Осень - рыжая подружка... Материал для внеклассной работы с видео

Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области.
Описание: Данный материал- мои строки об удивительнейшем времени года-осени. Данный материал может быть использован и учителями, и учащимися как в письменных работах по развитию речи, так и при подготовке сообщений. Надеюсь, что этот скромный материал будет востребован. Стихи и видео -авторские - проба пера.
Цель: передать чувство восхищения красотой осенней природы, разбудить интерес к природе, сезонным изменениям у читателей; воспитать любовь к родным местам, к неповторимой русской природе.

Осень – одно из удивительнейших времён года.
Ни в какой другой сезон нельзя наблюдать такое буйство красок, игру цвета, такую резкую смену погоды в течение одного дня: ясное солнечное, слегка морозное утро сменяется моросящим дождиком, а лёгкий прохладный ветерок вдруг с особым азартом начинает трепать яркие косички золотистых берез и пурпурных кленов.


Но я очень люблю это время года. Может быть потому, что появилась на свет осенью, когда природа праздновала своё пышное увядание. А может быть потому, что красота осенней природы пробуждает во мне творческие начала: у меня сами собой складываются стихи, мне хочется рисовать, отразить эту неземную красоту, которую и повторить-то невозможно.


Как не любить тебя мне, осень?
Твои слезинки на глазах,
И яркий шёлк твоих косичек,
Мне сердце радует всегда.

Ты утром молоком тумана
Окутываешь всё кругом.
А день настанет, солнце снова
Сквозь облака моргнёт глазком.

Клин птиц отправишь в путь далёкий.
Помашешь им цветным платком.
И рыжий дождик вновь польётся.
На речках листоход кругом.

Девчонка рыжая, смешная,
Ты даришь радость каждый год!
Тебе не жаль ни бронзы и не злата,
Краса твоя в характере твоём.

Подборка моих любимых стихов об осени известных поэтов:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -

Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
(Б. Пастернак)


Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
(Н. Заболоцкий)


Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
...А она все собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.
(Маргарита Алигер)

Осеннее развлечение для детей 2-4 лет. Сценарий «Рыжей осени подружка»

Розова Татьяна Владимировна
Музыкальный руководитель, детский сад №7 «Сказочная полянка», город Заринск
Цель: Создание праздничного настроения для малышей.
Задачи:
Знакомить детей с многообразием звуков природы: голоса диких животных; звук дождя, шуршание листьев.
Развивать музыкальные способности через танцы, игры, попевки.
Описание: Такое развлечение предлагаю педагогам младших групп, и групп 2 раннего возраста, где дети еще совсем не говорят. Используется экран, что позволяет обойтись минимумом персонажей. Вся музыка записана в презентации, что помогло обойтись одним ноутбуком.

Ход мероприятия:

Под фонограмму песни «Паровоз» дети заходят в зал, садятся на стульчики, их встречает Лиса.
Лиса:
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Лиса,
Всему свету я краса.
Я рыжей осени подружка
Вот какие чудеса.

Посмотрите, какой красивый кленовый листик я нашла (показывает). А на нем что-то написано. Вот отгадайте загадку, кто написал письмо.
Пришла девица золотая,
С деревьев листья обрывает.
А как зовут ее, ребята,
Кто быстро угадает?

Дети: Осень!
Слайд №1

Лиса: Молодцы! Давайте читать письмо.
«Дорогие ребята, приглашаю Вас к себе в гости в осенний лес.
Ваша Осень».

Давайте сходим, а то скоро зима придет, холодно будет? Пойдете со мной?
Только нужно идти тихим шагом, чтобы не напугать лесных жителей.
Дети идут за лисой, подкрадываясь.
Лиса: Вот мы и пришли. Тихо в осеннем лесу.
Слайд №2


Только солнышко светит да тучки в дождик собираются. Давайте поиграем с пальчиками.
Покажите ручки.
Солнышки, (Растопыривают пальчики)
Тучки (кулачки) – 3 раза.
Соберем ручки в большую кучку,
Получилась большая тучка. (Два кулачка вместе)
Дождик заплакал,
Слезами закапал.
Кап-кап, кап-кап. (Движения пальчиками)
Тучка ниже, дождик ближе.
Кап-кап, кап-кап. (Скользящие взмахи руками)
Подуем на ручки, прогоним тучку. (Дети дуют на кулачки)
Уплыла тучка, опустили ручки. (Разводят руки через стороны, кладут на колени)

Лиса:
Раз, два три четыре, пять,
Все выходим танцевать.
Слайд №3


Танец «Раскачаем мы качели»

Раскачаем мы качели
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Вот качели полетели
Ой, держись, держись, держись.

Чух – чух – чух наш тепловозик.
Чух – чух – чух тепловоз.
Всех ребяток покататься
Он повез, он повез.

Где-то спрятались ребятки
Не видать, не видать.
Помогите нам ребяток
Отыскать, отыскать.

Покружитесь вы, ребятки,
Не спеша, не спеша.
Вы кружите, не спешите.
Ай да пляска хороша.

Лиса: Красивый получился танец, все старались. Проходите, садитесь на стульчики.
Слайд №4


(показывает на экран)
Смотрите, какие красивые осенние листочки. Кто-нибудь знает стишки про них?
Не знаете? Тогда я сама вам расскажу стишок.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Лиса: Давайте споем про осень песенку.
«Осень наступила», муз. С. Насауленко
Лиса: Смотрите, какая красивая коробочка под березкой стоит – это Осень нам сюрприз приготовила, посмотрим, что же в ней. (Достает погремушки)
Что это? Погремушки.
Слайд №5


Давайте поиграем с ними.
Оркестр погремушек
Лиса:
А теперь скорей вставайте
Друг за другом успевайте.
Большие ноги шагают по дороге,
Маленькие ножки бегут по дорожке.
Слайд №6


Какие ноги у козлика? Большие. А у белочки? Маленькие. Давайте покажем.
Разминка «Большие, маленькие ножки»
Лиса: Мы с вами пришли в гости к лесным жителям, давайте, посмотрим, кто же здесь живет.
Слайд №7


А это кто сидит на грибочке? Птичка.

Птичка к деткам прилетела
На грибочек птичка села.
Птичка песенку поет.
Птичка зернышки клюет.

Давайте покормим птичку.
Песня «Птичка»
Слайд №8


Лиса: Смотрите, кто это сидит под деревом? Заяц. Хотите превратиться в зайчиков?
Очень медленно кружитесь,
И в зайчишек превратитесь!
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики.
Ручками хлоп, хлоп.
Ножками топ, топ.
Глазками моргают,
После отдыхают.

Этюд «Зайчики»
Слайд №9


Лиса:
Это Мишенька - медведь.
Громко любит он реветь.
А еще, детишки,
Он собирает шишки.

Поможем Мишке шишки собрать?
Песня «Вот, какие шишки»
Дети по лесу гуляли,
Дети шишки собирали.
Вот какие шишки
Мы подарим Мишке.

Вот как шишечки стучат,
Веселят они ребят.
Вот какие шишки
Мы подарим Мишке.

Мишке шишки мы покажем,
А потом за спинку спрячем.
Поищи-ка, Мишка,
Где же наши шишки.

Где шишки?
- Вот они!!!

Лиса:
А теперь, детвора,
Поиграть пришла пора.
К Мишке ближе подходите,
А потом скорей бегите.
Игра «Догонялки с Мишкой»
Лиса:
Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось вам, ребята, в осеннем лесу?
А теперь пора прощаться,
Да конфеткой угощаться.
Взрослые раздают детям конфеты.
Слайд №10


Лиса:
Дождик начинается.
Праздник наш кончается. Поцелуйчик.
До свиданья, дети!
Дети: До свиданья.
Под музыку дети уходят в группу.

Презентация на тему: Осеннее развлечение для детей

Сценарий музыкально-литературной гостиной «Осень – рыжая подружка»

Тихо звучит мелодия, осенний вальс. Вход детей

Уч. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня в этот осенний день мы собрались с вами в музыкально-литературной гостиной и нашу встречу мы посвящаем одному из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени.

Ведь это время года необычное. Оно такое разное. Осень не только приносит с собой хмурое небо холодный дождик. Она дарит нам неповторимую красоту осенних пейзажей в парках, скверах, садах.

Звучит музыкальное произведение Осень Вивальди

видеоряд «Осень»

Кружит осенний листопад

Пластинкой яркой, звонкой,

И листья павшие скользят

Оранжевой позёмкой.

Их гонит ветер чародей

Прозрачною аллеей,

И в струях солнечных лучей

Они светло алеют.

И этот огненный наряд,

Задум­чивый и ясный,

Они в последний миг дарят,

Последний и прекрасный.

Исполняют песню про осень………

Уч. Ребята, кто из вас знает, когда наступает астрономическая осень?

Астрономическим началом осени считается день осеннего равноденствия. Он наступает или 22, или 23 сентября: ученые высчитывают точную дату. В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам. Фенологи - ученые, которые исследуют сезонные явления природы, - считают началом осени период после 26 августа, когда могут наступить первые ночные заморозки и начинается листопад. А длится осень 93 дня: с 26 августа по 27 ноября.

Осень постучалась к нам
Золотым дождём
И сухим и ласковым
Солнечным лучом.
Затянул печальную
Песню листопад.
И под эту песенку
Засыпает сад.

А рябина ягода
Словно огонёк.
Согревает, радует
Пасмурный денёк.
В лужицах, как лодочки
Листики кружат.
Серые, холодные
Тучи вдаль спешат.

Птицы песни звонкие
Больше не поют.
В стаи собираются
И летят на юг.
Вечерами тихими

Дождик моросит.

Песню колыбельную

По стеклу стучит.

Исполняют песню «Скворушка»

Издавна осень поражала своей красотой и вдохновляла на написание картин художников, поэты посвящали этому времени года стихи, композиторы – музыку. Поэты, художники словно соревнуются, кто лучше расскажет об осени.

Видеоряд картины художников

Дети читают стихи об осени.

Клен под окошком сбросил листья

Это принесла нам осень письма.

Что ж она пишет в письмах-то этих?

Пишет, что дышит холодом ветер.

Пишет о самом первом морозе,

В инее белом поздняя осень.

Лист за окошком кружит ветер.

Стало немного грустно на свете…

Флеш-моб «Кап-кап-кап»

А сейчас я предлагаю послушать прозаические миниатюры, которые сочинили ребята о чудесном времени года – осени и о приключениях осеннего листочка

Защита проектов «Путешествие осеннего листочка»

В нашем зале мы устроим

Настоящий листопад.

Пусть закружатся листочки

И летят, летят, летят.

Дети исполняют песню с листочками.

ВЕДУЩИЙ Осень предста­ет перед нами не только как печальная красавица, но и как щед­рая хозяюшка. Известная всем пословица: «Весна красна цвета­ми, а осень - пирогами» - гово­рит об осени как о поре урожаев. О щедроте осени нам сейчас расскажут наши артисты.

(сказка про репку)

Ведущий: Дедка репку посадил...
Дедка репке говорил:

Дед: Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущий: Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода,

стуча зубами.)

Дед: Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.)

Ведущий: Хвать, но репка возмутилась.

Морковка: Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином…
Я - отличный урожай!

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.

Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - картошка!
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я - твой главный урожай!

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!

Капуста: Право, я возмущена!
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я - хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!

Дед: Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…

Свекла: Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна - источник цвета!
Я - отличный урожай!

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта?

Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов - кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я - отличный урожай!

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!

Ведущий. Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.

Осень – прекрасная пора года, которую воспевали многие литературные классики и изображали на холстах своих картин в самых разнообразных красках великие художники. Эта пора года вобрала в себя опыт многих поколений в виде многочисленных примет, связанных как с отдельной календарной датой, так и со временем года в целом. Прослушав сказку, назовите приметы осени, связанные с осенними месяцами.

Жила-была Осень, и было у нее три дочери: Сентябринка, Октябринка и Ноябринка.
Как-то раз собралась мать Осень владения свои проверить и наказала дочерям не выходить из дому, пока она сама их не позовет.
Не дождались дочери материнского зова и решили сами вместе пойти погулять.

Только Сентябринка открыла дверь, как сразу во дворе все листья и травы пожелтели, цветы завяли.

А когда Октябринка порог переступила – ветер поднялся, всю листву с деревьев оборвал, тучи черные нагнал.

За Октябринкой и Ноябринка во двор выбежала – снег с дождем пошел, холодно и темно стало.

Испугались дочки да со страху и забыли, кто они такие, как их зовут и где они живут. Разошлись в разные стороны, а на Земле мрак кромешный наступил.

Вернулась Осень домой, не может в темноте да холоде найти своих дочерей. Побежала она к другу Месяцу, рассказала о своей беде.

Оседлал Месяц верного коня и отправился на поиски.

Долго ли, коротко ли он ехал, вдруг видит огонек вдали. Подъехал, а это около костра старичок Стовек сидит, угли ворошит, спрашивает, куда добрый молодец путь держит. Рассказал ему Месяц о беде. Старичок отвечает: «Знаю, как найти дочек Осени. Вот возьми косыночку. Она волшебная. Кто за ее кончик возьмется, тот к нему и прилипнет. Только при помощи этой косынки ты сможешь собрать Сентябринку, Октябринку и Ноябринку вместе». Поблагодарил Месяц Стовека и отправился в путь.

Едет-едет и вдруг слышит: кто-то тихонько курлычет. Пригляделся Месяц, а это журавлик от холода замерзает. Подобрал его молодец, обогрел, накормил да на волю отпустил.
Доехал Месяц до леса. Видит, охотники лису гонят, жалко ему зверя. Прикрыл Месяц лицо, и совсем темно стало. В это время лиса и убежала.
Только два шага шагнул, зайца в силках нашел и его выпустил.

Долго ли коротко ли бродил молодец, но наконец собрал он всех дочек Осени. Идут они домой, за косынку волшебную держатся, а вспомнить, кто такие, не могут. Опечалился Месяц.

Вдруг видят, в небе клин журавлиный летит, а самый маленький журавлик громче всех курлычет. Услыхала Сентябринка крик, подняла голову, и вспомнила свое имя. А тут лиса пробежала, своим рыжим хвостом мелькнула и весь лес в желтый да красный цвет раскрасила. Как увидала это средняя дочка, так сразу и припомнила, что ее Октябринкой звать. А следом за лисой белый заяц, как пурга по полю, пролетел. Глянула на него Ноябринка и о своем имени догадалась.

Возвратились дочери домой да мать Осень слушать стали, да по очереди во двор гулять выходили, каждая в своё время. А на Земле мир да покой наступил

http://stranakids.ru/

Осенние конкурсы

Сегодня вам придется пройти сложные испытания, чтобы определить самую дружную команду. Судить нашу игру будет нестрогое, компетентное жюри в составе… Представим команды: Октябринки, Сентябринки, Ноябринки

«Заморочки из бочки» (Каждая команда по очереди отвечает на загадку. Кто ответит правильнее?)

Загадки:
Орехи в земле, листья на земле. (картошка)
Над землей трава, под землей – алая голова. (свекла)
Рос ребенок не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)
Сидит баба на грядках – вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет. (лук)
Растет на грядке зеленая ветка, а на ней – красные детки. (помидор)
Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (огурец)
За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар, сладкая. (морковь)
Что это за голова, что только зубы и борода (чеснок)
Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу. (лук)
Раскололся тесный домик на 2 половинки, и посыпались в ладони бусинки-дробинки. (горох)
Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка, Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста)
Развалились в беспорядке на своей перине-грядке Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат, Беспрерывно сок сосут и растут. (огурцы)

1 конкурс: Нарисовать наряд осени без помощи кисточек и карандашей, используя только пальчиковые краски, засушенные цветы и листья, клей.

Конкурс «Найди лишнее»

Учитель называет четыре слова, одно из которых не подходит по тематике. Дети должны назвать это слово и объяснить, почему именно оно лишнее.

➢ Картошка - морковка - помидор - свекла.

(Помидор лишнее слово, это не корнеплод.)

➢ Лиса - волк - медведь - корова.

(Корова - лишнее слово, это домашнее животное.)

➢ Листья - грибы - ветки - корни.

(Грибы -лишнее слово, это не часть дерева.)

➢ Октябрь - март - сентябрь - ноябрь.

(Март -лишнее слово, это весенний месяц.)

➢ Сорока - дятел - синица - бабочка.

(Бабочка -лишнее слово, это не птица)

➢ Клен - сосна - береза - осина.

(Сосна -лишнее слово, это хвойное дерево.)

➢ Шишки - желуди - семечки - иголки.

(Иголки - лишнее слово, это не семена.)

➢ Груздь - смородина - масленок - опята.

(Смородина - лишнее слово, это не гриб.)

➢ Капуста - крыжовник - черника - малина.

(Капуста -лишнее слово, это овощ.)

➢ Ромашка -- рябина - незабудка - василек.

(Рябина -лишнее слово, это дерево.)

➢ Кедр - пихта - ель - дуб.

(Дуб - лишнее слово, это лиственное дерево.)

➢ Листопад - дождь -туман - гром.

(Листопад - лишнее слово, это только осеннее явление.)

➢ Подберезовик -- мухомор - подосиновик - сыроежка.

(Мухомор - лишнее слово, это ядовитый гриб)

Конкурс «Фрукт-овощ-ягода»

Ребята становятся в круг. В центре - водящий. Он крутится и повторяет «фрукт-овощ-ягода». Как только он останавливается, то говорит любое из этих трех слов. Тот, на кого он указывает, должен быстро сказать название фрукта, овоща или ягоды, в зависимости от того, какое слово назвал водящий. В это время водящий считает до трех. Если за это время участник конкурса не успевает назвать слово, то он выбывает из игры. Повторять слова нельзя.

Конкурс «Праздничное меню»

Ребята делятся на четыре команды. В течение пяти минут они должны придумать праздничное меню из осенних продуктов. После того как меню составлено, ребята его зачитывают. Победителя определяют сами дети. Каждая команда может отдать свой голос только одной команде, меню которой им понравилось.

Конкурс «На внимание»

Ребята должны найти ошибки в предложениях.

➢ «На моем дереве в саду растет много опят».

➢ «Ягоды моркови очень вкусные».

➢ «Из сливовой косточки вырастет пушистая трава».

➢ «Кусты капусты растут по всему лесу».

➢ «Корнеплоды яблок сладкие на вкус».

➢ «Из мухоморов очень вкусный суп».

➢ «Репа красного цвета».

➢ «Хлеб растет на деревьях».

➢ «Осенью распускаются почки».

➢ «Первого сентября заканчивается учебный год».

«Непогода». Под музыку участники каждой команды ходят по залу и по сигналу снимают с себя вещи оставляют на стульчике (осенняя одежда: куртка, шарф, берет, зонтик ) По сигналу «Кажется, дождик начинается» необходимо быстро одеться. Кто быстрее?

Давайте срочно веселиться,
Пусть долго праздник ещё длится.
Пусть осень дождику назло
Нам дарит радость и тепло.

Ведущий

Вот и закончилась наша литературная гостиная. Прозвучали стихи об осени русских, казахских поэтов. Я уверена, что равнодушным не остался никто. Какая разная осень... И веселая, солнечная, и грустная, унылая... Но всегда такая сказочная и неповторимая. Осень сегодня полностью вступила в свои права. Мы благодарим эту осень. Впереди зима, весна, лето … и новые встречи.

Звучит «Осенний вальс» Ф. Шопена

Сценарий праздничного мероприятия «Осень, рыжая поружка»

Ход праздника

Зал украшен осенними листьями, играет музыка.

Ведущий:
Мы пять раз в ладоши хлопнем, 1-2-3-4-5!
И пять раз ногами топнем,
1-2-3-4-5!

В гости осень позовем,
Праздник осени начнем.
И про осень песенку споем.

№1 Песня. Исполняет Безукладникова Н.

Ведущий: Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?

Oсень: Принесла ты нам муки.

Ведущий:
Значит, будут пироги!

Осень: Принесла нам гречки.

Ведущий:
Каша будет в печке!

Осень: Принесла нам овощей.

Ведущий:
И для супа, и для щей.

Осень:
Рады ли мы грушам?

Ведущий: Мы их впрок посушим!

Осень: А уж яблоки, как мед!

Ведущий: На варенье и компот!

Осень: Принесла и меду.
Ведущий: Полную колоду!

Ведущий (обращается к Осени):
Собирают осенью урожай плодов,
Много людям радости
После всех трудов.
И мы тебя встречаем
Богатым урожаем.
(Выходят дети в костюмах овощей. Встают вокруг Осени.)

2. Сценка 5-6 класс «Спор овощей»

Урожай у вас хорош,
Уродился густо:
И морковка и картошка,
Белая капуста.
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.

Овощи (хором):
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Осень:

Выскочил горошек -
Ну и хвастунишка!

Горошек (весело):
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!

Осень:
От обиды покраснев,
Свекла проворчала...

Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Осень:
Тут надулся помидор.
И промолвил строго...

Помидор:
Не болтай, огурчик вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем!

Картошка (скромно):
Я, картошка, так скромна -
Слова не сказала...
Но картошка так нужна
И большим, и малым.

Баклажан (робко):
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна.

Осень: Спор давно кончать пора!

Овощи (хором):
Спорить бесполезно.

Осень:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

Итак, начинаем нашу праздничную программу.

№3. Номер Начальные классы



Поэтический конкурс : Ребята вы должны сочинить стихотворение!

Осень, рыжая подружка!!!

Конкурс"Назови,что это?"

Дети встают в линию и закрывают глаза. К каждому подходит Осень с корзинкой, в ко-торой находятся овощи и фрукты, предлагает взять из корзинки любой овощ или фрукт и определить, что это такое. Кто ошибся - выходит из игры. Кто остался, тот и победитель. Баллы начисляются по выбыванию из игры: первый выбывший получает 1 балл, второй - 2, третий - 3, четвертый - 4, пятый - 5.

4 Номер от 8-9 класса

Конкурс "Презентация овоща"

Конкурс « Модный приговор»

    8-9 класс

    5 класс

    7 класс

    6 класс
    Конкурс «Унылая пора, очей очарование»

Ведущий: Наше осеннее соревнование подошло к концу. Всем спасибо за активное участие!

СЦЕНАРИЙ

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА

«Золотая осень»

(6 – 7 классы)

Вечер проводится в помещении, украшенном осенними листьями и цветами; на фортепиано свечи в подсвечниках; на экране репродукция картины «Золотая осень» И.И.Левитана. Участники и зрители сидят полукругом.

Звучит «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, на фоне музыки слова.

1 участник. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вяжущих рябин.

2 участник. « Вы, наверное, узнали «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского. Наше воображение рисует прекрасные картины осени. Как прелестны прозрачные дни, полные золотого света! В чистом голубом небе тает треугольник журавлей. И первый янтарный лист, слетевший с ещё зелёного клёна, и золотые прядки на листьях берёзы - всё это предвестники осени. В садах медленно умирают цветы. Даже море теряет свои краски, а синяя полоска лесов становится жёлтой».

(Песня «Журавлёнок» в исполнении квартета девочек).

3 участник. « В Древней Руси осенний месяц сентябрь был первой встречей осени и назывался в народе летопроводцем – проводами лета. Наши предки трижды встречали осень. 1-го сентября – первый праздник осени пли осенины. 8-го - вторые, а третьи осенины 14 сентября, когда «хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлёт пошла». Праздники длились 2 недели. Девушки и женщины рубили капусту и пели, пряли, вязали, шили, шутили. Видимо, отсюда и пошло название этого периода «бабье лето».

Есть время природы особого света, Неяркого солнца, нежнейшего зноя.

Оно называется бабье лето

И в прелести спорит с самою весною.

4 участник. И вот сентябрь! замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбких вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виётся вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Безмолвен лес, беззвучны небеса!

(Евг. Баратынский)

(На экране репродукция картины В.Поленова «Золотая осень»).

    участник. «Чуден лес осенью! Ярко светлеет на солнце полянка. Художники целые дни проводят в лесу с мольбертами - на холстах возникают багровые гроздья рябины, позолоченные берёзки, клёны, охваченные рыжим пламенем, лесная тропинка, уходящая в сиреневую даль... Многих знаменитых художников вдохновляла осенняя пора. Близок каждому русскому человеку замечательный пейзаж Василия Поленова «Золотая осень». Поленов пронзительно ощущал природу, захлёбывался той большой радостью, которую она ему дарила. Глядя на картину, обжигаешься червонным золотом и прорывающимся зелёным буйством золотой осени. И невольно вспоминаешь стихи Бунина».

    участник. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

7 участник. Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

«Вот и прошло время, когда осень распоряжается на земле полновластной хозяйкой. Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился. По колено в листьях стоят деревья. Вдруг налетит ветер - закружит пёстрый смерч.

Этому месяцу римляне дали название OKTOBER. то есть «восьмой». Ведь в те далёкие времена с марта начинался новый год. По-русски это латинское слово звучит весьма торжественно и достойно, куда лучше, чем данная октябрю на Руси кличка «грязник».

8 участник исполняет на фортепиано пьесу «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, на фоне музыки слова.

9 участник. Ещё осенние туманы

Не скрыли рощи златотканой;

Ещё и солнце иногда

На небе светит, и порою

Летают низко над землёй

Унылых ласточек стада,

Но листья жёлтыми коврами

Шумят уж грустно под ногами,

Сыреет пёстрая земля;

Куда ни кинешь, взор пытливый

Встречает высохшие нивы

И обнажённые поля.

И долго ходишь в вечер длинный

Без цели в комнате пустынной...

Всё как-то пасмурно молчит;

Лишь бьётся маятник докучный,

Да ветер свищет однозвучно,

Да дождь под окнами стучит.

(Алексей Апухин)

10 участник. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. (А.С.Пушкин)

11 участник. Медленный танец с жёлтыми листьями в исполнении ученицы под вальс №3 Шопена.

12 участник. Суровой осени печален поздний вид.

Уныло спят безмолвные растенья.

Над крышами пустынного селенья

Заря небес болезненно горит.

Закрылись двери маленьких избушек,

Сад опустел, безжизненны поля,

Вокруг деревьев мёрзлая земля

Покрыта ворохом блестящих завитушек,

И небо хмурится, и мчится ветер к нам,

Рубаху дерева сгибая пополам.

«Суровой осенью» называет этот месяц Николай Заболоцкий. И действительно, свинцовые длинные ливни уже стёрли яркие осенние краски. Сыплет белый снег на чёрную землю. Всё двухцветное и рябое. Одно небо ровное - серое и глухое. Ни звонкого голоса, ни гулкого эха. Всё как-то исподволь, шёпотом. Стороной. То дряблая оттепель, то упругий мороз. Серо и сыро, пусто и глухо. Полузима - полуосень, полудень – полувечер».

13 участник. «Осени посвящали свои стихи Пушкин, Тютчев, Баратынский, Фет, Бунин, Есенин. Я хочу прочитать своё любимое
стихотворение Ф.Тютчева.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно - сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье, и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

14 участник. Ученица исполняет песню «Отговорила роща золотая» на стихи С.Есенина.

15 участник. «Ни одно время года не вызывало в Пушкине такого
очарования, как осень. Много чудесных строк он посвятил этой
поре. Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти.
Пушкин же само увядание природы изображает как могучее
проявление жизни.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

Поэт не устаёт признаваться в любви милой его сердцу поре:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой...

Он чувствует в себе огромный подъём жизненных сил:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод…

Каждую осень поэт испытывает необыкновенное вдохновение.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут;

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

16 участник. «Осень была любимым и наиболее плодотворным временем в творческой жизни Пушкина. Но никогда он так много не создавал произведений, как в болдинскую осень 1830 года, когда поэт был вынужден провести все три осенних месяца в своём имении Болдино. Здесь он окончил роман в стихах «Евгений Онегин», написал 4 маленьких трагедии, « Сказку о попе и о работнике его Балде», «Повести Белкина», стихотворную повесть «Домик в Коломне», «Историю села Горюхина», около 30 стихотворений и большое количество литературно - критических статей и заметок».

Звучит фрагмент увертюры к опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин», на фоне музыки слова.

17 участник. Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

«Летят по ветру багряные, жёлто-зелёные листья. Шуршат под ногами, горят ярко-оранжевым цветом гроздья рябины и близок день последнего листа. А осень даёт нам наказ: «Грусть напрасна, потому что жизнь прекрасна, если ты любишь голубое небо с плывущими белыми облаками, и леса с птичьим щебетаньем, и поля пшеничные, и курлыканье журавлей, цветущую нашу землю и свою родину, где ты родился».

18 участник исполняет на аккордеоне «Осенние листья» (муз. Б.Мокроусова).