемого слова ЗЕМЛЮ,

6, 7 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПОКРЫТУЮ РЕДКИМ СНЕЖКОМ, после определяемого слова ТРАВУ,

7 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом СЛОВНО,

8 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пример 7.

Поэзия -1 это сердце литературы,2 высшая концентрация всего лучшего,3 что есть в мире и в человеке.4

1 - тире разделяет подлежащее и сказуемое, выраженные именем существительным в Им.падеже,

2 - запятая разделяет однородные сказуемые,

3 - запятая отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной,

4 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Пример 8.

Красота земли тревожила сердце Сергея,1 напоминала о прошлых днях,2 так ярко запечатлевшихся в памяти.3

1 - запятая в середине простого предложения разделяет однородные сказуемые,

2 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ТАК ЯРКО ЗАПЕЧАТЛЕВШИХСЯ В ПАМЯТИ, после определяемого слова ДНЯХ,

3 - точка завершает повествовательное предложение.

Пример 9.

Деревья кончались на уровне пятого этажа,1 с балкона видны были только мелко-кудрявые макушки двух ясеней,2 и земля под ними едва просвечивала.3

1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

2 - запятая разделяет части сложного предложения (сочинительная связь),

3 - точка завершает повествовательное сложное предложение.

Пример 10.

Такая тишина была в лесу,1 что щебетанье синиц,2 прыгавших по веткам,3 казалось необычайно звонким.4

1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (подчинительная связь),

2 и 3 - парные запятые выделяют в придаточной части сложноподчинённого предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРЫГАВШИХ ПО ВЕТКАМ, после определяемого слова СИНИЦ,

4 - точка завершает повествовательное сложное предложение.

В некоторых предложениях может встретиться несколько знаков препинания, и в этом случае нужно определиться, в какой последовательности делать пунктуационный разбор. Логично идти от конца к тем знакам препинания, которые находятся внутри предложения. Но возможен и последовательный подход – по порядку следования знаков.

Литература

1. Беднарская Л.Д. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах / Русский язык в школе. - 2008. - №8.

2. Блинов Г.И. Пунктуационный разбор / Русский язык в школе. - 1985. - №3.

3. Никеров А.И. О полном пунктуационном разборе на уроках русского языка / Русский язык в школе. - 1989. - №6.

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков . Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.

Вконтакте

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного;
  • синтаксического;
  • графического.


Пунктуация изучает
правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания :

  • повествование;
  • вопрос;
  • восклицание;
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться :

  • ? — !;
  • ? — …;
  • ! — …

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить :

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения — неопределенная форма , а другой — существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными : это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые обязательны :

  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида;
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить , если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

  • [Ο да (= «и») Ο].
  • [Ο да и Ο].

Точка с запятой; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο - Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο - словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο - …].

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!»; А: «П?»; А: «П».
  2. В конце: «П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств;
  • уточняющие члены;
  • выделение сравнений и оборотов;
  • конструкции с союзом «как»;
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей;
  • подчинительная;
  • без помощи союзов.

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Начало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

3.Продолжение придаточного.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало придаточного.

Начало и конец придаточного.

Уточнение.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

Объяснение:

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию :

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 — начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Урок обобщения и закрепления знаний Урок обобщения и закрепления знаний Комлева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОУ Воздвиженская ООШ




Воспитательные и образовательные задачи Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; закрепить навык постановки знаков препинания в ССП; Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитывать чувство дружбы.


Формирование компетенций учащихся регулятивной через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию познавательной через преобразование информации: текст- схема.


Учащиеся знают основные понятия темы. определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. преобразовывают информацию: предложение-схема. формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее. Планируемый результат




Предполагаемые вопросы Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП? С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП? Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части? Какие знаки препинания ставятся в ССП? Составление вопросов по параграфам учебника




Заполненная таблица Части ССП Союзы соединительные и, да (= и), ни…ни, тоже, также разделительные то… то, или (иль), либо, то ли… то ли, не то…. не то противительные а, не только… но и, но, да (=но), однако Значения ССП одновременность последовательность причина чередование взаимоисключение сопоставление противопоставление Знаки препинания в ССП запятая точка с запятой тире




Зад. Задание Правильность выполнения 1 Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное Составьте схему предложения, выделив союз. 3 Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП. 4 Определите значение, которое передает ССП. 5 Выделите в ССП грамматические основы. Итого Лист контроля


Предложения для анализа 1 группа 1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. 2. Каждый поэт всегда задумывается о своем « святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством. 3. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово. 4. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба. 5. Знойные сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.


Предложения для анализа 2 группа. 1. Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь. 2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом. 3. Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили росы, пока они нежатся в ее прохладе под дремотной сладкой тяжестью. 4. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперед с трудом. 5. Тропа выровнялась, пробежала вперед, миновала последний лужок и привела караван к крутому обрыву.


Предложения для анализа 3 группа 1. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком. 2. Чтобы не были души пусты, чтобы огонь не унес красоты, чтобы реки текли, чтобы вишни цвели, мы в ответе с тобой за простор всей земли. 3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас. 4. Подул ветер, пахнувший полынью и пшеничной соломой, раскачивал на меже высокие репейники. 5. Печален я: со мною друга нет.


Полученный текст о дружбе. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он, наверное, нас. Испытывая трудности, мы помогаем друг другу, и никто не забывает об этом. С другом жизнь становится прекрасной для каждого из нас, и уже по-другому воспринимаются неприятности.

Метапредметные :

Личностные:

Словарь урока:

Ресурсы урока :

  • учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;
  • рабочие листы для учащихся;
  • средства мультимедиа;

Дзгоева Лаура Владимировна, 09.11.2017

773 52

Содержимое разработки

Конспект урока

русского языка в 5 классе

«Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения»

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Дзгоева Л.В.

2017 г.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (образовательные):

    обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»;

    знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения;

    формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;

    наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;

Метапредметные :

    формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки, осуществлять самоконтроль и рефлексию;

    формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

    формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

Личностные:

    формирование духовно-нравственных качеств личности;

    поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

Словарь урока: синтаксический и пунктуационный разбор.

Ресурсы урока :

    учебник - «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;

    рабочие листы для учащихся;

    карточки для групповой работы;

    средства мультимедиа;

    фонограмма музыкального произведения.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок русского языка. (Слайд 1)

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите, какой сегодня солнечный, осенний день. Какое радостное настроение он создает!

А у вас какое сегодня настроение? Покажите с помощью карточек: если у вас хорошее настроение - поднимите карточку зелёного цвета, а если плохое – то карточку красного цвета.

Я очень рада видеть ваши лица, ваши улыбки.

Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Итак, что вы ожидаете от урока?

(Будет интересно! Узнаю что-то новое! Расширится мой кругозор!)

А для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не бояться трудностей!

Ученики наблюдают природу за окном.

Работают с сигнальными карточками.

Слушают учителя, вступают в диалог.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания:

Прочитайте выразительно текст упражнения.

Какова главная мысль текста?

Укажите в тексте однородные члены предложения. Какими частями речи они выражены?

- Обобщите:

Что такое однородные члены?

Все ли члены предложения могут быть однородными?

Какими частями речи они могут быть выражены?

Что вы знаете о знаках препинания при однородных членах?

Повторение терминов. Ромашка «Продолжи предложение!»

А сейчас мы с вами немножко погадаем на ромашке «знаешь – не знаешь». Мы вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.

Дополнение – это…

Определение – это…

Обстоятельство – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

Обращение – это…

Читают выразительно текст.

Выполняют задания.

Самоконтроль и коррекция

Формулируют правила, обосновывают свой ответ.

Целеполагание и планирование.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Слайд 2

Работа в парах.

Обратите внимание, перед вами лежат несколько полосок. Расположите их так, чтобы получилось предложение.

Это и есть тема нашего урока.

Запишите в тетради тему урока.

(Слайд 3)

- Вспомните, что такое синтаксис, пунктуация? Проверь себя по рабочему листу.

Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.

Цели урока:

1)познакомиться с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;

2) научиться выполнять разборы;

3) уметь различать разборы;

4)повторить изученные орфограммы.

В тетради на полях поставьте +, если вы легко справились с этой задачей; -, если вы не справились; ?, если были трудности.

Формулируют тему урока, сверяют с образцом. Ученики совершенствуют навыки работы в паре.

Анализ языкового материала,

Выстраивают цели урока и сверяют с образцом;

корректируют тему и цели урока.

Самооценка и рефлексия.

Открытие нового знания

Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. Вспомните, что вы знаете о предложении.

Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете? Слайд 4

Какие виды предложений по эмоциональной окраске вы знаете?

Слайд 5

На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов? Слайд6

Чем может быть осложнено простое предложение? Слайд 7

Словарная работа: Слайд 4-7

повествовательное

вопросительное

побудительное

восклицательное

невосклицательное

распространённое

нераспространённое.

Запишите эти слова и проверьте их написание.

Какие пункты, по-вашему, должен включать синтаксический разбор? (Обсуждение и вывод)

Сверим выводы с материалами учебника на стр. 104

Рассмотрим образцы синтаксического разбора в учебнике на стр. 104.

Почему при письменном синтаксическом разборе мы не соединяем стрелками подлежащее и сказуемое?

Первичное закрепление.

Перед вами рабочие листы. Выполните устный синтаксический разбор простого предложения, составьте схемы. Работа по цепочке.

- Поменяйтесь рабочими листами проверьте друг у друга схемы предложений.

А теперь запишите предложение в тетради и выполните письменный синтаксический разбор предложения.

Поздней осенью птицы улетают на юг.

Минута релаксации.

Слайд 8

Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

Самонаблюдение на стр.105-106

Какие знаки называются разделительными?

Какие знаки могут использоваться в роли знаков завершения?

Почему выделительные знаки так называются?

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Самоконтроль и коррекция.

Наблюдение в учебнике.

Анализ материала.

Построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Формирование навыка выполнения синтаксического разбора простого предложения, составления схем, построения логических рассуждений.

Ученики осваивают навыки релаксации

Построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Включение нового знания в систему знаний

Упр. 230 –выполнить устный пунктуационный разбор предложений.

Работа с толковым словарём: предтечи.

Упр. 228- комментированное письмо – письменный синтаксический разбор предложений.

Работа с текстом (Рабочий лист)

Озаглавьте его.

Выполните разборы предложений.

Групповая работа

Внимательно рассмотрите разборы. Определите, где синтаксический, а где пунктуационный разбор. Как вы определили? Поставьте «+», если вы справились с заданием. Поставьте

« - », если вы не справились с заданием. Поставьте «? », если вы затруднялись.

Работа в паре. Раздаются карточки.

Разделитесь на пары.

Найди ошибки в синтаксическом разборе. Исправьте их.

Формирование навыка выполнения пунктуационного и синтаксического разбора простого предложения.

Ученики совершенствуют навыки работы в группе, с текстом.

Построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Ученики совершенствуют навыки групповой работы и работы в паре.

Рефлексия и оценивание

Удалось ли вам достигнуть целей урока?

Чему научились на уроке?

Выберите уровень оценивания своих знаний и умений

Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Какой смайлик соответствует вашему настроению? Выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Если у вас хорошее настроение, покажите карточку с улыбающимся лицом. Если у вас плохое настроение, покажите карточку с грустным лицом.

Анализ собственной учебной деятельности и самооценки.

Домашнее задание

П. 44, 45 упр.231; Р.Т.задание 53 стр. 29-30

Рабочий лист

Ф.И._______________________________________________________

1 . Проверь себя!

Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.

2. Выполните устный синтаксический разбор простого предложения, составьте схемы .

На пустынном полустанке мы выходим на перрон.

Распрощался на стоянке с пассажирами вагон.

Мы идём за ним по шпалам и сворачиваем в лес.

3. Работа с текстом

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание.

Прочитайте выразительно текст.

Озаглавьте его.

Выполните устные разборы предложений.

С сер..дины лета до поз..ней осени в л..сах стоит грибная пора. В б..рёзовых рощах, в сосновых борах растёт белый гри.. . На стройных ножках стоят подб..рёзовики. Издали видны красные шляпки подосиновиков. В любом л..су могут встретит..ся сыроежки. Большими сем..ями селят..ся около пней опёнки. Рыжики растут на полянках между мол..дыми соснами и елями, забирают..ся под сухие опавшие лист..я. Надо нагнут..ся и поискать их в сухой траве.

У ровн и оценивания своих знаний и умений

1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

Материалы для групповой работы

Наступила золотая осень.

Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.

В прибрежных камышах зашевелились утки и гуси.

Материалы для работы в парах

Узкая дорожка привела нас к речке.

Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое.

Вы любите осеннюю природу?

Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое.