"Поэты военной поры..."(Посвящается Омским поэтам, участникам Великой Отечественной войны)

Автор и координатор проекта

[Наталья Аргат - заведующая библиотекой МОУ "Таврическая СОШ №1" координатор Марина Чухачёва - зам директора по УВР МОУ "Таврическая СОШ №1"]

Участники проекта

учащиеся 8-9 классов

Размещаем мини-анкету по авторскому праву для читателей-детей

Цели и задачи проекта

Первое, с чего мы начинаем - это определение целей и задач своего проекта.

Цель проекта: формирование у школьников Омской области чувства патриотизма, интереса к истории страны и области.

Задачи проекта: - собрать материал о судьбах омских поэтов, участниках Великой Отечественной войны; - подчеркнуть значимую роль поэтического пера в жизни общества; - способствовать развитию творческих возможностей учащихся; - мотивировать интерес к исследовательской деятельности.

Краткая аннотация проекта

Здравствуйте, дорогие друзья! Человеческая память вечна!В этом году наша страна и все человечество будет отмечать 68-ю годовщину окончания самой страшной, кровопролитной войны. Много лет прошло с той победной минуты, но каждый из нас с глубоким волнением и болью в сердце слышит слова "Великая Отечественная война". Дороги войны... Они были суровы для всех. Не стали исключением и для поэтов. Многие из них не успели стать мастерами. Но это не главное... Главное, что их судьбу определила война. Известны ли вам имена поэтов-фронтовиков? Как сложилась их судьба? Знакомы ли вы с их творчеством? Ответы на эти и многие другие вопросы мы предлагаем вам найти, погрузившись в мир литературы и истории родного края. Вам предстоит поработать со справочной, художественной, публицистической литературой, выполнить увлекательные творческие задания. Ваш интерес к истории, литературе Омского края, творческое воображение, желание стать лучшими приведут к победе. Спешите! Мы желаем вам интересной, плодотворной, увлекательной работы и открытий!

Ключевые слова

  • Подберите 10 слов, характеризующих содержание книги о писателе Сибири
  • Запишите их непосредственно здесь
  • Используя сервис Wordle.net создайте "Облако слов" как рекламу книги
  • Картинку "облака слов" разместите на этой странице

Проблемный вопрос проекта

Как отразилась Великая Отечественная война в жизни и творчестве Омских поэтов?

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

Вопросы для исследований школьниками жизни и творчества писателя/поэта связаны с проблемным вопросом, который формулируется автором-координатором проекта. Вот, напр., тема исследования школьника: Какие жизненные ориентиры мальчика из бедной семьи далекой глухой сибирской деревеньки помогли ему так многого добиться (о Ломоносове)?

1. Тема:

Вопрос для исследования:

Цель исследования:

Лента времени

2. Тема

Вопрос для исследования:

Цель исследования:

Варианты представления результатов исследования учащимся (выполняется библиотекарем-участником обучения): 3D-книга

3. Тема:

Вопрос для исследования:

Цель исследования:

Варианты представления результатов исследования (выполняется библиотекарей-участником обучения): Литературная анкета

Продолжительность работы над проектом

  • Здесь надо указать примерные сроки, на которые автор-координатор проекта рассчитывает - начало и завершение всех работ детей в проекте
  • Продумайте этапы проекта и сроки реализации каждого этапа - составьте задания для каждого этапа

Критерии оценивания работ учащихся

Необходимо продумать, как Вы будете оценивать работы учащихся. Для этого продумайте критерии оценок/самооценок. Например:

  • полнота раскрытия темы,
  • аккуратность и эстетичность проектной работы,
  • грамотность и др.

Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта

Современные читатели не только посещают детские и школьные библиотеки, берут книжки домой или читают в просторных залах библиотек. Это - читатели электронных книг и виртуальных библиотек, активно использующие цифровые источники информации и специальные устройства (букридеры). С помощью любой поисковой системы найдите 4-5 электронных полнотекстовых библиотек, которые содержат тексты произведений согласно теме Вашего проекта. Пример электронной библиотеки: Мировая цифровая библиотека Разместите список электронных библиотек на странице проекта

Рефлексия:Что учащимся понравилось/не понравилось в проекте

Во время проведения сетевого проекта невозможно обойтись без рефлексии участников, то есть мнения о том, понравилось или не понравилось ребенку работа, что именно понравилось или нет. Её можно проводить в разных формах. Наиболее простая форма проведения - это опрос в вики, или тот, который можно провести используя Google-форму. Что такое рефлексия можно прочитать в статье

Ольга Прокопьева

1. Пояснительная записка

Духовно – нравственное воспитание дошкольников рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

Духовно – нравственное воспитание – это и система воспитательных мер, и социально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленная на формирование и развитие духовно – нравственных качеств человека.

Программное содержание

Расширить знания детей об истории и культуре г. Шимановска;

Сформировать у детей чувство гордости за свой город и людей , живущих в нем;

Способствовать формированию убеждения о том, что каждый человек, в каком городе бы он ни жил , способен на подвиг, или умение сочинять стихи или музыку;

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за культуру своего города ;

Расширить знания о литературном наследии поэтов г . Шимановска;

Развивать творческие способности детей.

2. Актуальность реализуемого проекта

Актуальность данного проекта заключается в том , что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, сохранению обычаев и традиций народов, его населяющих. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие воспитанниками традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города , района, области, края.

Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо , чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Как можно развивать чувство любви к малой Родине? Например, через знакомство с историей и культурой родного края, с творчеством талантливых земляков. Я уверена, что приобщая детей дошкольников и их родителей к духовным ценностям, показывая, как другие проявляют свою любовь к Родине, заставляя задуматься о том, а что каждый из нас может сделать полезного для своей семьи, детского сада, города , можно воспитать в ребёнке чувство уважения и любви к малой Родине.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально – активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. От того, насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества зависит судьба нашей Родины . А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к своему городу , селу, поселку. Настоящий патриотизм невозможен без знания истории и культуры своей малой Родины.

Проблема проекта :

Можно ли через изучение литературного наследия поэтов города Шимановска воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

В своей практике педагоги и родители часто сталкиваются со следующими проблемами :

Краткость доступной информации по истории своего края;

Слабое знание творчества местных поэтов , которые пишут о нашем городе .

У детей поверхностные представления о культуре родного города .

У детей имеются представления о родном городе , но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города , о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города , его непохожесть на другие города .

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с творчеством поэтов , музыкантов, художников нашего города , формирование у детей чувства гордости, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта .

Вариант решения проблемы :

Собрать информацию о людях нашего города , пишущих стихи;

Провести конкурс чтецов стихов поэтов нашего города ;

Создать электронную презентацию о поэтах нашего города ;

Выступить на собрании перед родителями с проектом ;

Использовать собранный исследовательский материал на занятиях и развлечениях;

Организовать встречи в музыкально – поэтической гостиной с творческими людьми г. Шимановска (Л. Г. Суровцевой, М А Ячменевой, Л. И. Драчук) ;

Собрать коллекцию компакт - дисков «История нашего города » , «Благодарю деда за Победу» , «Культурное наследие наших земляков» .

Цель проекта :

1. Воспитание чувства любви и уважения к малой Родине и, как следствие, к родной стране;

2. воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с маленького города ;

3. приобретение дошкольниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах ;

4. развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;

5. участие детей старшего дошкольного возраста и их родителей в создании тематических альбомов по истории родного города

6. Познакомить детей с биографией и творчеством знаменитых людей города , воспитывать чувство уважения и гордости к городу и его жителям . Расширить и закрепить знания детей, о профессиях взрослых, о достопримечательностях нашего города .

Воспитательные :

Организация социально значимой деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста.

Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, любви к своей Родине.

Формирование у воспитанников активной жизненной и гражданской позиции.

Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта) .

Образовательные и развивающие :

Расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста;

Развить навыки проектной и исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста;

Формирование ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, общекультурной, познавательной, личного самосовершенствования);

Предварительная работа

Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по патриотическому воспитанию;

Организовать экскурсии в краеведческий музей г. Шимановска;

Провести цикл занятий и мероприятий по теме «Мой любимый город » ;

Организовать выставку детских рисунков;

Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с творчеством художников, поэтов , музыкантов г. Шимановска;

Подготовить совместными усилиями детей и родителей совместный семейный маршрут по памятным местам города ;

Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Культурная жизнь нашего города » ;

Провести заключительное мероприятие акция «Шарик с пожеланием» .

Гипотеза :

Данный проект не только обогатит знания детей о родном крае, но и окажет положительное влияние на формирование у них гражданско-патриотического сознания, а также будет способствовать сплочённости детского коллектива.

Участники проекта :

Педагоги, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста МАДОБУ № 15 г. Шимановска.

Ожидаемый результат

Знакомство с творчеством земляков будет способствовать формированию у дошкольников гордости за свой край, воспитанию патриотизма.

В ходе реализации мероприятий проекта воспитанники получат новые знания об истории, культуре малой Родины, талантливых людях родного края (поэтах , художниках, обычаях и традициях;

Календарный план проекта

Сроки Мероприятие Виды деятельности Результат (продукт)

октябрь Анкетирование педагогов и родителей

Объявление старта проекта . Групповое обсуждение мероприятий в рамках проекта , распределение обязанностей. Составлен план проведения проекта

Тематические занятия :

«Наш любимый город »

«Спасибо деду за Победу»

«Что такое культура»

«Моя семья»

Посещение краеведческого музея г. Шимановска

Занятия в музее Выставки рисунков

Конкурс родительских презентаций

Выставка генеалогических древ воспитанников старшего дошкольного возраста

декабрь Подготовка музыкально – литературных вечеров

«С. П. Повный – учитель и поэт »

«Строители БАМА – поэты г . Шимановска» Индивидуальная и групповая работа над изучение материала Авторский вечер с учителями поэтами школ г . Шимановска Л. Г. Суровцевой, М. Я. Ячменевой

Составление альбома «Стихи поэтов г . Шимановска для детей»

январь Посещение Детской библиотеки Знакомство с поэтическими сборниками и материалами печатных изданий Амурской области о поэтах земляках . Фотоотчёт.

Знание стихотворений поэтов – земляков .

февраль Выставка репродукций картин художников г. Шимановска А. Шабанова М. Бурлака Беседа о жизни и творчестве художников

Просмотр картин. Альбомы

«Поэты нашего города » «Художники нашего города »

март Тематическая неделя театра Подготовка и показ театрализованных постановок воспитанниками старшего дошкольного возраста малышам Фотоотчёт.

Привлечение родителей к пошиву костюмов, оформлению декораций

Альбом «Народный театр»

апрель Акция «Шарик с пожеланием» Сочинить короткое пожелание в стихах для жителей города и подарить его прохожему

Оформление результатов проекта

Анкета для педагогов и родителей

Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин» , «гражданское воспитание? Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?

Достаточно ли хорошо Вы знаете культурно – историческое наследие нашего города , края, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?

Какими способами Вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города , края?

Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры? Какие пути в решении этой проблемы Вы могли бы предложить?

Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города , края?

Знаете ли Вы, что и как рассказывать детям о родном городе ?

Какую литературу, на Ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей и культурой? Назовите известные Вам источники

Какая методическая помощь Вам необходима для реализации задач гражданского воспитания Вашего ребенка?












Анкетирование учащихся (3 – 5 классов) 1. Каких поэтов нашего района вы знаете? 2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи - «Глухой родник» - «Березовый сок» - «Детство» - «Земляничная поляна» 3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск? Анкетирование учащихся (3 – 5 классов) 1. Каких поэтов нашего района вы знаете? 2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи - «Глухой родник» - «Березовый сок» - «Детство» - «Земляничная поляна» 3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск?


Результаты анкетирования учащихся 3 – 5 классов: из 50 опрошенных детей на вопрос 1. Каких поэтов нашего района и города вы знаете? ответ – НИ ОДНОГО НЕ ЗНАЮ – 50 чел.; 2. Слышали ли вы эти стихи? ответ – НЕ СЛЫШАЛИ – 50 чел.; 3. Хотели ли вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов ответ – ДА - 50 чел.


Этапы исследования: 1. Посещение школьной детской и взрослой районной библиотек; 2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева; 3. Вырезки из местных газет. Этапы исследования: 1. Посещение школьной детской и взрослой районной библиотек; 2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева; 3. Вырезки из местных газет.



Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения: - доступность языка и содержание; - выбранные стихотворения прочитать в класса, где проводили анкетирования; - отобрать стихотворения для своего альбома Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения: - доступность языка и содержание; - выбранные стихотворения прочитать в класса, где проводили анкетирования; - отобрать стихотворения для своего альбома



Перспективы дальнейшей работы: 1. Встреча с поэтами 2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города 3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов Перспективы дальнейшей работы: 1. Встреча с поэтами 2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города 3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов






«Краса весны» («Яз курке», 1961 год) «Краса весны» («Яз курке», 1961 год) «Привет с полей» («Кырлар сэлэме», 1967 год) «Привет с полей» («Кырлар сэлэме», 1967 год) «Ночная молния» («Тонге яшин», 1969 год) «Ночная молния» («Тонге яшин», 1969 год) «Моя романтика» («Минем романтикам», 1971 год) «Моя романтика» («Минем романтикам», 1971 год) «Материк счастья» («Офыкларда алсу болыклар», 1976 год) «Материк счастья» («Офыкларда алсу болыклар», 1976 год) «Песни родной стороны» («Туган як жиры», 1987 год) «Песни родной стороны» («Туган як жиры», 1987 год) Последние работы поэта печатались в газете «Светлый путь» в г.Набережные Челны в 1976 году Последние работы поэта печатались в газете «Светлый путь» в г.Набережные Челны в 1976 году Сборники стихов на татарском языке:


Названия стихотворений, переведенных на русский язык, которые можно взять для детского круга чтения: « Звуки колокольцев» « Звуки колокольцев» «Звездный дождь» «Звездный дождь» «Радуясь солнцу дней» «Радуясь солнцу дней» «Сердце дарю» «Сердце дарю» «У могилы Тукая» «У могилы Тукая» «Глухой родник» «Глухой родник» «Весь мир затих» «Весь мир затих» «Мы как зерна» «Мы как зерна»












Родился в селе Ижевка Родился в селе Ижевка 27 мая 1956 года. Замечаьтельный человек, писатель, поэт, художник, философ, член Союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а так же тонких изящных удивительных по своей красоте стихосложений – верлибров. 27 мая 1956 года. Замечаьтельный человек, писатель, поэт, художник, философ, член Союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а так же тонких изящных удивительных по своей красоте стихосложений – верлибров.


Работы М.Н.Гоголева: Картин - более 50 Картин - более 50 Книг – более 30 Книг – более 30 Роман «Ясень на краю обрыва» Роман «Ясень на краю обрыва» Верлибров – более 200 Верлибров – более 200 Более 100 публикаций в республиканской прессе (журналах, газетах) Более 100 публикаций в республиканской прессе (журналах, газетах) Собрание сочинений в 6 томах Собрание сочинений в 6 томах


Стихи - верлибры «Детство» «Детство» «Набережные челны» «Набережные челны» «Во время безоблачного заката» «Во время безоблачного заката» «На свете жил мальчик» «На свете жил мальчик» «Есть люди как Деды Морозы» «Есть люди как Деды Морозы» Книга для детей «Добрый пес» Книга для детей «Добрый пес» Роберт Латыпович Ясавеев родился 8 апреля 1947 года в селе Псеево Менделеевского района. Является заслуженным работником культуры республики Татарстан, членом Союза журналистов, СССР и РТ. Публиковался в ряде республиканских изданий. В время преподает русский язык и литературу.
Стихи для детского круга чтения: «Земляничная поляна» «Земляничная поляна» «Колесный пароход» «Колесный пароход» «Хрустальные ветки рябины» «Хрустальные ветки рябины» «Ожидание» «Ожидание» «Перед дальней дорогой» «Перед дальней дорогой» «У мамы выходной» «У мамы выходной» «Пропахла яблоками осень» «Пропахла яблоками осень» «Хрустальные ветки» «Хрустальные ветки»



Ученики 4б класса

Проект, посвященный году литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия»

Творческий проект

«Поэты родного поселка»

Выполнили ученики 4б класса

Содерхание

I. Введение.

II. Основная часть.

III. Заключение.

IV. Приложение.

V. Используемая литература.

I. Введение.

Актуальность.

Как говорят поэт в России-больше, чем поэт. И никто не может сказать о поэте лучше, чем говорят его стихи…

Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям. Мой интерес к поэтам и поэзии родного села возник неслучайно. Я, ученица 4б класса, Шурганова Байгуш, родилась здесь и меня интересует все, что связано с моим поселком.

2015 год объявлен годом литературы. Материлы моего проекта могут использовать учителя для проведения классных часов, литературных гостиных или на уроках литературного чтения и музыки.

Цель моей работы заключается в том, чтобы через знакомство с литературным наследием поселка вызвать интерес сверстников к поэтам, познакомить с их стихами, привить любовь к своему родному краю.

Объект исследования : поэты поселка Кетченеры.

Методы исследования : изучение литературы, периодической печати, беседа и интервью, исследование и анализ творчества писателей.

Задачи:

1. Изучить материал по данной теме.

2. Узнать жизненный путь поэтов, изучить стихи.

3. Оформить «Поэтическую тетрадь.»

4. Стремление к чтению, любви к книге.

Гипотеза:

Возможно, познакомившись с творчеством поэтов, мы станем больше ценить и любить нашу малую родину.

II. Основная часть.
Поэт - писатель - автор стихотворных, поэтических произведений.

По словарю И. Даля, поэт - человек, который наделен поэтическим отношением к окружающему, к жизни.

Со стихами поэтов мы знакомимся с раннего детства. Кто не знает стишки о зайчике или о бычке А. Барто или стихи- сказки К. Чуковского? Затем в школе, мы узнаем о великих русских поэтах А. Пушкине, М. Лермонтове. Я-калмычка, живу в Калмыкии и поэтому не могу не сказать о своих народных поэтах. Это: Д. Кугультинов, В. Нуров, В. Шуграева и многие другие.

И в нашем поселке много самобытных поэтов. К ним относятся В. Сухотаев, З. Сахарова и Н. Чапуртинов. Они вызывают у нас чувство гордости и уважения и действительно не на словах, а на деле являются патриотами своей земли.

Я посчитала своим долгом собрать материал о них, а самое главное познакомиться с их стихами.

В ходе своей работы я провела анкетирование среди учащихся 4 классов.Они должны были ответить на следующие вопросы:

2. Каких поэтов Калмыкии вы знаете?

3.. Знаете ли вы поэтов п.Кетченеры?

Всего опрошено 15 учеников. Результаты таковы.

Вопросы

Да

Нет

Каких поэтов Калмыкии вы знаете?

Знаете ли вы поэтов п.Кетченеры?

Многие знакомы с поэтами нашей Калмыкии. Знают таких мастеров слова как Давид Кугультинов. Вера Шуграева. Егор Буджалов. Но местных поэтов знают только 4 человека.

Итак, первый мой герой –это Василий Гомбович Сухотаев. Василий Гомбович родился 20 февраля 1952 годав селе Советская Сибирь Новосибирской области. В 1969 году окончил среднюю школу п. Кетченеры. Работал трактористом, потом служил в рядах Советской Армии. После армии он поступил в Калмыцкий Государственный университет на агрономический факультет. Где только не работал Василий Гомбович после окончания университета. Работал агрономом, был представителем Президента в Кетченеровском районе, редактором газеты «Алтн Булг». Из-под его пера вышли два сборника стихов: «Тюльпанные колокола»-2006 год и «Симфония степи»- 2011 год. Поклонники ждут новых, а до тех пор собираются на поэтических вечерах, которые организовывает районная библиотека.
Благодарные слушатели уважают поэта за любовь к родному поселку. У Василия Сухотаева есть одно замечательное стихотворение. Оно в прямом смысле стало гимном Кетченеровского района и всех тех, кто родился и вырос здесь. Ведь это он убедил всех нас, что лучшего места, чем Кетченеры не найти. Поэзия Василия Гомбовича волнует душу, дает почувствовать красоту родной степи. А разве можно забыть чудесные стихи о школе и учителях? Главные темы его стихов-это природа, родная земля, человек, любовь.

Родина… Что может быть дороже?

Родной земли, родных людей- пишет он.

У Василия Гомбовича 3 сына, внуки. Он член Союза журналистов России и Калмыкии. Тесно сотрудничает с журналом «Теегин герл», публикуется в районных и республиканских газетах.

Не оставляет равнодушными и стихи Зои Санджиевны Сахаровой.

Зоя Санджиевна Сахарова родилась 13 сентября 1958 года селе Кунгуро Тальменского района Алтайского края. В 1965 году пошла в 1 класс Советской средней школы. После окончания школы поступила в Калмыцкий Государственный университет на химико-биологический факультет и закончила его в 1982 году. Работала на станции юных натуралистов, в Доме детского творчества, отделе образования. А в данное время работает учителем химии и биологии в нашей гимназии. Зоя Санджиевна очень спокойный и скромный человек.

Главная тема ее поэзии – горячая любовь к родной земле, к людям. Много стихов о буднях и праздниках, природе родного края, о боли за судьбу многострадального народа, и конечно же, о родной школе.

Она пишет о том, что ее волнует, тревожит, о чем болит сердце.

Самый проникновенный поэт нашего поселка-это Николай Чапуртинов. Он родился 12 августа 1965 года в поселке Кетченеры. В 1982 году окончил Советскую среднюю школу№2. Два года отслужил в рядах Советской Армии. Детство и юность прошли в родном и любимом поселке. Он пишет:

Дорогие мои Кетченеры!

Сердцу милый, родимый мой край.

Я люблю тебя с раннего детства,

Здесь прошла моя юность с тобой.

Поэтический дар проявился в школьные годы. Сначала через школьные тетради, потом через армейскую службу. И сейчас он не перестает писать стихи. В этих стихах он часто воспевал родной край, родные места. Но только в 90-х годах он решился впервые напечатать свои стихи в газете «Алтн булг».


Творчество – часть его жизни. Наверное, именно поэтому его стихи пронизаны удивительной теплотой и душевностью, они отличаются простотой, мелодичностью.

Их основная тема-родное село, любовь к своим корням.Они отличаются простотой,мелодичностью.

Родная степь- ведь ты душа моя!

С тобой свободны мысли как орлы.

Тебя приветствую и обнимаю я

Под музыку чарующей домбры.

Василий Сухотаев, Зоя Сахарова, Николай Чапуртинов затрагивают тему депортации калмыцкого народа и Великой Отечественной войны. Это самые тяжелые и страшные события в жизни каждого человека. На стихи этих поэтов Анатолий Мацаков написал музыку и зазвучали прекрасные песни.

III. Заключение.

В ходе работы над проектом, я поняла, что могу познакомить учеников гимназии с поэтически одаренными личностями. Все авторы не мыслят себя вне родной земли, вдали от малой родины. Любовь к природе, любовь к земле своей, любовь к людям – этим пронизаны стихи поэтов. А еще они пронизаны добрыми и светлыми чувствами.

Возможно, познакомившись с творчеством поэтов, мы станем больше ценить и любить нашу малую родину?

Думаю, что их стихи очень нравятся людям. Лично мне они очень понравились. Читая их стихи, у людей появится желание совершить что-то хорошее по отношению к окружающему миру, людям, живущим рядом с нами.Знакомство с литературой наших поэтов позволит сблизить наше поколение к литературному богатству родного края, краю тюльпанных колоколов, сердцу милому, родимому краю.

Душа поэта-солнечный исток!

Пусть странным нам покажется сравненье

Но НИ его ль, не пушкинский ли слог

Мы называем истинным твореньем.

Исследовательский проект на тему "Поэты родного края"

    Иванова Р.А, учитель начальных классов

    Михайлова Л.А учитель начальных классов

    Чибугаева Елена Петровна учитель начальных классов

Разделы: Внеклассная работа

    Введение

    Этапы жизни и творчества Ямщикова Г.П.

    Особенности произведений поэта

    Результаты социологического опроса

    Заключение.

    Список использованной литературы.

Мальчишка, обездоленный войной,
Я вырос горемычным сиротой,
Я с детства голод с холодом познал
И, сколько стоит лихо, испытал.

Г.П.Ямщиков

Введение

Жизнь любого населенного пункта похожа на жизнь отдельного человека: годы молодости и зрелости, расцвета и забвения, какие-то важные и незначительные события – все это и есть биография. Есть она и у нашего села, которая складывается из жизненного опыта людей, немало сделавших для его процветания, среди них и художники слова, поэты. Для них, поэтов, стихи – голос души, они передают ее состояние. Сила творчества возвышает их над нами, помогает разобраться в себе и окружающих людях.

Никто не может сказать о поэте лучше, чем его стихи. Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям.

На уроках литературного чтения мы изучаем и подробно знакомимся с творчеством многих поэтов и писателей. Но несправедливо обделяем вниманием поэтов-земляков. Возникла потребность познакомиться и с их творчеством.

Актуальность и выбор темы определяется, прежде всего, новизной, не изученность данной темы, а также неугасающим интересом современных исследователей к творчеству малоизвестных авторов.

Гипотеза

Пропаганда творчества поэтов-земляков способна повысить уровень нравственно-эмоционального развития школьника.

Цели исследования : изучить жизнь и творчество поэта Ямщикова Г.П., вызвать интерес учащихся нашей школы к творческому наследию поэта-земляка, привить любовь к родному краю.

Задачи:

    Изучить материал о творческом и жизненном пути поэта Ямщикова Г.П., познакомиться с его творчеством.

    Выявить основные темы произведений, их идейное содержание.

    Приобщить учащихся к культуре нашей малой родины.

Объект исследования: литературное наследие поэтов села Тихоново.

Предмет исследования : творчество поэта Г.П.Ямщикова.

Методы исследования : поисковый, анализ, анкетирование, беседа и интервью, обобщение.

Этапы работы над проектом:

    Организационный

    Определение темы

    Разработка плана работы

    Практический

    Работа с источниками

    Анализ литературных произведений

    Проведение социологического опроса

    Подведение итогов, оформление результатов.

Практическая значимость : материалы проекта могут быть использованы на уроках литературного чтения, а также классных часах.

Глава 1.

      Этапы жизни и творчества поэта Ямщикова Г.П.

2015 год, как известно, объявлен в России «годом литературы» ». В связи с этим нам хотелось познакомиться с творческой личностью не только, жившей и творившей свои произведения в одно с нами время, нашим современником, но и поэтом, нашим земляком.

Ямщиков Г.П родился в селе Сихтерма Алькеевского района Татарской АССР. Закончил ремесленное училище, служил в армии работал электриком на заводе, в метрологии и автоматизации бумажной промышленности на Байкале и Братске. Стихи начал писать в 40 лет. В село Тихоново приехал в 2001 году. Построил дом, посадил сад, вырастил сына.

Ямщиков Г.П. в этот период не только пишет, но и принимает активное участие в общественной жизни села, становится депутатом Сельского совета, участвует во всех культурных мероприятиях. Его с радостью приглашали в школу, библиотеку, на встречи с жителями.

Жизнь в селе Тихоново отразилась в сборнике его стихов «Добростишки». Своими произведениями Геннадий Петрович Ямщиков стремился не только сказать о том, что его волнует, но и доставить удовольствие, принести радость своим близким, родным и друзьям.

Сборник «Добростишки» был выпушен в 2008 году. Как человек в высшей степени чуткий, он не мог в момент «перестройки», оставаться в стороне, поэт много размышляет о судьбе своей Родины, стихи этого периода проникнуты болью за родную страну.

      Особенности произведений поэта

Основная тема стихотворений Ямщикова – горячая любовь к родной земле. Большая часть произведений посвящена природе, боли за Родину, наполнена гордостью за нее. Человеку необходима связь с его малой Родиной, считает автор. Чтобы не оказаться без корней, без прошлого и будущего, человек обязан знать, чем интересна и богата его земля:

И в память Тихона святого

Селение наше окрестили.

Храм расписал от стен до окон

Елабужский Иван Осокин,

А службу вел,первейшим из попов

Александр Петрович Казаринов

Он пишет о том, что его тревожит, о том, о чем болит душа. Его стихотворения пронизаны теплотой. В каждой строчке он обращается к своим землякам, родному краю, воспевает его красоту: «Дорогое село, не воспетое в песнях, Я смотрю на тебя и любуюсь тобой».

Стихи поэта наполнены любовью к своей стране, душевной пылкостью, малой родине, ее природе. С помощью слова Ямщиков воссоздает волшебные краски природы в окрестностях нашего родного села. Природа – часть его души. Край, ставший родным для поэта, притягивает своей неброской красотой, которую он видит в каждом деревце, в каждой травинке. Затрагивает автор и актуальную сейчас тему экологии:

Ель срубил ты бесполезно?

Здесь всего один ответ:

От браконьерства пользы нет!

Не рубите меня, молодую, не рубите.

Не губите меня, люди, не губите.

В своих стихах поэт старается раскрыть «вечные» темы, желая показать, как прекрасен мир, несмотря на трагедии, потери, невзгоды.

Не обошел поэт стороной и тему войны. Тема войны и мира является одной из основных тем русской словесности с самого начала её существования. Ямщиков Г.П. пишет о не вернувшихся с поля боя, о детях, оставшихся сиротами: «Всё испытали обездоленные дети, Ведь невернувшихся с войны отцов- две трети».

Припомним про сестёр и матерей,

Они в цехах, полях и на лесоповале,

Не хуже танков, самолётов, кораблей,

В тылу победу над врагом ковали.

Произведения Ямщикова Г.П. отличает легкость, удивительная мелодичность и в то же время лаконичность. Его лирика неброская, ненавязчивая, поэт пишет так, как чувствует. Большинство произведений автора небольшие по объему, но тем не менее они наполнены глубоким идейным содержанием. Даже в нескольких строчках поэт способен о многом сказать, многому научить своего читателя. Использование огромного количества языковых выразительных средств, различных синтаксических конструкций – все работает на донесение смысла произведений.

Стихотворения Ямщикова оказывают огромное влияние не только на мысли читателя, но и на его эмоциональное состояние, поэт способен заставить читателя сопереживать, радоваться.

Надо в жизни приветствовать радость,

От себя гнать беду и печаль,

Чтобы стала счастливою старость,

Чтобы прошлого было не жаль.

Когда читаешь эти стихи, возникает желание совершить что-то хорошее по отношению к окружающему миру, людям, живущим рядом с нами. Знакомство с произведениями Ямщикова, несомненно, позволит приблизить наше поколение к литературному богатству родного края. Мы постарались углубиться в самую суть, чтобы понять, что “вело” поэта в течение жизни.

Итак, в ходе анализа произведений нами выделены три основные темы творчества поэта:

    Тема Родины

    Природа, экология,

    Тема Великой отечественной войны.

Глава 2

Результаты социологического опроса

Среди учащихся 1-4 классов школы села Тихоново был проведен социологический опрос. Вопросы анкеты касались поэтов, живших на территории села.

Анкетирование учащихся (1-4 классы).

1. Каких поэтов нашего села вы знаете?

2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи: “Мольба ”, “Тихоновский вальс ”, “Ветеранам Великой Отечественной войны ”, “Вперед, Россия ”, «Песня о Менделеевске».

3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэта Геннадия Петровича Ямщикова?

После обработки полученной информации был проведен анализ данных по проблеме.

Результаты анкетирования учащихся 1-4 классов .

Из 26 опрошенных детей на вопрос:

– каких поэтов нашего района и города вы знаете? Ответ – ни одного не знаю –22чел.

– слышали ли вы эти стихи? Ответ – не слышали – 22 чел.

– хотели бы вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов? Ответ – да – 26 чел.

Вывод: большинству учащихся не знакомы имена и произведения поэтов нашего края, что подтверждает актуальность нашего исследовательского проекта. Таким образом, возникает необходимость в дальнейшей разработке данной темы.

Заключение.

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать выводы: цель, поставленная нами, достигнута, мы расширили свой кругозор и познакомились с творчеством нашего земляка, стали больше любить и ценить нашу малую Родину.

Результатом работы над проектом явилось создание презентации о поэте-земляке, которую можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.

Перспективы дальнейшей работы.

    Продолжить изучение творческого наследия поэтов нашей малой Родины.

    Организовать литературную встречу с участием поэтов села.

    Выпуск поэтической тетради со стихотворениями авторов нашего села и иллюстрациями учащихся школы.

Список использованной литературы:

    Газета “Окно в Тихоново ” 2009 г.

    Сборник «Добростишки» 2008г.

    Сборник «Добростишки» 2009г.