Человек часто использует в своей речи слово «бред». Однако понимает он под этим бессмысленное высказывание мыслей, которые не связаны с расстройством мышления. В клинических проявлениях симптомы бреда и его стадии напоминают умопомрачение, когда человек действительно говорит о том, что лишено логики и осмысленности. Примеры бреда помогают в установлении вида заболевания и его лечении.

Бредить можно, даже будучи здоровыми. Однако клинические зачастую оказываются более серьезными. Интернет-журнал сайт рассматривает серьезное психическое расстройство под простым словом бред.

Что такое бред?

Бредовое расстройство и его триаду рассмотрел К. Т. Ясперс в 1913 году. Что такое бред? Это психическое расстройство мышления, когда человек совершает немыслимые и нереальные выводы, размышления, представления, которые не поддаются коррекции и в которые человек безоговорочно верит. Его невозможно переубедить или поколебать в его вере, поскольку он полностью подвержен собственному бреду.

Бред основывается на патологии психики и в основном затрагивает такие сферы его жизни, как эмоциональная, аффективная и волевая.

В традиционном понимании слова, бред является расстройством , сопровождающимся совокупностью представлений, выводов и рассуждений болезненного характера, овладевшего разумом человека. Они не отражают действительности и не поддаются коррекции извне.

Бредовыми состояниями занимаются психотерапевты и психиатры. Дело в том, что бред может выступать как самостоятельным заболеванием, так и следствием другой болезни. Главная причина появления – поражение головного мозга. Блейлер, изучающий шизофрению, выделял в бреде главную особенность – эгоцентричность, основанную на аффективных внутренних потребностях.

В разговорной речи слово «бред» используется немного в искаженных значениях, что не может быть использовано в научных кругах. Так, под бредом понимается бессознательное состояние человека, что сопровождается бессвязной и бессмысленной речью. Часто такое состояние наблюдается при сильной интоксикации, в период обострения инфекционных болезней или после передозировки алкоголем или наркотиками. В научном кругу подобное состояние называется аменцией, которая характеризуется , а не мышления.

Еще под бредом понимается видение галлюцинаций. Третьим бытовым значением бреда является бессвязность речи, которая лишена логичности и действительности. Однако данное значение также не употребляется в психиатрических кругах, поскольку оно лишено триады бреда и может указывать лишь на наличие заблуждений в рассуждениях психически здорового человека.

Примерами бреда может выступать любая ситуация. Зачастую бред связан с чувственным восприятием и зрительными галлюцинациями. К примеру, человек может думать, что он может подзаряжаться от электроэнергии. Кто-то может утверждать, что он живет тысячу лет и участвовал во всех значимых исторических событиях. Некоторые бредовые идеи связаны с инопланетной жизнью, когда человек утверждает, что общается с инопланетянами либо сам является пришельцем с другой планеты.

Бред сопровождается яркими образами и повышенным настроением, что еще больше подкрепляет бредовое состояние.

Симптомы бреда

Бред можно определить по характерным симптомам, которые ему соответствуют:

  • Влияние на аффективное поведение и эмоционально-волевое настроение.
  • Убежденность и избыточность бредовой идеи.
  • Паралогичность – ложное умозаключение, что проявляется в несоответствии реальности.
  • Ослабленность .
  • Сохранение ясности сознания.
  • Изменения в личности, что происходит под влиянием погруженности в бред.

Необходимо четко отличать бред от простого заблуждения, которое может возникать у психически здорового человека. Это можно определить по таким признакам:

  1. Бред основан на некой патологии, заблуждение не имеет психических расстройств.
  2. Бред невозможно скорректировать, поскольку человек даже не замечает объективных доказательств, опровергающих его. Заблуждение поддается коррекции и изменениям.
  3. Бред возникает на основе внутренних потребностей самого человека. Заблуждения основываются на реальных фактах, которые просто неправильно восприняты или до конца не изучены.

Выделяют различные виды бреда, которые основываются на тех или иных причинах, имеют свои проявления:

  • Острый бред – когда идея полностью подчиняет поведение человека.
  • Инкапсулированный бред – когда человек может адекватно оценивать окружающую действительность и контролирует свое поведение, однако это не относится к тематике бреда.
  • Первичный бред – нелогичное, иррациональное познание, искаженное суждение, подкрепленное субъективными доказательствами, которые имеют свою систему. Восприятие не является нарушенным, однако отмечается эмоциональное напряжение при обсуждении темы бреда. Имеется своя система, прогрессия и стойкость к лечению.
  • Галлюцинаторный (вторичный) бред – нарушение восприятия окружающей среды, из-за чего возникают и иллюзии. Бредовые идеи фрагментарны и непоследовательны. Нарушение мышления является следствием возникновения галлюцинаций. Умозаключения носят форму инсайтов – ярких и эмоционально окрашенных озарений. Выделяют такие типы вторичного бреда:
  1. Образный – бред представления. Характеризуется отрывочными и разрозненными представлениями в виде фантазий или воспоминаний.
  2. Чувственный – паранойя, что происходящее вокруг является спектаклем, организованным неким режиссером, который управляет поступками как окружающих, так и самого человека.
  3. Бред воображения – основывается на фантазиях и интуиции, а не на искаженном восприятии или ошибочном суждении.
  • Голотимный бред – нарушение при аффективных расстройствах. При маниакальном состоянии возникает мания величия, а во время депрессии – мания самоуничижения.
  • Индуцированный (заражение идеей) бред – присоединение здорового человека к бреду больного индивида, с которым он постоянно контактирует.
  • Катестетический бред – возникновение на фоне галлюцинаций и сенестопатии.
  • Сенситивный и кататимный бред – возникновение при сильных эмоциональных расстройствах у чувствительных людей или страдающих личностными нарушениями.

Бредовые состояния сопровождаются тремя бредовыми синдромами:

  1. Параноидный синдром – отсутствие систематизации и наличие галлюцинаций и прочих нарушений.
  2. Парафренный синдром – систематизированный, фантастический, сопровождается галлюцинациями и психическими автоматизмами.
  3. Паранойяльный синдром – монотематический, систематизированный и интерпретативный бред. Отсутствует интеллектуально-мнестическое ослабление.

Отдельно рассматривают параноический синдром, который характеризуется сверхценной идеей.

В зависимости от фабулы (главной идеи бреда), выделяют 3 основные группы бредовых состояний:

  1. Бред (мания) преследования:
  • Бред ущерба – идея о том, что человеку кто-то причиняет вред или обворовывает.
  • Бред воздействия – идея о том, что на человека влияют некие внешние силы, что подчиняет его мысли и поведение.
  • Бред отравления – убежденность в том, что человека кто-то желает отравить.
  • Бред ревности – убежденность в неверности партнера.
  • Бред отношения – идея о том, что все люди имеют какое-то отношение к человеку и оно обусловлено.
  • Эротический бред – убежденность в том, что человека преследует некий партнер.
  • Бред сутяжничества – склонность человека постоянно бороться за справедливость через суды, письма руководству, жалобы.
  • Бред одержимости – идея о том, что в человека вселилась некая живая сила, злобное существо.
  • Бред инсценировки – убежденность в том, что все вокруг разыгрывается как спектакль.
  • Пресенильный бред – идеи осуждения, гибели, виновности под влиянием депрессивного состояния.
  1. Бред (мания) величия:
  • Бред реформаторства — создание новых идей и реформ во благо человечества.
  • Бред богатства – убежденность в наличии у себя несметных сокровищ и богатств.
  • Бред вечной жизни – убежденность в том, что человек никогда не умрет.
  • Бред изобретательства – желание делать новые открытия и создавать изобретения, выполнение разных нереальных проектов.
  • Эротический бред – убежденность человека в том, что в него кто-то влюблен.
  • Бред происхождения – убежденность в том, что родители или предки являются знатными или великими людьми.
  • Любовный бред – убежденность в том, что в человека влюблена известная личность или все, с кем он хоть раз общался или встречался.
  • Антагонистический бред – убежденность человека в том, что он является наблюдателем войны неких двух противоборствующих сил.
  • Религиозный бред – идея человека о том, что он является пророком, может творить чудеса.
  1. Депрессивный бред:
  • Нигилистический бред – наступил конец света, человека или окружающего мира не существует.
  • Ипохондрический бред – убежденность в наличии серьезной болезни.
  • Бред греховности, самообвинения, самоуничижения.

Стадии бреда

Бред делится на такие стадии течения:

  1. Бредовое настроение – предчувствие беды или убежденность в изменении окружающего мира.
  2. Нарастание тревоги из-за бредового восприятия, вследствие чего начинают возникать бредовые объяснения различных явлений.
  3. Бредовое толкование – объяснение явлений бредовым мышлением.
  4. Кристаллизация бреда – законченное, стройное формирование бредового умозаключения.
  5. Затухание бреда – критика в отношении бредовой идеи.
  6. Резидуальный бред – остаточные явления после бреда.

Таким образом формируется бред. На любом этапе человек может застрять либо пройти все стадии.

Лечение бреда

Лечение бреда подразумевает под собой специальное воздействие на головной мозг. Это осуществимо антипсихотиками и биологическими методами: электрошоком, лекарственным шоком, атропиновой или инсулиновой комой.

Психотропные средства выбираются врачом в зависимости от содержания бреда. При первичном бреде используются избирательные лекарства: Трифтазин, Галоперидол. При вторичном бреде используются широкого спектра нейролептики: Аминазин, Френолон, Меллерил.

Лечение бреда проводится стационарно с последующей амбулаторной терапией. Амбулатория назначается при отсутствии агрессивных тенденций к редуцированию.

Прогноз

Можно ли избавить человека от бреда? Если речь идет о психическом заболевании, то можно лишь купировать симптоматику, ненадолго позволив человеку ощутить реальность жизни. Клинический бред дает неблагоприятные прогнозы, поскольку оставленные без присмотра больные могут нанести себе или окружающим людям вред. Лишь бытовое понимание бреда может поддаваться лечению, позволяя человеку избавляться от естественных для психики заблуждений.

Бредовые идеи. Определение бреда. Классификация бреда по структуре (систематизированный и несистематизированный). Классификация бреда по содержанию (бред с пониженной самооценкой, бред с повышенной самооценкой, персекуторный бред, смешанные формы бреда).

Бредовые идеи – ошибка суждения, возникающая на патологической почве, охватывающая все сознание больного и определяющая его поведение, не поддается разубеждению и коррекции.

Бред - совокупность идей и представлений, умозаключение, возникшее не в результате обработки поступивших сведений и не корректируемое поступающими сведениями (при этом не важно, соответствует ли бредовое умозаключение действительности или нет).

Критерии:

1. возникает на патологической основе

2. охватывает все сознание

3. противоречит окружающей действительности

4. не поддается коррекции

По структуре, бред:

1. первичный (систематизинрованный, интерпретационный, логический)

2. вторичный (несистематизированный: чувств-ый и образный)

Характеристика:

Первичный (систематизинрованный, интерпретационный, логический)

вторичный (несистематизированный: чувств-ый и образный)

1. страдает вторая стадия процесса познания

1. страдает первая стадия процесса познания

2. возникает как первое проявление заболевания

2. возникает на фоне др. психопат. расстройств, например, эмоциональных расстройств

3. возникает незаметно

3. возникает остро

4. в суждениях больного имеется система доказательств, логика кривая

4. системы доказательств нет, логики нет

5. поведение внешне правильное

5. дезорганизационное поведение

6.Последовательность бредообразования:

1.бредовое предчувствие

2.бредовое восприятия

3.бредовое толкование

4.кристализация и рождение бреда, инкапсуляция

7. коренным образом меняется личность больного

7. личность в целом не меняется

8. лечению поддается с трудом, инкапсулируется

8. хорошо поддается лечению, под действием лечения исчезает

9. прогноз неблагоприятный

9. прогноз благоприятный

1. персекуторный

Возникает уверенность угрозы из вне.

- бред преследования

- бред физического воздействия (больной говорит, что им управляют, как марионеткой)

Бред психического воздействия (больной чувствует, что ему в голову кто-то вкладывает чужие мысли, что его эмоции, воспоминания, переживания - не его, а подстроены)

- бред отравления(убеждение о добавлении ядов в еду, питье.)

- бред ревности (убеждение в неверности сексуального партнера)

- бред эротического презрения

- бред воздействия (больной уверен, что его облучают специальными лучами, гипнотизируют, зомбируют)

2. экспансивный (Бред с повышенной самооценкой)

Переоценка возможностей, общих положений.

- бред величия

Бред высокого происхождения (убеждение в случайной или преднамеренной подмене родителей в детстве, мысль о рождении от лиц, занимающих высокое положение в обществе)

- бред могущества

- бред богатсва (болезненное убеждение о наличие мнимых богатств)

- бред изобретательства

Бред мессианский (убеждение в возложенной на больного высокой политической, религиозной, научной или иной миссии)

- бред эротический (убежденность во влюбленности определенного лица (лиц) в больного)

3. депрессивный (Бред с пониженной самооценкой)

Болезненное преувеличение имеющихся или мнимых недостатков или неприятностей.

- бред заслуженного несчастья.

Бред самоуничижения (болезненное убеждение об исключительно отрицательных собственных моральных, интеллектуальных, физических качествах, о собственном ничтожестве).

Бред самообвинения (виновности, приписывание мнимых или нелепое преувеличение имевшихся неблаговидных поступков и действий).

Источником настоящего, грядущего или существовавшего в прошлом несчастья является сам больной. Часто он не только источник собственного несчастья, но и причина бедствий, которым подвергаются окружающие - родные, знакомые, сограждане, весь мир. Депрессивный бред обычно беден содержанием, монотонен и однообразен - больной постоянно твердит об одном и том же, в одних и тех же выражениях.

4. смешанные формы.

Сочетание персекуторных идей с бредом повышенной или пониженной самооценки.

Дифференциальная диагностика сверхценных идей от бредовых.

Сверхценные идеи в отличие бреда исходно не являются нелепыми, ошибочными. Расстройство заключается в том, что данные мысли занимают в психике больного не соответствующее их реальному значению доминирующее положение. Так, естественные для любого человека забота о сохранении семьи, радость по поводу удачного решения технической проблемы, недовольство оплошностью сотрудника превращаются в удивительно сильные и стойкие чувства (ревность, негодование, подозрительность). Все последующее поведение подчиняется этому основному чувству.

В современной психиатрии бред (синонимы:расстройство мыслительной деятельности, делирий) - это комплекс идей или представлений, которые появились в результате развивающегося заболевания мозга как симптом Они ошибочно отражают действительность и не корректируются новой поступающей информацией, независимо от того, соответствует ли имеющееся умозаключение реалиям или нет. Чаще всего бред является одним из компонентов проявлений шизофрении или других

В каких случаях у слова «бред» синонимы - "психическое расстройство" и "помешательство"

Но для того чтобы говорить о наличии у больного психического отклонения, нельзя отталкиваться только от содержания обуявшей его идеи. То есть если для окружающих она выглядит как полный бред, это не может служить доказательством наличия у человека

В бреде болезненным является не содержание, которое выпадает из общепринятых представлений, а нарушение течения жизни человека, связанное с ним. Бредовый больной удален от мира, некоммуникабелен, он изолирован в своем убеждении, что сильно меняет его облик и жизненные ценности.

Особенности бредовых идей

Бредовое убеждение не поддается какой-либо коррекции со стороны. В отличие от заблуждений здорового человека, который твердо отстаивает свою точку зрения, бред - это некая незыблемая идея, которая не требует реального подтверждения, так как существует независимо от событий, происходящих в действительности. Даже негативный опыт следования бредовой идее не заставляет больного отказаться от нее, а иногда даже, наоборот, укрепляет веру в ее истинность.

Так как бредовая идея всегда очень тесно спаяна с ранее возникшими кардинальными личностными изменениями, она обязательно вызывает радикальные перемены и в отношении пациента к себе, внешнему миру, превращая его в «другого человека».

Бредом часто сопровождается так называемый синдром психического автоматизма или синдром отчуждения, при котором у больного появляется ощущение, что любое его действие или мысль происходят не по собственной воле, а вложены или навеяны со стороны, посторонней силой. В этих случаях пациенты страдают бредом преследования.

Параноидальный бред - это результат недоверия к окружению

Параноидальный бред формируется из противопоставления себя окружению и недоверия к другим людям, трансформируясь со временем в крайнюю подозрительность.

Больной в какой-то момент начинает понимать, что все вокруг к нему относятся несправедливо, ущемляют его интересы, унижают. Из-за неспособности параноика толковать действия и слова других данное убеждение перерастает в параноидальный синдром.

В психиатрии его разделяют на три вида.

  1. Бред воздействия, при котором больной убежден во влиянии извне на его поведение и мысли.
  2. Бред отношения, когда человек предполагает, что окружающие о нем говорят, над ним смеются, смотрят на него.
  3. Параноидальный бред. Это состояние выражается в глубоком убеждении пациента, что некие таинственные силы желают его смерти или всячески вредят ему.

Кстати, последний вид расстройства мышления при определенных ситуациях может легко передаваться окружению больного, что приводит к казусу, который характеризуется как индуцирование, то есть заимствование убеждений больного человека здоровым.

Что такое наведенный бред

В психиатрии такое явление имеет название "индуцированный бред". Это наведенное, заимствованное убеждение, которое у больного перенимает его окружение - те, кто находится с ним в самом тесном контакте и не выработал критического отношения к патологическому состоянию пациента, так как он является в данной группе авторитетом либо же пользуется доверием.

Индуцируемые в таких случаях начинают высказывать те же идеи и подавать их в той же форме, что и больной-индуктор. Человек, индуцировавший бред, - это, как правило, внушаемая личность, находящаяся в подчинении или зависящая от источника идеи. Чаще всего, но не всегда, у доминантного лица (индуктора) при этом диагностируется шизофрения.

Нужно отметить, что данное расстройство, так же как и первоначальный бред у индуктора, это хроническое состояние, которое по фабуле оказывается бредом величия, преследования либо религиозным бредом. Попадают под указанное влияние чаще всего группы, оказывающиеся в культурной, языковой или территориальной изоляции.

При каких условиях можно поставить диагноз

Для того чтобы верно поставить диагноз, следует помнить, что индуцированный бред - это:

  • состояние, при котором несколько человек разделяют одну и ту же бредовую идею или выстроенную на ней систему;
  • поддерживают друг друга в названном убеждении;
  • у таких людей налицо очень тесные взаимоотношения;
  • даже пассивные члены этой группы индуцируются после контакта с активными партнерами.

При прекращении контакта с индуктором привитые таким образом взгляды чаще всего рассеиваются бесследно.

Как возникает ипохондрический бред

В психиатрической практике нередко встречается еще одна разновидность расстройства мышления - ипохондрический бред. характеризуется глубоким убеждением пациента в наличии у себя тяжелой неизлечимой болезни или же постыдной, такой, которая не поддается обычной терапии.

То, что врачи не могут найти ее, пораженный бредом человек воспринимает только как их некомпетентность или равнодушие. Данные анализов и обследований для таких больных не являются доказательством, ибо у них есть глубокая убежденность в собственном уникальном недуге. Пациент добивается все новых и новых обследований.

В случае если начинает разрастаться, то к нему присоединяется и идея преследования, которое врачи якобы организовали по отношению к больному. К этим симптомам часто добавляется и упоминавшийся ранее бред воздействия, который поддерживается убежденностью, что болезнь вызвана специально организованным облучением, из-за чего разрушаются внутренние органы и даже мозг.

Как происходит смена ипохондрического бреда

Иногда у больных с ипохондрическим бредом возникает его смена на идею противоположного содержания - что пациент был всегда абсолютно здоров или, чаще всего, что он внезапно окончательно исцелился. Как правило, такой бред - это следствие смены настроения, вызванного исчезновением (обычно неглубокой) депрессии и появлением гипоманиакального состояния.

То есть больной как был, так и остался зафиксированным на теме здоровья, но теперь его бред меняет вектор и, став бредом здоровья, направляется на исцеление окружающих.

Кстати, множество так называемых народных целителей, которые распространяют лично изобретенные методы излечения от всех недугов, имеют описываемую категорию расстройства мышления. В лучшем случае такие методы являются просто безвредными, но это бывает довольно редко!

Как бред становится систематизированным

Что интересно, бредовые построения во всех приведенных случаях являются взаимосвязанными, последовательными и имеющими некое логическое объяснение. Подобное расстройство мышления указывает на то, что перед нами систематизированный бред.

Это расстройство чаще всего наблюдается у людей, имеющих хороший уровень интеллекта. В структуру систематизированного бреда входит материал, на основе которого строится идея, а также фабула - оформление этой идеи. С развитием болезни она может окрашиваться, насыщаться новыми деталями и даже менять направленность, как было показано выше.

Кстати, наличие систематизированного бреда всегда подтверждает его длительное существование, так как остро начавшаяся болезнь, как правило, не имеет стройной системы.

Этот вид патологии мыслительной деятельности со времен античности отождествлялся с понятием сумасшествия. Термин «паранойя» (paranoia - схождение с ума, от греч. nus - ум) использовал еще Пифагор для противопоставления правильному, логическому мышлению («дианойя»). Широкое значение термина «паранойя» впоследствии постепенно сужалось в связи с необходимостью выделения точного клинического понятия, соответствующего патологии мышления у тех больных, которые приобретают стойкое превратное, неправильное представление о происходящих событиях. В таких случаях в их сознании появляются убеждения, основанные не на здравом размышлении, отражающем реальность, а на ложных, болезненных посылках. Идеи, возникающие в связи с подобными ложными выводами, называются бредовыми идеями, поскольку они не соответствуют действительности и совершенно не поддаются ни разубеждению, ни коррекции.

К. Ясперс (1913) понимает под бредом умозаключения, не соответствующие действительности, со стойкой убежденностью в их правильности, при этом не поддающиеся коррекции. Г. Груле (1943) определил бред как «установление связи между явлениями без основания, не поддающееся исправлению». В. Гризингер (1881) специально подчеркивал, что бредовые идеи противостоят свидетельству чувств и рассудку, результатам проверки и доказательствам. По общепринятому определению, бред - это совокупность идей, суждений, вытекающих из ложной посылки, не соответствующих действительности и не исчезающих при разубеждении или разъяснении их нелепости.

Ж. П. Фальре-отец (1855) впервые описал последовательные стадии (этапы) формирования бреда. На первом этапе (инкубация бреда) отмечаются настороженность больных, некоторая напряженность, недоверчивость. Второй этап - систематизация бреда. Начинает преобладать необычайная интеллектуальная активность больных в разработке бредовой идеи, в поисках «доказательств» бредовой системы, что сопровождается тщательным «анализом» и «бредовым толкованием» происходящего. Завершающий третий этап бреда - период стереотипии, здесь бред находит свою формулу, останавливается в своем развитии; это - клише, оно не подлежит уже никаким изменениям.

По мнению Я. Анфимова (1913), слово «бред» происходит от глагола «бреду», что означает «иду неуверенно». Если это мнение правильно, как полагает В. Осипов, то очевидно, что характер неуверенности походки, неясно выраженной цели у бредущего или бродящего человека, нередко блуждающего или даже заблудившегося, направляемого иногда случайными и обманчивыми влияниями, принятием термина «бред» остроумно перенесен на характеристику душевной деятельности в условиях ее патологического состояния. Такое этимологическое толкование сравнимо с расшифровкой термина «delirium» (от лат. lira - прямая полоса, засеваемая хлебом, и приставки «de» - отрицание, т. е. отклонение от прямого пути).

Бред - устойчивая патология мышления с изменением поведения, при которой обнаруживается совокупность идей, суждений, заключений, не соответствующих действительности, полностью овладевающих сознанием больных и не корригирующихся при разубеждении.

В Германии, следуя А. Целлеру, считали незыблемо установленным фактом, что любой бред возникает вторично, после предшествующей мании или меланхолии. Но это мнение было поколеблено, когда Л. Снелль (1865) убедительно показал, что существуют совершенно самостоятельные бредовые идеи. Такой бред Л. Снелль отнес к первично возникающим расстройствам интеллектуальной деятельности и назвал его первичным бредом. С этим согласился в дальнейшем В. Гризингер, который для таких бредовых расстройств предложил термин «примордиальный делирий».

Таким образом, по способу возникновения бред стали подразделять на первичный (интерпретативный, паранойяльный) и вторичный, возникающий на фоне измененного аффекта (меланхолии или мании), или чувственный бред.

Чувственный (образный) бред - вторичный бред, фабула которого тесно связана с наличием депрессивного (маниакального) аффекта и образными представлениями, явлениями растерянности, тревоги и страха.

Кроме того, как вторичный стали выделять бред, связанный с галлюцинациями (галлюцинаторный бред, бред объяснения, С. Wernike, 1900), а также бред, возникающий при наличии особых ощущений (катестезический бред, по В. А. Гиляровскому, 1938).

Французские психиатры Е. Dupre и В. Logre (1914) как особый вариант бреда описали бред воображения. Авторы полагали, что механизм воображения можно считать столь же действенным для бредообразования, как и интерпретации (интерпретационный, интерпретативный бред, по P. Sereux, J. Capgras, 1909).

Содержание бреда, тематика бредовых идей может быть самой разнообразной, но чаще всего в клинике встречается бред преследования, или персекуторный бред, который впервые описал Е. Ласег (1852), затем Ж. Фальре-отец (1855), Л. Снелль (1865). Для бреда преследования характерна убежденность больного в том, что у него есть враг или враги, стремящиеся причинить ему вред.

Бред значения, или бред особого значения, тесно связан с бредом отношения, эти два вида бреда с трудом разграничиваются, так как в бреде значения почти всегда имеется момент патологического отношения к себе. Как бы на границе между ними стоит как связующее звено так называемый бред намека Й. Берце (1926). Как клинический пример E. H. Каменева (1957) приводит следующие наблюдения.

«Больной К. стал "замечать", что столовые закрываются как раз тогда, когда он идет обедать; когда ему хочется пить, оказывается, что в титане нет воды; в магазинах специально для него устраиваются очереди.

Когда больного П. переводили на инвалидность, ему показалось, что "вся Москва наполнилась стариками и инвалидами", он "везде их встречал " и был уверен, что это делалось для того, чтобы его подразнить.

Больной Г. замечает, что окружающие его больные "часто прикладывают руку к виску", что, по его мнению, означает, что его должны расстрелять.

Больной Ф. слышит, как окружающие часто произносят слово "ванна" и этим намекают на конфликт, который был у него с соседями из-за ванны, т. е. хотят сказать об отрицательных чертах его характера.

Больной С. уверен, что столик, стоящий у его кровати, поставлен с умыслом и является "намеком" на когда-то взятый на производстве стол. Черный халат ему дали, чтобы указать на черноту его души.

Больной Т. увидел трамвайные линии и "понял", что они отделяют его от армии и от людей.

Больной Л. увидел на улице машину с надписью "Хлеб", что означает, по его мнению, что он не должен есть.

Больному Ц. товарищ показал мясо, купленное для жены; это означало, что больного должны убить.

Врача больницы, где лечился 3., звали Борисом; из этого он понял, что должен бороться, чтобы не погибнуть.

Больному У. кажется странным, что дают столовые ложки вместо чайных, это делается специально для того, чтобы от него много узнать (большие ложки - много узнать).

Когда кто-то из больных заиграл на пианино, больной А. усмотрел в этом знак, что ему пора выписываться, а то "будет хуже"».

В первом наблюдении имеет место чистый бред отношения; факты, которые отмечает больной, не содержат особого значения, но отмечаются им, так как имеют отношение к нему, и отношение это не случайное - они «подстроены» специально для него. Четыре следующих наблюдения относятся к типичному «бреду намека» - жесты, факты, предметы не случайны, а преднамеренны, они имеют особое значение, которое относится к больному, намекают на его неполноценность, пороки, грозящие наказанием. Наконец, в последних случаях у больных имеет место бред значения.

Совершенно очевидно, что «бред намека» не содержит в себе чего-нибудь своеобразного, что позволило бы его выделить в качестве самостоятельной формы, он имеет те же признаки - отнесение к себе и восприятие за обычным видимым значением иного, особого значения жестов, действий, предметов и пр. Эти индифферентные в реальности, обыденные явления воспринимаются больными как имеющие отношение к ним, кажутся фактами, содержащими особое значение (вернее - назначение), связанное с настоящими или прошлыми переживаниями больных, которые они конкретизируют. Все это с учетом тенденции «отнесения к себе» в выраженном бреде значения, постоянное сосуществование этого бреда в одном симптомокомплексе с простым бредом отношения и нерезкость переходов между ними свидетельствуют о том, что бред значения является лишь усложненной формой бреда отношения, он появляется, как правило, на более поздних этапах развития бреда.

Развитие бреда преследования, как его описал Э. Лaceг, бреда отношения и особого значения в ряде случаев происходит медленно, постепенно, так что паранойя развивается мало-помалу, напоминая то, как у некоторых людей постепенно складывается характер. Первым на это обратил внимание В. Зандер (1868), который отметил, что законченная в своей эволюции болезнь является не чем иным, как завершением психического роста и развития данной личности. Для таких случаев В. Зандер предложил термин «прирожденная паранойя», полагая, что формирование бредовой системы тесно связано с характером, личностью.

Бредообразование в таких случаях достаточно специфично, практические наблюдения дают в этом отношении демонстративный иллюстративный материал. Наиболее ярким, известным психиатрам всего мира примером такого рода стал случай, описанный Р. Гауппом (1910, 1914, 1920, 1938), это так называемый случай Вагнера.

«Около 5 часов утра 4 сентября 1913 года старший учитель в деревне Дегерлок Эрнст Вагнер убил свою жену и четырех детей, заколов их в сонном состоянии кинжалом . Прикрыв трупы одеялами, Вагнер умылся, оделся, захватил с собой три револьвера и свыше 500 патронов и отправился по железной дороге на место своей первой службы в деревню Мюльгаузен. Там он поджег несколько зданий, а затем выбежал на улицу и, держа в каждой руке по револьверу, начал стрелять во всех встречающихся ему жителей. В результате 8 человек были им убиты, а 12 - тяжело ранены. Только когда он расстрелял все патроны и револьверы оказались пустыми, удалось в тяжелой борьбе его обезоружить, причем он получил столь тяжкие повреждения, что первое время казался мертвым. Ввиду странности мотивов, выдвинутых им в объяснение этого кровавого преступления, было произведено психиатрическое обследование (экспертиза), что дало такие результаты.

Вагнер оказался чрезвычайно отягощенным со стороны отца и со стороны матери. В детстве он был очень чувствительным, обидчивым и самолюбивым мальчиком. Крайняя правдивость не оставляла его даже тогда, если за правду ему грозило суровое наказание. Он был щепетильно верен своему слову. Очень рано пробудились у него влечение к женщинам, богатая и неукротимая фантазия и страсть к чтению. В учительской семинарии, где он учился, его отличали духовная самостоятельность, повышенное чувство собственного достоинства, любовь к литературе и крайняя добросовестность в отношении к своим обязанностям. Рано приобрел он безнадежный взгляд на жизнь: "Самое лучшее в этой жизни - никогда не родиться, - записывает он 17-летним юношей в альбом своему товарищу, - но, если родился, надо упорно стремиться к цели". В 18 лет попал он во власть порока, который оказался роковым для его судьбы, - он начал заниматься онанизмом. Упорная борьба, которую он повел против своей "слабости" оказалась безуспешной.

С этого времени его чувство собственного достоинства и его откровенная правдивость получили сильнейший удар, а пессимизм и наклонность к ипохондрическим мыслям - благоприятную почву для развития. Впервые личность его испытала глубокий внутренний разлад между приобретшим отныне господство в его душе чувством вины и самопрезрения и прежним эстетизмом, влечением к женщинам и высоким мнением о себе. Он начал подозревать, что товарищи замечают его тайный порок и насмехаются над ним. Но этот внешний конфликт не оказал заметного влияния на его успехи и внешние отношения с людьми. Он прекрасно сдал первый учительский экзамен и стал работать помощником учителя. Отношения с товарищами по службе у него установились хорошие, его считали добродушным, хотя и несколько заносчивым человеком. Однако из-за своего самомнения он вскоре имел столкновение со старшим учителем, из-за чего был переведен в другое место - деревню Мюльгаузен. Связи с женщинами у него стали возникать довольно рано. Тем не менее онанизм он прекратить не мог даже в возрасте 26-27лет. Больше чем за 10 лет до преступления, под влиянием спиртного - а в это время он уже стал порядочно выпивать, - возвращаясь из трактира домой, несколько раз совершил содомические акты. С тех пор главным содержанием его мыслей и чувств стали угрызения совести по поводу этих "недостойных поступков". "Как он мог поддаться такому дикому влечению?" - постоянно думал Вагнер. Страх, что его порок будет открыт, снова сделал его чрезвычайно подозрительным, заставлял его боязливо, недоверчиво присматриваться, прислушиваться к лицам и разговорам окружающих. Уже имея на своей совести этот "грех", Вагнер сдал второй учительский экзамен, причем, опасаясь быть арестованным, все время носил в кармане револьвер, при аресте собираясь застрелиться. Чем дальше, тем его подозрительность росла все сильнее и сильнее. Мысль, что его сношения с животными подглядели, начала неотвязно его преследовать. Ему стало казаться, что все уже известно и что за ним установили специальное наблюдение. Если при нем разговаривали или смеялись, то у него сразу же возникал опасливый вопрос, не о нем ли этот разговор и не над ним ли смеются. Проверяя свои ежедневные наблюдения, обдумывая их мельчайшие детали, он все более укреплялся в основательности таких мыслей, несмотря на то, что, по его собственным словам, ему ни разу не удалось услыхать ни одной фразы, которая бы вполне доказала его подозрения. Только сопоставляя взгляды, мимику и отдельные движения знакомых или толкуя в особом смысле их слова, он приходил к убеждению в несомненности отношения всего этого к себе. Ужаснее всего ему казалось то, что тогда как он сам мучился жестокими самообвинениями, проклинал и казнил себя, окружающие безжалостно обратили его исключительно в предмет жестоких насмешек.

С этого времени вся картина жизни стала представляться ему в совершенно извращенном виде; поведение мирных обывателей Мюльгаузена, не подозревавших о его душевной драме, в его воображении приобретает характер намеренного над ним издевательства. Дальнейшее развитие бреда прерывается переводом Вагнера на работу в другую деревню. Приняв перевод как наказание, он все же сначала почувствовал облегчение от мысли, что его на новом месте никто не будет знать. Действительно, хотя и там в его душе господствовали "мрак и тоска", однако в течение пяти лет он не замечал насмешек над собой. Он женился на девушке, с которой случайно сошелся, женился исключительно потому, что считал невозможным отказаться от брака с забеременевшей от него женщиной. Несмотря на то что теперь Вагнер жил уже нормальной половой жизнью, подозрительность все же требовала "пищи", и постепенно прежние опасения пробудились. Сопоставляя невинные замечания друзей и знакомых, он стал приходить к убеждению, что слухи о его пороках достигли и здешних мест. Виновниками этого он считал своих прежних сограждан, которым мало было издеваться над несчастным, понадобилось делать его предметом посмешища на новом месте. Чувство негодования и гнева стали расти в его душе. Временами он доходил до крайних степеней возбуждения, и только начавшая с этого момента зреть мысль о мести удерживала его от непосредственной расправы. Любимым предметом его мечтаний сделалось теперь детальное обсуждение задуманного дела. План преступления в мельчайших подробностях был разработан им уже за 4 года до приведения его в исполнение. Вагнер хотел добиться одновременно двух целей. Первой из них было полное уничтожение его рода - рода дегенератов, отягощенного позором отвратительнейших пороков: "Все, что носит фамилию Вагнер, рождено для несчастья. Все Вагнеры подлежат уничтожению, всех их надо освободить от тяготеющего над ними рока", - так говорил он потом следователю. Отсюда и родилась мысль убить всех своих детей, семью своего брата и самого себя. Второй целью была месть - он собирался сжечь всю деревню Мюльгаузен и перестрелять всех ее жителей за их "жестокое издевательство" над ним. Задуманное Вагнером кровавое дело сначала пугало и его самого. Чтобы подбодрить себя, он разжигал свою фантазию и мечтал о величии стоящей перед ним задачи, которая обратилась теперь для него в великую миссию, в "дело всей жизни". Он вооружился надежным оружием, в лесу научился стрелять, подготовил кинжал для убийства жены и детей, и, однако, всякий раз, как думал приступить к выполнению своего плана, непреодолимый ужас охватывал его и парализовал его волю. После убийства он рассказал, как часто ночью стоял он у постели детей, стремясь преодолеть внутреннее сопротивление, как моральная невозможность этого дела всякий раз отпугивала его. Постепенно жизнь сделалась для него непереносимым мучением. Но чем глубже становятся тоска и отчаяние в душе Вагнера, тем больше кажется ему число его врагов и тем величественнее поставленная задача».

Для понимания сущности развития бреда в этом случае очень интересна дальнейшая судьба больного. После того, как судом он был признан душевнобольным и невменяемым, Вагнер шесть лет пробыл в психиатрической больнице, когда его снова освидетельствовал Р. Гаупп. Оказалось, что он сохранил душевную живость и правильность поведения, не обнаруживал никаких признаков слабоумия. Диагноз шизофрении был отвергнут полностью. Дальнейшего развития бреда не наступало, можно было, наоборот, отметить известное ослабление его и осознание болезненности некоторых своих переживаний.

Он заявлял врачу: «Мои уголовные действия проистекали от душевной болезни... может быть, никто более меня не сожалеет о мюльгаузенских жертвах». Как будто бы большая часть бредовых идей, возникших в результате тяжелых и личных переживаний, связанных с жизненными конфликтами, корригировалась, так что при поверхностном знакомстве с больным можно было думать о полном выздоровлении. В действительности же бредовые установки остались прежними, равно как и личность больного сохраняла прежнюю паранойяльную структуру. Успокоению больного и побледнению его бреда способствовало тюремное заключение и последующее пребывание в психиатрической больнице. За это время он много работал, продолжал свои прежние литературные опыты, написал драматические произведения, в одном из которых героем вывел себя, написал большую автобиографию.

Для понимания генеза бреда, как это видно, имеет значение, что главную роль играла болезненная интерпретация действительных фактов, не имевших того значения, которое приписывал им больной. Характерны следующие заявления Вагнера: «Некоторые разговоры я мог понимать так, будто говорят обо мне, ибо бывают случайности и ни к чему не обязывающие вещи, которые, принимая во внимание некоторые обстоятельства, могут представиться имеющими значение и определенную цель; мысли, которыми полна голова, охотно помещаешь в головах других». При таком, как будто критическом, отношении к наиболее ярким своим бредовым идеям он сохранил свою прежнюю подозрительность и при малейшем поводе начинал думать, что окружающие его высмеивают. Это свидетельствует о стойкости и незыблемости бреда отношения (преследования в данном случае), как и во многих других аналогичных, где бредовая система обнаруживает непоколебимость патологического мышления.

С. С. Корсаков (1902) специально привел случай «первичного систематизированного бреда» из судебно-психиатрической практики, дал оценку состоянию больного, совершившего убийство Петербургского генерал-губернатора.

Эту историю болезни мы приводим с некоторыми сокращениями из-за ее большого объема и наличия показаний разных свидетелей.

Бредовый синдром (расстройство) - это психопатологический комплекс симптомов, который характеризуется наличием бредовых идей, выступающих на первый план. Его относят к патологиям содержания мышления. Бред не является специфическим симптомом какого-либо заболевания. Он способен возникнуть при самых различных психических отклонениях, поэтому необходимо обязательно уточнять его характер (шизофрения, органическое или шизофреноподобное расстройство и др.).

Определение

Бредовые идеи (бред) – это ложные суждения или умозаключения, которые возникают в результате болезненного процесса и овладевают сознанием пациента, не поддающемуся разубеждению (коррекции).

Они не соответствуют действительности. Пациент стойко убежден в правоте своего суждения, вопреки противоречащей этому очевидности (со стороны больного отсутствует всякая критика). Это является потенциальной проблемой для самого человека, поскольку самостоятельно за медицинской помощью он не обратится.

Критериями бреда являются следующие характеристики:

  • это всегда симптом заболевания;
  • бредовые идеи не соответствуют действительности, это можно доказать;
  • не поддаются переубеждению (коррекции) и критическому самоосмыслению (самокритике);
  • они определяют поведение пациента (его поступки), полностью доминируют над всей психикой (логикой, инстинктами, рефлексами), занимая все сознание.

Не следует принимать всякое ложное суждение человека за бред, так как уверенность и настойчивость в высказанной мысли могут быть проявлением мировоззрения.

Убеждения формируются, в отличие от бреда, на протяжении всей жизни и тесно связаны с опытом и воспитанием. Приводя пациентам четкие аргументы, доказательства, свидетельства, направленные на отрицание верности их мысли, врач видит, что больными они рассматриваются.

Не следует путать бред и сверхценные идеи, что имеет особое значение в ситуациях, когда они являются единственным симптомом психического расстройства. Когда реальная жизненная проблема в сознании психически здорового человека приобретает чрезмерно большое (приоритетное) значение, в этом случае говорят о сверхценной идее.

Классификация

Существует множество классификаций бредовых идей.

По механизму образования они разделяются на:

  1. 1. Первичный - связан с интерпретацией и построением поэтапной логики, понятной только самому пациенту. Является самостоятельным расстройством сферы мышления, которое не относится к другим симптомам психических патологий.
  2. 2. Вторичный - связан с формированием целостных образов, например, под влиянием галлюцинирования или измененного настроения. Возникает как результат нарушения других сфер психики.
  3. 3. Индуцированный. Проявляется в том, что реципиент (здоровый человек) воспроизводит бредовую систему индуктора (больного). Эта ситуация возникает как результат общения с близким родственником, который страдает психической болезнью.

Бред по степени систематизации делится на фрагментарный (отрывочный) и систематизированный. Второй указывает на хронический характер течения психического заболевания. По мере прогрессирования болезни наступает фаза распада бредовой системы. Остро возникающие мысли всегда лишены стройности. От хронических несистематизированных идей он отличается яркими эмоциональными переживаниями, наличием отношения инсценировки, подстроенности, возбуждения, чувства измененности .

Хорошо поддается лечению остро возникший бред. Удается обычно добиться качественной ремиссии или выздоровления. Лечение проводят путем назначения нейролептиков (Палиперидон, Зипразидон и др.)

Выделяют по содержанию следующие варианты бредовых идей:

Разновидность Характеристика с примерами
Бред отношения и значения Пациенту кажется, что окружающие смотрят на него по-другому, намекая на его особое предназначение своим поведением. Человек находится в центре внимания и истолковывает явления окружающего, ранее не значимые для него, как важные
Идеи преследования Больной уверяет, что за ним следят. Находит множество подтверждений (скрытую аппаратуру), постепенно замечая, что круг подозреваемых расширяется. Возможен также транзитивный бред преследования, когда человек сам начинает следить за воображаемыми личностями, используя против них агрессию
Идеи величия Пациент убежден в наличии у него могущества в виде исключительной энергии или силы, благодаря огромному богатству, божественному происхождению, достижений в сфере науки, политики, искусства, ценности предлагаемых им реформ
Идеи ревности Человек убежден в супружеской измене, хотя доводы отличаются нелепостью. К примеру, пациент утверждает, что его партнер через стенку осуществляет половое сношение с другим
Любовный бред Заключается в субъективной убежденности в том, что он/она является объектом любви кинозвезды, политического деятеля или врача, часто гинеколога. Указанное лицо часто преследуется и принуждается к ответному чувству
Идеи самообвинения и виновности Больной убежден в том, что виновен из-за своих поступков перед обществом и близкими, его ожидают суд и казнь. Формируются обычно на фоне сниженного настроения
Ипохондрический бред Человек интерпретирует свои соматические ощущения, сенестопатии, парестезии как проявление неизлечимой болезни (ВИЧ, рак). Требует проведения обследований, ожидает своей кончины
Нигилистический бред (бред Котара) Больной уверяет, что у него «сгнили» внутренности, а также происходят аналогичные процессы в окружающей действительности - весь мир находится на разных этапах разложения или мертв
Бред инсценировки Заключается в представлениях о том, что все события окружающего мира специально подстраиваются, как в театре. Пациенты и персонал в отделении на самом деле - переодетые сотрудники спецслужб, инсценируется поведение больного, которое демонстрируется по телевидению
Бред двойника Выражается в убежденности наличия отрицательного или положительного двойника (в противоположность чертам личности), который находится на значительном расстоянии и может быть связан с пациентом символическими или галлюцинаторными конструкциями
Манихейский бред Человек убежден в том, что весь мир и он сам являются ареной борьбы добра и зла - Бога и дьявола. Эта система способна подтверждаться взаимоисключающими псевдогаллюцинациями, то есть голосами, которые спорят друг с другом за обладание душой пациента
Дисморфоптический бред Пациент, чаще подросток, убежден в том, что у него изменена форма лица, существует аномалия тела (чаще всего гениталий), активно настаивает на хирургическом лечении
Бред одержимости Человек ощущает себя превращенным в какое-нибудь животное. Например, в вампира, медведя (симптом Локис), волка (ликантропия) или в неодушевленный предмет

Фабула бреда

В психиатрии выделяется такое понятие, как фабула бреда. Оно обозначает содержание или сюжет мысли. Фабула бреда каждого человека уникальна и неповторима, во многом содержание соответствует идеям, которые популярны в данное время в обществе. Мысль эмоционально переживается пациентом, он способен испытывать страх, злобу, тоску, радость и др.

Согласно той или иной доминирующей эмоции выделяют 3 группы фабул:

  • Бред преследования (персекуторный). Различные варианты этих идей связаны с преобладанием у пациентов страха и тревоги, что нередко определяет их агрессивное поведение и в этом случае является показанием к недобровольной госпитализации.
  • Депрессивный бред. Является выражением глубоких эмоциональных переживаний - подавленности, тоски, разочарования, стыда, безысходности.
  • Бред величия. Различные варианты обычно сопровождаются радостным, приподнятым или благодушным, спокойным настроением. Пациенты в этом случае терпимы к стесняющим их обстоятельствам, не склонны к агрессии, доброжелательны.

Нередко у одного пациента наблюдается сочетание нескольких фабул:

Аналоги бредовых идей у детей

Эквивалентами бредовых идей у детей являются сверхценные страхи и бредоподобные фантазии.

Ребенок рассказывает о придуманном мире и уверен, что он действительно существует, заменяя реальность. В нем присутствуют злые и добрые персонажи, любовь и агрессия. Фантазия, как и бредовые идеи, не подвергается критике, но очень изменчива.

Выражаются сверхценные страхи в опасениях по отношению к предметам, которые не имеют сами по себе такого фобического компонента. Примером является ситуация, когда ребенок боится углов комнаты, форточки, батареи отопления, части тела родителей.

Стадии формирования бредового синдрома

В процессе формирования бредовой синдром проходит несколько стадий развития. Ими являются следующие:

  1. 1. Аффективная стадия. Проявляется наличием бредового настроения (неясной тревоги). Она выражается в чувстве неопределенного внутреннего беспокойства, подозрительности, настороженности, уверенности, что вокруг происходят опасные изменения. Затем появляется бредовое восприятие (особый смысл). Он представляет собой оценку окружающего, когда наряду с обычным представлением о реально существующем объекте появляется нереальная, логически не связанная с действительностью идея с характером особого отношения к пациенту.
  2. 2. Стадия рецепторного сдвига. Бредовое восприятие сменяется бредовым представлением (озарением, толкованием). Оно характеризуется тем, что пациент начинает воспринимать факты, события, слова окружающих в искаженном плане, но свои болезненные умозаключения в единую систему не связывает.
  3. 3. Стадия интерпретации. На этом этапе соображения оформляются в систему идей («кристаллизация бреда»). Этот процесс носит название бредового осознания.
  4. 4. Стадия распада системы. Заключительный этап существования бредового синдрома. По мере прогрессирования заболевания все более заметными становятся равнодушие и спокойствие пациента, который постепенно теряет интерес к своим «преследователям».

Также выделяют другие стадии развития бредового синдрома, предложенные К. Конрадом. К ним относятся следующие: