Время чтения: ~7 минут Марина Семенова 467

Международное законодательство, регулирующее взаимоотношения государств, строится на принципах свободы от дискриминации всех людей в реализации своих прав. Наряду с общепринятыми нормативами существуют отдельные документы, которые касаются непосредственно людей с ограниченными возможностями.

Конвенция о правах инвалидов является договором международного права, определяющим возможности неполноценных лиц и обязательств стран-участниц, направленных на содействие, защиту и обеспечение этих прав. Включает в себя развитие социальной точки зрения, чем признает важность международного сотрудничества.

Международное право

За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.

К основным можно причислить:

  • Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
  • Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
  • Международные пакты 1966 года.
  • Документ о социальном прогрессе и развитии.
  • Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Для того чтобы стать участником Соглашения, государство осуществляет подписание договора. Подписание создает обязательство к проведению его ратификации. В период между скреплением договора и осуществлением ратификации страна должна воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.


Подписание и ратификация может состояться в любое время, сроки соблюдает страна-кандидат по мере внутренней подготовленности к этому событию. Так, РБ ратифицировала трактат лишь в 2016 году

Следующим шагом к становлению участником Соглашения является ратификация, которая имеет конкретные меры, подтверждающие намерения осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в мировом положении.

Иным действием может быть присоединение. Оно имеет такую же юридическую силу, как ратификация, но если страна подписала присоединение, то требуется только одно – сдача на хранение документа о присоединении.

Что представляет конвенция о правах инвалидов

С принятием Декларации 1975 года термин «инвалид» получило развёрнутое определение. Позже, в процессе разработки Конвенции, существующее определение уточнили, и в настоящее время под ним следует понимать, что это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Нормативом закреплена привилегия, за каждым государством-членом ООН, вносить свои коррективы в существующее определение и уточнять инвалидность разграничением её на группы. На теперешний момент в РФ официально признано 3 группы для взрослого населения и категория «дети-инвалиды», которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Что представляет собой Конвенция? Это непосредственно текст трактата и дополняющий её Факультативный протокол. Подписание документа для стран участниц ООН было в Нью-Йорке в 2006 году. Правилами разрешена ратификация документа в любой комбинации.


Государства, где ратифицирована мировая договорённость, юридически обязаны соблюдать прописанные в Конвенции об инвалидах стандарты

2008 год стал моментом подписания международного стандарта. С мая 2012 года ФЗ №46 этот акт распространён в Российской Федерации, и выражено это тем, что деяния физлиц, юридических особ и самого государства должны происходить с учётом принципов Конвенции. Согласно Конституции, все международные пакты, принятые страной, по силе выше любого внутреннего закона.

В России была принята только Конвенция без Факультативного протокола. Непринятие Факультативного протокола ограничивает свободу нетрудоспособных лиц в части обжалования нарушенных госструктурами привилегий после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

Зачем нужна?

Необходимость мировых стандартов важна для чёткого обозначения защиты возможностей недееспособных людей в социальном плане и закрепления весомости этих привилегий. Принятые ранее нормативы, защищающие нездоровых людей, и само отношение здоровых лиц к неполноценным гражданам должны были привнести в жизнь уязвлённого населения облегчение.

Но при виде картины жизненного существования инвалидов становится ясно, что этот потенциал не работает. Люди различной инвалидности продолжают быть лишенцами и содержатся позади всего общества практически во всех частях земного шара.


Дискриминация инвалидов привела к необходимости принятия юридически обязательного документа

С изложением правовых и моральных обязательств государства перед его гражданами с инвалидностью по поощрению и созданию для них привилегий.

Некоторые элементы этих обязательств должны выделяться особо, а именно:

  • Признание того, что "инвалидность" – это развивающаяся концепция, связанная с поведенческими и эмоциональными барьерами, которые препятствуют участию нездоровых людей в жизни общества. Это означает, что недееспособность не является фиксированной и может меняться, в зависимости от отношения со стороны общества.
  • Инвалидность не считается заболеванием, и как доказательство – эти лица могут быть допущены в качестве активных членов общества. При этом используя весь спектр своих преимуществ. Примером является испробованное инклюзивное образование, подтверждающее этот элемент.
  • Государство не занимается проблемой конкретного лица, а, скорее, благодаря трактату определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии со стандартным подходом.

Общий стандарт создаёт поощрения в поддержку национальных усилий по реализации основных обязательств.

  • Преамбула, дающая в общем контексте расшифровку наиболее важных аспектов.
  • Цель, раскрывающая необходимость документа.
  • Основные положения, дающие исчерпывающее раскрытие первичных терминов.
  • Общие принципы, применяемые для осуществления всех прав, закрепленных мировым стандартом.
  • Обязанности государства, которые должны осуществляться по отношению к особенным людям.
  • Преимущества недееспособных особ, обозначенные таким образом, что они уравниваются с существующими гражданскими, культурными, экономическими, политическими и социальными правами обычного человека.
  • Определение мер, которые страны-подписанты должны предпринять для обеспечения благоприятных условий реализации возможностей человека.
  • Рамки мирового сотрудничества.
  • Осуществление и контроль, который обязывает создавать границы для мониторинга и реализации трактата.
  • Заключительные процедурные моменты, имеющие отношение к Соглашению.

Важной статьёй, содержащейся в Пакте, является решение во всех действиях в отношении детей с ограничениями по здоровью, первоочередное внимание уделять высшим интересам ребенка.

Обязательства государств-участников

Всемирный норматив определяет общие и конкретные обязательства для участников по отношению к реализации прав недееспособных лиц. Основываясь общими обязательствами, страны-подписанты должны:

  • Принять меры законодательных и административных ресурсов, направленные на поощрение привилегий нетрудоспособных членов общества.
  • Ликвидировать дискриминацию, путём внедрения законодательных актов.
  • Провести защиту и поощрение нездоровых людей путём внедрения госпрограмм.
  • Исключить любую практику нарушения привилегий людей с инвалидностью.
  • Обеспечить уважение преимуществ особенных людей на государственных и частных уровнях.
  • Обеспечить доступ к вспомогательным технологиям и профподготовке для неспособных и лиц, помогающих таким людям.
  • Проводить консультационную и информационную работу в процессах принятия решений, затрагивающих интересы нуждающихся неполноценных лиц. В РФ существует правовая площадка «Консультант плюс», которая работает именно в этом направлении.

Исполнение всех обязанностей требуют контроля. Трактатом заложен принцип регламента национального и мирового уровня. Для этого на международном уровне учреждается Комитет по правам инвалидов. На него возложены функции рассмотрения периодических докладов стран о мерах, принятых ими для реализации глав документа. Также Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения и проводить расследования в отношении участников, ратифицировавших Факультативный протокол.

Выполнение национальной основы защиты и мониторинга Соглашения является открытой. Всемирный стандарт признает, что такие структуры могут разниться среди стран, позволяя устанавливать собственные рамки, в соответствии с правовой и административной системой государства. Но Пактом предусмотрено, что любой орган должны быть независимыми. И национальные рамки должны включать независимые национальные институты по возможностям человека.

Несмотря на то, что Трактат не устанавливает новые привилегии человеку, он призывает страны защищать и гарантировать людям с ограничениями по здоровью их преимущества. Этим не только уточняется, что участница исключает дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, но и излагается ряд мероприятий, которые члены мировых взаимоотношений должны принять для создания благоприятных условий реального равенства в обществе. Соглашение является гораздо более наполненным документом, чем иные положения о преимуществах человека, запрещающих дискриминацию и обеспечивающих равенство.

Видео по теме

Нижегородская Региональная Общественная Организация Инвалидов

«Социальная реабилитация»

Конвенция ООН о правах инвалидов

Пособие для детей-инвалидов и их родителей

font-size:11.0pt;font-family:Verdana">г. Нижний Новгород

2010

Настоящее пособие издано в рамках проекта «Правовая территория семьи».

Данное издание подготовлено для детей-инвалидов, а также их родителей и может представлять интерес для широкой аудитории, в частности лидеров некоммерческих организаций по работе с инвалидами, специальных (коррекционных) школ, все тех, кому не безразлична проблема реабилитации инвалидов в жизнь общества.

Издание на доступном языке освещает такие ключевые моменты Конвенции ООН о правах детей-инвалидов как: здоровье, образование, труд, общество.

Все Ваши замечания с интересом будут рассмотрены авторами методического пособия.

Издание осуществлено при поддержке Программы малых грантов Посольства США в Российской Федерации. НРООИ «Социальная реабилитация» несет полную ответственность за содержание данной публикации, которая не может расцениваться как мнение Посольства США или американского правительства.

НРООИ «Социальная реабилитация»

Г .Н. Новгород

Ярмарочный проезд, д.8

sorena@ kis. ru

www . socrehab . ru

Составители:

Введение……………………………………………4

о правах инвалидов ………………………………7

Дети и общество ………………………………....10

Образование …………………………………..…12

Труд ……………………………………………….15

Здоровье …………………………………………..16

Заключение ………………………………………18

Словарь терминов…………………………….....19


Введение

Вы держите в руках книгу, которая расскажет вам об очень важном документе – Конвенции ООН о правах инвалидов . К сожалению, не все мы знаем о данной Конвенции, которая 30 марта 2007 года была открыта для подписания и ратификации всеми заинтересованными странами. Напомним, что понятие ратификации означает утверждение международного договора высшим органом власти государства-участника этого договора.

Возникает вопрос, что особенного в этой Конвенции, что она может ввести нового, и как отразится на нас? Вокруг нас и без того огромное количество Законов, Указов, Постановлений и т. д., и все равно существуют проблемы. Так чем же особенна данная Конвенция ООН о правах инвалидов?

Решение о создании Специального комитета ООН по разработке Конвенции о защите прав инвалидов было принято еще 19 декабря 2001 года. И только через 5 лет, а именно 13 декабря 2006 года Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН.

Раньше права инвалидов не были закреплены в едином международно-правовом документе. Первый документ с основными принципами отношения к инвалидам был одобрен в 1982 году Генеральной Ассамблеей ООН, а период с 1983 по 1992 был провозглашен Десятилетием инвалидов ООН. Но несмотря на все усилия инвалиды так и не получили равных возможностей и остаются изолированными от общества.

Конвенция о защите прав инвалидов станет первым важным правозащитным договором, заключенным в XXI веке. Она вступит в силу после того, как ее утвердят (ратифицируют) 20 стран.

Страны, которые утвердят конвенцию, должны будут бороться с негативным отношением к инвалидам, детям-инвалидам. Равные права для инвалидов могут быть достигнуты только путем перемен в отношении к ним окружающих людей.

Государствам также придется гарантировать право инвалидов на жизнь наравне со всеми. Более доступными должны будут стать общественные места и здания, транспорт и средства коммуникации.

Сегодня на нашей планете около 650 миллионов людей с ограниченными возможностями. Это около 10 % населения планеты. Детей-инвалидов во всем мире около 150 миллионов человек.

Наша книга, прежде всего, для детей-инвалидов и их родителей. И эта книга создана для того, чтобы объяснить, что представляет собой и чем так важна Конвенция о правах инвалидов.

В Конвенции 50 статей, часть которых посвящена детям-инвалидам. Ведь именно дети-инвалиды чаще всего становятся жертвами общества среди всех детей мира. Непонимание со стороны сверстников приводит к конфликтам в семьях, в школе. Это приводит к снижению успешности учебных занятий, занижает их самооценку, ребенок замыкается в себе. А самое главное, все это может отразиться на их и без того слабом здоровье.

Именно участие и знание самих инвалидов, в том числе детей-инвалидов, которые каждый день сталкиваются с жизненными трудностями, сыграли ключевую роль в успешном принятии Конвенции.

После утверждения Конвенции ООН о правах инвалидов, наряду с Конвенцией ООН о правах ребенка, будет обеспечено создание необходимых правовых инструментов для защиты прав детей-инвалидов.


Общие положения Конвенции ООН

о правах инвалидов

Цель Конвенции - защищать права инвалидов, а также приветствовать уважение их достоинства. Согласно конвенции к инвалидам относятся лица с ограниченными возможностями, которые могут мешать их полному участию в жизни общества наравне с другими.

Здесь затрагивается одна из проблем инвалидов России. Полному участию в жизни общества инвалиду мешает простое отсутствие нужных приспособлений в большинстве зданий, которые мы посещаем каждый день. Магазины, учебные заведения, транспорт не отвечают требованиям инвалида, а в своем собственном доме человек с ограниченными возможностями может стать просто «заложником».

Конвенция обяжет страны-участницы гарантировать обеспечение прав инвалидов в полном объеме.

Думаю, Вы со мной согласитесь, что иногда не понятно, что означают некоторые понятия, которые часто звучат вокруг нас. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Например, что означает дискриминация по признаку инвалидности, о которой так часто пишут и с которой необходимо бороться?

Дискриминация в переводе с латинского языка означает «различение». Дискриминация по признаку инвалидности это ограничение или лишение прав определенной группы граждан только по тому, что они имеют ограничения в своих физических, психических или др. возможностях. Если Вас или вашего ребенка не принимают в учебное заведение только потому, что есть инвалидность – это и есть дискриминация по признаку инвалидности.

В Конвенции есть такое понятие, как «разумное приспособление». Например, пандус при входе в магазин - это есть разумное приспособление. То есть, пандус нужен инвалиду- font-size: 14.0pt;color:black">колясочнику для того, что бы попасть в магазин или в школу. Но само нахождение пандуса при входе никак не мешает другим, это и есть разумное приспособление.

Дискриминацией будет отказ от разумных приспособлений. Если при входе в школу нет пандуса для того, чтобы туда мог попасть школьник на коляске – это дискриминация.

Государство, которое утвердит данную Конвенцию примет нужные Законы для отмены любой дискриминации по отношению к инвалидам.

Чтобы принять такой Закон государство консультируется с инвалидами и детьми-инвалидами. Консультация и привлечение инвалидов происходит через представляющие инвалидов организации.

Данная конвенция, как и многие другие, определяет общие принципы. Слово «принцип» в переводе с латинского языка означает «начало». Принцип-это основное начало, на котором построено что-либо. В Конвенции есть несколько принципов, на которых должно строиться отношение общества к людям с ограниченными возможностями.

Вот некоторые из них:

Уважать особенности инвалидов.

Уважать способности детей-инвалидов;

Уважать право детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Для того чтобы Конвенция о правах инвалидов работала, государства-участники этой Конвенции назначают в правительстве один или несколько органов. Эти органы занимаются осуществлением Конвенции и введением ее в жизнь.

Инвалиды и представляющие их организации наблюдают за исполнением Конвенции и введением ее в нашу жизнь, а также сами участвуют в этом.

Конвенция о правах инвалидов не создает новых прав! Государства исполняют ее, чтобы вокруг нас не было нарушения прав инвалидов.

Дети и общество

В Конвенции ООН о правах инвалидов особенно уделяется внимание уважению дома и семьи, воспитанию.

Дети-инвалиды уязвимы, и именно они нуждаются во внимании, помощи и поддержке со стороны общества и государства в целом. В Конвенции ООН говорится о том, что во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

Знайте о том, что существует Конвенция ООН о правах ребенка. Для России она вступила в силу в сентябре 1990 года. Конвенция ООН о правах инвалидов ссылается на Конвенцию о правах ребенка. Тем самым она признает за всеми детьми-инвалидами права в полном объеме наравне с другими детьми. А также наравне с другими детьми получать помощь, которая необходима ему по инвалидности.

Конвенция ООН о правах инвалидов призывает с раннего возраста воспитывать у всех детей уважительное отношение к инвалидам, детям-инвалидам. Ведь в общении со сверстниками у детей-инвалидов не всегда есть взаимопонимание .

Конвенция ООН о правах инвалидов наделяет государство многими обязанностями.

Обязанности государства:

Оказывать инвалидам помощь по воспитанию детей,

Снабжать детей-инвалидов и их семьи всесторонней информацией, услугами и поддержкой.

Прилагать все усилия к тому, чтобы организовать альтернативный уход за счет привлечения более дальних родственников в случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, а при отсутствии такой возможности - за счет создания семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе.

Принимать все меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

Образование

В Конвенции ООН употребляется такое понятие как «инклюзивное образование ». Давайте разберемся что это?

Инклюзивный, то есть включающий. Инклюзивное образование - это обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование объединяет (включает) всех детей.

В инклюзивном образовании нет дискриминации. Вспомните, что означает дискриминация? Правильно: различения. В инклюзивном образовании есть равное отношение ко всем. Благодаря инклюзивному образованию создаются условия для детей с особыми потребностями.

Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении, в достижении успеха. А это дает шансы и возможности для лучшей жизни!!!

Конвенция указывает на то, чтобы государства-участникии стремились к развитию:

Ÿ личности,

Ÿ талантов

Ÿ творчества инвалидов

Ÿ умственных

Ÿ физических способностей

И чтобы все эти способности развивались в полном объеме.

Ÿ к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

Ведь мы все знаем, что все дети могут учиться. Необходимо только создать подходящие условия для их обучения. Инвалиды, которые до этого учились либо на дому, либо в интернатном учреждении, испытывают сложности с адаптацией к условиям учебы в конкретном учебном заведении, проблемы с налаживанием контактов со своими сверстниками и преподавателями. Сам же процесс получения знаний очень сложным для инвалида не является.

Чтобы не было этих сложностей, Конвенция ООН о правах инвалидов вводит такое понятие как «Социализационные навыки»! и снова возникает вопрос, что это значит? Все очень просто:

Социализация (в психологии развития) от латинского – общественный. Социализационные навыки - это усвоение и применение на практике общественного опыта. А этот общественный опыт мы получаем, когда общаемся между собой. Воспитание является ведущим и определяющим понятием социализации.

С социализацией немного разобрались. Освоение жизненных и социализационных навыков облегчит полное и равное участие инвалидов в процессе образования. Государство, утвердившее Конвенцию ООН о правах инвалидов, обеспечит наличие приспособлений, учитывающих потребности инвалидов в школах, университетах и т. д. То есть будет создана та обстановка, которая способствует усвоению знаний.

Например, чтобы создать эту обстановку государства-участники Конвенции принимают меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, которые владеют жестовым языком и/или азбукой Брайля.

Также обучаются сами специалисты и весь персонал, кто работает в системе образования. Их обучают методам, способам общения с инвалидами, детьми-инвалидами. Как оказать поддержку и обучить его нужным знаниям, как преподнести учебный материал.

Если Конвенция ООН о правах инвалидов будет утверждена (ратифицирована) нашим Российским государством, то в нашей стране будет введено инклюзивное образование. А введено оно будет путем принятия закона, предусматривающего обязательства и программы по обеспечению доступности инвалидам образования.

Труд

Конвенция признает право инвалидов на труд наравне с другими. Право на труд - это право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился.

Для того чтобы рынок труда был доступен для инвалидов, здесь снова нужна инклюзивность. Инклюзивность (включение, доступность) достигается путем:

Ÿ поощрения (приветствия) желания инвалида работать;

Ÿ защиты прав инвалидов на справедливые и благоприятные условия труда;

Ÿ обеспечения достойного вознаграждения за труд;

Ÿ безопасности условий труда;

Ÿ сохранения рабочих мест;

Конвенция предусматривает расширение возможностей для трудоустройства инвалидов. А также оказание помощи в поиске работы, помощи в получении, сохранении и возобновлении работы.

Когда мы говорим о труде, здесь мы снова вспоминаем изученные нами понятия! Помним о «разумном приспособлении»? Так вот, рабочее место должно быть обеспечено разумным приспособлением. Разумным приспособлением, на рабочем месте, будут широкие дверные проемы, для того, чтобы инвалиду было легко попасть в помещение, или удобный для инвалида рабочий стол. Но это никак не помешает остальным.

Здоровье

Изучение раздела здоровье мы начнем с такого понятия как «реабилитация». Реабилитация в переводе с латинского - восстановление. Можно рассматривать это понятие в юридическом смысле, т. е. восстановление в правах.

Нас же интересует второе значение этого слова, а именно: в медицине реабилитация – это комплекс мероприятий для лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями :

-медицинских (помощь врачей);

Педагогических (работа с инвалидами преподавателей, учителей);

Профессиональных (когда например, с инвалидами работает психолог);

С помощью всех этих мероприятий происходит восстановление здоровья и трудоспособности.

font-size: 14.0pt;font-family:" times new roman>Особое значение имеет реабилитация у детей с умственной отсталостью, с дефектами слуха, речи, зрения и др. Существуют лечебные меры, такие как: трудовая терапия, лечебная физкультура, спортивные игры, электролечение, грязелечение, массаж. Эти лечебные меры проводятся в отделениях и центрах Реабилитации при крупных больницах и институтах (травматологические , психиатрические , кардиологические и т. д.).

Но в Конвенции есть еще такое понятие как абилитация . Так вот, абилитация означает, удобный, приспособленный в правах. Это лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни.

Реабилитация и абилитация нужны для того, чтобы инвалид чувствовал себя независимо, чтобы у него развивались физические, умственные и другие способности. Благодаря реабилитации и абилитации происходит вовлечение их в жизнь.

Конвенция борется за:

Максимальную доступность различных учреждений для инвалидов (например, за близость больницы, где могут оказать помощь по реабилитации).

Профессиональную подготовку персонала по реабилитации и абилитации.

Предоставление инвалидам того же набора бесплатных услуг по охране здоровья, что и другим категориям граждан.

В Конвенции также говорится о ранней диагностике. Ранняя диагностика нужна для того, чтобы не возникало дальнейшей инвалидности среди детей и пожилых.

Заключение

Дорогие читатели!

Вот мы и подошли к концу нашего издания Конвенции ООН о правах инвалидов. Мы очень надеемся, что наша работа оказалась полезной и интересной для вас, а что самое главное, вы открыли для себя много нового.

Мы все должны знать наши права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной ситуации. Данное издание Конвенции правах инвалидов предоставило Вам доступ к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

Мы с вами не понаслышке знаем, как много в нашей стране, да и во всем мире тех, кто так нуждается в защите. Конвенция ООН о правах инвалидов это не очередное выражение жалости или благотворительности к людям с ограниченными возможностями, это, прежде всего, выражение равных прав и свобод инвалидов, детей-инвалидов, гарантия их прав на жизнь наравне со всеми.

Хотелось выразить надежду, что Конвенция ООН о правах инвалидов будет ратифицирована и страны-участницы примут на себя обязательства бороться с негативным отношением к инвалидам, детям-инвалидам.

Словарь терминов

Международная конвенция - (от лат. conventio - соглашение), один из видов международного договора; устанавливает взаимные права и обязанности государств, как правило, в какой-либо специальной области.

Ратификация (от лат. ratus - утверждённый), утверждение верховным органом государственной власти международного договора.

Дискриминация по признаку инвалидности - Дискриминация (от лат. discriminatio - различение), означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности. Цель Дискриминации отрицать равные права и основные свободы человека.

Разумное приспособление - означает внесение необходимых и подходящих модификаций (приспособлений), не нарушающих интересы других. Например, светофор со звуком.

Принцип (лат. principium -начало, основа):

1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, и т. п.;

2) Внутреннее убеждение человека, определяющее отношение к действительности.

3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т. п.

Инклюзивное образование- это обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Социализация (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеком знаний, норм и ценностей общества.

Реабилитация (позднелат. rehabilitatio - восстановление):

1) (юрид.) восстановление в правах.

2) (мед.) комплекс медицинских, педагогических профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Абилитация (abilitatio; лат. habilis - удобный, приспособительный) - лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию к жизни.

Московская акдемия экономики и права

Юридический институт

Курсовая работа

По дисциплине: «Международное право»

На тему:

«Конвенция ООН «О правах инвалидов» 2006 года»

Выполнил:студент 3 курса

Группы юбш-1-11грзг

Лукьяненко В.А.

Проверил: Батырь В.А.

Москва 2013 г.

Введение

1. Понимание инвалидности как правозащитной проблемы

Принципы Конвенции

Конвенция о правах инвалидов

Современное положение "человека с ограниченными возможностями" за рубежом

Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов

6. Современное положение "человека с ограниченными возможностями" в России

Заключение

Введение

Инвалидность - одна из составляющих человеческого существования. Почти каждый человек в течение жизни может иметь временные или постоянные нарушения, а те, кто доживут до старшего возраста, могут испытывать большие трудности с функционированием. Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

«Конвенции о правах инвалидов» (КПИ), принятой Организацией Объединенных Наций в 2006 году, состоит «в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства». Конвенция отражает основной сдвиг в глобальном понимании проблемы инвалидности и мер реагирования на нее.

1. Понимание инвалидности как правозащитной проблемы

Согласно оценкам, свыше 650 млн. человек (10% населения мира) являются инвалидами. 80% проживают в развивающихся странах. Значительное большинство из них сталкиваются с проблемами дискриминации, отчуждения, изоляции и даже надругательства. Многие инвалиды живут в условиях крайней нищеты, в спец учреждениях, не имеют возможностей для получения образования или работы и сталкиваются с целым рядом других факторов маргинализации. Вступление в силу Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней в мае 2008 года знаменует собой начало новой эпохи в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства (статья 1). Разработка этой Конвенции отражает коренной сдвиг, произошедший в подходе к инвалидности и к инвалидам.

Внимание уже более не заостряется на том, что не так с человеком. Вместо этого инвалидность признается как следствие взаимодействия индивида со средой, которая не обеспечивает учета особенностей индивида и ограничивает или блокирует участие индивида в жизни общества. Этот подход называют социальной моделью инвалидности. Конвенция о правах инвалидов поддерживает эту модель и продвигает ее вперед, прямо признавая инвалидность в качестве правозащитной проблемы.

Например, вместо вопроса: Что не так с инвалидами?

Следует задаться вопросом: Что не так с обществом? Какие социальные, экономические, политические и или экологические условия необходимо изменить, чтобы облегчить полное осуществление всех прав всеми инвалидами? Например, вместо вопроса: Трудно ли Вам понимать людей, потому что Вы глухи? Следует задаться вопросом: Трудно ли Вам понимать людей, поскольку они не способны общаться с Вами? С этой точки зрения необходимо обеспечить выявление и преодоление социальных, правовых, экономических, политических и экологических условий, создающих барьеры на пути полного осуществления прав всеми инвалидами. Рассмотрение проблематики инвалидности через призму прав человека подразумевает эволюцию в мышлении и поведении государств и всех слоев общества.

Подход, основанный на правах, нацелен на поиск возможностей уважать, поддерживать и чтить многообразие людей посредством создания условий, позволяющих обеспечивать конструктивное участие широкого круга людей, включая инвалидов. Защита и поощрение их прав не сводятся только к предоставлению особых услуг, связанных с инвалидностью. Они заключаются в принятии мер для изменения отношения и поведения, связанных со стигматизацией и маргинализацией инвалидов. Они заключаются также в принятии на вооружение политики, законов и программ, устраняющих барьеры и гарантирующих осуществление гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав инвалидами. Для подлинного осуществления прав необходимо заменить политику, законы и программы, ограничивающие права. Для изменения сложившегося порядка в обществе и демонтажа барьеров, препятствующих полноценному участию инвалидов в жизни общества, необходимы программы, информационно-просветительские мероприятия и социальная поддержка. Помимо этого, инвалидам необходимо предоставить возможности для полновесного участия в жизни общества и надлежащие средства, позволяющие им претендовать на свои права.

Конвенция о правах инвалидов знаменует собой завершение долгой борьбы инвалидов и представляющих их организаций за полное признание инвалидности в качестве правозащитной проблемы, которая началась еще в 1981 году с Международного года инвалидов. Принятие в 1993 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов». Другими важными вехами стали общая рекомендация № 18 (1991 год) о женщинах-инвалидах, принятая Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Замечание общего порядка № 5 (1994 год) о лицах с какой-либо формой инвалидности, принятое Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, а также принятие таких региональных договоров, как Межамериканская конвенция об искоренении всех видов дискриминации по причине инвалидности (1999 год).

2. Принципы Конвенции

В статье 3 Конвенции определяется комплекс основополагающих и фундаментальных принципов. Они служат руководством для толкования и осуществления всей Конвенции, охватывая все вопросы. Они являются точкой отсчета для понимания и толкования прав инвалидов.

Что означают эти принципы? Присущее человеку достоинство означает ценность каждой человеческой личности. Когда достоинство инвалидов уважают, их опыт и мнения ценятся и формируются без боязни причинения физического, психологического или эмоционального вреда. Уважение человеческого достоинства отсутствует, когда, например, работодатель заставляет слепых работников носить спецодежду с надписью слепой на спине. Личная самостоятельность означает способность контролировать свою собственную жизнь и иметь свободу делать свой собственный выбор. Уважение личной самостоятельности инвалидов означает, что инвалиды наравне с другими имеют возможности для разумного выбора в своей жизни, являются объектом минимального вмешательства в их частную жизнь и могут принимать собственные решения при надлежащей поддержке там, где она требуется. Этот принцип проходит красной нитью через всю Конвенцию и служит основой для многих свобод, которые в ней прямо признаются.

Принцип не дискриминации означает, что все права гарантируются каждому человеку, без какого бы то ни было различия, исключения или ограничения по причине инвалидности или по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических, или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения, возраста или любого иного обстоятельства. Разумное приспособление означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (статья 2).

Равенство означает создание в обществе условий для уважения различий, устранения неблагоприятных условий и обеспечения того, чтобы все женщины, мужчины, дети, в полной мере участвовали в жизни общества на равных условиях. Полное включение в общество означает, что инвалиды признаются и ценятся как равные участники. Их потребности понимаются как неотъемлемая часть социально-экономического порядка, а не рассматриваются как особые.

Для обеспечения полного включения необходима доступная, свободная от барьеров физическая и социальная среда. Например, полное и эффективное вовлечение и включение в общество означает, что инвалиды не исключаются из политических избирательных процессов посредством обеспечения, например, того, чтобы места для голосования были доступными, а процедуры и материалы для выборов имелись в разных форматах и были легкими для понимания и использования.

С концепцией вовлечения и включения в общество связана концепция универсального дизайна, которая определяется в Конвенции как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна (статья 2).

Несмотря на некоторые видимые или очевидные различия, все люди имеют одинаковые права и достоинство. Конвенция направлена на предотвращение не инвалидности (что является медицинским подходом), а дискриминации по признаку инвалидности.

3. Конвенция о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов является обширным договором о правах человека, охватывающим весь спектр гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав. В Конвенции не устанавливаются новые права для инвалидов; вместо этого в ней раскрывается, что существующие права человека означают для инвалидов, и уточняются обязательства государств-участников по защите и поощрению этих прав, в целях создания благоприятных условий для осуществления прав инвалидов. В Конвенцию включены также статьи, касающиеся просветительно-воспитательной работы, доступности, ситуаций риска и чрезвычайных гуманитарных ситуаций, доступа к правосудию, индивидуальной мобильности, абилитации и реабилитации, а также статистики и сбора данных осуществления рекомендаций, содержащихся в исследовании о правах человека инвалидов»

Что касается экономических, социальных и культурных прав, то в Конвенции о правах инвалидов подтверждается обязательство государств постепенно обеспечивать их осуществление, как это уже было признано в статье 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Важно, что в Конвенции признается тот факт, что для достижения равноправия инвалидов необходимо добиться сдвигов в общественном сознании и возможно полного включения («инклюзии») людей с инвалидностью в общественную жизнь. Статьей 25 Конвенции признается право инвалидов на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признак инвалидности. В статьей 9 - необходимость выявления и устранения барьеров, мешающих доступности информационных, коммуникационных служб. В том числе, обеспечивающих потребителям достоверную информацию о товара работах, услугах.

Статьей 30 Конвенции предусмотрено, что государства - участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

Многие страны предприняли важные шаги по устранению или сокращению барьеров, препятствующих полному участию. Во многих случаях введено законодательство, гарантирующее инвалидам право и возможность школьного обучения, возможность трудоустройства и доступ к общественным средствам, устраняющее культурные и физические барьеры и запрещающее дискриминацию в отношении инвалидов. Сложилась тенденция не помещать инвалидов в специальные учреждения, а предоставлять им возможность жить в общине.

В некоторых развитых и развивающихся странах в области школьного обучения все больше внимания уделяется «открытому образованию» и, соответственно, меньше - специальным учреждениям и школам. Были найдены средства, открывающие доступ инвалидам к системам общественного транспорта, а для инвалидов с сенсорными дефектами - средства доступа и к информации. Возросло понимание необходимости осуществления подобных мер. Во многих странах проводятся пропагандистские кампании в целях осведомления общественности и изменения отношения к инвалидам и обращения с ними.

4. Современное положение "человека с ограниченными возможностями" за рубежом

Британия

в Британии насчитывается сегодня свыше 10 миллионов, что составляет примерно шестую часть населения страны. Ежегодно здесь выплачивается пособий по инвалидности на сумму примерно в 19 млрд. фунтов стерлингов - порядка 900 млрд. рублей. Британских инвалидов обеспечивают скидками на лекарства, на обслуживание у дантиста, на приобретение инвалидных кресел, слуховых аппаратов, а в случае необходимости - бесплатным уходом. Автомобильные парковки для инвалидов бесплатны. Что касается домов для инвалидов, то они частично содержатся на средства бюджета местного муниципалитета, а остальное оплачивает сам инвалид своей пенсией, которая вносится в счет его содержания.

Закон обязывает водителей всех автобусов помогать инвалидам при входе и выходе. Инвалиды имеют право на бесплатный проезд вне часов пик. В Британии постоянно модернизируются инвалидные кресла и специальные, крепящиеся к стенам подъемники, позволяющие перебираться в инвалидных креслах с этажа на этаж в старых домах с узкими крутыми лестницами. Разработкой техники занимаются здесь подлинные корифеи транспортной инженерии. Майк Спиндл, создал несколько лет назад совершенно новую инвалидную коляску Trekinetic K2. Кресло-внедорожник складывается всего за восемь секунд. Запросы на производство чудо-кресла идут в английское графство со всего мира.

"Продвинуты" в Британии даже туалеты для инвалидов, оборудованные массой специальных приспособлений, помогающих ограниченным в мобильности людям. Такие туалетные комнаты имеются в каждом мало-мальски крупном супермаркете, во всех местах общественного пользования и даже в служебных офисах. И это неудивительно: примерно 19 процентов всех работающих британцев имеют инвалидность. До середины 90-х годов дискриминация при приеме инвалида на работу была в Британии фактически узаконена. Однако в 1995 году к этому закону была принята поправка, серьезно затруднившая работодателю отказ соискателю-инвалиду.Самое примечательное и замечательное, что инвалид не рассматривается британским обществом как "сирый и убогий". Его всячески вовлекают во все аспекты жизнедеятельности, поощряя преодолевать те барьеры, которые поставила перед ним природа, болезнь или несчастный случай.

Австрия

Австрийцами разработаны десятки целевых программ. И все они работают. С пониманием относятся к проблемам людей с ограниченными физическими возможностями. В 2006 году в стране был принят объемный пакет законодательных мер, предусматривающий максимальное устранение барьеров для инвалидов в повседневной жизни и на рабочем месте. Разработаны целевые программы для оказания помощи людям с ограниченными возможностями. Они ориентированы как на самих страдающих различными заболеваниями людей, так и на работодателей. Программы финансируются из средств Европейского социального фонда, федерального ведомства по социальным делам, а также за счет Государственного сервиса рынка труда.

По всей стране распространены ремесленные и культурные центры, при которых открыты бесплатные консультации для людей с ограниченными возможностями. Главной задачей их является оказание содействия в трудоустройстве. В 2008 году Австрия ратифицировала конвенцию ООН о правах людей с ограниченными возможностями. Для контроля над выполнением положений этого международного документа на федеральном уровне создан специальный комитет. Эта структура регулярно информирует заинтересованные организации о результатах своей работы, проводит открытые слушания.

Израиль

Жизнь на Мертвом море

В Израиле активно действуют сразу несколько общественных организаций на муниципальном и государственном уровнях, объединяющих инвалидов. Они обладают немалым влиянием как в кнессете, так и в городских и поселковых советах.

Согласно израильскому законодательству, "инвалидам должны быть предоставлены возможности передвижения, отдыха и трудовой деятельности, минимально их ограничивающие". Иными словами, государство обязано способствовать созданию инвалидам условий для лечения, проведения досуга и посильной работы. Именно в целях стимулирования трудовой деятельности государство переоборудует легковые машины для инвалидов и продает их за четверть стоимости с рассрочкой на 15 лет. В ряде случаев машины выдаются вообще бесплатно. Каждый инвалид в окружных отделениях министерства транспорта получает компьютеризированный "знак инвалида". В зависимости от степени инвалидности может быть выдан зеленый или синий "знак". Заметим, что здесь медицинские комиссии устанавливают не "группу инвалидности", а ее степень. Все "инвалиды-колясочники" получают степень не менее 90%. Им выдаются синие "знаки", которые разрешают парковаться даже на тротуарах. Такие же "знаки" получают и слепые. Если незрячего инвалида, обладающего, таким синим "знаком", подвозит таксист, родственник или знакомый, то водитель этой машины имеет те же права, что и инвалид-колясочник.

Все инвалиды имеют право на получение бесплатных двухместных колясок с небольшим багажником, на которых можно въезжать в крупный магазин или на рынок. Такие коляски вмещаются в кабины грузовых лифтов. Везде имеются туалетные кабины, предназначенные именно для людей с проблемами двигательного аппарата.

Вооруженные законом

Американцы научились зарабатывать на своих недугах

Вашингтон

С подписанием президентом США Джорджем Бушем-старшим закона "Об американцах с ограниченными возможностями" в 1990 году инвалидам в Америке были гарантированы широкие права. Особый акцент в законе, который вступил в силу в 1992 году, был сделан на вопросах трудоустройства и равенства в использовании общественного транспорта, получения государственных и муниципальных услуг, а также защиты инвалидов от всевозможной дискриминации.

Сегодня в США насчитывается более 51 миллиона человек, у которых в той или иной форме ограничены возможности. Из этого числа 32,5 миллиона, или 12 процентов всего населения страны, считаются инвалидами. Впрочем, в Америке власти делают все, чтобы столь многочисленная "армия" инвалидов не была исключена из нормальной жизни. Более того, некоторые обозреватели считают отношение, проявляемое в США государством к членам американского общества со специальными нуждами, лучшим в мире.

Так, для людей с ограниченными возможностями отделом по политике в области инвалидов министерства труда США сделан и успешно работает специализированный интернет-портал, с помощью которого можно быстро узнать ответы на наиболее острые вопросы, как самим инвалидам, так и их родственникам. Среди удобств, которыми американские инвалиды пользуются каждый день, можно отметить специальные бесплатные парковки прямо напротив входа в магазины и торговые центры, а также в различные государственные и частные учреждения. Беспардонных нарушителей и любителей встать на отведенные для инвалидов места безжалостно штрафуют на сумму до 500 долларов.

Некоторые американские инвалиды активно судятся со всеми, кто нарушает их законные права, неплохо зарабатывая на этом. Только в прошлом году в США было подано более 3000 исков против владельцев магазинов, кафе, ресторанов и других заведений, не оборудованных необходимыми для людей со специальными потребностями приспособлениями.

Франция

Французы заботятся о "колясочниках" на высшем уровне.

Начнем с того, что Гренобльский университет был в свое время переоборудован таким образом, чтобы "колясочники" могли не только беспрепятственно перемещаться по нему, но и подниматься на вместительных лифтах на любой этаж, пользоваться библиотекой, столовой. К их услугам отдельные туалеты, где учтен их физический недостаток.

В самом же городе благодаря усилиям муниципальных властей давно уже ведется работа по адаптации к нуждам инвалидов. Взять хотя бы общественный транспорт. У всех автобусов и трамваев двери с низким порогом, одного уровня с платформой. Водители в случае необходимости могут использовать и автоматически выдвигающийся "мостик", по которому коляске удобнее въезжать в салон автобус или трамвая. Аэропорт и железнодорожный вокзал оборудованы лифтами для инвалидов. Им на помощь готовы прийти и тамошние служащие. Для этого достаточно минимум за полчаса до приезда позвонить по телефону. Услуга - бесплатная. В Гренобле 64 процента улиц и площадей полностью доступны для "колясочников. Ежегодно от 15 до 20 местных магазинов получают из городской казны субсидию в 3000-4000 тысячи евро, чтобы их торговые точки могли принимать у себя инвалидов. Боле того, сейчас там совместно с национальной ассоциацией Agenfiph, которая конкретно занимается трудоустройством людей с "гандикапом", реализуется новый проект - "Инноваксес". Его суть заключается в том, чтобы в трех кварталах города 70 процентов предприятий были переоборудованы с учетом потребностей инвалидов.

Во Франции насчитывается порядка пяти миллионов людей с той или иной серьезной физической проблемой. Из них свыше двух миллионов - с "ограниченной подвижностью". Государство, которое призвано обеспечивать этим французам равные шансы наряду с другими гражданами, проявляет о них заботу. Каждый инвалид имеет право на пенсию, а ее потолок зависит от степени нетрудоспособности. Размер компенсации пересматривается каждый год и сейчас доходит до 759 евро в месяц. Это уже не говоря о предоставлении технических средств, к примеру, тех же колясок. Инвалиды пользуются налоговыми льготами и другими скидками - на транспорт, телефон.

Во Франции действует принятый в 2005 году закон, который обязывает возводить все новые строения в соответствии с "инвалидными" нормами, а уже имеющиеся здания модернизировать. В противном случае уже в 2015 году нарушителей станут также наказывать штрафными санкциями.

Конвенция о правах людей с ограниченными возможностями здоровья была одобрена Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года после того, как ее ратифицировали 50 государств.

Президент России Дмитрий Медведев внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию о правах инвалидов, и 27 апреля 2012 Конвенция была ратифицирована Советом Федерации.

мая 2012 года она была подписана Дмитрием Медведевым.

Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года <#"justify">правозащитныйинвалидность конвенция

6. Современное положение "Человека с ограниченными возможностями" в России

Россия в статье 7 Конституции Российской Федерации 1993 года провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества. Мировое сообщество о социальном характере государства судит и по его отношению к инвалидам.

Государственная политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости. Вместе с тем правовое закрепление принципа равных прав инвалидов и не инвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствует, что в реальной действительности затрудняет реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав.

Например, большинство инвалидов из-за несозданных государством условий передвижения в общественном транспорте, въезда в жилые и учебные строения и выезда из них инвалидных колясок. Отсутствия специальных программ обучения, не оборудования учебных мест, несмотря на то, что право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании», не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования.В России права инвалидов отражены в федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Социальная защита инвалидов включает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, защиты (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Но на деле в России до сих пор не создан комплексный механизм обеспечения прав и интересов инвалидов, соответствующий международным стандартам. У инвалидов по-прежнему отсутствуют возможности для защиты своих прав. При трудоустройстве у них возникают большие трудности. Чаще всего инвалиды работают на низкооплачиваемых местах. Раз в год, 3 декабря, в Международный день инвалидов, российские власти вспоминают о тех, кому на Руси жить особенно плохо. Эти люди наказаны дважды - судьбой, подорвавшей их здоровье, и страной, мало что делающей для создания им условий полноценного существования.

В России плохо относятся к политкорректности, считая ее сугубо западной выдумкой. А потому у нас не прижилась политкорректная формулировка «люди с ограниченными возможностями». Мы предпочитаем прямо называть около 13,02 миллиона наших соотечественников (9,1% населения страны) инвалидами. И живет эта часть населения в целом хуже остальных своих соотечественников. Поэтому «праздничная», подготовленная к установленному ООН ровно 20 лет назад Международному дню инвалидов, статистика Министерства труда и социальной защиты России выглядит очень непразднично.

Из 3,39 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают только 816,2 тыс. человек, а численность неработающих инвалидов составляет 2,6 млн. человек - почти 80%.

К сожалению, с каждым годом инвалидов в стране становится все больше. Их численность растет примерно на 1 млн. в год. Прогнозируется, что уже к 2015 году их число может перевалить за 15 млн.

Наряду с принятием государственных законов, призванных защитить права инвалидов на работу по специальности, Минздрав всячески пытается ограничивать их количество, в основном путем ужесточения требований к врачебным комиссиям и совершенствования учета.

Верна ли такая политика? В Европе, например, «официальных» инвалидов значительно больше - госорганы не боятся проводить их регистрацию. В нашем же государстве каждый десятый человек, признанный врачебной комиссией здоровым, требует пересмотра решения.

По данным министерства, ежегодно при содействии органов службы занятости трудоустраиваются около 85 тысяч инвалидов. Это порядка трети численности трудоспособных инвалидов, обратившихся за помощью в службу занятости. А если сопоставить с общим числом неработающих инвалидов, такими темпами на решение проблемы безработицы среди этой категории граждан (если их численность не изменится) уйдет более 30 лет.

Не спасают и обязательные квоты на трудоустройство инвалидов. До сих пор в России действовала норма, по которой крупные предприятия, где трудятся более 100 человек, обязаны принимать на работу инвалидов. Для данных организаций была установлена квота - от 2 до 4% от численности работников. В июле этого года внесены поправки в закон о социальной защите инвалидов. Согласно этому документу, теперь граждан с ограниченными возможностями здоровья должны трудоустраивать также мелкие и средние компании - численностью от 35 до 100 человек. Квота для них варьируется - до 3%. Следить за исполнением закона обязаны региональные контролирующие органы. Чтобы качество их работы не различалось, и был принят новый Приказ. Региональные власти должны проверять организации на предмет исполнения требований закона о приеме на работу инвалидов. График плановых проверок утверждается ежегодно и сообщается предприятиям. Основанием для проведения внеплановой проверки может стать жалоба гражданина, которому незаконно отказали в трудоустройстве. При выявлении нарушений проверяющие дают предприятию не более 2 месяцев на их устранение. В противном случае придется выплатить штраф - от 5 до 10 тысяч рублей

Однако работодателям выгоднее заплатить ничтожно малые штрафы за отказ принимать на работу инвалидов или предоставлять органам занятости информацию о вакансиях.

Хотя на недавнем совещании по трудоустройству инвалидов премьер Дмитрий Медведев заявил о необходимости создать для этой категории граждан более 14 тысяч рабочих мест за три ближайших года, нет никаких гарантий, что это будет сделано.

Тем более что инвалидам сплошь и рядом подсовывают вакансии, явно им не подходящие: нередки случаи, когда безруким или страдающим рассеянным склерозом предлагают, например, стать швеями.

В России по-прежнему огромные проблемы с лекарствами для инвалидов, с пандусами в жилых домах, из-за чего подавляющее большинство инвалидов становятся «невыездными» из квартир. В стране по-прежнему велик дефицит качественных протезов, инвалидных колясок и запасных частей к ним, при этом сама Россия имеет крайне отсталую индустрию в этой сфере. На грошовые пособия по инвалидности или по уходу за ребенком-инвалидом невозможно прожить даже в самых бедных российских регионах. Размер пенсии по III группе инвалидности в 2013 году составляет 3138,51 рублей в месяц. Размер пенсии по II группе инвалидности в 2013 году составляет 3692,35 рубля в месяц. Размер пенсии инвалидам I группы и инвалидам с детства II группы в 2013 году составляет 7384,7 рубля в месяц. Размер пенсии по инвалидности детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы в 2013 году составляет 8861,54 рубль в месяц.

По сути, кроме Международного дня инвалида чиновники вспоминают об этой категории граждан только в связи с Паралимпийскими играми, традиционно проходящими в паре с обычной летней или зимней Олимпиадой. В этом смысле Сочи из-за необходимости провести зимнюю Паралимпиаду-2014 должен стать идеальным для России городом с точки зрения создания без барьерной среды для инвалидов. Но в каждом российском городе, не говоря уже о сельской местности, Олимпиаду не проведешь. В стране крайне ветхий жилой фонд: в некоторых регионах, особенно на Дальнем Востоке, его изношенность достигает 80%. Старые дома даже чисто технологически непросто оборудовать современными пандусами для инвалидных колясок.

Общая инфраструктурная отсталость России (по уровню инфраструктуры страна явно не соответствует статусу страны с шестым в мире абсолютным размером ВВП) особенно больно ударяет по инвалидам.

В общем-то, и возможности абсолютно здоровых людей в России сильно ограничены экономическими диспропорциями, нищетой, коррупцией. А возможности инвалидов ограничены еще сильнее, ведь помимо всех этих политических, социальных, технологических препятствий им еще приходится преодолевать свою болезнь и ужасающее состояние отечественной медицины, которую пока не в силах поднять на достойный уровень никакие реформы. Положение инвалидов в современном мире - один из вернейших индикаторов общего уровня цивилизованности страны. Россия в этом отношении остается почти варварским государством.

Заключение

Все люди разные и каждый человек неповторим и бесценен для общества. Отношение к инвалиду во многом зависит от того, насколько часто он появляется в общественных местах.

Сегодня слово "инвалид" еще ассоциируется с определением "больной". У большинства людей складывается представление об инвалидах, как о пациентах больниц, которым требуется постоянный уход и противопоказано любое движение. Изменить такое представление об инвалидах в обществе поможет создание для них доступной среды. Инвалиды должны жить и работать среди здоровых людей, пользоваться наравне с ними всеми благами, чувствовать себя полноценными членами общества.

Среди инвалидов много творчески одаренных личностей, много людей, желающих активно работать. Это не только дало бы им возможность обеспечивать собственное содержание, но и вносить посильный вклад в развитие общества. Однако мы об этих людях почти ничего не знаем. Зачастую большинство из нас даже не подозревает об их существовании, не говоря уже об уровне этого существования.

Создание оптимальных условий для воспитания, обучения, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится к числу важнейших задач. Наличие инвалидности - не препятствие к посильной трудовой деятельности, но нежелание работодателей принимать на работу инвалидов, ограниченность количества вакансий приводят к тому, что для большинства из них пенсия является единственным источником существования.

Как и все в нашей жизни, под воздействие различных факторов претерпевает изменение и общественное сознание. Однако, по отношению к инвалидам оно, к сожалению, меняется слишком медленно. По-прежнему в России, общество относится к этой проблеме как вторичной, до которой пока не доходят руки. Но, оттягивая решение проблемы инвалидов, мы отдаляем создание правового цивилизованного общества и государства.

Международное право в защиту детей-инвалидов
Конвенция о правах инвалидов

(Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ)

Извлечение

Цель

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Статья 3

Общие принципы

h) Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Статья 4

Общие обязательства

1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются:

при разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление настоящей Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации.

Статья 7

Дети-инвалиды

1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.

Статья 18

Свобода передвижения и гражданство

2. Дети-инвалиды регистрируются сразу же после рождения и с момента рождения имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 23

Уважение дома и семьи

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели равные права в отношении семейной жизни. Для реализации этих прав и недопущения сокрытия детей-инвалидов, их оставления, уклонения от ухода за ними и их сегрегации государства-участники обязуются с самого начала снабжать детей-инвалидов и их семьи всесторонней информацией, услугами и поддержкой.

4. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда поднадзорные суду компетентные органы в соответствии с применимыми законами и процедурами определяют, что такое разлучение необходимо в высших интересах ребенка. Ни при каких обстоятельствах ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей.

5. Государства-участники обязуются в случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, прилагать все усилия к тому, чтобы организовать альтернативный уход за счет привлечения более дальних родственников, а при отсутствии такой возможности – за счет создания семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе.

Статья 24

Образование

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование.

В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды – из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:

а) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;

b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;

с) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.

4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования.

Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.

5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.

Статья 25

Здоровье

Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:

b) предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях – коррекцию и услуги, при- званные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;

Статья 28

Достаточный жизненный уровень и социальная защита

1. Государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.

2. Государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры:

c) по обеспечению инвалидам и их семьям, живущим в условиях нищеты, доступа к помощи со стороны государства с целью покрытия связанных с инвалидностью расходов, включая надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход;

Статья 30

Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом

5. Чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, государства-участники принимают надлежащие меры:

d) для обеспечения того, чтобы дети-инвалиды имели равный с другими детьми доступ к участию в играх, в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы.

23 сентября 2013 года Генеральной ассамблеей ООН по вопросам инвалидности была принята последняя на сегодняшний день резолюция с очень интересным названием «Путь вперед: охватывающая проблему инвалидности повестка дня в области развития на период до 2015 года и далее».

Эта резолюция призвана обеспечить инвалидам весь спектор прав , которые им гарантированы международными документами, созданными за последнее тысячелетие.

Несмотря на активную работу ООН в данной сфере, интересы инвалидов, к сожалению, нарушаются во всем мире. Количество международных документов, которые регулируют права инвалидов несколько десятков. Основными из них являются:

  • Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;
  • Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года;
  • Международные пакты о правах человека от 26 июля 1966 года;
  • Декларация социального прогресса и развития от 11 декабря 1969 года;
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 года;
  • Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года;
  • Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Отдельно хотелось бы остановиться на Декларации о правах инвалидов от 1975 года . Это первый документ, подписанный на международном уровне, который посвещен не отдельной группе инвалидам, а охватывает все группы инвалидности.

Это сравнительно небольшой документ, состоящий всего из 13 статей. Именно этот документ лег в основу подписания в 2006 году Конвенции о правах инвалидов.

Декларация дает весьма общее определение понятию «инвалид», это “любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного”.

Позже в Конвенции данное определение было уточнено – это «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Смотрите обсуждение этого на видео:

Оба этих определения являются расширительными, каждая страна-участница ООН вправе давать более точное определение инвалидности с разграничением ее на группы.

В России в настоящее время существуют 3 группы инвалидности , а также отдельная категория , которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы осуществляет признание лица инвалидом.

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидом признается человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями или последствиями травм, или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его .

Ратификация конвенции о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов представляет собой непосредственно текст Конвенции и Факультативный протокол к ней, которые были подписаны ООН 13 декабря 2006 года в Нью-Йорке. 30 марта 2007 года Конвенция и Протокол были открыты для подписания странами-участницами ООН.

Страны-участницы Конвенции делятся на 4 категории:

Россия является страной, которая подписала и ратифицировала только Конвенцию без Факультативного Протокола. 3 мая 2012г. текст Конвенции распространяется на наше государство, физических и юридических лиц.

Что же такое ратификация, это выражение согласия России на обязательность для нее данной Конвенции в виде утверждения, принятия, присоединения (ст.2 ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ). Согласно Конституции РФ , любое подписанное и ратифицированное со стороны РФ международное соглашение по силе стоит выше чем любой внутринациональный закон, в том числе и выше Конституции.

К сожалению, наша страна не подписала и как следствие не ратифицировала факультативный Протокол к Конвенции, а это означает, что в случае наличия нарушения Конвенции частные лица не могут обратиться в специальный Комитет по правам инвалидов со своими жалобами после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

Права и льготы инвалидов в России

Может ли открыть ИП инвалид?

Базовые права и льготы для инвалидов предусмотрены главой IV ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». К ним относятся:

  • Право на получение образования;
  • Обеспечение медицинской помощи;
  • Обеспечение беспрепятственного доступа к информации;
  • Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи;
  • Обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;
  • Обеспечение жилой площадью;
  • Обеспечение занятости инвалидов, право на труд;
  • Право на материальное обеспечение (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты, установленные законодательством РФ);
  • Право на социально-бытовое обслуживание;
  • Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Различными субъектами РФ могут быть предусмотрены дополнительные права для инвалидов и детей-инвалидов.

Частым вопросом является, может ли инвалид зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя . Специальных ограничений для инвалидов не существует, однако, имеются общие ограничения, которые препятствуют получению ИП. К ним относятся:

  1. Если инвалид ранее регистрировался в качестве ИП и данная запись не утратила силу;
  2. Если в отношении инвалида судом принято решение о его несостоятельности (банкротстве), при условии, что не истек год признания его таковым со дня принятия судом решения.
  3. Не истек срок, установленный судом, лишения инвалида права заниматься предпринимательской деятельностью.
  4. Если инвалид имеет или имел судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Более подробно о правах инвалидов 1, 2, 3 группы в России читайте в .

Права опекуна недееспособного инвалида

Опекун — совершеннолетний дееспособный гражданин, назначаемый органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке.

Не могут быть опекунами граждане, лишенные родительских прав , а также имеющие на момент установления опеки судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Заключение

Государству и обществу предстоит большая работа по организации и упрощении условий жизни для инвалидов. Нередки случаи прямой дискриминации инвалидов по внешнему признаку, что приводит к изоляции инвалидов. Вместе с тем инвалиды такие же люди, как и все, только требуют со стороны всех нас чуть большей заботы и внимания.