В этой статье:

Дети с задержкой психического развития как в дошкольном, так и в школьном возрасте требуют особого подхода в воспитании и в обучении. Постоянно растущее число детей с таким диагнозом предполагает разработку новых методик, в соответствии с которыми можно корректировать недостатки в психическом развитии. Поговорим о том, какие особенности имеют дети с ЗПР и как правильно строить работу по их воспитанию и обучению.

Задержка психического развития

Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают синдром временного отставания в развитии как всей психики, так и отдельных ее функций. Второй вариант задержки чаще удается диагностировать только при поступлении малыша в школу. Основными проявлениями в этом случае становятся:

Многолетнее изучение поведения детей с ЗПР позволило получить информацию об основных причинах возникновения проблемы, а также стало стимулом к созданию многочисленных специализированных учреждений как дошкольного, так и школьного типа, где детей обучают по специальной коррекционной программе.

Принято разделять детей с синдромом ЗПР на четыре основных группы.

Первая группа

К первой группе относятся дети с задержкой развития конституционального типа. Основные признаки таких детей - это инфантильность, как психическая, так и психофизическая. Определить их можно по целому ряду внешних признаков. Дети из первой
группы имеют невысокий рост и слишком детские черты лица, сохраняющиеся даже в школьном возрасте.

Наиболее заметным у таких ребят является отставание в развитии эмоционального мира. Они как бы остановились на самой нижней ступени лестницы эмоционального развития. Таким малышам свойственны яркие эмоциональные всплески, частые и резкие перепады настроения, лабильность эмоций. Они больше всего на свете любят играть, причем даже после того, как становятся школьниками.

Вторая группа

Ко второй группе относятся дети с синдромом ЗПР соматогенного типа. Их особенности по большей мере связаны с продолжительными и протекавшими в тяжелой форме соматическими болезнями, перенесенными в раннем возрасте. Речь идет о болезнях дыхательных путей, включая аллергические, а также о проблемах с работой пищеварительной системы.

Затянувшаяся диспепсия в первый год жизни становится одной из основных причин задержки психического развития. Речь идет о таких заболеваниях, как:

  • бронхиальная астма;
  • воспаление легких;
  • нарушения в работе почек;
  • сердечная недостаточность и пр.

В таких случаях особенности детей имеют временный характер и связаны не с недостатками развития центральной нервной системы, а с некоторым отставанием в процессе ее созревания.

Третья группа

К третьей группе принадлежат дети с задержкой развития психогенного характера. Основные причины ЗПР в этом случае связаны с неблагоприятными для развития ребенка условиями воспитания, которые препятствуют формированию полноценной личности.

Когда речь идет
о неблагоприятных условиях, то подразумевается чрезмерная опека, излишняя жестокость или безнадзорность. Последняя вызывает у малыша неустойчивое проявление эмоций с повышенной импульсивностью, отсутствие желания проявлять инициативу, а также задержку интеллектуального развития.

Слишком сильная опека приводит к тому, что малыш вырастает слабой, эгоцентричной личностью, не способной проявлять самостоятельность и мотивировать себя.

Четвертая группа

Представители четвертой группы встречаются чаще всего. Сюда входят дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Основная причина задержки - это тяжелые роды с травмой или асфиксией младенца, перенесенные мамой во время беременности инфекции или отравления.

Также повлиять на задержку могут заболевания нервной системы до двух лет. Чаще всего именно они становятся толчком для развития органического инфантилизма, напрямую имеющего отношение к повреждениям центральной нервной системы органического характера.

Синдром задержки психического развития в эмоциональной сфере

Проявления ЗПР наблюдаются в практически всех сферах деятельности малыша, включая творческую. Дети с подобными отклонениями, например, проявляют минимум интереса к рисованию, что можно заметить при анализе их рисунков. Как правило, работы не имеют какой-либо эмоциональной окраски.

В целом можно
отметить, что состояние эмоционального мира для психического развития является крайне важным. Дети с ЗПР, как правило, проявляют себя слабо организованными, неспособными дать себе адекватную самооценку. Их эмоции неглубокие, изменчивые, поэтому дети подвержены внушению, пытаются найти кого-то, кому можно подражать во всем.

Особенности в эмоциональном развитии ребят с синдромом ЗПР:

  1. Неустойчивая эмоционально-волевая сфера, на фоне чего возникает неспособность сосредоточиться на одной деятельности в течение продолжительного времени. Основная причина проблемы - сниженный уровень психической активности.
  2. Сложности при попытке установить новые контакты, некоммуникабельность.
  3. Целый ряд эмоциональных расстройств, характеризующихся тревожностью, страхами, стремлением к поступкам аффектного характера.
  4. Яркие импульсивные вспышки.
  5. Гиперактивное поведение в обществе.

Дети с ярко выраженным симптомом ЗПР, как правило, не могут быть самостоятельными, неспособны контролировать собственные действия, не знают, как дойти до конца, выполняя задания. Им несвойственны легкость и непринужденность в общении.

Наиболее яркие
особенности проявляются в старшем дошкольном и школьном возрасте, когда дети сталкиваются с необходимостью находить решения в различных ситуациях.

Основной задачей специализированных учреждений, направленных на коррекцию поведения детей с ЗПР, является создание для них комфортных условий, способствующих развитию позитивных сторон личности.

Учебная деятельность в жизни детей с задержкой психического развития

Дети с синдромом ЗПР имеют свои особенности, когда дело касается учебной деятельности. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР способны находить решения в соответствии с уровнем своего возраста, умеют принимать предложенную помощь, осознают смысл картинок, могут уловить сюжет рассказа, понять задачу и найти решение.

В то же время для таких учеников характерны повышенная утомляемость и сниженный уровень познавательной активности.
В совокупности эти особенности становятся серьезной проблемой, тормозящей естественный процесс обучения и развития.

Дети из этой категории хуже усваивают учебный материал, неспособны помнить условие задачи, путают и забывают слова, делают простые ошибки, при этом не могут дать оценку своим действиям. Также они обладают довольно узкими представлениями об окружающем мире.

Ученики с задержкой психического развития неспособны концентрироваться на задании, не соблюдают правила, ищут возможность поскорее переключиться на игровую деятельность. При этом можно отметить, что на начальных этапах занятий они проявляют активность, вместе с классом работая над заданиями, но устают быстрее остальных, выключаются из процесса и перестают усваивать материал, в результате чего увеличиваются их пробелы в знаниях.

Вспомогательная деятельность учителей

Сниженная активность мыслительной деятельности, а также ограниченность таких
важных процессов, как синтез, анализ и обобщение, особенности памяти и слабое внимание должны быть отмечены учителями и воспитателями в дошкольных и школьных учреждениях. Педагоги должны оказывать помощь каждому такому малышу в индивидуальном порядке, обращая внимание на появление пробелов в знаниях, стараясь восполнить их доступными способами:

  • повторно объясняя материал;
  • включая дополнительные упражнения в работу;
  • используя наглядные дидактические пособия и картинки.

Задача учителя – добиться внимания ученика и удержать его во время объяснения материала, мотивировать ребенка к работе на уроке.

Результаты своевременной поддержки детей с ЗПР

В разные периоды обучения каждый из приведенных выше вариантов поддержки может давать свой положительный эффект и помогать добиваться результатов. В результате школьник не чувствует себя в коллективе умственно-отсталым. У него фиксируют некоторое отставание в развитии, имеющее следствием медленное освоение материала, но не более.

В период активной работоспособности у детей с синдромом ЗПР можно наблюдать целый ряд положительных личностных и умственных качеств. Как правило, проявляются они в то время, когда
ребенок получает возможность поработать над интересным для него заданием в приятной и дружественной атмосфере.

В такие периоды, имея возможность получать помощь и поддержку от педагога в индивидуальном порядке, ученик может достаточно легко справиться с заданиями интеллектуального характера, практически не отставая от обычных сверстников. Ему не составит труда провести причинно-следственные связи, определить мораль басни или понять переносный смысл целого ряда пословиц.

Примерно такого же эффекта можно добиться и во время коллективной работы на уроке. Если атмосфера в классе располагающая, ученик заинтересован темой и происходящим вокруг, то он легко усвоит материал, быстро и правильно выполнит задания, адекватно отреагирует на возможные замечания и просьбы внести поправки в работу.

Примерно к 3-4 классу у некоторых детей с ЗПР возникает острое желание как можно больше читать. Чаще всего это заслуга родителей, учителей и воспитателей. В моменты повышенной работоспособности ученики способны подробно пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, выделять главную мысль, делиться эмоциями, вызванными рассказом.

Интересы детей с задержкой психического развития

За пределами школы или детского сада особенности ребят с ЗПР практически незаметны. Они имеют свой круг интересов, таких же разнообразных, как и у обычно развивающихся детей. Некоторые дети могут отдавать предпочтение спокойным и размеренным занятиям, связанным с творчеством, но чаще дети с ЗПР с полным энтузиазмом отдаются именно подвижным играм. Впрочем, как у спокойных, так и у активных ребят фантазия в самостоятельных играх практически не проявляется.

Все без исключения
дети с ЗПР любят бывать на экскурсиях, получают огромное удовольствие от пребывания в театрах, музеях или кино. После посещения они еще несколько дней находятся под впечатлением. С огромной радостью такие ребята воспринимают возможность принять участие в спортивных играх и занятиях, при этом можно отметить у них двигательную неловкость, нарушение координации, неспособность выполнять задания в соответствии с заданным ритмом.

Дети с ярко выраженным симптомом ЗПР лучше и с удовольствием справляются с работой механического типа, которая не требует умственных усилий, хотя продолжительные механические действия у них также вызывают скуку.

Важность индивидуального подхода в процессе обучения детей с ЗПР

Упомянутые выше особенности детей с задержкой психического развития при мимолетном знакомстве могут показаться незначительными, в результате чего возникнет ошибочное предположение, что такие дети могут обучаться в обычных условиях общеобразовательной школы. На самом деле результаты исследований свидетельствуют совершенно о другом. Методы обучения, применимые к здоровым детям, не подходят для детей с психобиологическими особенностями.

Ученики с ЗПР могут продуктивно работать, усваивая материал, на протяжении не более чем 15-20 минут. Более длительные занятия приводят к потере интереса к материалу, состоянию
утомления, что в свою очередь провоцирует необдуманные действия, в результате которых ученик допускает множество простых ошибок.

На разных детей осознание бессилия влияет по-разному. Одни протестуют молча, не желая вникать в слова учителя, другие раздражаются и отказываются продолжать работать. Тот объем знаний, который дети получают в период работоспособности, не может быть усвоен так, как нужно, и уж тем более не связывается с последующим материалом, поступающим в мозг ребенка.

В итоге информация остается «подвисшей в воздухе», незакрепленной. Результат - низкая самооценка ребенка с ЗПР, нежелание учиться, неспособность выполнять самостоятельно даже простые задания из-за повышенной нервозности.

Психические особенности детей с синдромом ЗПР в большинстве случаев влекут за собой низкую успеваемость в школе, ведь получаемые ими знания не соответствуют образовательным стандартам.Наиболее явные проблемы у детей с ЗПР возникают в периоды, когда от них требуется серьезная умственная работа по установлению связей между явлениями и объектами, задействованными в обучающем процессе.

В результате дети не могут адаптироваться к школе из-за невозможности следовать принципу систематичности обучения. Также им сложно придерживаться активной и сознательной позиции в процессе обучения. Несмотря на способность запоминать
ряд правил (срабатывает механическая память), ученики не могут им следовать на практике.

Работая письменно, дети много исправляют, допускают ошибки, которые не замечают, не придерживаются алгоритма работы, забывая о целых блоках заданий. Эти особенности в первую очередь объясняются импульсивным характером учеников и неорганизованностью их деятельности.

Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития

Невысокий уровень знаний у учеников с ЗПР является подтверждением неэффективности обучения таких детей в обычных классах общеобразовательной школы. Чтобы добиться положительного результата, необходимо найти средства и методы обучения, соответствующие особенностям развития детей и имеющие коррекционную направленность.

Здоровый, нормально развивающийся дошкольник способен овладеть основными умственными операциями и методами мыслительной деятельности еще до того, как поступит в первый класс - это доподлинно известный и доказанный факт. Неосвоение
таких операцией и методов у детей с задержкой психического развития приводит к неприятным последствиям.

Дело в том, что школьники целиком зависят от определенной ситуации, а это накладывает отпечаток на получаемые знания: в большинстве своем они не систематизируются и ограничиваются личным чувственным опытом. Итог неутешителен: знания такого рода не являются толчком для умственного развития. В силу их разрозненности и невозможности построения в единую логическую цепочку они не могут выступить в роли основы для умственного роста ученика и средства для стимуляции его познавательной деятельности.

Важная часть коррекционного обучения детей с задержкой психического развития - это создание условий, способствующих нормализации их учебной деятельности и устранению импульсивного, неорганизованного поведения. Важно научить учеников составлять план действий и следить за его выполнением, доводить дело до конца, следуя конечной цели.

Нарушения деятельности детей с синдромом ЗПР тормозят не только обучение, но и общее развитие. Способы, позволяющие нормализовать деятельность, помогут наладить коррекционное обучение таких учеников. Работать с детьми необходимо как на уроках, так и во внеурочное время на специальных занятиях.

В заключение можно отметить, что особенности детей с задержкой психического развития требуют индивидуального подхода к процессу их коррекционного обучения.

Если создавать необходимые условия для обучения таких детей, то они смогут усвоить весь учебный материал, разработанный для обычных учеников общеобразовательной школы. Этот факт подтверждается огромным опытом обучения таких детей в специальных классах с последующим переводом в обычные классы.

Вся ответственность за обучение детей с синдромом ЗПР в специализированных условиях, а также за создание комфортной обстановки, способствующей их развитию, лежит на взрослых: членах семьи, воспитателях, учителях и педагогах. Они должны своевременно выявлять особенности таких детей и принимать соответствующие меры.

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Причины возникновения зпр можно разделить на две большие группы:

1. причины биологического характера;

2. причины социально–психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

1) различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации,

резус-конфликт и т.д.);

2) недоношенность ребенка;

3) родовые травмы;

4) различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)

5) нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют:

1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;

2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.

3) искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.

Классификация.

По систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:

1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

2. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально–астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:

    ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.

    ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.

    ЗПР психогенного происхождения (причина–неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.

    ЗПР церебрально-астенического генеза (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Особенности памяти, внимания, восприятия при задержке психического развития.

Память:

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети

запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности . В исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило,зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

    Снижение объема памяти и скорости запоминания,

    Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

    Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

    Преобладание наглядной памяти над словесной,

    Снижение произвольной памяти.

    Нарушение механической памяти.

Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) - медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:

1. Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

2. Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды задержки психического развития

В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные - М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

  1. Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
  2. Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  3. Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  4. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

Симптомы ЗПР

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Лечение задержки психического развития у детей

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни - вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов.

Она включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
  • в отдельных случаях - медикаментозную терапию.

Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.

ЗПР: диагноз или приговор на всю жизнь?

Аббревиатура ЗПР! Некоторым родителям она хорошо знакома. Расшифровывается ЗПР - задержка психического развития. К сожалению, можно с грустью констатировать, что в настоящее время дети с таким диагнозом встречаются все чаще. В связи с этим проблема ЗПР становится все более актуальной, так как имеет большое количество разнообразных предпосылок, а также причин и последствий. Любое отклонение в психическом развитии очень индивидуально, что требует особенно внимательного отношения и изучения.

Популярность диагноза задержка психического развития настолько возросла среди врачей, что зачастую с легкостью ставится, основываясь на минимуме информации о состоянии детей. В этом случае, для родителей и ребенка ЗПР звучит как приговор.

Данное заболевание носит промежуточный характер между серьезными патологическими отклонениями в психическом развитии и нормой. Сюда нельзя отнести детей с нарушениями речи и слуха, а также с тяжелыми отклонениями, например умственная отсталость, синдром Дауна. Речь в основном идет о детях с проблемами обучения и социальной адаптацией в коллективе.

Это объясняется торможением психического развития. Причем у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР проявляет себя по-разному и отличается по степени, времени и особенностям проявления. Однако при этом можно отметить и выделить ряд общих признаков, присущих именно деткам с задержкой психического развития.

Недостаточная эмоционально-волевая зрелость является при ЗПР основным признаком, который дает понять, что ребенку сложно выполнять действия, требующие определенных волевых усилий с его стороны. Это происходит вследствие неустойчивости внимания, повышенной отвлекаемости, не позволяющей сосредоточиться на чем-то одном. Если все эти признаки сопровождаются избыточной двигательной и речевой активностью, то это может свидетельствовать об отклонении, о котором много говорят в последнее время – о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Построение целостного образа у ребенка с ЗПР затрудняют именно проблемы в восприятии, даже если идет речь о знакомых предметах, но в другой интерпретации. Здесь свою роль играет и ограниченность знаний об окружающем мире. Соответственно низкие показатели будут иметь ориентирование в пространстве и скорость восприятия деток.

У детей с ЗПР имеется общая закономерность относительно памяти: наглядный материал ими воспринимается и запоминается гораздо легче, чем вербальный (речевой). Также, наблюдения показывают, что после применения особых технологий, развивающих память и внимание, показатели детей с ЗПР даже повышались по сравнению с результатами детей без отклонений.

Также у деток ЗПР зачастую сопровождается проблемами, связанными с речью, ее развитием. Это зависит от степени тяжести протекания заболевания: в легких случаях происходит временная задержка развития речи. В более сложных формах наблюдается нарушение лексической стороны речи, а также, грамматического строя.

Для детей с проблемой такого рода характерно отставание в формировании и развитии мышления. Особенно это становится заметным, когда ребенок достигает школьного периода, во время которого выявляется отсутствие у него мыслительной деятельности, необходимой для выполнения интеллектуальных операций, включающие в себя: анализ и синтез, сравнения и обобщение, абстрактное мышление.

Дети с ЗПР требуют к себе особого отношения. Однако все вышеперечисленные отклонения ребенка не являются препятствием для его обучения, а также освоения школьного программного материала. В этом случае необходима корректировка школьного курса в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.

ЗПР: кто же эти дети?

Существуют весьма противоречивые сведения о принадлежности детей к группе с таким отклонением, как ЗПР. Условно их можно подразделить на две.

В первую группу можно отнести детей, причиной ЗПР которых являются социально-педагогические факторы . Сюда входят дети из неблагополучных семей, с неблагоприятными условиями для проживания, а также из семей, в которых родители имеют очень низкий интеллектуальный уровень, следствием которого является недостаток общения и расширения кругозора детей. Иначе таких детей называют педагогически запущенными (неприспособленных, имеющих трудности в обучении). Это понятие пришло к нам из западной психологии и получило широкое распространение. Свою роль в ЗПР играют и наследственные факторы. В связи с антисоциальным поведением родителей все чаще появляются детки с ЗПР. Таким образом, происходит постепенное вырождение генофонда, который нуждается в оздоровительных мерах.

Вторую группу составляют детки, у которых задержка психического развития связана с органическими поражениями мозга, что может произойти в период беременности или родов (например, родовая травма).

Правильным решением будет учитывать все факторы, влияющие на ЗПР ребенка, что дает возможность осуществлять комплексную помощь.

Задержку психического развития могут спровоцировать: неблагоприятное протекание беременности, патологии, возникшие у новорожденного при родах, факторы социального характера.

1. Неблагоприятное протекание беременности:

    Заболевания матери в различные сроки беременности (герпес, краснуха, паротит, грипп и т.д.)

    Хронические болезни матери (сахарный диабет, порок сердца, проблемы со щитовидной железой и др.)

    Вредные привычки матери, приводящие к интоксикации (употребление во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина и др.)

    Токсикоз, причем на разных стадиях беременности

    Токсоплазмоз

    Использование для лечения гормональных или дающих побочные эффекты препаратов

    Несовместимость резус-фактора крови плода и матери

2. Патологии, возникающие у новорожденных при родах:

    Родовая травма новорожденного (например, защемление нервов шейных позвонков)

    Механические травмы, возникающие при родовспоможении (наложение щипцов, недобросовестное отношение медицинских работников к процессу родовой деятельности)

    Асфиксия новорожденного (может быть как следствие обвития шеи пуповиной)

3. Факторы социального характера:

    Неблагополучная семья

    Педагогическая запущенность

    Ограниченный эмоциональный контакт на разных этапах своего развития

    Низкий интеллектуальный уровень членов семьи, окружающих ребенка

Задержка психического развития (ЗПР), типы

Задержка психического развития подразделяется на четыре типа, каждый из которых характеризуется определенными причинами возникновения и особенностями нарушения познавательной деятельности.

1. ЗПР конституционного генеза, предполагает наследственный инфантилизм (инфантилизм – это отставание в развитии). В этом случае эмоционально-волевая сфера детей напоминает нормальное развитие эмоционального состояния детей по возрасту помладше. Следовательно, для таких деток характерно преобладание игровой деятельности над учебными занятиями, неустойчивая эмоциональность, детская непосредственность. Дети с таким генезом часто несамостоятельны, сильно зависят от родителей, крайне тяжело адаптируются к новым условиям (сад, школьный коллектив). Внешне поведение ребенка ничем не отличается от других детей, за исключением того, что ребенок по возрасту, кажется меньше своих сверстников. Даже к школьному периоду такие дети еще не достигают эмоционально-волевой зрелости. Все это в комплексе вызывает затруднения в обучении и формировании у ребенка навыков и умений.

2. ЗПР соматогенного генеза и предполагает наличие или последствия инфекционных, соматических или хронических заболеваний как матери, так и ребенка . Также может проявиться соматогенный инфантилизм, который проявляется в капризности, боязливости, в ощущении собственной неполноценности.

К этому типу относятся детки часто болеющие, с ослабленной иммунной системой, так как в результате различных длительных заболеваний может произойти задержка психического развития. ЗПР может вызвать такие заболевания как врожденный порок сердца, хронические инфекции, аллергия различной этиологии, систематическая простуда. Ослабленный организм, повышенная утомляемость приводят к снижению внимания и познавательной деятельности и как следствие – задержке психического развития.

3. ЗПР психогенного генеза, который обусловлен неблагоприятными условиями для воспитания. Сюда относятся дети, у которых задержка психического развития происходит в силу социально-педагогических причин. Это могут быть педагогически запущенные дети, которым не уделяется должного внимания со стороны родителей. Также над такими детьми не осуществляется систематический контроль, то есть такие дети безнадзорны. Если семья социально-опасная, то ребенок просто не имеет возможности полноценно развиваться, имеет весьма ограниченное представление об окружающем мире. Родители из таких семей зачастую способствуют задержке психического развития, имея крайне низкий интеллектуальный уровень. Усугубляется положение ребенка частыми ситуациями, травмирующими его психику (агрессия и насилие), в результате чего он становится неуравновешенным или напротив нерешительным, боязливым, чрезмерно стеснительным, несамостоятельным. Также он может не иметь элементарных представлений о правилах поведения в обществе.

В противоположность бесконтрольности над ребенком задержку психического развития (ЗПР) может вызвать и гиперопека, которая характеризуется как чрезмерно повышенное внимание родителей к воспитанию ребенка. Тревожась за безопасность и здоровье малыша, родители фактически полностью лишают его самостоятельности, принимая за него наиболее удобные для себя решения. Все реально или мнимо возникающие препятствия устраняются, окружающими ребенка, домочадцами, не давая ему выбора для принятия даже самого простого решения.

Это также приводит к ограниченному восприятию окружающего мира со всеми своими проявлениями, следовательно, ребенок может стать безинициативным, эгоистичным, не способным к длительным волевым усилиям. Все это может вызвать проблемы с адаптацией ребенка в коллективе, трудности в восприятии материала. Гиперопека характерна для семей, в которых растет болезненный ребенок, испытывающий жалость со стороны родителей, оберегающих его от различных негативных ситуаций.

4. ЗПР церебрально-органического генеза. Данный тип, по сравнению с другими типами, встречается чаще и имеет меньше шансов на благоприятный результат.

Причиной такого серьезного нарушения могут стать проблемы при вынашивании ребенка или родах: родовая травма ребенка, токсикоз, асфиксия, различного рода инфекции, недоношенность. Дети церебрально-органического типа ЗПР могут быть чрезмерно подвижными и шумными, не умеющими контролировать свое поведение. Для них характерно неустойчивое поведение с окружающими, которое проявляется в желании участвовать во всех мероприятиях без соблюдения элементарных правил поведения. Это приводит к неизбежным конфликтам с детьми. Правда нужно отметить, что у таких детей чувства обиды и раскаяния кратковременны.

В других случаях дети с подобным типом ЗПР напротив, медлительны, малоподвижны, с трудом вступают во взаимоотношения с другими детьми, нерешительны, несамостоятельны. Для них адаптация в коллективе является большой проблемой. Они избегают участия в общих играх, скучают по родителям, любые замечания, а также низкие результаты деятельности любого направления вызывают у них слезы.

Одной из причин проявления задержки психического развития является ММД - минимальная мозговая дисфункция, которая проявляется как целый комплекс различных нарушений развития ребенка. Детки с таким проявлением имеют пониженный уровень эмоциональности, не заинтересованы в самооценке и оценке их окружающими, не обладают достаточным воображением.

Факторы риска возникновения минимальной мозговой деятельности:

    Первые роды, особенно с осложнениями

    Поздний репродуктивный возраст матери

    Показатели массы тела будущей матери, выходящие за пределы нормы

    Патологии предыдущих родов

    Хронические заболевания будущей матери (в частности диабет), несовместимость крови по резус-фактору, различные инфекционные заболевания в период беременности, преждевременные роды.

    Нежелательная беременность, стрессы, чрезмерная систематическая утомляемость будущей матери.

    Патологии родов (использование специальных инструментов, кесарево сечение)

Диагноз ЗПР и его профилактика

Обычно эти зловещие три буквы в качестве диагноза ребенка появляются в медицинской карте примерно к 5-6 годам, когда приходит время подготовки к школе и наступает пора приобретать специальные навыки и умения. Вот тогда и проявляются первые трудности в обучении: восприятии и осмысливании материала.

Многих проблем можно избежать, если вовремя провести диагностику ЗПР, которая имеет свои сложности. Она основана на анализе и сравнительной характеристике возрастных норм детей-сверстников. В этом случае с помощью специалиста и педагогического работника, использующего коррекционные методики можно частично или даже полностью преодолеть данное заболевание.

Таким образом, будущим молодым родителям можно дать самые обычные рекомендации, универсальность которых проверена опытом и временем: создание благоприятных условий для вынашивания ребенка, избегая при этом заболеваний и стрессов, а также внимательное отношение к развитию ребенка с первых дней появления на свет (особенно, если во время родовой деятельности были проблемы).

В любом случае, даже если нет никаких предпосылок, необходимо новорожденного показать невропатологу. Обычно это происходит в месячном возрасте. Только специалист сможет оценить состояние развития ребенка, проверив у него наличие необходимых для его возраста рефлексов. Это даст возможность вовремя распознать ЗПР и скорректировать лечение малыша.

В случае необходимости невропатолог назначит нейросонографию (УЗИ), которая поможет выявить отклонения в развитии головного мозга.

Сейчас в СМИ, в различных журналах для родителей, а также в Интернете имеется большое количество информации о возрастных особенностях детей, начиная с самого рождения. Показатели массы и роста, навыки и умения, соответствующие данному периоду времени позволят оценить родителям психологическое и физическое состояние ребенка и самостоятельно выявить некоторые отклонения от нормы. Если что-то вызовет сомнения, лучше сразу обратиться к специалисту.

Если выбранный вами врач и прописанные им методы и лекарства для лечения не вызывают доверия, то стоит обратиться к другому специалисту, который поможет развеять ваши сомнения. В любом случае важно получить максимум информации, чтобы иметь полную картину о проблеме ребенка. Необходимо проконсультироваться со специалистом о действии того или иного препарата, его побочных последствиях, результативности, длительности применения, а также о его аналогах. Часто за «неведомыми» названиями скрываются довольно безобидные лекарства, которые улучшают мозговую деятельность.

Для полноценного развития ребенку необходим не только специалист. Гораздо более ощутимую и действенную помощь малыш можно получить от собственных родителей и домочадцев.

Новорожденный ребенок на начальном этапе познает мир через тактильные ощущения, поэтому для него важен именно телесно-эмоциональный контакт, предполагающий прикосновения матери, поцелуи, поглаживания. Только забота матери может дать возможность ребенку адекватно воспринимать неведомый ему окружающий мир, помогая ориентироваться в пространстве, чувствуя себя при этом, спокойно и защищенно. Именно такие, простые в исполнении рекомендации, как полноценное общение с малышом, тактильный и эмоциональный контакты, могут дать наиболее действенные результаты, оказывая на развитие ребенка колоссальное влияние.

Также ребенок обязательно должен контактировать с заботящимися о нем людьми зрительно. Этот способ передачи чувств хорошо знаком даже новорожденным, которым пока неизвестны другие средства общения. Ласковый и добрый взгляд снимает тревожность малыша, действуя на него успокаивающе. Ребенку постоянно нужно подтверждение своей защищенности в этом незнакомом ему мире. Поэтому все внимание матери должно быть направлено на общение со своим малышом, что придаст ему уверенности. Недостаток в детстве материнской ласки обязательно скажется впоследствии в виде психологических проявлений различного рода.

Детки с задержкой психического развития требуют к себе повышенного внимания, усиленной заботы, ласкового отношения, теплых маминых рук. Малышам с ЗПР необходимо все это в тысячу раз больше, чем здоровым детям-сверстникам.

Часто родители, слыша в адрес своего ребенка диагноз «задержка психического развития» (ЗПР), сильно пугаются и расстраиваются. В принципе, повод для огорчения действительно есть, но, как говорят в народе, «не так страшен волк, как его рисуют». Задержка психического развития - это ни в коем случае не умственная отсталость. При должном внимании можно выявить уже на первых порах жизни малыша, а потому приложить необходимые усилия, дабы помочь ему развиваться в правильном русле.

Еще совсем недавно врачи с неоправданной легкостью ставили маленьким детям диагноз ЗПР, только лишь наблюдая какие-то не соответствующие возрасту нормы психического развития. Часто даже уговаривали родителей подождать, успокаивая их тем, что, мол, ребенок это «перерастет». На самом деле, такому ребенку очень и очень нужна помощь родителей: только они, в первую очередь, смогут переломить ситуацию и скорректировать и . Ведь каждое отклонение в психическом развитии очень условно и индивидуально, может иметь множество причин и следствий. Проанализировать, что спровоцировало задержку психического развития, и устранить ее, родителям помогут невропатологи и психологи.

Так что же такое - задержка психического развития? Это слабовыраженное отклонение в психическом развитии находиться где-то посередине между нормой и патологией. Как мы уже говорили, приравнивать такие отклонения к умственной отсталости нет никакого повода - при своевременной и принятии необходимых мер ЗПР корректируется и устраняется. Задержка психического развития объясняется медленным созреванием и формированием психики. У каждого отдельного ребенка она может проявляться по-разному, отличаться и по времени и по степени проявления.

Современная медицина утверждает: ЗПР может развиться вследствие либо биологических факторов, либо социальных.

К биологическим относят неблагоприятное течение беременности, например постоянные заболевания женщины в положении; увлечение алкоголем или наркотическими веществами в период беременности; патологические роды (кесарево сечение, роды с наложением щипцов); несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору. Также к этой группе можно добавить наличие у родственников психических или неврологических заболеваний, перенесенные малышом в раннем детстве инфекционные заболевания.

Социальные факторы, которые могут спровоцировать задержку психического развития - это гиперопека или, наоборот, отказ от ; отсутствие телесного контакта с матерью; агрессивное отношение взрослых к малышу и вообще в семье; психологические травмы, как результат неправильного воспитания ребенка.

Но для того, чтоб подобрать наиболее подходящие методы коррекции при ЗПР, только лишь выявить причину, вызвавшую нарушения, не достаточно. Обязательно нужен клинико-психологический диагноз, который в последующем определит пути и методы коррекционной работы.

Сегодня специалисты подразделяют задержку психического развития на 4 типа. Каждый из них имеет свои особенности эмоциональной незрелости.

Первый тип - это ЗПР конституционального происхождения. Это так называемый психологический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера ребенка находиться как бы на более ранней ступени развития. Такие дети часто несамостоятельны, для них характерна беспомощность, повышенный фон эмоций, которые резко могут меняться на противоположные. Таким детям сложно принимать самостоятельные решения, они нерешительны и зависимы от матери. ЗПР такого типа сложно диагностировать, малыш с ней может вести себя весело и непосредственно, но при сравнении со сверстниками становиться видно, что он ведет себя младше своего возраста.

Ко второму типу относят детей с ЗПР соматогенного происхождения. Задержка психического развития у них вызвана регулярными хроническими или инфекционными заболеваниями. В результате постоянных болезней, на фоне общей усталости, развитие психики также страдает и не развивается полноценно. Также ЗПР соматогенного типа у ребенка может вызвать гиперопека родителей. Усиленное родительское внимание не дает малышу самостоятельно развиваться, чрезмерная опека препятствует познанию ребенком окружающего мира. А это приводит к незнанию, неумению, отсутствию самостоятельности.

Третий тип ЗПР - это тип психогенного (или неврогенного) происхождения. Такой тип задержки психического развития обусловлен социальными факторами. Если ребенком не занимаются и не обращают на него внимания, в семье часты проявления агрессии, как к малышу, так и другим членам семьи, психика ребенка сразу же на это реагирует. Малыш становиться нерешительным, скованным, боязливым. Все эти проявления - явления уже гипоопеки: недостаточного внимания к ребенку. Как результат, малыш не имеет представления о морали и нравственности, не умеет контролировать свое поведение и нести ответственность за свои поступки.

Четвертый тип - ЗПР церебрально-органического происхождения, - встречается чаще остальных. К превеликому сожалению, ведь прогноз его действия наименее благоприятен. Связано это с тем, что такой тип ЗПР обусловлен органическими нарушениями нервной системы. И выражаются они в мозговой дисфункции различной степени. Причинами ЗПР такого типа могут стать недоношенность, родовая травма, различные патологии беременности, нейроинфекции. Такие дети отличаются слабостью проявления эмоций, бедностью воображения.

Самым главным и действенным способом предотвращения задержки психического развития станут профилактика и своевременный диагноз. Диагноз, к сожалению, часто ставиться только к 5-6 годам - когда ребенку уже нужно идти в школу: тут то и всплывают проблемы с обучением. Диагностирование ЗПР в раннем детстве действительно является проблематичным, а потому необходимо внимательное наблюдение за развитием ребенка. Помимо того, что новорожденного во избежание нежелательных последствий следует показать невропатологу, родителям не лишним будет лично изучить все нормы поведения малыша, присущие на каждом следующем этапе развития. Главное - уделять ребенку должное внимание, заниматься с ним, разговаривать и поддерживать постоянный контакт. Одними из главнейших видов контакта будут телесно-эмоциональный и зрительный. Телесный контакт подразумевает такие нужные малышу ласки, поглаживания по головке, укачивания на руках. Не менее важен и контакт глаз: он снижает тревожность у ребеночка, успокаивает и придает чувство защищенности.

Психологическая поддержка семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: детско-родительская игра "Школа понимания"

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

    снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

    укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

    формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;

    установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях :

1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, психолог формирует родительские группы. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

В этих целях используются детско-родительские игры, задачи и содержание которых ограничены востребованной темой.

Структура групповых занятий складывается из четырех этапов: установочный, подготовительный, собственно-коррекционный, закрепляющий.

Первый установочный этап включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие.

Основными задачами являются:

    формирование положительного эмоционального настроя на занятие;

    формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками группы.

Основные психотехнические приемы на данном этапе: спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона, игры на невербальные и вербальные коммуникации. Развлекательная форма занятий способствует сближению группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие.

Основной целью подготовительного этапа является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов.

Задачи этого этапа:

    снижение эмоционального напряжения участников группы;

    активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;

    повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов.

Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения, приемы невербального взаимодействия. Такие игры представляют собой своеобразные имитационные модели проблемных ситуаций межличностного общения.

Основной целью собственно-коррекционного этапа является формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Конкретные задачи:

    изменение родительских установок и позиций;

    расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка;

    формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его проблемам;

    обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.

Используются сюжетно-ролевые игры, дискуссии, психодрамы, анализ жизненных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, совместная деятельность, специальные упражнения на развитие навыков общения. В ходе данного этапа родители сосредоточиваются на достоинствах ребенка, помогают ему поверить в себя и свои способности, поддерживать ребенка при неудачах, родители учатся анализировать ошибки и находить альтернативные способы реагирования в проблемных ситуациях.

Целью закрепляющего этапа является формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи этапа:

    формирование устойчивого отношения родителей к ребенку и его проблемам.

Психотехническими приемами закрепляющего этапа являются сюжетно-ролевые игры, этюд-беседы, совместная деятельность. Эти игры способствуют преодолению неадекватных форм поведения, вытеснению негативных переживаний, изменению способов эмоционального реагирования, осознанию мотивов воспитания детей с ОВЗ.

Детско-родительская игра "Школа понимания"

Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии. Детско-родительская игра является заключительным этапом в групповой работе с родителями после проведенных консультационных мероприятий, носивших информативных и обучающих характер, по теме «Роль семьи в развитии личности и формирование межличностных отношений у детей с задержкой психического развития».

Описание группы: родители и дети младшего школьного возраста, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Условия проведения: Численность группы от 10 до 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Желательно, чтобы занятие проводили два тренера. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Желательно использовать колокольчик для обозначения начала и окончания задания.

Ход занятия.

1. Установочный этап.

Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, на совместную работу.

Задачи:

    определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;

    формирование группы как целое;

    формирование положительного настроя родителей и детей с ЗПР на занятие;

    формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.

1) Упражнение "Приветствие"

Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: "Добрый день", "Желаю всем узнать много нового и интересного", и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2) Игра "Давайте поздороваемся"

Под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего (например, звонок колокольчика) все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, задают вопросы, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2. Подготовительный этап.

Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ЗПР

Задачи:

    создание атмосферы доброжелательности и доверия;

    сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;

    снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;

    повышение веры родителей, воспитывающих детей с ЗПР в возможность достижения позитивных результатов.

1) Игра "Найди свой лепесток"

Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика".

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.

2) Упражнение "Скороговорки"

Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей с ЗПР. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:

    Все бобры добры до своих бобрят

    У маленькой Сани санки едут сами

    Не всяк умен, кто богато наряжен

    Дятел дерево долбил стуком деда разбудил

    На крыше у Шуры жил журавль Жура

    До города дорога в гору, от города – с горы

3) Игра "Новая сказка"

Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

3. Собственно-коррекционный этап.

Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Задачи:

    актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;

    расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР;

    формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам;

    обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;

    формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

1) Игра-сказка "Воробьиная семья"

Инструкция: "Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. Папа укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын учился в лесной школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сын-воробушек сидит взъерошенный, потому, что …"

Каждая команда получает карточки с заданиями:

    Сын подрался с другом;

    Ребенок боится отвечать у доски на уроках;

    Сын требует купить ему компьютерную игру;

    Ребенок не хочет идти в школу;

    Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;

    Сын не хочет выполнять домашние задания.

Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.

2) Упражнение "Эмоции".

На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями). Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.

3) Игра "Щепки на реке"

Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать "щепками".

Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…"

4) Беседа на тему "Семейный досуг"

Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.

4. Закрепляющий этап.

Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи:

    закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;

    формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ЗПР и его проблемам;

    актуализация позитивного опыта общения с ребенком;

    оценить эффективность и актуальность проводимой работы.

1) Игра "Цветик – семицветик"

Каждая семейная команда работает со своим цветиком - семицветиком. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и обсуждают лепестки-желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.

2) Этюд-беседа "Самый веселый день (счастливый, запоминающийся, т.д.) с моим ребенком".

Все участники становятся в круг (родители и дети вместе), и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком.

3) Завершение игры.

Участники по кругу передают мяч и отвечают на вопросы:

    чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);

    что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);

    Ваши пожелания.

Обратную связь мы рекомендуем проводить через анкетирование, в котором родители отражают свое мнение, насколько полезной оказалась для них игра и насколько оправдала она их ожидания, а также свои пожелания. В конце игры психолог раздает подготовленные заранее рекомендации, касающиеся форм и способов общения с детьми («Золотые правила воспитания», «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки детей», «Советы по развитию чувства уверенности детей», проч.), перечень упражнений и игр, которые можно использовать в дома, на прогулке, в кругу сверстников.

Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях детей с ЗПР, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной и школьной ситуации ребенком, динамике его поведения в группе.

В результате проведенной работы с родителями достигнута положительная динамика в формирование межличностных отношений родителей и детей, имеющих ЗПР. О том, что игра оказала влияние на детско-родительские отношения, говорят увеличение обращаемости на консультации к психологу на одну треть от общего числа родителей. На консультациях психолога с членами семьи общение приобрело более доверительный характер. Изменилось отношение родителей и к проблемам детей, они проявляют большую готовность решать трудности своих детей, чаще обращаются к специалистам школы, стали больше поддерживать интересы детей, уважать их стремления, принимать их такими, какие они есть. Позиция родителей в отношении насущных проблем сменилась с пассивной на активную, если чаще педагоги призывали родителей обратить внимание на трудности, просили их оказать дополнительную помощь сыну или дочери, то теперь родители сами проявляют инициативу в решении коллективных и индивидуальных задач. Произошли изменения и в отношениях школьников к среде обучения, дети более комфортно чувствуют себя в школе, снизился процент тревожности на 17%, уровень эмоционально-психологического климата увеличился на 12%.

Вывод: психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки – повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.

Список литературы:

    Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.

    Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.

    Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.

    Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.

    Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 176с.

    Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.

Панова Ирина Геннадьевна, педагог-психолог ()