Текущая страница: 3 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Почему при крещении человек получает имя святого?

Для чего Святая Церковь нарекает чад своих именами святых Божиих человеков или ангелов? Для того, во-первых, чтобы показать им, что назначение их быть святыми; для того, чтобы в соименных им святых они имели всегда присущий духу их образец духовного совершенства и, неуклонно взирая на него, старались осуществлять его в собственной жизни. Спаситель представляет нам для подражания высочайший образец совершенства нравственного в Самом Боге: будете совершены, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф 5:48); частнее и определеннее – в земной жизни и деятельности Своей: образе дах вам, да яко же Аз сотворих, и вы творите (Ин 13:15). Но прежде, нежели мы сделаемся способными возвыситься до подражания этому образцу всесовершенства, нам должно упражняться в подражании уменьшительным образам его, которые показаны нам в жизни святых Божиих человеков. Так как и эти образцы святости, по великому разнообразию и полноте совершенств, не могут быть все объяты и вполне осуществлены в жизни каждого из нас, то, чтобы еще более облегчить нам достижение святости, Церковь из многочисленного сонма святых Божиих избирает и представляет каждому из нас для подражания единого праведника, которого имя нарекает на нас. Как внятно и постоянно говорит нам о святости, как сильно побуждает к ней и обличает нашу порочность нареченное на нас святое имя небожителя! С этим именем, выну присущ нам сам праведник нам соименный, – сам он и побуждает и руководствует нас к добродетели и отклоняет от порока!

Хотите ли видеть опытные – небесные свидетельства о существовании благодатного союза святых Божиих с теми, на которых наречены имена их?

Сами святые Божии человеки засвидетельствовали это деятельным участием своим в судьбах соименных им земнородных. Так, Святитель Христов Николай Чудотворец спасает от потопления в морском заливе юного инока Николая, исцеляет другого соименного ему юношу от обладания нечистым духом.

Боголюбивая чета, отправляя на брань единородного сына своего Георгия, идет в храм, посвященный великомученику Георгию, и там перед иконою его говорит: «Тебе, о святой великомученик Георгий, вручаем единородного возлюбленного нашего сына, которого по любви к тебе мы нарекли твоим именем! Ты будь ему Божием в пути и хранителем в брани и возврати его нам целым и здравым». И что же? Упование благочестивых родителей на особенное покровительство великомученика соименному с ним сыну их не посрамляется. Юный воин молитвою и охранением победоносца спасается от смерти среди губительнейшей брани; но, не избежав плена, по слезной молитве родителей, чудом великомученика, в день памяти его дивно исхищается из плена и поставляется в доме родительском, во время праздничной трапезы.

Если Церковь, нарекая чад своих именами святых Божиих человеков или ангелов, имеет намерение в соименных им святых человеках или ангелах указать им для подражания образцы нравственного совершенства, то, сообразно с этим намерением Церкви, каждый из нас, преднаписав мысленным очам своим образ нравственных совершенств соименного нам небожителя, должен стараться, при помощи благодати Божией, со дня на день яснее и полнее осуществлять его в своей жизни, сколько он применим к нашему званию, состоянию, значению и положению в обществе. Ты, например, наречен Иоанном во имя Крестителя Господня: подражай, сколько можешь, по условиям твоей жизни, его строгому воздержанию и девственной чистоте и, сколько позволяют тебе твое служение и значение в обществе, его ревности по благочестию.

Ты наречен Иоанном во имя апостола Иоанна Богослова: подражай Его нежной и глубокой любви к Иисусу Христу, ревнующей о спасении величайших грешников любви к ближним и, сколько можешь по роду жизни твоей, девственной чистоте Его.

Ты наречен Павлом во имя апостола Павла: подражай Его высокой, ничем не одолимой любви к Богу, от которой ни смерть, ни живот, ни ангел, ни начала ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь какая не могли разлучить его (Рим 8:38–39), – подражай его всеобъемлющей любви к человечеству (2 Кор 6:11–12), самоотверженной до готовности быть отлученным от Христа из любви к братиям его по плоти (Рим 9:3), его духовной мудрости, по которой он всем был вся, да всяко некие спасет (1 Кор 2:22), и, по возможности, его девственной чистоте. Ты носишь имя мученика или мученицы: подражай всепобеждающей вере мучеников и мучениц, их пламенной любви к Иисусу Христу, живому упованию, всецелому самопожертвованию и ничем не одолимому терпению, сколько это возможно в настоящем мирном состоянии христианства.

Ты носишь имя преподобного или преподобной: подражай, сколько можешь, девственной жизни преподобных, их нестяжательности и совершенному отсечению своей воли, деннонощным молитвам и богомыслию, строгому пощению, бесстрастью и беспристрастью ко всему в мире.

Таким ангелоподобным житием носящий имя ангельское должен подражать небесной жизни и деятельности святых ангелов. Аминь.

Какие обеты даются во время Таинства Крещения

Побеседуем об обетах, которые мы сами или за нас восприемники дают при крещении, и о благах, дарованных нам в этом таинстве.

Скажем сначала об обетах крещения.

Первый обет, произнесенный за нас пред купелью крещения нашими восприемниками, был обет отречения от диавола и всех дел его. Что это значит? Диавол есть дух злой, противник Божий, все, что ни делает он, делает вопреки воле Божией: он непрестанно грешит сам, непрестанно старается увлекать ко грехам и нас, так что всяк, творяй грех, от диавола есть (Ин 3:8) и все, творящие похоти его, суть его чада (Ин 8:44). Следовательно, мы обещались перед своим крещением никогда не грешить, не следовать внушениям диавола, не противиться воле Божией, но всегда и во всем исполнять ее. Увы! Кто из нас не сознается, как бы ни кратка еще была его жизнь, что уже давно он нарушил этот святой обет, нарушил стократно, тысячекратно, что каждый день, каждый даже час нарушает его несколько раз?

Вслед за отречением от диавола мы произнесли при купели крещения через своих восприемников другой обет – обет веровать во Христа и таким образом сочетаться Ему, – во свидетельство чего тогда же прочитан был за нас Символ веры. Но, чтобы действительно веровать во Христа, надобно знать истины веры, которые Он возвестил нам, чтобы не увлекаться в делах веры всяким ветром учения (Еф 4:14), надобно знать эти истины в том виде, в каком содержит и преподает их Святая Православная Церковь – столп и утверждение истины (1 Тим 3:15), чтобы вера во Христа соделалась для нас истинно спасительною, надобно, чтобы она была не верою только холодного рассудка, а вместе верою сердца: сердцем веруется в правду усты же исповедуется во спасение (Рим 10:10). Что же, с тех пор, как мы начали сознавать себя и пользоваться своими способностями, выполнили ли мы все эти необходимые условия для нашей веры? Изучили ли, и достаточно ли изучили спасительные истины, преподаваемые нам Православною Церковью? Воспитали ли в себе сердечную веру живую и непоколебимую? Можем ли от полноты убеждения сказать ныне, что мы веруем в нашего Господа и во все откровенное Его учение?

Два только обета произнесены за нас при крещении нашими восприемниками, – два обета, но – чрезвычайной важности. Представьте, что это были первые обеты, данные нами Богу; с этих обетов началось наше христианство, а главное – в этих обетах выражены самые существенные условия нашего вечного спасения: первым обетом мы обязались творить добрые дела, вторым – иметь веру во Христа; но вера и добрые дела и составляют то, без чего нам спастись невозможно.

Какие дары получает человек в Таинстве Крещения

На наши обеты, данные пред крещением, Господь отозвался двумя величайшими благами, дарованными нам в крещении.

Все мы родились в прародительском грехе, и потому все с самого рождения были виновными перед Богом и чадами гнева Его (Еф 2:3).

В Таинстве Крещения Дух Святой, сошедши на нас, возродил нас – потребил в нас все греховное, освятил наше естество, освободил нас от всякой виновности пред Богом, так что мы вышли из купели крещения совершенно чистыми от греха, невинными и святыми.

Вы были некогда грешниками, писал святой апостол к коринфским христианам, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:11). Таково было первое благо, дарованное нам в крещении! Где ж оно теперь у нас – это бесценное сокровище? Где чистота души, где непорочность сердца, где святость помыслов, чувствований и желаний, где наша первая невинность, полученная нами в бане пакибытия и обновления Святого Духа (Тит 3:5)?

Но мало того, что Дух Святой очистил нас от греха, освятил и оправдал в Таинстве Крещения, Он вместе сочетал нас Христу по вере нашей, усвоив нам Его заслуги, и соделал нас чадами Божиими: новое величайшее благо! Вси бо вы сынове Божий есте, говорит нам святой апостол, верою о Христе Иисусе:

Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Гал 3:26–27

А это высочайшее преимущество быть чадами Божиими, облеченными во Христа, – сохраняется ли нами в целости? Так ли мы живем, как прилично рожденным от Бога и сочетавшимся Христу? Елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божий (Рим 8:14); иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотъми (Гал 5:24); всяк рожденный от Бога, греха не творит, яко семя Его в нем пребывает (1 Ин 3:9). Можем ли приложить к себе все эти признаки?

Без дальних исследований, без долгих разысканий собственная совесть скажет каждому, что мы, увы, не соблюли ни обетов, данных при крещении, ни благ, полученных в крещении. Что же нам теперь делать?

Прибегнуть к Таинству Покаяния, существующему собственно для христиан; мы имеем полную возможность, при содействии благодати Божией, всегда готовой к нам на помощь, исправить свою жизнь, обновиться и быть святыми и непорочными перед Богом.

Воспользуемся же этими единственными, остающимися нам средствами для нашего спасения, принесем Господу искреннее раскаяние в наших грехах и постараемся, с Его благодатною помощью, переменить ваш образ жизни, чтобы нам снова сделаться такими, какими мы вышли из купели крещения.

О миропомазании

Как в жизни естественной человек, едва только родится в мир, имеет уже нужду в воздухе, свете и других внешних пособиях для поддержания своего бытия, для постепенного укрепления себя и возрастания: так точно и в духовной жизни, по рождении человека свыше, ему необходимы благодатные силы Духа Святого, которые служили бы для него и духовным воздухом, и светом, и при пособии которых он мог бы не только поддерживать свою новую жизнь, но и постепенно укрепляться в ней и возрастать. Эти-то божественные силы яже к животу и благочестию (2 Пет 1:3) подаются каждому, возродившемуся в крещении, через Таинство Миропомазания.

Миропомазание есть такое таинство, в котором возрожденному через крещение, по молитве к Богу, при помазании частей тела священным миром, с произнесением слов от совершителя таинства: «печать дара Духа Святого», свыше подаются дары Святого Духа, взращающие и укрепляющие его в жизни благодатной, то есть сообщающие ему силы усовершаться в жизни духовной.

Таинство Миропомазания установлено Самим Господом. Предсказывая неоднократно ученикам Своим о ниспослании от Отца Всесвятого Духа (Ин 14:16–17), Господь перед самым вознесением Своим повторил это обетование им:

Се Аз послю обетование Отца Моего на вы: вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше.

Обетование Господа исполнилось над апостолами в десятый день по вознесении Его на небо, когда Дух Святой сошел на них в виде огненных языков. (Деян 2:1), и исполнил их обильно дарами благодати. Апостолы Христовы, руководимые Духом Святым, совершали это таинство, то есть преподавали возвращающую и укрепляющую благодать Святого Духа возрожденным в крещении, посредством рукоположения или помазания священным миром, по предварительной молитве к Богу (Деян 8:14–16; 19, 6; 1 Ин 2:20, 27; 2 Кор 1:21–22).

Помазание частей тела со времен апостольских, как о том свидетельствует всеобщее употребление Вселенской Церкви, совершается крестообразно, чем дается разуметь, что дары Святого Духа подаются ради страданий и крестной смерти Единородного Сына Божия (Ин 7:39).

Помазуются священным миром все важнейшие части тела: чело, очи, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Чело помазуется для освящения ума и мыслей, очи, ноздри, уста и уши – для освящения всех чувств; перси или грудь – для освящения сердца или желаний и чувствований, руки и ноги – для освящения всех дел и всего поведения христианского.

Слова же произносимые при этом помазании: «печать дара Духа Святого» взяты из изречения святого апостола: утверждающий нас во Христе и помазавший есть Бог, Который и запечатлел нас, и даровал залог Духа в сердца наша (2 Кор 1:20–22). Запечатлел – отсюда печать, даровал Святого Духа – отселе дар Духа Святого. Как печать, приложенная к какому-нибудь акту на владение, делает самый акт достоверным и действительным и владение неотъемлемым; так и запечатление христианина священным миром служит непререкаемым свидетельством принадлежности его Богу и освящения всего состава его силою и действием Духа Божия. «Печатью Святаго Духа, – говорит святой Ефрем Сирин, – запечатлены все входы в душе твоей, печатью помазания запечатлены все члены твои. Царь как бы положил на тебя письмо свое, наложив на него печать огня (Мф 3:11; Лк 3:16), да не прочтут его чуждые и не испортят письмен».

Касательно святого мира, употребляемого при этом таинстве, должно заметить, что оно по своему вещественному составу есть благовонная масть, составленная из различных благовонных трав и ароматов. Оно освящается особенным торжественным и таинственным образом, только один раз в год, или даже и через два года, на Страстной неделе, в Великий Четверг, архиереем.

благий Господь в Таинстве Миропомазания обилием даров Своей благодати хочет, так сказать, обнять все существо человека, проникнуть во все силы и способности его, чтобы все одушевить и воспламенить огнем одной любви к Богу, все преобразить в один светильник, горящий во славу Божию.

Но такое обилие даров не должно нас располагать к нерадению о своем спасении. «Бог, – говорит святой Иоанн Златоуст, – готов спасти человека не принужденно, не против воли, но по доброй воле и расположению самого человека». Следовательно, наш непременный долг для своего спасения – в продолжение всей настоящей жизни, во всех своих внешних и внутренних действиях, с каждым днем более и более подчиняться силе и действию Духа Божия и таким образом постепенно усовершать себя и возрастать в жизни духовной.

Апостол говорит: «Духа не угашайте», то есть не полагайте преград действиям в вас Святого Духа, ни худыми помыслами или желаниями, ни порочными делами или своим нерадением и неповиновением воле Божией. Будьте всегда внимательны к себе; берегитесь грехов явных и тайных, ибо всякий грех удаляет от нас Духа Божия: но паче исполняйтеся Духом (Еф 5:18); старайтесь, чтобы Дух Святой всегда действовал в вас. Старайтесь всеми действиями своими привлекать Его, давать Ему свободу усовершать и укреплять вас в жизни духовной по Своей благой воле и премудрости. И чем внимательнее и усерднее будем мы следовать требованиям Духа и все делать по внушению Его, тем более Он будет открываться в нас и действиях наших, и тем более будем возрастать и усовершенствовать себя постепенно до того дня, в который бессмертная душа наша разрешится от этого бренного тела, переселится в горные обители, чтобы там восхвалять Его, Всесвятого Духа, Утешителя, со Отцом и Единородным Сыном Его, Спасителем вашим во веки веков.

Какие дары сообщаются в Таинстве Миропомазания

Апостол Павел учит: «Утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог». Апостольские слова относятся и к нам: и мы приняли веру во Христа, крестились во имя Святые Троицы, по учению Господа Иисуса Христа, и пребываем в этой вере, и надеемся через веру в Иисуса Христа получить спасение, по благодати Божией. И мы приняли помазание Святого Духа в Таинстве Миропомазания: так и нас Бог запечатлел и дал залог Духа. По той печати, которую мы получили от Бога, мы именуемся христианами, как помазанные Духом Христа Спасителя, как ученики Его, Христа и Бога нашего. По Дару Божию, мы приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Этот Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем или Ему последуем, неся крест свой, чтобы с Ним и прославиться (Рим 8:15–17).

Какие дары или какая благодать Святого Духа сообщаются верующим в Таинстве Миропомазания?

Таинство Миропомазания, как мы сказали ранее, сообщает нам благодать Духа, просвещающую и вразумляющую нас в истинах веры. «И вы помазание имате от Святога и весте вся, – писал христианам святой апостол Иоанн. – И вы еже помазание прияете от него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем; и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем» (1 Ин 2:20–27). «Сие помазание, – наставлял также святой Кирилл Иерусалимский новопросвещенных чад церкви, – сохраните непорочно, ибо оно само учит вы о всем (1 Ин 2:27), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна, говорящего и много об этом помазании любомудрствующего».

Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

2 Кор 1:21–22

Указывал своим слушателям и святой Кирилл Иерусалимский: «Вы помазаны… на персях, да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским (Еф 6:14–17). Ибо, как Христос по крещении и по наитии Святого Духа, исшед, победил супостата (Мф 4:1), так и вы по Святом Крещении и по Таинственном Миропомазании, облекшеся во всеоружие Святого Духа, стали против силы супостата, и оную побеждаете, восклицая: вся могу о укрепляющем мя Христе».

«Дух Святой освящает все существо наше, – говорят восточные патриархи, – через помазание чела освящает ум наш и мысли, чтобы мы думали только о том, елика суть истинна, елика честна, елика правед-на, елика пречиста, елика прелюбезна елика добро хвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала (Флп 4:8); через помазание груди освящает наши чувствования и желания, чтобы мы любили не мир и яже в мире, а Бога и Божие; через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали одно только доброе, через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека, – одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и Дух страха Божия (Ис 2:23), из коих три преимущественно относятся к просвещению разума, а последние к наставлению и утверждению воли в добре».

Берегите эти дары Божии; храните их как величайшее сокровище, в сравнении с которым ничего не значат все земные блага.

Священник Григорий Дьяченко

Почему прежде всего помазуется чело?

Чтобы освятился ум для размышления о Боге и Его учении.


Что означает помазание груди?

Чтобы освятилось сердце для любви к Богу.


Для чего помазуют глаза?

Чтобы освятить их для видения благодати Божией во всяком творении.


Для чего помазуют уши?

Чтобы освятить их для слышания слова Божия.


Для чего помазуют щеки?

Чтобы освятить их для выражения радости при добрых делах и стыда за грехи.


Для чего помазуют уста?

Чтобы освятить их для прославления Господа Бога и чтобы они всегда говорили правдиво и благонравно.


Для чего помазуют руки?

Чтобы освятить их для добрых и благородных дел пред Богом.


Для чего помазуют ноги?

Чтобы освятить их и направить христианина по истинному пути, ведущему в Царство Божие.


Как все это можно выразить кратко?

Чтобы освятить человека целиком, его душу и его тело, его дела и его поведение, чтобы стал он святым, как свят Бог.

Святитель Николай Сербский

Как происходит таинство крещения. Основные молитвы

Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча

Три молитвы. В них выражается радость вступления в мир нового человека и одновременно – печаль об испорченности мира грехом. Зачаты мы все во грехе, ибо неизбежным элементом зачатия стала похоть. Рождение ребенка – это радость, но вместе с тем – «недуг и слабость», страдание и боль.

Они содержат также прошения о прощении, потому что только Божественное прощение – данное и исполненное во Христе – может очистить эту радость, восстановить ее во всей полноте, сделать первый день жизни началом спасения. Церковь дарует матери прощение, которое всегда есть переход в жизнь, искупленную Христом, в радость и полноту, «ограждаемую ангелами светлыми и сияющими».

Обет в христианстве – это данное Богу обещание об исполнении какого-либо доброго дела. Оно зависит от свободной воли христианина и является его собственным желанием. Это может быть, например, обещание воздерживаться от принятия мясной пищи или же совершить паломничество.

При этом существуют обеты, даваемые при совершении Святых Таинств Божьих. Так, например, во время крещения крещаемый должен принять некоторые обеты, которые должен соблюдать всю жизнь.

Крещение происходит в церкви, но в экстренных случаях это можно сделать в другом месте

Крещение – это первое таинство в христианской церкви, в котором участвует каждый православный христианин. Во время его человек умирает для жизни плотской и от Духа Святого возрождается в духовную жизнь. При этом он очищается от первородного греха Адама и Евы, который передаётся ему во время рождения.

Как человек рождается один раз, так и крещён он может быть также только один раз.

Это стоит помнить всегда, а в особо сложных случаях, когда невозможно установить факт крещения, необходимо обратиться за разъяснением к священнику местного Храма.

В совершении таинства участвует священник и обычно крещение происходит в церкви, в специальном помещении – баптистерии. В некоторых местностях построены особые крещальных храмы.

Кроме того, в наше время также возрождается практика древней Церкви, которая совершала массово крещение в естественных водоёмах. При этом существуют исключения, когда крещение может быть произведено вне её. Это экстренные случаи, например, когда человек умирает, и нет возможности доставить его в церковь.

В большинстве случаев обряд крещения совершается днём, Новокрещённый же должен причаститься на следующий день или же в ближайшее время.

В экстренном случае крестить может обычный верующий

Если человек при смерти или же нет возможности пригласить для его крещения священника, крестить его может любой православный. Предпочтения при этом следующие: священник, диакон, иподиакон, церковный чтец (клирик), простой мирянин — мужчина.

В православии женщина не может быть священником, но в самом крайнем случае крестить человека может и она. Обычно женщина крестит новорождённых детей в случае отсутствия священника и наличия угрозы жизни для новорождённого. Это врач, акушерка или же мать новорождённого.


Несмотря на то, что допускается проведение обряда Крещения в экстренных случаях другим лицом, например, простым мирянином- мужчиной, необходимо стремиться, чтобы это сделал священник.

Стоит отдельно отметить, что в обязательном порядке при отпадении экстренных обстоятельств, крещённого таким способом человека необходимо доставить в церковь. Здесь нужно рассказать все обстоятельства случившегося.

Дело в том, что необходимо будет выполнить ещё некоторые обряды, например, исполнить обряд миропомазания и прочитать некоторые молитвы.

Отвращение от сатаны и сочетание Христу – основные обеты, даваемые при крещении

Крещение происходит путём троекратного погружения верующего в воду с призванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа. При этом, если крестимый – это взрослый человек, он должен произнести некоторые обеты при крещении.

Что же касается младенцев, то в православной церкви их крестят по вере восприемников. Именно на них лежит обязанность наустить их истинной вере. Обычно помочь им впоследствии стать достойными членами Церкви Христовой на крестных родителей. Так, например, крестные родители произносят во время крещения младенца обеты отречения от сатаны и сочетания Христу.

Готовясь к Святому Крещению, верующий или его родители или же крестные восприемники, если речь идёт о новорождённом, объявляет о своей готовности посвятить себя Богу во Христе и Святом Духе.

Первый обет – обет отречения от сатаны.

Для этого священник спрашивает у него: отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения ему, и всей гордыни его? Приходящий ко крещению должен ответить: отрекаюсь! Таким образом, он отрекается от ведения явно греховного образа жизни, от общения с бесами, от противления Богу, от жизни в неверии.


Равноапостольный князь Владимир, крестясь, отрёкся от язычества и сатаны. Его примеру следуют все крещаемые.

При возложении на себя второго обеда священник должен спросить:

сочетается ли Христу?

Второй обет любить Бога и посвятить себя служению Ему.

Это должно выражаться в первую очередь в том, что крещённый должен участвовать в духовной жизни Церкви, то есть посещать Богослужебные собрания верующих – братьев и сестёр по вере.

веруешь ли Ему?

Ответ должен быть таков:

Верую Ему, как Царю и Богу! Таким образом, приходящий ко Крещению подтверждает, что он верует в Божье откровение, данное во Христе, и полагает Божию Волю как Закон своей жизни.

Третий обет – исповедание Символом веры.

Он состоит в том, что верующий должен знать и разделять Символ веры, который составил апостол Пётр. Во время самого крещения, необходимо прочесть его вслух с верой и благоговением.


Текст чина крещения достаточно обширный, но верующему обязательно нужно запомнить перечисленные основные моменты. Сделать это необходимо потому, что креститься человек должен осознанно.

За новорождённых это делают восприемники. Именно поэтому нельзя крестить человека без памяти, умалишённого или же в нетрезвом состоянии.

Прислужники сатаны живут среди нас

Форма обетов при крещении в христианстве, имеющихся в настоящее время, была отработанна во время Первого и Второго Вселенских соборов на которых были приняты все положения Символа веры и он сам.

В те времена в Римской империи существовало много сект, в том числе среди них были те, которые поклонялись Врагу рода человеческого – диаволу. Поэтому, в том числе, среди крещенских обетов иметься обет об отречении от сатаны.


К сожалению, в наше время сатанисты или дьяволопоклонники возродились вновь. Пользуясь либеральными свободами, в том числе, «свободой совести» и вероисповедания, они возрождают свои дьявольские культы.

Поэтому крещённый мир должен им противостоять, ведь служители бесовских сил могут приходить даже в церковь, маскируясь под православных для проведения своих сатанинских обрядов.


Как правильно совершать Крестное знамение должен знать любой христианин, ибо сказано:

«Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10).

Дело в том, что искажение христианских обрядов – это основа различных чёрных месс, которые устраивают дьяволопоклонники. Так, например, они могут менять порядок приложения перстов, искажать его, изображать на груди перевёрнутый крест и т.д.

Зная, как крестятся сатанисты, можно вовремя их отличить среди других прихожан Храма и выставить их из него, дабы не осквернять его их присутствием. При этом православному необходимо знать, так же, как крестятся представители других христианских церквей, чтобы не впасть в заблуждение.

Читая молитву об отречении от сатаны, верующий должен плюнуть на него

В древности существовал обряд под названием «молитва отречения от сатаны». Он исполняется и поныне христианами. Обычно он совершается в Страстную пятницу или же субботу, и следует перед исповеданием Христа. В обряде Крещения такая молитва совершается сразу же после чина изгнания духов.

Сый Владыко Господи

Молитва читается в начале крещения после трех молитв запрещений

Сам обряд начинается с того, что по окончании чтения трёх молитв запрещений читается молитва «Сый Владыко Господи».

Посередине её священник дует на лоб и щёки оглашаемого и произносит три раза:

«Изжения из него (из нея) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящягося в средце его (ея)».


Также и крещаемый ниспровергает диавола, отрекаясь от него и плюя в него во время крещения.

Взрослый крещаемый должен снять с себя одежду как символ плена и подчинения Христу. После этого священник у него спрашивает:

«Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

Сам оглашенный, а в том случае, когда крёстный отец или крестная являются восприемником младенца, должен ответить:

«Отреклся ли еси сатаны?»

Ответить на это необходимо так:

«Отрекохося».

После этого священник говорит:

«Идуни, и плюни на него».

Обряд оканчивается тем, что оглашаемому необходимо будет дунуть и плюнуть на левую сторону. Таким образом, он плюёт на сатану, демонстрируя при этом Врагу рода человеческого его немощь и презрение к нему.

Свидетельство о крещении выдаётся в том храме, где производилось Таинство

Несмотря на то, что крещение – это Святое таинство Божье, всё-таки необходим для предъявления мирской жизни документ, который подтверждает факт крещения. Им является свидетельство о крещении. Выдаётся оно в том храме, где проводился данный обряд. Обычно факт крещения регистрируется в парохиальной Книге Крещений.

Кроме того также заполняется анкета, в которой указываются сведения о крещённом, его родных и крёстных родителей. Выдаётся этот документ при наличии двух свидетелей, которые могут подтвердить дату, место и лицо крещаемого.

Свидетельство предъявляют по церковным надобностям, но стоит отметить, государственных документов оно не заменяет. Примером такого документа может служить свидетельство о рождении.

Быть крёстным отцом или матерью – ответственное дело

Восприемники, или же крёстные младенца, не просто присутствуют на обряде Крещения. Их основная обязанность – научить вере и воспитать прилежным христианином. Очень важно, поэтому, крестить человека во младенчестве, чтобы с первых дней жизни своей он рос в благодати Святого Духа.

Условий, при которых человек может стать крёстным отцом или же матерью, много. Именно поэтому во храмах составляться памятка крестным родителям.


Обычно в неё содержаться следующие указания:

  1. крестными родителями могут быть только православные христиане, не состоящие между собой в физическом родстве;
  2. пред Крещением будущие крестные родители должны исповедоваться и причаститься;
  3. крестные в обязательном порядке присутствуют на крещении;
  4. они обязаны выучить наизусть «Символ Веры» , а также прочитать все Евангелие целиком;
  5. восприемникам необходимо помнить о том, что они принимают Крещение за своего крестника и поэтому несут полную ответственность за нравственное воспитание ребенка, наравне с родителями;
  6. крестные обязаны раз в две недели причащать своего крестника и молиться за него.

Кроме того, в памятке может находиться информация о том, что необходимо новорождённому для крещения, например, одежда. Таким образом, не материальные дары нужны младенцу, но воспитание в христианском духе. Он должен стать добрым чадом Господа Иисуса Христа, ходить в Храм, исповедоваться и причащаться.

К сожалению, многие, становясь крестными, забывают об этом и чаще всего отделываются подарками, показывая, что тем самым они исполняют свою роль.

Порядок чинопоследования при Крещении нельзя менять

Таинство Крещения одно из самых сложных и поэтому, для того, чтобы понять его духовный смысл, необходимо изучать его чинопоследование. Чинопоследование таинства крещения – это последовательность священнодействий и молитв при его проведении.

Всё последование Крещения в православии имеет общий символизм и должно восприниматься как осознание верующим его путь к богообщению.


Проходя обряд крещения человек, соединяется с Богом. Именно поэтому необходимо строго соблюдать последовательность всех действий при этом.

Непосредственно обряду Крещения должны предшествовать следующие молитвы:

  1. в день рождения младенца.
  2. на наречение имени в восьмой день.
  3. 40-го дня.

Чинопоследование же здесь следующее:

  1. Молитва оглашения.
  2. Молитвы запрещения злых духов.
  3. Отречение от сатаны.
  4. Исповедание верности («сочетание») Христу.
  5. Исповедание Символа веры.

Последовательность проведения обряда следующая:

  1. Производиться освещение воды.
  2. Освящается елей.
  3. Производится обряд крещения.
  4. Новокрещённого облекают в белые одежды.

Необходимо всегда помнить о том, что креститься можно один раз в жизни, поэтому во время этого обряда произноситься фраза: исповедую едино крещение. После того, как Крещение будет завершено, крещаемого облачают в белые одежды. Это означает, что он очистился от первородного греха и стал новым членом Христовой церкви.

Кстати, белые одежды – это одежды Сына Божия, в которых он явился после воскресения. Именно поэтому они являются символом Крещения, ведь только приход в мир Христа, указал путь ко спасению и воскресению душ человеческих, очищенных от первородного греха.

В день праздника Богоявления – Крещения Господня, всякому православному христианину не лишние вспомнить о другом крещении, о том крещении, которое совершено было над каждым из нас, православных христиан, крещении, в котором каждый из нас дал устами своих крестных родителей обещание Богу в том, что он будет всегда отрекаться от Сатаны и дел его и будет всегда соединяться, “сочетаваться” со Христом.

Это, повторяю, является особо приличествующим для настоящего дня. Вот сейчас будет совершаться торжественный чин великого освящения воды. Его центром, главной, можно сказать частью, является величественная молитва, в которой прославляется Господь и призывается благодать Святого Духа на освящаемую воду. Молитва эта начинается прекрасными словами: “Велик еси, Господи, и чудна дела Твоя и ни едино убо слово достойно есть к пению чудес Твоих.” Те, кто бывал при совершении таинства крещения и присутствовал внимательно, те знают, что молитва на освящение воды, в которой будет креститься человек, начинается этими же словами, и первая часть этой молитвы совершенно одинакова, как при великом освящении воды, так и при совершении таинства крещения. И только потом, в последней части, молитва при совершении таинства крещения изменяется, применительно к этому таинству, когда будет креститься новая душа человеческая.

Так вот, не мешало бы нам вспомнить о тех обетах, которые даны при крещении от лица каждого из нас. Когда человек крестится взрослым, как это и теперь иногда бывает, а в особенности часто было в древности, то он сам дает обеты от своего лица, а если он крестится в младенчеств, то за него эти обеты произносит его крестный отец или крестная мать – “восприемники,” как их называет Церковь. И вот эти обеты, в которых христианин обещался Богу отрицаться Сатаны и всех дел его и сочетаться, соединиться со Христом, эти обеты не только забываются людьми, но многие вообще ничего не знают о них и о том, что эти обеты за них произнесены и что они должны были бы подумать о том, как надо эти обеты исполнить.

А что, если в последний день истории человеческого рода на земле – в день Страшного Суда окажется, что человек обеты-то дал (или за него дали восприемники), а он и не знает, какие это обеты и что было обещано? Что будет с таким человеком?
Подумайте, братия, о том, что значит отречься от сатаны и всех дел его и сочетаться Христу.

Сейчас время такое, что человечеством овладела богопротивная суета, в которой царствует враг рода человеческого и, как говорилось в старину, заставляет почти всех людей “плясать под свою дудку.” Вся эта суета, из которой слагается наша теперешняя жизнь, есть суета богопротивная, в которой Бога нет, в которой хозяйничает и управляет Божий враг. Если мы дали обет отречься Сатаны и всех дел его, то должны, исполняя его, стараться не подавлять свою душу этой суетой, но отказаться от нее, и помнить о том, что, как говорит Церковь, “едино есть на потребу” – одно только нужно – помнить, что надо сочетаться Христу, т. е. не только исполнять заповеди Его, но и стараться соединиться с Ним.

Подумай же об этом, душа христианская, в этот день светлого и великого праздника, подумай, и молись, чтобы Господь послал тебе твердую веру и решимость эти обеты исполнить, а не поглощаться суетой мира и терять связь с Господом, с Которым ты обещался сочетаться навсегда.

Сегодняшний праздник именуется праздником Крещения Господня, иначе праздником Богоявления; но те, кто хорошо знают церковный устав, знают и то, что иногда в этом устав он также именуется “праздником святых Богоявлений” – во множественном числе.

Почему? А вот почему: конечно, центром воспоминаний нынешнего праздничного дня является то, о чем сегодня пели певцы – “Бог Слово явися плотию роду человеческому.” Воплощенный Сын Божий, о рождестве Которого, когда Он родился, знали только совсем немногие, “явися роду человеческому,” ибо Его крещение есть как бы торжественное выступление Его на Свое служение, которое Он после этого и совершал до смерти и воскресения Своего.

Но в то же самое время, сегодняшний праздник характерен тем, что, как поется в его тропаре, в этот именно праздник “тройческое явися поклонение .”Все три Лица Святой Троицы впервые явились в раздельности Своей, почему и именуется этот праздник, повторяю, “праздником святых Богоявлений.” Люди услышали голос Бога Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ,” Сын Божий принимал крещение от Иоанна (причем, мы знаем из Евангелия, что Иоанн Креститель как бы растерялся, когда пришел к нему Спаситель мира, и пробовал Его удержать), а Дух Святый в вид голубя от Отца сошел на Сына. Таким образом, впервые “тройческое явися поклонение,” почему Церковь так и поет в тропаре, почему и называет этот праздник “праздник святых Богоявлений.”

Христос Спаситель явился, чтобы начать Свое спасительное служение. Не так давно здесь, когда был другой великий праздник Рождества Христова, мы говорили о том, что Господь Своим рождеством в убогом вертепе, когда Он соблаговолил положиться в скотских яслях, этим, как бы подчеркнуто отверг всякую земную славу, всякую земную пышность и великолепие, ибо не благоволил Он явиться в царских чертогах или богатых палатах, а вот именно в этих убогих и скромных условиях. И этим сразу показал, что Он принес на землю новое начало, начало смирения.

Смотрите же, как Он, так сказать, верен Сам Себе, как Он и ныне, в сегодняшний великий праздник, то же самое начало смирения проводит явно и несомненно для нас. Ибо куда Он пришел? На Иордан. Зачем? Креститься от Иоанна. Но к Иоанну приходили грешники, исповедывали ему грехи свои и крестились. А Он был без греха, “неприкосновенен греху,” абсолютно от него свободен и чист, и, однако же, смиренно становится в ряд с другими грешниками, как будто бы Он нуждается в этом очистительном омовении водой. Но знаем мы, что не вода очистила Его, святейшего и безгрешного, а Он воду освятил тем, что благоволил омыться ею, как об этом пелось сегодня во время освящения воды: “днесь вод освящается естество.” Итак, Иисус Христос принес на землю начало смирения, и был верен ему в течение всей Своей жизни. Но мало этого. Он и нам оставил завет: “Придите и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.”

Припомните еще один светлый, радостный весенний праздник – праздник Благовещения.

Он заповедал и нам смирение, вопреки началам гордыни и самолюбия, которыми пышет теперешнее человечество.

Смотрите, почему у нас так много несогласий, и в ограде церковной и в приходах? Потому что всюду сталкиваются раскаленные человеческие самолюбия, а если бы в нас было то смирение, к которому Господь нас призывает, то ничего этого не было бы.
Научимся же, братие, у нашего Спасителя, Который как последний грешник пришел к Иоанну, чтобы креститься от него, научимся от Него этой боголюбезной и благоуханной добродетели, без которой, как говорили святые отцы, никакая другая добродетель совершенной быть не может. Аминь.

Святое Крещение подобно двери, через которую крестящиеся входят в Святую Церковь и становятся близкими Богу и сожителями святых, но не просто так входят, а перед Крещением произносят отречения и обеты.

1) Отрекаемся мы тогда от сатаны и всех злых дел его. Сатана есть дух лукавый и злой; он создан был Богом добрым, но со своими единомышленниками от Него отступил, и так из светлого сделался темным, и из доброго - злым и лукавым. Дела его следующие: идолослужение, гордыня, лукавство, ложь, лесть, хитрость, зависть, злоба, хищение, прелюбодеяние, блуд, всякая нечистота, клевета, хула и всякий грех. Ибо он изобретатель греха, он и прародителей наших в раю прельстил и ко греху и отступлению от Бога привел. От этого злого духа и от всех злых его дел перед Крещением отрекаемся.

2) Отрекаемся от всякой суеты, гордости и пышности мира сего, как призванные и обновленные к вечной жизни.

3) Обещаем Христу, Сыну Божию, с Отцом и Святым Духом, верой и правдой служить и стопам Его следовать.

4) Так постановляется между Богом и нами завет. Мы, отрекшись от сатаны, обещаем Богу служить и верными Ему быть. Бог нас в высочайшую свою милость принимает, и обещает нам наследие вечной жизни и царствия, и нас, оскверненных грехами, баней Крещения омывает, освящает и оправдывает, поэтому каждого крещенного священник приветствует: «Омылся еси, освятился еси, оправдался еси» (см. 1Кор 6:11). Возлюбленные христиане! Вспомним эти отречения и обеты и осмотримся, храним ли мы их? Ибо Богу солгать тяжко, и лживым пред Ним быть очень опасно. Осмотримся же, не обратился ли кто из нас назад к сатане, и не отрекся ли от Христа, и не оставил ли Его? Осмотримся, на чьей стороне мы находимся, сатанинской или Христовой? Кто чью волю исполняет, тому и служит, тому и принадлежит. Отрекается от Христа не только тот, кто от имени Его святого отрекается и не исповедует Его Сыном Божиим и Спасителем своим, но и тот, кто бессовестно и бесстрашно заповеди Его святые нарушает. Это апостольское учение. Ибо апостол говорит: «Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются» и прочее (Тит 1:16). Видишь, что и делами, а не только устами от Бога люди отрекаются. Блудодействует ли кто или прелюбодействует, - отрекся от Христа и к сатане обратился. Злится ли кто на ближнего своего и помышляет, как бы ему навредить, - оставил Христа и пристал к дьяволу. Крадет ли кто, похищает или отнимает добро у ближнего, - отступил от Христа и приступил к сатане. Обманывает ли кто или соблазняет ближнего - уже не с Христом, но с сатаной, и прочее. Все таковые и обетов своих не исполняют, которые Богу давали, и потому Богу солгали. Рассмотрим же, возлюбленные, совесть и жизнь нашу, на чьей стороне мы находимся, Христовой или противника его, доброй или злой, спасаемых или погибающих? Кто не с Христом, тот с дьяволом и противится Христу. Ибо сам Христос говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30)!

Возлюбленные! Остережемся и будем со Христом здесь, в этом мире, как обещали мы при Крещении. Будем здесь со Христом, дабы и в будущем веке со Христом быть по неложному Его обещанию: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26). Послужим Ему здесь как Царю нашему и Богу, дабы в день суда признал Он нас слугами Своими, и к верным своим рабам причислил, и открыл нам двери вечной радости. Аминь.

Христианин обещался быть верным Богу

Помяни о завете том, который постановлен между Богом и тобою в святом крещении. Тогда милостивый принял тебе в высочайшую Свою милость верою о Христе; и ты Ему обещался верою и правдою служить до кончины жизни твоея (2:62).

При крещении христианин, давая обеты, обещался работать Богу (4:175, см. , 443).

Христианин должен хранить обеты, данные при крещении (3:170, см. КРЕЩЕНИЕ, 443).

Обеты крещения должен помнить каждый, особенно начальствующий (3:37, см. КРЕЩЕНИЕ, 444).

Чтобы жить по заповедям, помнить обеты

Чтобы тебе по вышеписанным пунктам поступать, нужно памятовать обеты твои, тобою учиненные на КРЕЩЕНИИ святом. Аще бо и не ты сам, но восприемник твой или отец твой крестный в лице твоем чинил обеты оные пред Богом. Тогда ты обещался поплевавши на сатану, и гордыню его, и служение его, и злыя дела его, обещался, говорю, и клялся верою и правдою служить единому Иисусу Христу Господу, Искупителю твоему, со Отцем и Святым Духом. Разсуждай, христианине, какие и кому ты обеты чинил. Тяжко человеку солгати: коль несравненно тягчее Богу! «Бог поруган не бывает». Не стоит христианин в своих обетах, и не хранит их: какой уже и милости чает от Бога, Которому солгал? Хранит обеты своя – и сам у Бога в милости и царствии Его находится (5:163–164).

Размышление об обетах крещения удерживает от греха и подвигает к благочестию

Обещание, учиненное при крещении, должно нас, христианине, отвратить от греха и подвигнуть к благочестию. Тогда между Богом и нами завет поставлен: мы, отрекшися сатаны и всех дел его, обещались Богу «служити преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего» (). нас в Свою высочайшую милость принял и в той милости содержать нас обещался. Бог верен пребывает: работающих себе содержит в милости: должно убо и нам обещание свое помнить и хранить и верными быть Господу Богу нашему, и работать Ему чистым сердцем. Аще же не сотворим сего, должными явимся пред Ним; следственно и Его милости лишимся, и в праведном у Него гневе будем, как и прежде крещения были (3:269–270).

Обеты требуют от христианина подвига (5:222, см. , 6183).

С каждого христианина Господь взыщет обеты крещения (4:175; см. , 443).

ХРИСТИАНИН, давший в КРЕЩЕНИИ обеты работать Богу, лжет Ему, если живет неблагочестиво

Беззаконное и нехристианское житие противно есть обетам тем, которые в крещении от христиан бывают Богу. Всяк бо христианин в крещении обещается свято, непорочно и благочестно о Христе Иисусе жить, и тако Ему работать: без святаго бо и благочестиваго жития невозможно Христу работать. Но когда не благочестиво, но беззаконно живет: Христу не работает, и обетов своих не хранит, и тако лжет Ему; и дотоль во лжи будет пребывать, доколе в нераскаянном житии будет жить (4:176).

Поступающий прогив совести не хранит обетов (5:164; см. , 1110).

Нарушающий обеты КРЕЩЕНИЯ есть изменник Христу

Тяжко грешат люди, которые присяги государю и обществу не хранят. Таковые суть неверные общества сынове и вредительнейшие обществу паче внешних врагов, и называются безчестным именем «изменники»... Тако весьма тяжко грешат христиане, которые в святом крещении присягали, клялися и обещалися Христу Господу служить, но обеты своя нарушили и солгали. Сюда надлежат блудники, прелюбодеи и вси сквернители, злобники, убийцы, тати, хищники, грабители, насильники... любящие суету мира сего, в гордости и пышности живущие, и прочие Божию слову противляющиеся. Вси таковые нарушили христианскую присягу; клятвы и обетов своих, бывших в крещении, не сохранили; разорвали спасительный со Христом союз и от Него отлучились и в след сатаны, котораго отрицались и на котораго плевали, паки обратилися; и Христу Господу своему и Царю, Которому присягали, изменили (4:295).

Не сохраняет обещания и веры своея Богу не токмо тот, который устами отрекается Его и обращается к идолам, но и тот, который повеления и заповедей Его отрицается и не работает Ему, как работает греху, как выше сказано. Сего ради не токмо отрицания устнаго, но и сердечнаго, которое чрез и беззаконие бывает, берещися должно нам. Не сохранившим же обещания и отлучившимся от Бога не должно медлить в пагубном том отлучении, но, по подобию блуднаго сына, возвратитися к небесному Отцу и со смирением просить прощения у Него, и впредь от дому Его святаго, то есть, святой Его церкви, не отлучать себе беззаконным житием, да не праведному Его суду и гневу вечному Его подпадут (3:270).

Нарушивший обеты крещения, как изменник, предается казни

Нарушившие присягу государю и обществу своему отчисляются от числа добрых людей, и, по законам гражданским, казнь приемлют, яко лживые и посмеятели присяги: тако христиане, нарушившие присягу Господу Иисусу Христу учиненную, и Тому солгавшие и к нечестию обратившиеся, от добрых христиан, яко козлища от овец, отлучатся и казнены будут вечным огнем, яко изменники, более нежели Турки и идолопоклонники (4:295–296).

Согрешившим против обетов крещения одна надежда – покаяние (3:39; см. , 702).