Когда вас спрашивают о том, какими вы располагаете личными ресурсами, что вы отвечаете? Вы перечисляете материальные блага - машины, квартиры, суммы на счетах? Рассказываете о своей замечательной работе или отменном здоровье? А может быть, о своих хороших друзьях и всегда готовых помочь родственниках? Или начинаете перечислять свои положительные качества и навыки? Вы уверены, что знаете обо всех своих талантах и способностях, а тем более все их используете?

Мои таланты и способности оказались чуть ли не единственным ресурсом, который помог мне преодолеть кризис среднего возраста. Они очень важны, особенно в материально трудные времена, когда не на что больше опереться.

Я предлагаю вам упражнение, которое поможет собрать способности в сундук, как сокровища. Если все они будут вами осознаны и вы будете их видеть, вы сможете по мере необходимости доставать любой и применять с пользой для себя.

Упражнение «Сундук талантов»

Выполнив это упражнение, вы соберете свою идентичность, свое «Я» не только из своих знаний о себе, но также из мнений, наблюдений и проекций окружающих вас людей. Упражнение состоит из четырех этапов.

1. Составьте список своих талантов и способностей, разделив их на две части: те, что используете, и не используете.

Я использую ораторское мастерство, литературные, художественные и другие способности. Почти не использую педагогические и организаторские способности. Потому что до недавнего времени не замечала, что они у меня есть. А еще потому что признать организаторские способности мешает внутренний критик, запрещающий быть властной и доминировать. Для этого внутреннего критика организовывать что-либо значит командовать и управлять людьми - на это есть внутренний запрет.

Увидеть эти способности мне помогло как раз данное упражнение, а присвоить их помогла работа с внутренним критиком.

2. Разошлите знакомым список с вопросами о вас.

Я предлагаю следующие вопросы:

  1. Если бы тебя спросили, кто такая(ой) (ваше имя), что бы ты ответил(а)?
  2. В чем ты видишь мои сильные стороны?
  3. Какие свои сильные стороны я не использую? Как бы мог(ла) использовать?
  4. Какие у меня слабые стороны? В чем ты видишь мою зону ближайшего развития (таланты, которые ощущаются и просятся быть реализованными)?
  5. В какой ситуации ты обратился бы ко мне за помощью? Почему? Чем я мог(ла) бы помочь?
  6. В чем моя уникальность?

Опросник нужно послать минимум троим знакомым. Но чем больше ваших знакомых ответят на вопросы, тем лучше: вы узнаете о себе больше.

Часть респондентов должны знать вас более 10-15 лет - они помогут собрать те таланты, которые вы проявляли в молодости, а потом, возможно, забыли.

Часть - от года до 10 лет. Они обнаружат те таланты, которые есть сейчас, но слабо проявлены.

И еще часть - новые знакомые. Они пока плохо вас знают и создают представление о вас из своих проекций. Они заметят новые таланты, которые проявились не так давно и которые не видно «замыленным» глазом.

3. Проанализируйте полученную информацию.

Соберите всю полученную информацию в таблице Excel и проанализируйте ее. Вы увидите, как мнение о вас третьих лиц обогатит ваши представления о себе.

Сами тоже ответьте на эти вопросы. Самые важные вопросы, по моему мнению, про неиспользуемые таланты и зону ближайшего развития. У меня было много ценных инсайтов. Например, про то, что я мало использую свои актерские способности или умение достигать цели. Или про мои зоны ближайшего развития - умение отстаивать свои границы и внутреннее спокойствие.

— Этапы раскрытия таланта
— Как самостоятельно найти свой талант
— Техника Анализа Предназначения Человека (АПЧ)

Как открыть в себе талант, можно ли развить способности практически с нуля? Существует определенный путь, который в разном темпе, но все равно проходят все талантливые люди:

Человеку с определенными наклонностями становится интересна определенная область нашей жизни. Он просто интересуется этой темой, старается узнать что-то новое, накапливает материал, знания.

На этой стадии человек пытается копировать чужие работы, это уже более глубокое погружение.

Следующая стадия характеризуется попытками создать что-то свое, то, чего еще никто до тебя не делал. Неважно, в какой области это происходит: в компьютерном дизайне или валянии валенок, в кузнечном ремесле или в выращивании новых сортов малины – если в процесс вложена душа и в результате появляются авторские вещи, значит, талант появился на свет.

6) Не пытайтесь быть похожим на мировых знаменитостей. Не стоит забывать, что каждый человек талантлив по-своему, и, если вы не умеете петь так, как ваш кумир, это не значит, что вы во всем хуже его. Возможно, в другой сфере вы намного более талантливы;

7) Можно пройти специальный тест на определение особенностей вашей личности. В частности, вы можете использовать такие известные исследования, как тест Девида Кейрси или тестирование по Майерсу-Бриггсу. В результате прохождения подобных тестов вы не узнаете, к чему конкретно у вас имеется врожденный талант, но сможете разобраться, в каком направлении вам следует двигаться.

— Техника Анализа Предназначения Человека (АПЧ)

Шаг №5. Отбрасываем всё лишнее.
Сейчас самое время применить фильтр актуальности к списку мечтаний из категории “быть”. Есть простой способ определиться с мечтами, которые действительно важны для вас. Для этого последовательно визуализируйте каждый пункт, помеченный буквой “Б” и прислушайтесь к возникающим ощущениям и эмоциям. Визуализировать нужно от первого лица. Войдите в желаемую роль, о которой мечтали. Представьте, что эта роль уже является вашей действительностью. Что вы делаете в этот момент? Чем занимаетесь? Что видите и слышите? И, наконец, что чувствуете при этом?

Как только вы вошли в роль, обратите внимание на эмоции и ощущения. Затем оцените силу эмоций от 0 до 10. Ноль означает, что эта визуализация вообще не вызывает никаких эмоций. Ноль — это полное равнодушие. Десятка – это высокая степень позитивности ощущений. Это радость, наслаждение и ощущение счастья.
Поставьте оценку эмоциональной силе напротив пункта меню. После этого оцените важность этой мечты для вас по шкале от 0 до 10. Если оценка “ноль”, значит мечта абсолютно неважна. Оценка “десять” говорит о наивысшей степени важности и актуальности для вас.

Пройдитесь по каждому пункту и поставьте оценку по эмоциональной шкале и по шкале важности.

Шаг №6. Безжалостно вычёркиваем.
Теперь вычеркните мечты, получившие на предыдущем шаге самые низкие оценки. Это мечты, от которых вы прямо сейчас можете раз и навсегда отказаться. Они больше не актуальны для вас в настоящий момент.

Шаг №7. Группировка качеств.
Итак, перед вами реальный список ваших врождённых наклонностей, сформулированный в виде мечтаний. На этом этапе они беспорядочно свалены в одну кучу. Сейчас будем их структурировать, раскладывать по полочкам и давать им названия.

Проанализируйте свои мечты, и вы заметите, как хорошо они группируются друг с другом. Скорее всего, у вас сложится впечатление, что все ваши мечты отлично объединяются в одну или несколько больших групп и гармонично дополняют друг друга.

Завершив анализ, вы совершенно четко осознаете свою роль в этой жизни. Потому что все ваши мечты будут об одном! Для группировки пунктов рекомендую нарисовать стрелочки между ними.

Шаг №8. Даём названия группам.
Посмотрите на сгруппированные пункты и дайте названия каждой группе. Название группы должно говорить о вашем врождённом таланте, который породил целую цепочку связанных между собой мечтаний. Вы сами почувствуете, как необходимо назвать ваши группы.

Шаг №9. Ищем связи между группами.
Мы почти закончили! Осталось понять, как группы связанны друг с другом. Для этого выпишите полученные группы в отдельный список.
Посмотрите на список групп и подумайте, как существование одной группы поддерживает существование другой? Практика показывает, что группы всегда имеют взаимоподдерживающие связи.

Шаг №10. Ищем применение вашим талантам.
Подумайте и запишите все возможные варианты реализации своих талантов в реальной жизни. Составьте список всех возможных практических применений своим дарам. Чем больше вариантов, тем лучше.

Шаг №11. Окончательно определяемся с любимым делом жизни!
Записали список возможных применений своим талантам? Теперь оцените каждый пункт полученного списка по десятибалльной шкале. Десять – это очень желанный вариант. Ноль – это наименее приемлемый вариант.

После этого, вы окончательно проясните конкретное направление, которое действительно стоит вашего внимания. Это направление принесёт вам успех, радость в жизни и, конечно же, хороший доход.

Поздравляю, вы нашли себя!

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Многих людей, время от времени, волнует вопрос наличия талантов в себе, и главная сложность, разобраться в чем именно. Мой рецепт всегда один и тот же: не гадай, а берись за всё подряд и делай. Не нужно бояться, не нужно рассуждать- получится или не получится. Именно так я поступаю всю свою жизнь, и каждый раз удивляюсь, как много я оказываются умею, как много оказывается мне может нравиться, и как много мне еще хочется перепробовать.

Здесь сложность только одна-любой намек на талант нужно превратить в навык, а для этого требуется большое количество времени. Но не так уж и большое, по сравнению с теми результатами, которые могут получаться, при развитии этих навыков.

Рассуждениями о таланте, с вами делится мой коллега Сергей Марченко.

Теперь я знаю свой талант…

Сколько себя помню, меня интересовали разные области: ходил в разные спортивные секции, творческие кружки, углубленно изучал различные предметы в школе и вузе… В общем, искал «свое дело», думаю как и вы.

И вот однажды, активно занимаясь личным развитием и повышением осознанности, я понял, что для этого мне нужно определить свой талант. Искал различные методы, способы, техники… Но ничего мне не подходило.

Тогда я, как профессиональный системотехник, решил объединить известные мне методы, и создать свой авторский метод. И вот что у меня получилось…

Для полноценной жизни человеку как можно раньше нужно определить ее главный аспектнаправление .

Если человек выбрал не правильное направление, например, делать что угодно только ради денег, то он может довести себя до стресса и депрессии, потому что его занятия будут доставлять только раздражение. В конечном итоге, человеку придется изменить направление, чтобы стать более счастливым и получать удовольствие от своих дел и их результатов.

Чтобы узнать, в каком направлении следует развиваться, необходимо определить свой талант.

Талант — это уникальные особенности человека, формируемые при его рождении и определяющие предметную область и специализацию, в которой он должен заниматься деятельностью, развиваться и принести наибольшую пользу для нашего мира, реализовав свое предназначение.

Талантом обладает каждый человек с рождения . Он являются неким «семенем», из которого может вырасти успешный и полезный человек. Но чтобы им стать, человек должен много трудиться – «успех на 10% состоит из таланта и на 90% из труда». Отсюда вытекает один из признаков таланта: дело, которым можешь заниматься долго, успешно и без принуждения, соответствует таланту.

Чтобы найти такое дело, нужно получить опыт в различных предметных областях. С его помощью можно определить, что лучше получается, что дает больше удовлетворения, чем приносишь больше пользы людям. Опыт покажет склонности человек к выполнению тех или иных дел.

Истинный талант можно обнаружить в любом возрасте, даже если уже были достигнуты некоторые успехи совсем в других областях. Например, великий американский математик Джон Нэш в детстве не любил математику. Но позже его назвали гением и наградили нобелевской премией за научные труды в теории игр.

В некоторых странах существуют традиции, как определить талант ребенка. Например, в Индии перед младенцем раскладывают различные предметы, например, книги, деньги, оружие и т.п. К чему он поползет и начнет играть, то и будет сферой его деятельности в будущем.

Чтобы самостоятельно определить свой личный талант можно воспользоваться следующим методом .

Запишите вопрос «Каковы мои склонности?», сконцентрируйтесь на своих мыслях и запишите абсолютно любые ответы, возникающие в голове. Результатом должен стать список дел, которыми нравится заниматься или которые хотелось бы попробовать сделать.

Далее необходимо сконцентрироваться на эмоциях . Медленно перечитывайте список склонностей и представляйте, как этим занимаетесь. Некоторые пункты будут вызывать приятные эмоции. Запишите их в отдельный список «Склонности с эмоциями».

Далее необходимо объединить полученный список в единое целое. Нужно найти связи между отдельными пунктами и сформулировать, что между ними общего. Должна получиться цепочка, которая не может существовать без одного из звеньев.

Результатом объединения склонностей, вызывающих эмоции, в единую систему и будет формулировка личного таланта. Она может состоять из нескольких способностей (организовывать, управлять, контролировать…) и предметных областей, которые будут дополнять друг друга. Напишите на листе «Мой талант» и ниже запишите полученную формулировку.

Например, после применения этого метода я получил такую формулировку своего таланта:

Систематизировать знания о мире для создания средств и организации процессов, повышающих эффективность и успешность достижения целей, развития и самореализации.

Более подробно о таланте и новом методе его определения я расскажу в своем бесплатном вебинаре «Как определить свой талант ». Чтобы посетить его перейдите СЕЙЧАССЮДА .

С уважением, Сергей Марченко .

Профессиональный коуч и эксперт по системному личному развитию

Способности - это индивидуальные качества, которые есть у каждого из нас.

Благодаря им мы можем успешно осуществлять ту или иную деятельность.

Это не полученные навыки, знания, умения. Хотя и они тоже важны. Способности - это изначальная предрасположенность к в определенном роде занятий, работы, творчества. Это возможность достигать необходимых результатов с минимальными затратами.

У кого они есть? У всех!

В основе любых способностей лежат задатки - наши природные, биологические качества, с которыми мы рождаемся. Это особенности строения нашего тела, двигательного аппарата, органов чувств, мозга и т.д.

Память, мышление и воображение не являются способностями. Это психические процессы. Но их качество, быстрота, интенсивность влияют на реализацию наших способностей, на то, насколько мы сумеем их применить.

Конечно, приобретенные знания, умения, навыки свидетельствуют о наличии способностей. Но, скорее, они все-таки говорят о чертах характера, нежели о врожденной предрасположенности.

И вот что важно! При отсутствии даже большие задатки не становятся способностями. Зато при надлежащем воспитании даже из небольших задатков могут развиться выдающиеся способности. Получается, что не только растения нуждаются в надлежащем уходе и культивировании, но и мы с вами. Иначе чахнут не только цветы, но и наши задатки и способности.

Хотите успешно проявлять способности? Сочетайте их со своим темпераментом

Чтобы понять, к чему вы наиболее предрасположены, важно знать, . Темперамент может способствовать или препятствовать проявлению ваших способностей. Например, холерик не может долго быть усидчивым, поэтому даже если у него есть художественные способности, он не сможет заниматься некоторыми видами искусства. Например, не сможет расписывать мелкие миниатюры или заниматься точечной графикой. Ему больше подойдет монументальная живопись или создание плакатов.

Темперамент сам по себе не имеет отношения к способностям. Но он важен для выбора той области деятельности, в которой вы сумеете максимально эффективно воплощать свои способности и быстро добиваться успеха.

Чтобы найти свои способности, надо многое пробовать

Как можно понять, есть у кого-то способности к той или иной деятельности или нет? Их наличие можно определить по быстроте, глубине и прочности обучения какому-то виду деятельности, скорости овладения ее приемами.

Например, если ваш ребенок на детской площадке лучше всех умеет качаться на кольцах, бесстрашно и ловко забирается на верх лестницы, готов часами упражняться на брусьях и других детских тренажерах, то это говорит о том, что у него есть способности к спортивным, физическим видам деятельности.

А если он моментально запоминает мелодии, легко повторяет их звучание и ритм, любит слушать музыку, в том числе симфоническую, то, скорее всего, в нем заложено музыкальное дарование. И т.д.

Чтобы вовремя выявить способности, наблюдайте за ребенком. Присматривайтесь к тому, что он быстро схватывает и запоминает, что он умеет делать лучше других детей.

Ученые считают, что способности формируются и развиваются в деятельности. Если вы хотите узнать, какими способностями обладает ваш ребенок, отправьте его заниматься в : рисования, музыки, иностранного языка, гимнастики и т.д. Привлекайте его к домашним работам: пусть он помогает вам украшать интерьер, печь пироги, ухаживать за животными, младшими братьями и сестрами. Наблюдая за ним в процессе деятельности, вы сможете заметить то, к чему он предрасположен. Со временем это поможет вам определиться - где ему лучше учиться, какую профессию выбрать.

И вот что еще важно. Между способностями и талантом (не говоря уже о гениальности) есть разница. Она заключается в том, что способный, талантливый человек может использовать свой , а может и нет. А у гения все сложнее. Он является заложником своего дара: он физически не может не работать в той области, в которой он одарен. Если его лишают возможности заниматься ею, то для него это худшее наказание. Поэтому если вы замечаете, что вашего ребенка невозможно оторвать от рисования, он постоянно что-то рисует, и другие занятия ему не интересны, то это явный повод задуматься о дальнейшем серьезном развитии его дара. Как говорится, этот тот случай, когда нельзя «зарывать талант в землю».

В детстве мы все много мечтаем, обо всем подряд, и мы верим, что наши мечты рано или поздно сбудутся. Со временем, мы становимся взрослыми и перестаем мечтать, а часто даже гоним от себя воспоминания о детских несбывшихся мечтах. И жизнь становится серой и бессмысленной, но зато как у всех. Если вы не хотите жить как все, предлагаю вам раскрыть в себе талант.

Часто люди даже не подозревают о своих способностях, они не знают, что у них есть талант. Люди слишком ленивы, чтобы заниматься самопознанием. И только случай может внезапно показать нам способности, которые скрыты внутри нас.

Как найти свой похороненный талант?

Все дети получают не один, а множество талантов. И все зависит от условий, в которых они растут. Мы должны замечать и создавать хорошие условия для развития, по крайней мере, одного из этих талантов. Ваши дети в будущем могут стать художниками, музыкантами, спортсменами, учеными, полиглотами. Все это находится внутри каждого, и в зависимости от условий может быть легко, или не так легко, развито. Талантливые люди сегодня считаются своего рода "элита", они известны, люди говорят о них, СМИ о них пишет. Но их единицы, а как же остальные, где их талант? Ответ прост - талант похоронен внутри них.

Талант - это дар Природы, умноженный на ваши усилия. Он может быть обнаружен, когда мы работаем над ним. И никогда не бывает слишком поздно, чтобы обнаружить и развить свой талант. Главное, что вам нужно, это огромное желание. Например, каждый может научиться рисовать, несмотря на возраст. Плохие оценки по рисованию в школе не означает, что у вас нет таланта, но означает, что вы не получили ключ к нему. Другими словами - талант - это умение и привычка быстро осваивать все новое.

С самого рождения человек вынужден постоянно учиться: в начале есть, ходить, разговаривать, читать, писать.... Затем он идёт в школу, что бы освоить общеобразовательную программу, которая позволит ему опять учиться, что бы получить профессию, стать хорошим специалистом или квалифицированным рабочим. Но всё это не является гарантией того, что мы добьемся успеха в нашей жизни. Шансы на это могут быть увеличены за счет знания наших талантов в сочетании с нашими знаниями и опытом.

Кроме этого, творческие люди лучше справляются с различными проблемами и стрессами. Они концентрируют свою энергию и свои силы для преодоления препятствий и разрешения внутренних и внешних конфликтов.

Учёные установили, что за рациональность принятия решений на заданные нам жизнью вопросы отвечает левое полушарие нашего мозга, его называют ещё "логическим", а за эмоции отвечает - правое. Когда мы попадаем в замкнутый круг проблем и трудно представляем себе выход из такой ситуации, так как некоторые проблемы могут быть слишком сложными для рационального мышления, начинают проявляться агрессивность или апатия, развиваются различные болезни, происходит, как бы, перенапряжение нашего «логического» полушария. В такой ситуации важно включить в работу «эмоциональное» полушарие и дать мозгу возможность расслабиться, отвлечься, перевести проблему из сферы логического решения в сферу чувств и интуиции. Активизация правого полушария позволяет посмотреть на существующую проблему с новой точки зрения и на подсознательном уровне, интуитивно, способствует её решению, а в результате происходит выздоровление.

Природа, создавая человека, предполагала равнозначное участие и взаимодействие обоих полушарий в работе мозга. В реальной жизни человеку приходится чаще использовать своё логическое мышление для решения текущих проблем, которые, почему-то, никогда не заканчиваются. Вот и получается, что искусство для человека вместо повседневной потребности наряду с "хлебом насущным" превращается в дозированное лекарство.

Прямо сейчас вы можете сделать первые шаги, чтобы узнать, какие таланты скрыты внутри вас за вашими страхами и самокритикой.

Закройте глаза на 15 минут, насладитесь тишиной и возможностью побыть наедине с собой, забудьте обо всем. Затем ответьте честно на следующие вопросы:

1. Когда я был ребенком, моя любимая игрушка (игра) ...

2. Когда я был ребенком, лучший фильм, который я видел был...

3. Я делаю это крайне редко, но мне нравится...

4. Если бы у меня всегда было хорошее настроение, я бы...

5. Если бы не было поздно, я бы...

6. Мой любимый музыкальный инструмент...

8. Если бы мой успех был заранее гарантирован, я хотел бы стать (сделать) ...

9. Если бы это не было глупой затеей, я хотел бы…

10. Музыка, которая улучшает мое настроение...

11. Я люблю одеваться... (как?)

12. Если бы у меня всегда было свободное время, я бы…

13. Какой бы подарок я хотел(а) получить?

Эти вопросы и ответы могут показаться странными, удивительными, неожиданными, но этот список может полностью изменить Вашу жизнь!

Проанализируйте ваши ответы... Они могут быть ключом к вашему таланту!

И не забудьте сделать себе подарок, тот самый, который вы написали в пункте 13.