В современном исламском мире вести род от самого Посланника Аллаха (с.г.в.) считается весьма почётным, так как мусульмане всегда уделяли большое внимание собственной родословной.

Немало среди потомков Пророка (с.г.в.) и известных людей современности, которые вне зависимости от социального статуса или рода занятий искренне гордятся этим.

Дети Пророка Мухаммада (с.г.в.)

Известно, что у Посланника Аллаха (с.г.в.) было семь детей, и только одна дочь – (р.а.) пережила своего отца:

1) Касим. Первенцем у Мухаммада (с.г.в.) стал сын, которого он назвал Касим. По этой причине Божий Посланник (с.г.в.) получил прозвище Абуль-Касим («отец Касима»). Вестью о рождении сына Мухаммад (с.г.в.) был обрадован ещё до начала пророческой миссии, но спустя два года Касим перешёл в мир иной.

2) Зайнаб, старшая дочь, родилась за 10 лет до начала пророческой миссии отца. По достижении совершеннолетия она была выдана замуж за весьма авторитетного мекканца – Абу аль-Асу ибн Рабиа. С началом пророчества отца Зайнаб стала одной из первых мусульманок, в то время как её супруг отказался уверовать и остался на стороне многобожников и даже принимал участие в .

В 622 году вместе с другими мусульманами Зайнаб совершила хиджру и после переселения на протяжении нескольких лет не видела своего супруга. Незадолго до завоевания Мекки мусульманами Абу аль-Аса принял ислам, и Зайнаб вновь стала его полноправной супругой. Но спустя несколько месяцев она тяжело заболела и скончалась.

3) Рукия, вторая дочь Мухаммада (с.г.в.), появилась на свет за 7 лет до начала пророчества. С наступлением совершеннолетия она должна была выйти замуж за сына Абу Ляхаба, но после начала проповедей Мухаммада (с.г.в.) он стал ярым врагом ислама и потребовал расторжения брачного договора.

После этого Пророк (с.г.в.) выдал её замуж за одного из своих ближайших сподвижников, который вошёл в историю как третий праведный халиф, – Усмана ибн Аффана (р.а.). С ним она прожила до своей смерти в день битвы при Бадре.

4) Умм Кульсум, третья дочь, как и Рукия, была обручена с одним из сыновей Абу Ляхаба, и после принятия ислама соответствующий брачный союз был расторгнут. После того как земной мир покинула Рукия, Умм Кульсум была выдана замуж за Усмана ибн Аффана (р.а.), после чего тот получил прозвище «Зуннурайни», что переводится как «обладатель двух сияний».

Вместе они прожили 6 лет, но в 630 году Умм Кульсум перешла в мир иной.

5) Фатима, четвёртой дочь – единственная, кому посчастливилось стать продолжательницей рода Пророка Мухаммада (с.г.в.). Т.е. все потомки Милости миров (с.г.в.) восходят в родословной к ней и её супругу Али ибн Абу Талибу (р.а.). В браке у них родилось пятеро детей, выжили из которых трое – Хасан, Хусейн и Зайнаб (мир им).

О достоинствах Фатимы (р.а.) говорится во многих хадисах Посланника Аллаха (р.а.). Особо она почитается у мусульман-шиитов, которые с особым уважением относятся к ближайшим их потомкам.

Фатима стала единственной дочерью Посланника Всевышнего (с.г.в.), которая пережила своего отца и перешла в мир иной спустя полгода после того, кого она любила больше всех.

6) Абдуллах стал вторым сыном Мухаммада (с.г.в.), он родился в Мекке. Однако его постигла судьба старшего брата, и он так же скончался в раннем детстве.

7) Ибрахим, самый младший из детей, наречён этим именем в честь одного из величайших пророков в истории человечества. Кроме того, он – единственный из детей, кто был рождён не первой женой – Хадиджей (р.а.), а египтянкой Марией Коптской. На втором году жизни Ибрахим тяжело заболел и спустя некоторое время скончался.

Наиболее известные потомки в современности

В наши дни в мире проживает немало потомков Посланника Аллаха (с.г.в.), многие из которых даже не подозревают о своём благородном происхождении. Это связано с тем, что без малого за полторы тысячи лет переплелось множество родословных, и люди, в чьих жилах присутствует кровь Пророка Мухаммада (с.г.в.), проживают в различных частях планеты.

В связи с тем, что продолжателям рода стали внуки Мухаммада (с.г.в.) – Хасан (р.а.) и Хусейн (р.а.), всё потомство Посланника Аллаха (с.г.в.) делится на две группы: шарифы (потомки Хасана) и сейиды (потомки Хусейна).

1. Праведные имамы

Особое почтение к роду Посланника Аллаха (с.г.в.) выражают мусульмане-шииты, и в особенности – к ближайшим его потомкам, которые именуются в шиизме праведными имамами. Их число варьируется в зависимости от течения, однако абсолютно все шииты почитают Али ибн Абу Талиба, его сыновей – Хасана и Хусейна (мир им), а также ближайших потомков последнего, заключительным из которых считается . Именно по этой причине многие шииты, считающиеся потомками Пророка (с.г.в.), имеют титул сейида.

2. Абдалла II – король Иордании

Прямым потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.) считается иорданский монарх Абдалла Второй. Он – представитель рода хашимитов, основоположником которого считается прадед Посланника Аллаха (с.г.в.) – Хашим. Члены данного семейства на протяжении столетий занимали пост эмира Мекки, а в начале XX века стали правителями некоторых арабских государств, среди которых Ирак, Сирия, Трансиордания, Хиджаз.

В современном мире хашимиты так же пользуются особым уважением и признаются потомками Милости миров Мухаммада (с.г.в.).

3. Аятолла Али Хаменеи

Родословная верховного лидера Ирана, аятоллы Али Хаменеи восходит от имама Хусейна (р.а.). Шииты уделяют вопросу праведного имамата особое внимание, что не могло не сказаться на выборе лидера из числа потомков Посланника Аллаха (с.г.в.).

4. Аятолла Али Систани

К числу потомства Мухаммада (с.г.в.) относят и авторитетного шиитского богослова Ирака – аятоллу Али Систани, чья родословная ветвь так же берёт начало от имама Хусейна (р.а.).

5. Принц Карим Ага-Хан IV

Ещё одним известным потомком считается предводитель исмаилитов-низаритов – принц Карим Ага-Хан IV. Парадоксально, но не имея собственного государства, он имеет титул принца, который ему даровала британская королева Великобритании за особые заслуги перед Лондоном. На сегодняшний день в мире насчитывается около 20 млн низаритов, духовным лидером которых и считается Ага-Хан IV.

Вопрос: Ассаламу алейкум! В нашей местности распространен ханафитский мазхаб, а также псевдосалафитское понимание религии, которому поддалось большинство молодежи. Я и сам в одно время не знал за какой группой следовать. В конечном счете я принял решение следовать за пониманием потомков Пророка (мир ему и благословение Аллаха), таких как Мухаммад Аляви аль-Малики, Али Джифри, Мухаммад ас-Саккаф. Затем узнал и про ученых Шама, Йемена, Магриба, Пакистана и Индии (Аль-Азхар, Деобанд и др.). Понял, что все они придерживаются ашаритской/матуридитской акыды. Псевдосалафиты же, обзывая таких ученных «суфиями», относят их к другим течениям и нововведенцам. Даже к потомкам Пророка (мир ему) не проявляют уважение. Все грешны, кроме пророков (мир им), но может ли потомок Пророка вести народ в заблуждение?! Суть моего вопроса в следующем: не могли бы Вы рассказать о хадисах, в которых Пророк (мир ему) указывает о следовании за его родней, и как мы должны к ним относиться? Есть ли эти хадисы и хадисы о следовании «большинству» в общепризнанных сборниках хадисов? (Нальчик, Кабардино-Балкария)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

От мусульманина, конечно, ожидается почтительное и уважительное отношение к потомкам пророка (салляллаху алейхи уа саллям), ведь они – из его благородного семейства.

Имам Ибн Кясир (милость ему Аллаха) писал:

ولا تُنكَرُ الوصاةُ بأهل البيت، والأمر بالإحسان إليهم، واحترامهم وإكرامهم؛ فإنَّهم من ذريَّة طاهرة، مِن أشرف بيت وُجد على وجه الأرض، فَخرًا وحسَبًا ونسَبًا، ولا سيَّما إذا كانوا متَّبِعين للسُّنة النبويَّة، الصَّحيحة الواضحة الجليَّة، كما كان عليه سلفُهم، كالعبَّاس وبنِيه، وعليٍّ وأهل بيتِه وذُريَّته، رضي الله عنهم أجمعين

Нельзя отрицать, что семью пророка (мир ему и благословение Аллаха) нужно уважать, и людей следует побуждать к уважительному, почтительному и достойному отношению к ее представителям, ведь они принадлежат к чистому семейству, являющемуся во всех аспектах наиболее почтенным из всех существовавших на земле. Особенно это касается тех представителей данной семьи, которые придерживались достоверной и чистой пророческой сунны так же, как их предки, например, господин Аббас и его дети, господин Али, его семья и дети, да будет доволен всеми ими Аллах. (Ибн Кясир. Тафсир. – Том 7, стр. 201)

Однако необходимость уважительного отношения к потомкам пророка (салляллаху алейхи уа саллям) не означает, что они непогрешны и не могут оказаться в заблуждении. Если человек верит, что потомки пророка (салляллаху алейхи уа саллям) не могут впасть в заблуждения и ошибки, то это серьезный изъян в акыде (убеждениях) человека, ведь единственные люди, защищенные Аллахом от заблуждений, – это пророки (мир им).

Поэтому, если установлено, что определенный человек является потомком пророка (салляллаху алейхи уа саллям), он заслуживает уважения. Но это не означает, что за ним нужно следовать во всех его поступках, и что его убеждения бесспорно верны. Его поступки, убеждения и учения – независимо от того, кто он, и сколько у него последователей, – должны быть соизмерены с Кораном и Сунной. Если они противоречат Корану и Сунне, за этим человеком не нужно следовать, хотя уважительное к нему отношение все равно должно проявляться из-за одного того факта, что он – потомок пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

Аллах четко говорит в Коране, что нужно следовать лишь за тем, что соответствует учению пророка (салляллаху алейхи уа саллям):

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ. قُلْ أَطِيعُوا اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَإِنْ تَوَلَّوْا فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْكَافِرِينَ

Скажи:
– Если вы действительно любите Аллаха, следуйте за мной, и Аллах полюбит вас и простит вам грехи. Аллах – Прощающий и Милостивый.
Скажи:
– Повинуйтесь Аллаху и посланнику.
Если они далее отвернутся, то ведь Аллах не любит неверующих. (Коран, 3:31–32)

В другом аяте Аллах говорит:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا

Берите то, что дает вам посланник, и сторонитесь того, что он вам запрещает. (Коран, 59:7)

И в хадисе мы обнаруживаем, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ясно указывал на необходимость следования его Сунне, а не сунне кого бы то ни было еще, независимо от того, кто они, за исключением верно ведомых халифов (Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, да будет доволен ими Аллах). Данные халифы действовали исключительно в рамках учения пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Поэтому о них и имеется отдельное указание, ведь, следуя за ними, человек тем самым следует учению пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:

عليكم بسنتي، وسنة الخلفاء الراشدين المهديين، عضوا عليها بالنواجذ

Придерживайтесь моей сунны и сунны верно ведомых халифов. Крепко держитесь ее! (Ибн Маджа. Сунан. – № 42, передал Ирбаз ибн Сария)

В другом хадисе пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:

من رغب عن سنتي فليس مني

Кто отвернется от моей сунны, тот не от меня. (Бухари. Сахих. – № 5063, передал Анас)

Данный хадис ясно показывает, что любой, кто отклонился от Сунны, не достоин следования за ним.

Если вы говорить о хадисе, на который вы ссылались в своем вопросе, он звучит так:

يا أيها الناس إني تركت فيكم ما إن أخذتم به لن تضلوا: كتاب الله، وعترتي أهل بيتي

Люди! Я оставил среди вас то, благодаря чему вы никогда не заблудитесь, если будете твердо придерживаться этого. Это Книга Аллаха и моя семья. (Тирмизи. Сунан. – № 3786, передал Джабир ибн Абдулла)

Хадисоведы поясняли, что здесь имеются два значения:

1) Под семьей пророка (салляллаху алейхи уа саллям) подразумеваются его жены. В таком же значение слово «семья» употреблялось и в Коране (сура «Ахзаб»).

2) Под семьей пророка (салляллаху алейхи уа саллям) подразумевается представители его непосредственного и расширенного семейства, придерживающиеся Сунны. Об этом писал имам Тахави (милость ему Аллаха):

العِترة: هم أهلُ بيتِه صلَّى الله عليه وسلَّمَ، الذين هم على دِينه، وكذلك المتمسِّكون بأمْره

Слово «семья» обозначает семейство пророка (мир ему и благословение Аллаха) – тех, кто следует его учению, а также тех, кто придерживается его велений.

Имам Ибн Хаджар Хайтами (милость ему Аллаха) пояснял:

وفي رواية صحيحة: إنِّي تاركٌ فيكم أمرين، لن تضلُّوا إن تبعتموهما، وهما: كتابُ الله، وأهلُ بيتي عِترتي... وفي روايةٍ: كِتاب الله، وسُنَّتي...، والحاصل: أنَّ الحثَّ وقَع على التمسُّك بالكتاب، وبالسُّنة، وبالعلماء بهما من أهل البَيت

В достоверном повествовании приводятся слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Я оставляю вам два наследия. Вы никогда не заблудитесь, пока будете следовать за ними. Это Книга Аллаха и моя семья».
А в другом повествовании: «…Это Книга Аллаха и моя сунна».
Смысл данных повествований в необходимости следования Корану, Сунне и образованным представителям семьи пророка (мир ему и благословение Аллаха), придерживающимся учения Корана и Сунны. (Хайтами. Саваик мухрика. – Том 2, стр. 439)

Помимо данных двух великих имамов, другие известные хадисоведы тоже давали схожие разъяснения, каждое из которых указывало на одно и то же значение: следовать нужно лишь за теми представителями семьи пророка (салляллаху алейхи уа саллям), которые придерживаются учения Корана и Сунны пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Те же их убеждения и учения, которые противоречат Корану и Сунне, не достойны следования, хотя эти люди все равно заслуживают уважения из-за одного того факта, что они – потомки пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q622

Хотя учение пророка Мухаммеда незадолго до его кончины (632 г.) казалось твердо укоренившимся, после его смерти значительная часть арабов отпала от новой религии.

В Аравии стали появляться новые пророки, желавшие разыгрывать роль Мухаммеда, а между самими последователями ислама обнаружилось неудовольствие на налог, установленный в пользу бедных. Всего опаснее для новой религии было возобновление старинного соперничества между отдельными арабскими племенами, которые хотели повиноваться каждое только вождю, принадлежавшему к их роду. Не только большая часть жителей Мекки была готова отпасть от нового учения, но даже между самыми верными приверженцами Мухаммеда едва не возникла опасная вражда по случаю назначения ему преемника. Ближайшими родственниками пророка были: Абу Бакр (Абу Бекр), отец его жены Айши , и Али , сын Абу Талиба, усыновленный Мухаммедом. Оба они происходили из рода курейшитов , а потому на их стороне были жители Мекки. Мединцы хотели иметь правителем человека из своего племени, но были несогласны между собою на счет избрания и потому не достигли своей цели.

Как двоюродный брат и зять пророка, Али, по мнению многих, не только имел более прав наследовать Мухаммеду, но и заслуживал этого более других мухаммедан превосходством своего характера и образа мыслей. Истинно благородный и благочестивый человек, он отличался необыкновенной кротостью и человеколюбием. Сам Мухаммед, намекая на брата ветхозаветного Моисея , называл его своим Аароном , братом в этой и будущей жизни и вратами обиталища науки. В одном дошедшем до нас собрании изречений Али изложил свои благородные правила и воззрения на жизнь, хотя и не вполне достоверно, чтобы действительно ему принадлежало, составление этого сборника. Еще более доказал он свое благородство своей жизнью. Но при избрании преемника Мухаммеду не эти преимущества решали дело; оно зависело скорее от энергии и ловкости. Все, что касалось веры и нравственности, раз и навсегда было твердо установлено и завершено пророком. Теперь необходимо было упрочить, и в некотором отношении создать вновь государство, возникшее вследствие реформаторской деятельности Мухаммеда. Для этой цели благородный, восторженный и кроткий Али не так подходил, как осмотрительный и хитрый старик Абу Бакр. Вот почему все старейшие мусульмане тотчас же признали Абу Бакра халифом , т. е. преемником (или «заместителем») пророка. В союзе с ними ему нетрудно было преодолеть слабую оппозицию несогласных между собою мединцев. Сам Али признал его власть, несмотря на то, что у него было немало горячих приверженцев, а один из старейших сотоварищей пророка даже обнажил за него меч. Тотчас после избрания Абу Бакра, Омар послан был овладеть домом Али, который спокойно вышел к нему на встречу и признал своего противника халифом.

Получив власть, Абу Бакр приказал собравшемуся под начальством Усамы войску отправиться в предположенный еще Мухаммедом поход к сирийской границе. Во время этого похода, в короткое время и счастливо оконченного Усамой, сам халиф Абу Бакр был занят войной с некоторыми восставшими племенами поблизости от Медины, а по возвращении Усамы отправил все готовые к выступлению в поход войска, под начальством одиннадцати полководцев, для покорения более отдаленных отложившихся племен. После многих упорных битв, восставшие племена были мало-помалу усмирены и некоторые из них жестоко наказаны. Халид , один из одиннадцати полководцев, особенно отличался при этом жестокостями, обесславившими его победы.

Места сражений мусульман с отпавшими от ислама арабскими племенами (632 г.)

После покорения восставшей Аравии халиф Абу Бакр стал стремиться к завоеваниям вне её, к распространению ислама за пределами своего отечества. С этой целью он послал Халида в ближайшую провинцию Персии. Халид в самом начале войны разбил неприятеля в сражении, известном под именем битвы цепей . Происхождение этого названия объясняют тем, что персидский главнокомандующий, не доверяя одной части своего войска или желая удержать ее от бегства перед сражением, приказал заковать ее в цепи. Несколькими другими победами Халид проложил себе путь в персидскую область Ирак на Евфрате, а оттуда пошел к городу Хире, находившемуся близ древнего Вавилона и бывшему столицею подвластного персам христианского арабского государства. После покорения этого государства, победоносному полководцу арабов подчинились и некоторые другие подвластные Персии владетели. Вскоре он одержал еще несколько побед над персами и над их аравийскими вспомогательными войсками, и распространил господство халифа до низовьев Евфрата, но среди своих побед был отозван Абу Бакром.

Вторжение Халида ибн ал-Валида в Ирак (634 г.)

По приказанию халифа, другое войско арабов напало на византийскую провинцию Сирию, но было отражено греческим полководцем Сергием. Тогда Абу Бакр решился приостановить на время завоевания на Востоке и направить все свои силы на северо-запад, против Сирии. По прибытии Халида, дело действительно приняло другой оборот; но поворот этот произошел уже в правление преемника Абу Бакра.

Вторжение в Сирию армий Амр ибн аль-Аса, Язида ибн Абу Суфьяна, Шурахбиля и Абу Убейды

Престарелый Абу Бакр умер в 634 г., после двухлетнего управления государством (632-634). Предоставив ведение войны людям более молодым, он оказал государству другую важную услугу, приказав составить сборник всех откровений пророка, как записанных, так и передававшихся изустно; этим он дал религии Мухаммеда твердые основания, а вместе с тем и свод законов новому государству. Другими словами, халиф Абу Бакр положил пределы распространению лжи и ненадёжных преданий, упрочив новое аравийское государство законами, которые, как изречения пророка, были неотменимы, и потому на некоторое время избавили мухаммедан от гибельных потрясений. Абу Бакр оказал молодому исламскому государству еще другую услугу, назначив себе перед смертью преемника. Без этого распоряжения у мусульман, быть может, вспыхнула междоусобная война, которая была бы для них тем гибельнее, что в то время они вели войны с двумя государствами. Впрочем, избрание преемника Абу Бакра определилось само собою. Омара, при содействии которого Абу Бакр достиг халифата, нельзя было обойти, несмотря на его вражду с Халидом, потому что Абу Бакр во время своей болезни назначил его имамом, т. е. чтецом молитв и духовным главою; к тому же Омар постоянно имел огромное влияние на управление. Итак, Али был вторично обойден; на этот раз устранить его было еще легче, потому что духовное звание считалось существенною принадлежностью повелителя правоверных, и, следовательно, Омар, как имам, имел преимущество на своей стороне.

Для характеристики нового арабского государства и его первых правителей заметим, что Абу Бакр, несмотря на богатую добычу, присылаемую ему его полководцами, не покидал простой пастушеской жизни и не терпел того блеска, который по восточным понятиям необходим для внешней обстановки царского достоинства. Сделавшись халифом; он даже продолжал некоторое время заниматься торговлей и сам пас свои стада.

Халиф Омар (634-644)

Следствием этой одержанной в халифат Омара победы было завоевание арабами важного сирийского города Дамаска. Жители его выдержали продолжительную осаду, но, потеряв всякую надежду на спасение, предложили сдаться на капитуляцию. Во время переговоров кровожадный Халид проник в город через небрежно охранявшиеся ворота и произвел страшную резню. Сразу после занятия Дамаска, он и был отрешен Омаром от звания главнокомандующего, а на его место назначен кроткий Абу Убейда. Халид охотно служил и под его начальством, отличаясь такою же ревностью к распространению ислама, как и жестокостью.

Вторжение в Сирию армии Халида ибн ал-Валида

Арабы овладели также городами Химсом, Антиохией, Баальбеком и вообще всей провинцией Сирией. Только Иерусалим и Кесария оказали им более упорное сопротивление. Иерусалим соглашался сдаться, но не иначе как самому халифу, а так как и мусульмане считали его священным городом, то Абу Убейда согласился на это желание из опасения, что этот город будет осквернен его воинами. Он уговорил Омара прибыть в Сирию для принятия ключей Иерусалима. Омар приехал (638 г.) и заключил капитуляцию, все условия которой были добросовестно выполнены. По этим условиям, жителям была оставлена жизнь и имущество, и дозволено впредь открыто исповедовать христианскую веру; но зато они должны были платить поголовную подать, угощать три дня каждого мусульманского странника, снять с церквей кресты, отменить колокольный звон, носить отличную от мухаммедан одежду и допускать каждого из них в свои церкви. Путешествие Омара в Иерусалим и его появление в этом городе замечательны, во-первых, потому, что они возвысили святость Иерусалима во мнении мусульман, а еще более потому, что чрезвычайная простота его путешествия составляла разительный контраст с блеском и пышностью позднейших халифов. Омар вез мех с водой и мешки с хлебом и финиками для своего пропитания на том же верблюде, на котором сам ехал, дорогой ел из одного блюда со своими спутниками, и собственноручно наказывал всякого виновного, которого встречал на пути. В завоёванном Иерусалиме Омар велел выстроить мечеть на том самом месте, где некогда находился храм Соломона . Мечеть эта была докончена при его преемниках и до сих пор считается одною из важнейших святынь исламского мира.

Завоевание Египта арабами

Немного спустя после захвата Сирии (639), арабы завоевали и важную провинцию Египет, жители которого разделялись под византийской властью на две враждебные партии. Копты – туземцы, происходившие от потомков древних египтян и от переселившихся в страну нубийцев, абиссинцев, негров и евреев, составляли класс земледельцев, ремесленников, купцов и низших чиновников и принадлежали к христианской ереси монофизитов . Число их доходило до шести миллионов. Римляне же и греки, поселившиеся в Египте, а также часть императорских войск и высшие чиновники, к большому неудовольствию природных египтян всегда назначаемые к ним из других провинций, были противниками монофизитства. Число их не превышало трехсот тысяч. Обе религиозные партии ненавидели друг друга не только как ревностные последователи различных вероисповедных течений, но и как различные нации. Копты, несмотря на свое численное превосходство, при византийской власти всегда должны были уступать своим противникам, которые обыкновенно назывались мельхитами (роялистами) и, имея в своих руках власть, пользовались ею для притеснения коптов. Греческие епископы брали себе все доходы церкви, преследовали коптское духовенство, и за несколько лет до начала арабского завоевания подвергли опале коптского патриарха, Вениамина, который должен был скрываться, как преступник. Таким образом, во время вторжения войск халифа Омара жители Египта были разъединены между собою вследствие взаимной ненависти сект и народностей. Большинство же народонаселения, не чувствуя никакой привязанности к императорскому правительству, ожидало приближающихся армий Омара как желанных избавителей от гнета и преследований. Неудивительно, что арабы, не имея ни одного корабля, легко овладели страной, которую при других обстоятельствах невозможно было бы завоевать и удержать за собою с одними сухопутными войсками.

После покорения Сирии (639) Омар послал для завоевания Египта искусного полководца Амра ибн аль-Аса с войском, не превышавшим четырех тысяч человек. Но вскоре халиф, считая опасным нападать на густо населенную страну с такими ничтожными силами, велел этой армии вернуться назад. Однако Амр не повиновался, потому ли, что он уже вступил в Египет, когда получил приказание Омара, или потому, что ясно, видел легкость завоевания этой важной страны. Только когда Амр уже одержал несколько побед над греческими войсками, он получил от Омара подкрепление из двенадцати тысяч человек под начальством Зубайра, одного из сподвижников Мухаммеда. Тогда все копты отложились от ненавистного им византийского правительства, а их изгнанный патриарх (или, по другому известию, Мукавк, прежний императорский наместник, ответивший богатыми подарками на приглашение Мухаммеда перейти в ислам) заключил формальный договор о подчинении всей страны арабам. Копты согласились платить поголовную подать, налагаемую на всех немусульман, и кроме того еще особую поземельную подать. Но оба эти налога были чрезвычайно умеренны, так что под владычеством арабов они пользовались гораздо большей свободой и терпимостью, чем под управлением греков. Халиф Омар предоставил им полную независимость во всех делах веры и церковных учреждениях, оставили за ними все их имущества и земли, обеспечили их личность от всяких насилий и даже позволили оставить на церквах кресты.

Видя в коптах главное средство поддержать свое господство в завоеванном Египте, хитрый полководец Амр обходился с ними и их патриархом чрезвычайно ласково и даже льстил ему. Действительно, копты весьма ревностно поддерживали арабов во всех предприятиях. Греческие войска были разбиты еще несколько раз, и, оставив наконец всю страну на произвол судьбы, удалились в Александрию. Амр долгое время тщетно осаждал этот город, который, получая все съестные припасы морем, с успехом отражал смелые нападения арабов. Чтобы сохранить в своих руках ключ к стране, которая была почти потеряна для него, император Ираклий всеми силами помогал осажденным александрийцам из Константинополя. Войска халифа Омара взяли Александрию только после того, как весной 641 года умер Ираклий. В Константинополе возникли распри за престолонаследие, и осажденная Александрия была забыта. Несмотря на это, она держалась еще до декабря 641 года. Взяв Александрию, Амр расположился со своим войском близ древнего Мемфиса. Эта главная квартира арабов, названная Фустатом, т. е. палаткой, мало-помалу превратилась в большой город, получивший через несколько столетий новое название Каира, то есть «города победы». Для мусульман завоевание Египта было не только первым шагом к покорению всей северной Африки, но имело важность и в экономическом отношении, так как страна эта служила житницей для Аравии, почва которой почти совершенно бесплодна. По этой причине халиф Омар и велел провести от Нила к Красному морю канал, при прорытии которого арабы воспользовались прежними полузасыпанными каналами фараона Нехо , Дария Гистаспа и других властителей Египта. Амр, оставшийся наместником страны, покорил еще Барку и распространил свои завоевания до ливийского Триполи.

Халиф Омар и александрийская библиотека

По свидетельству некоторых позднейших арабских историков, при взятии города погибла знаменитая александрийская библиотека . Говорят, что Амр, завладев городом, спросил у халифа Омара, что ему делать с нею, и получил от него следующий ответ: «Если книги этой библиотеки согласны с Кораном, то они бесполезны и сохранять их не для чего. В противном же случае, они вредны, и их следует уничтожить». Вследствие этого Амр, как утверждают, приказал сжечь библиотеку. Все книги пошли на отопление александрийских бань; их было, говорят, так много, что ими в продолжение целых шести месяцев поддерживали огонь во всех банях этого многолюдного города. Но весь этот рассказ выдуман, потому что большая часть знаменитой библиотеки Птолемеев сгорела еще во время похода Цезаря в Египет , а незначительный её остаток погиб гораздо ранее мусульманского завоевания. Наконец, судя по состоянию тогдашней греческой образованности, можно считать достоверным, что у жителей Александрии задолго до времён халифа Омара уже не оставалось почти никаких языческих рукописей.

Преобразования халифа Омара

Успехи мусульманского оружия на Востоке и на Западе, обогащавшие воинов и привлекавшие этим под знамена веры тысячи людей и даже целые арабские племена, должны были с завоеванием новых стран произвести обратное действие на новое аравийское государство и его учреждения. До правления Омара в нем не было никакой системы в управлении, но это не могло продолжаться долее. С того времени как были завоеваны целые страны, обязанные платить подать, устроены в различных местах постоянные лагери, и тысячи верующих в течение нескольких лет сряду были заняты войной, чувствовалась в особенности необходимость в определенных финансовых учреждениях. Пророк Мухаммед предписал, чтобы четыре пятых добычи делились между воинами, а остальное отдавалось бы ему и его родным и распределялось между бедными, сиротами и странниками. Предписание это исполнялось в точности, и Мухаммед, как и первый халиф, Абу Бакр, распоряжались доставшеюся им частью сообразно с потребностями минуты. При халифе же Омаре, когда значительно увеличились не только эта пятая часть, но вместе налог в пользу бедных, наложенный на мусульман, и подати иноверцев, необходимо было ввести более правильное управление финансами. Омар велел сделать перепись всем мухаммеданам и иноверцам и составить подробный список государственных доходов, обратив, таким образом, прежнюю милостыню и неопределенную дань в настоящую подать. При Омаре государственные доходы шли преимущественно на содержание родственников пророка и на определенное жалованье войскам. Вследствие этого, число лиц, стремившихся в военную службу, постоянно увеличивалось, потому что сверх добычи, количество которой не могло быть определено, военная служба доставляла им постоянные выгоды. Новые учреждения Омара послужили, также первым поводом к введению мусульманского летосчисления. Так как для ведения податных списков необходим был счет по годам, то за начало летосчисления и была принята хиджра – бегство Мухаммеда из Мекки. Но, чтобы не перепутать обыкновенного счета месяцев, годы стали считать не со дня бегства, а с первого дня того, года, в котором произошло это событие.

Завоевание Персии арабами

В правление Омара арабы, кроме греческих провинций Сирии и Египта, завоевали и персидское царство. Уже через год после смерти Мухаммеда они, под предводительством Халида, вторглись в персидскую провинцию Ирак в низовьях Евфрата, но война в Сирии заставила первого халифа Абу Бакра вызвать оттуда своего полководца с частью войск; после того поборники ислама были вытеснены почти из всех завоеванных ими стран. С самого начала своего правления халиф Омар обратил все свое внимание на завоевание Персии. В этой войне на стороне мухаммедан было то важное преимущество, что правитель их был человек твердого и энергичного характера, тогда как их противники были ослаблены частыми спорами за престол, а в последние годы войны испытали на себе весь вред слабого женского правления в царствование Буран, сестры Хосрова Парвиза . Когда персы наконец избавились от неё, власть перешла в руки шаха Йездегерда , последнего из Сасанидов , который, несмотря на свою молодость, тотчас же принял энергические меры к отражению врагов. В то же время халиф Омар послал значительные подкрепления мухаммеданскому войску, которым предводительствовал отличный полководец, Саад ибн Абу Ваккас, один из старейших сподвижников пророка. Персидский полководец Рустум составил превосходный план действий против неприятеля, опасного по своей численности, телесной силе, религиозному фанатизму и врожденному мужеству. Рустум держался за Евфратом и несколько месяцев избегал сражения с неприятелем, рассчитывая, что войско арабов, расположенное лагерем на краю сирийской пустыни, неминуемо придет в расстройство вследствие недостатка в продовольствии.

План персидского полководца не удался, по неблагоразумию двадцатилетнего Йездегерда. По приказанию царя, Рустум должен был перейти Евфрат и вступить в битву с армией Омара. Произошло сражение при Кадисии (636 г.), продолжавшееся три дня сряду и окончившееся на четвертый полной победой арабов. Персы были разбиты, большая часть их войска вместе с предводителем погибла в битве, а остатки его были рассеяны; но и со стороны арабов погибло слишком семь тысяч человек. Вследствие этого поражения вся страна на запад от Тигра была отнята у персов. После того военные действия на время прекратились, и арабы воспользовались этим отдыхом, чтобы упрочить за собою господство над завоеванною страною. Тогда же на месте одного из лагерей войска Омара, на Шатт-эль-Арабе, возник город Басра, сделавшийся впоследствии столь знаменитым.

Полководец Саад ибн Абу Ваккас возглавляет армии халифата в битве при Кадисии. Миниатюра к рукописи «Шахнаме» Фирдоуси

После возобновления войны, арабы переправились через Тигр и после нескольких битв завладели столицей персидского царства Ктесифоном, лежавшим на левом берегу реки и называвшимся в то время Мадаином (637). В этом городе они захватили такую богатую добычу, что при её разделе каждый из шестидесяти тысяч мусульман, находившихся в войске, получил, как говорят, по двенадцати тысяч дирхемов. Рассказы о найденных в этом городе сокровищах и произведениях искусства, несмотря на все преувеличения, доказывают высокую степень образованности, богатства и процветания погибавшего персидского царства. Особенно замечательны описания великолепия и блеска тамошнего дворца, построенного отцом Хосрова Ануширвана и сохранившегося в развалинах до нашего времени. В этом, так называемом белом дворце, солдатами халифа Омара были найдены золотой трон, драгоценная корона, множество произведений искусств, украшенных драгоценными камнями, и превосходный ковер в триста локтей длины и шестьдесят ширины. На этом ковре был выткан сад, деревья, цветы и плоды которого были составлены из драгоценных каменьев. По взятии Мадаина, который с того времени стал мало-помалу приходить в запустение, арабы Саада расположились лагерем в низовьях Евфрата, на том самом месте, где возник впоследствии знаменитый город Куфа.

Овладев Мадаином, арабы преследовали спасавшегося бегством персидского царя Йездегерда. Разбитый в нескольких кровопролитных сражениях, он должен был наконец удалиться в лежащий близ Тегерана город Рей, где хранился самый древний священный огонь персов. Целые провинции Персии перешли в руки арабов, но некоторые из этих областей снова были у них отняты, и арабам пришлось завоевывать их во второй раз, потому что восточные народы не так легко привыкают к иноземному игу, как западные. Кроме того в 639 году голод и чума истребили в войске халифа Омара до двадцати четырех тысяч человек, и война затянулась на несколько лет. Решительное сражение произошло только в 642 г., близ города Нехавенда , лежащего на юг от Хамадана. Здесь 30 тысяч арабов вступили в битву со 150 тысячами персов, которыми начальствовал старый и опытный полководец Фейрузан. Арабы победили хитростью, и своею победою нанесли последний удар существованию персидского царства. Завоеватели проникли через Исфахан до самых границ Индии, а с другой стороны через Азербайджан, Мазандаран и Хорасан распространили свое господство до Кавказа и реки Окса (Амударьи). Йездегерд переправился через эту реку и искал убежища у кагана – верховного властителя тюрок . Получив от него помощь войсками, персидский царь снова возвратился в свое государство, но, не будучи в силах устоять против армий Омара, должен был вторично бежать из своих владений и в 651 году был убит, неизвестно где и как. Арабам пришлось, однако, еще долго довершать завоевание персидских провинций. Жители этих стран не могли привыкнуть к господству над ними народа, совершенно чуждого огнепоклонникам-зороастрийцам по своим нравам и религии. Вдобавок, побежденные с первых же дней завоевания должны были терпеть от произвола и грабительства арабских наместников.

Характер халифа Омара

Один перс, Фируз, отомстил халифу Омару за бедствие своих соотечественников, убив его. Однажды, когда халиф шёл в Медине в мечеть, Фируз напал на него с кинжалом и нанес ему смертельную рану, от которой Омар умер через несколько дней (644). В то время мусульмане уже владели всеми странами от Триполи в Африке до Восточного Ирана и от Индийского океана до Амударьи и Кавказа, а потому мы и должны считать Омара настоящим основателем всемирного владычества арабов. Расширение границ мусульманских владений и введение правильной системы управления составляют главную заслугу халифа Омара.

Границы халифата к моменту смерти Омара (644)

По своему личному характеру он был способнее других поддержать и укоренить новое учение. Хотя большинство исламских историков, без сомнения, уж слишком превозносят первых преемников пророка, не подлежит никакому сомнению, что Омар действительно обладал теми главными чертами характера, которые они восхваляют в нем. Отличаясь необыкновенной простотой и умеренностью, он назначил большое содержание отставным воинам и родственникам Мухаммеда, подарил первым последователям пророка великолепный ковер, найденный во дворце Сасанидов, о котором мы говорили. Халиф Омар позволял обогащаться своим наместникам, но сам пренебрегал всяким мирским величием и до самой смерти жил так же просто, как и прежде, будучи бедным пастухом. Ежедневная его пища состояла из ячменного хлеба, оливок и воды, а платье его было постоянно в заплатках. Сделавшись под конец своей жизни властителем обширного государства и покорив самые цветущие страны исторического мира, халиф Омар всегда питал полное равнодушие к богатству, пышности и роскоши. Об отношениях же человека к тому, что во все времена свет называл счастьем и несчастьем, Омар имел более верные понятия, чем многие из самых прославленных религиозных реформаторов и философов. Он говорил, что «Бог дает нам земные блага для удовлетворения необходимейших потребностей, а не в награду за наши добродетели, которая ожидает нас в будущей жизни».

Глубоко проникнутый этими воззрениями, халиф Омар был щедр, благотворителен, гостеприимен в такой степени, в какой это можно встретить только на Востоке. Рассказывают, что однажды он с другом своим, Абдаррахманом, сторожил всю ночь имущество каравана, пришедшего в Медину поздно вечером и расположившегося на торговой площади. Вообще этот халиф был по характеру чрезвычайно справедлив и беспристрастен, хотя и допускал некоторые притеснения и позволял себе жестокости. Омар представлял собою образец истинного смирения, и, несмотря на свой блеск и могущество, нисколько не изменил своего прежнего образа мыслей и своих чувств. Однажды во время путешествия, придя в долину, где в юности пас стада, он вспомнил о тяжелой, но добродетельной пастушеской жизни своей молодости, и сказал спутникам: «Бог всемогущ, и каждому дает то, что считает нужным. Некогда, в шерстяной одежде, я пас в этой долине стада моего строгого и сурового отца, который часто без вины наказывал меня побоями и лишением пищи; теперь же я стою так высоко, что между мною и Богом нет никого».

Подобный образ мыслей и такие поступки Омара должны были возбуждать необыкновенное воодушевление в народе, находящем истину только в фантазии и в то время еще обладавшем неиспорченным природным чувством. Пример такого главы и правителя был несравненно полезнее для распространения и укрепления новой веры, чем какие бы то ни было тонкие богословские доводы, придуманные для доказательства её истины. Нет ничего удивительного, что рассказы о жизни халифа Омара украшены самыми небывалыми преданиями и что таким образом в религии Мухаммеда явились вскоре чудеса и чудотворцы. Так, например, говорят, что однажды во время продолжительной засухи по молитве Омара внезапно собрались дождевые тучи, а в другой раз, когда один из его врагов хотел убить его, он был спасен двумя львами, явившимися из земли.

Омар не назначил себе преемника, приказав только шестерым оставшимся еще в живых сподвижникам Мухаммеда: Абдаррахману, Али , Осману , Зубайру , Тальхе и Сааду избрать халифом одного из своей среды. Еще прежде Омар хотел назначить халифом своего друга Абдаррахмана, но он отклонил от себя это назначение, и по смерти Омара отказался до выборов от всяких притязаний на власть. Вследствие отказа Абдаррахмана избрание халифа зависело совершенно от него, и он решил бы дело в пользу Али, если бы этот пылкий человек согласился допустить толкования и поправки в Коране. Еще при халифе Абу Бакре, Али не одобрял составления Корана, говоря, что таким образом живое слово обратится в мертвую букву. Теперь он прямо объявил Абдаррахману, что будет держаться правил и учений двух первых халифов настолько, насколько это будет согласоваться с его личными убеждениями, т. е. другими словами, что не будет признавать никакого другого авторитета, кроме Корана. Этот протест не согласовался с видами Абдаррахмана, ожидавшего спасения только в безусловном повиновении первым халифам, и потому, отстранив Али, он назначил преемником Омару Османа

Халиф Осман (644-656)

Осман был одним из первых приверженцев основателя ислама, Мухаммеда, хотя принадлежал к тому самому роду Омейядов , из-за происков которого пророку в 622 году пришлось бежать из Мекки. После этого бегства (хиджры ) Омейяды возглавляли борьбу языческой Мекки против мусульманской Медины, однако позднее согласились добровольно покориться человеку, некогда ими же изгнанному из родного города.

Избрание халифом Османа после убийства Омара (644 г.) было во многих отношениях неудачно. Осман стал расточать государственные доходы в пользу своих друзей и родственников и покровительствовать им в ущерб самым достойным людям. Своими действиями он с самого начала оттолкнул от себя двоюродного брата и зятя Мухамедда – Али , а также Тальху и Зубайра , которые пользовались огромным влиянием, как старейшие сподвижники Мухаммеда и самые богатые лица в Медине. Осман был кроме того очень горд и оскорблял всех верующих, обходясь с ними как повелитель, что было для них особенно чувствительно после притворной простоты первого халифа Абу Бакра и истинного смирения второго халифа – Омара. Вскоре повсюду обнаружились неудовольствие и волнения. Недовольные публично упрекали третьего халифа в мечети, а это еще более возбуждало Османа к насилиям.

Одна из древнейших копий Корана, составленная предположительно при халифе Османе

Волнения эти, впрочем, не мешали арабам продолжать завоевания. Родственник Османа, Омейяд Муавия , сын Абу Суфьяна, бывший еще при Омаре наместником Сирии, завоевал у греков некоторые малоазийские города и принудил остров Кипр, хотя и ненадолго, платить дань арабам. Мусульмане распространили свое господство и религию по берегам Каспийского и Черного морей; но зато, вследствие внутренних беспокойств, они едва не лишились покоренных ими стран в Северной Африке. Впоследствии они, однако, не только удержали за собою эти земли, но и распространили свое господство еще далее. Сделавшись халифом, Осман вызвал из Египта завоевателя и наместника этой страны, Амра ибн аль-Аса , и назначил на его место своего молочного брата, Абдаллаха. Когда вскоре после того греки путём неожиданной диверсии завладели Александрией, Осман был вынужден снова послать Амра в Египет; но едва он изгнал их из Египта, как был снова отозван, а на его место опять назначен Абдаллах, который, впрочем, оказался достойным этого назначения. Он распространил границы государства в северной Африке (648), завоевал часть земель на границе Ливии и Туниса, чьи коренные жители, кочевые берберы, занимавшиеся разбоем, еще прежде находились в тесных сношениях с мусульманами. Берберы, к потомкам которых принадлежат известные в наше время кабилы, были тем самым народом, который под именами нумидийцев или мавританцев так часто упоминается в римской истории. По своему образу жизни и нравам берберы имели большое сходство с аравийскими бедуинами, и так же как последние ненавидели все народы, жившие в городах и в постоянных жилищах. Эти общие черты национального характера способствовали их сближению с арабами. Когда в правление Омара Амр, идя с войском в Барку, пришел в первый раз в столкновение с некоторыми племенами берберов, они прислали к нему послов; которых он велел отправить к халифу в Аравию. Омар и его приближенные поняли всю важность союза с берберами для распространения границ государства. Они ласково приняли послов, и, применив к ним одно изречение пророка, заставили арабов считать их за давно обещанных союзников и своих единоплеменников. Когда эти послы, отвечая на вопрос Омара, сказали, что они пастухи и ненавидят оседлую жизнь, он воскликнул, что понимает теперь слова пророка, которыми он утешал его во время скорби о медленном распространении ислама: «Не плачь, Омар, Бог дарует нам наконец союзников в одном из африканских народов, у которого нет ни городов, ни постоянных жилищ, ни рынков». Вероятно, арабы видели в потомках нумидийцев единоплеменников одного из известных им народов, жившего у Красного моря и походившего на берберов своим именем и нравами, а потому и смешали их имена. По крайней мере, наименование берберов появляется в Африке только со времени завоевания её арабами. Впоследствии, союз с берберами проложил мусульманам путь до самого Атлантического океана.

Границы халифата к моменту смерти Османа (656)

Недовольство против Османа продолжало постоянно возрастать, и наконец привело к открытому восстанию. Предводители недовольных собрались из различных провинций в Медину, чтобы принудить халифа к перемене системы управления. Их прибытие поставило Османа в чрезвычайно затруднительное положение; он всеми силами старался успокоить их, но сумел достичь этого только при посредничестве Али. Осман изъявил раскаяние и обещал исполнить все, что от него требовали, однако тотчас после отъезда предводителей недовольных отменил все распоряжения, сделанные по их требованию. Тогда вожди оппозиции, возглавляемые сыном бывшего халифа Абу Бакра, Мухаммедом, вернулись в Медину, но на этот раз уже в сопровождении более тысячи самых энергичных революционеров. Проникнув в город, они напали в мечети на халифа и его приверженцев, нанесли ему множество ран. Ошеломленный ударом камня Осман был унесен без чувств домой. После того революционеры несколько недель сряду осаждали халифа в его жилище, поначалу не решаясь убить его. Наконец, быть может, из опасения, что наместник Сирии и член того же рода Омейядов Муавия явится с войском на его защиту, заговорщики подожгли жилище халифа Османа, ворвались туда через соседний дом, и убили 82-летнего старика (656 г.).

Недовольные провозгласили халифом двоюродного брата пророка Мухаммеда Али. Али формально не был соучастником убийства предшественника, но, по многим признакам, не хотел и препятствовать ему, хотя мог бы это сделать, благодаря своему влиянию, когда Осман три недели осаждался в своем доме.

Халиф Али (656-661)

После убийства Османа и избрания халифом Али (656 г.) власть перешла, наконец, в руки ближайшего родственника пророка, который, по мнению одной из сильнейших мусульманских партий, вследствие этого родства и своих высоких личных дарований имел больше всех других прав на халифат уже после смерти в 632 г. самого Мухаммеда . Приверженцы этой партии (шииты ), до сих пор признают четвёртого халифа Али первым законным преемником Мухаммеда, тогда как другая часть мусульман (сунниты ) признаёт законными халифами и троих его предшественников. Однако Али не мог спокойно пользоваться своей властью. Враги обвинили его в убийстве Османа, и неудивительно, что при сохранившихся у арабов, несмотря на все старания Мухаммеда, привязанности к своим родственникам и обычае кровной мести, двоюродный брат Османа, Муавия , сумел в короткое время составить сильную партию против нового халифа.

Халиф Али. Художник А. Овнатанян, XIX век

Али сначала советовали предотвратить грозящую опасность, оставив на местах всех наместников Османа, которые, незаконно пользуясь властью, были главными виновниками восстания; но он был слишком вспыльчив, слишком ненавидел всякое притворство, чтобы прибегнуть к такой мере, и отрешением наместников от должности ожесточил их против себя. Муавия употребил все зависевшие от него средства, чтобы ниспровергнуть ненавистного Али; ему нетрудно было начать войну с новым халифом, потому что сирийские войска были безусловно преданы своему начальнику и не имели никакого доверия к Али, полагавшемуся только на самого себя и на Бога. В своих речах к войску, Муавия воспользовался окровавленной одеждой Османа, точно так же и с таким же успехом, как некогда Антоний тогой Цезаря. Айша , вдова Мухаммеда и дочь первого халифа Абу Бакра , пользовавшаяся большим влиянием у правоверных, тоже объявила себя против Али, с которым была во вражде. Даже Тальха и Зубайр , наиболее уважаемые из мусульман и сами желавшие сделаться халифами, отпали от Али, хотя сначала по необходимости и признали его. На стороне же нового халифа были все те, которые признавали Мухаммеда только за пророка, а не за основателя светского государства.

Али двинулся в Ирак, куда уехали Тальха, Зубайр и Айша. Он встретился с ними недалеко от Басры, у незначительного городка Хурейбы, где произошло кровопролитное сражение, названное «битвой верблюда », потому что Айша, «мать верующих», разъезжала перед рядами воинов на верблюде, чтобы воодушевить своих защитников (657 г.). После кровопролитного сражения, в котором по самым умеренным показаниям историков пало до десяти тысяч мусульман, Али одержал победу. Тальха и Зубайр были убиты, а Айша взята в плен. Благородный Али обошелся с ней с почтением и большою снисходительностью, несмотря на то, что она была его непримиримым врагом. По его приказанию, её брат, приверженец халифа, отправил ее в Басру, а оттуда, в сопровождении рабынь и в мужском платье, в Медину. Еще до сражения и во время самой битвы, халиф Али запретил своему войску проливать без нужды кровь противников, а после победы помиловал многих из своих злейших врагов, взятых им в плен.

После этой победы Али сделался полным властелином Ирака, Аравии и Египта, где наместник его, Кайс, мало-помалу принудил почти всех признать его халифом. Но Али предстояло еще победить Муавию, который, – имея хорошее войско и постоянные доходы и приобретя в лице перешедшего на его сторону Амра ибн аль-Аса (завоевателя Египта) опытного советника и полководца, – был самым опасным противником халифа. Муавия выступил против халифа Али с 80-тысячным войском. Неприятели, почти равные числом, встретившись на Евфрате у Сиффина (близ Ракки ), стояли друг против друга несколько месяцев, избегая решительной битвы (658 г.). В течение этого времени произошло столько небольших стычек, что мало-помалу в войске Али осталось, как говорят, всего до двадцати пяти тысяч человек, а у противников до сорока пяти тысяч.

Огорченный гибелью стольких правоверных, халиф Али предлагал своему противнику решить дело единоборством, но Муавия не принял его вызова. Наконец перевес стал видимо клониться на сторону Али, и Муавия, не надеясь на благополучный исход войны, прибег к хитрости и обману. Он предложил своему противнику решить третейским судом, кто из них, на основании предписаний Корана, должен быть халифом. Али хорошо понимал, что это была только хитрость, придуманная для того, чтобы избежать решения спора оружием, которое, по всей вероятности, окончилось бы в его пользу, и с целью поселить раздор в его войске. Но часть войска халифа, которую Муавия различными обещаниями расположил в свою пользу, принудила Али согласиться на это предложение. Эти же самые изменники устроили дело так, что со стороны войска Али судьей назначен был человек, сам принимавший тайное участие в заговоре или которого легко было перехитрить; противная же сторона выбрала хитрого Амра. В войске халифа очень многие были крайне недовольны этим выбором и вообще всеми переговорами. Таким образом, Муавия достиг своей цели и между приверженцами Али произошел раздор.

Судьи решили, что ни один из соперников не должен быть халифом, а Абу Муса, избранный со стороны Али, торжественно объявил обоими войскам, что он лишает Али сана халифа. Вместо того, чтобы объявить то же самое относительно Муавии, Амр сказал своим воинам: «Вы слышали, что даже судья, избранный Али, лишил его халифата. Лишаю его и я, и вместе с тем провозглашаю правителем Муавию, как единственного законного преемника пророка». Али не признал этого решения и решил оружием отмстить за обман; но часть его войска отложилась от него. Амр, которому Муавия в награду за его услугу уступил Египет, предоставив некоторую независимость в управлении, тотчас же изгнал оттуда наместника Али, а вскоре и сам Муавия взял верх в Ираке и Аравии.

В войске Али была толпа фанатиков, в глазах которой всякий третейский суд казался мерой противной религии, потому что по их понятиям все сомнения надо было разрешать на основании Корана. Фанатики эти, называвшиеся хариджитами , («отступившими», «отколовшимися»), отложились от Али и объявили как его, так и Муавию неверующими. Али разбил их в сражении при Нахраване (658 г.), но не мог устоять в борьбе с Муавией. Наконец три хариджита решили насильственно прекратить эту междоусобную войну и, чтобы уничтожить самую причину несогласий и междуцарствия, поклялись друг другу убить в один и тот же час в трёх разных городах трех виновников зла: Али, Муавию и Амра. Один из заговорщиков, Бурак, взялся убить Муавию, другой, Абдаррахман, родом из Египта, – Али, третий, Амр, сын Бакра, вызвался умертвить египетского наместника Амра. Бурак только ранил Муавию; Амр избежал смерти, благодаря тому, что убийца по ошибке убил вместо него другого; Абдаррахману же удалось поразить Али кинжалом в ту минуту, когда он входил в мечеть. Али умер через два дня (661 г.). Его первая жена, Фатима, дочь пророка Мухаммеда, умерла гораздо раньше его.

Мечеть в Наджафе (Ирак) - место погребения халифа Али

Единственная линия потомков пророка шла через халифа Али и Фатиму. Род Мухаммеда, существующий в исламском мире до сих пор, носит, поэтому, название Алидов или Фатимидов.

22.05.2011

Сколько детей было у любимой жены пророка Мухаммеда?

«В 25 лет Мухаммад женился на Хадидже. Брак их оказался на редкость счастливым. Хадиджа стала для своего мужа не только любимой женой, но и лучшим другом, советчиком и помощником!
У Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) было шестеро детей – четыре дочери и двое сыновей.
Касим – родился в Мекке, умер еще в детстве, в возрасте 17 месяцев;

Зайнаб – родилась в Мекке, ее выдали замуж за Абуль-‘Асса, двоюродного брата Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , родила двоих детей – сына ‘Али и дочь Умамат, умерла еще в молодости;

Рукия – родилась в Мекке, ее выдали замуж за асхаба ‘Усмана, она заболела и умерла еще в молодости в Медине, в день сражения при Бадре;

Фатима – родилась в Мекке, по велению Всевышнего Аллаха была выдана замуж за двоюродного брата Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , асхаба ‘Али, родила шестерых детей — Хасана, Хусейна, Мухсина, Умму-Кульсум, Зайнаб, Рукия. Фатима была очень красивой, ее очень любил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , она является старшей среди женщин в Раю. Умерла она через шесть месяцев после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) .

Умму-Кульсум — родилась по пришествии Ислама, по велению Всевышнего Аллаха была выдана замуж за асхаба ‘ Усмана после смерти старшей сестры Рукия, умерла еще в молодости, в девятом году Хиджры;
Абдуллах – родился после получения пророчества, умер в раннем детстве…»

ЧЛЕНЫ СЕМЬИ И ПРЯМЫЕ ПОТОМКИ ПРОРОКА МУХАММАДА

Саййиды — потомки пророка Мухаммада от его внука Хусайна
Шарифы — потомки пророка Мухаммада от его внука Хасана
Ахль аль-Бейт — члены семьи пророка Мухаммада.
Алиды — потомки Али ибн Абу Талиба и Фатимы

Дочери пророка Мухаммада
Зайнаб бинт Мухаммад
Рукаййа бинт Мухаммад
Умм Кульсум бинт Мухаммад
Фатима бинт Мухаммад

Жены пророка Мухаммада
Аиша бинт Абу Бакр
Джувейрия бинт Харрис
Зайнаб бинт Джахш
Зайнаб бинт Хузайма
Маймуна бинт Харис
Мариам (II) (наложница)
Райхана (жена или наложница)
Сауда бинт Зама
Сафия бинт Хуйайй
Умм Салама бинт Абу Умаййа
Умм Хабиба бинт Абу Суфьян
Хадиджа бинт Хувайлид
Хафса бинт Омар

Они должны жениться исключительно на добропорядочных мусульманках, они не могут позволить себе кровосмешения, не могут позволить пропустить хотя бы один из пятикратных обязательных намазов (молитв)... Потому что они особенные. Они — потомки пророка Мухаммеда и живут… в Якутске. Прежде чем встретиться в мечети с потомками, пришлось от помощника муфтия Якутии Амина выслушать строгое наставление: — Ты должна знать, что с потомками посланника Аллаха нужно разговаривать уважительно и почтенно, независимо от того, старше или младше он тебя. Так завещал нам сам Аллах.

СТАРШИЙ ПОТОМОК — ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК

В Якутске, как оказалось, живут трое потомков пророка Мухаммеда — посланника Аллаха. Старший из них — Саади. Родом он из Медины (Саудовская Аравия). Ему 45 лет и в северную столицу он приехал десять лет назад из Таджикистана. Вместе с ним в Якутске живет его двоюродный брат и племянник (сын одного из родных братьев).

Надо отметить, как старший потомок он пользуется особенным уважением не только в кругу своих земляков, но и среди всех собратьев-мусульман.
— Помимо меня, есть еще четыре брата и три сестры, — рассказывает Саади.

— Значит, всего восемь детей. А сколько жен у вашего отца?

— У отца две жены, я родился от первого брака. Сейчас отцу уже 97 лет. На родине, в Таджикистане, он очень уважаемый человек среди чиновников, ученых… Всем известно, что наша семья — потомки пророка. Можно сказать, Аллах даровал нам уважение среди людей и каждый из нас должен быть достоин народного уважения и почета.

— Чем ваш отец занимался?

— Раньше и сейчас он занимается проповедью — это должен делать каждый верующий и духовно образованный мусульманин.

— Он религиозный лидер в Таджикистане?

— Да.

— У вас есть семья?

— Есть. От первой жены — три девочки и два мальчика. После ее смерти я женился еще раз и вторая жена подарила мне сына. Семья находится в Таджикистане, куда я езжу каждый год на несколько месяцев.

— Для своих дочерей вы сами будете выбирать мужей?
— Конечно, принято узнавать о роде молодого человека все. Если это нехороший род, семья, строго не соблюдающая религиозные традиции, я не дам своего согласия на свадьбу. Кстати, скоро старшая дочь выйдет замуж, ее уже сватают и говорят, что род жениха славный. Но лично я в этом еще не убедился, когда поеду домой, решу все окончательно.

— Вы знакомы со своими родственниками-потомками?

— Конечно! Все мы, кто живет в Таджикистане, очень тесную связь держим.

— А можете наизусть перечислить поименно всех предков начиная с самого пророка?

— У каждого из них было много сыновей, чьи имена зафиксированы в специальных семейных книгах — там подробно расписано генеалогическое древо. Назвать их имена? Боюсь, что не смогу.

— Ваши дети учатся?

— Да, конечно. Все они учатся в Медресе (Медресе — учебное заведение, обучающее исламским наукам и культуре. — Э.А.) и получают специальное исламское образование. В свое время и я учился в Медресе.

— Скажите, когда вы учились, вы прогуливали занятия? Не выполняли домашние задания, получали ли «двойки»?

— Нет, занятия я никогда не прогуливал…. «Двойки»? В Медресе «двоек» и «троек» нет. Есть понятия высокого и низкого балла. И пока ты не выполнишь одно задание, не получишь другое. Естественно, у меня было и есть рвение изучать более глубоко нашу религию, и предела нет совершенству, поэтому обучался исправно.

— Когда-то в Таджикистане была война…

— Да, в 1992 году это было.

— Вы воевали?

— Нет. Никто из нас в руки не брал ружье или автомат.

— Почему? Ведь по исламу считается, что каждый мужчина должен защищать свою землю, свой дом и семью от врагов. Вас как мужчину это не угнетало?

— Что значит «свою землю»? Перед Аллахом все равны. Кроме того, даже если бы мы и хотели, никто бы нам не дал выйти из дома и начать воевать. Во время войны вокруг наших домов никого не было с автоматом. Потому что все знали, что в них живут потомки пророка.

— Вы чувствуете свое особенное предназначение?

— Нет, что вы… Перед Аллахом все равны. Я такой же, как все другие люди, и стараюсь помогать людям чем могу: когда кто-то умирает, приглашают на омовение тела или для проведения обряда никях (обряд бракосочетания по закону Шариата. — Э.А.).

— Сколько в Якутске проводится обрядов никях в год?

— Примерно 20-30 пар в год женим — киргизов, таджиков, узбеков, ингушей, чеченцев, казахов и т.д.

— Вот интересно, как ваши земляки узнают, что вы потомок пророка? Вы при знакомстве сразу об этом говорите?

— Нет, я никогда так не говорил: «Я — потомок пророка!». Просто есть такое понятие как «ишан».

— Что это значит?

— Это значит, что я потомок пророка, и каждый мусульманин знаком с этим словом. Если честно, в городе меня никто не знает как Саади. Скажешь «ишан», и все сразу поймут, что речь идет обо мне. По имени меня никто не называет.

— Если не секрет, кроме своей духовной работы, как вы зарабатываете на жизнь?

— Все, что мы делаем в мечети, — это ради Всемогущего, и ни о каких деньгах не может быть и речи. Кроме того, мы работаем — все занимаемся строительством.

ДРУГОЙ — ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ

Чуть меньше года в Якутск по приглашению старшего брата приехал другой потомок посланника Аллаха. Его зовут Абдурахим. Ему 38 лет, род его, как и Саади, уходит корнями в Саудовскую Аравию. Впрочем, и внешность у него характерная. В городе такого колоритного мужчину просто невозможно не заметить.

— В паспорте я записан, как Рахим. Хотя при рождении меня назвали Абдурахимом.

— Почему же в паспорте неполное имя зафиксировали?

— Были Советские времена, тогда сотрудники паспортной службы отказались меня регистрировать под таким именем. Так и остался в паспорте Рахимом.

— Тогда как мне вас называть?

— Как вам будет удобно, так и называйте.

— Хорошо. Абдурахим, вы тоже учились в Медресе, как и ишан Саади?

— Нет. Я окончил обычную школу.

— А где вы учили тонкости книги жизни Корана?

— У своего отца. Он тоже был проповедником. Точным и гуманитарным наукам обучался в общеобразовательной школе, исламу и правильно читать Коран на арабском учил мой отец, как и трех старших сестер и шестерых братьев.

— А после школы учились?

— Нигде. Я начал проповедовать вместе с отцом.

— Подождите. Когда вы окончили школу, вам было лет 17. Неужели старшие вас люди внимали словам подростка?

— Да, мне было 17. Да, слушали меня и старшие, и младшие. А что в этом удивительного? В исламе нет такого понятия, что учить должны только старшие. Если и младший знает истину, он должен научить этому, рассказать другим.

— У вашего отца было несколько жен?

— Да, две жены. Я — сын старшей жены.

— А у вас сколько? Две? Три?

— Нет, одна и пятеро детей — четыре мальчика и девочка. Старший сын учится в третьем классе, дочке два годика. Они все сейчас находятся в Таджикистане.

— Дети вашей дочери тоже будут считаться потомками Мухаммеда?

— Да, конечно.

— Вы знаете, сколько всего в мире потомков пророка?

— О, нас очень много по всему миру, поэтому я затрудняюсь сказать точное число.

— В Якутск вы приехали по приглашению братьев?
— Да.

— Не страшно было ехать в 50-градусный мороз из солнечного Таджикистана?
— (От улыбки под глазами Абдурахима появились морщинки). Я ведь тут не один, другие братья тут живут. Никто еще не умер от мороза.

— Я слышала, что вы лечите людей молитвами. Это правда?

— Да, я читаю Коран. Но лечу не я, а сам Всевышний Аллах посредством Корана, который я читаю для больного, нуждающегося в помощи. Коран — лекарство для любого человека, и если читать его правильно, со смыслом, тогда Аллах дает шифо (с арабского — лечение).

— Как интересно. Расскажите про один из случаев выздоровления.

— Полтора месяца назад в Якутске я вылечил ребенка одного из местных азербайджанцев.

— От чего?

— Врачи не могли поставить диагноз, ребенок практически без сознания лежал в больнице и не было никакой надежды на излечение. Доктора в больнице сказали: «Мы ничем не можем помочь, попробуйте по-своему, по-национальному полечить». Тогда отец ребенка пришел к нам в мечеть, пригласил меня домой, когда ребенка выписали из больницы. Я несколько раз прочитал Коран и Альхьамдулиллях («Слава Всевышнему Аллаху!» — Э.А.), и он выздоровел!

— Вы не хотели бы уехать отсюда куда-нибудь в арабский мир? Например, на историческую родину в Медину?

— Хотел бы в ближайшее время вернуться к семье в Таджикистан, но… одному Аллаху известно, что и как будет потом.

МЛАДШИЙ ПОСТИГАЕТ АЗЫ КОРАНА

Младшему из них — 22 года. Его зовут Наджибола и он сын родного брата ишона Саади. В Якутске он живет уже год, как и его дяди, занимается строительством и регулярно посещает мечеть — не только для того, чтобы совершить намаз, но еще и учить суры и аяты из Корана.

— А если у вас появится внебрачный ребенок? Он будет считаться потомком пророка Мухаммеда?

— Он будет считаться прежде всего незаконнорожденным, а следовательно не может быть и речи, о том что он потомок. Но такое в принципе невозможно. Я не позволю себе сделать что-то непристойное, потому что я боюсь наказания Всевышнего Аллаха. К тому же за мной следят братья, которые знают, где я нахожусь и где меня можно найти в любое время дня и ночи.

У троих героев нашего материала есть общая семейная реликвия — книги, в которых подробно расписаны имена всех предков — потомков пророка Мухаммеда.

Нужно пояснить, что «Саид» означает «уважаемый, почтенный человек», то есть господин, поэтому к имени каждого потомка приписывается в начале «Саид».

Эмилия АЛИЕВА