Программные задачи:

  1. Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, кактусом, папоротником, хлорофитумом, традесканцией, фиалкой.)
  2. Учить детей различать данные растения по внешнему виду.
  3. Совершенствовать навыки ухода за растениями.
  4. Учить детей запоминать, какую пользу приносят растения людям.
  5. Активизировать словарь детей.

Наглядный материал и оборудование:

Комнатные растения, изображения цветов, лейка, тряпочки, кисточка, деревянные палочки для рыхления почвы, таз, вода, клеёнка.

Ход занятия

В зале оформлена выставка комнатных растений. Растения сгруппированы по видам, а также по освещённости: светолюбивые, тенелюбивые.

Звучит музыка. Входят дети осматривают выставку, делятся впечатлениями, задают вопросы. Садятся.

Воспитатель: Дети, мне кажется, что мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Здесь очень красиво.

– Почему вы думаете, что здесь так красиво? Что вам нравится?

Слушает ответы детей, помогает им выразить свою мысль.

Воспитатель: Комнатные растения – большие путешественники. Их родина далеко. У некоторых растений родина – это другие страны, далёкие от нас, на других материках за океаном: это Америка, Бразилия, Африка, Китай, остров Ява. В тех краях очень тепло, там нет зимы. Там они растут огромными деревьями свободными в природе: в песках, в лесах. В песках (пустынях) растут огромные кактусы, в лесах цветёт огромное дерево фуксия, огромные папоротники выше роста человека. У нас нет такого тепла, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения.

Воспитатель: Какие вы знаете комнатные растения? Дети называют.

Воспитатель: Дети, послушайте рассказы об этих растениях. Воспитатель рассказывает о комнатных растениях: герани, бегонии, бальзамине, алоэ, кактусе, папоротнике, хлорофитуме, традесканции и фиалке.

Воспитатель. Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство (алоэ, душистая герань и др.) Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают. Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать.

Воспитатель: Что нужно для роста и развития комнатных растений? Ответ детей: тепло, свет, вода, воздух, хороший уход.

Воспитатель: Правильно дети, растения любят тепло, иначе оно не вырастет и не расцветёт. Растениям нужен воздух, они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями. Растениям нужен свет. В темноте растение тянется к свету. Ищет свет, без света они бледные, некрасивые никогда не зацветут. Есть растения светолюбивые: лимон, примулы, плющ восковой, пеларгония. Есть светолюбивые, но не выносят прямых солнечных лучей: аспарагус. Вечноцветущая бегония, колеус. У светолюбивых растений светло – зелёные листья. Есть тенелюбивые растения (аспедистра, плющ обыкновенный, хлорофитум.) Любят умеренный свет: алоэ, бегония пятнистая, лотосовидная зефирантес (выскочка), папоротник, традесканция. У темнолюбивых растений тёмно – зелёные листья. Комнатные растения надо поливать, но одинаково все растения поливать нельзя. Чаще поливают те растения, у которых много мелких листьев, реже поливают те растения, у которых листья плотные, кожистые, луковичные летом поливают чаще, зимой реже. Вода через корни поступают к листьям.

Воспитатель: Как узнать, надо поливать растение или нет?

Ребёнок: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель: Как правильно поливать?

Ребёнок: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.

Показывает, как надо поливать.

Воспитатель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Воспитатель: Как надо протирать листочки?

Ребёнок: Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

Показывает, как надо протирать.

Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?

Ребёнок: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

(Показ ребёнка, как надо мыть.)

Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Ребёнок: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.

Показ ребёнка.

Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать. К палочкам.

Как надо рыхлить?

Ребёнок: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни. Дальше можно рыхлить поглубже.

Показ ребёнка.

Воспитатель: Сегодня вы, дети, убедились в том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, им нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче будет дышать, будет красиво.

Загадки про растения

  1. У какого растения сок очень горький, но служит лекарством? (алоэ)
  2. У какого растения молодые листья свёрнуты, как улитки? (папоротник)
  3. У какого растения молодые листья свёрнуты в трубочку? (аспедистра)
  4. У какого растения листья пахучие? (душистая герань)
  5. У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)

Конспект занятия по экологии в средней группе

«Мир комнатных растений».

Воспитатель:Плешачкова В.В., 01.08.2017

Цель: расширять представление детей о комнатных растениях,

их пользе, строении, учить различать комнатные растения по внешнему

Материал: комнатные растения: герань (пеларгония), огонёк (бальзамин), монстера, папоротник, фиалки.

Интеграция: труд, художественное творчество.

Воспитатель:

Дети сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир комнатных растений.

Посмотрите как много в нашей группе комнатных растений.

Дети, а почему эти растения называются комнатными?

А как вы думаете, для чего нужны комнатные растения?

(ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, чтобы было красиво.

Комнатными растениями человек украшает свой дом.

Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают комнату от пыли и грязи.

Многие комнатные растения хорошо пахнут.

Дети, а какие комнатные растения вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель:

Дети, знаете вы вот это комнатное растение?

(показываю герань)

Это растение называется «герань» или «пеларгония»

Дети, давайте мы вами рассмотрим это растение.

1 что это (стебель)

2 что это (листочки)

3 а что в кашпо (корни)

Молодцы, у цветка есть стебель, листья, корни.

Какой формы листочки у герани?

(округлой)

Какого цвета листья?

(ярко зелёного)

Листья у герани округлой формы, ярко зелёного цвета с коричневым кругом у края или белой каймой.

Дети, а какого цвета цветки у герани?

(ответы детей)

Воспитатель:

Цветы у герани могут быть разных цветов: белые, розовые, красные, малиновые.

Цветы герани собраны в соцветия, как будто зонтик.

Дети, а где корни у герани?

(ответы детей)

Дети, а как вы думаете, для чего нужны корни растению?

(ответы детей)

Правильно, корни находятся в кашпо, чтобы растение не упало и крепко держалось, а ещё корни впитывают воду и поднимают её в стебли, листья, цветки.

Чтобы растение не завяло его надо поливать:

(воспитатель, а затем дети – как правильно)

Стих про герань.

На окне в такую рань

Распускается герань

Круглые листочки

Пышные цветочки

Даже очень хороши

Так решили мы.

А вот перед нами ещё одно замечательное растение.

Дети, что это за растение?

(ответы детей – огонёк)

Это бальзамин (огонёк).

В народе его ещё называют (огонёк), за его цветочки похожие на огоньки.

Давайте полюбуемся на это растение.

Это растение похоже на куст, не очень высокое, много листьев, листья маленькие (мелкие).

Цветочки маленькие и их много и они бывают разного цвета.

Цветёт это растение круглый год.

Стих об этом растении.

Стоит за окошком

Весенний денёк

Стоит на окошке

Цветок огонёк

Малиновым цветом

Цветут лепестки

Как будто и вправду

Зажглись огоньки

Его поливаю, его берегу

Его подарить никому не могу.

Воспитатель:

Дети, а как называется это растение?

(показываю фиалку)

Это растение называется фиалка.

Посмотрите внимательно и скажите, что есть у фиалки?

Какой формы листья

Какого цвета

Есть ли цветки

Какого цвета

У фиалки есть листья, цветки(если цветёт), стебель и корень.

Стебель у фиалки очень короткий.

Листья крепятся от корня.

Цветки у фиалки разного цвета – белые, розовые, фиолетовые, сиреневые.

Стихи о фиалке.

Фиалки цветут на окне

Сиреневым ярким цветом

С утра улыбаются мне

Они солидарны с летом.

Фиалки цветут для души

Как раз на мои именины

Свежи и так хороши

Ещё по- детски ранимы.

Физкультминутка.

Я прошу тебя цветок

Подними-ка свой листок

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

Стебель наклони слегка

Вот зарядка для цветка

А теперь росой умойся

Отряхнись и успокойся

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!

Воспитатель:

Дети, а теперь давайте обобщим всё, о чём сегодня узнали.

У всех растений есть:

  1. цветки, когда растение цветёт.

А кто знает, какое сейчас время года?

(ответы детей)

Весной природа оживает, оживают и комнатные растения. После зимнего отдыха, с началом роста, растения надо обильно поливать и поставить на окно где много солнечного света.

А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Чтобы было если».

Чтобы было, если растение поставили в тёмное место?

(ответы детей)

Чтобы было, если растение забыли полить?

(ответы детей)

Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать.

(ответы детей)

Дети, я вам хочу сказать, что вы все молодцы, теперь вы знаете как ухаживать за растениями, чтобы в нашей группе было ещё красивее.

Давайте послушаем ещё одно стихотворение.

Прыгают синицы

Под окном моим

Радуются птицы

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно

Где зимою лето

Где цветов полно.

А сейчас мы с вами сядем за столы и раскрасим цветик- семицветик.

Раскрасим отдельно лепестки, листочки, и соберём его в аппликацию на отдельном листе.

Посмотрите, красивый получился цветок?

На этом наше путешествие закончилось.

Дети, вам понравилось наше путешествие?

(ответы детей)

Шкабарня Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14 "Солнышко"
Населённый пункт: Город Салаир,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по экологии "Уход за комнатными растениями"
Дата публикации: 21.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Уход за комнатными растениями»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально

Коммуникативное развитие, речевое развитие.

Программное содержание:

Развитие

интереса

к комнатным растениям,

наблюдать и ухаживать за ними.

Формировать

умение определять комнатные растения,

нуждающиеся

уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий.

Создавать условия для правильного планирования своей деятельности и

распределения обязанностей между собой.

Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.

Совершенствовать диалогическую речь, уметь выстраивать диалог.

Обогащать речь детей глаголами, прилагательными, сравнениями.

Формировать умения правильно употреблять слова в речи.

Способствовать количественному накоплению слов для содержательного

Уточнять и закреплять знания детей о способах ухода за растениями и о

последовательности работы.

Закреплять знания о действиях с инвентарем.

Воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, желание наблюдать

и ухаживать за ними.

Предварительная работа:

комнатных

растениях,

наблюдения

художественной литературы, заучивание стихов и отгадывание загадок.

Методы и приемы:

наглядный,

словесный,

практическая

деятельность детей.

Материалы и оборудование:

Комнатные растения, оборудование для ухода за ними (тазы, тряпочки, лейки,

опрыскиватели, стеки, кисточки, щеточки).

Ход занятия:

Воспитатель подходит к уголку природы и берет в руки «Берегиню».

Воспитатель: Спрашивает у «Берегини»

«Подумай и скажи, что нужно

растениям, чтобы они хорошо росли? (Забыла?)

Давай загадаем нашим детям загадку.

Загадка: «Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут»

Зимой цветут, какие цветы? (комнатные).

Скажите, а почему они называются комнатными растениями?

Растения, которые выращиваются в помещении.

Воспитатель: Дети давайте поможем нашей кукле «Берегине» вспомнить, что

нужно растениям, чтобы они хорошо росли? (тепло, солнце, вода, уход за

Воспитатель:

Правильно

опрыскивать

протирать растения. И сегодня мы будем продолжать очищать растения от

Воспитатель: Как вы думаете, для чего это надо делать? (для того, чтобы

растения дышали)

Растения дышат с помощью листьев. Поэтому листья должны быть всегда

Воспитатель:

Скажите, по каким признакам можно определить растение,

нуждающееся в уходе? (сухая земля, листочки завяли, опали, постучать по

В нашем уголке природы много красивых и разных растений. Посмотрите на

них и скажите, чем они отличаются? (размером листьев, формой листьев)

А как называются наши растения? У каждого из нас есть свое имя и у цветов

название

(бальзамин,

сансевиерия

бегония).

Какие бывают листья у растений? (гладкие, опушенные, мелкие) и выберем

способ очистки растений от пыли.

У этих растений листья отличаются друг от друга. Как мы будем очищать их

Правильно.

протираем

тряпочкой.

Растения

мелкими листьями ставим в тазик и опрыскиваем. Растения с опушенными

листьями очищаем при помощи щеточки, кисточки.

Давайте сейчас мы немножко отдохнем и посмотрим, нуждаются ли наши

растения в уходе?

Физминутка.

«На лугу растут цветы».

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут.

Воспитатель: А сейчас подойдите к уголку природы, аккуратно возьмите

комнатные растения и поставьте их на стол.

Что нам надо для ухода за растениями?

(лейка с водой, кисточки для очистки, стеки для рыхления, пульверизатор,

салфетки, тазик с водой, клеенчатые фартуки, тазик для опрыскивания).

Как очистить от пыли сансевиерию? (обтереть влажной тряпочкой)

Почему? (листья гладкие, прочные, вытянутой формы).

растения

листочками

опрыскивать

пульверизатора. Кто будет опрыскивать растения, кто протирать?

Воспитатель:

ухаживать

растениями

опушенными листьями. (Фиалка).

Потрогайте фиалку и сравните с сансевиерией. Есть разница, какая?

(у сансевиерии

листья гладкие, большие, длинные,

а у фиалки листочки

маленькие,

опушенные).

опушенные?

волосками).

Вот такие растения мы очищаем от пыли с помощью кисточки или щеточки

(показать). Листья фиалки боятся воды. Они могут загнить (поливаем в

Воспитатель берет в руки стеку и спрашивает для чего она (рыхлить землю,

чтобы корни дышали). Землю нужно взрыхлять на поверхности, глубоко

рыхлить нельзя. Почему? (чтобы не повредить корни).

Показать, как правильно рыхлить землю.

Уточнить и закрепить знания о процессе ухода за комнатными растениями.

Подчеркнуть,

растений

особенностей листьев. От этого же зависит выбор орудий труда.

Воспитатель напоминает, что нужно надеть фартуки.

Дети выполняют работу. Воспитатель помогает советами, помогает в работе

если нужно.

В конце занятия итог. Отметить, что все дети хорошо потрудились, правильно

рыхлили землю, удаляли пыль с растений, опрыскивали, поливали.

Теперь наши цветы будут хорошо расти и цвести. Все работали, дружно

помогая друг, другу. Молодцы, все потрудились на славу.

Как вы думаете, вы все справились с заданием?

привести

аккуратно в шкаф.

Берегине понравилась ваша работа, и она решила подарить еще один цветок в

уголок природы.

Внести в группу цветок (Фикус). Рассмотреть растение и определить способ

Экологию, друзья, изучаем мы с утра.

В уголке природы нашем много зелени, цветов.

И названия, конечно, мы все знаем, «будь здоров»!

Есть фиалка голубая и бегоний штуки три,

Бальзамин и сансивиерия, словно щучьи хвосты.

Мы их моем, поливаем, рыхлим землю, удобряем

И хотим, чтоб тут всегда была зелень, чистота!

Тема: Знакомство с комнатными растениями

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Конспект НОД, направленной на развитие познавательного интереса детей к природе, желания активно изучать природный мир, формирование у детей стремления к исследованию, и экспериментированию с комнатными растениями. Предлагаю Вам конспект занятия для детей второй младшей группы (3 - 4 года). Этот конспект, направлен на воспитание у детей любви, заботы о комнатных растениях.

Цель: создать атмосферу радостного настроения;

Задачи: Обучающая - учить узнавать и называть части растения;

Развивающая - развивать сосредоточенность внимания и запоминания,

Воспитательная - воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения и умения ухаживать за ним.

Словарная работа: активизировать речь детей словами «корень, стебель, листья, цветок»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с комнатными растениями, чтение стихотворений и сказок о цветах, беседа о растениях.

Методы: наглядный, словесный, практический.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Вы согласны?

Ответы.

Воспитатель: А путешествие мы совершим в наш уголок природы. Отправляемся?

Ответы.

Воспитатель, вместе с детьми, стоят возле уголка природы.

Воспитатель: Ребята вы заметили, что изменилось в нашем уголке природы?

Ответы: Появились новые цветы.

Воспитатель: Правильно. А кто из вас ребята принес эти цветочки?

Дети отвечают.

Воспитатель: А может Егорка знает, как называется цветок, который он принес?

В ответ тишина.

Воспитатель: А ты Катюша знаешь название своего цветка?

Тоже в ответ тишина.

Воспитатель: Ребята, цветок, который принес Егор - называется фикус, а цветок, который принесла Катюша - называется бегония. Красивые названия, правда?

Ответы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти цветы. Они похожи?

Дети: листочки зеленого цвета, растут в земле, на одном цветке есть цветочки, а на втором нет…

Воспитатель: Молодцы, но обратите внимание, листочки похожи на наших цветах?

Дети: нет.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Ответы: на одном цветке они с узором, а на втором просто овальные.

Воспитатель: А как вы думаете, на ощупь они разные или одинаковые?

Дети: мнения детей расходятся.

Воспитатель: Давайте мы с вами потрогаем листочки на наших цветочках, и убедимся разные или одинаковые листочки?

Дети отвечают: разные на ощупь, на одном цветке гладкие, а на другом пупырчатые, одни сухие, вторые влажные.

Воспитатель: Ребята, а цветы, которые растут у вас дома, как называются?

Дети: комнатные.

Воспитатель: Комнатные растения - это очень красивые цветы.

Комнатные растения относятся к живой природе.

Они питаются.

Все комнатные растения растут.

Ребята, а скажите мне, почему эти цветы называют комнатными?

Ответы: Комнатные растения - растения, которые выращивают в помещении, а не на улице, в специальных горшках на подоконнике.

Воспитатель: Скажите, а откуда у нас появились комнатные цветы?

Дети: их можно купить в цветочном магазине, а можно вырастить самим.

Воспитатель: Ребята, какие условия необходимы для жизни растений?

Дети: для роста растений необходимо тепло, их нужно поливать, рыхлить, необходимо опрыскивать и мыть листья растений, для роста растений необходим свет.

Воспитатель: А они могут расти в лесу, на лугу?

Дети: нет.

Воспитатель: А почему комнатные растения не могут жить в другом месте?

Дети: оно же комнатное и может жить только в доме и тепле. Оно нуждается в заботе и уходе.

Воспитатель: А как вы думаете, в какой заботе нуждаются комнатные цветы?

Дети: Его нужно поливать, рыхлить землю, мыть листочки от пыли.

Воспитатель: Предлагаю рассмотреть внимательно наши цветочки. Кто знает, как называются части из которого, состоит растение, а точнее, нужно назвать части, из которого состоят наши цветочки?

В ответ тишина.

Воспитатель рассказывает детям, что у каждого растения есть: корень, стебель, листья, цветок, для чего они служат растению.

Воспитатель: приглашаю вас немного отдохнуть, небольшая физминутка:

Физминутка.

Говорит цветку цветок.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок».

(дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

(вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка.

(наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Воспитатель: Немножко отдохнули, возвращаемся в наш уголок. Посмотрите на слотах возле цветов лежат разные предметы. Как вы думаете, для чего они нужны?

Дети отвечают.

Воспитатель: Конечно для ухода за растениями. Хотите ими поработать?

Дети: да.

Воспитатель: возьмите каждый по одному предмету в ручки, скажите, что вы взяли в руку, и что вы будете делать этим предметом, и зачем?

Дети рассказывают, для чего нужен каждый предмет и что они будут делать.

Воспитатель: Я вам предлагаю побыть немного садовниками или огородниками. Приступайте к своим обязанностям.

Молодцы, все.

Давайте послушаем Аленку, зачем она рыхлили землю цветам?

Ребенок рассказывает.

Воспитатель: А теперь нам Феденька расскажет, зачем он поливал цветочки?

Федя рассказывает.

Воспитатель: Ребята, а что нужно, чтобы вырастить комнатное растение?

Дети: Горшок. Земля. Песок. Вода. Черепки. Палочка. Совочек. Черенок.

Воспитатель: А вы можете мне сказать, для чего нужны комнатные растения?

Дети: Комнатные растения очищают воздух.

Среди комнатных растений есть лекарственные.

Комнатные растения создают уют.

Комнатные растения поднимают настроение, обладают приятным ароматом.

Комнатные растения выделяют кислород.

Воспитатель: вы все большие молодцы, потрудились от души. Давайте подведем итоги нашего мероприятия.

Ребята вам понравилось наше занятие?

Как называются цветы, о которых мы с вами сегодня беседовали?

Где живут эти цветы?

Зачем нужно ухаживать за цветами?

Какого цвета цветы?

Как называются части наших растений?

Воспитатель: А теперь можно всем присесть на свои места и немного поиграть. Я вам на столы положили игры: «Разрезные картинки», «Собери целое из частей», «Дорисуй недостающую часть растению»

А домашнее задание вам: совместно с родителями посадить и вырастить дома цветочек, по желанию можно принести в сад или предоставить фотооточет о проделанной работе.

Закрепление знаний детей о комнатных растениях и их строении. Уточнение представления о том, что растения вырастают из семян. Учить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Учить сажать проросший горох. Развивать речь, мышление, мелкие мышцы пальцев, поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по экологии

в старшей группе

на тему:

«Путешествие в страну комнатных растений»

Предварительная работа:

Беседа, уход за комнатными растениями, серия наблюдений за комнатными растениями: особенности внешнего вида, строение. Серия опытов: посадка растений, длительные наблюдения за их ростом, составление описательных рассказов о растениях.

Каждый ребенок получает несколько семян гороха. Обращается внимание на величину горошин, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Сравнение с семенами фасоли. Объяснить необходимость влаги для проращивания семян гороха. Семена гороха замачивают, и перед детьми ставится задача наблюдать за их изменением. Следующее наблюдение проводится при появлении ростков на семенах. Предложить детям сравнить сухие и проросшие семена. Обращается внимание на цвет и увеличение семян в размере, появление проростков. Устанавливается связь между изменениями, которые произошли, и наличием влаги.

Словарная работа: аспидистра, сансевьера.

Развивающая среда:

Комнатные растения, гербарий, плакат с изображением строения растений, емкость с семенами, лейка с водой, в ящиках с землей сделаны бороздки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня утром придя в детский сад, что я увидела! Оказывается, к нам в гости прилетел Карлсон и очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними он не знает, а потому одни он спрятал под стол, другие накрыл колпаками и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению…. А вот и он!

(Воспитатель выводит Карлсона)

Воспитатель: Ой-ой-ой, Карлсон, что же бы ты мог натворить! Разве ты не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями?

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Я думал, что растения – это как игрушки и обращаться с ними можно так, как с игрушками. А разве не так?

Воспитатель: Вот видите, ребята, он совершенно ничего не знает. Давайте мы ему расскажем все, что мы знаем о комнатных растениях. Садись, Карлсон, рядом с ребятами и послушай.

Ребенок: Комнатные растения называются так потому, что они растут в горшках в комнате. Растения все разные, посмотри Карлсон, у них разные листья и цветы когда они цветут, и называются они по-разному. (Показывает и называет некоторые цветы).

Ребенок: Растения – они живые. Для того чтобы они росли и цвели за ними надо ухаживать: сначала надо посадить в землю, потом поливать водой, рыхлить землю и еще им обязательно нужны свет и тепло.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Карлсону поподробнее о строении растений.

(Воспитатель выносит плакат, на плакате растение в разрезе)

Воспитатель: Дети, вы узнали это растение?

Ребенок: Да, это герань. (Показывает указкой и рассказывает) . Это у растения корень – через него растение питается, пьет воду, для этого мы его и поливаем.

Это у растения стебель, это листья, через них растение дышит. Это цветы

Карлсон: А где же у этих цветов корень? (Показывает на растения в горшках) Я его не вижу…

Ребенок: Корень в земле, его не видно.

Воспитатель: Дети, а теперь давайте немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, Карлсон, выполняй вместе с нами!

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Солнце поднимается,

Цветочек распускается.

Солнышко садится,

Цветочек спать ложится.

Высокие, красивые

Цветы у нас растут.

А корни под землею

Для них водичку пьют

Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой

ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями

Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются

Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьями

Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями

Руки опустить вниз, ладони соединить обратной стороной, широко расставить пальцы.

Воспитатель: А еще, Карлсон, мы покажем тебе небольшой огород. Дети, давайте расскажем, что мы сажали и покажем, что у нас выросло. Карлсон, а ты знаешь из чего выращивают растения?

Ребенок: Растения выращивают из семян.

Воспитатель: Давайте сначала расскажем, как надо подготовиться к посадке растений.

Ребенок: Сначала надо приготовить землю, сделать бороздку, полить её, положить в нее семена, и присыпать землей.

Ребенок: Здесь у нас посажена петрушка, здесь укроп, а здесь зеленый лук.

(Дети с воспитателем и Карлсоном рассматривают сначала семена, а затем ростки петрушки и укропа).

Карлсон: Ой, а это что у вас? (Нечаянно смешивает фасоль и горох) Какие забавные игрушки!

Воспитатель: Это не игрушки, это тоже семена! Дети, давайте объясним все Карлсону.

Ребенок: Вот это (берет фасоль и показывает) - фасоль, она овальная, большая, бывает разноцветная. А это (берет горох) – горох, он поменьше, круглый и желтый.

Воспитатель: Дети, Карлсон нечаянно смешал, перепутал все семена, давайте разберем их.

Игра – соревнование «Разбери семена»

(развитие мелких мышц пальцев)

Воспитатель: Молодцы! Карлсон, а сегодня мы будем сажать горох. Что бы его посадить мы подготовили семена. Дети, что мы делали?

Ребенок: Мы замочили сухой горох, он набух, стал большим, затем появились ростки.

Воспитатель: Что для этого было нужно?

Ребенок: Для этого нужна вода и тепло.

Воспитатель: Вот наши семена проросли и их уже пора сажать.

(Все подходят к ящикам с землей. Воспитатель показывает подготовленные бороздки, показывает как надо сажать проросшие семена – ростком вниз – каждый ребенок берет по горошине и сажает в бороздку. Аккуратно прищипывают землей и поливают водой из лейки с ситечком).

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Славно мы с вами потрудились, а теперь можно и поиграть

Игра на координацию речи и движения

«На окне в горшочках»

Ребенок: Вот растет бегония –

Пышная красавица

Красотой своей она

Во всем мире славится

Ребенок: Меня фиалкою зовут.

Так называй меня и ты.

Пусть на окне твоем растут

Мои веселые цветы.